Создание речевой среды в условиях образовательной среды начальной школы

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    27,81 Кб
  • Опубликовано:
    2016-03-15
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Создание речевой среды в условиях образовательной среды начальной школы

Оглавление

Введение

Глава 1. Теоретические основы создания речевой среды в начальной школе

1.1Психофизиологические основы речевой (языковой) среды

1.2Проблемы современной речевой среды в начальной школе

.3Речевая среда, как средство интеллектуального развития учащихся начальных классов

Глава 2. Создание речевой среды в начальной школе

.1 Создание речевой среды для осуществления сотрудничества учителя и учащихся начальной школы

.2 Современные подходы к оснащению кабинета начальной школы, способствующие созданию речевой среды на уроках русского языка, развития речи и чтения

.3 Опыт создания речевой среды на базе общеобразовательной начальной школы

Заключение

Список литературы

Введение

Вся индивидуальная и социальная жизнь человека проходит в речевой среде. Под развивающей речевой средой (термин Л.П. Федоренко) понимается среда, стимулирующая речевые коммуникации, среда, в которой развивающий потенциал не складывается стихийно, а носит планомерный и последовательный характер, направляет коммуникативную деятельность. В школе развивающая речевая среда включает всех субъектов образовательного процесса (учащихся, педагогов, родителей, администрацию школы). Это активная речевая среда, ограниченная определенными рамками этической, литературной и языковой нормы. Развивающая речевая среда рассматривается как условие полноценного формирования мышления учащихся и становления их личности.

Актуальность данной работы связана с актуализацией личностного отношения учащихся к речи как общечеловеческой и общенациональной (если иметь в виду родной язык и родную речь) ценности, своеобразному хранилищу общечеловеческой культуры и способу передачи культурных ценностей последующим поколениям. Такой подход позволяет, с одной стороны, воспитать у учащихся внимательное и бережное отношение к языку и речи, носителями которых они являются, а с другой стороны, сформировать у них активную жизненную позицию, потребность активной культурной деятельности. Необходимо также учитывать, что язык и речь являются не только способом хранения информации, но инструментом мышления человека. Поэтому одной из важнейших целей формирования развивающей речевой среды становится расширение доступного учащимся понятийного аппарата, способствующее, в свою очередь, формированию «образа мира, в слове явленного».

В контексте этих преобразований необходимо говорить о том, что в результате создания развивающей речевой среды формируется компетентная личность, которой присуща интегральная (целостная) компетентность, включающая в себя такие частные виды, как ценностно-рефлексивная, социально-продуктивная, коммуникативная, информационно-технологическая, личного самосовершенствования, учебно-познавательная, общекультурная.

Цель работы: определить особенности создания речевой среды в начальной школе.

Задачи:

изучить и проанализировать методическую литературу и периодическую печать по теме;

изучить педагогический опыт с целью определения приемов и средств создания речевой среды в начальной школе;

изучить материалы оснащения современного кабинета начальной школы, способствующие созданию речевой среды школьника

представить опыт создания речевой среды на примере конкретной школы.

речь язык интеллектуальный

Глава 1. Теоретические основы создания речевой среды в начальной школе

1.1Психофизиологические основы речевой (языковой) среды.

Речевая (или языковая) среда - речь, которую воспринимает человек в естественных условиях: язык семьи, радио, телевидения, язык книг. В школе на уроке в учебных целях может создаваться искусственная речевая среда, и чем более она приближена к естественным условиям, тем успешнее учитель сможет использовать развивающий потенциал речевой среды [15].

Языковая среда - вид коммуникативного пространства, в котором реализуется общение.

Языковая социализация. Овладение языком как средством общения в целях социального взаимодействия в обществе, выраженное:

) в усвоении элементов и структуры языка;

) речевых норм той или иной социальной среды;

) стереотипов речевого поведения.

Языковая способность- специфический психофизиологический механизм, формирующийся у носителя языка на основе нейрофизиологических предпосылок и под влиянием опыта речевого общения[15].

В рамках языковой способности выделяются уровни - подсистемы, возможно соответствующие уровням языковой системы: фонетическому, лексическому, морфологическому (включая словообразование), синтаксическому[15].

В советской психолингвистике было распространено представление о языковой способности как «социальном по сути образовании, формирующимся в процессе развития деятельности общения». В американской традиции, однако, традиционно предполагалось, что языковая способность имеет биологическую природу и развивается в ходе онтогенеза человека. Так, в рамках трансформационной грамматики считается, что, хотя воздействие речевой среды является необходимым условием развития языковой способности, созревание последней генетически детерминированно и осуществляется во многом независимо от подкрепления. Поэтому генеративная грамматика трактует о врождённой языковой способности.

«Монополия» врождённой языковой способности в сфере формирования языковых структур оспаривается сторонниками функциональных лингвистических теорий[15].

Самый ранний аргумент сторонников порождающей грамматики в пользу врождённости языковой способности - «аргумент от бедности стимула (англ.)русск.», состоящий в том, что сам по себе речевой опыт, доступный ребёнку, содержит неграмматичные предложения и вообще недостаточен для усвоения языка.

Предпринятое порождающей грамматикой исследование универсальных для языков мира ограничений на трансформации в синтаксисе, по мысли приверженцев данного направления, должно было выявить черты синтаксического компонента врождённой языковой способности, общей всем людям.

В теории принципов и параметров предпринята попытка свести различия между языками мира к минимуму - к набору параметров, представляющих собой универсальные признаки с фиксированными наборами значений (к примеру, параметр вершины может принимать два значения: «комплемент последовательно занимает препозицию по отношению к вершине», как в японском или турецком языке, и «комплемент последовательно занимает постпозицию по отношению к вершине», как в русском или английском[15].

Таким образом, каждый язык в своих особенностях может быть описан как набор значений параметров. Тогда следует считать, что в ходе усвоения языка ребёнок производит установку параметров, извлекая их значения из слышимой им речи на усваиваемом языке. Полный же набор возможных значений всякого параметра считается врождённым.

1.2Проблемы современной речевой среды школьника

Развитие речи учащихся - важная многоаспектная проблема. Она включает в себя, с одной стороны, научные основы (лингвистические и психологические), с другой - методическое содержание (принципы, виды работ, методы развития речи).

Вопросы развития речи находятся в центре внимания современной методики русского языка и сегодня особенно актуальны. К сожалению, в последнее время уровень общей культуры, а также культуры речи заметно снижается. В связи с этим работа учителя русского языка и литературы приобретает особую ценность [2].

Учитель обучает детей языку во имя того, чтобы научить их речи, т.е. умению целесообразно и правильно пользоваться языковыми средствами для приёма и передачи информации. Этот процесс протекает или в узкой форме (говорение - слушание), или в письменной форме (письмо - чтение).

Отсюда вытекают конкретные задачи в обучении школьников языку, в обучении речи. Развитие речи (именно развитие, так как дети, приходящие в школу, уже владеют начальными речевыми навыками) имеет в виду для учителя конкретные направления работы:

учить умению слушать (понимать сказанное, говоримое);

учить умению читать (понимать написанное);

учить умению говорить (передавать информацию устно);

учить умению писать (передавать информацию письменно);

учить конкретному общению как обмену репликами, т.е. диалогу.

Развитие речи - это главная задача уроков русского языка в средней школе, поэтому работа по развитию речи учащихся - это постоянная работа на каждом уроке. Необходимо развивать навыки устной и письменной речи учащихся, ориентируясь на те реальные задачи, которые им предстоит решать в жизни.

Считается, что речевое развитие - это основа интеллектуального развития. Ведь любой уважающий себя и окружающих человек должен уметь ясно, точно, логично формулировать и выражать свои мысли в устной и письменной форме, правильно и уместно используя языковые средства в соответствии с целью и условиями общения. А научиться этому помогут уроки русского языка.

К сожалению, современная речевая среда школьника имеет массу проблем, которые необходимо ликвидировать. В последнее время уровень общей культуры, а так же культуры речи заметно снижается. С горечью отмечается, что в современном литературном языке происходит интенсивное сближение традиционных книжно-письменных и устных средств с обиходно-разговорной стихией, с городским просторечием, социальными и профессиональными диалектами. Что также влияет на речевую среду школьника. Однако это раскрепощение литературных норм не должно приводить к их стилистическому снижению [2].

Имеют место факты искажения слов, неверного их произношения, т. е. нарушения общепринятых литературных норм. Факты эти имеют место не только в разговоре прохожих на улице, но и в СМИ. Даже дикторы радио и ТВ допускают нарушения норм литературного языка. А ведь когда-то их речь была образцом для подражания. Всё это мешает учащимся закрепить полученные на уроках знания.

Конечно, развитие СМИ привело к распространению речи спонтанной, к свободному изложению мыслей, почти к импровизации. Но человек, не знакомый с языковыми нормами, не сможет грамотно построить свою речь. Тем более, когда встречаются орфографические, грамматические и другие ошибки в объявлениях, ценниках, на вывесках, в рекламе: А чрезмерное количество иноязычных слов, которые используются и в бытовой, и в официальной среде, причём часто неоправданно? А жаргонизмы, которые делают нашу речь примитивнее? Разговорная речь многих молодых людей так и пестрит ими. Такая речевая среда отрицательно влияет на школьников [12].

Сегодня важно не только уметь построить своё устное высказывание, убедительно отстаивая собственную позицию, но и уметь понимать чужую речь и адекватно реагировать на неё. Причём если при контактном общении слушающий в какой-то степени может регулировать темп новой информации, переспрашивая собеседника (лектора), прося его говорить медленнее, прокомментировать какое-либо не очень понятное высказывание, то при восприятии речи на расстоянии (радио, телевидение) такой возможности нет. Слушающий вынужден воспринимать речь в том темпе, языковом оформлении и объёме, которые не учитывают его индивидуальных возможностей.

Необходимо беречь язык от засорений вульгаризмами и жаргонизмами от стилистического "снижения" и стилевого "усреднения". Не стоит также чрезмерно использовать в речи ненужные иноязычные заимствования. Необходимо оберегать язык от разного рода неточностей. Словом, от всего, что ведет к его оскудению, а, следовательно, к обеднению или омертвению мысли.

Основное свойство речи - правильность.

Правильность как необходимое условие хорошей речи была замечена, сформулирована и описана еще античными стилистами. Например, ещё Цицерон утверждал, что уметь правильно говорить еще не заслуга, а не уметь - уже позор [7].

Чтобы полноценно общаться, человек должен уметь быстро и правильно ориентироваться в условиях общения, уметь правильно спланировать свою речь, правильно выбрать содержание акта общения, найти адекватные средства для передачи этого содержания, уметь обеспечить обратную связь. Если какое-либо из звеньев акта общения будет нарушено, то говорящему не удастся добиться ожидаемых результатов общения - оно будет неэффективным. В современной же речевой среде школьникам особенно трудно добиться положительных результатов.

Современная нацеленность программ на речевое развитие учащихся выдвигает задачу дальнейших методических поисков, связанных с определением места и роли уроков развития речи в системе обучения русскому языку.

На уроках русского языка реализуются главным образом три направления работы по развитию речи учащихся: обогащение словарного запаса, овладение нормами русского литературного языка, обогащение грамматического строя речи школьников. (Первое направление осуществляется не только на уроках русского языка, но и в процессе всей их учебной, общественной и трудовой деятельности) [2].

В своей профессиональной деятельности учитель должен заботиться о воспитании мыслящего и действующего человека - творца, для которого традиционные нормы - одновременно и нравственное требование, и основа для творческого выражения нового содержания, новых мыслей и идей, необходимых для жизни общества. И здесь важна роль мастера слова, в качестве которого выступают не только писатели и поэты, но и учитель, образцово владеющий русским языком. У.Н. Заболоцкого есть прекрасное "филологическое" стихотворение, "Читая стихи"(1948г), которое заканчивается так:

Тот, кто жизнью живет настоящей,

Кто к поэзии с детства привык,

Вечно верует в животворящий,

Полный разума русский язык.

В этих замечательных строках - гимн мудрости русского слова, разумной одухотворенности художественной, поэтической речи.

Таким образом, наши дети должны слышать речь, лишённую каких бы то ни было ошибок. Только в этом случае в современной речевой среде школьника не будет проблем.

1.3Речевая среда, как средство интеллектуального развития учащихся начальных классов

В современной начальной школе большое внимание уделяется развивающей направленности образовательного процесса. Особенности развития личности младшего школьника во многом определяют успешность его обучения, специфику овладения им компонентами учебной деятельности, интенсивность формирования у него общеучебных умений и навыков. Именно интеллектом в первую очередь задаётся масштаб, глубина и многогранность личности. В настоящее время большинство исследователей сходятся во мнении, что оптимальным периодом становления и развития интеллекта является дошкольный и младший школьный возраст. По данным психологов, к шести годам интеллектуальное развитие осуществляется уже больше, чем на треть, к восьми - наполовину, а к двенадцати годам - на три четверти [14].

Что может быть важнее хорошо развитой речи ученика? Без неё нет подлинных успехов в учении, нет настоящего общения, нет интеллектуального развития личности ребёнка. Обогащение речи, понимание смысла слова, употребление в речи образных выражений, пословиц, сравнений - всё это задачи, прежде всего уроков русского языка и литературного чтения, создания развивающей речевой среды. Результат достигается за счёт:

·введения дополнительной лексики во время словарно - орфографической работы;

·увеличения масштаба использования пословиц, поговорок, фразеологических оборотов на разных этапах урока;

·расширения объёма работы с понятиями и терминами;

·включение в содержание уроков различных текстов воспитательного и познавательного характера.

В первом классе закладываются основы речевого навыка: именно здесь маленькие ученики впервые сталкиваются с литературным языком, с его письменным вариантом, с необходимостью совершенствовать свою речь. На первом году обучения необходимо использовать относительно простые речемыслительные упражнения, направленные преимущественно на развитие речи, внимания, умения сравнивать сопоставлять и находить общее в частных лингвистических явлениях; упражнения, ориентированные на первостепенное развитие языкового чутья, интуиции и сообразительности. Каждый урок можно начать с чистоговорок, фонетической зарядки, которые помогают прочному усвоению знаний о звуках и буквах [20].

Дети с удовольствием и интересом декламируют, заучивают стихотворения:

·Был у бабушки баран,

Бил он бойко в барабан.

И плясали бабочки под окном у бабушки.

·Два щенка, щека к щеке,

Щиплют щетку в уголке.

·Ля - ля - ля, ля - ля - ля, расцвела кругом земля,

Ла - ла - ла, ла - ла - ла, в лесу ягодку нашла.

На уроках обучения грамоте знакомство со звуками, буквами, словами

осуществляется в процессе активной речемыслительной деятельности.

Прочитайте слова. Назовите «лишнее» слово. Объясните свой выбор.

Орёл Малина Самолёт

Комар Дуб Поезд

Муха Сирень Автобус

·Даны слова: мрамор, ремни, армия, норма, умение, Ира, море, нора, рана.

Задание: прочитайте слово, которое обозначает имя девочки; водное пространство; камень, который используют в строительстве; вооружённые силы государства; длинная полоска кожи, которую носят на поясе; повреждения на теле; количество работы, которое надо выполнить; способность делать что-нибудь.

Какое слово не прочитано? Что оно обозначает?

·Как меняется смысл слова при изменении формы слова (он или она)

Шура говорила с мамой. Шура говорил с мамой. Шура говорит с мамой.

Александр говорит с мамой. Саша говорит с мамой.

·Дополни предложение.

Работа сделана (как?) - хорошо, аккуратно, наспех, кое - как, небрежно, плохо и т.д.

(какая?) Игрушка сломана - маленькая, любимая, чужая, дорогая, старая и т.д.

·Ответь, одним словом на вопрос: «Ты кто?»

Ребёнок, дочь, сын, внук, мальчик, девочка, шалун и т.д.

·Назови по-разному одну и ту же игрушку.

Заяц, зайчонок, заинька, зайчишка, косой, малыш, длинноухий и т.д.

С целью обогащения словарного запаса, после изучения определённой буквы, можно включить в урок работу с речевыми оборотами.

Например, буква Б

Бить баклуши. (Праздно проводить время, бездельничать);

буква В

А Васька слушает, да ест. (Так говорят, когда один говорит, а другой не обращает внимание);

буква Ж

Ждать у моря погоды. (Надеяться на что-то, не предпринимая ничего) [20].

Работу с подобными речевыми оборотами (пословицами, поговорками, фразеологическими оборотами) можно продолжать на протяжении всех четырёх лет обучения в начальной школе, так как она позволяет осваивать учебный материал, совершенствовать орфографический навык в процессе активной умственной деятельности, заставляет задуматься детей над тем, почему мы так говорим, и тем самым повышает уровень мыслительной способности. Таким образом, с первых дней обучения в школе, необходимо приучать детей пробовать, подбирать, сравнивать слова, не бояться ошибок, потому что одним из важных показателей интеллектуального развития школьника является аналитико-синтетический характер мышления. При этом очень важно научить ребёнка сравнивать, группировать, классифицировать и обобщать [14].

·Так, например, во время словарно - орфографической работы при знакомстве со словарным словом сапоги учитель предлагает детям задание. В левой стороне написаны фразеологические обороты со словом сапоги. В правой - значения данных оборотов, но не по порядку. Соотнеси обороты со словом сапоги по их значениям.

1. Сапоги каши просят. 1. Похожие люди, особенно по недостаткам.

. Быть под сапогом. 2. Чепуха, бессмыслица.

. Лизать сапоги. 3. Быть в полном подчинении у кого-либо.

. Два сапога пара. 4. Заискивать, угодничать, унижаться.

5. Сапоги всмятку. 5. Продырявились, износились, требуют ремонта.

. Стлаться под сапог.

Почему оборотов со словом сапог - шесть, а их значений - пять?

·Ещё пример задания, осуществляемого в рамках темы: «Парные звонкие и глухие согласные». На доске записаны пословицы.

Старый дру(г,к) лучше новых двух.

Тру(т,д) кормит, а лен… портит.

Не бр(а,о)сай друга в б…де.

Грамоте учиться - всегда пригодится.

Прочитайте. Из данных пословиц выберите те, которые имеют общий смысл. Напишите их, вставляя пропущенные буквы. Объясните правописание слов.

Одним из основных вопросов методики обучения русскому языку является словарная работа. Через словарно - орфографическую работу происходит знакомство детей с языком. Задания, предлагаемые на этом этапе урока, прививают интерес к русскому языку, раскрывают его секреты, вводят в мир науки о языке, приобщают ребят к искусству слова, помогают младшему школьнику понять и почувствовать эстетическую ценность русского языка. Методов словарно - орфографической работы, в процессе, которой дети усваивают слова с непроверяемым и трудно проверяемым написанием, очень много, и их использование способствует быстрому и прочному усвоению словарных слов. Это благодатная почва для поиска и творческой фантазии учителя [14].

Важной инновацией в содержании словарно - орфографической работы является то, что в ней лексическое значение слова осваивается как понятие. Для этого процесс ознакомление с лексическим значением слова проходит в два этапа. На первом этапе (уровень представлений) учащиеся формулируют значение слова, исходя из имеющихся у них на данный момент знаний. На втором этапе (понятийный уровень) школьники получают более глубокие, систематизированные знания, оформленные в виде определения понятия. На уроке эта работа проходит как беседа - рассуждение учителя и учащихся и детей друг с другом, в процессе которой осуществляется поиск, анализ, сопоставление, обобщение. В конце такого общения кто - либо из детей, а затем сам учитель формулирует полное лексическое значение слова.

·Так, например, при знакомстве со словом барабан беседа может иметь такой вид:

1-й этап (уровень представлений)

Учитель: Скажите, что такое барабан? Учащиеся поочерёдно высказываются, сообщая своё представление о данном музыкальном инструменте.

-й этап (понятийный уровень)

Учитель: Подберите более общее по значению слово или словосочетание к слову барабан?

Ученик: Музыкальный инструмент.

Учитель: Верно, но гитара, балалайка - это тоже музыкальные инструменты. Чем они отличаются? Чем обтянут верх и низ барабана?

Ученик: Барабан - ударный музыкальный инструмент, а гитара, балалайка - струнные.

Учитель: Скажите, что же такое барабан?

Ученик: Ударный музыкальный инструмент верх и низ, которого обтянут кожей.

Учитель: Найдите слово в орфографическом словаре. Что можно сказать о его правописании?

Таким образом, такая последовательность вопросов учителя подводит школьников к самостоятельному формулированию ими определения понятия [20].

Для введения нового слова в активный словарь детей предлагается детям во время словарно - орфографической работы упражнения, которые совершенствуют определённую сторону мышления.

Учитель: Вы сможете назвать новое словарное слово, с которым мы познакомимся на уроке, если определите характер смысловой связи между словами в данных парах.

М…г…зин - прод…вец

Б…льница - врач

Т…атр - …ктёр

Космический к…рабль - ?

Учитель: Скажите, какая имеется смысловая связь между ними и с каким словом мы познакомимся на уроке?

Ученик: В каждой паре слов первое слово обозначает работу, второе - связанную с ним основную профессию. В магазине - продавец, в больнице - врач, в театре - актёр, в космическом корабле - космонавт. Значит, сегодня мы познакомимся со словом космонавт.

В целях формирования орфографической зоркости учащихся можно дать задание:

Учитель: Вставьте в данных словах пропущенные буквы и сгруппируйте их по орфограммам.

Применение таких упражнений позволяет учителю на уроках русского языка систематически ставить и решать вместе с детьми определённого рода лингвистические задачи, поскольку в каждом случае от учащихся требуется рассуждение, доказательство и конкретное решение [20].

В словарной работе на уроках русского языка помогают словарики. Слова записываются группами, они объединены одной орфограммой или определённым смыслом. После объяснения лексического значения слов, их написания, учащимся предлагается составить рассказ, в котором все данные слова были бы объединены общей темой. Пример:

·3 класс

Квартира, комната, картина, завтрак.

Мы живём в большой квартире. В квартире три комнаты, и в каждой комнате висит картина. В доме есть просторная кухня, где каждое утро мы собираемся за круглым столом и завтракаем.

Здание, здесь, здоровье, здравствуй.

Здание санатория « Жемчужина» расположено на берегу Чёрного моря. Сюда приезжают люди из разных уголков России, чтобы восстановить своё здоровье. «Да здравствует здоровый образ жизни!» - гласит лозунг при входе в санаторий.

Электростанция, электричество, электровоз.

В городе сроится новая электростанция. Она обеспечит электричеством все районы города. Электровоз перевозит все необходимые материалы для строительства новой станции. Скоро мы всем классом пойдём туда на экскурсию.

·4 класс

Россия, Кремль, Красная площадь, правительство, Москва, столица, метро.

В самом центре России находится главный город страны, его столица - Москва. На Красной площади расположен красивый Кремль. Именно здесь работает правительство нашего государства. А добраться сюда можно на метро.

Сегодня, налево, направо, сверху, снизу, слева, справа.

Сегодня ясный солнечный день. Я пошла в школу. Перед тем как перейти дорогу, я посмотрела сначала налево, потом направо. Настроение было прекрасное. Откуда сверху из окна звучала весёлая мелодия знакомой мне песни.

Праздник, лестница, здравствуй.

Сегодня праздник - 8 марта. Лера поднялась по лестнице и у дверей своей квартиры столкнулась с соседкой. «Здравствуйте, Любовь Андреевна, с праздником Вас», - сказала девочка и протянула скромный цветочек тюльпана [20].

При отработке написания словарных слов и выполнении лексико-орфографических упражнений необходимо подбирать задания таким образом, чтобы в ходе выполнения этой работы у детей не только в максимальной степени активизировалась речевая деятельность, но при этом формировалась речь доказательная, аргументированная и логичная, а вместе с ней развивались и другие интеллектуальные качества личности (внимание, наблюдательность, умение осуществлять операции сравнения и сопоставления и т.д.).

·Например, город и деревня. В чём сходство слов? В чём смысловое различие?

Составьте предложение, в котором эти слова объединялись бы между собой, добавьте два других словарных слова.

Такие виды заданий помогают учителю творчески оживить словарную работу. Пример упражнения, выполняемого во время изучения темы «Правописание слов с проверяемой и непроверяемой безударной гласной».

На доске запись:

1.М..л..ко, к…р…ва, тр…ва;

2.Простуда, хол…д, б…лезнь;

.Д…ма, стр…итель, к…рп…чи.

Учитель: Прочитайте написанные цепочки слов. Напишите их в смысловой закономерности. Ответ обоснуйте. Вставьте пропущенные буквы.

Ученик: Я написал слова первой строки в таком порядке: трава, корова, молоко, потому что сначала корова должна съесть траву и только после этого она может дать молоко. В словах молоко и корова пишется непроверяемая безударная гласная - о. В слове трава - проверяемая безударная гласная - а. Проверочное слово травы.

Эффективное стимулирование интеллектуального развития на уроках русского языка в значительной степени обеспечивается за счёт использования частично - поисковых и проблемных методов обучения. Ясно, что работа над решением проблемной ситуации в процессе изучения нового материала, требует от учителя дополнительного времени и усилий при подготовке к занятию и забирает лишнее время непосредственно на уроке. Однако велика и отдача. Дети становятся активными участниками учебного процесса, у них стимулируется интерес к учебной деятельности, вселяется уверенность в собственные силы. Участие в поиске требует от учащихся повышенного внимания к учебному материалу, максимальной сосредоточенности, напряжённой мыслительной деятельности, серьёзной работы памяти и умения правильно, и логично выражает свои мысли. Данные методы активизируют познавательный процесс, приучают детей самостоятельно «добывать» знания, формируют готовность применять их в новых условиях, обучают логике рассуждения [6].

Большое внимание на уроках русского языка и литературного чтения необходимо уделять написанию сочинений. На таких уроках предоставляется возможность детям выразить свои мысли, чувства и переживания. Систематическая работа с данным видом творчества позволяет развивать языковое чутьё, внимание к правильному употреблению слов и словосочетаний в предложении. Дети с удовольствием высказывают своё мнение по темам: « Моя любимая игрушка», «О чём я мечтаю», « Что бы я рассказал о зиме африканскому мальчику», «Путешествие в прошлое» и т. д. Творческие задания - одна из форм работы, позволяющая решать задачи интеллектуального развития. В сочинениях по прочитанным произведениям дети учатся отстаивать свою точку зрения, оценивают тот или иной поступок героя, событие, размышляют о себе, о своих поступках [14].

Чтобы помочь учащимся полнее и точнее воспринимать тексты на уроках литературного чтения и русского языка, глубже вникать в их содержание, развивать у них познавательный художественный интерес, активизировать работу творческого воображения, устойчивую потребность к наблюдению и осмыслению прочитанного, используются картины известных художников. Рассматривая их, дети получают новые представления, а, следовательно, осмысливают новые слова и выражения (сравнительные обороты, образные выражения), вводят их в свой активный словарь. Безусловно, необходимо внимательно относиться к речи учащихся и в свою очередь, образцом правильной, точной, ясной, содержательной речи должна быть речь учителя.

Таким образом, можно отметить, что учащиеся овладевают языковым материалом в процессе активной речемыслительной деятельности, в условиях развивающей речевой среды. Это в свою очередь активизирует работу таких важнейших для обучения психологических качеств, как внимание, память, мышление, и непосредственно влияет на результат обучения русскому языку.

Глава 2. Создание речевой среды в начальной школе

2.1Создание речевой среды для осуществления сотрудничества учителя и учащихся начальной школы

В условиях современных социально-экономических преобразований

общества происходят коренные изменения во всех сферах жизнедеятельности. Сегодня требуются коммуникабельные люди, способные компетентно обсуждать и решать возникающие проблемы, обладающие разносторонними знаниями и умениями. На смену представлений о младшем школьнике как объекте педагогического воздействия, пришел взгляд, построенный на личностно ориентированном подходе к образованию, в основе которого - признание ученика субъектом взаимодействия.

Данная проблема не нова. Ее исследуют философы, социологи, психологи, лингвисты, педагоги (А.А. Бодалев, Л.С. Выготский, А.А. Леонтьев, Т.А. Ладыженская, В.Н. Мясищев, А.В. Мудрик, В.И. Шепель и др.) [9].

Мы считаем, что в начальной школе необходимо обеспечить взаимопонимание и сотрудничество взрослого и ребенка, для этого на уроке необходимо создавать речевую среду. Обеспечение взаимопонимания и сотрудничества взрослого и ребенка зависит от выбора и грамотной реализации методов обучения. Для этого мы будем опираться на классификацию методов обучения по источникам передачи и характеру восприятия информации (И.Я. Голант, С.И. Перовский). Авторы данной классификации выделяют следующие методы: коммуникативно-словесный (вербальный), коммуникативно-наглядный, коммуникативно-практический.

В формировании возникающих у младших школьников межличностных отношений решающая роль принадлежит учителю. Любой учитель должен соответствовать определенным требованиям. Требования к учитель- это система профессиональных качеств, определяющих успешность его педагогической деятельности. Разрабатывая проблему педагогической деятельности, Н.В.Кузьмина определила структуру педагогической деятельности учителя и обозначила пять компонентов: гностический (от греч. «гнозис» - познание) - это сфера знаний -учителем не только своего предмета, но и знаний педагогической коммуникации, психологических особенностей учащихся, а также технологии самопознания; проектировочный компонент включает в себя представления о перспективных задачах обучения и воспитания, а также о стратегиях и способах достижения; конструктивный компонент - это особенности конструирования -собственной педагогической деятельности и активности учащихся с учетом ближних целей обучения и воспитания (урок, занятие, цикл занятий); коммуникативный компонент - это особенности коммуникативной -деятельности учителя. Особенность его состоит в специфике взаимодействия с учащимися, но главная цель - достижение эффективности в учебно-воспитательной работе; организационный компонент - это система умений учителя организовать собственную деятельность и активность учащихся. [9].

Для установления благоприятного творческого климата и организации взаимопонимания и сотрудничества мы предлагаем использовать комплекс педагогических приемов, выделенных на основе работ В.А. Кан-Калик [6], И.И. Рыдановой [14], Н.Е. Щурковой [20] .. Установление доброжелательных отношений между учеником и

учителем и учащихся между собой. Для достижения этой цели можно

использовать следующие приемы: применение скрытых инструкций, содержащих завуалированную -помощь: «Наверное, следует начать с ...», «Ты наверняка помнишь, что...»; снятие страха неудачи у школьника (через использование успокаивающих, подбадривающих фраз, замечаний); «У тебя все получится», «Не беда, если не получится, все мы делаем ошибки»; авансирование (похвала результатов, которых школьник еще не успел достичь), например: «У тебя замечательное чувство юмора, никто не расскажет эту сценку лучше тебя», «У вас великолепно сработанная группа, вы с блеском выполните это задание!»; создание ситуаций выбора: «выполни самым удобным для себя -способом», «выполни те задания, которые покажутся тебе наиболее интересными», «из предложенных тем выберите наиболее вас интересующую»; создание ситуаций успеха: «у тебя замечательно получается, про- -должай в том же духе», «вы рассказали диалог лучше, чем в прошлый раз - молодцы!».

. Предъявление педагогических требований, направленных на всестороннее развитие личности школьника и раскрытие его индивидуальности. В процессе организации коммуникативно-направленной учебно-познавательной деятельности, благоприятствующей оптимальной эволюции творческих способностей младших школьников, можно использовать следующие формы педагогических требований: приглашение к действию: «Давайте ... », «Не хотите ли вы ... »; -совет (содержит указание на возможный вариант деятельности): -«Мне кажется, что лучше ... », «На твоем месте я бы ... », «С моей точки зрения тебе лучше ..» рекомендация (тот же совет, но без оттенка субъективности, дающийся с позиций существующих норм): «общепринято считать, что... », «говорят... »; просьба: «пожалуйста ... », «не мог бы ты ... »; -деловое распоряжение (та же просьба, но в контексте предметной деятельности, имеющая более жесткую интонацию) [20].

. Применение разнообразных форм оценочного воздействия. Будучи одним из структурных компонентов педагогической деятельности, оценка может быть открытая (одобрение, похвала, замечание, выговор и т.п.) и скрытая. В процессе реализации комплекса коммуникативных методов обучения помимо открытой оценки можно использовать также следующие формы скрытого оценочного воздействия: позитивная инструментовка негативного поведения (обеспечивает -положительное подкрепление, предохраняя от отрицательного отношения со стороны окружающих и низкой самооценки): например, школьнику, делающему в речи много ошибок: «зато ты активно работаешь на уроке, твой рассказ - один из самых занимательных»; стимулирование самооценки учащихся: «каково твое мнение о проделанной работе?», «как ты сам считаешь, справился ты с заданием?»; «Я-оценка» (учитель говорит о своих чувствах, используя местоимения «я», «мне», «меня», «мой»): «мне это не совсем нравится», «меня поразило такое завершение доклада», «я это одобряю», «твое отношение к делу меня радует»; «Ты-оценка» (учитель комментирует предполагаемое состояние ребенка в момент совершения им какого-либо действия, поступка; не содержит обвинения, а способствует обращению школьника внутрь себя, учит регулировать свое поведение, следить за собственными поступками и речью): «ты себя неважно чувствуешь, поэтому не работаешь сегодня на уроке?», «ты блестяще подготовил доклад, потому что тебя заинтересовала выбранная тема?»; естественные последствия (логическое разворачивание смысла содеянного): «неважно выполнил контрольную работу - будь готов объяснить свои ошибки», «блестяще подготовился к устному зачету - освобождаешься от письменного теста по этой теме».

. Приемы, направленные на развитие свойств творческого мышления (гибкости, беглости, оригинальности, разработанности), которые включаются непосредственно в учебный процесс: применение заданий с возможным продолжением: «какие еще книги этого писателя ты знаешь (читал)?», «как еще можно поступить при данных обстоятельствах?», «найдите как можно больше слов, рифмованных со словом ... »; стимулирование воображения: «что бы ты сделал, оказавшись на -месте героя произведения?», «что бы вы сказали (сделали), если ...», «что можно спросить у друга?»; применение моделирования (продуцирование фигур, процессов, -мнений, т.д.): «перед вами два героя, сравните их отношение к окружающим их людям?», «подготовьте доклад на тему ..., используя данные начало и конец»; планирование (дается проблемная ситуация и требуется организовать план ее решения и преодоления трудностей): «как объяснить (достичь, опровергнуть,... и т.п.)?».

. Установление обратной связи при попытках обучаемых к общению. При реализации комплекса коммуникативных методов обучения большую роль играют педагогические приемы, обеспечивающие коммуникативную связь учащихся друг с другом и с учителем: сопереживание: «как я тебя понимаю», «думаю, с тобой согласно -огромное количество людей»; сотрудничество со школьниками на паритетных отношениях (модель коммуникативного взаимодействия на основе сотрудничества с обучающимися); вызов коммуникативной активности: «ты серьезно считаешь, что...? -Я готова оспорить твое мнение», «думаю, кто-нибудь из класса могут тебе возразить», «затронутая тема достойна обсуждения», «охарактеризуйте ответ (мнение, доклад) товарища»; контроль коммуникативной активности: «благодарю за высказывание (доклад, ответ, рассказ). Кто может продолжить?», «нам понятно мнение вашей группы, послушаем других», «мы еще не знаем точки зрения. Посмотрим, что он может сказать», «говорить лаконично - настоящее искусство. Сейчас увидим, владеешь ли ты им».

. Развитие у школьников коммуникативных умений. Эффективные результаты могут быть достигнуты только при наличии достаточно высокого уровня развития коммуникативных умений как школьников, так и самого учителя [20].

Таким образом, для обеспечения взаимопонимания и сотрудничества взрослого и ребенка необходимо создавать на уроке необходимую речевую среду.

2.2Современные подходы к оснащению кабинета начальной школы, способствующие созданию речевой среды на уроках русского языка, развития речи и чтения

Современная образовательная среда начальной школы...

üДва контрастных пространства: игровое и учебное

üНаглядность

üУсловия для формирование ключевых компетентностей:

·компетентность в решении проблем

·информационная компетентность

·коммуникативная компетентность

üВозможность получения предметных знаний и умений через активную самостоятельную и групповую деятельность

üУсловия для развития:

·грамотности чтения

·языковой грамотности

·математической грамотности

·естественнонаучной грамотности

·информационной грамотности

üПозволяет научиться самостоятельно разрешать проблемы

üФормирует умение учиться в течение всей жизни [21].

... и материально-информационное обеспечение

·Единая информационная среда

·Классные помещения, включающие

·игровую и учебную зоны

·Естественно-научная лаборатория

·Зоны подвижных занятий

·Пространства специальных занятий

·(технология, музыка, художественное творчество и др.)

Простота и доступность современных технологий позволяет оперировать простыми в использовании мультимедийными средствами для развития речи в начальной школе, изучения иностранных языков, межпредметной проектной деятельности, внеклассной работы, стимулирования творчества учащихся и повышения их мотивации.

Каждый кабинет начальной школы должен быть оборудован: современной комбинированной доской, выполняющей функции меловой, маркерной и интерактивной, и экрана; стационарно закрепленным проектором; оборудованием, обеспечивающим оцифровку информации и ввод в компьютер и вывод на бумагу(сканер, цифровые фотоаппараты, видеокамеры, наушники, цифровой микроскоп, цифровые диктофоны, графический планшет, черно-белый и цветной принтеры); комплектом цифровых датчиков, позволяющих измерять температуру, влажность, освещенность, расстояние, частоту сердечных колебаний; точкой доступа, обеспечивающей одновременное подключение по беспроводной сети всех компьютеров- учащихся и учителя. Оптимальный вариант обеспечения компьютерами учеников одной вертикали начальной школы(1 - 4 класс) - один мобильный комплект многоплатформенных портативных компьютеров в тележке-сейфе на25 компьютеров. Каждый учащийся начальной школы должен иметь доступ к современному персональному компьютеру с выходом в Интернет и школьную сеть, иметь возможность записи и трансляции по сети видеоизображения и звука, встроенную или внешне подключаемую веб-камеру, шумопоглощающие наушники, микрофо. [21].

Учебное пространство каждого кабинета предусматривает:

·Места для индивидуальной работы

·Места для групповой работы

·Доступ к лабораторному оборудованию и раздаточным материалам

·Выделенную зону для демонстрации и мультимедийного выступления ученика или учителя

·Доступ к компьютерной технике с выходом в Интернет

·Доступ к средствам цифровой фото, видео и аудио фиксации

Каждый учитель начальной школы должен иметь доступ к современному мобильному персональному компьютеру, обеспечивающему возможность записи и трансляции по сети видеоизображения и звука. Компьютер должен иметь возможность выхода в локальную сеть образовательного учреждения и в Интернет, оснащен вебкамерой (встроенной или внешней), шумопоглощающими наушниками и звукоусиливающим комплектом.

В комплекте оснащения кабинета русского и иностранного языков, развития речи и чтения - настенные таблицы и магнитные плакаты с карточками, веера с кассами букв и слогов, лингвистические мозаики, игровые модули для развития речи [21].

.Русский язык. Основные правила и понятия1- 4 кл.

Учебный альбом из 7 листов по темам: Части речи; Состав слова; Члены предложения; Образец фонетического разбора; Алфавит; Приставки; Суффиксы.

.Словарные слова

Учебный альбом из8 таблиц по темам: Словарные слова с двойными согласными, с непроверяемыми гласными и согласными.

.Русский язык Звуки и буквы русского алфавита

Гласные звуки и буквы. Согласные звуки и буквы.

.Обучение грамоте 1 кл. Учебный альбом из 16 листов.

Предложение. Слово. Слог. Ударный слог. Звуки гласные и согласные. Гласные буквы А, Я. Согласные буквы М, Н, Л, Р. Гласные буквы И, Ы. Гласные буквы О, Ё. Согласные буквы Г, К. Гласные буквы У, Ю. Согласные буквы З, С. Гласные буквы Э, Е. Согласные буквы Д, Т. Согласные буквы Б, П. Согласные буквы В, Ф. Согласные буквы Ж, Ш. Согласные буквы Щ, Ч, Х, Ц, Й. Буквы Ь, Ъ.

.Обучение грамоте 2 кл.

Буквы русского алфавита. Гласные звуки и буквы. Согласные звуки и буквы. Буквы Ь и Ъ. Сочетания ЖИ и ШИ. Сочетания ЧА и ЩА. Сочетания ЧУ и ЩУ. Слово. Слог. Ударение. Перенос слов. Слово. Предложение. Текст. Слова, слова, слова… Большая буква в именах, отчествах и фамилиях людей. Большая буква в кличках животных. Большая буква в названиях стран, городов, деревень, улиц, рек, морей. Звуки и буквы русского алфавита. Памятка для второклассника.

.РУССКИЙ ЯЗЫК 1 кл.

Правописание предлогов. Гласные звуки и буквы. Согласные звуки. Правописание согласных в корне. Правописание безударных гласных в корне. Члены предложения. Гласные после шипящих. Сочетания букв.

.РУССКИЙ ЯЗЫК 2 кл.

Части речи. Разделительный Ь знак. Разбор слова по составу. Однокоренные слова и форма слова.

.РУССКИЙ ЯЗЫК 3 Кл.

Мягкий знак после шипящих. Правописание непроизносимых согласных в корне. Род и число имен существительных. Род имен прилагательных. Число имен прилагательных. Правописание окончаний имен прилагательных. Правописание НЕ с глаголами. Части речи. Разделительный Ъ знак.

.РУССКИЙ ЯЗЫК 4 кл.

Три склонения имен существительных. Падежи. Окончания имен существительных. Как определить спряжение глагола. Местоимение.Склонение личных местоимений 3-го лица. Склонение личных местоимений 1-го и 2-го лица с предлогами. Склонение личных местоимений 3-го лица с предлогами. Мягкий знак после шипящих. Однородные члены предложения.

.Комплект динамических раздаточных пособий - ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ (веера)

вида по 15 шт. в коробке

Гласные буквы, знаки. Согласные буквы.

.Комплект динамических раздаточных пособий - РУССКИЙ ЯЗЫК (резинки)

вида по 12 шт. в коробке

Словарные слова. Пишем правильно [21].

Таким образом, современная образовательная среда и новый образовательный стандарт начальной школы предлагает различные комплекты оснащения кабинета русского и иностранного языков, развития речи и чтения- настенные таблицы и магнитные плакаты с карточками, веера с кассами букв и слогов, лингвистические мозаики, игровые модули для развития речи.

.3 Опыт создания речевой среды на базе общеобразовательной начальной школы

С целью изучения опыта создания речевой среды на базе общеобразовательных школ, было организовано посещение нескольких сельских школ в муниципальном районе имени Лазо, Хабаровского края. Учителя начальной школы поделились опытом оформления уголков и стендов по русскому языку и обучению грамоте с целью создания развивающей речевой среды в классе.

Из беседы с учителями стало понятно, что они очень многое создают самостоятельно без материальной поддержки руководства, и не всегда имеют возможность воспользоваться материалом, который представляет современный образовательный стандарт, а тот материал, который поступает на оснащение класса, не всегда удовлетворяет качеством. Например, последние из поступивших стендов и плакатов слишком большого размера и ими неудобно пользоваться в процессе урока.

Важной особенностью использования материала к уроку является мобильность, т.е. в зависимости от целей и задач урока используется разный материал, который может вывешиваться и убираться в процессе урока. Эту особенность необходимо учитывать при создании комплектов для оснащения классов.

Учителей заинтересовал представленный нами материал, они с удовольствием с ним познакомились.

Таким образом, можно сделать вывод, что создание речевой среды в начальной школе имеет свои особенности. В настоящее время в некоторых, особенно сельских школах наблюдается недостаток оснащения классов специальными средствами, способствующими созданию развивающей речевой среды школьников.

Заключение

Одним из важнейших показателей уровня культуры человека, его мышления, интеллекта является его речь. Человек всю свою жизнь совершенствует свою речь, овладевает богатствами языка, усваивает его нормы, правила, основные требования, к которым относятся: правильность, логичность, содержательность, владение механизмами языка, выразительность, точность. Для того, чтобы речь была грамотной, эмоциональной, нужно начинать ее развитие с раннего периода, а именно в начальной школе. Поэтому главной задачей учитель младших классов в этот период является создать благоприятную речевую среду, условия для получения наилучшего результата. Немаловажна и работа в системе, наличие разнообразных упражнений, и в процессе чтения, и в процессе беседы, и в игре на любом уроке в начальной школе.

К сожалению, современная речевая среда школьника имеет массу проблем, которые необходимо ликвидировать. Современный образовательный стандарт предлагает нам различные средства для создания речевой среды, которыми необходимо пользоваться, организуя процесс урока.

Таким образом, развивающая речевая среда выступает основой формирования компетентной личности, что и является целью инновационных преобразований. Формирование целостной картины мира является одной из ведущих задач деятельности современной школы. Ближайшими результатами работы в рамках инновационной деятельности должны стать стабильные позитивные изменения в состоянии речи субъектов образовательного процесса, повышение уровня общешкольной культуры, разработка новых образовательных технологий; формирование у учащихся и педагогов интереса и потребности в совершенствовании речевых умений (слушании, говорении, чтении, письме, в понимании обращённой речи, в умении через речь предъявлять себя, свою картину мира).

В данном исследовании удалось привлечь внимание к современным средствам и особенностям создания речевой среды в начальной школе с помощью изучения психофизиологических основ речевой среды, изучения проблем создания современной речевой среды, изучения опыта учителей общеобразовательных школ по созданию развивающей речевой среды учеников начальной школы. Кроме того нам удалось изучить современные подходы к оснащению кабинета начальной школы, способствующие созданию речевой среды на уроках русского языка, развития речи и чтения.

Следовательно, поставленные цели и задачи были достигнуты.

Список литературы

1.Аврутин С. Усвоение языка // Современная американская лингвистика. Фундаментальные направления. - М., 2010. - С. 261-275.

2.Богданова О.Ю., Леонов С.А., Чертов В.Ф. Методика преподавания литературы, М., Изд.: Академ А, 1999.

3.Бетенькова Н.М. Азбука: Для первого класса четырехлетней начальной школы. - СПб.: Спец.- Лит.,2002.- 207с.

4.Вохмянина Л.А. Программа начальных классов 1-4. - М

5.Казенин К.И., Тестелец Я.Г. Исследование синтаксических ограничений в генеративной грамматике // Современная американская лингвистика. Фундаментальные направления. 4-е изд. - М., 2010. - С. 58-109. - 480 с.

6.Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. / В.А. Кан-Калик - 1. М.: Просвещение, 1987. - 190 с.

.Капинос В.И. Активизация методов работы по развитию речи. В кн.: Совершенствование методов обучения русскому языку: Пособие для учителя. Москва, 1984.

.Кибрик А.А., Плунгян В.А. Функционализм // Современная американская лингвистика. Фундаментальные направления. - М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2010. - С. 276-339. - 480 с. - ISBN 978-5-397-01106-8.

9.Комлев Н.Г.Понимаем ли мы на каком языке говорим?

10.Леонтьев А.А. Психофизиологические механизмы речи // Общее языкознание. Формы существования, функции, история языка. - М., 1970. - С. 314-370.

11.Львов М.Р. Методика развития речи младших школьников.

13.Рамзаева Т.Г. Русский язык: Учебник для 2 класса. - М.: Дрофа, 2002

14.Рыданова И.И. Основы педагогики общения./И.И Рыданова - Минск: Беларусская наука, 1998. - 319 с.

15.Словарь лингвистических терминов: Изд. 5-е, испр-е и дополн. - Назрань: Изд-во "Пилигрим". Т.В. Жеребило. 2010.

.Тестелец Я.Г. Теория принципов и параметров // Введение в общий синтаксис. - М., 2001. - С. 554-613.

.Тестелец Я.Г. Порождающая грамматика: от правил к ограничениям // Введение в общий синтаксис. - М.: РГГУ, 2001. - С. 502-553. - 800 с. - 5000 экз. - ISBN 5-7281-0343-X.

18.Ушинский К.Д. О значении отечественного языка в первоначальном обучении // Собр.соч. - М., 1949. - 264с.

19.Шахнарович А.М. Языковая способность // Лингвистический энциклопедический словарь / Под ред. В. Н. Ярцевой. - М.: Советская энциклопедия, 1990. - ISBN 5-85270-031-2.

20.Щуркова Н.Е. Собранье пестрых дел: Методический материал для работы с детьми. /Н.Е Щуркова. - М.: Новая школа, 1994 - 96 с.

.Современная образовательная среда и новый образовательный стандарт начальной школы

Похожие работы на - Создание речевой среды в условиях образовательной среды начальной школы

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!