Заказ дипломной. Заказать реферат. Курсовые на заказ.
Бесплатные рефераты, курсовые и дипломные работы на сайте БИБЛИОФОНД.РУ
Электронная библиотека студента




Содержание


Введение

1. Дидактическое определение неуспеваемости

. Алгоритм действий педагога по предупреждению трудностей в обучении

. Методы предупреждения трудности в обучении у школьников

Заключение

Список использованной литературы



Введение


В современном обществе все большее значение приобретает умение обучаться, которое формируется еще в детстве. Важным показателем этого умения является школьная успеваемость, которая у определённого количества учеников не достигает минимально необходимого уровня. Практика показывает, что недостаточная успеваемость - сложное явление.

То, что с детьми педагогу сегодня работать тяжелее, чем 10-15 лет назад, не нуждается в доказательствах. И уже не является тайной, что ежегодно в нашей стране увеличивается количество детей, у которых обнаруживается неуспеваемость по школьным предметам, трудности в обучении. Эти трудности ложатся большим бременем на плечи каждого учителя. Ведь он должен формировать у учащихся не просто набор знаний, а прежде всего, умение усваивать эти знания и пользоваться ими.

Учебные программы современной школы, рассчитаны на «среднего» ученика, в то время, как в классе, как правило, встречаются дети с разной подготовкой к учебной деятельности. Все школьники отличаются разными возможностями и способностями к обучению, и потому к ним может потребоваться индивидуальный подход, ведь предъявляемые требования не совпадают с потребностями отдельных детей, которые в своем развитии или опережают других учеников в освоении школьной программы, или, что происходит чаще, отстают от них. Такие дети, как правило, пассивны на занятиях, не стремятся получить знания, избегают трудностей, отвлекаются в те моменты, когда осуществляется поиск, требуется напряжение мысли. Это дети со своеобразным ощущением мира, способом мышления. Именно на них должна быть направлена профилактика трудностей в обучении.

Таким образом, несмотря на накопленный школой опыт уменьшения, а в ряде случаев, ликвидации отставания детей в обучении, эта проблема остается актуальной в педагогике. Поэтому вопросы, связанные с изучением неуспеваемости и предупреждения трудностей в обучении, можно отнести к наиболее актуальным вопросам педагогики в школе.



.Дидактическое определение неуспеваемости


Из самой постановки вопроса становится ясным, что предупреждение трудностей в обучении при работе со школьниками разного возраста ставит целью предотвратить неуспеваемость учеников.

Но что же представляет собой данное явление? По мнению Б.Д. Эльконина те или иные психологические функции наиболее полно используются человеком в период их формирования. То есть, если пик познавательной деятельности приходиться на детский возраст, то она должна быть динамичной и всеохватывающей. Неуспеваемость в обучении проявляется как несоответствие ученика требованиям школьной программы по результатам определённого периода: семестра, года и т.д. Отдельной формой неуспеваемости выступает отставание в изучении школьной программы. Иногда понятия «неуспеваемость» «отставание» и «трудности в обучении» смешиваются. Однако, появляется закономерный вопрос, насколько целесообразно оценивать познавательную функцию учащихся только по уровню их соответствия требованиям школьной программы.

Так, А. Бударный и У. Розенталь обращают внимание именно на тот факт, что критерии неуспеваемости школьников часто зависят от правила перехода учащихся из одного класса в другой. При этом они призывают не отождествлять понятия «трудности» и «неуспеваемость», поскольку с трудностями в обучении может столкнуться любой ученик, в то время как неуспеваемость развивается не у всех. Вовремя непредупреждённые трудности в обучении, приводят к появлению неуспеваемости.

Психолог Л.А. Регуш пишет о том, что некоторые дети имеют склонность в неуспеваемости в меру своих психологических, психофизиологических особенностей, мотивов, интересов. Организация и система обучения должны максимально эффективно сгладить эти негативные психологические факторы.

По мнению В.С. Цетлина из отставания по отдельным направлениям, предметам, формируется общая неуспеваемость ученика, как сложное явление. При этом отставание, это «момент», который если он вовремя не будет замечен и устранен, перейдет в процесс - неуспеваемость.

Значит, «трудности» в обучение, «отставание» и «неуспеваемость» - разные явления. Однако, они могут пересекаться и перетекать друг в друга.

На сегодняшний день нет единого мнения в психологии и науке относительно причин, влияющих на возникновение трудностей в обучении и неуспеваемости. Н.И. Мурачковский полагает, что всему виной «слабая» организация познавательной деятельности учащегося, его неумение управлять вниманием и памятью.

В.Ф. Калошин предлагает классификацию причин неуспеваемости:

социально-экономические причины: материальное состояние семьи и психологический климат в ней;

биопсихологические: особенности характера учащихся;

нервно-психические: особенности нервной системы учащихся (включая педагогическую запущенность);

психологическая неготовность к освоению школьной программы;

дидактические: низкая мотивация к обучению, неправильные действия педагога, несовпадение школьно материала с интересами учеников; неправильный способ передачи знаний (навязывание знаний); негативная Я-концепция; неадекватная система оценивания знаний и неадекватность школьной программы физическому и психическому развитию учащихся.

Педагог в наибольшей мере может и должен устранять дидактические факторы в своей работе по предупреждению трудностей в обучении. Также он должен обращать внимание на уровень психологического развития детей, их готовности воспринимать материал, на особенности их нервной системы, состояние здоровья, черты характера.

Исследования свидетельствуют, что эти причины по-разному влияют на детей разного пола и возраста. Так, среди неуспевающих почти 80% мальчиков и 20% девочек. Поздняя неуспеваемость (средние и старшие классы) превосходит раннюю (начальная школа). В зависимости от вида трудностей в обучении, учителя проводят соответствующую работу с учениками относительно их предупреждения и профилактики отставания и неуспеваемости в обучении.

В. Цетлин установил такие признаки неуспеваемости ребенка в обучении, которые в равной мере наблюдаются во всех возрастных группах школьников:

ученик не может объяснить, в чем заключается сложность задания, наметить план его решения, решить его самостоятельно, указать, что получено нового в результате его решения;

ученик не может дать ответа на вопрос по тексту, сказать, что нового он узнал из него. Эти признаки могут быть выявлены во время решения задач, чтение текстов и прослушивания объяснений учителя;

ученик пассивен и отвлекается в те моменты урока, когда осуществляется поиск, необходимое умственное напряжение, преодоление трудностей. Эти признаки могут быть замечены во время решения задач, во время выслушивания объяснений учителя, в ситуации выбора по желанию заданий для самостоятельной работы;

ученик не реагирует эмоционально (мимикой, жестами) на успехи и неудачи, не может дать оценку своей работе, не контролирует себя;

ученик не может объяснить цель выполненного им упражнения, сказать, для усвоения каких законов, правил оно разработано; также не выполняет задания, пропускает действия, путает их порядок, не может проверить полученный результат и ход работы. Эти признаки проявляются во время выполнения упражнений по различным предметам, а также во время выполнения отдельных действий в составе более сложной деятельности.

Ежедневно каждому учителю необходимо самостоятельно выявлять причины затруднения у тех или иных учеников. В практике педагогов можно выделить такие основные способы выявления трудностей в обучении:

наблюдение учителя за реакциями учеников на сложные задания, на их успехи и неудачи;

постановка вопросов учителя ученику и требование сформулировать то или иное положение, гипотезу и т. д;

организация педагогом учебных самостоятельных работ в классе, во время которых он получает материал для суждения о результатах деятельности своих учеников, наблюдает за их работой, выслушивает и отвечает на их вопросы, иногда помогает им.

Неуспеваемость, как мы смогли понять, - это сложное и многогранное явление школьной действительности, которое требует разносторонних подходов при его изучении и устранении. Предупреждать отставание и неуспеваемость учеников можно, предотвращая трудности в обучении, используя разнообразные и вместе с тем сугубо индивидуальные методы стимулирования учеников (табл. 1).

Анализ методической литературы и практический опыт работы педагогов показывают, что дети, чаще других испытывающие трудности в обучении, имеют ряд преимуществ, которые должен учитывать каждый учитель:

в ситуациях монотонной работы они более успешны;

эти ученики также успешны в тех видах деятельности, которые требуют предварительной подготовки;

для них благоприятны ситуации, которые требуют последовательной планомерной работы;

они склонны к тщательному анализу исполнения учебных заданий и проверки полученных результатов.


Таблица 1. Методы стимулирования учеников с целью предупреждения трудностей в обучении

СодержательныеОрганизационныеСоциально-психологическиеЭмоционально-образная подача учебных материалов, использование разных способов получения знаний; Подчеркивание интересных моментов, при изложении материала, его новизна, варьирование уровня сложности; Задания с интересными вопросами, близкими увлечениям детей Демонстрация практического применения знаний, их значимости; Установление меж предметных связейОзнакомление детей с целями работы на каждом занятии; Ознакомление детей с четкими требованиями по отношению к ним; Поощрение не только подражательной, но и творческой деятельности учеников; Создание разных ситуаций: игровых, поисковых и т.д.; Совместный анализ ошибок и оказание помощи детям; Использование наглядных материалов, новых технологий в обучении; Контроль за деятельностью учениковДружелюбие и построение доверительных отношений между учителем и школьниками; Высказывание учителем своей точки зрения; Поощрение учеников к высказыванию своего мнения, проявлению личностных качеств; Организация дружеских отношений в классе

Следовательно, основными направлениями работы с детьми разного школьного возраста по предупреждению трудностей в обучении являются:

усовершенствование всей работы школы по обучению и воспитанию школьников;

обеспечение преемственности в деятельности дошкольных учреждений и школы, учителей разных степеней обучения;

глубокое изучение личности школьника, семейного воспитания;

включение каждого школьника в разные виды познавательной, трудовой, общественной, спортивной, художественной деятельности;

взаимодействие школы, семьи, внешкольных учреждений.

При этом педагог при работе в классе должен непосредственно овладеть правилами и методами предупреждения трудностей в обучении, о чем мы напишем в следующих параграфах работы.


.Алгоритм действий педагога по предупреждению трудностей в обучении


В практике педагогической деятельности были выделены следующие основные пути предупреждения трудностей в обучении у школьников разного возраста: Педагог должен:

усиленно контролировать ежедневную работу учеников;

своевременное реагировать на отдельные трудности в обучении, факты отставания, выявлять их причины и принимать оперативные меры, направленные на их устранение;

предлагать индивидуальные задания или дополнительные занятия по изучению пропущенного материала;

осуществлять контроль за выполнением всех заданий;

использовать разнообразные задания, направленные на развитие интереса к обучению.

осуществлять дифференцированный подход в опрашивании учеников и во время организации самостоятельной работы вне класса;

проявлять доброжелательное, внимательное отношение к ученикам с поощрением к успехам в обучении;

привлекать ученический актив к борьбе за повышение ответственности ученика за обучение;

усиливать работу с родителями детей, у которых проявляются трудности в обучении.

При работе с детьми разного возраста, особенно теми, что проявляют склонность к неуспеваемости, чаще сталкиваются с трудностями в обучении, педагогу следует быть особенно внимательным. Он призван:

. демонстрировать веру в способности школьников и стараться передать им эту веру;

. вселяя в учеников веру в то, что они запомнят, поймут материал, чаще предлагать им задания того типа, с которыми они уже смогли справиться (с учителем, с классом, самостоятельно), плавно переходить от них к новым, более сложным заданиям;

. помнить, что для учеников с трудностями в обучении необходим период «углубления» в материал. Следует терпеливо ждать, не проявлять раздражения;

. не ставить учеников в ситуацию неожиданного вопроса и не требовать быстрого ответа на него, дать ученику достаточно времени на обдумывание и подготовку;

. желательно, чтобы неуспевающие ученики могли отвечать не только в устной, а и в письменной форме. Во время подготовки учеником ответа нужно дать ему время для проверки и исправления выполненных заданий;

. в минимальной степени отвлекать ученика, стараться «не переключать» его внимание в момент усвоения новых знаний, овладения навыками, создавать спокойную, дружелюбную обстановку.

. проводить каждый урок, как продолжение предыдущего. Многоразовое повторение основного материала - один из приемов работы по предупреждению трудностей в обучении;

. не давать для освоения в ограниченный промежуток времени большой, разнообразный и сложный материал. Уметь из того, что изучается, выбрать главное, изложить его, повторить и закрепить;

. не принуждать «слабых» учеников отвечать на вопросы по новому материалу, только что усвоенному, лучше отложить опрашивание на следующий урок, дав возможность ученикам ознакомиться с ним дома;

. путем правильной тактики опрашиваний и поощрений (не только при помощи оценок, а и замечаний «отлично», «молодец», «умница» и т.п.) формировать у школьников уверенность в своих силах, в своих знаниях, в возможности эффективно обучаться. Эта уверенность поможет ученику в экстремальных стрессовых ситуациях (написание самостоятельных и контрольных работ, сдача экзаменов и, в конце концов, ЕГЭ и т.п.);

. с осторожностью оценивать неудачи школьников, ведь они сами очень болезненно к ним относятся, особенно в подростковом возрасте;

. работу с неуспевающими учениками не воспринимать формально. Речь идет о постоянном развитии памяти, логики, мышления, эмоций, чувств, интереса к обучению;

. помнить о том, что общение - главная составляющая любой методики. Не умея расположить детей к себе, педагог не сможет получить и хорошие результаты обучения.

. уметь руководить классом. Если урок однообразный, дети сами найдут выход - займутся своими делами;

. целеустремленно работать со «слабыми» учениками, теми, кто склонен к трудностям в обучении: через короткое время их среда снова разделится - на способных, средних и неуспевающих;

. учиться привлекать к обучению отстающих учеников более сильных товарищей. При формировании таких пар учитывать требования психологической совместимости.

При работе в младших классах педагог должен, в первую очередь, преодолеть неготовность учеников к школе. С этой целью могут проводиться дополнительные занятия, опирающиеся, прежде всего, на социально-психологические методы стимулирования интереса к обучению и предупреждения трудностей в обучении. Очень часто дети в начальной школе испытывают трудности в обучении, потому что дома из-за неправильного воспитания не привыкли к самостоятельности и приложению усилий. Вырабатывая навыки самостоятельной работы, учитель должен проявлять терпение, дружелюбие и настойчивость.

При работе с учениками средней и старшей школы также должны включаться содержательные и организационные методы. Основные трудности в это период связанны с большими объемами учебных материалов, сложностью школьной программы. Также они обусловлены особенностями психологического развития подростков: ранимостью, необходимостью в самоутверждении, профессиональном самоопределении. Педагог должен, прибегая к описываемым правилам, давать больше свободы ученикам в их творческой деятельности, подходить к оценке знаний и умений не формально, умея выявить скрытые способности, раскрыть потенциал учеников.

Определенную роль в преодолении неуспеваемости школьников играют классы ИПК (интенсивной педагогической коррекции), их называют еще классами выравнивания. В них отправляют детей, которые на момент вступления в школу или перехода в следующий класс оказались неподготовленными к обучению в обычных условиях, а также учеников, которые являются неуспевающими по основным предметам. У этих детей наблюдаются задержка развития восприятия и мышление, ослабление памяти, неустойчивое внимание. Такие дети нуждаются в усиленном внимании, особых усилиях со стороны учителя. За два-три года интенсивной работы педагога они преодолевают отставание в знаниях от своих ровесников их обычных классов и могут вместе с ними успешно продолжать обучение в средней и старшей школе.

При этом такие классы должны быть относительно однородными, а учитель должен уметь работать с учебным материалом в согласии с индивидуальными потребностями учащихся.


.Методы предупреждения трудности в обучении у школьников


Для решения проблемы предупреждению трудностей в обучении учащихся разного возраста учителя на современном этапе могут применять в своей практике опорные схемы и интерактивные методы обучения. Если творчески использовать на уроке инновационные технологии обучения, элементы передового педагогического опыта, каждый урок послужит к формированию глубоких знаний, а также навыков обучения у школьников.

Опорные схемы - это, по мнению отдельных исследователей, один из нестандартных методов обучения, которое основываются на достижениях современной методики преподавания предметов в общеобразовательной школе.

Этот метод, во-первых, дает возможность учителю использовать личные творческие приемы и находки в методике преподавания предметов, улучшает индивидуальную работу с учениками.

Во-вторых, он гарантирует многоразовое вариативное повторение изученного материала на уроках, дает возможность добиться его полного усвоения.

В-третьих, он развивает все виды памяти.

Опорные схемы, которые используются на уроках по основным дисциплинам, становятся постоянными помощниками для учеников, позволяющими преодолеть трудности в обучении, условием бесконфликтного, делового, дружеского общения, основой уверенности детей в своих способностях преодолевать трудности. Опорные схемы обеспечивают и повышенную трудоспособность учеников, а также энергичный темп урока. Необходимые правила или законы для выполнения заданий детям не нужно вспоминать: они читают их по схемам. При этом схемы могут усложняться по мере взросления школьников, но гарантируют одно из важных условий - повторение основного материала.

В момент первого объяснения, когда учитель использует яркие рисунки, таблицы, ученики (особенно младшей школы) принимают участие в работе, отвечают на вопросы, а иногда делают и правильные выводы. С серьезными трудностями дети сталкиваются, переходя от доступной наглядности к серьезному материалу, когда на основе хорошо усвоенных выводов нужно строить свои суждения. Не все учащиеся могут с первого урока понять и быстро запомнить материал. Именно это и объясняет появление пассивности на уроке у отдельных детей.

Привлечь каждого ученика к активной деятельности на уроке, довести представления о новой теме до формирования понятий, стойких привычек помогают учителю именно опорные схемы. От традиционной наглядности они отличаются тем, что становятся основой для практической деятельности школьников.

На уроке, пользуясь данными схемами, ученики читают их, работают с ними, строят свои ответы. Ни один из них не ощущает себя беспомощной личностью при овладении знаниями. Исчезает скованность, страх перед ответственностью, нагрузка на память. Ученики лишены механического запоминания правил. Они усваивают их осмысленно: выводят правило по предложенной схеме - опоре, решая практическое задание.

Предлагаем несколько схем-опор к урокам русского языка (рис. 1) и литературы (рис. 2).

Педагогический опыт показывает, что в своей работе учителю целесообразно пользоваться таким принципом: каждый ребёнок должен не только услышать сказанное учителем, а и увидеть и при возможности воссоздать услышанное. Этот принцип помогает задействовать известные органы чувства детей для восприятия и осмысление предложенного учителем учебного материала.

Для реализации данного принципа, с целью заинтересованности детей, активизации их деятельности на уроке используются не только опорные схемы, а и интерактивные методы обучения. Особенно они важны для преодоления трудностей обучений в средней и старшей школе, то есть для профилактики поздней неуспеваемости.



Рисунок 1. Опорная схема для урока русского языка, разработанная для преодоления трудностей в обучении (младшая школа)


Рисунок 2. Опорная схема для урока литературы (изучение понятия «любовь», изображения чувств в литературе), разработанная для преодоления трудностей в обучении (средняя и старшая школа)


Может быть организована работа в парах (составление диалогов, загадок; взаимопроверка письменных работ; характеристика действующих лиц). Также может осуществляться работа в группах (исследование; составление собственных задач, правил и т. д.). В отдельных случаях возможно использование инсценировок (басни; сказки; юмористические стихи; отрывки из прозаических произведений).

При фронтальной работе педагог может использовать разные способы организации обучения, например мозговой штурм, урок «Ассоциации» и т.д.

Для того, чтобы ученикам было интересно на уроках можно попытаться перевести их в нетрадиционные формы. Например: провести уроки - игру, путешествие, урок-соревнование, праздник или КВН, или же проводить интегрированные уроки.

Значит, система профилактических средств должна предшествовать учебно-коррекционным средствам в школе и быть направлена, в первую очередь, на ликвидацию выявленных недостатков в развитии ребенка, предупреждение трудностей в обучении. При этом нужно опираться на такие стороны познавательной деятельности, которые у конкретного ученика развиты лучше. А одним из важных условий успешного обучения детей разного возраста в школе является использования в учебном процессе интерактивных форм работы, инновационных технологий преподавания, элементов передового педагогического опыта, нестандартных ситуаций, диалога как средств активизации мышления и познавательной деятельности детей и подростков. Важная задача школы и семьи сегодня заключается в том, чтобы дети вошли в современное общество, проявляя способность обучаться на протяжении всей жизни, следовательно, жить полноценно.



Заключение


Трудности в обучении периодически возникают у каждого школьника. Но если они вовремя не замечены педагогом и не устранены, они постепенно приводят к отставанию ученика и его неуспеваемости, то есть неспособности освоить школьную программу и развивать познавательные навыки. Существуют фактуры, влияющие на успеваемость учеников: социально-экономические, психологические, дидактические и пр. Педагог должен уметь выявить их и активно повлиять на них с тем, чтобы предупредить трудности в обучении школьников разного возраста.

Педагог призван стимулировать у учеников интерес и активность в обучении при помощи содержательных, организационных и социально-психологических методов. То есть он должен раскрыть содержание школьной программы в максимально доступном и привлекательном свете, правильно организовать процесс обучения и создать благоприятную психологическую атмосферу в классе, группе детей.

Это должно происходит на фоне усовершенствование всей работы школы по обучению и воспитанию школьников; обеспечения преемственности в деятельности дошкольных учреждений и школы; глубокого изучение личности школьника, условий его семейного воспитания; включения каждого школьника в разные виды познавательной, трудовой, общественной, спортивной, художественной деятельности; взаимодействия школы, семьи, внешкольных учреждений, общественности в воспитательной работе с детьми и подростками, как основных направлений работы с детьми разного школьного возраста по предупреждению трудностей в обучении.

При этом нами предложено использование в качестве непосредственных методов по предупреждению трудностей в обучении опорных схем и интерактивных методов обучения. В младших классах они позволяют преодолеть неготовность детей к школе, повысь их мотивацию к обучению, а в средних и старших - облегчить нагрузки. При этом важен индивидуальный подход к ученикам, доброжелательность, выработка у них веры в свои силы.

неуспеваемость обучение педагог ученик


Список использованной литературы


1.Гладкая В. Условия обеспечения качества коррекционно-педагогической помощи учащимся с трудностями в обучении // Коррекционно-развивающее образование. 2012. № 4 (22). С. 27-34.

.Голованова Н.Ф. Педагогика. - М.: Academia, 2011. - 240 с.

.Григорьева О.А., Ильюшенкова С.Г. Неуспеваемость учащихся, причины возникновения, профилактика, пути устранения // Теоретические и прикладные вопросы образования и науки сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции. 2014. С. 46-47.

.Защиринская О.В. Семья и ребёнок с трудностями в обучении. - М.: Сфера, 2010. - 225 с.

.Калошин В.Ф. Повышение качества учебно-воспитательного процесса // КВВАИУ. Новое в учебном процессе. - 1991. - Выпуск 30. - С.3-7.

.Комплексная коррекция трудностей обучения в школе. Под ред. Ж. Глозмана, А. Соболева. - М.: Смысл, 2015. - 552 с.

.Крылова О.Н., Муштавинская И.В. Новая дидактика современного урока в условиях введения ФГОС ООО. Методическое пособие. - М.: КАРО, 2014. - 144 с.

.Меренкова О. и др. Современные подходы в преподавании русского языка и литературы. Методическое пособие. - М.: Перспектива, 2015. - 128 с.

.Педагогическая психология : Учебное пособие ; под ред. Л. Регуш, А. Орловой. - Санкт-Петербург: Питер, 2010. - 414 с.

.Савеноколв А.И. Педагогическая психология. - М.: Юрайт, 2014. - 672 с.

.Томас Гордон. Курс эффективного преподавателя. Как раскрыть в школьниках самое лучшее. - М.: Ломоносов, 2010. - 232 с.

.Турбовской Я.С Почему школьники плохо учатся, или неуспеваемость, как закономерность // Образование и общество. 2012. № 6. С. 66-76.

.Ухарских Т.В. Ребёнок с трудностями в обучении и воспитании в общеобразовательной школы (из опыта работы) // Школьная педагогика. 2015. № 2 (2). С. 14-17.

.Цетлин В.С. Предупреждение неуспеваемости учащихся. - М.: Знание, 1989. - 80 с.