Анализ эффективности финансовой политики в Российской Федерации

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Финансы, деньги, кредит
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    131,44 Кб
  • Опубликовано:
    2015-09-14
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Анализ эффективности финансовой политики в Российской Федерации

Содержание

 

Введение

Глава 1. Финансовая политика как инструмент управления финансами

1.1 Сущность понятия финансовой политики

1.2 Формы и методы финансового регулирования. Финансовый контроль

1.3 Система органов управления финансами

Глава 2. Анализ эффективности политики в РФ

2.1 Основные цели и задачи финансовой политики

2.2 Эффективность финансовой политики

2.3 Экстраполяция финансовых показателей

Глава 3. Современные проблемы финансовой политики и пути их решения

Заключение

Список литературы

Введение

В экономических отношениях любой страны финансы занимают особое место. Главная финансовая специфика это то, что они постоянно выступают в денежной форме, а также имеют распределительный характер, показывают формирование и использование различных видов доходов и накоплений субъектов хозяйственной деятельности сферы материального производства, государства и участников непроизводственной сферы.

В настоящее время виды финансовых отношений претерпевают обстоятельные изменения. Установление рынка и предпринимательства в Российской Федерации предполагало не только минимизацию государственного вмешательства в экономику, но и приватизацию предприятий, их демонополизацию для создания свободного экономического сектора, а также развитие конкуренции, либерализацию цен и внешнеэкономических связей организаций, финансовое оживление народного хозяйства, создание соответствующей системы финансовых отношений. Также, организации и их участие в сфере финансовых отношений, показывают процесс образования, распределения и использования доходов на предприятиях различных отраслей и уровней народного хозяйства и тесно связаны с предпринимательством, поскольку предприятия являются формой предпринимательской деятельности.

Актуальность выбранной темы заключается в том, что в условиях нестабильной экономической среды, высокой инфляции, непредсказуемой налоговой, бюджетной и денежно кредитной политики государства значительная часть предприятий вынуждена проводить политику выживания, т.е. ограничиваться решением текущих, краткосрочных финансовых проблем. Однако рыночная ситуация требует разработки финансовой политики на будущее, т.е. финансовой стратегии.

Аналогичная реакция на неопределенные макроэкономические установки вышестоящих органов власти порождает столкновение интересов предприятий и государства, бизнесменов и менеджеров, вызывает противоречие между ценой внешних заимствований, рентабельностью производства, доходностью собственного производства и фондового рынка.

Финансовая политика выступает главным инструментом государственного регулирования финансовых отношений, целями которой является решения основных социально-экономических задач, стоящих перед государством.

Актуальность проблемы разработки и формирования финансовой политики на сегодняшний день имеет важное значение. Наиболее эффективное ведение финансовой политики позволяет государству максимально использовать свои ресурсы, а также обратить внимание на проблемные секторы экономики страны. На сегодняшний день финансовая политика является основополагающим звеном в поддержании стабильного уровня экономики России.

Целью данной работы является исследование сущности финансовой политики как основы управления финансами, анализ, с целью выявления закономерностей финансовых процессов, поиск проблем ведения данной политики и пути их решения.

Задачами данной курсовой работы является определение сущности, содержания, принципов организации финансовой политики Российской Федерации и попытки дать характеристику основных направлений политики управления финансами. Также одной из задач, является рассмотрение экономической ситуации на 2015 год с целью выявления проблем финансового регулирования.

Предметом данного исследования выступают ряд вопросов, касающихся финансовой стабильности страны - формирование и реализация финансовой политики, а также внутрифирменные и межхозяйственные финансовые процессы, отношения и операции, включая производственные процессы, образующие финансовые потоки и определяющие финансовое состояние и финансовые результаты, расчетные отношения, инвестиции, вопросы приобретения и выпуска ценных бумаг и т.п.

Объектом выступает не только финансовая политика организации как средство реализации эффективного управления финансами, но и хозяйственная система и ее деятельность во взаимосвязи с финансовым состоянием и финансовыми результатами, денежный оборот хозяйствующих субъектов, представляющий собой приток денежных поступлений и выплат.

Для написания данной работы были использованы учебная литература и справочники, экономические статьи из журналов и газет, а также ряд нормативных документов и ресурсы Интернет.

В теоретической части, а именно в первой главе рассмотрены вопросы, касающиеся теоретических и методологических основ исследования, применяемые для изучения ведения финансовой политики. Для достижения поставленных задач в данной работе рассмотрены все те аспекты финансовой политики и финансового регулирования, которые помогут наиболее полно раскрыть суть проблемы и учесть современные тенденции развития в сфере регулирования финансовых отношений. Во второй и третьей главах курсовой работы - аналитической части: производится обобщение показателей эффективности финансовой политики, а также выявление основной динамики. Также практическое исследование будет подкреплено сложным на сегодняшний день финансовым положением большинства стран мира и нашего государства в частности, которое непосредственно отразится на графиках и диаграммах. Курсовая работа была написана с использованием учебно-методической литературы, а также публикаций и статей научных журналов. Кроме того, многие финансовые процессы и методы их регулирования представлены в соответствии с законодательством Российской Федерации и прочими нормативными документами. Аналитическая часть работы имеет практический, а главное наглядный характер благодаря построению диаграмм и графиков с помощью прикладного пакета Microsoft Excel.

Глава 1. Финансовая политика как инструмент управления финансами

1.1 Сущность понятия финансовой политики


Финансовая политика - совокупность методологических принципов, практических форм организаций и методов использования финансов, направленных на достижение эффективности в мобилизации, распределении и использовании финансовых ресурсов общества с целью выполнения государством его функций, поставленных целей и конкретных задач [9, с.36].

Финансовая политика позволяет объединить возможности финансового менеджмента (регулирование со стороны государства) с определенными формами и методами организаций органов управления финансовой системы. В общей сложности финансовая политика ряда стран реализуется через финансовую систему, деятельность которой строится на следующих принципах:

¾      управление финансами с учетом специфики звеньев системы финансов;

¾      общность функций всех финансовых учреждений;

¾      общее руководство центром при активном участии всех нижестоящих органов управления;

Главными методологическими принципами осуществления финансовой политики, т.е. управления финансами, являются:

а)      зависимость от конечной цели;

б)      макроэкономическая сбалансированность всех отраслей хозяйства;

в)      соответствие интересам всех членов общества;

г)       использование экономических законов;

д)      учет внутренних и внешних экономических условий на основе реальных возможностей.

финансовая политика экстраполяция показатель

Целью финансовой политики является обеспечение стабильного поступательного развития экономики государства и хозяйствующих субъектов на основе использования финансовых отношений и финансового потенциала (для достижения финансовой устойчивости и финансовой независимости).

Важная роль финансовой политики проявляется в выполнении конкретных стратегических задач и решении тактических вопросов использования функционального предназначения финансов. Конкретные стратегические задачи финансовой политики зависят от внешних и внутренних условий, наличия финансовых ресурсов, организации товарно-денежных отношений, государственного устройства и т.п. (рис. 1).

Рис. 1. Содержание функций обоснования целей и задач финансовой деятельности

Политика предполагает соответствующее правовое обеспечение, которое предусматривает определенное сочетание основных положений, отраженных в официальных документах: Законы, Указы Президента, Постановления правительства, инструкции, приказы и письма министерств и ведомств, уставы хозяйствующих субъектов, международные договоры.

Финансовая политика - это самостоятельная сфера деятельности государства в области финансовых отношений, которая направлена на реализацию государственной программы не только экономического развития, но и социального. Под социальным развитием понимается не только развитие просвещения, культуры, здравоохранения и других социальных потребностей, но и социального устройства общества.

Содержание финансовой политики определяется:

         соответствующей теоретической базой и разработанной на ее основе концепций, регулирующей роли государства в области финансов.

2       разработкой основных направлений и целей в достижении макроэкономических показателей, обеспечивающих сбалансированность доходов и расходов государства на текущий период и перспективу.

         осуществлением практических мер по реализации этих целей всей совокупностью финансовых инструментов и государственных институтов.

Как правило, в составе финансовой политики выделяют как относительно самостоятельные бюджетную и кредитно-денежную политики.

Бюджетная политика предполагает определение целей и задач в области государственных финансов, разработку механизма мобилизации денежных средств в бюджет, выбор направлений использования бюджетных средств, управление государственными финансами, налоговой и бюджетной системами.

В соответствии с Конституцией РФ и ст.170 БК РФ, приоритет в разработке бюджетной политики принадлежит Президенту РФ, который в ежегодных посланиях Федеральному Собранию РФ в общем плане определяет наиболее значимые направления бюджетной политики на текущий год и среднесрочную перспективу [3, с. 33].

Бюджетная политика решает такие задачи, как определение:

¾      источников формирования доходов государственного бюджета;

¾      структуры расходной части бюджета;

¾      сумм расходов, распределяемых между бюджетами разных уровней;

¾      доли федерального бюджета из совокупной суммы консолидированного бюджета;

¾      задач управления государственным долгом;

¾      дефицита или профицита бюджета;

В свою очередь, в составе бюджетной политики приобретают относительную самостоятельность:

         налоговая политика, направленная на формирование налоговой системы, определяет выбор состава налогов, размера налоговых ставок, льгот и санкций по каждому виду налогов. Она решает следующие задачи: фискальные; экономические или регулирующие; контролирующие. Основной задачей налоговой политики следует считать - обеспечение бюджетов всех уровней финансовыми ресурсами.

2       таможенная политика, которая представляет собой специфическую область налоговой и ценовой политики со своими специфическими формами и методами влияния на экономику государства в зависимости от конкретных экономических целей при взаимодействии с другими государствами. Государство, используя определенные механизмы, может контролировать импортно-экспортные потоки, их интенсивность и масштаб.

         инвестиционная политика.

         политика управления государственным долгом.

         политика бюджетного федерализма.

В кредитно-денежной политике относительную самостоятельность получают:

         денежная политика - обеспечение устойчивости денежного обращения (через управление эмиссией), регулирование инфляции, стабилизацию национальной валюты.

2       кредитная политика - обеспечение своевременности и бесперебойности расчетов в народном хозяйстве и в различных звеньях финансовой системы (через регламентацию и регулирование деятельности банковской системы).

         финансовая политика на рынке ценных бумаг - управление деятельностью финансового рынка; через упреждающее повышение или понижение Центральным банком ставок рефинансировании, что влияет на уровень доходности на рынке ценных бумаг, и регулирование уровня доходности при репатриации капиталов нерезидентов.

         ценовая политика - регулирование и корректировка цен и тарифов на товары предпринимательских структур - монополистов; формирование и утверждение цен на использование или реализацию естественных ресурсов страны - недр, земли, водных, лесных и других ресурсов.

Задачами финансовой политики являются:

         обеспечение условий для формирования максимально возможных финансовых ресурсов;

2       установление рационального, с точки зрения государства, распределения и использования финансовых ресурсов;

         организация, регулирование и стимулирование экономических и социальных процессов финансовыми методами;

         выработка финансового механизма и его развитие в соответствии с изменяющимися целями и задачами.

Таким образом, можно отметить, что финансовая политика, это сложная система финансовых отношений включающих множество подуровней и подсистем, которая существует для эффективного обеспечения финансовой стабильности государства и решение поставленных перед ней целей и задач. Особое внимание стоит уделить и методам финансового регулирования, как механизму финансовой политики.

1.2 Формы и методы финансового регулирования. Финансовый контроль

Финансовый контроль - это основа управления финансовой системой, основной задачей которой является отслеживание правильности осуществления финансовых сделок в процессе финансовых отношений и выявления нарушений, с целью предупреждения дисфункции финансовой системы.

Согласно Бюджетному кодексу РФ ст.265, существует определенный перечень видов государственного (муниципального) финансового контроля:

         Государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.

2       Государственный (муниципальный) финансовый контроль подразделяется на внешний и внутренний, предварительный и последующий.

         Внешний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений является контрольной деятельностью соответственно Счетной палаты Российской Федерации, контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (далее - органы внешнего государственного (муниципального) финансового контроля).

         Внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений является контрольной деятельностью Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, органов государственного (муниципального) финансового контроля, являющихся соответственно органами (должностными лицами) исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местных администраций (далее - органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля), Федерального казначейства (финансовых органов субъектов Российской Федерации или муниципальных образований).

         Предварительный контроль осуществляется в целях предупреждения и пресечения бюджетных нарушений в процессе исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

         Последующий контроль осуществляется по результатам исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в целях установления законности их исполнения, достоверности учета и отчетности. [2, с.65]

В свою очередь формы финансового контроля имеют следующую классификацию:

) время проведения - предварительный, текущий (оперативный), последующий;

) субъекты контроля - президентский, законодательных органов власти и местного самоуправления, контроль исполнительных органов власти, контроль финансово-кредитных органов, внутрифирменный, ведомственный аудиторский;

) объекты контроля - бюджетный; контроль за внебюджетными фондами, налоговый, валютный, кредитный, страховой, инвестиционный, таможенный контроль; контроль за денежной массой [11, с.110].

В финансовой теории выделяют - обязательный (внешний), инициативный (внутренний) финансовый контроль.

Обязательный контроль финансовой деятельности юридических и физических лиц осуществляется на основе законодательства Российской Федерации и проводится по следующим положениям::

¾      в силу требований законодательства, например контроль со стороны представительных органов власти за исполнение бюджета по итогам за год;

¾      по решению компетентных государственных органов.

Так например это можно отнести, контролю за целевым использованием бюджетных ресурсов, к налоговым проверкам, обязательному аудиторскому подтверждению данных финансово-бухгалтерской отчётности предприятий и организаций и т.д. Инициативный (внутренний) контроль не является следствием финансового законодательства, но выступает неотъемлемой частью управления финансами для достижения тактических и стратегических целей.

Предварительный финансовый контроль осуществляется на стадии составления, рассмотрения и утверждения финансовых планов, смет доходов и расходов учреждений и организаций, проектов бюджетов, текстов договорных соглашений, учредительных документов и т.д.

Текущий финансовый контроль проводится в процессе исполнения финансовых планов, в ходе осуществления хозяйственно-финансовых операций, когда проверяется соблюдение норм расходования товарно-материальных ценностей и денежных средств, соответствия отпуска средств, выполнению планов расходов, использованию ранее выданных ресурсов.

Последующий финансовый контроль осуществляется после завершения отчётного периода и финансового года в целом. Проверяется целесообразность расходования государственных денежных средств при исполнении бюджетов, выполнении финансовых планов предприятий и организаций, смет бюджетных учреждений.

Финансовый контроль проводится разнообразными методами. Под методами финансового контроля понимают приемы, способы, средства его осуществления. Проведение методов финансового контроля, как правило, всегда планируется. Систему методов финансового контроля составляют: аудит, ревизия, проверка, анализ финансово - хозяйственной деятельности.

Аудит - независимая экспертиза финансовой отчетности предприятия построенная на основе проверки соблюдения правил и порядка ведения бухгалтерского учета, соответствия хозяйственных и финансовых операций законодательству РФ, полноты и точности отражения в финансовой отчетности всех сторон хозяйственной деятельности предприятия.

Ревизия - наиболее качественный метод последующего контроля, целью которой является - изучить, с помощью специальных приемов документального и фактического контроля экономическую эффективность финансово-хозяйственной деятельности, законность, достоверность и целесообразность хозяйственных и финансовых операций.

Тематическая проверка (обследование), отличается от ревизии тем, что проводится по определенному перечню вопросов или по одной теме с помощью ознакомления на месте с отдельными участками (сторонами) хозяйственной и финансовой деятельности.

Счетная проверка отчетности - контроль правильности и адекватности бухгалтерских отчетов и балансов. Это одна из последующего контроля, осуществляемого планомерно финансовыми органами, которые контролируют расчеты предприятий и производственных объединений по платежам из прибыли.

Обследование в отличие от проверки охватывает более широкий спектр финансово - экономических показателей обследуемого экономического субъекта для определения его финансового состояния и возможных перспектив развития.

Надзор производится контролирующими органами за экономическими субъектами, получившими лицензию на тот или иной вид финансовой деятельности, и предполагает соблюдение ими установленных правил и нормативов.

Анализ финансовой деятельности как разновидность финансового контроля предполагает детальное изучение периодической или годовой финансово - бухгалтерской отчетности с целью общей оценки результатов финансовой деятельности, оценки финансового состояния и обеспеченности собственным капиталом и эффективности его использования.

Наблюдение - является постоянным контролем со стороны кредитных организаций за использованием выданной ссуды и финансовым состоянием предприятия-клиента; неэффективное использование полученной ссуды и снижение платежеспособности может привести к ужесточению условий кредитования, требованию долгосрочного возврата ссуды.

Итак, неотъемлемой частью финансовых отношений следует считать финансовый контроль, так как это механизм регулирования финансовых отношений посредством определенных, установленных законодательством, методов, с целью выявления и пресечения нарушений, а также требования вынесения наказания за экономические преступления со стороны субъектов финансовых отношений.

1.3 Система органов управления финансами


Управление финансами - это процесс планирования, мотивации и организации контроля с помощью системы методов воздействия на объект финансового управления для достижения определенного результата [6, с.83].

Высшие органы государственной власти управления финансами в РФ:

         Президент РФ в своем ежегодном послании Федеральному собранию о положении в стране и о направлении внутренней и внешней политики государства формулирует, в том числе основные принципы финансовой политики государства на данный период. Это во многом определяет финансовую деятельность Правительства РФ на соответствующий период.

2       Кроме того, Президент осуществляет некоторые кадровые назначения. Так с согласия Госдумы он назначает Председателя Правительства РФ, а по его предложению заместителей Премьер-министра, федеральных министров, в том числе министра финансов и министра по налогам и сборам. Президент представляет Госдуме кандидатуру председателя ЦБ РФ.

         Государственная дума РФ, согласно Конституции РФ, принимает федеральные законы, в том числе федеральные законы по вопросам Федерального бюджета, федеральных налогов и сборов, финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, которые подлежат обязательному рассмотрению Советом федерации. Однако законопроекты о введении или отмене налогов, об изменении финансовых обязательств государства, о выпуске госзаймов и другие законопроекты, предусматривающие расходы, финансируемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства РФ.

         Совет федерации и Госдума контролируют осуществление федерального бюджета. Таким образом ими образуется Счетная палата. При этом председателя Счетной палаты и половину состава его аудиторов назначает и освобождает от должности Госдума, а заместителя председателя и другую половину состава ее аудиторов назначает Совет федерации.

         Правительство РФ разрабатывает и представляет Государственной думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение, а также представляет Госдуме отчет об исполнении бюджета, обеспечивает проведение в РФ единой финансовой и денежно-кредитной политики.

Правительство РФ является важнейшим звеном стратегического управления финансами государства. И одновременно посредством Минфина и других соответствующих федеральных ведомств осуществляет функцию главного организатора, регулятора и координатора деятельности по оперативному государственному управлению финансами и кредитом [19, с.79].

ФЗ № 384-ФЗ "О федеральном бюджете на 2015 год и плановой период 2016 и 2017 годов": ст.1, п.4,5:

¾      верхний предел государственного внутреннего долга Российской Федерации на 1 января 2016 года в сумме 8 119 869 325,1 тыс. рублей;

¾      верхний предел государственного внешнего долга Российской Федерации на 1 января 2016 года в сумме 52,6 млрд. долларов США, или 45,7 млрд. евро.

Операции с государственным внешним долгом регламентируются федеральным законом и другими нормативно-правовыми актами.

Право на осуществление государственных внешних заимствований находится в компетенции Правительства РФ. К примеру, Минфин разрабатывает проекты программ внешних заимствований и с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти организует работу по привлечению в экономику иностранных кредитных ресурсов.

Основные положения и сущность функций и задач МФ РФ, а также МНС РФ и ФСНП были изложены выше. А теперь попытаемся раскрыть механизм реализации этих функций и задач. А него возложены следующие задачи:

¾      разработка и реализация единой государственной финансовой политики;

¾      составление проекта и исполнение государственного бюджета;

¾      осуществление финансового контроля за рациональным и целевым расходованием бюджетных средств и средств федеральных бюджетных фондов;

¾      обеспечение устойчивости государственных финансов и осуществление мер по развитию рынка.

В соответствии с положением Министерство финансов для осуществления своих полномочий может создавать в установленном порядке свои территориальные органы.

Исполнение бюджетов органами федерального казначейства происходит на основании закона о федеральном (или иного уровня) бюджете на соответствующий год и представляет собой два параллельно осуществляемых процесса: исполнение бюджета по доходам и исполнение бюджета по расходам.

Основными задачами органов Федерального Казначейства являются:

¾      организация, осуществление и контроль исполнение бюджета РФ;

¾      управление доходами и расходами бюджета на счетах Федерального казначейства в банках, исходя из принципа единства кассы;

¾      финансовое исполнение государственных внебюджетных фондов;

¾      краткосрочное прогнозирование объемов государственных финансовых ресурсов и оперативное управление ими;

¾      управление совместно с Банком России государственным внутренним и внешним долгом и его обслуживание;

¾      предоставление законодательным и исполнительным органам отчетности о финансовых операциях правительства РФ по бюджету, а также о состоянии бюджетной системы Российской Федерации в целом.

Счетная палата является органом государственного финансового контроля, образуемым Федеральным Собранием Российской Федерации и ему подотчетным. Основными задачами счетной палаты являются:

         организация и осуществление контроля за своевременным использованием доходных и расходных статей государственного бюджета, бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объему и целевому назначению.

2       определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования средств федеральной собственности.

         финансовая экспертиза проектов федеральных законов, нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета, или влияющих на формирование и исполнение федерального бюджета, или влияющих на формирование и исполнение федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов.

         регулярное предоставление Совету Федерации и Государственной думе информации о ходе исполнения федерального бюджета и результатов проводимых контрольных мероприятий.

Налоговые органы РФ - единая система контроля за соблюдением налогового законодательства РФ, правильностью исчисления, полнотой и своевременности внесения в соответствующий бюджет налогов и других обязательных платежей, а также за соблюдением валютного законодательства.

Деятельность налоговых органов регламентируется и определяется на основании закона "О налоговых органах РФ" и Налогового кодекса.

Задачи контроля со стороны налоговых органов:

)        Выявление суммы сокрытого от налогообложения дохода, сокрытой (заниженной) прибыли.

2)      Изыскание дополнительных платежей в доходы бюджета.

)        Налоговые органы обязаны вести в установленном порядке учет налогоплательщиков, проводить разъяснительную работу по применению налогового законодательства, информировать налогоплательщиков о действующих налогах и сборах; обязаны осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных и взысканных сумм налогов пеней и др.

Методы проведения проверок:

¾      сплошной;

¾      выборочный;

¾      формальный;

¾      арифметический;

¾      встречные проверки.

Федеральные органы налоговой полиции выполняют свои функции по предупреждению, выявлению, пресечению и расследованию нарушений законодательства о налогах и сборах, являющихся преступлениями или административными правонарушениями, а также иные функции возложенные на них законом РФ "О федеральных органах налоговой полиции".

Таким образом, финансовый менеджмент является основной задачей текущей финансовой политики. Эффективное управление и рациональное использование финансовых ресурсов помогает определить резервы увеличения доходов государства, субъектов, а также минимизировать их расходы.

Глава 2. Анализ эффективности политики в РФ


2.1 Основные цели и задачи финансовой политики


Основной частью экономической системы является финансовая политика, которая направлена на эффективное использование финансовых ресурсов государства, а также установление контроля за некоторыми экономическими процессами, оказывающими непосредственное влияние на государственный бюджет, финансовую систему, и на всю социально-экономическую сферу в целом.

Таблица 1

Исполнение консолидированного бюджета российской федерации и бюджетов государственных внебюджетных фондов лрд. рублей


Доходы

Расходы

Профицит, дефицит (-)

2014г.

Январь

1726,3

981,1

745,2

Январь-февраль

3579,8

3373,5

206,3

I квартал

5960,4

5432,0

528,4

Январь-апрель

8498,3

7778,7

719,7

Январь-май

10572,3

9519,8

1052,6

I полугодие

12671,2

11583,6

1087,6

Январь-июль

15108,2

13720,4

1387,8

Январь-август

17143,4

15631,6

1511,7

Январь-сентябрь

19221,4

17679,1

1542,3

Год

26371,1

27216,0

-844,9

2015г.

 Январь

1661,5

1833,3

-171,7

Январь-февраль

3403,0

4237,1

-834,1


Оценкой эффективности служит отчет об исполнении государственного бюджета и его структура, что позволить отследить сильные и слабые стороны в финансовом планировании и регулировании.

Развитие экономики в предстоящий период будет происходить на фоне неблагоприятных демографических тенденций. Несмотря на то, что, благодаря мерам демографической и социальной политики, совершенствование здравоохранения и распространение здорового образа жизни, сокращение численности населения, согласно прогнозу Минэкономразвития России, сменится его небольшим ростом, продолжится процесс старения населения.

Сочетание медленного роста экспорта углеводородов и стабилизации их цен (с учетом инфляции доллара) приведет к тому, что соотношение стоимости экспорта топливно-энергетических товаров к ВВП втрое сократится: с 17% в 2007-2008 гг. до лишь 6% в 2023 г. Это частично будет компенсироваться сравнительно быстрым ростом неэнергетического экспорта в результате реализации мер по диверсификации экономики. Стоимостной объем неэнергетического экспорта будет увеличиваться в среднем на 9% в год. В результате его удельный вес в общем объеме экспорта вырастет с 39% до 58%. В целом доля экспорта в ВВП снизится за рассматриваемый период вдвое - с 26% в 2008 г. до 13% в 2023 г.

Значительный профицит внешнеторгового баланса (более 9% ВВП в 2008 г.) сменится к 2011 г. его небольшим дефицитом. Активизация неэнергетического экспорта и импортозамещения позволят сохранять сравнительно небольшие размеры торгового дефицита, не превышающие 2,5% ВВП.

Результатом повышения удельного веса в ВВП фонда заработной платы станет сокращение прибыли: ее величина сократится с 24% в 2008 г. до 21% в 2014 г., после чего стабилизируется на этом уровне.

Рост экономики будет основан на сочетании различных источников: потребительского, инвестиционного спроса и внешнего спроса. Розничный товарооборот будет расти в среднем на 7,1% в год, а инвестиции в основной капитал - на 10,0% в год. Объем промышленного производства вырастет за период в 2,1 раза.

Таблица 2

Исполнение расходной части федерального бюджета


Утвержденные бюджетные

Фактическое исполнение в январе-феврале 2015г.


назначения на 2015г., млрд. рублей

млрд. рублей

в % к утвержденным бюджетным назначениям на 2015г.

Расходы

15714,6

2958,7

18,8

из них на: общегосударственные вопросы

1113,1

132,5

11,9

обслуживание государственного и муниципального долга

449,3

89,4

19,9

национальную оборону

3274,0

1261,0

38,5

национальную безопасность и правоохранительную деятельность

2149,4

251,7

11,7

из нее на: топливно-энергетический комплекс

28,3

1,8

6,4

сельское хозяйство и рыболовство

175,4

9,4

5,4

транспорт

350,7

16,9

4,8

прикладные научные исследования в области национальной экономики

279,6

44,6

16,0

другие вопросы в области национальной экономики

583,5

136,4

23,4

 жилищно-коммунальное хозяйство

144,8

0,5

0,4

 социально-культурные мероприятия

5371,7

804,2

15,0

 межбюджетные трансферты общего характера бюджетам бюджетной системы Российской Федерации

688,9

138,9

20,2


Высокие темпы роста внутреннего спроса, обусловленные ростом реальных доходов населения, будут способствовать опережающему росту импорта до 2011 г. Соотношение импорта к ВВП к этому времени возрастет до 20% (по сравнению с 17% в 2008 г.). В последующие годы активизация импортозамещающего производства приведет к замедлению роста импорта, так что к 2023 г. он будет составлять лишь 15% ВВП.

В условиях дефицитности рабочей силы, а также ускоренного роста производительности труда и вывода зарплаты из теневого оборота реальные размеры зарплаты продолжат расти опережающими темпами (в среднем за период на 8,8% в год).

Направления налоговой политики на долгосрочную перспективу основываются на необходимости обеспечения принципов нейтральности и справедливости налоговой системы, а также поддержания такого уровня налоговой нагрузки, который не создает препятствий для устойчивого экономического роста.

В долгосрочной перспективе помимо увеличения финансирования здравоохранения, необходимо провести ряд мер, нацеленных на структурные изменения и повышении эффективности работы системы.

2.2 Эффективность финансовой политики


Финансовая политика играет очень важную роль в экономическом и социальном развитии. От степени ее рациональности зависят темпы развития промышленности, сельского хозяйства, транспорта, связи и других отраслей, а также субъектов РФ.

Главным звеном финансирования государственного бюджета являются налоговые поступления. От того, на сколько добросовестно и полно уплачиваются налоги зависит эффективность бюджетной политики, которая в свою очередь является частью финансовой. Основная информация по налоговым поступлениям за 2013-2014 год отражена в таблице 1.

Таблица 3

Поступление налогов, сборов и иных обязательных платежей в консолидированный бюджет Российской Федерации по видам млрд. рублей


2014 г.

В % к 2013 г.


консолидированный бюджет

в том числе

консолидированный бюджет

в том числе



феде-ральный бюджет

консолиди-рованные бюджеты субъектов


федеральный бюджет

консолидированные бюджеты субъектов

Всего

12669,5

6213,9

6455,6

111,9

115,8

108,3

из них: налог на прибыль организаций

2372,8

411,3

1961,5

114,5

116,8

114,1

налог на доходы физических лиц

2688,7

9,2

2679,5

107,6

-

107,3

налог на добавленную стоимость на товары (работы, услуги)

2300,7

2300,7

-

116,4

116,4

-

 из него налог на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации

2181,4

2181,4

-

116,8

116,8

-

акцизы по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации

999,0

520,8

478,1

104,9

113,0

97,3

налоги на имущество

955,1

-

955,1

106,1

-

106,1

налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами

2933,9

2884,6

49,3

112,9

112,9

114,0

 из них налог на добычу  полезных ископаемых

2904,2

2858,0

112,8

112,7

114,1


По данным таблицы следует сделать вывод, что доля налоговых поступлений 2014 года в процентном соотношении к 2013 году увеличилась в среднем на 13,5 %. Это говорит о том, что финансирование государственного бюджета все с большей долей перекладывается на налоговые поступления, и это в свою очередь положительный фактор экономической стабильности.

Таблица 4

Структура задолженности по налоговым платежам и сборам в консолидированный бюджет Российской Федерации на 1 января 2015 года


Задолженность

Из нее


млрд.рублей

в % к итогу

недоимка

урегулированная задолженность




млрд.рублей

в % к итогу

млрд.рублей

в % к итогу

Всего

802,7

100

430,3

100

363,3

100

 в том числе: по федеральным налогам и сборам

613,6

76,4

286,0

66,5

320,7

88,3

 в том числе: налог на прибыль организаций

137,7

17,2

64,2

14,9

72,0

19,8

налог на добавленную стоимость на товары (работы, услуги)

368,0

45,8

181,1

42,1

182,3

50,2

 из него налог на добавленную  стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на  территории Российской Федерации

366,7

45,7

180,3

41,9

181,9

50,1

налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами

4,7

0,6

2,3

0,5

2,4

0,7

по региональным налогам и сборам

113,7

14,2

88,8

20,6

23,7

6,5

по местным налогам и сборам

49,6

6,2

39,6

9,2

9,4

2,6

по налогам со специальным налоговым режимом

25,7

3,2

15,9

3,7

9,5

2,6


Еще одним важным критерием эффективности проведения и финансовой политики и снижением бюджетного дефицита является неукоснительное снижение налоговых задолженностей, в том числе по федеральным, региональным и местным налогам (табл.2).

В настоящее время плановое регулирование всех составляющих ресурсов финансовой политики отсутствует. Например, экспортные таможенные пошлины на продукцию, отсутствующие у экономически развитых стран, повышают себестоимость продукции и снижают прибыль отечественных предприятий и тем самым делают их товары менее конкурентоспособными.

По данным табл. 4 можно сделать вывод, что наибольшая задолженность по налогам и сборам наблюдается по НДС, а также на прибыль организаций. Снижение этих задолженностей приведет к снижению государственных займов до минимума.

Основным и немаловажным показателем эффективности действующей финансовой политики можно считать Внешний и внутренний государственный долг. Так как государственные займы являются одним из инструментов покрытия бюджетного дефицита страны, то его состояние и уровень отражает экономическое положение в реальном времени.

Рис. 2. Фактический и прогнозируемый государственный долг в динамике с 1998-2016 гг.

На вышеуказанном графике (рис. 2.) прослеживается динамика внешнего государственного долга РФ в 20 летний период. По данным рисунка можно сделать вывод, что самые высокие показатели гос. долга наблюдались в кризисный и посткризисный период в 1998-2000 годах. Затем к 2008 году этот показатель принял минимальную отметку и составил 29,9 ВВП в процентном выражении. И на сегодняшний день можно наблюдать отрицательную динамику, что позволяет в краткосрочном периоде оценить величину гос. займов. К концу 2016 цифра будет стремиться к 20% ВВП

Все эти вышеперечисленные ресурсы и являются реальной базой проведения финансовой политики субъекта РФ. Оценка эффективности финансовой политики является основным критерием к стратегическому планированию в сфере финансов и адекватному оцениванию текущего состояния экономики страны. Перспектива же осуществляется на ретроспективе с помощью различных эконометрических методов, например экстраполяции показателей временных рядов.

2.3 Экстраполяция финансовых показателей


Планирование занимает важное место в системе управления финансами. Непосредственно при планировании любой субъект хозяйствования всесторонне оценивает состояние своих финансов и выявляет возможности увеличения финансовых ресурсов, направления их наиболее эффективного использования.

Объектом финансового планирования выступает финансовая деятельность субъектов хозяйствования и государства, а итоговым результатом является составление финансовых планов.

Для конкретного расчета экстраполяции финансовых показателей ниже приведена таблица прогноза доходов и расходов бюджета РФ и его фактическое состояние (табл. 5)

Таблица 5

Прогноз доходов бюджетов бюджетной системы (в % к ВВП)


2007

2008

2013

2018

2023

Доходы ФБ

23,6

21,4

17,1

14,7

12,9

Доходы КБ

35,7

32,5

27,7

25,0

22,8

Доходы БС

40,2

37,1

35,1

32,8

31,7

Нефтегазовые доходы

8,8

10,1

5,4

4,0

3,1

На основе данных таблицы можно построить уравнение регрессии на котором явно отражена краткосрочна перспектива финансовых процессов, а именно прогноз доходов бюджета РФ (рис. 3).

Рис. 3 Прогноз дохода Федерального бюджета Российской Федерации до 2025 г.

По данным графика следует отметить, что наблюдается отрицательная тенденция в доходной части бюджета Российской Федерации. Эта тенденция является следствием текущих экономических процессов внутри государства и на международном уровне.

Финансовые планы составляют все звенья финансовой системы, при этом форма финансового плана и состав его показателей отражает специфику соответствующего звена финансовой системы. Например, коммерческие предприятия и организации составляют балансы доходов и расходов; учреждения, осуществляющие некоммерческую деятельность, - сметы; колхозы, кооперативные организации, общественные объединения и страховые компании - финансовые планы; органы государственной власти - бюджеты разных уровней.

Конкретные задачи финансового планирования определяются финансовой политикой. Это определение объема денежных средств и их источников, необходимых для выполнения плановых заданий; выявление резерва роста доходов, экономии расходов; установление оптимальных пропорций в распределении средств между централизованными и децентрализованными фондами и др.

В странах с рыночной экономикой программный метод преобладает над планированием, тогда как в России до недавнего времени программы и прогнозы лишь дополняли план.

Глава 3. Современные проблемы финансовой политики и пути их решения


На сегодняшний день сбалансированность бюджетов и внебюджетных фондов может достигаться в следствие сокращения расходов и поднятия ставки налогообложения, увеличения базы эмиссионных и не эмиссионных источников покрытия бюджетного дефицита. Федеральный бюджет на 2015 г. для решения этой задачи предусматривает первичный профицит, то есть превышение доходов над расходами без учета расходов на обслуживание государственного долга. Однако текущая тенденция в современных условиях является не столь оптимистичной как предполагалось. Дефицит бюджета на 2015 год вполне ощутимый, и прогнозируемый период 2016-2017 годов явно будет отличаться от планируемого.

Максимизация доходов бюджета, за счет сбора налогов достигается с помощью увеличения и расширения налогооблагаемой базы, ликвидации просроченной задолженности, усиления финансового контроля, изменения порядка зачисления платежей по уровням бюджетной системы, введения государственной монополии на производство алкогольной продукции. Особо важную роль играет корректировки в налоговом законодательстве. Низкий показатель сбора налогов - это не только укрывание выручки налогоплательщиками, но и фактическое создание механизма уклонения от уплаты налогов через недостатки, содержащиеся в правовых актах, а главное - постоянное сжатие налогооблагаемой базы в результате сокращения реального валового внутреннего продукта. На сегодняшний день основная производительная сила общества - человеческий ресурс - не распологает возможностью удовлетворения социальных потребностей, своего нормального расширенного воспроизводства, образуется "порочный круг" где: нет спроса на продукцию, нет доходов, нет развития производства, нет накоплений нет инвестиций, неуклонно растет импорт а также, растут долги, неплатежи, процентные ставки, спекулятивные сделки, падает национальная валюта, сокращается уровень жизни, увеличивается зависимость от иностранного капитала.

Все возможности снижения расходов федерального бюджета практически исчерпаны. На современном этапе речь лишь может идти об оптимизации расходно-доходных статей бюджетов всей бюджетной системы Также следует обратить внимание а обязательство обслуживания государственного долга. Существует необходимость решения вопроса о реструктуризации государственного долга и установлении жесткой верхней границы доходности по государственным заимствованиям. Покрытие бюджетного дефицита за счет выпуска ценных бумаг, имеющих низкую ликвидность, не дает способность эффективно управлять государственным долгом. Важнейшая задача всех ветвей государственной власти, это принятие эффективных, а главное незамедлительных решений по принятию конкретных статей бюджета, а также внесение и рассмотрение нормативных документов регулирующих финансовую политику в целом.

Реальный бюджет - это возможность исполнения и контроля за исполнением статей расходов бюджета, которая отражает реальное состояние экономики. Одной из главных причин внесения изменений в финансовую политику является повышение инфляции, рычагом для которой могут выступать ряд факторов, также снижается покупательная способность населения, ликвидность денег и долговых обязательств, а также падение национальной валюты по отношению к зарубежной.

Увеличение совокупного предложения в наши дни может обеспечить только инвестиции в финансовую сферу, за счет внутренних и внешних заимствований, сбережений средних слоев населения, а также лиц, получающих высокие и сверхвысокие доходы, средств нерезидентов. В ходе сокращения государственного сектора в экономике и увеличения частного, с дальнейшим расширением инвестиционной базы в малый бизнес и наукоемкое производство дает мощную базу для формирования стабильного экономического состояния.

Все это негативно влияет на восприятие уровня рубля и занижает его показатели ВВП по паритету покупательной способности, что выводит из равновесие национальную денежную систему и ряд механизмов по ее регулированию. Для решение возникшей ситуации государство вынуждено прибегать к конвертации иностранной валюты, которая принадлежит физическим лицам и хранится в виде сбережений вне банковской системы, в рублевые активы. Все это происходит для привлечения средств на счета коммерческих банков, а также гарантирования сохранности вкладов и их индексации. В основу финансовой политики также закладывается регулирование уровня процентных ставок, и уровень налоговой ставки.

Еще одна из важных проблем федерального бюджета, это повышение отдачи частной собственности. Необходимо повысить персональную ответственность представителей государства в органах управления корпораций, доля акций которых принадлежит государству, за эффективное использование активов, налаживание кооперационных связей и создание условий для привлечения инвестиций. Настоящие положения могут быть закреплены в договорах, имеющих юридическую, а главное экономическую силу. Также существует необходимость обеспечения поступления дивидендов в федеральный бюджет от использования государственной собственности. В этом случае верным решением будет, организовать работу Центрального фонда хранения и обработки информации фондового рынка - Центрального депозитария и единой национальной депозитарной системы. А также, сформировать систему доверительного управления пакетами акций, создать полный перечень объектов недвижимости, в том числе незавершенное строительство на федеральном и региональном уровнях. Следует обеспечить подтверждение прав Российской Федерации на зарубежную собственность и максимизация эффективности от ее использования.

В ходе процесса формирования бюджета на всех уровнях особое значение имеет их кассовая активность. В ходе финансового менеджмента в денежных потоках государства возникают временные кассовые разрывы. Снижение остатков на отдельных бюджетных счетах возможна только с переходом к единому счету Российской Федерации и государственных внебюджетных фондов, средства которых остаются в распоряжении коммерческих банков на достаточно длительное время. Эти ресурсы могли бы эффективно использоваться на покрытие временных кассовых разрывов бюджета. Вся казначейская система требует незамедлительного реформирования, с целью максимизации ее самостоятельности, для поддержания финансовой дисциплины по опыту зарубежных стран.

Считается необходимым обратить внимание финансовой политики и денежно-кредитной на современное геополитическое состояние соседних стран. А они, прежде всего, находятся в пределах стран СНГ. Для эффективной стабилизации всей экономической и финансовой системы необходимо::

а)      обеспечить сбалансированность бюджетов и их утверждение на базе реального прогноза макроэкономических показателей;

б)      реализовать комплекс мер по расширению налогооблагаемой базы;

в)      установить верхние границы доходности по государственным заимствованиям, расширить операции Банка России на открытом рынке и др.

Крайне важно проводить согласованную финансовую, денежно-кредитную и социально-экономическую политику, направленную на интересы всех слоёв населения, создающих национальное богатство и обладающих огромным интеллектуальным и экономическим потенциалом. Преодоление финансового кризиса находится в поле зрения макроэкономической стабилизации на базе оживления, развития реального сектора экономики, приводящего к расширению налогооблагаемой базы, и укрепления геополитических и стратегических позиций России.

Заключение


Значение и роль финансовой политики в экономике государства и в целом в процессе управления текущими экономическими процессами невозможно переоценить. Однако финансовая политика не имеет полную самостоятельность в своих механизмах управления и ощущает влияние непосредственно протекающих политических процессов. В ходе изучения дисциплины "финансы" нельзя не изучить особо глубоко экономические процессы в финансовой системе, а также финансовую политику, как основной инструмент регулирования экономики. В то время, когда речь идет о недостатках инструмента или механизма, о целях и путях их достижения, возникающих задачах и проблемах в области финансов, денежного обращения и кредита, - мы занимаемся политикой.

Финансовая политика в государстве проводится в соответствие с законами и нормативными документами, значение и формулирование которых имеет серьёзные разночтения с разработками в области экономических категорий. Финансовой политикой, как специальным предметом научного исследования и изучения сегодня почти никто не занимается. Тогда как финансовая политика - это не столько политика, сколько особая система знаний в области финансового менеджмента, управления кредитом и денежным оборотом. Финансы являются нечто большим, чем простая сумма знаний по этим важнейшим дисциплинам. Экономист финансист в современном мире сталкивается с системными проблемами в управлении финансами, ведении бизнеса. Последний не может развиваться без оглядки на государство. А это значит, финансовый директор должен: мыслить системно, оценивать точно, действовать быстро, реагировать гибко.

Наука, изучающая финансовую политику - это важный раздел в изучении финансов в целом, который структурно и по содержанию в полной мере не оформился. Финансовая политика в современном государстве есть система политических отношений по поводу стратегии организации финансов, текущего и оперативного управления ими. В основе этой системы находится финансовая общность, как финансовая категория объединяет все политики государства, направленные на улучшение экономического благосостояния страны, а также лежит политический курс и следующее из него финансовое строительство. Зачастую в финансовой политике имеется субъективный элемент, ее проводят люди.

Комплексное государственное воздействие на финансовые потоки в производственной сфере - это важная необходимость в финансовом управлении, начиная с подготовительно-информационной стадии и кончая заключительно-финансовой стадией, на которой решаются принципиальные вопросы распределения полученной прибыли, в целях поддержки предпринимательской инициативы и обеспечения расширенного воспроизводства.

Финансовая политика, которая проводится в государстве имеет национальную специфику. Нет финансовых политик без специфики, ментальности, своеобразия политических и экономических условий.

В данной работе осуществлен анализ финансовых процессов с разных аспектов. В теоретической части работы приведены научные факты, подтверждающие актуальность и значимость выбранной темы в реальном времени, т.к. финансовая политика - это сложный механизм, ведения, систематизации, распределения и контроля за финансовой системой страны, рассматривающийся с разных сторон.

В практической части работы проведен анализ экономических процессов на краткосрочную перспективу на основе статистических данных по доходно-расходной части бюджетов всей бюджетной системы и других финансовых показателей. В третьей части работы приведен частичный анализ современных проблем финансового регулирования, с конкретным вариантом поведения при выявлении определенных кризисных процессов в стране.

Список литературы


Нормативно-правовые акты

1.       Бюджетный кодекс Российской Федерации от 29.11.2014 N 383-ФЗ (в последней редакции) // http://base. consultant.ru <http://base.consultant.ru>.

2.       Гражданский кодекс Российской Федерации от 1.09.2014. № 51-ФЗ (в последней редакции) // http://base. consultant.ru <http://base.consultant.ru>.

3.       Конституция Российской Федерации // http://base. consultant.ru <http://base.consultant.ru>.

Книги изданные под фамилией авторов

4.       Бурцева С.А. Статистика финансов [Текст]: учебник/ Бурцева С.А. - Электрон. текстовые данные. - М.: Финансы и статистика, 2014. - 288 c

5.       Грязнова А.Г. Финансы [Текс]: учебник/ Грязнова А.Г., Маркина Е.В., Седова М.Л. - Электрон. текстовые данные. - М.: Финансы и статистика, 2012. - 496 c.

6.       Кабанцева Н.Г. Финансы [Текст]: учебное пособие/ Кабанцева Н.Г. - Электрон. текстовые данные. - Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2010. - 296 c.

7.       Кривов В.Д. Государственные и муниципальные финансы [Текст]: учебное пособие/ Кривов В.Д., Мамедова Н.А. - Электрон. текстовые данные. - М.: Евразийский открытый институт, 2011. - 392 c.

8.       Кузнецова Е.И. Финансы. Денежное обращение. Кредит [Тект]: учебное пособие/ Кузнецова Е.И. - Электрон. текстовые данные. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 687 c

9.       Марченко С.В., Дмитриева И.Е., Коломиец Л.Г., Голубина Ж.И. Актуальные проблемы финансов <http://elibrary.ru/item.asp?id=22830467> [Текст] учебное пособие для студентов вузов / под редакцией С.В. Марченко. Пятигорск, 2014. - 336 с.

10.     Международные финансы. Часть 1 [Текст]: учебник/ И.З. Ярыгина [и др.]. - Электрон. текстовые данные. - М.: Прометей, 2011. - 194 c.

11.     Молокова Е.И. Бюджетирование в системе управления финансами организации [Текст]: монография/ Молокова Е.И., Толмачев А.В. - Электрон. текстовые данные. - Саратов: Вузовское образование, 2013. - 160 c.

12.     Николаева Т.П. Теория финансов [Текст]: учебное пособие/ Николаева Т.П. - Электрон. текстовые данные. - М.: Евразийский открытый институт, 2011. - 424 c.

13.     Нешитой А.С. Финансы [Текст]: учебник/ Нешитой А.С., Воскобойников Я.М. - Электрон. текстовые данные. - М.: Дашков и К, 2011. - 525 c.

14.     Нешитой А.С. Финансы, денежное обращение и кредит [Текст]: учебник/ Нешитой А.С. - Электрон. текстовые данные. - М.: Дашков и К, 2012. - 640 c.

15.     Новикова М.В. Государственные и муниципальные финансы [Текст]: учебное пособие/ Новикова М.В. - Электрон. текстовые данные. - Саратов: Научная книга, 2012. - 159 c.

16.     Полякова Е.В. Финансы и кредит [Текст]: учебное пособие/ Полякова Е.В. - Электрон. текстовые данные. - М.: Экзамен, 2011. - 72 c.

Электронные ресурсы

17.     Молчан А.С. Антикризисное управление финансами [Электронный ресурс] / Молчан А.С., Хашева З.М. - Электрон. текстовые данные. - Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/15414

18.     и муниципальные финансы [Электронный ресурс]: учебник/ Подъяблонская Л.М. - Электрон. текстовые данные. - Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/15345

19.     Финансы и финансовый рынок [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Г.Е. Кобринский [и др.]. - Электрон. текстовые данные. - Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/20165

20.     Черская Р.В. Финансы [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Черская Р.В. - Электрон. текстовые данные. - Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/13913.

Похожие работы на - Анализ эффективности финансовой политики в Российской Федерации

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!