Арабское завоевание

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    История
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    25,57 Кб
  • Опубликовано:
    2015-06-05
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Арабское завоевание

Содержание

Введение

. Социально-политическая ситуация в Аравии накануне принятия ислама

. Завоевательные походы и образование Арабского государства в VII-VIII вв.

. Общественно-политическая и экономическая структура Арабского халифата

Заключение

Список литературы

Введение

К началу нашей эры Аравийский полуостров населяли многочисленные племена арабов, большей частью проживающих вдоль побережья. Главным их занятием было скотоводство, хотя здесь жили и земледельческие племена. Выделившаяся родовая знать стремилась прибрать к рукам лучшие пастбища, они владели большими стадами овец, табунами коней и верблюдов. В их подчинении были не только рабы, но к ним часто нанимались на работу и простые свободные соплеменники. Основные вопросы решал совет старейшин, избиравший главу племени.

Благодаря выгодному географическому положению полуостров пересекали торговые пути, способствовавшему возникновению и процветанию городов, развитию торговли, ремесел. Кроме того, торговля способствовала оседанию здесь больших денежных средств, развитию ростовщичества. Религиозным верованиям характерен был политеизм: арабы почитали солнце, луну, звезды, главным священным местом считалась Кааба. Уже тогда они поклонялись ей и считали необходимой чуть ли не каждый год приходить сюда для жертвоприношения своим божествам. Торговля шла в такие периоды очень активно, город переполняли многочисленные купцы и скотоводы, проливать кровь в такое время строго запрещалось.

Но в целом, племена жили не очень мирно, шла борьба за плодородные земли, оазисы, контроль над торговыми путями. Войны приносили огромную добычу, рабов, новые территории, что для постоянно кочующих племен было очень важно. Именно в таких условиях возникает ислам как идеологическое объединяющее начало. Общество жило на стадии разложения родоплеменных отношений, когда политическая власть у знати нуждалась в укреплении, а нижестоящие слои пытались бороться с развивающимся неравенством. Мухаммед начал с их критики и, обещая им, страшные муки после смерти, стал проповедовать основы новой религии. Но знать смогла выселить Мухаммеда в 622 г. Он переселился в Ясриб - Медину. Здесь его встретили как судью, который должен был разрешить споры между различными племенами, населявшими оазис. Почти десять лет шла борьба между мекканцами и сторонниками Мухаммеда. Мусульмане не давали купцам возможности проезжать по караванным путям, нападали на них и грабили. В 630 г. мекканцы заключили мир с Мухаммедом и признали его власть. Они склонились перед ним, "выторговав себе за это привилегированное положение: Мекка с Каабой становилась религиозным центром ислама, а родственные Мухаммеду курейшиты выдвигались на все важнейшие посты в создававшейся на основе новой доктрины социально-политической структуре".

Важнейшими источниками по истории Арабского государства VII-VIII вв. являются в первую очередь Коран, священная книга мусульман, а также произведения арабских историков, географов, юристов-законоведов. Коран отражает все общественные и политические отношения на заре возникновения и распространения ислама. Он стал также источником основного права, по которому жили арабы, а затем и все мусульмане.

Выдающиеся арабские историки и законоведы Ибн Исхак, ал-Вакиди, ал-Балазури, ат-Табари оставили различные сведения о характере и последствиях многочисленных завоевательных походов арабов, условиях и обстоятельствах подчинения народов, стоящих на различном уровне развития и исповедующих свою религию, об управления и налогообложении захваченных территорий.

Из перечисленных работ наиболее интересна книга ал-Балазури "Книга завоеваний стран". Это наиболее полное и подробное описание. Кроме того, автор старается назвать источник сведений. Если от конкретен, то называет того, от кого слышал. Например, для него характерна формулировка: "Мне рассказал Амр ан-Накид со слов Абдаллаха ибн Вахаба ал-Мисри, со слов Ибн Лухайи, со слов Йазида ибн Абу Хабнба, что Амр ибн ал-Ас вступил в Миср во главе 3,5 тыс. человек. Умар (Омар) ибн ал-Хаттаб обеспокоился, когда его известили и делах в Мисре, и он послал аз-Зубайра ибн ал-Аввама во главе 12 тыс. человек. Аз-Зубайр участвовал в завоевании Мисра н взял земельный участок для постройки дома". В следующих абзацах он уточняет и подробнее перечисляет и участников похода, и тех, кто рассказал. Если же ему источник не известен, то он обычно начинает со слов: "Говорят: Аз-Зубайр сражался на одной стороне, а Амр ибн ал-Ас - на другой…". Ал-Балазури подробно перечисляет покоренные народы и города, кем это было совершено, сколько человек было в войске, какой договор заключили и какой формой налога обложили. При этом он без устали повторяет, что это совершается в соответствии с волей Аллаха, что как завоеватели, арабы имеют все права и на земли, и на плоды труда многочисленных жителей завоеванных мест.

В первое время принятие ислама не было первейшей задачей. Покоренные народы могли придерживаться старой веры, но облагались налогом в большем размере плюс еще и подушный сбор. Принимая ислам, они освобождались от налогов, от постоянных притеснений византийских и иранских сборщиков налогов, вовлекались в общий торгово-экономический оборот на территории всего халифата.

Как шли завоевательные походы, что способствовало формированию за такой короткий исторический период огромной державы, как устраивалась жизнь основного населения на захваченных территориях - вот основной круг вопросов, которые будут рассматриваться в данной работе.

1. Социально-политическая ситуация в Аравии накануне принятия ислама

Аравия занимала Аравийский полуостров и север Сирийской пустыни, которая заключена между полосой восточного побережья Средиземного моря и равниной Евфрата. Площадь составляла примерно 3 млн. кв. км. Ее населяли арабские племена, которые по этническому происхождению делились на южноарабские (йеменские) и североарабские.

Большая часть арабов к началу VII в. оставалась кочевниками - бедуинами-степняками. Разводили бедуины главным образом верблюдов, а также коз, реже овец. Земледелие носило оазисный характер. Арабы-земледельцы выращивали финиковую пальму, пшеницу и ячмень, виноград, арбузы и дыни, хлопок. Южный угол полуострова - Йемен (правая, т. е. "счастливая", сторона) - плодороден, богат тропической растительностью. Середина - огромное плоскогорье, не имеющее рек. Здесь население держится лишь у колодцев. На западном берегу и в середине плоскогорья, где их больше, есть крупные поселки, поселения и сады. В остальной части растительность после дождя всходит и быстро выгорает, поэтому жителям приходится бродить со своими стадами от одного водохранилища к другому.

Таким образом, "вследствие различных природных условий различные области Аравии были развиты неодинаково. В сирийских и греческих источниках местное население делилось на благородных - знать, купцов, свободных земледельцев, свободных ремесленников и рабов".

Раннесредневековый Йемен был знаменит богатствами своих недр, которые активно разрабатывались. В стране добывали драгоценные и поделочные камни, занимавшие видное место в наборе украшений раннесредневекового Ближнего Востока и обладавшие якобы целебными и оберегающими свойствами: сердолик, оникс, хризолит. Йеменский сердолик, например, считался уникальным по глубине своего темно-красного цвета.

Что касается социальной структуры доисламского периода, то бедуины жили племенами, которые делились на колена, а колена - на роды и семьи. "Это деление, независимое от земли, вполне отвечало их подвижной жизни. Передвижения совершались племенами (не более 1000 человек) или коленами. Члены колен и племен считались родственниками и выводили себя

от общих родоначальников. Степные общества не имели властей. Единственной властью был глава семьи или рода: он мог умертвить ребенка (часто, например, убивали новорожденную девочку как лишний рот) или изгнать родного сына, а усыновить любого постороннего. У родственников многое было в общем владении. Богатый считал себя обязанным платить долги обедневших родственников, кормить сирот".

Управлял племенем совет старейшин, избиравший главу, выборного старейшину. Если начиналась война, то избирался вождь. Старейшина вершил судебные суда, при походах получал свою долю, достаточно большую, но именно в его обязанности входил и выкуп пленных сородичей.

Что касается верований, то у каждого племени или группы был свой бог-покровитель. Верили в добрых и злых духов, витающих вблизи человека, чтили святые камни, деревья и ручьи, в которых предполагали их присутствие, но было и представление о высших небесных божествах. Богов созвездий молили о дожде и верили, что они делают погоду. Каждое племя звало своего главного бога Аллахом. Это имя перестало быть собственным и стало нарицательным. Оно помогало сближать племена.

Север и запад Аравийского полуострова, где шла дорога из Йемена в Египет, Сирию и к Евфрату, было много древних торговых городов: Магриб, Сана, Неджран, Маин. Они напоминали государства-города (полисы) эпохи классической Греции. Здесь знать принимала участие в торговле, как местной, так и внешней и транзитной, получая от этого огромную выгоду. Из византийских и персидских владений в Аравию везли хлеб и ремесленные изделия, с арабского юга золото, драгоценные камни, тропические плоды, благовония. Сама знать, чаще всего проживающая в городе, владела огромными земельными участками, продукция с которых также шла на рынок. Свободные земледельцы объединялись в общины, сообща владели каналами и другими оросительными сооружениями.

Через местные города привезенные из Индии морским путем товары сгружались на верблюдов и следовали дальше по караванному пути к границам Палестины и Сирии. Вывозили ладан, мирру, алоэ, ревень и др. товары. Неджранские купцы имели обширные торговые связи с городами и племенами Аравии. Они занимались работорговлей и ростовщичеством. В Неджране было широко развито ремесленное текстильное производство, портняжное ремесло. Готовая одежда являлась одним из главных предметов вывоза. Когда город был завоеван Мухаммедом, местное население уплачивало победителям ежегодную дань готовой одеждой.

Мекка также была перегрузочным пунктом на караванном пути из Йемена в Сирию. Город состоял из кварталов, заселенных отдельными родами племени курейш, среди которых были и богачи, и бедняки. Рабы, принадлежащие богачам, пасли их стада, обрабатывали землю, а также работали как ремесленники. Купцы занимались ростовщичеством, причем процент за ссуду мог доходить до 100 ("динар на динар"). Для защиты караванов купцы собирали специально вооруженные отряды - корайш.

Изделия местных ремесленников всегда ценились очень высоко. Это ткани, кожевенные изделия, различные плащи и накидки, железное оружие. Но даже в мусульманском Йемене ремесленный труд не считался почетным, в чем сказалось влияние ценностных ориентаций предшествующего периода. Труд ремесленника считался позорным и низким, ремесленники попадали в низшие категории социальной стратификации: они становятся "слабыми" (дуафа) и "бедняками" (масакин). Это объяснялось тем, что, с одной стороны, для сохранения ремесел даже при расширении рынков сбыта (а таким рынком стал весь мусульманский мир) йеменское ремесло оказалось на периферии. С другой стороны, в стране на протяжении всего раннего средневековья оседали кочевые и полукочевые племена, презиравшие ремесло и навязавшие свое отношение значительной части общества. После исламизиции знать оказалась связана с основными рычагами власти, она считалась носителем языка ислама и исламской культуры - арабского языка. А что касается ремесла, то они оказались традиционно закрепленными за зиммиями, т.е. покоренными народами, не принявшими ислам, но заключившими с ними договор на определенных условиях.

Таким было положение основного населения Аравийского полуострова в начале VII в., когда произошло зарождение ислама. Новая религия оказалась той силой, которая со своим строгим монотеизмом и проповедью братства всех мусульман независимо от племенного деления, смогла объединить страну. Мусульманство быстро стало политической силой, а мусульманская община - ядром объединения Аравии. Как уже указывалось, Мухаммед начал с критики мекканской знати, но именно знать вскоре поняла, что политическую силу новой религии можно использовать в своих интересах. Начались тайные переговоры руководителей мусульман с главой мекканских курейшитов, богатейшим рабовладельцем и купцом Абу Суфьяном из рода Омейя. В 630 г. было достигнуто соглашение, по которому мекканцы признали Мухаммеда пророком и политическим главой Аравии и согласились принять ислам. Кааба была преобразована в главный мусульманский храм и очищена от идолов племенных божеств. Мекка продолжала быть местом паломничества, сохранив и свое экономическое значение. Так было положено начало Арабского государства.

. Завоевательные походы и образование Арабского государства в VII-VIII вв.

Преемники Мухаммеда носили титул халифов. В их руках сосредоточилась вся духовная и светская власть. Под их руководством арабы нанесли поражение крупнейшим державам, которые в этот момент боролись между собой за контроль над Ближним Востоком. Византия и Иран, занятые войной, не только не заметили зарождения новой сильной державы, но и вскоре стали терять свои территории одну за другой.

Быстрота и легкость завоевательных походов арабов объясняются привычкой бедуинов к суровым условиям пустынь, постоянным межплеменным стычкам. Новая религия внушила им мысль о том, что они участвуют в священной войне - джихаде - и их смерть угодна Аллаху. Фанатизм морально подкреплял этих бесстрашных и не знающих пощады воинов. Их постоянные военные победы только все больше подкрепляли веру, а ряды постоянно пополнялись за счет населения покоренных областей.

Религия призывала к подчинению властям, почитанию сильных, к честности и порядочности в делах, в торговле. Коран провозглашал власть мужчины в доме, его обязанность заботиться о женщинах и детях. Младшие беспрекословно подчинялись старшим. А все вместе мусульмане вручали себя Аллаху. Население строго выполняло свои обязанности, тем более что их было не так уж и много: вера в Аллаха, каждый день пять раз молиться, совершив предварительно омовение рук и ног, раздача милостыни бедным, строгое соблюдение поста (уразу) во время священного месяца рамадан и, наконец, обязательное паломничество в Мекку. Позже, при завоевательных походах, появилась еще одна обязанность - джихад, борьба с неверными и распространение ислама. О вере в Аллаха, например, говорится в 112 суре Корана "Очищение (веры)":имя Aллaxa милocтивoгo, милocepднoгo!

(1). Cкaжи: "Oн - Aллax - eдин,

(2). Aллax, вeчный;

(3). нe poдил и нe был poждeн,

(4). и нe был Eмy paвным ни oдин!"

Это повторялось многократно в молитве. А вот что говорится о раздаче милостыни: "Милостыни - только для бедных, нищих, работающих над этим, - на выкуп рабов, должников, на пути Аллаха, путникам, - по постановлению Аллаха". О хадже: "И зaвepшaйтe xaдж и пoceщeниe paди Aллaxa. Ecли вы зaтpyднeны, тo - из жepтвeнныx живoтныx, чтo лeгкo. И нe бpeйтe cвoиx гoлoв, пoкa нe дoйдeт жepтвa co cвoeгo мecтa. A ecли ктo из вac бoлeн или y нeгo cтpaдaниe в гoлoвe, тo - выкyп пocтoм, или милocтынeю, или жepтвoй… И бoйтecь Aллaxa и знaйтe, чтo Aллax cилeн в нaкaзaнии!дж - извecтныe мecяцы, и ктo oбязaлcя в ниx нa xaдж, тo нeт пpиближeния (к жeнщинe), и pacпyтcтвa, и пpeпиpaтeльcтвa вo вpeмя xaджa, a чтo вы cдeлaeтe xopoшeгo, тo знaeт Aллax. И зaпacaйтecь, ибo лyчший из зaпacoв - блaгoчecтиe. И бoйтecь Meня, oблaдaтeли paccyдкoв!".

Понятно, что такие не слишком обременительные обязанности и привилегии, предоставляемые захватчиками и победителями, несущими слово Аллаха покоренным народам, только способствовали быстрому росту Арабского халифата. Религия, военная подготовка, централизованное правление помогли арабам за короткий период захватать огромную территорию: Сирию, Иран, Палестину, Египет, Северную Африку, Испанию. Золото и серебро, ковры и утварь, украшения и ткани, скот и рабы текли рекой в столицу государства. На эти средства формировались новые войска, под натиском которых мало кто мог устоять.

Добыча и дань, поступающие в Аравию с завоеванных территорий, превосходило воображение ее жителей. Но этот поток очень быстро растекался по кошелькам, а в казне оставались сравнительно небольшая часть. Многие требовали раздела не только добычи и дани, но и земель и крестьян, их обрабатывающих. Но государство не было заинтересовано в этом. Коран говорил по поводу добычи: "Они спросят тебя о добыче, скажи: добыча в распоряжении бога и его посланника". Когда завоеванные города заключали договоры, город не отдавался на разграбление. Кроме того, еще Мухаммед указывал на то, что женщин, детей и стариком, праведников и отшельников трогать нельзя. Сражение начинали только если население отказывалось принимать ислам или не покорялось.

Арабский историк Ибн-Исхак говорит, что Зейд, отправляясь в путь, получил от Мухаммеда следующие наставления: "Требуй от врагов, чтобы они приняли ислам и либо переселились в Медину, - в таком случае они будут иметь права и обязанности выселившихся, - либо остались в своей стране, и в таком случае они, подобно арабам-мусульманам, будут находиться под властью бога, но не будут получать доли в добыче, за исключением случая, когда они будут участвовать в походе. Если они не хотят принять ислам, то требуй от них уплаты поголовной подати. Если они и на это не согласятся, то вступай в бой. Заключай мирные договоры не от имени бога и его посла, но от твоего имени и от имени твоего отца и твоих товарищей; таким образом, грех не столь велик, если вы не будете в состоянии соблюсти их". В другом месте он сообщает: "…[Мухаммед] приказал им напоследок рубить мечами высокомерные плешивые головы, отшельников же оставлять в покое, не убивать ни женщин, ни детей, ни стариков, не срубать деревьев и не разрушать домов".

Во время войн арабами двигал не только религиозный фанатизм, но и "санкционированный самим пророком генеральный принцип распределения военной добычи: 4/5 ее шло воинам, принимавшим участие в сражении, а 1/5 предназначалась для распределения среди нуждающихся, причем это распределение проводилось от имени пророка, позже - его преемников".

С 632 по 661 гг. страной правили "праведные халифы": Абу Бекр (632-634 гг.), Омар (634-644 гг.), Осман (644-656 гг.) и Али (656-661 гг.). В первый же месяц правления Абу Бекру пришлось отбить наступление на Медину бедуинов Центральной Аравии. Затем для их усмирения был послан Халид ибн ал-Валид, который огнем и мечом прошелся по землям вероотступников, восстанавливая ислам с большой жестокостью. Одновременно другие военачальники и наместники Абу Бекра усмирили далекий Оман и восстановили порядок в Йемене. Весной 633 г. был подавлен мятеж во главе с Хадрамаутом из рода Кинда, взят в плен и приведен в Медину глава киндитов, но Абу Бекр помиловал его и дал ему в жены свою дочь.

В это время Халид ибн ал-Валид вступил в борьбу с Мусайлимой. В северо-западной части Йамамы (примерно в 50-60 км северо-западнее нынешней столицы Саудовской Аравии Эр-Рияда) произошло сражение, в котором с обеих сторон участвовало примерно по 4000 воинов. Сражение длилось почти весь день. Все сторонники Мусайлимы вместе с ним полегли на месте, но и мусульмане понесли ощутимые потери. Таким образом, "только через год после смерти Мухаммеда удалось восстановить в полном объеме его государство и даже несколько расширить за счет Йамамы и части Бахрейна, находившейся под непосредственным управлением Сасанидского марзбана. Новое государство было очень рыхлым образованием, по существу без органов управления и постоянной армии. Его ядром была мусульманская

община Медины, едва ли насчитывавшая более 2,5-3 тыс. боеспособных мужчин; они и составляли ту гвардию, вокруг которой концентрировались более многочисленные бедуинские отряды".

Как уже отмечено, государство было слабым, зыбким. Нужны были мощные экономические рычаги. Но у каждого племени были свои занятия, сфера интересов. Так, большинство ансаров и мухаджиров имели свои собственные земли и торговые дела, к доходу от которых добавлялась одна пятая добычи, доставлявшаяся в Медину и в значительной части так или иначе распределявшаяся между ними. Садака рассматривалась как добровольное пожертвование на благотворительные цели. Значительная часть ее расходовалась на месте сбора для помощи неимущим мусульманам. А налоги с немусульман были подлинными налогами, поступавшими в казну главы государства. Но казначейства или казнохранилища не существовало: добыча поступала в Медину и делилась халифом поровну между мусульманами (причем, халиф получал равную долю). Мусульмане за пределами Медины никакого жалованья или доли в добыче не получали.

Для функционирования такого государства нужны огромные средства. Единственным источником могла стать война, чтобы избежать обременительных для местного населения налогов. Тогда и начинается мощная волна экспансии. Некоторые племена, населявшие Иран, приезжали в Медину, чтобы принятием ислама укрепить свои позиции в борьбе с соперниками. Они просили помощи в борьбе против персов.

"Говорят, что Абу Бекр, праведный халиф, ставший во главе арабов после Мухаммеда, решил послать войска в Сирию. Он призвал жителей Мекки и всех арабов отправиться на священную войну. Абу Бекр обещал богатую добычу. И поспешили к нему люди - одни, чтобы заслужить благословение Аллаха, другие - желая получить земные блага". Не только призыв и обещания Абу Бекра вели в завоевательные походы, но и слово пророка. В Коране говорится, что "Был дoвoлeн Aллax вepyющими, кoгдa oни пpиcягaли тeбe пoд дepeвoм; и Oн yзнaл, чтo y ниx в cepдцax, и низвeл нa ниx Cвoю caкинy и дaл им в нaгpaдy близкyю пoбeдy и oбильнyю дoбычy, кoтopyю oни вoзьмyт… Oбeщaл вaм Aллax oбильнyю дoбычy, кoтopyю вы вoзьмeтe, и ycкopил Oн вaм этo, и yдepжaл".

Ибн-Исхак в своей работе перечисляет десять наставлений Абу Бекра, данных своим сподвижникам перед началом завоеваний: не обманывайте, не поступайте нечестиво, не убивайте детей, женщин и стариков и т.д. Он повторял наставления Мухаммеда, которые не должны были вызывать озлобление местного населения, а помогать добиться их доверия, поддержки.

Халид по приказу Абу Бекра, выдержав несколько сражений с иранскими и арабскими отрядами, вышел к Химсу, жители которой сдались, согласившись уплачивать джизью. В ходе дальнейших военных действий Халид подчинил своему контролю все степное Приевфратье. В начале 634 г. Абу Бекр отправил несколько тысяч воинов для покорения арабских земель в византийских владениях. Халид покорил Южную Палестину, Заиорданье, Сирию, 30 июля 634 г. под Аджнадайном нанесли поражение византийцам.

Абу Бекр 9 августа 634 г. скончался от лихорадки, назначив преемником Омара ибн ал-Хаттаба (634-644 гг.) с согласия ближайших сподвижников. В это время войска расширяли свои набеги, подошли к Дамаску, осадили его. После полугодовой осады 3 сентября 635 г. жители сдали город, подписав договор, по которому им гарантировались безопасность жизни, сохранность имущества, церквей; они платили джизью, обязывались не помогать врагам мусульман. "Когда Дамаск был взят, многие жители его удалились к Ираклию, который находился в Антиохи; поэтому оказалось много лишних незанятых домов, и в них поселились мусульмане".

-22 августа 636 г. у р. Йармук встретились войска императора Ираклия и мусульман. "Говорят, что Ираклий собрал многочисленное войско, состоящее из румов, сирийцев, жителей ал-Джезиры и Армении, числом в 200 тыс. и поставил во главе его одного из своих приближенных". Арабская конница решила исход битвы. По Ибн-Исхаку, византийцы в сражении потеряли до 70 тыс. Сирия и Палестина стали частью Арабского халифата, а византийцы уже не могли дать ни одного крупного сражения: арабам противостояли только местные гарнизоны и провинциальные войска.

В том же году Саад ибн Абу Ваккас нанес сокрушительное поражение Сасанидской армии, выставившей против мусульман 40-тыс. войско и 30 слонов. Потери мусульман были также большими, но они быстро оправились и углубились в Месопотамию. Серьезного сопротивления им не оказывали. За 4 года арабы покорили Месопотаию, Сирию и Палестину. Следующими землями стали Египет и Ливия, западная часть Ирана.

В начале 638 г. был взят Иерусалим, святыня христиан и иудеев. Это имело огромное моральное значение. В конце 639 г. Амр ибн ал-Ас всего лишь с 4000 воинами вторгся на территорию Египта и осадил Александрию, византийцы яростно сопротивлялись. Арабы понесли большие потери. В самой Александрии шла борьба между различными группировками, в том числе и по религиозным причинам: между коптами-монофизитами и официальной византийской церковью. По источникам, именно патриарх вел переговоры о сдаче города. 8 ноября 641 г. подписали договор с гарантией неприкосновенности церквей и уплаты 13 тыс. динаров дани, желающие могли уехать. Многие города последовали примеру Александрии. Через год срок договора истек, арабы вступили в город, таким образом, они завоевали Египет. Амр заложил новый город - Фустат, где поселились арабы. "Город назывался Алйуна, а муслимы его назвали ал-Фустат, так как они говорили: "Это - место сбора и скопления народа ("фустат)". Другие говорят, что Амр разбил там палатку (фустат), и поэтому город назван ее именем".

Весной 642 г. был разбит иранский шахиншах Йездигерд III, и арабы вторглись в Западный Иран.

В это время, раненый рабом, умирает Омар, не успев назначить преемника, но совет выбрал из двух кандидатур Османа ибн Аффана (644-656 гг.). Второй претендент, Али, затаил обиду. При Османе к 652 г. полностью покорили Иран, вышли к Амударье, дошли до Дербента в Закавказье, а в Африке дошли до Карфагена.

Именно при Османе стали разгораться споры между наследниками пророка, возросли сепаратистские тенденции. Наместники Куфы, Басры, Фустата обладали большой военной силой, что и привело к непослушанию, выступлениям против халифа. В мае 656 г. группа невольников из Египта осадила дом Османа, потребовала отречения, ворвалась в дом и убила его. Возглавил это нападение Абдаллах, сын Абу Бекра. "Убийство Османа положило конец патриархальному периоду единства ядра мусульманской общины и послужило началом длительного периода междоусобной войны". Халифом стал Али, что стало причиной спора различных группировок. 9 декабря 656 г. Али разгромил своих противников под Басрой.

Основной спор за власть разгорелся между наместником Сирии, родственником Османа Муавией и Али. В конце концов, победа осталась за первым, он и стал основателем династии Омейядов (661-750). Их столицей стал Дамаск. Христианские церковные историки, жившие на территории Халифата, считают Муавию справедливым государем, при котором не было религиозных гонений и незаконных поборов. Во многом это объяснялось тем, что арабские наместники не вмешивались в дело сбора налогов и учета налогоплательщиков, которое находилось в ведомстве местных чиновников.

Правление Муавии закрепило многие изменения в структуре Халифата: перенос политического центра в Сирию, расслоение общины и превращение ее в империю с господством народа-завоевателя. Муавия многое сделал для введения принципа наследования власти внутри одной семьи и создания собственного административно-фискального аппарата и собственной денежной системы, что укрепило бы центральную власть. Своим преемником он объявил сына Йазида, и начал пересмотр налоговых списков в Северной Месопотамии, реформы в Египте. Стабилизация внутреннего положения позволила начать завоевания в Индии, Средней Азии, на западе Северной Африки, продолжать походы на Византию. Был создан военный флот на Средиземноморье, что поставило Византию в еще более сложное положение.

После смерти Муавии в стране возобновились междоусобицы: сторонники Йазида боролись с Алидами. Раскол мусульман на суннитов и шиитов играл не последнюю роль. В мае 685 г. халифом стал Абд ал-Малик. Восемь лет понадобилось ему, чтобы восстановить единство Халифата. Исход борьбы был предрешен захватом Ирака (691 г.). Он подавил и выступления религиозных сект азракитов (последователей ал-Азрака) в Фарсе и Кермане и хариджитов в Аравии.

Стабилизация внутреннего положения позволила Абд ал-Малику провести реформы, наметившиеся при Муавии. В 691 г. в Ираке и Сирии налоговые кадастры были переведены со среднеперсидского и греческого на арабский язык, во главе финансового ведомства встали арабы. Провели денежную реформу: ввели драхмы сасанидского типа, стали чеканить единообразную золотую и серебряную монету без изображений, с одними только арабскими надписями, содержащими мусульманский символ веры: цитату из Корана и выходные данные. Медная монета была менее стандартна, но также несла только арабские надписи.

В это же время возобновляются завоевательные походы. При сыне Абд ал-Малика, ал-Валиде (705-715), были завоеваны земли между Амударьей и Сырдарьей, Ферганой и Ташкентским оазисом, Белуджистаном и Синдом. На Западе мусульманские войска переправились через пролив на Пиренейский полуостров. Армия вестготов была разгромлена в первом же сражении (19 июля 711г.), дальнейшее сопротивление мусульмане встретили лишь у стен некоторых крупных городов. Через 2,5 года огромный полуостров (за исключением Галлии и Астурии) был присоединен к Халифату. В 715 г, сын Абд ал-Малика, Маслама, начал осаду Константинополя, длившуюся до 717 г. В 717-718 гг. мусульманские войска перевалили через Пиренеи, заняли Нарбонн, но далее военное счастье изменило мусульманам. В 732 г. под Пуатье франкское ополчение под командованием Карла Мартелла нанесло удар, положивший конец дальнейшим попыткам мусульман проникнуть вглубь Европы. Через 2-3 десятилетия мусульмане отступили за Пиренеи.

Второе десятилетие VIII в. было апогеем политического могущества Халифата. Он достиг максимальных размеров, на его территории насчитывалось 70-80 млн. жителей, гигантские суммы стекались в казну халифов, позволяя не только содержать огромную армию и флот, но и вести монументальное строительство.

При Омейядах для удобства государство было поделено на области. Во главе этих областей назначались эмиры (арабское - "вождь"). Первоначально так стали называть мусульманских правителей, претендовавших одновременно на власть духовную и светскую. Халиф Омар первый принял титул эмира аль-муменина, т. е. "вождя верующих". Позже первый министр халифата принял титул "вождя вождей". Вскоре эмирами стали называть тех, кто был во главе административно-территориальных единиц. Власть эмиров была велика. Они самостоятельно управляли областью, собирали налоги, опираясь на силу армии, вершили суд, были духовными лидерами, могли даже вести войны. Это была очень выгодная должность, многие стремились ее заполучить. Для этого могли платить огромные деньги. Но уже с IX в. должность эмира стала передаваться по наследству.

3. Общественно-политическая и экономическая структура Арабского халифата

Первой правящей династией Арабского халифата стали Омейяды (661-750 гг.), сосредоточившие в своих руках религиозную и светскую власть. Заложенная Мухаммедом традиция сохранится практически до наших дней, когда халиф, по крайней мере, формально обладал и духовной - имамат - и светской - эмират - властью. Личность халифа становилась священной, власть ему давалось от имени Аллаха, выступление против него означало бунт против самого Аллаха. "Ислам был сутью государства, силой, скрепляющей, цементирующей" молодую набирающую силу цивилизацию.

Распространяя религию, Омейяды в тоже время предприняли ряд мер для укрепления империи, централизации власти. Государственным языком стал арабский: государственные указы, научные труды и литературные произведения писались на нем. Разветвленный бюрократический аппарат управлял страной, собирал налогов, содержал армию, поддерживал в покорности завоеванные народы. Чиновничество и армия содержались за счет государства, что только укрепляло власть.

Экономическую основу государства составляла верховная собственность на землю. В Арабском халифате VII-VIII вв. существовало несколько категорий землевладения. В-первых, общинное землевладение, самая распространенная категория, общинники платили государству ренту-налог в форме хараджа или ушра. Во-вторых, мульк, т.е. частные отчуждаемые земли, чьи владельцы платили ушр. В-третьих, земли, находящиеся в руках членов правящего дома (савафи) и религиозных учреждений (вакфы). Эти земли не отчуждались, налогами не облагались, на них чаще всего работали рабы. Наконец, последняя категория - условное владение, икт, с правом взимать в свою пользу причитающийся в казну ренту-налог. Это была часть государственно-общинных казенных земель. Икт получали от государства служивые, чиновники и офицеры, передавались по наследству от отца к сыну, если он наследовал должность отца. За службу воинам предоставлялись земельные наделы, не облагавшиеся налогом.

"Поголовная подать и харадж - два права, дарованные богом мусульманам по отношению к многобожникам… Оба налога взимаются с многобожника в знак его унижения и презренности… Доставляемые обоими налогами суммы рассматриваются как военная добыча и тратится на тех, кто имеет право на нее… Что касается поголовной подати [джизья], то она налагается поголовно и название ее происходит от слова "джеза" (вознаграждение, плата)… Так что мы взимаем ее с них [зиммиев] в знак унижения их; или же в вознаграждение [нас] за дарование им пощады, так что взимаем ее с них по снисхождению". Ал-Балазури говорит в своей "Книге завоеваний стран": "Крепость была взята в бою, и муслимы захватили в качестве добычи все, что там было. Амр сделал жителей города зиммиями и наложил на них подушный налог - джизью, а на их земли - харадж. Он написал об этом Умару ибн ал-Хаттабу, да будет доволен им Аллах, а тот это одобрил". Как видим, джизьей и хараджем облагались покоренные народы с самого начала.

Особое место в восточном мире занимают города. Богатые, многонаселенные, процветающие, они становились центрами ремесла, торговли, административных и культурных учреждений. Городское население также облагалось налогом.

Местные феодалы, справляя свои должности или собирая налогов, злоупотребляли властью, обогащались, стремились к независимости. Центральная власть боролась с сепаратизмом, но структура местных органов власти, копирующая государственную, религия помогали сохранить стабильность.

Арабские военачальники сначала интересовали только захватом земель и военной добычи, получением дани с покоренного населения. До начала VIII в. на местах сохранялись прежние порядки и управляющие; все делопроизводство велось на греческом, коптском (Египте) или персидском языках. Сохранялась прежняя денежная единица. Ислам распространялся постепенно, и до середины IX в. терпимо относились к христианам, иудеям и эороастрийцам. Наибольшая часть земель в Ираке, Сирии и Египте была объявлена государственной собственностью, а крестьяне стали наследственными арендаторами, облагаемыми поземельной податью.

Верховным собственником всех земель в мусульманском мире считался Аллах, от его имени правили халифы. Сами земли были во владении эмиров и их аппарата власти. Население платило, в первую очередь, поголовную подать - джизью, кроме того, поземельный налог - харадж, мусульмане в качестве добровольного взноса платили ушр, т.е. десятину, или закят, своего рода добровольные выплаты имущих, обычно не превышавшие 2,5% прибыли. Налоги платили и городские жители: ремесленники и торговцы. В казну стекались доходы от таможенных пошлин, выплачиваемых при переправе через Халифат торговых караванов, закят, выплачиваемый мусульманами, высокие налоговые сборы от не мусульман (до 2/3 доходов), традиционной пятой части от всей военной добычи. Из казны халифа, а затем и эмиров нередко выплачивались пенсии обедневшим потомкам пророка (сейидам) и его сподвижникам.

Вот отрывок из Ал-Балазури о налогообложении населения Сирии: "И он (т.е. предводитель мусульман) наложил на каждого взрослого, если только он не был бедным, по два динара в качестве джизьи, и обязал каждого землевладельца, кроме двух динаров, для довольствия муслимов отдавать три ардабба пшеницы, два киста оливкового масла, два киста меда и два киста уксуса. Все это собирали в Дар ал-ризк и делили между собой муслимы. Амр обязал также жителей Мисра доставлять ежегодно каждому муслиму шерстяную джуббу, плащ …, шаровары и пару обуви".

Для мусульманских юристов харадж представлял собой плату за пользование землей, принадлежавшей мусульманской общине по праву завоевания. При этом сами арабы налогов не платили, а вносили в казну благотворительную милостыню. Христиане и иудеи платили особый налог - джизью, которая приносила немалый доход в государственную казну. Но после исламизации подавляющей части населения налоговый статус земель перестал зависеть от религиозной принадлежности налогоплательщика - он был навечно закреплен, хотя халиф мог в виде особой милости к владельцу превратить хараджную землю в ушровую.

Важнейшими факторами, способствовавшими успешным завоеваниям арабов стали исламизация и арабизация. "Распространения ислама среди покоренных племен шло на редкость быстро и успешно. Частично это можно объяснить тем, что христиане отвоеванных у Византии земель и зороастрийцы Ирана видели в новой религиозной доктрине нечто не слишком им чуждое". Исламизации помогла и экономическая политика первых халифов: принявшие ислам платили только десятину-ушр, а немусульмане - харадж (от 1/3 до 2/3 урожая) и подушную подать - джизью. На этом фоне исламизация шла практически добровольно.

Быстрому распространению ислама помогала простота и понятность его догм в отличие от христианства, иудаизма, зороастризма. В исламе не сложилось отчужденной от рядовых верующих церковной иерархии: муллой, т.е. мусульманским священником, мог стать любой верующий, знающий Коран (а знают Коран, практически, все мусульмане, так как в основе образования в первую очередь лежит обучение основам священной книги). Страх перед византийскими и иранскими чиновниками был настолько силен, что часто переходили в ислам для получения защиты от непомерных налогов.

Был еще один интересный момент. Арабских воинов не спроста называли "детьми пустынь". Всю жизнь, занимаясь скотоводством, воюя, они не были привязаны к земле и практически не претендовали на нее. Земля или переходила в руки общины, или государств и ее обрабатывали рабы.

Что касается арабизации, то на завоеванных территориях бывшие бедуины, а теперь воины поселялись чуть ли не целыми общинами. В их руках сосредоточивались важнейшие ключевые посты, они брали в жены представительниц местного населения, тем более, что Коран позволял иметь 4 жены и множество наложниц, лишь бы человек в состоянии был бы их обеспечить. Молодое поколение говорило на арабском, исповедовало ислам, а что касается самого языка, то арабский был близок арамейскому населению Сирии и Ирака. В Египте, Ливии, во всем Магрибе исламизация происходила медленнее и дольше, но от этого не менее успешнее.

Заключение

"Исламская цивилизация, оказавшая сильное культурное воздействие на Западную Европу, на протяжении средних веков и отчасти в новое время представляла значительную военную угрозу. Среди всех цивилизаций Востока она занимала наиболее наступательную позицию".

Арабский халифат, как и многие крупные державы Древнего мира и Средневековья, оказалось недолговечным образованием. Но арабские завоевания оказали огромное влияние на развитие народов Европы, Северной Африки и Передней Азии. Исламизация и арабизация привела во многом к единообразию жизни, что способствовало развитию торговли, ремесла, взаимовлиянию культур; на этих территориях строились дороги и ирригационные системы, возводились города. Именно арабы стали возрождать античную литературу, философию, научные издания (хотя до этого и уничтожили большую часть Александрийской библиотеки, считая, что кроме Корана, никакие книги больше не нужны). Благодаря арабским переводам через Испанию произведения Аристотеля, Платона, Птолемея, Эвклида стали проникать в средневековую Европу.

Арабские историки, географы, математики, астрономы пополнили мировую сокровищницу, а арабская поэзия занимает свою особую нишу. В городах завоеванных областей возводились мечети и дворцы, отделанные мрамором и мозаикой. Скромные мечети Мекки и Медины заменились богато отделанными зданиями, для строительства которых приглашали византийских мастеров. Каждый халиф старался обзавестись собственным дворцом-поместьем на границе Сирийской пустыни и культурных земель. Но вместе с тем было подорвано единство арабов, существовавшее в первые десятилетия эпохи завоеваний. В первой четверти VIII в. в Хорасане, Египте и Северной Африке появляется поколение арабов, для которых эти страны были родиной, ощущение единства ослабевает, усиливаются местные интересы, складывается местная элита, враждующая между собой.

Растет также недовольство принявших ислам. Теоретически они должны были становиться полноправными членами мусульманского общества, но в большинстве случаев продолжали платить тяжелые налоги и повседневно испытывали пренебрежительное отношение к себе чистокровных арабов. Положение податного населения ухудшалось. В сер. VIIIв. всюду вспыхивали восстания, отдельные реформы халифов положения не улучшали. Отмена налогов резко сокращало поступления в казну. Недовольство усилившимся налоговым гнетом, неравноправие мусульман-неарабов были хорошей питательной средой для распространения шиитской пропаганды, обещавшей установление справедливости при праведном халифе из потомков пророка. Власть перешла к Аббасидам (750-1258).

Важнейшим следствием аббасидского переворота была утрата арабами привилегированного положения и монополии на власть. Мусульмане, арабы и неарабы, реально сравнялись в правах, и это способствовало быстрой исламизации восточной половины Халифата. Для определения статуса человека вероисповедание стало важнее, чем этническая принадлежность. Но завоевательные походы практически прекратились, при Аббасидах Халифат не раздвинул своих границ, происходило лишь окончательное включение в состав мусульманского государства некоторых труднодоступных областей, находившихся прежде лишь в формальной зависимости: Табаристан, Усрушана, Кабулистан. В Малой Азии почти каждое лето мусульманские войска с большим или меньшим успехом вторгались в византийские владения, брали пленных, угоняли скот и к зиме возвращались обратно. Сыновья халифов и эмиры на местах боролись за независимость, распад Халифата стал неизбежен, хотя мир ислама расширялся.

арабский ислам халифат завоевательный

Список литературы

Источники:

Коран. М., 1990.

Бадак А.Н., Войнич И.Е., Волчек Н.М. Всемирная история: в 24 томах. Т. 7.// Раннее Средневековье. М., 1999.

Хрестоматии по истории средних веков. В 3-х т. // Под ред. Сказкина. Т.1. М., 1961.

Исследования:

Алаев Л.Б., Ашрафян К.З. История Востока. Т.2. // Восток в средние века. М., 1995.

Ал-Балазури. Книга завоеваний стран. М., 1996.

Васильев Л.В. История Востока. В 2-х т., М., Высшая школа., Т.1., 2001.

Ибн-Исхак. Арабские завоевания.

Медников Н.А. Палестина от завоевания ее арабами до крестовых походов по арабским источникам. СПб., 1897.

Хачатурян В.М. История мировых цивилизаций. // С древнейших времен до конца ХХ в. М., Дрофа. 2001.


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!