Бюрократия и государство

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    30,09 Кб
  • Опубликовано:
    2015-05-26
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Бюрократия и государство

Ярославский филиал

Аккредитованного образовательного частного учреждения

высшего профессионального образования

"Московский финансово-юридический университет МФЮА"









Курсовая работа

Бюрократия и государство


Работу выполнила

студентка 2 курса

группы 31Юрд4310

Захарова Анна Сергеевна

Работу проверил: Кузнецова Н.В.



Ярославль 2014

Оглавление

Введение

1. Бюрократия и государство: общетеоретическое положение

1.1 Понятие государства и бюрократии

.2 История возникновения бюрократии

.3 Соотношение понятий бюрократия и бюрократизм

2. Сущность государства и бюрократии

2.1 Сущность государства

.2 Основные черты бюрократии

.3 Бюрократия в современной России

3. Актуальные проблемы борьбы государства с бюрократией

3.1 Пути преодоления бюрократии и бюрократизма в механизме государства

.2 Методы борьбы с бюрократией

Заключение

Список используемых источников

государство бюрократия история россия

Введение

Государство и бюрократия понятия, которые существуют взаимосвязано.

В данной курсовой работе мы попробуем разобраться в истории возникновения бюрократии, ее взаимодействии с государством, выделим основные черты бюрократии и бюрократизма и непосредственно определим пути преодоления бюрократии и бюрократизма.

Актуальность данной работы состоит в том, что проблема бюрократии является одной из главных, особенно для бывших социалистических стран, в том числе России.

На западе давно посчитали необходимым создать обособленное научное направление предназначенное изучать широкий спектр вопросов управления в современном обществе.

Знания основ этой дисциплины необходимы для юристов политиков и тех, кто связан с этой сферой.

Объект исследования - общественные отношения, возникающие в процессе взаимодействия государства и бюрократии

Предметом являются закономерности возникновения, развития, функционирования государства и бюрократии, какое из данных понятий является основополагающим для остальных, как они влияют друг на друга и в чем проявляется это влияние в различные исторические периоды.

Целью курсовой работы является изучение становления бюрократии со времен ее возникновения до наших дней, рассмотрение различных подходов преодоления бюрократии и бюрократизма в государстве.

Теоретическую основу курсовой работы составляют труды М. Вебера.

Кроме того, были рассмотрены отдельные главы учебников по Теории государства и права С.С. Алексеева, А.В. Мелехина и А.Б. Венгерова.

Для достижения поставленной цели в курсовой работе решены следующие основные задачи.

Задачи данной работы состоят в том, чтобы:

) Определить понятие государства и бюрократии.

) Выделить сущность государства и бюрократии.

) Найти пути преодоления бюрократии и бюрократизма.

В данной работе мы использовали такие методы исследования как теоретический анализ, который являться одним из самых сложных методов исследования, а так же использовали методы индукции и дедукции.

Данный вопрос занимает важное место в системе научных знаний. Если каждый будет ознакомлен с понятием бюрократии и ее последствиях, то это облегчит жизнь. Негативные последствия бюрократизма для общественного развития, его социальная опасность обусловливают необходимость в комплексной системе мер, ориентированных на рационализацию бюрократической деятельности и противодействие бюрократизму. Среди них решающими, по нашему мнению, являются именно те, которые предопределяются совокупностью условий генезиса бюрократизма в рамках системы государственно-управленческих отношений.

Данная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

В первой главе мы рассмотрим понятия бюрократии и государства, историю возникновения бюрократии и соотношения понятий бюрократии и бюрократизма.

Во второй главе данной работы мы выделим сущность государства и бюрократии и определим место бюрократии в современной России.

В третьей главе определим методы борьбы с бюрократией и бюрократизмом.

1. Бюрократия и государство: общетеоретическое положение

.1 Понятие государства и бюрократии

Слово "бюрократия" образовано от фр. bureau - стол, канцелярия и греч. kratos - власть и буквально означает столоначальство, власть канцелярии, конторы.

К пониманию бюрократии существует два основных подхода. Один из них связан с именем М. Вебера, работы которого оставили заметный след в теории управления. В этом подходе термином "бюрократия" обозначается рационально организованная система управления, в которой дела решаются компетентными служащими на должном профессиональном уровне в точном соответствии с законами и другими правилами. В другом подходе бюрократия оценивается негативно и рассматривается как крайне нежелательное общественное явление. И как всегда в таких случаях существует и некая третья позиция, когда в бюрократии усматривают явление, необходимое обществу, но имеющее свои негативные стороны. При этом пытаются иногда провести различие между "хорошими" и "плохими" сторонами данного явления на основе различения слов "бюрократия" и "бюрократизм": бюрократия - это хорошо, а вот бюрократизм - плохо. В такой достаточно запутанной ситуации анализ требует точной расстановки акцентов.

Что касается первого подхода, то можно, конечно, словом "бюрократия" пользоваться в том позитивном смысле, который ему придает М. Вебер, а для социальной аномалии, на которую указывает слово "бюрократия" в его негативном значении, подыскать какой-нибудь другой термин. Однако такая терминологическая операция ничего не дает, поскольку не избавляет общество от этого зла, а нас - от необходимости его изучать и бороться с ним.

Рассмотрев понятие бюрократии, мы перейдем к рассмотрению понятия государство.

Государство возникает на определенной стадии развития общества как политическая организация, как институт власти и управления обществом. Существуют две основные концепции возникновения государства. В соответствии с первой концепцией государство возникает в ходе естественного развития общества и заключения договора между гражданами и правителями (Т. Гоббс, Дж. Локк). Вторая концепция восходит к идеям Платона. Она отвергает первую и настаивает на том, что государство возникает в результате покорения (завоевания) сравнительно небольшой группой воинственных и организованных людей (племя, раса) значительно превосходящего по численности, но менее организованного населения (Д. Юм, Ф. Ницше). Очевидно, в истории человечества имели место, как первый, так и второй способ возникновения государства.

Как уже говорилось, вначале государство являлось единственной политической организацией в обществе. В дальнейшем, в ходе развития политической системы общества, возникают и другие политические организации (партии, движения, блоки и т.д.).

Термин "государство" обычно употребляется в широком и в узком значении.

В широком смысле государство отождествляется с обществом, с определенной страной. Например, мы говорим: "государства, входящие в ООН", "государства - члены НАТО", "государство Индия". В приведенных примерах под государством понимаются целые страны вместе со своими народами, проживающими на определенной территории. Такое представление о государстве доминировало в античности и в Средние века.

В узком смысле государство понимается как один из институтов политической системы, обладающий верховной властью в обществе. Такое понимание роли и места государства обосновывается в период формирования институтов гражданского общества (XVIII-XIX вв.), когда происходит усложнение политической системы и социальной структуры общества, появляется необходимость отделения собственно государственных институтов и учреждений от общества и других негосударственных институтов политической системы.

Государство - основной социально-политический институт общества, ядро политической системы. Обладая суверенной властью в обществе, оно управляет жизнедеятельностью людей, регулирует отношения между различными социальными слоями и классами, отвечает за стабильность общества и безопасность своих граждан. Государство имеет сложную организационную структуру, которая включает следующие элементы: законодательные учреждения, исполнительно-распорядительные органы, судебную систему, органы охраны общественного порядка и государственной безопасности, вооруженные силы и др. Все это позволяет государству выполнять не только функции управления обществом, но и функции принуждения (институционализированного насилия) в отношении, как отдельных граждан, так и больших социальных общностей (классов, сословий, нации).

Так, в годы советской власти в СССР были фактически уничтожены многие классы и сословия (буржуазия, купечество, зажиточное крестьянство и др.), политическим репрессиям подвергались целые народы (чеченцы, ингуши, крымские татары, немцы и др.).

.2 История возникновения бюрократии

Рассмотрим историю бюрократия от начала ее возникновения.

Бюрократия - категория историческая, в России она ведет начало от времени оформления абсолютизма. Не всякое лицо, причастное к правлению, можно назвать бюрократом и не всякие учреждения - бюрократическими. Лица, отправлявшие управленческие функции, известны и во времена Русской Правды - уже тогда существовали вирники и тиуны. В последующие столетия численность их, как и номенклатура отправляемых ими функций, увеличивалась и усложнялась, но ни в XVI, ни в XVII столетиях бюрократия в России еще не сложилась.

В XVII, как и в первой четверти XVIII в., правительственные учреждения и персонал, их обслуживавший, делились на два уровня: высший, правящий, и низший, исполнительский. Роль высшего уровня в XVIII в. выполняла правящая бюрократия, заседавшая в Сенате. Она существенно отличалась от правящей верхушки XVII в., заседавшей в Боярской думе. При комплектовании последней руководствовались принципом породы кандидатов и родства с царской фамилией - отец и братья супруги царя возводились в думные чины. В думу посылал своих представителей ограниченный круг аристократических фамилий, причем думный чин за немногими исключениями являлся пожизненным. Боярина царь мог назначить воеводой какого-нибудь уезда, поставить во главе приказа или, наконец, отправить выполнять какое-либо поручение за рубеж. Такой боярин, не участвуя в заседаниях Думы, не утрачивал своего чина. Случаев, подобного тому, что произошел с князем и боярином В.В. Голицыным, фаворитом царевны Софьи, оказавшимся в ссылке и лишившимся не только чина, но и земельных владений, в XVII в. было немного.

Думные чины, особенно бояре и окольничие, пользовались значительной экономической независимостью от верховной власти - они обеспечивались землей и крестьянами. Безбедную жизнь этим и им подобным боярам и окольничим обеспечивали тысячи крепостных крестьян, снабжавших барина необходимыми жизненными ресурсами, независимо от того, какие обязанности он выполнял и где находился - в столице или за ее пределами.

Другое дело Сенат и сенаторы. При назначении сенатором (как, впрочем, и на другие должности) царь руководствовался иным принципом - служебной годностью. Если боярский отпрыск с привычной последовательностью преодолевал ступени служебной лестницы и в конечном счете достигал самого высокого чина, приходя на смену отцу, то права стать сенатором добивались лица, обладавшие личными достоинствами; заслуги же предков во внимание не принимались. Выше всего ценились ум, служебное рвение, образование и т.д. Новые критерии служебной годности порождали новых людей в верхнем слое правительственного механизма. Это была новая знать, начинавшая свою родословную вельмож со времени Петра, целиком обязанная своей карьерой царю.

Для бюрократической системы управления характерны одинаковые структура и штаты местных и центральных учреждений. Этого нельзя сказать ни о Боярской думе, ни о приказах. Историк может установить, чем занимались тот или иной приказ и даже Боярская дума, только эмпирическим путем, то есть изучением их деятельности: следы деятельности этих учреждений, отраженные в документах, позволяют установить их компетенцию.

Значение Табели о рангах состоит в том, что она привела в систему и унифицировала все чины империи на всех трех поприщах государственной службы: сухопутной, военно-морской и гражданской - от прапорщика на военной и коллежского регистратора на гражданской до генерал-адмирала, фельдмаршала и канцлера.

Существование бюрократии еще не означало абсолютного зла. Весь вопрос - в какой мере бюрократии удалось обособиться от остального общества, обрести независимость, от него и в какой мере ее деятельность подвергалась контролю со стороны общества. Отдадим должное Петру Великому - он понимал наличие изъянов, присущих бюрократии, и пытался преодолеть их, однако пользовался средствами, которые не могли принести ожидаемого эффекта: бюрократию он контролировал бюрократическими же средствами.

Традиционно при анализе и оценке государственного управления в нем обнаруживается и отмечается наличие бюрократизма. Проявления последнего стали чуть ли не национальной чертой российского государственного аппарата. Позднее, в послереформенный период (1882 г.) Р.А. Фадеев констатирует, что "историческое развитие, выразившееся у каждого европейского народа разнообразными формами общественного устройства, поглощено в России единственною и исключительною формою - развитием бюрократической опеки до крайнего предела, т.е. механическим отношением правительства к текущей народной жизни и наоборот". В 1905 году Л.А. Тихомиров назвал предшествовавший сорокалетний период "бюрократической узурпацией" и подчеркнул, что "при безмерном количестве "дел" всепроникающего бюрократического строя, упраздняющего самостоятельную работу граждан и нации, сознательное участие во всех этих миллионах дел фактически совершенно невозможно. В действительности, верховная власть не может ни знать, ни обсудить, ни проверить почти ничего. Поэтому ее управляющая роль делается лишь кажущейся. Поглощенная же лично в эти миллионы мелких управляющих дел, она не имеет возможности их контролировать. В результате - единственной действительной властью страны является канцелярия.

Буквально через несколько лет после Октябрьской революции ее инициатор и руководитель В.И. Ленин начал с тревогой и болью говорить о всепроникающем бюрократизме в партийном и советском аппарате и в конце своей жизни пришел к выводу, что если что и погубит социализм, так это бюрократизм. Весь период социализма до 1991 года мы "мягко" обозначили периодом авторитарного бюрократизма. Не прошло и нескольких лет демократической России, как вновь все ощущают и говорят о том, что сегодняшний государственный аппарат погружен в бюрократизм.

Из вышеизложенного, можно сделать вывод, что бюрократия появляется тогда, когда появляется иерархическая структура государственного управления.

В XVII в. слой бюрократов складывался из бояр. А боярин - это чин. Следовательно, бюрократы того времени были чинные люди из знатных родов.

А в XVIII в., наоборот, бюрократический слой складывался из бюрократов, имеющих ум, служебное рвение, образование, т.е. из сенаторов.

Но в XVII в. все эти должности не были наделены полномочиями правомерно. И лишь во время правления Петра I все учреждения, составляющие бюрократию, были обеспечены инструкциями, регламентациями и штатами.

Также, можно сделать вывод, что Табель о Рангах 1722 г. занял особое место в формировании бюрократии. Табель привела в систему и унифицировала все чины империи.

Также при Петре создаются два института контроля над бюрократическим аппаратом: фискальная служба и прокуратура.

При Ленине, весь период социализма обозначают как авторитарный бюрократизм. Но и сейчас государственный аппарат вновь погружается в бюрократизм.

.3 Соотношение понятий бюрократия и бюрократизм

Теперь перейдем к рассмотрению понятия "бюрократия" и "бюрократизм"?

Профессор Б.П. Курашвили полагает, что бюрократизм - это неприемлемый, извращенный стиль (или форма) управления, а "бюрократия - это совокупность бюрократов, образующих некоторый слой, клан или группу в аппарате управления и а обществе". Думается все-таки, что бюрократия - это не совокупность бюрократов (так же, как демократия - это не совокупность демократов), а определенный способ организации власти в официальных общественных образованиях. А бюрократизм (так же, как и демократизм) - это совокупность свойств, качеств, признаков, характеризующих бюрократически (а в случае с демократией - демократически) организованную властно-управленческую систему. По существу, бюрократия и бюрократизм - это одно и то же явление, но рассматриваемое в разных плоскостях, в разных отношениях. Точно так же, как это имеет место с понятиями "государство" и "государственность", которые указывают на одно и то же явление, но слово "государство" обозначает его как некую самостоятельную целостность, а слово "государственность" позволяет рассмотреть государство под углом зрения его неразрывной связи с обществом - "государственность" определяет принадлежность государства обществу, указывает на государство как на определенное свойство (характеристику) общества.

Бюрократизмом может быть поражен любой уровень государственной власти: должностное лицо, государственный орган, государство в целом. При этом бюрократизм представляет собой явление динамическое, он подвержен трансформации, то есть во властно-управленческой системе его может быть больше, а может быть и меньше. Причем, чем больше в системе бюрократизма, тем меньше в ней демократизма, и наоборот. Следовательно, борьба с бюрократией возможна и необходима. И здесь нужно обратить внимание на следующее обстоятельство.

Ранее было замечено, что радикальным средством борьбы с бюрократизмом является изменение самого принципа управления, то есть переход на самоуправление. Однако такой переход возможен не в любых социальных условиях и не для всех властных систем. И в таких случаях должна быть разработана и применяться система тактических мер борьбы с бюрократизмом. Общая задача этой системы - создание устойчивой обратной связи субъекта власти и объекта. Средства для налаживания такой связи в целом известны и имеют демократическую природу: это демократические процедуры формирования и функционирования властных систем, позволяющие влиять на их структуру, личностный состав; различные механизмы надзора и контроля и др. Но здесь опять-таки нужно заметить, что в механизме государства разные системы органов открыты для такого воздействия по-разному: одни в большей степени, другие - в меньшей. Соответственно они в разной степени подвержены и бюрократизации. Как раз поэтому представления о бюрократии и бюрократизме связываются прежде всего с управленческим, профессиональным чиновничьим аппаратом государства, который в наибольшей степени закрыт для общества и в наибольшей степени подвержен бюрократическому перерождению. А вот представительные органы государственной власти, формируемые демократическим путем, более подконтрольны обществу и менее подвержены бюрократизации. Хотя и здесь могут иметь место бюрократические тенденции: ориентация депутатов на свои личные интересы или бюрократические интересы парламента как особой системы государственных органов; "проталкивание" законопроектов, угодных узкой группе лиц ("заказных" законов) и т.п.

Особенно опасна бюрократизация юрисдикционных органов государства (их называют еще "правоохранительными"), ведь они в своей деятельности используют наиболее острые приемы государственного властвования и, ориентируясь на формальные показатели и интересы своей системы, могут существенно ущемить жизненно важные интересы людей. Известны случаи, когда обнаруживалась невиновность людей, которым органы, призванные осуществлять правосудие, вынесли в свое время смертные приговоры именно по той причине, что в своей деятельности принимали в расчет прежде всего бюрократические интересы своей системы (а в конечном счете - интересы лиц, функционирующих в этой системе).

Итак, бюрократизм можно охарактеризовать как социальную аномалию, патологию, присущую профессиональным (отделенным от объекта управления) властно-управленческим системам (как государственных, так и негосударственных организаций), суть которой в том, что властный субъект начинает постепенно утрачивать качества элемента в целостной системе властеотношения "субъект - объект", то есть перестает в своей профессиональной деятельности ориентироваться на ту цель, для которой он создан, и начинает работать на себя, на сохранение и упрочение своего статуса, учитывая в первую очередь свои собственные интересы, а в дальнейшем переходит к разрушительной экспансии внутри системы, что в конечном счете приводит к гибели самой властно-управленческой системы. Последнее происходит в силу той общесистемной закономерности, что бесцельное развитие системы (то есть развитие системы, не являющейся элементом другой системы) представляет собой, по существу, процесс самоуничтожения, непременно приводящий систему к внутреннему взрыву (подобно тому, как лопается непомерно раздуваемый шар). Точно так же бессмысленно и невозможно существование властно-управленческой системы, полностью отошедшей от объекта управления, "забывшей" свои функции. Субъект власти, противопоставивший себя объекту управления, просто нежизнеспособен внесоциально полезных связей. Тем более что зачастую объект власти в таких случаях становится субъектом, устраняющим дисфункцию пораженного бюрократизмом властеотношения.

В данной главе мы рассмотрели такие понятия как государство и бюрократия. Так же мы, обратившись к истории возникновения бюрократии выявили основные стадии ее развития. Рассмотрев соотношения бюрократии и бюрократизма, мы можем прийти к выводу, что данные понятие не могут существовать по отдельности

2. Сущность государства и бюрократии

.1 Сущность государства

Сущность государства проявляется в его функциях, в той служебной роли государства в обществе, качественная определенность которой характеризуется устойчивым осуществлением, обеспечением им преимущественно узкогрупповых (в том числе классовых) либо общесоциальных интересов. История показывает, что государство в своей деятельности всегда в определенной мере сочетает (координирует, консолидирует) эти интересы для сохранения целостности единства общества (без наемных работников нет капиталистов, без крестьян - феодалов, без рабов - рабовладельцев, без общинников и их труда - чиновничьего аппарата восточного государства). Но мера сочетания этих интересов государством исторически неоднозначна. Иными словами, сущность государства двуедина (служение узкоклассовым, групповым и общесоциальным интересам) и исторически изменчива в плане соотношения ее сторон. Так, в рабовладельческом, феодальном обществе преобладает классовая сторона сущности государства (интересы господствующего класса - превыше всего). Это же характерно и для раннебуржуазного государства, раннекапиталистического общества. Но с изменением этого общества меняется и его государство в направлении усиления общесоциальной стороны его сущности. Это можно проследить, приняв, например, за исходную точку момент зарождения противостояния таких общественных сил как буржуазия и пролетариат в период формирования так называемого "дикого" капитализма (середина XIX в.). С этим периодом связано правильное понимание сущности государства как орудия классовой борьбы, машины для подавления классовых противников, поддержания господства одного класса над другим. Однако последовавшие затем такие события всемирно-исторического значения как Октябрьская революция 1917 г. в России, Великий кризис и Великая депрессия конца 20-х гг., нанесли вначале политический, а затем экономический удар по капитализму и поставили вопрос о его дальнейшей судьбе. Государство, правящая экономическая и политическая элиты вынуждены были по-новому подойти к решению проблемы стабилизации общества и конституционного строя. Это выразилось, прежде всего, в усилении социальной защищенности личности, в социальной ориентированности государства. Гуманистическому обновлению капитализма способствовал и разгром фашизма как проявления наиболее реакционных и агрессивных сил монополистического капитала. После этого в развитых западных демократиях государство постепенно становилось средством снятия, преодоления общественных противоречий не путем насилия и подавления, а через достижение общественного компромисса, консенсуса, хотя сам по себе механизм государства по поддержанию общественного порядка мало в чем претерпел изменения. В деятельности же государства все в большей степени стали оптимально сочетаться классовые и общесоциальные цели и функции.

Сущность современного социального, демократического, правового государства состоит в том, что оно является орудием достижения в социально неоднородном обществе социального компромисса и согласия.

.2 Основные черты бюрократии

Следуя из вышесказанного нам необходимо выделить и рассмотреть основные черты бюрократии.

. Бюрократия - это явление общественное, социальное, присущее только социуму (обществу).

. Бюрократия, как и демократия, неразрывно связана с таким социальным явлением, как власть. Не случайно в составе обоих слов содержится указание на власть. Бюрократия и демократия - это два различных, а точнее, противоположных способа организации власти в социальном коллективе.

. Бюрократия, как и демократия, может касаться не только власти государственной, но и власти в любой общественной организации (например, в партии). Однако бюрократия в отличие от демократии может существовать только в том случае, когда субъект и объект власти разделены, отчуждены друг от друга (что характерно для государственной власти). В этом и состоит объективная основа бюрократии, постоянно таящая в себе ее ростки. В этой связи отечественный исследователь бюрократии В.П. Макаренко правильно характеризует бюрократизм государства как "материализацию политического отчуждения".

Полностью искоренить бюрократию (как в рамках конкретной властно-управленческой системы, так и в масштабе общества) можно, только лишив ее названной объективной основы, путем перехода на принципиально иной способ управления - самоуправление, которое предполагает совпадение (полное или частичное) субъекта и объекта власти. Так, человек на социальном уровне зачастую выступает как объект управления, а на уровне физиологическом - как целостный живой организм он представляет собой самоуправляемую систему, которая не может "обюрократиться": человек не может стать бюрократом по отношению к самому себе. Не было бюрократии и в догосударственных формах организации власти, которые представляли собой первобытное, естественное самоуправление. Самоуправление - это апофеоз демократии, ее наиболее полное воплощение. Поэтому демократия и бюрократия и выступают как антиподы.

Каким же образом разделение субъекта и объекта власти в общественных (социальных) организациях способствует появлению бюрократии?

Дело в том, что субъект власти в том или ином социальном образовании (коллективе, организации, обществе) наделен властью в интересах этого коллектива или общества в целом, в целях его эффективного, социально полезного управления. Однако реальное несовпадение субъекта и объекта власти, их разделенность объективно определяют и несовпадение (неполное совпадение) их интересов. Это потенциально таит в себе опасность обращения властвующим субъектом данной ему власти в свою пользу, использования ее для удовлетворения интересов властной системы и входящих в нее членов (в том случае, если властная система имеет коллективный характер). Именно в этом и заключается суть бюрократизма, его сущность. В литературе справедливо образно характеризуют бюрократизм в масштабе государстве как "кражу власти у народа" (В.И. Лихачев). Такие распространенные в общественном мнении признаки бюрократизма, как бездушие, формализм, волокита, бумаготворчество и т.п., являются лишь внешним проявлением его антиобщественной сути.

.3 Бюрократия в современной России

Рассмотрев бюрократию на этапах развития, можно с уверенностью сказать, что и сейчас в России существует такая проблема, как бюрократизм.

Административный ресурс бюрократии очевиден. Не вполне очевидной оказывается та работа по коррекции решений высшей власти, которую она выполняет каждодневно в силу непрерывности процесса управления. Решения высшей власти принимаются аппаратом к исполнению, но сам процесс исполнения происходит, с одной стороны, в контексте ментальности самих бюрократов, с другой стороны - в контексте реальных условий, которые ставит социальная среда при выполнении решений. Коррекцию такого рода можно назвать "молярной", она не затрагивает саму директиву, но исправляет ее ходом исполнения. В условиях ослабления и делегитимизации центральной власти, характерных для сегодняшнего дня, "люфт" таких корректирующих воздействий может быть весьма значительным. Возникает вопрос, в какой мере коррекция такого рода определена ментальными установками бюрократии? Уместен и другой вопрос: может ли из последовательности таких "исправляющих" воздействий сложиться своеобразный алгоритм действий, способный заявить себя как некая концептуальная платформа, например как платформа государственного строительства? Наконец, возможно ли в последнем случае появление политического лидера как выдвиженца государственно-ориентированной бюрократии? В конечном счете, это вопрос о том, возможно ли превращение бюрократии в политическую силу, способную к политической самоорганизации на основе определенных государственно-политических ценностей и целей? Например, может ли "Единая Россия", создававшаяся как партия президента, стать партией бюрократии, а если это возможно, то каким будет политическое лицо такой партии?

По своему положению бюрократия не может принадлежать к какой-либо другой партии, кроме партии власти. Создание "Единой России" предполагало, видимо, установление идейного и политического контроля над аппаратом по модели КПСС. Однако тяготение нынешней бюрократии к "Единой России" объясняется не только административным давлением, но, как можно предположить, желанием играть активную политическую роль. Хотя для бюрократии не свойственно быть самостоятельной организованной политической силой, в нынешних неординарных условиях возможно исключение. Если ее ментальные установки оформятся в какое-то подобие идеологии практического действия, то она должна будет либо выдвинуть политиков из своей среды, либо привлечь к себе уже известных политиков. Примером из прошлого может служить поддержка аппаратом курса Сталина на государственное строительства вместо авантюрных действий троцкистов по разжиганию мировой революции. При этом можно было продолжать думать, что строительство рабоче-крестьянского государства является первым этапом мировой революции. Но эта мысль имела уже вторичное значение, главное же заключалось в том, что в практических действиях вектор объединенных усилий направлялся на государственное строительство и сверхсрочную индустриализацию.

Податливая в определенных отношениях, но все-таки не бесформенная бюрократия, сохраняющая ментальные установки, характерные для бюрократии российского общества, так или иначе, включена в политические процессы. Опасение "аппаратной контрреволюции" стояло за ельцинским призывом "боритесь с аппаратом!". В этой связи в действиях команды нынешнего президента по централизации власти и назначению губернаторов также можно видеть стремление исключить "аппаратный бунт" на корабле, когда возможности мародерского разворовывания станут минимальными. По мере укрепления в России влияния транснациональных корпораций, которые будут превращаться в ключевых собственников на ее территории, изменится и положение бюрократии. Во всяком случае, ее государственническая ментальность станет излишней. К тому же власть может опираться на бюрократию нового типа, именно топ-менеджеров крупных кампаний, ментальность которых существенно отличается от ментальности управленцев государственного типа.

В виду названных обстоятельств следует согласиться с мнением С.Г. Кара-Мурзы, что сегодня атака на российскую бюрократию далека от конструктивной критики политической власти. За анти-аппаратным натиском скрывается натиск антигосударственный, направленный на продолжение разрушения любой мало-мальски дееспособной государственной власти в России и на препятствие хоть какому-то самостоятельному российскому курсу во внешней и внутренней политике. При определенных условиях бюрократия (управленческий аппарат) может оказаться на стороне политических сил, стремящихся к сохранению государственности России, способной обеспечить ее независимое развитие. Господство транснационального капитала лишит бюрократию возможностей, связанных с традиционной "удельно-вотчинной" ментальностью, своеобразно и неразрывно соединяемой в России с государственным интересом. Выбор ей сделать придется, и, возможно, это выбор предстанет через позицию "Единой России", если в ней окажется достаточно сильным влияние с мест, влияние среднего и нижнего звена бюрократии. Это, конечно, не отряды Минина и Пожарского, но все-таки оно может быть движением среднего управленческого слоя, не утратившего государственнического инстинкта. В России по инициативе Главной военной прокуратуры создана межведомственная рабочая группа по противодействию коррупции, сообщает Генпрокуратура РФ. "Основной задачей группы будет координация деятельности силовых органов в проведении антикоррупционной работы, а также разработка и реализация совместных планов мероприятий на этом направлении", - отмечалось в сообщении ведомства.

На экономическом форуме в Красноярске в середине февраля 2008 избранный президент Медведев заявил о необходимости принятия специального антикоррупционного плана. "Должен быть в особом порядке разработан и реализован национальный план по борьбе с коррупцией", сказал он на форуме.

По данным генерального прокурора Юрия Чайки, практически везде выявлены факты, когда государственные служащие незаконно участвовали в коммерческой деятельности, владели долями и пакетами акций, занимали оплачиваемые должности в хозяйствующих структурах, не представляли положенные по закону декларации. В результате в 2007 году по требованию прокуратуры свыше 100 тысяч человек выполнили положенные по закону требования. Как отметил генеральный прокурор, в 2007 году количество выявленных преступлений снизилось почти на 3%, что, по его мнению, совершенно не адекватно реальному положению вещей.

марта 2008 года избранный президент Дмитрий Медведев заявил, что антикоррупционный план должен включать в себя как минимум три раздела:

Первое - это законодательные изменения в области уголовного права и процессы, связанные как с международными обязательствами России, так и с текущей ситуацией в стране.

Вторая и, по его словам, гораздо более сложная часть плана это именно создание антикоррупционных стимулов. Это зависит "от общего уровня жизни в стране, уровня зарплаты, от того, насколько безусловно и жестко применяются законы в отношение тех, кто нарушает закон, в отношении так называемых коррупционеров, тех, кто берет взятки, совершает другие коррупционные действия". При этом Медведев высказал мнение, что высшая форма такой мотивации когда для лица, которое собирается получить взятку, становится очевидным, что этого не следует делать, потому что это может разрушить всю его жизнь.

Третье это "изменение правосознания, изменение мышления людей".

"Таким образом, это законы, система стимулирования и общее улучшение экономического климата в стране, а также формирование современного правосознания", сказал Медведев.

мая Дмитрий Медведев провел в Кремле совещание по противодействию коррупции. В этот же день он подписал указ о создании совета по противодействию коррупции при президенте РФ и распорядился в течение месяца представить ему антикоррупционный план.

мая Госдума приняла решение о создании комиссии по законодательному обеспечению противодействия коррупции. В состав комиссии вошли 12 депутатов: восемь от имеющей большинство в Госдуме "Единой России", два от фракции КПРФ и по одному депутату от "Справедливой России" и ЛДПР. Возглавил комиссию депутат единоросс Алексей Волков, а его заместителем стал бывший замгенпрокурора Владимир Колесников.

Комиссия по противодействию коррупции образована для того, чтобы, в частности, анализировать федеральное законодательство в целях выявления положений, способствующих возникновению и распространению коррупции. Кроме того, основными задачами работы комиссии являются разработка предложений по совершенствованию федерального законодательства в области правового обеспечения противодействия коррупции. Также комиссия будет изучать отечественный и зарубежный опыт в области противодействия коррупции и готовить предложения по его использованию в законодательной деятельности нижней палаты российского парламента.

В июне руководитель кремлевской администрации Сергей Нарышкин, возглавивший межведомственную рабочую группу, представил Медведеву план, который предполагает, в частности, разработку до 1 октября проекта соответствующего федерального закона.

Дмитрий Медведев, выступая 2 июля на заседании Совета законодателей при Совете Федерации, заявил, что план по борьбе с коррупцией должен приобрести форму законов в течение полугода.

В данной главе нами рассмотрены вопросы непосредственно важные и необходимые при рассмотрении данной темы.

Мы определили для себя, что представляет собой сущность государства, выделили основные черты бюрократии и рассмотрели развитие бюрократии в России на современной этапе.

3. Актуальные проблемы борьбы государства с бюрократией

.1 Пути преодоления бюрократии и бюрократизма в механизме государства

В России при всех имеющихся у общества и государства возможностях противодействия бюрократизму необходимо выделить невостребованность эффективных социально-экономических, политических и юридических мер воздействия на поведение бюрократии. К решающим следует отнести политико-правовые средства, поскольку природа и сущность явления бюрократизма связана с недостатками в этой сфере.

В условиях современного общества функционирование бюрократии невозможны вне демократического политического режима, гарантирующего реализацию основополагающих демократических принципов формирования и деятельности государственного аппарата. По утверждению Аристотеля значимость такого демократического принципа организации государственного управления, как выборность высока. Идея о необходимости выборности всех государственных служащих исторически всегда обосновывалась в русле проблемы противодействия произволу государства и его представителей.

В России имеются все основания для того, чтобы этот принцип имел не только свое теоретическое обоснование, но и находил как можно большее практическое воплощение в качестве одного из средств деятельности российской бюрократии. При этом речь идет о применении данного принципа с учетом пределов необходимого и возможного, исходя из характера осуществляемых бюрократией полномочий, поскольку распространение данного принципа на всех без исключения государственных служащих было бы неправильным. Данный принцип должен быть востребован применительно к руководящему составу бюрократии нижнего и среднего звеньев, от которого, в конечном счете, зависит качественный состав всей бюрократии в целом.

Выборность, как организационно-политический принцип, предполагает реальное право отзыва представителей бюрократии, провинившихся в систематическом нарушении прав управляемых. Причем отзыв представителей руководящего состава бюрократии необходимо увязать с принципом автоматической отставки рядового состава бюрократии, находившегося под началом отозванного руководителя. Это способствует исключению застойных явлений в кадровом составе, может служить основанием и средством обновления кадров, а также выступает фактором не только профессионального самосовершенствования постоянной работы, но и обеспечения ответственности бюрократов.

Функционирование российской бюрократии свидетельствует о том, что выборность, равно как и назначаемость представителей государства, предполагает специальную подготовку и аттестацию претендентов на государственные должности. Воля электората не может быть проигнорирована, или преодолена какими-либо нормативными установлениями, ибо попытки введения образовательного ценза окажутся антиконституционными. Российский опыт государственного управления свидетельствует о том, что российское общество, государство страдают от присутствия в бюрократическом аппарате лиц с явно недостаточным уровнем образованности не только в вопросах государственной деятельности.

Выборность предполагает периодическую сменяемость. В этой связи встает вопрос о сроках замещения тех или иных должностей. Продолжительность сроков замещения должностей зависит, и определяться с учетом степени социальной значимости должностей характеру или роду осуществляемых функций. С таких позиций срок пребывания во многом может расцениваться в одних случаях как негативный фактор бюрократизации управления, а в других как фактор предупреждения бюрократизма.

Следовательно, систематическое обновление бюрократии есть способ ее рационализации и, прежде всего, преодоления застоя в деятельности не только отдельных чиновников, но и всего государственного аппарата. Вместе с тем одна лишь сменяемость, равно как и выборность, не может сама по себе устранить бюрократизм, если деятельность бюрократии ни по содержанию, ни по форме не предполагает в качестве принципа функционирования ее ревизию. Ревизия, в свою очередь, предопределяет подотчетность бюрократии, среди организационно-политических факторов систематическая подотчетность бюрократии имеет существенное значение в демократизации бюрократической деятельности.

При таких условиях обретает смысл суть такой меры противодействия бюрократизму, которая восходит своими историческими корнями к идее политических мыслителей о должности "наблюдателей", осуществляющих функции контроля, за деятельностью должностных лиц государства. В современной трактовке она находит свое выражение в идее о контрольной власти. Контроль, за деятельностью бюрократии, как средство борьбы со злоупотреблениями бюрократии, безусловно, необходим как со стороны государства, так и со стороны общества.

Для преодоления негативных тенденций в работе бюрократического аппарата необходимо осуществлять контроль, за его работой с целью проверки исполнения требований законодательства, решений, принимаемых государственными органами и их руководителями, предупреждение и пресечение нарушений, анализа их причин, принятия мер по их устранению, усилению ответственности чиновников повышению результативности деятельности исполнительных органов власти. Государственный контроль осуществляют его все государственные органы в пределах своей компетенции.

Принципиальным шагом в установлении четкого гражданского контроля над властью является открытость и доступность для контроля органов государственной власти и органов местного самоуправления. Необходимо реализовать следующие принципы: во-первых, в стране не должно быть ни для кого монополии на информацию; во-вторых, информация должна быть полной, исчерпывающей и постоянно обновляемой. Соблюдение этих норм создаст качественно новую среду во взаимоотношениях личности, общества и государственной власти. Суть законопроекта в том, что государственные органы власти и органы местного самоуправления обязаны сообщать для всеобщего сведения информацию о своей деятельности.

Другим важным фактором преодоления бюрократизма, по нашему мнению, являются свободные и честные выборы. Свободные и честные выборы это основа ответственности, подконтрольности и эффективности власти. Чтобы обеспечить проведение демократических, честных выборов органов государственной власти и местного самоуправления на всех уровнях необходимо законодательно и на практике решить следующие задачи:

усилить общественный контроль над деятельностью избирательных комиссий, размещая всю информацию о выборах, подсчете голосов и итогах выборов в СМИ;

обеспечить придание гласности всех нарушений в период избирательных кампаний;

отменить досрочное голосование, как механизм возможной фальсификации;

ужесточить ответственность СМИ за нарушение гарантий равенства кандидатов;

усилить административную и уголовную ответственность за фальсификацию итогов выборов, нарушения избирательных прав граждан.

Следовательно, чтобы преодолеть бюрократизм, заставить государство служить обществу, сделать его эффективным, необходимо поставить власть под контроль граждан.

До тех пор, пока в общем плане ситуация не изменится, попытки радикально преодолеть чиновничьи коррупцию и произвол обречены оставаться благими намерениями. Но все же есть некоторые дополнительные меры, которыми не надо пренебрегать. Необходимо активизировать деятельность контрольных органов, в частности, прокуратуры, расширить и сделать практически более эффективным судебный контроль. Вместе с тем при всех оправданных заботах о создании стабильной и эффективной системы государственной службы, укомплектованной квалифицированным персоналом, не следует делать работу в аппарате чересчур привлекательной для карьеристов и лиц, чрезмерно ориентированных на личное обогащение.

В России следует совершенствовать условия и порядок прохождения государственной службы таким образом, чтобы теснее увязывать результаты работы с оплатой, служебной карьерой и перспективой. Видимо, было бы продуктивным более детально изучить вопрос о качествах, которыми должны обладать различные категории государственных служащих, и разработать соответствующие перечни, которые могли бы использоваться при приеме на работу и в процессе квалификационных процедур.

Федеральный Закон "Об основах государственной службы Российской Федерации" предписывает, назначение на должности государственной службы путем осуществления по результатам конкурса на замещение вакантной государственной должности. И лишь назначения на самые младшие должности, могут производится соответствующим должностным лицом без конкурса. В Законе перечислены формальные характеристики, необходимые для различных государственных должностей, которые включают профессиональное образование, стаж, опыт работы по специальности, знание Конституции и Федеральных Законов Российской Федерации.

Преодоление бюрократизма это постоянная проблема, необходимый компонент функционирования и развития системы социального управления, общественных отношений в целом. К числу первоочередных мер преодоления бюрократизма, относятся повышение общей управленческой культуры, использование средств автоматизации в управленческих процессах. Важнейшим методом борьбы с бюрократизмом является упрощение процедур управления, придание им наглядности и доступности для широких слоев населения. К специфическим способам преодоления бюрократизма необходимо отнести открытость процессов принятия общих решений, сокращение государственного аппарата, свободу доступа к информации, имеющей социальную значимость, повышение роли общественных организаций в управленческом процессе. Хотя, например, по утверждению Аристотеля, любые правильные формы правления имеют тенденцию вырождаться и искажаться, поэтому полностью уничтожить бюрократизм невозможно.

К важнейшим условиям ликвидации бюрократизма как системы власти относятся фундаментальные, коренные преобразованиях общественной жизни, сочетание общих, групповых и личных интересов людей, полная ликвидация форм отчуждения трудящихся в процессе переустройства общества и создание такого политического строя, в котором общественная жизнь становилась все более самоорганизующейся, самодействующей.

По нашему мнению, для ограничения бюрократизма важное значение имеют следующие меры:

во-первых, развитие самоуправленческих начал в обществе, в том числе на производстве;

во-вторых, выявление, согласование и реализация интересов основных социальных групп общества, а не только привилегированных;

в-третьих, преимущественно конкурсный отбор и продвижение государственных служащих;

в-четвертых, аттестация государственных служащих независимыми комиссиями;

в-пятых, борьба с коррупцией в государственном аппарате;

в-шестых, формирование новой культуры взаимоотношений между властью и обществом;

в-седьмых, развитие институтов гражданского общества;

в-восьмых, формирование социально-правового государства.

Таким образом, выявленные в ходе анализа наиболее характерные черты бюрократизма, позволяют определить его как общественное явление, воспроизводящееся в сфере управления на основе монополии на осуществление отчужденных от масс властных функций. Борьба с бюрократизмом представляет собой не борьбу с нравами за новые методы и стили управления, а борьбу за новый общественный порядок, политическую борьбу, за новую власть.

Негативные последствия бюрократизма для общественного развития, его социальная опасность обусловливают необходимость в комплексной системе мер, ориентированных на рационализацию бюрократической деятельности и противодействие бюрократизму. Среди них решающими, по нашему мнению, являются именно те, которые предопределяются совокупностью условий генезиса бюрократизма в рамках системы государственно-управленческих отношений.

.2 Методы борьбы с бюрократией

На практике существует три подхода к проблеме совершенствования управления современными организациями и борьбе с их бюрократизацией: технократический, рыночный и стратегический. Рассмотрим их подробнее.

Технократический подход имеет своей конечной целью создать идеальную модель механизма управления путем постепенных последовательных малозаметных изменений, что позволяет значительно снизить сопротивление бюрократии, парализующее усилия реформаторов.

Рыночный подход ориентируется на стихийную подстройку механизма управления к меняющимся условиям, но спонтанность его реализации может привести к внутренней поляризации сил, росту сопротивления изменениям и укреплению позиций бюрократов. Это подтверждается примером сегодняшней России, где в процессе шоковых методов перехода к рынку число чиновников на душу населения увеличилось в несколько раз.

Стратегический подход предполагает ни строительства воздушных замков, ни свободного плавания по воле волн. Исходя из реальных условий деятельности организации и расстановки сил в ней, он ориентируется не на бесперспективный конфликт с бюрократией, а выявление и развитие позитивных демократических форм управления организацией с привлечением все той же бюрократии, игры на интересах и противоречиях ее отдельных группировок, их подкупа.

Существует несколько вариантов реализации такого подхода, важнейшими из которых считаются: применение новых организационных схем руководства; развитие коллективных методов подготовки и принятия решений; формирование принципиально новой модели управления; распространение в системе управления экономических отношений. Рассмотрим их подробнее.

Выше мы уже говорили о проектных и матричных организациях, связанных с реализацией сменяющих друг друга научных и научно-производственных программ. Кроме них в определенной степени бюрократизацию крупных организаций может ослабить использование кольцевой системы совещательных структур, например советов по совершенствованию деятельности, основанной на принципе "соединительного звена". Ее суть состоит в следующем.

В организации в целом и на каждом ее уровне создается совет, или комитет по совершенствованию деятельности во главе с руководителем соответствующего уровня, членами которого, помимо специалистов, являются вышестоящий и подчиненные ему руководители. В свою очередь данный руководитель является членом советов, образованных под их руководством, и таким образом, большинство руководителей в крупных организациях являются членами сразу трех такого рода советов - своего и находящихся "этажом выше" и "этажом ниже". Членами советов при руководителях низового уровня оказываются уже рядовые исполнители, представители которых могут быть избраны в Совет всей организации, где председательствует ее первое лицо, и таким образом кольцо участия замыкается.

Подобная схема улучшает координацию действий руководителей различных уровней организации и обеспечивает взаимный контроль. Если, например, все члены какого-то совета выразят недоверие председателю, или коллеге, администрация обязана рассмотреть вопрос о возможности его пребывания на соответствующей основной должности.

Другим современным направлением дебюрократизации организации является формирование в ее рамках новой модели управления, которая предполагает:

локализацию максимального числа управленческих функций непосредственно на низовом уровне и интеграцию их с производственными;

сокращение числа уровней управления и переход от "высоких" управленческих структур к плоским с соответствующим расширением их прав и ответственности;

резкое сокращение функций надзора и контроля в пользу консультирования исполнителей, их "поддержки" в затруднительных положениях;

развитие "рабочего представительства" и формирование некоторых направлений внутренней политики организации, прежде всего в социальной сфере, в прямом диалоге руководства и рядовых сотрудников, или их представителей, например профсоюзов.

Третьим направлением борьбы с бюрократизацией управления считается развитие коллективных методов принятия решений на всех его уровнях путем создания "команд" состоящих из специалистов, пользующихся решающим словом в своей области. При широкой автономии членов команды среди них поддерживается высокий уровень взаимодействия и информационного обмена, позволяющий после соответствующего обсуждения коллективно принимать наиболее важные и сложные решения. И всецело отвечать за их последствия.

Наконец, в качестве четвертого направления борьбы с бюрократизацией можно рассматривать перевод, где только возможно, внутриорганизационных отношений на экономические рельсы. Этот процесс сейчас активно развивается во всем мире, в том числе и в России. Его основная идея состоит в том, что все подразделения организации получают право реализовывать друг другу, а также администрации, свою продукцию - товары и услуги на внутриорганизационном рынке, а последний, как известно, главный враг бюрократии.

Организации, в которых переплетаются административные и экономические методы управления, получили название многомерных. В них значительно повышается четкость, гибкость, надежность управления, создается простор для дальнейшего совершенствования его форм и методов, ослабляется негативное воздействие бюрократических тенденций

В данной главе нами были выделены пути преодоления бюрократии и бюрократизма в государстве. Так же немало важным в ходе изучения данной темы являются непосредственно методы борьбы с бюрократизмом.

Заключение

Подводя итоги нашему исследованию можно сделать выводы:

В первой главе мы рассмотрели такие понятия как государство и бюрократия. Так же мы обратившись к истории возникновения бюрократии выявили основные стадии ее развития. Рассмотрев соотношения бюрократии и бюрократизма мы можем прийти к выводу что данные понятие не могут существовать по отдельности.

Следующим этапом нами рассмотрены вопросы непосредственно важные и необходимые при рассмотрении данной темы.

Мы определили для себя, что представляет собой сущность государства, выделили основные черты бюрократии и рассмотрели развитие бюрократии в России на современной этапе.

В заключении нами были выделены пути преодоления бюрократии и бюрократизма в государстве. Так же немало важным в ходе изучения данной темы являются непосредственно методы борьбы с бюрократизмом.

Таким образом, мы достигли поставленной цели и решили задачи определенные во введении.

Список используемых источников

Нормативно-правовые источники

.Федеральный закон от 31 июля 1995 г. №119-ФЗ "Об основах государственной службы Российской Федерации"

Учебники, монографии, брошюры

. Бельский В.Ю., Кравченко А.И., Курганов С.И. Социология для юристов. Учебное пособие для вузов - Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2009.- 398 с.

.Бюрократия как административная машина / Хейвуд Э., Водолазов Г.Г. / Политология: Учебник для студентов вузов / Москва / ЮНИТИ-ДАНА / 2010.

. Мизес Л. фон, Левита Р., Пинскер Б.С. Бюрократия. Челябинск: Социум, 2009. - 200 с.

. Пикулькин А.В. Система государственного управления: Учебник для вузов. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. - 543 с.

. Система государственного управления. Уч. В 3 т. Т. 1 / Под ред. В.А. Козбаненко. Изд. 2 -е с изм. и доп. - М.: "Статус", 2009.-366 с.

. Соколов В.В. Отечественная история. Том 2. Россия имперская. Россия Советская. Россия изменяющаяся. Учебное пособие - Санкт-Петербург: РГГМУ, 2011. - 562 с.

. Социология управления: стратегии, процедуры и результаты исследований / Редколлегия: А.В. Тихонов (отв. ред.) и др. - М: "Канон`1`" РООИ "Реабилитация", 2010. - 607 с.

. Алексеев С.С. Теория государства и права: учебник / отв. ред. В.Д. Перевалов. - 3-е изд., перераб. И доп. - М.: Норма, 2008. - 354 с.

.Венгеров А.Б. Учебник для юридических вузов. 3-е изд. - М.: Юриспруденция, 2011. - .508 с.

. Мелехин А.В. Теория государства и права: учебник. - М.: Маркет ДС корпорейшн, 2010. - 205 с.

. Романенкова Е.Н. Теория государства и права. Конспект лекций: учебное пособие. - Москва: Проспект, 2014. - 116 с.

. А.В. Тихонов "Социология управления: стратегии, процедуры и результаты исследований". - М: "Канон`1`" РООИ "Реабилитация", 2010. - 607 с.

. Бельский В.Ю., Кравченко А.И., Курганов С.И. Социология для юристов. Учебное пособие для вузов - Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. - 398 с.

. Данукин В.П. Право: история, теория, практика // Гос-во и право. - 2010. - 158 с.

Электронные ресурсы

. Государство и бюрократия в политико-правовой концепции Е. Пашуканиса. Режим доступа: #"justify">. Юридический словарь. Режим доступа:://encdic.com/legal/JEkonomika-21535/

. Масловский М. Теория бюрократии Макса Вебера и современная политическая социология. Режим доступа:://www.socnet.narod.ru/library/authors/Maslovskiy/Burocracy/

. Официальный государственный сайт Правительства РФ. Режим доступа:://government.ru/news/

Похожие работы на - Бюрократия и государство

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!