Административно-правовые отношения

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    7,74 Кб
  • Опубликовано:
    2016-07-05
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Административно-правовые отношения














Реферат

Административно-правовые отношения

1.Понятие и структура административно-правовых отношений

административный право юридический законодательный

Поскольку административно-правовые отношения являются разновидностью правовых отношений вообще, то они обладают всеми общими признаками, которые присущи любым правовым отношениям. Вместе с тем, они обладают особенностями, которые свойственны им как административно-правовым отношениям.

Для определения таких особенностей прежде всего следует указать на то, что административно-правовые отношения возникают, изменяются и прекращаются в сфере государственного управления в связи с осуществление государственной управленческой деятельности, направленной на выполнение функций и задач государства. Все это говорит о государственном характере административных отношений (т.е. они складываются в рамках государственной деятельности и не могут возникнуть, например, в семье) и о публично-правовом характере (через административные отношения обеспечиваются интересы государства и общества, а не отдельных частных лиц).

Изложенное позволяет выделить следующие особенности административных отношений:

1)административные отношения возникают в связи с осуществлением государственной управленческой деятельности, поэтому обязательным участником административно-правового отношения выступает орган (должностное лицо) публичной власти. Вместе с тем, эти отношения могут возникать по инициативе любой стороны и независимо от желания и согласия другой, т.е. для того чтобы административное правоотношение возникло, субъекту инициативы не обязательно обладать государственно-властными полномочиями. Например, гражданин, обращаясь в орган государственной власти или к должностному лицу с жалобой по поводу нарушения его прав, инициирует возникновение административного отношения, связанного с рассмотрением его обращения.

Административные отношения не могут возникать только между гражданами или негосударственными организациями.

2)административные отношения, возникают по поводу осуществления государственного управления, которое заключается в воздействии управляющего на управляемого, т.е. это отношения власти и подчинения. С одной стороны, в отношениях участвует орган государственной власти, наделенный властными полномочиями, с другой - гражданин, организация и другие субъекты, не имеющие таких властных полномочий. Таким образом, большинству административно-правовых отношений присуще юридическое неравенство сторон. В то же время, для некоторых административных отношений характерно равенство сторон, например, отношений, возникающих между органами государственной власти, которые не находятся в подчинении друг другу. Такие отношения в административном праве называются горизонтальными.

3)административные отношения имеют публичный характер, выражающийся в том, что во-первых, через эти отношения обеспечиваются интересы общества и государства, во-вторых, если субъект правоотношения не исполняет предписания административной нормы, то он несет ответственность перед государством. Если сравнить административные отношения с гражданско-правовыми, то через последние удовлетворяются частные интересы физического или юридического лица, а если сторона гражданско-правовой сделки нарушит свое обязательство, то она будет нести ответственность перед другой стороной в виде выплаты, например, упущенной выгоды.

.защита прав сторон административно-правового отношения осуществляется как в административном, так и в судебном порядке, и обеспечивается мерами административной и дисциплинарной ответственности.

Структура административно - правового отношения представляет собой совокупность упорядоченных и взаимосвязанных элементов. Элементами (составными частями) административно-правовых отношений, как и любых правовых отношений, являются: субъект, объект и содержание правоотношения.

Субъект административно-правового отношения это тот, кто наделен административными нормами, субъективными правами и обязанностями. Субъектами административных правоотношений могут быть индивиды и организации. На основе анализа административного законодательства в настоящее время субъектами административно-правовых отношений являются:

1)физические лица - граждане России, иностранные граждане и лица без гражданства, беженцы, вынужденные переселенцы;

2)государственные должностные лица, государственные органы, их структурные подразделения, государственные служащие;

3)государственные предприятия, учреждения;

4)органы местного самоуправления;

5)негосударственные формирования (коммерческие и некоммерческие организации) и их представители, наделенные административными обязанностями и правами.

Следует отметить, что служащие государственных предприятий, учреждений, и служащие общественных (негосударственных) объединений не являются субъектами административного права, т.к. государственное управление распространяется не на них, а на формирования, в которых они занимаются трудовой деятельностью. Следовательно, таких служащих следует рассматривать в качестве субъектов трудового права. Субъекты административного права могут быть признаны таковыми при наличии у них административной правосубъектности, которая включает в себя административную правоспособность, административную дееспособность и административную деликтоспособность.

Полная административная правосубъектность физических лиц связывается с достижением определенного возраста - 18 лет. Частичная правосубъектность может возникать ранее, так, способность нести административную ответственность возникает с 16 лет.

Административная правосубъектность юридических лиц (государственных органов, предприятий, учреждений, общественных объединений и других) возникает с момента их государственной регистрации в реестре. Объединения граждан, которые могут осуществлять свою деятельность без регистрации в качестве юридического лица, приобретают правосубъектность с момента уведомления соответствующего органа местного самоуправления о создании это объединения. Например, граждане, образовавшие религиозную группу с намерением в дальнейшем преобразовать ее в религиозную организацию, уведомляют о ее создании и начале деятельности органы местного самоуправления.

Административная правосубъектность государственных должностных лиц, государственных служащих наступает с момента их вступления в должность.

Объект административного правоотношения - это то, по поводу чего возникают, изменяются и прекращаются административные правоотношения. Объектом административного правоотношения является поведение, деятельность субъектов административного права, в его качестве не могут выступать вещи материального мира, которые могут быть предметом правоотношения, например, в отношениях связанных с конфискацией орудия или предмета административного правонарушения.

Содержанием административно-правового отношения

в юридическом смысле, выступает совокупности прав и обязанностей его участников. Фактическим содержанием являются события и действия, в которых эти права реализуются, т.е. юридические факты.

Исходя из изложенного, административно-правовые отношения - это регулируемые нормами административного права общественные отношения, складывающиеся в сфере государственного управления, между субъектами административного права, по поводу реализации их административных прав и обязанностей.

2.Понятие юридического факта в административном праве

Юридический факт - это конкретное жизненное обстоятельство, при наличии (или отсутствие) которого возникают, изменяются и прекращаются административные правоотношения.

Юридические факты могут возникать в результате волевой деятельности субъектов административного права. Такие факты именуются волевыми действиями (например, гражданин совершает административное правонарушение, тем самым его действием порождаются отношения по поводу производства по делу об административном правонарушении).

Волевые действия могут быть правомерными и неправомерными.

Правомерное действие - это позитивное действие, которое должно соответствовать правовому предписанию административной нормы. Оно может быть в форме юридического поступка (например, подача заявления о регистрации в качестве предпринимателя) или юридического акта.

Юридическими актами правомерного действия являются индивидуальные и коллективные акты органов государственной власти и их должностных лиц - закон, указ, постановление, решение. Издание юридического акта может порождать новые административные правоотношения, приводить к возникновению, изменению и прекращению административных правоотношений. Юридические поступки приводят только к возникновению и изменению правоотношений.

Неправомерное действие - это действие, не соответствующее требованиям административной нормы, которое влечет совершение административного правонарушения. Неправомерным юридически фактом является и бездействие - невыполнение возложенных обязанностей.

Административно-правовые отношения могут возникать не только в результате действия людей, но и при наступлении определенных событий, имеющих юридическое значение.

События - это не волевые юридические факты, влекущие правовые последствия. Событием являются: рождение, смерть, достижение определенного возраста, стихийное бедствие и т.п. Например, по достижению гражданином 16-летнего возраста он может обратиться в орган внутренних дел по поводу сдачи экзаменов на приобретение права управления мотоциклом, а у этого органа возникает обязанность принять экзамен и, в случае его успешной сдачи, выдать водительское удостоверение.

Различие между волевыми и не волевыми юридическими фактами заключается в том, что возникновение первых зависит от воли людей (они совершают как правомерные, так и неправомерные действия), тогда как возникновение вторых от воли людей не зависит.

В ряде случаев для возникновения, изменения и прекращения административного правоотношения имеет значение не отдельный факт, а их известная совокупность. В науке это называют фактическим составом. Фактический состав определяется законом конкретно, с указанием всех его элементов. Например, для поступления на гражданскую службу фактический состав образуют четыре юридических факта: наличие гражданства РФ, достижение возраста 18 лет, владение государственным языком Российской Федерации и соответствие квалификационным требованиям, установленным «Федеральным законом от 27 июля 2004 г. №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

3.Классификация административных правоотношений

Административное правоотношение носит двусторонний характер: правам одного субъекта соответствуют обязанности другого, и наоборот. Они различаются по своему содержанию, соотношению прав и обязанностей их участников, характеру порождающих их юридических фактов, по исполнению функций административного права, в зависимости от характера управления.

К материальным административно-правовым отношениям относятся общественные отношения, возникающие в сфере управления, регулируемые материальными нормами административного права. Административно-процессуальные правоотношения - это отношения, которые складываются в сфере управления в связи с разрешением индивидуально-конкретных дел и регулируются административно-процессуальными нормами.

Примерами административно-процессуальных правоотношений могут служить отношения, которые складываются при рассмотрении и разрешении заявлений, предложений и жалоб граждан органами управления и их должностными лицами.

По соотношению прав и обязанностей участников административно-правовые отношения делятся на две группы:

1)отношения, в которых один из участников подчинен другому (вертикальные правоотношения);

2)отношения, участники которых не находятся в подчинении другу друга (горизонтальные правоотношения).

Вертикальные административно-правовые отношения складываются в рамках подчиненности одного субъекта другому. Например, это отношения между вышестоящими и нижестоящими органами государственного управления, между соподчиненными структурными подразделениями аппарата органов государственного управления. Вертикальное административно-правовое отношение может возникнуть исключая волю другого субъекта правоотношения.

Горизонтальные административно-правовые отношения возникают между субъектами, которые не связаны подчиненностью. Такие отношения складываются между не соподчиненными органами государственного управления, предприятиями, учреждениями, объединениями, служащими, а также между гражданами. Горизонтальные административно-правовые отношения могут возникать также между органами государственного управления и их должностными лицами и гражданами. Субъекты этих правоотношений не связаны с подчиненностью. Праву гражданина обращаться в орган управления с просьбой или заявлением соответствует обязанность органа принять заявление и рассмотреть его в установленный срок.

Административные правоотношения между органами государственного управления и гражданами по реализации таких обязанностей граждан как «соблюдать общественный порядок», «проходить срочную службу в вооруженных силах» и т.п. являются вертикальными, т.к. гражданин подчинен законным требованиям органа государственного управления.

По характеру юридических фактов эти правоотношения делятся на отношения, порожденные правомерными и неправомерными фактами.

По исполнению функций административного права общественные отношения могут быть:

регулятивные, возникающие и существующие в соответствии с административными нормами;

охранительные, возникающие вследствие неправомерного поведения в виде реакции государства и общества на такое поведение.

В зависимости от характера управления:

внутренние отношения, связанные с формированием и внутренней организацией управленческой деятельности конкретного органа управления;

внешние отношения, связанные с непосредственным осуществлением управления, т.е. отношения, возникающие между субъектом государственного управления и другими субъектами административного права.

Литература

1.Админимстративная ответственность: вопросы теории и практики. / Под ред. Хаманевой Н.Ю. - М.:ИГП РАН. 2007 г.

2.Административное право зарубежных стран. Учебник / Под ред. А.Н. Козыриной и М.А. Штатиной.-М.:Спарк. 2008 г.

.Административное право. Особенная часть. / Под ред. Э.Г. Липатова и Ю С.Е. Чаннова.-М.:Ось-89., 2007 г.

.Административно-процессуальное право. Курс лекций. / Под редю. И.Ш. Килясханова.-М.: ЮНИТИ-ДАНА. 2009 г.

.Бахрах Д.Н., Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право. Учебник для вузов.-М.:НОРМА.2007 г.

.Головистикова А.Н. Административное право России в таблицах и схемах. Учебное пособие. - М.:Эксмо. 2007 г.

.Научно-практическое пособие по применению КоАП РФ./под ред. П.П. Серкова.-М.:НОРМА. 2008 г.

.Россинский Б.В. Административные правонарушения. Энциклопедический словарь. - М.:НОРМА. 2007 г.

.Стахов А.И. Административная ответственность. Учебное пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право. 2007 г.

Похожие работы на - Административно-правовые отношения

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!