Тема: Формирование ИКТ-компетентности на уроках окружающего мира

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
  • Формат файла:
    MS Word
  • Размер файла:
    930,42 Кб
Формирование ИКТ-компетентности на уроках окружающего мира
Формирование ИКТ-компетентности на уроках окружающего мира
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Введение

Формирование информационно-коммуникационной компетентности на ступени начального образования в настоящее время является актуальной. Владение современными ИКТ-технологиями составляет основу грамотности современного человека. Актуальность темы обусловлена лавинообразным возрастанием потока информации в современном обществе и стремительным развитием информационно- коммуникационных технологий, без которых уже немыслимы любые виды деятельности. И для того, чтобы адаптироваться в жизни, стать в дальнейшем востребованным специалистом, ребенку необходимо научиться самостоятельному исследованию и добыванию необходимых знаний и умений, как можно раньше научиться использовать для этого возможности ИКТ.

Проблема: недостаточная сформированность навыков информационно-коммуникационной технологической компетентности учащихся младших классов на уроках «Окружающий мир».

Из проблемы вытекают противоречия между:

·постоянным изменением информационного образовательного пространства и уровня компетентности участников образовательного процесса в сфере использования ИКТ и отсутствием механизма формирования ИКТ-компетентности учащихся в урочной деятельности

·прогрессом в области новых информационных и коммуникационных технологий, возрастающим спектром их дидактических возможностей и реальной ситуацией системного их использования в процессе обучения.

Объект исследования: процесс обучения младших школьников на уроках «Окружающий мир»

Предмет исследования: навыки ИКТ-компетентности на уроках «Окружающий мир» в начальной школе

Цели исследования: теоретически обосновать, разработать и экспериментально проверить эффективность формирование навыков ИКТ- компетентности младших школьников на уроках окружающего мира посредством современных средств обучения.

Задачи исследования:

1.Изучить и проанализировать научно-теоретическую и методологическую литературу

2.Изучить и отобрать методики выявления уровня ИКТ-компетентности младших школьников

.Разработать конспекты уроков по предмету с использованием инновационного оборудования, для формирования навыков ИКТ-компетентности младших школьников.

.Проанализировать и обобщить результаты исследования.

Новизна работы заключается в применении современных средств обучения по ФГОС на урока «Окружающий мир» для формирования навыков ИКТ- компетентности обучающихся начальной школы.

Гипотезой исследования является предположение о том, что

использование инновационного оборудования в начальной школе на уроках «Окружающий мир» ведет к формированию навыков ИКТ-компетентности у обучающихся.

Для достижения цели, решения задач, проверки гипотезы в процессе исследования были использованы такие методы:

теоретические (изучение и анализ педагогической научной и методической литературы и учебных пособий, синтез, обобщение);

эмпирические (наблюдение за ходом учебного процесса, тестирование, анкетирование, проектирование, моделирование, диагностирование)

База исследования: ГБОУ ООШ села Верхнее Санчелеево муниципального района Ставропольский Самарской области

Этапы исследования:

На первом этапе (февраль- март 2014 г.) изучались и анализировались психолого- педагогическая, учебно-методическая литература. Были сформулированы цель, задачи, гипотеза исследования. Были выбраны методики исследования для изучения ИКТ-компетентности младших школьников.

На втором этапе (апрель- май 2014 г) проведено практико- ориентированное исследование формирования навыков ИКТ- компетентности младших школьников на уроках «Окружающий мир».

На третьем этапе (май-июнь 2014 г) обобщены результаты исследования, сделаны выводы, оформлена выпускная итоговая работы.

Практическая значимость работы в том, что предлагаемые в ней материалы могут быть использованы учителями для формирования навыков ИКТ-компетентности младших школьников с помощью современных средств обучения в условиях ФГОС при изучении дисциплины «Окружающий мир»

Выпускная итоговая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.

1. Теоретические вопросы формирование ИКТ- компетентности младших школьников на уроках «Окружающий мир» посредством современных средств обучения

1.1Психолого-педагогические аспекты формирования ИКТ-компетентности учащихся начальных классов

Понятие "информационная компетентность" достаточно широкое и определяемое на современном этапе развития педагогики неоднозначно (О.Б. Зайцева, А.Л. Семенов, В.Л. Акуленко, М.Г. Дзугоева, Н.Ю. Таирова, О.М. Толстых). Будем исходить из того, что информационная компетентность - это интегративное качество личности, являющееся результатом отражения процессов отбора, усвоения, переработки, трансформации и генерирования информации в особый тип предметно-специфических знаний, позволяющее вырабатывать, принимать, прогнозировать и реализовывать оптимальные решения в различных сферах деятельности.

В структуре категории "информационная компетентность" выделяются следующие компоненты:

) когнитивный;

) ценностно-мотивационный;

) технико-технологический;

) коммуникативный;

) рефлексивный.

Владение информационной компетентностью в сочетании с квалифицированным использованием современных средств информационных и коммуникационных технологий, составляет суть ИКТ-компетентности. [1]

С точки зрения системно-деятельностного подхода в структуре информационно-функциональной компетентности выделяются разделы:

) сбор и хранение информации;

) поиск информации;

) восприятие, понимание, отбор и анализ информации;

) организация и представление информации;

) создание информационного объекта на основе внутреннего представления человека;

) планирование информации, коммуникация;

) моделирование;

) проектирование;

) управление.

В зависимости от развития показателей информационно-функциональной компетентности выделяем репродуктивный, конструктивный, продуктивный уровни.

Под ИКТ-компетентностью подразумевается уверенное владение учащимися всеми составляющими навыками ИКТ-грамотности для решения возникающих вопросов в учебной и иной деятельности, при этом акцент делается на сформированность обобщенных познавательных, этических и технических навыков.

ИКТ-компетентность определяется также как общеучебное умение работать с информацией, представленной в электронном виде. Соответственно, формирование этого умения должно проходить на всех школьных уроках. В дополнение к этому можно добавить, что из самого понятия «компетентность» вытекает и основное условие, необходимое для её формирования. Компетентность можно сформировать только на практике. Следовательно, большее внимание со стороны учителя должно уделяться практической направленности учебных материалов. [4]

Задача учителя сегодня - попробовать шире взглянуть на содержание и методы обучения по своему предмету, постараться вплести в канву традиционных умений по предмету те, которых сегодня не хватает учащимся. В частности, умения, составляющие ИКТ-компетентность.

Таким образом, для решения задач подготовки школьников к успешной жизни в информационном обществе школа в числе прочего должна формировать у своих учеников умения, составляющие ИКТ-компетентность. Ее содержание составляют такие познавательные навыки, как определение (идентификация), доступ (поиск), управление, интеграция, оценка, создание, сообщение (передача).

Определяющими признаками понятия «компетенция» являются следующие характеристики - постоянная изменчивость, связанная с изменениями к успешности взрослого в постоянно меняющемся обществе. Компетентностный подход предполагает четкую ориентацию на будущее, которая проявляется в возможности построения своего образования с учетом успешности в личностной и профессиональной деятельности. Компетенция проявляется в умении осуществлять выбор, исходя из адекватной оценки своих возможностей в конкретной ситуации, и связана с мотивацией на непрерывное образование. [2]

Компетентность можно сформировать только на практике. Следовательно, большее внимание со стороны учителя должно уделяться практической направленности учебных материалов. Для решения задач подготовки школьников к успешной жизни в информационном обществе школа в числе прочего должна формировать у своих учеников умения, составляющие ИКТ-компетентность. [14]


Итак, модель ИКТ-компетентности включает:

  • определение информации - способность использовать инструменты ИКТ для идентификации и соответствующего представления необходимой информации;
  • доступ к информации - умение собирать и /или извлекать информацию;
  • управление информацией - умение применять существующую схему организации или классификации;
  • интегрирование информации - умение интерпретировать и представлять информацию. Сюда входит обобщение, сравнение и противопоставление данных;
  • оценивание информации - умение выносить суждение о качестве, важности, полезности или эффективности информации;
  • создание информации - умение генерировать информацию, адаптируя, применяя, проектируя, изобретая или разрабатывая ее;
  • сообщение информации - способность должным образом передавать информацию в среде ИКТ. Сюда входит способность направлять электронную информацию определенной аудитории и передавать знания в соответствующем направлении.

Формированию ИКТ-компетентности помогает использование активных методов обучения (групповая или командная работа, деловые и ролевые игры и т.д.). Учитель должен уметь формировать информационно-образовательную среду, в которой ребенок мог бы выражать и одновременно учить себя.

При формировании ИКТ-компетентности успешно применяются традиционные подходы:

  • словесные методы обучения (рассказ, объяснение, лекция, беседа, работа с учебником и книгой);
  • наглядные методы (наблюдение, иллюстрация, демонстрация наглядных пособий, презентаций);
  • практические методы (устные и письменные упражнения, практические компьютерные работы).
  • Также отмечаю, что наиболее активно взаимодействующей с информационно-коммуникационными технологиями является личностно-ориентированное обучение, представленное технологиями:
  • обучение в сотрудничестве;
  • метод проектов;
  • разноуровневое обучение;
  • развивающее обучение;
  • интернет-технология;
  • проблемное обучение
  • вовлечение обучающихся во внеурочную деятельность с применением ИКТ и другие.

Указанные технологии органично взаимосвязаны и интегрированы между собой. Они легко вписываются в учебный процесс, традиционно организованный в виде классноурочной системы, и способствуют успешному усвоению учебного материала, интеллектуальному и нравственному развитию детей, обеспечивают их самостоятельную активную познавательную деятельность с учетом индивидуальных особенностей и возможностей, формируют коммуникативные качества, создают атмосферу заботы, сотрудничества и сотворчества. [6]

Таким образом, образовательные средства ИКТ включают в себя разнообразные программно-технические средства, предназначенные для решения определенных педагогических задач, имеющие предметное содержание и ориентированные на взаимодействие с обучающимся. ИКТ-компетентность - это общешкольное умение и ее формирование должно проходить на всех уроках. Внедрение ИКТ в образовательный процесс требует разработки совершенно новой методики преподавания, которая во многом связана с исследовательскими, проектными технологиями. При этом учитель должен уметь формировать информационно-образовательную среду, в которой ребенок мог бы выражать и одновременно учить себя.

Формирование ИКТ-компетентности учащихся начальных классов в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Основная цель обучения в начальной школе - научить ребенка за короткий промежуток времени осваивать, преобразовывать и использовать в практической деятельности огромное количество информации. Вопрос о необходимости формирования ИКТ- компетентности на ступени начального общего образования горячо обсуждался долгое время. Были у данной точки зрения и сторонники и противники. Но нельзя не принимать во внимание то, что дети, поступающие в первый класс уже знакомы с современными технологиями передачи и обработки информации, а в будущем они станут гражданами информационного общества. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования является социальным заказом и представляет собой общественный договор, отражающим требования к образованию, предъявляемые обществом, государством, семьей, поэтому он должен учитывать и потребности формирующегося общества. Также нужно иметь в виду, что одним из основных положений стандарта является формирование универсальных учебных действий (УУД) как важнейшего результата его реализации. ИКТ принципиальным образом увеличивает возможности для формирования УУД. Без применения ИКТ формирование в объемах и измерениях, определенным ФГОС , невозможно. Из этого следует, что ИКТ-компетентность становится фундаментом для формирования УУД в современной школе.[15]

На ступени начального общего образования важным элементом формирования УУД, обеспечивающим его результативность, является ориентация младших школьников в ИКТ и формирование способности грамотно их применять. Программа формирования универсальных учебных действий на ступени начального общего образования содержит раздел по формированию ИКТ-компетентности, которая прописывает элементы компетентности в области применения ИКТ, входящие в те или иные УУД и соответствующие им технологические навыки, которые формируются при изучении различных учебных предметов. Это позволяет образовательному учреждению и учителю осуществлять интеграцию и синхронизацию содержания различных учебных предметов и курсов, помогает избежать дублирования при освоении разных умений с учетом специфики каждого учебного предмета, формировать соответствующие позиции планируемых результатов.

Формирование ИКТ-компетентности учащихся реализует системно- деятельностный подход и происходит в процессе изучения всех предметов учебного плана, а его результат представляет собой интегративный результат обучения младших школьников. Это отражено в разделе по формированию ИКТ-компетентности и в планируемых результатах освоения основной образовательной программы начального общего образования. [15]

Значимым для освоения ИКТ и начала формирования ИКТ-компетентности является первый год обучения в школе. Именно в это время происходит знакомство учащихся с большинством инструментов деятельности, с которыми они будут работать до конца начальной школы. Ребенок активнее работает на компьютере, чем в тетради или с учебником, потому что в этой деятельности чувствует себя более успешным. Применение ИКТ с первого года обучения обеспечивает системно- деятельностный подход и вместе с тем позволяет раскрыть и зафиксировать (с целью дальнейшего мониторинга) индивидуальные особенности учащихся, увидеть слабые и сильные стороны дошкольной подготовки, которые проявляются при выполнении заданий. В соответствии с полученной информацией, учитель может спланировать образовательный процесс и продолжить формирование ИКТ-компетентности учащихся в процессе конкретной информационной деятельности: чтение, ответы на вопросы, решение конкретных информационных задач, выполнение тестовых заданий и конкретных заданий на компьютере. Ученик постигает понятия и представления, знания и навыки, связанные с поиском, представлением, хранением, обработкой, передачей и использованием информации только в процессе конкретной активной практической деятельности. В ходе знакомства с ИКТ внимание учащихся начальной школы следует акцентировать именно на технологических и эстетических сторонах применения. [11]

Работа с конкретными ИКТ на уроках может начаться уже в первой четверти первого класса и предполагает знакомство учащихся со следующими цифровыми технологиями:

фиксация (запись) информации;

перенос и прямой ввод информации в компьютер;

извлечение записанной информации;

фиксация событий и коммуникации и др.

По стандартам ИКТ-компетентностью должен обладать каждый ученик начальной школы. Сегодня в начальной школе реализуются четыре основных формы работы учащихся с применением средств ИКТ: работа в адаптированных обучающих программных средах, проектная деятельность, работа с предметными тренажерами, коммуникация на учебных сайтах. [17]

Итак, компетентность можно сформировать только на практике. Следовательно, большее внимание со стороны учителя должно уделяться практической направленности учебных материалов. Для решения задач подготовки школьников к успешной жизни в информационном обществе школа в числе прочего должна формировать у своих учеников умения, составляющие ИКТ-компетентность. Ее содержание составляют такие познавательные навыки, как определение (идентификация), доступ (поиск), управление, интеграция, оценка, создание, сообщение (передача).

.2 Инновационные средства обучения, используемые в начальной школе в рамках реализации ФГОС

Интерактивная доска (Приложение 1) - это устройство, позволяющее педагогу объединить два различных инструмента: экран для отображения информации и обычную маркерную доску.

Полностью функционирующие интерактивные доски представляют собой программно-аппаратный комплекс, включающий в себя:

  • собственно интерактивную доску;
  • компьютер;
  • мультимедийный проектор;
  • соответствующее программное обеспечение.

Интерактивная доска позволяет показывать слайды, видео, делать пометки, рисовать, чертить различные схемы, как на обычной доске, в реальном времени наносить на проецируемое изображение пометки, вносить любые изменения и сохранять их в виде компьютерных файлов для дальнейшего редактирования, печати на принтере, рассылки по факсу или электронной почте.

Модульная система экспериментов Prolog (Приложение 1)

Модульная система экспериментов Prolog является программно- аппаратным комплексом, обеспечивающим сбор и обработку данных эксперимента в области различных дисциплин естественнонаучного цикла. Цифровая лаборатория использует современные средства измерения (датчиковые системы) для изучения качественных и количественных характеристик физических, химических и биологических процессов окружающего мира. Используется для формирования экспериментальных навыков учащихся в процессе собственной деятельности (проведение лабораторных и практических работ, проектная и исследовательская деятельность) в естественнонаучной области обучения.

Модульная система экспериментов Prolog предназначена для организации учебной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, формирования у обучающихся навыков цифрового измерения результатов проведенных натуральных экспериментов. Обеспечивает решение образовательных задач участниками учебного процесса с применением информационно-коммуникационных технологий (ИКТ):

·использование в учебном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа;

·проведение экспериментов с использованием учебного лабораторного оборудования на базе цифрового (электронного) измерений;

·обеспечение условий эффективной самостоятельной работы обучающихся;

·внедрение современных педагогических технологий;

·формирование индивидуальных образовательных траекторий обучающихся.

В соответствии с требованиями ФГОС НОО, в результате освоения основной образовательной программы начального общего образования с использованием данного комплекта обучающиеся:

·научатся активно использовать средства ИКТ для решения коммуникативных и познавательных задач;

·научатся использовать различные сборы поиска, сбора, обработки, анализа и передачи информации;

·освоят доступные способы изучения природы (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др.);

·сформирует начальные знания по санитарно-гигиеническим нормам в отношении различных показателей в школе, на улице, на природе;

·научатся обращать внимание на показание приборов и осознавать необходимость правильного измерения параметров устройств;

·научатся фиксировать в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки.

Программное обеспечение Prolog позволяет проводить видеозапись экспериментов и синхронизировать их с собранными данными, обеспечивает обработку, хранение данных в графическом или табличном видах; экспортировать сохраненные данные в Excel и распечатывать их.

Система контроля и мониторинга качества знаний PROClass (Приложение 1)

Система контроля и мониторинга качества знаний PROClass - система интерактивного тестирования для проведения текущего, урочного и итогового контроля знаний и мониторинга образовательных достижений обучающихся. Представлена программно- аппаратным комплексом, включающим программное обеспечение, устанавливаемое на персональный компьютер и комплектом оборудования, состоящий из приемника сигналов и беспроводных пультов.

Система контроля и мониторинга качества знаний позволяет анализировать уровень восприятия и понимания изучаемого материала обучающимися при индивидуальной и групповой работе, проводить промежуточные и итоговые контрольные работы.

В помещении, где проводятся занятия с системой PROClass, необходимо наличие одного компьютера (для преподавателя) и проектора, с помощью которого презентация с тестом представлена на доске. Тест представляет набор стандартных заданий по определенному материалу, который устанавливает степень усвоения его учащимися.

Система контроля и мониторинга качества знаний PROClass может служить эффективным инструментом в оценке знаний учащихся, использоваться в обычном классе, в любой школе для проведения интерактивных занятий.

Программа PROClass позволяет сохранить поступающие ответы и в конце урока получить таблицу результатов, которая полностью отражает картину восприятия классом пройденного материала. С системой PROClass, преподаватель может задавать вопрос всему классу и все ученики могут участвовать в обсуждении. Если преподаватель видит, что большинство ответов неправильные, то он может вернуться к данной теме. Если большинство ответов верные, то можно переходить к следующей теме. Во всех школах, использующих систему PROClass, наблюдается повышенный интерес к интерактивным знаниям со стороны учеников, а также к изучаемым на них предметам.[7]

Цифровой микроскоп. (Приложение 1)

Цифровой микроскоп - это микроскоп нового поколения.

Вместо обычного для светового микроскопа окуляра в него помещается цифровая камера. С помощью цифрового микроскопа изображение выводится прямо на экран и его могут рассмотреть одновременно несколько человек. Программная поддержка позволяет не только рассматривать объекты на экране компьютера, но и делать фото и видеосъемку изучаемых объектов. С использованием цифрового микроскопа проведение практических и лабораторных работ переходит на качественно новый уровень. Цифровой микроскоп дает возможность:

·изучать исследуемый объект одновременно группе учащихся, так как информация выводится на монитор компьютера;

·использовать изображения объектов в качестве демонстрационных таблиц для объяснения темы или при опросе учащихся;

·изучать объект в динамике;

·создавать презентационные фото и видеоматериалы по изучаемой теме;

·использовать изображения объектов на бумажных носителях.

Согласно ФГОС НОО, цифровой микроскоп в начальной школе должен использоваться с целью реализации подпрограммы формирования ИКТ- компетентности как важного элемента формирования универсальных учебных действий (УУД).

На уроках цифровой микроскоп незаменим при изучении раздела «Окружающий мир»: для наблюдения, изучения признаков различных объектов природы; разнообразия и состояния веществ; полезных ископаемых, почвы, растений, грибов и др.

Использование цифрового микроскопа повышает уровень мотивации обучающихся к изучению учебного материала, систематизации и углублению знаний, приобретению и закреплению навыков самостоятельной исследовательской работы учащихся.[7]

Документ-камера. (Приложение 1)

Документ-камера - специальная видеокамера на штативе, которая позволяет получить и транслировать в режиме реального времени четкое и резкое изображение любых объектов, в том числе и трехмерных на большой экран. Изображение, полученное с помощью документ-камеры, может быть введено в компьютер, показано на экране телевизора, передано через интернет, спроецировано на экран посредством мультимедиапроектора. Тем самым изображение любого предмета со стола учителя, графика или рисунка, страницы книги или тетради становится доступным для просмотра одновременно всему классу.

Эта функция может применяться в различных учебных ситуациях на уроках окружающего мира в начальной школе.

·Увеличение демонстрируемого объекта;

·Демонстрация опытов, сложных учебных действий;

·Обзор объемного текстового материала, иллюстраций;

·Динамическая презентация результатов работы учителя и учащихся;

·Визуальная работа с текстом (поиск необходимой информации)

·Работа с игровым дидактическим материалом в виде карточек, домино, лото и др.

Таким образом Документ-камера обеспечивает решение образовательных задач участников образовательного процесса с применением информационно-коммуникационных технологий (ИКТ):

·визуализация на масштабном экране информации (статистической и динамической);

·фиксация образовательных достижений обучающихся в виде созданных ими учебных материалов, сохранение материалов в базе данных, формирование портфолио;

·организация проведения видеоконференций, дистанционных форм обучения;

·развитие коммуникативных умений обучающихся.

Документ- камера может использоваться на уроках окружающего мира при демонстрации опытов или наблюдение за реальными процессами. Смена ракурса, производимая с помощью ДК, позволяет учащимся «погружаться» в среду опыта всего процесса, рассматривать его в мельчайших деталях, видеть отклонения или вариации в движении.[7]

.3 Формирование ИКТ-компетентности младших школьников на уроках окружающего мира посредством использования инновационных средств обучения

компетентность обучение инновационный начальный

Предмет «Окружающий мир» в начальной школе - сложный, но очень интересный и познавательный. И для того, чтобы интерес к предмету не угас, необходимо сделать урок занимательным, творческим. Здесь на помощь приходят информационно-коммуникационные технологии. Использование ИКТ на уроках окружающего мира позволяет формировать и развивать у учащихся такие ключевые компетенции, как учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, общекультурные.

Содержание предмета успешно осваивается с использованием технологий фиксация информации (тексты, фото-, видео-, аудио- и другие виды информации) о внешнем мире и о самом себе. Инструментами ИКТ в данном случае являются фото- и видеокамеры, микрофон, школьные переносные лаборатории, цифровые датчики, цифровой микроскоп, документ-камера. С помощью этих инструментов может осуществляться планирование и проведение несложных наблюдений, опытов, сбор числовых данных. Практически каждая тема курса «Окружающий мир» может изучаться в процессе создания соответствующих ей информационных объектов. Для этой цели могут быть использованы описанные ниже технологии:

Технология сбора данных- сбор данных в ходе изучения окружающего мира является наиболее распространенным видом деятельности. Это могут быть изображения и аудиозаписи, сделанные во время практической работы на уроке или в рамках внеурочной деятельности и даже домашней работы. Приглашенные гости (специалисты различных областей и специальностей) могут особенно интересно осветить текущую тему, расширяя учебный материал. Вся эта информация обязательно должна публиковаться учащимися в информационной среде. Для этого можно использовать такие инструменты среды, как форум, глоссарий, база данных. Начало этой деятельности должно быть положено в самом начале обучения, когда первоклассник начинает позиционировать себя в информационном пространстве школы. Первым опытом в цифровой фиксации изображения может стать собственная фотография, сделанная встроенной камерой компьютера в первые школьные дни. Первая аудиозапись - это запись звучания собственного имени, выполненная с помощью все той же веб-камеры в ходе знакомства детей друг с другом. Ближайшее поле деятельности первоклассника - фотофиксация актуальных событий школьной жизни и аудиозапись сообщений о них. Приступая к изучению систематического курса «Окружающего мира» учащиеся проводят фиксацию всех проводимых экспериментов, а также сезонных изменений природы, атмосферных явлений, наблюдений за объектами окружающего мира. [11,с. 111]

Технология графического представления данных- учащиеся знакомятся со структурой «дерево» в курсе математики и информатики. Свое первое генеалогическое дерево они могут создать на бумаге (так будет нагляднее). Следующий этап (он может наступить с некоторым разрывом во времени) - это освоение компьютерного инструмента. Конструкция дерева уже освоена детьми на уроках математики и информатики, теперь им предстоит приобрести навыки работы в конкретной компьютерной программе. Данный инструмент используется в двух вариантах - дерево предков (например, собственное родословное дерево) и дерево потомков (например, древо русских царей). Оба этих варианта та же рассматриваются в курсе математика и информатика. [11, с.114]

Технология наблюдений за микрообъектами и микропроцессами- цифровой микроскоп дает возможность подробно рассмотреть и пронаблюдать ряд особенностей объектов живой и неживой природы, неразличимых плохо различимых обычным глазом. В этих наблюдениях можно выделить четыре основные группы:

) Наблюдение самого себя. Объектами для наблюдения служат, прежде всего, собственные органы чувств (глаза, язык после воздействия на него различной пищи, например, после сока лимона, и др.).

) Наблюдение окружающих растений. Например, наблюдение за развитием комнатных растений. Комнатные растения могут наглядно продемонстрировать многообразие растительного мира. Можно сравнить различное строение цветков и листьев двух нескольких различных растений, пронаблюдать развитие растения от семени до ростка и далее до взрослого растения, при максимальном увеличении у некоторых из них, например у пеларгонии, можно пронаблюдать клеточное строение листа.

) Наблюдение окружающих насекомых, птиц и животных. Объектами для наблюдения могут служить головастики, мухи, комары, перья птиц, шерсть домашних животных.

) Рассмотрение бытовых предметов. Объектом такого рассмотрения может быть, например, стержень шариковой ручки.

Все эти объекты содержат интереснейшую информацию, получить которую можно только при рассмотрении с достаточно хорошим увеличением в 60-200 раз, которое дает цифровой микроскоп.

Цифровой микроскоп используется как для демонстраций, так и для проведения практических занятий в индивидуальной и групповой формах. [11, c.117]

Технология цифровой фото- и видеофиксации

Для предмета «Окружающий мир» наиболее актуальным является освоение доступных способов наблюдения, фото- и видеофиксации результатов наблюдений, хода образовательного процесса (определения цели исследования, обсуждений, выступлений учащихся). Все эти компоненты входят в отчет о работе, формируемый учащимися в заключении отдельного исследования или отдельной темы.

Примерная основная образовательная программа начального общего образования определяет две составляющие программы по окружающему миру: «Человек и природа» и «Человек и общество».

Далее мы рассмотрим некоторые проекты, на которых применяются данные технологии и которые имеют практическую значимость для формирования ИКТ-компетенции у младших школьников при работе над ними. [11, c. 119]

Цель проекта: дать учащимся первоначальные представления об исследовательской деятельности на примере изучения свойств воды.

Чему ребенок может научиться, работая над этим проектом:

  • подбирать и подготавливать оборудование для опытов;
  • выдвигать и проверять гипотезы;
  • делать выводы по результатам исследования;
  • обобщать результаты исследования в электронном виде;
  • готовить и проводить мультимедийное выступление.
  • Что узнает учитель при проведении этого проекта:
  • какие первоначальные представления имеют учащиеся о воде;
  • кто из учащихся проявляет наибольшую склонность к аналитической работе, выдвижению и проверке гипотез;
  • как происходит распределение ролей при подготовке эксперимента, кто из детей выступает организатором этой деятельности, кто хорошим исполнителем; кто хорошо обобщает и оформляет результаты на компьютере.

ИКТ-компетентность:

- фиксация информации (тексты, фото-, видео-, аудио- и другие виды информации) о внешнем с использованием инструментов ИКТ: фото- и видеокамеры, микрофона, цифрового микроскопа, цифрового датчика температуры;

планирование и осуществление несложных наблюдений;

поиск дополнительной информации для решения учебных и самостоятельных познавательных задач, в том числе в контролируемом Интернете;

создание информационных объектов (моделей, сообщений, графических работ) в качестве отчета о проведенных исследованиях. [11]

Тематика проектов, которые можно предложить учащимся начальной школы в области изучения окружающего мира, очень многообразна. Интересны наблюдения за развитием растений, проводимые с использованием цифрового микроскопа и датчиков температуры и освещенности, рассмотрение себя и измерение собственной величины при изучении раздела человек, обобщение в цифровом виде материалов экскурсий и поездок.

Таким образом, применение разных технологий на уроках «Окружающий мир» в начальной школе направлено на формирование познавательных навыков ИКТ-компетентности младших школьников.

. Экспериментальное исследование формирования навыков ИКТ- компетентности с использованием современных средств обучения на уроках «Окружающий мир» в начальной школе

.1 Выявления уровня развития навыков ИКТ- компетентности младших школьников

В данном параграфе раскрывается методика проведенной практической работы, дается характеристика используемых в ходе исследования диагностик и методов исследования.

С целью изучения уровня развития навыков ИКТ-компетентности младших школьников нами было проведено исследование на базе обычной общеобразовательной школы. При организации исследования были учтены все требования, которые предъявляются к проведению педагогического исследования:

·наличие экспериментальной базы;

·участие учеников в опытно- практической проверке гипотетического положения и однородность состава участников эксперимента.

Продуктивность обеспечения практико- ориентированного исследования необходимой информацией об изучаемом процессе была решена за счет использования педагогических и психологических методов диагностики: анкетирование, наблюдение, беседа, тестирование, диагностирование, самоанализ и самооценка учащихся третьих классов.

В эксперименте приняли участие учащиеся 3 «А» класса- контрольная группа-15 учащихся, и 3 «Б» класса- экспериментальная группа-14 учащихся.

Используя методы исследования, мы выявим насколько ребенок владеет ИКТ-компетентностями, а в частности владеет навыками:

  1. Определение информации - способность использовать инструменты ИКТ для идентификации и соответствующего представления необходимой информации;
  2. Доступ к информации - умение собирать и/или извлекать информацию;
  3. Управление информацией - умение применять существующую схему организации или классификации;
  4. Интегрирование информации - умение интерпретировать и представлять информацию. Сюда входит обобщение, сравнение и противопоставление данных;
  5. Оценивание информации - умение выносить суждение о качестве, важности, полезности или эффективности информации.
  6. Создание информации - умение генерировать информацию, адаптируя, применяя, проектируя, изобретая или разрабатывая ее.
  7. Сообщение информации - способность должным образом передавать информацию в среде ИКТ. Сюда входит способность направлять электронную информацию определенной аудитории и передавать знания в соответствующем направлении.

Кроме предложенного диагностического инструментария, любое задание, выполняемое учащимся на уроке, можно рассматривать и как диагностическое, и как развивающее. При выполнении задания осуществляется развитие соответствующих умений и навыков, а достигнутый результат позволяет качественно и количественно оценить уровень сформированности навыков ИКТ-компетентности. Выполнение правильно подобранных учебных заданий будут способствовать продвижению ученика от базового уровня к среднему и продвинутому.

Исследование проводилось в три этапа: констатирующий эксперимент с целью изучения уровня сформированности навыков ИКТ-компетентности у учащихся 3 «А» и 3 «Б» классов. Для этого нами была использована «Анкета для выявления начального уровня ИКТ-компетентности младших школьников» (Приложение 2). Целью анкетирования является определение начального уровня подготовки обучающихся в области информационных технологий. Каждому школьнику был дан экземпляр анкеты, состоящий из 13 вопросов с вариантами ответов. Учащимся необходимо было выбрать один из вариантов ответа: ответ «да» оценивался в 1 балл, ответ «нет» - о баллов. Любой вариант ответа на 12 вопрос оценивался 1 баллом, отсутствие ответа- 0 балла. Были выделены следующие показатели начального уровня сформированности ИКТ-компетентности младших школьников:

- 12 -баллов- высокий уровень;

- 9 - баллов - средний уровень;

5 баллов и менее - баллов- низкий уровень.

Результаты анкетирования контрольной группы представлены в протоколе 1 (Приложение 3), экспериментальной группы в протоколе 2 (Приложение 4)

Анализ результатов исследования показал следующее: в контрольной группе на высоком уровне сформированности ИКТ-компетентности младших школьников составила у 2 учащихся- (13%); 7 учащихся - (47%) на среднем уровне; 6 учеников - (40%) на низком уровне.

В экспериментальной группе на высоком уровне сформированности ИКТ-компетентности младших школьников составила у 2 учеников - (14%); на среднем уровне 6 учащихся - (43%); 6 учеников - (43%) на низком уровне.

Данные показатели представлены в таблице 2.1

Таблица 2.1

Результаты начального уровня ИКТ-компетентности младших школьников

УровниКонтрольная группаЭкспериментальная группачел%чел%Высокий уровень213%214%Средний уровень747%643%Низкий уровень640%643%

И наглядно представлены графически на рис.2.1

Рис. 2.1 Результаты начального уровня сформированности ИКТ-компетентности

Итак, по результатам анкетирования мы выяснили, что в экспериментальной группе средний уровень немного ниже, чем в контрольной группе на 4 %, а низкий уровень выше на 3 %; высокий уровень на 1% выше.

Далее была проведена Диагностическая работа № 1 «Выявление уровня сформированности навыков ИКТ-компетентности» [16, с. 23](Приложение 5), предназначенная для изучения умений, составляющих ИКТ-компетентности, которыми владеют учащиеся. В основе работы лежит методика А.И. Савенкова [12] Данная работа состоит из текста и 7 заданий, которые позволяют определить уровень сформированности навыков в целом, так и получить показатели сформированности того или иного навыка в отдельности. За каждое правильно выполненное задание начисляется 1 балл. За основу взята трёхуровневая модель сформированности навыка ИКТ-компетенций [6]

Базовый (минимальный) уровень -10 -15 баллов;

Средний уровень (уровень возможностей) - 16 -20 баллов;

Продвинутый (творческий) уровень - 21-25 баллов


Результаты выполнения диагностической работы учащимися 3 «А» класса (контрольная группа) занесены в протокол 1 (Приложение 6)

Результаты учащихся в 3 «А» классе отображены в таблице 2.1 и диаграмме на рис. 2.1

Таблица 2.1

Результат сформированности каждого навыки ИКТ-компетентности у учащихся 3 «А» класса

Навыки ИКТ-компетентностиИдентификация информацияуправленияинтеграцияоценкисозданияпередачи80%66,6%46,6%26,6%40%60%73,3%

Рис.2.1 Процентное содержание определенного навыка у учащихся в 3 «А» классе

Лучшие показатели учащихся контрольной группы в развитии таких навыков ИКТ-компетентности, как идентификация, поиска информации и навыка передачи. Хуже школьники владеют навыками управления, интеграции и оценки. Это говорит о том, что обучающиеся затрудняются в использовании имеющихся знаний и умений в незнакомой ситуации, в рефлексии своих действий.

Результаты изучения уровня сформированности навыков ИКТ- компетентности в 3 «А» классе были проанализированы и получили отображение в таблице 2.2. и диаграмме на рис.2.2

Таблица 2.2

Уровень сформированности навыков Икт-компетентности у учащихся

Базовый (минимальный) уровеньСредний уровень (уровень возможностей)Продвинутый (творческий) уровень6 чел (40%)7 чел (46,6%)2 чел (13,4%)

Рис. 2.2 Процентное содержание определенного навыка в 3 «А» классе

Результаты проведенных диагностических исследований в 3 «Б» классе занесены в протокол 2 (Приложение 7), отображены в таблицах 2.3; и диаграмме на рис. 2.3

Таблица 2.3

Результат сформированности каждого навыки ИКТ-компетентности у учащихся 3 «Б» класса

НавыкиИдентификация информацияуправленияинтеграцияоценкисозданияпередачи71,1%57,1%35,7%50%57,1%64,2%57,1%

Рис. 2.3 Процентное содержание определенного навыка у учащихся в 3 «Б» классе

Данные результатов диагностики показали, что у учащихся экспериментальной группы самые высокие результаты сформированности таких навыков: идентификации, создания, поиска информации и оценки.

Такие навыки как интеграции и управления сформированы на недостаточном уровне.

Уровни сформированности навыков Икт-компетентности учащихся

«Б» класса

Базовый (минимальный) уровеньСредний уровень (уровень возможностей)Продвинутый(творческий) уровень6 чел (43%)6 чел (43%)2 чел (14%)

Рис. 2.3 Процентное содержание определенного навыка в 3 «Б» классе

Показатели констатирующего эксперимента позволили нам сделать сравнительный анализ результатов контрольной и экспериментальной группы. Количественный анализ представлен в таблице 2.4 и диаграмме на рис.2.4

Таблица 2.4

Сравнительные результаты констатирующего эксперимента

идентификацияпоискуправлениеинтеграцияоценкасозданиепередачаКонстатирующий этап 3 «А»8066,646,626,6406073,3Контрольный этап 3 «А»80674727406074Констатирующий этап 3«Б»71,457,135,75057,164,257,1Контрольный этап 3 «Б»9385,742,85064,264,264,2

Рис. 2.4 Сравнительный анализ результатов сформированности навыков у учащихся контрольной группы и экспериментальной на констатирующем этапе

Сравнительный анализ результатов позволил нам выделить те навыки, которые необходимо развивать в учебной деятельности. На рис.4 мы видим, что у учащихся контрольной группы на низком уровне сформированы навыки интеграции- 26,6%, оценки-40% и навык управления-46,6%. У учащихся экспериментальной группы низкий уровень сформированности навыка управления- 35,7%. Это говорит о необходимости развития данного навыка посредством эффективных средств обучения.

Рис.2.5 Сравнительный анализ сформированности уровней навыков ИКТ-компетентности у учащихся контрольной и экспериментальной группы.

Результат показывает, что продвинутый (творческий) уровень не сформирован у большинства учащихся. У учащихся контрольной группы уровень сформированности навыков ИКТ-компетенции составил- 13%, а у экспериментальной группы- 14%. Значит учащиеся не умеют прогнозировать возможные затруднения, перенести имеющиеся знания, умения и способы деятельности в незнакомую ситуацию. У учащихся контрольной группы средний уровень выше на 4%, чем у учеников экспериментальной группы. Базовый уровень сформированности навыков ИКТ-компетентности у учащихся контрольной группы- 40%, у учащихся экспериментальной группы-43%.

На основе анализа стало очевидно, что младшие школьники в недостаточной степени сформированы навыки ИКТ-компетенции. На втором этапе нашего исследования (формирующий эксперимент), путем наблюдения, проведением диагностической работы, анкетирования мы получили необходимую информацию о развитии навыков формирования ИКТ-компетенции у младших школьников и поставили перед собой цель: разработать цикл уроков по предмету «Окружающий мир» с использованием инновационного оборудования по ФГОС для формирования навыков ИКТ-компетенции младших школьников.

.2 Разработка уроков с рекомендациями по использованию инновационного оборудования на уроках предмета «Окружающий мир» в начальной школе (эксперимент)

Нами было разработано и проведено цикл занятий по предмету «Окружающий мир», с использованием инновационного оборудования, в 3 «Б» классе-экспериментальной группы. Каждое занятие имеет свою цель.

При подготовке и проведении уроков мы учитывали целесообразность применения средств ИКТ, так как применение современных технологий на уроке предполагает тщательную подготовку и продумывание каждого элемента урока, как с точки зрения дидактики, так и со стороны личностно- ориентированного подхода к каждому обучающемуся.

Комплекс разработанных уроков по окружающему миру

(формирующий эксперимент)

№ ппТема урокаЦель урокаИспользуемое оборудованиеФормируемые навыки ИКТ-компетентностиУрок1 (Приложение 8)Берегите водууточнить и дополнить представления об огромной роли в быту и хозяйственной деятельности человека; раскрыть основные факторы загрязнения воды и меры по охране её чистоты, её экономному использованиюдокумент-камера, интерактивная доска, система контроля и мониторинга качества знаний PROClass, ноутбук учителяпоиск и выделение необходимой информации, выстраивание речевого высказывания в устной форме, анализ объектов с целью выделения существенных признаков, установление причинно-следственных связей, самостоятельное создание алгоритма действия при решении проблем поискового характераУрок 2 (Приложение 9)Воздух. Свойства воздухадать представления о воздухе, познакомить снекоторыми свойствами воздуха, значением воздуха для всего живого планеты и его охраны. модульная система экспериментов PROLog, цифровой термометр, нетбуки учащихся, документ-камера, интерактивная доска, система контроля и мониторинга качества знаний PROClass, ноутбук учителя. передача содержания текста в соответствии с поставленной целью, переработка информации, обобщение, поиск способов по экологической защите воздуха от загрязнения, конструирование небольших устных речевых высказываний, передавая содержание текста в соответствии с цельюУрок 3 (Приложение 10)Термометр. Измеряем температурупознакомить со значением температуры для всего живого. модульная система экспериментов PROLog, цифровой термометр, нетбуки учащихся, документ-камера, интерактивная доска, система контроля и мониторинга качества знаний PROClass, ноутбук учителясравнение, поиск общего и различия, группировка по назначению, контроль и оценка выполненного задания. Урок 4 Лабораторная работа №1 (Приложение 11)Измерение температуры воздуханаучиться измерять температуру воздуха с помощью специального прибора ПК с установленным ПО PROLog; модуль сопряжения USB-100; модуль «Питание»; цифровой измерительный модуль «Температура»; USB кабель B/M-B/M, 0.185M; картонная коробка.переработка полученной информации, обобщать ее, контроль и оценка выполненного заданияУрок 5 (Приложение 12)В царстве грибоврасширить знания детей о съедобных и ядовитых грибах, научить работать с научными статьями, развивать наблюдательность, внимание, познавательный интерес.документ-камера, интерактивная доска, система контроля и мониторинга качества знаний PROClass, ноутбук учителя, цифровой микроскоп, пазлы-грибы.переработка полученной информации, обобщать ее, самостоятельное создание способов решения проблемы, Урок 6 (Приложение 13)Бактериипознакомить детей с отличительными признаками бактерийдокумент-камера, интерактивная доска, система контроля и мониторинга качества знаний PROClass, цифровой микроскоп, модульная система экспериментов PROLog.Передавать содержание текста в соответствии с поставленной целью; перерабатывать информацию, обобщать, сравнивать, находить сходства и различия

Остановимся на одном из уроков по окружающему миру на тему: «Бактерии» На первом этапе самоопределения к деятельности мы стимулировали интерес учащихся к изучению темы и выяснили какие знания имеются у детей по данной теме. Дети рассуждали, отгадывали загадки. На этапе учебно- познавательной деятельности мы познакомили детей с различными видами бактерий, научили правилам личной гигиены. Для этого дети работали с текстом и иллюстрациями в учебнике с помощью документ-камеры. Дети пришли к выводу, что невозможно увидеть бактерии без использования специальных приборов. Далее учащиеся выполняли задания в группах частично- поискового характера. С большим интересом, используя цифровой микроскоп, дети рассматривали срезанную кожицу мытого и немытого яблока, пыль с крышки стола, смыв с рук (капнув пипеткой), смыв дверной ручки класса (капнув пипеткой). Результаты были занесены в общую таблицу и представлены с помощью документ-камеры. Учащиеся делились впечатлениями, рассуждали, делали выводы. Для диагностики качества освоения темы «Бактерии» была использована система контроля и мониторинга качества знаний PROClass. С помощью пультов дети выбирали правильный ответ на поставленные вопросы. Например: бактерии могут быть… а)вкусные; б) полезные; в)горькие. Учащиеся смогли ответить на все вопросы. На этапе рефлексии ученики оценили результат своей деятельности.

Данная работа на уроке позволяет развивать такие навыки ИКТ-компетентности как: переработка информации, обобщение, сравнения, передача информации в соответствии с поставленной целью. На уроке дети работали активно, каждый ученик стремился участвовать в работе. Все свои ответы доказывали рассуждениями.

.3 Анализ и оценка результативности опытно- экспериментальной работы (контрольный эксперимент)

На основе констатирующего и формирующего эксперимента была выдвинута цель контрольного эксперимента: сравнить результаты диагностического исследования и сделать выводы.

Контрольный эксперимент состоял из двух этапов: Первый этап- изучение уровня сформированности навыков ИКТ-компетентностей, после проведения комплекса уроков по окружающему миру. С этой целью проводилось повторное диагностическое исследование. Учащимся были предложена Диагностическая работа № 2 «Изучение сформированности ИКТ-компетентности учащихся»[16, с. 21] (Приложение 14). Данные контрольной группы после эксперимента представлены в протоколе 1(Приложение 15), экспериментальной группы в протоколе 2 (Приложение 16)

Сравнительные результаты сформированности того или иного навыка ИКТ-компетентности приведены в таблице 2.5 и наглядно представлены в виде диаграммы на рис. 2.5

Таблица 2.5

навык%идентификацияпоискуправлениеинтеграцияоценкасозданиепередачаКонстатирующий этап 3 «А»8066,646,626,6406073,3Контрольный этап 3 «А»80674727406074Констатирующий этап 3«Б»71,457,135,75057,164,257,1Контрольный этап 3 «Б»9385,742,85064,264,264,2

Рис. 2.5 - Сравнительный результат сформированности навыков ИКТ-компетентности

Полученные результаты дают нам возможность увидеть изменения в сформированности того или иного навыка ИКТ-компетентности. Наглядно показано, что в экспериментальной группе произошли изменения. Улучшились результаты навыка идентификации на 21,9%, т.е. способность использовать инструменты ИКТ для идентификации и соответствующего представления необходимой информации; умение собирать и/или извлекать информацию. Положительную динамику показали обучающиеся в умении выносить суждение о качестве, важности, полезности информации. На достаточном уровне овладели младшие школьники навыками поиска и передачей информации. Уровень навыка управления повысился на 7,1%. Сформированность таких навыков, как интеграция и создание информации осталось на прежнем уровне.

Сравнительные результаты уровня сформированности навыков ИКТ-компетентности после проведения уроков по окружающему миру с использованием инновационного оборудования. Данные показатели представлены в таблице 2.5. и наглядно представлены в диаграмме рис.2.5

Таблица 2.5.

Уровни сформированности навыков ИКТ-компетентности

Уровни3 «А»-контрольная группа3 «Б»- экспериментальная группаКонстатирующий этапКонтрольный этапКонстатирующий этапКонтрольный этапчел%чел%чел%чел%Базовый уровень640%640%750%17%Средний уровень746,6%747%535,71071,5Продвинутый уровень213,4%213%214,3321,5

Рис.2.5 Сравнительный анализ результатов уровня сформированности навыков ИКТ-компетентности

Таким образом, мы видим положительную динамику у обучающихся экспериментальной группы. Базовый (минимальный уровень) снизился на 43%. А средний уровень улучшился на 35,8%. Это говорит о том, что обучающиеся научились искать недостающую информацию, решать некоторые практические задания в знакомых ситуациях, способны оказать посильную помощь другим в совместной деятельности. Также вырос показатель и высокого уровня, хотя и незначительно. Результаты контрольной группы практически не изменились.

В целом можно отметить положительную динамику формирования навыков ИКТ-компетенции младших школьников и уровня сформированности информационно-коммуникационной технологической компетентности обучающихся.

Общей целью проведенных уроков было формирование навыков ИКТ-компетентности у младших школьников посредством современных средств обучения. Для анализа результатов мы определяли, используют ли обучающиеся тот или иной навык для решения учебных познавательных задач.

Таким образом, сравнив результаты развития того или иного навыка в зависимости от использования современных средств обучения на уроках окружающего мира, мы пришли к выводам: использование современных средств обучения на уроках «Окружающий мир» ведет к формированию навыков ИКТ-компетентности обучающихся: базовый (минимальный) уровень понизился на - 43%, средний уровень повысился на -35,8%, Высокий уровень повысился на - 7,2%.

Заключение

Вопрос формирования навыков ИКТ-компетентности младших школьников на уроках «Окружающий мир» посредством современных средств обучения на современном этапе становления новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое информационно-образовательное пространство, является актуальным. На основе поставленных задач были сделаны следующие выводы:

. В процессе исследования были изучены теоретические и методологические основы процесса формирования познавательных навыков ИКТ-компетентности, идеи модернизации образования на компетентностной основе разработанные и обсуждаемые в научных кругах В.А. Болотовым, Е.В. Бондаревской, А.Н. Дахиным, Э.М. Днепровым, И.А. Зимней, В.А. Кальней, С.В. Кульневичем, О.Е. Лебедевым, Е.А. Ленской, А.А. Пинским, В.В. Сериковым, А.П. Тряпициной, И.Д. Фруминым, В.Д. Шадриковым, С.Е. Шишовым, А.В. Хуторским, Б.Д. Элькониным и др.

. Важным вопросом исследования явилось изучение теоретических основ процесса формирования навыков ИКТ-компетенции таких психологов и педагогов как Краевского В.В., Лебедева О.Е., Равена Дж., Хуторского А.В., Бурмакина В.Ф., Зелмана М., Фалина И.Н

В основе определения методики исследования были выявлены критерии к структуре познавательных навыков ИКТ-компетентности у младших школьников, определены и описаны уровни и показатели

.Исследование включало три этапа эксперимента: констатирующий, позволивший выявить состояние проблемы на современном этапе образования; формирующий, направленный на решение проблемы формирования навыков информационно-коммуникационной технологической компетенции посредством современных средств обучения и контрольный, позволивший выявить эффективность использования инновационного оборудования по ФГОС на разработанных уроках по окружающему миру.

. На основе полученных результатов констатирующего этапа эксперимента было осуществлено проектирование и апробирование комплекса занятий, направленный на формирование навыков ИКТ-компетентности посредством инновационного оборудования.

. В результате сравнительного анализа на контрольном этапе эксперимента было выявлено, что данный комплекс разработанных занятий способствует формированию навыков ИКТ-компетентности, что подтверждается полученными результатами в экспериментальной группе: базовый (минимальный) уровень понизился на - 43%, средний уровень повысился на -35,8%, Высокий уровень повысился на - 7,2%.

В ходе исследования наша гипотеза нашла подтверждение, цель достигнута, задачи реализованы.

Тема исследования, направленная на формирование навыков ИКТ-компетентности младших школьников на уроках «Окружающий мир» посредством современных средств обучения, является актуальной и требует дальнейшего изучения.

Список литературы

1.Бурмакина В. Ф., Зелман, М., Фалина, И. Н. Большая Семёрка (Б7). Информационно-коммуникационно-технологическая компетентность. [Текст] Методическое руководство для подготовки к тестированию учителей. Международный банк реконструкции и развития. Национальный фонд подготовки кадров. Центр развития образования АНХ при правительстве РФ, Москва, 2007.-132 с.

.Гусинский Э.Н. Этапы обретения компетентности [Текст] / Э.Н. Гусинский, Ю.И. Турчанинова // Развитие и оценка компетентности: тез. докл. конф. - Москва, 2011 / Под ред. В.И. Белопольского и И.Н. Трофимовой. - М.: Институт психологии РАН, 2011. 37 с.

.Зайцева О.Б. Формирование информационной компетентности будущих учителей средствами инновационных технологий [Текст]: Автореф. дис. канд. пед. наук. / О.Б. Зайцева. - Брянск, 2002.- 76 с

.Зимняя И.А. Статья «Ключевые компетенции - новая парадигма результатов образования». [Текст] //Интернет-журнал "Эйдос",2009.-6 с

.Иванов Д.А., Митрофанов К.Г., Соколова О.В. Компетентностный подход в образовании: Проблемы, понятия, инструментарий. [Текст] - М., 2009.-132с.

.Компетенции и компетентностный подход в современном образовании [Текст] // Серия: «Оценка качества образования» / Отв. редактор Курнешова Л.Е. - М.: Московский центр качества образования, 2010. - 96 с.

.Методическое пособие для учителей. Передовые педагогические технологии. [Текст] / Руководитель проекта: Балыко Е. Н.- М., 2013.-176 с.

.Пидкасистый, П.И. Педагогика [Текст]: учебник для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / П.И. Пидкасистый. - М.: Педагогическое общество России, 2004. - С. 239.

.Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М. В. Петров А.Е; Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: [Текст] Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров/ под ред. Е.С. Полат. - М.: ИЦ «Академия», 2010.-210 с.

10.Приоритетный национальный проект «Образование» - <#"justify">13.Савинов, Е.С. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. [Текст] / Е.С. Савинов. - М.: Просвещение, 2010. - 191 с.

.Фомина Н. А. Основная триада современной школы: стандарт, качество образования, единый государственный экзамен. [Текст] // Методическая работа в школе.-2011.-№3.-С.23-30.

.Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования [Текст] / А.В. Хуторской // Ученик в обновляющейся школе. - М.: ИОСО РАО, 2002.-

16.Холодова О. А. Юным умникам и умницам. Комплексные работы по текстам. 3 класс. [Текст] / Холодова О. А. -Москва. Издательство РОСТ, 2008.-104 с.

.Хуторской А.В. Статья «Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного образования» [Текст] // Народное образование. - 2003. - №2. - С.58-64.

Приложение 1

Интерактивная доска Модульная система экспериментов PROLog

Система контроля и мониторинга PROClass Цифровой микроскоп

Документ- камера

Приложение 2

Анкета

для изучения ИКТ - компетентности школьников

Цель: Оценка начального уровня подготовки младших школьников в области информационных технологий

Уважаемый ученик! Внимательно прочитай задание и отметь тот вариант, который считаешь верным.

Ход проведения. Школьнику дается бланк стандартизированной анкеты и предлагается выбрать из предъявленных возможных вариантов ответов какой-либо один.

1.Есть ли у тебя дома компьютер?

Да

Нет

.Используешь ли ты компьютер для подготовки к урокам?

Да

Нет

.Пользуешься ли ты Интернетом дома?

Да

Нет

4.Есть ли у тебя собственный электронный ящик?

Да

Нет

5.Умеешь ли ты переносить информацию с цифрового фотоаппарата и цифровой видеокамеры на компьютер?

Да

Нет

.Умеешь ли ты пользоваться текстовым редактором Word?

Да

Нет

.Умеешь ли ты пользоваться редактором Power Point?

Да

Нет

8.Умеешь ли ты пользоваться таблицей Excel?

Да

Нет

.Рисуешь ли ты на компьютере в программах Paint, Photoshop?

Да

Нет

.Какие уроки окружающего мира тебе кажутся более интересными:

С применением ИКТ

Без применения ИКТ

.Создавал ли ты презентации к урокам?

Да

Нет

.Какие социальные сети ты посещаешь?

В контакте

Одноклассники

.Посещаешьли ты познавательные сайты?

Да

Нет

Обработка данных:

За каждый ответ «да» -1 балл, «нет» - 0 баллов.

На 12 вопрос любой ответ оценивается 1 баллом.

- 12 -баллов- высокий уровень;

- 9 - баллов - средний уровень;

баллов и менее - низкий уровень.

Приложение 3

Протокол1

Результаты анкетирования

«Выявление начального уровня ИКТ - компетентности»

контрольной группы (3 «А» класс)

ФИ учащихсяНомер вопросаОбщий баллУровень12345678910111213Аристова Дарья11101110110109СреднийАрхипова Анастасия11101010111109СреднийБуторова Ксения01001100010105НизкийВозилова Милана01001100010105НизкийДащенко Виктория11101100110108СреднийЖестков Александр01001100010105НизкийЖелезина Элина01001100010105НизкийИванов Алексей111111101111112ВысокийИгнатенко Софья11001100111119СреднийКим Александр11100100110118СреднийКим Михаил01001100010105НизкийЛабутина Елена00001100011105НизкийМакарова Анастасия10101110011119СреднийМонастырева Ангелина10101100111119СреднийНиконов Родион111111101111112Высокий

Высокий уровень- 2 чел. (13%)

Средний уровень- 7 чел. (47%)

Низкий уровень- 6 чел. (40%)

Приложение 4

Протокол 2

Результаты анкетирования

«Выявление начального уровня ИКТ - компетентности»

экспериментальной группы (3 «Б» класс)

ФИ учащихсяНомер вопросаОбщий баллУровень12345678910111213Николаева Салияжон01001100010004НизкийКокшина Анна11101100111109СреднийМихеев Владимир11101100111109СреднийНосков Сергей01001100010105НизкийОсипова Ангелина11111100110109СреднийПоляничев Алексей111111101111112ВысокийРожков Сергей01001100010105НизкийРезаев Денис01001100010105НизкийСедов Федор11101100110007СреднийСиницын Данила111111101111112ВысокийСоколов Кирилл01101000010105НизкийТоропова Анна11101100111109СреднийХаритонов Сергей11101100111109СреднийЧеплагова Влада01001100010105Низкий

Высокий уровень- 2 чел. (14%)

Средний уровень- 6 чел. (43%)

Низкий уровень- 6 чел. (43%)

Приложение 5

Диагностическая работа № 1

«Выявление уровня сформированности навыков ИКТ-компетентности» на констатирующем этапе эксперимента

Цель: изучить умения, составляющих ИКТ-компетентности, которыми владеют учащиеся

Открыть на рабочем столе своего нетбука файл doc.1 и прочитать текст (текст без заголовка)

Опираясь на текст, выполнить задания:

Цель: проверить умения работать с информацией: извлекать, обобщать

Задание 2. Что такое грибница? Найди толкование этого слова в словаре. Напиши.

Цель: проверить умение находить источник информации

Задание 3. Перечитай текст. Выдели части текста. Составь план и запиши.

Цель: проверить умение выделять главное, структурировать информацию.

Задание 4. Отметь, в каком лесу с приходом осени, мы не увидим сильных изменений.

Цель: умение исключать ненужную информацию, сравнивать и сопоставлять.

в лиственном;

в хвойном;

в смешанном;

в большом.

Задание 5. Опираясь на текст и другие источники информации, расскажи о способах закаливания организма.

Цель: проверить умение выбирать ресурсы для получения необходимой информации

Задание 6. Как ты думаешь, гриб - это растение или животное. Обоснуй свой выбор.

Цель: проверить умение обосновывать свои выводы.

Задание 7. Напиши правила правильного сбора грибов. Оформи рекомендации по своему желанию.

Цель: проверить умение грамотно передать созданную информацию.

Приложение 6

Протокол 1

Показатели сформированности

навыков в ИКТ-компетентности

учащихся 3 «А» класса на констатирующем этапе эксперимента

№Фамилия, имя учащихсяНавыки ИКТ-компетентностиУровеньИдентификацияПоиск информацииУправленияИнтеграцииОценкиСозданияПередачи1Аристова Дарья++--++-Ср2Архипова Анастасия++---++Ср3Буторова Ксения-+--+--Б4Возилова Милана-+-+-+-Б5Дащенко Виктория+-+-+-+Ср6Жестков Александр+----++Б7Железина Элина--+--++Б8Иванов Алексей++++-++П9Игнатенко Софья+++--++Ср10Ким Александр++__+-+Ср11Ким Михаил+-__-++Ср12Лабутина Елена+-_-_++Б13Макарова Анастасия+++---+Ср14Монастырева Ангелина+++++--Ср15Никонов Родион+++++-+ПНаличие навыка в %8066,646,626,6406073,3

Повышенный уровень(П) - 2 чел. (13%)

Средний уровень (Ср) - 7 чел. (47%)

Базовый уровень (Б) - 6 чел. (40%)

Приложение 7

Протокол 2

Показатели сформированности

навыков в ИКТ-компетентности

учащихся 3 «Б» класса на констатирующем этапе эксперимента

№Фамилия, имя учащихсяНавыки ИКТ-компетентностиУровеньИдентификацияПоиск информацииУправленияИнтеграцииОценкиСозданияПередачи1Николаева Салияжон-+----+Б2Кокшина Анна++--+++Ср3Михеев Владимир+-++-+-Ср4Носков Сергей-+--+-+Б5Осипова Ангелина+--+++-Ср6Поляничев Алексей+++-+++П7Рожков Сергей+--+-+-Б8Резаев Денис+-++--Б9Седов Федор+--++-+Ср10Синицын Данила+++-+++П11Соколов Кирилл-+++-+-Б12Торопова Анна+--++-+Ср13Харитонов Сергей+++--+-Ср14Чеплагова Влада+---+++БНаличие навыка в %71,157,135,75057,164,257,1

Повышенный уровень(П) - 2 чел. (14%)

Средний уровень (Ср) - 6 чел. (43%)

Базовый уровень (Б) - 6 чел. (43%)

Приложение 8

Конспект урока по окружающему миру в 3 классе

Тема урока: «Берегите воду».

Цель: уточнить и дополнить представления об огромной роли в быту и хозяйственной деятельности человека; раскрыть основные факторы загрязнения воды и меры по охране её чистоты, её экономному использованию

Учебные задачи:

Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

формирование устойчивых учебных мотивов, интереса к информации, развитие доброжелательности, готовности к сотрудничеству с учителем и учащимися.

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

Регулятивные: формировать способность формулировать и удерживать учебную задачу, установку на поиск способов разрешения трудностей, умения контролировать и оценивать собственную учебную деятельность и партнёров.

Познавательные: развивать умения выделять и формулировать проблемы, выдвигать гипотезы, выстраивать алгоритм по решению выделенной проблемы.

Коммуникативные: развивать умения работать в парах, группах, внимательно слушать и слышать друг друга, договариваться между собой, умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Ход урока

Этапы урокаСодержание урока. Деятельность учителяДеятельность учащихсяI.Самоопределение к деятельности Цель: стимулировать интерес учащихся к изучению темы; выяснить имеющиеся знания по теме. Задание 1. Проверка домашнего задания (тест с использованием) Задание 2. Краткий опрос (по вопросам раздела учебника «Проверь себя»)- Добрый день! Начинаем урок окружающего мира. Прозвенел для нас звонок! Начинается урок! К нам без опоздания приходи старание, Помоги нам потрудиться - Мы пришли сюда учиться! - Укажите состояние воды, используя ProClass - В каких трёх состояниях вода находится в природе? - При каких условиях образуется лед? -Как образуется пар? - Как происходит круговорот воды в природе? (Демонстрирует схему «Круговорот воды в природе»)Приветствуют учителя. Хором говорят стихотворение - настрой. Выполняют тест Индивидуальный ответ учащегося у доски.II. Учебно- познавательная деятельность Цель: уточнить и дополнить представление о роли воды; о факторах ее загрязнения- Назовите тему урока. Цель. - Сегодня на уроке мы продолжим разговор о воде. Тема: Берегите воду - Оказывается, вода находится в опасности. Почему? Беседа. Почему воду надо беречь. Работа с иллюстрациями и текстом учебника. (Прослушивание сказки Н.А. Рыжова «Жила- была река». Аудиозапись) Краткий опрос - Почему в реке исчезла вдруг вода? - О чем напоминает каждому это стихотворение? Работа с иллюстрациями и текстом в учебнике. Краткий опрос.Формулируют тему и цель урока -Чистой воды на Земле становится меньше, а потребность в ней возрастает. Рассматривают схемы, иллюстрации, работают с текстом в учебнике. Отвечают на вопросы. Делают вывод: не надо загрязнять водоемы. От загрязнения гибнет всё живое. Учащиеся читают стихотворения Б.Заходера «Течет река» Делают вывод: не расходуйте воду напрасно! Берегите её!III. Интеллектуально- преобразовательная деятельностьРабота в рабочей тетради № 1 , 2. Стр. 35. Проверка выполнения задания проверяют ученики с помощью Выполняют задание. Осуществляют проверку.ФИЗКУЛЬТМИНУТКАIV. Диагностика качества освоения темы Цель: установить степень усвоения темы «Берегите воду»Организует проверку усвоения знаний по теме: «Берегите воду»Проверяют усвоения знаний с помощью системы контроля и мониторинга качества знаний PROClassV. Рефлексия Цель: научить соотносить полученный результат с поставленной целью и оценивать результат своей деятельности- Определите главную мысль урока. - Что нового узнали на уроке? -Что вам больше всего понравилось? - Как вы оцениваете свою работу на уроке?- Мы должны бережно относиться к воде. - Что есть предприятия, у которых нет сточных вод. - Чтобы сделать тонну стали или бумаги необходимо затратить много воды. Показывают смайлики.VI. Домашнее задание Домашнее задание: На выбор 1.Прочитать в учебнике о свойствах воды. 2.Провести опыты на с. 43 учебника 3.Сделать сообщение о воде. Итог урока

Приложение 9

Конспект урока по окружающему миру в 3 классе

Тема: Воздух. Свойства воздуха.

Цель: расширить знания обучающихся о свойствах воздуха.

Предметные задачи:

Создать условия для развития у учащихся: навыков проведения несложных опытов в соответствии с инструкцией, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; соблюдения техники безопасности; измерения температуры воздуха; определение основных свойств воздуха, его значение для растений, животных, человека.

Метапредметные задачи:

Создать условия для развития у учащихся: интереса к познанию окружающего мира; самооценки на основе заданных критериев успешности учебной деятельности; формулировать собственное мнение и позицию; навыков взаимоконтроля; использования таблиц, приведённых в учебной литературе; устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

Оборудование: школьная доска; интерактивная доска; документ-камера; шары; духи; мяч и насос; стакан с водой и соломинка; весы (металлические банки от напитков, палочки); модульная система экспериментов PROLog, система контроля и мониторинга PROClass.

Ход урока

Этапы урокаСодержание урока. Деятельность учителяДеятельность учащихсяI.Актуализация знанийЗагадывает загадки. Работа на -А что вы уже знаете о воздухе? - Из каких смесей газов состоит воздух? - А для чего он нужен? -Почему необходим кислород? - Сегодня на уроке мы с вами поговорим о свойствах воздуха. И поможет нам в этом ещё один наш гость. Он будет главным героем нашего урока. Круглый, гладкий, как арбуз. Цвет любой на разный вкус. Коль упустишь с поводка Улетит за облака.- Воздух - Воздух состоит из смеси газов. - Кислород, азот, углекислый газ и другие газы. - Он входит в состав всех живых организмов. -Он участвует в процессе дыхания всех обитателей Земли - растений, животных, человека. -МячII. Основной этап. Опыты. Исследование свойств воздуха. Цель: исследовать свойства воздуха, уточнить и дополнить представление о роли воздуха; о факторах его загрязнения-Ребята, а вы верите мне, что воздух находится вокруг нас повсюду? Есть ли он вообще? Может, его придумали? Докажем это? Ведь, кто ищет, тот всегда найдет ответ даже на самый трудный вопрос! А кто уже догадался, где мы найдём информацию, о том, что нам необходимо сделать? -Откройте учебник на стр. 26. И прочитайте, верно, ли определили тему нашего урока? И что же мы будем делать? -какие органы чувств вы знаете? Напомните мне их. - какова цель нашей работы? Опыт №1. Цвет. - В классе мы видим доску, парту, стены, за окном - дома, деревья, облака. А можем ли мы видеть воздух? Опыт №2. Запах. - А сейчас вдохните глубоко, что вы почувствовали? Пахнет чем-нибудь воздух? Закройте глаза. (Разбрызгивает духи или лимон.) А сейчас? - А какой орган чувств помог нам определить запах? -Где вы чувствуете сильные запахи? Опыт № 3. Форма. - Возьмите в руки учебник. Какой он формы? А теперь попробуйте взять в руки воздух. Получилось? Имеет ли воздух форму? -А теперь я прошу вас заполнить таблицу. Первые 4 опыта. Что вы узнали из наших исследований о воздухе? Опыты демонстрирует учитель ФИЗКУЛЬТМИНУТКА Опыт № 4. Теплопроводность. Учитель: Почему в домах в окна вставляют двойные рамы? Что находится между рамами? Какое свойство воздуха здесь проявляется? -Почему земля под снегом остается теплой, и корни растений не замерзают? На самом деле, что же греет землю, снег ли? Между снежинками - воздух, он не пропускает холод. -Как сидят птички, когда на улице мороз? Почему? А что происходит с мехом животных к зиме? -А как свойство теплопроводности использует человек? Опыт проводится по группам. Опыт №5. Горячий воздух легче. -Измерьте температуру воздуха в помещении. Теплее у пола или под потолком?Теперь вы можете объяснить, почему форточки делают в верхней части окна, а батареи отопления под окнами? -Почему люди в бане поднимаются на полок, ближе к потолку, чтобы попариться? Что происходит с горячим воздухом? -Значит, в нашем кабинете, где находится более теплый воздух - у потолка или ближе к полу?- Учебник. Читают тему урока. Отвечают на вопрос -Определить свойства воздуха. (Дети записывают цель в тетрадь) Открываем первое свойство воздуха. - Воздух невидимый и бесцветный. -Ничего. - Запах духов -Обоняние. Запах, мы ощущаем, когда частицы вещества попадают к нам в нос. -В столовой, парикмахерской, аптеке и т.д. вывод: чистый воздух запаха не имеет. -Нет. Заполняют таблицу Дети: Воздух - плохой проводник тепла. -Мех животных, перья птиц сами по себе не греют, а греет воздух, находящийся между ними. -Меховые шубы, шерстяная одежда ,валенки. Дети проводят эксперимент, используя модульная система экспериментов PROLogРефлексия Цель: научить соотносить полученный результат с поставленной целью и оценивать результат своей деятельности- Какие открытия вы совершили сегодня за урок? Что еще вчера о воздухе вы не знали, а сегодня знаете? - Спасибо всем за работу. Воздушные шарики в подарок. Оцените свою работу, поставив оценку на шарике.- Узнали свойства воздуха: бесцветный или прозрачный, без запаха, без вкуса, не имеет формы, сжимаемость, упругость, легче воды, проводит тепло плохо. Самооценка.Домашнее заданиеДомашнее задание: Дома вы заполните табличку, которую вам дала я и которую вы видите на доске Итог урока

Приложение 10

Конспект урока по окружающему миру в 3 классе

Тема урока: «Термометр. Измеряем температуру»

Цель: познакомить со значением температуры для всего живого

Задачи:

  1. Научить пользоваться термометром;
  2. Формировать общеучебные умения;
  3. Уметь воспринимать информацию;
  4. Учить работать самостоятельно;
  5. Уметь осуществлять оценку, самоконтроль, самооценку;
  6. Уметь доказывать свою точку зрения
  7. Воспитывать коммуникативные отношения с одноклассниками.

Планируемые результаты

Личностные осознать потребность в изучении темы, проявляя интерес к поставленной проблеме; научиться измерять температуру с помощью

Метапредметные ориентироваться в учебнике; группировать термометры по назначению; работать по предложенному учителем плану; контролировать выполнения заданий; сотрудничать, договариваться; доказывать свою точку зрения.

Предметные расширить представления о различных видах термометра; осознать значимость использования термометра человеком.

Оборудование: цифровой термометр, нетбуки для каждого ученика, документ-камера, модульная система экспериментов PROLog, система контроля и мониторинга качества знаний PROClass, интерактивная доска.

Ход урока


Лабораторная работа № 1

ИЗМЕРЕНИЕ ТЕМПЕРАТУРЫ ВОЗДУХА

Цель: научиться измерять температуру воздуха с помощью специального прибора

Задачи:

  1. Повторить правила работы при выполнении лабораторных работ;
  2. Разместить оборудование и материалы на своем рабочем столе;
  3. Измерить температуру в классе и занести данные в таблицу;
  4. Измерить температуру воздуха на улице и занести данные в таблицу;
  5. Сравнить результаты и сделать вывод.

Оборудование: ПК с установленным ПО PROLog; модуль сопряжения USB-100; модуль «Питание»; цифровой измерительный модуль «Температура»; USB кабель B/M-B/M, 0.185M; картонная коробка.

1. О чем ты узнаешь?

Что такое температура и как ее измеряют.

. Что ты научишься делать?

Измерять температуру воздуха с помощью специального прибора.

. Подготовься к выполнению работы

Прочитай текст.

Температура воздуха является важной характеристикой погоды.

Температуру воздуха можно измерить разными способами. Иногда для этого достаточно наших собственных ощущений. Например, если тебе становится холодно, ты надеваешь теплую одежду. Когда мы заходим в помещение зимой, мы снимаем с себя верхнюю одежду, чтобы чувствовать себя комфортно. Для точного измерения температуры необходимо использовать специальные устройства. Ты уже знаешь термометр, который наверняка находится за окном класса или в твоей комнате. Сегодня ты будешь учиться определять температуру при помощи измерительного модуля «Температура»

Найди и выдели в тексте главную мысль. Если ты затрудняешься это сделать, еще раз прочитай название лабораторной работы.

. Что тебе необходимо для работы:

  • ПК с установленным ПО PROLog;
  • модуль сопряжения USB-100;
  • модуль «Питание»
  • цифровой измерительный модуль «Температура»;
  • USB кабель B/M-B/M, 0.185M
  • картонная коробка.
  • 5. Памятка о мерах предосторожности при выполнении работы
  • В ходе работы необходимо строго соблюдать следующие правила:
  • 1. Выполняй все указания педагога, соблюдай дисциплину при подготовке и во время работы.
  • 2.

Не нашел материала для курсовой или диплома?
Пишем качественные работы
Без плагиата!