Анализ и совершенствование системы налогового контроля в России

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Финансы, деньги, кредит
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    46,12 Кб
  • Опубликовано:
    2016-01-18
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Анализ и совершенствование системы налогового контроля в России















Анализ и совершенствование системы налогового контроля в РФ

Введение

Актуальность темы курсовой работы анализ и совершенствование системы налогового контроля в РФ обусловлена тем, что главной и основополагающей функцией был, есть и будет налоговый контроль. Камеральный налоговый контроль, выездные налоговые проверки - это основа основ всей работы инспекций, всей работы налоговых органов. Действенность и эффективность налогового контроля является главным показателем, по которому оценивают работу системы в целом. Основная масса работников налоговых органов должна быть сориентирована на функцию налогового контроля. Целью курсовой работы является анализ и совершенствование системы налогового контроля в РФ.

Исходя из поставленной цели работы, основное внимание было уделено решению следующих взаимосвязанных задач: изучение процедуры проведения камерального контроля и выездных налоговых проверок; эффективность проведения указанных проверок.

Проблема модернизации системы налогового контроля актуальна как в России, так и за рубежом. Происходит непрерывный процесс совершенствования налогового законодательства и технологий налогового контроля. Поскольку налоговая система для рыночной экономики в России находится в начальном периоде своего становления, решение вопросов совершенствования налогового контроля также находится на начальном этапе. Несовершенство методов налогового администрирования приводит к возможности легально или полулегально не платить налоги, занижать официальный налоговый потенциал бизнеса.

С другой стороны, существующие в России технологии налогового контроля несовершенны настолько, что по данным ФНС РФ только примерно половина выездных проверок оказывается эффективной (приводит к существенным доначислениям).

Одной из причин низкой эффективности выездных проверок является малая информативность существующих предварительных (камеральных) проверок и последующих процедур отбора субъектов налогообложения для выездных проверок. Это обусловлено самой экономической концепцией, положенной в основу камеральных проверок - принципа самоначисления объема налоговых выплат субъектом налогообложения. Здесь открываются широкие возможности реализации различных схем ухода от налогов, которые трудно обнаружить при камеральных проверках. Используемые методы позволяют лишь обнаружить отклонения показателей от среднего по выборке, арифметические ошибки и логические противоречия в налоговых декларациях, причем программы работают в запросном режиме: фиксируются поочередно субъекты налогообложения и проводится анализ каждого из них. При этом отсутствует объективное сравнение показателей субъектом налогообложения между собой, за исключением процедуры усреднения.

Имеются существенные недостатки и в существующей технологии выездных проверок. Основные из них: большая трудоемкость и длительность проверки, доходящая до двух месяцев; недостаточный уровень автоматизации и необходимость высокой квалификации инспектора налоговых органов.

Важным вопросом является повышение рентабельности выездных проверок за счет снижения риска в процедурах отбора субъектов налогообложения. Другими словами, требуется оценка и управление уровнем риска в процедурах отбора налогоплательщиков.

Рост числа налогоплательщиков, увеличение разнообразия видов их деятельности в условиях быстро изменяющейся рыночной среды приводит к усложнению методик налогового контроля. Их трудоемкость опережает рост контрольно обеспечивающих ресурсов налоговых органов. В связи с этим обостряется проблема кардинального изменения технологии налогового контроля.

1. теоретические и методологические основы организации налогового контроля

1.1 Налоговый контроль как основное условие существования эффективной налоговой системы

Важным функциональным свойством налоговой системы является налоговый контроль за полнотой и своевременностью исполнения налоговых обязательств, поскольку при низкой эффективности системы налогового контроля налогоплательщики не всегда в сроки и в полном объеме уплачивают налоговые платежи в бюджет, соблюдая платежную дисциплину.

Налоги и сборы являются признаком любого государства и вместе с тем необходимым условием существования самого государства, они позволяют государству выполнять его функции, в том числе социально значимые. Обязанность по уплате налогов является безусловной, то есть каждый обязан платить установленные виды налогов и сборов. Данная обязанность адресована как гражданам, так и юридическим лицам. Для обеспечения обязанностей по уплате налогов и сборов созданы специализированные государственные органы, уполномоченные по контролю и надзору в сфере налоговых правоотношений.

Налоговый контроль представляет собой вид деятельности уполномоченных органов по вопросу соблюдения требований законодательства о налогах и сборах.

Значимость налогового контроля заключается в том, что посредствам его достигается упорядоченность налоговых правоотношений.

В налоговом контроле, на наш взгляд, объединяются главные налоговые функции: фискальная и регулирующая, поскольку обеспечение бюджетов налоговыми доходами затрагивает финансовые интересы хозяйствующих субъектов и государства. И для того, чтобы эти интересы были соблюдены, налоговое законодательство утверждает перечень налогов, объекты обложения, предельные налоговые ставки и другие элементы налоговых обязательств.

Внедрение в практику хозяйствования отечественных предпринимателей рыночных принципов способствовало росту числа налогоплательщиков, расширению зон экономического сотрудничества, а протекавшие в России инфляционные процессы, провоцировавшие циклические колебания и экономический кризис в стране, способствовали формированию «целой армии» неплательщиков налогов. Это определяет поиск новых подходов к организации деятельности органов налогового контроля.

Эффективность налоговой системы любого государства с рыночной экономикой, зависит от того, насколько полно реализуются четыре классических принципа: принцип справедливости, принцип соразмерности, принцип удобства, принцип дешевизны.

В настоящее время вышеперечисленные принципы дополнены принципом учета финансовых интересов плательщиков, принципами эффективности и нейтральности.

Для совершенствования системы налогового контроля наибольший интерес представляет реализация принципа эффективности.

Налоговый контроль - неотъемлемая часть эффективной налоговой системы. При помощи механизма налогового контроля налоговые органы проверяют соблюдения налогоплательщиком законодательства о налогах и сборах, в частности по уплате налогов, выявляют допущенные правонарушения, выставляют требования по уплате налогов, пени и штрафных санкций. Эффективность существования налоговой системы зависит от полноты охвата налоговыми проверками всей предоставляемой налогоплательщиками бухгалтерской (финансовой) и налоговой отчетности. Реализация этой задачи осуществляется через следующие формы налогового контроля:

налоговые проверки;

мониторинг налогоплательщиков;

оперативно - бухгалтерский учет налоговых поступлений.

Вышеперечисленные формы налогового контроля имеют определенное предназначение, и эффективность отдельно взятой формы налогового контроля может быть достигнута только во взаимодействии с другими его формами. Так, созданный мониторинг налогоплательщиков обеспечивает формирование единой базы данных обо всех финансово - хозяйственных операциях налогоплательщиков. Мониторинг налогоплательщиков формируется в виде единого государственного реестра налогоплательщиков.

Оперативно - бухгалтерский учет налоговых поступлений осуществляется путем ведения лицевых счетов каждого налогоплательщика по каждому виду налогов, в которых отражается суммы начисленных налоговых платежей, суммы начисленных штрафов, пени, а также информации о фактическом поступлении начисленных сумм налогов.

Особое место в системе налогового контроля занимают налоговые проверки, являясь «ключевым элементом налоговой системы». Именно налоговые проверки обеспечивают непосредственный контроль за полнотой и правильностью исчисления налогов и сборов.

Налоговый Кодекс Российской Федерации (НК РФ) определяет налоговый контроль на первое место в структуре мероприятий, осуществляемых налоговыми органами на постоянной основе.

Реформирование налоговой системы Российской Федерации по всем направлениям, включающее законодательную, методологическую, прогнозно-аналитическую и контрольную функции способствовало усилению налогового администрирования, отсюда рост доли налогов в ВВП в 2011 г. По сообщениям Министерства финансов Российской Федерации в 2011 году в федеральный бюджет мобилизовано налогов и сборов в полтора раза больше, чем за соответствующий период прошлого года.

Такая же тенденция прослеживается и в текущем 2012 году. Для ее сохранения и закрепления необходимо, во-первых, совершенствование законодательства в части мер и процедур налогового администрирования а, во-вторых, повышение эффективности методов налогового контроля.

.2 Влияние организации системы налогового контроля на уровень доходов бюджетной системы

Фискальная функция налоговой системы обусловлена главным предназначением налогов - формировать доходы бюджетной системы. Она характерна для экономик всех государств на всех этапах их исторического развития. Налоги формируют основную часть бюджетных доходов: в США налоговые доходы составляют более 90%, в Германии - около 80%, в Японии 75%. В доходах российского бюджета налоги составляют около 90%, Налоги, таким образом, являются системным элементом экономики, определяющего финансовое благополучие общества.

Состояние доходов бюджета и уровень налогообложения взаимозависимы: налоги, как основной источник доходов бюджета обеспечивают финансирование его расходных потребностей. В свою очередь, величина бюджета определяет размер потребности в налоговых доходах и, соответственно, уровень налогообложения.

Однако сами источники налоговых поступлений накладывают ограничения на их совокупный уровень - величина налоговых доходов не может быть больше того, что позволяет нормальное функционирование экономики.

Мировой опыт свидетельствует, что существуют определенные пределы изъятия доходов субъектов рыночной экономики, за которыми теряется интерес к предпринимательской деятельности. В частности, эмпирическим путем было доказано, что средний уровень изъятия доходов предприятия не должен превышать 36-40%. Если доля налоговых изъятий превышает эту величину, то снижается деловая активность, наблюдается застой производства, снижается его конкурентоспособность. Следовательно, реальная потребность государства всегда наталкивается на объективные финансово-экономические ограничения - так называемый налоговый потенциал, определяемый как функция к экономическому и финансовому потенциалу государства. Его количественное значение рассчитывается по совокупности предельно допустимых налоговых ставок.

Решение многих задач по повышению эффективности реального производства на всех его стадиях, финансовому оздоровлению экономики страны, устранению диспропорций, возникших в ходе структурной перестройки промышленности, ускорению научно-технического прогресса, созданию равно выгодных условий деятельности в различных секторах экономики, сдерживанию роста цен и инфляции представляется возможным лишь посредством рационально сбалансированной налоговой системы, усилением налогового контроля.

Формирование рыночного хозяйства вызвало к жизни ряд негативных явлений и процессов, оказывающих отрицательное воздействие на уровень доходов бюджетной системы. Одним из них является развитие в больших масштабах теневой экономической деятельности, влияние которой на экономику страны, как показывают современные исследования все еще достаточно сильно.

По мнению ряда специалистов системы МВД России, весь спектр негативных явлений в экономике можно разделить на два блока: теневую и криминальную экономику. Под первой подразумевается деформация экономических отношений, которая не находит отражения в законодательстве и соответственно не признается правонарушением и по которым не предусматриваются юридические санкции. В понятие же криминальной экономики включаются деяния в экономической сфере, попадающие под определенные статьи законодательства, то есть экономические преступления и правонарушения.

Следует констатировать, теневая экономика разнородна, но, определяя потери доходов бюджета от теневого бизнеса, выделяют лишь ту ее часть, через которую осуществляется лишь перераспределение созданного вне ее продукта.

Наличие сектора теневой экономики за последние годы свидетельствует о необходимости совершенствования механизма налогового контроля.

Налоговый контроль-это одна из составляющих налоговой системы Российской Федерации. Только благодаря налоговому контролю налоговая система обеспечивает выполнение главной государственной цели, а именно обеспечение доходной части государственного бюджета, которая создается в основном за счет налогов.

Налоговый контроль-это особая форма деятельности налоговых органов в сфере управления, основанная на властных предписаниях правовых норм, заключающаяся в проведении мероприятий, направленных на выявление, предупреждение, пресечение налоговых правонарушений, осуществление принудительных налоговых изъятий в бюджетную систему, привлечение к ответственности.

.3 Налоговые проверки, их виды, методы и формы налогового контроля в Российской Федерации

В соответствии с п. 1 ст. 82 Налоговым кодексом Российской Федерации налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра территорий и помещений, используемых для извлечения дохода (прибыли) а также в других формах, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации.

Налоговые органы, таможенные органы, органы внутренних дел и следственные органы в порядке, определяемом по соглашению между ними, информируют друг друга об имеющихся у них материалах о нарушениях законодательства о налогах и сборах и налоговых преступлениях, о принятых мерах по их пресечению, о проводимых ими налоговых проверках, а также осуществляют обмен другой необходимой информацией в целях исполнения возложенных на них задач.

Содержание налогового контроля включает:

проверку выполнения организациями и физическими лицами обязанностей по исчислению и уплате налогов;

проверку постановки на налоговый учет организаций и физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью;

проверку правильности ведения учета доходов и расходов и объектов налогообложения, своевременности представления налоговых деклараций и достоверности содержащихся в них сведений;

проверку исполнения налоговыми агентами своих обязанностей по своевременному удержанию и перечислению в соответствующий бюджет налогов и сборов;

проверку соблюдения банками обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, проверку правильности и своевременности исполнения ими платежных поручений налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, а также инкассовых поручений (распоряжений) налоговых органов о списании со счетов налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов сумм налогов и пеней;

предупреждение и пресечение нарушений законодательства о налогах и сборах;

выявление нарушителей законодательства о налогах и сборах и привлечение их к ответственности;

выявление проблемных категорий налогоплательщиков;

принятие соответствующих мер по возмещению материального ущерба, причиненного государству в результате неисполнения налогоплательщиками, плательщиками сборов, налоговыми агентами своих налоговых обязанностей.

В зависимости от стадии проведения налогового контроля выделяют:

предварительный налоговый контроль - предполагает профилактику и предупреждение нарушений налогового законодательства;

текущий налоговый контроль - носит оперативный характер, проводится в отчетном периоде в основном в виде камеральных налоговых проверок;

последующий налоговый контроль - предполагает проверку реального исполнения соответствующих решений, предписаний контролирующих органов, проводится по окончании отчетных периодов; последующий контроль, отличающийся углубленным изучением хозяйственной и финансовой деятельности предприятия за истекший период, позволяет вскрыть недостатки предварительного и текущего контроля.

В зависимости от объема контролируемой деятельности объекта налогового контроля (организаций или физических лиц) выделяют:

комплексный налоговый контроль - подразумевает обследование всего комплекса деятельности подконтрольного объекта по уплате налогов и сборов;

тематический (специальный) налоговый контроль - подразумевает осуществление проверки подконтрольного объекта по уплате определенного перечня налогов (например, только федеральных, только региональных или только местных налогов и сборов; только прямых или только косвенных налогов).

В зависимости от используемых методов и приемов проверки документов выделяют:

сплошной налоговый контроль - проверяются все имеющиеся документы, связанные с уплатой налогов и сборов;

выборочный налоговый контроль - проверка проводится на основании выборки документов.

В зависимости от источников данных и места проведения мероприятия налогового контроля выделяют:

камеральный налоговый контроль, основанный на изучении данных о проверяемом объекте, содержащихся в учетных документах. Осуществляется по месту нахождения налогового органа путем формальной, логической и арифметической проверки документов и использования других приемов. При необходимости могут быть истребованы у налогоплательщика дополнительные сведения, объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов;

выездной налоговый контроль осуществляется, как правило, по месту нахождения налогоплательщика с применением разнообразных методов контрольной деятельности, таких, как инвентаризация имущества, осмотр (обследование) помещений и территорий, проведение экспертиз и т.д.

В зависимости от графика проведения контрольных мероприятий выделяют:

внеплановый налоговый контроль - в установленных налоговым законодательством случаях (при реорганизации, ликвидации организации- налогоплательщика и др.).

В зависимости от подведомственности и подчиненности налоговых органов, осуществляющих налоговый контроль, выделяют.

налоговый контроль, осуществляемый налоговыми органами, в которых налогоплательщик состоит на учете;

налоговый контроль, осуществляемый вышестоящими налоговыми органами в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку.

Налоговая проверка является важнейшим инструментом налогового контроля, позволяющим наиболее полно и обстоятельно проверить соблюдение налогоплательщиком (плательщиком сбора) требований законодательства о налогах и сборах.

В соответствии со ст. 87 Налогового кодекса РФ налоговые органы проводят камеральные и выездные налоговые проверки налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов. Целью камеральной и выездной налоговых проверок является контроль за соблюдением налогоплательщиком, плательщиком сборов или налоговым агентом законодательства о налогах и сборах.

Камеральные проверки проводятся по месту нахождения налоговых органов на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся в распоряжении налоговых органов. Для проведения камеральной налоговой проверки должностным лицам налогового органа не требуется какого-либо специального разрешения или распоряжения руководителя налогового органа. Камеральная налоговая проверка может быть проведена уполномоченными лицами налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации и документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога (ст. 88 Налогового кодекса РФ).

При выявлении проверкой ошибок в налоговой декларации (расчете) или противоречий в сведениях, содержащихся в документах, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести в установленный срок необходимые исправления. Если после рассмотрения представленных пояснений и документов налоговый орган установит факт совершения налогового правонарушения, должностные лица налогового органа обязаны составить акт проверки в порядке, предусмотренном статьей 100 настоящего Кодекса. При проведении камеральных налоговых проверок налоговые органы вправе истребовать в установленном порядке у налогоплательщиков, использующих налоговые льготы, документы, подтверждающие право этих налогоплательщиков на налоговые льготы. На суммы доплат по налогам, выявленных по результатам камеральной проверки, налоговый орган направляет налогоплательщику требование об их уплате с начислением соответствующих пеней. При неисполнении этого требования в установленный срок в отношении налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) может быть принято решение о принудительном взыскании сумм налога и пени. В соответствии со статьей 46 Налогового кодекса РФ решение о взыскании сумм налога и пени в бесспорном порядке принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. Указанное решение налоговый орган обязан довести до сведения налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) в течение шести дней после вынесения решения о взыскании необходимых денежных средств. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит.

Следует обратить внимание на ряд существенных моментов, касающихся камеральных налоговых поверок:

проверкой может быть охвачено не более чем три года деятельности налогоплательщика, предшествовавших году проведения проверки;

- на проведение камеральной проверки отводится три месяца, по истечении данного срока налоговый орган не вправе требовать от налогоплательщика представления каких-либо документов;

специального решения руководителя налогового органа на проведение камеральной проверки не требуется;

в ходе проверки налоговый орган может затребовать дополнительные документы и сведения от налогоплательщика, а также вызывать последнего для получения объяснений по возникающим вопросам;

результатом камеральной проверки может быть внесение налогоплательщиком изменений в представленные налоговому органу документы; вынесение налоговым органом решения о взыскании недоимки по налогам, пени и наложение штрафных санкций.

Схематично метод камеральной налоговой проверки представлен на рис.1.

Рис.1 Метод камеральной налоговой проверки

Налоговые органы в целях налогового контроля используют преимущественно камеральные налоговые проверки. Это объясняется в первую очередь высокой финансовой, кадровой, временной затратностью выездных проверок по сравнению с камеральными. Кроме того, результаты камеральных проверок используются при отборе кандидатов на проведение выездной налоговой проверки, а так же при определении предмета последних.

Для урегулирования возникших между налоговыми органами и налогоплательщиками (плательщиками сборов, налоговыми агентами) разногласий, а также в целях получения более объективной информации о финансово-хозяйственной деятельности последних налоговый орган вправе принять решение о проведении выездной налоговой проверки.

В настоящий момент подход к организации контрольной работы налоговых органов основан на комплексном анализе финансово- хозяйственной деятельности налогоплательщика, то есть это контроль, основанный на критериях риска. В этой связи налоговыми органами была разработана и утверждена приказом ФНС от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@ Концепция системы планирования выездных налоговых проверок.

Концепцией предусмотрены Критерии самостоятельные оценки рисков для налогоплательщиков. Основными общедоступными критериями являются:

налоговая нагрузка ниже ее среднего значения по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли (по виду экономической деятельности);

отражение в бухгалтерской или налоговой отчетности значительных сумм налоговых вычетов за определенный период;

опережающий темп роста расходов над темпом роста доходов организации;

выплата среднемесячной заработной платы на одного работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте РФ;

построение финансово-хозяйственной деятельности на основе заключения договоров с контрагентами-перекупщиками или посредниками без наличия разумных экономических или иных причин (деловой цели);

непредставление налогоплательщиком пояснений на уведомления налогового органа о выявлении несоответствия показателей деятельности, непредставление налоговому органу запрашиваемых документов, наличие информации об их уничтожения, порче;

неоднократное снятие с учета и постановка на учет в налоговых органах налогоплательщика в связи с изменением место нахождения («миграция» между налоговыми органами);

значительное отклонение уровня рентабельности по данным бухгалтерского учета от уровня рентабельности для данной сферы деятельности по данным статистике;

ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким уровнем риска.

Приоритетными для включения в план выездных налоговых проверок являются те налогоплательщики, в отношении которых у налоговых органов имеются сведения об их участия в схемах ухода от налогообложения или схемах минимизации налоговых обязательств и результаты проведенного анализа финансово-хозяйственной деятельности которых свидетельствуют о предполагаемых налоговых правонарушениях.

В случае значительного отклонения показателей налоговой нагрузки от средних показателей для аналогичных по размеру и виду деятельности организаций можно сделать вывод о возможном искажении налоговых баз и недостоверности отчетности, что и будет критерием для включения такой организации в плановую выездную проверку.

Критерий оценки высокого уровня риска касается взаимоотношений налогоплательщика с контрагентами. С помощью его оценивается должная осмотрительность налогоплательщика при выборе контрагента с учетом его добросовестности. Отсутствие информации о фактическом местонахождения контрагента является одним из признаков его недобросовестности.

Но включение налоговыми органами тех или иных налогоплательщиков в плановую выездную налоговую проверку производится не только исходя из общедоступных критериев оценки рисков. Они могут руководствоваться и другими признаками, которые косвенно свидетельствую о нарушении налогоплательщиками налогового законодательства. Тем не менее, осуществление руководителем предприятия контроля над основными показателями оценки рисков позволит выявить вероятность включения в план проверки и подготовиться к ней.

Согласно статьям 82, 89 Налогового кодекса РФ налоговые органы, осуществляя налоговый контроль, вправе проводить выездные налоговые проверки. Выездная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогоплательщика на основании решения руководителя налогового органа или его заместителя. В случае если у налогоплательщика отсутствует возможность предоставить помещение для проведения выездной налоговой проверки, проверка может проводиться по месту нахождения налогового органа. Решение о назначении выездной налоговой проверки оформляется на бланке установленного образца, который утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

В решении о проведении выездной налоговой проверки обязательно должны быть указаны следующие сведения: полное и сокращенное наименование либо фамилия, имя, отчество налогоплательщика; вопросы, затрагиваемые проверкой; периоды за которые проводится проверка; лица, уполномоченные на проведение проверки.

В соответствии с п. 3 ст. 89 Налогового кодекса РФ выездная налоговая проверка в отношении одного налогоплательщика может проводиться по одному или нескольким налогам. Может быть проверен период, не превышающий трёх календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки, если иное не предусмотрено ст.89 Налогового кодекса РФ.

Срок проведения выездной проверки исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки и до дня составления справки о проведенной проверки. Выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев. Указанный срок может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях- до шести месяцев. Руководитель налогового органа вправе приостановить проведение выездной налоговой проверки до 6 месяцев в случаях истребования документов в соответствии с п.1 ст.93.1 НК РФ, проведения экспертизы, привлечения переводчика, а в случае получения информации от иностранных государственных органов в рамках международных договоров в РФ может приостановить проверку до 9 месяцев.

Налоговые органы не вправе проводить две и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период. Также они не вправе проводить в отношении одного налогоплательщика более двух выездных налоговых проверок в течение календарного года, за исключением случаев, когда руководителем федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, принимается решение о необходимости проведения выездной налоговой проверки налогоплательщика сверх указанного ограничения. Повторная выездная налоговая проверка налогоплательщика может проводиться:

вышестоящим налоговым органом - в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку;

в случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации, в которой указана сумма налога в размере, меньшем ранее заявленного. В рамках этой повторной проверки проверяется период, за который представлена уточненная налоговая декларация.

Выездная налоговая проверка может проводиться независимо от времени проведения и предмета предыдущей проверки в связи с реорганизации или ликвидацией организации - налогоплательщика.

Для выявления нарушения налогового законодательства и сбора доказательной базы в ходе выездной налоговой проверки налоговые органы имеют право осуществлять следующие действия:

вызывать и допрашивать свидетелей;

проводить осмотр территорий и помещений налогоплательщика;

истребовать документы, связанные с исчислением и уплаты налогов;

истребовать документы (информацию) о налогоплательщике, плательщике сборов и налоговом агенте или информацию о конкретных сделках; - проводить выемку документов и предметов;

проводить инвентаризацию имущества налогоплательщика;

проводить экспертизу с привлечением экспертов и специалистов;

привлекать к участию переводчика.

По окончании выездной налоговой проверки уполномоченные лица налоговых органов составляют справку о проведенной проверке. Справка подписывается должностным лицом налогового органа и вручается в последний день проверки налогоплательщику или его представителю. По сути, справка свидетельствует об окончании выездной налоговой проверки.

Основными принципами проведения налоговыми органами выездной налоговой проверки являются:

выездная налоговая проверка осуществляется на основании решения о проведении такой проверки, подписанного руководителем или заместителем руководителя налогового органа. Не допускается подписание данного документа иным должностным лицом налогового органа, в том числе исполняющим обязанности данных лиц;

налогоплательщик имеет право присутствовать при проведении выездной налоговой проверки, а также давать пояснения по возникающим вопросам налоговым органам;

налогоплательщик имеет право бесплатно консультироваться у налоговых органов по возникающим вопросам до начала проведения налоговой проверки;

при выявлении нарушений налоговыми органами требования налогового законодательства следует составить акт о нарушении с участием двух им более лиц, в присутствии которых допущено такое нарушение;

налогоплательщик должен обращать внимание на законность требований налоговых органов;

выявленные нарушения должны быть квалифицированны в соответствии с законодательными актами;

налогоплательщик имеет право обжаловать в установленном порядке акт налогового органа и действия или бездействие его должностного лица.

Схематично метод выездной налоговой проверки представлен на рис. 2.

Рис.2 Метод выездной налоговой проверки

2. ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

.1 Основные проблемы повышения эффективности налогового контроля

Бесперебойное финансирование предусмотренных бюджетами мероприятий требует систематического пополнения финансовых ресурсов на федеральном и местных уровнях. Это достигается в основном за счет уплаты юридическими и физическими лицами налогов и других обязательных платежей. В соответствии с действующим налоговым законодательством и другими нормативными актами плательщики обязаны уплачивать указанные платежи в установленных размерах и в определенные сроки.

Но, к сожалению, юридические и физические лица допускают несвоевременную уплату налогов и других обязательных платежей по ряду объективных и субъективных причин. С переходом к рыночным отношениям создаются новые предприятия, осуществляющие свою финансово-хозяйственную деятельность в различных сферах экономики. Многие из них не имеют достаточно квалифицированных специалистов в области бухгалтерского учета. На таких предприятиях, как правило, допускаются ошибки в учете. Не редки случаи сознательного искажения отчетных данных. Причем сегодня стало естественным уклонение от налоговой повинности как легальными - когда удается полностью, или частично избежать налогообложения, не нарушая при этом действующего законодательства, так и нелегальными, то есть запрещенными законом, способами. Все это приводит к занижению налогооблагаемой базы и недопоступлению в бюджет налогов и других приравненных к ним платежей. Ошибки в исчислении и уплате налогов допускаются так же из-за частых изменений в законодательстве. В связи с этим сегодня перед налоговыми органами встает серьезная проблема - контроль за правильностью, своевременностью и полнотой взимания налогов и его совершенствования.

Налоговые проблемы в их многообразных проявлениях сегодня стали предметом повышенного внимания со стороны и высшего политического руководства страны, и научной общественности, и налоговиков на всех уровнях российской власти, и хозяйствующих субъектов.

Вместе с тем предстоит серьезная работа по реальному осуществлению намеченных мер налоговой политики России, исследовательской проработке все еще дискуссионных налоговых проблем, содержательному наполнению существующих форм налоговых отношений, внедрению новых и закреплению в отечественной налоговой практике оправдавших себя способов и механизмов налогообложения с учетом и критическим заимствованием зарубежного налогового опыта.

Многие проблемы решались методом проб и ошибок, без учета исторического опыта прошлых лет, без должного критического анализа зарубежного опыта, без учета конкретной экономической ситуации. При принятии экономических решений нередко присутствовали политические эмоции. Новая налоговая система рождалась в жестких дискуссиях. Это и вопросы налогообложения прибыли, доходов работников, косвенных налогов. Было велико желание чрезмерного повышения уровня налогов с целью быстрого решения экономических и социальных проблем. Как известно, эти попытки не увенчались успехом. Пришло время о необходимости взвешенного подхода к формированию налоговой системы. Необходимо сделать ее более прозрачной, стабильной и простой. В налоговый кодекс должны вноситься только непринципиальные поправки, дополнения. Следует законодательно разграничить налоговые и не налоговые платежи. Все не входящие в налоговую систему платежи должны регулироваться другими, не налоговыми, отраслями права. Налоговый кодекс должен регулировать все налоговые отношения, содержать ответы на все вопросы, которые возникают и могут возникнуть в практике налогообложения, не допуская издания исполнительными органами подзаконных актов. В системе налоговых отношений должны быть закрыты имеющиеся лазейки для ухода от налогообложения, в том числе и путем создания различного рода схем.

Должен быть продлен курс на снижение налоговой нагрузки на экономику. При этом необходимо кардинально изменить ситуацию с реальным снижением налогового бремени для российских налоговых плательщиков. Но прежде чем осуществлять конкретные меры по его снижению, следует остановить действительный уровень налоговой нагрузки для конкретных налогоплательщиков соответствующих отраслей российской экономики, определить основные направления снижения налогового бремени, а также те сферы деятельности, по которым налоговая нагрузка должна снижаться.

Российская налоговая политика должна быть направлена на формирование новых общественных отношений между налогоплательщиками, налоговыми органами и государством. Дальнейшие развитие налоговых консультаций и общественных связей станет фактором повышения налоговых поступлений и регулирования отношений между налоговыми органами и налогоплательщиком.

Другой важной проблемой повышения эффективности налогового контроля является отсутствия культуры уплаты налогов. Честный налогоплательщик - порядочный гражданин, а уклоняющийся от уплаты налогов - нарушитель, который не может пользоваться хорошей репутацией. Недостаточный уровень правовой грамотности, несоблюдение законодательства наносит ощутимый ущерб самому населению, в том числе и материальный. Поэтому широкая пропаганда налогового законодательства обязательно должна стать составной частью общегосударственной программой повышения правовой культуры населения России.

.2 Формы и направления совершенствования налогового контроля

Одним из направления повышения эффективности налогового контроля является совершенствование форм и методов организации налогового контроля, в первую очередь налоговых проверок. Эффективность налоговых проверок во многом зависит от правильного выбора объекта для контроля. Проблема рационального отбора налогоплательщиков для проведения налоговых проверок приобретает особую значимость в условиях частых нарушений налогового законодательства, характерно для современного этапа экономического развития Российской Федерации.

В целях совершенствования налогового администрирования разработан и применяется новый порядок планирования выездных проверок. Планируя проверку, налоговые органы одновременно готовят контрольные мероприятия не только по структурным подразделениям, но и по всем зависимым организациям и контрагентам проверяемого налогоплательщика независимо от места регистрации и учета. Контрольные мероприятия скоординированы по срокам и условиям проведения. Управление процессом организации и проведения проверок осуществляется централизовано. При таком подходе практически исключены неэффективные налоговые проверки, а также необоснованные претензии к налогоплательщикам.

Первоочередной задачей налоговой инспекции является постоянное совершенствование форм и методов налогового контроля. Наиболее перспективным выглядит продолжение увеличение количества проверок соблюдения налогового законодательства, проводимых совместно с органами налоговой полиции. Результативность их высока, поэтому дальнейшие продолжение совместной деятельности может привести к увеличению налоговых поступлений от таких проверок.

Одной из действенных форм налогового контроля являются перепроверки предприятий, допустивших сокрытие налогов в крупных размерах, в течение года с момента такого сокрытия. Подобные повторные проверки позволяют проконтролировать выполнения предписаний по акту предыдущей проверки и достоверности текущего учета.

Весьма полезное в работе налоговых инспекций является проведение рейдов в вечернее и ночное время, значительно увеличивается результативность контроля при применении перекрестных проверок, сущность которых состоит в выезде сотрудников отделов одной налоговой инспекции на территории другой инспекции.

Приоритетной формой налогового контроля является камеральная налоговая проверка. Она позволяет охватить контролем 100% налогоплательщиков. Трудозатраты на ее проведение намного ниже по сравнению с выездными проверками. В сфере проведения камерального контроля заложена и эффективность контроля выездного, поскольку именно по результату камерального анализа осуществляется отбор налогоплательщиков для проведения выездных проверок, результаты камерального анализа лежат в основе предпроверочного анализа в рамка подготовки к выездной налоговой проверки. Налоговые органы подходят к этому мероприятию с полной ответственностью, так как предпроверочный анализ помогает выявить налогоплательщиков, потенциально склонных к занижению сумм налогов либо их сокрытию.

Главной задачей совершенствования форм и методов налогового контроля является повышение его эффективности. Но этого невозможно достичь без улучшения работы с кадрами. Для получения положительных результатов налоговый инспектор постоянно должен расширять свои знания в области налогообложения. Это связано с рядом факторов. Структура налоговых инспекций за последние годы неоднократно изменялась, что способствовало текучести кадров. Постоянно совершенствуется и само налоговое законодательство, в связи, с чем возникает необходимость в повышении квалификации специалистов, занятых контрольной работой.

Важным фактором, способствующим повышению эффективности контрольной работы, является проведение анализа нагрузки и работы каждого сотрудника, занимающимся камеральными и выездными проверками. Таким образом, в качестве основных направлений совершенствования организации налогового контроля в целях повышения его эффективности можно выделить:

дальнейшее совершенствования законодательной и нормативной основы налогового администрирования;

совершенствование форм и методов организации налогового контроля, в первую очередь налоговых проверок (камеральных и выездных);

уточнение показателей оценки деятельности налоговых органов, использование их для объективного учета результатов деятельности налоговых органов и эффективного распределения нагрузки в процессе планирования контрольной работы;

усиление взаимодействия налоговых органов с другими организационными структурами на основе разработки совместных методических указаний по осуществлению контрольных мероприятий;

улучшение материально-технического и кадрового обеспечения налоговых органов, усиление информационно- разъяснительной работы с налогоплательщиками и повышение налоговой культуры населения.

Предлагаемые меры не только позволят увеличить собираемость налогов, но и будут способствовать устранению противоречия между государством и налогоплательщиком. При этом совершенствование вопросов организация налогового контроля должно проводится комплексно, с учетом законодательно- нормативных и организационных аспектов в направлении в российской системы налогового администрирования с принципами, принятыми в международной практике.

Заключение

налоговый проверка бюджетный контроль

В настоящее время для повышения эффективности контрольных мероприятий необходимо обеспечить:

) сочетание охвата налогоплательщиков выездными налоговыми проверками и проведения целенаправленного отбора налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок;

) в первоочередном порядке проведение камерального анализа и углубленных камеральных проверок основных и крупных налогоплательщиков; налогоплательщиков, заявивших значительные вычеты по льготам, представляющих дополнительные или взамен ранее представленных деклараций на уменьшение платежей;

) соблюдать все требования Регламентов проведения камеральных и выездных налоговых проверок;

) внедрение в практику работы налоговых органов программных продуктов, позволяющих осуществлять не только арифметическую проверку, но и логическую увязку взаимосвязанных различных показателей налоговых деклараций, форм бухгалтерской отчетности, информации, анализ основных финансово-экономических показателей деятельности налогоплательщика, а также отбор объектов для проведения выездных налоговых проверок;

) предпроверочную подготовку выездных налоговых проверок - комплекс проводимых налоговым органом процедур, обеспечивающих углубленное изучение информации о налогоплательщиках, включенных в план проведения выездных налоговых проверок;

) формирование информационных ресурсов о налогоплательщиках, состоящих на налоговом учете, на основании информации из внутренних источников и внешних источников;

) соблюдение проверяющими положений Налогового Кодекса РФ, нормативных актов, методических и других указаний Министерства.

Необходимость повышения качества налогового администрирования предопределена дальнейшим усложнением функциональных обязанностей работников налоговых органов и разнообразием видов их деятельности.

Стратегия реформирования налоговой системы и практика совершенствования текущей контрольной деятельности налоговых органов связаны с улучшением организационно- методического обеспечения контрольной деятельности на основе новейших информационных технологий.

К настоящему времени региональными управлениями ФНС РФ накоплен большой опыт в области создания и использования в контрольной работе баз данных о налогоплательщиках и их экономической деятельности. Методика отбора предприятий для проведения выездных налоговых проверок основана на анализе уровня и динамики:

основных финансовых показателей деятельности налогоплательщика, в частности показателей выручки, себестоимости, прибыли от реализации, рентабельности, некоторых финансовых коэффициентов;

сумм уплаченных налогов, а также некоторых особенностей исчисления и уплаты налогов и сборов.

Значение работы налоговых органов по контролю за соблюдением налогового законодательства заключается в оценке достоверности задекларированных налогоплательщиками данных и сведений.

Перспектива совершенствования состоит в анализе основных финансово- экономических показателей деятельности налогоплательщика, а также отбор объектов для проведения выездных налоговых проверок, соблюдения проверяющими положений Налогового Кодекса РФ, нормативных правовых актов.

Таким образом, можно выделить следующие признаки налогового контроля:

.        Налоговый контроль- это разновидность государственного контроля.

.        Налоговый контроль- это одна из самостоятельных функций управления.

.        Налоговый контроль- это властный отношения, урегулированные законодательством о налогах и сборах.

.        Налоговый контроль- это особенная деятельность уполномоченных государственных органов по предупреждению и выявлению нарушений налогового законодательства.

.        Налоговый контроль направлен на выявление, предупреждение пресечение налоговых правонарушений и привлечение к ответственности.

Список используемой литературы

1. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая.

. Дуюнов А.Г. О выездных и камеральных налоговых проверках. Налоговый вестник. 2010. №8.

. Кузулгуртова А.Ш. Применение форм и методов государственного контроля за налоговыми правонарушениями в России. Бухгалтер и закон. 2011. №7.

. Расулов И.Г. Налоговый контроль как особая форма деятельности налоговых органов. Финансовое право. 2012. №7.

. Погодина Е.А. Выездная налоговая проверка: контроль со стороны руководителя. Налогообложение, учет и отчетность в страховой компании. 2012. №4

. Кочкаров А.А Налоговый контроль как средство предупреждения налоговых правонарушений. Финансовое право. 2012. №3

. Актуальные налоговые проблемы: взгляд с разных сторон. Финансы. 2008. №8.

. Турчина О.В. Проблемы повышения эффективности налогового контроля России. Налоги. 2010. №4.

. Горлов В.В. Налоговый контроль в Российской Федерации: формы и направления совершенствования. Все о налогах. 2011. №4.

. Рыжков А.О. Реализация конкретных мероприятий по повышению эффективности налогового контроля. Налоги. 2012. №31.

. О налоговых органах РФ: Закон Российской Федерации от 21 марта 1991 г. №943-1 (по состоянию на 27 июля 2006 г.).

. Регламент проведения камеральных налоговых проверок.

. Регламент проведения выездных налоговых проверок.

. Конституция Российской Федерации.

Похожие работы на - Анализ и совершенствование системы налогового контроля в России

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!