Государственное пенсионное обеспечение военнослужащих и членов их семей

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    31,83 Кб
  • Опубликовано:
    2015-06-01
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Государственное пенсионное обеспечение военнослужащих и членов их семей

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ МФЮА

КИРОВСКИЙ ФИЛИАЛ

Факультет среднего профессионального образования

Специальность 030912

«Право и организация социального обеспечения»





КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине: «Право социального обеспечения»

на тему: «Государственное пенсионное обеспечение военнослужащих и членов их семей»

Автор работы:

Катаева А.В.

ИНС 000921009

Преподаватель:

Филатова Е.В.




Киров 2015

Оглавление

Введение

Глава 1 История развития законодательства о пенсионном обеспечении военнослужащих. Понятие и правовые основы пенсионного обеспечения лиц, проходивших военную службу

.1 История развития законодательства о пенсионном обеспечении военнослужащих

.2 Понятие пенсионного обеспечения военнослужащих по российскому законодательству. Источники современного правового регулирования пенсионного обеспечения военнослужащих

Глава 2 Виды пенсий военнослужащих. Порядок исчисления, назначения и выплаты пенсий военнослужащим в России. Основные проблемы пенсионного обеспечения военнослужащих в современном законодательстве РФ и пути их решения

.1 Виды пенсий военнослужащих и порядок их назначения

.2 Исчисление и размер пенсий военнослужащим

.3 Выплата пенсий военнослужащим

.4 Основные проблемы и недостатки пенсионного обеспечения военнослужащих в современном законодательстве РФ и пути их решения

Заключение

Список использованных источников

Введение

пенсионный обеспечение военнослужащий

В хoде затянувшeйся рeформы в aрмии Российской Федерации, происходят радикальные изменения в системе пенсионного обеспечения бывших военнослужащих. Рaзобраться во всех переменах совсем не просто, даже учитывая то обстоятельство, что военные - люди грамотные и активные. Изменения следуют слишком быстро, дaлеко не всегда хорошо продуманы, пoэтому реформирование пeнсионного обеспечения военных вызывает большие вопросы не только среди военнослужащих, но и у профессиональных юристов. Вeдь, пo сути, накладываются друг на друга несколько принципов начисления пенсий, т.к. есть пенсионеры со времён СССР, есть вышедшие на пенсию военные перестроечного периода, а есть и недавно вышедшие в отставку.

Актуальностью выбранной нами темы стал познавательный интерес, а также систематизация и закрепление теоретических знаний в выбранною мною тематике исследования.

Кроме этого, актуальностью нашей работы определяются по следующим причинам: необходимостью повышения престижа военной службы, а также недостаточной теоретической разработанностью проблем пенсионного обеспечения лиц, проходивших военную службу.

Целью курсовой работы является исследование и изучение темы - пенсионное обеспечение военнослужащих.

Задачами дипломной работы являются:

) Изучить историю развития законодательства о пенсионном обеспечении военнослужащих;

) Раскрыть понятие и правовые основы пенсионного обеспечения лиц, проходивших военную службу;

) Рассмотреть виды пенсий военнослужащих, раскрыть порядок исчисления, назначения и выплаты пенсии военнослужащим в России;

) Исследовать основные проблемы и недостатки пенсионного обеспечения военнослужащих в России и пути их решения.

Объектом исследования являются общественные отношения в области пенсионного обеспечения военнослужащих и членов его семьи в Российской Федерации. Предметом исследования работы является законодательство, регулирующее эти общественные отношения.

Основными источниками, использованные при выполнении курсовой работы являются - учебная, научная литература, статьи из периодической печати и материалы из Интернета, автоматизированные компьютерные справочные правовые системы «Консультант Плюс» и «Гарант». Особый интерес и внимание было уделено изучению вопроса основным проблемам пенсионного обеспечения на современном этапе.

Нормативной основой для данной работы послужили Федеральный Закон Российской Федерации от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее Закон №166-ФЗ) и Закон Российской Федерации от 12.02.1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (далее Закон № 4468-1), также другие нормативные акты.

Основными методами, использованными при написании работы являются - анализ современной российской литературы по данной теме исследования, анализ нормативно-правовой документации по теме курсовой работы, изучение и обобщение практики. Использовались общие и частные научные методы, например, логический, формально-юридический, исторический.

1 История развития законодательства о пенсионном обеспечении военнослужащих. Понятие и правовые основы пенсионного обеспечения лиц, проходивших военную службу

.1 История развития законодательства о пенсионном обеспечении военнослужащих

Правительственная поддержка (общественное призрение) отставных военнослужащих и военных инвалидов имеет в России значительную историческую традицию. В ранние времена это происходило либо в рамках традиционных племенных или семейных отношений, либо в виде благотворительности, но уже с XVII в. начали издаваться специальные законодательные акты, регламентирующие некоторые стороны социальной защиты бывших воинов. Одним из первых таких актов считается указ царя Алексея Михайловича «О назначении раненым лечебного денежного и кормового жалованья», изданный в 1663 г. Тогда же впервые отставных военных стали посылать в монастыри, где им давали содержание до смерти. Это была самая простая форма военного призрения, и с течением времени она постепенно усложнялась.

Как система социальное обеспечение в России начало складываться с обслуживания регулярной русской армии в годы реформ Петра I. Общественно-политическое, социально-экономическое развитие, рост внешнеполитической и военной активности России в XVIII в. вызвали значительное увеличение боевых и санитарных потерь русской армии, усилились потребности поддержки отставных военных и военных инвалидов.

Петр I считал государственной задачей необходимость решать вопросы о призрении в старости тех, «которые лучшие свои годы пожертвовали Царю и Отечеству». В 1712 г. он издает указ об учреждении во всех губерниях при монастырях госпиталей-богаделен для призрения военных инвалидов. Престарелые, раненые и увечные солдаты, признанные при осмотре еще годными к службе, рассылались по губерниям на заставы и в санитарные кордоны для обучения рекрутов.

В течение XVIII века преобладает натуральная форма обеспечения уволенных воинов.

Лишь в конце XVIII века был издан указ, согласно которому офицерам, прослужившим 25 лет и более, стали назначать пожизненные денежные пенсии, а увечным - независимо от количества прослуженных лет.

С первой половины XIX века денежные пенсии от правительства становятся основным видом в пенсионном обеспечении военнослужащих. В 1803 году принят первый Устав о пенсиях. В соответствии с ним военнослужащие по их пенсионному обеспечению подразделялись на два класса. К первому классу принадлежали те, кто прослужил не менее 20 лет и уволен ввиду ранений или болезни. Им назначалась пенсия в размере одной трети жалованья. Военные, уволенные по другим причинам, относились ко второму классу, и им пенсия исчислялась из меньшей денежной основы.

Позже принцип пенсионного обеспечения офицерского состава стал несколько другим - размер пенсии стал в большей мере зависеть от выслуги лет. За 20-летний стаж службы пенсия назначалась в размере инвалидного содержания, за 30 лет - половина жалованья и за 40 лет - полное жалованье, получаемое военнослужащим перед увольнением. Если военнослужащий увольнялся по болезни, то пенсия назначалась за выслугу и менее 20 лет в размере полного жалованья.

В 1827 году утверждается Второй Устав о пенсиях отставных военных и их семейств. В соответствии с ним за 35 лет безупречной службы назначалась пенсия, равная полному окладу жалованья по чинам, установленным в табели о рангах от 12 декабря 1816 года. Прослужившим от 30 до 35 лет определялось 2/3 полного оклада, от 20 до 30 лет - 1/3 полного оклада.

В конце 1852 года в Устав о пенсиях 1827 года были внесены изменения: с этого времени пенсии устанавливались за воинскую службу от 25 до 35 лет в размере 50% оклада. За 35 лет службы и более устанавливался полный оклад жалованья по чину. За 20 и 30 лет службы пенсии не назначались.

В таком виде второй Устав о пенсиях отставных военных и их семейств действовал вплоть до 1912 года. В Уставе о пенсиях 1912 года пенсии военным в большей мере были поставлены в зависимость от денежного содержания, особенностей и стажа воинской службы. Самым важным изменением, приведшим к увеличению пенсий, явилось их исчисление не только от окладов жалованья, как это было в течение столетия, но и от столовых и добавочных денег.

Предусматривалось льготное исчисление выслуги лет на пенсию, в том числе с учетом службы в действующей армии, дисциплинарных частях, отдаленных местностях, на должностях летчиков и учебно-воспитательного персонала, времени командировок в районы, пораженные чумой. Наибольшее увеличение пенсионного стажа давали служба в Порт-Артуре во время осады крепости и нахождение в чумном районе, когда один месяц засчитывался за год службы.

Можно сказать, что до 1917 года в России существовала достаточно продуманная и эффективная система поддержания высокого социально-экономического положения военнослужащих, социальных гарантий "служивому" человеку во время и после службы; продолжительная воинская служба стимулировалась среди прочих мер высокими размерами пенсий.

В результате Октябрьской революции существовавшая ранее система социального обеспечения была упразднена. С учетом требований, предъявляемых к строительству Красной Армии, создавалась новая система.

До августа 1918 года пенсионное обеспечение инвалидов Красной Армии, семей погибших красноармейцев производилось в порядке и по нормам, установленным Постановлением Временного правительства от 11 октября 1917 года.

августа 1918 года председатель СНК РСФСР В.И. Ленин в виде экстренной меры подписал первый декрет о пенсионном обеспечении солдат Красной Армии и членов их семей. Декрет устанавливал пенсии для солдат, лишившихся полностью или частично трудоспособности в результате повреждений, ран или болезней, полученных вследствие прохождения военной службы в Красной Армии и в случае их материальной необеспеченности.

После окончания Гражданской войны и иностранной интервенции сложившиеся в стране социальные и экономические условия дали возможность пересмотреть систему государственного обеспечения военнослужащих и их семей, увеличить его размеры и установить новые виды обеспечения.

марта 1926 года Постановлением ЦИК и СНК СССР было утверждено «Положение о государственном обеспечении кадрового начальствующего состава Рабоче-крестьянской Красной Армии». С этого времени пенсионное обеспечение кадрового начальствующего состава было выделено из общей системы социального страхования и стало осуществляться на основании специальных актов. Работа по обеспечению лиц начальствующего состава и их семей была возложена на военное ведомство.

В 1959 году вступило в силу Постановление Совета Министров СССР «О пенсиях генералам, адмиралам, офицерам, военнослужащим рядового, сержантского и старшинского состава сверхсрочной службы Советской Армии и Военно-Морского Флота, Комитета государственной безопасности при Совете Министров СССР и войск Министерства внутренних дел СССР, а также их семей» № 876. В соответствии с ним пенсии за выслугу лет всему офицерскому составу стали исчисляться по единым нормам. Так за выслугу 25 лет военнослужащим, увольняемым в запас по возрасту или болезни, пенсии устанавливались в размере 50% от окладов денежного содержания. Это касалось и генералов, адмиралов и старших офицеров, которые до этого момента имели права на назначение пенсии за 25 лет выслуги 80% .

Указанный порядок назначения пенсии военнослужащим с некоторыми незначительными изменениями просуществовал до 1 января 1991 г.

В связи с распадом в 1991 г. СССР и образованием Содружества Независимых Государств на территории государств СНГ осталось проживать около 40 % военных пенсионеров, бывших военнослужащих Вооруженных Сил СССР и членов их семей. С целью социальной защищенности этих категорий граждан и лиц, уволенных из армий государств - членов СНГ, переезжающих на постоянное жительство с территории одного государства на территорию другого, 14.02.1992 г. в г. Минске и 15.05.1992 г. в г. Ташкенте были подписаны многосторонние Соглашения: «Соглашение между государствами - участниками Содружества Независимых Государств о социальных и правовых гарантиях военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей» и «Соглашение о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств - участников Содружества Независимых Государств».

Данными соглашениями определены меры социальной и правовой защиты, а также пенсионного обеспечения военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей, проживающих на территории государств СНГ.

В целях реализации указанного Соглашения о военных пенсионерах со стороны государства в Российской Федерации 12.02.1993 г. Верховным Советом был принят закон Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и их семей» № 4468-1-ФЗ.

Дальнейшее совершенствование пенсионного законодательства было проведено с принятием Федерального закона от 28.11.1995 г. № 186-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в закон Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и их семей"»». Этим федеральным законом было устранено несоответствие в пенсионном обеспечении военных и гражданских пенсионеров, что позволило снять накопившиеся в последнее время проблемы в области пенсионного обеспечения военных пенсионеров.

Таким образом, нами можно сделать вывод, что система пенсионного обеспечения военнослужащих в России имеет глубокие исторические корни, она постоянно развивалась и это значительно влияло на стабильность обстановки внутри страны и качество службы в армии. На протяжении всей истории России государственная поддержка лицам, проходившим военную службу, всегда была приоритетом. Обеспечение достойного уровня жизни лицам, проходившим военную службу остаётся актуальным и в настоящее время.

.2 Понятие пенсионного обеспечения военнослужащих по российскому законодательству. Источники современного правового регулирования пенсионного обеспечения военнослужащих

Основным видом пенсионного обеспечения военнослужащих является назначение и выплата пенсий.

Исходя из этого, можно дать понятие пенсионного обеспечения военнослужащих.

Пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную службу, и членов их семей - вид социального обеспечения, предусматривающий ежемесячную денежную выплату, право на получение которой, определяется законодательством РФ, предоставляемую в целях компенсации:

заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением военной службы при достижении законом выслуги;

вреда, нанесенного здоровью граждан при прохождении военной службы, в случае наступления инвалидности или потери кормильца.

Конституция РФ провозглашает Россию социальным государством со всеми вытекающими из этого последствиями, так ст. 7 п. 1 Конституции РФ гласит:

Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и развитие человека.

Исходя из Конституции РФ ст. 7 п. 2 в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Пенсионное обеспечение военнослужащих занимает особое место в системе пенсионного обеспечения граждан нашей страны, согласно ст. 39 п. 2 Конституции Российской Федерации являясь важным элементом социальной политики государства.

Таким образом, Конституция гарантирует социальную защиту граждан Российской Федерации и провозглашает основные направления государственной внутренней политики касающейся пенсионного обеспечения.

Основным нормативным документом, который определяет основы военно-социальной политики, является Федеральный закон от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих». Исходя из статьи 3 данного Закона, устанавливается единая система правовой и социальной защиты, а также материального и иных видов обеспечения с учетом занимаемых воинских должностей, присвоенных воинских званий, общей продолжительности военной службы, в том числе и в льготном исчислении, выполняемых задач, условий и порядка прохождения ими военной службы. Правовая защита военнослужащих и членов их семей, является функцией государства и предусматривает закрепление в законах и иных нормативных правовых актах прав, социальных гарантий и компенсаций указанных лиц и иных мер их социальной защиты, а также правовой механизм их реализации.

Стоит отметить, что военнослужащие имеют особое положение даже при выходе на пенсию, так пенсионное обеспечение этой категории граждан регулируется рядом законодательных актов Российской Федерации. Основным действующим законом в сфере пенсионного обеспечения военнослужащих является Закон № 4468-1-ФЗ, касательно эту область могут регулировать следующие акты: Гражданский кодекс РФ, Жилищный кодека РФ и другие.

Российский закон о пенсионном обеспечении военнослужащих, несмотря на достаточно узкую специализацию, охватывает достаточно широкую область регулирования, он функционирует сразу в нескольких сферах. Закон состоит из шести разделов и 65 статей.

Постановление Правительства РФ от 22.09.1993 г. № 941 является нормативно-правовым актом, который регулирует вопросы определения выслуги лет для назначения пенсии, в том числе в льготном исчислении.

В выслугу лет для назначения пенсий уволенным со службы военнослужащим, согласно данного Постановления, засчитывается на льготных условиях:

) один месяц службы за шесть месяцев - в постоянном составе штрафных частей действующей армии в период Великой Отечественной войны;

) один месяц службы за три месяца:

в составе смешанных сил по установлению мира и поддержанию правопорядка в зоне грузино-осетинского конфликта, в том числе членам Смешанной контрольной комиссии и экспертам, военным наблюдателям и лицам, направляющимся для руководства и обеспечения деятельности этих смешанных сил, - за время выполнения задач в зоне вооруженного конфликта, но не ранее чем с 4 июля 1992 г.;

в составе смешанных сил по установлению мира и поддержанию правопорядка в приднестровских регионах Республики Молдова, в том числе членам объединенной Контрольной комиссии и экспертам, военным наблюдателям и лицам, направлявшимся для руководства и обеспечения деятельности этих смешанных сил, - за время выполнения задач в зоне вооруженного конфликта, но не ранее чем с 27 июля 1992 г.

) один месяц службы за два месяца:

в период Великой Отечественной войны в воинских частях, штабах и учреждениях, не входивших в состав действующей армии;

в странах, армии которых вели боевые действия или оказывали военную помощь другим государствам, - командированным в эти страны военным специалистам (кроме летного состава), независимо от их участия в боевых действиях, в период с 1 января 1961 г. по 31 декабря 1982 г.

В настоящее время ряд нормативно-правовых актов устанавливает особенности назначения пенсий и исчисления стажа для военнослужащих, участвующих в контртеррористических операциях и обеспечивающих правопорядок и общественную безопасность на территории Северокавказского региона Российской Федерации, это - Постановление Правительства РФ от 09.02.2004 г. № 65; Федеральный закон от 06.03.2006 г. № 35-ФЗ; Закон РФ от 21.01.1993 г. № 4328; Приказ Минобороны РФ от 31.07.1996 г. № 284.

Исходя из вышенаписанного, нами можно сделать следующие выводы.

Во-первых - российское законодательство конкретно не даёт понятие «пенсионного обеспечения военнослужащих», но чётко определяет её как один из видов социального обеспечения для лиц, проходивших военную службу и устанавливает право на её получение в конкретных целях: в связи с прекращением военной службы при достижении законом выслуги, а также вреда, нанесенного здоровью граждан при прохождении военной службы, в случае наступления инвалидности или потери кормильца.

Во-вторых - систему пенсионного обеспечения граждан нашей страны гарантирует Конституция РФ, а пенсионное обеспечение военнослужащих и членов их семей регулируется многочисленным количеством нормативо-правовых актов, среди которых, основным, действующим в сфере пенсионного обеспечения военнослужащих, является Закон № 4468-1-ФЗ.

2 Виды пенсий военнослужащих. Порядок назначения, исчисления и выплаты пенсий военнослужащих в России. Основные проблемы пенсионного обеспечения военнослужащих в России и пути их решения

.1 Виды пенсий военнослужащих и порядок их назначения

Военнослужащим, согласно Закона РФ № 4468-1, назначаются следующие виды пенсий: пенсия за выслугу лет, пенсия по инвалидности военнослужащим (за исключением граждан, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин) и пенсия по случаю потери кормильца членам их семей.

Пенсией за выслугу лет принято называть пенсию, которая устанавливается при наличии соответствующего длительного специального трудового стажа независимо от возраста и фактического состояния трудоспособности.

Право на назначение пенсии по выслуге лет, согласно Закона РФ № 4468-1, имеют:

) лица, имеющие на день увольнения со службы выслугу на военной службе, и (или) на службе в органах внутренних дел, и (или) на службе в Государственной противопожарной службе, и (или) на службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) на службе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы 20 лет и более;

) лица, уволенные со службы по достижении предельного возраста пребывания на службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и достигшие на день увольнения 45-летнего возраста, имеющие общий трудовой стаж 25 календарных лет и более, из которых не менее 12 лет шести месяцев составляет военная служба, и (или) служба в органах внутренних дел, и (или) служба в Государственной противопожарной службе, и (или) служба в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) служба в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы.

На практике пенсионного обеспечения военнослужащих часто возникают споры о праве на пенсию за выслугу лет граждан, у которых, например, на момент увольнения по организационно-штатным мероприятиям военнослужащий, имеющий общий трудовой стаж 25 лет, из которых не менее 12.5 лет составляет военная служба, не достиг 45-летнего возраста. Данные граждане нередко обращаются в пенсионные органы за назначением пенсии на основании пункта «б» статьи 13 Закона РФ № 4468-1. Оснований для назначения таким гражданам пенсий за выслугу лет не имеется, так как в пункте «б» статьи 13 Закона РФ № 4468-1 чётко определенно, что 45-летний возраст должен быть у лица, претендующего на назначение ему пенсии, именно на день увольнения со службы. Таким же образом решается вопрос о праве на пенсию лиц, которые приобретают необходимый 25-летний общий трудовой стаж, из которого не менее 12.5 лет составляет военная служба, не ко дню их увольнения, а позже, после увольнения со службы.

Так Конституционный Суд Российской Федерации отказал в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Н. В. Зверева, который просил признать не соответствующей статье 55 часть 2 Конституции РФ пункта «б» статьи 13 Закона РФ № 4468-1, как не предусматривающую возможность назначения пенсии за выслугу лет лицам, уволенным с военной службы по состоянию здоровья до достижения 45-летнего возраста и имевшим на этот период менее 25 календарных лет общего трудового стажа.

Право на назначение пенсии по инвалидности, согласно Закона РФ № 4468-1, имеют лица, ставшие инвалидами, если инвалидность наступила в период прохождения ими службы или не позднее трех месяцев после увольнения со службы либо если инвалидность наступила позднее этого срока, но вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период прохождения службы. Группа и причины инвалидности, а также время, когда она наступила, устанавливаются врачебно-трудовыми экспертными комиссиями (ВТЭК).

Пенсия по случаю потери кормильца, согласно Закона РФ № 4468-1, назначается, если кормилец умер (погиб) во время прохождения службы или не позднее трех месяцев со дня увольнения со службы либо позднее этого срока, но вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период прохождения службы, а семьям пенсионеров из числа этих лиц - если кормилец умер в период получения пенсии или не позднее пяти лет после прекращения выплаты ему пенсии. При этом семьи бывших военнослужащих, умерших во время пребывания в плену, и семьи военнослужащих, пропавших без вести в период военных действий, приравниваются к семьям погибших на фронте.

Право на пенсию по случаю потери кормильца, согласно Закона РФ № 4468-1, имеют нетрудоспособные члены семьи умерших (погибших) лиц, состоявшие на иждивении последних.

Независимо от нахождения на иждивении кормильца пенсия назначается: нетрудоспособным детям; нетрудоспособным родителям и супругу, если они после смерти кормильца утратили источник средств к существованию.

Нетрудоспособными членами семьи, согласно Закона РФ № 4468-1, считаются:

дети, братья, сестры и внуки, не достигшие 18 лет или старше этого возраста, если они стали инвалидами до достижения 18 лет, а проходящие обучение в образовательных учреждениях с отрывом от производства (кроме учебных заведений, обучающиеся в которых считаются состоящими на военной службе или на службе в органах внутренних дел), - до окончания обучения, но не долее чем до достижения ими 23-летнего возраста. Братья, сестры и внуки имеют право на пенсию, если у них нет трудоспособных родителей;

отец, мать и супруг, если они достигли возраста: мужчины - 60 лет, женщины - 55 лет, либо являются инвалидами;

супруг или один из родителей либо дед, бабушка, брат или сестра независимо от возраста и трудоспособности, если он (она) занят уходом за детьми, братьями, сестрами или внуками умершего кормильца, не достигшими 14-летнего возраста, и не работает;

дед и бабушка - при отсутствии лиц, которые по закону обязаны их содержать.

Усыновители имеют право на пенсию по случаю потери кормильца наравне с родителями, а усыновленные - наравне с родными детьми. Несовершеннолетние, имеющие право на пенсию по случаю потери кормильца, сохраняют это право и при их усыновлении.

Отчим и мачеха имеют право на пенсию по случаю потери кормильца наравне с отцом и матерью при условии, если они воспитывали или содержали умершего пасынка или падчерицу не менее пяти лет. Пасынок и падчерица имеют право на пенсию по случаю потери кормильца наравне с родными детьми.

Пенсия по случаю потери кормильца, назначенная супругу умершего, сохраняется и при вступлении супруга в новый брак.

Право на пенсию по случаю потери кормильца, согласно Закона РФ № 4468-1, на льготных условиях имеют:

жены (мужья) лиц, умерших вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при защите Родины, имеют право на пенсию по случаю потери кормильца по достижении ими 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины), а занятые из них уходом за детьми умерших, не достигшими 8-летнего возраста, имеют право на указанную пенсию независимо от возраста, трудоспособности и от того, работают они или нет, в том числе независимо от того, проходят они военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы или нет;

родители лиц, умерших вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при защите Родины (за исключением случаев, когда смерть указанных лиц наступила в результате их противоправных действий), имеют право на пенсию по случаю потери кормильца по достижении ими возраста 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины) независимо от того, находились ли они на иждивении умерших (погибших).

Пенсия за выслугу лет назначается и выплачивается после увольнения граждан со службы. Пенсии по инвалидности и пенсии по случаю потери кормильца назначаются независимо от продолжительности службы.

Пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин (ранее - действительную срочную военную службу) в вооруженных силах и воинских формированиях, и семей этих лиц осуществляется в соответствии с Федеральным законом № 166-ФЗ.

Установленный законодательством порядок назначения пенсии предусматривает, что работа по пенсионному обеспечению военнослужащих и их семей осуществляется Министерством обороны РФ (соответствующими военкоматами). Для назначения пенсии лицо, имеющее право на назначение пенсии, должно обратиться с заявлением о назначении пенсии, приложив к этому заявлению все необходимые для назначения пенсии документы. Поступившие на рассмотрение соответствующего пенсионного органа документы рассматриваются в срок не более 10 рабочих дней. При этом днем обращения за пенсией считается день, в который были предоставлены все необходимые документы, либо, если документы отправлены по почте, день отправления документов, который определяется по штампу на конверте. Военнослужащие имеют право на получение пенсии со дня увольнения со службы, но не ранее дня, до которого им выплачено денежное довольствие. Семьям военнослужащих пенсии по случаю потери кормильца назначаются со дня смерти военнослужащего, но не ранее того дня, до которого военнослужащему было выплачено денежное довольствие. Если лицо, имеющее право на назначение пенсии, несвоевременно обратилось за ее назначением, то пенсия назначается с того дня, с которого возникло право на ее назначение.

Пенсия по случаю потери кормильца сeмьям военнослужащих назначается каждому члену семьи, имеющему право на получение этой пенсии, на весь период нетрудоспособности. Если по результатам медицинского обследования лицо, получающее пенсию по случаю потери кормильца за военнослужащего, признается трудоспособным, то оно теряет право на получение пенсии по случаю потери кормильца. Членам семьи, получающим пенсию по случаю потери кормильца, мужчинам, достигшим возраста 60 лет, и женщинам, достигшим возраста 55 лет, пенсия по случаю потери кормильца назначается пожизненно. Перерасчет пенсий осуществляется с первого числа того месяца, который следует за месяцем, в котором наступили обстоятельства, послужившие основанием для перерасчета пенсии.

Проведённый нами анализ нормативно-правовых актов в данном параграфе, позволяет сделать следующие выводы.

В Российской Федерации законодательство устанавливает три вида пенсий для военнослужащих: пенсия за выслугу лет, пенсия по инвалидности, пенсия по случаю потери кормильца.

В России пенсия за выслугу лет для военнослужащих является основным видом пенсионного обеспечения. Выслуга лет на военной службе является одним из важнейших институтов права социального обеспечения военнослужащих.

Данный закон, который был принят, мы считаем, гарантирует всем военным пенсионерам инвалидам полноценную военную пенсию.

Как и пенсия по инвалидности на основаниях, предусмотренных для военнослужащих, пенсия по случаю потери кормильца устанавливается независимо от каких-либо иных условий, в частности от продолжительности общего трудового стажа, в том числе военной службы.

Установленный же законодательством порядок назначения пенсии предусматривает, что работа по пенсионному обеспечению военнослужащих и их семей осуществляется Министерством обороны РФ.

Все спoры по пенсионнoму обеспечению военнoслужащих и членов их семей решаются пенсионными органами министерства обороны Российской Федерации (военкоматами) в порядке их подчиненности. В случае несoгласия с решением, вынесенным военкоматом, пенсионер вправе обращаться за решением своего вопроса в судебнoм порядке.

.2 Исчисление и размер пенсий военнослужащих

Военные пенсионеры с 1 января 2012 года начали получать пенсию по-новому. Нововведения произошли в связи с принятием Федерального закона РФ от 7 ноября 2001 г. № 309-ФЗ «О внесении изменений и признании утратившими силу отдельных законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат»» (далее Федеральный закон № 309-ФЗ), который в свою очередь ввёл изменения в Закон РФ от № 4468-1. Этот закон заменил некоторые формулировки и ввёл новый механизм выплаты военным пенсионерам.

Теперь для исчисления пенсии учитываются оклад по воинской должности или должностной оклад, оклад по воинскому званию или оклад по специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и ежемесячная надбавка или процентная надбавка за выслугу лет (стаж службы), включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия. Указанное денежное довольствие учитывается при исчислении пенсии с 1 января 2012 года в размере 54 процентов и, начиная с 1 января 2013 года, ежегодно увеличивается на 2 процента до достижения 100 процентов его размера .

Согласно Федеральному закону от 10.01.2002 № 3-ФЗ «О внесении дополнения в статью 48 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей»», лицам, отслужившим на Крайнем Севере и в районах, приравненных к нему, не менее 15 и 20 календарных лет (соответственно) и живущим теперь там, где районный коэффициент не установлен (или определен, но в меньшем размере), пенсии рассчитываются с применением того коэффициента, который действовал по последнему месту их «северной» службы (коэффициент расчета не может быть более 1,5). Это правило действует независимо от времени обращения за назначением пенсии.

Корректировать пенсию будут ежегодно с 1 января и одновременно с увеличением денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих и сотрудников исходя из уровня увеличения денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсий.

Пенсия за выслугу лет, согласно Закона РФ № 4468-1, устанавливается в следующих размерах:

а) лицам, имеющим выслугу 20 лет и более: за выслугу 20 лет - 50 процентов сумм денежного довольствия; за каждый год выслуги свыше 20 лет - 3 процента указанных сумм денежного довольствия, но всего не более 85 процентов этих сумм;

б) лицам, имеющим общий трудовой стаж 25 календарных лет и более, из которых не менее 12 лет шести месяцев составляет военная служба, и (или) служба в органах внутренних дел, и (или) служба в Государственной противопожарной службе, и (или) служба в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) служба в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы: за общий трудовой стаж 25 лет - 50 процентов сумм денежного довольствия; за каждый год стажа свыше 25 лет - 1 процент указанных сумм денежного довольствия.

При этом пенсия за выслугу лет, согласно Закона РФ № 4468-1, не может быть ниже установленной законодательством Российской Федерации базовой части трудовой пенсии по старости.

Пенсии за выслугу лет, согласно Закона РФ № 4468-1, увеличиваются:

инвалидам I группы - на 300 процентов базовой части трудовой пенсии по старости;

инвалидам II группы - на 250 процентов базовой части трудовой пенсии по старости;

инвалидам III группы - на 175 процентов базовой части трудовой пенсии по старости;

б) лицам, ставшим инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий) и являющимся участниками Великой Отечественной войны:

инвалидам I группы - на 250 процентов базовой части трудовой пенсии по старости;

инвалидам II группы - на 200 процентов базовой части трудовой пенсии по старости

инвалидам III группы - на 150 процентов базовой части трудовой пенсии по старости;

в) лицам, награжденным знаком «Жителю блокадного Ленинграда», ставшим инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий):

инвалидам I группы - на 200 процентов базовой части трудовой пенсии по старости;

инвалидам II группы - на 150 процентов базовой части трудовой пенсии по старости;

инвалидам III группы - на 100 процентов базовой части трудовой пенсии по старости.

К пенсии за выслугу лет, согласно Закона РФ № 4468-1, начисляются следующие надбавки:

а) пенсионерам, являющимся инвалидами I группы или инвалидами, имеющими ограничение способности к трудовой деятельности III степени, либо достигшим 80-летнего возраста, - на уход за ними в размере 100 процентов базовой части трудовой пенсии по старости;

б) неработающим пенсионерам, на иждивении которых находятся нетрудоспособные члены семьи:

при наличии одного такого члена семьи - в размере 32 процентов базовой части трудовой пенсии по старости;

при наличии двух таких членов семьи - в размере 64 процентов базовой части трудовой пенсии по старости;

при наличии трех и более таких членов семьи - в размере 100 процентов базовой части трудовой пенсии по старости.

Указанная надбавка начисляется только на тех членов семьи, которые не получают трудовую или социальную пенсию;

в) пенсионерам - участникам Великой Отечественной войны, не являющимся инвалидами, - в размере 32 процентов, а лицам из их числа, достигшим 80-летнего возраста, - в размере 64 процентов базовой части трудовой пенсии по старости.

Данная надбавка не начисляется к пенсии, исчисленной с увеличением.

Кроме того согласно Закона РФ № 4468-1, пенсии за выслугу лет, по инвалидности и по случаю потери кормильца (в том числе исчисленные в минимальном размере), повышаются:

Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации и лицам, награжденным орденом Славы трех степеней, - на 100 процентов размера пенсии,

Героям Социалистического Труда - на 50 процентов размера пенсии.

При этом лицам, неоднократно удостоенным звания Героя Советского Союза, Героя Российской Федерации или Героя Социалистического Труда, пенсия повышается в указанном порядке соответственно каждому полученному званию;

чемпионам Олимпийских игр, чемпионам Паралимпийских игр, чемпионам Сурдолимпийских игр - на 50 процентов размера пенсии;

лицам, награжденным орденом Трудовой Славы трех степеней или орденом «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» трех степеней, - на 15 процентов размера пенсии;

участникам Великой Отечественной войны, а также ветеранам боевых действий - на 32 процента базовой части трудовой пенсии по старости;

лицам, которые в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года находились на военной службе не менее шести месяцев (за исключением лиц, находившихся в составе действующей армии), а также лицам, которые в период Великой Отечественной войны (с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года) проработали не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награждены орденами и медалями СССР за самоотверженный труд и безупречную военную службу в годы Великой Отечественной войны, - на 16 процентов базовой части трудовой пенсии по старости. При этом лицам, родившимся по 31 декабря 1931 года включительно, пенсии в соответствии с настоящим пунктом повышаются без истребования документов, подтверждающих прохождение военной службы в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года или стаж работы в период Великой Отечественной войны;

бывшим несовершеннолетним узникам фашистских концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных немецкими фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, - на 32 процента базовой части трудовой пенсии по старости;

лицам, необоснованно репрессированным по политическим мотивам и впоследствии реабилитированным, - на 16 процентов базовой части трудовой пенсии по старости;

лицам, награжденным знаком «Жителю блокадного Ленинграда», - на 32 процента базовой части трудовой пенсии по старости. Указанное повышение не устанавливается к пенсиям, исчисленным с увеличением, предусмотренным для лиц, награжденных знаком «Жителю блокадного Ленинграда», ставших инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий);

инвалидам с детства вследствие ранения, контузии или увечья, которые связаны с боевыми действиями в период Великой Отечественной войны либо с их последствиями, - на 32 процента базовой части трудовой пенсии по старости.

По общему правилу, при наличии у лиц права одновременно на различные государственные пенсии, назначается одна пенсия по их выбору.

Вместе с тем закон содержит следующие исключения:

) Жены лиц, погибших вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при защите Родины (за исключением случаев, когда смерть указанных лиц наступила в результате их противоправных действий), не вступившие в новый брак, имеют право получать две пенсии. Им могут устанавливаться пенсия по случаю потери кормильца и трудовая пенсия по старости (инвалидности) в соответствии с Федеральным законом № 176-ФЗ, либо пенсия по случаю потери кормильца и социальная пенсия в соответствии с Федеральным законом № 166-ФЗ.

) Родители лиц, умерших (погибших) вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при защите Родины (за исключением случаев, когда смерть указанных лиц наступила в результате их противоправных действий), имеют право получать две пенсии. Им могут назначаться пенсия по старости, пенсия по инвалидности, за выслугу лет, социальная в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и пенсия по случаю потери кормильца.

Пенсия по инвалидности, согласно Закона РФ № 4468-1, устанавливается в следующих размерах:

а) инвалидам вследствие военной травмы I и II групп - 85 процентов, III группы - 50 процентов сумм денежного довольствия;

б) инвалидам вследствие заболевания, полученного в период военной службы, I и II групп - 75 процентов, III группы - 30 процентов сумм денежного довольствия.

В любом случае, согласно Закона РФ № 4468-1, пенсия по инвалидности не может быть ниже:

а) для инвалидов вследствие военной травмы I и II групп - 300 процентов, III группы - 150 процентов установленной законодательством Российской Федерации базовой части трудовой пенсии по старости;

б) для инвалидов вследствие заболевания, полученного в период военной службы, I и II групп - 130 процентов, III группы - 100 процентов установленной законодательством Российской Федерации базовой части трудовой пенсии по старости.

Пенсия по случаю потери кормильца, согласно Закона РФ № 4468-1, устанавливается в следующих размерах:

а) семьям лиц, умерших вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при защите Родины, - 40 процентов сумм денежного довольствия кормильца на каждого нетрудоспособного члена семьи. По такой же норме устанавливается пенсия, независимо от причины смерти кормильца, семьям умерших пенсионеров, являвшихся на день смерти инвалидами вследствие военной травмы, на детей, потерявших обоих родителей, и на детей умершей одинокой матери. Рассчитанная таким образом пенсия по случаю потери кормильца не может быть ниже 200 процентов установленной законодательством Российской Федерации базовой части трудовой пенсии по старости;

б) семьям лиц, умерших вследствие заболевания, полученного в период военной службы либо вследствие увечья, полученного в результате несчастного случая, не связанного с исполнением обязанностей военной службы (служебных обязанностей), либо заболевания, не связанного с исполнением обязанностей военной службы (служебных обязанностей), - 30 процентов сумм денежного довольствия кормильца на каждого нетрудоспособного члена семьи. Рассчитанная таким образом пенсия по случаю потери кормильца не может быть ниже 150 процентов установленной законодательством Российской Федерации базовой части трудовой пенсии по старости.

При этом членам семьи, являющимся инвалидами I группы или инвалидами, имеющими ограничение способности к трудовой деятельности III степени, либо достигшим 80-летнего возраста, к назначаемой им пенсии по случаю потери кормильца (в том числе исчисленной в минимальном размере) начисляется надбавка на уход за ними в размере 100 процентов базовой части трудовой пенсии по старости.

К пенсии по случаю потери кормильца (в том числе исчисленной в минимальном размере), назначаемой детям-инвалидам и инвалидам с детства I и II групп, потерявшим обоих родителей, либо указанным детям умершей одинокой матери, начисляется надбавка в размере 32 процентов базовой части трудовой пенсии по старости.

Федеральный закон № 166-ФЗ предусматривает, что пенсия по инвалидности военнослужащим, проходившим военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин, назначается в зависимости от причины инвалидности в следующем размере:

) при наступлении инвалидности вследствие военной травмы:

инвалидам, имеющим ограничение способности к трудовой деятельности III степени, - 300 процентов базовой части трудовой пенсии но старости;

инвалидам, имеющим ограничение способности к трудовой деятельности II степени, - 250 процентов базовой части трудовой пенсии по старости;

инвалидам, имеющим ограничение способности к трудовой деятельности I степени, - 175 процентов базовой части трудовой пенсии по старости.

Инвалидностью вследствие военной травмы считается инвалидность, наступившая вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при защите Родины, в том числе в связи с пребыванием на фронте, прохождением военной службы на территориях других государств, где велись боевые действия, или при исполнении иных обязанностей военной службы;

) при наступлении инвалидности вследствие заболевания, полученного в период военной службы:

инвалидам, имеющим ограничение способности к трудовой деятельности III степени, - 250 процентов базовой части трудовой пенсии по старости;

инвалидам, имеющим ограничение способности к трудовой деятельности II степени, - 200 процентов базовой части трудовой пенсии по старости;

инвалидам, имеющим ограничение способности к трудовой деятельности I степени, - 150 процентов базовой части трудовой пенсии по старости.

Инвалидностью вследствие заболевания, полученного в период военной службы, считается инвалидность, наступившая вследствие увечья, полученного в результате несчастного случая, не связанного с исполнением обязанностей военной службы (служебных обязанностей), либо заболевания, не связанного с исполнением обязанностей военной службы (служебных обязанностей).

Инвалидам, которые имеют ограничение способности к трудовой деятельности III и II степеней и на иждивении которых находятся нетрудоспособные члены семьи, размер пенсии по инвалидности определяется исходя из базовой части трудовой пенсии по старости для граждан, имеющих на иждивении соответствующее количество нетрудоспособных членов семьи.

Согласно Федеральному закону № 166-ФЗ пенсия по случаю потери кормильца членам семей военнослужащих, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин, устанавливается в зависимости от причины смерти кормильца в следующем размере:

) пенсия по случаю потери кормильца вследствие военной травмы на каждого нетрудоспособного члена семьи погибшего (умершего) военнослужащего - 200 процентов базовой части трудовой пенсии по старости.

) пенсия по случаю потери кормильца вследствие заболевания, полученного в период военной службы, на каждого нетрудоспособного члена семьи погибшего (умершего) военнослужащего - 150 процентов базовой части трудовой пенсии по старости.

Таким образом, проведя анализ норм пенсионного законодательства РФ мы можем сделать вывод: пенсионное обеспечение военнослужащих, проходивших службу по контракту, и членов их семей порядок исчисления, а также их размеры регулируется Законом РФ № 4468-1, а пенсионное обеспечение военнослужащих, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин, и членов их семей порядок исчисления и размеры регулируются Федеральный закон № 166-ФЗ.

.3 Выплаты пенсий военнослужащим

Выплата пенсий, предусмотренных статьёй 56 Закона РФ № 4468-1 производится по месту жительства или месту пребывания пенсионеров в пределах территории Российской Федерации пенсионными органами федеральных органов исполнительной власти через соответствующие учреждения (филиалы) Сберегательного банка Российской Федерации путем зачисления соответствующих сумм во вклады либо перевода соответствующих сумм через организации федеральной почтовой связи.

Порядок организации выплат Сбербанком России пенсий, пособий, компенсаций и иных выплат военнослужащим и членам их семей, определяется Соглашением, заключаемым между Министерством Обороны России и Акционерным коммерческим Сберегательным банком Российской Федерации.

Выплата пенсий путем перевода соответствующих сумм через организации федеральной почтовой связи и доставка пенсий по месту жительства или месту пребывания пенсионеров осуществляются за счет средств федерального бюджета, предусматриваемых на пенсионное обеспечение военнослужащих. Выплата пенсий производится за текущий месяц в сроки, определяемые соответствующими федеральными органами исполнительной власти по согласованию с учреждениями Сберегательного банка Российской Федерации и организациями федеральной почтовой связи.

Выплата пенсий производится за текущий месяц и в сроки, определяемые соответствующими федеральными органами исполнительной власти по согласованию с учреждениями Сберегательного банка Российской Федерации и организациями федеральной почтовой связи.

По решению соответствующего федерального органа исполнительной власти, согласованному с Министерством финансов Российской Федерации, пенсии могут выплачиваться и в ином порядке.

Порядок выплаты пенсий пенсионерам, проживающим на территории государств - бывших республик СССР, не являющихся участниками Содружества Независимых Государств, в том числе в валюте соответствующего государства, определяется Правительством Российской Федерации исходя из соглашений, заключаемых с этими государствами.

По желанию пенсионера пенсия может выплачиваться по доверенности, выдаваемой в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Выплата пенсии по доверенности, срок действия которой превышает один год, производится в течение всего срока действия доверенности при условии ежегодного подтверждения пенсионером факта регистрации его по месту жительства или месту пребывания в пределах территории Российской Федерации.

Согласно Закона РФ № 4468-1, пенсии, назначаемые военнослужащим, выплачиваются полностью независимо от наличия у пенсионеров заработка или другого дохода. Пенсионерам, поступившим на работу или имеющим доход от занятия предпринимательской деятельностью, не выплачиваются только надбавки к пенсии, предусмотренные для неработающих пенсионеров.

Согласно Закона РФ № 4468-1, сумма пенсии, начисленная пенсионеру, но не востребованная им своевременно, выплачивается за прошлое время, но не более чем за три года перед обращением за ее получением. Сумма пенсии, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, назначающего или выплачивающего пенсию, выплачивается за прошлое время без ограничения каким-либо сроком.

Согласно Закона РФ № 4468-1, в случае повторного определения на военную службу, службу в органы внутренних дел, Государственную противопожарную службу, службу в органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, службу в учреждения и органы уголовно-исполнительной системы, выплата пенсии приостанавливается. При последующем увольнении со службы выплата пенсии возобновляется исходя из выслуги и общего трудового стажа на день увольнения.

Согласно Закона РФ № 4468-1, в случае пропуска инвалидом срока переосвидетельствования по уважительной причине и установления ему федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы инвалидности за прошлое время выплата пенсии возобновляется с того дня, с которого он признан инвалидом. В случае, если при переосвидетельствовании инвалиду установлена другая группа инвалидности (более высокая или более низкая), пенсия за прошлое время, предшествующее дню переосвидетельствования, выплачивается ему по прежней группе инвалидности.

На основании судебных решений, определений и приговоров (в части имущественных взысканий), исполнительных надписей нотариальных контор и других решений и постановлений, исполнение которых в соответствии с законодательством производится в порядке, установленном для исполнения судебных решений, могут производиться удержания из пенсии. Сумма пенсии или пособия, излишне выплаченная пенсионеру вследствие злоупотребления с его стороны, может удерживаться из пенсии на основании решения соответствующего пенсионного органа ежемесячно в размере, не превышающем 20 процентов причитающейся к выплате пенсии, сверх удержаний по другим основаниям. Во всех случаях обращения взыскания на пенсию за пенсионером сохраняется не менее 50 процентов причитающейся ему пенсии. Вопросы пенсионного обеспечения военнослужащих, выехавших на постоянное жительство за границу, решаются в соответствии с законодательством Российской Федерации и договорами (соглашениями) о социальном обеспечении, заключенными Российской Федерацией или бывшим Союзом ССР с другими государствами.

Выплата пенсий военнослужащим и членам их семей приостанавливается в случае лишения пенсионера свободы по приговору суда - на срок лишения свободы, а в случае смерти пенсионера оставшаяся невыплаченной часть пенсии выплачивается членам его семьи, если они производили его похороны. Если же похороны пенсионера осуществлялись не членами его семьи, то они теряют право на получение оставшейся после смерти пенсионера невыплаченной части пенсии.

.4 Основные проблемы и недостатки пенсионного обеспечения военнослужащих в современном законодательстве РФ и пути их решения

Среди рассмотренных нами вопросов пенсионного обеспечения военнослужащих, особого внимания заслуживают их проблемы и недостатки, мы попытаемся найти пути их решения.

Согласно Конституции России пенсионное обеспечение является важным элементом социальной политики государства. Частью 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации гарантировано каждому право на социальное обеспечение по возрасту. В соответствии со статьёй 19 Конституции Российской Федерации, равенство прав гарантируется без какой-либо дискриминации.

Защитники Отечества должны быть уверены в том, что по окончании нелёгкой ратной службы они получат обеспеченную старость. В противном случае привлекательность военной службы явно будет невысокой, что негативно скажется на вопросах комплектования кадров Вооружённых Сил и соответственно на уровне обеспечения военной безопасности Российской Федерации.

Ещё недавно военные пенсионеры считались надёжно защищёнными в социально-правовом отношении. Их пенсии существенно превышали размеры пенсий соответствующих категорий государственных и муниципальных служащих и регулярно индексировались одновременно с повышением денежного довольствия действующим военнослужащим. Кроме того, на ветеранов военной службы распространялись многие льготы, которыми можно было пользоваться уже при наличии 20-летней и более выслуги военной службы.

Проанализировав вопросы пенсионное обеспечение военнослужащих, можно найти положительные примеры, такие как - повышение пенсий военнослужащих с января 2012 года, с одной стороны это радостное событие: впервые за последние 20 лет военные пенсии повысились сразу на 50-70 и более процентов, вместе с тем и повышения социального статуса и уровня жизни военнослужащих и военных пенсионеров, что влияет на престиж Вооружённых Сил в целом. Однако повышение пенсий воспринято в среде военных пенсионеров неоднозначно. Большая или маленькая сегодня пенсия у военных пенсионеров? Насколько они сегодня живут лучше или хуже чем 5, 10, 30 лет назад? Однозначного ответа на эти вопросы нет, так как у каждого военного пенсионера своя пенсия, надбавки, своё место жительства.

С принятым Федеральным законом Российской Федерации № 309-ФЗ и Федерального закона от 19 июля 2011 г. № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» появился новый понижающий коэффициент 0,54 при начислении военных пенсий. Вместе с тем это положение не применяется в отношении судей военных судов, органов военной прокуратуры и военных следственных органов, пенсионеров из числа указанных лиц и членов их семей. То есть получается, что те, кто нес боевое дежурство и боевые вахты по защите нашей Родины и «зарабатывал» неизлечимые болезни, кто защищал свою Отчизну в горячих точках, должны ждать 23 года. А военные судьи, прокурорские работники и сотрудники следственных военных органов получают стопроцентную пенсию сразу. При этом есть высокая вероятность того, что большинство из сегодняшних военных пенсионеров не доживут до заслуженной ими полной пенсии.

Согласно статье 2 Федерального закона от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» все военнослужащие относятся к одной группе федеральных госслужащих, и исходя из этого должны быть равны перед законом, в том числе в части расчета пенсий. Так ли это? Более того, недавно у федеральных государственных гражданских служащих должностные оклады сравняли с окладами военнослужащих. Но при расчете им пенсий понижающий коэффициент 0,54 не ввели. Массовые обращения военных пенсионеров к законодательной, судебной и исполнительной власти о нарушении конституционных принципов, таких как - справедливости, равенства, соразмерности, а также стабильности и гарантированности прав граждан в связи с введением понижающего коэффициента 0,54 не удовлетворены, так как изменение способа определения размеров тех или иных денежных выплат является прерогативой законодателя.

С 1 марта 2005 года было произведено увеличение денежного довольствия военнослужащим за счёт введения ежемесячной надбавки в размере одного должностного оклада военнослужащего, но эта надбавка не учитывается при расчёте военных пенсий. С 1 января 2005 года всем действующим военнослужащим был увеличен размер надбавки за сложность и напряжённость (в столичном регионе до 200% должностного оклада), однако и эта надбавка не учитывается при расчёте военной пенсии.

Таким образом в Российской Федерации сложилась практика повышения денежного довольствия военнослужащим за счёт введения различных надбавок и дополнительных выплат. При этом не происходит повышения их денежного содержания и, следовательно, не осуществляется повышение военных пенсий.

Также нельзя не упомянуть о возможности получения с 1 января 2007 года дополнительно к военной пенсии страховой части трудовой пенсии, это регламентируется Федеральным законом от 22 июля 2008 года № 156-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения» (далее Федеральный закон № 156-ФЗ). Для её получения необходимы следующие условия:

) военный пенсионер, должен достичь возраста 60-ти лет (мужчины) или 55-ти лет (женщины);

) стаж работы (по трудовому договору и с выплатой всех положенных налогов) не менее 5-ти лет.

Страховая часть трудовой пенсии может быть назначена военным пенсионерам и до достижения общеустановленного пенсионного возраста. Например, если он живет и работает на Севере. То есть, на эту категорию пенсионеров распространяются те же условия назначения досрочной трудовой пенсии, как и для гражданских лиц.

Трудовая пенсия военнослужащих по линии Пенсионного фонда Российской Федерации ежегодно индексируется государством. Если военный пенсионер после назначения пенсии по линии ПФР продолжает работать, страховая часть его трудовой пенсии по старости ежегодно корректируется, как и у других работающих пенсионеров.

Но есть и отличия. Так, военным пенсионерам, заработавшим стаж на гражданской работе, назначается, подчеркнем, только страховая часть трудовой пенсии по старости, а вот фиксированный базовый размер, как у гражданских лиц, - не назначается.

У многих военных пенсионеров возникает вопрос: а почему военным пенсионерам платят только страховую часть трудовой пенсии? Также возникает законный вопрос: как же все-таки военнослужащему заслужить обеспеченную старость?

В силу незначительного размера военных пенсий, каждый третий военный пенсионер после увольнения с военной службы вынужден продолжать трудовую деятельность. Однако под действие Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 156-ФЗ подпадает только 480 тысяч военных пенсионеров (те, кто достигли пенсионного возраста по старости и имеют 5-летний страховой стаж).

Очевидно, что, предоставив работающим военным пенсионерам право получать страховую часть трудовой пенсии по старости, государство создаёт определённые стимулы для удержания их на рынке труда. Однако необходимо понимать и то, что желание военных пенсионеров работать - это вынужденная необходимость, вызванная высокой стоимостью жизни и невысоким размером собственно военных пенсий. В этой связи правом, которое закреплено изменениями в военно-пенсионном законодательстве, военные пенсионеры, очевидно, будут пользоваться лишь до тех пор, пока размеры их пенсий не достигнут величины реального прожиточного минимума, обеспечивающего достойный уровень их жизни. По данным социологических опросов, после этого до 70% работающих военных пенсионеров, будут готовы полностью прекратить трудовую деятельность.

По экспертным оценкам в настоящее время фактический возраст выхода на пенсию военнослужащих в среднем составляет 44,4 года, а выход на пенсию по инвалидности в следствие военной травмы - 42,4 года. В целом же средний возраст назначения пенсий в современной России составляет 54,5 лет. Таким образом, фактический средний возраст выхода на пенсию военнослужащих наступает на 10 и более лет раньше, чем у большинства россиян. Возникает вопрос о справедливости установления достаточно высокого возрастного ценза для получения работающими военными пенсионерами права на выплату страховой части трудовой пенсии (55 лет - для женщин и 60 лет для мужчин). В этой связи думается, что отечественное военно-пенсионное законодательство нуждается в дальнейшем совершенствовании.

Уровень пенсионного обеспечения военнослужащих и членов их семей является не только показателем отношения государства к защитникам Отечества, но и прямо влияет на качество комплектования силовых структур военнослужащими.

Анализ существующей в нашей стране системы пенсионного обеспечения военнослужащих дает основания говорить, что государство пока только учится отвечать перед гражданами за свои обязательства, нести ответственности за своих защитников в полном объеме. Вопрос об ответственности власти перед людьми в погонах - это базовый принцип государственного устройства. Без внятно разъясненных и разделяемых ими целей люди не хотят снижения уровня социально-экономического обеспечения. Всевозможные эксперименты, негативно отражающиеся на уровне жизни людей, посвятившие свою жизнь служению своему Отечеству, должны быть исключены из практики управления страной.

Заключение

При написании курсовой работы мы поставили цель: исследование и изучение темы - пенсионное обеспечение военнослужащих. Для достижения указанной цели перед работой были поставлен ряд задач.

При решении задачи - история развития законодательства о пенсионном обеспечения военнослужащих, мы изучили, что пенсионное обеспечение военнослужащих занимало особое место в системе социального обеспечения граждан нашей страны уже с ранних времён. Уже с XVII века начали издаваться специальные законодательные акты, регламентирующие социальную защиту бывших воинов, а в конце XVIII века издан указ, согласно которому пенсия по выслуге лет становится материальной составляющей.

В работе мы раскрыли понятие пенсионного обеспечения военнослужащих, а также установили, что в настоящее время законодательное подкрепление социальной защиты лицам, проходившим военную службу, гарантирует Конституция РФ. На сегодняшний день правовую основу регулирующую порядок пенсионного обеспечения военнослужащих в Российской Федерации составляет ряд нормативно-правовых актов. Основным действующим нормативно правовым актом в этой сфере является Закон № 4468-1.

При решении задачи - виды пенсий военнослужащих, мы установили, что Законодательство устанавливает три вида пенсий для военнослужащих: пенсия за выслугу лет, пенсия по инвалидности, пенсия по потере кормильца. Пенсия за выслугу лет назначается военнослужащим, которые имеют на день увольнения выслугу на военной службе 20 лет и более. Пенсия за выслугу лет устанавливается в процентном отношении от сумм денежного довольствия военнослужащих в зависимости от выслуги. Право на пенсию по инвалидности имеют военнослужащие, ставшие инвалидами, если инвалидность наступила в период прохождения ими службы или не позднее трех месяцев после увольнения со службы либо если инвалидность наступила позднее этого срока, но вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период прохождения службы. Также законодательство устанавливает право на пенсию по случаю потери кормильца. Право на пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умерших (погибших) лиц, состоявшие на иждивении.

В процессе исследования было выявлено множество проблем пенсионного обеспечения военнослужащих в России.

Во-первых, это произошло с принятием Федерального закона от 8 ноября 2011 г. № 309-ФЗ появился новый понижающий коэффициент 0,54 при начислении военных пенсий. На наш взгляд, если бы сегодня военные пенсии стали бы такими, как ждут военные пенсионеры по понижающему коэффициенту 0,54 - 23 года, то есть достигли 100 процентных выплат, это позволило бы значительно поднять жизненный уровень военных пенсионеров и значительно укрепить нашу армию, прежде всего, за счет качественного отбора из большого количества желающих служить, в том числе контрактниками рядовыми и сержантами. Мы согласны со многими военнослужащими, что идёт прямое нарушение статьи 19 части 2 Конституции РФ - принципа равенства. Статья 55 часть 2 Конституция РФ также устанавливает, что в России не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.

Во - вторых, другой проблемой пенсионного обеспечения военнослужащих является сложившаяся практика повышения денежного довольствия военнослужащим за счёт введения различных надбавок и дополнительных выплат. При этом не происходит повышения их денежного содержания и, следовательно, не осуществляется повышение военных пенсий. Мы считаем, что необходимо внести изменения в статью 43 Закона РФ № 4468-1 и установить, что для исчисления пенсии учитывается не только оклады по должности, воинскому или специальному званию, но и все другие выплаты, которые осуществляются военнослужащим исходя из среднего уровня их доходов за 12 месяцев, предшествующих дате выхода на пенсию.

Для решения проблемы, Правительство РФ должно принять ряд нормативно-правовых актов, которые приведут пенсионное обеспечение военнослужащих в русло проводимых пенсионных реформ, в процессе которых социальная роль военных пенсий должна сохраниться с учётом особого правового статуса военнослужащих.

Принятие предлагаемых мер позволит остановить процесс дискредитации военных пенсионеров, который с каждым годом приобретает всё более чёткие очертания в Российской Федерации.

Таким образом, задачи в курсовой работе решены в полном объёме, цель: исследование и изучение темы - пенсионное обеспечение военнослужащих достигнута. Таким образом, это позволяет нам сделать вывод: военнослужащие, в силу выполняемых ими служебных задач, имеют особый правовой статус, который связан с определёнными ограничениями их прав как гражданина. Всё это обуславливает необходимость их социальной поддержки со стороны государства, в том числе и по вопросам пенсионного обеспечения.

Список используемых источников

Нормативная литература

. Соглашение между государствами - участниками Содружества Независимых Государств о социальных и правовых гарантиях военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей (Минск, 14 февраля 1992 г.) / Режим доступа: Система «Гарант» - http://base.garant.ru/1118899/

. Соглашение о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств - участников Содружества Независимых Государств (Ташкент, 15 мая 1992 г.) / Режим доступа: Система «Гарант» - http://base.garant.ru/1119727/

. Конституция Российской Федерации от 25 декабря 1993 года, с изменениями от 30 декабря 2008 года // Российская газета 2009 г. / Режим доступа: rg.ru

. Закон РФ от 21.01.1993 г. № 4328-1 «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах» /Режим доступа: Cистема «Гарант» - http://base.garant.ru/182576/

. Закон РФ от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей»/Режим доступа: Cистема «Гарант» - base.garant.ru.

. Федеральный закон от 27.05.1998 № 76-ФЗ (ред. от 03.02.2014) «О статусе военнослужащих» /Режим доступа: Система «Гарант» - Consultant.ru.

. Федеральный закон от 06.03.2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» /Режим доступа: Cистема «Гарант» - http://base.garant.ru/12145408/.

. Федеральный закон РФ от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) /Режим доступа: Cистема «Гарант» - http://base.garant.ru/12125128/

. Федеральный закон РФ от 7 ноября 2001 г. № 309-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» и Федерального закона «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»» / Режим доступа: Система «Гарант» - http://base.garant.ru/12191601/.

. Федеральный закон от 28 ноября 1995 г. № 186-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и их семей»» (с изменениями и дополнениями) / Режим доступа: Система «Гарант» - http://base.garant.ru/105519/

11. Федеральный закон от 22 июля 2008 г. № 156-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения» / Режим доступа: Система «Гарант» - <http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/12061570/>

. Федеральный закон от 10.01.2002 № 3-ФЗ «О внесении дополнения в статью 48 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей»» Опубликовано: 30 мая 2003 г. в «РГ» - Федеральный выпуск №3217 / Режим доступа: <http://www.rg.ru/2003/05/30/sluzhba-dok.html>

. Федеральный закон Российской Федерации от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» // Опубликовано: 30 мая 2003 г. в «РГ» - Федеральный выпуск №3217 / Режим доступа: <http://www.rg.ru/2003/05/30/sluzhba-dok.html>

. Федеральный закон от 7 ноября 2011 г. № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» (с изменениями и дополнениями) / Режим доступа: Система «Гарант» - <http://base.garant.ru/12191544/>

. Федеральный закон от 19 июля 2011 г. № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) / Режим доступа: Система «Гарант» - <http://base.garant.ru/12188106/>

16. Федеральный закон № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» /Режим доступа: Cистема «Гарант» - http://base.garant.ru/100257/

. Постановление Правительства РФ от 09.02.2004 г. № 65 «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим и сотрудникам федеральных органов исполнительной власти, участвующим в контртеррористических операциях и обеспечивающим правопорядок и общественную безопасность на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации»/Режим доступа: Cистема «Гарант» - http://base.garant.ru/186742/.

. Постановление Совета Министров - Правительства РФ от 22 сентября 1993 г. № 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семьям в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями)/Режим доступа: Cистема «Гарант»- http://base.garant.ru/100640/ .

. Приказ Минобороны РФ от 31.07.1996 г. № 284 «О льготном исчислении выслуги лет для назначения пенсии отдельным категориям военнослужащих» / Режим доступа: Система «Гарант» - http://base.garant.ru/179142/

. Постановление Совета Министров СССР № 675 от 27 июня 1959 года «О пенсиях генералам, адмиралам, офицерам, военнослужащим рядового, сержантского и старшинского состава сверхсрочной службы Советской армии и Военно-Морского Флота, Комитета государственной безопасности при Совете Министров СССР и войск Министерства Внутренних дел СССР» (утратил силу)/ Режим доступа: bestpravo.ru.

Акты судебных органов

. Определение Конституционного Cуда РФ от 22 мая 1996 г. № 72-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Зверева Николая Васильевича как не соответствующей требованиям Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации»» / Режим доступа: сайт Конституционного Суда Российской Федерации - http://www.ksrf.ru/

Научная и учебная литература

. Брант П. Полковое и ротное хозяйство//Военный сборник. 1863. №1/ Военно-исторический журнал, Выпуски 7, Воен. Изд-во., 2003.

. Брант П. Офицерские квартиры//Военный сборник. 1864. №8/ Военно-исторический журнал, Выпуски 12,Воен. Изд-во., 2003.

. «Ваша пенсия в Ваших руках: как ориентироваться в пенсионной системе, как позаботиться о собственной пенсии, рассчитать и увеличить ее» (выпуск 10) (Маслова Т.А.) («Библиотечка «Российской газеты»», 2012 г.)

. Гришин В. С. «Чернобыльцы ставят «неуд»» // Соц. защита, 2009 г. № 2.

. Золотухин Г.Е., Копытов А.С. Комментарии законодательства о пенсионном обеспечении граждан, проходивших службу, и членов их семей.//М. «За права военнослужащих», 2008.

. «Комментарий к Федеральному закону от 7 ноября 2011 г. № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат»» (постатейный) (Петров М.И.) («Деловой двор», 2012 г.)

. Льготы, гарантии и компенсации для военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей / Гаврилов В.О. - С.-Пб.: Питер, 2004.

. Малеева Т. М., Синявская О. В. Пенсионная реформа в России: история, результаты, перспективы. Аналитический доклад / Независимый институт социальной политики. - М.: Проматур. - 2005.

. О некоторых вопросах, связанных с назначением лицам, проходившим военную службу, пенсии за выслугу лет (Ефремов А.В.) («Право в Вооруженных Силах», 2013 г, № 8)

. О праве членов семьи умершего лица, проходившего военную службу, на получение пенсии по случаю потери кормильца с учетом районного коэффициента (по материалам судебной практики) (Ефремов А.В.) («Право в Вооруженных Силах», 2012 г., № 12)

. Попов Ю. М. Зарождение системы социальной защиты военнослужащих (XVIII в.) // Воронежский вестник архивиста. Вып. 2. 2004.

. Правоведение. Учебное пособие. / В.А. Зайцев, В.И. Иванов, И.Ю. Устинов; под общ. ред. Г.В. Зиброва - Воронеж: ВАИУ,2008.

. Правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения лиц, проходивших военную службу (Антипьева Н.В.) («Право в Вооруженных Силах», 2012 г, № 8)

. Попович В.В. Вопросы пенсионного обеспечения военнослужащих//МФЮА, 2011.

. Социальная безопасность: Учебное пособие. Под редакцией Чмыхало А.Ю. 2007 г.

. Тиванов С.С. Денежные капиталы в русской армии// М., 1996.

. Форсова В. В. Общественное призрение военных и их семей в дооктябрьской России // Вестник РАН. 1996. № 8.

. Федотов А.И. Совершенствование системы пенсионного обеспечения лиц, проходивших военную службу в Вооруженных Силах РФ//Комкнига.2006.

. Федотов А.И. Совершенствование системы пенсионного обеспечения лиц, проходивших военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации. - 2006.

. Чиненный С. А. Пенсия не милость, а долг государства // Военно-исторический журнал, 1999. № 5.

Электронные источники удаленного доступа

43. Военная пенсия в 2014 году. Пенсионное обеспечение военнослужащих в рамках военной реформы./ М., 2013. Режим доступа: <http://www/doblest-chest.ru>.

. Военное право. Пенсионное обеспечение. Виды пенсий для военнослужащих. // Ярославская профсоюзная организация общероссийского профессионального союза военнослужащих / Режим доступа: http://profvoen.ucoz.ru/load/pensionnoe_obespechenie/vidy_pensij_dlja_voennosluzhashhikh/5-1-0-21

. Исчисление и выплата пенсии военнослужащим и в случае выплаты пенсий по случаю потери кормильца//Евгений Сивков, М. 2012 / Режим доступа: 1sns.ru

Похожие работы на - Государственное пенсионное обеспечение военнослужащих и членов их семей

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!