Анализ юридических лиц как субъектов гражданских правоотношений

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    23,69 Кб
  • Опубликовано:
    2016-03-16
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Анализ юридических лиц как субъектов гражданских правоотношений

Содержание

Введение

Глава 1. Сущность и особенности правовое положение юридических лиц

.1Понятие, признаки и структура юридических лиц

.2Классификация юридических лиц

Глава 2. Правовое регулирование создания и прекращения деятельности юридических лиц

.1Создание юридических лиц. Порядок регистрации

.2Прекращение деятельности юридических лиц

Заключение

Библиографический список

Введение

Политические и экономические реформы, проводимые в России с начала 90-х годов прошлого века, обусловили изменение всей системы права и потребовали непосредственного закрепления в законодательстве свободы экономической деятельности, права частной собственности, права каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности. Качественно новые общественные отношения, основанные на самостоятельности, личной инициативе и свободе индивида, способствовали повышению значения института юридического лица во всех отраслях права, в то же время обострив проблематику ответственности таких субъектов правоотношения.

Система юридических лиц является ключевым элементом построения всего гражданского права в целом. История ее развития в дореволюционный период и советское время не только отражает особенности социально-экономической и политической жизни нашей страны, но и дает представление об основе современного института юридического лица в российском праве.

Сама идея юридического лица, его конструкция и сущностное предназначение исторически возникли и развивались для нужд частноправовых имущественных отношений. Итогом этого стало закономерное включение института юридического лица в систему норм гражданского права самых крупных правовых систем мира.

Исследование общетеоретических проблем, связанных с юридическими лицами как особыми субъектами права, традиционно обладает актуальностью, является дискуссионным и практически значимым для науки гражданского права.

В связи с принятием огромного количества новых норм изменения затронули практически все гражданское законодательство, однако представляется, что одними из самых значительных были изменения в правовом регулировании юридических лиц. Нововведения затрагивают изменения в классификации юридических лиц, процедуры создания и ликвидации юридических лиц, перечень учредительных документов и др. По сути, можно говорить о принятии нового Гражданского кодекса РФ. Эти основные положения и обусловили актуальность выбранной темы.

Объектом исследования являются общественные отношения, связанные с созданием, деятельностью и прекращением юридических лиц.

Предметом исследования является нормы законодательства в исследуемой области.

Изучению данной темы посвятили свои труды такие ученые как, С. С. Алексеев, В. К. Андреев, Ю. Н. Андреев, В. А. Белов, В. С. Белых, М. И. Брагинский, С. Н. Братусь, А. В. Венедиктов, В. В. Витрянский, Б. М. Гонгало, В. П. Грибанов, В. В. Долинская, И. В. Ершова, О. С. Иоффе, П. В. Крашенинников, В. В. Лаптев, Д. В. Ломакин, Д. В. Петров, И. А. Покровский, О. А. Серова, Н. С. Суворов, К. И. Скловский, С. А. Степанов, Е. А. Суханов, Н. Н. Тарасов, Ю. К. Толстой, Е. А. Флейшиц, Р. О. Халфина, Г. Ф. Шершеневич, В. Ф. Яковлев и др.

Данная работа имеет своей целью анализ юридических лиц как субъектов гражданских правоотношений.

исследовать понятие, признаки и структуру юридических лиц;

рассмотреть классификацию юридических лиц;

проанализировать создание юридических лиц, порядок регистрации;

раскрыть прекращение деятельности юридических лиц.

Методологической основой работы являются диалектико-материалистический, сравнительно-правовой, исторический, формально-юридический, системный методы исследования. Теоретической основой работы являются труды по гражданскому праву, исследования в области корпоративного права. Практическая значимость работы заключается в углубленном изучении темы, что поможет исследовать все новеллы внесенные в ГК РФ в последнее время. Структура и содержание работы обуславливаются поставленными целью и задачами исследования, необходимостью всестороннего рассмотрения и последовательного изложения материала. Работа состоит из введения, двух глав, разделенных на параграфы, списка использованных источников.

Глава 1. Сущность и особенности, правовое положение юридических лиц

.1 Понятие, признаки и структура юридических лиц

Юридическое лицо как субъект гражданских правоотношений имеет ряд особенностей, отличающих его от других субъектов гражданского права. В частности, можно выделить следующие основные специфические функции юридического лица:

. Оформление коллективных интересов. Конструкция юридического лица позволяет определенным образом организовать, упорядочить внутренние отношения между его участниками, преобразуя их волю в волю организации в целом, что дает юридическому лицу возможность выступления в гражданском обороте от своего имени как единому целому.

. Объединение капиталов. Юридические лица (в особенности акционерные общества) являются удобной формой долговременной концентрации капиталов для достижения каких-либо целей, и прежде всего предпринимательских целей.

. Управление капиталом. Юридическое лицо является удобным инструментом гибкого использования капитала (принадлежащего множеству лиц или одному лицу) в различных сферах предпринимательской деятельности. Хорошо развитое законодательство о юридических лицах, биржах и ценных бумагах служит одним из средств управления капиталами в масштабе страны и является мощным фактором управления и саморегулирования экономики.

. Ограничение предпринимательского риска. Конструкция юридического лица позволяет уменьшить размер возможного предпринимательского риска участников (обычно в размере суммы внесенного вклада).

Основные особенности и признаки юридического лица содержатся в его определении, которое не претерпело существенных изменений по сравнению с ранее действовавшим законодательством. Согласно

п. 1 ст. 48 ГК юридическим лицом признается организация, которая имеет обособленное имущество и отвечает им по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Указанное определение содержит следующие признаки юридического лица: организационное единство, имущественная обособленность, самостоятельная имущественная ответственность, возможность самостоятельно выступать в гражданском обороте от своего имени.
Организационное единство. Этот признак заключается в том, что любое юридическое лицо имеет определенную внутреннюю структуру и органы управления. Данная организация выступает как единое целое, способное решать определенные социальные задачи и отличается наличием структурных подразделений, управляемых из единого центра.

Он также выражается в определении целей и задач организации, в установлении компетенции органов управления и порядке их деятельности. Работники, руководители должны знать, что представляет собой юридическое лицо как единое образование, чем это образование будет заниматься, кто и каким образом управляет им, что представляет собой имущество. Закрепляется организационное единство в уставе юридического лица, либо в учредительном договоре, либо в едином (типовом) уставе утвержденного его учредителем или уполномоченным им органом для учреждений такого рода.

Имущественная обособленность. Признак имущественной обособленности предполагает, что имущество юридического лица обособляется от имущества других юридических лиц (в том числе вышестоящих), от имущества его учредителей (участников), от имущества всех других субъектов гражданского права, в том числе государственных или муниципальных образований.

Внешним выражением имущественной обособленности является наличие у организации уставного капитала (у хозяйственных обществ), складочного капитала (у хозяйственных товариществ), уставного фонда (у государственных, муниципальных унитарных предприятий); а ее учетно-бухгалтерским отражением может служить самостоятельный баланс или смета.

Самостоятельная имущественная ответственность. Самостоятельная имущественная ответственность юридического лица - следствие его имущественной обособленности (

ст. 56 ГК). В новом ГК сохранено ранее действовавшее правило о том, что юридическое лицо отвечает по своим обязательствам всем своим имуществом. Наличие подобного правила обусловлено тем, что для юридического лица, как отмечено выше, характерен принцип обособленного имущества (имущество юридического лица специально обособляется от имущества учредителей и имущества других лиц для того, чтобы ограничить ответственность учредителей стоимостью имущественных вкладов).
Прежде всего следует отметить, что в законе установлен принцип раздельной ответственности участников и самого юридического лица. В соответствии с ним юридическое лицо отвечает само по своим обязательствам. Учредитель (участник) юридического лица или собственник его имущества не отвечает по обязательствам юридического лица, а юридическое лицо, в свою очередь, не отвечает по обязательствам учредителя (участника) или собственника, за исключением случаев, предусмотренных Гражданским кодексом либо учредительными документами юридического лица. Так, согласно

п. 1 ст. 75 ГК участники полного товарищества несут субсидиарную (дополнительную) ответственность по обязательствам товарищества как юридического лица.
Выступление в гражданском обороте от своего имени. Выступление в гражданском обороте от своего имени предполагает возможность юридического лица от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридические лица приобретают права и несут обязанности через свои органы, которые действуют на основе закона и учредительных документов.
Наличие подобного признака вызвано тем, что субъекты гражданского права приобретают гражданские права и принимают на себя гражданские обязанности под определенным идентифицирующим и индивидуализирующим их обозначением.
Фирменное наименование юридического лица должно содержать указание на его организационно-правовую форму и собственно наименование юридического лица, которое не может состоять только из слов, обозначающих род деятельности.

Юридическое лицо должно иметь одно полное фирменное наименование и вправе иметь одно сокращенное фирменное наименование на русском языке. Юридическое лицо вправе иметь также одно полное фирменное наименование и (или) одно сокращенное фирменное наименование на любом языке народов Российской Федерации и (или) иностранном языке.

К юридическим лицам в

ст. 48 ГК впервые применяется такое понятие, как организационно-правовая форма. При этом в самом законодательстве отсутствует ее легальное определение. Если исходить из самого термина, то речь идет о предусмотренной в законодательстве форме организации того или иного юридического лица.
В литературе можно встретить следующие определения организационно-правовой формы юридических лиц. Так, по мнению С.Э. Жилинского, «организационно-правовая форма концентрированно воплощает сущностные организационные и правовые признаки, являющиеся общими для юридических лиц, предпринимательских организаций различных видов».
По определению И.В. Елисеева, «организационно-правовая форма - это совокупность признаков, объективно выделяющихся в системе общих признаков юридического лица и существенно отличающих данную группу юридических лиц от всех остальных».

Последнее определение представляется наиболее точным.

) публично-правовых компаний.

В новом

ГК установлен закрытый перечень организационно-правовых форм как для коммерческих, так и для некоммерческих юридических лиц, который отличается от существовавшего ранее. Однако законодатель проявил достаточную гибкость и срочно переоформлять организационно-правовую форму юридическому лицу не потребуется.
Некоммерческие юридические лица согласно

ГК РФ подразделяются на некоммерческие корпорации и некоммерческие унитарные организации. Критерием такого разделения выбрана организационная структура некоммерческих юридических лиц. Некоммерческие корпорации предполагают корпоративное функционирование на основе членства их участников. Такие правовые формы предусматривают коллегиальное решение вопросов управления юридическим лицом, тогда как унитарные организации не могут по своей природе функционировать со множеством участников.
Не допускается создание некоммерческих корпоративных организаций, преследующих цели, противоречащие закону либо основам правопорядка или нравственности. Некоммерческие корпоративные организации являются собственниками своего имущества.

Глава 2. Правовое регулирование создания и прекращения деятельности юридических лиц

.1 Создание юридических лиц. Порядок регистрации

Создание юридического лица невозможно без участия его учредителей. Процедура создания юридических лиц установлена в

статье 50.1 ГК, согласно которой юридическое лицо создается на основании решения учредителя (учредителей) о создании юридического лица. При этом следует учитывать, что в отличие от ранее действовавшего законодательства, когда допускалось создание некоммерческих юридических лиц, прямо не предусмотренных ГК, по новому ГК юридическое лицо может быть учреждено только в одной из организационно-правовых форм, предусмотренных ГК.
В зависимости от того, кто является учредителем, различают три способа образования юридического лица: распорядительный, нормативно-явочный и разрешительный. При распорядительном порядке юридическое лицо образуется в силу прямого распоряжения государственного органа или органа местного самоуправления (например, государственные или муниципальные унитарные предприятия, учреждения).
Преобладающим является нормативно-явочный способ создания юридических лиц, в соответствии с которым они могут быть свободно образованы учредителями - гражданами и организациями, т.е. для их возникновения не требуется ни распоряжения о создании, ни разрешения государственных органов или органов местного самоуправления.

При разрешительном порядке инициатива создания нового юридического лица принадлежит учредителям. Участие государства в образовании юридического лица выражается (помимо проверки при регистрации соответствия его учредительных документов закону) в форме дачи согласия на его создание.

В случае учреждения юридического лица одним лицом решение о его создании принимается этим лицом единолично. В случае создания юридического лица двумя или более учредителями указанное решение принимается всеми учредителями единогласно (

п. 2 ст. 50.1 ГК). В решении об учреждении юридического лица должны быть указаны следующие сведения: об учреждении юридического лица; об утверждении его устава; о порядке, размере, способах и сроках образования его имущества; об избрании (назначении) его органов.
Если принимается решение о создании организации корпоративного типа (основанной на началах членства), то в этом решении указываются также сведения о результатах голосования учредителей по вопросам учреждения юридического лица и о порядке совместной деятельности учредителей по созданию юридического лица.
Все юридические лица действуют на основании учредительных документов. В качестве учредительных документов юридического лица в

ГК РФ действует лишь устав. Однако хозяйственные товарищества смогут действовать на основе учредительного договора, имеющего юридическую силу устава.
Важной стадией создания юридических лиц является процедура их государственной регистрации. Государственная регистрация юридических лиц - это сочетание совокупности регистрационных процедур, заканчивающихся актом органа государственной регистрации о регистрации юридического лица.
Государственная регистрация юридических лиц - это некий процесс, т.е. совокупность следующих определенных в законодательстве процедур:

) приема заявления (уведомления об изменении учредительных документов) и прилагаемых к нему документов, в том числе учредительных, на регистрацию с фиксацией даты приема документов;

) выдачи заявителю расписки о принятии документов на регистрацию;

) проведения правовой экспертизы на предмет соответствия учредительных документов законодательству и выявления нарушений установленного законом порядка образования юридического лица;

) принятия по результатам правовой экспертизы регистрирующим органом решения о государственной регистрации или мотивированного решения об отказе в таковой;

) внесения в Единый государственный реестр юридических лиц на бумажном и магнитном носителе необходимых сведений о создании или прекращении регистрируемого юридического лица (о внесении изменений в его учредительные документы) с фиксацией даты регистрации;

) регистрации самих учредительных документов юридического лица (изменений к ним) либо признания данных документов недействительными (погашенными) в связи с прекращением юридического лица;

) подготовки документа, подтверждающего факт государственной регистрации (свидетельство о государственной регистрации, паспорт юридического лица, выписка из государственного реестра и т.п.);

) выдачи заявителю документа, подтверждающего факт государственной регистрации, и зарегистрированных учредительных документов (изменений к ним) с подтверждением заявителем факта выдачи документов;

) архивации, хранения и пользования сведениями и документами государственного реестра.

Юридическое лицо может быть зарегистрировано только в той организационно-правовой форме, которая предусмотрена

ГК. Это правило касается как коммерческих, так и некоммерческих организаций.
Следует отметить следующие особенности государственной регистрации юридического лица:
. Регистрация осуществляется в единой системе регистрирующих органов по общим правилам, действующим на все территории РФ. В

Законе предусмотрен единый порядок регистрации юридических лиц, однако федеральными законами может устанавливаться специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц, в том числе специальный регистрирующий орган. Таким образом, можно говорить о существовании общего и специального порядков регистрации юридических лиц.
.

Законом предусмотрено ведение Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ), содержащего сведения обо всех юридических лицах, зарегистрированных на территории РФ. Информация, содержащаяся в ЕГРЮЛ, является открытой и общедоступной, за исключением паспортных данных физических лиц и идентификационных номеров налогоплательщиков, и на платной основе может быть предоставлена на основании запроса.
. При государственной регистрации юридических лиц в большинстве случаев применяется явочный порядок регистрации; государство не осуществляет контроля за созданием, реорганизацией и ликвидацией юридических ли, за исключением случаев, указанных в законе.
.

Законом установлен перечень случаев отказа в государственной регистрации. Отказ в регистрации в настоящее время может последовать в случае непредставления необходимых для государственной регистрации документов или представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган и в других случаях, предусмотренных законом.
. За государственную регистрацию взимается единый размер государственной пошлины, размер которой установлен законодательно.
. Отличительной чертой

Закона о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей является его бланкетный характер. Законом предусмотрено принятие большого количества подзаконных нормативно-правовых актов.

2.2 Прекращение деятельности юридических лиц
юридический лицо правовой ликвидация

Деятельность любого юридического лица может быть ограничена определенным периодом времени, после чего оно прекращает свою деятельность. Прекращение деятельности (существования) юридического лица возможно в результате различных юридических фактов. Основания прекращения достаточно разнообразны. Так, оно может прекратить свою деятельность в результате реорганизации, ликвидации, в том числе посредством исключения фактически недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц, а также банкротства.

В новом ГК впервые было предусмотрено такое основание прекращения, как исключение фактически недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц. Так, согласно

ст. 64.2 ГК юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность (недействующее юридическое лицо). Такое юридическое лицо может быть исключено из Единого государственного реестра юридических лиц в порядке, предусмотренном

Законом о государственной регистрации юридических лиц.
Что касается других способов прекращения юридических лиц, то они были известны и раньше (речь идет о реорганизации и ликвидации), однако некоторые изменения были в них внесены.
Реорганизация юридического лица. Реорганизация юридического лица представляет собой прекращение существования юридического лица с переходом его прав и обязанностей (правопреемством) другим лицам. Другими словами, деятельность реорганизуемого юридического лица продолжается другими юридическими лицами -

ст. 57,

58 ГК. В данном случае речь идет об универсальном правопреемстве, поскольку правопреемник занимает место своего правопредшественника во всех правоотношениях, т.е. по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая обязательства, оспариваемые сторонами, за исключением тех, в которых правопреемство не допускается законом (например, право на занятие определенной деятельностью).
Различают такие виды реорганизации, как слияние, присоединение, разделение, выделение и преобразование.
Слияние - это такой вид реорганизации, когда из двух и более юридических лиц возникает одно вновь созданное. Присоединение - одно или несколько юридических лиц присоединяются к другому. При этом деятельность присоединенных юридических лиц прекращается. Разделение - юридическое лицо делится на два и более вновь созданных юридических лица. Деятельность же реорганизованного юридического лица прекращается. Выделение - из состава юридического лица выделяются одно или несколько юридических лиц, при этом юридическое лицо, из которого произошло выделение, продолжает существовать.
При этом не рассматривается в качестве реорганизации изменение в правовом статусе юридического лица, не связанное с его переходом в другую организационно-правовую форму. Так, изменение типа государственного или муниципального учреждения (бюджетного на казенное либо наоборот) не будет считаться преобразованием, поскольку организационно-правовая форма юридического лица остается прежней - учреждение.
При выделении и разделении правопреемство осуществляется в соответствии с особым документом, который называется передаточным актом. Он утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о реорганизации юридических лиц, и представляется вместе с учредительным документом для государственной регистрации (

п. 2 ст. 59 ГК РФ).
В зависимости от порядка принятия решения о реорганизации ее проведение может быть добровольным и принудительным.
При добровольной реорганизации она может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то уставом.
Изменения в процедуре реорганизации юридических лиц в новой редакции ГК свелись к следующему. Во-первых, допускается реорганизация юридического лица с одновременным сочетанием различных ее форм (

абз. 2 п. 1 ст. 57 ГК). Например, происходит выделение, а выделенное юридическое лицо преобразуется в другую организационно-правовую форму. Причем такая реорганизация может происходить как в два и более этапов, так и одномоментно.
Кроме того, допускается реорганизация с участием более двух юридических лиц, в том числе относящихся к различным организационно-правовым формам, если ГК или законом разрешается преобразование юридического лица одной из таких форм в юридическое лицо другой из таких форм. К примеру, возможно присоединение к акционерному обществу общества с ограниченной ответственностью и (или) производственного кооператива (

п. 2 ст. 104 ГК РФ) либо слияние производственного кооператива, общества с ограниченной ответственностью и хозяйственного товарищества; слияние двух производственных кооперативов и преобразование вновь созданного в общество с ограниченной ответственностью (

ст. 106.6 ГК РФ).
Такие виды реорганизации, как разделение или выделение из его состава одного или нескольких юридических лиц, могут осуществляться как по решению уполномоченных государственных органов, так и по решению суда.
В новом

ГК установлен абсолютный запрет на преобразование коммерческого юридического лица в некоммерческое и наоборот. Он обусловлен тем, что цели их существования диаметрально противоположные, которые их учредители должны были отчетливо осознавать при их создании. Поэтому менять цели создания юридического лица было бы неправильно.
Большое внимание закон уделяет правам кредиторов при реорганизации юридических лиц. Это обусловлено тем, что при реорганизации юридического лица нередко возникают проблемы во взаимоотношениях между реорганизуемым юридическим лицом и кредиторами этого юридического лица. Для решения этой проблемы определенные изменения были внесены в

ст. 60 ГК, которая так и называется «Гарантии прав кредиторов реорганизуемого юридического лица».
Так, согласно

п. 1 ст. 60 ГК обязательным условием проведения реорганизации является обязанность реорганизуемого юридического лица в течение трех рабочих дней после даты принятия решения о реорганизации юридического лица письменно сообщить в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, о начале процедуры реорганизации с указанием формы реорганизации. На основе этого сообщения в Единый государственный реестр юридических лиц вносится запись о начале процедуры реорганизации. После внесения указанной записи юридическое лицо дважды с периодичностью один раз в месяц опубликовывает в средствах массовой информации, в которых публикуются сведения о государственной регистрации юридических лиц, уведомление о своей реорганизации.
Таким образом, закон не возлагает на реорганизуемое юридическое лицо обязанность извещать каждого кредитора о предстоящей реорганизации по отдельности. Однако в отдельных случаях законом может быть предусмотрена обязанность реорганизуемого юридического лица уведомить в письменной форме кредиторов о своей реорганизации.
Юридическое лицо по общему правилу считается реорганизованным с момента государственной регистрации вновь созданных юридических лиц. В случае реорганизации в форме присоединения - с момента внесения в государственный реестр записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица (

п. 4 ст. 57 ГК РФ).
Ликвидация юридического лица. Ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода в порядке универсального правопреемства его прав и обязанностей к другим лицам. Таким образом, принципиальное отличие ликвидации от реорганизации заключается в отсутствии правопреемства. Ликвидация, как и реорганизация, в зависимости от того, кто принимает решение о ее проведении, может быть добровольной и принудительной (по решению суда).
Добровольная ликвидация производится по решению учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительным документом. Так, акционерное общество ликвидируется по решению общего собрания акционеров (

п. 1 ст. 104 ГК РФ). Исчерпывающий перечень оснований, по которым юридическое лицо может быть ликвидировано, законодательно не установлен. Вместе с тем в

п. 2 ст. 61 ГК РФ в качестве оснований названы: истечение срока, на который создано юридическое лицо, достижение цели, ради которой оно создано.
Однако есть случаи, когда закон запрещает в добровольном порядке ликвидацию в принципе. Так, фонды ликвидируются только по решению суда (

п. 2 ст. 123.20 ГК РФ).
В

п. 3 ст. 61 ГК установлены случаи, когда юридическое лицо ликвидируется по решению суда.
В новой редакции ГК существенно упрощается очередность удовлетворения требований кредиторов при ликвидации юридического лица. В частности,

п. 1 ст. 64 ГК РФ установлено следующее:
в первую очередь производятся расчеты по требованиям граждан, перед которыми ликвидируемое юридическое лицо несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей, а также по требованиям о компенсации морального вреда;
во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и по оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и по выплате вознаграждения авторам результатов интеллектуальной деятельности;
в третью очередь производятся расчеты по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды;
в четвертую очередь производятся расчеты с другими кредиторами.
Особым случаем является ликвидация юридического лица в результате банкротства (

п. 6 ст. 61,

ст. 65 ГК РФ). Банкротство несостоятельного должника выполняет важную роль, поскольку позволяет восстановить нарушенные права кредиторов. В случае возбуждения дела о несостоятельности (банкротстве) юридического лица ликвидация прекращается, ликвидационная комиссия уведомляет об этом всех известных ей кредиторов. Требования кредиторов в случае прекращения ликвидации при возбуждении дела о несостоятельности (банкротстве) юридического лица рассматриваются в порядке, установленном законодательством о несостоятельности (банкротстве).
Согласно

п. 1 ст. 65 ГК не могут быть признаны несостоятельными (банкротами): казенные предприятия; учреждения; политические партии; религиозные организации.
Также в указанном пункте установлено, что государственная корпорация или государственная компания может быть признана несостоятельной (банкротом), если это допускается федеральным законом, предусматривающим ее создание, а фонд не может быть признан несостоятельным (банкротом), если это установлено законом, предусматривающим создание и деятельность такого фонда.
Регулирование отношений, связанных с банкротством юридического лица, осуществляется в соответствии с Федеральным

законом от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». В связи с этим соответствующие изменения были внесены в Закон о банкротстве, который, собственно, и регулирует саму процедуру банкротства.
Для проведения ликвидации предусмотрена специальная процедура. Обязательным условием проведения ликвидации является обязанность учредителей (участников) юридического лица или органа, принявшего соответствующее решение, письменно сообщить в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, о предстоящей ликвидации.
На основе этого сообщения в Единый государственный реестр юридических лиц вносится запись о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации. Выступившие с инициативой ликвидации назначают и ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации. С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица.
Впервые в ГК появилась статья, посвященная защите прав кредиторов ликвидируемого юридического лица. Так, согласно

ст. 64.1 ГК в случае отказа ликвидационной комиссии удовлетворить требование кредитора или уклонения от его рассмотрения кредитор до утверждения ликвидационного баланса юридического лица вправе обратиться в суд с иском об удовлетворении его требования к ликвидируемому юридическому лицу. В случае удовлетворения судом иска кредитора выплата присужденной ему денежной суммы производится в порядке очередности, установленной

статьей 64 ГК.
Прекращение недействующего юридического лица. Впервые в законодательстве установлено такое основание прекращения юридического лица, как прекращение недействующего юридического лица (

ст. 64.2 ГК). Введение подобного основания обусловлено тем, что ситуация с фактически недействующими юридическими лицами является достаточно распространенной; когда вновь созданные юридические лица либо вообще не осуществляют какой-либо деятельности, либо достаточно быстро ее прекращают, не выдержав конкуренции. Недействующим, т.е. фактически прекратившим свою деятельность, считается юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих его исключению из Единого государственного реестра юридических лиц, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету (

ст. 64.2 ГК РФ). Все эти признаки фактического прекращения юридическим лицом деятельности должны присутствовать одновременно.
По своим правовым последствия прекращение недействующего юридического лица приравнивается к ликвидации. Это значит, что с момента принятия решения срок исполнения его обязательств перед кредиторами считается наступившим, а само юридическое лицо исключается из Единого государственного реестра юридических лиц.
Процедура прекращения предусмотрена

ст. 21.1,

ст. 22 Закона о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Исключение недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц осуществляется по решению регистрирующего органа, т.е. в административном порядке, и не предполагает урегулирование отношений с кредиторами. Решению регистрирующего органа об исключении недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц должно предшествовать решение о предстоящем исключении. Решение о предстоящем исключении публикуется в печати. Реальное значение принятия подобного решения и его опубликования состоит в оповещении заинтересованных лиц (кредиторов и пр.), поскольку в связи с прекращением юридического лица затрагиваются их права и интересы.
В срок не позднее чем три месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными заинтересованными лицами могут быть направлены заявления в регистрирующий орган. В случае направления заявлений заинтересованными лицами решение об исключении недействующего юридического лица из Единого государственного реестра не принимается и прекращение такого юридического лица может наступить лишь посредством ликвидации в установленном гражданским законодательством порядке.
Законодатель в

п. 3 ст. 64.2 ГК особо подчеркивает, что исключение недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц не препятствует привлечению к ответственности лиц, уполномоченных выступать от имени юридического лица, членов коллегиальных органов юридического лица и лиц, определяющих действия юридического лица.

Заключение

Подводя итог выше изложенному, следует остановиться на некоторых важных моментах. Юридическим лицом признается организация, которая имеет обособленное имущество и отвечает им по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
К признакам юридического лица следует отнести: организационное единство, имущественная обособленность, самостоятельная имущественная ответственность, возможность самостоятельно выступать в гражданском обороте от своего имени. Юридические лица могут классифицироваться по различным основаниям. Наиболее распространенными являются классификации на коммерческие и некоммерческие юридические лица и корпоративные и унитарные юридические лица.
Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в организационно-правовых формах хозяйственных товариществ и обществ, крестьянских (фермерских) хозяйств, хозяйственных партнерств, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий. Некоммерческие юридические лица согласно

ГК РФ подразделяются на некоммерческие корпорации и некоммерческие унитарные организации. В зависимости от того, кто является учредителем, различают три способа образования юридического лица: распорядительный, нормативно-явочный и разрешительный. При распорядительном порядке юридическое лицо образуется в силу прямого распоряжения государственного органа или органа местного самоуправления (например, государственные или муниципальные унитарные предприятия, учреждения). Преобладающим является нормативно-явочный способ создания юридических лиц, в соответствии с которым они могут быть свободно образованы учредителями - гражданами и организациями, т.е. для их возникновения не требуется ни распоряжения о создании, ни разрешения государственных органов или органов местного самоуправления Все юридические лица действуют на основании учредительных документов. В качестве учредительных документов юридического лица в

ГК РФ действует лишь устав. Важной стадией создания юридических лиц является процедура их государственной регистрации. Государственная регистрация юридических лиц - это сочетание совокупности регистрационных процедур, заканчивающихся актом органа государственной регистрации о регистрации юридического лица. Прекращение деятельности (существования) юридического лица возможно в результате различных юридических фактов. Так, оно может прекратить свою деятельность в результате реорганизации, ликвидации, в том числе посредством исключения фактически недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц, а также банкротства.
Реорганизация юридического лица представляет собой прекращение существования юридического лица с переходом его прав и обязанностей (правопреемством) другим лицам. Различают такие виды реорганизации, как слияние, присоединение, разделение, выделение и преобразование
Ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода в порядке универсального правопреемства его прав и обязанностей к другим лицам. Таким образом, принципиальное отличие ликвидации от реорганизации заключается в отсутствии правопреемства.
Регулирование отношений, связанных с банкротством юридического лица, осуществляется в соответствии с ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». Впервые в законодательстве установлено такое основание прекращения юридического лица, как прекращение недействующего юридического лица.

Библиографический список

1.Конституция Российской Федерации: офиц. Текст. - М. : Приор, 2015. - 32 с.
.Гражданский кодекс РФ (части первая и вторая) : офиц. текст // Собр. законодательства РФ. - 1994. - № 32. - Ст. 3301; 1996. - № 5. - Ст. 410.
.Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» : офиц. текст // Собр. законодательства РФ. - 2001. - № 33 (ч. 1). - Ст. 3431.
.Федеральный

закон «О несостоятельности (банкротстве)» : офиц. текст // Собр. законодательства РФ. - 2002. - № 43. - Ст. 4190.
.Бычков, А. Исключить брошенную компанию / А. Бычков // ЭЖ-Юрист. - 2015. - № 21. - С. 12-14.
.Вагайцева, Т.В. Выделение и разделение как формы реорганизации юридических лиц / Т.В. Вагайцева // Юрист. - 2014. - № 3. - С. 32-36.
.Венедиктов, Ю.С. Проблемы фирменных наименований юридических лиц в историко-правовом контексте / Ю.С. Венедиктов // Юридический мир. - 2014. - № 11. - С. 57-62.
.Витрянский, В.В. Некоторые основные положения Концепции развития гражданского законодательства Российской Федерации об обязательствах / В.В. Витрянский // Журнал российского права. - 2012. - № 1. - С. 13-25.
.Габов, А.В. Реорганизация и ликвидация юридических лиц: научно-практический комментарий к статьям 57 - 65 Гражданского кодекса Российской Федерации (постатейный) / А.В. Габов. - М. : ИЗиСП, ИНФРА-М, 2015. - 203 с.
.Герасимов, В.А. Основные новеллы о юридических лицах в Гражданском кодексе РФ / В.А. Герасимов // Власть и закон . 2014. - № 10. - С. 104-108.
.Гражданское право / под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. - М. : Проспект, 2012. - 743 с.
.Гришаев, С.П. Эволюция законодательства о юридических лицах / С.П. Гришаев. - М. : Норма, 2015. - 386 с.
.Ершов, О.Г. К вопросу об организационно-правовой форме саморегулируемых организаций в сфере строительства после реформирования законодательства о юридических лицах / О.Г. Ершов // Вестник арбитражной практики. - 2015. - № 2. - С. 7 - 12.

.Жилинский, С.Э. Предпринимательское право (правовая основа предпринимательской деятельности) / С.Э. Жилинский. - М. : Юрайт, 2013. - 452 с.

.Иванова, Ж.Б. Определение прекращения деятельности юридического лица как самостоятельного правового явления и выявление его отличий от сходных правовых феноменов / Ж.Б. Иванова, Д.Б. Толмачев // Российская юстиция. - 2015. - № 7. - С. 14-17.

.Орлянкина, Е.К. Ответственность органов управления юридического лица: новеллы ГК России / Е.К. Орлянкина // Законы России: опыт, анализ, практика. - 2015. - № 6. - С. 69-72.

.Рудакова, В.Д. Признаки публичного юридического лица в российской правовой науке / В.Д. Рудакова // Юридическое образование и наука. - 2012. - № 4. - С. 14-17.

.Семенихин, В.В. Все о некоммерческих юридических лицах / В.В. Семенихин. - М. : ГроссМедиа, РОСБУХ, 2014. - 394 с.

.Советское и иностранное гражданское право (проблемы взаимодействия и развития) / под ред. В.П. Мозолина. - М. : Юрид. лит., 1989. - 347 с.

.Тарасов, О.И. Понятие и признаки юридического лица публичного права / О.И. Тарасов // Закон. - 2014. - № 8. - С. 102-107.

.Трофимова, Е.В. Государственная регистрация юридических лиц в свете реформы гражданского законодательства / Е.В. Трофимова // Законы России: опыт, анализ, практика. - 2015. - № 6. - С. 40-46.

.Хабибуллина, А.Ш. О правовом статусе и компетенции высшего органа управления и учредителя (участника) юридического лица на стадии ликвидации / А.Ш. Хабибуллина // Юрист. - 2014. - № 18. - С. 4-10.

Похожие работы на - Анализ юридических лиц как субъектов гражданских правоотношений

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!