Формирование здорового образа жизни детей и юношества средствами библиотеки

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    129,42 Кб
  • Опубликовано:
    2015-06-11
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Формирование здорового образа жизни детей и юношества средствами библиотеки

Содержание

Введение

. Роль библиотеки в продвижении принципов здорового образа жизни

.1 Государственная политика в области здоровьесбережения

.2 Библиотеки в продвижении философии здоровьесбережения

.3 Просветительская работа библиотек по формированию ЗОЖ

. Формирование здорового образа жизни: опыт библиотек, работающих с молодежью

.1 Практика работы библиотечных учреждений Российской Федерации

.2 Библиотеки Омской области

.3 Исследование социальных условий формирования здорового образа жизни у школьников

аключение

Список используемой литературы

Приложения

Введение

Актуальность проблемы. Разработка проблемы формирования здорового образа жизни библиотеками у подростков и юношества обусловлена объективными причинами. Здоровый образ жизни в настоящее время признан социально значимым феноменом, по уровню и состоянию которого можно судить о благополучии общества, поэтому важной социальной государственной задачей, требующей консолидации всех социальных институтов, использования широкого спектра средств, возможностей и ресурсов, является сохранение и укрепление здоровья нации. На современном этапе развития российского общества формирование здорового образа жизни у подростков и юношества осуществляется не только в рамках профессиональной деятельности сферы здравоохранения, значительная роль в этом процессе отводится библиотеке.

Поиск инновационных путей в реализации здоровой жизнедеятельности личности приводит к возрастанию роли библиотеки как социального института, способного оказывать существенное воздействие на пользователя независимо от его социальной, гендерной стратификации. Библиотека обладает определенной ресурсной базой по формированию здорового образа жизни у детей и юношества и может стать эффективным институтом культивирования здорового образа жизни, особенно при взаимодействии с другими социальными объектами.

Вышесказанное определило актуальность исследования проблемы формирования здорового образа жизни у подростков и юношества библиотеке.

Предмет исследования: теория и организация формирования здорового образа жизни детей и юношества средствами библиотеки.

Целью работы явилось изучение практического опыта библиотек по формированию у подростков и юношества интереса к здоровому образу жизни как устойчивой системе поведения и привычек личности.

Основными задачами работы являются:

1. Многофакторный анализ проблемы сохранения здоровья нации.

. Исследование роли библиотек в продвижении принципов ЗОЖ среди подростков и юношества.

. Выявление современного опыта работы библиотек РФ.

. Изучение просветительской деятельности реальной библиотеки по формированию здорового образа жизни.

Практическое значение ВКР заключается в изучении практического опыта библиотек по формированию здорового образа жизни у подростков и юношества.

Методы изучения проблемы: анализ опубликованных документов, метод сравнительного анализа, анализ библиотечной документации, метод социологического опроса, тестирования.

В процессе исследования, в соответствии с его целями, использовались следующие методы: теоретические - теоретический анализ предмета и проблемы исследования, теоретическое обобщение результатов исследования формирования здорового образа жизни в современной библиотеке; библиографические - анализ документального потока; эмпирические - изучение и обобщение позитивного опыта библиотек РФ; социологические - анкетирование, опытно-экспериментальная работа при разработке и осуществлении работы библиотеки, направленной на формирование здорового образа жизни

Цели и задачи ВКР обусловили структуру работы, которая состоит из введения, двух основных разделов, заключения, списка использованной литературы, приложений.

1. Роль библиотеки в продвижении принципов здорового образа жизни

.1 Государственная политика в области здоровьесбережения

Здоровье является универсальной общечеловеческой ценностью. С одной стороны, это совокупность возможностей, которые могут быть реализованы при наличии полноценного здоровья: статусная роль в обществе, профессия, род занятий, продолжительность жизни и т. д. С другой -это отношение отдельно взятого человека к своему здоровью, которое выражается в ценностных ориентациях, привычках, предпочтениях, мотивациях в поведении по отношению к здоровью.

Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" дает следующее определение понятию "здоровье": это "…состояние физического, психического и социального благополучия человека, при котором отсутствуют заболевания, а также расстройства функций органов и систем организма".

Здоровье человека, в первую очередь, зависит от стиля жизни. Этот стиль определяется социально-экономическими факторами, историческими, национальными и религиозными традициями, убеждениями, личностными наклонностями. Понятие "здоровый образ жизни" объединяет все, что способствует выполнению человеком профессиональных, общественных, семейных и бытовых функций в оптимальных для здоровья условиях и определяет направленность усилий личности в сохранении и укреплении индивидуального и общественного здоровья.

Модель поведения человека в конкретных условиях жизни, уменьшающая риск возникновения заболеваний, индивидуальная система привычек, обеспечивающая человеку необходимый уровень жизнедеятельности - это то, что принято называть "здоровым образом жизни". Иными словами, здоровый образ жизни - это симбиоз разумной физической нагрузки, сбалансированного питания, систематической закалки организма, режима отдыха и сна, позитивного психологического настроя, способного противостоять стрессам, активная жизненная позиция, разумный подход к использованию лекарственных препаратов, гигиена, и естественно отказ от вредных привычек. Важнейшую роль при формировании здорового образа жизни играют государство, общество и семья. Причем некоторые формы вмешательства государства, по мнению ведущих специалистов в области охраны здоровья, являются ключевыми для гарантии защиты людей от определенных рисков.

Об этом очень точно сказал академик РАН и РАМН Е.И. Чазов водной их своих публичных лекций: "…в борьбе за здоровье нации, государственные мероприятия, направленные на решение социальных вопросов, играют важнейшую роль".

В начале 21 века в Российской Федерации начинает реализовываться стратегия укрепления здоровья нации и профилактики заболеваний. В реализации данной стратегии участвуют, прежде всего, социальные и бюджетные учреждения, учреждения связанные с подрастающим поколением, оздоровительные учреждения. Были реализованы - приоритетный Национальный проект "Здоровье", федеральная целевая программа "Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями (2007-2012 годы)", региональные программы модернизации здравоохранения. В 2010 году принят Федеральный закон № 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании вРФ", который заложил новые принципы финансового обеспечения здравоохранения и гарантирует новые подходы к оказанию медицинской помощи.21 ноября 2011 г. Президентом был подписан Федеральный закон № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации". Данный правовой акт разработан в целях совершенствования законодательства в сфере охраны здоровья граждан и оказания им медицинской помощи и является базовым нормативным документом для всей сферы здравоохранения Российской Федерации, устанавливая правовые основы ее регулирования.

Основным инструментом реализации государственной политики в сфере здравоохранения в настоящее время выступает государственная программа Российской Федерации "Развитие здравоохранения" до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 24 декабря 2012 г. № 2511-р. Основная цель Программы состоит в формировании здорового образа жизни; формировании системы, обеспечивающей доступность медицинской помощи и повышение эффективности медицинских услуг, объемы, виды и качество которых должны соответствовать уровню заболеваемости и потребностям населения, передовым достижениям медицинской науки.

Программа рассматривается в качестве основного инструмента реализации государственной политики в сфере здравоохранения. Она состоит из девяти подпрограмм со своими задачами, мероприятиями. Одна из них называется "Профилактика заболеваний и формирование здорового образа жизни. Развитие первичной медико-санитарной помощи".

Таким образом, формирование здорового образа жизни становится одним из приоритетов государственной политики в области здравоохранения

Здоровье сегодня рассматривается большинством ученых как комплексный системный объект, имеющий междисциплинарный характер. Современная государственная политика Российской Федерации в сфере здравоохранения направлена на формирование системы, обеспечивающей доступность медицинской помощи и повышение эффективности медицинских услуг и позволяющей, в конечном итоге, улучшить здоровье и качество жизни населения. Сбережение здоровья населения - задача не только здравоохранения. Здоровье подрастающего поколения всегда было в центре внимания. Вопрос здоровьесбережения подростков является одним из приоритетных.

1.2 Библиотеки в продвижении философии здоровьесбережения

Библиотеки уже давно нашли свою нишу в продвижении философии здоровьесбережения. Об этом в своей статье "Библиотеки и здоровьесбережение" писала директор Белгородской государственной специальной библиотеки для слепых им. В.Я. Ерошенко Елена Анатольевна Саруханова: "Миссия саморазвивающейся библиотеки, ориентированной на выявление социально значимых проблем общества и соучастие в их решении - это требование новых условий жизнедеятельности муниципальных библиотек".

Наверное, библиотечные работники согласятся с тем, что технологии, используемые в библиотечно-информационной работе по формированию и продвижению в читательскую среду здорового образа жизни можно условно назвать "информационно-просветительскими". А задачу современной библиотеки четко сформулировала Е.А. Саруханова: "…вместе с другими государственными и общественными организациями создать образовательную и воспитательную среду, формирующую культуру здоровья населения".

Технологии, которые можно использовать в этой работе, в первую очередь информационно-библиотечные. Перечислим их:

. Формирование собственных и использование корпоративных библиотечных ресурсов с целью информационной поддержки специалистов.

. Предоставление услуг индивидуального, группового и массового информирования (традиционных и инновационных).

. Создание собственных информационных продуктов.

С 2009 года государством в рамках Национального проекта "Здоровье" в нашей стране реализуется масштабная информационная кампания по формированию приоритетов здорового образа жизни "Здоровая Россия", включающая мероприятия по созданию и продвижению ресурсов о здоровом образе жизни. Среди них:

создание Интернет-портала о ведении здорового образа жизни takzdorovo.ru,

проведение рекламных кампаний,

создание единой телефонной справочной службы программы "Здоровая Россия" (бесплатные консультации),

телепроекты,- Всероссийская акция "31 мая - день отказа от курения. Навсегда",

Всероссийский конкурс проектов по ЗОЖ "Здоровая Россия",

цикл публичных лекций авторитетных российских экспертов в области здравоохранения.

Интернет-портал #"891384.files/image001.gif">

Исследования проводились с тремя категориями - учащимися школы, их родителями и педагогами.

Анализ данных показывает, что большая часть учащихся (70 - 75 %) и родителей (65 - 70 %) знают в основном только о двух из пяти основных условий формирования здорового образа жизни: физическое развитие и отсутствии вредных привычек. Педагоги (66 %) кроме этих условий знают еще и о необходимости рационального питания.

На вопрос, в каком возрасте вы впервые обратили внимание на образ жизни людей и когда впервые задумались о своем образе жизни, ответы распределились следующим образом

Диаграмма 2


Диаграмма 3


Анализ полученных данных показывает, что дети начинают обращать внимание на образ жизни людей с 6 лет, а к 14 годам на образ жизни людей обратили внимание 74 % учащихся. Мысли о своем образе жизни начинают появляться у ребенка к 6 годам, а к 14 годам об этом задумывались более 62 % учащихся. Следовательно, к этому времени уже должна вестись целенаправленная работа и родителей, и педагогов, и всех социальных институтов общества по формированию сознании подростков здорового образа жизни. И начинаться эта работа должна задолго до поступления ребенка в школу, по сути, эта работа должна начинаться с момента его рождения.

Результаты анкетирования учащихся, родителей и педагогов по реализации здорового образа жизни (ЗОЖ)

Диаграмма 4


Анализ полученных данных свидетельствует о следующем:

в вопросе о реализации здорового образа жизни ученики полностью (31 %) опережают и родителей (25 %) и педагогов (6%);

в вопросе отношения к людям ориентированным на здоровый образ жизни положительно ответили учащихся, в то время как 100 % родителей и педагогов к таким людям относятся положительно;

в вопросе нехватки времени для ведения здорового образа жизни, наибольшая нехватка времени у 75 % учащихся, что может указывать на нерациональное использование своего времени или отсутствие строго определенного режима дня;

Остальные (70%) учащихся объясняют это тем, что никто и ничто не способствует появлению у них мыслей о здоровом образе жизни, а также не знание литературных или иных источников информации.

Вместе с тем, значительная часть учащихся (30%) отмечает, что способствует появлению мыслей о здоровом образе жизни занятия спортом, внешний вид физически развитых людей, возможные последствия вредных привычек, личный пример родственников, друзей, некоторые телевизионные передачи, литературные знания, а также личный опыт и мысли о будущей жизни.

Анализ данных приобщения детей к спорту показывает, что больше всего с детьми занимаются школе. Настораживает тот факт, что значительное количество родителей вообще не занимаются физкультурой со своими детьми.

По результатам экспериментальных исследований можно сделать вывод, что в целом в семьях учащихся складывается в большей степени здоровый образ жизни. Его поддерживает подавляющее число родителей, к нему стремятся учащиеся. Но существует ряд проблем, решение которых существенно приблизит учащихся к здоровому образу жизни.

3аключение

Здоровый образ жизни сегодня - это требование времени. Проблема формирования здорового образа жизни является одной из актуальных задач библиотечном обслуживании нашего населения, особенно молодежи.

Выполняя социальную функцию, библиотека всё чаще становится одной из "площадок профилактики вредных привычек, правонарушений".

Чтобы противопоставить альтернативу курению, пьянству, употреблению наркотиков среди подростков и молодежи, требуется организовать их свободное время, проводить профориентацию, привлекать к чтению через игровую деятельность.

Анализируя работу библиотек, можно сказать, что вся она, так или иначе, носит профилактический характер. Это значит, что сотрудники библиотек предлагают читателям и пользователям альтернативу нездоровому образу жизни. Ведут просветительскую работу, стараются заинтересовать молодёжь разнообразными увлечениями и донести мысль, что в реальной жизни есть очень много интересного и полезного для них: чтение книг, занятие спортом, увлечение музыкой, туризмом и т.д. У библиотекарей, непосредственно работающих с молодёжью, есть два подхода в работе по воспитанию здорового образа жизни:

Первый строиться по принципу запретов, устрашения или отрицания; - -Второй - по принципу акцентирования внимания молодёжи на светлой стороне жизни, где можно получить "кайф" от прочтения хорошей книги, прослушивания музыки, просмотра интересного фильма, участия в спортивных мероприятиях.

Информация по ЗОЖ должна быть дифференцированная. Одна информация должна идти на специалистов, работающих с детьми. Совсем другая - на родителей. И совсем уже иная - на подростков и юношество, чтобы после некоторых мероприятий у подростков и молодёжи в сознании не сохранялась только информация о наркотиках, алкоголе и курении. Чтобы не было подобного результата, когда на одной из встреч нарколога со старшеклассниками в библиотеке после слов врача: "Сегодня почти каждый подросток 12-14 лет попробовал хоть какой- нибудь алкогольный напиток или пробовал курить…", 15- летний читатель воскликнул: "Так что же я то опоздал?". Говоря о социальных проектах, направленных на организацию культурного досуга молодёжи, можно сказать, что их достаточно много и они разнообразны.

Особое место в библиотечной деятельности занимает реализация проектов экологической направленности, целью которых является - формирование у молодёжи бережного отношения к природе и своему здоровью, понимание того, что варварское отношение к природе, приводит к ухудшению окружающей среды и негативно влияет на общее состояние человека. Огромным плюсом реализации данных проектов можно считать привлечение молодёжи к природоохранной деятельности: высадка кустарников, озеленение скверов, очистка от мусора прибрежной территории водоёмов, подкармливание птиц и мелких животных зимой. Библиотеки продолжают реализацию проектов, направленных на работу с детьми с ограниченными возможностями и социально незащищёнными слоями населения.

Работа с инвалидами - ещё одно направление деятельности библиотек. Обычно в декаду инвалидов в библиотеках проводят много различных мероприятий, все они направлены на то, чтобы у людей исчезло чувство одиночества, уныния и неуверенности в завтрашнем дне, была возможность расширить круг общения и появилась надежда на улучшение здоровья. Большим подспорьем в работе библиотек по пропаганде здорового образа жизни и профилактике девиантного поведения в молодёжной и подростковой среде является деятельность клубов по интересам. Направленность этих клубов разнообразна: оздоровительные, экологические, клубы выходного дня, семейные, правоведческие.

Сегодня книга помогает библиотечным работникам в организации здорового каникулярного отдыха детей и подростков. Библиотеки сотрудничают со школами, детскими садами, детскими домами, с лагерями труда и отдыха, спортивными лагерями, привлекают в библиотеку и тех детей, и подростков, кто по ряду причин не выехал на отдых, предоставлен сам себе. Многие библиотеки работают летом по специальным программам, которые позволяют разнообразить досуг детей и подростков, выявлять и развивать их способности, формировать и поддерживать читательскую активность.

Анализ работы по пропаганде здорового образа жизни позволил сделать вывод, что все библиотеки включились в работу по данному направлению и проводят ее среди различных групп читателей.

Динамика работы показала, что данное направление востребовано со стороны педагогических коллективов, специалистов по работе с молодежью и социальных работников.

Работники библиотек проводят различные мероприятия и конкурсы в т. ч. совместно с медицинскими учреждениями, органами социальной защиты населения, молодежными организациями.

С привлечением современных электронных носителей повысилось качество проводимых мероприятий.

Формы и методы работы стали более разнообразными. Проводятся как традиционные, всё ещё востребованные, так и интерактивные библиотечные мероприятия.

Самые интересные из них организуются совместно с другими учреждениями образования и культуры, а на селе - в рамках клубных объединений.

В обслуживании читателей-инвалидов применяются массовые и индивидуальные формы работы.

Многие библиотеки являются местом проведения различных организационных встреч, собраний и пленумов таких организаций как общество инвалидов, общество ветеранов и социального агентства молодежи. Это позволяет библиотекарям всегда находиться в курсе общественной жизни и заниматься организацией досуга местного населения с большей пользой и отдачей.

Организация здорового образа жизни россиян является одной из составляющих национальной безопасности страны. Крепкое здоровье нации свидетельствуют о стабильном и устойчивом экономическом росте государства. Именно поэтому развитие физической культуры и спорта поддерживается на уровне Президента России. Особую актуальность это приобретает в молодежной среде.

Здоровый образ жизни сегодня - это требование времени. Проблема формирования здорового образа жизни является одной из актуальных в библиотечном обслуживании населения, особенно молодежи. Быть здоровым стало модно и престижно. Работа библиотеки в этом направлении предусматривает мероприятия, которые активно пропагандируют здоровый образ жизни, содействуют организации досуга молодежи, привлекают к чтению, знакомят с интересными людьми и их увлечениями.

Здоровье человека зависит от самих людей, начиная ещё с детского возраста. Поэтому важно научить молодёжь бережно относиться к своему здоровью, формировать здоровый образ жизни. Ведь человек - сам творец своего здоровья, за которое надо бороться. А здоровье человека более чем на 50% определяется его образом жизни.

С раннего возраста необходимо вести активный, здоровый образ жизни, закаливаться, заниматься физкультурой и спортом, соблюдать правила личной гигиены, правильно питаться, отрицательно относиться к вредным привычкам словом, добиваться разумными путями подлинной гармонии здоровья.

Здоровье есть сама жизнь с ее радостями, тревогами, творческим взлетом. Ни один нормальный человек в мире не хочет быть больным, все хотят быть здоровыми.

Хочется, чтобы нынешняя молодёжь и в будущем подрастающие поколения заботились о своём здоровье.

В заключение хочу предложить некоторые рекомендации коллегам:

организовывать такие мероприятия, которые не только содействовали бы приобретению знаний о здоровом образе жизни, но и предполагали организацию проведения свободного времени,

больше проводить досуговые мероприятия,

приобщать читателей и особенно подростков и молодежь к занятиям физической культурой и спортом,

применять интерактивные формы работы, а также компьютерные технологии,

осуществлять дальнейшее расширение внестационарного обслуживания, чтоб люди, не имеющие времени для посещения библиотеки, смогли пользоваться её фондами.

уделить наибольшее внимание людям с ограниченными возможностями здоровья, развивать обслуживание инвалидов на дому.

Список используемой литературы

. Федеральный закон Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" : [Электронный ресурс] / Министерство здравоохранения Российской Федерации //Режим доступа//:#"891384.files/image005.jpg">

Ленточка цвета крови, свернутая петелькой, присутствует на эмблемах всех организаций, связанных с эпидемией ВИЧ/ СПИДа.

Отвернуться от инфицированного, прекратить дружбу с ним не достойно настоящего человека. Вирус не летает по воздуху, не живёт в воде, не передаётся через поцелуи, объятия, рукопожатия, укусы насекомых или животных, через общую посуду.

Что такое ВИЧ?

ВИЧ (вирус иммунодефицита человека) - это вирус, который передаётся от человека к человеку определёнными путями и вызывает нарушение функций или разрушение иммунной системы человека.

Что такое СПИД?

Синдром приобретенного иммунодефицита (СПИД) - инфекционная болезнь, вызываемая вирусом вирусов иммунодефицита человека. Термин СПИД используется только для обозначения последней стадии заболевания.

ВИЧ-инфекции

В первые недели проникновения в организм человека вирус иммунодефицита себя никак не проявляет. Он только "приспосабливается" к человеку и распространяется по различным органам и тканям. В течение 3-6 недель - это так называемый инкубационный (скрытый) период ВИЧ-инфекции. В это время человек уже инфицирован, но выявить имеющуюся у него инфекцию практически ещё невозможно. Вирус может находиться в организме десять и более лет, прежде чем человек почувствует какие-либо симптомы заболевания.

Таким образом, следует помнить, что:

Ø Можно получить ВИЧ, даже не подозревая этого.

Ø  Можно передать ВИЧ другим, не зная об этом.

Заражение происходит:

F Половым путём, при сексуальном контакте с ВИЧ-инфицированным человеком.

F Через кровь и при проведении инъекций необработанным шприцем.

F От инфицированной матери - ребёнку во время беременности, при вскармливании грудью.

Помни можно уберечься от заражения!

$ Помни, что презерватив предохраняет от заражения.

$ Пользуйся только стерильными шприцами.

$ При прокалывании ушей, нанесении татуировки, удостоверься, что инструменты для этого используются стерильные;

$ Бритвенные принадлежности, зубные щётки, маникюрные ножницы должны быть строго индивидуальны.

Не бойся!

ü Здороваться за руку с инфицированным.

ü Вместе с ним заниматься спортом.

ü Ходить в кино, бассейн.

ü Пользоваться книгой.

Приложение 4

Проект по пропаганде здорового образа жизни среди подростков и молодёжи "Формула успеха - здоровый образ жизни"

Организатор проекта: Старомалиновская сельская библиотека-филиал №20

Участники проекта:

v Неорганизованные читатели подростки, читательские семьи.

v  Коллективные пользователи: группы пришкольных лагерей.

v  Социально-незащищенные группы населения.

v  Руководители чтения.

Обоснование проекта

"Здоровье - мудрых гонорар" (Беранже)

"Надо стремиться, чтобы в теле здоровом и дух был здоровым" (Ювенал)

"Ни в каком возрасте человек не нуждается так в понимании, как в годы юности. Создаётся впечатление, будто глубокое понимание другими - необходимое условие формирования личности" (Ремшмидт Х.)

Мы привыкли повторять, что будущее принадлежит молодому поколению. Но какое оно, это поколение? События последних лет заставляют обратить нас особое внимание на здоровье детей, подростков, молодёжи, так как официальная статистика продолжает угрожающе свидетельствовать об ухудшении здоровья подрастающего поколения.

Так, на сегодняшний день, по данным Министерства здравоохранения России, 90% детей имеют существенные отклонения в состоянии здоровья, у 60-70% наблюдаются мозговые дисфункции, а 35% вовсе хронически больны, и лишь 5-10% детей приходят в школу с диагнозом "здоров". Почти все нынешние дети повышено нервно возбудимы, чаще всего физически ослаблены вследствие неполноценного питания, экологического и социального неблагополучия условий жизни.

К счастью, человек столь совершенен, что вернуть здоровье можно почти всегда. Здоровье человека во многом зависит от разумного, бережного отношения к нему в детстве и юности.

Молодой человек может много восполнить из того, что недодала ему природа, закаляя свой организм и повышая его выносливость. Но в то же время может стать и расточителем своего здоровья, относясь к себе бездумно, ведя неправильный образ жизни.

Для здоровья одинаково необходимы четыре условия: физические нагрузки; ограничения в питании; закаливание; время и умение отдыхать, И ещё пятое - счастливая, гармоничная жизнь. К сожалению, без первых условий она здоровья не обеспечивает. Но если нет счастья в жизни, то где найти стимулы для усилий, чтобы напрягаться и голодать?

Здоровье - основа плодотворной творческой жизни, радостного отношения к миру. Оно обеспечивает оптимальное развитие психических и физических возможностей человека, его работоспособность, социальную активность при максимальной продолжительности жизни.

Как этого достигнуть?

Активные усилия по улучшению здоровья детей отвечают желаниям самих ребят. Сегодня, как показывают опросы, 81% старшеклассников считает для себя самой большой ценностью здоровье.

Безусловно, помогать ребятам должны взрослые: родители, учителя, врачи. Немалую роль здесь может сыграть и библиотека, как информационный и культурный центр, где школьники, молодёжь проводят довольно значительную часть своего времени.

Библиотекарям, работающим с молодым поколением, очень важно иметь глубокие знания о возрастных особенностях, закономерностях развития и становления, вопросах и проблемах, волнующих юношей и девушек сегодня.

По мнению учёных, в подростковом возрасте (11-15 лет) главной стороной жизни становится общение. В первую очередь для подростка важно общение со сверстниками, но весьма значимо также общение и со взрослыми. Помимо общения, по-прежнему имеет значение учебная деятельность, увлечения; продолжают развиваться такие сущностные мотивы, как привязанности, любовь природе, чувство Родины и др. Это трудный период полового созревания и психологического взросления. Именно в это время меняется самосознание: появляется ощущение себя взрослым.

По мнению Руссо, детство и юность следует защищать от пагубного влияния. Человек должен прожить эти периоды во всём их своеобразии; лишь тогда жизнь его будет полноценна.

Цель проекта:

Достижение физического совершенства и душевного равновесия путём пропаганды здорового образа жизни и воспитания толерантного сознания среди подростков и молодёжи. Формирование у подрастающего поколения активной, здоровой жизненной позиции и развитие ответственной личной позиции за своё здоровье, свою жизнь.

Задачи проекта:

Помочь молодым читателям осознать важность разумного отношения к своему здоровью с самых ранних лет.

Помочь ребятам определить свои вредные привычки и выработать реальные "рецепты здоровья".

Сформировать у подростков и молодёжи устойчивое негативное отношение к алкоголю, табаку, наркотикам. Дать практические советы о том, как сказать дурману "нет!". Помочь юным гражданам обрести своё <Я> в этом мире. Научить их ценить себя, людей, жизнь. Научить конкретным приёмам развития у себя качеств толерантной личности. Сформировать у ребят позитивное отношение к здоровому образу жизни через художественную и научно-популярную литературу.

Социальные партнеры: Старомалиновский ЦК, МКОУ Береговская СОШ, Комитет по молодежной политике, Администрация сельского поселения, полиция.

Ожидаемые результаты:

§ Привлечь к участию в проекте как можно большее количество подростков, в том числе:

·   записать в библиотеку новых читателей;

·   охватить: массовыми мероприятиями;

·   индивидуальными формами общения;

·   занять в творческих конкурсах подростков;

§ Увеличить книговыдачу литературы;

§  Читаемость;

§  Посещаемость..

 

Основные принципы реализации проекта:

C Объединение усилий сотрудников библиотек, администрации поселения, педагогов, СМИ, работников культуры, полиции.

C  Привлечение социальных партнеров и спонсоров к реализации программы.

C  Охват всех возрастных групп подросткового населения поселения.

C  Наличие компонентов информационной культуры, наглядности.

C  Поощрение читательской активности.

C  Внедрение инноваций в практику работы с читателями.

Методы реализации проекта:

Рекламная деятельность

Форма работы, тема

Срок исполнения

Исполнитель

1

Информационно - рекламная акция: " Читайте с нами о здоровье"

август

Библиотека

2

Оформление информационных стендов

Январь - декабрь

Библиотека

Информационно - библиографическое обеспечение проекта

1

Составление рекомендательных библиографических пособий малых форм по теме.

Январь - декабрь

Библиотека

2

День информации: " Здоровье сберегу - сам себе я помогу"

октябрь

Библиотека Школа

Методы реализации проекта

1

Памятка для родителей "Не прогляди чадо своё" (Как определить, употребляет ли ребёнок наркотики?).

Февраль 2014

Библиотека Молодежная политика

2

Буклет "В компьютерных сетях" (Как обеспечить подросткам безопасное общение с компьютером

Библиотека школа

3

Буклет "Государство против курения!"

Апрель 2014

Библиотека полиция

4

"С сигаретой не дружу" - акция

 Октябрь 2014

Библиотека Школа Молодежная политика

5

"Цена зависимости - жизнь" - тем. полка

Май 2014

Библиотека

6

"Твое отношение к наркотикам" - беседа-диалог

Июнь 2015

Библиотека Школа Полиция Молодежная политика

7

"Наркотики, вино, табак: зачем тебе это?" - кн. выставка

Ноябрь 2015

Библиотека

8

"Огненная вода - погибель человечества"- тем. полка

Январь 2014

Библиотека

9

урок-предупреждения в старших классах "Падающие звёзды" (Звёзды эстрады и наркотики).

Сентябрь 2015

Библиотека  школа Молодежная политика

10

"Россия, которую мы пропиваем" - беседа

Февраль 2015

Библиотека Школа Полиция

11

"Формула красоты"- опрос

Сентябрь 2014

Библиотека Школа

12

Юнош. час "Девичий перекур и его последствия"

 Апрель 2015

Библиотека Школа Молодежная политика Полиция

13

Викторина "Горькие плоды сладкой жизни"

Март 2014

Библиотека

14

Антитабачная викторина "Коварство невинной сигареты"

Ноябрь 2014

Библиотека Школа

15

Интеллект.-познават. игра "Планета здоровья"

Август 2014

Библиотека

16

"Подросток. Здоровье. Будущее" - кн. выставка

Июнь 2014

Библиотека

17

Ток-шоу "Путь к здоровью"

Декабрь 2015

Библиотека Школа

18

Вечер "Давайте будем здоровыми"

Октябрь 2015

Библиотека Школа

Финансирование проекта

1

Оформление (ватман, краски, кисти)

1000р.


2

1000р.


3

Проведение мероприятий

1000р.



Приложение 5

 

Гены играют немалую роль в формировании телосложения, последние исследования показали, что мы способны повлиять на эту ситуацию и проявить их лучшую сторону. В любой момент нашей жизни клетки жировой ткани могут увеличиться или уменьшиться, и зависит это скорее от образа жизни (питания и физической активности), чем от генов. Если бы у вас появилась возможность провести сутки в компании стройного человека, приверженца здорового образа жизни, вы бы непременно заметили несколько вещей, которые отличают его от большинства, ведущего малоподвижный образ жизни. Узнайте, как некоторым людям удается иметь стройную фигуру и хорошее здоровье до преклонных лет, и постарайтесь перенять эти полезные привычки.

Правила здорового образа жизни:

- не употребляйте вещества, наносящие вред вашему организму (алкоголь, никотин, наркотики)!

больше бывайте на свежем воздухе!

соблюдайте режим дня!

употребляйте в пищу свежие фрукты и овощи!

ежедневно занимайтесь физической культурой!

уменьшите время нахождения перед экраном телевизора и монитором компьютера!

чаще улыбайтесь!

Здоровый образ жизни: десять основных привычек!

1. Высыпайтесь и просыпайтесь естественным образом. Большинство людей, ведущих здоровый образ жизни, просыпаются без будильника в отличном настроении, отдохнувшие и с хорошим аппетитом. Такие люди легко засыпают, крепче спят, кроме того, потребность во сне у них меньше, т.е. для восстановления сил им нужно всего несколько часов крепкого сна. Сон восстанавливает силы организма, помогает перестроиться и подготовиться к новому дню.

2. Будьте готовы. Люди, ведущие здоровый образ жизни, еще с вечера готовят спортивные принадлежности и одежду на следующий день, заблаговременно планируют распорядок дел на целую неделю с учетом спортивных тренировок.

3. Делайте утреннюю зарядку. Занятия спортом утром более эффективны, чем вечерние занятия, кроме того, они лучше вписываются в распорядок дня. После утренней зарядки появляется приятное ощущение удовлетворения и гордости, что помогает выбирать здоровое питание на протяжении дня, успешно выходить из стрессовых ситуаций и сохранить хорошее настроение. Утренняя зарядка - лучшее начало дня.

4. Планируйте режим питания. Люди, ведущие здоровый образ жизни, питаются строго в определенное время, планируют приемы пищи с учетом тренировок и точно знают, что съедят и когда. Если вы настолько проголодались, что направляетесь к шведскому столу или заказываете в кафетерии фастфуд, это первый признак близящейся катастрофы.

5. Не зацикливайтесь на неудачах. Люди, ведущие здоровый образ жизни, не позволяют неудачам остановить их на пути к цели. После пропущенной тренировки они оправляются в спортзал и занимаются еще интенсивнее.

6. Измените образ жизни и привычки. Стройные люди стали такими не за одну ночь - для этого им понадобилось гораздо больше времени. Они много читают о правильном питании, и не пытаются преобразиться за один день, постепенно меняя привычки до тех пор, пока они не станут естественной частью их жизни.

7. Научитесь отличать психологию успеха от бесполезных и вредных советов "как быстро похудеть без усилий". Люди, ведущие здоровый образ жизни, не ведутся на волшебные средства быстро и без усилий похудеть и оздоровиться. Они знают, что долголетие, хорошее здоровье и стройная фигура не даются легко, и чтобы ежедневно наслаждаться этими преимуществами, нужно приложить немало усилий.

8. Сбросьте лишний вес и сохраните достигнутый. Люди, ведущие здоровый образ жизни, знают, что одной диеты еще недостаточно, чтобы похудеть и сохранить достигнутый вес на долгое время. При условии регулярных занятий спортом достигнутый вес можно сохранить на всю жизнь.

9. Не пренебрегайте позитивным аутотренингом. Чтобы сохранить хорошую фигуру, нужно пользоваться приемами позитивного аутотренинга. Вряд ли вы похудеете, если будете постоянно твердить себе "Я толстая". Чаще повторяйте фразы "Я сильная", "У меня все получится".

Приложение 6

Тест по теме: "Здоровый образ жизни"

) Часто ли вы едите свежие овощи и фрукты? (да - 1 балл, нет - 0 баллов)

) Стараетесь ли вы регулярно употреблять волокнистую пищу, хлеб из отрубей или густого помола? (да - 1 балл, нет - 0 баллов)

) Любите ли вы свою учёбу? (да - 1 балл, нет - 0 баллов)

) Ограничиваете ли вы употребление сахара? (да - 1 балл, нет - 0 баллов)

) Занимаетесь ли вы чем-нибудь помимо учёбы (хобби)? (да - 1 балл, нет - 0 баллов)

) Есть ли у вас человек, которого вы любите? (да - 1 балл, нет - 0 баллов)

) Часто ли вам бывает скучно? (да - 0 баллов, нет - 1 балл)

) Занимаетесь ли вы видами спорта, опасными для здоровья? (да - 0 баллов, нет - 1 балл)

) Вы курите? (да - 0 баллов, нет - 1 балл)

) Вы употребляете алкогольные напитки? (да - 0 баллов, нет - 1 балл)

)Ваш вес в норме? (да - 1 балл, нет - 0 баллов)

) Часто ли вы волнуетесь или беспокоитесь по пустякам? (да - 0 баллов, нет - 1 балл)

Если вы набрали 11-12 баллов - вы ведете действительно здоровый образ жизни, при том не ради галочки.

Если набрали меньше, вам есть над, чем работать:

Главное, всегда помните: "Ваше здоровье в ваших руках!".

Остальные рискуют потерять драгоценное здоровье в ещё в молодости.

Приложение 7

Дорогой друг! Просим серьезно отнестись к заполнению анкеты и ответить на все вопросы, подчеркнув выбранный Вами ответ прямой линией.

Представление о здоровом образе жизни

Знакомы ли вам составляющие здорового образа жизни?

·    рациональное питание

да

нет

·    физическое развитие

-да

нет

·    комфортный психологический климат

-да

нет

отсутствие вредных привычек

да

нет

В каком возрасте начинают задумываться об образе жизни людей?

- 6-10лет

-14 лет

-18 лет

Старше 18 лет

В каком возрасте задумались о своем образе жизни?

-6-10 лет

-14 лет

-18 лет

старше 18 лет

Полностью ли вы реализовали свое представление о ЗОЖ?

нет

Положительно ли вы относитесь к людям ориентированным на ЗОЖ?

да

нет

Хватает ли вам времени для стремления к здоровому образу жизни?

-да

нет

Часто ли вы задумываетесь о здоровом образе жизни?

-да

нет

Похожие работы на - Формирование здорового образа жизни детей и юношества средствами библиотеки

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!