Виды иностранных инвестиций. Динамика иностранных инвестиций в российскую экономику

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Финансы, деньги, кредит
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    283,85 Кб
  • Опубликовано:
    2015-12-07
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Виды иностранных инвестиций. Динамика иностранных инвестиций в российскую экономику

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Московский государственный индустриальный университет»

(ФГБОУ ВПО «МГИУ»)

Кафедра экономики (72)




КУРСОВАЯ РАБОТА

по курсу «Финансово-инвестиционный анализ»

на тему: «Виды иностранных инвестиций. Динамика иностранных инвестиций в российскую экономику»













МОСКВА 2015 г.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ

.1 Сущность, виды и экономическое значение иностранных инвестиций

.2 Современные тенденции рынка прямых иностранных инвестиций

. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В РОССИЙСКУЮ ЭКОНОМИКУ

.1 Ключевые проблемы привлечения иностранных инвестиций в экономику России

.2 Направления российской политики стимулирования иностранных инвестиций

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность использования иностранных капиталовложений в экономике России сегодня очевидна. Стремление к открытости экономики, повышение конкурентоспособности национального производства, завоеванию доверия на мировом рынке, участию в международном финансовом обмене обуславливает необходимость создания условий для привлечения иностранных инвестиций. Развитие многих бывших социалистических стран показывает, что появление внешних стратегических инвесторов, готовых и способных мобилизовать ресурсы для реструктуризации предприятий, сыграло немаловажную роль для экономического роста в этих странах. Особое значение иностранное инвестирование имеет для стран, вставших на путь рыночных преобразований. В бывших социалистических странах именно из-за отсутствия или пониженного реального спроса активы оказываются недооцененными - их рыночная стоимость, как правило, значительно ниже балансовой. Приток иностранного капитала как раз способен изменить ситуацию и способствовать значительному спросу на активы.

Привлечение иностранных инвестиций важно для России не только с точки зрения возможности увеличить реальные активы. Может быть, для нашего времени еще большее значение имеет тот факт, что иностранные инвесторы привносят с собой новую, более высокую культуру бизнеса.

По отношению иностранных инвесторов к работе на российском рынке можно судить о состоянии инвестиционного климата в России. В отличие от отечественных инвесторов, ограниченных правилами валютного регулирования, иной предпринимательской культурой, языком и потому ориентированных на работу в России, иностранные инвесторы значительно свободнее в выборе мест приложения своим капиталам. По динамике иностранных инвестиций можно судить о том реальном прогрессе, который происходит (или не происходит) в стране в отношении инвестиций.

В курсовой работе проведен анализ иностранных инвестиций в России. Показана динамика иностранных инвестиций, их основные виды, отраслевое и региональное распределение, состояние инвестиционного климата и другие аспекты, связанные с иностранными инвестициями в Российской экономике.

1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ

.1 Сущность, виды и экономическое значение иностранных инвестиций

Процессы глобализации и региональной экономической интеграции способствовали резкому усилению мобильности капитала. Частью общего процесса международного движения капитала является процесс международного инвестирования в огромных масштабах.

Вывоз капитала может осуществляться в денежной или товарной форме. В современных условиях вывоз капитала в денежной форме получает преимущественное развитие по сравнению с вывозом товаров. Суть явления сводится к изъятию части капитала из национального оборота в одной стране и включению в оборот в различных формах в другой стране. Таким образом, можно говорить о том, что за рубеж переносится не акт реализации прибыли, а сам процесс ее создания.

Большой размах вывоз капитала в денежной форме приобрел во второй половине XX в., что стало особенно явным после Второй мировой войны. Этому способствовала высокая степень интернационализации капиталистического производства. Центральным звеном процесса интернационального хозяйственного механизма стало развитие зарубежного производства. Опираясь на экспорт капитала, используя различные формы слияния и поглощений фирм, покупку их акций крупные промышленные и банковские компании создали за пределами своих стран громадную сеть филиалов, отделений, дочерних компаний, зависимых акционерных обществ, систему прямого и косвенного, открытого и завуалированного участия в капиталах национальных компаний.

Вывоз капитала в денежной форме может осуществляться в виде предпринимательского и ссудного капитала. Его вложения странами - инвесторами в виде имущественных и интеллектуальных ценностей в объекты предпринимательской и иной деятельности за рубежом называют иностранными инвестициями. Это общепринятое определение иностранных инвестиций, как правило, имеет конкретную интерпретацию в законодательстве разных стран, поэтому согласно Федерального закона от 9 июля 1999 г. № 160-ФЗ « Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» иностранные инвестиции - это вложения иностранного капитала в объекты предпринимательской деятельности на территории России (если эти объекты не изъяты из оборота или не ограничены в обороте федеральными законами) в виде принадлежащих иностранному инвестору объектов гражданских прав, а именно:

денег;

ценных бумаг (в иностранной валюте и в рублях);

иного имущества;

имущественных прав, имеющих денежную оценку;

исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальную собственность);

услуг и информации.

Все перечисленные виды объектов гражданского права соответствуют ст. 128 Гражданского кодекса РФ. Из числа этих объектов, согласно Федерального закона от 29 апреля 2008 г. № 57-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства», сделаны изъятия ограничительного характера, связанные с обязательным сохранением в собственности российских организаций определенных активов, с целью предотвращения установления со стороны иностранного инвестора контроля над подобными организациями и предприятиями.

Иностранными инвесторами по российскому законодательству могут быть:

иностранные юридические лица, иностранные организации, не являющиеся юридическими лицами, а так же иностранные граждане, гражданская правоспособность которых удостоверяется законодательством страны, где они соответственно учреждены или проживают, и которые по законодательству этой страны вправе осуществлять инвестиции на территории России;

лица без гражданства, постоянно проживающие за пределами Российской Федерации, гражданская правоспособность и дееспособность которых удостоверяется законодательством страны их постоянного места жительства и которые по этому законодательству вправе осуществлять инвестиции на территории России;

иностранные государства в соответствии с порядком, определяемым федеральными законами;

международные организации, которые в соответствии с международными договорами Российской Федерации вправе осуществлять инвестиции на ее территории.

Вложения иностранного капитала могут осуществляться в следующие объекты предпринимательской деятельности на территории России:

движимое и недвижимое имущество (здания, сооружения, оборудование и другие материальные ценности);

предприятия, полностью принадлежащие иностранным инвесторам (филиалы иностранных юридических лиц на территории России);

ценные бумаги (акции, облигации, паи, долевые участия, вклады, и др.);

имущественные права (в т.ч., права пользования землей и другими природными ресурсами), приобретаемые как самостоятельно иностранным инвестором, так и с участием юридических лиц и граждан России;

права на результаты интеллектуальной деятельности, часто определяемые как права на интеллектуальную собственность;

права на осуществление хозяйственной деятельности, предоставляемые на основе договора или закона.

Формами (способами, методами) вложений иностранного капитала в эти объекты могут быть:

инвестиции в форме государственных заимствований Российской Федерации, образующих ее государственный долг;

инвестиции в форме вкладов в акционерный капитал российских предприятий;

инвестиции в форме вложений в ценные бумаги российских эмитентов;

иностранные кредиты;

финансовые кредиты российским предприятиям;

международный лизинг.

учетом вышеизложенного механизм реализации иностранных инвестиций в Российской Федерации выглядит следующим образом (рис. 1)

Рис. 1 Механизм реализации иностранных инвестиций в Российской Федерации

Классификация иностранных инвестиций осуществляется по следующим признакам:

. По страновому признаку:

иностранные инвестиции - вложения иностранных инвесторов в экономику страны - реципиента.

зарубежные (заграничные) инвестиции - вложения национальных (местных) экономических субъектов за рубежом.

. По характеру использования:

предпринимательские иностранные инвестиции - прямые или косвенные вложения в различные виды бизнеса за рубежом, направленные на получение тех или иных прав на извлечение прибыли в виде дивидендов.

.2. ссудные иностранные инвестиции связаны с предоставлением средств на заемной основе с целью получения процента.

. По формам собственности на инвестиционные ресурсы:

государственные иностранные инвестиции - средства государственных бюджетов, направляемые за рубеж по решению правительственных и межправительственных организаций. Могут предоставляться в виде государственных займов, государственных кредитов, грантов, помощи.

частные (негосударственные) иностранные инвестиции - средства частных инвесторов, вложенные в объекты инвестирования, размещенные вне территориальных пределов данной страны.

смешанные иностранные инвестиции - вложения, осуществляемые за рубежом совместно государством и частными инвесторами.

прямые иностранные инвестиции (ПИИ) - вложения иностранных инвесторов, дающие им право контроля и участия в управлении деятельностью предприятия (коммерческой организации) на территории другого государства.

портфельные иностранные инвестиции - вложения иностранных инвесторов в зарубежные ценные бумаги с целью получить или увеличить доходы в форме дивидендов, процентов или разницы биржевых котировок. Сюда относятся вложения иностранных инвесторов в акции, облигации, векселя, другие долговые обязательства, государственные и муниципальные ценные бумаги.

прочие иностранные инвестиции включают в себя:

торговые кредиты (предварительная оплата импорта или экспорта и предоставление кредитов для оплаты импорта или экспорта);

прочие (кроме торговых) кредиты, полученные от иностранных инвесторов;

кредиты, полученные от международных финансовых организаций - Всемирного банка, Международного валютного фонда (МВФ), Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) и др.;

банковские вклады - валютные счета иностранных инвесторов в банках страны - реципиента;

двусторонние инвестиционные кредиты.

Деление иностранных инвестиций на прямые, портфельные и прочие является наиболее важным и потому наиболее распространенным в экономической литературе, поэтому данные разновидности иностранных инвестиций следует рассмотреть подробнее.

Прямые иностранные инвестиции (далее - ПИИ) являются вложением капитала во имя получения долгосрочного интереса и представляют собой основную форму экспорта частного предпринимательского капитала, обеспечивающую установление эффективного контроля и дающую право непосредственного распоряжения над иностранной компанией. Международный валютный фонд (МВФ) дает следующее определение: «ПИИ - инвестиции, осуществляемые для участия в прибылях предприятия, действующего на иностранной территории, причем целью инвестора является право непосредственного участия в управлении предприятием». Согласно классификации ЮНКТАД (Комиссии ООН по торговле и развитию) к ПИИ относятся те зарубежные вложения, которые предусматривают долговременные отношения между партнерами и предполагают постоянное вовлечение в них экономического агента из одной страны (иностранный инвестор или материнская фирма) с его контролем за хозяйственной организацией, расположенной в стране, не являющейся местом пребывания инвестора.

Для ПИИ характерны следующие особенности:

инвесторы, как правило, лишаются возможности быстрого ухода с рынка;

бóльшая степень риска и бóльшая сумма, чем при портфельных инвестициях;

более высокий срок капиталовложений, в силу чего они более предпочтительны для стран - импортеров иностранного капитала.

Основными способами осуществления ПИИ являются:

создание за границей собственного филиала или предприятия, находящегося в полной (100%-ной) собственности инвестора; это так называемое инвестирование «с нуля»;

приобретение или поглощение зарубежных предприятий;

финансирование деятельности зарубежных филиалов, в том числе за счет внутрикорпорационных займов и кредитов, предоставляемых материнской компанией своему зарубежному филиалу;

приобретение прав пользования землей (включая аренду), природными ресурсами и иных имущественных прав;

приобретение прав на использование определенных технологий, ноу-хау и др.;

приобретение акций или паев в уставном капитале иностранной компании, обеспечивающих инвестору право контроля за деятельностью предприятия (такие участия иногда называют мажоритарными);

реинвестирование прибыли, полученной инвестором, в стране размещения филиала или совместного предприятия.

В разных странах доля, дающая право контроля, определяется по-разному. По определению того же МВФ, иностранные инвестиции считаются прямыми в случае, если иностранный собственник владеет не менее 25% уставного капитала акционерного общества. По американскому законодательству эта доля составляет не менее 10%, в странах Европейского союза (ЕС) - 20-25%, а в Канаде, Австралии, Новой Зеландии - 50%.

Закон «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» к ПИИ относит:

приобретение иностранным инвестором не менее 10% доли (долей вклада) в уставном (складочном) капитале коммерческой организации, созданной или вновь создаваемой на территории Российской Федерации. Законом установлен минимальный размер таких вложений, что бы максимально облегчить иностранному инвестору задачу получения возможности управления российским предприятием;

вложение капитала в основные фонды филиала иностранного юридического лица, создаваемого (созданного) на территории Российской Федерации;

осуществление на территории Российской Федерации иностранным инвестором как арендодателем финансовой аренды (лизинга) оборудования таможенной стоимостью не менее 1 млн. руб.

Основными способами привлечения ПИИ в экономику России являются: создание совместных предприятий (в том числе путем продажи зарубежным инвесторам крупных пакетов акций российских акционерных обществ); регистрация на территории России предприятий, полностью принадлежащих иностранному инвестору; привлечение иностранного капитала на основе концессий или соглашений о разделе продукции (СРП); создание особых экономических зон (ОЭЗ), направленное на активное привлечение зарубежных инвесторов в определенные регионы страны.

Именно ПИИ имеют приоритетное значение для страны - реципиента вообще и для России в частности в силу следующих своих возможностей:

. Позволяют покрыть дефицит денежных ресурсов отечественных компаний и фирм на ускоренное и широкомасштабное переоснащение производственной базы. Все другие виды иностранных инвестиций носят, преимущественно, спекулятивный характер и потому являются деньгами «короткими», не позволяющими реализовать подобную задачу. ПИИ являются хорошим дополнительным источником средств для обновления и расширения основного капитала, реализации инвестиционных проектов и программ, обеспечивающих оживление и подъем экономики, насыщение внутреннего рынка конкурентоспособными товарами и услугами.

. Обеспечивают заимствование квалифицированного менеджмента, т. к. вместе с финансовыми ресурсами в страну поступает опыт зарубежного инвестора по управлению деятельностью объекта инвестирования. ПИИ представляют собой не только источник средств для внедрения новой технологии, но и возможность применения современных методов управления маркетинга. Будучи направленными в конкретные объекты, они предполагают обучение персонала эффективным методам управления и освоению рыночных механизмов хозяйствования.

Активизируют инвестиционный процесс в силу присущего любым инвестициям мультипликативного эффекта, способствуют освоению и закреплению опыта функционирования рыночной экономики, присущих ей «правил игры», что приводит к притоку иностранного капитала, дает инвестору уверенность в возврате вложенных средств с достаточной прибылью и ускоряет формирование в стране инвестиционного климата, благоприятного как для зарубежных, так и для отечественных инвесторов.

Ускоряют процесс включения региональной и отраслевой экономики в мировое хозяйство, развитие эффективных интеграционных процессов, благоприятствуют использованию преимуществ международного разделения и кооперации труда, нахождению ниш в мировом хозяйстве и рынке, ускоряют развитие отраслей и регионов, способствуют выравниванию этого развития, т.к. возможность привлечь иностранный капитал имеет любой субъект (муниципальное образование) Российской Федерации и любое предприятие страны.

Способствуют росту занятости и повышению социально-экономической стабильности страны (региона), т.к. создают стационарные рабочие места, что не свойственно другим видам иностранных инвестиций.

В отличие от займов и кредитов не ложатся дополнительным бременем на внешний долг и даже способствуют получению средств для его погашения.

Стимулируют развитие производства импортозамещающей и экспортной продукции с высокой долей добавленной стоимости. Только прямые иностранные инвестиции реализуют задачу структурной перестройки экономики страны-реципиента, заключающейся в переходе от сырьевых отраслей к перерабатывающим и от простых видов продукции к сложным.

Портфельные (финансовые) иностранные инвестиции - вложения в иностранные акции, облигации, паи, векселя и иные ценные бумаги, доля которых в капитале компаний ниже предела, обозначенного для прямых инвестиций. Для Российской Федерации они составляют менее 10% в уставном (складочном) капитале компании.

Портфельные инвестиции вообще - основной источник средств для финансирования акций, выпускаемых организациями, крупными корпорациями и частными банками страны - реципиента. Целью же портфельных иностранных инвестиций является вложение средств зарубежных инвесторов в ценные бумаги наиболее прибыльно работающих предприятий страны - заемщика. При этом необязательны создание новых производственных мощностей и контроль за их использованием, инвестор в данном случае полагается в управлении реальными активами на других. Как правило, он просто покупает существующие ценные бумаги, приобретая права на будущий доход. В большинстве случаев такие инвестиции производятся на рынке свободно обращающихся ценных бумаг.

Основные способы портфельного инвестирования включают:

покупку ценных бумаг на рынках других стран;

покупку ценных бумаг иностранных компаний в своей стране;

вложение капитала в международные инвестиционные (паевые) фонды.

Портфельный инвестор, в отличие от прямого, занимает позицию стороннего наблюдателя по отношению к предприятию - объекту инвестирования и, как правило, не вмешивается в управление им. Портфельные иностранные инвестиции не обеспечивают контроля за заграничными компаниями, ограничивая прерогативы инвестора получением доли прибыли (дивидендов). Но в ряде случаев международные корпорации реально контролируют иностранные компании, обладая портфельными инвестициями, в силу двух следующих обстоятельств:

Значительной распыленности акций среди миноритарных инвесторов.

Наличия дополнительных договорных обязательств, ограничивающих оперативную самостоятельность иностранной компании. Имеются в виду лицензионные соглашения, контракты на маркетинговые услуги и техническое обслуживание.

В России с помощью средств портфельных инвесторов возможно решение следующих экономических задач:

пополнение собственного капитала российских предприятий с целью долгосрочного развития путем размещения акций российских акционерных обществ среди зарубежных портфельных инвесторов;

пополнение федеральных и местных бюджетов Российской Федерации путем размещения среди иностранных инвесторов государственных и муниципальных долговых ценных бумаг соответственно;

реструктуризация внешнего долга Российской Федерации путем его конвертации в государственные облигации с последующим размещением их среди зарубежных инвесторов.

Как любое сложное экономическое явление вложения иностранных капиталов могут оказывать на экономику страны и положительное, и отрицательное воздействие.

Так к положительным последствиям относятся:

увеличение объема реальных капиталовложений, ускорение темпов экономического развития и улучшение платежного баланса страны;

поступление передовой иностранной технологии, организационного и управленческого опыта, результатов инноваций, воплощаемых в новой технике, патентах, лицензиях, ноу-хау и т.д.;

повышение уровня занятости и квалификации местной рабочей силы, а также производительности её труда;

расширение экспорта и поступление иностранной валюты;

увеличение налоговых поступлений;

уровня жизни и покупательной способности населения;

использование более высоких стандартов качества окружающей среды, расширение доступа к более чистой технологии, снижение общего уровня загрязнения окружающей среды;

развитие инфраструктуры и сферы услуг;

повышение доверия к стране, что позволит привлечь новых иностранных инвесторов;

усиление конкуренции в национальной экономике и снижение уровня ее монополизации;

оздоровление социально-культурной обстановки в стране, распространение международных стандартов не только в производстве, но и в потреблении.

Отрицательные последствия привлечения иностранных капиталов заключаются в следующем:

репатриация капитала и перевод прибыли в различных формах (дивиденды, проценты, роялти и др.), что ухудшает состояние платежного баланса принимающей стороны;

увеличение импорта оборудования, материалов и комплектующих, требующее дополнительных валютных расходов;

подавление местных производителей и ограничение конкуренции;

усиление зависимости национальной экономики от иностранных государств, угрожающее экономической и политической безопасности страны-заемщика;

игнорирование иностранными инвесторами местных условий и особенностей;

возможная деформация структуры экономики страны - реципиента;

упадок традиционных отраслей национальной экономики;

ослабление стимулов для реализации национальных инновационных проектов вследствие ввоза иностранных технологий, что в конечном счете может привести к усилению технологической зависимости;

ухудшение состояния окружающей среды в результате перевода в страну «грязных» производств и хищнической эксплуатации местных ресурсов;

негативное воздействие на социально-культурные условия, связанное с игнорированием национальных традиций и особенностей, с насаждением чуждых принимающей стране стандартов и ценностей, а также форм организации производства и образа жизни.

Путем всемерного использования возможностей иностранных инвестиций и минимизации их негативных последствий привлечение иностранного капитала в российскую экономику должно способствовать решению следующих проблем социально-экономического развития нашей страны:

освоение невостребованного научно-технического потенциала России, особенно на конверсионных предприятиях военно-промышленного комплекса;

продвижение российских товаров и технологий на внешний рынок;

содействие расширению и диверсификации экспортного потенциала и развитию импортозамещающих производств в отдельных отраслях;

содействие притоку капитала в трудоизбыточные регионы и районы с богатыми природными ресурсами для ускорения их освоения;

создание новых рабочих мест и освоение передовых форм организации производства;

освоение опыта цивилизованных отношений в сфере предпринимательства;

содействие развитию производственной инфраструктуры.

.2 Современные тенденции рынка прямых иностранных инвестиций

Роль иностранных инвестиций для экономики любого государства очень существенна и по своей важности превышает внутренние инвестиции. Это обусловлено тем, что иностранные инвестиции поступают не только в денежном эквиваленте, но также могут быть представлены современными технологиями, новыми методами управления, а также высококвалифицированными специалистами. Однако для их привлечения необходима грамотная инвестиционная политика государства, которая должна гарантировать иностранным инвесторам политическую и экономическую стабильность ведения бизнеса, обеспечивать создание благоприятного налогового климата.

Из всех видов иностранных инвестиций именно прямые иностранные инвестиции (ПИИ) являются одним из основных факторов экономической глобализации и развития современной мировой экономики. С каждым годом их потоки в экономику развитых, развивающихся стран, а также стран с переходной экономикой поступательно увеличиваются в объёме. Это подтверждают данные Конференции ООН по торговле и развитию (UNCTAD), опубликованные в ежегодном Докладе о мировых инвестициях в 2014 г.

В соответствии с данными, представленными на рис. 2, потоки прямых иностранных инвестиций имеют нестабильный характер, особенно это заметно в экономике развитых стран. Так, в период с 2000 по 2003 г. наблюдается резкий спад с позиции рекордного показателя, равного 1142 млрд. долл., до 389 млрд. долл. За четыре года общий объём прямых иностранных инвестиций сократился почти в 3 раза. Однако в последующие пять лет, с 2003 по 2007 г., наблюдается резкое увеличение иностранных вложений в экономику развитых стран до 1323 млрд. долл. Далее опять наблюдается нисходящая тенденция рассматриваемого показателя, что обусловлено мировым финансовым кризисом. Затем снова уровень иностранных инвестиций в развитые экономики то повышается, то понижается.

Рис. 2 Потоки ПИИ в региональном разрезе за период 2000-2013 гг. [3]

Такая тенденция может характеризоваться различными причинами, основной из которых является количество операций по трансграничным слияниям и поглощениям (СиП). Данный показатель - главный катализатор для прямых иностранных инвестиций с конца 1980-х гг. и влияет на их поток в экономику развитых стран как положительно, так и отрицательно. Так, в 2000 г. доля стоимости сделок слияния и поглощения в общем объёме прямых иностранных инвестиций превысила 80%. На данном этапе трансграничные сделки являлись основным инструментом привлечения ПИИ в экономику развитых стран. Уже в 2002 г. наблюдалось снижение объёма трансграничных операций по СиП, и именно в этот период приток ПИИ в США, страны Европейского союза и Японии стал сокращаться. Так, для США данный показатель уменьшился до 30 млрд. долл. Для страны с крупнейшей экономикой в мире это был самый низкий показатель с 1992 г., который составил лишь одну десятую часть от уровня 2000-2001 гг. [4]

Обращает на себя внимание положительная тенденция в отношении привлечения ПИИ в развивающиеся страны - к 2013 г. их объемы превысили значения инвестиций в развитые страны. Причиной этого является изменение многими странами законодательства в сторону либерализации для привлечения зарубежных капиталовложений, что, как следствие, приводит к росту её экономики. В отличие от развитых стран, развивающиеся страны формируют специальное законодательство, направленное на стимулирование притока ПИИ. Несмотря на то что большинство из них идут по пути развитых стран, активизируя косвенные методы, в то же время активно используется практика применения административных рычагов и прямого участия государства в инвестиционном процессе. Особенно сильна роль государства в азиатских странах. Кроме того, в условиях дефицита внутренних инвестиционных ресурсов создаются привилегированные условия для иностранных инвесторов, наряду с которыми действуют ограничения, направленные на защиту отечественного рынка от иностранного контроля над собственностью, обеспечение занятости местного населения и передачу технологического опыта. Активно используется структурно-селективная отраслевая политика привлечения инвестиций, а также комплексные механизмы стимулирования, а именно формирование и функционирование особых экономических зон [4]

По итогам 2013 г. Российская Федерация входит в тройку лидеров по привлечению прямых иностранных инвестиций. С 2000 по 2013 г. объём совокупных зарубежных капиталовложений в страну возрос практически в 16 раз. Однако при этом стоит отметить, что поступающие в экономику Российской Федерации иностранные инвестиции носят достаточно специфический характер по своей структуре.

В соответствии с рис. 3 за период 2000-2013 гг. в структуре привлеченных иностранных инвестиций в экономику Российской Федерации преобладающими являются прочие инвестиции. Если говорить точно, то за данный период они составили примерно 81% от общего объёма поступивших иностранных инвестиций. К данной категории относятся торговые кредиты и банковские вклады, которые представляют собой короткие, или «горячие», деньги, быстро изымаемые из экономики страны. Если обратить внимание на годы, когда экономику России и мировую экономику в целом испытывал финансово-экономический кризис, можно увидеть максимальный рост прочих инвестиций. Причиной такого количества прочих инвестиций является маломощность и слабость отечественной банковской системы, из-за чего российские предприятия вынуждены привлекать зарубежные кредиты.

Доля портфельных инвестиций в общем потоке иностранных инвестиций за 2000-2013 гг. составляет всего 1%. За рассматриваемый период максимальное значение притока иностранных портфельных инвестиций приходится на 2007 г. и составляет 4194 млн. долл.

Доля ПИИ за 2000-2013 гг. составляет всего 18% от общего объёма иностранных инвестиций. На рис. 2 отчётливо виден рост ПИИ за 2005-2008 гг. Данный положительный тренд подтверждается опросом иностранных инвесторов «Россия как объект инвестиций» в рамках группы Консультативного совета по иностранным инвестициям при Правительстве РФ (КСИИ) по улучшению инвестиционного имиджа России за рубежом, который был проведён в 2006 г. По общему мнению участников, 2005 г. оказался позитивным в отношении иностранных инвестиций в Россию. Результаты исследования показывают, что большинство иностранных инвесторов планировали активное расширение деятельности своих компаний на российском рынке: 94% опрошенных компаний указали на расширение своих деловых операций, а 91% - на увеличение объемов инвестиций в Россию. Более 51% участников опроса отметили положительную динамику инвестиционного климата в регионах. Главными преимуществами на 2006 г. России для привлечения иностранных инвестиций были растущие доходы населения, огромный размер рынка, избыток природных богатств и талантливых людей, а также политическая и макроэкономическая стабильность. Как недостатки были выделены следующие показатели: актуальность проблем коррупции и бюрократических препон [4].

В 2007 г. приток прямых иностранных инвестиций в Россию вырос на 70,3% и составил 48,9 млрд. долл. В 2006 г. прирост ПИИ в Россию был выше - 94,%, а их объем составил 28,7 млрд. долл. США, что привело к увеличению темпа иностранных вложений практически в два раза и позволило занять России третье место среди развивающихся стран. В 2007 г. она осталась в тройке развивающихся государств, после Китая и Гонконга, и заняла 7-е место в мире [7].

По данным Федеральной службы государственной статистики, приток прямых иностранных инвестиций в экономику России в 2013 г. увеличился по сравнению c предыдущим годом на 39,9% и был равен 26,1 млрд. долл. На резкое увеличение притока иностранных инвестиций повлияли следующие факторы: 1) покупка компанией «Роснефть» 18,5-процентной доли ТНК-BP, которая оценивается в 57 млрд. долл. США; 2) активность российского рынка слияний и поглощений. Кроме этого между Департаментом финансов Абу-Даби (ОАЭ) и Российским фондом прямых инвестиций (РФПИ) было заключено соглашение, в рамках которого стороны договорились инвестировать 5 млрд. долл. в российские инфраструктурные проекты. Тогда Россия впервые вышла на третье место по инвестиционной привлекательности после США и Китая. Приток прямых иностранных инвестиций достиг 71 млрд. евро, что на 83% выше показателя 2012 г.

Рис. 3 Динамика поступления иностранных инвестиций в РФ в 2000-2013 гг. [6]

В 2014 г. объем прямых иностранных инвестиций уменьшился на 70% и составил 19 млрд. долл. Причиной такого сокращения послужил отказ от инвестиций крупных нефтегазовых компаний из развитых стран.

В отраслевом разрезе лидером по привлечению иностранного капитала является обрабатывающее производство. За период с 2008 по 2013 г. приток иностранных инвестиций характеризовался положительным трендом и в 2013 г. составил более половины от общего объёма анализируемого показателя. На обрабатывающее производство приходится наибольшее количество инвестиционных проектов и новых рабочих мест. Кроме того, приоритетными отраслями для иностранных инвесторов являются добыча полезных ископаемых, оптовая и розничная торговля, а также финансовая деятельность (см. рис. 4).

В территориальном разрезе лидером по привлечению иностранных инвестиций за 2008-2013 гг. является Центральный федеральный округ. Доля зарубежных капиталовложений за рассмотренный период составила 552 024 млн. долл., что в общем объёме привлечённых иностранных инвестиций в экономику РФ составило в среднем 67%. Москва, Санкт-Петербург, Московская область по-прежнему остаются ключевыми «центрами притяжения» иностранных инвестиций, в частности именно прямых. Федеральные округа, в которых расположены нефтегазовые месторождения (Сибирский, Дальневосточный и Уральский федеральные округа), также обеспечивают себе постоянный приток иностранного капитала.

Данные, представленные в табл. 1 показывают, что иностранные инвестиции распределяются по федеральным округам РФ неравномерно. Основную долю инвестиций получают федеральные округа, находящиеся в географической близости к Европе. Одним из решений для регионов, сталкивающихся с проблемой недостаточной инвестиционной активности, может стать взаимодействие с азиатскими инвесторами. В то время как европейские компании предпочитают вести бизнес в регионах европейской части России, инвесторы из Китая и Японии все чаще входят в регионы Дальневосточного и Сибирского федеральных округов. В частности, китайские инвесторы наращивают активность в приграничных регионах России. Благодаря активным вложениям инвесторов из Китая в экономику таких регионов, как Забайкальский край, Еврейская АО и Амурская область, этим субъектам удалось войти в число 30 лучших регионов 2013 г.

Рис. 4 Отраслевая структура иностранных инвестиций в российскую экономику за 2008-2013 гг.[6]

Таким образом, прямые иностранные инвестиции в экономику России носят далеко не приоритетный характер, хотя государство заинтересовано в привлечении иностранных инвестиций именно этого вида. Зарубежные инвесторы хоть и признают такие преимущества инвестирования, как объём рынка, ускорение темпов роста российской экономики, высокое качество и низкая стоимость рабочей силы, а также российский технологический и научный потенциал, однако выделяют и значительные недостатки, иногда перекрывающие все достоинства, - это недоработки нормативно-правовой базы, коррупция и бюрократия, а на данном этапе к этим проблемам добавилась экономическая и политическая нестабильность как в России, так и за её пределами. Значительная доля поступающих в Россию ПИИ - результат так называемого «круговорота капитала» (round-tripping), явления, при котором поступающие в страну инвестиции возникают в результате возвращения капитала, ранее выведенного в оффшорные юрисдикции. Практически все ПИИ, поступающие из Кипра или Британских Виргинских островов, имеют российское происхождение, что подтверждается, в частности, тем, что указанные территории входят одновременно в число крупнейших инвесторов в российскую экономику и в число крупнейших реципиентов российских инвестиций.

Эксперты выделяют такие проблемы в экономике России, как неэффективность и неконкурентоспособность, куда, как правило, относят избыточную монополизацию, высокие процентные ставки и дорогие кредиты. Кроме этого с IV квартала 2014 г. началось резкое снижение цен на нефть, от которой зависит экономика России. По заявлениям главы британской нефтегазовой компании ВP Роберта Дадли на конференции Oil&Money, «более низкие цены ударят по России сильнее, чем санкции». Падение цен на нефть в 2014 г. уже внесло вклад в обрушение рубля, что, как следствие, подрывает экономику страны и развитие экономических отношений с другими странами.

На этом фоне появляется ещё одна проблема для экономики Российской Федерации - многократное увеличение масштабов бегства капитала. По официальным данным Банка России, за 2014 г. было вывезено рекордное количество капитала: чистый вывоз капитала частным сектором составил 151,5 млрд. долл. США. В сравнении с 2013 г. данный показатель увеличился практически в 2,5 раза. Причиной роста оттока капитала считаются санкции, закрывшие рефинансирование на внешних рынках и напугавшие иностранных инвесторов. В табл. 2 проиллюстрирован чистый ввоз/вывоз капитала частным сектором в 2005-2014 гг. За четырнадцать лет положительная динамика ввоза капитала прослеживается только в 2006 и 2007 гг. Отсутствие доступа к финансированию на внешних рынках привело к масштабному бегству капитала в 2014 г., который выше, чем при финансово-экономическом кризисе 2008 г. Главный экономист Deutsche Bank в России Ярослав Лисоволик отмечает ещё одну причину оттока капитала из страны: «На декабрь (2014 г.) пришелся пик обесценивания рубля, что усилило конверсию средств населения - люди меняли свои рубли на доллары, и это стало дополнительным импульсом оттока капитала». По прогнозам Центрального Банка РФ, в 2015 г. рекорд по оттоку капитала 2014 г. побит не будет из-за снижения объема выплат по внешнему долгу.

Таким образом, можно говорить о том, что действующие инвестиционные механизмы пока не позволяют преодолеть, а порой усиливают сложившиеся негативные факторы инвестиционного процесса в Российской Федерации. Надо обратить особое внимание на создание всех необходимых условий для привлечения иностранных инвестиций в различные секторы экономики. При этом необходимо создавать такие условия, чтобы инвесторы были уверены, что их вложения будут гарантированы политикой государства что, в свою очередь, повысит доверие к российской экономике и поможет обеспечить приток иностранных инвестиций.

2. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В РОССИЙСКУЮ ЭКОНОМИКУ

.1 Ключевые проблемы привлечения иностранных инвестиций

в экономику России

Трудности, с которыми сталкиваются инвесторы, сдерживают инвестиционные потоки в РФ. В этой связи, для улучшения инвестиционного климата России необходимо обратить пристальное внимание на слабые стороны ее инвестиционной системы.

Следует отметить, что актуальность исследования инвестиционной деятельности РФ в части взаимодействия с иностранными государствами исходит из необходимости определения наиболее привлекательных для инвесторов сфер экономики, а также выявление слабых отраслей с недостаточными объемами иностранного инвестирования. Это, в свою очередь, позволит государству предпринимать необходимые меры для привлечения иностранных инвесторов в отрасли, которые непосредственно влияют на экономическое состояние страны.

На сегодняшний день российская экономика стала неэффективной и неконкурентоспособной. В силу избыточной монополизации, высоких процентных ставок, дорогих кредитов, искусственно завышенного курса рубля, безудержно дорожающих ГСМ, растущих тарифов и коррупционных поборов. В этой связи экономике России уже не в силах помочь стабилизироваться устойчиво дорогая нефть, так ещё и многократно возросли масштабы оттока капитала из Российской Федерации.

Согласно официальным данным денежного регулятора, в первом квартале 2014 г. в России начался масштабный инвестиционный кризис - иностранные капиталы практически полностью перестали поступать в отечественную низкопередельную, сырьевую и деиндустриализированную экономику. Более того, удушающая денежно-кредитная и налогово-бюджетная политика в совокупности с спровоцированной ЦБ РФ паникой на валютном рынке и геополитической обстановкой вокруг Крыма привели к тому, что начало 2014 г., с точки зрения инвестиционных потоков, оказалось худшим с 2009 г.

Во II квартале 2014 года под влиянием роста цен на нефть и роста объемов экспорта нефтепродуктов и газа экспорт энергоносителей повысился до 91,3 млрд. долл. по сравнению с 83,9 млрд. долл. годом ранее. В условиях ослабления курса рубля и стагнации экономики импорт товаров сократился в I квартале 2014 г. до 80,2 млрд. долл. по сравнению с 84,5 млрд. долл. во II квартале 2013 года.

Снижение доходности компаний, осуществляющих ПИИ, привело к уменьшению прибыли инвесторов, занимающихся прямыми иностранными инвестициями, до 28,1 млрд. долл. во II квартале 2014 года по сравнению с 31,4 млрд. долл. аналогично периода 2013 года. Это наглядно демонстрирует дисбаланс инвестиционной активности, а именно в экономику РФ не хотят вкладывать капиталы как иностранные инвесторы, так и российские, на долю которых приходится от 60 до 70% суммарного притока иностранного капитала, притекающего в Россию из оффшорных юрисдикций (Кипр, Нидерланды, Люксембург, Британские - Виргинские острова и т.д.).

Из Российской Федерации в 1-м квартале 2014 года вывод капитала юрисдикций (Кипр, Нидерланды, Люксембург, Британские - Виргинские острова и т.д.) составил свыше 4,5 млрд. долл., что в 3 раза превышает отток «горячих» капиталов в январе-марте 2013г. (1,2 млрд. долл.).

В результате ухудшается ситуация с платежным балансом России - финансовые спекулянты успешно вывозят свои капиталы из отечественной финансовой системы на фоне разрастания кризисных явлений в экономике, упадка в промышленности, хаоса на валютном рынке, роста цен, ужесточения монетарной политики со стороны Центрального Банка России, фискального фетишизма Минфина, беспрецедентного с 1997 г. секвестра бюджетных расходов, обострения дефицита денег и кризиса ликвидности на межбанковском рынке, удорожания кредитов, рисков понижения суверенного кредитного рейтинга России и крупнейших эмитентов.

Аналогичные тенденции наблюдаются в банковском секторе: объём привлечённых инвестиций сократился более чем в 3 раза - с 7,3 до 2,1 млрд. долл. Привлечение иностранных кредитов, займов и спекулятивных портфельных инвестиций в объёме 3,6 млрд. долл. в январе-марте 2013г. сменилось оттоком капитала в объёме 3,1 млрд. долл. [14].

Помимо того, что прекратили поступать иностранные инвестиции в российскую экономику, так к тому же многократно снизился масштаб инвестиций российских компаний и банков за рубежом. Кроме этого, сами российские крупные бизнесмены больше не видят перспективы в российской экономике, не хотят возвращать деньги из оффшоров и не поддерживают идею президента о деоффшоризации экономики. С другой стороны, для российских компаний и банков закрываются внешние рынки долгового и акционерного капитала, что в совокупности с истерией вокруг введения санкций со стороны Запада автоматически усложнить и без того непростую ситуацию с рефинансированием внешних долгов и займов российскими компаниями.

В целом же, структура привлечения иностранного капитала частным сектором весьма показательна - из притекших 16,4 млрд. долл. порядка 11,9 млрд. составили прямые инвестиции, больше половины которых приходится на внутрифирменные кредиты и займы иностранных компаний своим дочерним организациям в России. 9,2 млрд. приходиться на иностранные кредиты и займы, тогда как портфельные инвестиции и прочие инвестиции составили -4,5 и -0,2 млрд. долл. соответственно [14].

В первом квартале 2014 г. прямые зарубежные инвестиции российских компаний сократились в 4 раза (с 65,4 млрд. долл. в январе-марте 2013 г. до 14,6 млрд. в аналогичном периоде 2014 г.). При общем сокращении иностранных капиталовложений российских промышленников на 40% (с 74,3 до 43,2 млрд. долл.). При этом фиксируется скачкообразный рост покупки иностранной валюты со стороны нефинансового сектора и, в частности, населения - на фоне хаотичных действий Центрального Банка России и мощной девальвации рубля (более чем на 11% по итогам января- сентября 2014 г.) началась масштабная распродажа рубля и бегство в иностранную валюту с целью сохранения покупательной способности своих сбережений и минимизации валютных рисков [13].

Почти втрое увеличились зарубежные инвестиции в производство кокса и нефтепродуктов. Интерес к этой отрасли стал расти после кризиса, но столь массированного увеличения потока никогда не происходило. Учитывая кризис в отечественной металлургии, ясно, что основные средства направляются на нефтепереработку. В связи с повышением требований к топливу, проводится активная модернизация нефтеперерабатывающих заводов. Вложения в нефтепереработку в 2013 году составили треть от всех иностранных инвестиций и 60% из того, что досталось обрабатывающим секторам.

В сумме топливный сектор (добыча и переработка) получили 36,8% всех иностранных инвестиций прошлого года - самая высокая доля за последнее десятилетие.

Согласно статистики Росстата, с точки зрения динамики отраслевой структуры, резкий рост интереса к нефтепереработке связан с тем, что мощности в этом направлении у РФ сильно устарели: коэффициент (глубина) переработки России был 73%, в Европе - 86%, в США - 95%. Скорее всего в сектор вернулись ранее вывезенные нефтяными компаниями капиталы: все модернизируют свои заводы, привлекая якобы иностранные инвестиции [16].

События вокруг Украины без сомнения скажутся на инвестиционных процессах в России. Иностранные инвесторы очень чувствительны к инвестиционному климату и внешней политической среде. Очень тревожно происходящее на фондовом рынке.

Данные по нефтегазовому сектору к инвестиционному климату имеют минимальное отношение. Это больше связано с ценами, циклами, наличием свободных инвестресурсов в мире, оттоком средств на крупные инвестиционные сделки. ТЭК - сверхконцентрированный сектор, там все определяется поведением нескольких конкретных игроков, и статистика может сильно меняться от единичных сделок. Качество институциональной среды при этом не столь существенно.

Соединенные Штаты и Евросоюз планируют расширить санкции против энергетического сектора России и запретить своим компаниям инвестировать в российскую нефтяную отрасль в связи с кризисом на Украине, сообщают западные СМИ со ссылками на заявления американских официальных лиц [15].

Как отмечают издатели Financial Times, санкции могут коснуться таких нефтяных гигантов, как Exxon Mobil, BP Plc, давно сотрудничающих с Россией, и касаться нефтеразведки в Арктике, глубоководного бурения.

Санкции, введенные США и ЕС в отношении российского нефтяного сектора в июле 2014 года, касались лишь поставок технологий и услуг для нетрадиционных нефтяных месторождений.

Американские эксперты считают, что санкции против России будут действенными только в том случае, если США и ЕС будут «тесно сотрудничать» в этой области [14].

Что касается ЕС, то Великобритания и Германия остаются самыми привлекательными странами Европы для прямых иностранных инвестиций, в то же время снижается инвестиционная привлекательность восточноевропейских стран. Следует отметить, что Европа стала мировым лидером по темпам роста ПИИ в 2013 г. (25%).

Основную долю прямых иностранных инвестиций в Европе составляют инвестиции внутри европейского рынка, однако при проведении оценки по странам крупнейшим инвестором остаются США, на долю которых в 2013 г. пришлось 1027 проектов (26% от общего числа). Доля инвестиционных проектов из Великобритании, финансируемых за счет инвестиций США, увеличилась с 26% до 27% от общего числа проектов, что почти в два раза выше, чем в Германии, которая занимает второе место в Европе по объему прямых иностранных инвестиций.

Однако в целом поток инвестиций из США уменьшился на 2%. В то же время инвестиции из стран БРИК существенно увеличились, составив 28%, при этом количество созданных рабочих мест выросло на 37%. Инвестиции из Китая выросли в три раза за последние шесть лет, инвестиции из Индии и России также достигли рекордных показателей в 2013 г. Рост уровня инвестиций на 15% в 2013 году вновь обеспечили Великобритании лидирующие позиции в списке наиболее привлекательных рынков для прямых иностранных инвестиций. За ней следует Германия, где объем инвестиций увеличился на 12% [15].

Также заметено увеличение количества инвестиционных проектов во Франции на 9%. Несмотря на то, что объемы инвестиции в экономику Испании снизились на 19% после стремительного роста в 2012 г., который поддерживался благодаря дешевым активам, эта страна осталась на 4-м месте по размерам привлеченных прямых иностранных инвестиций. За ней следуют Бельгия (5-е место) и Нидерланды (6-е).

Нельзя не отметить, что прямые иностранные инвестиции в Китае (не включающие вложения в финансовый сектор) в январе-августе 2014 года снизились на 1,8% до 78,34 млрд. долл. Снижение инвестиций в экономику КНР в июле и августе 2014 года обусловлено рядом антимонопольных расследований, начатых против зарубежных компаний в Китае в последнее время. Регуляторы КНР инициировали расследования в отношении деятельности таких компаний, как Microsoft Corp., Qualcomm Inc., Audi AG, Daimler AG и Chrysler.

За первые 8 месяцев 2014 года объем инвестиций в сферу услуг Китая составил 43,3 млрд. долл. прямых инвестиций (+8,9%), в перерабатывающую промышленность - 27,5 млрд. долл. (-15,7%). Приток инвестиций из Южной Кореи возрос на 31,3% в годовом выражении, из Великобритании - на 18,9%. При этом инвестиции из Японии рухнули на 43,3%, из США и Евросоюза - на 17-18% [15].

Российская Федерация оценивается мировым экономическим сообществом как страна с непривлекательным инвестиционным климатом. Это связано с необходимостью перехода от ресурсо-добывающей деятельности к инновационной, поскольку развитие наукоемких и высокотехнологичных отраслей позволит увеличить благосостояние страны [12].

К основным проблемам привлечения иностранных инвестиций в экономику РФ относят:

Следующим фактором, оказывающим негативное влияние на инвестиционный климат в стране, является инфраструктура. С 2009 года в стране проводятся мероприятия, направленные на улучшение инфраструктуры. Результатом этой деятельности стало увеличение фактических присоединений к электрическим сетям в 2 раза; снижение тарифов на подключение к распределительным сетям для потребителей на 30-50%; сетевые компании раскрывают свою информацию о технологическом присоединении к электрическим сетям и др.

Также, очевидна необходимость налогового стимулирования. В последнее время в РФ были проведены ряд мер в различных направлениях. Что касается поддержки инвестиций в НИОКР и модернизации производств, то было разрешено освободить от налога на имущество организаций энергоэффективное оборудование сроком на 3 года с момента ввода в эксплуатацию. Относительно стимулирования инвестиций в человеческий капитал было разрешено признавать расходы на подготовку кадров в отношении лиц, с которыми будет заключен трудовой договор после прохождения обучения. Ряд мер был проведен в части стимулирования инновационной активности и поддержки компаний с преобладающим применением интеллектуального труда, стимулирования венчурного инвестирования, совершения амортизационной политики. В итоге была снижена налоговая нагрузка на отдельные категории плательщиков, предприняты конкретные меры налогового стимулирования инновационной деятельности и повышенно качество налогового администрирования по ряду направлений.

Инвесторы выделяют бюрократию, как один из негативных факторов, который ухудшает инвестиционный климат страны. Экспертные опросы представителей бизнес-сообществ и авторитетные рейтинги показывают, что избыточные административные барьеры сегодня являются ключевой проблемой для повышения инвестиционной привлекательности и развития предпринимательства [11].

Подводя итог вышесказанному, отметим, что иностранные капиталовложения являются значимым фактором развития экономики любой страны, а России в частности. При этом их рациональное использование способно положительно влиять на развитие производства, освоение новых технологий, повышение конкурентоспособности производимых товаров на мировом рынке, а следовательно смягчить финансовые кризисы и оживить российскую экономку.

Однако при этом в Российской Федерации накопилось много нерешенных проблем, осложняющих перспективы ее участия в международном обмене капиталом в контексте повышения эффективности привлечения и использования иностранных инвестиций.

Следует особое внимание уделить проработке и внедрению мер по привлечению прямых иностранных инвестиций, которые напрямую будут способствовать созданию благоприятного инвестиционного климата, что обеспечит перспективы роста иностранных инвестиций в российскую экономику и повышения уровня ее конкурентоспособности.

.2 Направления российской политики стимулирования иностранных инвестиций

Перед страной стоит задача перехода к инновационной экономике. Для её решения необходимо в ближайший период провести ряд серьезных организационно-структурных преобразований, а именно:

поставить преграды недобросовестным переделам собственности, препятствующим активности наиболее эффективных и дееспособных предпринимателей;

снять препятствия в развитии малого и среднего бизнеса;

ввести режим экономии всех ресурсов;

сформировать законодательную базу для эффективного социального партнерства;

вывести из «тени» бóльшую часть экономики, занятую легальным производством товаров и услуг;

упорядочить контроль за рациональным использованием государственных инвестиций и т.д.

Осуществлению всех этих мер в немалой степени может поспособствовать совершенствование деятельности по стимулированию иностранных инвестиций. Несомненно, что на обозримое время эта деятельность будет существенно изменена и скорректирована имеющим место мировым финансовым кризисом, однако есть ряд направлений в области привлечения иностранных инвестиций, которые остаются актуальными для российской экономики вне зависимости от кризиса или других привходящих факторов.

Прежде всего, необходимо в нарастающих масштабах привлекать иностранный капитал в сферу высоких технологий. Сейчас бóльшая часть ПИИ в российскую экономику вкладывается в оптовую и розничную торговлю, а также в добычу полезных ископаемых. Необходимо же увеличивать объем ПИИ в наукоемкие отрасли - производство оборудования для информационных технологий, фармацевтику и биотехнологию, автомобилестроение. Для этого партнерами российских предприятий и фирм в области научно-технологического сотрудничества должны стать ТНК стран-лидеров в области инноваций. По данным ЮНКТАД первое место среди них занимают фирмы США, им двукратно уступают фирмы Японии. Троекратно уступают Японии компании Германии и Франции.

Схожей по смыслу, глобальности и значимости задачей является определение новой международной специализации России, которая учитывала бы её накопленный потенциал и отвечала национальным интересам. Сейчас, как известно, Россия имеет сырьевую ориентацию экономики, а могла бы в рамках международного разделения труда претендовать на роль мирового центра формирования интеллектуальных ресурсов или мирового лидера в области обеспечения энергетической безопасности.

Показателем использования потенциала России может служить объем её зарубежных инвестиций. Необходимость его дальнейшего увеличения обусловлена следующим. Во-первых, это вложения в ряде стран в освоение добывающих производств с целью обеспечения российской промышленности необходимым сырьем. Во-вторых, это затраты в развитие трубопроводных систем, обеспечивающих транспортировку российских нефти и газа европейским и другим потребителям при меньшей зависимости от стран, по которым сейчас проходят российские трубопроводы. В-третьих, это создание конкурентоспособных производств в атомной и гидроэнергетике. В-четвертых, это содействие освоению некоторых видов военной техники на основе лицензий на ее производство. В остальных отраслях возможности России инвестировать за рубежом достаточно ограничены из-за неконкурентоспособности многих отраслей ее обрабатывающей промышленности. В этих сферах у России нет достаточно возможностей для вложения средств за рубежом, но есть смысл привлекать их на взаимовыгодной основе. Обеспечение же этой основы во многом зависит от того, насколько полно и эффективно будет использоваться уже имеющийся международный опыт регулирования инвестиционной деятельности, и от того, насколько продуктивно в этой сфере будет использовано позитивное содержание многосторонних международных конвенций.

Примерами осуществляемых Россией на взаимовыгодной коммерческой основе зарубежных инвестиционных проектов являются строительство атомной электростанции в иранском Бушере, строительство совместного с Турцией газопровода по дну Черного моря «Голубой поток», Северо-Европейского газопровода, совместного с Болгарией и Турцией по маршруту Бургас-Андрианополис газопровода «Южный поток», участие в освоении термоядерной энергии в мирных целях совместно с Францией и рядом других стран (кстати, единственным участником от России в этом проекте является Чепецкий механический завод, г. Глазов). Россия постепенно интегрируется в сферу международного технического сотрудничества по созданию нового поколения современных гражданских самолетов. Во всех этих проектах, идущих по четкой программе, с широким государственным участием, регулирующая роль государства очевидна, а возможности получения опыта организации таких инвестиций поистине безграничны. иностранный инвестиция инновационный

Для преодоления последствий кризиса сейчас и в дальнейшем необходима консолидация усилий всех субъектов российской экономики. Отсюда возникает необходимость развития системы государственного частного партнерства, которая может сыграть важную стимулирующую роль в повышении уровня инвестиционного климата и привлечении в страну ПИИ. При этой форме экономического взаимодействия государство, будучи заинтересованным в создании в России крупных современных производств в ряде отраслей, осуществляет своими силами и с привлечением бюджетных средств мероприятия по инфраструктурному обеспечению этих производств. В число таких мероприятий может входить поиск подходящей территории для намечаемого производства, полная инженерная подготовка этой территории, обеспечение ее всеми видами коммуникаций и создание надлежащей инфраструктуры. Затем, в зависимости от выбранной организационно-экономической формы предприятия, оборудованная территория может быть либо передана в собственность иностранному инвестору или совместному предприятию с его участием, либо предоставлена в долгосрочную аренду. Тем самым государство может существенно усилить активность иностранных инвесторов, поскольку для них состояние инфраструктуры во многих случаях является определяющим для принятия решения об инвестициях.

Еже одной задачей государства является использование опыта развитых стран в осуществлении контроля за инвестиционными процессами в национальной экономике, в организации мониторинга и оценке их результатов. Практика развития стран, а, особенно, последствия мирового финансового кризиса, опровергают утверждения о том, что только рыночными механизмами регулируется инвестиционная деятельность, нет, она фактически осуществляется со значительным участием государства, которое выступает часто как прямой участник многих инвестиционных проектов.

Что касается правовой базы иностранных инвестиций, то имеющееся федеральное законодательство содержит все необходимые обязательные условия и ограничения для данного вида деятельности. Имеются лишь отдельные пробелы правового же характера, которые необходимо устранить. Так, в законе об иностранных инвестициях следует исключить возможность вывоза амортизации в составе репатриируемых от произведенных в России ПИИ доходов и прибыли. В случае использования иностранным инвестором такой правовой нормы даже простое воспроизводство капитала в КОИИ становится невозможным. Кроме того, совокупность федеральных правовых актов предоставляет большие возможности региональной нормотворческой инициативы по привлечению иностранных инвестиций. В последние годы в более чем 50 субъектах федерации принято и действует региональное законодательство (в пределах предоставленной регионам компетенции), способствующее улучшению местного инвестиционного климата и включающее освобождение от региональных налогов при соблюдении инвесторами определенных условий (отсрочка налоговых, арендных и иных платежей, а также предоставление беспроцентных ссуд и различных гарантий местных органов власти и др.).

Актуальными остаются меры по защите национальных интересов при взаимодействии с иностранными инвесторами, а именно:

переход контроля над российским предприятием к нерезиденту только с ведома и при одобрении антимонопольной службы России (ФАС РФ), чтобы воспрепятствовать недружественным поглощениям иностранным капиталом конкурентоспособных на мировом рынке российских предприятий;

соблюдение принципа реторсии, согласно которому Россия имеет право устанавливать ограничения в отношении имущественных и личных неимущественных прав нерезидентов в ответ на аналогичные ограничения, установленные соответствующими государствами для российских граждан и юридических лиц;

необходимость обеспечения паритетного обмена интеллектуальной собственностью между резидентами и нерезидентами в смысле правильной оценки капитала действующих российских предприятий, привлекающих иностранные инвестиции, во избежание непаритетного обмена экономическими активами. Соответственно роль Российского государства в обеспечении правильного подхода к решению этой задачи заключается в установлении такого порядка оценки активов в экономике и такого порядка их учета, который максимально бы отвечал именно международным стандартам и обеспечивал бы правильную, не заниженную оценку действующих российских предприятий, с учетом тех интеллектуальных ресурсов, которыми они располагают. Защита интеллектуальной собственности приобретает особое значение в современных условиях, когда международное экономическое взаимодействие во все большей степени перемещается в сферу совместно финансируемых научных исследований и разработок новой техники, технологий и т.д. Достаточно в качестве примера указать здесь на кооперацию российских и французских авиастроителей при создании самолета «Супер-Джет-100», организацию запусков российских космических ракет с космодрома Куру в Новой Гвинее, строительство газопроводов «Северный поток» и «Южный поток».

Весьма актуальным остается государственный контроль кредитных заимствований крупных российских компаний за рубежом. Подобные заимствования, относящиеся к прочим иностранным инвестициям, являются наиболее, а иногда и единственно приемлемой формой привлечения иностранного капитала. Они ведут к росту задолженности конкретных корпораций с государственным участием, а вместе с ними и страны.

Приведенный перечень не охватывает всех существующих и возможных направлений стимулирования процесса привлечения в российскую экономику иностранного капитала. Но какие бы новые меры в области этой деятельности ни появлялись, несомненным остается одно - органы управления российской экономикой и впредь должны всемерно улучшать условия для привлечения иностранных инвестиций по той простой причине, что они обеспечивают более высокую рентабельность и капиталоотдачу, чем отечественный капитал.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Уже давно ни у кого не вызывает сомнения необходимость создания в России благоприятного инвестиционного климата. Основные атрибуты привлекательного инвестиционного климата широко известны: благоприятный налоговый режим, развитое законодательство, условия для справедливой конкуренции, эффективная судебная система, минимальные административные барьеры и качественная инфраструктура для развития бизнеса.

В последнее время, большое внимание справедливо уделяется вопросам культуры корпоративных отношений: взаимодействие акционеров, менеджмента, персонала и общества. Однако, создавая привлекательный инвестиционный климат, мы должны отчетливо представлять себе, что инвесторы - это довольно широкий круг субъектов рынка, имеющих различные цели, приоритеты, принципы принятия инвестиционных решений и отношение к рискам.

Привлечение в широких масштабах национальных и иностранных инвестиций в российскую экономику преследует долговременные стратегические цели создания в России цивилизованного, социально-ориентированного общества, характеризующегося высоким качеством жизни населения, в основе которого лежит смешанная экономика, предполагающая не только совместное эффективное функционирование различных форм собственности, но и интернационализацию рынка товаров, рабочей силы и капитала.

Россия заинтересована в обновлении своего производственного потенциала, насыщении потребительского рынка высококачественными и недорогими товарами, в развитии и структурной перестройке своего экспортного потенциала, проведении антиимпортной политики, в привнесении в наше общество западной управленческой культуры. Иностранные инвесторы естественно заинтересованы в новом плацдарме для получения прибыли за счет обширного внутреннего рынка России, ее природных богатств, квалифицированной и дешевой рабочей силы, достижений отечественной науки и техники и даже ее экологической беспечности.

Поэтому перед нашим государством стоит сложная и достаточно деликатная задача: привлечь в страну иностранный капитал, и, не лишать его собственных стимулов, направлять его мерами экономического регулирования на достижение общественных целей.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

. Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. № 39 - ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений».

. Федеральный закон от 9 июля 1999 г. № 160 - ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации».

. Официальный сайт UNCTAD. - URL: http://unctad.org/ (дата обращения 05.02.2015).

. Информационное агентство «Фрегана». - URL: http://www.fergananews.com/ (дата обращения 05.02.2015).

. Информационное агентство «Фрегана». - URL: http://www.fergananews.com/ (дата обращения 05.02.2015).

. Смирнов А. И., Кацик Д. Е., Руйга И. Р. Механизм активизации инвестиционной деятельности в регионе: монография. - Новосибирск: ЦРНС, 2009.

. Официальный сайт «Национального агентства прямых инвестиций». - URL: http://www.napi.ru/archive/runews_352_12.htm (дата обращения 10.02.2015).

. Официальный сайт Федеральной службы официальной статистики. - URL: http://www.gks.ru/ (дата обращения 08.02.2015).

. Информационный портал Banki.ru. - URL: http://www.banki.ru/news/daytheme/?id=450068 (дата обращения 15.02.2015).

. Официальный сайт Федеральной службы официальной статистики (дата обращения 20.02.2015).

. Булдакова А.В. Привлекательность России для прямых иностранных инвестиций // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2013. №

Похожие работы на - Виды иностранных инвестиций. Динамика иностранных инвестиций в российскую экономику

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!