Организация складской логистики в ритейле

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Маркетинг
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    474,84 Кб
  • Опубликовано:
    2016-05-01
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Организация складской логистики в ритейле

ВВЕДЕНИЕ


В настоящее время современный крупный склад представляет собой сложное техническое сооружение, которое состоит из многочисленных взаимосвязанных элементов, имеет определенную структуру и выполняет ряд функций по преобразованию материальных потоков, а также накапливанию, переработке и распределению грузов между потребителями. Большая часть складов проектируется для хранения сырья до выполнения операций и готовой продукции до её дистрибуции. В меньшей степени здесь хранят незавершенное производство, расходуемые материалы и запасные части. Общая тенденция такова, что в настоящее время склады выполняют все больше задач, несомненно, добавляя ценность.

Склады в логистике имеют как положительную, так и отрицательную роль. Негативной стороной складирования является увеличение стоимости товара за счет издержек по содержанию запасов на складах. Это - расходы на складские операции, аренду склада, текущие затраты по содержанию складов. Кроме того, создание складских запасов приводит к иммобилизации (замораживанию) значительных финансовых ресурсов, которые могли бы быть использованы организацией на другие цели. Поэтому складирование продукции оправдано только в том случае, если оно позволяет снизить издержки или улучшить качество логистического сервиса (достичь более быстрого реагирования на спрос или экономии на превентивных закупках по более низким ценам).

Положительная роль складирования заключается в том, что они обеспечивают выравнивание производства, создают необходимые технические и организационные условия для комплектации грузов, концентрации и распределения запасов.

Отметим, что хорошо налаженная складская деятельность положительно сказывается на сокращении логистических издержек. Следовательно, актуальным становится вопрос о совершенствовании складской деятельности.

Объектом исследования является ООО «Евроторг». Предметом - организация складского хозяйства на логистическом комплексе ООО «Евроторг».

Целью курсовой работы является изучение теоретических основ организации складской деятельности, анализ деятельности склада ООО «Евроторг» и практические рекомендации по развитию складской деятельности на логистическом комплексе OOO «Евроторг».

Задачами в достижении поставленной цели являются:

изучение теоретических основ складского хозяйства: понятие склада, классификация, функции;

изучение теоретических аспектов функционирования розничных сетей;

изучение работы склада, характеризующую организацию складского хозяйства ООО «Евроторг»;

изучение основных показателей розничной сети «Евроопт»;

предложение путей совершенствования организации складского хозяйства ООО «Евроторг».

Для решения этих задач была изучена и проанализирована различная литература. В качестве использованных источников выступали периодические издания, в них наиболее полно описывается актуальность этой темы, а также рассматривается положение складского хозяйства на примере ООО «Евроторг», использовались его данные. Так же в качестве информационной базы были использованы учебные пособия, научные издания, статьи из журналов.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИСКЛАДСКОГО ХОЗЯЙСТВА В РИТЕЙЛЕ


1.1 Склад: понятие, функции, виды


Наиболее типичными объектами в цепи, которую проходит материальный поток, начиная от первичного источника сырья вплоть до конечного потребителя, являются склады, под которыми понимают здания, сооружения и разнообразные устройства, предназначенные для приемки, размещения и хранения поступивших на них товаров, подготовки их к потреблению и отпуску потребителю [3, с. 86].

Склад - это комплекс со своей инфраструктурой, в которую входят инженерные коммуникации, транспортные пути внутри склада (базы), здания, открытые площадки, навесы, эстакады для размещения хранимых материалов, подъездные пути внешнего транспорта, административные и бытовые помещения [11, с. 11].

Склады являются одним из важнейших элементов логистических систем. Объективная необходимость в специально обустроенных местах для содержания запасов существует на всех стадиях движения материального потока, начиная от первичного источника сырья и кончая конечным потребителем. Этим объясняется наличие большого количества разнообразных видов складов.

В широком диапазоне варьируются размеры складов: от небольших помещений, общей площадью в несколько сотен квадратных метров, до складов-гигантов, занимающих площади в сотни тысяч квадратных метров.

Различаются склады и по высоте укладки грузов. В общем виде они подразделяются на одноэтажные, многоэтажные и высотные.

Склады могут иметь разные конструкции: размещаться в отдельных помещениях (закрытые), иметь только крышу или крышу и одну, две или три стены (полузакрытые). Некоторые грузы хранятся вообще вне помещений на специально оборудованных площадках, в так называемых открытых складах.

В складе может создаваться и поддерживаться специальный режим, например, температура, влажность.

Склад может предназначаться для хранения товаров одного предприятия (склад индивидуального пользования), а может, на условиях лизинга, сдаваться в аренду физическим или юридическим лицам (склад коллективного пользования или склад-отель).

Различаются склады и по степени механизации складских операций: немеханизированные, механизированные, комплексно-механизированные, автоматизированные и автоматические.

Существенным признаком склада является возможность доставки и вывоза груза с помощью железнодорожного или водного транспорта. В соответствии с этим признаком различают пристанционные или портовые склады (расположенные на территории железнодорожной станции или порта), прирельсовые (имеющие подведенную железнодорожную ветку для подачи и уборки вагонов) и глубинные. Для того чтобы доставить груз от станции, пристани или порта в глубинный склад, необходимо воспользоваться автомобильным или другим видом транспорта.

В зависимости от широты ассортимента хранимого груза выделяют специализированные склады, склады со смешанным или с универсальным ассортиментом.

Рассмотрим классификацию складов по признаку места в общем процессе движения материального потока от первичного источника сырья до конечного потребителя готовой продукции (рис. 1.1). По этому признаку склады можно разделить на две основные группы:

склады на участке движения продукции производственно-технического назначения;

склады на участке движения товаров народного потребления.

склад логистический розничный торговый

Рисунок 1.1 - Классификация складов по признаку места в общем процессе движения материального потока от первичного источника сырья до конечного потребителя готовой продукции

В свою очередь, первая группа складов подразделяется на склады готовой продукции предприятий-изготовителей, склады сырья и исходных материалов предприятий-потребителей продукции производственно-технического назначения и склады в сфере обращения продукции производственно-технического назначения.

Склады второй группы подразделяются на склады предприятий оптовой торговли товарами народного потребления, находящиеся в местах производства этих изделий, и склады, находящиеся в местах их потребления. Склады торговли в местах производства принадлежат к так называемым выходным оптовым базам, склады в местах потребления - к торговым оптовым базам.

К распределительным центрам могут быть отнесены склады в сфере обращения продукции производственно-технического назначения, выходные и торговые оптовые базы.

Совокупность работ, выполняемых на различных складах, примерно одинакова. Это объясняется тем, что в разных логистических процессах склады выполняют следующие схожие функции:

временное размещение и хранение материальных запасов;

преобразование материальных потоков;

обеспечение логистического сервиса в системе обслуживания.

Реализация функции временного хранения материальных запасов означает необходимость проведения работ по размещению грузов на хранение, обеспечению необходимых условий хранения, изъятию грузов из мест хранения.

Преобразование материальных потоков происходит путем расформирования одних грузовых партий или грузовых единиц и формирования других. Это означает необходимость распаковки грузов, комплектования новых грузовых единиц, их упаковку, затаривание.

Вместе с тем любая из вышеперечисленных функций может изменяться в широких пределах, что сопровождается соответствующим изменением характера и интенсивности протекания отдельных логистических операций. Это, в свою очередь, меняет картину протекания всего логистического процесса на складе.

Логистические функции складов реализуются в процессе осуществления отдельных логистических операций. В целом комплекс складских операций представляет собой следующую последовательность:

разгрузка транспорта;

приемка товаров;

размещение на хранение (укладка товаров в стеллажи, штабели);

отборка товаров из мест хранения;

комплектование и упаковка товаров;

погрузка;

внутрискладское перемещение грузов [3, с. 87-90].

Основная задача склада - концентрация запасов, их хранение и формирование бесперебойного и ритмичного обеспечения заказов потребителей.

К остальным задачам следует отнести следующие:

•    максимальное использование складских мощностей;

•    рациональное ведение погрузочно-разгрузочных и складских работ;

•    эффективное использование складского оборудования;

•    устранение потерь товаров при их складской обработке, хранении;

•    своевременное предоставление товаров и услуг потребителям;

•    концентрация и пополнение запасов при оптимальных затратах;

•    защита производства и потребителей от различных непредвиденных обстоятельств;

•    консолидация партий отправок;

•    формирование высокого уровня логистического сервиса;

•    развитие интеграции и координации взаимодействия со смежными звеньями логистической системы;

•    предоставление услуг с добавленной стоимостью и др. [11, с. 10].

1.2 Сущность розничных торговых сетей


Одним из самых динамичных в развитии, включая темп роста выручки и прибыли, уровень частной инициативы и объемы инвестиций, качество внедряемых технологий и т.д., является сегодня розничная торговля продуктами питания.

Ритейл - это вид предпринимательской деятельности в сфере торговли, связанный с реализацией товаров непосредственно потребителю для личного, бытового, семейного, домашнего использования [20].

Торговая сеть - совокупность торговых предприятий, расположенных в пределах конкретной территории или находящихся под общим управлением.

Торговая сеть обеспечивает возможность быстро, удобно с минимальной затратой сил и времени приобретать нужные товары и услуги в условиях свободного выбора из широкого и глубокого ассортимента, недалеко от места работы и жилья, в удобном количестве.

Розничная торговая сеть - совокупность розничных торговых предприятий и других торговых единиц, размещенных на определенной территории [8, c. 2].

Розничная торговая сеть выполняет следующие функции: закупка, транспортировка, хранение, подсортировка, подработка, приведение к товарному виду, продажа товаров, принятие риска, финансовая деятельность, информирование рынка, получение информации о рынке.

Предприятие розничной торговли осуществляет куплю-продажу товаров с оказанием необходимых услуг покупателям.

Предприятия розничной торговой сети - магазины, в том числе мелкорозничной - павильоны, киоски и палатки - могут объединяться:

) в торговое - добровольное договорное - объединение с сохранением хозяйственной самостоятельности и прав юридического лица каждого предприятия для координации предпринимательской деятельности, представления и защиты общих имущественных интересов;

) торговый центр - реализующий универсальный ассортимент товаров и услуг, расположенный на определенной территории, спланированный, построенный и управляемый как единое целое и предоставляющий в границах своей территории стоянку для автомашин;

) торговый дом - многопрофильное торговое предприятие, интегрированное в производственную, финансовую и внешнеэкономическую сферы [16, c. 38].

Вся розничная сеть классифицируется по определенным признакам. Для каждого формата прописаны стандарты - по ассортименту, дизайну, оборудованию, что облегчает их тиражирование. Стандартизация размещения ассортимента в торговом зале, например, упростила переговоры с поставщиками и разработку логистики поставок. Оптимизирован и управленческий ресурс. Введена должность менеджеров форматов, которые отслеживают соблюдение стандартов. Внутри форматов несколько магазинов объединены в куст по территориальному признаку. Это дает возможность учитывать особенности района, сократить издержки на подбор и поддержание ассортимента, подготовку кадров [15, c. 2].

По товарно-ассортиментному профилю розничную сеть можно подразделить на:

универсальную, представленную в основном универмагами, гипермаркетами, супермаркетами, гастрономами, универсамами, где реализуются товары всех групп, входящих в номенклатуру продовольственных и непродовольственных товаров;

специализированную на торговле товарной группой, товарами одной подгруппы, товарами, сгруппированными в потребительские комплексы.

смешанную, где в основном реализуются товары повседневного спроса продовольственного и непродовольственного ассортимента [16, c. 42].

Существуют следующие формы продажи и методы обслуживания: самообслуживание, традиционная продажа через прилавок, салонная или индивидуальная продажа товаров, по образцам, по заказам, с использованием автоматов, по почте, по каталогам, интернет-торговля, прямые продажи.

Самообслуживание - форма продажи, при которой покупатель самостоятельно осматривает, отбирает и доставляет отобранные товары к единому узлу расчета. Предусматривается типовое торговое оборудование.

Продажа товаров по предварительным заказам - форма продажи, при которой покупатели предварительно заказывают необходимые товары из числа имеющихся в продаже и получают их в обусловленное время в магазине, на дому или по месту работы [16, c. 44].

Индивидуальное (салонное) обслуживание - форма продажи, при которой продавец обслуживает каждого конкретного покупателя и помогает ему в выборе покупки, консультирует в вопросах пользования товаром, упаковывает и отпускает товар. Предусматриваются все формы расчета с покупателями, послепродажное обслуживание, бесплатная доставка по желанию покупателя, возврат товара. Данная форма продажи предусматривает предоставление покупателям разных платных и бесплатных услуг [8, c. 2].

Продажа с открытой выкладкой - форма продажи, когда покупатели знакомятся с ассортиментом товаров самостоятельно, а проверяет качество, дает консультации, упаковывает и отпускает товары продавец.

Продажа товаров по образцам - форма продажи, когда покупатели самостоятельно или с помощью продавца знакомятся с выставленными в торговом зале образцами товаров. После выбора товара и оплаты покупки он может быть доставлен на дом покупателю или вручен непосредственно со склада магазина.

Продажа по телефону - это активная, свободная продажа товаров, когда продавец зазывает клиента. Телефонный звонок используется в целях рекламирования товара и поиска покупателя.

Более 90% всех розничных продаж совершаются в магазинах. Но в настоящее время темпы роста внемагазинной торговли значительно превышают аналогичный показатель для розничной торговли. Существуют три разновидности внемагазинной торговли: прямая розничная торговля, личные продажи и продажи через автоматы.

Прямая торговля - покупатели сначала заказывают товар по телефону или по почте. В зависимости от используемых средств передачи информации различаются типы прямой торговли.

Личные продажи, в отличие от прямой розничной торговли, основанной на использовании разных информационных источников, основываются на непосредственном контакте между продавцом и покупателем. При этом общение происходит либо напрямую, лицом к лицу, либо по домашнему (рабочему) телефону.

Продажи товаров через автоматы. В этом случае личный контакт с покупателем не устанавливается. В данном случае происходит просто покупка и получение товара посредством механического устройства.

1.3 Виды, специализация и типизация розничных торговых сетей


Завершение процесса обращения товаров происходит в розничной торговой сети. Типизацией РТС могут служить:

Ларек (киоск, палатка) - оснащенное торговым оборудованием строение (здание), не имеющее торгового зала и помещения для хранения товаров, рассчитанное на одно рабочее место продавца.

Павильон - оборудованное строение, имеющее торговый зал, рассчитанное на одно или несколько рабочих мест и помещение для хранения товаров.

Магазин - специально оборудованное стационарное здание или его часть, предназначенное для продажи товаров и оказания услуг покупателям и обеспеченное торговыми и всеми необходимыми подсобными, административно-бытовыми помещениями, а также помещениями для приема, хранения и подготовки товаров к продаже.

Различают универсальные, специализированные магазины, магазины с комбинированным, а также смешанным ассортиментом товаров [21, c. 3].

Универсальный магазин (универмаг) - магазин с универсальным ассортиментом непродовольственных товаров и отделом продовольственных товаров.

Универсам (супермаркет) - магазин самообслуживания с универсальным ассортиментом продовольственных товаров и ограниченным ассортиментом непродовольственных товаров повседневного спроса.

Гипермаркет - магазин с торговой площадью от 10 тыс. м2, торгующий как предметами роскоши, так и товарами широкого потребления, с акцентом на основные потребительские товары и продукты питания.

Специализированный магазин - предприятие розничной торговли, реализующее одну группу товаров или ее подгруппу, вид.

Мини-маркет (мини-продукты) - магазин с узким или ограниченным ассортиментом продовольственных товаров при площади торгового зала не более 50 квадратных метров.

Ее основными видами являются:

стационарная;

нестационарная;

Стационарную торговую сеть образуют строительные системы, имеющие замкнутый объем, прочно связанные фундаментом с земельным участком и подсоединенные к инженерным коммуникациям.

Нестационарная торговая сеть функционирует на принципах развозной и разносной торговли.

Развозная торговля использует специализированный или специально оборудованный транспорт для обслуживания жителей сельских населенных пунктов, в которых отсутствуют магазины, а также для торговли в городах в местах большого скопления людей.

Разносная торговля осуществляется вне стационарных розничных торговых предприятий путем непосредственного контакта продавца с покупателем на дому, в учреждении, организации, на предприятии, транспорте или на улице [7, c. 3].

Одно из перспективных направлений совершенствования розничной торговли сети - ее специализация. Она способствует облегчению труда торговых работников и росту его производительности, более эффективному использованию материально-технической базы торговли и оказывает положительное влияние на уровень обслуживания покупателей.

Специализация магазинов может осуществляться по товарному профилю, формам торгового обслуживания, функциональной роли.

Ведущим направлением специализации является специализация магазинов по товарному признаку, предусматривающая ограничение их деятельности торговлей отдельными видами или группами товаров при одновременном расширении внутригруппового ассортимента [16, c. 111].

Необходимость специализации розничных торговых предприятий - следствие постоянного расширения ассортимента товаров, который нуждается в глубоком расчленении всей товарной массы на группы. В специализированных магазинах имеются лучшие условия для более тщательного изучения покупательского спроса, повышения квалификации торговых работников, покупателям предлагаются товары широкого ассортимента в пределах одной или нескольких товарных групп.

В то же время чрезмерная специализация магазинов может отрицательно сказаться на торговом обслуживании населения, так как она может привести к территориальному удалению их от потребителей, что в свою очередь вызовет увеличение затрат времени на приобретение товаров.

С учетом товарной специализации магазины делят на следующие группы:

•        узкоспециализированные;

•        специализированные;

•        комбинированные;

•        универсальные;

•        смешанные.

Удобна для покупателей и специализация на основе потребительских комплексов, так как позволяет совершить комплексную покупку в одном магазине. Это могут быть товары для женщин, для детей, для дома и т.д.

В системе потребительской кооперации действуют в основном магазины, специализированные на базе товаров нескольких групп родственных по своему потребительскому назначению (мясо - рыба - овощи, галантерея - трикотаж и т.п.), или широкой номенклатуры товарных групп (универмаги, универсамы), или ведущие торговлю продовольственными и непродовольственными товарами - "Товары повседневного спроса".

Уровень специализации может быть определен и путем отношения торговой площади специализированных магазинов к общей торговой площади магазинов или отношением розничного товарооборота специализированных магазинов к товарообороту всех магазинов.

На рациональное развитие розничной торговой сети, ее построение и размещение большое влияние оказывает типизация предприятий розничной торговли [13, c. 57].

К основным торговым функциям предприятий розничной торговли следует отнести:

изучение покупательского спроса на товары;

формирование ассортимента товаров;

составление заявок на завоз товаров;

оказание торговых услуг покупателям;

рекламирование товаров и услуг.

Основными технологическими функциями являются:

приемка поступивших товаров по количеству и качеству;

хранение товаров;

выполнение операций, связанных с производственной доработкой товаров (фасовка, упаковка, маркировка и др.);

внутримагазинное перемещение, размещение и выкладка товаров на торговом оборудовании в торговом зале;

продажа товаров (предложение их покупателям, помощь в выборе и др.);

выполнение расчетов с покупателями.

Наряду с перечисленными розничные торговые предприятия выполняют также функции, связанные с оказанием покупателям дополнительных услуг.

Рациональное построение торгово-технологического процесса в магазине должно обеспечить экономическую эффективность работы торгового предприятия, создать максимальные удобства для покупателей и комфортные условия для труда и отдыха работников магазина [18, c. 7].

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СКЛАДСКОЙ ЛОГИСТИКЕ ООО «ЕВРОТОРГ»


2.1 Общие сведения об ООО «Евроторг»


Сегодня "Евроопт" является национальным ритейлером Белоруссии.

В состав холдинга "Евроторг", который контролируют из Вильнюса белорусские бизнесмены Сергей Литвин и Владимир Василько, входят также импортер продуктов питания и производители - Минский завод виноградных вин и Минский мелькомбинат.

Компания заинтересована присутствовать во всех белорусских городах с населением свыше 10 тыс. человек [10].

ООО «Евроторг» (торговая марка «Евроопт») - компания, владеющая крупнейшей в Беларуси торговой сетью «Евроопт», насчитывающей на 01.01.2015 г. более 300 торговых объектов в Республике Беларусь и логистическими центрами в Минске и Барановичах.

Компания ООО «Евроторг» владеет крупнейшей в Беларуси логистической сетью, состоящей из двух логистических центров, расположенных в Минске и Барановичах.

Технико-экономическая характеристика складской инфраструктуры логистических центров ООО «Евроторг» представлена в таблице 2.1.

Центральный логистический центр «Евроопт» площадью более 28 тыс. м2 располагается в г. Минске, региональный логистический центр «Евроопт» площадью более 24 тыс. м2 находится в г. Барановичи. Логистические центры компании обеспечивают оперативность и бесперебойность поставок с дальнейшим распределением товаров по собственной торговой сети, состоящей из более 300 розничных точек. Собственный автопарк автомобилей компании состоит из 89 машин, в основном это Mercedes и Scania, отечественных МАЗ - всего 9 [9, с. 37-38]. Общее количество хранимого товара превышает 45000 паллетомест.

Таблица 2.1 - Технико-экономическая характеристика складской инфраструктуры логистических центров ООО «Евроторг»


Ежедневно распределяется более 6000 паллет с товарами. Задействовано более 290 автомобилей (только за декабрь 2014 г. сделано 211394 рейса). Работа ведется 24 часа в сутки, 365 дней в году без перерыва. Логистическая система автоматизирована, используется система WMS.

На сегодняшний день общая площадь всех складских помещений составляет более 85000 кв. м., в том числе два логистических комплекса в Минске, логистический комплекс в Барановичах, а также два склада в Заславле площадью 12000 кв. м. и 5000 кв. м, склад в Бобруйске на 3000 кв. м. и в пос. Гатово площадью 6000 кв. м.

ООО "Евроторг" является владельцем сети магазинов, в Беларуси известных, как «Евроопт». Ассортимент включает различные продукты питания, продукцию собственного производства, товары, производимые под собственными торговыми марками, а так же промышленную группу товаров.

Компания в своей деятельности использует мультиформатную модель бизнеса. Это позволяет охватить ключевые сегменты рынка розничной торговли. Торговые объекты делятся на несколько категорий - «E-мини» (торговая площадь залов до 250 кв. м., количество наименований товаров до 1 500 позиций), «E+» (250-750 кв. м., до 3300 наименований товаров), «E++» (до 6200 товарных позиций, 750-2000 кв. м.), «E+++» (до 14 тысяч товарных позиций, от 2 тысяч кв. м.), «E++++» (крупнейшие магазины сети в Минске и Витебске; более 25 000 наименований товаров, от 5 тысяч кв. м.), а также «Е-Сити» (многофункциональные торговые центры).

В сельской местности компания представлена автолавками. По состоянию на 31 декабря 2014 года, общее количество действующих автолавок составило 30 автомобилей, обслуживание охватывало 22,2. тыс. человек в 643 населенных пунктах страны: 42 в Брестской области, 89 в Витебской, 155 в Гродненской, 56 в Гомельской и 301 в Минской. В каждой из автолавок насчитывается 400-450 наименований товаров.

Действует также «Интернет-гипермаркет "Е-доставка", открытый 15 мая 2014 года. Доставка продуктов осуществляется в Минске и на расстоянии до 40 км. от столицы. С 12 октября 2015 года доставка продуктов на дом стала доступна жителям городов Ошмяны и Островец. В ноябре 2015 года зона доставки снова расширилась - интернет-гипермаркет заработал в Гродно.

Динамика роста компании «Евроторг» существенно опережает рост рынка розничной торговли Беларуси (рис.2.1).

Рисунок 2.1 - Динамика выручки ООО «Евроторг»

Из рисунка видно, что рынок демонстрирует высокие темпы роста (CAGR 2009-2013 - 11,6%) и занимает по данному показателю одно из лидирующих мест в Европе.

Фундаментальные предпосылки для роста:

•        высокая доля неорганизованной торговли, замещаемая современными розничными форматами;

•        развитие новых каналов продаж, в т.ч. e-commerce [12].

В развитие сети за последние пять лет было вложено около $700 млн, из них $500 млн - за счет кредитных средств. По данным Министерства по налогам и сборам, в первом полугодии 2014 года компания стала крупнейшим налогоплательщиком среди торговых сетей, а её удельный вес в доходах бюджета составил 0,4% [6].

Каждый год количество сотрудников «Евроопта» увеличивается на 6-8 тысяч (рис 2.2).

Рисунок 2.2 - Количество сотрудников ООО «Евроопт»

Годовая выручка приближается к $2 млрд. В 2011 году произошла девальвация рубля. В долларовом выражении прибыль «Евроторга» выросла незначительно. Но дальше она росла быстро - так же, как и выручка (рис. 2.3 и 2.4) [22].

Рисунок 2.3 - Годовая выручка ООО «Евроторг»

По данным Министерства финансов Республики Беларусь, в первом квартале 2015 года выручка ООО «Евроторг» от реализации продукции составила 6,7 трлн. рублей (ок. 450 млн USD) при их себестоимости в 5,1 трлн. рублей (валовая прибыль - 1,6 трлн. рублей). Чистая прибыль составила в первом квартале 2015 года 128,7 млрд. рублей (ок. 8,5 млн USD). За весь 2013 год выручка от реализации продукции составила 14,6 трлн. рублей (ок. 1,46 млрд. USD) при чистой прибыли в 465,7 млрд. рублей (ок. 46,6 млн. USD) [6].

В конце прошлого года по показателю розничного товарооборота «Евроторг» уступал только государственному Белкоопсоюзу, у которого больше 9 тыс. торговых объектов по всей стране. Судя по графикам и заявлениям руководства «Евроторга», компания намерена быть ритейлером номер один [22].

Рисунок 2.4 - Чистая прибыль ООО «Евроторг»

Компания стремится сохранить лидирующие позиции на рынке, выбирая лучшие места для торговых объектов, наиболее эффективную логистику и привлекая огромную аудиторию лояльных клиентов (каждый 4-ый житель страны является лояльным покупателем торговой сети «Евроопт»), тем самым создавая высокие барьеры для конкурентов.


2.2 Анализ складской деятельности регионального логистического комплекса «Евроопт»


В ноябре 2013 года сеть магазинов «Евроопт» открыла в Барановичах новый логистический центр. По сути это продуктовый склад, но работает он при этом по самым современным технологиям. Компания Техновиза была выбрана поставщиком всей грузоподъемной техники для данного объекта - более 70 единиц.

На этапе подготовки технического задания для закупки специалисты предприятия были в постоянном контакте с экспертом по логистике ООО «Евроторг». В результате совместной работы были выработаны технические требования к технике. Для выполнения операций загрузки автотранспорта требовались электрические тележки для паллет с откидной платформой и электрические погрузчики. В зоне складского хранения было решено использовать ричтраки с высотой подъема 12 метров. Подборка заказов планировалось осуществлять с помощью горизонтальных подборщиков заказов. Для обеспечения непрерывной многосменной работы требовалось оснастить весь напольный грузоподъемный транспорт системой боковой замены батареи и сменными батареями. В короткий срок предложения на требуемую технику были отправлены заказчику для изучения.

Кроме требований непосредственно к технике компания Евроторг рассматривала возможности и опыт потенциальных поставщиков в части обеспечения качественного технического обслуживания и бесперебойной поставки запасных частей. Требовалось не просто сервисное обслуживание, а сервис максимально приближенный к объекту. В этой ситуации компанией заказчику было сделано предложение на "закрепленного сервисного инженера". Это сервисный инженер, который находится в непосредственной близости к объекту. Таким образом, время реагирования составляет буквально несколько часов.

Одним из аргументов за выбор техники STILL стал и прошлый положительный опыт сотрудничества. Компания ранее поставляла аналогичную технику для складов и объектов розничной торговли в Минске. В общей сложности за несколько лет было отгружено более 100 едениц техники, которая зарекомендовала себя очень хорошо. Нареканий на качество технического обслуживания и ремонта или на обеспечение запасными частями также не было.

На сегодняшний день логистический комплекс ежесуточно принимает порядка 50 фур, обеспечивая товаром магазины сети не только в регионах, но и в Минске. Общая площадь всех помещений логистического центра превышает 24 тысячи квадратных метров, объем хранения - 26 тысяч паллетомест.

Полезная высота помещения достигает 14 метров, на 7-ярусных стеллажах находится около 18 тысяч паллет. Снимать и ставить на такую высоту товар можно только с помощью высотных штабелеров, в вилы которых встроены видеокамеры.

Общая площадь склада - 24 000 м2;

Высота складирования 14 м;

Температурный режим от - 18◦С до +25◦С;

Режим работы - круглосуточно [19].

% площади логистического центра занимает склад сухого хранения. Здесь лежит все, что не нужно держать в холодильнике: крупы, напитки, шоколад, печенье. Сейчас сухой склад загружен практически полностью, но товар при этом полностью реализуется в среднем за 15 дней.

Масштабы склада впечатляют: огромное пространство заставлено ровными рядами стеллажей (их высота - 14 метров). Все стеллажи поделены на семь ярусов, на которые выставляются продукты, для каждой разновидности - свое место в определенном ряду [1]. Полочное пространство распределяется пропорционально результатам продаж за 2 предыдущих месяца.

Доли продаж, принадлежащие к одному бренду, суммируются и бренд-лидер получает лучшую полку в товарной группе (полка категории № 1). Другие бренды получают полочное пространство согласно критерия лидерства: большие продажи - лучшая полка согласно категорийности (рис 2.5) [14].

Рисунок 2.5 - Категорийность полок на складе ООО «Евроопт»

Чтобы ускорить процесс, товары, которые нужно отвезти в магазин, выставляют на первый ярус. «Этажи» со второго по седьмой заняты продуктами, которые только дожидаются своей очереди. Как высоко будет стоять та или иная палета, зависит от ее срока годности (выше лежит то, что может храниться дольше) и веса (тяжелое - внизу, легкое - наверху). На самом деле каждое место на стеллаже может выдержать тонну, но ради безопасности вес товаров все равно учитывают.

Между стеллажами бесшумно ездят работники склада на специальных небольших погрузчиках - штабелерах. Запутаться на таком гигантском складе запросто. Но ситуацию спасает специальная компьютерная программа, которая знает все обо всем, что хранится на складе.

Система полностью автоматизирована. На каждой паллете есть штрихкод, в котором зашифрована вся информация конкретно об этом продукте: его название, количество, вес, срок годности, место хранения на складе. Исходя из всей информации, компьютер сам определяет, на какой стеллаж и какую полку нужно поставить паллету. Работнику склада остается лишь считать штрихкод и отвезти товар в указанное место. На сервер также приходит информация о заказах, которые поступают из магазинов. Система формирует заказ, а сотрудники его собирают.

Чтобы паллеты можно было без проблем ставить на верхние полки, на каждом штабелере установлена видеокамера. Оператор просто смотрит на экран и видит все, что происходит наверху.

Продукты по магазинам из логистического комплекса в Барановичах каждый день развозят около 80 автомашин. Чтобы управиться с погрузкой как можно быстрее, окончательно собранные заказы выставляют в линию напротив загрузочных рамп, через которые происходит загрузка в машины. Да и в линию тоже выкладывают не просто так, а именно в том порядке, в котором продукты следует погрузить в кузов.

Пятую часть логистического центра занимает специальное хранилище для фруктов. Оно поделено на отдельные боксы, закрытые скоростными роллетами. Это нужно для того, чтобы всегда поддерживать температуру и влажность на нужном уровне.

Для некоторых фруктов необходимый температурный режим - от 0 до +2, для других - от +2 до +4, для третьих - от +4 до +6. Но это не единственное, что следует учитывать. Некоторые фрукты выделяют естественный этилен, в то время как для других он не рекомендован. Поэтому хранить такие фрукты вместе нельзя. К примеру, активно выделяют этилен яблоки или томаты, а боятся его виноград и хурма. Поэтому хранить их вместе нельзя.

А вот бананы лежат в другом месте - специальной камере дозаривания. Называется она так потому, что этим фруктам еще нужно дозреть, ведь все бананы приезжают еще зелеными. Оптимальная температура для этого процесса - 14 - 17 градусов выше нуля. На стоящем рядом компьютере наглядно можно увидеть, сколько еще времени должны отлежаться бананы: каждый бокс обозначен картинкой зеленого банана, который постепенно окрашивается в желтый цвет.

И, конечно, на таком складе никак не обойтись без камер глубокой заморозки. Температура там не поднимается выше -18 градусов, а продукты разделены по камерам в зависимости от вида: например, рыба и пельмени лежат отдельно, чтобы не смешивались запахи. У сотрудников, которые работают на холодном складе, особый режим: 50 минут работы - 10 минут отдыха.

Вся замороженная продукция, которая продается в «Еврооптах» по всей Беларуси, попадает туда именно с этого склада. Сейчас разрабатывается серьезный проект по транспортировке замороженных продуктов в термоконтейнерах, которые сохраняют температуру -18 градусов в течение суток независимо от внешней среды. Производители этого оборудования гарантируют, что термоконтейнер позволяет сохранить максимальное качество замороженного товара. Это позволит перевозить заморозку вместе с сухим грузом, а значит, уменьшать расходы и, как следствие, цены. Это, конечно, не дешевое удовольствие, но, если опыт будет удачным, через несколько месяцев такие холодильники будут доставлять продукты, требующие низкотемпературных условий, по всей республике.

Кстати, в зарплате работников учитывается каждое движение. Такая система нужна для того, чтобы мотивировать сотрудников трудиться качественнее и быстрее. Все их перемещения фиксируют компьютеры, и зарплата в итоге в буквальном смысле зависит от того, сколько работник успел сделать за день. Причем отслеживать информацию о своих заработках можно в режиме реального времени: на стене возле операторской комнаты висит большой экран, на котором указаны фамилии работающих в смене, а рядом - денежки, которые они уже заработали за сегодня и за месяц в целом. У старательных работников в Барановичах в месяц может набежать и десять миллионов, а у их более опытных минских коллег набегает до 17 миллионов.

ГЛАВА 3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СКЛАДСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РИТЕЙЛЕ


3.1 Практические рекомендации по развитию складской деятельности на логистическом комплексе «Евроторг»


Успешно развивающиеся на протяжении уже многих лет компании-ритейлеры, чтобы выжить в борьбе с конкурентами, стараются продвигать в жизнь передовые технологии, обеспечивая себе конкурентные преимущества, которых нет у соперников. Применительно к розничной торговле подобными преимуществами могут быть более льготные условия работы с поставщиками, широкие инвестиционные возможности, более низкие издержки на логистику и складирование товаров. Последний вариант мы и рассмотрим более подробно [2].

Эффективное управление складом подразумевает применение оптимальных информационно-технических средств во всех сегментах складского хозяйства, равномерное распределение нагрузок на персонал и складское оборудование, оперативное реагирование на любые изменения в бизнес-процессах, полноценную интеграцию со смежными процессами закупки, сбыта, производства и др. Склад ритейл-оператора - это распределительный центр, предназначенный для хранения, обработки и выдачи товаров народного потребления (продовольственной и непродовольственной групп) в соответствии с заказами собственных магазинов. Ритейл - это всегда очень широкий ассортимент: все мы ходим в сетевые магазины различных форматов и можем наблюдать, насколько разнообразен круг предлагаемых товаров. Если компания работает на протяжении нескольких лет на рынке ритейла, то перед ней раньше или позже встает вопрос о расширении деятельности как в сторону предоставления более широкого ассортимента товаров, так и в сторону увеличения числа магазинов в сети. Расширение деятельности неизменно ведет к возрастанию роли логистики и складского хозяйства в стратегии развития компании и, как следствие, строительству распределительного центра, обеспечивающего высокоэффективную обработку товаров, повышение скорости и качества операционной деятельности. Обеспечить бесперебойную работу подобного складского комплекса в круглосуточном режиме с минимальными потерями и максимальным качеством могут только склады классов А и B+, оборудованные системой управления складским комплексом (WMS).

Как было замечено во второй главе данной работы, на логистическом центре «Евроторг» уже имеется такая система как WMS, однако отметим, что внедрение WMS - один из начальных этапов на пути оптимизации обработки товарных потоков в цепочке поставок розничных торговых компаний. Дальнейшие пути оптимизации логистики предприятий розничной торговли предопределены - внедрение систем управления цепочками поставок. Но прежде, чем перечислить подобные системе, рассмотрим основные критерии выбора системы управления складом для торговых компаний.

Проектная команда. На первоначальном этапе, для того чтобы не затягивать процесс принятия решения по выбору системы и поставщика и не перегружать без того занятых руководителей высшего звена компании, рекомендуется определиться с составом проектной команды, отвечающей за непосредственный выбор и внедрение WMS-решения на складе. Наиболее плодотворным для проектной команды является сочетание в ее составе представителей разных направлений, имеющих свои взгляды на то или иное требование к функционалу системы. В проектную команду обычно входят два-три специалиста по складской логистике, один-два специалиста по информационным технологиям и лицо, принимающее решение (обычно это директор по логистике или директор по информационным технологиям).

Функциональные требования. Для компаний, связанных с розничной торговлей, хотелось бы выделить ряд первостепенных требований к функционалу рассматриваемых ими систем управления распределительными центрами. Система должна обеспечивать проведение всех базовых складских бизнес-процессов: приемка-размещение-пополнение/перемещение-отбор-отгрузка в режиме реального времени, а также уметь работать как в автоматическом режиме (rf-directed), так и в ручном (rf-assisted). Кроме этого необходимо учесть специфику работы склада с теми или иными товарными группами, например:

• поддержка работы с многоаспектной партионностью товара, включая сроки годности, привязки к сертификатам, серийные номера;

• при активном кросс-докинге (для увеличения скорости обработки товарных запасов на складе, особенно в случае приемки-отгрузки из одних ворот и высокой оборачиваемости склада);

• поддержка работы с весом (как на этапе приемки товара, так и на этапе отгрузки - контрольное взвешивание);

• возможность учета естественной убыли продукта во время хранения (специфическое требование в случае хранения замороженного товара в морозильных установках и его перемещения между разными зонами хранения);

• работа со специфической конфигурацией склада (учет специфики расположения зон, стеллажей, ворот и т. п.; возможность быстрой перенастройки тех или иных характеристик склада);

• если имеются планы запуска большего количества складов, стоит поинтересоваться возможностью и алгоритмом переноса технологии, ее масштабируемостью;

• использование различного складского оборудования (погрузчиков, узкопроходных штабелеров, конвейерных лент и особенно лифтов) и т. п.

Естественно, приведенные выше требования специфичны для каждой компании и каждого склада этой компании, поэтому на этапе предварительного обсуждения проекта очень рекомендуется прописать все требования к системе всем участникам проектной команды со стороны компании, осуществляющей выбор системы WMS.

Технология обработки товарных потоков. Еще один немаловажный вопрос - технология обработки товарных потоков и использование специализированного оборудования на складе. Долгое время главными помощниками для решения задач по размещению и отбору товаров на складе являлись кладовщики, которые планировали эти задания на основании карты склада с нанесенными на нее зонами хранения товарных запасов, составляли внутрискладские накладные движения товаров и заведовали людскими ресурсами. Влияние человеческого фактора налицо. Даже при внедрении технологии адресного хранения число ошибок на вышеописанном складе все равно достигало бы, по среднестатистическим данным, примерно 5% общего числа операций, а для складов с высокой оборачиваемостью, каковыми являются распределительные центры сетей магазинов, число ошибок вырастает до ужасающей цифры - около 7% общего числа операций.

Адресное хранение, четкая организация работы персонала на складе, грамотное распоряжение складскими площадями и специализированным складским оборудованием - это лишь неполный перечень возможностей, которые обеспечивают повышение точности и скорости обработки товарных потоков на складе.

Помимо возможностей обработки задач с помощью бумажной технологии система управления складским комплексом должна обладать возможностью работы с радиооборудованием. Радиочастотная технология используется для обеспечения поступления данных об обработке заказов с радиотерминалов посредством передачи по Wi-Fi протоколу в систему управления складом в режиме реального времени.

Внедрение WMS на складском комплексе является решающим моментом на пути к оптимизации всей операционной деятельности в области складской логистики торговой розничной компании. Дальнейшим развитием оптимизации цепочки поставок предприятия является внедрение дополнительных модулей, расширяющих функционал системы уровня WMS до системы SCE (Supply Chain Execution - операционная деятельность цепочки поставок) и как вершина логистики - системы SCM (Supply Chain Management - управление цепочкой поставок).

На этапе расширения функционала до SCE-системы можно рассматривать внедрение следующих модулей:

• модуль управления складским двором и воротами (Yard Management), который отслеживает различные типы транспортных единиц, обеспечивает диспетчеризацию входного и выходного товарных потоков и управление грузовыми автотранспортными средствами, прибывающими под разгрузку-погрузку на склад;

• модуль прогнозирования и управления спросом, позволяющий автоматически планировать объемы отгружаемых заказов, заказывать транспортные средства, необходимые для их вывоза, и управлять ценообразованием. Кроме развития в сторону расширения функционального покрытия системой всех нужд торгового предприятия в области SCE/SCM система может развиваться также в сторону совершенствования процедур обработки товарных потоков на складе;

• внедрение технологии Pick-by-Voice (голосового отбора) - новейшей технологии комплектации заказов с помощью радио-аудиогарнитуры: задание в виде голосовой команды поступает в наушники комплектовщику, после его выполнения комплектовщик подтверждает завершение голосом и переходит к выполнению следующего - это серьезное увеличение производительности комплектовщиков заказов;

• обработка товарных потоков посредством использования RFID-меток - контуры контроля на воротах приемки-отгрузки, что дает увеличение точности отгрузки до 100%.

Итак, системы управления складским комплексом позволяют полностью автоматизировать процесс управления крупным складом розницы (распределительным центром): прием, размещение, комплектация грузов, управление складской техникой и персоналом, оптимизация использования складских площадей. WMS в автоматическом режиме подбирает места хранения для принятых грузов с учетом их массогабаритных и прочих характеристик и формирует задания для работников склада. При распределении мест хранения для поступающих на склад товаров система учитывает все требования к условиям хранения. Могут учитываться температурный режим, влажность, производители, поставщики, сроки годности, сроки реализации, правила совместимости и любые другие параметры. При генерации команд WMS сама разрабатывает оптимальные маршруты перемещений работников и техники по территории складского комплекса. На выполнение операций система назначает ту технику и персонал, использование которых полностью отвечает поставленной задаче. WMS обладает возможностью организации дополнительных точек контроля на этапе приемки/отгрузки. С помощью WMS можно подсчитать себестоимость обработки товарных запасов предприятия и выделить наиболее оборачиваемые товарные группы.

В завершение отметим, что внедрение WMS - один из начальных этапов на пути оптимизации обработки товарных потоков в цепочке поставок розничных торговых компаний. Дальнейшие пути оптимизации логистики предприятий розничной торговли предопределены - внедрение систем управления цепочками поставок. Эти многогранные решения позволят компаниям отслеживать информацию, делать выбор и принимать долгосрочные стратегические решения: где разместить распределительные центры, использовать ли больше поставщиков на стадии планирования или выполнения заказов, когда компания должна реагировать на сиюминутные изменения, например на поломку грузовика или изменение заказа, и т. д. [2].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


В ходе исследования мной изучены теоретические основы складского хозяйства, а также теоретические аспекты функционирования розничных сетей. Проведен анализ работы регионального склада логистического комплекса «Евроторг», и разработаны практические рекомендации по совершенствованию складской деятельности предприятия.

Исходя из изученного мной материала, можно сделать ряд выводов.

Одним из самых динамичных в развитии, включая темп роста выручки и прибыли, уровень частной инициативы и объемы инвестиций, качество внедряемых технологий и т.д., является сегодня розничная торговля продуктами питания - совокупность розничных торговых предприятий и других торговых единиц, размещенных на определенной территории.

Сейчас в Беларуси работают несколько крупных розничных сетей, наибольшая из которых - "Евроопт".

ООО «Евроторг» (торговая марка «Евроопт») - компания, владеющая крупнейшей в Беларуси торговой сетью «Евроопт», насчитывающей на 01.01.2015 г. более 300 торговых объектов в Республике Беларусь и логистическими центрами в Минске и Барановичах. И судя по графикам, приведенным в данной работе и заявлениям руководства «Евроторга», компания намерена быть ритейлером номер один, с чем она неплохо справляется.

Для исследования организации складской логистике ООО «Евроторга» был выбран их региональный склад, который находится в Барановичах, и построенный в конце 2013 года. На сегодняшний день логистический комплекс ежесуточно принимает порядка 50 фур, обеспечивая товаром магазины сети не только в регионах, но и в Минске. Общая площадь всех помещений логистического центра превышает 24 тысячи квадратных метров, объем хранения - 26 тысяч паллетомест. Поставщиком всей грузоподъемной техники для данного объекта - более 70 единиц, была выбрана компания Техновиза. Так же логистическая система автоматизирована, используется система WMS.

Комплексная система автоматизации ускоряет поиск информации, ее анализ и принятие решений, уменьшает число ошибок при вводе данных, снижает негативное влияние человеческого фактора, повышает скорость и эффективность взаимодействия сотрудников. Однако весомость этих преимуществ зависит от численности сотрудников, занятых в основных процессах, от объема и сложности ежедневной аналитической обработки информации, а также от скорости развития компании. Поэтому в зарплате работников «Евроторга» учитывается каждое движение. Такая система нужна для того, чтобы мотивировать сотрудников трудиться качественнее и быстрее.

Однако пусть внедрение WMS на складском комплексе является решающим моментом на пути к оптимизации всей операционной деятельности в области складской логистики торговой розничной компании, дальнейшим же развитием оптимизации цепочки поставок предприятия является внедрение дополнительных модулей, расширяющих функционал системы уровня WMS до системы SCE (Supply Chain Execution - операционная деятельность цепочки поставок) и как вершина логистики - системы SCM (Supply Chain Management - управление цепочкой поставок). Которые и были предложены в практических рекомендациях по развитию складской логистики «Евроторга». Для этого можно рассматривать внедрение таких модулей как:

модуль управления складским двором и воротами (Yard Management);

модуль прогнозирования и управления спросом;

внедрение технологии Pick-by-Voice (голосового отбора);

обработка товарных потоков посредством использования RFID-меток.

По данным аналитических компаний AMR Research, Forrester Research, успешное внедрение систем управления цепочками поставок дает компаниям такие преимущества как:

рост прибыли 5% - 15%;

сокращение времени и стоимости обработки заказа 20% - 40%;

сокращение времени выхода на рынок 15% - 13%;

сокращение закупочных издержек 5% - 15%;

сокращение складских запасов 20% - 30%.

В заключение отметим, что решений класса WMS много, но каждое приходится дорабатывать под нужды компании собственными силами или с помощью разных (альтернативных) подрядчиков. И, как известно, все логистические решения являются довольно дорогостоящими, а так же сложность подобных проектов, связанных с планированием запасов и управлением цепочками поставок, заключается не в технологической, а в методологической части. Специалистов, обладающих необходимой методологической базой, не так немного. Но за последние пару лет появились успешные комплексные проекты, экспертиза набирает силу. Возможно, в ближайшее время стоимость подобных проектов закономерно будет снижаться за счет тиражирования опыта, наработанного командами консультантов.

 


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ


1.      Анна Рыбчинская. Как хранятся продукты до того, как попасть в магазин / Рыбчинская Анна // Комсомольская правда. - 2014.

.        Бажанов Ю. Автоматизация склада для розничных сетей / Ю. Бажанов Склад и Техника. - 2008. - № 6.

.        Балалаев, А. С. Основы логистики : учеб. пособие к практическому курсу / А. С. Балалаев, Е. В. Королищук. - Хабаровск : Изд-во ДВГУПС, 2012. - 128 с.

.        Виноградова С.Н. Коммерческая деятельность: - Мн.: Вышэйшая школа, 2008 - 180 с.

.        Гурская, С.П. Товарные ресурсы: Текст лекций для студентов всех специальностей и слушателей системы повышения квалификации.- Гомель: УО «Белорусский торгово-экономический университет потребительской кооперации», 2008 - 28 с.

.        Кохно, П. П. Торговля промышленными товарами будет приоритетной Вести потребкооперации.-2009.- №5.- с. 3.

.        Кулешов, В.В. Специфика современного этапа развития // Вести потребкооперации.-2009.- №16 (277). - с. 1-3.

.        Курочкин Д. В. Ежегодное исследование современной логистической инфраструктуры / Д. В. Курочкин. - Международный университет «МИТСО», кафедра логистики, 2015. - 64 с.

.        Мишина Л. А. Логистика: конспект лекций / Л. А. Мишина. - М.: 2008. 160 с.

.        Организация коммерческой деятельности: Справочное пособие / Под общ. ред. Виноградовой С.М. - Мн.: Вышэйшая школа, 2009 - 125 с.

.        Официальный сайт компании «Евроопт» [Электронный ресурс] / Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://www.evroopt.by/

.        Панкратов, К.Л. С людьми и для людей// Вести потребкооперации - №27 - 8 июля 2008 г.-с. 2.

.        Петухова, Н.Г. Эффективность коммерческой деятельности в условиях развития рыночных отношений: Текст лекций. - Гомель: ГКИ, 2009 - 65 с.

.        Подлесный Владимир. Автоматизация складов ритейл-сетей / В. Подлесный // Логистика специализированный научно-практический журнал. 2014. - №10. - с. 10.

.        Потребительская кооперация. «О причинах и путях преодоления кризиса в потребительской кооперации», №2.-2009.-с. 5-10.

.        Рудницкий, А. В. Торгуем лучше, привлекаем больше, потребляем меньше // Вести потребкооперации. - 2008.- №11.-с. 3.

Похожие работы на - Организация складской логистики в ритейле

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!