Заказ дипломной. Заказать реферат. Курсовые на заказ.
Бесплатные рефераты, курсовые и дипломные работы на сайте БИБЛИОФОНД.РУ
Электронная библиотека студента
 

Тема: Цареконстантиновская церковь в Вологде, в контексте культурно-познавательного туризма






Введение


На северо-западе России расположился административный, культурный и исторический центр Вологодской области - город Вологда, славящийся своими достопримечательностями, интересной историей и, конечно же, обилием церквей и храмов. Несмотря на преображение, появление крупных торговых центров и «многоэтажек», город остается хранителем культурно-исторического наследия. Новостройки никогда не заменят ни одну из главных достопримечательностей - дома с невероятными резными украшениями. Это, на самом деле, мастерство, которое всегда будет ассоциироваться с песней о Вологде и ее палисадом.

Вологду принято относить к числу старейших городов Русского Севера, впервые упоминается вписьменных источниках в 1147 году. Город расположен на реке с одноименным названием.

Визитной карточкой города являются исторические памятники деревянного зодчества, построенные в различных стилях - классицизм, модерн, ампир, барокко. Издавна в Вологде сложился свой уникальный вид построек, названный вологодским домом. Это правильных форм двухэтажные дома с крыльцом и обширным мезонином. Еще три века назад в городе почти все дома были деревянными, многие из них настолько торжественно и нарядно выглядели, что их по праву можно было отнести к дворцовой архитектуре. Уникальные памятники старины до сих пор украшают собой Вологду. Однако время не стоит на месте и вокруг древнего центра с годами вырос современный, кипящий будничной жизнью город.

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что все чаще туристы оставляют без внимания небольшие города, вроде Вологды, предпочитая им мегаполисы с их развитой инфраструктурой.

Объектом исследования является Вологда как туристский центр.

Предмет исследования - Цареконстантиновская церковь в Вологде, в контексте культурно-познавательного туризма.

Цель работы состоит в исследовании Цареконстантиновской церкви в Вологде в контексте культурно-познавательного туризма. Для этого мною были сформулированы следующие задачи:

. Изучить периоды строительства храма;

. Ознакомиться с современным использованием Константино-Еленинской церкви;

. Исследовать церковное строительство в Вологде;

. Проанализировать особенность архитектурного стиля «Московское узорочье»;

. Разглядеть внутренний и внешний вид храма;

. Дать характеристику храму, с точки зрения его использования в турах по Вологде



. Цареконстантиновская церковь в культурно-историческом контексте


.1 Строительство церкви


В «Вологодском летописце», составленном из нескольких летописных источников и опубликованном в 1870-е годы, содержится следующая запись: «В лето 7011 (1503), июня в 3 день, сретение быть на Вологде образу преподобного Димитрия Прилуцкого, который привезен из Москвы и значится по старинным святцам, что оный образ встречен Стефаном епископом, и весь град изыде в сретение и на том месте церковь поставиша, и устависяежелетное празднество... А о преждеупомянутом образе преподобнаго Димитрия, как слышно, что бран был в поход, и был при взятье Казани» [11](См. приложение 1).

Ученым неизвестно, в каком именно походе Ивана III на Казань участвовал образ преподобного Димитрия. Было множество походов. Но в 1503 году великий князь, очевидно, решил, что Казань усмирилась и не стоит более держать вдали от Вологды икону любимого ею чудотворца.

Есть и другая версия событий, представленная в Житии преподобного. Согласно ей, Ивану III во время казанского похода было «некое... преподобного явление». И вот, помянув его, он прислал «на Вологду в обитель его (т. е. вПрилуцкий монастырь) по видению своему новоизображенную и украшенную золотом и серебром пр. отца нашего Димитрия св. икону».

Но и это повествование завершается тем, что «на месте, идежесрето-ша, тамо и церковь во имя преподобнагосоздаша» [1,25].

Деревянный Димитриевский храм просуществовал чуть менее двухсот лет. Согласно окладным книгам XVII века, он был «древянклетски» и именовался храмом «Встретения Чудотворца Димитрия, в Кобылкине улице». Таким образом, он являлся одним из многих деревянных вологодских храмов. Каменных церквей, вплоть до второй половины XVI века, в городе не строилось. Английский путешественник Энтони Дженкинсон, посетивший город в это время, писал: «Все их церкви деревянные, по две на каждый приход: одна, которую можно топить зимою, другая летняя». У Димитриевской церкви тоже имелась своя «зимняя» пара - церковь во имя преподобного Кирилла Белозерского.

Храм «Встретения Чудотворца Димитрия» относился к числу приходских наружных храмов, т.е. тех, чье существование обеспечивалось определенным государственным жалованьем, на посадах почти не было.

Вместе со всей Вологдой Димитриевская церковь пережила множество испытаний. В 1525 году, по словам летописца, «погоре град Вологда, и посад погоре мало не весь, да и кремль сгоре, да 30 церквей сгорело, да множество людей, и жен сгорело безчислено». Неизвестно, уцелел ли в этом пожаре храм преподобного Димитрия, как неизвестна и его судьба во время разорения 1613 года, когда «польские и литовские люди... град Вологду пожгли весь и многих людей побили и в полон с собою увозили многих людей». Тогда сгорели шестнадцать деревянных церквей, но «поименно» в доступных источниках они не перечисляются.[1,144]

Следующий сильный пожар относится к 1632 году. Летопись сообщает «Воевода Леонтей Плещеев город Вологду пережег, кроме посадов далных». Вряд ли возможно представить себе, что воевода, уподобляясь Нерону, сжег город с посадами. Скорее всего, имеется в виду, что Вологда сгорела «при нем».

Начиная с середины XVII века Вологда, к сожалению, не знала ни одного спокойного десятилетия: в середине 1650-х здесь свирепствовала чума, в начале 1660-х и 1670-х был голод. В 1686 году случилась «страшная и грозная ветренная буря... С церквей шатры сносило и кресты ломало, в селе Говорове два великие шатра с церкви сняло, а у Николы на Известе главу сломило и со крестом, а в мирских домех храмины шатало с великим пострашением, верхи с хором и кровли ломало, и лесы многие в дебрех ломило».

Вполне может быть, что именно эта буря настолько повредила деревянный Димитриевский храм, что прихожане приняли решение перестроить церковь в камне. Тем более что к этому времени каменное строительство получило в Вологде широкое распространение.

Год постройки каменной Константино-Еленинской церкви на месте старой Димитриевской неизвестен. Обыкновенно ее датируют приблизительно 1690 годом. Непонятно также, почему не было сохранено посвящение главного престола. Вероятно, храм освящали в день, когда празднуется память равноапостольных царей, либо же эта дата была чем-то иным знаменательна для прихода [2,34](см. приложение 2).


.2 История церкви


Цареконстантиновский Приход Константине-Еленинской церкви считался в Вологде одним из самых бедных. Район заселяли главным образом ремесленники и мелкие торговцы. Богатых амбициозных благотворителей здесь не водилось. И вплоть до революции храм сохранял свое изначальное убранство - просто потому, что не имел средств на обновления.

С развитием в Вологде каменного строительства вологжане не отказались от привычных им пар «теплая церковь - холодная церковь». Но Цареконстантиновская, являясь двухэтажной, включает в себя и теплый, и холодный храм.

Холодная церковь находится в верхнем этаже, и в ней изначально освятили только один престол - во имя святых равноапостольных царейКонстантина и Елены (иногда можно встретить упоминания о приделе св. Филиппа, находившемся, возможно, в паперти). В нижнем ярусе престолов имелось два - во имя прп. Димитрия Прилуцкого и семи отроков Эфесских.

Где было достать служителям и прихожанами средства на постройку каменного храма до сих пор неизвестно. Но на протяжении своего дальнейшего бытования Цареконстантиновский приход был малочислен и беден.

В 1711 году приписанными к нему значились 38 дворов, в 1728 - 15 с 60 душами прихожан. К концу века число прихожан увеличилось до полутора сотен человек, мещан по большей части. Причт составляли один священник и один псаломщик. Обеспечивать ежедневное существование храма и причта при таком составе прихожан еще было возможно, но на «благоукрашения» средств уже не оставалось. И оно, быть может, к лучшему, поскольку благодаря бедности Константино-Еленинский храм долго сохранял первозданным свое старинное убранство [3,32].

Некоторые сравнительно постоянные источники дохода церковь имела. К ним принадлежали сенокосные угодья и огороды, отдававшиеся внаймы. А в XIX веке нашлись благотворители, пожертвовавшие храму определенный капитал (к 1880-м годам составивший чуть более 4000 рублей), с которого он получал проценты. Одна треть получаемой суммы шла на содержание собственно церкви, а две трети приходились на долю причта. Вместе с пожертвованиями прихожан выходило около трехсот и шестисот рублей соответственно. Ризница Цареконстантиновскогохрама несмотря на его скудные средства была «укомплектована» весьма прилично. Ее опись, помещенная в «Вологодских епархиальных ведомостях», сообщает, что в ней имелось: «Евангелий напрестольных три: первое - с серебряною позолоченною отделкою... второе в полубархатном малиновом переплете, верхняя дека обложена серебром позолоченным... третье малое с медною отделкою в бархатном переплете... Крестов напрестольных серебряных три... Священнослужебных сосудов серебряных три... Ковчегов серебряных два... Кадило серебряное... Риз священнических лучших - 7, средних - 11, стихарей лучших - 1, средних - 3».

А вот о церковной библиотеке «Епархиальные ведомости» гласят, что она была, «кроме полного круга церковно-служебных книг, весьма скудна сочинениями духовно-нравственного и церковно-исторического содержания». Из старинных документов, по сообщению того же источника, сохранялись «в церковном архиве приходно-расходные книги за некоторые годы прошлого XVIII столетия, начиная с 1774 года» [4,115].

О настоятелях Константино-Еленинской церкви какие-либо известия можно найти не ранее 1790 года. В этом году к ней назначен был Стефан Беляев, выпускник Вологодской духовной семинарии. Он состоял при храме до 1824 года, когда его сменил священник Матвей Косаткин, «родом Грязовецкого уезда Борисоглебской Ельниковской церкви причетнический сын». Он также окончил в 1814 году Вологодскую семинарию, после рукоположения служил некоторое время в родном Грязовце, а затем, до 1841 года, настоятельствовал в Цареконстантиновском храме.

Другие настоятели церкви имели подобное же происхождение (из семей священно- и церковнослужителей), что и неудивительно,поскольку духовное сословие было в то время довольно закрытым. Все они являлись выпускниками Вологодской семинарии и почти все, за редким исключением, служили на одном месте подолгу, успевая проникнуться нуждами прихода и узнать каждую из своих «словесных овец».

Любопытны обстоятельства назначения к Цареконстантиновской церкви о. Евгения Невского: «По окончании в 1858 г. курса в Вологодской семинарии, был в 1859 г. Ноября 27 дня рукоположен преосвященныйХристофоромво священника к Цареконстантиновской г. Вологды церкви для поправления доходов церкви и причта, с обязательством прослужить при оной десять лет, не перепрашиваясь на другое место...» Эта заметка в «Епархиальных ведомостях» показывает, во-первых, что Цареконстантиновский приход не считался «престижным», раз туда назначили только что кончившего курс семинарии батюшку. И, во-вторых, что храм настоятельно нуждался в средствах, а молодой о. Евгений показался преосвященному способным в практическом отношении [4,212].

В итоге судьба о. Евгения оказалась связана с Константино-Еленинским храмом на долгие десятилетия. В 1867 году «за честное и весьма хорошее поведение и ревностное исполнение своих пастырских обязанностей» его наградили набедренником и назначили «для приведения к присяге при мировых учреждениях во 2 участке г. Вологды». В дальнейшем он несколько лет подряд был членом «временного ревизионного комитета», а с 1878 года - законоучителем мужского приходского училища.

В конце XIX - начале XX веков церковь Константина и Елены располагалась фактически на окраине Вологды. Во всяком случае, окрестности ее имели вид вполне деревенский. Г. К. Лукомский в книге «Вологда в ее старине» (1914) писал: «Цареконстантиновская церковь, находящаяся на краю города среди обширного пространства, занятого капустными огородами и лужайками сочной травы, окруженными серыми низенькими заборами, прелестно выделяется в свою очередь белым стройным силуэтом на фоне убогих низеньких домиков» [1,209](см приложение 3).

После революции Цареконстантиновская церковь оставалась действующей до 1930 года, когда ее закрыли, отдав иконы и еще не конфискованные ценности в музей. Здание храма служило нуждам трикотажной фабрики, также в нем находился склад, что, конечно, не пошло на пользу ни его интерьерам, ни состоянию в целом. Тем не менее он сохранился, тогда как другие его ровесники - Спасо-Всеградский собор, например, были уничтожены в годы воинствующего атеизма [5,16].


.3 Современное использование церкви


В современный период своего существования Константино-Еленинская церковь составляет один приход с храмом Успения Божией Матери - бывшим соборным храмом Горне-Успенского женского монастыря.

О Горнем Успенском монастыре известно довольно мало. Считается, что он был основан при Феодоре Иоанновиче, а первой его настоятельницей была благочестивая старица Домникия.

На протяжении ста лет все здания обители оставались деревянными. Каменный Успенский храм с теплой церковью во имя преподобного Сергия Радонежского появился в монастыре в 1690-е годы благодаря пожертвованию царей Иоанна и Петра Алексеевичей. В 1709-1714 годах был построен каменный надвратный храм во имя Алексия Божия человека. Но остальные здания начали возводить в камне только после пожара 1762 года, уничтожившего почти все деревянные постройки. Строительство шло медленно, так как монастырь не имел достаточно средств. Тяжелое положение инокинь заметил даже Александр I, побывавший в Вологде в 1824 году. В следующем году он пожертвовал Успенской обители пять тысяч рублей [6,22].

К началу XX столетия монастырь разросся, при нем существовали больница и детский приют. Насельницы занимались рукоделием, иконописью. Кроме того, монастырские пекарни обеспечивали храмы Вологды просфорами (обычное занятие женских монастырей; в Костроме, например, ту же функцию исполняла Богоявленско-Анастасиина обитель).

«Из достопримечательностей, - писал о. Сергий Непеин о монастыре, - можно указать на древние иконы храма: Живоначальной Троицы (до 1634 г.); Господа Вседержителя... пр. Сергия Радонежского и другие; Евангелие, печатанное в 1694 г., богослужебные книги 1680-1685 гг.; грамоты: царя Феодора Алексеевича от 1682 года, цц. Петра и Иоанна Алексеевичей 1684 г. на пожни, храмозданную грамоту от 1682 г.» [12,35]. Конечно, ничего этого в бывшем монастырском храме нет - монастырь окончательно закрыли в 1924 году, затем его здания занимали пересыльная тюрьма и воинская часть.

Верующим храм вернули в середине 1990-х годов [6,48].

Что касается Константино-Еленинской церкви, то ее восстановление началось в 1997 году. С 1998 года возобновились регулярные богослужения в нижнем храме, с 2008 года - в верхнем. В том же году на колокольню были подняты восемь новых колоколов весом от 10 до 430 килограммов. Отливали их в Тутаеве.

Естественно, внутреннее убранство храма пришлось восстанавливать с нуля. О возвращении древних икон из музея и речи не шло. Сейчас святынями церкви являются частицы мощей мученицы Татианы и святителя Луки (Войно-Ясенецкого).

В Успенском храме находятся частицы мощей Киево-Печерских святых, частицы ложа Пресвятой Богородицы и камня, на котором тысячу дней молился преподобный Серафим Саровский [7,33].



: Цареконстантиновская церковь как произведение архитектуры


.1 Московская архитектура русского узорочья


Русское узорочье (московское узорочье) - архитектурный стиль, сформировавшийся в XVII веке на территории Московской Руси, характеризовавшийся затейливыми формами, обилием декора, сложностью композиции и живописностью силуэта. Русское узорочье - это экстатика в противовес аскетике, максимальное использование декоративных возможностей материалов, самые изощрённые и причудливые элементы, а также яркость красок (как внутри, так и снаружи) - во всём этом воплотилась вся широта, щедрость и красота русской души. Все сооружения, выполненные в этом стиле, являются настоящими шедеврами Русской архитектуры.

Однозначного мнения насчёт происхождения стиля не существует. Противоположны точки зрения на временную связь церковной и гражданской форм. Одни исследователи находят в русском узорочье черты «обмирщения» и указывают на заимствования из гражданского зодчества (сомкнутые своды, карнизы, наличники, филированные пояски). Другие придерживаются мнения о первичности для данного стиля его церковной формы [3,113].

Распространено мнение о связи русского узорочья с европейским поздним ренессансом и маньеризмом.

Указывается также на возможные глубокие языческие корни получивших широкое распространение шатров.

В развитии стиля выделяют два этапа - ранний (стиль Алексея Михайловича) и поздний (стиль Фёдора Алексеевича).

Начиная с середины XVII века, русское узорочье эволюционно вытесняется русским барокко, иногда эти понятия сливаются или ошибочно взаимозаменяются.

В XIX веке русское узорочье - источник цитат и объект имитаций для архитектуры эклектики и историзма.

В начале XX века - один из основных источников вдохновения для архитектуры модерна.

На протяжении всего периода своего существования русское узорочье терпит значительную эволюцию. Для первой половины XVII века типична сложная пространственная композиция. Типичные каменные строения этого периода - бесстолпные храмы с сомкнутым сводом, на высокой подклети, с трапезной, приделами и колокольней. Они обычно имеют пять глав, главки над приделами, шатры над крыльцами и колокольней, ярусы кокошников поверх сводов. Композиция утрачивает монументальную ясность.

Наос в плане имеет поперечную ориентацию, таким образом увеличивается степень индивидуального в молении и литургии.

Для второй половины XVII века больше характерны ясные и уравновешенные, нередко симметричные, композиции. При этом декор фасадов становится также более уравновешенным, его размещение на фасадах подчинено ордеру.

Характерные черты стиля составляют - кровли: Шатровые завершения храмов, колоколен и покрытие крылец. Два или три шатра у таких храмов как правило не имели конструктивного значения, а являлись декоративным элементом. Сходными по архитектурному стилю с Цареконстантиовской церковью являются церковь Введения Спасо-Преображенского Воротынского монастыря, Успенская церковь Благовещенского монастыря в Нижнем Новгороде и другие. Барабаны пятиглавия обычно были глухими, также как и шатры, являясь декоративным элементом (в отличие от световых барабанов). Бочкообразные кровли. Крыльцо: Шатровое покрытие. Ползучее крыльцо. Гирьки.

Декор: Резные наличники окон (в том числе в виде кокошников), многоярусные кокошники по сводам, карнизы в виде «петушиных гребешков», витые столбики, полуколонки. Интерьер: богатый цветной растительный орнамент стен и сводов. Площадь декора на стенах очень велика. Колонки, ширинки, карнизы, наличники, изразцы [3,212].


.2 Внешнее устройство


Цареконстантиновская церковь относится к лучшим памятникам храмового зодчества, сохранившимся в Вологде. Ее возведение причисляют к той эпохе, когда вологжане увлеклись русским узорочьем, позаимствованным ими из Москвы. По всему городу тогда начали строить двухъярусные храмы с теплой церковью в нижнем ярусе и холодной в два света - в верхнем. Их декор отчетливо напоминает декор московских храмов XVII века - с кокошниками, колонками, дыньками и т. п. Здесь надо отметить, что Константино-Еленинская церковь строилась хотя и в русле общей тенденции, но близких родственников среди вологодских храмов не имела - только двоюродных. Ее отличия от других «промосковских» храмов дают основание полагать, что строили храм не местные мастера (как большинство других), а пришлые - возможно, из самой Москвы [7,111].

К настоящему времени церковь св. Константина и Елены осталась одним из немногих образцов московского влияния в вологодской архитектуре. Большинство других оказались разрушены или обезображены в советскую эпоху.

«Формы церкви - примечательны, - пишет Г. К. Лукомский. - Для показанной эпохи расцвета московского зодчества эта церковь едва ли не лучший пример в Вологде. Стены церкви убраны колончатыми пилястрами, наличники окон богато убраны кокошниками, но особо примечательны два ряда кокошников, идущих по верху куба церкви. Первый ряд кокошников опирается на пилястры, а на него насажен второй ряд. К сожалению, эти кокошники перекрыты общею крышею, а не посводно, как в московских церквах; у основания барабанов глав тоже кокошники. Звонница прелестного силуэта и не испорчена переделками».

Доходчиво и не злоупотребляя архитектурными терминами описал устройство Константино-Еленинского храма его настоятель о. Сергий Непеин: «Храм состоит из одного двухэтажного, каменного о пяти главах, здания в связи с колокольнею. К квадрату церкви с западной стороны приделана небольшая паперть и спускное из верхнего этажа крыльцо с красивым куполом на четырех толстых, кувшинообразных с висюльками или серьгами столбах. Алтарь нижнего этажа двумя полукружиями выдается значительно далее алтаря верхнего четвероугольного», - пишет о. Сергий Непеин об устройстве восточного фасада Константино-Еленинской церкви. Отметим, что две апсиды - характерная для вологодского зодчества особенность (и это может служить веским аргументом в споре о том, кто все-таки строил храм - местные или пришлые мастера). Легко заметить, что верхний ярус декорирован гораздо богаче нижнего. Отметим, что окна второго ряда в верхнем ярусе растесаны. Это одно из немногих поновлений, которым подверглась в XIX веке церковь. Оригинальны тройные полуколонки, задающие вертикальное членение стен. Лукомский называет их «колончатыми пилястрами». Колокольня Цареконстантиновской церкви невелика, но изящна. Восьмигранная от основания, она увенчана шатром с ярусом нарядно украшенных слуховых окон.с шатровым верхом колокольня [8,65].


.2 Внутреннее устройство


О. Сергий Непеин писал: «По внутреннему своему устройству Цареконстантиновский храм замечателен». «Здесь все веет духом нетронутой древности», как выразился бывший в Вологде в 1847 г. профессор Шевырев. Это доныне вполне справедливо по отношению к верхнему храму. «Дух поновления» сюда, действительно, не проник. Уже поднявшись по лестнице в верхнюю паперть, невольно останавливаешься, пораженный видом прекрасной дверной арки. Таких арок по России сохранилось немного. Она замечательна по своей архитектурной узорочности и многоцветной замысловатой раскраске. Собственно говоря, от древнего убранства холодного храма ныне только и сохранилось, что эта арка, и то лишь из-за ее «нетранспортабельности» [12,55].

Главная утрата храма - иконостас, который Лукомский называл «прелестным» (нам это определение применительно к иконостасу не кажется точным, однако с тем, что он представлял собой интереснейшую достопримечательность, не поспоришь). Его «основа» и многие иконы были древнее Константино-Еленинской церкви. Но со временем он приобретал новые декоративные детали - например, резные колонки с виноградными листьями и гроздьями. Свойственным примером соседства старого и нового являлись царские врата - «из золоченой резьбы не древней работы, но древними на ней иконами благовещения и четырех евангелистов» [13].

Убранство нижнего храма было намного проще и функциональнее. Теплые церкви, находившиеся в связке с холодными (это касается и отдельно стоящих храмов), всегда обустраивались с меньшими затратами.

«Предалтарные иконостасы в обоих приделах, - сообщает И. Степановский в «Вологодской старине», - одинакового рисунка, столярные, гладкие, окрашенные темно-зеленым колером с золоченою по местам резьбой, расположены прямой непрерывной линией во всю ширину церкви». А Лукомский прямо замечает: «В нижней церкви нет ничего особо выдающегося» [8,115].



: Цареконстантиновская церковь в культурно-познавательном туризме


Вологда - один из очень немногих северных городов, история которых началась еще в домонгольский период. Примерной датой основания Вологды считается 1147 год. Но не только лишь это привлекает туристов. На 01.06.2014 года в городе насчитывается 45 гостиничных предприятий. В городе осуществляют деятельность 103 туристских фирм, из которых 19 фирм занимаются развитием внутреннего туризма, сведения о которых внесены в Единый Федеральный реестр туроператоров.

В настоящее время в городе работают 13 музеев (государственных, муниципальных, промышленных предприятий, школьных).

В Вологде установлено 95 памятников истории и культуры (7 памятников археологии, 45 - истории, 13 - искусства, 30 - архитектуры).

Вологда располагает огромным потенциалом для развития внутреннего и въездного туризма. Природное и культурно-историческое разнообразие, а также динамично развивающийся культурно - досуговый комплекс, позволяет развивать практически все виды туризма. В их число можно включить наиболее распространенные по потребительским предпочтениям: рекреационный туризм (туризм с целью отдыха и развлечений), культурно-познавательный (включая религиозный и паломнический), деловой, спортивный, лечебно-оздоровительный, экологический, образовательный, научный и т.д.

Основной целью развития туризма в городе Вологде является сохранение, развитие и эффективное использование туристско-рекреационных ресурсов города.

Рассмотрим два направления туризма в городе Вологде, которым напрямую связаны с предметом исследования курсовой работы - Цареконстантиновской Церковью. Это - культурно-познавательный и паломнический виды туризма.

Первое это культурно-познавательный, или экскурсионный, туризм. Он представляет собой путешествия и поездки с познавательными целями. Экскурсии развивают интеллект, расширяют кругозор и развлекают. Наибольшее развитие этот вид туризма получил в Центральной России и северо-западном регионе, где сосредоточены основные объекты культуры нашей страны.

В Вологде культурно-познавательный туризм самое популярное направление среди туристов. Этот город необычайно богат культурными событиями. В выставочных залах города постоянно проводятся разнообразные интересные выставки.

На основе богатого культурного наследия специально для туристов разработаны и действуют ежегодные праздничные и фольклорные программы, такие как Новый год, Рождество, Масленица, Пасха.

Осанковский парк и Цареконстантиновская церковь отлично могут вписаться в общую концепцию культурно - познавательного туризма в городе Вологде. Парк, со всеми его прудами и липовыми деревьями, может стать отличным местом отдыха для гостей и жителей Вологды. Не стоит забывать и о старинных зданиях, которые находились на территории парка. Они нуждаются в реконструкции, чтобы придать парку облик 18 века

Второе - это паломнический туризм. Он представляет собой путешествие по храмам и церквям России с целью духовного просвещения и обогащения или преклонения к мощам святых или почитаемых икон. Ярославская и Ростовская епархия, расположенная недалеко от столицы России, являлась древним христианским центром Отечества. Ее образование произошло почти одновременно с просвещением Руси светом Православия [9,77].

Практически каждый день в епархии отмечен праздничными воспоминаниями событий её истории и святых. Более 200 подвижников веры и благочестия, святителей, мучеников и преподобных составляют собор Вологодских святых.

Современная жизнь Вологодской епархии неразрывно связана с ее богатым духовным прошлым. Подвиг святителя Герасима, епископа Вологодского, - преодоление невежества и язычества, просвещение молодежи, детей - понятен и современному духовенству [10,76].

После возобновления церковных служб в Цареконстантиновской церкви, к нему начали стекаться толпы паломников из Вологды и области. В большинстве своем все это имеет «личный» характер, так как организованных туров не производится. С 2001 года в день Равнопрестольных Константина и Елены (19 мая), на территории Осановского парка проходит крестный ход. Данный аспект также может привлечь туристов в рамках паломнического туризма. Что касается внутренних достопримечательностей храма, то стоит отметить наличие частицы мощей святого Дмитрия Прилуцкого, Вологодского чудотворца. Эти мощи были утеряны, в годы советской власти, но теперь возвращены в храм и выносятся на всеобщее обозрение во время служб.

Цареконстантиновская церковь, находящаяся в центре Вологды, имеет огромный туристский потенциал, который не используется в должной мере. Он может и должен играть значительную роль в развитии туризма в Вологде [10,220].



Заключение

цареконстантиновский церковь архитектура культурный

Все вышесказанное позволяет сделать следующий вывод: Цареконстантиновская церковь Константина и Елены - уникальный памятник русской культуры. Она связана со значительным пластом русской истории первой половины 17 века, с деятельностью купца Петра Сташевского и с историей Большой Мануфактуры. Многие церкви заброшены или поддаются очень сложному реставраторскому восстановлению. Люди, работающие в церквях, пытаются своими силами восстановить их облик и предать церквям первозданный вид. Некоторые церкви восстановлены, но их очень мало. В наше время идёт множество работ по реставрации церквей. Правительство включает некоторые храмы в перечень федерального значение. И это не зря, ведь только так можно сохранить памятники архитектуры от разграбления, для будущих поколений.

Цареконстантиновская церковь равнопрестольных царей Константина и Елены может играть огромную роль в развитии туризма в Вологде. Он является уникальным и единственным на Вологодской земле памятником архитектуры в стиле московского узорочья. Построенный на деньги купцов Сташевских, церковь помогла украсить прилегающую территорию.

Также следует отметить, что не только внешний вид храма и его историческая и архитектурная особенность привлекает туристов, но также не маловажную роль играют святые образы, иконы и мощи. Все это в совокупности напоминает райский уголок. Хочется надеяться, что поток туристов будет нарастать и нарастать. И храм Константина и Елены и прилегающий к нему Осанковский парк будут включены в туры по городу Вологде, и прилегающим к нему территориям.



Список литературы


1. Лукомский Г. К. Вологда в её старине. - репринт 1914 г.. - Пг.: Сириус, 1914. - С. 9. - 365 с.

. Васильева И. Храм возвращается к жизни. //Северный край.- 2000.- 14 июля.

. Власов В.Г. Стили в искусстве. Московское узорочье. Т. 1. СПб., 1995, с. 366.

. Евдокимов И. В. Север в истории русского искусства. - Вологда: Издание Союза северных кооперативных союзов, 1921. - 231 с.

. Емохонова Л. Г. Мировая художественная культура. - М.: Издательский центр «Академия», 1998. - 448 с.

. Летописец Ивана Слободского // ПСРЛ. Т.37: Устюжские и вологодские летописи XVI-XVIII вв. / Сост. Н. А. Казакова, К. Н. Сербина. - Л.: Наука, 1982. - С. 194-205

. Ильина Т.В. Русское искусство XVIII века: Учебник. М., 1999.

. Башенькин А. Н., Кукушкин И. П.Древняя Вологда // Вологда: Краеведческий альманах. Выпуск 2. - Вологда: ВГПУ; издательство «Русь», 1997. - С.213.

. Козлов И., Железняк В., Миров А. Вологда в XII-XVI веках //Красный Север. - 1947. - 8 июня; 13 июля.

. Коновалов Ф. Я. Вологда в истории России // Вологда, XII - начало XX века: Краевед.словарь / Ф. Я. Коновалов, Л. С. Панов, Н. В. Уваров.- Архангельск,19

. Вологодский летописец // Вологодские Епархиальные Ведомости - 1612

. НепеинС.Вологда прежде и теперь// 1906 г.

. Вологодские епархиальные ведомости - №8 - 1887 год