Антикоррупционная политика в городском округе Самара (на примере Департамента по вопросам общественной безопасности и контроля Администрации городского округа Самара)
Администрация
городского округа Самара
МБОУ ВО
Самарская
академия государственного и муниципального управления
Факультет
Дополнительного профессионального образования
Кафедра
"Государственного и муниципального управления, права и региональной
экономики"
Отчет о прохождении производственной
практики
Слушатель программы
профессиональной переподготовки
Е.Е. Шеремеев
Руководитель практики
от кафедры Г.А. Хмелева
Самара
2015
Содержание
Введение
.
Нормативно-правовые основы противодействия коррупции в Самарской области и
городском округе Самара
. Анализ
структуры и функциональное содержание Департамента по вопросам общественной
безопасности и контроля Администрации городского округа Самара
. Оценка
результатов антикоррупционной политики в Самарской области и городском округе
Самара
Заключение
Список
источников и литературы
Введение
25 декабря 2012 г. Губернатор Самарской области РФ Н.И. Меркушкин в своём
обращении к депутатам Самарской Губернской Думы и жителям региона отметил, что
он "…был поражен, что люди в Самарской области говорят об откатах и
взятках, как об обыденном деле" и подчеркнул, что коррупция несовместима
"…с успешным экономическим, социальным и духовным" развитием страны и
области.
Действительно, коррупция - разлагает общество, так как подрывает доверие
населения к институтам государственной власти.
В соответствии с федеральным законом от 25 декабря 2008 г. №273-ФЗ,
коррупция - это: "...злоупотребление служебным положением, …, коммерческий
подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного
положения вопреки законным интересам общества и государства…".
Губернатор Н.И. Меркушкин определил, что с его приходом к управлению
Самарской областью в 2012 г., по сравнению с 2011 г., в 5 раз возросло
количество возбужденных уголовных дел по фактам коррупции (с 13 до 66).
Рассмотрим более подробно антикоррупционную политику в городском округе
Самара, на примере Департамента по вопросам общественной безопасности и
контроля Администрации городского округа Самара.
1. Нормативно-правовые основы противодействия коррупции в Самарской
области и городском округе Самара
Антикоррупционная политика на территории Самарской области в 2012-2014
гг. осуществлялась в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от
13 марта 2012 №297.
Основным
нормативно-правовым актом государственной власти Самарской области в сфере
противодействия коррупции, в соответствии с 5 пунктом IV раздела
"Национального плана противодействия коррупции", является закон
Самарской Области от 10 марта 2009 года №23-ГД "О противодействии
коррупции в Самарской области" и постановление правительства Самарской
области от 27 ноября 2013 г. №673.
Постановление
Правительства Самарской области от 27 ноября 2013 г. №673 утверждает программу
противодействия коррупции в Самарской области на 2014-2015 гг.
Контроль, и
ответственность за выполнение данного постановления возложен на Департамент по
вопросам правопорядка и противодействия коррупции Самарской области.
Задачами программы является:
совершенствование нормативного правового регулирования в сфере
противодействия коррупции;
развитие и совершенствование комплексной системы противодействия
коррупции в органах государственной власти Самарской области и органах местного
самоуправления муниципальных образований в Самарской области;
обеспечение открытости и доступности для населения деятельности органов
государственной власти Самарской области и органов местного самоуправления
муниципальных образований в Самарской области, укрепление их связи с
гражданским обществом, стимулирование антикоррупционной активности
общественности.
В результате реализации данной программы ожидается достичь:
совершенствования системы противодействия коррупции;
устранения причин, порождающих коррупцию;
вовлечения гражданского общества в антикоррупционный процесс.
В городском округе Самара также ведется целенаправленная работа по
противодействию коррупции через деятельность Департамента по вопросам
общественной безопасности и контроля Администрации г.о. Самара, в том числе в
рамках реализации целевой программы "Противодействие коррупции в городском
округе Самара" на 2013-2015 годы, утверждённой постановлением
Администрации городского округа Самара от 29 декабря 2012 №1860.
Реализация данной программы рассчитана 2 этапа:
) 01.01-31.12.2013 г.;
) 01.01-31.12.2014 г.
На первом этапе (1 января 2013 г.-31 декабря 2013 г.), действующие
нормативные правовые акты приводятся в соответствие с принятыми
законодательными актами Российской Федерации, направленными на
совершенствование государственного управления в области противодействия
коррупции, разрабатываются методические рекомендации по их реализации, а также
утверждаются административные и должностные регламенты. Помимо этого на данном
этапе должны быть внедрены современные системы межведомственного электронного
взаимодействия.
На втором этапе (1 января 2014 г. - 31 декабря 2015 г.), осуществляется
основной запланированный объем мероприятий, который можно разделить по трём
основным направлениям:
) Нормативно-правовому регулированию;
) Организационному;
) Информационному.
. Совершенствование правовой базы в регулировании противодействия
коррупции.
Сюда входят:
разработка и внесение актуальных изменений и дополнений в муниципальные
нормативно-правовые акты во исполнение требований действующего федерального и
регионального законодательства в сфере противодействия коррупции;
выявление при проведении антикоррупционной экспертизы в проектах
нормативно-правовых актов органов местного самоуправления городского округа
Самара положений, способствующих проявлению коррупции;
размещение, в соответствии с действующим законодательством, на
официальном сайте Администрации городского округа Самара проектов
нормативно-правовых актов для возможности проведения независимой
антикоррупционной экспертизы;
разработка муниципального правового акта о порядке получения
муниципальными служащими подарков в связи с должностным положением или в связи
с исполнением служебных обязанностей, их сдачи, оценки, реализации и зачислении
в соответствующий бюджет, а также о порядке выкупа подарков;
разработка и внедрение процедур и механизмов муниципальных закупок,
препятствующих коррупционным проявлениям;
мониторинг соблюдения процедур (сроков) оказания муниципальных услуг,
предусмотренных административными регламентами, в том числе с использованием
данных, получаемых на основе анализа жалоб и обращений конечных потребителей, с
ежегодным обобщением и анализом результатов;
принятие и утверждение в муниципальных предприятиях и учреждениях,
подведомственных органам местного самоуправления городского округа Самара,
собственных планов противодействия коррупции;
представление в Департамент по вопросам общественной безопасности и
контроля ежегодных отчетов о реализации антикоррупционных мероприятий в
подведомственных муниципальных предприятиях и учреждениях.
. Организационные мероприятия по внедрение антикоррупционных механизмов в
рамках кадровой политики, через:
добровольное тестирование (опросы) среди граждан, поступающих на
муниципальную службу, либо в подведомственные учреждения, а также муниципальных
служащих - для определения их отношения к проявлениям коррупции;
внедрение в деятельность кадровых служб необходимых компьютерных программ
и электронных баз данных ("ЕГРЮЛ", "ЕГРИП" и др.),
используемых с целью проверки достоверности и полноты представляемых муниципальными
служащими сведений об их доходах (расходах), об имуществе и обязательствах
имущественного характера, а также об источниках этих доходов и доходах,
имуществе и обязательствах имущественного характера членов их семьи;.
проведение ежегодных проверок достоверности и полноты, представляемых
муниципальными служащими сведений о доходах (расходах), об имуществе и
обязательствах имущественного характера;
проведение проверок соблюдения муниципальными служащими ограничений,
запретов и требований к служебному поведению, предусмотренных законодательством
о муниципальной службе.
. Информационное обеспечение прозрачности деятельности органов местного
самоуправления, через:
продвижение и совершенствование работы антикоррупционного
информационно-электронного ресурса на официальном сайте Администрации
городского округа Самара в сети интернет;
проведение в общественных приемных Администраций районов городского
округа Самара и общественной приемной Управления по работе с обращениями
граждан дней личного приема граждан по вопросам противодействия коррупции;
информационное сопровождение исполнения мероприятий программы
"Противодействие коррупции в городском округе Самара" в средствах
массовой информации;
проведение мониторинга эффективности деятельности органов местного
самоуправления городского округа Самара по реализации государственной политики
в сфере противодействия коррупции с ежегодным обобщением и анализом
результатов.
Реализация этой программы осуществляется за счет средств бюджета
городского округа Самара в рамках текущего финансирования основной деятельности
и не требует дополнительных денежных средств из бюджета городского округа
Самара.
Выполнение мероприятий данной программы позволит:
усовершенствовать нормативно-правовую базу городского округа Самара;
минимизировать уровень коррупции при исполнении муниципальных функций и
предоставлении муниципальных услуг в структуре органов местного самоуправления
городского округа Самара;
снизить число коррупционных правонарушений со стороны муниципальных
служащих при осуществлении ими должностных полномочий;
укрепить доверие граждан к деятельности органов местного самоуправления;
повысить качество и доступность муниципальных услуг;
сформировать систему открытости и доступности информации о деятельности
органов местного самоуправления при разработке и принятии решений по важнейшим
вопросам жизнедеятельности городского округа Самара.
2. Анализ структуры и функциональное содержание Департамента по вопросам
общественной безопасности и контроля Администрации городского округа Самара
Департамент по вопросам общественной безопасности и контроля
Администрации городского округа Самара - является отраслевым (функциональным)
органом Администрации городского округа Самара, через который Администрация
городского округа Самара осуществляет свои полномочия в области общественной
безопасности, контроля деятельности отраслевых (функциональных) и
территориальных органов Администрации городского округа Самара, противодействия
коррупции в сфере муниципальной деятельности.
Департамент подчиняется заместителю Главы городского округа Самара,
курирующему вопросы по взаимодействию с органами государственной власти.
Миссией Департамента по вопросам общественной безопасности и контроля,
является обеспечение безопасности граждан, противодействие коррупции, а также
осуществление контроля за деятельностью муниципальных служащих г.о. Самара.
Структура Департамента по вопросам общественной безопасности и контроля
Администрации городского округа Самара утверждается распоряжением Главы
городского округа Самара.
Руководство деятельностью Департамента осуществляет руководитель
Департамента, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Главой
городского округа Самара.
Руководитель Департамента осуществляет свою деятельность с помощью трех
своих заместителей, которые являются руководителями управлений. В общей
сложности в Департаменте и его управлениях задействовано 35 муниципальных
служащих.
Рис. 1. Организационная структура
Департамента по вопросам общественной безопасности и контроля
Администрации городского округа Самара
Рисунок 1 показывает линейно-функциональную систему управления в
рассматриваемом нами Департаменте, что, в целом, характерно для всех
административных учреждений Российской Федерации.
В соответствии с распоряжением Главы городского округа Самара от 18
декабря 2012 №114-р в состав Департамента по вопросам общественной безопасности
и контролю входят:
. Управление по взаимодействию с государственными органами;
. Контрольное управление;
. Управление экономической безопасности и противодействие коррупции.
Рассмотрим их функциональные задачи.
Управление по взаимодействию с государственными органами - обеспечивает
взаимодействие Администрации с правоохранительными органами и силовыми
структурами по вопросам организации охраны общественного порядка и профилактики
правонарушений, организацию взаимодействия Администрации с правоохранительными
органами и силовыми структурами.
Контрольное управление - осуществляет свою деятельность исходя из анализа
состояния законности и правопорядка в городском округе Самара на основе текущих
планов, утвержденных руководителем Департамента, а также его указаний и
распоряжений.
Управление экономической безопасности и противодействие коррупции -
занимается проверкой бюджета на наличие финансовых утечек, то есть
неоправданных расходов из городского бюджета.
В данное Управление входят два отдела:
) отдел противодействие коррупции в сфере муниципальной деятельности;
) отдел экономической безопасности.
Отдел противодействия коррупции в сфере муниципальной деятельности -
является структурным подразделением Управления экономической безопасности и
противодействия коррупции Департамента по вопросам общественной безопасности и
контроля Администрации г.о. Самара и подчиняется руководителю Управления.
Отдел противодействия коррупции в сфере муниципальной деятельности
осуществляет реализацию антикоррупционной политики Администрации городского
округа Самара в соответствии с действующим законодательством.
Сотрудники отдела назначаются и освобождаются от должности распоряжением
Главы городского округа Самара по согласованию с руководителем Департамента и
руководителем Управления.
Рассмотрим организационную структуру управления отдела противодействия
коррупции в сфере муниципальной деятельности управления экономической
безопасности и противодействия коррупции Департамента по вопросам общественной
безопасности и контроля Администрации городского округа Самара.
Рис. 2. Организационная структура Отдела противодействия коррупции в
сфере муниципальной деятельности Департамента по вопросам общественной
безопасности и контроля Администрации городского округа Самара
Всего в данном отделе задействовано 5 должностных лиц. Их
профессионально-квалификационную характеристику муниципальных служащих отдела,
мы можем отразить с помощью нижеприводимой таблицы.
Таблица 1
Кадровый состав отдела противодействия коррупции в сфере муниципальной
деятельности
Пол
|
Возраст
|
Образование
|
Стаж
работы(общий/муниципальный)
|
муж
|
42
|
Высшее
|
25/6
|
муж
|
46
|
Высшее
|
29/7
|
муж
|
44
|
Высшее(2)
|
27/4
|
муж
|
30
|
Высшее
|
6/6
|
муж
|
49
|
Высшее
|
34/27
|
Отдел противодействия коррупции в сфере муниципальной деятельности
Департамента по вопросам общественной безопасности и контроля Администрации
городского округа Самара также отличает возрастная стабильность кадров.
Рис. 3. Возраст сотрудников Отдела противодействия коррупции в сфере
муниципальной деятельности Департамента по вопросам общественной безопасности и
контроля Администрации городского округа Самара
Однако, сотрудников отдела, на наш взгляд, отличает недостаточный опыт
работы в муниципальных органах власти: 4 человека (или 80%) работают в муниципальных
органах власти не более 7 лет.
Рис. 4. Муниципальный стаж работы служащих Отдела противодействия
коррупции в сфере муниципальной деятельности Департамента по вопросам
общественной безопасности и контроля Администрации городского округа Самара
Таким образом, мы видим, что Департамент по вопросам общественной
безопасности и контроля Администрации г.о. Самара обладает широкими
полномочиями и укомплектован высокопрофессиональным штатом сотрудников.
Департаментом по вопросам общественной безопасности и контроля
Администрации городского округа Самара в рамах реализации долгосрочной целевой
программой "Противодействие коррупции в городском округе Самара" на
2013-2015 годы была проведена определенная работа.
Во-первых, проведено совершенствование нормативно-правовой базы в сфере
противодействия коррупции на территории городского округа Самара.
Для выполнения данной задачи в 2012-2013 гг. была проведена
антикоррупционная экспертиза 265 проектов муниципальных нормативно-правовых
актов.
Кроме того, разработаны и внесены 9 изменений и дополнений в
муниципальные нормативные правовые акты во исполнение требований действующего
федерального и регионального законодательства в сфере противодействия
коррупции.
Во-вторых, в органах местного самоуправления городского округа Самара
проведены организационно-управленческие мероприятия, через:
обеспечение регулярной деятельности комиссии Администрации городского
округа Самара по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных
служащих и урегулированию конфликта интересов;
В-третьих, выполнены мероприятия по обеспечению функционирования
телефонов "горячей линии" по вопросам противодействия коррупции,
интернет-приемных, электронных почтовых адресов и других информационных
каналов, позволяющих гражданам сообщить (в том числе в режиме реального
времени) о ставших им известными фактах коррупции, причинах и условиях,
способствующих совершению коррупционных правонарушений и преступлений.
3. Оценка результатов антикоррупционной политики в Самарской области и
городском округе Самара
декабря 2012 года Губернатор Самарской области Н.И. Меркушкин в своем
обращении к депутатам Самарской Губернской Думы и жителям региона отметил, что
он "…был поражен, что люди в Самарской области говорят об откатах и
взятках, как об обыденном деле"; что коррупция несовместима "…с
успешным экономическим, социальным и духовным" развитием страны и области.
Николай Иванович Меркушкин определил, что в 2012 г., по сравнению с 2011
г., в 5 раз возросло количество возбужденных уголовных дел по фактам коррупции:
с 13 до 66.
В рамках национального плана по противодействию коррупции на 2012-2013
годы, всеми органами исполнительной власти и местного самоуправления Самарской
области выполнено требование по кадровому укреплению подразделений по
профилактике коррупционных и иных нарушений. Соответствующие функции закреплены
за должностными лицами кадровых служб. Приняты ведомственные и муниципальные
программы по противодействию коррупции, действуют межведомственные
муниципальные комиссии по соблюдению требований к служебному поведению
государственных (муниципальных) служащих и урегулированию конфликта интересов.
Специальными комиссиями органов исполнительной власти и местного
самоуправления Самарской области проведено 458 проверок соблюдения
государственными и муниципальными служащими установленных ограничений и
запретов, а также требований о предоставлении или урегулировании конфликта
интересов.
Органами исполнительной власти и местного самоуправления Самарской
области в целях профилактики коррупции проведена работа по выявлению и
устранению коррупционных факторов в нормативных актах и их проектах.
Количество прошедших экспертизу документов возросло на 1/3 (свыше 27
тысяч), но одновременно в той же пропорции увеличилось число установленных в
них коррупциогенных факторов. В итоге 1,5% нормативных документов и их проектов
не соответствуют установленным антикоррупционным требованиям по следующим
основаниям:
широта дискреционных полномочий;
отсутствие или неполнота административных процедур;
принятие нормативного правового акта за пределами компетенции,
юридико-лингвистическая неопределенность.
Основная масса указанных коррупциогенных факторов выявлена в
муниципальных нормативных актах и их проектах, устанавливающих процедуры
расходования бюджетных средств, регулирующих порядок предоставления земельных
участков и правоотношения в сфере поддержки и развития предпринимательства.
Несмотря на принятые организационные меры по противодействию коррупции и
увеличение числа проверочных мероприятий, допускаются случаи нарушения антикоррупционного
законодательства в части урегулирования конфликта интересов.
Так, в отношении сотрудника министерства здравоохранения Самарской
области и муниципального служащего мэрии городского округа Тольятти установлены
факты совершения коррупционного правонарушения, выразившиеся в неисполнении
обязанностей государственного (муниципального) служащего по недопущению любой
возможности возникновения конфликта интересов.
В ходе мониторинга также выявлен более чем двукратный рост числа
служащих, привлеченных к ответственности за различные коррупционные
правонарушения, что свидетельствует о недостаточном знании антикоруппционного
законодательства.
Анализ работы комиссий по соблюдению требований к служебному поведению
государственных (муниципальных) служащих и урегулированию конфликта интересов
показал, что при незначительном росте числа выявленных нарушений при проверке
достоверности сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного
характера на 1/3 уменьшилось количество служащих, на которых наложены взыскания.
Так, 18 должностных лиц мэрии городского округа Тольятти представили
неверные сведения о доходах, но дисциплинированной ответственности избежали в
связи с истечением срока применения взыскания.
Данная практика свидетельствует о формальном подходе специальных комиссий
к принятию мер реагирования.
В ряде муниципалитетов выявлен низкий уровень исполнительской дисциплины.
В 2,3 раза (с 19 до 45 тысяч) увеличилось количество жалоб на бездействие
органов местного самоуправления. О некачественном рассмотрении обращений
поступают жалобы граждан в основном из городских округов Самара, Тольятти,
Сызрань, муниципальных районов Безенчукский, Большеглушицкий, Кинельский.
В целом, борьба с коррупцией ведется недостаточно наступательно, но есть
и хорошие результаты. Так, в городском округе Самара возбуждены уголовные дела
по злоупотреблениям чиновников в системе жилищно-коммунального хозяйства по
фактам присвоения средств, собранных с граждан за оказанные услуги, незаконного
отчуждения муниципального жилья. Арестованы руководители крупных муниципальных
структур. За получение взятки приговорен к уплате штрафа в размере 10,85 млн.
рублей бывший руководитель городского департамента благоустройства.
В муниципальных районах области также возбуждены и направлены в суд уголовные
дела по факту получения взятки, превышение должностных обязанностей.
Например, в муниципальном районе Красноярский за превышение должностных
полномочий и мошенничество при выдаче фиктивных справок из похозяйственных книг
о наличии земельных участков осуждены главы сельских поселений.
По итогам 2013 года количество выявленных правоохранительными органами
преступлений коррупционной направленности сократилось на 2,6% (с 725 до 706).
Одновременно на 43% увеличилось число приостановленных дел (с 28 до 40) в связи
с неустановлением розыском лица, совершившего преступление. На 65% уменьшилось
число зарегистрированных преступлений, связанных с превышением должностных
полномочий и злоупотреблением должностными полномочиями (с 40 до 14).
Сократилось количество расследовяемых преступлений в трех наиболее крупных
городских округах (Самара, Тольятти, Сызрань) и 11 муниципальных районах.
На 15% стало больше выявленных фактов взяточничества. Однако этот
показатель вырос за счет дачи мелких взяток рядовым сотрудникам
госавтоинспекициий и дежурных частей. Единичными являются случаи выявления
взятки в крупном размере служащим, занимающим руководящие должности.
Мы считаем, что создается видимость благополучия в борьбе с коррупцией.
Так, в 14 муниципальных районах области, то есть более чем в половине, не
выявлен ни один факт получения, дачи взятки или посредничества во взятничестве,
что свидетельствует о снижении работы правоохранительных органов по
противодействию коррупции.
В сфере борьбы с коррупцией проведена определенная работа и прокуратурой
Самарской области. На основании прокурорского реагирования 1872 лица привлечены
в дисциплинарной ответственности, 673 должностных лица наказаны в
административном порядке. Органами прокуратуры направлено 126 материалов в
органы следствия и дознания. По установлениям прокуроров возбуждено 90
уголовных дел.
За 2013 год судами Самарской области рассмотрено 191 уголовное дело (в
отношении 203 лиц) о преступлениях коррупционной направленности. За совершение
преступлений коррупционной направленности осуждено 185 лиц.
Контингент осужденных за преступления коррупционной направленности -
рядовые сотрудники полиции, государственные и муниципальные служащие,
сотрудники здравоохранения и образования. Так, осуждено 16 сотрудников полиции,
5 глав администраций сельских поселений, 1 специалист министерства
экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области, 5 работников
образования, 1 судебный пристав, 14 работников здравоохранения, 5 сотрудников
ФСИН России, 1 руководитель бюро судебно-медицинской экспертизы.
Стоит отметить, что функции по предоставлению Департаментом по вопросам
правопорядка и противодействия коррупции отчетов о проделанной работе должно
было бы размещаться на сайте этого департамента. Однако, по настоящее время, сайт
отсутствует.
В рамках темы нашего исследования, необходимо отметить, что доля граждан
удовлетворенных деятельностью органов местного самоуправления по обеспечению
ими реализации антикоррупционной политики в городском округе Самара составила
49%, что ниже планового показателя на период начала реализации программы в 2013
году (50%) - на 1%.
Антикоррупционная экспертиза 265 проектов муниципальных нормативных
правовых актов, лишь в 37 из них выявила коррупциогенные факторы, что также на
6% от запланированного показателя в 92%.
Однако положительную динамику снижения демонстрирует доля муниципальных
служащих Администрации городского округа Самара, представивших недостоверные
или неполные сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах
имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и
обязательствах имущественного характера членов своей семьи. Доля таких лиц
составила лишь 1,9% от общего числа муниципальных служащих.
Помимо этого, в 2013 году антикоррупционное обучение прошли 38 муниципальных
служащих Администрации городского округа Самара (плановое значение 30). Для
сравнения в 2011 году обучение прошли 31 муниципальный служащий, а в 2012 году
25. Таким образом, степень достижения целевых индикаторов в 2013 году по этому
критерию - больше запланированного показателя на 26%.
Также возросло количество информационных материалов антикоррупционной
направленности, опубликованных в средствах массовой информации и сети Интернет,
в том числе на официальном сайте Администрации городского округа Самара: в 2013
году опубликовано 287 информационных материалов при плановом значении 25. Для
сравнения данный показатель в 2011 году составлял 22, а в 2012 году 20. Таким
образом, степень достижения целевых индикаторов в 2013 году по этому критерию
превышена в 58 раз.
На 11% перевыполнено количество проведенных совместных с представителями
правоохранительных органов выездных приемов граждан по вопросам противодействия
коррупции. В 2013 году их число составило 10 приемов, при плановом значении 9.
Оценка эффективности реализации антикоррупционной программы в г.о. Самара
определяется на основе расчетов по следующей формуле:
(1)
где Е - эффективность реализации программы, коэффициент;, Pf2, Pfn -
фактическое значение индикаторов (показателей), достигнутых в ходе реализации
программы;, PN2, PNn - нормативные значения индикаторов (показателей),
утвержденных программой;- количество индикаторов (показателей) программы.
Степень эффективности реализации программы оценивается в зависимости от
величины значения показателя Е:≥1 - высокая эффективность реализации
программы;
>Е≥0,75 - средняя эффективность реализации программы;
Е<0,75 - низкая эффективность реализации программы.
Е =
Таким образом, мы видим, что показатель эффективности реализации
антикоррупционной программы в 2013 году в г.о. Самара составил 3,05.
Однако, на наш взгляд, это свидетельство "высокой
эффективности" антикоррупционной политики в 2013 году в городском округе
Самара основано по формализованным критериям: обучения муниципальных служащих,
публикациям в средствах массовой информации и дополнительной профилактической
беседе.
Результаты опросов общественного мнения в 2013 году показали, что более
56% (в 2012 году - 86%) респондентов на вопрос "Существует ли в Самарской
области проблема коррупции, подкупа государственных чиновников разных
уровней?" - ответили утвердительно 33% (в 2012 году - 31%).
Наиболее коррумпированными сферами деятельности население считает систему
здравоохранения - 60% (62%), правоохранительные органы - 59% (60%), систему
образования - 59% (57%), органы исполнительной власти - 56% (55%), органы
местного самоуправления - 53% (55%), органы законодательной власти - 58% (52%).
Подводя итоги этой главы, мы должны отметить, что антикоруппционная
политика в г.о. Самара и Самарской области, как и в России в целом, о чем ярко
свидетельствует пример экс-министра обороны РФ г. Сердюкова (2012-2013 гг.) -
свелось к состязаниям "бумажными мечами": публикациям в СМИ и
"профилактическому" обучению муниципальных служащих. Единственной
мерой практического характера можно считать лишь антикоруппционный мониторинг
законодательства.
Таким образом, по настоящему эффективная борьба с коррупцией в
государственных и муниципальных органах власти России должна иметь иные формы и
методы, а также механизмы своей реализации.
Заключение
Коррупция - это сложное и неоднозначно понимаемое явление, которое
развивается во времени, имеет исторический характер и существенно зависит от
социальных условий и традиций той или иной страны.
Несмотря на различие формулировок, во всех определениях коррупции в
качестве ключевых можно выделить:
) умышленность действий;
) злоупотребление служебным положением;
) незаконность получения доходов;
) корыстный интерес.
В соответствии с федеральным законом от 25 декабря 2008 г. №273-ФЗ,
коррупционные отношения - это отношения, устанавливающиеся в рамках преступного
взаимодействия лиц, целью которых является извлечение выгоды, а применяемые
средства носят преступный характер.
Давая характеристику состояния нормативно-правовой базы по борьбе с
коррупцией в РФ, необходимо отметить, что с момента принятия национального
плана по противодействию коррупции, Федеральным Собранием РФ был принят пакет
антикоррупционных законов.
По данным Генеральной Прокуратуры РФ, в 2013 году, по сравнению с
предшествующим годом, было выявлено 42 тыс. 506 преступлений коррупционной
направленности (-14,2%). Но, число преступлений, предусмотренных статьей 290 УК
РФ (получение взятки), в 2013 году в Российской Федерации увеличилось на 2% (с
6 тыс. 576 до 6 тыс. 710).
Генпрокуратура отмечает, что Поволжский федеральный округ отличает
наивысшая доля эпизодов коррупционной направленности, от общего количества
преступлений (≈22%).
Антикоррупционная политика на территории Самарской области в 2012-2014
гг. осуществлялась в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от
13 марта 2012 №297. Основным нормативно-правовым актом государственной власти
Самарской области в сфере противодействия коррупции, в соответствии с пунктом 5
IV раздела "Национального плана противодействия коррупции", является
закон Самарской Области от 10 марта 2009 года №23-ГД "О противодействии
коррупции в Самарской области" и постановление правительства Самарской
области от 27 ноября 2013 г. №673.
В городском округе Самара также ведется целенаправленная работа по
противодействию коррупции через деятельность Департамента по вопросам
общественной безопасности и контроля Администрации г.о. Самара, в том числе в
рамках реализации целевой программы "Противодействие коррупции в городском
округе Самара" на 2013-2015 годы.
декабря 2012 года Глава Администрации Самарской области Николай Иванович
Меркушкин определил, что в 2012 г., по сравнению с 2011 г., в 5 раз возросло
количество возбужденных уголовных дел по фактам коррупции: с 13 до 66.
Однако мы должны отметить, что антикоррупционная политика в г.о. Самара
и Самарской области, как и в России в целом, - свелась к состязаниям
"бумажными мечами": публикациям в СМИ и "профилактическому"
обучению муниципальных служащих. Единственной мерой практического характера
можно считать лишь антикоррупционный мониторинг законодательства.
коррупция самарский общественный политика
Список источников и литературы
Источники
Законодательные
акты Российской Федерации
1. Конституция
(Основной Закон) РФ, принятая на общенародном референдуме 12 декабря 1993 г. (с
учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от
30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 №7-ФКЗ, от 05.02.2014 г. №2-ФКЗ) // Официальный
интернет-портал правовой информации "Государственная система правовой
информации" [Электронный ресурс]. URL: http://www.pravo.gov.ru/ (дата
обращения: 27 апреля 2015 г.);
2. Федеральный
закон "О противодействии коррупции" от 25 декабря 2008 г. №273-ФЗ (с
изменениями на 28 дек. 2013 г.) // Справочно-правовая система
"ГАРАНТ" [Электронный ресурс]. URL: http://base.garant.ru/12164203/
(дата обращения: 14 апреля 2015 г.);
. Федеральный
закон "О государственной гражданской службе Российской Федерации" от
27 июля 2004 г. №79-ФЗ (с изменениями на 2 апр. 2014 г.) // Справочно-правовая
система "ГАРАНТ" [Электронный ресурс]. URL:
http://base.garant.ru/12136354/ (дата обращения: 10.04.2015 г.);
. Федеральный
закон "О муниципальной службе Российской Федерации" от 2 марта 2007г.
№25-ФЗ (с изменениями на 4 марта 2014 г.) // Справочно-правовая система
"ГАРАНТ" [Электронный ресурс]. URL: http://base.garant.ru/12152272/
(дата обращения: 5 апреля 2015 г.);
6. Федеральный
закон "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ,
оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" от 21 июля 2005
г. №94-ФЗ (с изменениями от 7 июня 2013 г.) // Справочно-правовая система
"ГАРАНТ" [Электронный ресурс]. URL: http://base.garant.ru/12141175/
(дата обращения: 6 апреля 2015 г.);
7. Указ
Президента Российской Федерации "О мерах по противодействию
коррупции" от 19 мая 2008г. №815 (с изменениями на 14 февр. 2014 г.) //
Справочно-правовая система "ГАРАНТ" [Электронный ресурс]. URL:
http://base.garant.ru/12160468/ (дата обращения: 28 февраля 2015 г.);
. Указ
Президента Российской Федерации "О стратегии национальной безопасности
Российской Федерации до 2020года" от 12 мая 2009 г. №537 //
Справочно-правовая система "ГАРАНТ" [Электронный ресурс]. URL:
http://base.garant.ru/195521/ (дата обращения: 18 февраля 2015 г.);
. Указ
Президента Российской Федерации "Об утверждении перечня должностей
федеральной государственной службы, при назначении на которые граждане и при
замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять
сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного
характера а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах
имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних
детей" от 18 мая 2009 г. №557 (с изменениями на 30 марта 2012 г.) //
Справочно-правовая система "ГАРАНТ" [Электронный ресурс]. URL:
http://base.garant.ru/195552/ (дата обращения: 17 февраля 2015 г.);
. Указ
Президента Российской Федерации "О представлении гражданами, претендующими
на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными
государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах
имущественного характера" от 18 мая 2009г. №559 (с изменениями на 3 дек.
2013 г.) // Справочно-правовая система "ГАРАНТ" [Электронный ресурс].
URL: http://base.garant.ru/195554/ (дата обращения: 8 февраля 2015 г.);
. Указ
Президента Российской Федерации "О Национальном плане противодействия
коррупции на 2012-2013 годы и внесении изменений в некоторые акты Президента
Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции" от 13 марта
2012 г №297 Справочно-правовая система "ГАРАНТ" [Электронный ресурс].
URL: http://base.garant.ru/70147070/ (дата обращения: 18 марта 2015 г.);
. Постановление
Правительства РФ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых
актов" от 26 февраля 2010 г. №96 // Справочно-правовая система
"ГАРАНТ" [Электронный ресурс]. URL: http://base.garant.ru/197633/
(дата обращения: 10 апреля 2015 г.);
. Приказ
Минюста России "Об аккредитации юридических и физических лиц в качестве
независимых экспертов, уполномоченных на проведение экспертизы проектов
нормативных правовых актов и иных документов на коррупциогенность" от 31
марта 2009г. № 92 (с изменениями на 15 марта 2013 г.) // Справочно-правовая
система "ГАРАНТ" [Электронный ресурс]. URL:
http://www.garant.ru/products/ipo/ prime/doc/95316/ (дата обращения: 3 марта
2015 г.);
. Приказ
Минюста России "Об организации работы по проведению антикоррупционной
экспертизы нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и Уставов
муниципальных образований" от 1 апреля 2010 г. №77 (с изменениями на 27
авг. 2013 г.) // Справочно-правовая система "ГАРАНТ": [Электронный
ресурс]. URL: http://base.garant.ru/12174990/ (дата обращения: 25 марта 2015
г.);
. Путин
В.В. Ежегодное послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию
Российской Федерации от 8 июля 2000 г. // Электронный фонд правовой и
нормативно-технической документации [Электронный ресурс]. URL:
http://docs.cntd.ru/document/ 901764271 (дата обращения: 16 апреля 2015 г.);
. Путин
В.В. Ежегодное послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию
Российской Федерации от 3 апреля 2001 г. // Официальный сайт Президента
Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL:
http://archive.kremlin.ru/text/appears/ 2001/04/28514.shtml (дата обращения: 25
января 2015 г.);
. Путин
В.В. Ежегодное послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию
Российской Федерации от 25 апреля 2005 г. // Официальный сайт Президента
Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL:
http://www.kremlin.ru/transcripts/17118 (дата обращения: 13 февраля 2015 г.);
. Национальный
план противодействия коррупции, утверждён Президента РФ 31 июля 2008 г. Пр.
№1568 // Справочно-правовая система "ГАРАНТ" [Электронный ресурс].
URL: http://www.garant.ru/products/ ipo/prime/doc/93679/ (дата обращения: 18
февраля 2015 г.);
. Стратегия
национальной безопасности Российской Федерации до 2020г., утверждена Указом
Президента РФ от 12 мая 2009 г. №537 // Справочно-правовая система
"ГАРАНТ" [Электронный ресурс]. URL: http://base.garant.ru/195521/
(дата обращения: 29 марта 2015 г.).
. Международные
законодательные акты ратифицированные Российской Федерацией:
21. Европейская
Конвенция о взаимной правовой помощи по уголовным делам ETS №030 от 20 апреля
1959 г. (с изменениями и дополнениями) // Справочно-правовая система
"ГАРАНТ" [Электронный ресурс]. URL:
http://base.garant.ru/2541058/#ixzz35da086bb (дата обращения: 19 марта 2015
г.);
22. Конвенция
о получении за границей доказательств по гражданским или торговым делам от 18
марта 1970 г. // Справочно-правовая система "ГАРАНТ" [Электронный
ресурс]. URL: http://base.garant.ru/2541626/ (дата обращения: 23 марта 2015 г.);
. Конвенция
Совета Европы об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от
преступной деятельности ETS №198 от 8 ноября 1990 г. // Справочно-правовая
система "ГАРАНТ" [Электронный ресурс]. URL:
http://base.garant.ru/2541079/ (дата обращения: 19 февраля 2015 г.);
. Конвенция
о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным
делам от 22 января 1993 г. // Справочно-правовая система "ГАРАНТ"
[Электронный ресурс]. URL: http://base.garant.ru/10119702/ (дата обращения: 22
февраля 2015 г.);
. Конвенция
Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 г. //
Справочно-правовая система "ГАРАНТ" [Электронный ресурс]. URL:
http://base.garant.ru/2560783/ (дата обращения: 14 февраля 2015 г.);
. Конвенция
Совета Европы о гражданско-правовой ответственности за коррупцию ETS №174 от 4
ноября 1999 г. // Справочно-правовая система "ГАРАНТ" [Электронный
ресурс]. URL: http://base.garant.ru/4089549/ (дата обращения: 7 февраля 2015
г.);
. Конвенция
ООН против транснациональной организованной преступности от 15 ноября 2000 г.
// Справочно-правовая система "ГАРАНТ" [Электронный ресурс]. URL:
http://base.garant.ru/2561303/ (дата обращения: 4 февраля 2015 г.);
. Конвенция
ООН против коррупции от 31 октября 2003 г. // Справочно-правовая система
"ГАРАНТ" [Электронный ресурс]. URL: http://base.garant.ru/2563049/
(дата обращения: 24 февраля 2015 г.).
. Нормативно-правовые
акты Самарской области:
. Устав
(Основной Закон) Самарской области, принят решением Самарской Губернской Думы
от 5 декабря 2006 г. №2679 (в редакции Законов Самарской области на 10 октября
2012 г.) // Официальный сайт Самарской Губернской Думы [Электронный ресурс].
URL: http://samgd.ru/samara_region/regulations/ (дата обращения: 15 января 2015
г.);
. Закон
Самарской области "О противодействии коррупции в Самарской области"
от 10 марта 2009 г. №23-ГД // Справочно-правовая система "ГАРАНТ"
[Электронный ресурс].URL: http://www.garant.ru/ hotlaw/samara/193666/ (дата
обращения: 26 февраля 2015 г.);
. Послание
Губернатора Самарской области Н.И. Меркушкина депутатам Самарской Губернской
Думы и жителям региона от 26 декабря 2912 г. Самара: Без издательства, 2013. 29
с;
. Постановление
Правительства Самарской области "Об утверждении государственной программы
Самарской области "Противодействие коррупции в Самарской области на
2014-2015 годы" от 27 ноября 2013 г. №673 // Официальный сайт
Правительства Самарской области [Электронный ресурс]. URL:
http://samaraanticorr.ru/main/legislation/regional_legislation/decree_governor_samara_region/
(дата обращения: 23 февраля 2015 г.);
. Сводный
отчет о реализации мер антикоррупционной деятельности в Самарской области
Департамента по вопросам правопорядка т противодействия коррупции Самарской
области за 2013 год, от 14 мая 2014 г.
. Нормативно-правовые
акты Администрации г.о. Самара:
. Устав
(Основной Закон) городского округа Самара, принят решением Думы городского
округа Самара от 10 июля 2006 г. №294 (с изменениями на 27 марта 2014 г.) //
Официальный сайт Думы городского округа Самара [Электронный ресурс]. URL:
http://www.gorduma.samara.ru/ustav/ (дата обращения: 10 января 2015 г.);
. Распоряжение
Администрации городского округа Самара "Об утверждении Положения о
Департаменте по вопросам общественной безопасности и контроля Администрации
городского округа Самара и структуры Департамента по вопросам общественной
безопасности и контроля Администрации городского округа Самара" от 18
декабря 2012 г. №114-р., П. 1.1. // Официальный сайт Администрации г.о. Самара
[Электронный ресурс]. URL: http://www.city.samara.ru/administration/ dept/3556
(дата обращения: 25 марта 2015 г.);
. Постановление
Администрации г.о. Самара "Об утверждении долгосрочной целевой программы в
г.о. Самара "Противодействие коррупции в г.о. Самара" на 2013-2015
годы от 29 декабря 2012 г. №1860 // Официальный сайт Администрации г.о. Самара
[Электронный ресур]. URL: http://www.city.samara.ru/administration/dept/959
(дата обращения: 24 марта 2015 г.);
. Положение
об отделе противодействия коррупции в сфере муниципальной деятельности
управления экономической безопасности и контролю, утверждено 31декабря 2013 г.
руководителем Департамента по вопросам общественной безопасности и контроля
Администрации г.о. Самара;
. Паспорт
долгосрочной целевой программы городского округа Самара "Противодействие
коррупции в городском округе Самара" на 2013-2015 годы // Официальный сайт
Администрации г.о. Самара [Электронный ресурс]. URL: http://www.city.samara.ru/
(дата обращения: 22 марта 2015 г.);
. Долгосрочная
целевая программа городского округа Самара "Противодействие коррупции в
городском округе Самара" на 2013-2015 гг., утверждена постановлением
Администрации г.о. Самара 29 декабря 2012 г. №1860 // Электронный фонд правовой
и научно-технической документации [Электронный ресурс]. URL: http://docs.cntd.ru/document/464002604
(дата обращения: 19 марта 2015 г.);
. Методика
оценки эффективности реализации долгосрочной целевой программы городского
округа Самара "Противодействие коррупции в городском округе Самара"
на 2013-2015 годы // Официальный сайт Администрации г.о. Самара [Электронный
ресурс]. URL: http://www.city.samara.ru/administration/dept/959 (дата
обращения: 19 марта 2015 г.);
. Пояснительная
записка к отчету по исполнению программы "Противодействие коррупции в
городском округе Самара на 2013-2015 годы" Администрация г.о. Самара
[Электронный ресурс]. URL: http://www.city.samara.ru/administration/dept/959
(дата обращения: 25 марта 2015 г.).
Литература
. Агеев
В.Н. Ограничение прав лиц, занимающих государственные должности, как способ
противодействия "государственной коррупции" // Следователь. Казань,
2000. №8. С. 4-8;
. Алексеева
Р.А., Журавлева О.О., Лукьянова В.Ю., Цирина А.М. Библиография по теме
"противодействие коррупции". М.: без издательства, 2012. 42 с.
[Электронный ресурс]. URL: http://www.izak.ru/sites/default/files/6_
bibliografiya_po_protivodeystviyu_korrupcii_21.09.2012.doc (дата обращения: 28
февраля 2015 г.);
. Андрианов
В. Опыт зарубежных стран по борьбе с коррупцией // Общество и экономика. М.,
2011. №11. С. 34-37;
. Артемьев
А. Молчание - знак коррупции // Российское интернет-издание "Газета.
Ru". М., 2010. 26 окт. [Электронный ресурс]. URL:
http://www.gazeta.ru/politics/2010/10/26_a_3431581.shtml (дата обращения: 16
февраля 2015 г.);
. Бакунин
М.А. Коррупция. О Макиавелли. Развитие государственности // Вопросы философии.
М., 1990. №12. С. 24-30;
. Безверхов
А. Коррупция как криминологическая категория // Уголовное право. М., 2010. №6.
С. 85-89;
. Берлин
А., Григор Г. Корпоративный лоббизм: теория и практика. М.: Международный университет,
2005. С. 86-90;
. Болдырев
Ю.Ю. Коррупция - системное свойство постсоветского российского капитализма:
(научно-публицистические заметки) // Российский экономический журнал. М., 2011.
№2. С. 14-34;
. Быстрова
А.С., Сильвестрос М.В. Феномен коррупции: некоторые исследовательские подходы
// Журнал социологии и социальной антропологии. М., 2000. Т. 3. Вып. 1. С.
19-49;
. Васильев
В.И. Борьба с коррупцией и местное самоуправление // Журнал российского права.
М., 2012. №4. С. 5-17;
. Горбачева
А.Ф. Коррупция и антикоррупционная политики. М.: АйТи, 2010. 234 с.;
. Гостева
С.Р. Противодействие коррупции - важнейшее условие укрепления национальной
безопасности России // Юридический мир. М., 2011. №1. С. 12-20;
. Зайцева
О.В. Административный ресурс в избирательных кампаниях как форма проявления
коррупции // Правовая политика и правовая жизнь. М., 2010. №3. С. 19-24;
. Изотов
М.О. Коррупция в современной России. Автореф. дисс. … канд. философ. наук.
Орёл, 2012. 24 с.;
. Илюхина
Р.В., Е.А. Федотова. Социально-экономические основы коррупции и ее влияние на
экономическую безопасность России // Вестник Академии экономической
безопасности МВД России. М.,2010. №10. С. 14-18;
. Исправникова
Н.Р. Эффективная траектория развития реформ: институциональные возможности и
коррупционные ограничения // Национальная безопасность. М., 2011. №2. С. 10-21;
. Карпович
О.Г. Некоторые особенности борьбы с коррупцией в России // Российский
следователь. М., 2010. №11. С. 22-25;
. Клейнер
В. Антикоррупционная стратегия бизнеса в России // Вопросы экономики. М., 2011.
№4. С. 32-46;
. Коваль
А. Государственная политика в области противодействия коррупции // Законность.
М., 2010. №10. С. 43-47;
. Короткова
О.И. Коррупция как кризис системы управления государственной собственностью //
Государственная власть и местное самоуправление. М., 2010. №5. С. 44-48;
. Коррупция
бессмертна, но бороться с ней все равно надо // Пресс-выпуск ВЦИОМ. М., 2009.
27 апр. №1210 [Электронный ресурс]. URL:
http://wciom.ru/index.php?id=268&uid=11788 (дата обращения: 19.03.2015 г.);
. Крохина
Ю.А. Коррупционные риски в Программе повышения эффективности бюджетных расходов
на период до 2012 года // Вестник Академии экономической безопасности МВД
России. М., 2010. №7. С. 55-59;
. Кудашкин
А.В. Еще раз о правовом понятии коррупции // Современное право. М., 2010. №6.
С. 3-8;
. Латухина
К., Баусин А. Двойка за взятки // Ведомости. М., 2007. 27 сент.
. Летуновский
В.В. О противодействии коррупции // Российская юстиция. М., 2010. №1. С. 47-49;
. Лунев
В.В. Коррупция в России // Государство и право. М., 2007. №11. С. 15-45;
. Маршакова
Н.Н. Понятие коррупции в международно-правовых актах // Российская юстиция. М.,
2010. №11. С. 67-71;
. Моисеев
В. Контроль за расходами как способ борьбы с коррупцией // Человек и труд. М.,
2011. №8. С. 10-13;
. Надыгина
Е.В. Обращение граждан в системе мер по борьбе с коррупцией // Конституционное
и муниципальное право. М., 2011. №6. С. 19-20;
. Николайчик
В.М. Профилактика коррупции в полиции США // Право и безопасность. М., 1999.
№10. С. 89-112;
. О
выступлении В.В. Путина на заседании Совета при Президенте РФ по
противодействию коррупции 30 октября 2013 г. // Официальный сайт российской
неправительственной организации "Московское бюро по правам человека"
[Электронный ресурс]. URL:
http://pravorf.org/index.php/news/997-o-vystuplenii-vputina-na-zasedanii-soveta-pri-prezidente-rf-po-protivodejstviyu-korrupczii-30-oktyabrya-2013-g
(дата обращения: 16 марта 2015 г.);
. Овчинников
В.В. Трудно быть взяточником в Китае: суровей, чем в этой стране, мздоимцев не
наказывают почти нигде // Азия и Африка сегодня. М., 2011. №6. С. 43-44;
. Пименов
Н.А. Проблемы коррупции в России // Российская юстиция. М., 2011. №5. С. 28-32.
. Рамзанов
Т.Б. Особенности современной электоральной коррупции // Право и политика. М.,
2010. №5. С. 876-881;
. Римский
В.Л. Системность российской коррупции и возможности противодействия ей //
Государственная политика противодействия коррупции и теневой экономике в
России: Материалы Всерос. науч. конф. (Москва, 6 июня 2007 г.). М., Научный
эксперт, 2007. С. 177-189;
. Ромашина
Е.В. Классификация научных подходов к определению коррупции // Государственная
власть и местное самоуправление. М., 2011. №7. С. 32-34;. Савинов Л.В.
Коррупция как ментальность нации и этноса // Государственная власть и местное
самоуправление. М., 2011. №3. С. 37-39;
. Сборник
материалов о противодействии коррупции / под ред. зам. председателя Совета
Федерации ФС РФ Ю.Л. Воробьева. М.: ЛЕКСПРО Софт, 2010. Вып. 1. 255 с.;
. Сердюк
Л.В. К вопросу о понятии коррупции и мерах ее предупреждения // Российская
юстиция. М., 2011. №2. С. 41-43;
. Спицнадель
В.Б., Белова К.В. Международная коррупция и опыт борьбы с ней //
Антикоррупционер. М., 2007. №1. С. 53-59;
. Шмелева
К.Л. КНР против коррупции: стратегия, практика и криминологическая оценка
[Электронный ресурс]. URL: http://www.juristlib.ru/book_9057.html (дата
обращения: 16 февраля 2015 г.);
. Юргенс
И.Ю. Борьба с коррупцией: выстраивание системного подхода // Официальный сайт
Института современного развития (ИНСОР) [Электронный ресурс]. URL:
http://www.riocenter.ru/ru/news/746 (дата обращения: 19 марта 2015 г.)
Инернет-ресурсы
. Официальный
сайт Правительства Самарской области [Электронный ресурс]. URL:
http://samaraanticorr.ru/
. Официальный
сайт Администрации г.о. Самара [Электронный ресурс]. URL:
http://www.city.samara.ru/administration/dept/959
. Официальный
сайт Общественного антикоррупционного комитета РФ [Электронный ресурс]. URL:
http://www.stopcorruption.ru/
. Официальный
интернет-портал правовой информации "Государственная система правовой
информации" [Электронный ресурс]. URL: http://www.pravo.gov.ru/
. Официальный
интернет-портал справочно-правовой системы "ГАРАНТ" [Электронный
ресурс]. URL: http://www.garant.ru/
. Официальный
информационно-правовой портал "BestPravo" [Электронный ресурс]. URL:
http://bestpravo.ru/
. Официальный
сайт электронного фонда правовой и научно-технической документации [Электронный
ресурс]. URL: http://docs.cntd.ru/
. Официальный
интернет-портал правовой информации "Газета.ru" [Электронный ресурс].
URL: http://www.gazeta.ru/
. Официальный
сайт "Всероссийского центра изучения общественного мнения" [Электронный
ресурс]. URL: http://wciom.ru/
. Официальный
сайт Российской неправительственной организации "Московское бюро по правам
человека" [Электронный ресурс]. URL: http://www.pravorf.org/
. Официальный
сайт Института современного развития (ИНСОР) [Электронный ресурс]. URL:
http://www.riocenter.ru/ru/
. Официальный
сайт юридической библиотеки "ЮРИСТЛИБ" [Электронный ресурс]. URL:
http://www.juristlib.ru/