Заказ дипломной. Заказать реферат. Курсовые на заказ.
Бесплатные рефераты, курсовые и дипломные работы на сайте БИБЛИОФОНД.РУ
Электронная библиотека студента




Введение


В настоящее время начальная школа находится на этапе модернизации и обновления содержания образования. В связи с этим интенсивно развивается вариативность образовательных программ и учебно-методических комплексов. Необходимость разработки образовательной программы начальной школы связана с внедрением федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения, призванных обеспечивать развитие системы образования в условиях изменяющихся запросов личности и семьи, ожиданий общества и требований государства в сфере образования. В современном обществе смысл и значение образования меняются. Теперь это не просто усвоение знаний, а импульс к развитию способностей и ценностных установок личности учащегося. Сегодня происходит изменение парадигмы образования - от парадигмы знаний, умений и навыков к парадигме развития личности учащегося. Школа становится учреждением, формирующим с первого класса навыки самообразования и самовоспитания.

Начальное образование выступает важнейшим средством самореализации и самоутверждения ребёнка как субъекта, уже способного определить цель, смысл и ценность требований современной культуры к учебной, семейно-бытовой, досуговой деятельности человека.

Значимость данной работы состоит в том, что исследуемые аспекты смогут помочь педагогам узнать о сущности и структуре УМК, что в дальнейшем может подтолкнуть их на создание собственных комплексов.

Актуальность заключается в необходимости создания новых УМК для того, чтобы увеличить вариативность и расширить круг выбора образовательных программ для родителей будущих первоклассников.

Целью нашего исследования является научное обоснование содержания форм и методов проектирования учебно-методического комплекса в начальной школе.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

провести теоретическое исследование по разработанности учебно-методического комплекса в педагогической и методической литературе;

провести анализ структуры учебно-методических комплексов;

исследовать УМК «Перспектива» на соответствие требованиям к проектированию учебно-методического комплекса.

Объект исследования - учебно-методический комплекс.

Предметом исследования являются способы и методы проектирования учебно-методического комплекса в начальной школе.

Теоретическое исследования было осуществлено с опорой на труды Н.В. Чекалевой, Н.Ю. Ануфриевой, Л.Г. Петерсон.

Структура и объем курсовой работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка источников.

В первой главе рассматриваются теоретико-методические аспекты разработки учебно-методического комплекса.

Во второй главе дается анализ соблюдения всех аспектов разработки учебно-методического комплекса на примере УМК «Перспектива».


Глава 1. Теоретико-методические аспекты разработки учебно-методического комплекса по предмету


.1 Понятие и сущность учебно-методического комплекса в педагогической теории и практике


Учебно-методический комплекс (УМК) - это совокупность систематизированных материалов, необходимых для осуществления образовательного процесса, обеспечивающих успех обучающихся в познавательной, творческой, коммуникативной и других видах деятельности.

Учебно-методический комплекс следует рассматривать как систему, части которой находятся во взаимосвязи.

Учебно-методические комплексы, состоящие из отдельных комплектов, экономичные и универсальные, актуальны и необходимы в реалиях настоящего времени - при хроническом недофинансировании школ, остром дефиците учебно-методических и дидактических материалов, особенно в отдаленных регионах РФ, таких, как Республика Тыва, тяжелом материальном положении учителей, для которых становится серьезной проблемой приобретение большой номенклатуры необходимой методической литературы.

Изменившиеся в начале ХХI века образовательные запросы общества стимулировали трансформацию учебно-методического комплекса (далее - УМК), превратив его в компонент открытой информационно-образовательной среды (далее - ИОС). Понятие «информационно-образовательная среда» относительно новое для российской педагогики, поэтому оно не получило однозначного толкования и характеризуется как открытая система, многокомпонентный комплекс, единое информационно-образовательное пространство, система образовательных ресурсов или педагогическая система.

На основе анализа научных идей ряда ведущих ученых (Е.С. Полат, В.А. Ясвин и др.) мы пришли к выводу, что понятие «информационно-образовательная среда» можно толковать как часть информационного и образовательного пространства, созданную на общей методологической основе, с использованием информационно-коммуникационных технологий в целях содействия становлению личности школьника в условиях современного мира.

Модель УМК на схеме 1 отражает его трехкомпонентный состав: нормативный, учебный и методический компоненты, и его трехуровневую структуру: инвариантное ядро и вариативные оболочки (приложение 1).

Отличительной особенностью данной модели является ее информационная избыточность, открытость и мобильность в условиях динамично развивающегося мира, ориентированность на вызовы информационного общества, особенности региональных систем образования и индивидуальные потребности личности школьников. Эти принципы реализуются с помощью вариативных оболочек УМК, способных быстро реагировать на изменения в информационном и образовательном пространствах. В то же время ядро модели позволяет устоять «фундаменту» УМК при обновлении его оболочек.

Учебно-методический комплекс представляет собой сложную систему, состоящую из множества взаимосвязанных элементов. Традиционное линейное взаимодействие между отдельными элементами внутри ядра или внутри каждой оболочки (например, учебник - рабочая тетрадь; учебник - книга для учителя и т.п.) в современном УМК дополняется радиальными связями с элементами вспомогательных и дополнительных ресурсов (например, рабочая программа - учебник - развивающие дидактические игры - интернет-ресурсы).



.2 Содержание и структура учебно-методического комплекса


Первый компонент УМК - нормативный - определяет цели и содержание образования с учетом запросов общества, государства и личности, а также уровня кадрового и материально-технического обеспечения общеобразовательных учреждений.

Элементы нормативного компонента имеют различную степень значимости в зависимости от их расположения: в ядре или в вариативных оболочках УМК. К основным элементам относятся концепции учебных предметов и курсов, примерные и рабочие программы. Вспомогательные ресурсы включают методические указания и рекомендации по реализации рабочих программ. К дополнительным ресурсам относятся программы углубленного обучения, элективных курсов, информационные письма, обеспечивающие вариативность УМК на региональном и локальном уровнях (приложение 2).

Концепция предмета или курса задает целевые установки, описывает содержательное наполнение и структурное распределение учебного материала, определяет учебные достижения и характер взаимодействия элементов УМК. Первые концепции предметного школьного образования появились уже в 1990-е гг., в период перестройки школьного образования и разработки первых вариантов стандартов; они отражали в большей степени различия во взглядах на школьное образование педагогических школ, творческих лабораторий, авторских коллективов.

Сегодня концепция может предопределить разработку каждого компонента УМК: как составной части единого комплекса. Именно эта функция обеспечивает комплексный характер всему УМК на уровне его разработки и использования.

В основании любого учебного предмета и курса лежит образовательная (учебная) программа, разработанная в соответствии с требованиями стандарта и концепцией.

Программы базовых курсов относятся к основным элементам нормативного компонента УМК. А программы элективных и факультативных курсов - к дополнительным ресурсам. К вспомогательным - указания и рекомендации, которые помогают педагогам придерживаться заданных в концепции направлений.

Для того чтобы перейти от общего представления об учебном предмете или курсе к конкретной методической системе, необходимо в полном соответствии с концепцией подготовить программу. Она, таким образом, становится связующим звеном между педагогической теорией и образовательным процессом. Рассматривая программу как этап воплощения теоретической концепции в нормах учебной деятельности, можно выделить присущие ей функции:

а) по отношению к предшествующей научно-теоретической деятельности в методике - связующую и опосредующую;

б) по отношению к проектируемым средствам обучения - целеполагающую и координирующую;

в) по отношению к педагогической действительности - регулирующую и директивную.

Структура учебной программы за последние годы претерпела значительные изменения. Традиционная программа с трехкомпонентным составом (пояснительная записка, содержание, требования к уровню подготовки учащихся) в условиях перехода на ФГОС трансформировалась в программно-методические сборники, которые могут включать в себя тематическое планирование, список литературы, тематику творческих и исследовательских работ, дискуссий, деловых игр, обобщающих уроков, конференций, дидактические материалы и примерные вопросы к итоговой аттестации школьников.

Указания и рекомендации по реализации рабочих программ являются не только методическим, но отчасти и нормативным инструментом, регламентирующим порядок работы с рабочей программой; они содержат материалы, которые не «успевают» войти в программы. Это позволяет, не изменяя саму программу, модифицировать ее разделы, внести необходимые дополнения в связи с изменениями в ИОС и условиями конкретного общеобразовательного учреждения.

Нормативный компонент сконструирован на принципах ведущей роли, согласованности и взаимодействия с другими компонентами УМК, обеспечивающих целостность и креативность всей конструкции.

Второй компонент УМК - учебный - направлен на реализацию системно-интегративной функции УМК и отвечает за содержательное наполнение предмета или курсов, включает учебные пособия и материалы, необходимые для освоения программы на базовом или углубленном уровнях (приложение 3).

Основными элементами учебного компонента являются учебно-методические комплекты, учебники и учебные пособия, рабочие тетради на печатной основе, задачники, атласы, контурные карты, хрестоматии, электронные приложения. К вспомогательным ресурсам относятся словари, справочники, книги для чтения, учебно-наглядные пособия, видеофильмы и Интернет-ресурсы, созданные в образовательных целях. Дополнительные ресурсы составляют энциклопедии, научно-популярная литература, коллекции видео- и фотоматериалов, развивающие игры. Организация взаимодействия учебных пособий внутри УМК - одна из задач учебного компонента, которая решается с помощью ссылок в учебнике (например, на хрестоматию, рабочую тетрадь, атлас, и наоборот), а также через систему познавательных заданий.

Центральное место в учебном компоненте УМК занимает учебник (иногда учебное пособие). Под «учебником» традиционно понимается книга, излагающая основы научных знаний по определенному учебному предмету в соответствии с целями обучения, установленными программой и требованиями дидактики.

Еще в 1990-е гг. автор учебников географии В.П. Максаковский составил портрет учебника нового поколения. По его мнению, такой учебник должен быть:

) основан на принципе научности и рисовать в своей области знаний широкую научную картину мира, отражающую иерархию, соподчинение: законов и закономерностей, научных теорий, научных концепций, научных гипотез, научных понятий, научных терминов;

) ориентирован на фундаментальные знания, которые служат первоосновой непрерывного образования, формирования практических навыков и умений;

) основан на широком применении типологического подхода (типология процессов, явлений и объектов);

) нацелен на самостоятельное добывание школьниками знаний, развитие у них творческого, а не репродуктивного мышления (поэтому в нем не должно быть традиционных практических работ, ибо постоянное добывание знаний - это и есть одна перманентная практическая работа; учитель при работе с таким учебником выступает в качестве руководителя самостоятельной работы школьников по добыванию знаний);

) ориентирован не на некую усредненную личность ученика, а обеспечивать необходимый дифференцированный подход - как в основном тексте, так и в системе заданий (учебник должен иметь два или три плана);

) основан на широком (с учетом возраста школьников) использовании возможностей проблемного изложения материала, проблемного подхода, раскрывать борьбу научных идей;

) направлен на ликвидацию нынешней диспропорции между научностью и доступностью [5, 70].

Современные образовательные реалии внесли коррективы в этот «портрет» учебника и пополнили его новыми признаками-функциями:

) организация исследовательской, проблемной, творческой, практической деятельности школьников;

) сбалансированность теоретических знаний и прагматических подходов к их усвоению (метод проектов);

) интегрированность знаний, позволяющая решать проблемы окружающей действительности;

) коммуникативность, предполагающая рассмотрение всего обучения в ракурсе психологии общения [6, 134].

Сегодня учебник нового поколения позиционируется, в первую очередь, как основа формирования навыков самообразования, инструмент организации активной познавательной деятельности учащихся, средство демонстрации применения новых технологий, которые мотивируют школьника на обновление знаний в соответствии со своими потребностями. Учебник будущего - это система дифференцированных заданий по поиску, анализу и обобщению учебной информации, представленной в различной форме (текстовой, иллюстративной, графической, статистической и др.) на различных носителях (печатных, электронных).

По мнению А.В. Хуторского, учебник - это комплексная информационно-деятельностная модель образовательного процесса, происходящего в рамках соответствующей дидактической системы и включающего необходимые условия для его осуществления [7, 13].

Учебник нового поколения трансформируется в новую конструкцию (модульный, электронный учебник и т. д.), обеспечивающую ему более успешное решение задач, поставленных перед школой в условиях открытой информационной среды. Например, в модульном учебнике каждый блок содержания представлен по минимуму, а в специальных приложениях дан расширенный и углубленный учебный материал. Возможности электронного учебника состоят в расширении информационного поля ученика, организации диалога, внедрении системы тренингов и контроля, подвижности информации: перемещения, компоновка, моделирование и пр.

Вторым элементом учебного компонента УМК является рабочая тетрадь на печатной основе, под которой понимается разновидность учебного пособия с заданиями для самостоятельной работы в ней учащихся. Тетрадь выполняет функции управления самостоятельной деятельностью, методической помощи в формировании учебных умений и навыков, интеграции элементов УМК (в первую очередь: программа - учебник - тетрадь).

Анализ содержания рабочих тетрадей на печатной основе позволил нам сделать вывод о наличии нескольких типов их конструкций и функционального назначения.

Первый тип - это комплексная (многофункциональная) тетрадь с традиционным набором вопросов и заданий разного уровня сложности, на закрепление полученных на уроке знаний, отработку практических умений (через практические работы, построение схем, картосхем, заполнение контурных карт, таблиц и т.д.), проверку знаний по темам. Использовать предложенные задания рекомендуется как на уроках, так и во внеурочное время. Задания в тетради позволяют учителю значительно расширить самостоятельную работу учащихся с различными источниками информации, удовлетворять индивидуальные познавательные интересы и развивать творческие способности школьников.[11, 231]

Второй тип - специализированная тетрадь, предназначенная для выполнения определенной функции, например, тетрадь-практикум для формирования и отработки практических умений, тетрадь-тренажер для закрепления полученных знаний и умений и развития опыта творческой деятельности, тетрадь-контролер для проверки теоретических знаний и практических умений.

Еще одним типом рабочих тетрадей на печатной основе, широко распространенным в регионах, являются тетради-практикумы, которые представляют собой систему практических и самостоятельных работ, в том числе творческого и занимательного характера. Они содержат планы для описания или характеристики локальных объектов, проведения практикумов и проектов на местности, в региональных архивах, музеях и т.д.

Не менее популярным является такой тип рабочих тетрадей на печатной основе как тетрадь-контролёр или тетрадь-экзаменатор. Основная функция - проверка уровня усвоения изученного содержания и практических умений, которая реализуется через систему тематических и итоговых контрольных и проверочных работ, как в тестах, так и с помощью открытых заданий.

Комбинированная рабочая тетрадь выполняет одновременно функции тренажера и контролёра.

Наличие нескольких типов рабочих тетрадей в одном УМК позволяет учителю осуществлять деятельностный подход в обучении.

В учебном компоненте УМК появились электронные тренажеры, специальные цифровые издания, позволяющие учить школьников выполнять действия, необходимые для формирования специальных и метапредметных умений с помощью информационно-компьютерных технологий.

Как дополнение к учебнику в учебный компонент входит также хрестоматия (книга для чтения). Хрестоматией (от греч. «полезный» и «учиться») традиционно называется учебная книга, представляющая собой сборник системно подобранных материалов по какой-либо отрасли знания - художественных, мемуарных, научных, публицистических произведений или отрывков из них, а также различных документов. Как правило, материалы подбираются в соответствии с целями учебного предмета. Содержание хрестоматии предназначено, в первую очередь, для самостоятельного расширения кругозора школьников, индивидуальных заданий, подготовки рефератов, сообщений на конференциях, предметных вечерах, неделях, заседаниях кружка, для повторения при подготовке к зачетам и контрольным работам, экзаменам. Все это помогает осуществлять дифференцированный подход в обучении.

Анализ хрестоматий и книг для чтения позволил нам выделить несколько типов пособий данного типа. Первый тип хрестоматий - своеобразное художественно-литературное дополнение к учебнику. Хрестоматии по курсам истории включают, главным образом, исторические источники. Наиболее распространенным типом хрестоматий являются краткие научно-популярные очерки. В них представлены выдержки из научных работ и справочных изданий, поэтому авторы рекомендуют одни статьи использовать для чтения в классе с последующим обсуждением, другие - для домашней работы при подготовке опережающих заданий, а третьи - для составления тезисных конспектов, систематизирующих таблиц и других видов преобразования информационных текстов.

Третий тип хрестоматии - соединение ее с учебным пособием, что нашло свое отражение в УМК для коррекционного обучения.

Объединение в одном издании сразу двух пособий, обязательного и дополнительного материала, позволяет не только сделать хрестоматию столь же доступной, как учебное пособие, но и организовать с ее помощью самостоятельную работу школьников во внеурочное время.

Значение хрестоматии (отчасти и книги для чтения) определяется возможностью познакомить школьников с разными видами текстов (научного, публицистического изложения материала) и научить различать их, а также овладеть новыми приемами работы с неадаптированными текстами. Хрестоматии, как впрочем, и другие современные учебные пособия, тоже имеют свои электронные модификации для курсов истории, литературы, мировой художественной культуры, изобразительного искусства, музыки и т. д.

Самыми распространенными вспомогательными элементами учебного компонента УМК являются дидактические материалы, содержащие исходную информацию в самых разных видах (карты, таблицы, наборы карточек с текстом, цифрами или рисунками, реактивы, модели и т. п.), на основе которой учащиеся конструктивно работают над учебными и игровыми задачами. Дидактические материалы бывают демонстрационными и раздаточными, поскольку рассчитаны на непосредственную работу с ними самих школьников на самых разных этапах обучения: при изучении и закреплении нового учебного материала, для самоконтроля и т.д.

Современные дидактические материалы делятся на:

·дополнительные (справочные) материалы (учебные материалы, которые сопровождаются информационными текстами, рисунками, таблицами и заданиями для работы с ними);

·сборники задач и упражнений (сопровождаются ответами, позволяющими получить дополнительную информацию);

·задачники с занимательными вопросами (позволяют организовать конструктивную работу школьников по решению учебной или игровой задачи);

·практикумы для внеклассной работы (ориентированы на организацию самостоятельной исследовательской деятельности школьников);

·справочники и определители (использованы в качестве источников дополнительной информации, позволяющей систематизировать, анализировать объекты и явления, осуществлять оценку и прогноз).

Как элемент УМК нового поколения дидактические материалы не просто прошли оцифровку и стали электронными, но включают в себя раздел «Разработка учебных материалов», который помогает учителю разрабатывать собственные учебные материалы.

Кроме этого, в учебном компоненте УМК можно выделить группу дополнительных ресурсов, к которым относятся энциклопедии, художественная и научно-популярная литература, развивающие игры, пособия для поступающих в вузы, Интернет-курсы, коллекции видео- и фотоматериалов, натуральные объекты, экспонаты музеев, материалы СМИ (ТВ, газеты, журналы и др.).

Дополнительные и вспомогательные ресурсы учебного компонента должны соотноситься с программой и концепцией (нормативный компонент).

В свою очередь, учебный компонент тесно связан не только с концепций и программой, но и с методическим компонентом УМК. В настоящее время методический компонент, как правило, выполняет регулятивную и прогностическую функции УМК. Элементы этой системы должны быть не только органически связаны между собой, но и «работать» на комплексное объединение всех ресурсов ИОС (приложение 4).

В методический компонент УМК входят основные элементы (методические пособия, методические рекомендации к отдельным курсам, методические рекомендации по отдельным направлениям работы, дидактические материалы, технологические карты, задания для проверочных работ); вспомогательные ресурсы (видеоуроки, электронные презентации к урокам, материалы из опыта работы); дополнительные ресурсы (краеведческие очерки, сайты, видеозаписи лекций, учебные и методические пособия региональных вузов, региональные журналы).

Основным элементом методического компонента УМК является методическое пособие. В соответствии с поставленной целью и определенными условиями оно предлагает учителям рекомендации по изучению курса на обязательных или факультативных занятиях, на базовом или углубленном уровне и т.п. В состав большинства пособий включаются тематическое планирование, рекомендации к отдельным урокам, справочные и занимательные материалы. Это самые важные материалы, обеспечивающие методическую поддержку педагога.

В состав некоторых методических пособий включаются также дидактические материалы, список литературы, словарь. Дидактические материалы представлены разнопланово: в одних случаях это занимательные игры, вопросы викторины, опорные логические схемы, картосхемы, дидактические игры и кроссворды, в других - рекомендуемые формы организации обучения, карточки с заданиями разного уровня сложности.

Разнообразно и наполнение методического пособия рекомендациями по внеклассной работе: викторины, игры, вечера, экскурсии, планы экскурсий в природу, на промышленные и сельскохозяйственные предприятия, вопросы интеллектуального калейдоскопа и т.п.

В отдельных пособиях освещаются общие вопросы методики изучения школьного предмета, характеризуются методы и приемы обучения, большое внимание придается описанию современных форм и средств обучения. Дополнительно к традиционным курсовым методическим пособиям стали издаваться пособия, освещающие опыт работы передовых учителей.

Таким образом, можно говорить о трех типах методических пособий:

) пособия с методическими советами (рекомендациями) по преподаванию курса, чаще всего подготовленные авторами учебников;

) пособия «из опыта работы» учителей, результаты апробаций, рекомендации авторов по работе с учебным пособием;

) комбинированные методические пособия, в которых представлены и рекомендации авторов, и дидактические материалы, и дополнительные, труднодоступные источники, опыт работы педагогов, справочные сведения, краткие словари, научно-методические журналы и т. п.

Методические пособия нового поколения отличает, прежде всего, заложенный в них принцип самостоятельности субъектов образовательного процесса. Из рецептурных пособий с указаниями, как надо проводить уроки, они превратились в пособия, ориентирующие учителя на творческое использование предложенных рекомендаций в конкретных педагогических ситуациях.

Другим отличительным признаком современных методических пособий является их вариативность. Многие УМК содержат не одно, а два-три методических пособия, включающих поурочные разработки итоговый тестовый контроль, «конструктор» текущего контроля (дидактические материалы для составления и комбинации заданий) и др.

Важным качеством, отличающим современные методические пособия, является мобильность дополнительных материалов. С этим связано появление вспомогательных элементов методического компонента УМК, в том числе электронных приложений к методическим пособиям, видеозаписей уроков с использованием новых педагогических технологий, электронных презентаций к урокам, материалов из опыта работы учителей (как на бумажных, так и на электронных носителях).

Кроме того, современные методические пособия отличает интеграция с учебным компонентом УМК. Соединение учебного и методического компонентов, конечно, не совсем новое явление; однако новые варианты их интеграции стали возможны благодаря информационно-компьютерным технологиям и созданию комплексных электронных пособий различного типа (интерактивный атлас, навигатор, практикум-бедекер и др.).

К дополнительным элементам методического компонента УМК относятся как традиционные научно-методические журналы, материалы научно-практических конференций, учебно-методические пособия для вузов, так и современные: сайты предметных сообществ, коллекции методических разработок уроков с использованием различных технологий, электронные журналы, мультимедийные презентации, дистанционные курсы и семинары и т. п.

Таким образом, УМК нового поколения как компонент информационно-образовательной среды изменился не только количественно и содержательно. Он сохранил трехуровневую структуру: инвариантное ядро и две вариативные оболочки. В нем сделан акцент на взаимосвязи, взаимопроникновении и взаимодействии основных элементов, вспомогательных и дополнительных ресурсов в таких комбинациях и пропорциях, которые отвечают специфике учебно-воспитательного процесса в конкретных образовательных учреждениях. УМК нового поколения позволяет педагогу учесть уровень подготовки и образовательные запросы школьников. Его применение обеспечивает проектирование индивидуальных образовательных траекторий в условиях информационно-открытого мира.

Современный УМК является навигатором в образовательной среде, показывая педагогам и школьникам взаимосвязь образовательных ресурсов, которые могут быть привлечены для изучения темы, раздела, учебного курса в целом. Инструментами (внешними символами) этих взаимосвязей являются прямые ссылки и указатели в учебных пособиях на другие элементы УМК.

УМК как компонент открытой ИОС отличает комплекс следующих признаков:

·общая для всех компонентов УМК ценностно-целевая установка (личностные результаты общего образования);

·общие объекты изучения (события, явления, процессы, проблемы, понятия, теории и т.д.);

·целевые, структурно-содержательные связи учебных и методических пособий с примерными и рабочими программами;

·методический аппарат и проблемные ситуации, адекватные целям и требующие использования основных, вспомогательных и дополнительных ресурсов УМК и направленные на формирование универсальных учебных действий (метапредметные результаты общего образования);

·единый для всех элементов УМК аппарат ориентировки (символы, колонтитулы, указатели, рубрикации, предисловие, библиография, оглавление, гиперссылки и пр.);

·единый подход к оформлению учебных пособий и программно-методических материалов;

·единый подход к созданию измерителей учебных достижений и результатов образования.

В настоящее время в условиях информационно-образовательной среды предметно-информационная модель классического УМК, которая включает учебные и методические изданий с односторонне-линейными связями между компонентами УМК, все быстрее превращается в личностно-ориентированную, системно-деятельностную модель УМК, основанную на идеях «педагогики развития» [8].



.3 Принципы разработки учебно-методического комплекса в начальной школе


УМК разрабатывается преподавателем. При проектировании и разработке содержания учебно-методического комплекса необходимо соблюдать определенную последовательность этапов. Разрабатывать УМК дисциплины предлагается в следующем порядке:

. Изучение федерального государственного образовательного стандарта дисциплины, формирование целей исходя из требований ФГОС [2].

. Анализ объектов изучения в плане их значимости для реализации целей обучения предмету, количества часов на отдельные виды занятий согласно учебному плану.

. Проведение сравнительного анализа примерной учебной программы, учебников, методических пособий на предмет формирования необходимых знаний и умений.

. Оформление рабочего варианта содержания УМК предмета и проверка качества усвоения материала в процессе экспериментальной проверки.

. Корректировка материалов УМК

. Согласование и утверждение УМК.

После создания УМК апробируют в учебном процессе, в ходе которого, анализируя результаты текущего контроля обучающихся, вносятся коррективы. После апробации УМК при необходимости корректируется, дополняется и утверждается, таким образом, постоянно совершенствуется.

Более подробно этапы разработки рабочего варианта УМК можно представить следующим образом

. Разработка учебной программы по предмету и ее утверждение.

. Разработка учебника, учебного пособия, курса или конспекта лекций согласно тем, включая электронные материалы.

. Разработка структуры и содержания практических, лабораторных работ и семинарских занятий (при их наличии в учебном плане).

. Разработка дидактических материалов, технологических карт и т.п.

. Разработка контрольных вопросов и заданий по каждому тематическому блоку. Формирование экзаменационных билетов при наличии экзамена.

. Планирование самостоятельной работы и расстановка точек текущего контроля знаний обучающихся.

. Разработка заданий для контрольных точек.

. Формирование методических рекомендаций и прочих руководств по самостоятельной работе обучающихся и самостоятельному изучению дисциплины.

УМК дисциплины будет являться эффективным средством повышения качества учебного процесса, при следующих условиях:

структурирование учебного материала и технология отбора основываются на реализации ФГОС ОО;

изложение учебного материала является логически последовательным;

использование современных методов и технических средств в учебном процессе, позволяющих студентам глубоко осваивать учебный материал и получать навыки по его применению;

соответствие современным научным представлениям в предметной области;

обеспечение межпредметных связей;

использование возможности постоянного обновления и развития УМК.

использование для преподавателей и обучающихся является простым и доступным.

Проектирование УМК - это трудоёмкое и творческое дело, которое занимает довольно много времени.

В начале разработки УМК педагог анализирует конкретные задачи обучения, воспитания и развития обучающихся, характер и объём информации, подлежащей усвоению, исходный уровень подготовки обучающихся. Важно также проанализировать содержание учебного материала, разделить его на логические порции (информационные компоненты) и обосновать логику разработки для каждого компонента соответствующей методики.

Далее педагог приступает к разработке и созданию методических рекомендаций, подборке материалов по индивидуальному сопровождению развития обучающихся, разработке анкет, опросников, памяток для обучающихся и родителей, разработке сценариев массовых мероприятий и дел, игровых методик.

На этапе совершенствования и развития УМК педагог создаёт учебные и методические пособия, пакет материалов, обеспечивающих индивидуальную поддержку обучающемуся в освоении образовательной программы, его социальном и профессиональном определении.

Каждый педагог вправе подойти к составлению УМК творчески, разработать его содержание по своему усмотрению, в соответствии с уровнем подготовки обучающихся и их образовательных потребностей.

УМК может быть разработан отдельным педагогом или коллективом педагогов в зависимости от специфики структурного подразделения (студия, клуб) и вида дополнительной образовательной программы. УМК предназначен для решения полного круга задач, которые возникают в рамках образовательного процесса.


Глава 2. Учебно-методический комплект «Перспектива»

учебный методический комплект школа

2.1 Понятие «учебно-методический комплект»


Учебно-методический комплект (УМК) - набор учебной продукции для одного класса по определенному предмету, объединенной единой содержательной композицией и предназначенной для разных целевых аудиторий (учитель, ученик).

Учебно-методический комплект (УМК) - это совокупность учебно-методических материалов и программно-технических средств, способствующих эффективному освоению учащимися учебного материала, входящего в программу предметного курса.

Центральным элементом УМК является учебник, вокруг которого группируются другие издания (методические пособия, рабочие тетради, дидактические материалы, учебно-наглядные пособия и т. д.).

Рассмотрим как пример УМК «Перспектива».

УМК «Перспектива» одна из разрабатываемых современных программ. При ее создании учтены не только современные требования общества, но и культурно-историческая перспектива развития. Новый УМК обеспечивает доступность знаний и качественное усвоение программного материала, всестороннее развитие личности младшего школьника с учетом его возрастных особенностей, интересов и потребностей. Главной целью становится не передача знаний и социального опыта, а развитие личности ученика. Умение учиться, составляющее основу личностного развития учащегося, означает умение учиться познавать и преобразовывать мир, ставить проблемы, искать и находить новые решения; учиться сотрудничать с другими людьми на основе уважения и равноправия.

Основными задачами УМК "Перспектива" являются: общекультурное развитие, личностное развитие, познавательное развитие, формирование учебной деятельности, развитие коммуникативной компетенции.
Каждый из предметов УМК не только дает знания, умения, навыки, но и помогает формировать универсальные учебные умения: коммуникативные, умения использовать знаковые системы и символы, выполнять логические действия абстрагирования, сравнения, нахождения общих закономерностей, анализа, синтеза и т. д. Формирование универсальных учебных умений в начальной школе создает хорошую основу для самообучения и самообразования в средней школе. Принципы построения образовательно-воспитательного процесса: гуманистический принцип, принцип историзма, коммуникативный принцип, принцип творческой активности.[12]
Все указанные выше задачи и принципы обучения нашли отражение в программах, учебниках, учебных и методических пособиях УМК "Перспектива". В учебники включены блоки, связанные с обобщением, интеграцией и применением знаний на практике ("За страницами учебника"). Отличительной особенностью УМК является то, что основой всех учебных предметов выступают понятия "культура", "общение", "познание", "творчество".

Важным условием успешности реализации программы "Перспектива" является индивидуальный подход к каждому ученику. Учебники содержат задания разной степени сложности, обеспечивая возможность варьировать задания с учетом уровня подготовленности ученика. Выбор заданий, лежащих в зоне ближайшего развития ребенка, т. е. заданий, выполнение которых предполагает совместную с учителем работу и одновременно требует мобилизации собственных усилий, позволяющих учащемуся пережить чувство успеха и гордости за свои достижения, делает обучение поистине развивающим. Обучение в зоне ближайшего развития формирует такие личностные качества, как целеустремленность, настойчивость, уверенность в себе, готовность к преодолению трудностей.

Обучение по комплекту "Перспектива" позволит каждому ученику сохранить самоуважение и интерес к познанию и открытию нового. Познавательная активность и инициатива учащегося приветствуются. В учебниках задания предлагаются в такой форме, чтобы оживить познавательную активность, любознательность и познавательный интерес ребенка. Новая система направляет активность ребенка в сферу культуры и свободного творчества.

Еще одно преимущество УМК "Перспектива" в том, что, обучаясь по этой программе, ученик на каждом уроке приоткрывает для себя будущие темы обучения. Обучение строится по диалектическому принципу, когда введение новых понятий и идей, первоначально представленных в наглядно-образной форме или в виде проблемной ситуации, предшествует их детальному изучению.

Каждый учебник снабжен системой заданий, направленных на развитие как логического, так и образного мышления, воображения, интуиции ребенка, формирование ценностного мировоззрения и нравственной позиции личности. Развитие чувства прекрасного, понимания эстетической ценности изучаемых объектов и событий является важнейшей составляющей УМК "Перспектива". Способность переживать красоту, гармонию, единство с миром и природой является не менее значимой, чем способность читать, писать и считать без ошибок. УМК "Перспектива" открывает новые возможности для интеграции познавательного и личностного развития ребенка.

Большое внимание в комплекте "Перспектива" уделяется художественному оформлению учебников и учебных пособий. Все учебники и рабочие тетради ярко оформлены, что не только соответствует возрастным особенностям детей младшего школьного возраста, но и несет развивающую и познавательную функцию. Наличие рабочих тетрадей по математике, окружающему миру, русскому языку, технологии позволяет увеличить темп урока и его продуктивность.

Кроме того, положительные моменты "Перспективы" еще и то, что дети в игровой форме входят в мир общения. Темы уроков, задания учебников отражают потребности ученика, помогают ему грамотно общаться с окружающим миром, а значит, формируют положительную мотивацию к обучению. Процесс общения здесь специально изучается детьми.

Коммуникативно-познавательная линия прослеживается во всех учебниках комплекта. Коммуникативная направленность воспитывает культуру взаимоотношений, развивает интерес к языку, уважение к слову. Через ознакомление с миром людей, чисел, природы, через познание самого себя, единство с семьей, школьным коллективом идет всестороннее гармоничное развитие личности.[13]


.2 Содержание учебно-методического комплекта «Перспектива»


Главной целью системы учебников «Перспектива» является создание информационно-образовательной среды, обеспечивающей включение каждого ребенка в самостоятельную учебную деятельность, в процессе которой создаются условия для надежного достижения определенных ФГОС личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования посредством формирования универсальных учебных действий как основы ведущей образовательной компетенции - умения учиться.

Основополагающими принципами комплекта являются: гуманистический, принцип историзма, коммуникативный и принцип творческой активности. Такой принципиальный подход позволяет организовать процесс обучения с одной стороны под цель, направленную на получение знаний в соответствии с требованиями нового стандарта, с другой стороны как средство формирования универсальных учебных умений и личностных качеств, т.е. развитие и воспитание ребенка.

Идеологической основой системы учебников «Перспектива» является «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», направленная на формирование у подрастающего поколения системы ценностей гуманизма, созидания, саморазвития, нравственности как основы успешной самореализации школьника в жизни и труде и как условия безопасности и процветания страны.

Дидактической основой системы учебников «Перспектива» является дидактическая система деятельностного метода (Л.Г. Петерсон), синтезирующая на основе методологического системно-деятельностного подхода неконфликтующие между собой идеи из современных концепций развивающего образования с позиций преемственности научных взглядов с традиционной школой (Заключение РАО от 14.07.2006 года, Премия Президента РФ в области образования за 2002 год).

Методической основой системы учебников «Перспектива» является методический инструментарий завершенных предметных линии учебников и специально разработанная система информационно-образовательных ресурсов.

Еще одно преимущество обучения по УМК «Перспектива» в том, что, система построения учебного материала позволяет каждому ученику поддерживать и развивать интерес к открытию и изучению нового. В учебниках задания предлагаются в такой форме, чтобы познавательная активность, познавательный интерес и любознательность ребенка переросли в потребность изучать новое, самостоятельно учиться. Ученик на каждом уроке, как бы, приоткрывает для себя содержание будущих тем. Обучение строится по диалектическому принципу, когда введение новых понятий и идей, первоначально представленных в наглядно-образной форме или в виде проблемной ситуации, предшествует их последующему детальному изучению. Каждый учебник снабжен системой заданий, направленных на развитие как логического, так и образного мышления ребенка, его воображения, интуиции. В учебниках системно выстроен теоретический материал, к которому предложены практические, исследовательские и творческие задания, позволяющие активизировать деятельность ребенка, применять полученные знания в практической деятельности, создавать условия для реализации творческого потенциала ученика.[14]

Следующая особенность УМК «Перспектива» в контексте его соответствия требованиям ФГОС - это большие возможности для решения воспитательных задач. Реализация в УМК Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России направлена на формирование ценностного мировоззрения, воспитание и становление нравственной позиции личности младшего школьника. Эти задачи педагог решает в процессе обсуждения системы вопросов, проблемных и практических ситуаций, текстов, направленных на воспитание самых добрых чувств, любви и интереса к своей семье, малой и большой Родине, традициям и обычаям народов, проживающих на территории России, их культурному и историческому наследию.

Основой информационно-образовательной среды для начальной школы являются завершенные предметные линии системы учебников «Перспектива». Учебники эффективно дополняют рабочие и творческие тетради, словари, книги для чтения, методические рекомендации для учителей, дидактические материалы, мультимедийные приложения (DVD-видео; DVD-диски со сценариями уроков, реализующих деятельностный метод обучения; CD-ROM диски; презентационные материалы для мультимедийных проекторов; программное обеспечение для интерактивной доски и др.), интернет-поддержка и другие ресурсы по всем предметным областям учебного плана ФГОС (ФГОС, раздел III, п.19.3.). Все это позволяет организовывать различные виды деятельности учащихся, эффективно использовать современные методы и технологии организации учебно-воспитательной работы.

Еще одной отличительной чертой системы учебников «Перспектива», обеспечивающей ему статус ядра информационно-образовательной среды для начальной школы, является разработанная специальная система навигации, позволяющая ученику ориентироваться как внутри УМК, так и выходить за его рамки в поисках других источников информации. Таким образом, система учебников «Перспектива» интегрирована в единую идеологическую, дидактическую и методическую систему, помогающую учителю обеспечивать требования современного образовательного процесса, определяемые ФГОС.

Для УМК «Перспектива» разработано новое методическое сопровождение - «Технологические карты», помогающие учителю реализовывать требования ФГОС в образовательном процессе. «Технологические карты» - это новый методический инструментарий, обеспечивающий учителю качественное преподавание нового учебного курса путем перехода от планирования урока к проектированию изучения темы. В «Технологических картах» определены задачи, планируемые результаты (личностные и метапредметные), указаны возможные межпредметные связи, предложен алгоритм прохождения темы и диагностические работы (промежуточные и итоговые) для определения уровня освоения темы учащимися. Карты размещены на сайте издательства «Просвещение» в разделе ««Перспектива» учителям». Кроме того, для учителей и родителей разработаны дополнительные интернет-ресурсы, включающие разработки уроков, статьи и комментарии, консультативную поддержку учителей и родителей (на вопросы родителей и учителей отвечают психологи, учителя, авторы).

Для того чтобы обеспечить эффективность использования системы учебников «Перспектива» в практической деятельности учителей, построена многоуровневая система повышения квалификации педагогов разных категорий (учителей начальной и средней школы, воспитателей дошкольных образовательных учреждений, завучей, директоров, методистов, преподавателей педколледжей и педвузов, психологов и др.), создающая условия для поэтапного освоения ими педагогических инструментов деятельностного обучения как на федеральном уровне (в Центре системно-деятельностной педагогики «Школа 2000…» АПК и ППРО), так и в регионах на основе принципа сетевого взаимодействия.

Созданные механизмы повышения качества работы педагогов в соответствии с требованиями ФГОС на единых идеологических, дидактических и методических основаниях открывает перспективу для реального перехода школы к реализации поставленных новых целей и ценностей образования и построения единого образовательного пространства обучения, воспитания и здоровьесбережения школьников.


2.3 Ресурсное обеспечение УМК «Перспектива»


«Перспектива» - это учебно-методический комплекс (УМК) для начальных классов общеобразовательных учреждений, который представляет собой целостную информционно-образовательную среду, реализующую единые идеологические, дидактические и методические принципы, отвечающие требованиям Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС).[1]

УМК «Перспектива» состоит из следующих завершенных предметных линий учебников, которые включены в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (приказ Минобрнауки России от 31 марта 2014г. N 253)[2]:

Русский язык.

*Азбука. Авторы: Климанова Л.Ф., Макеева С.Г.

*Русский язык. Авторы: Климанова Л.Ф., Макеева С.Г., Бабушкина Т.В.

Литературное чтение. Авторы: Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Виноградская Л.А., Бойкина М.В.

Математика. Авторы: Дорофеев Г.В., Миракова Т.Н., Бука Т.Б.

Информатика. Авторы: Рудченко Т.А., Семёнова А.Л.

Окружающий мир. Авторы: Плешаков А.А., Новицкая М.Ю.

Изобразительное искусство. Авторы: Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В.

Музыка. Авторы: Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. (Учебники могут использоваться в составе систем учебников «Перспектива» и «Школа России»).

Технология. Авторы: Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Фрейтаг И.П., Добромыслова Н.В., Шипилова Н.В., Анащенкова С.В.

Физическая культура. Автор: Матвеев А.П.

Физическая культура. Авторы: Винер И.А., Горбулина Н.М., Цыганкова О.Д. (Учебники могут использоваться в составе систем учебников «Школа России» и «Перспектива»).

Английский язык «Английский в фокусе» («Spotlight») (1-4 классы). Авторы: Быкова Н.И., Дули Д., Поспелова М.Д., Эванс В.

Английский язык «Звездный английский» («Starlight») (расширенное содержание обучения иностранному языку - 2-4 классы). Авторы: Баранова К.М., Дули Д., Копылова В.В., Мильруд Р.П., Эванс В.

Немецкий язык (2-4 классы). Авторы: Бим И.Л., Рыжова Л.И., Фомичева Л.М. и др. (Учебники могут использоваться в составе систем учебников «Школа России» и «Перспектива»).

Французский язык (2-4 классы). Авторы: Касаткина Н.М., Белосельская Т.В., Гусева А.В., Береговская Э.М.

Испанский язык (2-4 классы). Авторы: Воинова А.А., Бухарова Ю.А., Морено К.В. (Учебники могут использоваться в составе систем учебников «Школа России» и «Перспектива»).

Основы религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ) (4 класс). (Учебники могут использоваться в составе систем учебников «Школа России» и «Перспектива»).

ОРКСЭ. Основы православной культуры. Автор: Кураев А.В.

ОРКСЭ. Основы исламской культуры. Авторы: Латышина Д.И., Муртазин М.Ф.

ОРКСЭ. Основы иудейской культуры. Авторы: Членов М.А., Миндрина Г.А., Глоцер А.В.

ОРКСЭ. Основы буддийской культуры. Автор: Чимитдоржиев В.Л.

ОРКСЭ. Основы мировых религиозных культур. Авторы: Беглов А.Л., Саплина Е.В., Токарева Е.С. и др.

ОРКСЭ. Основы светской этики. Автор: Шемшурина А.И.

УМК «Перспектива» также включал в себя завершенные предметные линии учебников, которые не входят в федеральный перечень рекомендуемых учебников (приказ Минобрнауки России от 31 марта 2014г. N 253):

Математика «Учусь учиться». Автор: Петерсон Л.Г.

Основы религиозных культур и светской этики (4-5 классы). (Учебники могут использоваться в составе систем учебников «Школа России» и «Перспектива»).

Основы православной культуры. Автор: Кураев А.В.

Основы исламской культуры. Авторы: Латышина Д.И., Муртазин М.Ф.

Основы буддийской культуры. Автор: Чимитдоржиев В.Л.

Основы иудейской культуры. Авторы: Членов М.А., Миндрина Г.А., Глоцер А.В.

Основы мировых религиозных культур. Авторы: Беглов А.Л., Саплина Е.В., Токарева Е.С. и др.

Основы светской этики. Авторы: Бондаренко Л.И., Перов В.Ю.

Все учебники УМК «Перспектива» входили в Федеральные перечни учебников, рекомендованных или допущенных Минобрнауки России к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2013/2014 учебный год.

Система учебников «Перспектива» успешно прошла федеральную экспертизу на соответствие ФГОС НОО 2009г., получила положительные отзывы Российской академии наук (РАН) и Российской академии образования (РАО).

УМК программы «Перспектива» создан на концептуальной основе, отражающей современные достижения в области психологии и педагогики, с сохранением при этом тесной связи с лучшими традициями классического школьного образования России. При создании УМК учтены не только современные требования общества, но и культурно-историческая перспектива его развития. Программа «Перспектива» обеспечивает доступность знаний и качественное усвоение материала, всестороннее развитие личности младшего школьника с учетом его возрастных особенностей, интересов и потребностей. Первые учебники и учебные пособия комплекта «Перспектива» начали выпускаться с 2006 года. Учебно-методический комплекс учебников «Перспектива» создавался коллективом ученых и педагогов Российской академии образования в тесном сотрудничестве с издательством «Просвещение». Научным руководителем системы учебников «Перспектива» c 2010 года стала доктор педагогических наук, лауреат Премии Президента РФ в области образования Л.Г. Петерсон.[15]


Заключение


Наша жизнь не стоит на месте. Все течет, все меняется. И человек меняется... Со временем у него появляется другой взгляд на окружающее. Хочется узнать больше нового, интересного. Таким образом, начинается поиск. Дети тоже находятся в вечном поиске, но сами они даже не задумываются об этом. Они просто хотят все знать, да еще и чем быстрей, тем лучше. А учителя помогают им в этом через разработку и внедрение новых программ, новых учебников, которые отражают современные требования общества к образованию.

Итогом данной работы является то, что исследованные аспекты могут помочь педагогам больше узнать о сущности и структуре УМК, что в дальнейшем может подтолкнуть их на создание собственных комплексов, что в свою очередь приведет к расширению круга выбора образовательных программ для родителей будущих первоклассников

Научное обоснование содержания форм и методов проектирования учебно-методического комплекса в начальной школе помогло увидеть все нюансы, которые нужно учитывать при разработке УМК, ведь учебно-методический комплекс представляет собой сложную систему, состоящую из множества взаимосвязанных элементов. На основе этих связей возможно создание качественно новых продуктов. Учителя и методисты могут, например, соединять разные виды средств и источников, входящие в УМК, для разработки проблемно-тематических кейсов, документально-методических комплексов, рабочих листов и т.п., а школьники - становиться авторами персональных портфолио, информационных, творческих и исследовательских проектов. Таким образом, современные УМК - это многокомпонентные образовательные конструкции, которые представляют школьникам возможность изучать разные учебные предметы в едином информационном поле, осваивать информационно-коммуникативные умения. Они также меняют роль и функции учителя: от носителя и транслятора информации - к организатору ИОС и учебной деятельности, и учащихся: от пассивного слушателя - к активному исследователю.

Таким образом, данное теоретическое исследование позволяет сформулировать следующие выводы:

Анализ источников позволил установить, что педагогическая и методическая литература достаточно широко раскрывает этапы, методы и способы разработки учебно-методического комплекса.

Изучение структуры учебно-методических комплексов дало возможность выявить основные их элементы:

·аннотация;

·модель компетенций;

·? рабочая программа;

·? методические рекомендации по изучению учебной дисциплины;

·методические указания для выполнения практических заданий;

·учебное пособие;

·? хрестоматии;

·? материалы тестовой системы.

Путем исследования УМК «Перспектива» было выявлено, что на данный момент он является одним из пяти учебно-методических комплексов, полностью соответствующих требованиям ФГОС НОО.

В данной ситуации очень перспективным на наш взгляд является создание круга возможностей, для разработки новых конкурентных УМК, которые смогли бы соответствовать всем требованиям и осуществлять качественное образование детей с учетом их индивидуальных данных и способностей.



Список использованных источников


1. Закон Российской Федерации «Об образовании» (в редакции Федерального закона РФ от 01.01.2001 ).

. Федеральный Государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373; в ред. приказов от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011 г. № 2357)

. Приказ Минобрнауки РФ «Об экспертизе учебников».

. Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (приказ Минобрнауки России от 31 марта 2014г. N 253)

. Максаковский В.П. Учебник нового поколения // Проблемы школьного учебника, М.: Просвещение, вып. 20, 1990, С. 70-71.

. Назарова Т.С., Полат Е.С. Средства обучения: технология создания и использования. - М.: Издательство УРАО, 1998. - 204 с., С. 134-135.

. Хуторской А.В. Место учебника в дидактической системе // Педагогика, М.: 2005, № 4, С. 13.

. Паневина Г.Н. Учебно-методический комплекс как историко-педагогический феномен. - Хабаровск: ХК ИРО, 2011

. Мендубаева З. А. Структура учебно-методического комплекса / З. А. Мендубаева // Актуальные задачи педагогики: материалы междунар. науч. конф. (г. Чита, декабрь 2011 г.). - Чита: Издательство Молодой ученый, 2011. - С. 216-219.

10. Жук А.И., Макаров А.В. Учебно-методические комплексы (из опыта разработки): Методическое пособие. - Мн.: БГУ, 2001. - 47 с.

. Алтайцев А.М., Наумов В.В. Учебно-методический комплекс как модель организации учебных материалов и средств дистанционного обучения. В кн.: Университетское образование: от эффективного преподавания к эффективному учению (Минск, 1-3 марта 2001 г.) / Белорусский государственный университет. Центр проблем развития образования. - Мн., Пропилеи, 2002. - 288 с., С. 229-241.

. Макаров А.В., Трофимова З.П., Вязовкин В.С., Гафарова Ю.Ю. Учебно-методический комплекс: модульная технология разработки: Учебно-методич. пособие - Мн. РИВШ БГУ, 2001. - 118 с.

. Сайт педагога-исследователя / Учебно-методический комплекс (УМК). Педагогика и педагогические дисциплины Источник: #"justify">. «Просвещение». Начальная школа. - Электрон, текстовые данные, «Учебно-методический комплекс «Перспектива»», #"justify">. Работа по УМК "Перспектива" / Какорина М.А // Социальная сеть работников образования nsportal.ru. - 23.07.2012.


Приложение 1



Приложение 2



Приложение 3




Приложение 4