Тема: Учебно-методический комплекс по истории: современные проблемы и перспективы развития

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
  • Формат файла:
    MS Word
  • Размер файла:
    20,18 Кб
Учебно-методический комплекс по истории: современные проблемы и перспективы развития
Учебно-методический комплекс по истории: современные проблемы и перспективы развития
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Алтайская государственная педагогическая академия»

ФГБОУ ВПО «АлтГПА»

Кафедра правоведения и методики преподавания

социально-экономических дисциплин




Курсовая работа

по дисциплине «Методика преподавания истории»

УМК по истории: современные проблемы и перспективы развития


Выполнила студентка

курса 612 группы

Заварыкина Маргарита Андреевна

Научный руководитель:

кандидат педагогических наук,

доцент Макарова И.И



Барнаул 2014

Введение

Актуальность. Традиционные структура и содержание образовательного процесса в настоящее время претерпевает серьезные изменения. Глобальный интернет и всеобщая компьютеризация населения, телевидение и новые информационные технологии коренным образом изменили менталитет нового поколения школьников. В связи с этим происходят коренные преобразования в области требований к целям и содержанию образования. Особенно актуален этот вопрос по отношению к преподаванию истории, так как ФГОС нового поколения ориентирует на обучение истории с помощью единого учебника. Каким он должен быть, чтобы с достоинством заменить то существующее сейчас большинство? Следовательно, возникает вопрос - каким должен быть и учебно-методический комплекс? Для ответа необходимо учесть существующие проблемы, недостатки, а также перспективы дальнейшего развития УМК по истории.

Объект исследования - учебно-методический комплекс по истории.

Предмет исследования - основные проблемы компонентов УМК по истории, способы их решения в дальнейшем, перспективы совершенствования и развития.

Цель исследования - проанализировать и выявить основные проблемы современного учебно-методического комплекса по истории, перспективы на будущее ввиду новых форматов Федерального Государственного Образовательного Стандарта по истории.

Исходя из поставленной цели, вытекают следующие задачи:

изучить и проанализировать психолого-методическую литературу по проблеме содержания учебно-методического комплекса по истории;

определить основные компоненты современного учебно-методического комплекса по истории;

выявить современные проблемы в содержании учебно-методического комплекса, возможные затруднения при реализации образовательного процесса на уроках истории;

на основе анализа выделить возможные перспективы УМК в образовательном процессе для разработки его новых компонентов.

Методы исследования:

Историко-генетический метод - был использован при рассмотрении работ, посвященных проблеме УМК по истории, в различных хронологических рамках, т.е. историография проблемы;

Описательный метод - в работе представлен в описании основных компонентов УМК по истории;

Метод анализа - использовался для выявления современных проблем при использовании УМК по истории на основе современного образовательного опыта.

Экстраполяция - этот метод был использован при разработке перспектив развития содержания УМК по истории на основе требований Федерального Государственного Образовательного Стандарта.

Источники. Для решения поставленной цели и задач исследования были проанализированы такие источники как Федеральный Государственный Образовательный Стандарт, учебно-методический комплекс по истории для 5 класса.

Структура работы представлена введением; в основной части 2 главы, построенные по тематическому принципу, а параграфы в главах построены по проблемному принципу; в заключении сделаны выводы, отвечающие на поставленную цель и задачи.

Глава 1. Современный учебно-методический комплекс по истории

.1 Анализ методической литературы по проблеме исследования

Прежде чем перейти к освящению методической литературы по вопросу УМК по истории, следует обратиться к самому понятию «учебно-методический комплекс».

Учебно-методический комплекс (УМК) дисциплины - стандартное название для совокупности учебно-методической <#"justify">1.2 Основные компоненты современного учебно-методического комплекса по истории

УМК предназначен для оказания помощи в изучении и систематизации теоретических знаний, формирования практических навыков работы как в предметной области, так и в системе дистанционного образования или в традиционной образовательной системе с использованием информационных технологий. УМК содержит не только теоретический материал, но и практические задания, тесты, дающие возможность осуществления самоконтроля и т.п.

Разработка и использование УМК в учебном процессе нацелены на решение следующих основных задач:

четкое определение места и роли исторического знания в образовательной программе;

фиксация и конкретизация на этой основе учебных целей и задач дисциплины;

отражение в содержании образования современных достижений науки, культуры и других сфер общественной практики;

последовательная реализация внутри и междисциплинарных логических связей, согласование содержания и устранение дублирования изучаемого материала с другими дисциплинами образовательной программы;

рациональное распределение учебного времени по разделам курса и видам учебных занятий;

распределение учебного материала между занятиями на уроке и самостоятельной работой школьников;

определение круга источников, учебной, методической и научной литературы, необходимых для освоения дисциплины, и формирование библиографического списка;

разработка оптимальной системы текущего и итогового контроля знаний школьников. Решение этих задач реализуется с помощью тех компонентов, которые входят в УМК.

Основным источником знаний и средством обучения является школьный учебник. Требуется, чтобы в нем раскрывались основы науки в соответствии с возрастом учащихся и уровнем их подготовленности. В дидактике утвердилось такое определение школьного учебника: это массовая учебная книга, излагающая предметное содержание образования и определяющая виды деятельности, предназначенные для обязательного усвоения учащимися с учетом их возрастных и иных особенностей.

Все учебники, используемые в образовательном процессе разные по характеру, методологическим и методическим критериям. Некоторые авторы предлагают следующую классификацию учебников, выпущенных в середине 90-х гг.:

) Подновленные учебники, т.е. переписанные или слегка модернизированные «советские» учебные пособия (Ворожейкина Н.И. и др. «Рассказы по родной истории». 4-5-й классы. М., 1996; Пунский В.О., Юдовская А.Я. «Новая история. 9-й класс». М., 1995 г. и др.);

) Моноидеологические учебники. Авторы этих учебников склонны к следующим вариантам идеологической ориентации: откровенно социалистическая, социал-демократическая, великодержавно-патриотическая ориентация;

) Моноконцептуальные учебники. В них, как правило, реализуются преимущественно три основных подхода к рассмотрению исторического процесса: формационный, цивилизационный (Ионов И.Н. Российская цивилизация. М., 1995 и др.), культурологический;

) Объективистски-справочные учебники;

) Аналитические учебники. Их авторы не считают собственное объяснение исторических событий единственно возможным и делятся своими сомнениями. Часто излагаются различные интерпретации событий.

Анализ названных учебных книг позволяет сделать вывод, что в осмыслении материала отечественной и всеобщей истории произошли существенные позитивные изменения, которые подготовили выход в свет учебников нового поколения.

Ученые выделяют следующие функции школьного учебника:

информационная - раскрывает содержание образования, дает объем материала на каждый урок с учетом возраста учащихся;

систематизирующая - обеспечивает последовательность изложения содержания, систематизирует его;

обучающая - облегчает усвоение и закрепление знаний;

воспитательная - способствует реализации воспитательных целей обучения истории.

Являясь основным источником построения урока, учебник по истории должен отвечать определенным требованиям. В оценке качества учебной литературы по истории эксперты придерживаются следующих общих критериев:

соответствие учебника современным требованиям системы образования в целом;

отражение в нем ценностей современного российского общества;

научность подходов к изложению фактов;

представление исторических фактов с разных точек зрения;

соответствие содержания книги программным требованиям;

соответствие языка и стиля изложения возрастному уровню учащихся;

качество источниковедческой базы учебного материала;

методическая ценность учебника, его сочетаемость с другими пособиями.

отказ от формационного подхода в пользу цивилизационного и культурологического;

появление образа обычного человека с присущими для него проблемами;

замену понятийной системы учебника образной, в результате чего каждая историческая эпоха окрашивается в свой неповторимый цвет, а у школьников при знакомстве с нею пробуждаются живые эмоции и чувства, формируется личностное отношение;

увеличение доли фактографического материала, которое создает информационную избыточность текста и из нормативного документа превращает учебник истории в книгу для чтения, книгу-справочник, книгу-хрестоматию;

многоуровневая система образов, раскрывающая перед детьми историческое прошлое сначала на уровне мифов и легенд, затем на уровне исторических фактов, а позднее - на уровне теоретических обобщений;

новые выразительные способы изложения, оживляющие и расцвечивающие учебный текст, обеспечивающие ему проблемный и диалогичный характер;

яркие, броские, интригующие заголовки глав, параграфов, подпунктов;

превращение дополнительного текста в отдельные блоки;

становление новой иллюстративной метасистемы, основанной на принципах подлинности, документальности, содержательности, этической и эстетической ценности наглядного источника;

формирование новой системы вопросов и заданий, которые нацелены на формирование индивидуальных взглядов, организующих работу школьников с учебной исторической информацией на всех уровнях познавательной деятельности и, в конечном итоге, ориентированных на формирование личностного отношения к прошлому;

сложный состав аппарата ориентировки, благодаря которому учебник истории становится полифункциональным учебным пособием, а его структура «прозрачной» и удобной в работе над познавательными заданиями учащихся в классе и дома.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что изменяется сам подход к учебной книге. Материал учебника, прежде всего, обращен к образному восприятию, воображению, мышлению и памяти учащихся. Авторы учебников стремятся к целостному и взаимосвязанному освещению событий мировой истории, синхронизируя тексты, посвященные разным странам и регионам. Они предлагают дискуссионные вопросы, многие из которых вызывают у школьников удивление, сомнения, побуждают вступить в спор. Наблюдается либерализация содержания (свобода подачи фактов и концепций), исключается из учебников ряд традиционных аспектов содержания.

С конца 80-х годов все большее распространение получают рабочие тетради. Многие авторы учебников, разрабатывая рабочие тетради, включаются в продолжение творческого поиска. Фактически формируется новый жанр, который развивается по различным направлениям. Первое направление - это рабочие тетради, созданные для конкретного учебника. Разделы пособия соответствуют главам учебника, способствуют первичной систематизации и обобщению нового материала, текущей проверке знания учащимися дат, событий, понятий. Рабочие тетради зачастую являются приложением к учебнику. В них много заданий на освоение, повторение и закрепление новых фактологических и теоретических знаний, на преобразование развернутой текстовой информации учебника в таблицы, схемы, диаграммы. Эти тетради оказывают существенную помощь в организации индивидуально дифференцированной и контролируемой деятельности учащихся на всех этапах урока и домашних занятий. Они дают возможность разнообразить приемы учебной работы с текстом, сокращают время на оформление письменных ответов, способствуют накоплению оценок в классных журналах.

Второе направление - это рабочие тетради, созданные по определенному курсу истории или историческому периоду (например, Кириллов В. От СССР к России. М., 1996 и т.д.), используются в качестве самостоятельных учебно-методических пособий для учителей и учащихся. Структура таких тетрадей носит универсальный характер, охватывает главные проблемы данного исторического периода. Каждый раздел открывается опорной схемой-конспектом, где с помощью таблиц, логических схем и других иллюстративно-графических форм дается квинтэссенция исторических событий и проблем периода.

Третье направление - это рабочие тетради, альтернативные учебникам истории (например, Троицкий Ю. «Имя и родословная», «Киевская Русь», «Московское царство», «Россия в Новое время», «Первобытность. Древний Восток-1», «Древний Восток-2» и др.). Эти тетради выполнены в русле авторской технологии исторического образования и полностью заменяют учебник, являясь основой одного из вариантов изучения истории в средней школе. Ю.Л. Троицкий выступает против воспроизведение прочитанного или сказанного учителем. «Самым большим достижением учебниковой образовательной парадигмы можно считать проблемное обучение. Но что такое проблемное обучение, как не игра в открытие давно открытого? Познавательная деятельность неизменно ограничивалась рамками известного учителю и неизвестного ученикам», - подчеркивает автор. Главный принцип новой технологии - работа с подлинными текстами изучаемой эпохи, где под текстом понимаются не только письменные свидетельства прошлого о прошлом, но и остатки жилищ, предметы быта, наскальная живопись и т.д. В рабочих тетрадях есть все, за исключением прямого текста составителей пособий. Компонентами такого метода образования становится ДМК (документально-методический комплекс).

Составной частью УМК по истории с середины 80-х годов стали сборники познавательных заданий. Они предлагались для организации самостоятельной работы учащихся под руководством и контролем учителя.

Сборники познавательных заданий по истории, изданные в 90-е годы, ставят цель - пробудить в ребятах желание задуматься над смыслом и назначением истории, приобщить их к труду ученых, осмыслить личностное отношение к историческому факту и явлению. Задачники являются самостоятельными учебными пособиями - за счет проблематики заданий, разнообразия и содержательности источников. Они используются как в классе, так и дома для решения разноуровневых заданий. Вопросы к текстам не ограничиваются постановкой одной - двух проблем - это целые комплексы вопросов, которые нацеливают ученика на всесторонний и исчерпывающий анализ информации, ее критический разбор и собственное осмысление. Возможность использования новых сборников заданий гораздо шире прежних. «Их материалы могут подсказать оригинальную формулировку темы, стать эпиграфом урока, - пишет Е.Е. Вяземский, - организовать проблемную ситуацию, развернуть дискуссию, украсить домашнее задание, послужить готовым раздаточным материалом для работы в группах, стать практической основой итогового собеседования, зачета, экзамена, помочь в составлении вопросов для конкурсов, викторин, турниров знатоков истории».

Компьютерные программы по истории - это новое направление учебно-методического комплекса, имеющее большой потенциал для развития. В настоящий момент они уже стали традиционными в обучении истории. Компьютерные программы, которые обычно применяются в преподавании истории, как правило, делят на три основные группы: экзаменующие, обучающие, вспомогательные.

В УМК могут входить не только традиционные (учебник, хрестоматия, сборник заданий, исторический атлас), но и новые книжные жанры (учебникхрестоматия, учебниксловарь, рабочая тетрадь), а также такие, как электронный учебник, базы данных, электронные гипертексты, дистанционные учебники и пособия.

Таким образом, можно прийти к выводу, что в настоящее время состав учебно-методического комплекса по истории достаточно объемен. Это объясняется не только спецификой учебной дисциплины, но и теми задачами, которые ставит перед школой Федеральный Государственный Образовательный Стандарт. Эффективными на практике оказываются именно те УМК, которые отвечают требованиям этого стандарта. В связи с этим актуальным остается вопрос о различных подходах и методиках в историческом образовании, так как из них вытекает содержание компонентов УМК по истории, их разработанность и эффективность.


Глава 2. Учебно-методический комплекс по истории как фактор активизации познавательной деятельности школьника

.1 Современные проблемы учебно-методического комплекса по истории

Определение основ и приоритетов образования, отвечающих современному этапу общественного развития, является функцией образовательного стандарта и базовых учебных программ. Как показывает отечественный и международный опыт, по мере движения общества и формирования актуальных требований к подготовке молодого поколения происходит обновление стандартов, включение в них новых аспектов. При этом обновление не возможно без рассмотрения существующих проблем в УМК, их анализа и разработки приемов устранения.

Можно выделить проблемы учебно-методического комплекса по истории как внутри каждого компонента, так и во взаимосвязи отдельных компонентов внутри комплекса. Одна из основных сложностей в использовании УМК в образовательном процессе - это взаимосвязь содержания учебника и прилагаемого к нему пособия. Например, содержание учебника С.В.Колпакова, Н.А. Селунской «Всеобщая история. История Древнего мира» за 5 класс и прилагаемый к нему методический комплект в совокупности должны «работать как единый организм», но возникают сложности в совмещении материала учебника и материала остальных компонентов комплекса. УМК по истории (здесь для 5 класса) должен быть составлен таким образом, чтобы в полной мере реализовывать все цели образования, компоненты должны дополнять друг друга, а не мешать в усвоении исторического знания.

Большое внимание следует уделять проблема современного учебника истории, так как именно учебник является основным компонентом УМК. В настоящее время существует большое количество пробелов и в содержании учебника, и в его оформлении. Для примера рассмотрим учебник С.В.Колпакова, Н.А. Селунской «Всеобщая история. История Древнего мира» за 5 класс, 2008 года. Предлагаемый учебник входит в учебно-методический комплекс по всеобщей истории для 5 класса. Учебник полностью соответствует Федеральному Государственному Образовательному Стандарту основного общего образования, одобрен РАО и РАН, имеет гриф «Рекомендовано» и включен в Федеральный перечень учебников. В аннотации указано, что авторы учебника в увлекательной форме знакомят учащихся с важнейшими этапами древней истории человечества. В ходе работы с учебником школьники познакомятся с важнейшими историческими понятиями, научатся работать с исторической картой, сопоставлять события прошлого. При этом можно выделить основные проблемы как этого учебника, так и всех учебников по истории в целом:

перенасыщенность информации, что, например, для 5 класса достаточно большой минус. Из этого вытекает и превышение объема учебника в весе;

орфографические и фактические ошибки, которые приводят к искажению исторических знаний у ученика;

непропорциональное распределение материала по культуре и экономике, политике, социальному устройству общества (в частности, на культурное наследие выделяется малое количество параграфов);

мало внимания уделяется межпредметным связям, у школьников не формируется единой картины одной эпохи в Российском государстве и Зарубежья, это приводит в развитию односторонней узкой позиции по предмету;

в конце параграфов малое количество интересных заданий, которые могли бы мотивировать учащихся, увлечь процессом получения знаний;

Для учебника История Древнего мира является актуальной проблема изложения легенд и мифов. Зачастую автора выдают их как факт, что не соответствует современному уровню науки. Также на уроках для учащихся 5 класса является спорным использование художественной литературы и аудиовизуальных средств обучения (кино, мультипликационные фильмы). Это требует тщательного подбора достоверного материала. А вопрос достоверности по отношению к Древнему миру остается открытым.

Важнейшим вопросом разработки УМК по истории является состав авторов компонентов. Зачастую квалификация авторов не соответствует общим требованиям. Так авторами учебников по истории, а также остальных компонентов УМК, должен быть профессиональный историк и методист. На практике это не всегда так.

Развитие личности предполагает, прежде всего, формирование творческого мышления, способности критически анализировать прошлое, настоящее, делать собственные выводы на основе самостоятельного изучения исторических источников. История должна ставить ученика перед проблемами нравственного выбора, честно показывая сложность и неоднозначность моральных оценок исторических событий. Ученик получает право на субъективность и пристрастность на обоснование своих решений нравственных проблем истории. Поэтому очень важной является задача правильно составить все компоненты УМК, чтобы отразить в них все цели, которые ставит перед нами современное глобализованное общество. При этом все же можно выделить большое количество проблем в учебно-методическом комплексе по истории на современном этапе. В одном УМК их больше, в другом меньше, но их наличие мешает полноценному усвоению исторических знаний, а значит и реализации тех целей, которые ставить перед современным образование ФГОС. Необходимо эти проблемы выявлять, анализировать и устранять.

.2 Перспективы развития учебно-методического комплекса по истории как фактора активизации познавательной деятельности школьника

В значительно расширившемся информационном пространстве школьных курсов учебник истории в его традиционной форме может и должен сохранять свою образовательную миссию. Тем не менее, роль учебника приобретает новые черты и особенности. Учебник должен не только давать информацию и предлагать интерпретации, но и побуждать школьников самостоятельно рассуждать, анализировать исторические тексты, делать выводы и т. д. Кроме того, современный учебник должен стимулировать учащихся к получению исторических знаний из других источников, а учитель - способствовать овладению учениками исследовательскими приемами, развитию их критического мышления, обучая анализу текстов, способам поиска и отбора информации, сопоставлению разных точек зрения, различению фактов и их интерпретаций. Необходимы рекомендации для работы с Интернет-ресурсами, поэтому новый учебно-методический комплекс должен служить «навигатором» в стремительно растущем информационном пространстве.

Немаловажно включить в состав учебно-методического комплекса исторические источники, раскрывающие суть событий через яркие и запоминающиеся образы. Представляется целесообразным инициировать подготовку тематических модулей для учеников (с соответствующими методическими пособиями для учителей), посвященных различным дискуссионным вопросам истории России.

Новый учебно-методический комплекс по отечественной истории должен включать в себя:

) учебник;

) хрестоматию или сборник документов;

) исторический атлас;

) рабочую тетрадь и сборник заданий;

) книгу для чтения.

Названные материалы должны быть представлены как в виде традиционных изданий, так и на электронных носителях. В зависимости от ступени обучения и возраста учащихся состав комплекта может варьироваться.

Комплект методических материалов и пособий для учителя должен включать в себя:

) нормативные документы и программно-методические материалы, включая историко-культурный стандарт, федеральный государственный образовательный стандарт, примерную программу по истории;

) тематическое планирование;

) предметные и курсовые методические пособия.

При изучении истории в школе используются также настенные или экранные карты, хронологические таблицы, иллюстрации, обучающие и контрольные (тестирующие) программы, энциклопедии и справочные материалы, электронные книги, мультимедийные альбомы и др.

Современный учебник истории, составляющий ядро учебно-методического комплекта, должен быть универсальным (многокомпонентным) носителем исторической информации. Он должен был средством развития познавательной деятельности, ресурсом личностного становления учащихся. учебный методический история познавательный

Современный учебник истории:

должен содержать целостный взгляд на исторический процесс и возможности его познания;

быть комплексным по составу и представлению исторического материала: авторский текст, источники, элементы историографии и оценочные суждения, способствующие целостному и диалектическому восприятию отечественной истории, ее позитивного содержания, равно как и трагических страниц, изобразительные материалы, справочный аппарат - хронологическая таблица, словарь терминов, словарь персоналий и др. При этом акцент в учебнике должен быть сделан на презентацию не готовых авторских суждений, а определенного набора фактов и аргументов, на основе которых ученики сами могут делать выводы и выносить суждения;

стимулировать познавательный и исторический диалог (обеспечивается характером авторского текста, системой вопросов и заданий);

быть открытым для взаимодействия с другими учебными и информационными ресурсами, средствами обучения (музеи и библиотеки,

электронные пособия, Интернет, периодическая печать и др.). Важнейшая рубрика по каждому параграфу должна служить навигатором в научно-образовательном пространстве по истории;

быть партнерским по отношению к учащимся (в том числе, учитывать их возрастные особенности).

Учебник должен содержать предварительное обобщение (в форме введения, соотносимого по объему с параграфом), в котором рассматривается место курса в системе школьного исторического образования, представляется и обосновывается план дальнейших действий. Число параграфов должно быть примерно на треть меньше числа часов, отведенных на изучение курса (это позволит выделить время на другие виды деятельности, а не только на работу с учебником).

В начале каждого параграфа должен быть задан и мотивирован главный вопрос параграфа (урока). Содержание параграфа призвано помочь ученику сформулировать свой вариант ответа на этот вопрос о подобрать необходимые аргументы. Учебник, по возможности, не должен содержать готовых определений понятий, а предусматривать работу с ними (самостоятельное определение через видовые отличия, соотнесение и пр.). Основу предлагаемой в учебнике познавательной модели составляют требования к подготовке школьников по истории.

Для организации познавательной деятельности школьников в учебник включаются следующие компоненты:

) дидактическое введение (о том, как работать с учебником);

) система вопросов и заданий для учащихся;

) элементы методических рекомендаций.

Дидактическая система современного учебника предполагает:

а) включение вопросов и заданий ко всем компонентам учебника -

авторскому тексту, историческим источникам, картам, иллюстрациям и т. д.;

б) использование заданий разных видов, в том числе способствующих

развитию предметных и логических умений, поисковых, творческих, проектных заданий, заданий для работы с историко-краеведческими материалами, заданий, предусматривающих участие в обсуждении, дискуссии, диспуте и др.;

в) дифференциацию заданий по сложности, обеспечивающую индивидуальный подход в обучении.

В учебнике отечественной истории, именно в дидактическом блоке, посредством специальных заданий предусматривается обращение школьников к изучению локальной истории, истории своей семьи, собиранию устной истории. Эти компоненты содержания способствуют формированию способности школьников применять полученные на уроках знания, приобретению опыта поисковой и аналитической работы на доступном и близком им материале, органичному включению его в историю Отечества.

Таким образом, дальнейшие перспективы развития смогут обеспечить реализацию следующих задач учебно-методического комплекса по истории:

сформировать представление об основных этапах развития многонационального российского государства;

показать историю России как неотъемлемую часть мирового исторического процесса;

раскрыть суть исторического процесса как совокупности усилий множества поколений россиян.

авторы исходят из того, что российская история - это история всех

территорий, стран и народов, которые входили в состав нашего государства в соответствующие эпохи.

Подготовка нового учебно-методического комплекса по отечественной

истории должна сопровождаться разработкой аналогичных линеек по всеобщей истории, обществознанию, МХК. Внедрение новых линеек потребует проведения масштабных курсов повышения квалификации учителей истории. Кроме того, принципиальным становится вопрос о пересмотре подходов к организации и структуре ГИА и ЕГЭ по истории. Контроль уровня образования является важнейшим этапом в образовании. Результаты обучения во многом зависят от качества самого УМК.

Из вышесказанного можно сделать следующий вывод - общество не стоит на месте, во всех сферах жизни постоянно происходят изменения. Образование не исключение. Для повышения его качества, для реализации тех целей, которые ставит перед обществом эпоха, необходимо постоянное исследование, анализ и коррекция тех аспектов, которые являются ключевыми в освоении исторического знания. Каким должен быть УМК по истории для единого учебника нового стандарта? Для ответа на этот вопрос необходимо работать с существующими проблемами, рассматривать дальнейшие перспективы.

Заключение

Российское общество сегодня переживает период глубоких структурных, в том числе социокультурных, изменений. Все эти процессы не могут не затрагивать сферу образования и воспитания. Образование и общество неотделимы. Это - одна система, поэтому любые проблемы, с которыми сталкивается общество, социум, цивилизация в целом, неизбежно сказываются на состоянии сферы образования. Поэтому особенно важно постоянно повышать уровень образования. В соответствии с поставленной целью можно сделать вывод о том, что для этого необходимо работать над содержанием образования, в первую очередь над учебно-методическим комплексом, так как основы обучения заложены именно в нем.

В процессе достижения цели исследовательской работы были решены основные задачи: в первую очередь проанализирована методическая литература по проблеме формирования УМК по истории, определены его основные компоненты. А также выявлены современные проблемы в содержании комплекса и выделены возможные перспективы УМК по истории в образовательном процессе для разработки его новых компонентов.

Вместе с тем, именно сфера образования способна оказывать существенное влияние на развитие тех или иных тенденций в обществе. Отсюда вытекает необходимость приоритетного развития образования для России и российского общества, для каждого человека. Вполне естественно, что, обсуждая стратегические вопросы образования, необходимо учитывать всю совокупность проблем, в том числе проблем основных компонентов УМК исторического образования, так как они лежат в основе проблем всего исторического образования.

Вступая в новое тысячелетие, образование требует неординарных идей и смелых, принципиально новых подходов. Любые реформы и преобразования могут быть успешными лишь в том случае, если они будут подкрепляться четкой программой реализации. Необходимо четкое установление требований к формированию учебно-методических комплексов дисциплин, закрепление их в нормативно-правовых актах (ФГОС, Закон «Об образовании» и т.п.). Не являются исключениями и наиболее важные документы о реформировании образования, принимаемые на самом высоком государственном уровне. При всех различиях, гибкости, динамичности и вариативности организационных форм получения образования того или иного уровня как в государственных, так и в альтернативных (негосударственных, частных) учебных заведениях именно государство устанавливает образовательный стандарт. Поэтому его требования важны для формирования УМК для дисциплин, для истории в частности. Эти требования и будут определять перспективы дальнейшего развития УМК, возможные способы устранения проблем в нем.

Список источников

Федеральный Государственный Образовательный Стандарт основного общего образования, от 17 декабря 2010 г. № 1897

Колпаков С. В., Селунская Н. А. Всеобщая история. История Древнего мира,5 кл., М., Дрофа, 2008г. - 208 с.

Андюсев Б. Е. Опорные конспекты по истории Древнего мира. 5 класс: пособие для учителя, М., Владос-Пресс, 2008г. - 187 с.

Брандт М. Ю. История Древнего мира. Тесты: пособие для учителей, М., Дрофа, 2007г. - 248 с.

Атлас по истории Древнего мира с комплектом контурных карт. М., Аст-пресс , 2010г. - 16 с.

Список литературы

Бадретдинова М.М. Учебники нового поколения по истории: о критериях отбора содержания// Модернизация образования. Проблемы и перспективы. Материалы региональной научно-практической конференции. Ч.2. Оренбург: изд-во ОГПУ. 2002. С.211-216

Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Историческое образование в современной России: Справочно-методическое пособие для учителей - М., 1997; История для завтрашнего дня (реформа школьного исторического образования в России). - М., 1999г. - 270 с.

Вяземский Е. Е., Стрелова О. Ю. Теория и методика преподавания истории: учебник для ВУЗов. - М.: Владос, 2003. - 384с.

Короткова М. В. Противоречивые проблемы преподавания истории// Преподавание истории в школе. - 1997г. - №1 - С. 16-19

Никулина Н. Ю. Методика преподавания истории в средней школе: Учеб. Пособие. - Калининград, 2000г. - 98 с.

Троицкий Ю.Л. Дети пишут историю (инновационная технология исторического образования) // Преподавание истории в школе. 1999. №1. - С. 5-8

Стрелова О.Ю. Учебник истории как сложный социокультурный, научно-исторический и педагогический феномен // Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Как преподавать историю в современной школе. Курс лекций для дистанционного обучения. - История. - 2006г. - № 22 - С.11-20

Студеникин М. Т. Методика преподавания истории в школе: Учеб. Для студ. Высш. Учеб. Заведений. - М., 2000. - 240с.

Троицкий Ю.Л. Методические рекомендации к серии рабочих тетрадей по истории., М., 1996 г. - 182 с.

Умбрашко К. Б. Критическое изучение актовых источников в Отечественной науке первой половины XIX в. // Гуманитарные науки в Сибири, №1, 2011г. - С. 31-32

Учебно-методический комплекс по дисциплине (УМК). Требование к составу и содержанию учебно-методического комплекса, рекомендации по его разработке, правила оформления и издания. - Федеральное Агентство по образованию, Государственное образовательноеучреждение высшего профессионального образования, РГГУ. - М., 2007г. - 315 с.

Похожие работы

 

Не нашел материала для курсовой или диплома?
Пишем качественные работы
Без плагиата!