2014 год Закон 201-ФЗ
<#"890682.files/image002.gif">
Другим фактором, оказывающим влияние на снижение оценки ВВП, является
существенное замедление роста производственных и торговых запасов предприятий
на фоне ожиданий низкого внутреннего спроса.
Но данный документ составлялся еще в 2014 году и не учитывает современные
реалии в полной мере. Именно по этой причине в бюджет на 2015-2017 годы
вносились поправки. Так последние поправки принятые в марте 2015 года
Если раньше бюджет базировался на цене на нефть в 100 долларов за
баррель, то теперь планка понижена в два раза.
Обновленный бюджет представил глава Минфина Антон Силуанов, объяснивший
необходимость правки внешними вызовами. Пришлось урезать расходы на федеральные
целевые программы, на 10 процентов сократились зарплаты государственных и
военнослужащих. Урезали транcферты регионам. Раздел трат на здравоохранение
съеживается на 25,1 процента, на образование - на 10,35, и даже оборонная сфера
"проседает" на 4,8 процента. Впрочем, минфин, урезая в одном месте,
прибавлял в другом. Так, правительство дополнительно выделило 160 млрд. рублей
на замену дорогих коммерческих кредитов на более дешевые. Предусмотрены и
другие суммы, которых ранее заложено не было. Например, 188 млрд. рублей дали
на индексацию пенсий, 4,5 - на решение проблем ипотеки и т.п. За счет поправок
наполняются реальным содержанием антикризисные меры.
В целом же расходы, несмотря на объявленный "жесткий подход",
урезаются щадяще - номинально всего на 2 процента. Доходы бюджета падают куда
значительнее - сразу на 17. В результате дефицит возрастает с 0,6 процента ВВП
(версия в нынешней редакции бюджета) до 3,7. Дефицит будет покрываться в
основном деньгами Резервного фонда - более 3 трлн. рублей.
Сохраняются и возрастают определенные риски развития экономики и
устойчивости бюджетной системы Российской Федерации.
В последние годы прогнозы социально-экономического развития Российской
Федерации, применяемые для целей формирования проектов бюджетов бюджетной
системы Российской Федерации и документов долгосрочного стратегического
планирования, подвергались существенной корректировке как по причине изменения
основных тенденций развития экономики, так и в связи с необходимостью
подготовки более реалистичных оценок, используемых для расчетов и анализа
долгосрочных перспектив и прогнозов основных характеристик федерального бюджета
и бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в целом.
Начиная с 2013 года, многократные корректировки прогнозируемых основных
макроэкономических параметров, причем как среднесрочного характера, так и на
период до 2030 года, осуществлялись в сторону ухудшения значений
соответствующих показателей.
С учетом сложившейся тенденции риски новых корректировок, а
следовательно, вызывающих их объективных факторов и условий следует оценивать
как достаточно высокие.
Наиболее высокие риски дестабилизации состояния российской экономики, а
значит, и бюджетной устойчивости в среднесрочной перспективе, обусловлены
геополитической напряженностью в связи с ситуацией вокруг Украины. Ужесточение
санкций в отношении отдельных субъектов экономических отношений и целых
отраслей российской экономики, финансовой инфраструктуры способны в
значительной степени негативно повлиять на динамику ВВП.
Сценарием прогноза социально-экономического развития Российской
Федерации, положенным в основу бюджетного планирования, предполагаются
относительно стабильные условия, при которых масштабные экономические санкции к
России не применяются, допускается ослабление внешнеполитической напряженности
во второй половине 2014 года и возобновление роста инвестиций в основной
капитал.
Введение санкций в отношении отдельных отраслей российской экономики
может привести к ухудшению их финансового состояния, условий заимствования,
росту "премий" за риск и усилению оттока капитала. Это может привести
к дальнейшему ослаблению обменного курса, росту инфляции и ухудшению
потребительской уверенности. В условиях роста общей неуверенности и снижения
экономической активности может продолжиться дальнейшее сокращение инвестиций в
основной капитал.
Кроме того, сохраняется риск нарушения экспортных поставок газа через
Украину, а также введения торговых санкций со стороны стран Евросоюза. В
краткосрочном и среднесрочном периодах у России достаточно резервов для
компенсации большей части возможных экономических потерь, связанных с
санкциями, в то же время эскалация напряженности может понизить прирост ВВП до
0,2-0,3% уже в 2014 году. В более длительной перспективе санкции могут оказать
существенное влияние на снижение бюджетной устойчивости, а также ухудшение
условий и сокращение возможностей для модернизации при ограничении импорта
технологий, инвестиций и передовых практик.
В части риска изменения прогнозируемой динамики цены на нефть, с одной
стороны, существует вероятность снижения цены на нефть в связи с высоким
предложением нефти, превышающим спрос, а с другой стороны, высока вероятность
повышения цены на нефть в связи с сохранением растущего спроса на нефть и
нестабильностью поставок.
В 2014 году размещение государственных ценных бумаг осуществляется в
условиях ряда неблагоприятных рыночных факторов: сворачивания монетарных мер
стимулирования экономики США, обострения геополитической ситуации вокруг
Украины, что способствовало ослаблению российской национальной валюты. Действие
данных факторов проявилось в росте доходности и повышенной волатильности цен государственных
ценных бумаг. Вместе с тем, несмотря на влияние вышеуказанных неблагоприятных
факторов, массового оттока нерезидентов с рынка государственных облигаций не
произошло, присутствие инвесторов данной категории сохранилось практически в
прежнем объеме - на уровне 22-23% от общего числа держателей облигаций.
В то же время существенное сокращение программы заимствований в текущем
году снижает риски ее неисполнения. Кроме этого, вносимые изменения в программу
заимствований предполагают отказ от государственных внешних заимствований в
2014 году в связи с неблагоприятной рыночной конъюнктурой.
Невыполнение программы заимствований Российской Федерации, а также
недополучение планируемых объемов поступлений от приватизации имущества могут
быть актуальными и в 2015-2017 годах.
В среднесрочной перспективе могут также проявиться риски, связанные с
ухудшением ситуации на долговом рынке Еврозоны, риски замедления китайской
экономики, иные риски, которые могут привести к ухудшению ситуации на мировых
финансовых рынках.
Большие сложности для российской экономики несут в себе инфляционные
риски. В условиях высокой зависимости инфляции от ослабления обменного курса,
форсированные меры по подавлению инфляции могут потребовать дальнейшего роста
процентных ставок и сокращения банковского кредита, что негативно повлияет на
экономическую активность. При этом реализация базового варианта прогноза
предполагает сохранение высоких темпов роста кредитования на протяжении
2014-2017 годов, что позволяет поддержать восстановление инвестиций и снизить
норму чистых сбережений населения с 2016 года. Риск ускорения инфляции также
может быть связан с более высоким ростом цен на электроэнергию на оптовом
рынке, а также цен на тепло и воду.
Требуют учета также риски, связанные с активами и обязательствами, в том
числе с теми, которые в настоящее время не отражаются в балансе. В данном
случае имеется в виду влияние изменений основных показателей денежно-кредитной
политики на стоимость принадлежащих государству активов и обязательств.
Еще одним риском является риск будущих затрат, связанный с
предоставляемыми Правительством Российской Федерации государственными
гарантиями и гарантиями по страхованию вкладов, а также риски невозврата
бюджетных кредитов.
Еще одна категория рисков обусловлена увеличением объемов и ухудшением
условий обслуживания и погашения долговых обязательств субъектов Российской
Федерации и муниципальных образований при одновременном сокращении отдельных
доходов консолидированных бюджетов субъектов и необходимости реализации
приоритетных расходных обязательств (в том числе обусловленных указами
Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года). На сегодняшний день общий
объем субнационального долга превысил 2 трлн. рублей, то есть увеличился кратно
за последнее десятилетие. При этом на сегодняшний день остается нереализованной
концепция выработки и применения мер практического принуждения в отношении
участников бюджетного процесса, допускающих нарушения ограничений в отношении
долговой политики.
Перечисленные риски могут требовать при их наступлении разработки
дополнительных мер по минимизации их негативных последствий.
С учетом необходимости обеспечения бюджетной сбалансированности следует
предпринимать меры в области налоговой политики, направленные на увеличение
доходов бюджетной системы Российской Федерации. Основными источниками роста
налоговых поступлений может стать как повышение налоговых ставок, изменение
правил исчисления и уплаты отдельных налогов, так и принятие мер в области
налогового администрирования, которые предполагается реализовать в 2015-2017
годах.
Взимание налогов и сборов может оказывать различное влияние на поведение
экономических субъектов, создавать различные стимулы как для организаций, так и
для физических лиц. Необходимым условием для повышения конкурентоспособности
российской экономики является её диверсификация, технологическое обновление,
модернизация производства.
Достигнутый к настоящему времени уровень налоговой нагрузки, с одной
стороны, соответствует минимальному уровню нагрузки развитых стран, с другой
стороны, обеспечивает стабильную наполняемость бюджетов всех уровней. бюджет доход федеральный российский
В части акцизного налогообложения при установлении ставок акцизов на
алкогольную, спиртосодержащую продукцию и пиво на 2016 год в целях формирования
доходной базы бюджетов разных уровней, а также с учетом необходимости
корректировки структуры потребления алкогольной продукции, предлагается
проиндексировать ставки акцизов на алкогольную продукцию, произведенную с
использованием этилового спирта - на 10% к уровню 2015 года. На остальные виды
алкогольной продукции предполагается осуществить индексацию в размере
прогнозируемого уровня инфляции (при расчете приведенных ниже ставок принимался
прогнозируемый уровень инфляции на 2016 год в размере 5,4% к 2015 году).
Что касается нефтепродуктов, ставки акцизов на моторное топливо будут
определяться с учетом комплекса факторов, в том числе, прогнозируемого уровня
инфляции, недопущения значительного роста цен, принятых соответствующими
нормативно-правовыми актами ограничений сроков производства и обращения
нефтепродуктов 3-го и 4-го классов и необходимости формирования средств
дорожных фондов.
В целях дальнейшего совершенствования налогообложения НДПИ добычи
углеводородного сырья и создания более гибкой системы ставок, которые позволят
уровню налоговой нагрузки реагировать на изменения внешней и внутренней ценовой
конъюнктуры предлагается следующее.
Завершение работы по изменению системы налогообложения добычи газа
горючего природного и газового конденсата путем установления порядка исчисления
НДПИ при их добыче на основе формульного подхода, с привязкой соответствующих
ставок НДПИ к стоимости корзины добытого углеводородного сырья.
При этом формульный подход должен основываться на следующих принципах:
сохранение доходов федерального бюджета от НДПИ на газ на
уровне, соответствующем уровню действующих ставок НДПИ на газ горючий природный
и газовый конденсат в условиях принятого прогноза цен на газ;
учет средних оптовых цен реализации газа горючего природного на
внутреннем рынке, и средней экспортной цены за налоговый период;
учет среднего за налоговый период уровня цен нефти марки
"Юралс";
учет при определении ставки доли добычи газа горючего природного
и газового конденсата в общем объеме углеводородного сырья, добытого из газовых
скважин.
Также предполагается применение к рассчитываемым по формуле ставкам НДПИ
при добыче газа горючего природного и газового конденсата коэффициентов,
характеризующих условия добычи и стадию разработки соответствующих месторождений,
а также выравнивание ставок для организаций, входящих в группу ОАО
"Газпром", и прочих производителей газа по мере достижения
равнодоходности поставок газа на внутренний и внешние рынки. Проект
федерального закона предусматривает применение к ставке НДПИ при добыче нефти
специального коэффициента, характеризующего степень сложности добычи нефти.
Заключение
В заключении еще раз отметим, что доходную часть бюджета страны формируют
в основном законодательно установленные налоговые и неналоговые платежи. Это
позволяет обеспечить стабильность поступлений, единые условия для субъектов
хозяйствования и возможности для проектирования поступлений в бюджет и развития
хозяйственной деятельности. Увеличение доходов может быть достигнуто за счет
установления новых источников поступления или расширения действующей доходной
базы.
Основы бюджетных доходов составляют налоговые платежи.
Основная проблема налогообложения заключается в том, чтобы обеспечить
финансовые потребности государства и при этом не лишить налогоплательщиков
стимулов к продолжению и развитию своей деятельности.
Система налоговых ставок и льгот должна быть построена таким образом,
чтобы стимулировать воспроизводственные процессы - расширение и обновление
производства, создание новых рабочих мест, способствовать планируемым
структурным изменениям. Рост производства и доходов предприятий и населения, в
свою очередь ведет к увеличению поступлений в бюджет.
В части конкретных мер, предусматривающих повышение доходов бюджетной
системы Российской Федерации, планируется внесение изменений в законодательство
о налогах и сборах по следующим направлениям:
. Совершенствование налогообложения недвижимости.
. Акцизное налогообложение.
. Изменение налоговой ставки НДС.
. Совершенствование налогового администрирования.
5. Совершенствование налогообложения добычи природных ресурсов
Таким образом, основными направлениями решения проблемы повышения
доходной части бюджета являются увеличение доходной базы и укрепление налоговой
дисциплины. Основой укрепления доходной базы является экономическая и
финансовая стабилизация, создание обстановки экономического роста,
стимулирование инвестиционной активности и увеличение доли накопления в ВВП.
Созданию условий для экономического роста способствует снижение налоговой нагрузки,
сопровождающееся мерами по повышению уровня собираемости налогов.
Эти и многие другие предложенные меры могут повысить потенциал налоговой
системы в целом и улучшить управление доходами бюджета Российской Федерации, в
частности.
Список
использованной литературы
1. Бюджетный
кодекс РФ от 31 июля 1998 г. №145-ФЗ (с изм. и доп. от 26 декабря 2014 г.) //
Справочно-правовая система "Гарант"
2. О
федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов (с изм.
и доп. от 26 декабря 2014 г.): Федеральный закон от 2 декабря 2013 г. №349-ФЗ
// Справочно-правовая система "Гарант"
3. О федеральном бюджете
на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов: Федеральный закон от
01.12.2014 №384-ФЗ <http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_171692/>//
Справочно-правовая система "Гарант"
. Анохин П. Фискальные
приоритеты / Анохин П. // Налоговая политика и практика. - 2014. - №4. - С.
4-11.
. Березин М.Ю.
Механизм образования государственных доходов / Березин М.Ю. // Право и
экономика. 2014. - №12. - С. 5-11.
. Борисов А.Н.
Комментарий к Бюджетному кодексу РФ. - М.: Юстицинформ, 2011. - 124 с.
. Бобкова О.В.,
Борисов М.С., Гатин А.М., Колпаков Р.В., Никитина О.В., Романова Е.В.,
Степанова О.Н. Комментарий к Бюджетному кодексу РФ. - М.: Дело, 2011. - 137 с.
. Воскобойников А.
Налоговые поступления в бюджет: основные тенденции и перспективы /
Воскобойников А // Вопросы экономики. 2014. - №12. - С. 5-12.
. Евсеев П.И.
Некоторые вопросы бюджетной политики/ Евсеев П.И // Журнал российского права.
2014. - №10. - С. 5-9.
. Зуйков И.С. Проблемы
налогообложения / Зуйков И.С. // Налоговый вестник. 2014. - №2. - С. 5-9.
. Конюхова Т.В.
Комментарий к бюджетному законодательству РФ - М.: Финансы, 2011. - 211 с.
. Никитин С.М. Налоги
в системе государственных финансов / Никитин С.М. // Деньги и кредит. 2014. -
№11. - С. 3-7.
. Фаидов Р.Ю.
Финансовая стабилизация в России. - М.: Прогресс- Академия, 2012. - 129 с.
. Юрасов Б.Ю.
Планирование параметров федерального бюджета на 2015 год и плановый период
2016-2017 гг. // Налоговый вестник. 2014. - №12. - С. 5-12.
15. Официальный
сайт Министерства финансов Российской Федерации http://www.minfin.ru/.
16. Официальный
сайт Федеральной налоговой службы http://www.nalog.ru/.
. Официальный
сайт Казначейства России http://www.roskazna.ru/.
Похожие работы на - Актуальные проблемы формирования доходной части федерального бюджета Российской Федерации
|