Группы
регионов
|
Характеристика
инвестиционного климата
|
Число
регионов
|
1
группа
|
Наиболее
благоприятный инвестиционный климат для всех типов инвесторов
|
9
|
2
группа
|
Благоприятный
инвестиционный климат для крупных инвесторов (в основном в сырьевые отрасли)
|
11
|
3
группа
|
Потенциально
благоприятный инвестиционный климат
|
8
|
4
группа
|
Средний
инвестиционный климат
|
18
|
5
группа
|
Менее
благоприятный инвестиционный климат (регионы имеют ярко выраженную
сельскохозяйственную ориентацию)
|
3
|
6
группа
|
Неблагоприятный
инвестиционный климат (депрессивные регионы)
|
10
|
7
группа
|
Неблагоприятный
инвестиционный климат (низкий уровень социально-экономического развития
регионов)
|
11
|
8
группа
|
Неопределенный
инвестиционный климат (условия инвестирования в большой степени определяются внешнеэкономическими
факторами)
|
5
|
.3 Региональные кредитные рейтинги агентства
Standard & Poor`s
На региональном уровне главным
показателем, определяющим для инвесторов степень инвестиционной
привлекательности того или иного региона, является региональный инвестиционный
климат. Понятие регионального инвестиционного климата взаимосвязано с понятием
регионального инвестиционного риска и регионального инвестиционного потенциала.
Зарубежные рейтинговые
агентства также занимаются оценкой инвестиционного климата регионов. Если
рейтинги Euromoney, BERI и т.п. составляются только для отдельных стран, то
агентства Standard & Poor`s и Moody`s занимаются составлением кредитных
рейтингов для отдельных регионов тех или иных стран мира, в том числе и
регионов России. Наиболее популярный и авторитетный у нас - рейтинг агентства
Standard & Poor`s.
Специалисты S&P настаивают
на том, что в любой стране рейтинги отдельных субъектов не могут быть выше, чем
национальный рейтинг. Национальное правительство может оказывать прямое
(мораторий или девальвация национальной денежной единицы) или косвенное
(например, путем изменения налоговой или трансфертной политики) воздействие на
способность отдельных субъектов выполнять свои обязательства. Даже если субъект
изъявит желание и располагает средствами, необходимыми для погашения долгов,
национальное правительство может вмешаться и лишить его такой возможности.
В настоящее время рейтинги всех
регионов России находятся на очень низком уровне, отражая высокий риск
неплатежей по долговым обязательствам. В то же время, если бы
кредитоспособность страны в целом улучшилась, это еще не означало бы, что
рейтинги регионов автоматически повысились бы до федерального уровня. В любой
стране мира оценка кредитоспособности местных и региональных органов управления
основывается на анализе 12 ключевых позиций: демографические данные;
экономическая структура; перспективы экономического роста; система межбюджетных
отношений, ее стабильность и предсказуемость; степень развития систем
управления и политики администрации; гибкость формирования расходной части
бюджета; исполняемость бюджета и объемы требуемого финансирования; ликвидность;
общий объем задолженности; объем забалансовых обязательств. Даже если
кредитоспособность Российской Федерации возрастет, для повышения региональных
рейтингов необходимо будет доказать определенный прогресс, по крайней мере, по
нескольким ключевым факторам из 12 перечисленных.
Международное рейтинговое
агентство Standard & Poor’s предусматривает следующую шкалу кредитных рейтингов:
1. ААА - очень высокая
способность своевременно и полностью выполнять свои долговые обязательства;
самый высокий рейтинг.
2. АА - высокая
способность своевременно и полностью выполнять свои долговые обязательства.
. A - умеренно высокая
способность своевременно и полностью выполнять свои долговые обязательства.
. BBB - достаточная
способность своевременно и полностью выполнять свои долговые обязательства,
однако более высокая чувствительность к воздействию неблагоприятных перемен в
коммерческих, финансовых и экономических условиях.
. BB - вне опасности в
краткосрочной перспективе, однако более высокая чувствительность к воздействию
неблагоприятных перемен в коммерческих, финансовых и экономических условиях.
. B - более высокая
уязвимость при наличии неблагоприятных коммерческих, финансовых и экономических
условий, однако в настоящее время имеется возможность исполнения долговых
обязательств в срок и в полном объеме.
. CCC - на данный момент
существует потенциальная возможность невыполнения эмитентом своих долговых
обязательств.
. CC - в настоящее время
высокая вероятность невыполнения эмитентом своих долговых обязательств.
. C - в отношении
эмитента возбуждена процедура банкротства или предпринято аналогичное действие,
но платежи или выполнение долговых обязательств продолжаются.
. SD, D -
соответственно, выборочный и полный дефолт по долговым обязательствам.
Кризисное состояние
региональных финансов в России обусловлено общенациональной ситуацией в
финансовой сфере. В частности, сразу после объявления моратория 17 августа 1998
г. специалисты S&P приняли решение о переводе всех выделяемых ими
российских регионов в режим особого контроля за уровнем кредитоспособности
(Credit Watch) с негативным прогнозом развития ситуации.
Впоследствии, как известно,
хотя мораторий не распространялся напрямую на местные и региональные органы
управления, многие города и регионы России оказались не в состоянии платить по
своим обязательствам, поскольку обслуживающие их банки не имели необходимой для
этого ликвидности. В результате, рейтинги всех российских регионов были
понижены с уровня В+ (на котором они находились до 13 августа 1998 г.) до В-
и затем до ССС, причем это происходило на фоне снижения общенационального
рейтинга Российской Федерации. Далее влияние последующей девальвации рубля
неодинаково сказалось на различных регионах (в зависимости от их налоговой и
экспортной базы и объема задолженности по валютным кредитам). Однако для всех
регионов было характерно резкое снижение объема доходных поступлений и утроение
объема обязательств по обслуживанию валютных долговых обязательств. Рейтинги
регионов и РФ в целом были снижены до уровня ССС- (17
сентября), на котором они остаются и по сегодняшний день с негативным
прогнозом.
.4 Инвестиционный рейтинг регионов журнала
«Инвестиции в России»
Особый интерес представляет, на
наш взгляд, исследование коллектива авторов журнала «Инвестиции в России». Они
справедливо полагают, что, как и любое сложное экономическое явление,
инвестиционная привлекательность региона, определяется множеством частных
факторов. Исследователи до сих пор лишь предлагали, но почти не обосновывали
тот или иной набор факторов. При этом их количество определяется обычно «по
максимуму», исходя из объемов доступной статистической информации, а естественным
ограничителем выступает зачастую размер финансовых ресурсов, выделенных для
выполнения подобных работ. Отечественные исследователи, работающие в области
определения инвестиционных рейтингов России, обычно оперируют 30-70
показателями, в то время как зарубежные применяют 200 показателей. Данное
обстоятельство не обеспечивает более глубокого изучения рассматриваемого
явления ввиду неизбежно возникающей в таком случае взаимообусловленности
(мультиколлинеарности) числовых характеристик частных факториальных
показателей. Т.е. разработчики инвестиционных рейтингов, считающие, что «чем
больше исходных показателей, тем лучше», фактически сами загоняют себя в
методологическую ловушку. В состав сводных частных показателей оценок
инвестиционного климата в регионах следует включать лишь наиболее
инвестиционно-значимые факторы, т.е. только те, которые непосредственно и в
наибольшей степени формируют инвестиционную активность регионов.
По мнению авторов данной
методики, к показателям региональных инвестиционных некоммерческих рисков
относятся:
· дифференциация
доходов населения (соотношение доходов 20% наиболее и 20% наименее
обеспеченного населения);
· уровень
преступности (число зарегистрированных преступлений на 10 тыс. жителей
региона);
· уровень
безработицы (численность безработных в процентах к численности экономически
активного населения);
· отношение
местной администрации к рыночным нововведениям (экспертная балльная оценка на
основе анализа экономической политики региональных администраций);
· уровень
благоприятности регионального законодательства для инвестиций в основной
капитал (экспертная балльная оценка на основе сравнительного анализа
региональных законодательных актов по вопросам инвестиционной деятельности);
· отношение
населения региона к курсу реформ (разность между долями голосов, отданных в
регионе на выборах за курс реформ и против него, отнесенная к той же разнице в
целом по РФ);
· уровень
политической стабильности в регионе (экспертная балльная оценка).
Данный набор показателей
считается минимально достаточным составления рейтинга рисков. Свод данных по
частным показателям осуществлялся по формуле многомерной средней с
корректировкой, элиминирующей влияние количество сводимых показателей на
величину интегральных региональных показателей. Сущность этого метода состоит в
том, что числовое значение любого факториального показателя в среднем по РФ
принимается за 1,0 а по регионам - в размере соответствующего отношения к
среднероссийскому уровню. Полученные таким образом для каждого региона РФ
стандартизованные, или нормализованные относительные величины по всем частным
показателям складываются, в результате чего определяются суммарные интегральные
уровни региональных инвестиционных рисков. Если при этом для разных показателей
применяются различные весовые коэффициенты (различные коэффициенты значимости),
то такие коэффициенты используются как множители стандартизованных числовых
значений.
Чтобы интегральный уровень
инвестиционных рисков по каждому региону соотносился с соответствующим
среднероссийским уровнем, принятым за 1,0, а интегральный региональный
коэффициент не зависел от количество сводимых показателей, суммарный
коэффициент делится на количество интегрированных показателей или на сумму их
весов, если таковые были дифференцированы. Таким способом осуществляется
преобразование суммарного коэффициента в приведенный интегральный коэффициент
региональных инвестиционных некоммерческих рисков.
инвестиция регион
рейтинг
Глава III.
Проблемы и перспективы развития инвестиционного климата в России
.1 Основные проблемы формирования
инвестиционного климата России
По состоянию на конец 2012 г. накопленный
иностранный капитал в экономике России составил 362,4 млрд. долл. США, что на
4,4% больше по сравнению с 2011 г. Наибольший удельный вес в накопленном
иностранном капитале приходился на прочие инвестиции, осуществляемые на
возвратной основе - 60,1% (на конец 2011г. - 57,1%), доля прямых инвестиций
составила 37,5% (40,1%), портфельных - 2,4% (2,8%). Увеличение объема притока
инвестиций можно считать положительным сигналом, однако, если углубиться в
структуру поступающих в Россию иностранных инвестиций, можно увидеть неприятные
тенденции.
Таблица 3.1 Поступление ПИИ в Россию, млн. долл.
Во-первых, приток наиболее ценных с точки зрения
развития и модернизации инвестиций - прямых иностранных инвестиций, поступающих
в Россию, в последние годы демонстрирует отрицательную динамику (табл.10). Как
видно из табл. 10, приток ПИИ в 2012 г. был на 9 млрд. долл. ниже, чем в
предкризисном 2007 г. На ПИИ приходится только 37,5% накопленных иностранных
инвестиций.
Во-вторых, тревогу вызывает отраслевая структура
накопленных иностранных инвестиций. Из накопленных на конец 2012 г. 362 млрд.
иностранных инвестиций 31,6% было размещено в отраслях обрабатывающей
промышленности, 18,4% - в оптовой и розничной торговле, 17,1% - в добывающих
отраслях. Этот факт свидетельствует о том, что инвестиции направляются не в
приоритетные отрасли, такие как нанотехнологии, информационные технологии, о
которых говорят первые лица государства, а в добычу энергоресурсов и их
первичную переработку.
В-третьих, структура стран, из которых в Россию
поступают иностранные инвестиции, говорит о том, что иностранные инвестиции в
Россию - это частичный возврат вывезенного из России капитала через оффшорные
схемы. В объеме накопленных на конец 2012 г. иностранных инвестиций 21,2%
приходится на Кипр, 17% - на Нидерланды, 11,8% - на Люксембург.
Не стоит забывать о том, что, несмотря на
большой объем привлекаемых инвестиций, Россия и сама является крупным
международным инвестором. Объем инвестиций из России, накопленных за рубежом,
на конец 2012г. составил 117,8 млрд. долл. В 2012г. из России за рубеж
направлено 149,9 млрд. долл.
Статистика, приведенная выше, говорит о том, что
в российском инвестиционном климате существуют серьезные проблемы, которые
вызывают большой отток капитала, а также не стимулируют притока инвестиций в
приоритетные отрасли. Более того, на законодательном уровне не определены
приоритетные отрасли с точки зрения развития российской экономики. Такие
отрасли должны быть прописаны в промышленной политике России, которой тоже пока
не существует.
Много международных организаций и частных
компаний регулярно (раз в 2-3 года, раз в месяц) публикуют исследования,
посвященные инвестиционному климату России и выявляют проблемы, с которыми
сталкиваются инвесторы в России.
Торговое представительство США (USTR) в докладе NTE
Russia оценивает
инвестиционный климат в России как неблагоприятный и считает меры,
предпринимаемые правительством недостаточными для его улучшения.
По мнению авторов доклада, иностранных
предпринимателей отпугивают в первую очередь запутанное инвестиционное
законодательство, высокий уровень коррупции, недоверие к российской судебной
системе и слабая защита прав миноритариев. В связи с этим торговое представительство
оценило привлекательность России для инвесторов из-за рубежа как низкую, а
попытки властей повысить ее - неудачными.
В частности, недостаточными признаны меры,
принимаемые российскими властями для борьбы с коррупцией. По мнению торгового
представительства, учреждение при президенте совета по противодействию
коррупции и принятие нескольких важных поправок в антикоррупционное
законодательство не привели к заметному прогрессу в этой области.
Кроме того, отмечается в докладе, принятый еще в
1999 г. закон, призванный повысить привлекательность России для инвесторов, на
практике не дает им ощутимых выгод. Авторы документа считают, что российские
власти используют некоторые положения законодательства для дискриминации
отдельных зарубежных предпринимателей под предлогом заботы о безопасности
страны. В документе также отмечается, что российское законодательство
фактически не позволяет иностранцам создавать в стране телеканалы и заниматься
охранным бизнесом.
Представительство также недовольно законом от
2008 г., согласно которому приобретение иностранцами контрольных пакетов акций
предприятий, работающих в 42 стратегически важных секторах, должно быть
одобрено регулирующими органами. Тем не менее авторы документа отмечают, что с
момента принятия закона регулятор одобрил 129 из 137 таких сделок. Помимо этого
в докладе критикуется принятый в 2012 г. закон, обязывающий стратегически
важные российские предприятия передавать зарубежным органам и ведомствам
запрошенные ими документы только с согласия властей РФ.
Согласно исследованию, проведенному совместно
Консультативным советом по иностранным инвестициям (КСИИ) и компанией «Кетчум»,
Россия делает успехи в привлечении иностранных инвестиций. Исследование
основывается на анкетировании существующих и потенциальных инвесторов в Россию
(100 компаний из различных отраслей экономики). В исследовании говорится о том,
что инвесторы считают Россию привлекательной страной с точки зрения вложения
инвестиций и что по сравнению с 2007 г., когда проводилось аналогичное
исследование, инвестиционный климат улучшился и поэтому компании заинтересованы
в том, чтобы продолжать инвестировать в российскую экономику. Тремя основными
факторами, привлекающими инвесторов в Россию, являются величина
потребительского рынка (40%), прибыльность инвестиций (29%), природные ресурсы
(10%). Численность среднего класса в России за последние пять лет выросла
втрое: на него приходится 10 млн. семей. Численность населения в России намного
меньше, чем в Китае, Бразилии или Индии, но покупательная способность
значительно выше. Действующие инвесторы считают российский потребительский
рынок основным фактором, побуждающим их к осуществлению инвестиций.
Основные препятствия на пути создания
благоприятного инвестиционного климата в России инвесторы связывают с деятельностью
государственных учреждений. К факторам, оказывающим наиболее негативное влияние
на инвестиционный климат, большинство респондентов отнесли бюрократию и
волокиту (75%), коррупцию (64%) и недостаточно развитую инфраструктуру (37%).
Способность экономики к инновациям всегда будет
определяться имеющимися в ее распоряжении квалифицированными кадрами. По шкале
Программы международной оценки образовательных достижений учащихся (PISA),
на основе которой ОЭСР составляет рейтинг 15-летних учащихся в чтении,
математике и естественных науках, Россия занимает 38-е место из 65 стран. Это
выше, чем у многих стран с формирующейся рыночной экономикой, но значительно
ниже, чем у ведущих стран. Страна со временем утрачивает сравнительные
преимущества в сфере образования. Если бы России удалось поднять свою «школьную
оценку» до таких лидеров переходных экономик, как Польша и Эстония, то в
долгосрочной перспективе это дало бы прибавку к росту до 1% ВВП.
Падение уровня образования служит сдерживающим
фактором для производительности труда. Согласно компании Strategy
Partners, средняя
производительность труда в России примерно составляет 17% от уровня
производительности труда в США. В Strategy
Partners считают, что если
бы в России хотя бы 10% рабочих имели такую же производительность труда, как в
США, ВВП России бы вырос на 1,5 раза.
По мнению автора, еще одним негативным фактором
при формировании инвестиционного климата выступает ухудшение макроэкономических
показателей. Министерство экономического развития России понизило прогноз
прироста ВВП в 2013 г. с 3,6% до 2,4%. МВФ тоже понизил прогноз с 3,7% до 3,4%.
Рост ВВП в России по-прежнему остается зависимым от цен на нефть.
Основными проблемами формирования
инвестиционного климата в России на федеральном уровне по результатам опросов
инвесторов и экспертов являются запутанное законодательство (инвестиционные
риски), коррупция (инвестиционные риски), слабая судебная защита инвесторов
(инвестиционные риски), недостаточно развитая инфраструктура (снижение
потенциала), постепенное ухудшение макроэкономических показателей (снижение
потенциала), падение уровня образования (снижение потенциала).
.2 Пути совершенствования инвестиционного
климата России
В последние годы государство предпринимает
множество попыток улучшения инвестиционного климата России. В 2011 г. в России
было создано Агентство стратегических инициатив (АСИ), которое ставит задачей
продвижение проектов и инициатив быстрорастущего малого и среднего бизнеса.
В феврале 2012 г. наблюдательный совет АСИ
утвердил перечень проектов, входящих в национальную предпринимательскую
инициативу по улучшению инвестиционного климата в Российской Федерации (НПИ).
Основная задача НПИ - добиться снижения административных барьеров в экономике и
вывести Россию в мировые лидеры по инвестиционной привлекательности, объединив
усилия делового, экспертного сообществ и чиновников. АСИ координирует
деятельность по созданию «дорожных карт», которые представляют собой
структурированный план конкретных мероприятий по переходу от текущего состояния
к целевому, определяющий контрольные точки и ключевые показатели и закрепляющий
конкретных исполнителей.
Создание АСИ и разработка НПИ «Улучшение
инвестиционного климата Российской Федерации» является важным шагом вперед в
работе по улучшению инвестиционного климата в России. До 2011 г. в России не
существовало специального государственного органа, который был бы ответственен
за улучшение инвестиционного климата России и все меры, которые
предпринимались, носили несистемный характер.
Национальная предпринимательская инициатива по
улучшению инвестиционного климата в Российской Федерации включает в себя 22
предложенных предпринимателями проекта, направленных на упрощение, удешевление
и ускорение действующих на территории Российской Федерации процедур по ведению
бизнеса. Инициатива реализуется Агентством стратегических инициатив во
исполнение поручения Председателя Правительства Российской Федерации В.В.
Путина, данного по итогам участия в съезде Общероссийской общественной
организации «Деловая Россия» от 21 декабря 2011 года.
Направления, по которым работает АСИ, для
улучшения инвестиционного климат, включают следующие проекты:
.Поддержка доступа на рынки зарубежных стран и
поддержка экспорта
.Повышение доступности энергетической
инфраструктуры
.Совершенствование таможенного администрирования
.Улучшение предпринимательского климата в сфере
строительства
.Расширение доступа среднего бизнеса к закупкам
инфраструктурных монополий и компаний с государственным участием
.Повышение качества государственных услуг в сфере
государственного кадастрового учета недвижимого имущества и государственной
регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
.Повышение качества регуляторной среды для
бизнеса
.Оптимизация процедур регистрации предприятий
.Развитие конкуренции и совершенствование
антимонопольной политики
.Создание национальной системы компетенций и
квалификаций
.Формирование эффективной системы коммуникации
предпринимателей и органов исполнительной власти, включая механизм оперативного
реагирования на обращения предпринимателей
.Совершенствование налогового администрирования
.Совершенствование системы защиты прав
инвесторов
.Повышение доступности банковских кредитов
.Внедрение Стандарта деятельности органов
исполнительной власти субъекта РФ по обеспечению благоприятного инвестиционного
климата в регионе.
В рамках вышеприведенных направления АСИ
совместно с экспертным и бизнес-сообществом создаются и реализуются «дорожные
карты». Выбранные направления позволяют устранять основные проблемы
инвестиционного климата России, которых говорилось ранее. Например,
совершенствование таможенного законодательства (проект 3) и повышение качества
государственных услуг (проект 6), оптимизация процедур регистрации предприятий
(проект 8) позволят устранить проблему запутанного законодательства, который
создает инвестиционные риски.
Проект «Оптимизация процедур регистрации
предприятий» включает себя такие конкретные меры, как сокращение
государственный пошлины за регистрацию ООО, ИП (сокращение расходов на
регистрацию на 1000 руб.); введение типовых уставов для ООО (снижение
количества документов, риска ошибок в документах); отмена обязанности иметь
печать для ЮЛ (сокращение расходов на 900 руб.). Это лишь малая часть тех мер,
которые должны быть реализованы к 2018 г.
В качестве контрольных показателей успешной
реализации проекта выбран рейтинг Doing Business, подготавливаемый Всемирным
банком на ежегодной основе. Целевым ориентиром в соответствии с данным
рейтингом выбрано включение России в 20 лучших стран.
Реализация дорожной карты позволит существенно
снизить количество этапов регистрации предприятий (с 9 до 3), снизить время на
прохождение всех этапов (с 30 до 3 дней), а также снизить затраты на
регистрацию предприятий (с 6100 до 3 000 рублей) и отменить требования к
минимальному уставному капиталу к 2018 году.
Проекты, которые реализуются в рамках НПИ
позволяют участвовать в их обсуждении экспертам и бизнес-сообществу. Любой
желающий может контролировать ход создания «дорожных карт» и их реализации, а
также вносить свои предложения на краудсорсинговой онлайн-платформе
инвестклимат.рф.
Таким образом, создание Агентства стратегических
инициатив явилось важным шагом вперед в улучшении инвестиционного климата
России. АСИ сотрудничает с ведущими экспертами по улучшению инвестиционного климата
и пытается перенимать опыт лучших зарубежных стран. На Форум «100 шагов к
благоприятному инвестиционному климату», который был организован АСИ и МЭР при
участии Всемирного Банка, были приглашены такие специалисты как К.Лата (глава
департамента по регистрации компаний Агентства по бухгалтерскому учету и
корпоративному регулированию Сингапура), Т.Мосс (глава Агентства по регистрации
компаний Великобритании), Н.Ханженкова (управляющий директор по России ЕБРР).
Форумы АСИ являются местом, где лучшие российские
регионы могут делиться своим опытом улучшения инвестиционного климата. Лучшими
российскими регионами по привлечению иностранных инвесторов являются Татарстан,
Калужская область, Липецкая область, Тульская область.
В Республике Татарстан 21 декабря 2005 г. была
создана особая экономическая зона промышленно- производственного типа
«Алабуга». На 1 января 2012 г. привлечены 25 компаний - резидентов с суммарными
инвестициями со стороны инвесторов свыше 1 млрд. долл. США на конец августа
2012 года. К основным факторам быстрого прироста инвестиций в ОЭЗ «Алабуга»
относятся:
исключительные налоговые и таможенные
преференции для инвесторов;
профессиональная работа с инвесторами;
комплексный подход.
Власти Татарстана профессионально работают с
инвесторами. Республика Татарстан является безусловным примером успешной
реализации современной, профессиональной и комплексной маркетинговой стратегии
по привлечению инвесторов, включающей не только информационную поддержку, но и
создание и продвижение в разных средствах информации всеобъемлющей
бизнес-инфраструктуры (электронные госуслуги, электронный документооборот,
социальная инфраструктура - медицинские, развлекательные учреждения в
непосредственной близости от производственных площадок). Успешность грамотно
построенной маркетинговой стратегии отражается в лидирующих местах в рейтингах
«Forbes» и «Ernst&Young».
Например, в Татарстане разработана
инвестиционная карта региона на русском и английском языках, существует
Агентство инвестиционного развития, которая развивает индустриальные парки и
работает напрямую с инвесторами. Власти Татарстана работают и над имиджевой
составляющей инвестиционного климата, используя современные технологии. Все
действия органов исполнительной власти, направленные на улучшение инвестиционного
климата, публикуются в твиттере, фейсбуке, в youtube.
Специально для иностранных инвесторов Агентство инвестиционного развития РТ и
крупнейшая в мире консалтинговая компания PwC
опубликовали «Путеводитель для инвесторов: Республика Татарстан» на английском
языке. Таким образом, Татарстан пытается использовать все каналы для
привлечения инвесторов.
Несмотря на работу, которые проводит АСИ и
власти ведущих регионов России, автор считает их недостаточными. Нынешнее
российское правительство опирается в работе по изменению инвестиционного
климата на правильный базисный постулат, согласно которому предпринимательская
активность - это главный драйвер в создании инновационной экономики, однако
бюрократический аппарат и добывающие компании не заинтересованы в модернизации.
В условиях коррупции, бюрократических препонов и административных барьеров
необходимо для начала создать заинтересованность административного аппарата в
инвестициях.
На сегодняшний день не поднимался и не
обсуждался вопрос об ответственности региональных властей за привлечение
инвестиций, хотя в ряде стран продвижение чиновника по карьерной лестнице тесно
привязано к привлечению инвестиций и инвестиционному климату в подотчетной ему
территории. Правительству надлежит разработать целевые ориентиры по инвестициям
в каждом регионе и систему мотивации для чиновников. Именно установление
зависимости между карьерным ростом чиновника и привлеченными им инвестициями
сыграло серьезную позитивную роль в таких странах, как КНР и Сингапур. Практика
бизнеса накопила большое количество материальных и нематериальных стимулов для
мотивации: вознаграждения, поощрения и благодарности, опционы и акции,
комиссионные. Проблемам мотивации чиновников посвящены работы А.П.Ляшецкого,
который предложил идею единой тарифной сетки (ЕТС) для служащих бюджетных и
производственных сфер. Бурков А.А. немного изменил эту ЕТС и предлагает
следующую схему мотивации чиновников в сфере привлечения инвестиций. Эта
система приближена к практике мотивации в крупных западных компаниях и инвестиционных
банках. Она выглядит следующим образом:
· Выполнение годового плана по
привлечению инвесторов в подотчетный регион - не более 15% годового оклада
чиновника - «Pay
for Performance»
(«плата за исполнение»). Значительное перевыполнение должно премироваться
дополнительно в соответствии с градацией перевыполнения.
· Сопровождение и поддержка реализации
инвестпроекта в течение срока реализации. На этот период необходимо
распределить бонус ответственному чиновнику по мере ввода производственных мощностей,
которые начнут генерировать денежные потоки, приносить общественные блага
населению.
· Стимулирование при длительном сроке
окупаемости. Если же окупаемость ожидается в более длительный период (специфика
ряда высокотехнологичных проектов - альтернативной энергетики, нано- и
биотехнологий и т.д.), можно предложить акции или опционы госкомпаний - ценные
бумаги «голубых фишек» из специализированного пула для данных целей (например,
«Газпрома», РЖД и т.д.) или же акции реализующей инвестпроект компании. При
такой схеме формально чиновник никаких выплат получать не будет, однако у него
будет стимул доводить каждый инвестиционный проект до успешного результата.
Таким образом, инвестиционные госчиновники
должны стать своего рода заинтересованными менеджерами по проектному
финансированию с государственной стороны, а не формальными участниками или
коррупционерами.
Для решения проблемы защиты прав инвесторов, о
которой говорилось в предыдущем пункте данной главы, необходимо дать
иностранным инвесторам возможность рассмотрения уголовных дел в международных
судах.
Для решения основных проблем инвестиционного
климата России и привлечения большего объема ПИИ предложены следующие
направления совершенствования инвестиционного климата России:
. Реализация проектов НПИ «Улучшение
инвестиционного климата Российской Федерации» для снижения административных
барьеров и стимулирования предпринимательской активности. Это позволит России
подняться в рейтинге Doing Business.
. Стимулирование обмена опытом и
конкуренцию между российскими регионами в области привлечения инвестиционного
климата.
. Разработка системы мотивации для
чиновников, ответственных за привлечение инвестиций в подотчетные им
территории. В работе был приведен пример такой системы, предложенный Бурковым
А.А.
. Разработка процедур обращения
инвесторов в международные суды по уголовным делам для решения проблемы защиты
прав инвесторов.
. Разработка промышленной политики, в
которой будут определены приоритетные отрасли промышленности, и разработка
процедуры получения образовательного налогового кредита в приоритетных отраслях
промышленности.
.3 Перспективы изменения инвестиционного и
предпринимательского климата в среднесрочной и долгосрочной перспективе
Анализируя мнения респондентов относительно
ожидаемого предпринимательского и инвестиционного климата в России, как в
ближайшей, так и долгосрочной перспективе, следует учитывать высокую степень
дифференциации отраслей промышленности по уровню развития и состоянию
инвестиционной привлекательности.
В целом, полученные данные позволяют
констатировать, что большинство руководителей не склонны в ближайшем году
рассчитывать на наращивание позитивных процессов. Основной ожидаемый ориентир
положительных изменений для руководителей - до 2015 - 2020 гг. Перемен до 2025
г. ожидали только 4% предпринимателей.
доля организаций от их общего числа, %
Рис.3.1 Распределение предпринимательских
оценок относительно ожиданий существенного улучшения предпринимательского и
инвестиционного климата в России
Так, до 2012 г. только 7% руководителей ожидают
положительных перемен. В большей степени это относится к руководителям
предприятий по производству резиновых и пластмассовых изделий; по производству
прочих неметаллических минеральных продуктов, а также по производству машин и
оборудования.
доля организаций от их общего числа, %
Рис.3.2 Распределение предпринимательских оценок
по видам экономической деятельности, ожидающих существенное улучшение
предпринимательского и инвестиционного климата в России в ближайший год
Основная доля руководителей склонна считать, что
существенная позитивная коррекция предпринимательского и инвестиционного
климата в России наступит до 2015 г. Об этом в 2011 г. сообщила треть
предпринимателей.
В данном случае, наибольший потенциал ожидаемых
позитивных перспектив был аккумулирован на предприятиях, производящих
транспортные средства и оборудование; добывающих топливно-энергетические
ископаемые, а также производящие пищевые продукты, включая напитки и табак.
В то же время около четверти руководителей
сообщили, что ожидают улучшение предпринимательского и инвестиционного климата
в России только лишь к 2020 г. В большей степени данное предположение
высказывали руководители предприятий, производящих и распределяющих
электроэнергию, газ и воду.
Необходимо обратить внимание, что треть
руководителей в 2011 г. вовсе не рассчитывали на существенное улучшение
предпринимательского и инвестиционного климата в России.
доля организаций от их общего числа, %
Рис.3.3 Распределение предпринимательских оценок
по видам экономической деятельности, ожидающих существенное улучшение
предпринимательского и инвестиционного климата в России до 2015 г
доля организаций от их общего числа, %
Рис.3.4 Распределение предпринимательских оценок
по видам экономической деятельности, ожидающих существенное улучшение
предпринимательского и инвестиционного климата в России до 2020 г.
Столь разрозненная совокупность предпринимательских
суждений по многим вопросам, касающихся оценки предпринимательского и
инвестиционного климата, является следствием неутвердившейся экономической
системы переходного типа, нуждающейся в кардинальном институциональном
преобразовании.
Заключение
Стратегия совершенствования рыночных отношений
должна опираться на возвращение лидирующей роли государственной власти,
способной управлять в рамках государственного регулирования экономики путем
создания новых и эффективных структур. В настоящее время потребность общества и
экономики в сильном и эффективном государственном присутствии и регулировании
наталкивается на неэффективность самого государства, в частности в виде
неэффективной, несформировавшейся системы управления, отторгающей старые структуры
и методы при отсутствии или недостаточной развитости новых структур и
достаточно эффективных механизмов для реализации функций управления.
Переход к новой государственной культуре
управления является основой прогресса в развитии национальной экономики. Это
особенно важно сейчас, когда многие стороны реальной экономической ситуации в
регионах и на предприятиях (ограниченный спрос, изношенное оборудование,
тяжелое финансовое положение, неплатежи, скрытая безработица, угроза
банкротства и т.п.) приковывают внимание менеджеров всех уровней только к
текущей деятельности. Между тем сохранение такого стиля неизбежно заведет
производство в тупик.
Проблема улучшения инвестиционного климата в
России имеет ярко выраженный системный характер, трудно назвать область или
аспект нашей политической, экономической, социальной жизни, который не имел бы
существенного отношения к этой проблеме. Но системная проблема требует для
своего эффективного решения системной разработки соответствующей программы,
различные элементы которой должны быть четко скоординированы, а выполнение -
строго контролироваться. Конечно, нередко полагаются на естественный ход
событий (под которым обычно понимают действие стихийных рыночных сил) в
надежде, что постепенно все само собой образуется. Такая «стратегия» вряд ли
допустима для России, потери которой в экономической сфере стали фактором
социальной неустойчивости и при дальнейшем нарастании могут привести к развалу
государства.
Сформулируем факторы риска, обусловливающие
неблагоприятный инвестиционный климат в России:
) Политические и общеэкономические факторы. Они
обусловлены прежде всего страхом перед восстановлением в России тоталитарного
режима или, по крайней мере, перед частичным возвратом советских порядков.
Подобные опасения принимают конкретную форму, когда дело касается таких угроз,
как запрет на вывоз валюты, деприватизация (пусть даже со ссылками на нарушения
закона в прошлом при приватизации, поскольку ясно, что в большинстве случаев
ссылки имеют демагогический характер: юридически обосновать неправомерность
решений, принимавшихся в 1992-1996 годах, за редкими исключениями вряд ли
возможно), и т.п. К этому блоку относятся и страхи, индуцируемые более поздними
событиями, прежде всего дефолтом 1998 года - для многих потенциальных инвесторов
он является самым ярким экономическим впечатлением последнего десятилетия, так
что угроза нового обвала российской валюты представляется им возможной хотя бы
по прецеденту.
Своего рода фоном, весьма существенным для
формирования не слишком благоприятного имиджа страны на основе подобной
информации, является непрозрачность процесса принятия экономических и
политических решений в России.
Естественно, радикальный способ снять сомнения
такого рода состоит в обеспечении существенного улучшения экономической
ситуации. Однако в сложившихся условиях противопоставить этим сомнениям
(основанным как на ретроспективных, так и текущих данных) можно только системно
подобранные конкретные аргументы, квалифицированно интерпретирующие информацию
о реальном положении дел в России в выгодном свете. База для такой работы
имеется, поскольку на Западе достаточно распространено мнение о том, что
политическая ситуация в современной России достаточно стабильна (устойчивое
большинство в парламенте, центр в состоянии сдерживать противоречия с регионами
в жестких границах и пр.), имеется сильный и авторитетный в стране и за рубежом
президент. Однако факт существования такого мнения почти не используется, не
превращается в фактор, обеспечивающий удешевление кредитов и пророст инвестиционного
потока. Эту задачу должны решать прежде всего посольства и торговые
представительства, но похоже, что она перед ними даже не поставлена с должной
четкостью.
Не развиты связи с компаниями, работающими на
развитие и продвижение (development,
promotion) клиентов, такие
компании весьма успешно содействуют улучшению инвестиционного имиджа страны (а
также, естественно, отрасли, предприятия).
) Законодательство. Неопределенность правового
поля, противоречивость и неясность конкретных законов, неполнота,
незавершенность законодательства в целом - причина многих и разнообразных
обстоятельств, препятствующих решениям об инвестировании в российскую
экономику. Наши «агитаторы» за кредиты и инвестиции любят повторять, что
российское законодательство меняется только в благоприятную сторону для
бизнеса, для возможных инвесторов, так что законодательно определенные условия
их работы в стране непрерывно улучшаются. Но фактор неопределенности, неизменно
воспринимаемый как причина всевозможных, в том числе заранее неизвестных
рисков, оказывается сильнее, чем доводы об улучшении ситуации.
Кроме того, используется весьма специфический
аргумент в пользу промедления: если условия для инвестирования в России
действительно улучшаются, то следует подождать, пока они станут вполне
удовлетворительными: зачем идти на дополнительный риск, если с течением времени
он уменьшается? И опять положительная обратная связь: такая позиция объективно
сдерживает поток инвестиций и удорожает кредиты, а это негативно сказывается на
темпах развития экономики, что не способствует повышению кредитного рейтинга и
т.д. На самом деле законодательно определяемые условия деятельности бизнеса
фактически не улучшаются: модификации имеющихся законов проводятся бессистемно,
противоречия не только не устраняются, но, наоборот, увеличиваются в числе.
Пожалуй, заметнее всего это проявляется на примере налогообложения.
Среди многих частных проблем, законодательно не
отрегулированных, но весьма важных для инвесторов, наиболее часто встречаются
связанные с приватизацией или при смене собственника. Среди них - право
собственности на технологии, ответственность за произведенные в прошлом
негативные воздействия на окружающую среду (влияние которых может проявиться
спустя многие годы). Отсутствует четкая система регистрации прав нового
собственника в случае иных потерь, происходящих по вине предшествующего
собственника.
В дискуссиях по проблеме улучшения
инвестиционного климата в России, во всевозможных опросах, анкетных
обследованиях и пр. постоянно слышны жалобы на то, что недостаточно
отрегулированы права инвесторов, связанные с защитой инвестиций и вывозом
прибыли. При этом, как правило, опасения политических перемен маскируются под
недовольство действующим законодательством, часто по незнанию. Недостатки законодательства
здесь весьма невыгодно для нас дополняются пассивностью в разъяснительной
работе. Что касается вывоза прибыли, этот вопрос всегда будет предметом
разногласий государства и иностранных инвесторов из-за противоречий в
интересах: первое хочет инвестиций без вывоза прибыли, вторые - вывоза прибыли
без прямых инвестиций. Конкретные регулирующие решения могут быть найдены
только с учетом многочисленных конъюнктурных факторов, однако среди них
присутствуют и долгосрочные гарантии государства.
) Налоговая система. В совокупности налоговая
нагрузка (с таможенными сборами) в России составляет 59-60 % (на 2003 год).
Несомненно, это - очень высокий уровень налогов в принципе, и тем более
высокий, если сравнивать со странами, имеющими спекулятивный уровень кредитного
рейтинга, но при этом привлекающими значительные инвестиции. В результате
меньше 5 % предприятий платит налоги честно и полностью, так что реально в
России собирается налогов на 32-33 % ВВП. Эта величина, видимо, должна
использоваться как ориентир для процесса ослабления налогового бремени, но лишь
в первом приближении (на 5-7 лет), так как совсем не обязательно она показывает
оптимальный уровень налогов. Этот процесс можно организовать так, чтобы
уменьшение налогов не сопровождалось сокращением соответствующих бюджетных
доходов. Отметим три аспекта этого единого процесса, отражаемых
разнонаправленными количественными показателями: 1) честные предприниматели
будут платить меньше, так что из расчета по прежней налоговой базе бюджетные
поступления сократятся; 2) реальная налоговая база расширится, поскольку все
больше предпринимателей будет «выходить из тени», так что данный аспект
«работает» на прирост платежей в бюджет; 3) «выход из тени» повлечет рост ВВП -
не фактического, а регистрируемого, и, соответственно, снижение процента сбора
налогов от величины ВВП. В принципе планирование этого процесса должно было бы
опираться на оценки эластичности объема платежей от уровня налогов (а еще лучше
- от значений ставок по конкретным налогам), но достаточно надежных оценок
такого рода, по-видимому, нет: теневая экономика очень плохо поддается
количественному анализу.
Налоговая реформа - неизменно острая тема для
дискуссий. Особые надежды предприниматели стали связывать с ней в 1999 году,
после дефолта, когда необходимость радикальных преобразований этой сферы стала
совершенно очевидной. Однако 4 года практически бесплодных ожиданий, в течение
которых не происходило ничего осязаемого, только бессмысленное усложнение
системы, породили разочарование. Сегодня вероятность «выхода из тени» меньше,
чем в 1999 году. К «тени» приспособились, власть же демонстрирует полную
беспомощность (или нежелание?) в создании условий, благоприятствующих «выходу
из тени». Речь не о том вовсе, чтобы государство подавляло бизнес, принуждало
его к прозрачности, как представляют себе налоговую реформу и сопутствующие ей
меры многие левые (да и не только левые). Дело в том, чтобы пойти навстречу
здоровым силам в бизнесе.
Стимулирование инвестиций через налоговую
систему может осуществляться в различных формах. Среди них - налоговый кредит,
предусматривающий рассрочку уплаты налога на прибыль при инвестировании
средства в развитие производства. Другая форма - прогрессивный налог на прибыль
вместе с освобождением от налога (или его серьезным снижением) с той части
прибыли, которая идет на инвестиции (здесь возможны варианты, например, снятие
«прогрессивности» с этой части прибыли вместе с понижением ставки относительно
ее начального уровня для «проедаемой» части прибыли). В США (а также других странах)
широко практиковалась и используется до сих пор сверхускоренная амортизация
(суперамортизация) не только оборудования, но также зданий и сооружений -
целесообразность введения этой формы активно обсуждается в последнее время (она
может сочетаться с другими формами).
С нерешенностью ряда налоговых проблем связана
крайнее отставание малого бизнеса в России (доля малых предприятий в ВВП России
- 10-11 %, в развитых странах - 50-60 %). Предел годового дохода для малого
предприятия - 15 млн руб., преодолевать этот барьер невыгодно, так как теряются
все льготы, поэтому при достижении указанного предела пропадает стимул к
развитию. В результате, едва развившись, малые высокотехнологичные предприятия
идут «в тень», в «серый» бизнес, но туда не идет венчурный капитал, и
получается тупиковая ситуация. Предел следовало бы поднять, но эту меру пока не
удавалось согласовать с Минфином.
) Административные условия. По общему признанию,
система государственного управления в России работает неудовлетворительно. Дело
не только в том, что для решения практически любого вопроса требуется рекордное
количество согласований и разрешений, причем, даже если (в гипотетическом
случае) полностью отсутствует коррупционное давление на заявителя, рассмотрение
вопроса требует такого времени, что сообщения о прецедентах начисто отбивают у
многих охоту к прямым инвестициям в Россию. Стандартная ситуация - распри между
ведомствами, это всегда производит крайне негативное впечатление на «внешних»
наблюдателей. Обычная причина распрей - противоречия между ведомственными
интересами, обостряемые нечеткостью и неполнотой законодательства. Давление
чиновничества по политическим мотивам - весьма распространенное явление, что же
касается коррупции, то, возможно, она является самым сильным негативным
фактором для большинства потенциальных внутренних инвесторов.
) Коррупция и теневая экономика. Процветание
взяточничества, давление криминала и отсутствие возможностей легально ему
противостоять создают в России среду, при которой официальные данные об
условиях экономической деятельности радикально отличаются от реальных. Поборы
чиновников, рэкетиров, содержание «крыш» и пр. составляют суммы, во многих
случаях того же порядка, что и официальные налоги. «Теневики» по теневым
каналам нередко платят больше, чем пришлось бы платить официально, но,
во-первых, от давления коррупции вовсе не освобождает самая строгая налоговая
дисциплина в компании, и подчас именно это (а не уровень официальных налогов)
заставляет предпринимателя оставаться «в тени», во-вторых, «выход из тени»
может повлечь самые серьезные силовые действия со стороны тех, кто не
собирается ее покидать. Криминальная среда вокруг бизнеса заставляет многие
фирмы содержать такую охрану и службу безопасности, что затраты на них
превосходят все мыслимые в цивилизованном бизнесе пределы. Однако следует
отметить, что значимость коррупции и теневой экономики весьма различна для,
во-первых, отечественных мелких и средних предпринимателей, во-вторых, крупного
отечественного бизнеса и, в-третьих, для иностранных инвесторов. Для первых
значение этого фактора во многих случаях - критическое, определяемые им
дополнительные издержки оказываются непосильными. Для крупного бизнеса
коррупция играет принципиально другую роль, а именно, она позволяет ему
получать возможности недобросовестной конкуренции (в том числе и с иностранным
бизнесом), совершать незаконные сделки и пр., то есть затраты на взятки вполне
окупаются, что же касается криминала, то крупный бизнес вполне успешно ему
противостоит. Как коррумпированным чиновникам, так и криминальным авторитетам
иностранные инвесторы обычно внушают некий страх, с ними предпочитают не
связываться, тем более что и среди отечественных предпринимателей дойных коров
вполне достаточно. Однако «фон», создаваемый непрерывными разговорами о
коррупции и криминальной стороне занятий бизнесом в России, крайне
неблагоприятно сказывается на инвестиционном имидже страны.
) Судебная система. По общему признанию,
судебная система в России работает неудовлетворительно. Суд может хотя бы частично
сгладить негативные эффекты от несовершенства законодательства, плохой работы
органов исполнительной власти, разгула криминалитета. Однако некомпетентность и
продажность суда не только не ослабляют, но усиливают эти эффекты. Судебная
реформа многие годы остается темой для дискуссий, однако действенных мер по
улучшению ситуации не принимается. Это способствует росту коррупции в судах,
усиливает у предпринимателей (и граждан) ощущение беззащитности, бесполезности
обращений в суд. Пожалуй, среди всех факторов, обусловливающих неблагоприятный
инвестиционный климат в России, дефекты судебной системы надо оценить как самый
долговременный. В частности, без реализации радикальной судебной реформы
невозможно победить коррупцию и теневые структуры, обеспечить нормальные
условия работы для бизнеса со стороны исполнительной власти, да и
совершенствование законодательства в немалой степени теряет смысл, если
судебная система не в состоянии удовлетворительно разрешать споры относительно
применения законов.
) Банковская система. Через банковскую систему в
России проходит примерно 4 % общих потоков инвестиционного капитала, в
Центральной и Восточной Европе - уже 30 %. Можно без преувеличения сказать, что
в России роль банковской системы в инвестиционном процессе пренебрежимо мала.
Этот фактор особенно значим для мелкого и среднего бизнеса, представители
которого очень часто не имеют никаких других способов финансировать инвестиции,
кроме банковского кредита. Такое положение не изменится без осуществления
банковской реформы, которая, подобно судебной и военной реформам, несмотря на
многолетние дискуссии все еще не обрела достаточно четких, убедительных,
принимаемых гражданским обществом очертаний.
В заключении сформулируем следующие
теоретико-методологические выводы и рекомендации:
. Тенденцией последних двух-трех лет является
активизация развитых стран в улучшении инвестиционного климата, в особенности
стран Евросоюза. Эта тенденция связана с желанием властей развитых стран
ускорить экономический рост и решить социальные проблемы, связанные с растущей
безработицей. Развитые страны включаются в конкурентную борьбу за инвестиции,
осуществляют реформы, направленные на улучшение инвестиционного климата. В
мировом масштабе реформы направлены на упрощение процедуры регистрации предприятий,
повышение эффективности налогового администрирования, содействие осуществлению
внешнеторговой деятельности.
Еще одной тенденцией в международном
инвестиционном сотрудничестве вывод предприятий ТНК из развивающихся стран, в
связи с ухудшением инвестиционного климата в этих странах, а также включением
развитых стран в конкурентную борьбу за инвестиции. Изобилие природных
ресурсов, дешевая рабочая сила перестают быть главными факторами при принятии
решения об инвестировании. Даже в России инвесторов привлекает не наличие
ресурсов, а, прежде всего, большой внутренний рынок.
Как показало исследование, инвестиционный климат
является основным фактором при принятии решения об инвестировании в ту или иную
страну. Например, в странах с благоприятным инвестиционным климатом снижение
эффективной налоговой ставки вызывает приток ПИИ в 8 раз больше, чем в странах
с неблагоприятным инвестиционным климатом.
. Инвестиционный климат можно определить как
«совокупность управляемых в среднесрочной перспективе качественных факторов и
рисков, присущих национальной и региональной экономике». Оценка инвестиционного
климата в отличие от оценки среды бизнеса предполагает работу с качественными
показателями. Инвестиционный климат складывается из средне- и долгосрочного наблюдения
инвестиционной привлекательности, поэтому улучшение инвестиционного климата -
это не единоразовая акция, а долгосрочный процесс. Государственные органы (как
федеральные, так и субнациональные) как субъекты инвестиционной политики имеют
возможность влиять на компоненты инвестиционного климата.
. Основными структурными компонентами
инвестиционного климата являются инвестиционный потенциал и инвестиционные
риски. Инвестиционная активность является показателем для оценки деятельности
государственных органов в сфере улучшения инвестиционного климата.
.Основными направлениями совершенствования
инвестиционного климата России являются снижение административных барьеров для
предпринимательства путем реализации дорожной карты «Улучшение инвестиционного
климата России», разработанного АСИ совместно с экспертным и
бизнес-сообществом; разработка промышленной политики с определением перечня
приоритетных отраслей; проведение форумов для обмена опытом между российскими
регионами и стимулирование здоровой конкуренции между регионами за инвестиции;
разработка системы мотивации для чиновников.
Список используемых источников
I.
Законодательные и нормативные акты
. Гражданский кодекс Российской
Федерации. Официальный текст. Части I, II и III. - М.: Экзамен, 2004. - 336 с.
2. Конституция Российской
Федерации (принята референдумом 12.12.93) (ред. от 30.12.2008) "Российская
газета", N 7, 21.01.2009 (в ред. от 12.12.93 - "Российская
газета", N 237, 25.12.93)
. Методические рекомендации
по оценки эффективности инвестиционных проектов и их отбору для финансирования.
Официальное издание. Утверждено; Госстрой России, Министерство экономики РФ,
Госкомпром России № 7-12/47 от 31.03.1994.
. Федеральный закон "Об
иностранных инвестициях в Российской Федерации" с изменениями 25.07.2002
г. № 117-ФЗ Российская газета № 138-139 от 30.07.2002 г.
. Федеральныйзакон «Об
инвестициях и инвестиционной деятельности в РСФСР, осуществляемой в форме
капитальных вложений» с изменениями на 25. 02. 1999г. № 39-Ф3 Российская газета
№ 41-42 от 04.03.1999 г.
II.
Монографии, учебники, учебные пособия
. Бурков, А.А. Госрегулирование
инвестиций в условиях глобализации: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд.
экон. наук: 08.00.01 - Москва, 2012 - С. 8.
7. БухвальдЕ.М., Павлов И.Т.
Инвестиционная политика в регионе. - М.: Наука, 1996 .
. ГоренбурговМ. А.
Бизнес-планирование инвестиционных проектов: Учеб. пособие. - СПб.: СПбГИЭА,
1999-58 с.
. Доунс Дж., Гудман Дж. Э.
Финансово - инвестиционный словарь. М.:Инфра-М, 2007. - С. 255.
. Дубовик, Н.А. Международный
опыт формирования инвестиционного климата и его значение для России (на примере
субъектов ЮФО) [Текст]: дис. ... канд. экон. наук: 08.00.14 - Москва, 2006.
. Дэниэлс, Дж. Д., Радеба, Л.
X. Международный бизнес: внешняя среда и деловые операции. - М.: Дело ЛТД,
1994. - С. 438.
. Инвестиционная стратегия
предприятия: учебное пособие / Н.И. Лахметкина. - 6-е изд., стер. - М.: КНОРУС,
2012. - С. 97.
. Крылов Э.И., Журавкова И.В.
Анализ эффективности инвестиционной и инновационной деятельности предприятия:
Учебное пособие для студентов. Москва. Финансы и статистика . 2001- 384
. МарковскийВ. Л., Мельников
А. С., Павлов Г. И., Иванов А. И. Привлечение инвестиций в России. Практическое
руководство. СПб.: Б.С.К., 1997-89с.
. Методические рекомендации
по оценке эффективности инвестиционных проектов и их отбору для финансирования
/Под ред. А.Г. Шахназарова-М.: Информэлектро, 1994.
. Сивакова, С.Ю. Формирование
инвестиционного климата с целью привлечения иностранных инвестиций (На примере
Смоленской области): дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05 - Санкт-Петербург,
2004 - С. 22.
. Фатхиев, А.М.
Инвестиционный климат в системе экономического развития: автореф. дис. на
соиск. учен. степ. канд. экон. наук: 08.00.01 - Казань, 2004- С. 11-13.
III. Статьи из периодической печати
. Инвестиционный климат регионов
России: опыт оценки и пути улучшения (работа выполнена сотрудниками ИЭ РАН). -
М.: ТПП РФ, «Альфа-Капитал», 1997.
20. Ляшецкий А.П. Чтобы пошла
модернизация, власть должна пройти ликбез по изучению основ инновационного
развития // Газета «Саратовский репортёр» -5 марта 2010 г. - № 8.
. Приложение. Форум: 100
шагов к благоприятному инвестиционному климату // Ведомости - 2012.
. Рихтер М. Российские
регионы далеки от завершения реструктуризации// Рынок ценных бумаг. - 1999. -
№5. - С. 30-31.
. Шахназаров А., Гришина И.,
Ройзман И. Национальная система гарантирования инвестиций на региональном уровне//
Инвестиции в России. - 1999. - №12. - С. 3-11.
IV.
Статистический и практический материал
. Инвестиционный климат России:
Опрос существующих и потенциальных инвесторов. 2012 г. - М.:КСИИ, 2012.
25. Об иностранных инвестициях в
2012 г. - М.:Росстат, 2012
V. Иностранная литература
26. Bush, J. Why is Russia’s
Productivity So Low // BusinessWeek. - 8/05/2009.
27. Guide to Investment:
Republic of Tatarstan - Moscow and Kazan: PwC, 2012.
. Hewko, J. Foreign
Direct Investment. Does the Rule of Law Matter?, Working Paper 26 - Washington
DC: Carnegie Endowment for International Peace, 2002.
. Moore M., Schmitz H.
Idealism, realism and the investment climate in developing countries - Sussex:
Institute of Development Studies, 2008 - P.22.
. National Trade Estimate:
Russia - New York: USTR, 2013.
. World Development
Report 2005: A Better Investment Climate for Everyone - New York and Geneva:
UNCTAD, 2005.
VI. Интернет-ресурсы
32. Агентство инвестиционного
развития РТ.
33. Доклад «О повышении
инвестиционной привлекательности субъектов РФ и создании благоприятных условий
для развития бизнеса». - М.: Государственный Совет РФ, Декабрь 2012.
. Дорожная карта проекта
«Оптимизация процедур регистрации предприятий» НПИ по улучшению инвестиционного
климата в РФ. - М.: АСИ, 2013.
. Инвестиционная карта
Татарстана
. Интернет-портал для
публичного обсуждения хода реализации «дорожных карт» национальной
предпринимательской инициативы
. МВФ понизил прогноз роста
ВВП России // Вести Экономика. - 16/04/2013.
. НПИ «Улучшение
инвестиционного климата Российской Федерации» - М.: АСИ, 2013.
. Об иностранных инвестициях
в 2012 г. - М.:Росстат, 2012.
. Обзор. Доклад о мировом
развитии 2005 - Нью-Йорк и Женева: ЮНКТАД, 2005.
. Официальный сайт Агентства
стратегических инициатив
. Проект ФЗ О национальной
промышленной политике в Российской Федерации
. Фетисов Г.Г. Методы оценки
инвестиционного климата регионов России и пути его улучшения // Элитариум:
Центр дистанционного образования - 2011.
Приложение 1
Рисунок П.1 Инвестиционный рейтинг регионов
2011-2012 гг.
А - максимальный потенциал - минимальный риск
В - высокий потенциал - умеренный риск
С - высокий потенциал - высокий риск
А - средний потенциал - минимальный риск
В - средний потенциал - умеренный риск
С - средний потенциал - высокий риск
А1 - пониженный потенциал - минимальный риск
А2 - незначительный потенциал - минимальный риск
В1 - пониженный потенциал - умеренный риск
С1 - пониженный потенциал - высокий риск
В2 - незначительный потенциал - умеренный риск
С2 - незначительный потенциал - высокий риск
D - низкий потенциал - экстремальный риск
Приложение 2
Таблица П.1 Распределение российских регионов по
рейтингу инвестиционного климата в 2012 году (к рисунку П.1 (приложение 1))
Приложение 3
Таблица П.2 Инвестиционный риск российских
регионов в 2012 году (начало)
Таблица П.2 Инвестиционный риск российских
регионов в 2012 году (продолжение)
Приложение 4
Таблица П.3 Инвестиционный потенциал российских
регионов в 2012 году (начало)
Таблица П.3 Инвестиционный потенциал российских
регионов в 2012 году (продолжение)
Приложение 5
Рисунок П.2 Ключевые типы регионов в рейтинге
2011-2012 годов
Приложение 6
Рисунок П.3 Основные проблемы иностранного
инвестирования в России