Свободные экономические зоны Китая
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ «ГРОДНЕНСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. Я.КУПАЛЫ»
ФАКУЛЬТЕТ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ
КАФЕДРА МЕЖДУНАРОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ
СВОБОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ КИТАЯ
РЕФЕРАТ
Гродно 2003
Китай – это огромная по территории страна, занимающая первое место в мире
по числу жителей (1,2 млрд. чел), обладающая самыми значительными в мире
минеральными ресурсами, КНР в 80 –90 гг. добилась больших успехов в развитии
экономики, выйдя на второе место в мире (после США) по общей стоимости ВВП.
Вскоре после смерти Мао Цзедуна в КНР был провозглашен курс на экономическую
реформу («ГАЙГЭ»). Основой преобразований стали: внедрение многоукладной
экономики; реформа ценообразования (введены 3 уровня цен: твердые
государственные, подвижные договорные и свободные рыночные); переход в деревне
к системе «договорного» подряда; политика «открытых дверей» и др. [2, с.22]
Составной частью экономических реформ Китая стала «политика открытости»
(«Кайфан»). Это политика привлечения иностранного капитала в китайскую
экономику в виде займов, прямых инвестиций, организации СП с зарубежными
партнерами и привлечение капитала через СЭЗ.
Первая свободная экономическая зона была создана в
маленькой деревушке Шэньчжэнь в 1979 г. Менее чем через 10 лет Шэньчжэнь
превратилась в современный город с населением в 2 млн. чел., а в 1990 г. там
уже действовало свыше 3000 предприятий с участием иностранного капитала, причем
около 2000 из них были совместными иностранно-китайскими, а 354 – полностью
иностранными. [1, с.135]
Главными особенностями китайских СЭЗ являются:
1.
Самостоятельное экономическое
развитие на основе принципов рыночного регулирования.
2.
Опора на иностранные
капиталовложения. Этот принцип декларируется, но реализовать его пока не
удалось. Так, за 80-е гг. в Шэньчжэне бюджетные ассигнования составили 10% всех
инвестиций, средства центральных и провинциальных ведомств, а также китайских
предприятий - 7%, накопления самой зоны - 37%, внутренние кредиты - 22%,
иностранные капиталовложения - 24%.
3.
Главный современный отраслевой
приоритет - промышленность (до 1989 г. Китай шел практически на любые
иностранные инвестиции в СЭЗ).
4.
Экспортная ориентация
производства, широкое привлечение импортного сырья.
5.
Включение обширных национальных
регионов.
6.
Активное взаимодействие СЭЗ с
остальной территорией страны.
7.
Налоговая система дифференцирована
по региональным особенностям СЭЗ. [1, с.160], [6]
Основные цели создания СЭЗ:
§
увеличение экспортной валютной
выручки;
§
стимулирование реформы,
предварительная "обкатка" ее мероприятий;
§
эффективное использование
природных ресурсов;
§
стимулирование развития экономики
страны в целом, передача передовой зарубежной технологии и опыта управления во
внутренние районы страны;
§
создание "буферов" в
связи с возвращением Гонконга (1997 г.) и Макао (1999 г.);
§
мобилизация финансовых возможностей
китайской эмиграции;
§
обеспечение ускоренного развития
тех регионов страны, где находятся спецзоны всех типов [6]
На развитие СЭЗ Китая оказали благоприятное воздействие как объективные
факторы: дешевизна и избыток рабочей силы; благоприятное географическое
положение (выход к морю, наличие портов), близость Гонконга, Макао и Тайваня;
на Хайнане - наличие благоприятных природных ресурсов для развития туризма,
металлургии, тропического земледелия; так и субъективные: курс на реформы и
открытость, взятый с 1978 г.; юридические гарантии для иностранного капитала;
экономические льготы; приток ресурсов со всей страны для развития зон.
Специальные экономические зоны
К началу 2002 г. в Китае было 6 специальных экономических зон, более 30
государственных зон экономического и технического развития, 14 открытых портов,
а так же иные зоны свободной торговли, таможенные пространства, районы и
территории, имеющие специальный налоговый и торговый статус. СЭЗ являются
наиболее экономически развитыми регионами страны. 4 из 6 СЭЗ расположены на
юго-восточном побережье.
СЭЗ Шэньчжэнь включает 17,5 тыс. предприятий с общим объемом инвестиций в
$22,4 млрд., из которых 85% приходится на Гонконг. Основные сферы
инвестирования: ядерная энергетика, электроника, машиностроение,
инфраструктура, финансы, высокие технологии. Объем экспорта промышленной
продукции в 1999 г. - $7,5 мрлд.
СЭЗ Чжухай насчитывает около 4980 предприятий с иностранными
инвестициями. Вложения направлены в сферу услуг, тяжелую промышленность,
электронику, портовое и дорожное строительство и т.д. 80% капиталла –
инвестиции из Гонконга, Макао, Тайваня и Сингапура.
СЭЗ Сямэнь – 4150 предприятий с иностранным капиталом на сумму $15 млрд.,
из которых 80% - из Тайваня. Основные отрасли инвестирования – электроника,
текстиль, пищевая промышленность, химическая промышленность.
СЭЗ Шаньтоу – более 3000 проектов с участием иностранного капитала в
облшасти нефтехимии, портовой и др. инфраструктуры, производства одежды, обуви
и электроники. Обем иностранных инвестиций - $3,5 млрд., из которых 95%
поступают от китайских соотечественников в Гонконге, Тайване, Сингапуре.
СЭЗ Хайнань – 7320 предприятий, совокупный объем заявленных инвестиций -
$22,3 млрд.
СЭЗ Пудун (начало 90-х гг., составная часть Шанхая)– 5405 проектов в
автомобилестроении, электронике, приборостроении, телекоммуникациях, высоких
технологиях, энергетике на сумму инвестиций $27,3 млрд. [3, с.56]
«Открытые» города
В 1984 г. было принято решение об «открытии» 14 городов-портов на
побережье Желтого, Восточно-Китайского и Южно-Китайского морей. Фактически –
это территории с 20-ти млн. населением включают в себя весь приморский пояс
страны и значительно распространяются в глубину материковых районов.
Эти 14 городов, открытых для мирового рынка и интернационализации
производства не относились к бедствующим районам с самого начала. Они давали
23% всего промышленного производства Китая, а их доля в экспорте страны
составляла 40%, суммарная мощность этих портов – 97%, как видно, этот вид СЭЗ
был создан в индустриально развитой полосе Китая. . [1, с.139]
В открытых районах с льготным режимом хозяйственной деятельности
размещены технопарки (15), разрабатываются новейшие технологии с участием
иностранного капитала, функционирует экспортоориентированное производство, активно
работают торговые предприятия. Практически, «открытые» города можно назвать
комплексными зонами. На обустройство этих территорий были затрачены огромные
средства, примерно $15 – 17 млн. на каждый га зоны.
«Открытые» порты получили значительные свободы в проведении экономической
политики. Им можно, например, принимать законодательные акты, регулирующие
поток иностранного капитала, в том числе и части дополнительных льгот или
ограничений подоходного налога, арендной платы за землю и т.д.
«Открытые» города-порты дают 40% экспорта и почти 100% грузооборота
морских портов. Производительность здесь на 2/3 выше среднекитайского уровня. [1,
с.142]
Комплексные зоны
К комплексным зонам можно отнести многие СЭЗ. Комплексные зоны Китая
имеют собственные административные границы и законодательство.
В апреле 1988г. на острове Хайнань была создана специальная зона, или
зона комплексного назначения. ЕЕ особенностью было то, что создана она была в
одном из самых отсталых районов Китая. Для привлечения инвестиционного капитала
была предложена целая система налоговых скидок и льгот в самых различных
отраслях (горная, с/х, транспорт, высокие технологии). [1, с.142]
В начале 90-х гг. в Шанхае создана зона развития «Пудун». В этой зоне
действуют: зона свободной торговли, районы финансово-торговой, промышленной и
научной специализации. Главные инвесторы – США, Япония, Сингапур, Франция,
Канада. [2, с.28]
Однако, с самого начала этого грандиозного эксперимента с Зонами
китайские власти отдавали себе отчет в том, что с помощью иностранных
инвестиций можно поднять экономику страны, но невозможно развивать
экономику только за счет этих инвестиций. Экономика страны, обескровленная
"большими скачками" и "великой культурной революцией",
нуждалась не только в притоке капитала, но и в свежих технологиях, позволяющих
повысить уровень производства, насытить внутренний рынок и выйти на внешние
рынки с конкурентоспособной готовой продукцией. Кроме того, развитие
производства за счет иностранных инвестиций и путем импорта технологий должно
было не тормозить развитие собственных технологий, а способствовать созданию
более передовой, более продвинутой, по сравнению с зарубежными аналогами
продукции. Поэтому официальная государственная политика, во-первых - ставила
всяческие барьеры на пути импорта в страну устаревших или второстепенных
технологий, а во-вторых - всячески стимулировала создание иностранными
корпорациями научных и исследовательских центров непосредственно на территории
КНР.
Такие признанные авторитеты в области ИТ, как Motorola, IBM, Lucent Technologies, Hewlett-Packard, Microsoft, Nokia, Cisco, AT&T и др. создают в середине 90-х годов в крупнейших
городах Китая собственные исследовательские центры, в которых работают и
обучаются работе с новейшими технологиями тысячи и десятки тысяч китайских
инженерно-технических работников и ученых. Иностранные корпорации не жалеют
средств на различные некоммерческие программы, фонды, гранты, щедро финансируют
обучение китайских специалистов в ведущих учебных центрах Старого и Нового
Света. [5]
Руководство страны еще в 1988 году принимает генеральную программа
развития китайкой науки и техники "ФАКЕЛ". Главной целью программы
"ФАКЕЛ" является не только развитие национальной науки и техники, но
и быстрейшее внедрение в производство передовых отечественных разработок. Благодаря
государственной поддержке уже в начале 1990 в Китае начали возникать так
называемые "Зоны высоких технологий" (технопарки). [5]
Технопарки
Сегодня китайским Министерством Науки и Техники декларируется 120 зон
освоения высоких и новейших технологий различного уровня, из них 53 –
государственного значения. Фактически, технопарки территориально и
организационно пересекаются со специальными экономическими зонами. Такое
соседство позволяет ученым в парках весьма эффективно взаимодействовать с
зарубежными компаниями и участвовать в международном научно-техническом обмене.
Согласно статистике, в парках действует от 14 до 16,5 тысяч предприятий, занятых
исследовательской и внедренческой деятельностью. Государственное регулирование
деятельности технопарков проявляется, прежде всего, в определении направлений
исследований и производства. На протяжении последних нескольких лет такими
направлениями были: микроэлектроника, телекоммуникации, биоинженерия и
технологии новых материалов. Помимо государственного регулирования - Парки
получают от государства еще и серьезные финансовые вливания. [5]
Первым технопарком Китая стала Пекинская экспериментальная зона развития
новых технологий (1988г.). Площадь – 100 км2, тут функционируют
десятки учебных заведений, 130 НИИ и лабораторий, занято более 100 тыс.
специалистов.
Вторым по величине парком является Наньху, который расположен в г. Шеньян
и занимает площадь в 22 км2. На территории тахнопарка 12 ВУЗов, 30
НИИ, 210 многопрофильных исследовательских лабораторий, 220 предприятий высокой
и новейшей технологии, в числе которых 30 компаний с участием иностранного
капитала ($7 млрд.).
Основные проблемы функционирования СЭЗ в КНР:
1.
Подавляющее большинство вкладов
(около 80% иностранных инвестиций) в СЭЗ вложено лицами китайского
происхождения, прежде всего из Гонконга. Инвестиции транснациональных
корпораций, способных на создание крупномасштабных, технически современных
предприятий пока направляются главным образом в другие районы Китая. С этим
связан меньший, в сравнении со средним по Китаю, размер инвестиций в одно
предприятие.
2.
Невысокий уровень внедряемой
зарубежной технологии, низкая квалификация китайской рабочей силы и недостаток
специалистов.
3.
Рост издержек на аренду земли и
рабочей силы, что влияет на темпы привлечения иностранного капитала. (Создание
и содержание СП в СЭЗ обходится в среднем в 5 раз дороже, чем во внутренних
районах КНР.)
4.
Бюрократические препоны при
создании и функционировании СП.
5.
Дефицит сырья и энергии.
7.
Злоупотребления со стороны
инвесторов: китайские организации занижают стоимость госимущества,
передаваемого вновь создаваемым СП, иностранные предприниматели до 90% средств
вкладывают в виде оборудования (часто устаревшего или низкокачественного) по
завышенным ценам; процветает сверхэксплуатация работников СП; более 60%
предприятий уклоняются от уплаты налогов.
Заключение
Рассмотрев все вышеуказанное, можно прийти к выводу, что СЭЗ в Китае
получили широкое распространение, развили те города и территории, где они
организовывались.
В 80-е годы СЭЗ позволили КНР, не отказываясь от основ плановой экономики
по всей стране, приобрести опыт взаимодействия с мировым рынком, стимулировали
перестройку организации внешнеэкономической деятельности страны и реформу
экономической системы. В настоящее время, по мнению части ученых-экономистов
КНР, «…они в значительной мере утратили свою авангардную роль, а практика и методы
их работы нуждаются в существенном обновлении…» [7]
А вот об утверждениях, что СЭЗ Китая привлекают огромные инвестиции из-за
рубежа, можно поспорить. По исследованиям индийских экономистов, в 2002 г.
прямые иностранные инвестиции в китайские СЭЗ превысили $50 млрд., однако, от
кого они пришли в китайскую экономику? Их значительная часть (по крайней мере
2/3 этих средств) приходится на гонконгский и тайваньский капитал, часть
притока вовсе не имеет иностранного происхождения: согласно предположению западных
наблюдателей, 25% составляют скрытые формы инвестирования отечественного
капитала.
Сам факт существования СЭЗ вносит разногласия между экспертами Китая. Они
критикуют сам принцип предоставления особого экономического, а, частично, и
политического, режима тем или иным территориям, рассматривая его как основу
регионального лоббизма и угрозу для целостности внутреннего рынка. Внутренние
районы Китая также критикуют особый статус СЭЗ, требуя для себя сравнимых с
приморскими провинциями льгот, что неприемлемо для центра.
Со вступлением КНР в ВТО СЭЗ тем более стали рассматриваться все больше с
негативной стороны, т.к. они создают условия для нечестной конкуренции.
И все же, СЭЗ внесли значительное улучшение в экономическое и социального
положение районов их базирования, в зонах гораздо быстрее, чем в среднем по
стране, растет занятость населения, уровень жизни и квалификация рабочих и
служащих. Пусть это и незначительная часть страны, но, благодаря СЭЗ, Китай
смог выйти на мировой рынок и заявить о себе, производить товары с экспортной
ориентацией и «ужить» социалистическую направленность страны и рыночные
механизмы. А само правительство Китая понимает, что только иностранных
инвестиций в СЭЗ не достаточно для развития всей страны.
Литература
1.
Я.С.Друзик. Свободные
экономические зоны //Мн: 2000, с.132-162;
2.
В.Игнатов,
В.Бутов. Свободные экономические зоны //М:1997, с.22-30;
3.
Н.Грачев. Деньги
идут, но не во всякую зону //Дело. Восток+Запад. №4, 2001 г., с.55-56;
4.
Оценка индийскими
экономистами опыта КНР по созданию СЭЗ //БИКИ №21, 22 февраля 2003 г.;
5.
И.В.Мажаров.
Научно-техническая программа КНР: взгляд в будущее //
Рисунок 1. СЭЗ Китая.
Источник: Я.С.Друзик. Свободные экономические зоны,
Мн:2000, с. 144
|
|