Толерантность в современном образовании
РЕФЕРАТ
по дисциплине "Философия
образования"
на тему
"Толерантность в современном
образовании"
Оглавление
Введение
Глава 1. Что такое толерантность
Глава 2. Современный педагог и толерантность
Глава 3. Воспитательная деятельность, направленная на формирование
у обучающихся толерантности
Заключение
Список использованных источников
Введение
Общественная мысль во все времена стремилась определить пути
установления лояльных, неагрессивных, доброжелательных взаимоотношений между
людьми, относящимися к разным социальным стратам, этносам и религиям,
государствам. Один из принципов таких желаемых доброжелательных отношений -
принцип толерантности - закреплен в государственных законодательствах,
международных договорах, декларациях мирового сообщества. Толерантность
(терпимость) - труднодостижимый и в то же время неизменный идеал не только
выдающихся и совестливых мыслителей, но и приемлемая и желаемая норма морали
рядовых граждан правового государства.
Проблемами толерантности озабочены во всем мире. В 1995 г.
ЮНЕСКО приняло Декларацию принципов толерантности, 2000 год был провозглашен
Генеральной Ассамблеей ООН Международным годом культуры мира, 2001 год - Годом
диалога культур и цивилизаций под эгидой ООН, 2001-2010 гг - Международным
десятилетием культуры ненасилия и мира в интересах детей планеты.
Для Российской Федерации, как для государства
многонационального и со множеством религий, вопрос толерантности очень важен, а
особенно его значимость повышается в периоды социально-экономической и политической
нестабильности, чем характеризовались 90е гг. ХХ в. Разумно, что в начале
2000-х гг. власти вплотную занялись доработкой законодательства, касающегося
этой сферы общественных взаимоотношений. В августе 2001 Правительство России
утвердило Федеральную целевую программу "Формирование установок
толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе
(2001-2005 гг.)", а в 2002 г. Федеральное Собрание Российской Федерации
приняло Закон "О противодействии экстремистской деятельности". В этих
документах особое внимание уделяется воспитанию разных социальных групп, в
первую очередь молодежи, в духе миролюбия, толерантности, веротерпимости,
налаживанию межэтнического и межконфессионального диалога, профилактике
национальной, расовой и религиозной неприязни (изначально не свойственной
нашему народу), других форм экстремизма, уменьшению риска социальных взрывов,
правовому пресечению противозаконных действий и т.д. Актуальность этих
положений, как для взрослой, так и для молодежной среды, была обусловлена не
только напряженной ситуацией на Северном Кавказе, где и сейчас немало людей
участвует в противоправных действиях, но и неразрешенностью до конца многих
социальных и национальных проблем, которые могут привести к драматическим
событиям. Ярким примером "взрыва" накопившихся внутренних и внешних
конфликтов на данный момент для нас служит ситуация на Украине, где о
толерантности, к сожалению, говорить не приходится.
При воплощении нравственного идеала в жизнь упор, конечно,
должен быть сделан на воспитание толерантности у растущего поколения. И это
одна из основных задач системы государственного основного общего образования, а
следовательно - одно из важных направлений работы педагогов. В Законе
РФ"Об образовании" отмечается необходимость содействовать
взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой,
национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности; учитывать
разнообразие мировоззренческих подходов.
Естественно, что толерантность и бесконфликтность, умение работать
в группе и жить в коллективе не появляются сами по себе, данные качества
необходимо формировать целенаправленно. Обращаясь к значимости толерантности
для каждой личности, а не только для общества в целом, следует отметить: каким
образом организован процесс познания и разрешения противоречий и конфликтов на
всех этапах взросления ребенка, будет зависеть его жизнь во взрослом социуме,
его успешная социализация.
Глава 1. Что
такое толерантность
Прежде чем говорить о воспитании толерантности, следует
остановиться на том, что именно вкладывается в данное понятие.
Понятие "толерантность" было введено в научный
оборот в XVIII веке. В России понятие толерантности стало употребляться в
либеральной печати с середины XIX века, но с середины 1930-х годов оно исчезло
из политической лексики, пока вновь не появилось в начале 1990-х годов. [4.]
Безюлева Г.В. и Шеламова Г.М. приводят такую статистику: в конце ХХ в. - начале
ХХI в. только 10-15%
слушателей курсов по повышению квалификации педагогических работников имели
поверхностное понятие о толерантности, а объяснить ее смысл могли и того
меньше. [1, с.3.]
В переводе с латинского "толерантность" (tolerantia) означает
"терпение". Часто как синоним толерантности выступает терпимость.
Кроме того, все словари XX века однозначно указывают прямое толкование
толерантности как терпимости. [10.] Толерантность в социологии и психологии -
терпимость, умение спокойно, без враждебности воспринимать чужой образ жизни,
поведение, обычаи, чувства, мнения, идеи, верования, признавать право на
существование других культур и устойчиво сосуществовать в мультикультурном,
мультиэтническом обществе. [10.] Согласно психолого-педагогическому
определению, толерантность - это морально-нравственное качество
личности, характеризующееся способностью человека принимать другого во всем
его многообразии, признавать индивидуальность, уважать свои и чужие мнения и
взгляды. [1, c.16.]
Уполномоченный по правам человека в Пермском крае Татьяна
Марголина разграничивает понятия "терпимость" и "толерантность":
"Разумеется, есть определенная традиция понимания слова
"терпимость". Вплоть до середины прошлого века оно трактовалось, как
пассивная позиция: терпеть - значит, наступать на себя, уступать кому-то. Слово
"толерантность", хотя и используется как синоним
"терпимости", несёт в себе другие смыслы. "Толерантность" -
это активное социальное поведение, к которому человек приходит добровольно и
сознательно." [10.]
Характеристика определения толерантности в Преамбуле Устава
ООН звучит следующим образом: "проявлять терпимость и жить вместе, в мире
друг с другом, как добрые соседи" [11]. Здесь лексема получает не только
действенную, социально активную окраску, но и рассматривается как условие успешной
социализации (интеграции в систему общественных отношений).
Мчелдов М.П. подчеркивает, что толерантность - это качество
культуры (нравственной, правовой, политической) каждого общества, любого
социального слоя, каждого гражданина, невзирая на пол, возраст, этническую или
расовую принадлежность. Можно выделить разные формы толерантности:
) личная,
2) общественная (отраженная в морали, нравах,
общественной психологии, сознании),
) государственная (отраженная в законодательстве,
политической практике).
В эту схему хорошо укладываются различные определения
толерантности и подходы к ней: личная толерантность будет выступать как
морально-нравственное качество личности, а общественная и государственная - как
ценность и норма культуры.
Также Мчелдов М.П. выделяет основные требования толерантной
культуры: свободное исповедование каждым гражданином, общественной группой,
обществом свободно избранных нравственных, социально-политических,
мировоззренческих предпочтений предполагает их лояльное, терпимое, не
враждебное, уважительное отношение к аналогичному выбору других. [5, с.9]
Поэтому важным компонентом толерантности является понимание воззрений, нравов,
привычек, чувств, способов действий, отличных от наших. Отсюда вытекает первая
задача воспитания толерантности в школе - знакомство с основами других культур,
зарождение к ним интереса. Признание права на различие - основа толерантности.
Следование в быту толерантным моральным установкам может
способствовать созданию для человека комфортных условий существования,
нейтрализации агрессивных, конфликтных отношений. В то же время подобное
поведение - показатель интеллектуального уровня человека, готового обогащать и
совершенствовать свой умственный кругозор, нрав и манеру поведения путем
контактов с иными воззрениями и практическими действиями.
С другой стороны, толерантность не означает уступку или
потворство всякой идеологической системе и политической позиции; и это отнюдь
не безразличие, индифферентность к любым взглядам и действиям, как и не
смирение перед общественным или бытовым злом. Искусственное же стремление
добиться полного "согласия" неизбежно обернется еще большим злом.
Следование требованиям терпимости исключает примиренчество к нарушениям
правовых и нравственных норм. [5, c.15] Индифферентность недопустима, когда совершаются
безнравственные и противоправные социально-экономические и политические
действия. Также нельзя мириться с воззрениями, ошибочность которых достоверно,
экспериментально доказана. Иное дело - сфера личной культуры, и тем более -
мировоззренческих убеждений, этнических ценностей, социальных и культурных, в
том числе и религиозных, норм. Нельзя с точностью сказать, какая культура,
религия, этическая система, социально-политическая доктрина истиннее, лучше,
оптимальнее других.
Хорошо показано место толерантности на шкале "агрессия -
безразличие", толерантность в таком случае - это "золотая
середина" между НЕтерпимым отношением к чему-либо или кому-либо и
индифферентностью. (см. рис.1, [1, c.7.])
Интересен еще один синоним толерантности в контексте книги Д.С. Лихачева
"Письма о добром". Термина "толерантность" Д.С. Лихачев не
использует вообще, но все признаки толерантного поведения вкладывает в понятие интеллигентности
человека: "Интеллигентность - это способность к пониманию, к восприятию,
это терпимое отношение к миру и к людям". [3, с.36]
Глава 2.
Современный педагог и толерантность
Как уже говорилось во "Введении", в формировании
толерантного сознания граждан РФ одна из главных ролей отводится системе
основного общего образования. При этом на педагогов ложится ответственность по
воспитанию толерантности у подрастающего поколения. В современном обществе
толерантность является не просто абстрактной гуманистической ценностью, она
закреплена в нормативных документах, а для педагогов - это одно из обязательных
направлений работы.
В Законе РФ"Об образовании" (273-ФЗ от 29.12.2012)
закреплены следующие положения, касающиеся толерантности: Статья 5.2 Право на
образование в Российской Федерации гарантируется независимо от пола, расы,
национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и
должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений,
принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. [7,
с.7] Статья 66.2 Основное общее образование направлено на становление и
формирование личности обучающегося (формирование нравственных убеждений,
эстетического вкуса и здорового образа жизни, высокой культуры
межличностного и межэтнического общения, овладение основами наук, государственным
языком Российской Федерации, навыками умственного и физического труда, развитие
склонностей, интересов, способности к социальному самоопределению). [7, с.66.]
Согласно этим статьям, современный педагог, во-первых, должен уметь работать с
коллективом детей разных национальностей и вероисповеданий, учитывая их
особенности и не оскорбляя их национальные и иные чувства (т.е. сам проявлять
толерантность на высшем уровне). (Поваренков Ю.П. даже выделяет педагогическую
толерантность как особый вид, включающий в себя социальную и
психологическую толерантности педагога: "Наличие социальной толерантности
позволяет учителю эффективно взаимодействовать со всеми участниками
образовательного процесса, а сформированность психологической толерантности
обеспечивает высокую устойчивость учителя к многочисленным профессиональным
стрессам и способствует эффективному построению своей профессиональной
карьеры." [6, с.27]) Во-вторых, воспитывать обучающихся в духе миролюбия и
толерантности.
Закреплено формирование толерантности как обязательная
функция педагога и в новом нормативном документе, регламентирующем
педагогическую деятельность и предъявляющем требования к педагогическим
работникам - в Профессиональном стандарте "Педагог (воспитатель,
учитель)" (утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от
18.10.2013 г. №544н). В разделе 3.1.2 "Воспитательная деятельность"
среди трудовых действий педагога указано "формирование толерантности и
навыков поведения в изменяющейся поликультурной среде". [10, c.148.] В разделе 3.1.3
"Развивающая деятельность" среди трудовых действий педагога указано
"формирование толерантности и позитивных образцов поликультурного
общения". [10,c.151.] Е.А. Ямбург, руководитель группы разработчиков концепции
профстандарта педагога, справедливо отмечает: "Меняется мир, меняются
дети, что, в свою очередь, выдвигает новые требования к квалификации педагога.
Но от педагога нельзя требовать того, чему его никто никогда не учил.
Следовательно, введение нового профессионального стандарта педагога должно
неизбежно повлечь за собой изменение стандартов его подготовки и переподготовки
в высшей школе и в центрах повышения квалификации". [10,c.90.] Касательно вопроса
о толерантности, в педвузах и педколледжах вводится вводятся новые дисциплины:
этнопедагогика, педагогика межнационального общения или межкультурная
коммуникация.
Этнопедагогика как наука оформляется в последние десятилетия,
что связано с развитием этнологии - фундаментальной науки, которая
описывает этнос как форму существования Homo sapiens и по отношению к которой
этнопедагогика является прикладной. Понятие этнопедагогики было введено в
терминологический аппарат педагогической науки Г.Н. Волковым. Он определил ее
как самостоятельную отрасль педагогики, предметом которой является изучение
способов передачи этнических особенностей из поколения в поколение в пределах
этноса. [9, c.6.]
Наиболее продуктивно разработка проблемы формирования
культуры межнационального общения в РФ началась в 1990-е годы, что было
напрямую связано с событиями в Дагестане, Чечне, с возросшей угрозой терроризма
и экстремизма. В 1998 г. З.Т. Гасановым была написана монография
"Воспитание культуры межнационального общения: методология, теория,
практика", где на основе переработки методологии и теории воспитания
советского патриотизма, дружбы народов он сформулировал и разработал
современную теорию воспитания патриотизма, дружбы народов, веротерпимости, а
также раскрыл ее сущность и содержание. В результате был разработан курс "Педагогика
межнационального общения", направленный на решение следующих задач:
воспитание глубокого уважения к многонациональному
народу России и любви к Отечеству с целью укрепления единства федеративного
государства;
- культивирование бережного отношения к людям
различных национальностей страны, к их языкам, социальным ценностям; воспитание
глубокого уважения к народам, населяющим общую Родину;
ориентация на общечеловеческие нравственные
ценности, на лучшие достижения человеческой цивилизации, на осознание
принадлежности к мировому сообществу;
воспитание в духе мира и уважения ко всем народам
Земли, их этнонациональным особенностям; обращение к национальному достоинству
и чувствам людей;
воспитание в духе веротерпимости к религиозным
чувствам людей, обеспечение мирного разрешения возникающих конфликтов культур
на стыке религий. [2.]
Таким образом, данный курс нацелен на реализацию
государственной политики, пропагандирующей дружбу народов, идеи воспитания у молодого
поколения уважения к людям, терпимости, стремления к миру. Он готовит студентов
к продолжению этой линии по отношению к обучающимся в своей будущей
педагогической деятельности.
Глава 3.
Воспитательная деятельность, направленная на формирование у обучающихся
толерантности
Педагоги-психологи подходят к понятию толерантности как
морально-нравственному качеству личности ("личная толерантность" по
М.П. Мчелдову). Перед ними стоит задача сформировать в детях это качество.
При всем стремлении сформировать какие-либо качества личности
посредством воспитательного воздействия необходимо понимать, что процесс этот
непростой, многогранный и многоступенчатый.Д.С. Лихачев в лекции о нравственном
воспитании школьников говорит, что результатом нравственного воспитания
выступает формирование нравственно цельной личности, в единстве ее сознания,
нравственных чувств, совести, нравственной воли, навыков, привычек, общественно
ценного поведения. [4, лекция 15.] И естественно, это итог не просто разовой
нравственной беседы.
В современной педагогике, кроме того, разграничивают
"результат" и "эффект" воспитательного воздействия на
ребенка. Результат - это то, что стало непосредственным итогом участия
школьника в деятельности, мероприятии. Эффект - это последствие
результата, влияние того или иного духовно-нравственного приобретения на
процесс развития личности ребенка. [2, c.8.] Например,
приобретенное знание, пережитые чувства и отношения, совершенные действия
(частные результаты) развили человека как личность, способствовали формированию
его компетентности, идентичности (общий эффект). Развитие личности ребенка
зависит от его собственных усилий по самостроительству, от воспитательных
"вкладов" в него семьи, друзей, ближайшего окружения, других
факторов, т.е. развитие личности ребенка - это эффект, который стал возможен
благодаря тому, что ряд субъектов воспитания и социализации (в том числе сам
ребенок) достигли своих результатов. Поэтому совершенно необоснованно будет
ожидать в качестве результата воспитательного мероприятия (или даже системы
таких мероприятий, объединенных единой целью) непосредственное формирование
толерантности и других качеств личности. Мы, как педагоги, только вносим в
сложный и многогранный механизм становления личности ребенка свой вклад,
надеясь на запланированный (но всегда отсроченный во времени) эффект.
Увеличивает вероятность появления эффектов воспитания и
социализации детей достижение ими трех уровней результатов. [2, c.9.]
1) Первый уровень результатов - приобретение школьником
социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной
жизни. Если мы, как педагоги, хотим сформировать у школьников толерантность, то
прежде всего должны организовать беседы, дискуссии о том, что такое
толерантность, какова ее роль и значимость в современном обществе. Познакомить
их с многообразием культур и религий мира, показать их своеобразную красоту,
пробудить интерес к традициям других народов. (По данным журнала
"Социс" (1995 - №6) 33 % респондентов причиной межнациональной
напряженности считают неуважение к языку, обычаям, культуре других
национальностей, проявляемом в личном общении, повседневном быту. Такое
неуважение проистекает чаще всего из-за отсутствия знаний о других народах. [9,
c.5.]) Познакомить с
правилами добрососедских отношений, способами мирного урегулирования
межличностных противоречий, на какой бы почве они не возникали. (Кашапов М.М.
называет толерантность неотъемлемой частью конфликтной компетентности:
"Толерантность охватывает все аспекты конфликтной компетентности, например,
адекватную оценку себя и партнера в конфликтной ситуации, эффективное общение и
т.д. Толерантность способствует успешному формированию умения выстраивать
конструктивные отношения." [10, с.16] Можно вполне обоснованно
"развернуть" это суждение, выбрав другую точку для рассмотрения
вопроса: грамотное поведение во время конфликта - один из признаков
сформированной у человека толерантности не только к иной национальности,
культуре, но и просто к Другому человеку.) Убедить в ценности дружбы, командной
сплоченности.
2) Второй уровень результатов - получение школьником
опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества. Для
достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие
школьников между собой на уровне класса, школы, т.е. в защищенной,
дружественной просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде
ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение
приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
На этом этапе роль педагога по формированию толерантности и
умения работать в команде сводится к созданию специальных ситуаций общения и
взаимодействия школьников между собой, к умелому управлению их деятельностью, к
цивилизованному урегулированию возникающих конфликтов (а иногда - даже
стимулированию конфликтов, которые будут вынуждены решить сами школьники). На
уроках это сводится к организацию групповой работы обучающихся, во внеурочной
деятельности и в лагерях проявляется в играх, коллективно-творческих делах,
тренинговых упражнениях и тренингах. Следует сказать, что все перечисленные
формы организации деятельности детей имеют потенциальные возможности для
формирования толерантности и умения работать в команде. Но
"сработают" они только тогда, когда проводятся именно с этой четкой
целью, а не просто ради заполнения "временной пустоты", когда педагог
умело сопровождает процесс общения и взаимодействия детей, поощряя их
"правильное" поведение и корректируя "неправильное".
Д.С. Лихачев обращал внимание на то, что игры исчезают из
жизни детей, а ведь именно в процессе игры развивается командный дух и другие
важные социальные качества: "Исчезают игры вообще. Они заменяются танцами
или тем, что называется танцами. А между тем игры очень важны в воспитательном
отношении. Игра - будь это лапта, волейбол, горелки или еще какая-нибудь -
воспитывает социальность, она воспитывает умение держаться вместе, играть
вместе, ощущать партнера, ощущать противника. Это очень важная воспитательная
вещь - игра. Игры должны быть возрождены в нашей жизни". [5, с.90] Также
он сокрушался по поводу исчезновения "живого", реального общения
между людьми (а ведь именно в его процессе формируется истинное толерантное
сознание): "А как мало у нас сейчас контактов между людьми. Они очень важны,
непосредственные контакты, контакты интуитивные какие-то, которые вот в играх,
вот в хоровом пении, в музыке организовывались. Поэтому на эту сторону нашего
быта, на то, что уходят из нашего быта игры, надо обратить внимание
педагогическим организациям". [5, с.91]
) Третий уровень результатов - получение школьником
опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном
общественном действии, за пределами дружественной среды школы, среди незнакомых
людей юный человек действительно проявляет и укрепляет свои личностные
качества, становится социальным деятелем, гражданином. Большую роль "в
реальной жизни" играет отсутствие оценки педагога, а только внутренняя
самооценка своих поступков и общественная - отражающая ценности социальной
группы, внутри которой находится ребенок. Часто "проповедуемые"
педагогом гуманистические ценности, в том числе и толерантность, находятся в
противоречии с установками семьи, социального окружения ребенка. И вот тогда
проявляется прежде всего саморегуляция ребенка, его собственное уже
сформировавшееся мировоззрение. Конечно, нам (педагогам), очень хочется, чтобы
и за пределами школы наши ученики поступали достойно, но ведь далеко не всегда
это так. Ложится ли в этом случае вина полностью на плечи педагога -
"плохо воспитал"? Вспомним о том, что воспитательный результат еще не
равен эффекту. И будем разумно относиться к плодам своего труда, имеющего в
основе идеалистические цели, но корректируемого воздействием на ребенка
социальным окружением. Увы, педагоги не всесильны, иначе человечество уже давно
бы жило в мире и согласии, без преступлений и войн. С другой стороны, это не
повод махнуть рукой на детей, чья участь может казаться предопределенной
(например, по статистике 90% детей, выросших в детских домах, так и не могут
успешно адаптироваться в обществе и стать его полноценными членами). Что
касается толерантности, некоторые качества темперамента зависят от
национального характера, а эталоны поведения, которые усваивает ребенок,
находятся преимущественно под влиянием сильных традиций и религиозного
воспитания внутри семьи. Так, Альберт Бандура, представитель
социально-когнитивного направления в теории личности, отмечал огромную важность
научения через моделирование: ребенок "впитывает" в себя поведение
значимой для него модели (родителей, сверстников во дворе), а затем
репрезентует и воспроизводит его. [8, с.263.] Феномен
"неспециального" научения через моделирование, созданного самой
жизнью для успешного усвоения ребенком паттернов поведения в обществе,
относится как к бытовым действиям, так и к культурным нормам. Л.С. Выготский
также говорит о "социальной ситуации развития" ребенка, находясь в
которой, он усваивает то или иное отношение к реальности и другим людям не
только в процессе специально организованного обучения, но и путем подражания,
усваивая способы поведения и реагирования, присущие значимым взрослым. [6,
с.21.] В случае, если проявляемое и одобряемое в окружении ребенка поведение не
совпадает с гуманистическими ценностями толерантности, которые пытается привить
педагог, оценка воспитывающей деятельности педагога должна проводиться не по
воспитательному эффекту, а по количеству и качеству приложенных им усилий и
проведенных действий. В то же время, сам учитель включен в "социальную
ситуацию развития" своих учеников, и его собственная профессиональная
толерантность является необходимым условием для формирования толерантности у
обучающихся. Иначе, если учитель внутренне не толерантен, он будет не
конгруэнтным в этом вопросе, и его попытки воспитания детей в духе
толерантности будут тщетными.
толерантность образование педагог воспитание
Заключение
Согласно Декларации принципов толерантности (ЮНЕСКО, 1995г.),
толерантность - это ценность и социальная норма гражданского общества,
проявляющаяся в праве всех индивидов гражданского общества быть различными,
обеспечении устойчивой гармонии между различными конфессиями, политическими,
этническими и другими социальными группами, уважении к разнообразию различных
мировых культур, цивилизаций и народов, готовности к пониманию и сотрудничеству
с людьми, различающимися по внешности, языку, убеждениям, обычаям и верованиям.
Также выделяют личную толерантность - это морально-нравственное
качество личности, характеризующееся способностью человека принимать
другого во всем его многообразии, признавать индивидуальность, уважать свои и
чужие мнения и взгляды. Но толерантность - это вовсе не терпимое отношение к
несправедливости, не отказ от своих или уступка чужим убеждениям, не
снисхождение и не потворство, а активное отношение, признание и уважение прав и
свобод человека. В результате толерантного поведения расширяются возможности
для достижения согласия между людьми за счет обогащения собственного опыта и
вариативности коммуникации с другими, отличными от нас, людьми.
В настоящее время, когда на государственном уровне выработана
программа развития толерантного сознания, когда имеется солидная правовая база
для нейтрализации проявлений экстремизма, на первый план выдвигается
многотрудная и долговременная задача обеспечения реального воплощения взятого
государством курса. Школа как важнейший социальный институт призвана помочь в
этом. На плечи педагогов, с одной стороны, ложится ответственность за
формирование толерантности у подрастающего поколения, а с другой стороны,
педагоги сами должны быть эталонами толерантной личности, уважающей
национальную, религиозную и иную принадлежность и идентификацию своих учеников,
и должны умело организовать бесконфликтную учебную и воспитательную
деятельность в неоднородном детском коллективе. Только толерантный учитель
может способствовать развитию толерантности учеников.
Эффект воспитательной деятельности по формированию
толерантности обучающихся складывается из прохождения 3 уровней воспитательных
результатов:
) приобретение школьником социальных знаний,
) получение школьником опыта переживания и позитивного
отношения к базовым ценностям общества,
) получение школьником опыта самостоятельного общественного
действия. Конечно, педагог должен быть нацелен на достижение идеального
эффекта, но неукоснительно он может и должен обеспечить достижение ребенком
хотя бы 1го и 2го уровней. Если перефразировать, то на 1 уровне педагог должен
дать ребенку "нравственное знание" о том, что такое толерантность,
что она является ценностью современного общества, что в мире есть разнообразные
культуры, национальности, религии, но все они могут и должны мирно
сосуществовать и взаимодействовать. Ребенок при этом вполне может не разделять
и не принимать это "нравственное знание", не уметь его реализовывать,
но главное, что он с ним знаком. На 2м уровне педагог должен создать условия
для развития "нравственных умений" ребенка - умения работать в
команде, умения слушать и слышать другого, договариваться с ним, принимать
отличия другого человека от себя и учитывать их при общении и взаимодействии,
умения с достоинством и тактом разрешать конфликтные ситуации. Опять же,
главное, показать, как правильно действовать и дать возможность ребенку в
игровой ситуации проявить все эти умения. Но в реальной жизненной ситуации
ребенок может быть не заинтересован в их применении. Поэтому 3 уровень, самый
желаемый и труднодостижимый - "нравственный навык" - зависит не
только от педагога, но и от самого ребенка, и от его окружения. Это внутренне
принятие ребенком нравственных ценностей как своих собственных и единственно
возможное поведение в ситуациях выбора - в соответствии с ними. Именно на этот
эффект направлены образовательные и воспитательные усилия.
Список
использованных источников
1. Безюлева
Г.В., Шеламова Г.М. Толерантность: взгляд, поиск, решение. - М.: Вербум-М,
2003. - 168с.
2. Григорьев
Г.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для
учителя. - М.: Просвещение, 2014. - 223 с.
. Семашко
M. A. Развитие термина "толерантность" в гуманитарных науках //
Электронный научно-педагогический журнал, 2007
. Толерантность
/ Общ. ред. М.П. Мчелдова. - М.: Республика, 2004. - 416с.
. Толерантность
в современном мире: опыт междисциплинарных исследований / Сборник научных
статей / под научн. ред. М.В. Новикова, Н.В. Нижегородцевой. - Ярославль:
Изд-во ЯГПУ, 2011. - 357 с.
. Федеральный
закон "Об образовании в Российской Федерации". - М.: Омега-Л, 2014. -
135с.
. Хьелл
Л., Зиглер Д. Теории личности. - СПб.: Питер Пресс, 1997. - 608с
. Щекина
С.С. Основы педагогики межнационального общения в тезисах, дефинициях,
первоисточниках/ - Архангельск: ПГУ им. М.В. Ломоносова. 2009. - 193с.
. Ямбург
Е.А. Что принесет учителю новый профессиональный стандарт педагога? - М.:
Просвещение, 2014. - 175с.
11. https: // ru.
wikipedia.org/wiki/Толерантность
<https://ru.wikipedia.org/wiki/Толерантность>
. http://school-sector.
relarn.ru/prava/zakony/tolerance/index. htm
<http://school-sector.relarn.ru/prava/zakony/tolerance/index.htm>
(Декларация принципов толерантности, утверждена резолюцией 5.61 генеральной
конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года)