Возбуждение уголовного дела в условиях исправительного учреждения как первоначальная стадия уголовного процесса

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    19,34 Кб
  • Опубликовано:
    2015-12-15
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Возбуждение уголовного дела в условиях исправительного учреждения как первоначальная стадия уголовного процесса

Федеральная служба исполнения наказаний академия права и управления

Юридический факультет

Кафедра уголовного процесса и криминалистики









Курсовая работа

на тему: «Возбуждение уголовного дела в условиях исправительного учреждения как первоначальная стадия уголовного процесса.»

Уголовный процесс

Подготовил: Р.Е.Яблонский

Проверил: Д.А.Гришин




Рязань 2015

Содержание

Введение

. Общий порядок возбуждения уголовного дела

.1 Правовая регламентация и порядок возбуждения уголовного дела

.2 Основания к возбуждению уголовного дела

. Возбуждение уголовного дела в исправительных учреждениях

.1 Особенности расследования преступлений в условиях исправительных учреждений

.2 Проблемы расследования преступлений, совершенных в условиях исправительных учреждений, в современных условиях

Заключение

Список литературы

Введение

Актуальность работы. Стадия возбуждения уголовного дела - это первая, самостоятельная стадия уголовного процесса, состоящая в установлении компетентным органом государства (дознания, следствия, прокуратуры, судом) условий, необходимых для производства по уголовному делу, и в принятии решения о возбуждении уголовного дела или об отказе в таковом.

Согласно ст. 129 УПК расследование производится только после возбуждения уголовного дела. Это значит, что возбуждение уголовного дела должно предшествовать дознанию и предварительному следствию и не может составлять его этапа.

Самостоятельный характер стадии возбуждения уголовного дела; определяется тем, что она представляет собой целый этап уголовно-процессуальной деятельности и правоотношений, причем ни одно уголовное дело не может миновать этот этап, возникнуть вне данного этапа.

Сущность этой стадии уголовного процесса состоит не только в принятии прокурором, следователем, органом дознания и судьей заявления или сообщения о совершенном или готовящемся преступлении, но и в производстве проверки этих заявлений и сообщений в установленные законом сроки с истребованием необходимых материалов и получением объяснений, а также вынесением мотивированного постановления о возбуждении или отказе в возбуждении уголовного дела.

Принятию любого из этих решений предшествует проверка и оценка имеющихся материалов, а в случае направления заявления или сообщения без возбуждения уголовного дела по подследственности или подсудности принимаются меры к предотвращению или пресечению преступления и к закреплению его следов.

Принятое в установленном законом порядке решение о возбуждении уголовного дела - это юридический документ, который служит правовым основанием для производства следственных действий и применения мер процессуального принуждения. Действующий закон допускает возможность производства до возбуждения уголовного дела в не терпящих отлагательства случаях лишь одного следственного действия - осмотра места происшествия. После проведения осмотра, при наличии к тому оснований, уголовное дело должно возбуждаться немедленно (ст. 178 УПК).

По общему правилу, возбуждение уголовного дела предшествует дознанию и предварительному следствию. Однако если по закону предварительное расследование не является обязательным, возбуждение уголовного дела осуществляется судьей одновременно с назначением судебного заседания. Имеется в виду дела так называемого частного обвинения (ч. 1 ст. 27 УПК).

Целью данной работы является изучение возбуждение уголовного дела в условиях исправительного учреждения.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи :

изучить правовую регламентацию и порядок возбуждения уголовного дела;

рассмотреть основания к возбуждению уголовного дела;

проанализировать особенности расследования преступлений в условиях исправительных учреждений;

рассмотреть проблемы расследования преступлений, совершенных в условиях исправительных учреждений, в современных условиях.

Структура данной работы включает в себя введение, две главы с подпунктами, заключение и список литературы.

1. Общий порядок возбуждения уголовного дела

.1 Правовая регламентация и порядок возбуждения уголовного дела

Порядок возбуждения уголовного дела в первую очередь обусловлен категорией преступления, сообщение о котором рассматривается уполномоченным лицом, т.е. порядком предполагаемого уголовного преследования (ч. 1 ст. 20 УПК).

Уголовное преследование осуществляется в публичном (можно сказать, что это обычный, наиболее распространенный порядок возбуждения уголовного дела), частно-публичном и частном порядке.

Возбуждение уголовного дела публичного обвинения характеризуется тем, что это, при наличии предусмотренных ст. 140 УПК повода и основания, - обязанность должностных лиц правоохранительных органов. Прокурор, а также с его согласия дознаватель или следователь выносят соответствующее постановление в порядке, предусмотренном ст. 146 УПК, а от воли потерпевшего в данном случае практически ничего не зависит.

Между тем в ряде случаев (дела частного и частно-публичного обвинения) УПК предоставляет гражданам возможность по своему усмотрению решать вопрос о необходимости начала уголовного преследования (ст. 147, 318 УПК).

Уголовные дела частно-публичного обвинения (ч. 3 ст. 20 УПК) возбуждаются не иначе как по заявлению потерпевшего. А по делам частного обвинения потерпевший вообще обращается с заявлением непосредственно в суд. Хотя определенные полномочия прокурору и в этом случае даны. Так, допускается возбуждение уголовного дела частного и частно-публичного обвинения по усмотрению прокурора, если тот считает, что потерпевший в силу беспомощного состояния или по иным причинам (например, зависимость от обвиняемого) не может защищать свои права и законные интересы (ч. 3 ст. 318 УПК). Кроме того, следует отметить, что серьезные изменения в порядок возбуждения дел частного обвинения внесло постановление Конституционного Суда РФ от 27 июня 2005 г., который признал не соответствующими Конституции РФ положения ч. 2 и 4 ст. 20, ч. 6 ст. 144, п. 3 ч. 1 ст. 145, ч. 3 ст. 318 УПК РФ в той их части, в какой они не обязывают прокурора, следователя, орган дознания и дознавателя принять по заявлению лица, пострадавшего в результате преступления, предусмотренного ст. 115 "Умышленное причинение легкого вреда здоровью" или ст. 116 "Побои" УК РФ, меры, направленные на установление личности виновного в этом преступлении и привлечение его к уголовной ответственности.

Процессуальное решение о возбуждении уголовного дела облекается в форму соответствующего постановления. Оно помимо общих требований к процессуальным документам (полнота, обоснованность, определенность и законность) должно содержать в себе следующие сведения (ч. 2 ст. 146 УПК): дата, время и место его вынесения; кем оно вынесено; повод и основание для возбуждения уголовного дела; пункт, часть, статья УК РФ, на основании которых возбуждается уголовное дело.

Постановление о возбуждении уголовного дела выносит не только прокурор, но также следователь или дознаватель (орган дознания), но именно прокурору вменяется в обязанность осуществлять надзор за законностью при возбуждении каждого конкретного дела. Именно им принимается решение о достаточности для начала уголовного преследования собранной (полученной) не только им самим, но и следователем (дознавателем) информации.

В положительном случае прокурор соглашается с соответствующим постановлением, полученным от дознавателя (органа дознания) либо следователя. Уголовное дело считается возбужденным с момента визирования прокурором.

В свою очередь, прокурор обязан незамедлительно рассмотреть представленные материалы, приняв одно из следующих решений: дать согласие на возбуждение уголовного дела; отказать в этом; вынести постановление о возвращении материалов для дополнительной проверки. Срок для такой дополнительной проверки не может превышать 5 суток, по истечении которых принимается одно из предусмотренных ст. 145 УПК РФ решений.

Несколько иначе закон определяет момент возбуждения уголовного дела капитанами судов, находящихся в дальнем плавании, руководителями геологоразведочных партий или зимовок, удаленных от мест расположения органов дознания, главами дипломатических представительств или консульских учреждений Российской Федерации.

Буквальное толкование ч. 4 ст. 146 УПК РФ позволяет утверждать, что дело считается возбужденным сразу после вынесения ими соответствующего постановления. Здесь уже требуется не согласие прокурора, а лишь его уведомление. Кроме того, предписывается постановление о возбуждении уголовного дела и материалы передать прокурору при появлении для этого реальной возможности.

С фактом возбуждения уголовного дела закон связывает право компетентных должностных лиц принимать решения, затрагивающие конституционные права и свободы. Поэтому о принятом решении в тот же день информируют заявителя и лицо, в отношении которого возбуждено уголовное дело.

Отказ в возбуждении уголовного дела - это такое процессуальное решение, которое принимается, если имелись поводы для начала уголовного преследования, но не установлено основание для этого.

В возбуждении уголовного дела отказывается при наличии материально-правовых (базируются на тех нормах уголовного права, которые исключают наличие преступления либо возможность привлечения конкретного лица к уголовной ответственности, например лицо не достигло возраста уголовной ответственности) либо процессуальных (обусловлены требованиями УПК, запрещающими при определенных обстоятельствах начинать или продолжать уголовно-процессуальную деятельность, например отсутствие жалобы потерпевшего по делам частного и частно-публичного обвинения) оснований.

Частным случаем является отказ в возбуждении уголовного дела по основанию, предусмотренному п. 2 ч. 1 ст. 24 УПК (отсутствие состава преступления). Такое решение может приниматься лишь в отношении конкретного лица (ч. 1 ст. 148 УПК).

Когда решение не возбуждать уголовное дело принято по результатам проверки информации, позволявшей заподозрить конкретное лицо или нескольких лиц, одновременно оценивается правомерность поведения распространителя информации (например, наличие признаков заведомо ложного доноса). А в случае недостоверности сообщения о преступлении, распространенного средством массовой информации, данное СМИ обязательно публикует информацию об отказе в возбуждении уголовного дела (ч. 3 ст. 148 УПК).

В течение 24 часов с момента вынесения постановления об отказе в возбуждении уголовного дела копия соответствующего постановления направляется заявителю и прокурору. В свою очередь, прокурор, признав решение незаконным или необоснованным, отменяет его. При этом он может возбудить уголовное дело сам либо возвратить материал для дополнительной проверки.

Однако инициатива отмены постановления может исходить не только от самого прокурора, возможность обжалования отказа в возбуждении уголовного дела предоставлена и другим участникам процесса. Правом обжалования обладают наряду с заявителем и другие участники уголовного судопроизводства, а также иные лица в той части, в которой производимые процессуальные действия и принимаемые процессуальные решения затрагивают их интересы (ст. 123 УПК). Речь идет об установленном ст. 124 и 125 УПК порядке обжалования прокурору или в суд, что нельзя расценивать как запрет на обращение с жалобой в иные инстанции.

Исполняет судебные постановления, признающие незаконным или необоснованным отказ в возбуждении уголовного дела (ч. 7 ст. 148 УПК), прокурор, который обязан разъяснять заявителю, а также другим участникам уголовного судопроизводства их права, обязанности и ответственность, обусловленные судебным решением, и обеспечивать возможность реализации этих прав. При наличии в полученных из суда материалах свидетельств о признаках преступления прокурор возбуждает уголовное дело.

Если предусмотренная ст. 146 УПК процедура возбуждения уголовного дела публичного обвинения соблюдена, начинается предварительное расследование (ст. 156 УПК РФ). Прокурор, сам возбудивший уголовное дело либо получивший его от следователя или дознавателя, после производства ими неотложных следственных действий по делу чужой компетенции, направляет такое дело для производства предварительного расследования. При этом учитываются подследственность (ст. 151 УПК) и предусмотренный ст. 152 УПК порядок определения места производства расследования. Следователь после вынесения постановления о возбуждении уголовного дела и получения согласия прокурора в соответствии с п. 2 ст. 149 УПК приступает к производству предварительного следствия. В свою очередь, полномочия органа дознания зависят от категории возбужденного в порядке ст. 146 УПК уголовного дела. По делам, для которых обязательно производство предварительного следствия, орган дознания в срок не свыше 10 суток (ч. 3 ст. 157 УПК РФ) со дня возбуждения уголовного дела производит неотложные следственные действия и направляет дело прокурору. После этого орган дознания не вправе производить по данному уголовному делу следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия без специального поручения следователя. При возбуждении уголовного дела своей компетенции (ч. 3 ст. 150 УПК) дознаватель указывает в постановлении о принятии его к производству и производит дознание.

1.2 Основания к возбуждению уголовного дела

Стадия возбуждения уголовного дела занимает в досудебном производстве особое место. На данном этапе уполномоченным на то органам и должностным лицам надлежит проанализировать информацию о преступлении и принять процессуальное решение о начале предварительного расследования либо об отказе в возбуждении уголовного дела. Начинается стадия с момента получения и регистрации информации о преступлении, а завершается вынесением следователем, дознавателем или прокурором соответствующего постановления.

Возбуждение уголовного дела представляет собой строго регламентированную УПК РФ процессуальную деятельность уполномоченных субъектов как до вынесения постановления о возбуждении дела (об отказе в возбуждении), так и после (например, передача постановления надзирающему прокурору). Более того, рассматриваемая стадия не всегда заканчивается вынесением одноименного постановления. Возможны и другие варианты (ст. 145 УПК РФ), включая передачу сообщения о преступлении в суд (п. 3 ч. 1 ст. 145).

Но главным, безусловно, является установление повода и основания для возбуждения уголовного дела. Их отсутствие делает невозможным в дальнейшем использование уголовно-процессуальных средств доказывания и применение предусмотренных УПК мер процессуального принуждения.

Если же при наличии повода для возбуждения дела (например, поступило соответствующее заявление потерпевшего или очевидца) дознаватель, следователь или прокурор не усматривают признаков преступления, они вправе произвести предварительную проверку, т.е. совершить ряд действий, направленных на установление признаков преступления. На практике такая проверка обычно представляет собой истребование информации из учреждений и организаций, получение объяснений от очевидцев и т.п.

Момент возбуждения уголовного дела - это своего рода рубеж между "непроцессуальной" (за исключением единственно допустимого по закону следственного действия - осмотра места происшествия) деятельностью по установлению поводов и оснований к возбуждению дела и проводимыми сразу после вынесения постановления неотложными следственными действиями.

Однако нельзя забывать и то, что деятельность компетентных органов и должностных лиц с момента получения сообщения о преступлении до вынесения соответствующего постановления тоже должна соответствовать закону. В противном случае полученные на данном этапе сведения могут оказаться бесполезными, утратят доказательственное значение. Так, проверяя информацию о получении взятки судьей, сотрудники МВД нарушили установленный Законом об оперативно-розыскной деятельности порядок проведения оперативных мероприятий в отношении судьи, что не позволило в последующем использовать в качестве доказательства видеозапись получения незаконного вознаграждения.

Закон (ч. 1 ст. 140 УПК РФ) называет следующие поводы для возбуждения дела: заявление о преступлении; явка с повинной; сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников. Последний из названных поводов облекается в форму рапорта об обнаружении преступления. Таким образом, УПК требует, чтобы документально информация о преступлении облекалась в строгую процессуальную форму: заявление о преступлении (ст. 141 УПК); явка с повинной (ст. 142 УПК); рапорт об обнаружении признаков преступления (ст. 143 УПК).

Заявление - это адресованное уполномоченным на возбуждение уголовного дела органам (должностным лицам) официальное (т.е. с соблюдением всех правил и формальностей) обращение, содержащее информацию о совершенном или готовящемся преступлении. Заявление может быть письменным или устным, но во втором случае составляется протокол, который, как и простое заявление, должен содержать данные о заявителе и его подпись.

Иногда от имени заявителя и по его поручению в правоохранительные органы обращается представитель. Полномочия такого представителя должны соответствующим образом подтверждаться прилагаемыми документами.

Если же заявление анонимно, т.е. не содержит сведений о фамилии и месте жительства заявителя либо содержит ложные данные о заявителе, то оно не является поводом для возбуждения уголовного дела (ч. 7 ст. 141 УПК). Оно обычно остается без рассмотрения, но если в нем сообщено о готовящихся или совершенных преступлениях, то информацию правоохранительные органы могут использовать в оперативных целях. Однако поводом для возбуждения дела будет уже не анонимная информация, а рапорт об обнаружении признаков преступления.

Кстати, рапортом принявшего или проверившего лица оформляется также информация, полученная от заявителя, не имеющего удостоверяющих личность документов, или от заявителя, который не может лично присутствовать при составлении протокола заявления (ч. 5 ст. 141 УПК РФ).

Принявшее заявление лицо выдает об этом заявителю соответствующий документ с указанием даты и времени принятия, а также данных о лице, принявшем заявление. Отказ в приеме сообщения о преступлении может быть обжалован в установленном УПК порядке (ч. 5 ст. 144 УПК).

Заявление о совершаемом или подготавливаемом преступлении может быть сделано не только специально для этого обратившимся гражданином, но и участником следственного действия либо судебного разбирательства. В этом случае информация изначально фиксируется в протоколе следственного действия.

Между тем предусмотренную ст. 142 УПК РФ в качестве повода к возбуждению уголовного дела явку с повинной на практике часто путают с уголовно-правовым обстоятельством, смягчающим наказание. В УПК речь идет о таком заявлении, которое поступило не просто до возбуждения дела, но и само явилось поводом для возбуждения уголовного дела.

В уголовно-правовом же значении явка с повинной понимается шире, включая в себя и повод для возбуждения дела, и "чистосердечное признание", и любое письменное заявление подозреваемого или обвиняемого, в котором они излагают обстоятельства совершенного преступления.

Любая иная информация о совершенном или готовящемся преступлении может рассматриваться в качестве повода для возбуждения уголовного дела с того момента, как будет получена компетентным должностным лицом и облечена в форму рапорта об обнаружении признаков преступления (ст. 143 УПК). Такими лицами помимо дознавателя, органа дознания, следователя и прокурора могут быть сотрудники органа дознания, наделенные определенными полномочиями по приему и регистрации информации, по осуществлению оперативных или розыскных мер и др. При определенных условиях (ч. 3 ст. 40 УПК) функции дознания возлагаются также на лиц, не являющихся сотрудниками правоохранительного органа.

Являясь поводом к возбуждению уголовного дела, рапорт составляется по фактам обнаружения следов преступления. Причем этому может (а в некоторых случаях должна обязательно) предшествовать определенная проверочная работа. Так, в соответствии с ч. 1 ст. 144 УПК РФ проверяющие информацию о преступлении субъекты вправе требовать производства документальных проверок и ревизий. С учетом результатов таких мероприятий и будет составлен рапорт - повод для возбуждения дела.

Именно рапорт служит поводом для возбуждения уголовного дела по сведениям о преступлении, распространенным в средствах массовой информации (п. 3 ч. 1 ст. 140 УПК РФ). Однако порядок рассмотрения такого рода сообщения о преступлении специфичен. Так, инициатором проверки в данном случае может выступать только прокурор, который поручает ее проведение органу дознания или следователю.

При этом надо учитывать, что в непосредственные обязанности прокурора не входит анализ материалов СМИ. Поэтому их сообщения не рассматриваются в обязательном порядке, если материалы специально не адресованы прокурору, например, почтовым отправлением.

Основание для возбуждения уголовного дела - это наличие достаточных данных, указывающих на признаки преступления. Ведь ст. 140 УПК РФ однозначно определяет, что одного лишь повода для возбуждения уголовного дела недостаточно. Поводы (даже если их несколько) только в том случае влекут за собой возбуждение уголовного дела, когда имеется соответствующее основание (ч. 2 ст. 140).

На начальном этапе уголовного судопроизводства не обязательно иметь сведения обо всех элементах состава преступления. Закон определил тот минимум сведений, который необходим и достаточен для возбуждения дела. Их должно быть достаточно (признак достаточности) для того, чтобы дать предварительную уголовно-правовую квалификацию содеянному. Но "достаточности" ни при каких условиях не будет в случае явного существования обстоятельств, исключающих производство по делу (ст. 24 УПК РФ). Итак, закон (ч. 1 ст. 144 УПК РФ) требует от уполномоченных на то лиц принять сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении. Получив сообщение, должностные лица начинают действовать в пределах своей компетенции, но окончательное решение должно быть принято в течение трех суток со дня поступления информации. В исключительных случаях возможно продление срока до 10 суток, для чего следователь представляет письменное ходатайство с обоснованием надобности и целесообразности продолжения проверки информации. Если прокурор (начальник следственного отдела, начальник органа дознания) отказывает в продлении срока проверки, решение принимается в срок, предусмотренный ч. 1 ст. 144, т.е. не позднее трех суток. Если же следователь (дознаватель) аргументировано обоснует необходимость проведения до вынесения окончательного решения документальных проверок или ревизий, то прокурор вправе продлить срок проверки сообщения о преступлении до 30 суток.

Такая проверка (иногда называемая доследственной) завершается если не возбуждением уголовного дела, то отказом в этом. Если проверкой не выявлено оснований к возбуждению уголовного дела, а также при наличии обстоятельств, исключающих производство по делу, прокурор, следователь или дознаватель отказывают в возбуждении уголовного дела, о чем выносится мотивированное постановление (ст. 148 УПК). Это, а равно любое другое решение, принятое по результатам рассмотрения сообщения о преступлении, может быть обжаловано, о чем уведомляется заявитель.

Следователь, дознаватель могут, не возбуждая уголовного дела, направить материалы по подследственности, т.е. передать их в тот орган, к компетенции которого относятся рассмотрение и разрешение поступившего заявления или сообщения о преступлении.

Кроме того, уполномоченными лицами может выноситься постановление о возбуждении уголовного дела, в котором отмечается, что дело направляется прокурору для определения подследственности (ч. 4 ст. 146 УПК). Принимая решение о передаче сообщения по подследственности, орган дознания, дознаватель, следователь или прокурор обязаны принять меры по сохранению следов преступления (ч. 3 ст. 145 УПК), для чего возможно проведение осмотра места происшествия, а также осуществление непроцессуальной деятельности, например охрана следов преступления, выявление очевидцев и т.д.

2. Возбуждение уголовного одела в исправительных учреждениях

.1 Особенности возбуждения уголовного дела в исправительных учреждениях

Расследование ведется в закрытом учреждении, имеющем скрытые традиции и процессы, непосредственно влияющие на сбор доказательств. Ограниченность территории исправительного учреждения позволяет быстрее обнаружить совершенное преступление, преступника, доказательства. Однако факт нахождения на ограниченной территории большого количества осужденных во многом осложняет сохранение материальных следов преступления.

Отбывание наказания в виде лишения свободы предполагает соблюдение определенных правил поведения осужденными в зависимости от режима исправительного учреждения, который устанавливается Уголовно- исполнительным кодексом Российской Федерации, правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений и другими ведомственными нормативными актами.

Однако, несмотря на это, на территории органов и учреждений, исполняющих наказания, совершаются преступления, сообщения о которых требуют проверки уголовно-процессуальными средствами. По данным Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации (ФСИН), на территории учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы , в 2010 г. выявлено 1043 преступления и вынесено 16709 решений об отказе в возбуждении уголовного дела; в 2012 г. - 980 преступлений и 13538 решений об отказе в возбуждении уголовного дела; в 2013 г. - 1023 и 14270 соответственно, а за 4 месяца 2014 г. выявлено 234 преступления и вынесено 3866 решений об отказе в возбуждении уголовного дела. Приведенное показывает, что в учреждениях, исполняющих. Приведены суммарные данные показателей, включающие исправительные колонии, воспитательные колонии, тюрьмы и следственные изоляторы. Наказания, осуществляется значительный объем уголовно-процессуальной деятельности.

По всем фактам выявления нарушений уголовного закона, исходя из принципа публичности уголовного судопроизводства, проводится проверка сообщений о преступлении, которая производится в рамках стадии возбуждения уголовного дела, занимающей особое место в уголовном судопроизводстве.

Трудности, возникающие на практике, во многом обусловлены тем, что отдельные организационно-правовые вопросы возбуждения уголовного дела в теории разработаны недостаточно полно, а по некоторым из них высказываются противоположные точки зрения, и даются противоречащие друг другу рекомендации.

Организационно-правовые проблемы защиты прав личности при разрешении вопроса о возбуждении уголовного дела о преступлениях, совершенных в учреждениях, исполняющих наказания в виде лишения свободы, обусловлены недостаточно четким нормативным регулированием правового статуса участников данной стадии.

Организация уголовно-процессуальной деятельности по обеспечению защиты прав личности в стадии возбуждения уголовного дела в исправительных учреждениях имеет особенности, которые обусловлены правовым положением осужденных к лишению свободы, а также объективными и субъективными факторами, влияющими на функционирование учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Осужденные, отбывающие наказание в виде лишения свободы, обладают специальным правовым статусом, который включает ряд правоограничений, а также специфические права и обязанности, предусмотренные уголовно-исполнительным законодательством, это влияет на их статус при вовлечении в уголовно-процессуальную деятельность. В связи с этим предполагается, что индивидуальный процессуальный статус личности на стадии возбуждения уголовного дела в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обусловлен общим правовым статусом личности в уголовном процессе, его особенностями на стадии возбуждения уголовного дела и специальным правовым статусом лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы.

Индивидуальный правовой статус личности на стадии возбуждения уголовного дела в ИУ - это предусмотренная УПК РФ совокупность прав и обязанностей конкретного участника уголовного судопроизводства, в зависимости от выполняемой им (участником) функции, а также дополнительные права, обязанности и ограничения, установленные законами и подзаконными нормативными актами, регламентирующими порядок отбывания наказания и процессуальную деятельность в ИУ.

Важным элементом организационно-правового механизма реализации правового статуса участников уголовного судопроизводства является наличие у личности, вовлекаемой в уголовно-процессуальную деятельность, прав и обязанностей, отвечающими ее фактическому положению с начального момента своего участия в уголовном процессе.

В связи с этим, для обеспечения защиты прав личности на стадии возбуждения уголовного дела предлагается последовательное закрепление в УПК РФ факта приобретения конкретного (индивидуального) статуса заявителя, потерпевшего, подозреваемого и свидетеля с того момента, когда лицо начинает выполнять соответствующую процессуальную функцию (заявителя, потерпевшего, подозреваемого, свидетеля).

Кроме этого, также необходимо закрепление прав и обязанностей указанных участников на стадии возбуждения уголовного дела, которые в обязательном порядке должны разъясняться лицом, производящим проверку сообщения о преступлении (либо принимающим заявление). Такой подход в полной мере соответствует правовой позиции Конституционного Суда РФ и Верховного Суда РФ по данному вопросу.

Наиболее специфичной видится реализация на стадии возбуждения уголовного дела в исправительных учреждениях следующих принципов: неприкосновенности личности; охраны прав и свобод человека и гражданина в уголовном судопроизводстве; неприкосновенности жилища; тайны переписки, телефонных и иных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Данное обстоятельство связано как с правовым регулированием деятельности на стадии возбуждения, так и с особенностями правового положения лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы, а также правовым регулированием деятельности учреждений уголовно- исполнительной системы.

Внесение изменений в отдельные нормы УПК РФ не смогут реально разрешить проблемы, связанные с применением принципов. В связи с тем, что главы 21 и 22 УПК РФ включают нормы, которые регулируют процессуальные действия не только в стадии предварительного расследования, но и в стадии возбуждения уголовного дела (ст. 157,161,164, 166-170), целесообразно, путем перегруппировки норм, содержащихся в главах 21 и 22 УПК РФ, предусмотреть главу 21 «Общие условия досудебного производства», в которую включить нормы, регламентирующие, в том числе, и процессуальную деятельность в стадии возбуждения уголовного дела, а в главу 22 включить нормы, относящиеся исключительно к стадии предварительного расследования. Данные изменения позволят повысить эффективность реализации отдельных принципов уголовного процесса в стадии возбуждения уголовного дела, что, соответственно, повысит эффективность механизма защиты прав личности на данном этапе уголовного судопроизводства.

Повод, закрепленный в п. 4 ч. 1 ст. 140 УПК РФ, предполагает, в том числе, наличие материалов прокурорской проверки, на основании которых сделан вывод о наличии признаков преступления, предлагается закрепить (вернуть) право прокурора на возбуждение уголовного дела в случае установления основания для возбуждения уголовного дела в ходе прокурорско-надзорной деятельности. Проанализировав систему поводов для возбуждения уголовного дела, предусмотренную ч. 1 ст. 140 УПК РФ, автор приходит к выводу, что предусмотренный п. 3 ч. 1 указанной статьи повод - сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников, - законодателем сконструирован не совсем удачно, и в таком виде он носит неопределенный характер.

По нашему мнению, в данном случае, уголовно-процессуальная деятельность начинается с момента составления рапорта об обнаружении признаков преступления, так как неоформленная надлежащим образом информация о преступления не является тем юридическим фактом, который порождает уголовно- процессуальные отношения, в связи с этим предлагается изложить п. 3 ч. 1 ст. 140 УПК РФ следующим образом: рапорт об обнаружении признаков совершенного или готовящегося преступления, а в ст. 143 УПК РФ, 19 соответственно, указать, какие должностные лица и в каких случаях уполномочены составлять такой рапорт. Это будет способствовать более строгому отграничению уголовно-процессуальной деятельности от других видов правоохранительной деятельности.

2.2 Организационно - правовой механизм в стадии возбуждения уголовного дела

Функции органа дознания могут быть возложены только на конкретное должностное лицо, по мнению автора, это может быть либо начальник исправительного учреждения, либо уполномоченное им должностное лицо. Организация деятельности по приему, регистрации и проверке сообщений о преступлениях в учреждениях, исполняющих наказания в виде лишения свободы, регулируется Инструкцией о приеме, регистрации и проверке в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы 20 сообщений о преступлениях и происшествиях. Анализ правоприменительной деятельности и указанной инструкции показал, что Инструкция не в полной мере соответствует действующей редакции УПК РФ, а также предусматривает, что сообщения о преступлениях и происшествиях регистрируются в разных учетных документах, что как показало исследование, приводит к двойной регистрации, искусственному затягиванию сроков проверки сообщений о преступлениях и, соответственно, нарушению прав лиц, заинтересованных в разрешении сообщения о преступлении.

В связи с указанным, предлагается разработать соответствующую действующей редакции УПК РФ Инструкцию о порядке приема, регистрации и разрешения в учреждениях и органах уголовно- исполнительной системы сообщений о преступлениях и происшествиях, которая должна предусматривать регистрацию всех сообщений о происшествиях в единую Книгу учета сообщений о происшествиях, а также содержать положения, регламентирующие порядок приема, регистрации и рассмотрения сообщений, поступивших по информационным системам общего пользования (интернет-сообщения).

Анализ правоприменительной практики показал, что соблюдению сроков проверки сообщений о преступлениях будет способствовать строгое требование уголовно-процессуального закона к обоснованности решения о продлении срока предварительной проверки как свыше 3 суток до 10 суток, так и свыше 10 суток до 30 суток, с обязательным указанием на конкретные, фактические обстоятельства, послужившие основанием для такого продления.

На сроках предварительной проверки и, соответственно, на обеспечении прав личности также сказывается и нормативное регулирование прокурорского надзора в стадии возбуждения уголовного дела, поэтому обосновывается необходимость внесения следующих изменений в нормативные акты, регламентирующие данную деятельность: 21 - в УПК РФ и подзаконных нормативных актах определить, что отменить постановление о возбуждении уголовного дела прокурор вправе в течение 24 часов с момента поступления к нему копии соответствующего постановления; - предусмотреть, что устанавливаемый прокурором срок дополнительной проверки сообщения о преступлении - не более 5 суток; - установить, что отменить постановление органа дознания, дознавателя об отказе в возбуждении уголовного дела прокурор может в срок не позднее 5 суток с момента получения материалов проверки сообщения о преступлении.

Деятельность в стадии возбуждения уголовного дела носит процессуальный характер, и четкое определение средств предварительной проверки является одним из элементов механизма защиты прав личности, не отрицая при этом возможность использования для принятия решения результатов непроцессуальной (административной) деятельности.

В силу ч. 1 ст. 144 УПК РФ проверка сообщения о преступлении является обязательным этапом уголовно-процессуальной деятельности, однако необходимость производства проверки должна определяться должностным лицом, компетентным разрешить сообщение о преступлении, с учетом конкретных обстоятельств, имеющихся на момент поступления сообщения о преступлении.

Анализируя производство следственных действий в ходе проверки сообщений о преступлениях, видно, что соблюдение требования исключительности их производства до возбуждения уголовного 22 дела является важным условием законности их производства, поэтому необходимо закрепить в ч. 1 ст. 144 УПК РФ перечень следственных действий (осмотр места происшествия; осмотр трупа; освидетельствование), производство которых возможно до возбуждения уголовного дела, а также прямое указание на невозможность производства иных следственных действий до возбуждения уголовного дела.

Учитывая сложность привлечения в качестве понятых незаинтересованных лиц, а также с учетом влияния объективных и субъективных факторов на производство следственных действий на территории исправительных учреждений, предлагается закрепить в УПК РФ возможность производства следственных действий на территории исправительных учреждений без участия понятых с обязательной видеофиксацией производства следственного действия. Изучение правоприменительной практики показало, что способствовать защите прав личности будет закрепление в ч. 1 ст. 144 УПК РФ таких средств проверки, как производство исследования (судебно- медицинского исследования) живых лиц, и получение объяснений.

Использование результатов режимных мероприятий, проведенных в соответствии с Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации и ведомственными нормативными актами Минюста России, является отличительной особенностью производства проверки сообщений о преступлениях на территории исправительных учреждений.

Проанализировав имеющиеся в теории уголовного процесса, предложения по использованию результатов режимных мероприятий в уголовно- процессуальной деятельности, предполагается, что результаты режимных мероприятий, производимых в рамках административных полномочий сотрудников исправительных учреждений, можно использовать на стадии возбуждения уголовного дела, в том числе и для принятия решения.

Законность и обоснованность процессуальных решений о возбуждении или отказе в возбуждении уголовного дела по сообщениям о противоправных деяниях, совершенных осужденными в учреждениях уголовно- исполнительной системы обеспечивается правильной оценкой оснований для принятия указанных решений должностными лицами, уполномоченными их принимать.

При этом, для возбуждения уголовного дела должны быть установлены необходимые для каждого конкретного случая признаки преступления. Причем достаточно лишь вероятностного знания о них, так как более точно все элементы состава преступления должны быть установлены в стадии предварительного расследования. Исходя из того, что постановление об отказе в возбуждении уголовного дела является процессуальным решением, которое носит окончательный характер, полагается, что для отказа в возбуждении уголовного дела необходимо достоверно установить основания для данного решения.

В случае невозможности установить основания для отказа в возбуждении уголовного дела процессуальными средствами, предусмотренными для данной стадии, принимается решение о возбуждении уголовного дела.

Анализ ст. 24 УПК РФ, предусматривающей основания для отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела, показал, что смешивание оснований для принятия процессуальных решений по результатам разной деятельности (проверка сообщения о преступлении; предварительное расследование) может вызвать сложности у правоприменителя, кроме того, определенные основания (например, истечение сроков давности, смерть подозреваемого или обвиняемого) не могут быть установлены в рамках стадии возбуждения уголовного дела.

На основании анализа правоприменительной практики, а также правовой позиции Конституционного Суда РФ, предложено предусмотреть дополнительное основание для отказа в возбуждении уголовного дела - примирение потерпевшего с лицом, в отношении которого подано заявление о преступлении частного обвинения.

Основываясь на данных выводах, для оптимизации деятельности по принятию решения об отказе в возбуждении уголовного дела предложено в ч. 1 ст. 148 УПК РФ указать: «в случае наличия одного из оснований для отказа в возбуждении уголовного дела, предусмотренного статьей 241 , принимается решение об отказе в возбуждении уголовного дела», для чего предусмотреть отдельную статью следующего содержания: Статья 241 . Основания отказа в возбуждении уголовного дела. Уголовное дело не может быть возбуждено по следующим основаниям:

) отсутствие события преступления;

) отсутствие в деянии состава преступления;

) отсутствие заявления потерпевшего, если уголовное дело может быть возбуждено не иначе как по его заявлению, за исключением случаев, предусмотренных частью четвертой статьи 20 настоящего Кодекса;

) примирение потерпевшего с лицом, в отношении которого подано заявление о преступлении, указанном в части второй статьи 20 настоящего Кодекса.

уголовный дело исправительный преступление

Заключение

Задачи уголовного судопроизводства могут быть успешно осуществлены, а права граждан надежно защищены только при том необходимом условии, что каждому факту правонарушения будет дана надлежащая оценка, т.е. установление точного соответствия обстоятельств, составляющих состав преступления конкретно тому, что имело место в реальной действительности.

Возбуждение уголовного дела - самостоятельная стадия уголовного процесса, которой свойственны все признаки, характеризующие стадию уголовного процесса (конкретные задачи, своеобразное выражение основных принципов уголовного процесса, специфический круг уголовно-процессуальных действий и правоотношений и др.).

Самостоятельный характер стадии возбуждения уголовного дела проявляется и в том, что она представляет собой этап уголовно-процессуальной деятельности, причем ни одно уголовное дело не может возникнуть вне его. Без возбуждения уголовного дела не имеется правового основания для всех тех действий, которые предусмотрены законом.

Независимость стадии возбуждения уголовного дела от иных этапов движения дела обусловлена характером разрешаемых вопросов. В частности здесь не только принимаются сообщения о совершенном преступлении, но и проверяются полученные сведения, а также принимается обоснованное решение о возбуждении уголовного дела или отказе в нем.

На этой стадии уголовного процесса, уголовное дело возбуждается не в отношении определенного лица, а в отношении самого факта, события преступления.

Организационно-правовые проблемы защиты прав личности при разрешении вопроса о возбуждении уголовного дела о преступлениях, совершенных в учреждениях, исполняющих наказания в виде лишения свободы, обусловлены недостаточно четким нормативным регулированием правового статуса участников данной стадии. Организация уголовно-процессуальной деятельности по обеспечению защиты прав личности в стадии возбуждения уголовного дела в исправительных учреждениях имеет особенности, которые обусловлены правовым положением осужденных к лишению свободы, а также объективными и субъективными факторами, влияющими на функционирование учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Деятельность в стадии возбуждения уголовного дела носит процессуальный характер, и четкое определение средств предварительной проверки является одним из элементов механизма защиты прав личности, не отрицая при этом возможность использования для принятия решения результатов непроцессуальной (административной) деятельности.

В силу ч. 1 ст. 144 УПК РФ проверка сообщения о преступлении является обязательным этапом уголовно-процессуальной деятельности, однако необходимость производства проверки должна определяться должностным лицом, компетентным разрешить сообщение о преступлении, с учетом конкретных обстоятельств, имеющихся на момент поступления сообщения о преступлении.

Таким образом, стадия возбуждения уголовного дела - это первая самостоятельная стадия уголовного процесса.

Список литературы

Нормативно - правовые акты

.Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12.12.1993г.)

.Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. №63-ФЗ //Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. №25.

.Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. №174-ФЗ //Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. №52 (часть I). Ст.4921.

Учебная литература

.Hаумов А.В. Уголовно-процессуальное право Российской Федерации. - М.: Юристъ, 2011. - С 414.

5.Безлепкин Б.Т. Уголовный процесс России. Учебник для вузов. М., 2013 г.

6.Гаухман Л.Д. Колодин М.М. Максимов С.В. Уголовное процессуальное право. - М.: ЮНИТИ, 2012. - С 536.

.Громов Н. А., Францифаров Ю. П.-«Уголовный процесс России».- М.: Юрайт-М, 2013.

.Громов Н.А. Уголовный процесс России. М.: издательство Юристъ.2012.

.Емельянова А.К. Уголовно-процессуальное право в вопросах и ответах. - М.: Изд-во «Приор», 2011. - С 469.

.Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации. М.: Юристъ, 2011. - С 431.

.Кузнецова Н.Ф. Уголовный процесс России. Общая часть. М.: Юристъ, 2012. - С 399.

.Кукреш Л. И. Уголовный процесс. Общая часть: учеб. Пособие. - Мн., Тесей, 2013.

14.Ларин А.М., Мельникова З.Б.,. Савицкий В.М. Уголовный процесс России: лекции-очерки./ Под ред. Савицкого В.М. -М.: БЕК, 2012.

.Рыжаков А.П. Уголовный процесс. Учебник для вузов. М., 2013 г.

16.Уголовный процесс / Под ред. Гуценко Г. Ф.: Зерцало, - М., 2012.

.Юридический словарь. - М.: ИНФРА-М, 2012. - С 532.

.Якубов А. Курс уголовного процесса. - М.: ИНФРА-М, 2012. - С 358.

Похожие работы на - Возбуждение уголовного дела в условиях исправительного учреждения как первоначальная стадия уголовного процесса

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!