Тема: Формирование готовности к самообразованию у старшеклассников

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
  • Формат файла:
    MS Word
  • Размер файла:
    381,63 Кб
Формирование готовности к самообразованию у старшеклассников
Формирование готовности к самообразованию у старшеклассников
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Учреждение образования "Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка"

Кафедра педагогики высшей школы и современных воспитательных технологий








КУРСОВАЯ РАБОТА

по педагогике

на тему "Формирование готовности к самообразованию у старшеклассников"









Минск, 2013

Содержание

Введение

Глава I. Формирование готовности к самообразованию у старших школьников

1.1 История развития проблемы формирования у учащихся готовности к самообразовательной деятельности

1.2 Процесс самообразовательной деятельности школьника

1.3 Психолого-педагогические характеристики готовности школьников к самообразованию

1.4 Психолого-педагогические характеристики старшего школьника

Глава II. Педагогические условия совершенствования работы по самообразованию старшеклассников

2.1 Возможности различных видов самостоятельной работы для формирования готовности к самообразованию старшеклассника

2.2 Основные направления работы учителя по руководству самовоспитанием и самообразованием учащихся

2.3 Формирование самообразования в процессе обучения

Заключение

Список используемых источников

Приложения

Введение

Самообразование - целенаправленная познавательной деятельность, управляемая самой личностью; приобретение систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры, политики, жизни и т.д.

Современное общество требует от каждого человека непрерывного повышения уровня своих знаний, умений и навыков. Это объясняется постоянным развитием различных областей знаний в связи с этим быстрым их устареванием.

Самообразование - обязательный компонент учебной деятельности школьника. Осознание необходимости повышения знаний, совершенствования навыков и умений, формирования мотивов самообразования является исходным моментом в работе по самостоятельному приобретению знаний, навыков и умений.

Деятельность общеобразовательной школы осмысляется сегодня и с позиции подготовки молодого поколения к непрерывному самообразованию. Следовательно, обеспечить правильную организацию работы по формированию у школьников готовности к самообразовательной деятельности, является одной из главных задач учителя. Так как современный учитель, действительно, должен не только давать ученику знания, но и воспитывать у него потребность в их совершенствовании формировать умение заниматься самообразованием, т.к. именно в процессе самообразования с особой полнотой проявляются способности личности, определение призвания, осознание возможностей.

Но здесь нужно заметить, что само обращение к задаче формирования у учащихся стремлений и умений строить свое самообразование совсем не означает прибавление к обязанностям школьного учителя еще одной. Наоборот, только лишь решение этой задачи поможет учителю на достаточно высоком уровне осуществлять реализацию основных учебно-воспитательных задач, стоящих перед современной школой. Это следует из того, что подготовка учащихся к самообразованию не связывается с какими-то одиночными специальными приемами, а определяется всей направленностью обучения.

Следовательно, на сегодняшний день встает проблема организации работы по формированию у учеников готовности к самообразовательной деятельности в рамках школы.

Учитывая актуальность и значимость проблемы для педагогической науки и практики, мы избрали темой исследования "Формирование у старшеклассников готовности к самообразованию".

Цель исследования - выявить педагогические формирования условия готовности старших школьников к самообразованию.

Объект исследования является самообразование школьников.

Предмет исследования - процесс готовности формирования учащихся старших классов к самообразованию.

Для достижения цели исследования были сформулированы следующие задачи:

.Определить возможности самостоятельной работы учащихся.

2.Выявить направление работы учителя в организации самообразования и самовоспитания старшеклассников.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме, наблюдения, беседа с учителями.

База исследования - CШ № 10 г. Лида.

самообразование старшеклассник учитель руководство

Глава I. Формирование готовности к самообразованию у старших школьников

1.1 История развития проблемы формирования у учащихся готовности к самообразовательной деятельности

Проблема развития у школьников познавательной активности и самостоятельности издавна привлекала внимание ученых. Её изучали такие выдающиеся мыслители и педагоги, как Я.А. Коменский, Джон Локк, Ж.Ж. Руссо, И.Г. Пестолоцци, А. Дистерверг.

Педагоги прошлого возлагали большие надежды на активные методы обучения, на внесение в процесс обучения исследовательского начала, на исключение догматики, формирование у учащихся мыслительных операций (анализ, обобщение, группировку). Выступали против зубрежки и схоластики в школе, за воспитание у школьников творческой активности. По их мнению, процесс обучения должен служить всестороннему развитию личности.

Современная педагогическая теория и практика поддерживают и развивают положительные аспекты в учениях педагогов прошлого. Например, в учении Ж.Ж. Руссо рассматривают осуществление связей обучения с жизнью, внесение поискового проблемного начала в учебный процесс как важнейшего средства формирования у школьников стремлений и умений самообразования (Закиров Г.С., Земскова Л.А.).

Прогрессивный педагог того времени А.И. Герцен видел цель образования не в сообщении возможно большего количества знаний, а в воспитании у школьников пытливости ума, любознательности, умений самостоятельно работать. Среди источников самообразования учащихся А.И. Герцен отводил особое место самостоятельному систематическому чтению художественной и научной литературы.

Нельзя не сказать о К.Д. Ушинском - основоположнике педагогической науки в России. К.Д. Ушинский утверждал, что для развития познавательных способностей учащихся, формирования их мировоззрения большое значение имеет дидактическая система. Ученики и последователи К.Д. Ушинского (Н.Ф. Бунаков, В.П. Вахтеров, П.Ф. Каптерев, Н.А. Корф, Д.И. Тихомиров) испытали на себе влияние революционных демократов. Они исследовали революционные идеи своих предшественников. Они считали, что процесс обучения, по возможности, должен переходить в процесс самообразования.

В первые послереволюционные годы самообразовательная деятельность учащихся развивалась на базе молодежных клубов. И.А. Редковец видит причины явления в том, что клуб полнее отвечал на запросы молодежи политической заостренностью и злободневностью содержания своей работы, гибкостью своих форм. [7]

Сближение школьных занятий и самообразования в это время шло не только по линии внеклассной кружковой работы, но и путем активизации процесса обучения.

Особенно остро вопрос подготовки молодого поколения к самообразованию встал после Великой Отечественной Войны, когда актуализировалась проблема связи школы с жизнью. Одним из направлений ее решения была подготовка школьника к самообразовательной деятельности. Поскольку сама самообразовательная деятельность в то время не изучалась, естественно, что и подготовка к ней понималась односторонне. Основным фактором, чаще всего и единственным средством решения этой задачи была самостоятельная работа школьника на уроке и дома.

Не смотря на то, что в это время проводилось много исследований, разрабатывающих виды самостоятельных работ для всех звеньев процесса обучения, они, тем не менее, не смогли ни теоретически, ни практически решить задачу подготовки учащихся к самостоятельному овладению знаниями. Так как в центре работы школы стояла репродуктивная деятельность по закреплению объясненного учителем материала, в процессе которой нельзя было решить эффективно задачу подготовки ученика к самостоятельному познанию.

Именно по этому в начале 60-х годов педагогической общественностью как один из недостатков общеобразовательной школы отмечается неподготовленность ее выпускников к самостоятельному овладению знаниями. Средством ликвидации этого недостатка осмысляется уже не всякая самостоятельная работа, а та, содержание которой включает элементы самостоятельного познания учащихся, поиск исследование.

Видно, что во все времена решение проблемы самообразования личности было направлено на социальный заказ общества.

В наше время педагогика имеет своей целью описание, объяснение, предвидение результатов жизнедеятельности человека в системе образования, призванной помочь ему "образовывать самого себя" на основе открываемых ею законов.

Многие педагоги предлагают различные пути стимулирования потребности в самообразовании у школьников. Они замечают, что основной проблемой сегодня является заформализованность обучения, так как она сводит на нет естественность обучения, интересы личности, выпадает из поля зрения её своеобразие. Бондаревский В.Б. говорит о том, что главной задачей должно стать не воспитание человека, способного поступать правильно в тот момент, когда он находится под контролем родителей, учителей и т.д., а человека, способного к внутреннему самоконтролю, прекрасно понимающего значение самообразования и самовоспитания, умеющего творчески и содержательно организовывать свою жизнь. [1, c.31-33]

В настоящее время глубоко изучены признаки самообразования, его содержание, потребности, мотивы, виды, уровни, педагогическое управление самообразованием. Прежде всего, накоплен опыт исследований сущности самообразования. В отечественных исследованиях представлены разнообразные подходы к определению сущности самообразования. На рис.1 приведём основные определения сущности самообразования для получения целостного представления о проблеме исследования.

Рис. 1. Определение сущности самообразования

Дополняют содержание понятия самообразования как процесса познания на основе деятельностного подхода представления педагогов: Н.А. Рубакин - творческое бессистемное чтение [8]; А.Я. Айзенберг - систематическая и целенаправленная познавательная деятельность личности, обусловленная общественными и личными потребностями; непрерывное продолжение общего и профессионального образования; Г.С. Закиров - самостоятельный направленный поиск в целях удовлетворения повышенного, устойчивого интереса к познанию; И.И. Колбаско - самостоятельное приобретение учащимися знаний из различных источников, с учетом их интересов и склонностей; Н.Ф. Голованова - процесс самостоятельного приобретения знаний; Н.Д. Хмель, Н.Д. Иванова - познавательная деятельность, осуществляемая в соответствии с внутренними побуждениями и отсутствием обязательности.

В старших классах самообразование направлено на формирование познавательных интересов учащихся. Познавательные интересы старшеклассников носят избирательный характер, связанный с успешностью в определенной предметной области. Ведущей является учебно-профессиональная деятельность, учение под углом зрения выбранной профессии. В этом возрасте учащиеся в наибольшей степени готовы к самообразованию. В старшем школьном возрасте самообразование должно сформироваться в особую развернутую деятельность, выходящую за пределы школьного обучения. Самообразование должно быть подчинено вхождению в будущую профессию, самоформированию себя как активного члена общества.

1.2 Процесс самообразовательной деятельности школьника

Самообразование школьника - это целенаправленная, систематическая, управляемая самим школьником познавательная деятельность, необходимая для совершенствования его образования. Можно сказать, что самообразование является сложным и многогранным процессом.

К настоящему времени выделяется ряд существенных признаков самообразовательной деятельности.

Приведём признаки, охарактеризованные Редковец И.А. в ее книге "Формирование у учащихся общественно-ценностной мотивации самообразования": "Для самообразовательной деятельности (по сравнению с учебной) характерен более высокий уровень активности и самостоятельности познания; самообразовательная деятельность добровольная, поэтому здесь недопустимо какое-либо принуждение. Это определяет специфику мотивации самообразования; важнейшим признаком самообразовательной деятельности является ее более избирательный характер по сравнению с учебным познанием; самообразовательная деятельность отличается целенаправленностью, систематичностью и планомерным характером; сравнение с учебной деятельностью помогает выявить еще одну особенность самообразования; самообразовательные интересы в большей степени отражают направленность на творческое познание и соответствующие продуктивные его способы". [7]

Кроме того, выделяя типы самообразовательной деятельности их можно охарактеризовать по тем целям, которые ставят перед самообразованием учащихся.А.К. Громцева приводит следующую классификацию: "Политическое самообразование, обусловленное усилением внимания к современным проблемам, к формированию своего мировоззрения; общее самообразование, направленное на более углубленное изучение отдельных учебных предметов, согласно склонностям, интересам, жизненным планам личности; самообразовательная деятельность, направленная на ознакомление с полюбившейся профессией и подготовку себя к ней; самообразование, связанное с развитием своих способностей (эстетических, физических); самообразование, обусловленное любительскими занятиями; самообразование, связанное с самовоспитанием, интересом к вопросам нравственности, формирования характера". [2]

Нужно отметить, что у отдельных учащихся самообразование выражает уже сформировавшуюся направленность личности у других более мозаичный характер. Естественно, что и выделенные виды, связи с этим носят несколько условный характер, создавая у каждой личности свой индивидуальный рисунок.

Изучение процессуальной стороны самостоятельного познания в форме самообразования показало, что если оно строится как сопутствующее учению, то в этом случае учение определяет не только содержание самообразования, но и его процесс. В условиях сопутствующих самообразованию самостоятельное познание чаще всего является неполным, поскольку отдельные его звенья реализуются в процессе учебной работы. Поэтому протекает процесс познания, когда ученик приступает к самостоятельному изучению вопросов, которые не изучаются в школе.

Сам процесс познания в условиях самообразования может строиться как преобразующе-воспроизводящий или как поисковый.

Связывая обращение учащихся к самообразованию с их определением в обществе, с ростом их самосознания, в нашем понимании самообразовательная деятельность включает в первую очередь, постановку целей, сознание средств, способствующих реализации этих целей, и систематическое овладение знаниями ради их достижения.

Громцева А.К. мотивы самообразовательной деятельности делит условно на следующие три группы:. Широкие, социально значимые мотивы, вызываемые у школьников необходимостью определения жизненных планов, своего места в обществе в связи с окончанием школы;. Мотивы, связанные с побудительными силами познавательного интереса, непосредственно не обусловленные жизненными планами учащихся;. Мотивы, обусловленные стремлением к самоусовершенствованию своей личности (развитие способностей, воспитание характера). [3]

Рассмотрим первую группу мотивов. Среди этой группы выделяют, прежде всего:

) Мотив "зова времени". Благодаря быстро развивающейся науке и технике, благодаря широкому развитию средств массовой коммуникации наша эпоха вызывает потребность в постоянном совершенствовании знаний. Именно этот мотив обуславливает подвижность и динамичность данной деятельности;

Здесь выделяют следующие категории:

стремление осознать свои возможности и способности;

познавательный интерес к учебному предмету, включенный в жизненные планы учащихся;

у учеников старших классов стремление к самообразованию может возникнуть связи с желанием поступить в высшее учебное заведение;

интерес к вопросам мировоззренческим, социальным, морально-этическим, политическим и т.п.

Рассмотрим теперь вторую группу мотивов, связанную с побудительными силами познавательного интереса.

Громцева А.К. отмечает: "Развиваясь внутри учебной, эта деятельность учащихся довольно часто не носит той степени целенаправленности, которая бывает, характерна для взрослых. Причем в этом случае отчетливо выделяется три группы учащихся:

учащиеся с низким уровнем познавательного интереса;

учащиеся, у которых познавательный интерес к определенному предмету приобрел достаточную стойкость;

учащиеся, у которых стержневым стал собственно познавательный интерес во всем своем своеобразии. Самообразовательную деятельность в этом случае движет жажда познания, беспристрастный поиск новой информации".

Третья группа мотивов самообразования связана с потребностью личности в самосовершенствовании (развитии способностей, самовоспитании характера).

По словам Громцевой А. К.". признавая обусловленность данных мотивов социальной средой, запросами жизни, считаем возможным, выделить их в отдельную группу, хотя бы потому, что процесс самообразования, как правило, здесь играет служебную роль:

.В этой группе мотивов довольно ясно выделяется стремление личности развивать свои способности. Как правило, эта деятельность поддерживается и порождается пребыванием в специальных школах;

2.Иногда самообразование помогает реализовать стремление личности воспитывать свой характер, совершенствовать свои познавательные способности. Этот мотив как самостоятельный довольно редок, но часто выступает компонентом других мотивов".

Т.о., знакомство с мотивами самообразовательной деятельности учащихся дает нам возможность глубже и рельефнее раскрыть своеобразие его в условиях общеобразовательной школы.

Самообразовательная деятельность обладает свойством развиваться, вследствие чего выделяют уровни развития данной деятельности. Рассмотрим характеристику уровней организации самообразовательной деятельности предложенную Громцевой А.К.:. "Самый низкий уровень. Это по существу, еще не целенаправленная самообразовательная работа, а часто случайная, дополнительная к учебной деятельности, направленная на удовлетворение еще не очень стойкого интереса (просмотр отдельной телепередачи, чтение книги и т.п.).

Уровень познавательных умений на этом этапе чрезвычайно подвижен. Некоторые учащиеся делают свои первые шаги в самостоятельном познании, чаще всего, расширяя содержание домашней учебной работы. Умение работать самостоятельно часто не высокого уровня. Ученики отдают предпочтение работе под руководством учителя. Выполнение домашней работы представляет собой на данном этапе или выполнение упражнений "по образцу", или механическое воспроизведение страниц учебника. В результате учащиеся, привыкнув к исполнительской деятельности, не умеют самостоятельно, активно организовывать самостоятельное познание.

В последствии деятельность этого этапа должна перерасти в систематическую, целенаправленную и самостоятельную. Вместе с тем иногда наблюдается, что эта случайная нецеленаправленная деятельность может на долгие годы оставаться на низком уровне, не перерастая в более высокий. ". "На этом этапе самообразовательная деятельность превращается в относительно самостоятельную деятельность ученика, имеющую свои цели, задачи, свое содержание и организацию.

Основной движущей силой перестройки деятельности из стихийной (1 уровень) в целенаправленную самообразовательную деятельность (II уровень) является формирование жизненных планов, рост самосознания учащегося.

Содержание самообразования на этом уровне становится более самостоятельным по отношению к процессу учения, в связи, с чем становиться особенно важным вопрос уровня умений, который обслуживает процесс самостоятельного познания. Наличие высокого уровня умений самостоятельного познания у школьников можно наблюдать в первую очередь при выполнении ими домашних заданий. Дело в том, что новая позиция заставляет перестраивать всю учебную работу. Вместо пассивного выполнения задания учащийся теперь "вдумчиво читает", "отмечает главное", "составляет план", "делает выписки".

Причем если уровень познавательных умений у учащегося еще низок, то он борется со своим неумением, проявляя большую настойчивость.

Обогащается деятельность и источники получения знаний, но редко возрастает удельный вес знаний, полученных путем самообразования.

Для данного уровня деятельности характерно осознание учащимися ограниченности школьных знаний. Но организационные умения учащихся продолжают оставаться на довольно низком уровне, т.к. учащиеся в течение всех лет обучения полагают от учителя, как правило, готовые знания со строго определенным содержанием и объемом работы. И лишь в процессе самообразования ученик самостоятельно накапливает опыт его рациональной организации, подходя Т.о. к третьему уровню развития самообразовательной деятельности".. "Третий уровень характерен для учащихся, которые ужен не один год включены в самообразовательную деятельность. Его отличает большая четкость, действенность и реальность целей самообразования. Школьник, приобретая опыт в этой деятельности, учится оценивать свои возможности и согласно с ними определять свои задачи.

Качественный скачек в самообразовании на этом уровне (по сравнению со вторым) обеспечивает и овладение организационными умениями, дающими возможность строить его более рационально.

На этом этапе ученик отказывается от того разнообразия форм и источников, что было характерно для второго уровня, останавливаясь на двух-трех, которые, тем не менее, могут обеспечить полностью все звенья его познания.

На третьем уровне происходит дальнейшая концентрация, но уже не содержания (как на втором), а источников и видов деятельности.

Учащиеся в результате систематической, самостоятельной познавательной деятельности приобретает умения анализировать проделанную работу, соотносить ее с поставленными задачами, более экономно ее строить, отбрасывая лишние виды работ.

Достаточно высокий уровень организации умений обуславливает и еще одну чрезвычайно важную особенность этого уровня: школьники как бы становятся хозяевами всей своей познавательной деятельности (учебной и самообразовательной), организуя ее согласно намеченным целям. [3]

1.3 Психолого-педагогические характеристики готовности школьников к самообразованию

Готовность к самообразованию - овладение личностью всеми компонентами самообразовательной деятельности. Анализ самообразования школьников, его движущих сил дает возможность выделить в нем те компоненты, которые присущи любой деятельности, такие как: мотивационный, целеполагающий (ориентировочный), процессуальный, организационный, энергетический и оценочный.

Так, поскольку самообразование - добровольный вид работы, в нем особенно ясно просматривается мотивационная сфера.

Осознание себя как личности, определение идеалов, жизненных планов является главной линией развития побудительных сил самообразования. Непосредственно связан с ними компонент целеполагания.

Для самообразования, как, впрочем, и для любой деятельности, особенно значима и ее процессуальная сторона. Будет, функционировать самообразовательная деятельность или нет - всецело определяется умением ученика самостоятельно познавать предмет. Уровень владения этими умениями обеспечивает качественную сторону самостоятельно усвоенных знаний, умений, навыков.

В плане интенсификации процесса познания не меньшее значение имеет и его самоорганизация, выбор приемов работы, планирование времени, самоконтроль.

Определение через самоконтроль усвоения качества своих знаний, своих слабых мест, определение в связи с этим последующих образовательных задач дает возможность школьнику следующий цикл самообразования строить более сознательно.

Необходимым компонентом также является энергетический, который включает как волевые, так и эмоциональные стороны деятельности Самообразование всегда осуществляется при высоком уровне активности, напряженности познавательных, волевых и эмоциональных сил. Можно сказать, что самообразование связано с наличием положительных эмоций.

Таким образом, проблема формирования готовности к самообразованию сводится к воспитанию у личности стремлений к постоянному совершенствованию своих знаний, умений самостоятельно совершать познание и его организовывать. [4]

Прейдем к рассмотрению психолого-педагогических характеристик готовности школьников к самообразованию, определенных Сериковым Г. Н.

Среди таких характеристик Сериков Г.Н. считает нужным выделить следующие:

личностные ценности обучаемых, которые определяют их мировоззрение, взгляды на свое место в жизни общества;

отношение к общественно-полезному труду, в том числе к учению, к самообразованию;

взгляды личности на роль коллектива, более опытных наставников в ее деятельности, коммуникабельность во взаимодействии с другими людьми;

уровень развития эмоционально-волевого аппарата до возможности осуществления добровольного, систематического самообразования.

Также Сериков Г. Н считает, что возможность и эффективность самообразования в значительной степени определяется той базой, которой владеет личность в области предмета самообразования и способов его освоения. Поэтому важной характеристикой готовности к самообразованию является уровень усвоенных личностью знаний, умений и навыков определенным направлением социального опыта.

Она включает следующие компоненты:

в конкретном видеть проявление общего;

из общего выделять конкретное;

видеть внутренние межпредметные связи относительно различных научных понятий, методов и т.п.;

осознание единства и целостности научной картины мира; умение соотносить научные категории с объективной реальностью;

уровень понимания относительного характера знаний и необходимости уточнения их путем систематического познания;

умение анализировать и обобщать;

гибкость мыслительной деятельности;

осознанность, устойчивость и самостоятельность мышления;

прочность имеющихся знаний, умений и навыков, их восстанавливаемость.

Далее Сериков Г.Н. говорит о том, что осуществление самообразования становится возможным, если обучаемые умеют работать с различными источниками, в которых собран, обобщен и хранится накопленный человечеством социальный опыт. Умения грамотно работать с основными источниками информации позволяют правильно и оперативно ориентироваться в ее огромных объемах, выбирать главное, соответствующее целям самообразования, внутренним потребностям личности и т.п.

Следовательно, умение личности работать с основными источниками социальной информации также является показателем ее готовности к самообразованию.

Среди основных составляющих обобщенные умения учащихся работать с источниками информации выделим следующие:

характер ориентирования в разнообразных объемах информации, выраженной с помощью основных источников;

психологическая готовность верно оценить функциональные возможности как отдельного источника, так и их совокупности, выбрать на этой основе целесообразные средства для и усвоения информации;

культура восприятия информации от источника (слушание учителя или собеседника, наблюдаемость зрительно и пр.);

рациональная запись информации с различных источников;

культура усвоения информации в процессе взаимодействия с источником;

умение использовать источник информации при самоконтроле и самооценке качества результатов самообразования. [9]

В качестве еще одной из важных характеристик самообразовательной деятельности Сериков Г.Н. выделяет организационно-управленческого умения. В педагогическом смысле эти умения выражены осмысленной субъектом, системой действий, приемов, методов и пр., направленных на достижение поставленных целей самообразования.

Среди организационно-управленческих умений, характеризующих готовность обучаемых к самообразованию, Сериков Г.Н. следующие:

умение намечать и принимать к исполнению задачи самообразования, основные пути поиска и усвоения социального опыта;

навыки планирования учебного труда, распределение усилий и времени для выполнения различных обязанностей;

умение создавать благоприятные условия для самостоятельной работы (соответствующую обстановку, культуру быта, гигиену труда и т.п.);

умения и навыки самоконтроля, самоанализа и самооценки результатов самообразовательной деятельности на ее основе разрабатывать новые задачи самообразования.

Обозначенные выше характеристики готовности личности к самообразованию отражают наиболее важные способности, обуславливающие возможность осуществления самообразования.


Юность - период жизни от отрочества до взрослости. Возрастные границы здесь достаточно условны, хотя в различных периодизациях они определяются от 15-16 до 21-25 лет.

В этом возрасте в основных чертах завершается физическое развитие человека и первый период полового созревания. Продолжается функциональное развитие головного мозга и его высшего отдела - коры больших полушарий. Идет общее созревание организма. Юношеский возраст - это период выработки мировоззрения, убеждений, характера и жизненного самоопределения. Юность - время самоутверждения, бурного роста самосознания, активного осмысления будущего, пора поисков, надежд и мечтаний. Нравственные и социальные качества старшеклассников формируются ускоренными темпами. Появляется стремление выразить свою индивидуальность. Тут могут помочь лишь терпимость и заинтересованность взрослых.

По сравнению с предыдущими возрастами, ранняя юность имеет свою ситуацию развития, перед старшеклассниками встают новые жизненные задачи, в решении которых происходит их психосоциальное развитие. Прежде всего - это серьезная задача выбора дальнейшего жизненного пути. В связи с этим меняется и ситуация взаимодействия старшеклассника с социальным окружением. Происходит смена значимых лиц и перестройка взаимоотношений со взрослыми. Возникает особый интерес к общению со взрослыми. С родителями обсуждаются в это время жизненные перспективы, главным образом профессиональные. Однако к доверительному общению со взрослыми старшеклассник прибегает в основном в проблемных ситуациях, а вот общение с друзьями остается интимно-личностным. Он так же, как и в подростковом возрасте, приобщает другого к своему внутреннему миру - к своим чувствам, мыслям, интересам, увлечениям. Содержание такого общения - реальная жизнь, а не жизненные перспективы; передаваемая другу информация достаточно секретна. Общение требует взаимопонимания, внутренней близости, откровенности. Оно поддерживает самопринятие и самоуважение.

В познавательной сфере у старшеклассников также происходят свои изменения. Развитие мышления характеризуется более совершенным уровнем формальных операций, начавших формироваться в подростковом возрасте. У старшеклассников отмечается способность делать общие выводы на основе частных посылок и, напротив, переходить к частным умозаключениям на базе общих посылок, т.е. способность к индукции и дедукции. Важно отметить, что в этом возрасте молодые люди уже умеют оперировать гипотезами.

Развитие внимания характеризуется высокой переключаемостью, распределяемостью, устойчивостью, что позволяет поддерживать достаточно высокий темп работы. В развитии памяти происходит замедление прироста продуктивности непосредственного запоминания при одновременно увеличивающейся продуктивности опосредованного запоминания. Такие образом, развитие когнитивных процессов у старшеклассников достигает такого уровня, что они оказываются практически готовыми к выполнению всех видов умственной работы взрослого человека, включая самые сложные. Старший школьный возраст характеризуется продолжающимся развитием общих и специальных способностей детей на базе основных ведущих видов деятельности: учения, общения и труда. В учении формируются общие интеллектуальные способности, особенно понятийное теоретическое мышление. Это происходит за счет усвоения понятий, совершенствования умения пользоваться ими, рассуждать логически и абстрактно. В общении формируются и развиваются коммуникативные способности учащихся, включающие умение вступать в контакт с незнакомыми людьми, добиваться их расположения и взаимопонимания, достигать поставленных целей. В труде идет активный процесс становления тех практических умений и навыков, которые в будущем могут понадобиться для совершенствования профессиональных способностей.

В личностном развитии старшеклассники все больше приобретают качеств, связанных со взрослостью. Для ранней юности характерна устремленность в будущее. В этот относительно-короткий срок необходимо создать жизненный план - решить вопросы, кем быть (профессиональное самоопределение) и каким быть (личностное и моральное самоопределение). Старшеклассник должен не просто представлять себе свое будущее в общих чертах, а осознавать способы достижения поставленных жизненных целей.

В развитии эмоциональной сферы старшеклассник заметно отличается от подростка. К 15 годам нервная система становится более уравновешенной. Как правило, юноши менее раздражительны и более оптимистичны, чем подростки. Отличительной особенностью юношеских эмоций является их достаточно высокая избирательность.

Юноши, по сравнению с подростками, лучше управляют своим эмоциональным состоянием, их настроение более устойчиво, оно в меньшей мере зависит от нервной системы и в большей степени определяется факторами среды. Однако и в юношеском возрасте наблюдается повышенная эмоциональность.

Ведущей деятельностью старшеклассников является учебно-профессиональная деятельность. Личностное новообразование - это чувство одиночества, первое глубокое чувство, открытие своего внутреннего мира.

Происходит существенное изменение самосознания - повышается значимость собственных ценностей, частные самооценки собственных качеств личности перерастают в целостное отношение к себе.

Человек осознает себя принадлежностью мира. В этом возрасте происходит формирование половой взрослой принадлежности. Юноши начинают понимать значение слова "мужчина", а девушки - слово "женщина". Старшеклассники пытаются обратить внимание на собственную непохожесть и уникальность и пытаются это подчеркнуть возможными средствами. Многие ребята в этом возрасте задумываются о своей карьере, ставят определенные жизненные цели и пытаются поэтапно их реализовать. Этот возраст характерен мечтанием о будущем и с будущим связаны все переживания подростков.

Уровень тревожности старшеклассников гораздо ниже, чем у подростков. Отношения в классах становятся достаточно ровными и стабильными. Доверительность становится качеством общения со взрослыми, чувство дружбы - более избирательным. В классах можно наблюдать примеры длительной дружбы ребят друг с другом, которая переходит в доверительность и исповедальность, в отношениях преобладает принцип сходства и равенства.

Юношеская мечта о любви, ранняя любовь выражают потребность в эмоциональном контакте, понимании, душевной близости, осознании эротических мотивов, но собственные переживания иногда более значимы, чем объект привязанности. Старшеклассники сенситивны к освоению своего внутреннего мира, идет совершенствование умения управлять собой, обогащение эмоциональной сферы.

Характерной чертой нравственного развития в этом возрасте является усиление сознательных мотивов поведения. Развиваются и укрепляются качества: целеустремленность, решительность, настойчивость, самостоятельность, инициатива, умение владеть собой.

Жизненные планы старшеклассников, которые стоят на пороге выбора профессии отличаются резкой дифференциацией по интересам и намерениям, но совпадают в главном - каждый хочет занять достойное место в жизни, получить интересную работу, хорошо зарабатывать. В связи с выбором профессии, у учащихся могут возникать конфликты с семьей. Родители предлагают своему ребенку ту профессию, которую, по их мнению, легче получить или требуют идти по их стопам. Однако учащиеся определяют в профессии, в первую очередь, ее материальные возможности.

По исследованиям психологов, многие старшеклассники хорошо определяют в профессии ее результативность и с трудом определяют трудности профессии, с которыми им придется столкнуться.

Классному руководителю необходимо обратить серьезное внимание на просвещение учащихся в вопросе выбора будущей профессии, на знакомство с различными профессиями и представителями различных профессий. Не менее значимым и интересным является знакомство с Вузами, в которых можно получить информацию о той или иной профессии.

У старшеклассников обычно ярко выражено избирательное отношение к учебным предметам. Потребность в значимых для жизненного успеха знаниях - одна из самых характерных черт нынешнего старшеклассника. Старшеклассники отличаются высоким уровнем обобщения и абстрагирования, произвольностью и устойчивостью внимания, долговременной и логической памятью. В этом возрасте ярко проявляются доминирующие мотивы учения, которые можно изучить классному руководителю.

Много внимания в работе со старшеклассниками классный руководитель должен уделять этическим проблемам. Ни для кого не секрет, что в этом возрасте молодые люди испытывают интерес к "вечным" проблемам: смыслу жизни, свободе личности, поиску истины. Решая этические проблемы, молодежь вынуждена решать многие непростые вопросы, которые могут быть связаны с сильными переживаниями: интимные отношения, неформальные молодежные организации, поиск истины в различных сектах, уход в религию, уход в свой мир с помощью наркотиков и т.д. Все перечисленные выше ситуации должны быть в поле зрения классного руководителя и занять одно из главных мест в плане воспитательной работы со старшеклассниками.

Глава II. Педагогические условия совершенствования работы по самообразованию старшеклассников

2.1 Возможности различных видов самостоятельной работы для формирования готовности к самообразованию старшеклассника

Постановку проблемы самообразования в школе диктует социальный заказ, поставленный сегодня перед школой нашим обществом, - дать учащимся не только сумму знаний, но и сформировать у них умения самостоятельно пополнять знания, ориентироваться в стремительном потоке научной и политической информации. Это означает, что школа даже в условиях всеобщего обязательного среднего образования перестает быть завершающим этапом самообразования. Она становится основой, стартом для непрерывного и постоянного самообразования человека социалистического общества, продолжающегося и после окончания школы, а затем и среднего или высшего учебного заведения.

В педагогической литературе в последнее время часто обращается внимание на то, что для обеспечения этих социальных задач необходимо построение для школы особой методики самостоятельной работы учащихся, усложняющейся с последующим классом класса, предполагающей не только увеличение времени на самостоятельную работу, но прежде всего овладение школьниками приемами самостоятельной работы, причем не получение этих приемов в готовом виде от учителя, а обнаружение их в ходе активного поиска самими учениками. Самостоятельной работе придается теперь ведущее значение.

Прежде всего отметим, что нельзя смешивать самостоятельную работу и самообразование школьников (хотя самостоятельная работа и может перерастать в самообразование). В дидактике установлено, что "самостоятельная работа учащихся - это такая работа, которая выполняется без непосредственного участия учителя, но по его заданию в специально предоставленное для этого время".

Самостоятельная работа учащихся, индивидуальная или коллективная учебная деятельность, осуществляемая без непосредственного руководства учителя. С точки зрения организации самостоятельная работа может быть фронтальной (общеклассной) - учащиеся выполняют одно и то же задание, например пишут сочинение на заданную тему; групповой - для выполнения задания учащиеся разбиваются на небольшие группы (по 3-6 чел.); парной - например, при проведении наблюдений под микроскопом, на занятиях в лингафонном кабинете; индивидуальной - каждый школьник выполняет отдельное задание, например, пишет реферат на заданную тему. Самостоятельная работа может проходить в классе (лаборатории, кабинете, мастерской или др. школьном помещении), во время внеклассных или внешкольных мероприятий, дома. Наибольшие распространенные виды самостоятельной работы работа с учебником, справочной литературой или первоисточниками, решение задач, выполнение упражнений, сочинения, изложения, наблюдения, лабораторные занятия, опытническая работа, конструирование, моделирование и т.д. [6]

Исходя из внутреннего содержания, можно выделить 3 ступени самостоятельной учебной деятельности учащихся: репродуктивная (подражание образцам, усвоение и воспроизведение своими словами материала учебника), репродуктивно-практическая (получая знания из различных источников, школьник оценивает их с точки зрения своего опыта), критически-творческая (отражает критическое отношение учащихся к знаниям и продуктивный характер мышления). Содержание самостоятельной работы обусловливает характер учебных заданий обучающие задачи (учитель предъявляет ученикам задание и показывает, как его выполнять), тренировочные задачи для самостоятельного решения по образцу, поисковые задачи, решение которых целиком возлагается на учащихся.

Самообразование тоже осуществляется учеником самостоятельно, но большое отличие этих видов работ состоит в том, что самостоятельную работу школьник выполняет по заданию учителя, а самообразованием руководит сам, строя его соответственно своим задачам. В литературе самообразование определяют как "управляемую самим учеником систематическую познавательную деятельность, преследующую цель совершенствования образования".

Трактовка самостоятельной работы, и самообразования зависит от того, как понимается сам процесс учения. Если учение сводится к накоплению новых знаний, то соответственно и виды самостоятельного учения рассматриваются как дополнительная активность школьника в этом же направлении. С нашей точки зрения учение следует рассматривать как деятельность, включающую ряд компонентов в их единстве: мотивы, постановку и принятие учебных задач, осуществление активных учебных действий, действий самоконтроля и самооценки школьников. При таком понимании самостоятельная учебная работа есть одна из разновидностей учебной деятельности, в которой отдельные ее компоненты выполняются учеником самостоятельно, без непосредственного участия учителя. Учитель формирует учебную деятельность школьника, передает отдельные ее компоненты школьникам для самостоятельного выполнения, но за учителем сохраняется общее руководство учебной деятельностью - выбор ее задач и способов, контроль за ее результатами.

Самообразование же с точки зрения этого подхода может быть рассмотрено как особая деятельность, имеющая свою специфическую структуру, отличающаяся от учебной деятельности и ее самостоятельных форм тем, что ее основные компоненты - мотивы, задачи, способы действий и способы контроля определяются самим учеником. Как правило, в основе самообразования лежат мотивы жизненного определения; потребности, не удовлетворяемые в условиях школы; более зрелые способы работы и контроля.

2.2 Основные направления работы учителя по руководству самовоспитанием и самообразованием учащихся

Учащиеся начинают заниматься самовоспитанием только тогда, когда они уже отдают себе ясный отчет в своих действиях и поступках, когда у них вырабатывается способность к самооценке, к осмыслению своих положительных и отрицательных качеств и возникает потребность в собственном совершенствовании. Обычно это происходит в подростковый период. Но все ли подростки и старшие школьники занимаются самовоспитанием? К сожалению, не все. Но все так или иначе задумываются над своим совершенствованием, предпринимают те или иные попытки работать над собой. Чаще всего это делают школьники, обладающие волевыми качествами, умеющие заставить себя упорно тренироваться и преодолевать свои недостатки или вырабатывать те качества, которых у них недостает.

Учитывая важную роль самовоспитания в развитии и формировании учащихся, учителям и классным руководителям следует активно заниматься его организацией.

Содержание и формы работы по организации самовоспитания могут быть самыми разнообразными. Тут многое зависит от того, насколько сами учителя компетентны в вопросах самовоспитания и его методов, в какой мере они знакомы с научной и популярной литературой по этой проблеме, насколько ответственно они относятся к исполнению своих педагогических обязанностей. В целом же организация самовоспитания осуществляется по трем основным направлениям. К ним относятся:

формирование мнения ученического коллектива о необходимости и пользе самовоспитания;

оказание помощи учащимся в уяснении сущности самовоспитания, его методов и путей осуществления;

практическая помощь учащимся в разработке программ самовоспитания и их реализации.

Учителю необходимо осуществлять умелое руководство самовоспитанием и самообразованием учащихся. В ходе самовоспитания и самообразования дети испытывают серьезные трудности, причины которых заключены в следующем: слабом владении навыками самопознания и самооценки, неумении определить цели и задачи самовоспитательной и самообразовательной работы; нерациональном планировании работы над собой. Это говорит о том, что самовоспитание и самообразование подопечных нельзя пускать на самотек, этими процессами необходимо руководить.

Руководство самовоспитанием и самообразованием - сложный, многогранный процесс, представляющий собой систему учебных, воспитательных, организационных мероприятий, направленных на обеспечение целенаправленной, систематической и разносторонней работы каждого учащегося по совершенствованию своей личности. Оно требует от учителей большого такта, высокой общей культуры, требовательности и заботы о подопечных. Учителю принадлежит ведущая роль в руководстве самовоспитанием и самообразованием, которое он осуществляет с опорой на ученические организации.

Основная задача руководства состоит в целенаправленном побуждении учащихся к активной работе над собой, в выработке у них соответствующих мотивов к разностороннему совершенствованию, в создании для этого необходимых условий. Само руководство зависит от многих объективных и субъективных факторов и осуществляется во всех видах деятельности.

Наиболее существенное влияние на процессы самовоспитания и самообразования учащихся оказывают:

пропаганда опыта самовоспитания и самообразования выдающихся деятелей, полководцев и военачальников, передовиков производства, высококлассных специалистов;

доведение до глубокого сознания каждого ребенка требований, предъявляемых к человеку в обществе;

изучение теории самовоспитания и самообразования, овладение методами, приемами и средствами работы над собой;

формирование положительного общественного мнения, всестороннее стимулирование самовоспитательной и самообразовательной работы учащихся;

помощь каждому ребенку в объективной оценке качеств и знаний, черт характера, в осуществлении самоконтроля за ходом и результатами работы над собой;

оценка результатов работы, помощь в своевременной корректировке целей и задач.

Пропаганда опыта самовоспитания и самообразования предполагает систему мероприятий, направленных на формирование в сознании каждого учащегося образца деятельности по работе над собой, ознакомление его с методами и приемами самовоспитания и самообразования, на выработку стремления к систематическому самосовершенствованию. С этой целью используются различные формы, работы: лекции и беседы, читательские конференции, тематические кинофестивали, обсуждение научной, мемуарной и художественной литературы, различные собрания, посвященные вопросам самовоспитания и самообразования, и др.

Среди наиболее эффективных форм можно назвать: проведение тематических вечеров, бесед, дискуссий, собраний по вопросам теории и практики самовоспитания и самообразования личного состава; создание в библиотечке подразделения фонда литературы по вопросам самовоспитания и самообразования и его популяризация среди учащихся; систематическое проведение семинаров по вопросам методики руководства самовоспитанием и самообразованием.

Эффективность этих мероприятий тем выше, чем более дифференцированно они проводятся. Во многих школах разработаны варианты программ самовоспитания и самообразования, оборудованы специальные стенды, выставки литературы под рубрикой "В помощь занимающимся самовоспитанием и самообразованием", разработаны соответствующие рекомендации. В основе побуждения учащихся к работе над собой лежит определение индивидуальных, групповых и общеколлективных перспектив с учетом потребностей, жизненных целей, интересов, мотивов деятельности и поведения каждого ребенка.

Мобилизующе действует на учащихся стимулирование самовоспитательной и самообразовательной работы. Оно осуществляется путем создания условий для самосовершенствования и укрепления положительной мотивации к работе над собой.

Внешними стимулирующими условиями являются:

неуклонное соблюдение порядка в школе;

научная организация труда;

формирование положительного общественного мнения в коллективе и высокой требовательности к каждому;

включение каждого ребенка в активную социальную деятельность;

организация отдыха и досуга.

Стимулирующее воздействие на внутренние мотивы самовоспитания и самообразования заключается в формировании у воспитанников сознательной установки, определенного психологического настроя к работе над собой. Действенным стимулом в работе над собой служат анализ и оценка деятельности каждого ребенка, его достижений и недостатков. Руководство самосовершенствованием осуществляется и через внутриклассное соревнование. Учащиеся берут на себя определенные обязательства, намечают сроки их выполнения и тем самым закладывают основы личных планов по самообразованию и самовоспитанию. Чем конкретнее обязательства, тем больше они способствуют самосовершенствованию детей.

Одним из важных направлений в руководстве самовоспитанием и самообразованием является оказание помощи учащимся в объективной оценке своих качеств, в осуществлении самоконтроля за работой над собой. Процесс самооценки сложен и противоречив. Дети нередко допускают ошибки, или завышая самооценку (преуменьшая и просто не замечая своих недостатков), или недооценивая свои положительные качества, черты характера, знания (неверие в свои силы, преувеличение своих недостатков и т.п.). В результате наблюдаются проявления самодовольства, неоправданные притязания или же снижение требовательности к себе, прекращение работы над собой. Вот почему оказание помощи воспитанникам в познании и оценке самих себя является необходимым звеном в деятельности учителя по руководству самосовершенствованием учащихся.

К руководству самовоспитанием и самообразованием относятся и постоянный контроль, действенная помощь детям в работе над собой. Контроль может выступать в различных формах: анализ результатов деятельности, качества выполнения поручений; выявление читательских интересов; индивидуальные и групповые беседы по вопросам реализации программы самовоспитания и самообразования и др.

Помощь учащимся оказывается посредством определения задач самовоспитания и самообразования, выбора содержания и планирования этой работы. Это могут быть и методические рекомендации по составлению программ самовоспитания, и обобщение и распространение передового опыта самосовершенствования лучших учащихся, и групповые и индивидуальные консультации.

Как в самовоспитании, так и в самообразовании определяющее значение имеет личный пример педагога в самосовершенствовании. Высокие личностные качества и глубокие разносторонние знания учителя, требовательность к себе в большом и малом, систематическая работа над собой как нельзя лучше стимулируют воспитанников к самовоспитанию и самообразованию.

В целом следует сказать, что самовоспитание выступает как важное средство развития и личностного формирования учащихся только при условии, если учителя обращают должное внимание на его организацию и в состоянии умело и грамотно его направлять.

2.3 Формирование самообразования в процессе обучения

В процессе прохождения практики в СШ №10 г. Лиды нами было проведено микроисследование по формированию самообразования у старших школьников. Данный процесс проходил на уроке математики.

Математика является наиболее удобным предметом для развития творческих способностей учащихся. Этому способствует логическое построение предмета, четкая система упражнений, для закрепления полученных знаний и абстрактный язык математика. Самое сложное в математике научить решать задачи. Математика учит аргументировать, выделять главное, существенное, умение рассуждать, доказывать, находить рациональные пути выполнения заданий, делать соответствующие выводы, обобщать и применять их при решении конкретных вопросов. Учитель в своей работе должен стараться обучать школьников разумной организации своего труда методом самообразования. Сущность самостоятельной работы состоит в том, что она выполняется учеником без непосредственного участия учителя, но по его заданию и под его управлением и контроля.

У каждого опытного учителя свои формы работы. Рассмотрим методы и приемы обучения учащихся, разработанные совместно с преподавателем школы № 10 г. Лиды Светланой Николаевной, которыми он хочет поделиться с молодыми специалистами.

Высокая степень самостоятельности и самообразования проявляются на уроках геометрии в 9 классах.

Этапы работы учителя

этап:

·Всю программу по геометрии с 7 по 9 класс преподаватель разбивает на темы, знакомит с ними учащихся через лист учета на большом стенде.

·Затем к каждой теме даются образцы решения (примерно 10 и более) заданий.

·Предлагается ученикам для самостоятельного решения задачи 1 ступени, где даны только ответы.

·Даны задачи 2 ступени без ответов.

Подобраны контрольные работы из дидактического пособия.

Этапы работы ученика

этап:

·Учащиеся изучают теоретический материал, начиная с 1 темы, сдают зачет, их ответы фиксируются на листе учета.

·Затем они получают допуск к образцам решений, результат аккуратности, правильности выполнения оценивается и учитывается в листе учета также.

·Выполнившие эти задания допускаются к самостоятельному решению задач 1 ступени, в которой даются ответы. Выполнение также оценивается.

·Работа усложняется, ребята самостоятельно решают задачи 2 ступени, сильные учащиеся решают дополнительные задачи повышенной трудности.

·Задания учащихся, полученные в ходе приобретения теоретического и решения практического материала, проверяются контрольной работой.

Такая кропотливая работа даёт очень многое и для слабых, и для сильных учеников.

Слабому можно помочь, может быть, и не один раз, некоторому достаточно только лишь намекнуть. Ученик постоянно сам обращается к учебнику, к пособию, ищет ответы на поставленные вопросы. В классе ученик может встать, свободно подойти к товарищу, к учителю, не боятся. Нужно вовремя похвалить. На психологию общения с детьми необходимо обращать особое внимание. Их общение, ходьба по классу не отвлекает, не мешает, все заняты.

Выполняя задание, ученики работают в своем темпе (кто успевает решить 3-4 задачи, кто 10-12 задач) - и это зависит только от ученика, но не от учителя. Есть ученики, которые какое-то время работают интенсивно, затем наступает спад, расслабление, затем снова подъем. Все зависит от природных данных, от эмоционального состояния ученика.

Причинами, заставляющими ученика работать интенсивно, является не страх перед учителем, перед наказанием. Работая в собственном темпе, ученик все время преодолевает собственную лень, разболтанность, несобранность. Он учится преодолевать трудности, работать на пределе своих сил. Его самовоспитание идет не на классном часе, а непосредственно на уроке через учебный процесс. При работе по этой методике самообразования учащихся сильные ученики не теряются, они получают прочные знания - это одно из главных достоинств. Во время зачета или сотрудничества у учителя всегда есть возможность проверить, верно, ли ученик понимает тему, помочь ему.

Большое значение в работе по самообразованию учащихся имеет учет знаний на каждом этапе работы. Двойки за зачет не ставятся. У ученика нет боязни перед пересдачей. А при самообразовании учащихся отвечать должны все. Идет учет. Такая форма учета порождает здоровое соревнование, стремление быть не хуже других. Есть очень самолюбивые дети, и они никогда не допустят, чтобы кто-то шел впереди их. Ученики ясно видят на листе учета визуально, в цветовых гаммах, что они сделали и сколько еще нужно сделать. Общая атмосфера доброжелательности, внимательности к каждому ученику в классе - одна из движущих сил в этой работе. Какой бы ни был ученик, он всегда не хочет быть хуже других, и помочь ему в этом основная задача учителя, и если это сделать, то такой ученик будет работать изо всех сил.

Это совсем не означает, что на уроке царит вседозволенность, и списывание. Ребята, понимают, что работать необходимо сознательно и разбираться основательно, так как контрольные работы они выполняют совершенно самостоятельно по индивидуальным карточкам, без посторонней помощи. Доброжелательность в работе и строгость в ее оценке способствуют тому, что все на уроке работают. Ученик, работает, он заранее знает, что будет у него на уроке. По сути дела идет один непрерывный урок погружения, который начался 1 сентября и закончился в мае. Организовывать учащихся не надо. Домашнее задания отпадают. Ученик ежедневно выбирает свой темп с учетом своих возможностей - это его воспитывает и дисциплинирует.

Учитель уходит с первого плана, в центре - ученик, но учитель работает дистанционно, приводя в движение ум, совесть и души детей. Эта работа увлекает даже взрослых, умудренных опытом учителей, не говоря уже о детях. Радует, что многие учителя, сохраняя традиции преемственности, используют в своей работе крупицы учительского опыта, откуда бы он ни пришел. Ведь приобретенные человеком знания определяют качество его деятельности и обогащают его опыт.

Заключение

Курсовая работа посвящена теме "Формирование у старшеклассников готовности к самообразованию", объектом исследования которой является самообразование школьника. Самообразование - это самостоятельное приобретение учащимися знаний с учетом их интересов и склонностей из различных источников дополнительно к тем, которые получены в учебных заведениях.

В ходе выполнения данной работы был проведён анализ психолого-педагогической литературы, исследовав которую, опираясь на исследования и выводы учёных, можем выделить признаки самообразовательной деятельности:

)для самостоятельной деятельности характерен более высокий уровень активности и самостоятельности познания;

2)самообразовательная деятельность добровольная, поэтому здесь недопустимо какое-либо принуждение;

)самообразовательная деятельность отличается целенаправленностью, систематичностью и планомерным характером;

Самообразование - как одна из форм познавательной деятельности человека возникает под влиянием внешних и внутренних факторов. Внешний стимул должен вызвать адекватный внутренний побудитель - мотив. Мотив - это побудительная причина действия, повод к действию, движущая сила учения. Самообразовательная деятельность также должна определяться социально значимыми мотивами, связанными с определением юношами и девушками старших классов своего места в жизни, с осознанием значения знаний, общественной потребности в широком образовании молодежи, а также стремлением личности к самоусовершенствованию.

Таким образом, проблема формирования готовности к самообразованию сводится к воспитанию у личности стремлений к постоянному совершенствованию своих знаний, умений самостоятельно совершать познание и его организовывать.

Целью исследования курсовой работы является выявление педагогических условий готовности старших школьников к самообразованию.

Для достижения данной цели были рассмотрены психолого-педагогических характеристики готовности школьников к самообразованию, определенных Сериковым Г. Н.

Среди таких характеристик Сериков Г.Н. считает нужным выделить следующие:

личностные ценности обучаемых, которые определяют их мировоззрение, взгляды на свое место в жизни общества;

отношение к общественно-полезному труду, в том числе к учению, к самообразованию;

взгляды личности на роль коллектива, более опытных наставников в ее деятельности, коммуникабельность во взаимодействии с другими людьми;

уровень развития эмоционально-волевого аппарата до возможности осуществления добровольного, систематического самообразования;

уровень усвоенных личностью знаний, умений и навыков определенным направлением социального опыта.

Одной из задач поставленных перед исследованием темы данной работы являлось определить возможности самостоятельной работы учащихся. Ведь самостоятельной работе придается ведущее значение. Самостоятельная учебная работа есть одна из разновидностей учебной деятельности, в которой отдельные ее компоненты выполняются учеником самостоятельно, без непосредственного участия учителя. Учитель формирует учебную деятельность школьника, передает отдельные ее компоненты школьникам для самостоятельного выполнения, но за учителем сохраняется общее руководство учебной деятельностью - выбор ее задач и способов, контроль за ее результатами.

Самообразование неразрывно связано с самовоспитанием. Самовоспитание представляет собой активную, целеустремленную деятельность учащегося, направленную на формирование и развитие у себя положительных и устранение отрицательных качеств в соответствии с общественными потребностями, социальными условиями и личной программой развития.

Учитывая важную роль самовоспитания в развитии и формировании учащихся, учителям и классным руководителям следует активно заниматься его организацией.

Наиболее существенное влияние на процессы самовоспитания и самообразования учащихся оказывают:

пропаганда опыта самовоспитания и самообразования выдающихся деятелей, полководцев и военачальников, передовиков производства, высококлассных специалистов;

доведение до глубокого сознания каждого ребенка требований, предъявляемых к человеку в обществе;

изучение теории самовоспитания и самообразования, овладение методами, приемами и средствами работы над собой;

формирование положительного общественного мнения, всестороннее стимулирование самовоспитательной и самообразовательной работы учащихся;

помощь каждому ребенку в объективной оценке качеств и знаний, черт характера, в осуществлении самоконтроля за ходом и результатами работы над собой;

оценка результатов работы, помощь в своевременной корректировке целей и задач.

Если учителя обращают должное внимание на организацию самовоспитания и в состоянии умело и грамотно его направлять, то самовоспитание выступает как важное средство развития и формирования готовности к самообразованию учащихся.

Поставленные задачи были решены с помощью следующих методов исследования: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме, наблюдения, беседа с учителями.

Список используемых источников

1.Бондаревский, В.Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию: книга для учителя/ Бондаревский В.Б. - М., "Просвещение, 1985.

2.Громцева, А.К. Самообразование старшеклассников общеобразовательной школы: (Методическое пособие). - Л: [ЛГПИ], 1974 г.

.Громцева, А.К., Карпова А.Ф.Х. [и др]. Руководство самообразованием школьников. - М,: Просвещение, 1983 г.

.Громцева, А.К. Формирование у школьников готовности к самообразованию. - М: Просвещение, 1983 г.

.Ильина, Л.Е. Психолого-педагогическое сопровождение саморазвития старшеклассника: программа спецкурса/ Ильина Л.Е. - Оренбург: Экспресс-печать, 2007. - 56 с.

.Лайпанова, С.Х. Самообразование старшеклассников в контексте личностно ориентированного обучения: диссертация/ Лайпанова, С. Х.: Карачаевск, 2004. - 182 с.

.Линдсей Холл. Теория личности. - М., 2000 г.

.Российская педагогическая энциклопедия/ Москва.: БОЛЬШАЯ РОССИЙСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ, 1993-1999. - 306 - 309 с.

.Редковец, И.А. Формирование у учащихся общественно - ценностной мотивации самообразования. - М: Просвещение, 1986.

.Рубанин, Н.А. Самостоятельная познавательная деятельность школьников. - М.: Просвещение, 1990.

.Сериков, Г.Н. Навыки самообразования - важная цель обучения/ Вест. Высшей школы, 1987. - 26-31 с.

Приложения

Приложение 1

Самообразование учащихся на уроках математики

Тема: Вписанный угол

Определение: Угол, образованный двумя хордами, исходящими из одной точки окружности, называется вписанным углом.

Таков, например, угол АВС.

О вписанном угле принято говорить, что он опирается на дугу, заключенную между его сторонами. Так угол АВС опирается на дугу АС или иногда обозначают АМС.

Теорема: Вписанный угол измеряется половиной дуги, на которую он опирается.

Эту теорему надо понимать так: вписанный угол содержит в себе столько угловых градусов, минут и секунд, сколько дуговых градусов, минут и секунд заключается в половине дуги, на которую он опирается.

ОБРАЗЦЫ РЕШЕНИЙ

Задачи по теме: "Вписанный угол".

№ 1. Сумма вписанного угла АВС с центральным углом АОС равна 90. Найдите каждый из этих углов.

< АВС - вписанный

<АОС - центральный

< АВС + < АОС = 90 гр..

Найти: < АВС =?, <АОС =?

Решение: обозначим вписанный угол АВС=Х → АMС = 2Х, т.к. вписанный угол измеряется половиной дуги на которую он опирается. Тогда центральный <АОС=2Х, т.к. он измеряется дугой, на которую опирается.

< АВС + < АОС = 90 гр. (по условию), х+2х =90, 3х=90, х=30

< АВС = х= 30 гр., < АОС = 2×30 = 60 гр.

Ответ: < АВС = 30 гр., < АОС = 60 гр.

№ 2. Разность центрального угла АОС и вписанного угла АВС равна 30. Найдите каждый из этих углов.

Дано: <АОС - центральный

< АВС - вписанный

<АОС - <АВС = 30 гр.

Найти: < АВС =?, <АОС =?

Решение: пусть < АВС = Х, тогда дуга АMС = 2Х (т.к. вписанный угол измеряется половиной дуги, на которую он опирается). <АОС - <АВС = 30 гр. (по условию), 2х-х =30, х=30

< АВС = 30, <АОС = 2×30 = 60

Ответ: < АВС = 30 гр., < АОС = 60 гр.

№ 3. Доказать, что центром окружности, описанной около прямоугольного треугольника, является середина гипотенузы.

Дано: ∆ АВС - прямоугольный (<С = 90 гр.), вписан в окружность

Доказать: О - центр окружности

Доказательство: все углы, опирающиеся

на диаметр прямые → если < С = 90 гр., то АВ - диаметр, но АВ - гипотенуза ∆АВС. Но центр окружности лежит на середине диаметра, а значит на середине гипотенузы АВ.

№ 4. Углы А, В и С четырехугольника АВСД, вписанного в окружность пропорциональна числам: 4, 3,5. Найдите все углы четырехугольника.

Дано: АВСД - четырехугольник, вписанный в окружность, < А: <В: <С = 4: 3: 5

Найти: <А =?, <С=?, < В=?, < Д=?

Решение: < А + < С = 180 гр., < В + < Д = 180 гр.,

(т. к у вписанного четырехугольника сумма противоположных углов равна 180 гр.), обозначим: Х - Общая градусная мера, тогда < А = 4 Х, < В = 3 Х, <С = 5Х< А + < С = < В + < Д, < А + < С = 180 гр., < А = 4 Х<А= 80 гр.

Х + 5 Х = 3Х +<Д

Х + 5 Х = 180 гр.,

< В = 3 Х <В = 60 гр.

< Д = 6 Х

Х = 180 гр.

<С = 5Х

<С = 100 гр.

Х = 20 гр.

< Д = 6 Х

< Д = 120 гр.

Ответ: <А= 80 гр., <В = 60 гр., <С = 100 гр., < Д = 120 гр.

№ 5. В треугольнике АВС проведены две высоты АЕ и СД. О - точка их пересечения. Доказать, что около четырехугольника ВDОЕ можно описать окружность.

Дано: ∆ АВС, О - точка пересечения СD и АВ

Доказать: Около ВДОЕ можно описать окружность

Доказательство: рассмотрим четырехугольник ВDОЕ. Найдем сумму внутренних углов четырехугольника по формуле: 180гр. (n - 2) = 180 гр. (4 - 2) = 360

< В + < D + < О + < Е = 360?, но < D = 90 гр. и < Е = 90 гр. (по условию) < D + < Е = 90 гр.+ 90 гр. = 180, < D + < Е = 180 гр., <В + 90 гр.+ < О + 90 гр. = 360 гр.,< В + < О + 180 гр. =360 гр.,

< В + < О = 180 гр.

< В + < О = < D + < Е

В четырехугольнике ВDОЕ сумма противоположных углов равна 180?. Значит около этого четырехугольника можно описать окружность.

№ 6. Найдите радиус окружности к задаче № 5, если известно, что длина отрезка ВО = 10 см.

Дано: ВDОЕ вписан в окружность

<ВDО = 90 гр., <ВЕО = 90 гр.

Найти: R =?

Решение: все углы опирающиеся на диаметр, прямые ВО - диаметр окружности.2R = 10, R = 5 см.

Ответ: R = 5 см.

РЕШИ САМОСТОЯТЕЛЬНО

ступень.

1.Сколько градусов и минут содержит дуга, если радиус, проведенный в конец её, составляет с её хордой угол в 37гр.23'? (ответ: 105 гр.14')

2.Дуга содержит 117 гр.23'. Определить угол между хордой и продолжением радиуса, проведенного в конец дуги. (ответ: 148 гр.41'30'')

.АВС - секущая; ВД - хорда; U ВД содержит 43 гр.; U ВДС содержит 213 гр.41'. Определить <АВД. (ответ: 94 гр.39'30'')

4.Вычислить угол, вписанный в дугу, составляющую 17/32 окружности.

(ответ: 84 гр.22'30'')

.Сколько градусов и минут содержит дуга, которая вмещает угол, равный 37 гр.21'? (ответ: 285 гр.18')

6.Дуга содержит 84 гр.52'. Под каким углом из точек этой дуги видна ее хорда? (ответ: 137 гр.34')

.Хорда делит окружность в отношении 5: 11. Определить величину вписанных углов, опирающихся на эту хорду. (ответ: 123 гр.45'; 56 гр.15')

.АВ и АС - две хорды, U АВ содержит 110 гр.23'; U АС содержит 38 гр.. Определить <ВАС. (ответ: 105 гр.48'30'' или 36 гр.11'30'')

.Хорда АВ делит окружность на две дуги, из которых меньшая равна 130 гр., а большая делится хордой АС в отношении 31: 15 (начиная от А). Определить <ВАС. (ответ: 37 гр.30')

.Хорды АВ и АС лежат по разные стороны центра и заключают <ВАС, равный 72 гр.30'; U АВ: U АС = 19: 24. Определить эти дуги.

(ответ: 95 гр. и 120 гр.)

2 ступень

1.Определить, сколько градусов содержит дуга, если перпендикуляр, проведенный в хорде из ее конца, делит дополнительную (до окружности) дугу в отношении 5: 2.

2.Точки А и В соединены двумя дугами, обращенными выпуклостями в разные стороны: U АСВ содержит 117 гр.23'; и U АВД содержит 42 гр.37'; середины их С и Д соединены с А. Определить < САД

.В сегмент АМВ вписана трапеция АСДВ, у которой сторона АС = СД и <САВ = 51 гр.20'. Сколько градусов содержит дуга АМВ?

.АВ - диаметр; С, Д и Е - точки на одной полуокружности АСДЕВ. На диаметре АВ взяты: точка М так, что < СМА = < ДМВ, и точка Н так, что < ДНА = < ЕНВ. Определить < МДН, если дуга АС содержит 60 гр. и дуга ВЕ содержит 20 гр.

.Основание равнобедренного треугольника служит диаметром окружности. На какие части делятся стороны треугольника полуокружностью и полуокружность - сторонами треугольника?

.Построить несколько точек окружности, имеющий данный диаметр, пользуясь лишь чертежным треугольником.

.Построить прямоугольный треугольник по гипотенузе с=5 см и высоте, опущенной из вершины прямоугольного угла на гипотенузу и имеющей длину 2 см.

.Построить прямоугольный треугольник по гипотенузе, равной 3,5 см, и проекции одного из катетов на гипотенузу, если эта проекция равна 2,9 см.

.Через конец хорды, делящей окружность в отношении 3: 5, проведена касательная. Определить острый угол между хордой и касательной.

ЗАДАЧИ НА ДОКАЗАТЕЛЬСТВО

Углы в окружности

.На окружности взяты четыре точки. Доказать, что прямые, соединяющие середины противолежащих дуг, взаимно перпендикулярны.

2.Две окружности пересекаются в точках А и В, САД - секущая. Доказать, что величина угла СВД не зависит от положения секущей.

.Около треугольника АВС описана окружность. Биссектриса угла В пересекает сторону АС в точке Д, а окружность в точке Е. Точки А и Е соединены отрезком прямой. Доказать, что треугольник АВЕ подобен треугольнику ВДС.

4.АВ - диаметр окружности О, радиус ОС I АВ. Через середину Д радиуса ОС проведена хорда ЕК гр. АВ. Доказать, что угол АВЕ в два раза меньше угла СВЕ.

5.Точка Д лежит на радиусе ОА; хорда ВДС I АО. Через точку С проведена касательная до пересечения с продолжением ОА в точке Е. Доказать, что прямая СА - биссектриса угла ВСЕ.

.Две равные окружности пересекаются в точках А и В, САД - секущая. Доказать, что перпендикуляр из точки В на секущую СД делит ее пополам.

.В треугольнике АВС АА1 и ВВ1 - высоты. Доказать, что точки А, В, А1, и В1 лежат на одной окружности.

.Доказать, что геометрическое место середин хорд, проведенных из одной точки окружности, есть окружность, диаметр которой в два раза меньше диаметра данной.

.В треугольнике АВС сторона ВС меньше стороны ВА. Из В, как из центра, описана окружность радиусом ВС, которая пересекла сторону СА в точке Е и сторону ВА - в точке Д. Доказать, что угол ДЕА в два раза меньше угла АВС.

.В окружности проведены хорды АВ ⃦ ЕД и АС ⃦ КД. Доказать, что хорды АС и ВД параллельны.

Приложение 2

Лист учета знаний, умений и навыков по теме: "Вписанный угол"

Теоретический материалРешение ключевых задач (образцы) Самостоятельное решение задач с ответамиСамостоятельное решение задач без ответовСамостоятельное решение задач (повыш. уровень) Контрольная работаФИО учащегосяАнализ работы учащегосяВысокий уровень облученностиСредний уровеньНизкий уровень

Похожие работы

 

Не нашел материал для курсовой или диплома?
Поможем написать качественную работу
Без плагиата!