Военная администрация: предмет и система
Оглавление
Введение
Глава 1. Развитие военной администрации как науки и как учебной
дисциплины
§ 1. История развития военной администрации
§ 2. Место военной администрации в системе военных и правовых
наук
§ 3. Источники военной администрации
Глава 2. Система и предмет военной администрации
§ 1. Система курса военной администрации
§ 2. Понятие и предмет военной администрации
Заключение
Список использованных источников и литературы
Введение
Военная администрация - это наука о правовых нормах,
определяющих устройство, организацию, комплектование армии и снабжение ее всем
необходимым, а также устройство, компетенцию и деятельность органов военной
власти.
Методологические и общетеоретические проблемы военного права
неоднократно рассматривались на научных конференциях и сессиях совета
Военно-юридической академии, на которых определились два концептуальных подхода
к их решению:
) разработка военно-правовых проблем в рамках сложившейся
системы советского права;
) разработка военно-правовых проблем на основе признания
концепции военного права как отраслевой военно-юридической науки.
В то же время необходимо отметить, что до недавнего времени
исследования по военному праву ограничивались исследованием общественных
отношений в области строительства Вооруженных Сил. Этот подход базировался на
положениях Конституции СССР и Закона СССР "О всеобщей воинской
обязанности", в соответствии с которыми в СССР существовали единые
Вооруженные Силы СССР, состоявшие из Советской Армии, Военно-Морского Флота,
пограничных и внутренних войск и составлявшие, по существу, военную организацию
государства. С изменением в начале 90-х гг. ХХ в. структуры военной
организации, включением в ее состав всех войск, воинских формирований и
органов, обеспечивающих оборону и безопасность Российской Федерации, изменением
социально-экономического положения нашего государства перед военно-правовой
наукой встал вопрос о расширении круга исследуемых проблем.
А.А. Тер-Акопов отмечал, что "военно-правовая наука не
может замыкаться только на военной проблематике, а должна включать исследование
правовых аспектов всего круга оборонных вопросов, которыми ни одна другая
отрасль правовых знаний не занимается.
То есть ее предметом должны стать и вопросы обеспечения
оборонной деятельности государства: Комплексирование предмета исследования
позволит системно решать ряд сугубо военных задач - например, комплектование
войск, поставок".
Актуальность данной проблемы обосновывается тем, что
военная администрация является одной из ведущих правовых дисциплин в военной
области. Ее изучение и совершенствование напрямую связано с безопасностью
России.
Предметом исследования является военная администрация как
в науке, так и как учебная дисциплина.
Объектом данной курсовой работы являются непосредственно
сам предмет военная администрация.
Целью исследования является анализ военной
администрации как научной и учебной дисциплины.
Задачами данного исследования являются:
изучение становления военной администрации как научной, так и
учебной дисциплины.
определение понятия и предмета военной администрации
определение источников и системы военной администрации как
дисциплины.
Структура курсовой работы: данная работа состоит из
введения, двух глав, разделённых на параграфы, заключения, списка
использованной литературы.
военная администрация предмет курс
Глава 1.
Развитие военной администрации как науки и как учебной дисциплины
§ 1. История
развития военной администрации
Потребность в разработке и научной систематизации правового
материала, регламентирующего организацию войск, их составные элементы,
прохождение военной службы, порядок комплектования войск людскими ресурсами и
другие вопросы организации военного дела, возникла давно. Отмена крепостного
права, формальное провозглашение равноправия граждан, возросшая потребность в
кадрах военно-обученных резервов для создания массовых армий повлекли за собой
коренные реформы в системе комплектования армий, в законодательстве о военной
службе. Развитие вооружения и военной техники привело к сложной организации
армии и флота, повысило роль штабов и органов военного управления. К
офицерскому составу стали предъявляться все более высокие требования с точки
зрения знания основ организации военного управления, службы штабов, снабжения
войск и др. Все эти вопросы постепенно становятся предметом научного изучения и
обобщения. Из военной стратегии стали выделяться с развитием и усложнением
военного дела самостоятельные военные науки. В ходе этого процесса из военной
стратегии сначала выделились как самостоятельные дисциплины тактика, артиллерия
и фортификация. Возросшие пространственные масштабы войн потребовали выделения
в самостоятельную отрасль знаний военной географии. Примерно в это же время в
самостоятельную учебную дисциплину оформляется военная администрация. Военная
администрация в России стала преподаваться в начале XIX в. Преподавание
осуществлялось в Академии Генерального штаба и включало вопросы организации
военного управления, военной службы и комплектования армии. В последующем
преподавание военной администрации было введено во всех военно-учебных
заведениях России, хотя объем и содержание этого курса в основном носили
практический и прикладной характер. Так, в частности, в рамках данного курса
рассматривались основы устройства армии, прохождение военной службы, военное
управление, делопроизводство и др. С образованием в 1878 г. в России
Военно-юридической академии военная администрация как наука и учебная
дисциплина приобрела более теоретический характер, связанный с изучением
законодательства в области устройства армии, военной службы, ответственности
военнослужащих и т.д. Профессором П.Л. Лобко в конце XIX и начале XX вв. были
подготовлены "Записки военной администрации для военных и юнкерских
училищ" (выдержавшие 17 изданий), в которых рассматривались вопросы
правовых основ устройства армии, ее комплектования, прохождения военной службы,
военного управления, удовлетворения материальных потребностей военнослужащих и
армии в целом. Объясняя предмет военной администрации, П.Л. Лобко писал, что
развитие постоянной кадровой армии вызвало развитие и усложнение военного
законодательства в такой мере, что само изучение и исследование военных законов
должно было принять характер военно-научный и завоевало себе в курсе военных
наук особое место под названием "военная администрация". Предмет военной
администрации определялся им как "изучение законов существования армии, а
именно: а) ее устройства или организации, б) пополнения, или комплектования, в)
прохождения службы, г) устройства военного управления и д) удовлетворения
материальных потребностей как отдельных лиц, так и всей армии".
Профессором Александровской военно-юридической академии П. Лузановым в 1887 г.
был разработан и издан конспект лекций по военно-административным законам,
касающимся военного быта, устройства и управления войск, в котором указывалось,
что предмет изучения военной администрации "составляют так называемые
военно-административные законы, т.е. законы, касающиеся военного быта,
устройства и управления войск". Значительное количество
учебно-методических работ подготовлено профессором военной администрации А.М.
Добровольским, который относил вопросы организации армии, ее разделения на рода
войск, тактического ее использования к области военной науки и включал их в
предмет военной администрации как науки лишь настолько, насколько военная
организация отражается на правовых отношениях в армии. Рассматривая армию как
государственное учреждение, как юридический институт, он отмечал, что армия в
своем устройстве, во внутренних взаимоотношениях составных ее частей
подчиняется определениям права, правовые нормы определяют устройство армии и
всю систему военной организации государства, регулируют весь порядок внутренней
войсковой жизни. Эти нормы в своей совокупности конструировались в особую
отрасль права, которая, за выделением военно-уголовного и военно-судебного
права, получила название военно-административного права. Наука
военно-административного права определялась А.М. Добровольским в 1911 г. как
наука о правовых нормах, устанавливающих устройство, организацию,
комплектование армии и снабжение ее всем необходимым, а также устройство,
компетенцию и деятельность органов военной власти.
Поскольку главным в курсе военной администрации было изучение
деятельности органов военного управления, а не правовых норм и отношений,
возникающих на основе применения этих норм, профессора Александровской
военно-юридической академии Эртель и Добровольский, учитывая характер учебного
заведения, в котором они преподавали, поставили вопрос о том, чтобы придать
военной администрации правовой характер, перенести центр тяжести на изучение
правовых норм, регламентирующих управление. Указанные ученые предложили назвать
эту дисциплину военно-административным правом.
Начиная с 1912 г. дисциплина "военно-административное
право" стала преподаваться в Александровской военно-юридической академии.
Однако военно-правовая проблематика изучалась в послереволюционный период и в
последующем в советских военно-учебных заведениях в несколько ином виде. Уже в
1919 г. были изданы "Записки по военной администрации для курсов подготовки
командного состава", а в 1925 г. - учебник, подготовленный М. Загю,
"Элементарный курс военной администрации". Издавались и курсы военной
администрации для военных академий. Конкретные вопросы внутренней организации
войск, структуры соединений и оперативных объединений разрабатывались на курсах
оперативно-тактических дисциплин. В 30-е гг. ХХ в. преподавание военной
администрации было свернуто, а ее научная разработка велась лишь по отдельным
проблемам, единого курса не было. Так, в Военной академии им. М.В. Фрунзе
существовал курс "Организация и мобилизация войск".
С образованием в 1936 г. Военно-юридического факультета при
Всесоюзной правовой академии, а в 1939 г. Военно-юридической академии Красной
Армии активизировалась разработка правовых вопросов советского военного
строительства, но не в рамках курса военной администрации, а в рамках
соответствующих разделов военно-административного, военно-уголовного и
военно-судебного права. В 1940 г. был издан учебник по советскому
военно-административному праву, написанный С.С. Студеникиным, А.Е. Луневым,
И.Ф. Побежимовым, Н.А. Виноградовым. В 1942 г.С. С. Студеникиным и А.Е. Луневым
в Ашхабаде было издано учебное пособие по советскому военно-административному
праву.
В 1945 г. под редакцией С.С. Студеникина было издано учебное
пособие по Общей части, а под редакцией Н.А. Виноградова - по Особенной части
советского военно-административного права.
В 1949 г. под редакцией И.Ф. Побежимова вышел в свет
"Краткий очерк истории устройства Вооруженных Сил Союза ССР", а в
1951 г. в Военно-юридической академии Красной Армии был издан учебник
"Советское военно-административное право". Необходимость выделения
военно-административного права в специальную дисциплину была обусловлена
интересами более глубокого изучения военно-административных норм и отношений, а
также особенностями в области правовой регламентации жизни, быта и деятельности
войск, особым положением, которое занимают в системе государства вооруженные
силы, специфичностью задач, решаемых органами военного управления, а также
особым характером властвования органов военного управления.
Военно-административное право соприкасалось с военно-уголовным правом в вопросе
воинской дисциплины как одном из принципов организации армии и управления ею.
Нарушение дисциплины составляло содержание большинства воинских преступлений.
На состоявшейся 14-15 апреля 1954 г. научной сессии Совета
Военно-юридической академии, посвященной теоретическим вопросам советского
военного законодательства, концепция советского военно-административного права,
наряду с концепциями советского военно-уголовного и военно-судебного права,
была признана надуманной, научно не состоятельной и практически вредной,
противоречащей принципам единой социалистической законности и задачам борьбы за
укрепление единого правопорядка в Советском государстве. Постановлением Совета
Военно-юридической академии преподавание и разработка в течение ряда лет
"искусственно" созданной учебной дисциплины
"военно-административное право" было признано ошибочным.
В 50-60е гг. ХХ в. в Военно-политической академии им.В.И.
Ленина были подготовлены и опубликованы диссертации и монографии по отдельным
военно-административным проблемам.
Дальнейшие исследования актуальных военно-административных
проблем были во многом связаны с организацией деятельности диссертационного
совета по военному праву, военным проблемам международного права в Военном
институте (специальность - 20.02.03), Военной академии экономики, финансов и
права и Военном университете, Российской академии государственной службы при
Президенте Российской Федерации, Московском пограничном институте.
Результаты научных исследований, научные достижения по
военно-административной проблематике активно внедряются в учебный процесс в
Военном университете, в других военных образовательных учреждениях
профессионального образования и при проведении правовой подготовки
военнослужащих. Актуальным является внедрение в учебный процесс по
военно-административному праву передовых, наиболее прогрессивных методов
обучения, его максимальное приближение к потребностям практики.
Таким образом мы можем видеть, как со временем развивалась
военная администрация как наука и как учебная дисциплина, и что она являлась
важной частью военных наук.
§ 2. Место
военной администрации в системе военных и правовых
наук
Военно-административное право тесно связано с военной и с
правовой наукой, но имеет при этом собственный предмет исследования. Военная
наука представляет собой систему знаний о законах, военно-стратегическом
характере войны (вооруженного конфликта), путях их предотвращения,
строительстве и подготовке Вооруженных Сил Российской Федерации и государства к
вооруженным конфликтам, способах ведения вооруженной борьбы. Основным предметом
военной науки является вооруженная борьба. К предмету военной науки относятся не
только законы собственно вооруженной борьбы, но и исследование: проблем
вооруженной борьбы с учетом зависимости ее хода и исхода от соотношения
экономических, морально-политических, научно-технических и военных возможностей
воюющих сторон, ее форм, способов подготовки и ведения в стратегических,
оперативных и тактических масштабах, состава, организации и технического
оснащения Вооруженных Сил Российской Федерации; проблем воинского обучения и
воспитания, подготовки населения и мобилизационных ресурсов к войне;
содержания, форм и методов управления (руководства) войсками (силами) в мирное
и военное время; взаимосвязи войны и вооруженной борьбы с политикой и
экономикой, а также их влияния на политическое и экономическое обеспечение
строительства, подготовки и боевого применения Вооруженных Сил Российской
Федерации. Содержание и направленность военной науки обусловливаются военной
доктриной, утверждаемой указом Президента Российской Федерации; в свою очередь,
выводы и рекомендации военной науки используются при разработке военной
доктрины Российской Федерации. Военно-административное право исходит из
положений и требований общей теории военной науки и теории военного искусства,
с которыми она тесно взаимосвязана. Общая теория военной науки исследует
проблему соотношения объективного и субъективного в военном деле, роль людей и
военной техники в вооруженных конфликтах и другие наиболее общие и
принципиальные вопросы военного строительства. Ее выводы и положения, как и
положения Военной доктрины, имеют важное значение для военно-административного
права. Теория военного искусства формулирует требования, которым должны
отвечать организация войск, их управление, материальное обеспечение и т.д., что
имеет определяющее значение для военно-административного права при исследовании
организационно-правовых форм военного управления, комплектования войск,
прохождения военной службы и других вопросов, относящихся к предмету
военно-административного права. В свою очередь, требования
военно-административных правовых норм учитываются при разработке и практическом
осуществлении соответствующих положений теории военного искусства, состоящей из
теории страте% гии, оперативного искусства и тактики.
Вместе с тем, характеристика военно-административного права
(военной администрации) лишь как одного из разделов военной науки является
неполной и односторонней, она не раскрывает природы военно-административного
права (военной администрации) как науки. Длительное время при преподавании
военной администрации отмечалось, что она тесно и неразрывно связана с
юридической наукой, с теорией государства и права, и особенно с такими ее
отраслями, как государственное (конституционное) право и административное
право. Опираясь на общие принципы государственного управления, учение о
законности и способах ее обеспечения; теоретические положения о сущности
административно-правовых отношений, системе и функциях федеральных органов
исполнительной власти, формах и методах деятельности государственной
администрации, особенностях применения административно-правовых режимов,
военная администрация находится в тесной взаимосвязи с административным правом.
И такая их взаимосвязь порождает уже новое качество военной администрации - как
военно-административного права. Строительство Вооруженных Сил Российской
Федерации осуществляется в определенных государственно-правовых формах, что
находит свое правовое оформление и юридическое закрепление. Порядок прохождения
военной службы, взаимоотношения между военнослужащими, начальниками и
подчиненными, воинская дисциплина, принцип единоначалия, организация снабжения
войск, порядок проведения мобилизации и т.п. - все эти и другие стороны
строительства Вооруженных Сил Российской Федерации регламентированы законами,
воинскими уставами, положениями, наставлениями, руководствами, инструкциями и
другими нормативными правовыми актами. Нормативно-правовая база, относящаяся к
Вооруженным Силам Российской Федерации, составляет правовую основу их жизни,
быта и деятельности. В военном законодательстве содержатся правовые основы
реализации прав, обязанностей, свобод и социальных гарантий военнослужащих,
требования воинской дисциплины, условия и порядок привлечения военнослужащих к
различным видам юридической ответственности. При анализе вопросов о месте и
роли Вооруженных Сил Российской Федерации в механизме государства
военно-административное право базируется на положениях теории государства и
права. Военно-административное право имеет связь с государственным
(конституционным) правом, которое закрепляет основы конституционного строя,
устанавливает права, свободы и обязанности граждан, принципы и цели
государства, обязанность защиты Отечества, что проявляется и отражается в
единстве государственного и военного строительства. По вопросам организации
материально-технического снабжения Вооруженных Сил Российской Федерации,
связанного с проведением конкурсов и торгов, осуществлением поставок военной
продукции в рамках государственного оборонного заказа, регулирования
имущественных отношений с участием военных организаций, участия в
накопительно-ипотечной системе обеспечения жильем военнослужащих и другим
вопросам военная администрация связана с гражданским правом.
Военно-административное право (военная администрация) тесно взаимодействует с
военно-уголовным и уголовно-исполнительным правом в вопросах определения
предметов и объектов преступлений против военной службы, уголовной
ответственности военнослужащих и исполнения в отношении их уголовных наказаний,
таких как: содержание в дисциплинарной воинской части, ограничение по военной
службе, лишение воинского звания и др. Воинские отношения регулируются также
налоговым, финансовым правом и рядом других отраслей права, входящих в
публичное право. Таким образом, можно сделать вывод: военно-административное
право (военная администрация) по своей природе и содержанию является
военно-правовой наукой, в определенной степени объединяющей военные и правовые
вопросы, что относится к наукам о сложных, многосторонних явлениях, таких как
военное строительство. Базируясь на военном праве, военно-административное
право (военная администрация), вместе с тем, входит в состав военной науки как
один из ее разделов.
По результатам данного параграфа мы можем сделать вывод что
военная администрация занимает важное место в военных и правовых науках.
§ 3.
Источники военной администрации
Военно-административные правовые нормы представляют собой
установленные или санкционированные государством правила:
а) деятельности органов военного управления;
б) поведения военнослужащих и граждан, призванных на военные
сборы (по поводу исполнения воинской обязанности, военной службы);
в) поведения государственных и иных органов и организаций, а
также гражданских лиц, обязанных по закону исполнять предписания органов
военного управления.
По своему содержанию военно-административные правовые нормы подразделяются
на следующие группы
) нормы, определяющие систему органов военного управления, их
правовое положение, порядок образования, реорганизации и ликвидации органов
военного управления и военных организаций
) нормы, устанавливающие порядок комплектования военной
организации государства личным составом
) нормы, регулирующие порядок прохождения военной службы и
статус военнослужащих
) нормы, регулирующие деятельность органов военного
управления
) нормы, регламентирующие порядок использования войсковых
подразделений в бою и в боевой обстановке
) нормы, определяющие порядок использования различны видов
вооружения я техники.
Особенностями военно-административных правоотношений
являются: а) построение их на основе субординации и высшей степени централизации
управления; б) беспрекословности подчинения нижестоящих вышестоящим,
подчиненных начальникам; в) полное единоначалие, основанное на правовых нормах;
г) разумная инициативность при выполнении поставленных перед органами военного
управления и воинскими должностными лицами задач.
К источникам военно-административного права относятся
нормативные правовые акты, относящиеся к военному законодательству.
Военное законодательство как комплексная отрасль российского
законодательства включает в себя нормы государственного, административного,
финансового, земельного, уголовного и других отраслей права, которые регулируют
сферу военной деятельности государства. Нормы военного законодательства
определяют устройство Вооруженных Сил, организацию и полномочия органов военного
управления, порядок комплектования кадров и запаса Вооруженных Сил личным
составом, порядок прохождения военной службы, правовое положение
военнослужащих, организацию и ведение войскового хозяйства, правила
материального и финансового обеспечения военнослужащих, основы мобилизации
Вооруженных Сил.
Основными законодательными актами военного законодательства
являются:
а) федеральные конституционные законы:
от 30 января 2002 г. № 1-ФКЗ "О военном положении";
от 30 мая 2001 г. № 3-ФКЗ "О чрезвычайном положении";
от 23 июня 1999 г. № 2-ФКЗ "О военных судах Российской
Федерации";
б) федеральные законы:
от 31 мая 1996 г. № 61-ФКЗ "Об обороне";
от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ "О воинской обязанности и
военной службе";
от 28 мая 1998 г. № 76-ФЗ "О статусе военнослужащих";
от 26 февраля 1997 г. № 31-ФЗ "О мобилизационной
подготовке и мобилизации в Российской Федерации";
от 6 февраля 1997 г. № 27-ФЗ "О внутренних войсках
Министерства внутренних дел Российской Федерации";
от 27 мая 1996 г. № 57-ФЗ "О государственной
охране";
от 3 апреля 1995 г. № 40-ФЗ "О федеральной службе
безопасности";
от 12 февраля 1998 г. № 28 ФЗ "О гражданской
обороне";
другие законы;
в) подзаконные нормативные акты:
указы Президента РФ;
постановления Правительства РФ
акты Минобороны России и других федеральных органов
исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба.
Таким образом мы видим источники военной администрации как
науки и как учебной дисциплины.
Глава 2.
Система и предмет военной администрации
§ 1. Система
курса военной администрации
Система курса военной администрации включает изучение
следующих тем:
. Предмет и система военной администрации
. Развитие законодательства об устройстве Вооруженных Сил
Российской Федерации
. Организационно-правовые основы государственного руководства
и управления Вооруженными Силами Российской Федерации
. Акты органов военного управления. Организация
делопроизводства в воинских частях и учреждениях
. Воинская обязанность в Российской Федерации. Комплектование
Вооруженных Сил Российской Федерации личным составом
. Военная служба в Российской Федерации и порядок ее
прохождения. Правовой статус военнослужащих
. Воинская дисциплина и правовые средства ее укрепления
. Дисциплинарная ответственность военнослужащих
. Правовые основы снабжения Вооруженных Сил Российской
Федерации материальными средствами и ведения войскового хозяйства
. Материальная ответственность военнослужащих
. Административное расследование в Вооруженных Силах
Российской Федерации
. Натуральное и денежное довольствие военнослужащих.
Медицинское и торгово-бытовое обслуживание личного состава. Квартирное
довольствие военнослужащих
. Льготы военнослужащим и другим гражданам в связи с
выполнением воинской обязанности
. Социальное обеспечение военнослужащих, граждан, уволенных с
военной службы и членов их семей
. Законодательство Российской Федерации о мобилизации и
гражданской обороне
. Актуальные вопросы теории и практики обеспечения законности
в Вооруженных Силах Российской Федерации
. Законодательство об устройстве Вооруженных Сил США и ФРГ.
Всего на изучение курса отводится 264 учебных часа в течение
3 семестров:
семестр - 116 часов, из них 14 - лекции; курсовая работа и
зачет;
семестр - 73 часа, из них 10 - лекции;
семестр - 75 часов, из них 12 - лекции.
По итогам изучения всего курса сдается экзамен.
Вопросы курса "Военная администрация" входят
составной частью в государственный комплексный экзамен.
§ 2. Понятие
и предмет военной администрации
Понятие "администрация" является синонимом слов
"управление", "руководство". Администрация - это аппарат,
органы, совокупность лиц, которые управляют, руководят действиями людей.
Под понятием "военная администрация" понимается:
) совокупность органов военного управления;
) аппарат военного управления территорией, на которой
действует режим военного положения или которая занята в ходе военных действий;
) научная и учебная дисциплина, изучающая устройство,
закономерности и общую структуру военной организации в общем и вооруженных сил,
других войск, воинских формирований и органов, в частности;
) организационно-правовая деятельность государства по
военному строительству.
Военная администрация как наука изучает правовые аспекты
деятельности государства по военному строительству и правовому регулированию
отношений, связанных с устройством и организацией вооруженных сил, других
войск, воинских формирований и органов, их управлением, комплектованием,
организацией прохождения и исполнения обязанностей военной службы,
материально-технического снабжения войск (сил), обеспечением их боевой и
мобилизационной готовности.
Предметом военной администрации является военное
строительство как одна из основных составляющих (отраслей) государственной
деятельности в военной области, как часть государственного строительства,
урегулирования нормативно-правовыми актами, неразрывно связанными с правовой
системой государства и обеспечением его военной безопасности.
Военное строительство - это планомерный и целенаправленный
процесс создания и развития военной организации государства, комплекс
экономических, социально-политических, правовых, собственно военных и других
мероприятий по поддержанию военной мощи и укреплению военного потенциала
государства.
Строительство Вооруженных Сил - это комплекс взаимосвязанных
и взаимообусловленных военно-политических, военно-технических, экономических,
социальных и других мероприятий, направленных на создание и развитие
Вооруженных Сил в целях обеспечения гарантированной вооруженной защиты национальных
интересов государства.
Целью строительства Вооруженных Сил является придание им
такого современного состояния, которое в системе всей военной организации
государства в наибольшей степени удовлетворяло бы потребности обеспечения
военной безопасности и в то же время соответствовало экономическим возможностям
страны.
Военная администрация как учебная дисциплина изучает
закономерности строительства Вооруженных Сил Российской Федерации, к которым
относятся:
а) закономерности социально-политического характера:
соответствие структуры Вооруженных Сил характеру и уровню
развития политической системы и экономического строя государства;
единство руководства государственным и военным
строительством;
обусловленность оборонной мощи и направлений военного
строительства целями внутренней и внешней политики государства, характером
военно-политической обстановки в мире;
зависимость уровня военной мощи государства от степени
развития материальных основ и духовных сил общества;
б) закономерности организационно-технического и собственно
военного характера:
зависимость военного потенциала от уровня развития оборонного
потенциала страны;
базирование боевой мощи Вооруженных Сил на их кадровой
организации, на основе оптимальной системы комплектования;
зависимость развития организационно-штатной Вооруженных Сил,
структуры соединений и воинских частей от решаемых ими зада;
соответствие систем боевой готовности войск, обучения и
воспитания военных кадров, подготовки войск характеру возможных войн;
зависимость эффективности управления Вооруженных Сил от
степени централизации руководства и реализации принципа единоначалия;
в) закономерности организационно-правового характера:
опора на централизацию руководства и единоначалие на правовой
основе;
закрепление основных положений военного законодательства и
строительства Вооруженных Сил в федеральных законах и других нормативных
правовых актах и практическая реализация в системе определенных правовых
отношений;
обеспечение законности в области военного управления;
зависимость реализации право и свобод военнослужащих от
обеспечения их социальной защищенности, достойного социального статуса и уровня
жизни и др.
Военная администрация тесно связано с военной и правовой
науками и в то же время имеет собственный предмет исследования.
Военная наука представляет собой систему знаний о законах и
закономерностях войн и военных конфликтов, путях их предотвращения, военного
строительства, подготовки Вооруженных Сил и государства к войне, способах
ведения вооруженной борьбы. В этом смысле военная администрация является
составной частью военной науки. Относясь к специальным военным дисциплинам,
военная администрация исходит из положений и требований общей теории военной
науки и теории военного искусства, с которыми она тесно связана.
Вместе с тем рассмотрение военной администрации только лишь в
качестве одного из разделов военной науки было бы неполным и односторонним.
Военная наука тесно и неразрывно связано с юридической наукой, прежде всего, с
такими ее отраслями, как государственное (конституционное) право,
административное право, военное право. В этом смысле военная администрация в
полной мере относится к группе правовых учебных дисциплин.
Таким образом, можно сделать вывод, что военная администрация
по своей природе и содержанию является военно-правовой наукой, в определенной
степени объединяющей военные и правовые вопросы, что относится к наукам о
сложных, многосторонних явлениях, каковым является военное строительство.
Заключение
В итоге можно сказать, что военную администрацию как науку
следует рассматривать как систему знаний о правовом содержании процессов и
явлений, складывающихся в различных сферах военной деятельности государства.
Военная администрация изучает правовые аспекты обороны и военной безопасности,
воинской обязанности и военной службы; правовое положение военной организации
государства, в том числе в условиях военного и чрезвычайного положения и при
вооруженных конфликтах, и военнослужащих, их юридическую ответственность;
правовое регулирование военно-служебных отношений; деятельность органов военной
юстиции; организационно-правовые формы международного военного сотрудничества.
Военная администрация также изучает военные аспекты других отраслей права.
Перечисленные направления составляют основной предмет науки военного права.
Военно-юридическая наука, как и любая другая, может успешно
развиваться лишь при условии глубокого усвоения ею своего теоретического
наследия, критического осмысления и творческого применения накопленного опыта
оборонного и военного строительства, борьбы с преступностью в войсках. При этом
историческая безопасность - явление такое же важное, как и другие виды
безопасности человека.
Список
использованных источников и литературы