Власть в системе общественных взаимосвязей

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    202,73 Кб
  • Опубликовано:
    2016-04-13
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Власть в системе общественных взаимосвязей

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«НИЖЕГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМ. Н.И. ЛОБАЧЕВСКОГО»

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Юридический факультет

Кафедра Теории и истории государства и права


Курсовая работа

по теории государства и права на тему:

Власть в системе общественных взаимосвязей


Работу выполнил:

студент 1 курса д/о

М. Н. Гараничева

Научный руководитель:

к. ю. н., доцент

Л. Р. Романовская


Нижний Новгород 2013 г

Введение

Общественные взаимоотношения есть совокупность связей, возникающих между отдельными индивидами, их группами и общностями, а также внутри последних в процессе их экономической, политической, культурной и прочей деятельности и реализации ими своих социальных статусов и ролей. На основе социальных взаимодействий формируются социальные взаимоотношения, которые являются необходимой предпосылкой образования различных социальных групп и общностей. Социальные отношения - это устойчивая система взаимодействий, предполагающая определенные взаимные обязательства партнеров. По своему содержанию социальные отношения чрезвычайно многообразны. Это определяется, прежде всего, необычайно широким диапазоном тех целей и ценностных ориентаций, которыми руководствуются в своих взаимоотношениях социальные субъекты. Некоторым нужны несметные богатства, другим слава, следующим власть.

Проблема власти является одной из центральных в политической и социальной науке. Уяснение сущности, потребности и механизма власти имеет большое значение для понимания природы политики, государства и всего общества в целом. Власть - это система социально-политических отношений, выражающих способность влиять на деятельность и поведение людей и социальных групп. В общепринятом понимании власть предстает как взаимодействие ее субъекта и объекта, при котором субъект с помощью определенных средств контролирует объект и добивается от него выполнения своих волевых установок. Такое понимание власти позволяет раскрыть ее структуру.

Методологической основой исследования в курсовой работе явились научные труды публикации о власти и властных отношениях, а также нормативные и программно-методические документы.

Актуальность темы курсовой работы

Актуальность выбранной мною темы курсовой работы связана со значительным распространением явления власти и заключается в необходимости разработки и более глубокого изучения проблемы работы в рассматриваемой области.

Объект и предмет исследования

Объект исследования - общественные отношения.

Предмет исследования - методы осуществления властных взаимоотношений в обществе.

Цель и задачи исследования

Цель исследования - рассмотрение сущности власти, причин её необходимости для любого общества, источников и ресурсов, форм и функций, которые власть выполняет.

Исходя из указанной цели, можно выделить частные задачи, поставленные в курсовой работе:

на основе анализа литературы выявить разновидности управления;

изучить разновидности власти;

выяснить основные проблемы соотношения политической и государственной власти.

Методы исследования

Теоретико-методологической основой исследования являются:

синтез различных публикаций о власти и властных отношениях, а также нормативных и программно-методических документов;

изучение множества подходов к определению сущности власти через основные концепции;

анализ научных работ выдающихся педагогов, научных деятелей, философов, историков, правоведов;

сформулировав понятие власти, мы выделяем еще более обобщенный вывод о том, какое место занимает власть в системе общественных взаимоотношений.

Достоверность результатов исследования обеспечена исходными теоретико-методологическими позициями, репрезентативностью исходных данных, применением адекватных целей и задач, методов исследования и обработки полученных результатов, валидных методик сбора эмпирической информации, опытной проверкой гипотезы и опорой на количественные и качественные эмпирические данные.

Краткое описание структуры курсовой работы

Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка, включающего 19 наименований и 4 приложения.

Во введении обоснована актуальность исследования, определены цель, объект, предмет, сформулированы задачи, методология и методы исследования, практическая значимость работы.

В первой главе «Понятие и разновидности управления» рассмотрены основные понятия и специфика управления.

Во второй главе «Понятие и разновидности власти» рассмотрено понятие непосредственно самой власти, в каких формах она проявляется, а также затронуты два основных вида власти: государственная и политическая.

В третьей главе «Соотношения политической и государственной власти» показаны элементы и тонкости соотношения политической и государственной властей.

В заключении подведены общие итоги исследования, изложены основные выводы по всей курсовой работе.

В приложениях представлены схемы и таблицы, помогавшие быстрее и правильнее понять суть того или иного высказывания в работе.

Глава 1. Понятие и разновидности управления

.1 Понятие и признаки управления

Управление - рефлективная форма воспроизводственной деятельности, имеющей предметом саму деятельность, соответствующие социальные отношения. Оно нацелено на совершенствование способности преодоления противоречий. Управление выступает как рефлективный уровень дуальной оппозиции (личность как субъект), как деятельность формирования меры развития воспроизводственного процесса, соответствующих социальных отношений. Управление всегда существует как диалог между разными уровнями общества. Для традиционной цивилизации характерна низшая форма, т. е. регулирование. Оно функционирует в рамках сложившихся, неизменных социальных отношений. Оно включает способность осваивать все новые специфические формы социальных отношений; отношений, связанных с личностным развитием, воспитанием, технологических отношений, организационных отношений, отношений, связанных с собственностью и т. д., превращать их в предмет управления развитием. Управление не следует путать с манипулированием, стремлением подчинить принимаемые управленческие решения случайному сочетанию случайных потребностей и элементов ситуации.

Признаки управления:

• обязательно качество целостной организованной системы;

• наличие обязательных элементов: субъекта управления и объекта управления;

• определенная направленность, достижение поставленной цели (управленческого результата);

• служит интересам взаимодействия основных элементов;

• обеспечивается системой определенных средств.

Выработка управляющих воздействий включает в себя сбор, передачу и обработку необходимой информации, принятие решений, обязательно включающее определение управляющих воздействий. Под управляющим воздействием понимается воздействие на объект управления, направленное на достижение цели управления. Следовательно, результатом управляющего является управленческое решение, в основе которого лежит цель (целеполагание).

.2 Функции и закономерности управления

Функция управления выражает содержание (направленность) управленческого воздействия на объект управления, управляемую систему. Комбинация функций лежит в центре системы управления.

Закономерность - первоначальная формулировка закона в начале его теоретического осмысления и исследования. Законы и закономерности устанавливают общие, существенные и необходимые связи между изучаемыми явлениями.

Все закономерности управления можно разделить на две группы. К первой относятся закономерности, присущие управлению вообще как целенаправленному воздействию, ко второй - закономерности менеджмента.

К закономерностям управления относятся:

единство системы управления производством (устойчивость внутренних связей системы при изменении состояния внешней среды);

пропорциональность производства и управления (определенная соотносительность развития основного и вспомогательного производства, как одно из условий высокой производительности труда);

централизация и децентрализация управления (необходимость распределения задач, функций и полномочий (прав и ответственности по уровням иерархии управления));

соотносительность и адекватность управляющей и управляемой систем (соответствие управляющей системы управляемой).

1.3 Метод, модель и виды управления

Метод управления - это способы работы с конкретными инструментами, средствами управления, способы реализации функций управления.

Методы управления: административные, экономические, социально-психологические.

Модель - продукт моделирования (процесса), в котором "участвуют" объект моделирования (оригинал) и субъект (тот, кто это моделирование непосредственно осуществляет).

Под моделью управления понимается теоретически выстроенная совокупность представлений о том, как выглядит система управления, как она воздействует на объект управления, как адаптируется к изменениям во внешней среде, чтобы управляемая организация могла добиваться поставленных целей, устойчиво развиваться и обеспечивать свою жизнеспособность.

Выделяют следующие основные модели управления:

по виду преобладающей собственности на средства производства: капиталистическая, социалистическая, корпоративная;

по степени рыночного влияния на экономику: рыночная (либеральная), рыночная с элементами государственного регулирования, социальная рыночная, модель государственного управления с развитыми рыночными отношениями, модель централизованного управления с элементами рынка (плановая);

по характеру реализации властных полномочий руководством: авторитарная, демократическая;

по критерию "встроенности" человека в систему производительных сил: доиндустриальная, индустриальная, постиндустриальная;

по территориальному происхождению и месту адаптации: российская, американская, японская, шведская, германская, бразильская;

по принадлежности к соответствующим школам менеджмента: школа научного менеджмента, школа рациональной бюрократии, административная школа, "классическая школа", школа НОТ, школа "человеческих отношений", мотивационная школа, школа "организационного поведения;

по роли и месту человека в системе управления: модель Д. Макгрегора, модель У. Оучи;

по отдельным управленческим признакам: модель 7С "Счастливый атом", модель управления по результатам, ситуационная модель;

по отношению к изменениям во внешней и внутренней среде: статическая (традиционная, консервативная, текущего состояния), адаптивная (опережающая, инновационная), динамическая (прогнозная, вероятности, развития).

Выделяют следующие виды управления:

механическое, техническое управление (управление техникой, машинами, технологическими процессами);

естественное управление (управление процессами жизнедеятельности живых организмов);

социальное управление (управление общественными процессами, людьми и организациями).

Каждый из данных типов управления отличается назначением, качественным своеобразием, специфическими особенностями, интенсивностью совершаемых управленческих функций и операций.

Итак, можно сделать вывод, что управление есть процесс целенаправленного воздействия на систему (механическую, биологическую, социальную), в результате которого достигается ее упорядоченность, развитие в соответствии с поставленными целями.


Глава 2. Понятие и разновидности власти

Проблема власти и ее трансформация остается актуальной, недостаточно разработанной и одновременно ключевой проблемой философского познания в начале XXI века. Вопросы культуры власти, ее социальных проекций в будущее, интенций, экзистенциальных и аксиологических начал, ее деформации и инфляции, значимы как для общефилософского контекста ее изучения, так и для практической ее реализации субъектами социальной жизни.

Вся жизнь людей неразрывно связана с властью, которая является наиболее мощным средством защиты человеческих интересов, воплощения планов людей, урегулирования их противоречий и конфликтов.

2.1 Понятие и классификации видов власти

Существует множество определений власти. Приведем некоторые из них:

Власть - это один из важнейших видов социального взаимодействия, специфическое отношение, по крайней мере, между двумя субъектами, один из которых подчиняется распоряжениям другого, в результате этого подчинения, властвующий субъект, реализует свою волю и интересы.

Власть - это способность и возможность распоряжаться кем- либо, подчинять своей воле (особое отношение между людьми).


Власть -это система социально-политических отношений, выражающих способность влиять на деятельность и поведение людей и социальных групп.

“Власть не может считаться самоцелью. Власть - это средство для сохранения жизни, спокойствия и порядка”.

На основании понимания власти М. Вебером можно выделить три основных признака власти:

. Власть - это волевое отношение между людьми. Различают две стороны этого отношения - субъект и объект власти, или властную и подчиненную воли. Властная воля обращена к другой стороне с требованием подчиниться, совершить то или иное действие или, наоборот, воздержаться от него. Т.е. она доминирует, носит характер определяющего воздействия, ее предписания имеют императивный (долженствующий, обязательный) характер.

. Отсюда - вторая характеристика власти: власть представляет отношение зависимости между людьми в обществе.

. Власть осуществляется с помощью особых властных методов.

Нетрудно заметить, что если первый признак определяет власть как субъект-объектное отношение, то второй характеризует это взаимодействие с точки зрения объекта, а третий - субъекта власти. Отношение к власти со стороны объекта раскрывается в категории «легитимность власти». Отношение со стороны субъекта к объекту власти характеризуется с помощью понятия «ресурсы власти». Исторический опыт показывает, что там, где появляется необходимость в согласованных действиях людей (будь то отдельная семья, группа, социальный слой, нация или общество в целом), там происходит подчинение их деятельности достижению определённых целей. И одновременно определяются ведущие и ведомые, властвующие и подвластные, господствующие и подчинённые. По своей природе власть представляет собой явление социальное, поскольку возникает в обществе. Трудно себе представить общество без власти. Это равносильно хаосу, дезорганизации, саморазрушению социальных отношений. Потребность во властных механизмах обусловлена рядом причин, и, прежде всего необходимостью придать взаимодействиям между людьми целесообразность, разумность, организованность, создав общие для всех правила поведения. Кроме этого, наличие власти вызвано объективной потребностью в упорядочении, регулировании социальных отношений, согласовании и интеграции многообразия несовпадающих интересов и потребностей людей посредством принуждения. Главное состоит в многогранности самой власти как общественного феномена.

Объектом политологии является не всякая власть, а только власть публичная, политическая, под которой понимается способность класса, группы или индивида проводить свою волю.

Основной вопрос политических отношений - это вопрос публичной власти, рассматриваемый, прежде всего, в плане проведения в жизнь социальных интересов. Отношение является политическим, если оно связано с реализацией социальных интересов и функционированием публичной, т.е. политической власти. Основные виды власти:

экономическая

политическая

государственная

военная

духовная

семейная.

Исследователями предлагались самые различные типологии власти. Дж. Френч и Б.Рэйвен выделили следующие формы власти: побуждение (rewardpower), принудительная власть, легитимная власть, референтная власть, экспертная власть (FrenchandRaven, 1959).

В зависимости от ресурсов, на которых основывается подчинение, выделяют такие 6 видов власти, как:

. Власть вознаграждающая. Ее сила определяется ожиданием (В) того, в какой мере А будет в состоянии удовлетворить один из его (В) мотивов и насколько А поставит это удовлетворение в зависимость от желательного для него поведения В.

. Власть принуждающая. Ее сила определяется ожиданием В, во-первых, той меры, в какой А способен наказать его за нежелательные для А действия, и, во-вторых, насколько А сделает неудовлетворение мотива В зависящим от его нежелательного поведения. Принуждение здесь заключается в том, что пространство возможных действий Вв результате угрозы наказания сужается. В предельном случае власть принуждения может осуществляться непосредственно физически.

. Нормативная власть. В нормах, согласно которым А имеет право контролировать соблюдение определенных правил поведения и в случае необходимости настаивать на них.

. Референтная власть. Она основана на идентификации В с А и желании В быть похожим на А.

. Экспертная власть. Она зависит от величины приписываемых А со стороны В особых знаний, интуиции или навыков, относящихся к сфере того поведения, о котором идет речь.

Существует множество классификаций (типологий) власти:

Степень институциализации: правительственная, городская, школьная, др.

Субъект власти: классовая, партийная, народная, президентская, парламентская.

Режим правления: демократическая, авторитарная, деспотическая и др.

Правовой признак: законная - незаконная; легальная - нелегальная

Количество индивидов, принимающих ключевые решения: коллективная (общественная, классовая, групповая) и личная (единоличная).

Сферы воздействия: экономическая, политическая, информационная, идеологическая, духовная и др.

Также виды власти раскрывает и М. Вебер:

Традиционная.

Она основана на обычаях, привычке повиноваться, вере в священность, незыблемость издавна существующих порядков и властей.

Харизматическая.

Основана на личной преданности вождю, руководителю, она строится на убеждении и вере в его исключительные качества и выдающиеся способности.

Легальная.

Она основана на осознанном интересе, убеждении в законности установленных порядков, в правомочности органов власти и правильности законов.

Иного рода классификация была выдвинута Р. Мартином. Основываясь на Марксовой теории общественно-экономических формаций, он различает рабовладельческую власть, феодальную власть и капиталистическую власть.

В понимании, что такое власть, мой взгляд совпадает с высказыванием

Б. Рассела о том, что "Власть - достижение намеченного эффекта". Так как чтобы начать властные отношения, необходимо понять, для чего они нужны, т. е. определиться с целью, с эффектом, которого необходимо добиться при помощи властного воздействия.

2.2 Понятие и структура властеотношений

Властеотношения есть особый тип общественных отношений, который характеризуется наличием специального властного субъекта, который способен подчинить иных субъектов своей воле.

Как и любые отношения, властеотношения имеют структуру. Сторонами данных отношений выступают субъект государственной власти и объект власти (подвластные), а содержание образуют единство передачи или навязывания воли властвующего подвластным и подчинение (добровольное или принужденное) последних этой воле.

Субъектом государственной власти, как уже отмечалось, могут быть социальные и национальные общности, классы, народ, от имени которого действуют органы государства. Объектом власти являются индивиды, их объединения, слои и общности, классы, общество.

Суть властеотношений заключается в том, что одна сторона - властвующий - навязывает свою волю, обычно возведенную в закон и юридически обязательную, другой стороне - подвластным, направляет их поведение и действия в русло, определенное правовыми нормами.


2.3Понятие, признаки и функции политической власти

политический государственный власть

Особым и наиболее известным видом власти является власть политическая. Ее нередко отождествляют с властью принудительной, т. к. она выражается в реальной способности социальной группы либо индивида проводить свою волю при помощи особой системы средств государственно-правового воздействия или принуждения, в основном независимо от того, нравится или не нравится это массе людей.

Политическая власть - способность одного человека или группы лиц контролировать поведение граждан и общества, исходя из общенациональных или общегосударственных задач.

Политическая власть характеризуется рядом отличительных признаков:

.Суверенитет, т.е. независимость и неделимость политической власти. Это означает, что политическая власть не может быть разделена между социальными субъектами, которые занимают разные политические позиции.

. Авторитет, т.е. общепризнанные в стране и за её пределами влияние субъекта политической власти.

. Волевой характер означает наличие у социального субъекта осознанной политической цели, способности, готовности и решимости последовательно добиваться её осуществления.

. Верховенство, т.е. обязательность её решений для всего общества и для всех других видов власти.

. Всеобщность. Это означает, что политическая власть действует на основе права от имени всего общества и обязательно для всех.

. Принудительность. Т.е. легальность в использовании силы и других средств для обеспечения организованного принуждения в пределах страны.

. Моноцентричность, т.е. существование общегосударственного центра принятия решения.

. Широчайший спектр используемых средств для завоевания, удержания и реализации власти.

И. И. Кравченко выделяет четыре уровня политической власти: макроуровень (центральные институты власти), мезоуровень (органы и аппараты власти, подчиненные политические институты), микроуровень (уровень отношений волеизъявления в личных отношениях между людьми и малыми группами) и мегауровень.

Политическая власть - понятие, обозначающее реальную способность определённого класса, иной большой социальной группы или большинства данного общества, а также представляющих их организаций и индивидов проводить свою волю по отношению к другим группам, отдельным индивидам, осуществлять общие интересы и цели насильственными и ненасильственными средствами. В своём общем значении понятие «власть» означает право и возможность одних повелевать, распоряжаться и управлять другими; способность и возможность одних осуществлять свою волю по отношению к другим, оказывать определяющее влияние на их поведение и деятельности, используя при этом авторитет, право, насилие и другие средства. Власть можно определить как способ реализации общих интересов и достижения общих целей. Политическая власть отражает определенное взаимодействие, отношение (господство, управление одних другими).

Политическая власть сама по себе есть феномен неравенства, асимметрии, если исходить из положения и возможностей субъекта и объекта этой власти: у одних право властвовать, у других обязанность подчиняться. Это неравенство поддерживается целой системой разнообразных средств (ресурсов), с помощью которых реализуется политическая власть. Она пользуется этими ресурсами в целях убеждения, поощрения и наказания подвластных. Среди них экономические, социальные, силовые, информационные и другие ресурсы.

Основная функция политической власти - управление, руководство обществом в целом (страной, государством) и каждой его сферой (политической, экономической, социальной и др.). Конкретизируя эту функцию, можно сказать, что одно из высочайших предназначений политической власти заключается в постоянном разрешении противоречия между необходимостью порядка в обществе и различными (при этом постоянно меняющимися) интересами разных слоёв, национальных и других групп, отдельных личностей. Конкретизируя эту функцию ещё дальше, следует отметить, что в её выполнении у каждой политической власти свои задачи и цели, свои конкретные программы, свои ресурсы и т.д. Таким образом, любая политическая власть уже с момента своего становления разрабатывает сообразно конкретным условиям, экономическому и политическому состоянию страны стратегию и тактику управления обществом в целом. Особое внимание уделяется отношению с политической оппозицией, разрабатывается конкретная политика в отношении различных слоёв общества, политика обеспечения ресурсов власти и т.д.

Вторая функция тесно взаимосвязана с первой (основной) - это функция оптимизации самой политической системы, приспособление её институтов (государство, партийная система, избирательная система и т.д.) к целям, задачам и самой сути тех сил, которые пришли к власти. Совершенно очевидно, что для демократической системы адекватны многопартийность и демократические выборы. В то же самое время тоталитарную власть более устраивают однопартийная система и безальтернативные выборы, как и было в большинстве бывших социалистических стран. Нередки случаи, когда пришедший к власти политический лидер или группа стремится сохранить сложившуюся политическую систему.

Третья функция политической власти - обеспечение стабильности в стране. В разных государствах и разной политической власти это удаётся в разной степени. Но бесспорно, что выполнить эту функцию стремится любая политическая власть, уже хотя бы потому, что от степени достижения этой цели непосредственно зависит легитимность власти, т.е. признание её народом.

Таковы три основные функции политической власти. Фактически их гораздо больше, и другие функции взаимосвязаны с основными.

2.3 Понятие, признаки и функции государственной власти

Государственная власть - фундаментальная категория государство ведения и самый трудно постижимый феномен общественной жизнедеятельности людей.

Государственная власть - власть, осуществляемая профессионалами и опирающаяся но вооруженную силу.

Однa из вaжнейших особенностей госудaрственной влaсти состоит в том, что эта власть проявляется в деятельности госудaрственных оргaнов и учреждений, обрaзующих мехaнизм (aппaрaт) этой влaсти. Онa потому и нaзывaется госудaрственной, что ее прaктически олицетворяет, приводит в действие, претворяет в жизнь прежде всего мехaнизм госудaрствa. Видимо, поэтому госудaрственную влaсть чaсто отождествляют с оргaнaми госудaрствa, особенно высшими. С нaучной точки зрения тaкое отождествление недопустимо. Во-первых, госудaрственную влaсть может реaлизовaть сaм влaствующий субъект. Нaпример, нaрод через референдум и другие институты непосредственной (прямой) демокрaтии принимaет вaжнейшие госудaрственные решения. Во-вторых, политическaя влaсть изнaчaльно принaдлежит не госудaрству, его оргaнaм, a либо элите, либо клaссу, либо нaроду. Влaствующий субъект не передaет оргaнaм госудaрствa свою влaсть, a нaделяет их влaстными полномочиями.

Признаки государственной власти:

является властью публичной ( официально управляет делами всего общества в целом) и политической, т.е. она регулирует отношения между большими и малыми социальными группами и, будучи относительно обособлена от общества (социально неоднородного в лице классов, этносов, наций, национальных меньшинств и т.п.), руководит им в интересах той его части, большей или меньшей, которая овладела этой властью (служит инструментом реализации воли политических сил, стоящих у власти);

является суверенной властью, т.е. в сфере государственных дел обладает верховенством, самостоятельностью и независимостью по отношению к какой-либо иной власти как внутри государства ,так и за его пределами;

осуществляется на постоянной основе специальным аппаратом власти (государственным аппаратом);

обладает монопольным правом применять принуждение на территории своего действия (территории государства);

обладает монопольным правом налогообложения определенных лиц, находящихся на территории государства ( для формирования бюджета - казны государства );

распространяется на всех лиц (физических, юридических),находящихся на территории государства (исключение: например, иностранные дипломаты);

издает нормативно-правовые акты.

К функциям государственной власти можно отнести:

.        защита прав и свобод личности;

.        забота о всеобщем благе;

.        совершение правосудия;

.        поддержка законопослушных граждан;

.        наказание преступников;

.        защита от внешних и внутренних врагов

Итак, государственная власть - это:

• право, возможность и способность государства оказывать через государственные органы и должностных лиц воздействие на судьбы, отношения и деятельность людей с помощью различных средств и методов;

• система соответствующих институтов и государственных органов, принимающих властные решения;

• лица, облеченные соответствующими властными полномочиями.

Глава 3. Соотношение государственной и политической власти

Конечно, понятия политической и государственной власти очень близкие, ибо общественно необходимы, общественно значимы, обе они и есть публичная власть. Вместе с тем, понятия эти не тождественные. Государственная власть осуществляется в масштабе государства, распространяется на всю территорию, все регионы страны, на все население, проживающее и пребывающее в государстве (за исключением сотрудников дипломатического корпуса иностранных государств). Политическая власть может не совпадать по масштабу воздействия с государственной властью, так как осуществляется внутри государства в рамках какой-либо партии, иной общественной организации, а также за пределами государства в рамках международных организаций.

Можно говорить, что государственная власть - всегда политическая, но политическая власть не всегда государственная.

Государственная власть обладает верховенством. Это означает, что:

а) все другие властные силы в обществе действуют в рамках законов, принимаемых и контролируемых государственной властью;

б) она призвана обеспечить единое политико-правовое пространство на территории страны.

Власть есть средство функционирования всякой социальной общности, общественное, сознательно-волевое отношение между людьми, при котором возможность применения ее носителем особой системы средств и методов принуждения обеспечивает примат и доминирование властной воли.

В классификации видов социальной власти нужно исходить из идеи существования основных пяти сфер общественной жизни. Понятие «общественная власть» включает в себя такие разновидности, как власть: экономическая; государственная; корпоративная; политическая; идеологическая. Критериями, отличающими один вид власти от другого, являются: специфика общественных отношений, которые регулирует данная разновидность власти; осуществление власти особым субъектом; наличие специфической организации, в рамках которой осуществляется власть; присущие каждому виду власти особые методы ее реализации; нормы, закрепляющие методы осуществления власти. Политическая власть - это отношения, связанные с борьбой социальных групп за распределение социальных ценностей, благ в социально дифференцированном обществе. Политическая власть неразрывно связана с властью государственной. Тем не менее, первую следует отличать от второй. На наш взгляд, является спорным утверждение М.И. Байтина, что «термины «политическая власть» и «государственная власть», равно как и стоящие за ними понятия, суть синонимы». Политическая власть по своему объему значительно шире власти государственной. Государственная власть - лишь одна (наряду, например, с корпоративной) из организационных форм политической власти. Они отличаются в первую очередь механизмами и субъектами реализации. Политическая власть осуществляется посредством деятельности не только государства, но и политических партий, профсоюзов, международных организаций, массовых выступлений населения и т. д. Государственная власть централизована и формализована. Она реализуется посредством деятельности специального государственного механизма. Политическая власть непосредственно не всегда располагает средствами принуждения в отношении всего общества. Юридически институтом легализованного принуждения в отношении всего общества является только государство. Государственная власть - это основная форма политической власти, возникающая на основе социальной дифференциации общества и обусловленная необходимостью руководства и управления им, в котором всегда одной из сторон является государство, государственный орган или должностное лицо.

Заключение

Итак, изначально были раскрыты базовые вещи, включающие описание общих понятий власти. На базе полученных знаний были выявлены сходства и различия между её типами. Также мы рассмотрели сущность, структуру, функции и основные признаки власти. Анализ всего вышеперечисленного позволил сделать вывод о том, что власть, проблемы власти и полномочий всегда остаются актуальными, так как затрагивают все аспекты деятельности человека, организаций и государства. От неё зависит всё - наше настоящее и будущее, судьбы организаций, государств и отдельных личностей. И можно сказать, что грядущая судьба государственности связана с изучением, освоением власти и её проблем, а так же осуществлением властных полномочий.

При написании мной курсовой работы, при поиске и обработке информации была выявлена основная причина, по которой для любого общества необходима власть. По моему мнению, главной причиной является защита. Защиту в данном случае надо понимать в очень широком смысле: это и защита от внешнего врага, от убийцы-уголовника, от вора, от болезней, от потери трудоспособности по болезни или старости или от безграмотности.

На основе анализа и синтеза литературы были выявлены основные составляющие управления. Это его понятия, признаки, функции, закономерности.

Кроме понятия и составляющих власти в работе были выявлены некоторые проблемы соотношения политической и государственной власти.

Рассматривая этот вопрос, мы пришли к выводу, что политическая власть, в собственном смысле этого слова, и есть власть государственная.Грубо говоря, проводить некую черту между этими понятиями возможно, но полностью противопоставлять эти термины вряд ли можно.

Обобщая основные, характерные черты государственной власти напрашивается вывод, что ей присущи следующие признаки: классовый характер, опора на возможность государственного принуждения, не совпадает её непосредственно с населением, учреждение государственной власти сообразуется с разделением населения по территориальному признаку. По сути, признаками государственной власти можно считать и то, что она является высшей, единой и неделимой, не может допустить конкуренции другой власти в отношении тех же лиц в пределах территории государства, она способна сделать свою волю мотивом поведения других лиц.

Литература

Алексеев И.П. Свободная власть и правовая связанность. Саратов, 1920

Алексеев С. С. Теория государства и права. Учебное пособие. М., 2000

Байтин М. И. Государство и политическая власть. Саратов, 1972

Байтин, М. И. О понятии государства /М. И. Байтин // Правоведение. -2002. - № 3

Венгеров А. Б. Теория государства и права. Учебное пособие. М., 1998

Власть и общество. Методическое пособие. НГТУ, 1993. - 15 с.

Гаджиев К.С. Политология: учебник. М: «Логос», 2002 г.

Дятлов Д. Е. Понятие власти // право и политика. Сборник тезисов и статей. Выпуск первый, СПб. 2002

Ильин И. Собрание сочинений в 12 томах.т. 4,- М.: Русская книга, 1994. - 524 с.

Кейзеров Н. М. Власть и авторитет. М., 1993

Комина А. В. Авторитет, ответственность, доверие как реалии и императивы власти. Тверь, 2011

Ледяев В.Г. Власть: концептуальный анализ. - М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2001. - 384 с.

Марченко М. Н. Теория разделения властей и различные её модификации на Западе // Российское право, 1997. №4

Марченко М. Н. теория государства и права.

Махоткин А. В. Обществознание в схемах и таблицах. - М.: Эксмо, 2012

Морозов Л. А. Проблемы современной российской государственности. М., 1998

Общая теория права: Курс лекций/ Под ред. В.К. Бабаева. Нижний Новгород, 1993.

Фетисов А. С. Политическая власть: проблемы легитимности // Соц.-полит. журнал. - 1995. - № 3.

Цыганов А. П. Политический режим // Соц.-полит. журнал. - 1996. - № 1.

Приложение А

Система управления




Приложение Б

Пирамида управления



Приложение В

Таблица 1 - Принципы управления по А.Файолю

Принцип

Содержание принципа

1 Разделение труда

Специализация работ для эффективного использования труда работающего

2 Полномочия и ответственность

Делегирование полномочий каждому работающему, ответственность за выполнение работы

3 Дисциплина

Выполнение условий соглашения между рабочими и руководством, применение санкций к нарушителям дисциплины

4 Единоначалие

Получение распоряжений и отчет только перед одним непосредственным начальником

5 Единство действий

Объединение действий с одинаковой целью в группы и работа по единому плану

6 Подчиненность личных интересов

Преимущество интересов организации перед индивидуальными интересами

7 Вознаграждение

Получение работниками справедливого вознаграждения за работу

8 Централизация

Достижение лучших результатов при правильном соотношении между централизацией и децентрализацией

9 Скалярная цепь

Передача распоряжений и осуществление коммуникаций между уровнями иерархии через непрерывную цепь команд ("цепь начальников")

10 Порядок

Рабочее место для каждого работника и каждый работник на своем месте

11 Справедливость

Справедливое проведение в жизнь правил и соглашений на всех уровнях скалярной цепи

12 Стабильность персонала

Установка работающих на лояльность к организации и долгосрочную работу

13 Инициатива

Поощрение работающих к выработке независимых суждений в границах их полномочий и работ

14 Корпоративный дух

Гармония интересов персонала и организации (в единении-сила)



Приложение Г

Отношения управления

Похожие работы на - Власть в системе общественных взаимосвязей

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!