Тема: Учебная игра как средство активизации познавательной деятельности студентов

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
  • Формат файла:
    MS Word
  • Размер файла:
    7,62 Кб
Учебная игра как средство активизации познавательной деятельности студентов
Учебная игра как средство активизации познавательной деятельности студентов
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

САМАРСКИЙ ФИЛИАЛ

ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ГОРОДА МОСКВЫ

«МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

юридический факультет






Реферат

по дисциплине «Педагогика и психология высшей школы»

на тему «Учебная игра как средство активизации познавательной деятельности студентов»


Выполнил: студент 1 курса магистратуры

Корнилова Татьяна Романовна




Самара 2015

Содержание

Введение

. Понятие и роль игры в образовании личности студента

. Сущность игровых технологий

. Применение учебной игры на примере имитации судебного процесса студентами юридического факультета

Заключение

Список литературы

Введение

В.А. Сухомлинский

Игра - вид деятельности, который присущ и детям, и взрослым, поэтому использование данного вида деятельности в образовательном процессе известно давно, однако важным является применение такого аспекта этой деятельности, который способствует появлению непроизвольного интереса к познанию основ любых наук. При этом должно происходить серьезное и глубинное восприятие изучаемого материала. Игра не должна привести к неправильному пониманию той или иной проблемы, обучающиеся должны проникнуться сложностью изучаемого материала и понимать, что процесс учения является не только интересной игрой.

Использование разных типов игр - деловых, имитационных, ролевых для разрешения учебных проблем вносит разнообразие в течение предметного образовательного процесса, вызывает формирование положительной мотивации изучения данного предмета. Игра стимулирует активное участие обучающихся в учебном процессе и вовлекает даже наиболее пассивных. Практика подтверждает эффективность применения игровых методик на завершающем этапе (по завершении изучения темы, раздела, курса) обучения.

1. Понятие и роль игры в образовании личности студента

Учебная игра - метод обучения профессиональной деятельности, предполагающий решение учебно-производственных задач в игровой форме, когда учащиеся берут на себя роли и в соответствии с установленными правилами в условиях заданной игровой ситуации выполняют профессиональные функции, имитируя профессиональную деятельность и вступая в коллективные взаимоотношения.

Деятельность учения является для студента ведущим типом деятельности, в рамках которой осуществляется его развитие как индивида, профессионала и члена общества. Степень включенности студента в деятельность учения определяется тем, насколько широкие возможности предоставляет ему дидактическая система для проявления своей собственной личностной активности в плане целеобразования и целеосуществления. А это, в свою очередь, зависит от содержания и условий организации учебно-воспитательного процесса в вузе.

Активность студента организуется в специфической форме учебно-познавательной деятельности и подчиняется всем ее законам, имея свой предмет, мотивы, цели, реализующие их средства, способы действий, результаты. Однако, учебная деятельность предпринимается не ради самой себя, а в конечном счете для достижения качественно иной цели - для формирования будущей профессиональной деятельности. Учебная деловая игра является одним из вариантов, подходящих для решения этой задачи.

Учебная игра сохраняет основные преимущества «абстрактного способа» обучения (понятийный характер знаний, сжатый масштаб времени овладения профессией и др.) и в то же время свободна от наиболее серьезных его недостатков, поскольку разрешает противоречия между учебной и будущей профессиональной деятельностью. С помощью игровых форм обучения (метод анализа конкретных производственных ситуаций, разыгрывания ролей и др.) можно обеспечить воспитание не только теоретического и практического мышления специалиста, но и необходимых «должностных» качеств его личности - способностей к управленческой деятельности, принятию коллективных решений, умений и навыков социального взаимодействия, руководства и подчинения.

Задача состоит в том, чтобы обеспечить психолого-педагогические условия, приемы и способы полноценного включения студентов в познавательную деятельность, протекающую в специфической форме игровой учебной деятельности. Речь идет не только об имитационном, но и о психолого-педагогическом моделировании в обучении целостной профессиональной деятельности, о достижении целей обучения и воспитания через приобщение студентов к этой деятельности. Трудность заключается в том, что преподаватель должен выступать в игре и как инженер (специалист по профессии), и как педагог.

. Сущность игровых технологий

В числе игровых форм обучения наибольшее признание и распространение получили такие формы, как анализ конкретных производственных ситуаций или ситуационных задач, разыгрывание ролей, деловые игры, инцидент, анализ входящей почты и др. Их общим характерным признаком является то, что учебные цели достигаются в совместной деятельности участников, организуемой преподавателем как диалогическое общение. Последнее создает возможности для обмена точками зрения, постановки вопросов, согласования или размежевания позиций, участия в общей дискуссии. Личностное взаимодействие с партнерами по общению опосредует взаимодействие с познаваемым содержанием обучения, представленным в имитационной модели. Иначе говоря, активное «сближение» с предметом познания обусловлено или, точнее, опосредовано активностью диалогического общения, обсуждения, выработки коллективного решения.

Психологически очень важно и то, что побуждение к активности исходит либо от ситуации, либо от партнера по игре, но не от преподавателя, который в хорошо сделанной игре не вмешивается в ее ход, он выполняет лишь роль арбитра. Чем меньше преподаватель вмешивается в процесс игры, тем больше в ней признаков самоорганизации и саморегуляции и тем выше обучающая ценность игры. Игра является инструментом коллективного анализа модели, требующим совместных усилий участников и обмена информации на соответствующем языке имитации.

Предметным содержанием игры является имитация в обучении конкретных условий и динамики производства, а также действий и отношений, занятых в нем людей, иными словами, воссоздание или моделирование двух реальностей - процессов производства и структуры профессиональной деятельности специалистов. Учебная игра служит «инструментом» развития теоретического и практического мышления специалиста - способностей к анализу сложных условий производства, постановке и решению новых для студента профессиональных задач. Это достигается организацией взаимодействия участников игры с познаваемым содержанием профессиональной деятельности, заданной в игре конструктивно в виде системы проблемных заданий или конкретных производственных ситуаций.

Отличие учебной игры от традиционных методов обучения, ее обучающие возможности заключаются в том, что в игре воссоздаются основные закономерности движения профессиональной деятельности и профессионального мышления на материале динамически порождаемых и разрешаемых совместными усилиями участников учебных ситуаций.

Учебная игра служит, прежде всего «инструментом» развития теоретического и практического мышления специалиста: способностей анализировать сложные условия производства, ставить и решать субъективно-новые для студента профессиональные задачи. Игровая учебная деятельность имеет характер ролевого взаимодействия, развертываемого в соответствии с предписанными, а в некоторых случаях и принимаемыми в ходе самой игры правилами и нормами. Выполнение этих правил, подчинение нормам профессионально-предметных и социальных действий - необходимые условия развертывания полноценной игры, формирования предметно и социально компетентного специалиста.

. Применение учебной игры на примере имитации судебного процесса студентами юридического факультета

Учебная игра является мощным фактором организации познавательной деятельности студентов, служит толчком для раскрытия творческих возможностей и способностей.

В качестве примера, доказывающее полезность учебной игры для обучения, я описала этапы имитации судебного процесса студентами юридического факультета СФ МГПУ. Такая игра в судебное заседание помогла студентам лучше понять всю процедуру деятельности суда общей юрисдикции.

этап: Преподавателем дается задание-подготовить уголовный судебный процесс, состав преступления выносится на общее рассмотрение. Студенты самостоятельно просматривают судебную практику или дела, которые находятся в производстве. Проводится собрание, где коллективно принимается решение о теме судебного процесса, сколько будет участников и какие материалы понадобятся для игры. Распределяются роли по желаниям и возможностям студентов. Назначается день первой репетиции. Обычно выделяется лидер, руководящий процессом, на практике - ему дается роль председательствующего судьи.

этап: Студенты самостоятельно готовят свои роли и материалы по ним (например: находят протокол похожего судебного заседания, просматривают фильмы, где представлены все этапы судебного процесса. Если есть возможность - присутствуют на «живом» процессе.) Проводится первая репетиция, устраняются ошибки и оказывается коллективная помощь (например - не подходит подготовленный материал защитника: устаревшие статьи закона или просто слабая оборонительная тактика), добавляются новые элементы в процесс (например - принимают нового свидетеля, чтобы восполнить пробелы в защите или обвинении). По окончанию репетиции назначается повторная (как правило завершающая) репетиция, у каждого студента уже есть перечень ошибок, которые необходимо устранить. Преподаватель не участвует на этом этапе.

этап: Сама игра. Задача преподавателя-проанализировать игру студентов во время судебного процесса.

этап: Завершающий этап. Судебный процесс окончен, судья вынес решение. Именно в этот этап и вступает педагог. Он должен высказать свое мнение по поводу коллективной работы студентов. Выделить, где были допущены ошибки или поощрить за хорошо продуманную игру. Оценивается работа всего коллектива, а не отдельного студента.

Такая игра имитирующая судебный процесс очень эффективная и помогает студентам не просто в теории понять, как проходит судебное заседание, а на практике (в реальности хоть и игровой) поучаствовать в нем.

игра творческий судебный

Заключение

Использование разных типов игр - деловых, имитационных, ролевых для разрешения учебных проблем вносит разнообразие в течение предметного образовательного процесса, вызывает формирование положительной мотивации изучения данного предмета. Игра стимулирует активное участие обучающихся в учебном процессе и вовлекает даже наиболее пассивных. Практика подтверждает эффективность применения игровых методик. Я это показала на основе игровой имитации судебного процесса студентами юридического факультета.

Активность студента организуется в специфической форме учебно-познавательной деятельности и подчиняется всем ее законам, имея свой предмет, мотивы, цели, реализующие их средства, способы действий, результаты. При этом учебная деятельность предпринимается не ради самой себя, а в конечном счете для достижения качественно иной цели - для формирования будущей профессиональной деятельности.

Подчеркивая достоинства учебной игры-как образовательного метода, следует обратить внимание на то, что подобное обучение не может полностью вытеснить традиционное информационно-сообщающее. Успех в решении задачи организации познавательной деятельности студентов заключается в оптимальном сочетании инновационных и традиционных методов обучения.

Список литературы

1. Ананьева Е.Г., Алексеева Н.П. Методические рекомендации по организации учебно-технических и деловых игр. М.; 1991.

. Вербицкий А.А. Деловая игра как метод активного обучения. //Современная высшая школа.1982, №3.

. Митина А.С. Рефлексивно-игровая технология обучения.// Высшее образование в России, 2003, №4, с. 86.

. Сонина О.В., Учебно-деловая игра как средство активизации учебно-познавательной деятельности курсантов военных вузов (на примере изучения естественнонаучных дисциплин). Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата пед. наук, Челябинск, 2005.

. Филиппова Л.Е., Активизация познавательной деятельности студентов на основе применения деловых игр, III Международная заочная научно-практическая конференция «Инновационные процессы и корпоративное управление», 1-15 марта 2011 г., г. Минск.

Похожие работы

 

Не нашел материала для курсовой или диплома?
Пишем качественные работы
Без плагиата!