Административно-правовое регулирование гражданства

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    22,14 Кб
  • Опубликовано:
    2016-09-03
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Административно-правовое регулирование гражданства

Содержание

Введение

Глава 1. История развития института гражданства в РФ

Глава 2. Конституционные и иные нормативно-правовые аспекты регулирования гражданства в России

Глава 3. Конституционно-правовой статус граждан Российской Федерации, имеющих иностранное гражданство (подданство)

Заключение

Список литературы

Введение

Одним из ключевых правовых институтов современного общества является гражданство. После распада СССР Российская Федерация официально стала преемственницей российской государственности. Одним из главнейших вопросов, затрагивавший судьбы миллионов людей и явившийся предметом обсуждения широкой общественности страны, стал вопрос гражданства. В связи с провозглашением в нашей стране человека, его прав и свобод как высшей ценности интерес к данному институту возрос, т.к. именно от гражданства зависит их объем, содержание. Между народным суверенитетом и свободой личности гражданство является ключевым звеном. От наличия у человека гражданства, зависит, каким количеством конституционных и иных прав и свобод он будет обладать, какие в связи с этим будут предусмотрены конституцией и другим законодательством обязанности, а также как будет осуществляться защита его прав и интересов не только внутри данного государства, но и за рубежом. В связи с этим важное значение в нашей стране приобрела проблема двойного гражданства, когда прекратило свое действие единое союзное гражданство для взаимоотношений России с другими странами и, прежде всего, со странами "ближнего" зарубежья.

Несмотря на принятие в 2002 году Закона о гражданстве, в котором конкретно прописан порядок получения российского гражданства, сложнее обстоит вопрос с двойным гражданством. Конституция Российской Федерации закрепила возможность иметь российскому гражданину гражданство другой страны, при этом наличие иностранного гражданства не освобождает от обязанностей, вытекающих из российского гражданства и не умаляет прав бипатрида по отношению к российскому гражданству.

Однако остается дискуссионным вопрос о порядке приобретения второго гражданства и о самом понятии двойного гражданства, т.к. статья 62 Конституции гласит: "гражданин РФ может иметь гражданство иностранного государства в соответствии с федеральным законом или международным договором РФ", получается, что приобретение двойного гражданства регламентируется федеральным законом или международным договором. На лицо повторение одно и того же, поскольку российский гражданин, приобретающий иностранное гражданство в установленном иностранным законом порядке, нарушает Конституцию РФ. Таким образом, если Россия подтверждает факт наличия двойного гражданства, следовательно, она не должна препятствовать иностранному государству осуществлять защиту и покровительствовать над лицами, которые имеют связь с этим государством.

Актуальность и практическая значимость обусловили выбор темы курсовой работы, объектом которой является общая характеристика конституционно-правового регулирования института гражданства в России, а предметом - конституционно-правового статуса граждан Российской Федерации, имеющих иностранное гражданство (подданство). Целью исследования курсовой работы является - анализ проблем конституционно-правового статуса граждан Российской Федерации, имеющих иностранное гражданство (подданство). Для достижения поставленной цели надо решить следующие задачи: изучить историю развития института гражданства в России; проанализировать конституционные и иные нормативно-правовые аспекты регулирования гражданства в России; дать характеристику конституционно-правовому статусу граждан Российской Федерации, имеющих иностранное гражданство (подданство).

Теоретической базой курсовой работы послужили труды отечественных ученых по исследованию проблемы гражданства, в том числе двойного гражданства; учебники по конституционному праву; а также нормативно-правовые документы, относящиеся к теме курсовой работы. Информационной базой послужили научные журналы и статьи, монографии в сфере гражданства, его конституционно-правового регулирования.

Глава 1. История развития института гражданства в РФ

Конституционное право состоит из многообразных правовых норм, с существованием между ними сложных системных связей, которые определяют основы разграничения норм и их вхождение в правовые институты, а также структуру этих институтов. Институт представляет собой совокупность родственных норм, соответственно правовой институт - комплекс норм права, выделенных в рамках отдельной отрасли права, направляющих группу взаимосвязанных общественных отношений. Из правовых институтов, содержащих схожие по предмету правового регулирования нормы, складывается отрасль права. Правовой институт состоит из совокупности юридических норм, обеспечивающих самостоятельное регулирование групп отношений или воплощение конкретной задачи, функции в этом регулировании, осуществляющие в своем содержании уникальную юридическую конструкцию, определенные общие положения и принципы. Правовые нормы содержатся как в разных, так и в едином нормативно-правовом акте.

Институт гражданства представляет собой совокупность норм права, обособленных в рамках конституционного законодательства и регулирующих группу особых общественных отношений, связанных с определением, приобретением и прекращением гражданства; опирающихся на соответствующие принципы с целью обеспечения устойчивой правовой связи человека с государством; предусматривающих определенные механизмы этого воздействия применительно к конкретным людям в конкретных жизненных ситуациях; характеризующихся специфической терминологией, выделяющей их в системе институтов конституционного права.

Необходимым условием глубокого познания действующего законодательства о гражданстве является анализ его содержания в историческом аспекте, который можно разделить на три временных промежутка: до октября 1917 г., советский, современной России. При этом каждый из этих временных периодов имеет свои исторические особенности.

Досоветский этап. Российское законодательство до XVIII в. не разделяло, кто является иностранцем, а кто - российским подданным. Подданство связывалось с православием, быть подданным означало исповедовать православную веру.

Указ 1700 г. отождествлял "крещение Православныя Христианския веры" с "выездом на имя Великаго Государя в вечное холопство". При этом факт рождения на территории Российской империи еще не свидетельствовал о подданстве, в т.ч. дети, родившиеся на этой территории от иностранцев, оставались иностранцами до тех пор, пока они не станут православными. При этом было разделение подданных на три разряда и каждому из них был присущ свой правовой статус. [14, C.15]

Законодательство признавало:

. Природных подданных, которые делились на четыре группы: а) дворянство (потомственное и личное), б) духовенство (делилось по вероисповеданию), в) городских обывателей (почетные граждане, купцы, мещане и цеховые), г) сельских обывателей. Помимо этого, законодательство разграничило отмеченные четыре группы природных подданных на два сословия - лица податного состояния и лица неподатного состояния.

. Инородцев (евреи и восточные народы).

. Финляндских обывателей, подразделявшихся как и природные подданные на сословные группы.

В зависимости от отношения к какому-либо разряду подданных, законодательство наделяло их существенными различиями в правах и обязанностях. Указ Петра I от 20 ноября 1721 г. "О учинении присяги на каждый чин, как военным и гражданским, так и духовным лицам: а солдатам, при определении в службу" давал разрешение на приобретение иностранцами поместья путем принесения присяги на "вечное подданство Российскому Государю". Впервые Манифест "О призыве шведов в службу и о позволении им в Российском государстве по учинению присяги селиться, вступать в супружество, приобретать недвижимую собственность, заниматься торговлею и промыслами" 1721 г., закрепил как способ натурализации принесение присяги на подданство, призывая пленных шведов добровольно стать подданными Российской империи, при этом изъявивший таковое желание должен был показать, "чем он честно пропитать себя чает". Сама присяга не требовала вечного подданства. Однако, Сенатский указ от 27 августа 1747 г. "О клятвенном обещании иностранцев, желающих присягать на вечное подданство России" подразумевал вечную присягу: "Аз нижепоименованный, бывший поданный, обещаюсь и клянусь Всемогущему Богу, что я Всепресветлейшей… Государыне… хощу верным, добрым и послушным рабом и вечно подданным с моею фамилией быть и никуда… за границу не отъезжать и в чужестранную службу не вступать". Неизменным этот текст был и в дальнейших указах. История русского права знает лишь один единственный акт, который признает, что рождение на русской территории имеет определенное влияние на подданство. Так, люди, которые родились в России и поступили на службу являются русскими подданными, а поступившие на службу иностранцы ими же и остаются, согласно ст. 61 главы I Регламента об управлении Адмиралтейства и Верфи от 5 апреля 1722 г. Точно такой же текст содержит и Регламент об управлении Адмиралтейств и Флотов от 24 августа 1765 г. Слова в этих документах свидетельствовали о том, что поступление иностранца на государственную службу означало приобретение российского подданства. Как способ натурализации, значение присяги на подданство в XIX в. изменилось.

Также, Манифест от 1 января 1807 г. "О дарованных купечеству новых выгодах, отличиях, преимуществах и новых способах к распространению и усилению торговых предприятий"16 (далее - Манифест 1807 г.), запрещал иностранцам, которые не присягнули на вечное подданство, вступать в гильдии, т. е. присяга на подданство, становилась для иностранцев единственным средством приобретения в России торговых прав, присвоенных гильдейскому купечеству. Сенатский указ от 27 мая 1807 г. "О предоставлении иностранцам права вступать в вечное России подданство и записываться в купечество" устанавливал достаточно сложный порядок принесения присяги. Согласно закону иностранцы, находящиеся в столице и изъявлявшие желание поступить на службу в гильдии, обязаны были прибыть в Министерство коммерции и подать заявление о желании вступить в вечное подданство. Государственный орган после надлежащего изучения сведений об иностранцах представлял Сенату заключение о допущении их к присяге в Губернском правлении. В других же местностях данные обязанности выполнялись губернаторами, которые представляли свои заключения Сенату. Соответственно, принятие в подданство Манифестом 1807 г. контролировалось Правительствующим Сенатом. Но после первой четверти XIX в. приведение к присяге осуществлялось в присутствии представителей губернских правлений и только по распоряжению данных органов после получения необходимых сведений о поведении иностранцев. В дальнейшем иностранцам было разрешено принимать присягу в полиции, в городской думе или ином ближайшем присутственном месте. Предоставление вышеупомянутого права означало, что государство не считало нужным осуществлять централизованное руководство и надзор за делами о натурализации иностранцев. Исходя из этого, получалось, что большинство иностранцев, "неопороченных по суду" могли вступить в русское подданство. Это объяснялось тем, что законодательство до 1864 г. не считало натурализованного иностранца, таким же подданным, как подданный по рождению. Вследствие чего между подданством, приобретаемым с помощью натурализации, и прирожденным подданством существовало ярко выраженное различие: натурализованный иностранец оставался иностранцем, хотя и привилегированным. При этом, он имел права, которых был лишен прирожденный подданный, но лишен тех прав, которыми обладал подданный прирожденный. Реальное же уравнение натурализованных иностранцев с прирожденными подданными относительно прав было установлено законом от 10 февраля 1864 г. "О правилах относительно принятия и оставления иностранцами русского подданства".

Советский этап. Становление в России 1917 г. новой формы правлении Республики согласно постановлению Временного правительства от 1 сентября 1917 г. "О провозглашении России республикой", повлекло за собой искоренение понятия "подданство", связанного с монархией. Декретом ВЦИК от 23 (10) ноября 1917 г. "Об уничтожении сословий и гражданских чинов" все признанные в императорской России сословия (их привилегии и ограничения), организации и учреждения, которыми ведали сословия, а также все гражданские чины упразднялись и устанавливалось единственное наименование для всего населения страны - гражданин Российской Республики. Впервые в советской литературе характеристику понятию гражданства дал Г.В. Чичерин на сессии ЦИК СССР. Он указывал на то, что в Декларации прав человека и гражданина в 1789 г. было заменено понятие подданного, (объекта, которому государственная власть навязывает свое мнение, чуждое ему) понятием гражданина (человека участвующего в общественном волеизъявлении народа, выражающееся в виде государственной власти). Но в связи с экономическим неравенством классов государство не могло в полной мере осуществлять волеизъявление своего народа. И благодаря Октябрьской революции появилось понятие гражданина как носителя частицы народного волеизъявления трудящихся масс, воплощаемого в советском государстве. 1 апреля (19 марта) 1918 г. иностранные граждане, проживающие на территории РСФСР, получили возможность вступать в российское гражданство в местных Советах, что было установлено Декретом ВЦИК "О приобретении прав российского гражданства". Регистрированием "новых" граждан и публикацией этих списков занимался Народный комиссариат по внутренним делам. Конституцией Российской Социалистической Федеративной Советской Республики 1918 г. было закреплено право за местными Советами, принимать в гражданство иностранцев, принадлежащих рабочему классу или трудовому крестьянству. Затем государственное законодательство продолжало придерживаться такой позиции (повышение уровня правомочных органов), а с 1924 г. получила свое закрепление в последующем развитии законодательства о гражданстве. Такая линия поведения была связана с дальнейшей централизацией власти. Этим же следует объяснить и появление в праве возможности лишить человека гражданства, в том числе посредством судебного решения.

Доклад, посвященный проекту закона о гражданстве, на второй сессии Верховного Совета СССР, состоявшейся 10-12 августа 1938 г., окончательно положил государственное начало в нашей стране, обусловленное многими факторами исторического, социального и политического характера в советский период, установив понятие гражданства. Оно определяло принадлежность лица к государству, правовое положение лица не только внутри государства, но и вне его, в международном общении. Данное понятие на долгие годы положило конец спорам об определении гражданства.

Конституция СССР 1977 г. отразила существенный принцип гражданства: граждане СССР за границей пользуются защитой и покровительством Советского государства. Подвело черту в спорах о понятии гражданства принятие 1 декабря 1978 г. нового Закона № 8497-IX "О гражданстве СССР" (далее - Закон 1978 г.). В докладе о данном законопроекте на десятой сессии Верховного Совета СССР девятого созыва 1 декабря 1978 г. гражданство было охарактеризовано как "выражение политической и правовой связи личности с государством".

Преамбула Закона СССР от 23 мая 1990 г. № 1518-I "О гражданстве СССР" (далее - Закон СССР 1990 г.) содержала уже новое официальное определение гражданства СССР, которое гласило, что гражданство СССР определяет непрерывную политико-правовую связь человека и Советского государства, выражающуюся во взаимных правах и обязанностях. Данное определение некоторые исследователи оценили как явный лозунг тоталитаризма. Так в учебной литературе отмечалось, что если человек находится в политической оппозиции к государству (не разделяет его политики), то он больше и не является его гражданином. На этом, строилась антидемократическая практика, существовавшая до середины 1980-х гг., лишавшая гражданства и высылающая "диссидентов", которым трудно было вменить совершение незаконного деяния. На самом же деле гражданство есть правовая, а не политическая связь лица с государством.

Раскол Советского Союза, провозглашение суверенитета Российской Федерации, возникновение новых суверенных и независимых государств вместо союзных республик, потребовали преобразований в законодательстве о гражданстве. Этот вопрос очень важен и в практическом смысле для миллионов граждан бывшего СССР, которые оказались за пределами России.

Российский этап становления института гражданства. На современном этапе развития российской государственности (с 1991 г.) четко просматриваются два периода в становлении института гражданства в Российской Федерации, характеризующихся: 1991-2002 гг. - период определения корпуса граждан России и полного урегулирования всех вопросов, связанных с гражданством. 2002 - н. в. - период комплексного правового регулирования вопросов института гражданства РФ.

В период 1991-2002 гг. базовым законом, определяющим порядок решения ключевых задач этого времени в становлении института гражданства стал Закон РФ от 28.11.1991 № 1948-I "О гражданстве Российской Федерации" (далее - Закон № 1948-I), в котором устанавливалось, что гражданство "есть устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека".

Правовые нормы, составляющие институт гражданства современной России, содержатся в различных нормативных правовых актах: Конституции, федеральных конституционных законах, федеральных законах, указах Президента РФ, а также в нормах международного права. В первую очередь вопросы гражданства определяется Конституцией, которая устанавливает порядок, согласно которому гражданство РФ приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом. Таким законом в настоящее время является Закон о гражданстве. С его принятием в 2002 году начался современный период в развитии института гражданства РФ. Закон подразумевает под гражданством России (ст. 3) устойчивую правовую связь человека со своей страной, выражающуюся в совокупности взаимных прав и обязанностей. В ч. 1 ст. 6 Конституции закреплен принцип единого гражданства, в связи с тем, что законодательство республик, которые входят в состав России, устанавливает гражданство данных субъектов. Конституцией провозглашается принцип равного гражданства в независимости от способа его приобретения. Иными словами, проживание гражданина РФ заграницей не изменяет его гражданства. Как заключение, так и расторжение брака нашего гражданина с лицом, не принадлежащим к российскому гражданству, тоже не влечет за собой изменения гражданства, соответственно и изменение гражданства одним из супругов не влечет за собой изменение гражданства другого супруга.

Данное положение распространяется и на родившихся в браке или усыновленных детей, если родители развелись. Кроме того не стоит забывать, что в современных демократических государствах гражданство является одним из главенствующих институтов правового положения личности, которые определяют основы правового статуса гражданина. Одним из ключевых моментов определения термина гражданства как правовой связи является вопрос о соотношении в ней политического и правового компонентов. В частности, в Законе 1991 г. законодатель установил гражданство как устойчивую правовую связь лица с государством, при этом в Законе СССР 1990 г. гражданство определялось как политико-правовая связь человека с государством. В Федеральном законе о гражданстве 2002 г. гражданство характеризуется уже как устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией и которая выражена в их взаимных правах и обязанностях.

Таким образом, институт гражданства является основополагающим элементом правового статуса личности и взаимоотношений между гражданином и государством. В его формировании присутствуют специфические особенности, заключающиеся: Во-первых, в наличии трех ярко выраженных этапов формирования данного института на территории РФ: до октября 1917 г., советский, российский. Во-вторых, каждый из этапов имеет особенные периоды, присущие конкретному историческому отрезку времени российской государственности, оказавшие непосредственное влияние на формирование законодательства по вопросу гражданства. В частности, на этапе становления государственности Российской Федерации: - 1991-2002 гг. - период определения корпуса граждан РФ и полного урегулирования всех вопросов, связанных с гражданством; - 2002 - н. в. - период комплексного правового регулирования вопросов института гражданства РФ.

Глава 2. Конституционные и иные нормативно-правовые аспекты регулирования гражданства в России

гражданин подданство конституционный общество

Основными нормативно-правовыми документами, регулирующими вопросы гражданства в России, являются Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12.12.1993 г. и Федеральный закон от 31.05.2002 № 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" (далее - Закон о гражданстве). Ниже подробнее рассмотрим содержание данных документов.

Так в Российской Федерации ст. 11 Закона о гражданстве установлены следующие основания приобретения гражданства:

1) по рождению. Приобрести гражданство согласно Закону о гражданстве могут как дети, у которых оба родителя являются российскими гражданами, так и дети, рожденные от родителей, у которых разное гражданство. В последнем случае необходимым условием является письменное согласие родителей на то, чтобы ребенок получил гражданство РФ. Дети, находящиеся на территории РФ, родители которых не установлены, становятся гражданами России, если их родители не объявятся в течение шести месяцев со дня их обнаружения. Также дети, чьи родители являются иностранными гражданами или лицами без гражданства, постоянно проживающими в России, могут стать гражданами РФ, если страна, чьим гражданством обладают их родители, не предоставят им свое гражданство.

2) в результате приема в гражданство РФ. Способ приобретения гражданства как прием в гражданство и порядок его приобретения иностранными гражданами и лицами без гражданства. Чтобы получить гражданство РФ, человек должен соответствовать требованиям, предъявляемым к нему законом: дееспособность, совершеннолетие, определенный срок постоянного проживания на территории России, легальный источник доходов за время его проживания на территории России, а также владение русским языком.

Прием в гражданство осуществляется, в общем, и упрощенном порядке, установленных ст. 13 и 14 Закона о гражданстве. Так, ст. 13 устанавливает общий порядок приема в гражданство РФ, которым могут воспользоваться совершеннолетние (вступившие в брак до 18-летия, эмансипированные), дееспособные иностранные граждане и лица без гражданства, обратившись с заявлением о приеме в гражданство РФ. При этом лицо, обращающееся за получением гражданства, должно проживать на территории России в течение пяти лет, считая с момента получения вида на жительство и заканчивая днем подачи заявления о приеме в гражданство. Выезд за пределы страны в этом случае ограничивается тремя месяцами в году. При этом обязательным выступает неукоснительное соблюдение Конституции и законодательства РФ, что говорит об уважении к стране. Существенным фактором является наличие законного источника финансирования лицом, обращающимся с заявлением на получение гражданства. Это необходимо для подтверждения законности его доходов за время проживания на территории России.

Часть 2 ст. 13 Закона о гражданстве предусматривает упрощенный порядок получения гражданства при наличии у лица высоких достижений в области науки, техники и культуры; обладании профессией либо квалификацией, тем, кто представляет интерес для Российской Федерации, которые упрощают данный способ получения гражданства. Но не только указанные лица могут воспользоваться привилегиями для получения гражданства РФ. Так, согласно ч. 4 ст. 13 Закона о гражданстве граждане государств, входивших в состав СССР, проходящие военную службу в Вооруженных Силах РФ (не менее трех лет по контракту) могут подать заявление о приеме в гражданство без обязательного проживания и представления вида на жительство.

Упрощенный порядок приема в гражданство распространяется на иностранных лиц и лиц без гражданства, которые на момент подачи заявления о приеме в гражданство РФ проживали на ее территории. В частности, таким правом обладают не все, а лишь определенные категории лиц (ч. 2 ст. 14 Закона о гражданстве), которые:

а) родились на территории РСФСР и имели гражданство бывшего СССР;

б) состоят в браке с гражданином РФ не менее трех лет;

в) являются нетрудоспособными и имеют дееспособных сына или дочь, достигших возраста 18 лет и являющихся гражданами РФ.

г) имеют ребенка, являющегося гражданином РФ, в случае если другой родитель этого ребенка, являющийся гражданином РФ, умер либо решением суда, вступившим в законную силу, признан безвестно отсутствующим, недееспособным или ограниченным в дееспособности, лишен родительских прав или ограничен в родительских правах;

д) имеют сына или дочь, достигших возраста восемнадцати лет, являющихся гражданами РФ и решением суда, вступившим в законную силу, признанных недееспособными или ограниченными в дееспособности, - в случае, если другой родитель указанных граждан РФ, являющийся гражданином РФ, умер либо решением суда, вступившим в законную силу, признан безвестно отсутствующим, недееспособным или ограниченным в дееспособности, лишен родительских прав или ограничен в родительских правах.

Кроме того, Федеральным законом от 20.04.2014 № 71-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О гражданстве Российской Федерации" и отдельные законодательные акты" (далее - Закон № 71-ФЗ) ст. 14 Закона о гражданстве дополнена пунктом 21, которым иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие на территории РФ, признанные носителями русского языка в соответствии со ст. 331 Закона о гражданстве, при условии отказа указанных иностранных граждан от имеющегося у них гражданства иностранного государства вправе обратиться с заявлением о приеме в гражданство РФ в упрощенном порядке без соблюдения условий, предусмотренных п. "а", "г" и "д" ч. 1 ст. 13 вышеупомянутого Федерального закона. Отказ от гражданства иностранного государства не требуется в случаях, предусмотренных международным договором РФ, либо в случае, если отказ от гражданства иностранного государства невозможен в силу не зависящих от лица причин.

Важно отметить, что нетрудоспособные иностранные граждане и лица без гражданства, прибывшие в Российскую Федерацию из государств, входивших в состав СССР, и зарегистрированные по месту жительства в Российской Федерации по состоянию на 1 июля 2002 г. (ч. 3 ст. 14 Федерального закона) могут быть освобождены от предоставления вида на жительство.

Лица, указанные в части 4 Закона о гражданстве, получившие разрешение на временное проживание в Российской Федерации или вид на жительство, принимаются в российское гражданство без условия обязательного постоянного проживания в течение пяти лет на территории России, наличия легального источника средств к существованию и владения русского языка.

В 2013 г. в Российской Федерации была выделена квота в размере 105 тыс. разрешений на временное проживание (см. распоряжение Правительства РФ от 19.11.2012 № 2127-р "Об установлении квоты на выдачу иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешений на временное проживание в Российской Федерации на 2013 год"), а в 2014 г. установлена квота в количестве 95 880 разрешений с распределением по субъектам РФ в соответствии с потребностями (см. распоряжение Правительства РФ от 30.11.2013 № 2231-р "Об установлении квоты на выдачу иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешений на временное проживание в Российской Федерации на 2014 год").

3) в результате восстановления в гражданстве РФ. Оно распространяется не на всех желающих лиц, а только лишь тех, кто состоял в гражданстве данного государства, но впоследствии прекратил его в связи с выходом из гражданства или иными основаниями, предусмотренными Законом о гражданстве. Таким лицам установлен сокращенный срок постоянного проживания в стране - три года, и они должны соответствовать подходить под требования, указанные в ч. 1 ст. 13 Закона о гражданстве, что свидетельствует о похожести этого способа приобретения гражданства с его приобретением в общем порядке.

) по иным основаниям, предусмотренным Законом о гражданстве или международным договором РФ. К иным основаниям приобретения гражданства, предусмотренным Законом о гражданстве или международным договором РФ относятся: а) приобретение гражданства ребенком при приобретении гражданства РФ его родителями; б) усыновление ребенка гражданами РФ или установление над ним опеки или попечительства; в) приобретение гражданства РФ лицами, имеющими гражданство страны, с которой есть соглашение об урегулировании вопросов двойного гражданства; г) упрощенный порядок приобретения гражданства лицами, состоящими в гражданстве некоторых стран СНГ; д) выбор гражданства родителями для детей; е) выбор гражданства детьми по достижении определенного возраста при различном гражданстве родителей; ж) выбор гражданства супругами при заключении брака; з) оптация.

Выход из российского гражданства осуществляется на основании ст. 19 Закона о гражданстве: 1. Проживающих на территории России - в общем порядке (ч. 1 ст. 19); 2. Проживающих за пределами России - в упрощенном порядке (ч. 2 ст. 19); 3. Ребенка, независимо от места жительства, в упрощенном порядке по заявлению родителей, имеющих различное гражданство (ч. 3 ст. 19). Статьей 20 Закона о гражданстве установлено, что выход из гражданства не допускается, если гражданин РФ: а) имеет невыполненное обязательство перед Российской Федерацией; б) привлечен компетентными органами РФ в качестве обвиняемого по уголовному делу либо в отношении его имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда; в) не имеет иного гражданства и гарантий его приобретения.

Вопросами гражданства занимаются: Президент РФ; Комиссия по вопросам гражданства при Президенте РФ; Федеральная миграционная служба (ФМС России) и ее территориальные органы; Министерство иностранных дел РФ, дипломатические представительства и консульские учреждения РФ.

Глава 3. Конституционно-правовой статус граждан Российской Федерации, имеющих иностранное гражданство (подданство)

Двойное гражданство это вид множественного гражданства и определяется как правовое состояние, выражающееся через правоотношение, которое оформляет многосоставные политические, социально-экономические, культурные и нравственные взаимоотношения между человеком и государствами по поводу ответственного обладания физическим лицом всем комплексом прав и обязанностей в более чем одном государстве.

Как и большинство государств мира, Россия, разделяя принцип исключительности гражданства, отрицательно относится к институту двойного гражданства. По общему правилу человек должен иметь устойчивую правовую связь только с одним государством, в другом случае возникает угроза важнейшим ценностям общества и трактуется как побуждение на конфликт. Вместе с тем и Конституция РФ и Закон о гражданстве допускают возможность для гражданина России иметь одновременно и гражданство другого государства. В отдельных случаях наличие одновременно гражданства России и гражданства другого государства может рассматриваться как благо, например, для соотечественников, являющихся гражданами государств СНГ и Балтии.

Обладание российским гражданином одновременно гражданством другого государства возможно в силу международного договора (договор этот должен быть, как правило, двусторонним, с конкретным государством) или прямого указания закона. Договоры о двойном гражданстве заключены Российской Федерацией лишь с Таджикистаном и Туркменистаном. На данный момент действует только один договор с Таджикистаном. Кроме того, гражданин РФ может получить гражданство иностранного государства, если национальное законодательство этого государства предусматривает предоставление своего гражданства без обязательной утраты гражданства другого государства (в частности, России). Именно в силу последнего основания имеют двойное гражданство большинство "российских бипатридов".

Однако реализовать право на двойное гражданство возможно, только если это условие содержится в федеральном законе и (или) международном договоре. Такая конституционная отсылка препятствует реализации права на двойное гражданство превращая, по сути, ч.1 ст. 62 Конституции РФ в чисто словесную, внешнюю норму. Законом о гражданстве как до 2002 года, так и после не прописаны условия и порядок приобретения двойного гражданства. Статья 6 Закона о гражданстве говорит не о признании двойного гражданства, а лишь фиксирует факт наличия двух гражданств, из которых только одно будет приниматься во внимание Российской Федерацией.

Лица с двойным гражданством (бипатриды) рассматриваются российским законодателем только как граждане России, с должным набором прав и обязанностей, исключения из этого правила возможны только на основании закона или международного договора. Так, например, согласно Федеральному закону от 28.03.1998 г. № 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" граждане РФ, прошедшие военную службу в иностранном государстве, освобождаются от военной службы в России. Это же относится и к об освобождении от двойного налогообложения при наличии межгосударственных соглашений, регулирующих данный вопрос. Иначе говоря, граждане Российской Федерации, имеющие второе гражданство, пребывая на территории России, будут рассматриваться как исключительно российские граждане - так, как если бы они никогда не имели второго гражданства.

Изменить такое положение дел можно только при условии ратификации Россией международного договора, в котором Российская Федерация примет на себя обязательство о признании двойного гражданства, и, следовательно, нормы, содержащиеся в статье 6 Закона о гражданстве необходимо будет привести в соответствие с международными, т.к. статья 15 Конституции ставит приоритет применения международного законодательства над национальным.

Важно разделять понятия "двойное гражданство" и "второе гражданство". Двойное гражданство имеет место быть только если между государствами подписано соглашение о двойном гражданстве, в иных случаях идет о втором гражданстве. Что же касается вопроса приобретения гражданином Российской Федерации второго гражданства, то на законодательном уровне не существует запретительных норм относительно данного вопроса и приобретение второго гражданства является абсолютно законной процедурой. Важно обратить внимание, что имея второе гражданство, гражданин РФ не утрачивает автоматически гражданство РФ, и в то же время в юридическом аспекте не имеет двойного гражданства. Так, если гражданин РФ имеет два паспорта, один из которых российский, то государство рассматривает его только как гражданина Российской Федерации. На основании вышеизложенного налицо "правовой вакуум". Непонятной является позиция российского законодателя о смысле двойного гражданства, если в РФ наличие иностранного гражданства никаким образом не учитывается и не рассматривается. Гражданам Российской Федерации предоставлена возможность реализовывать свои права как иностранным гражданам на территории этих иностранных государств. Исходя из этого, Россия дает согласие на возможность наличия иностранного гражданства, которое выражается закреплением в п. 2 ст. 6 Закона о гражданстве положения о том, что приобретение второго гражданства не влечет за собой прекращение гражданства Российской Федерации.

Большое многообразие в мире иммиграционных законов и законов о гражданстве, разногласия политических взглядов государств в области урегулирования вопросов гражданства продиктовало появление множественного (двойного) гражданства. В одних странах старое гражданство отменяется, как только человек обращается с просьбой о предоставлении гражданства другого государства, в других - разрешается иметь двойное гражданство. В некоторых государствах новое гражданство не признается, а в некоторых иностранному супругу гражданство предоставляется, но не сразу. Данные проблемы каждая страна решает по-своему - кому быть его гражданином, а кому нет. Некоторые люди могут состоять в гражданстве двух, трех и более государств одновременно и пользоваться всеми правами, привилегиями и исполнять все обязанности гражданина каждого из государств. Часто люди имеют двойное гражданство по причинам, не связанным с иммиграцией, например вследствие заключения брака с гражданином другого государства. Каждое государство неоднозначно относятся к проблеме двойного гражданства, одни рассматривают ее как угрозу основным ценностям общества, для других это желательное явление. Поэтому дискуссии о двойном гражданстве носят в первую очередь политический характер. Несмотря на усилия международного сообщества по ограничению множественного (двойного) гражданства данное явление продолжает распространяться.

В сложившейся ситуации, чтобы облегчить и поощрить натурализацию жителей, необходимо реализовывать меры по смягчению ограничений на двойное гражданство, тем более, если в будущем будет увеличиваться количество лиц, обладающих двойным гражданством. Следовательно, без ослабления ограничений на двойное гражданство невозможно говорить о массовой натурализации жителей.

Решение проблем множественного (двойного) гражданства выглядит неоднозначно, поэтому можно выделить следующие направления в их устранении: ликвидация двойного и иного множественного гражданства (приверженцы этого направления - страны Центральной и Восточной Европы); регулирование проблем множественного (двойного) гражданства, его регламентация (характерно для крупных и экономически развитых стран Западной Европы); распространение или поддержание множественного (двойного) гражданства (обычно осуществляется отдельными государствами в целях реализации специфических политических задач, например сохранения и поддержания социальных связей с жителями бывших колоний или государств, в которые происходила наибольшая миграция их населения). Так отдельные государства могут воплощать в жизнь данные направления в отношении различных государств, исходя из различий взаимных отношений и особенностей их политики. Наиболее ярко выражены основные направления в решении множественного (двойного) гражданства в современной Европе, они находят свое отражение в их политике в рамках международных организаций и, соответственно, в политике самих международных организаций.

Гражданство Европейского союза является один из основных элементов в структуре интеграции в рамках этой региональной международной организации, имеющей большой политический вес в международной политике в целом. Данный вид гражданства не охватывает большинства государств и не дает возможности, чтобы к нему могли свободно приобщиться жители различных стран, оно не является примером универсального или открытого гражданства, а представляет собой вариант наделения граждан государств-членов дополнительным гражданством международной организации, полноправным членом которой является государство их гражданства. Целью европейского гражданства является более гарантированное обеспечение прав и свобод граждан тех стран, которые входят в Евросоюз.

Таким образом, на основании вышеизложенного можно говорить об установлении множественного гражданства в рамках Совета Европы, которое с учетом Конвенции об участии иностранцев в общественной жизни на местном уровне от 5 февраля 1992 г. перерастает в более широкое, чем гражданство Европейского союза, единое гражданство Совета Европы, с возможной тенденцией объединения с гражданством Европейского союза и последующим переходом в общемировое гражданство.

Заключение

Таким образом, подводя итоги, можно сделать следующие выводы.

Институт гражданства представляет собой совокупность норм права, обособленных в рамках конституционного законодательства и регулирующих группу особых общественных отношений, связанных с определением, приобретением и прекращением гражданства; опирающихся на соответствующие принципы с целью обеспечения устойчивой правовой связи человека с государством; предусматривающих определенные механизмы этого воздействия применительно к конкретным людям в конкретных жизненных ситуациях; характеризующихся специфической терминологией, выделяющей их в системе институтов конституционного права. Институт гражданства является основополагающим элементом правового статуса личности и взаимоотношений между гражданином и государством. В его формировании присутствуют специфические особенности, заключающиеся: Во-первых, в наличии трех ярко выраженных этапов формирования данного института на территории РФ: до октября 1917 г., советский, российский. Во-вторых, каждый из этапов имеет особенные периоды, присущие конкретному историческому отрезку времени российской государственности, оказавшие непосредственное влияние на формирование законодательства по вопросу гражданства. В частности, на этапе становления государственности Российской Федерации: - 1991-2002 гг. - период определения корпуса граждан РФ и полного урегулирования всех вопросов, связанных с гражданством; - 2002 - н. в. - период комплексного правового регулирования вопросов института гражданства РФ.

Основными нормативно-правовыми документами, регулирующими вопросы гражданства в России, являются Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12.12.1993 г. и Федеральный закон от 31.05.2002 № 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации".

Двойное гражданство это вид множественного гражданства и определяется как правовое состояние, выражающееся через правоотношение, которое оформляет многосоставные политические, социально-экономические, культурные и нравственные взаимоотношения между человеком и государствами по поводу ответственного обладания физическим лицом всем комплексом прав и обязанностей в более чем одном государстве.

Как и большинство государств мира, Россия, разделяя принцип исключительности гражданства, отрицательно относится к институту двойного гражданства. Обладание российским гражданином одновременно гражданством другого государства возможно в силу международного договора (договор этот должен быть, как правило, двусторонним, с конкретным государством) или прямого указания закона. Законом о гражданстве как до 2002 года, так и после не прописаны условия и порядок приобретения двойного гражданства. Статья 6 Закона о гражданстве говорит не о признании двойного гражданства, а лишь фиксирует факт наличия двух гражданств, из которых только одно будет приниматься во внимание Российской Федерацией.

Рассматривая в Российской Федерации граждан, имеющих второе гражданство, только как российских граждан, Российская Федерация не должна отрицать факт наличия у них и иностранного гражданства, а значит, и не должна препятствовать иностранному государству в осуществлении защиты и покровительства над лицами, которые имеют связь с этим государством.

Список литературы

.Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12.12.1993 // Справочно-правовая система "Консультант Плюс"

2.Федеральный закон от 31.05.2002 № 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" // Справочно-правовая система "Консультант Плюс"

.Федеральный закон от 12.06.2002 №67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" // Справочно-правовая система "Консультант Плюс"

.Закон РФ от 28.11.1991 № 1948-1 "О гражданстве Российской Федерации" (утратил силу) // Справочно-правовая система "Консультант Плюс"

.Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ // Справочно-правовая система "Консультант Плюс"

.Постановление Правительства РФ от 09.06.2003 № 335 "Об утверждении Положения об установлении формы визы, порядка и условий ее оформления и выдачи, продления срока ее действия, восстановления ее в случае утраты, а также порядка аннулирования визы" // Справочно-правовая система "Консультант Плюс"

.Распоряжение Правительства РФ от 19.11.2012 № 2127-р "Об установлении квоты на выдачу иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешений на временное проживание в Российской Федерации на 2013 год" // Справочно-правовая система "Консультант Плюс"

.Распоряжение Правительства РФ от 30.11.2013 № 2231-р "Об установлении квоты на выдачу иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешений на временное проживание в Российской Федерации на 2014 год" // Справочно-правовая система "Консультант Плюс"

.Распоряжение Правительства РФ от 14.11.2014 № 2275-р 170 "Об установлении квоты на выдачу иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешений на временное проживание в Российской Федерации на 2015 год" // Справочно-правовая система "Консультант Плюс"

.Приказ Минздравсоцразвития РФ от 28.07.2010 N 564н "Об установлении случаев осуществления трудовой деятельности иностранным гражданином или лицом без гражданства, временно пребывающими (проживающими) в Российской Федерации, вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого им выдано разрешение на работу (разрешено временное проживание)" // Справочно-правовая система "Консультант Плюс".

.Богославский А.А., Реализация правового статуса лиц с множественным (двойным) гражданством [Текст]: дис...канд. юрид. наук: 12.00.02 / Богославский Александр Александрович. - Владикавказ, 2011. - 220 с.

.Бондарь, Н.С. Гражданин и Российское государство: конституционные основы взаимоотношений: учеб. пособие / Н.С. Бондарь. - Ростов н/Д : РВШ МВД РФ, 1996.

.Витрук, Н.В. Общая теория правового положения личности / Н.В. Витрук. - М.: Норма, 2008.

.Гражданство Российской Федерации / Авакьян С.А. - М.: Рос. Юрид. изд. дом, 1994. - 128 c.

.Изотова, Е.Н. Институт гражданства Российской Федерации: особенности становления, правовое регулирование [Текст]: дис...канд. юрид. наук: 12.00.02 / Изотова Елена Николаевна. - Москва, 2015. - 171 с.

.Конституционное право зарубежных стран: Общая часть: учебник / под ред. Б.А. Страшуна. 3-е изд. М., 1999. -237 c.

.Конституционное право Российской Федерации: Учебник / М.В. Баглай -11-е изд., изм. и доп. - М.: Норма, 2015. - 835 с.

.Кутафин, О.Е. Российское гражданство / О.Е. Кутафин. - М. : Юрайт, 2005.

.Лукашева, Е.А. Права человека: учебник для вузов / Е.А. Лукашева. - М.: НОРМА : ИНФРА-М, 2001.-487 c.

.Тихомирова, Л.В. Юридическая энциклопедия / Л.В. Тихомирова, М.Ю. Тихомиров; под ред. М.Ю. Тихомирова. - Изд. 5-е, доп. и перераб. - М., 2007.

.Томсинов, В.А. Законодательство императрицы Елизаветы Петровны / В.А. Томсинов. - М.: Зерцало, 2009.

Похожие работы на - Административно-правовое регулирование гражданства

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!