Организация централизованной доставки товаров
Введение
товароснабжение поставщик розничный торговый
В современных условиях, когда торговый сектор занимает большое место в экономике нашей страны, торговля - является одной из основных отраслей народного хозяйства, поскольку она обеспечивает обращение товаров, их движение из сферы производства в сферу потребления.
В зависимости от цели, с которой приобретаются товары, торговлю делят на два вида:
·Оптовую (торговля товарами с последующей их перепродажей или профессиональным использованием);
·Розничную (торговля товарами и оказание услуг покупателям для личного, семейного, домашнего использования, не связанного с предпринимательской деятельностью).
Розничная торговля - это торговля продовольственными и непродовольственными товарами поштучно или в небольшом количестве для личного (некоммерческого) использования потребителя. Осуществляется деятельность по реализации товаров и услуг конечным покупателям. Основной задачей розничной торговли является доведение товаров до населения и организация торгового обслуживания покупателей, предоставление им услуг. Правильная организация коммерческой работы в рамках розничной торговли способствует росту товарооборота, достаточно полному удовлетворению совокупного спроса населения и получению коммерческого успеха. Процесс торговли, то есть процесс купли-продажи товаров является функцией торгового предприятия, которое осуществляет свою деятельность на основе полного хозяйственного расчета. Розничные торговые предприятия в условиях функционирования рыночной экономики представляют собой самостоятельное звено торговли и сферы услуг. Завершение процесса обращения товаров происходит в розничной торговой сети. Она объединяет большое количество предприятий.
Торговое предприятие - основное звено торговли. Товароснабжение розничной торговой сети представляет собой комплекс коммерческих и технологических мероприятий, осуществляемых промышленными, торговыми и транспортными организациями и предприятиями, направленных на доведение товаров от производственных предприятий и оптовых баз до магазинов. Рациональная организация и технология товароснабжения требует выбора наиболее эффективных методов доставки товаров в розничную торговую сеть. На практике получили распространение два основных метода товароснабжения: децентрализованный завоз и централизованная доставка. Децентрализованный метод доставки товаров заключается в том, что выполнение всех операций по вывозу товаров со склада поставщика возлагается на магазин или любое предприятие розничной торговли.
Централизованная доставка осуществляется силами и средствами поставщика и поэтому является наиболее эффективным методом товароснабжения. Так как, в его обязанности при этом входит погрузка транспортных средств, перевозка грузов собственным автотранспортом или принадлежащим автотранспортным организациям, обеспечение сохранности и своевременной доставки товаров в магазин. Применение децентрализованного метода ведет к росту издержек обращения (за счет транспортных расходов, так как большинство магазинов не имеет собственных транспортных средств), нерациональному использованию грузоподъемности автотранспорта из-за его неполной загрузки. Кроме того, работники магазина вынуждены отвлекаться от выполнения своих функций по обслуживанию покупателей, особенно при большом числе поставщиков.
Централизованный метод товароснабжения предусматривает выполнение операций по завозу товаров в магазины и другие объекты розничной торговой сети силами и средствами поставщиков по заказам магазинов в предусмотренные графиком сроки. Важнейшими принципами рациональной организации и технологии товароснабжения является планомерность, ритмичность, оперативность, централизация, технологичность, экономичность.
Темой курсовой работы является Организация централизованной доставки товаров в розничную торговую сеть и пути ее усовершенствования.
Задачи исследования:
·Рассмотреть сущность, значение и принципы товароснабжения розничной торговой сети;
·Изучить принципы и требования к организации доставки товаров в розничное торговое предприятие;
·Изучить пути повышения форм и методов доставки товаров.
Объектом курсовой работы является предприятие розничной торговли, ООО «Щёлкинский хлебокомбинат».
Предметом исследования является централизованная доставка товаров.
В работе использовалось три таблицы, три рисунка, 5 приложений и 13 литературных источников.
1. Система товароснабжения розничной торговой сети
.1 Сущность и задачи рациональной организации товароснабжения розничной торговой сети
Товароснабжение розничных торговых предприятий является основной предпосылкой доведения товаров от производства до потребления, удовлетворения спроса населения и реализации товаров. Поэтому в экономической литературе под товароснабжением розничной торговой сети понимается - система мероприятий, представляющая собой сложный комплекс коммерческих и технологических операций по доведению товаров до предприятий розничной торговли. Оно включает следующие процессы: закупку, доставку, приемку и хранение, подготовку и продажу. От организации товароснабжения магазинов зависят размер и структура товарных запасов, их оборачиваемость, сохранность, объемы продаж и, в конечном счете, издержки, связанные с продвижением и реализацией товаров. Рациональная организация товароснабжения позволяет в розничных торговых предприятиях обеспечивать полноту и устойчивость ассортимента товаров, необходимый уровень товарных запасов, удовлетворение спроса населения, а также высокие финансово-экономические показатели работы.
Перед товароснабжением стоят задачи:
·ритмичное поступление товаров и выполнение планового товарооборота;
·более полное удовлетворение спроса;
·обеспечение бесперебойной торговли;
·снижение издержек обращения;
·повышение культуры торговли;
·повышение эффективности работы торгового предприятия.
Для выполнения поставленных задач в процессе товароснабжения необходимо соблюдать требования:
·завозить товары необходимо с учётом покупательского спроса и ассортиментного перечня;
·завоз должен осуществляться с учётом типа магазина количество завозимых товаров должно быть соразмерно с объёмом товарооборота размером торговых площадей и товарных запасов;
·источники и формы товароснабжения должны определяться с учётом месторасположения предприятий изготовителей и выпускаемого ими товарный ассортимента товаров;
·одновременный завоз товаров должен исчисляться с учётом периодичности завоза однодневной реализации товаров и имеющихся товарных запасов;
·работники магазина не должны заниматься несвойственным им функциям по завозу товаров.
Товароснабжение должно основываться на принципах:
·планомерность (соответственно с графиками);
·ритмичность (через определённый интервал);
·оперативность;
·экономичность (с минимальными затратами денежных средств времени и ресурсов);
·централизация (завоз должен осуществляться силами поставщиков).
Методами товароснабжения, является:
Децентрализованный завоз, то есть транспортно-экспедиционные операции осуществляются силами и средствами покупателя. При этом методе транспорт рассредоточивается по торговым предприятиям. Основной недостаток этого метода - неэффективное использование транспортных средств. Само-вывоз заставляет работников выполнять несвойственные им функции по транспортировке товара, что влечёт снижение объёма товарооборота и уровня культуры обслуживания магазина. Большие потери труда и времени имеют место при отборе товаров оформлении документов осуществлении погрузочно-разгрузочных работ.
Централизованная доставка - это система доставки товара силами и средствами поставщика по заказам и согласованным графикам. Преимущества этой доставки таковы:
·освобождение торговых работников от частых поездок за товарами;
·устраняются лишние звенья в товародвижении, равномерно завозятся товары и выполняется план товарооборота;
·экономично используется автотранспорт;
·позволяет осуществлять бесперебойную торговлю с минимальными затратами;
·экономия трудовых затрат за счёт механизации труда;
·сохранность товарных запасов;
·ускорение оборачиваемости товаров;
·лучшая сохранность товаров в процессе перевозки;
·появляется возможность совмещения профессий водителя и экспедитора.
Для осуществления централизованной доставки необходимо:
·заключить договор с поставщиком;
·составить характеристику (адрес подъездные пути ассортимент штатное расписание режим работы торговая площадь тип состав помещения и т.д.);
·определить порядок и сроки предоставления и выполнения заявок на завоз;
·отработать схемы завоза;
·организовать экспедиционный склад;
·составить график поставки;
·разработать маршрут доставки товара;
.2 Принципы и требования к организации доставки товаров в розничные торговые предприятия
Основными требованиями к организации доставки товаров в розничные торговые предприятия являются:
·Завоз товаров в розничные торговые предприятия в соответствии с объемом и структурой спроса населения и изменений конъюнктуры рынка;
·Ритмические поставки товаров в розничную торговую сеть в широком ассортименте и необходимом количестве с учетом товарного профиля торгового предприятия;
·Установление размеров партий завоза с учетом имеющихся товарных запасов, объемов однодневной реализации и принятой периодичности завоза;
·Определение источников и наиболее эффективных в конкретных условиях форм и методов товароснабжения с учетом сложности ассортимента, объемов производства товаров и территориальной удаленности поставщиков от торговых предприятий;
·Определение количества товаров и частоты их завоза в соответствии с типом и мощности торгового предприятия, обеспечения его соответствующими площадями для хранения и технологического оборудования;
·Обеспечение минимальных расходов на завоз и хранение товаров в розничной торговой сети;
Рациональная организация снабжения розничной торговой сети с учетом приведенных требований базируется на принципах плановости, бесперебойности, ритмичности, оперативности, технологичности и экономичности. Принцип плановости товароснабжения предусматривает завоз товаров магазины по графикам (рис. 1.2.1), которые определяют рациональную частоту, периодичность доставки отдельных товаров и оптимальные размеры партий. Принцип бесперебойности товароснабжения заключается в регулярном завозе товаров в пункты продажи в количестве и ассортименте, которые делают невозможным перебои в торговле ими. Принцип ритмичности товароснабжения заключается в завозе товаров через определенные промежутки времени. Благодаря этому принципу не допускаются отклонения торговых предприятий от установленного ассортиментного профиля, образования сверхнормативных товарных запасов и создаются предпосылки для рациональной работы поставщиков товаров.
Принцип оперативности товароснабжения предусматривает завоз товаров в розничную торговую сеть с периодичностью, соответствующей динамике розничной продажи товаров, его сезонных и других колебаний. Этот принцип предполагает периодическое пополнение запасов при определенных условиях: при равномерном спросе, товары завозятся через равные промежутки времени; при неравномерном спросе, который замедляется или растет, ритм завоза товаров должен расти или замедлятся в соответствии с колебаниями спроса.
Принцип экономичности товароснабжения предусматривает минимизацию средств на организацию закупок, завоза и хранения товаров. Одним из возможных направлений обеспечения этого принципа является оптимальное использование парка транспортных средств, которые применяются для завоза товаров от поставщиков в розничную торговую сеть, механизация погрузочно-разгрузочных работ, правильное оформление документов по отпуску и приемке товаров. Наряду с этим важно обеспечить товароснабжение с минимально возможными размерами запасов товаров, как в предприятиях розничной торговли, так и у других участников данной системы.
2. Хозяйственные связи розничного торгового предприятия с поставщиками
.1 Поставщики хлебокомбината, их характеристика
Процессы купли-продажи товаров и товародвижения всегда были предметом пристального внимания Щелкинского хлебокомбината. Партнерско-деловые связи между предприятиями и поставщиками сырья и продукции строятся на коммерческой основе (коммерческие сделки, коммерческие операции, товарно-денежный обмен). При этом определенное значение придается инструментам маркетинга, которые используются в комплексе с коммерческими действиями. В Приложение А представлена модель закупки сырья и доведения готовой продукции до покупателей, осуществляемая на Щелкинском хлебокомбинате. Она включает шесть этапов, которые взаимосвязаны и взаимообусловлены. За исходные позиции приняты спрос и потребности покупателей.
Закупочная работа является основой коммерческой деятельности. После принятия решения о производстве определенных видов хлебобулочных изделий на хлебозаводе встает очередная задача по обеспечению производства сырьем, полуфабрикатами. В изучении рынка закупок вопрос цен - главный, но существенную роль играет также анализ других факторов, в том числе возможных расходов и сроков поставок. Одной из основных проблем в управлении закупками материальных ресурсов является проблема выбора поставщика. Важность ее объясняется не только тем, что на современном рынке функционирует большое количество поставщиков схожих материальных ресурсов, но, главным образом тем, что поставщик должен быть надежным партнером товаропроизводителя в реализации его стратегии.
Выявлением и изучением источников закупки и поставщиков сырья на хлебозаводе занимается директор. Он постоянно следит за рекламными объявлениями в средствах массовой информации, специальных изданиях, анализирует проспекты, каталоги, издаваемые поставщиками.
Переговорный процесс по согласованию условий договора чаще всего проводится путем личных контактов с поставщиками. Такая форма обладает неоспоримым преимуществом перед перепиской и телефонными переговорами. Главная задача переговоров - найти взаимовыгодные условия, которые послужат основой для установления длительных связей. Процесс управления закупками начинается с идентификации или переоценки потребностей. В некоторых случаях, например, при изменении ассортимента выпускаемой готовой продукции может быть пересмотрен состав внутренних потребителей и (или) номенклатура материальных ресурсов.
Следующий этап - определение и оценка требований потребителей. Как только внутрифирменные потребители и номенклатура материальных ресурсов определены, устанавливаются требования к весу, размерам, параметрам поставок, плана и спецификации на каждую позицию номенклатуры и определенную номенклатурную группу материальных ресурсов.
Определение типа закупок. В зависимости от продолжительности и сложности существуют: установившиеся закупки, модифицированные закупки (в которых меняется или поставщик, или параметры закупаемых материальных ресурсов), новые закупки, вызванные потребностями нового внутрифирменного пользования. Знание и анализ рынка поставщиков помогают персоналу предприятия определить количество возможных поставщиков, позицию на рынке, профессионализм и другие факторы, позволяющие правильно организовать закупки.
Идентификации всех возможных поставщиков. Эта операция включает определение всех возможных поставщиков определённого вида материальных ресурсов, которые могут удовлетворять требованиям внутрифирменных пользователей. Предварительная оценка возможных источников закупаемых материальных ресурсов заключается в сравнении предлагаемого поставщиками качества материальных ресурсов и сервиса, требуемых внутрифирменными пользователями. Оценка оставшихся поставщиков и окончательный выбор поставщика. После уменьшения количества возможных поставщиков, на этапе предварительного отбора оставшиеся оцениваются с точки зрения наилучшего удовлетворения потребностей предприятия в материальных ресурсах конкретного вида.
Основные поставщики Щелкинского хлебокомбината представлены в таблицах 2.1.1и 2.1.2
Таблица 2.1.1. Поставщики основного сырья в 2011-2013 гг.
СырьёПоставщики по годам201120122013Мука пшеничная: в/с - 1/с Мука ржаная обдирная ОАО «Генезис Агро», ЗАО «Риф» ЗАО «Риф» Керченский ХПП ОАО «Генезис Агро», ЗАО «Риф» ЗАО» Риф» Керченский ХПП Керченский КХП, ЗАО «Риф» ЗАО» Риф» Ленинский мельничный комбинат
- Таблица 2.1.2. Поставщики дополнительного сырья в 2013 г.
№СырьёПоставщики1 2 3 4 5 6 7 8 9Дрожжи прессованные Дрожжи сухие Маргарин Орехи Изюм Мак Сахар Соль Масло растительноеВесёлолопаньский спирт-завод ООО «Авиатон» ООО «Авиатон» ООО «Авиатон» ООО «Авиатон» ООО «Авиатон» ЧП «Иванова» ЧП «Петкина» Чернянская маслобойня
- Для окончательного выбора поставщика используется многокритериальная оценка, включающая такие показатели, как уровень цен, надёжность поставок, количество сопутствующего сервиса и др. Не последнюю роль в выборе поставщика играет роль географического расположения. Важность этого критерия определяется, прежде всего, транспортными расходами на доставку материальных ресурсов. После выбора поставщиков происходит установление хозяйственных связей, сними. Это один из важнейших этапов закупочной работы.
- 2.2 Порядок заключения договоров с поставщиками, анализ их выполнения
- Основной формой хозяйственных связей с поставщиками сырья является договор поставки. В приложении Б представлен образец договора поставки.
- В договоре оговариваются следующие обязательные условия: предмет договора, качество продукции, порядок оплаты, срок и порядок поставки товара, обязанности сторон, ответственность сторон, разрешение споров, срок действия договора. Договор вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его заключения, если между сторонами, в требуемый в надлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существующим условиям договора.
- На анализируемом предприятии основная часть договоров заключается на год. Для облегчения и ускорения оформления договорных отношений применяется так называемая пролонгация, то есть продление договора, однако в этом случае обязательно согласование ассортимента поставляемого сырья (спецификации). Товары, потребность в которых возникает непредвиденно, и не требующие длительного хранения, закупаются в сроки близкие к их потреблению. Такие виды сырья, как масло, яйцо и др., доставляются предприятию через определённые интервалы времени в соответствии с графиком потребности в них производства на тот или иной период.
- Для сопровождения товара от поставщика к потребителю выписывается две накладные, одна из которых остаётся у поставщика (расходная), вторая - у получателя (приходная). В соответствии с этой накладной покупатель сверяет количество поступившего товара.
- Эффективность управления закупками оцениваются в результате непрерывного контроля и аудита выполнения договоров по срокам, ценам, параметрам поставок, качеству материальных ресурсов и сервиса.
- Реализация продукции - завершающая стадия кругооборота средств, предприятия. От её величины зависят результаты финансово-хозяйственной деятельности, показатели оборачиваемости и рентабельности.
- Организация коммерческой деятельности с покупателями предполагает:
- ведение реализации товаров с учётом запросов потребителей;
- соблюдение взаимных партнёрских интересов и соглашений при купле-продаже товаров;
- формирование и развитие товаропроводящих звеньев для прохождения товарных потоков;
- выбор вариантов каналов распределения;
- регулирование и оптимизация товарных запасов.
Осуществляя коммерческую деятельность по продаже товаров, предприятие опирается на маркетинговые исследования. Прежде всего, предприятие определяет свою нишу на рынке, т.е. находит рынок сбыта товаров. Так подбирая свой целевой рынок, предприятие тем самым подбирает себе группу клиентов по однородным признакам: по обмену деятельности, по профилю и др. В пределах целевой группы предприятие выделяет наиболее выгодных для себя клиентов и устанавливает с ними более тесное отношение. Затем решаются вопросы о товарном ассортименте и комплексе услуг, ценах, методах распространения товаров и методах стимулирования. При этом под методами распространения понимается различная деятельность предприятия, связанная с организацией товародвижения, транспортировкой товаров и т.д. Методы стимулирования включают деятельность предприятия по распространению сведений о достоинствах товаров и убеждению клиентов в их покупке. После проведения маркетинговых исследований, связанных с нахождением своей ниши на рынке сбыта, работники Щелкинского хлебокомбиата проводят систематическую работу, связанную с формированием ассортимента, управлением товарными запасами и с рекламой продукции.
На заключительном этапе коммерческой деятельности выполняются операции по организации хозяйственных связей с покупателями. Основной формой хозяйственных связей предприятия с клиентами является договор купли-продажи. Важное значение в заключаемых договорах имеет регулирование условий транспортировки, тары и упаковки, несение риска гибели или повреждений продукции и др. Договор оптовой купли-продажи может быть заключён на куплю-продажу хлеба и хлебобулочных изделий, имеющихся в момент заключения договора, а также хлебобулочных изделий, которые будут произведены в будущем. Основная обязанность предприятия при этом заключается в передаче продукции, предусмотренной договором. Среди покупателей Щёлкинского хлебокомбината основную долю занимают торговые предприятия.
Традиционной формой взаимоотношений торговли с производством является система заявок и заказов на куплю-продажу и поставку товаров. Представление заказа является предварительной стадией вступления в сделку, и его правомерно рассматривать как преддоговорной документ на закупку товара. Таким образом, заявки и заказы информируют о выявленной потребности в продукции и ориентируют производителя на выпуск нужных населению товаров.
Таким образом, результаты анализа организации коммерческой работы по формированию договорных отношений производственных предприятий с поставщиками и покупателями, а также оценка основных условий реализации хозяйственных сделок подтверждает необходимость совершенствования механизма хозяйственных связей в данной сфере.
3. Система централизованной доставки товаров в розничные торговые предприятия
.1 Организационно-коммерческая характеристика деятельности предприятия
Курсовая работа выполнена на материалах Щёлкинского хлебокомбината. Предприятие образовалось в 1999 году. В начале, была всего одна печь ФРЛ-20, на которой выпекалось 4,5 тонн хлеба в сутки. Ассортимент составлял всего 3 наименования: хлеб белый (1 кг.), хлеб серый (1 кг.), батоны (0,5 кг.). В 2004 году предприятие было реконструировано, в эксплуатацию были введены две печи ФТЛ-2, одна из которых булочная, другая хлебная. Также была установлена линия для производства булочных изделий и хлеба. В связи с этим, выпечка хлебобулочных изделий увеличилась до 7 тонн в сутки. Также расширился и ассортимент: стало производиться 4 наименования хлеба и 10 наименований булочных изделий. Предприятие снабжало хлебом весь Ленинский район.
В настоящее время Щелкинский хлебокомбинат имеет три структурных подразделения: хлебокомбинат, кондитерский цех и комбинат общественного питания. Ассортимент хлебобулочных изделий, вырабатываемых на предприятии, насчитывает 38 наименований. Щелкинский хлебокомбинат насчитывает в общей сложности 78 штатных сотрудников.
Эффективность деятельности хлебокомбината находится в прямой зависимости от работы каждого из специалистов предприятия. Так, например, общее руководство хлебокомбинатом осуществляет директор. Он организует и координирует работу предприятия в целом и его подразделений, несет ответственность за состояние производства. В непосредственном подчинении директора находятся старший технолог, начальник отдела сбыта и главный бухгалтер. Старшему технологу подчиняются два технолога, кладовщик сырья и операторы оборудования. Технологи руководят процессом производства хлеба, следят за соблюдением рецептуры, отвечают за качество выпускаемого хлеба.
Начальник отдела сбыта осуществляет работу по реализации готовых хлебобулочных изделий, отвечает за их сохранность на складах готовой продукции, а также руководит процессом погрузки и транспортирования хлеба. Главный бухгалтер осуществляет экономический анализ хозяйственной деятельности предприятия, ведет контроль над выполнением плановых заданий. В его подчинении находятся три бухгалтера и кассир. Основным направлением работы комбината является выпуск хлебобулочных изделий высокого качества из качественного сырья с добавлением натуральных компонентов и использованием современных технологий.
За качество выпускаемой продукции отвечает старший технолог. В конце смены он проверяет качество изделий по физико-химическим и органолептическим показателям. На каждую партию выписывается паспорт о качестве, с которым продукция отпускается в розничную сеть. В случае несоответствия качества хлебобулочных изделий требованиям стандарта, составляется акт и выявляется виновник брака, который понесет материальную ответственность.
Экономическую характеристику деятельности Щелкинского хлебокомбината можно представить посредством анализа основных показателей его хозяйственно-финансовой деятельности (табл. 3.1.1).
Таблица 3.1.1. Основные показатели хозяйственно-финансовой деятельности Щелкинского хлебокомбината за 2011-2013 гг.
Показатели201120122013Темп роста, %2012/20112013/20122013/2011Объем производства, т.1578,51146,4767,5372,66748,6Товарооборот в фактических ценах, тыс. грн.82159980,510422,3121,5104,4126,9Товарооборот в сопоставимых ценах, тыс. грн.82158317,18337,8101,2100,2101,5Себестоимость реализуемой продукции, тыс. грн.76858390,59682109,2115,4126Прибыль, тыс. грн.530590740,3111,3125,5139,7Рентабельность, %6,55,97,1-0,6+1,2+0,6
Анализируя данные таблицы 3.1.1, можно сделать ряд выводов:
·Объем производства в 2012 г. по сравнению с 2011 г. снизился на 27,4%, а в 2013 г. по сравнению с 2012 г. - на 33%.
·В целом же за анализируемый период объем производства сократился на 51,4% и составляет 767,53 т. в год.
·Несмотря на то, что объем производства сократился, товарооборот от реализации в действующих ценах в 2012 г. по сравнению с 2011 г. вырос на 21,5%, а в 2013 г. по сравнению с 2012 г. - на 4,4%.
За анализируемый период товарооборот от реализации в действующих ценах увеличился на 26,9%.
Для того чтобы рассчитать товарооборот от реализации 2012 г. и 2013 г. в ценах 2011 г., необходимо разделить показатели товарооборота в действующих ценах на соответствующие индексы цен. Так, в 2012 г. он составил 1,2, а в 2013 г. - 1,3. Таким образом, при рассмотрении товарооборота от реализации в ценах 2011 г. наблюдается тенденция к его росту. Так, в 2012 г. по сравнению с 2011 г. он увеличился на 1,2%, затем происходит увеличение на 0,2%. В целом за период с 2011 г. по 2013 г. товарооборот в сопоставимых ценах вырос на 1,5%. Процессы роста товарооборота были связаны с ростом себестоимости. Так, себестоимость в 2012 г. по сравнению с 2011 г. повысилась на 22,2% и составила 8390,5 тыс. грн., в 2013 г. по сравнению с 2012 г. - на 3,1% и составила 9682 тыс. грн. В целом за анализируемый период себестоимость повысилась на 26%. Прибыль в 2012 г. по сравнению с 2011 г. увеличилась на 11,3% и составила 590 тыс. грн., а в 2003 г. по сравнению с 2012 г. - на 25,5% и составила 740,3 тыс. грн. В целом же за период с 2011 г. по 2013 г. прибыль увеличилась на 39,7%.
Такие показатели как выручка и прибыль являются показателями экономического эффекта, то есть они являются абсолютными, объемными показателями и не дают нам полного представления об эффективности деятельности предприятия. Именно поэтому при анализе необходимо использовать показатели экономической эффективности, которые могут дать полную оценку. Одним из таких показателей является рентабельность, которая определяется как отношение прибыли к выручке от реализации.
В 2011 г. показатель рентабельности составил 6,5%, следовательно, в 2011 г. с 1 гривны выручки было получено 6,5 коп. прибыли. В 2012 г. и 2013 г. рентабельность составила 5,9% и 7,1%, соответственно с 1 рубля выручки было получено 5,9 коп. и 7,1 коп. прибыли. В целом же за анализируемый период рентабельность увеличилась на 0,6 процентных пункта.
Таким образом, можно сделать вывод, что Щелкинский хлебокомбинат имеет прибыль, величина которой выросла за последние три года на 39,7%, несмотря на снижение объемов производства на 51,4%. Все явления и процессы хозяйственной деятельности предприятия находятся во взаимосвязи. Одни из них непосредственно связаны между собой, другие косвенно. Каждый результативный показатель зависит от множества факторов.
Проведем анализ воздействия при физическом изменении объема продаж (q) и цен (p) на величину товарооборота за период с 2011 года по 2013 год, по следующим формулам:
) Увеличение товарооборота за весь анализируемый период:
ΔT/об = p1q1 - 0q0; ΔT/об = 10422,3 - 8215=2207,3 тыс. грн.
где - p1q1 товарооборот отчетного периода 2013 г.; - p0q0 товарооборот базисного периода 2011 г.
) Увеличение товарооборота за счет роста цен:
ΔТ/об(p)=p1q1 - p0q1; ΔТ/об(p)= 10422,3 - 8337,8=2084,5 тыс. грн.
где - p1q1 товарооборот отчетного периода 2013 г.-p0q1 товарооборот отчетного период в сопоставимых ценах 2013 г.
3) Увеличение товарооборота за счет изменений объёма продаж:
ΔТ/об(q)=p0q1 - p0q0; ΔТ/об(q)=8337,8 - 8215=122,8 тыс. грн.
где-p0q1товарооборот отчетного периода в сопоставимых ценах 2013 г.-p0q0 товарооборот базисного периода 2011 г.
4) Увеличение товарооборота за счет объема продаж и роста цен:
ΔТ/об(pq)= ΔТ/об(p) + ΔТ/об(q); ΔТ/об(pq)=2084,5 + 122,8=2207,3 тыс. грн.
где - ΔТ/об(p) - товарооборот цены, -ΔТ/об(q) - товарооборот продаж;
Таким образом, товарооборот за анализируемый период увеличился на 2207,3 тыс. грн. За счет изменения физического объема продаж он увеличился на 122,8 тыс. грн., а рост цен привел к увеличению товарооборота на 2084,5 тыс. грн.
Проведем факторный анализ увеличения издержек обращения за счет изменения уровня издержек (Ур ИО), цен (p) и физического объема продаж (q) за период с 2011 по 2013 год:
)Δ ИО=ИО1 - ИО0;
где ИО1 себестоимость реализуемой продукции 2013 г. ИО0 себестоимость реализуемой продукции 2011 г. Δ ИО =9682 - 7685=1997 тыс. грн.
)Δ ИОУрИО=УрИО1*p1q1 - УрИО0* p1q1
- изменение уровня издержек; из этого следует, что: УрИО0=ИО / Т/об*100% =7685/8215*100%=93,5%;
УрИО1=9682/10422,3*100%=92,9%
Δ ИОУрИО=92,9*10422,3/100% - 93,5*10422,3/100%= - 62,6 тыс. грн.
Δ ИОp= УрИО0* p1q1 - УрИО0*p0q1=9682,3 - 93,5*5790,2/100%=4268,5 тыс. грн.
Δ ИОq= УрИО0* p0q1 - УрИО0* p0q0