Разработка этнического тура в Республику Бурятия

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Туризм
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    43,8 Кб
  • Опубликовано:
    2015-10-11
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Разработка этнического тура в Республику Бурятия

АННОТАЦИЯ

тур этнический экономический

Тема исследования: «Разработка и экономическое обоснование этнического тура в Республику Бурятия (на примере ООО «ЛЕНТА-ТУР плюс»).

Работа посвящена разработке мероприятий по повышению туристской привлекательности Республики Бурятия путем внедрения этнического тура в работу туристической фирмы ООО «ЛЕНТА-ТУР плюс».

Ключевые слова: туризм, этнический тур, туристская привлекательность, продвижение тура, Байкал, программа тура, Республика Бурятия.

Целью исследования является разработка и экономическое обоснование этнического тура в Бурятию в конкретной туристической фирме.

Объектом исследования является состояние этнического туризма в России и проблемы его развития.

Предмет - деятельность туристической компании по развитию этнического туризма в Бурятии.

В первой главе рассматриваются теоретические основы этнического туризма, во второй главе проводится анализ развития этнического туризма в России на примере туристической фирмы. В третьей главе разрабатываются мероприятия и предложения по развитию этнического туризма в Бурятии.

Работа содержит: 87 страниц, 13 таблиц, 15 рисунков, 30 источников, 2 приложения.

ВВЕДЕНИЕ

В современном мире этнический туризм приобретает особую популярность, так как именно он позволяет узнать о традициях и культуре различных этносов не из книг или телепередач, а непосредственно путем погружения в среду. Именно стремление познать традиции, культуру, и быт предыдущих поколений, определяет актуальность этнического туризма в России и в мире.

Следует обратить особое внимание именно на такое «умноженное воздействие - эффект мультипликации» растущей туриндустрии Бурятии и приложить все усилия для сохранения и развития этой тенденции. При всесторонней поддержке развития устойчивого этнического туризма в Бурятии экономика региона станет более сильной, что обеспечит занятость и доходы местному населению и позволит при этом сохраниться и уникальной природе, и уникальной культуре.

Народ образует свою собственную систему духовных и материальных ценностей - культурное наследие, которое всегда интересно и привлекательно для туристов. Совмещение отдыха с познанием религиозного мировоззрения и культовых обрядов другого народа - одна из задач, которую в полной мере способен решать туризм. Кроме этого, знакомство с культурой и обычаями другого народа обогащает духовный мир человека.

В современных общественных отношениях культурное наследие этносов становится одним из важнейших ресурсов развития культурно-познавательного туризма, а точнее его составляющей - этнотуризма, на любой, в той или иной мере сохранившей свою самобытность территории. Сохранение культового наследия имеет определяющее значение для устойчивого привлечения туристских потоков и сохранения популярности конкретного туристского направления. В то же время, развитие туризма на основе культурного наследия этноса, может не толь- ко улучшить социально-экономическое положение на селе, но и способствовать возрождению и сохранению самобытных традиций народа. Последнее же, способствует сохранению самого этноса.

Хорошо спланированный и грамотно управляемый устойчивый этнический туризм укрепляет социальные связи и увеличивает инвестиции в инфраструктуру городов и поселков. Таким образом, представляемая в настоящей работе тема является актуальной на современном этапе.

Целью исследования является разработка и экономическое обоснование этнического тура в Бурятию в конкретной туристической фирме. Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

раскрыть понятие этнического туризма;

рассмотреть особенности формирования этнотуризма;

проанализировать развитие этнического туризма в России;

охарактеризовать исследуемое туристическое предприятие;

оценить методы совершенствования деятельности в сфере этнического туризма;

- разработать этнический тур и привести его экономическое обоснование.

Объектом исследования является состояние этнического туризма в России и проблемы его развития.

Предмет - деятельность туристической компании по развитию этнического туризма в Бурятии.

Вопросы методологии развития этнического туризма, повышения эффективности организации туризма на охраняемых природных территориях нашли свое отражение в работах таких авторов как А.Г. Бутузов, В.Ю. Воскресенский, Л.Г. Буряк, Т.А. Киросова, Н.А. Малова, Т.А. Прокопьева, Ю.А. Пшеничных, Е.Н. Сапожникова, О.В. Сарайкина, Н.С. Семкина, Ф.О. Скачкова, Т.Ю. Тихонова, В.Н. Шарахматова, Е.И. Шубницина и др.

В работе были использованы такие методы, как анализ и синтез, индукция и дедукция, табличный, графический методы, описания, аналогии, системный подход и пр.

Работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и приложения. В первой главе рассматриваются теоретические основы этнического туризма, во второй главе проводится анализ развития этнического туризма в России на примере туристической фирмы. В третьей главе разрабатываются мероприятия и предложения по развитию этнического туризма в Бурятии.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭТНИЧЕСКОГО ТУРИЗМА В РОСИИ

.1 Этнотуризм: понятие, особенности и тенденции развития

Классификация туристских поездок по видам туризма основывается на целях путешествий. Любая туристская поездка мотивируется основной целью. Кто-то едет, чтобы отдохнуть на море, кого-то интересуют зарубежные красоты, а кому-то необходимо подлечиться в санатории. Можно сказать, что существует главная цель путешествия, при отсутствии которой та или иная поездка не может состояться. Эта главная цель отражается в поведенческой модели потребления туристских ресурсов и услуг. Таким образом, можно сказать, что под видом туризма понимается специализация туристской деятельности, реализуемой на основе целевого использования определенных туристских ресурсов.

Во многих случаях при поездке возникают дополнительные цели, например сочетание деловых целей с отдыхом. Следовательно, виды туризма могут комбинироваться в рамках одной туристской поездки. В соответствии с методологией ВТО современный туризм классифицируется по следующим целям (см. рис.1.).

В практической деятельности туристских фирм для более точного определения главной цели путешествия и формирования соответствующего комплекса туристских услуг (турпродукта) выделяются конкретные виды туристских путешествий. К ним относятся:

рекреационный туризм;

лечебно-оздоровительный;

культурно-познавательный;

религиозный;

деловой;

спортивный;

этнический;

экзотико-приключенческий;

транзитный;

экологический.

Рис. 1. Классификация целей туризма по методологии ВТО

В данной работе исследуется один из вышеперечисленных видов туризма - этнический туризм.

Этнический туризм основан на посещении туристами мест своего рождения, проживания родственников и близких. Вместе с тем этнический туризм определяется различными авторами совершенно по-разному:

этнокультурный туризм - поездки, организуемые в места проживания малочисленных народов, не имеющих своего национального государственного или административного образования;

туризм соотечественников - туристские поездки соотечественников из ближнего и дальнего зарубежья, в том числе по линии родственных связей, которые призваны сохранять родственные узы, способствовать культивированию родного языка, приобщению к своим национальным ценностям, взаимопониманию и сотрудничеству;

ностальгический туризм - поездки к месту рождения, юности, прошлого проживания, к местам своего происхождения.

В современной туристской литературе, несмотря на частое использование термина «этнический туризм», отсутствует его общепринятое и непротиворечивое определение. Кажущееся тождество понятий «этнокультурный» и «этнический туризм» - это не больше чем их внешнее сходство. Этнический туризм ориентирован на изучение модальных, стандартных, массовых форм этнического бытия, тогда как путешествия с этнокультурной мотивацией стоит рассматривать как более сложный феномен.

Наблюдаемая несогласованность мнений авторов относительно этнического туризма и его отсутствие в наиболее распространенных классификациях туризма обозначили один из главных вопросов, возникающих в процессе его изучения, - вопрос о том, относится ли этнический туризм к самостоятельному виду или является принадлежностью другого вида, т.е. разновидностью. Для ответа на этот вопрос рассмотрим определения понятия «этнический туризм», предлагаемые различными авторами.

Согласно Биржакову М.Б., этнический туризм - это подвид культурного туризма, направленный на знакомство с отдельными нациями и народами и их изучение в целях культурного и языкового обмена.

По мнению Маловой Н.А., это вид туризма, связанный с посещением исторической родины или мест рождения родственников.

Моралева Н.В. и Ледовских Е.Ю. считают этнический туризм сегментом туриндустрии, в котором участвует коренное население, чья этническая особенность и является основной туристической достопримечательностью. Это вид туризма, который позволяет удовлетворить интерес потребителей к самобытной народной культуре. Туристы о время экскурсии знакомятся с архитектурой, фольклором, обрядами, народными традициями, ремеслами, блюдами национальной кухни.

Романов А.А. и Саакянц Р.Г. считают этнический туризм видом туризма, совершаемого народами в разных странах, имеющих единый или родственный языки либо связанных общностью истории и культуры.

Сундуев Ч.Ч. и Хышиктуева Л.В. выделяют его в одно из направлений культурно-познавательного туризма, которое подразумевает погружение туриста в среду коренного населения, знакомство с местной национальной культурой.

Как правило, под этнотуризмом понимают туризм в сельской и деревенской местности. Причем местность, выбранная для путешествия, должна обладать уникальным этнографическим, фольклорным, историческим богатством. Проще говоря, это должна быть аутентичная деревня, в которой можно четко проследить черты той или иной народности. Такие села и деревни можно найти и в России, и в странах бывшего СССР, и даже за рубежом. Например, в Карелии развит финский этнический туризм, а в Калининградской области немецкий, за японским этнотуризмом можно поехать на Сахалин. Очень часто турист выбирает не просто локацию, где есть подобные места, а регионы, откуда родом он сам или его предки. Это позволяет полнее познать себя и историю своей семьи.

Очень популярен этнический туризм среди жителей больших городов, которые никогда не были в деревне и не видели живую свинью или курицу, не ездили на лошади. Особенно такой отдых, совмещенный с познанием природы, любят семьи с детьми.

Множество фермерских хозяйств по всей России, наряду с основной деятельностью, предоставляют на своей территории услуги этнотуризма - они организовывают аутентичное жилье, досуг, позволяют позаниматься с животными и огородом. Правда, чтобы получился по-настоящему этнотуристический бизнес, клиентам предлагают что-то отличающее его от сельского туризма, а именно этническую составляющую. В рамках такой туристической поездки туристов знакомят с национальными ремеслами, показывают исторические костюмы. Мужчин часто развлекают охотой и рыбалкой, но только без применения современных снастей или оптических прицелов, только при помощи старинных приспособлений, которыми пользовались в древности в данной местности.

Этнотуризм отличает то, что его специфика может быть интересной почти любым категориям туристов: иностранные и российские граждане, молодежь, интересующаяся бытом и традициями разных народов и своими корнями, старшая возрастная категория, имеющая разную мотивацию для этнографических поездок.

Развитие этнографического туризма там, где проживают коренные малочисленные народности, имеет существенные преимущества, так как интерес к культурному наследию стимулирует чувство гордости за свою культуру, желание сохранить национальные традиции и ремесла. Это представляется важным для тех малых народов, в жизни которых резкие перемены приводят к потере самобытности.

Некоторые зарубежные авторы придают этническому туризму расширительное толкование, включая в объект познания любой из аспектов истории и социальной действительности различных народов. Но чаще этническим туризмом в отечественных и зарубежных источниках называют путешествия с целью приобщения к бытовому укладу и обычаям народов, ведущих традиционный или близкий к нему образ жизни.

Интерес к этническому туризму нарастает, что подтверждается увеличением количества туристов, желающих познать жизнь самобытных народов, а также проявлением инициативы этническим общностями, обусловленным большим количеством социальных функций, которые выполняет этнический туризм (см. рис. 2.).

Рис. 2. Функции этнического туризма

Также этнический туризм можно трактовать как понятие, синонимичное аборигенному туризму. Многократно увеличившееся за минувшие полвека число туристских визитов в общины индейцев в Северной Америке, коренных австралийцев в Австралии, полинезийцев и меланезийцев в Океании, саамов в Северной Европе правомочно рассматривать как классическое проявление описанного феномена. В последние два десятилетия тенденция к поступательному развитию аборигенного туризма дала о себе знать и в России. В частности, наибольших сравнительных успехов на этом поприще добился ряд регионов Сибири и Дальнего Востока (республики Алтай и Бурятия, Прибайкальский, Забайкальский, Камчатский, Хабаровский и Приморский края, Амурская область) и европейского севера (Мурманская область).

Параллельно в отечественной туристике бытует и другое понимание этнического туризма, почти тождественное современной дефиниции ностальгических путешествий. Некоторое сходство с ностальгическим туризмом в данном случае заключается в стремлении прикоснуться не к любой, а именно к собственной этнической традиции.

Таким образом, учитывая, что субстанцией этнического туризма является этническая общность, базовой составляющей которой служат люди, а также перспективу его распространения, можно сформулировать следующее определение понятия «этнический туризм» - это вид туризма, основная цель которого заключается в познании бытовой культуры народа той или иной этнической общности. Уточненное содержание понятия «этнический туризм» и закрепление за ним статуса самостоятельного вида создают условия для более глубокого изучения особенностей его формирования.

.2 Особенности формирования этнотуризма

Современное российское общество с каждым годом все активнее предъявляет к внутреннему туризму самые разнообразные требования. То обстоятельство, что Российская Федерация представляет собой огромное многонациональное государство, заставляет внутренний туризм реагировать на этнокультурные интересы, запросы и потребности ее населения и развивать в себе специальное - этнокультурное - направление.

Важность развития данного вида туризма для российского государства очевидна. С одной стороны, этнотуризм может способствовать удовлетворению этнокультурных социально-психологических и в целом познавательных потребностей россиян, а также содействовать их более тесному этническому знакомству и межкультурному взаимодействию. С другой стороны, этнотуризм может выступать эффективным средством воздействия на российскую экономику, развивая ее на первоначальном этапе в региональных и местных масштабах и далее, в масштабах страны.

Развитие же этнического туризма, ориентированного на знакомство с традиционной русской культурой, в нашей стране сталкивается с дополнительной проблемой. Традиционные культурные ландшафты европейской территории России в ХХ в. подверглись значительному разрушению, и их восстановление должно предшествовать или идти параллельно с развитием этнического туризма, а это требует дополнительных капиталовложений и долгосрочных государственных программ, направленных на восстановление традиционной системы расселения и традиционного природопользования.

Говоря о традиционной культуре и ее возрождении, сегодня чаще всего обращаются к Русскому Северу - Пинежью, где еще сохранились живые русские деревни. Здесь еще можно найти молодое поколение, способное поддерживать традиционное хозяйство, еще живы старожилы, готовые принимать туристов в своих домах и учить их местным напевам и обрядам, в бабушкиных сундуках еще сохранились наряды начала прошлого века, а на чердаках предметы деревенского быта столетней давности. Еще есть мастера, хранящие традиции народных промыслов - резьбы по кости, плетения из бересты, резьбы по дереву. К сожалению, современный сценарий развития рекреации на Русском севере напоминает азиатский вариант развития этнического туризма. Продукция, произведенная на местных полях, не может конкурировать с продукцией, произведенной в других регионах, а дома местных жителей - с гостевыми домами, хозяева которых живут в Москве, Петербурге, Архангельске. Уходят из жизни старики, унося воспоминания, песни, сказы и мастера, способные передать свое искусство последующим поколениям. Живая культура подменяется фольклорными шоу, разрушаются дома, зарастают поля, и покосы, «местные» сувениры завозятся из Китая, а молодежь уезжает в города.

Но при всех проблемах этнотуризм набирает силу. Немыслимо скоротечный ритм жизни, в окружении урбанистического пейзажа, «деланных» отношений, фальши - все эти атрибуты жизни гонят современного человека в обитель истоков культуры, этнокорней, натуральности, простых человеческих отношений, в подлинную жизнь народов. Современный «homo sapiens» стремится познать целостную этническую картину мира, найти островки «первозданности» быта, природы, лишенных и налета цивилизации.

Основной целью этнографического туризма является посещение этнографического объекта для познания культуры, архитектуры, быта и традиций народа, этноса, проживающего сейчас и проживающего когда-либо на данной территории.

Во время таких поездок, туристы изучают определенную этническую группу населения и их жизнь (см. рис. 3.).

Основные цели развития этнического туризма в регионах:

создать позитивный образ региона (места);

сохранить культурное наследие народа;

улучшить качество жизни местного населения;

привлечь внимание к региону, событию;

увеличить доходы от туризма.

Этнический туризм может формироваться двумя основными видами. Во-первых, это посещение существующих поселений, сохранивших особенности традиционной культуры и быта определенных народов.

Во-вторых, этнический туризм включает в себя знакомство с музеями народного быта, «этническими деревнями», этнокультурными центрами, где собраны предметы быты, сохраняются традиции и воссоздается национальный колорит отдельного народа, воспроизводятся изделия народных промыслов.

Рис. 3. Объекты изучения в этнотуризме

Одним из перспективных направлении этнического туризма является посещение этнических или фольклорных деревень, в которых представлен быт, традиции и культура того или иного этноса. Таким образом, современные высокоурбанизированные страны могут познакомить туристов не только с историей страны, но также с бытом и укладом жизни проживающих на его территории этносов. В таких деревнях можно принять непосредственное участие в проведении обрядов и церемоний, примерить национальную одежду, заняться национальным ремеслом и даже остаться на ночь. «Этнические деревни» являются важным сегментом этнического туризма. Такие деревни создаются на ограниченных территориях, вписываются в элементы природного и культурного ландшафта и насыщаются различными инфраструктурными элементами (национальные жилые постройки, бани, музеи, гостиницы, рестораны, дороги, торговые павильоны).

Факторами успешного развития этнического туризма являются (см. рис.4.).

Рис. 4. Факторы успешного развития этнического туризма

Этнический тур имеет ряд особенностей. Тем не менее, именно этнический тур способствует созданию положительного имиджа региона.

Этнический туризм основан на интересе туристов к подлинной жизни народов. Современному обществу интересно изучение образа жизни различных народов, которые жили в давние времена, интересно знать их культуру и быт, знать историю происхождения своих предков, их обычаи и традиции, уклад жизни.

У этнического туризма на сегодняшний день существуют прекрасные перспективы для развития, так как сегодня спрос на необычные места отдыха только растет. С каждым годом растет число туристов подобными путешествиями, тех, кто желает испытать на себе жизнь глубинки или окунуться в какую-либо историческую эпоху, оказавшись в бережно сохраненном уголке истории.

Этнический туризм, являясь одним из направлений культурно-познавательного туризма, позволяет совместить отдых с образованием. Только в таком окружении можно познакомиться с историей того или иного государства, окунуться в другую эпоху, представить себя другим человеком чаще всего аборигеном проживающим на данной территории. Мировая практика доказывает, что подобный вид туризма способен удовлетворить целый ряд духовных потребностей человека, главным образом посредством знакомства его с культурными традициями народов. Для России этнический туризм представляет собой весьма перспективное направление для развития. Этнические экспедиции всегда будут популярны среди исследователей, фольклористов, да и просто жителей нашей страны. Богатая культура и история, разнообразные традиции, большое количество различных этносов, проживающих на территории государства, только способствуют его развитию. По своей мотивации участники этнографических туров весьма схожи с эко- и агротуристами.

По оценкам экспертов, именно экотуристы с низким уровнем притязаний к уровню комфорта составляют ведущий сегмент на рынке этнографического туризма. Растущая популярность туров на Русский север, Алтай, в Прибайкалье, в которых удачно совмещены элементы экологического, этнографического и агротуризма, свидетельствует о больших шансах на успех подобного рода программ и в других регионах России

1.3 Анализ этнического туризма

Этнотуристическое пространство расширяется за счет использования информационных ресурсов. Этнотуристическое пространство можно охарактеризовать как насыщенную объектами национальной культуры территорию, которая содержит большое количество информации о материальных и духовных ценностях того или иного народа, Обеспечение доступа всех заинтересованных групп населения к этим культурным благам народа - основная цель создания этнотуристического пространства.

Анализируя этический туризм, следует отметить роль культурных объектов. Разнообразны формы деятельности музеев в этнотуристическом направлении: это и создание экспозиций и выставок, и поисковые экспедиции, и археологические раскопки, и фенологические наблюдения и т.д. Традиционно используются экскурсии и лекции, театрализованные экскурсии, экскурсии-беседы, экскурсии-уроки и др.

Все больше и больше музеи превращаются в центры общения, а в век господства новых информационных технологий, и виртуального общения, когда люди, живущие в виртуальном пространстве интернета, восполняют дефицит общения, объединяясь по интересам в пространстве музея. Во многих музеях проводятся музыкальные и литературные гостиные и салоны, вечера, музейные праздники, организованы кружки и музейные клубы.

Тем не менее, предварительные данные, полученные в результате исследования по выявлению уровня осведомленности молодежи в сфере этнической культуры и основных достопримечательностей России, показали недостаточный уровень их развития (см. рис. 5-7.).

Рис. 5. Уровень содержательного компонента по этнокультурной осведомленности школьников

Высокий уровень был выявлен у 10,5% школьников, средний уровень - у 79% и низкий уровень у 10,5% обучающихся.

Рис. 6. Уровень содержательного компонента по этнокультурной осведомленности студентов

Среди студентов средний уровень этнокультурной осведомленности показали 24,4 % опрошенных, 75,6 % - низкий уровень, студентов с высоким уровнем этнокультурной осведомленности выявлено не было.

Рис. 7. Уровень содержательного компонента по этнокультурной осведомленности молодежи 22-25 лет

Диагностика содержательного компонента этнокультурной осведомленности у молодежи 22-25 лет показала следующие результаты: у 2% наблюдался высокий уровень, у 36,5% - средний и у 61,5% опрошенных - низкий уровень.

Интересны также данные об уровне сформированности эмоционально-ценностного и нравственно-патриотического компонентов. Среди молодежи 20% юношей и девушек показали средний уровень, 80 % - низкий, высокого выявлено не было.

Все это также влияет на замедленность развития этнического туризма в России. Кроме того, сложившаяся ситуация отсутствия масштабности и медленного темпа развития этнотуризма объясняется рядом причин:

. Развитие этнотуризма требует значительных финансовых вложений, т.к. этнотуристическая индустрия предполагает:

организацию проживания туристов в этническом поселении;

обеспечение питания на основе национальной кухни;

организацию национальных вечеров отдыха, развлечений;

создание условий для оздоровления организма в соответствии с народной медициной;

перевозку на национальных видах транспорта;

ознакомление с национальными ремеслами, изделиями художественного промысла;

знакомство с представителями национальной интеллигенции;

экскурсии к местным достопримечательностям;

участие в создании предметов декоративно-прикладного творчества и т.д.

. Не разработана концепция этнотуристической индустрии как системы взглядов на его роль в мире, природе, обществе. Действительно, на настоящий момент недостаточно проанализирована значимость этнотуристического направления. Между тем, этнотуризм является важнейшим фактором повышения образовательного и общекультурного уровня населения, трансляции и сохранения национальных ценностей. Этнотуризм важен и как фактор поддержания здоровья людей (физического и психического), это пространство для развития этнотолерантных характеристик личности, воспитания уважительного отношения к представителям разных национальностей, стабилизации межэтнических отношений.

. Во многих регионах не развита инфраструктура этнотуристических услуг: недостаточен комплекс этнических сооружений, этнокоммуникационных сетей; отсутствуют качественные дороги между районами и регионами, обеспечивающие нормальный доступ этнотуристов к этнотуристическим достопримечательностям и т.д.

. Отсутствуют специалисты, способные на профессиональном уровне обеспечивать научно-методическое и психолого-педагогическое сопровождение этого направления.

В качестве основного критерия оценки ресурсного потенциала выступает атрактивность какой-либо территории или объекта для потенциальных субъектов рекреации. Подобная атрактивность будет выражена следующими показателями:

. Информационная обеспеченность, то есть совокупность имеющейся информации о туристском объекте в средствах массовой информации, а также наличие организованных туров на объекты, предлагаемых туристическими агентствами.

. Количество и тип действующих и не действующих туристских объектов, являющихся частью культурного наследия различных народов.

. Количество крупных этнических групп - хранителей тех или иных традиций и обрядов, издавна проживавших на конкретной территории.

. Транспортная доступность территории.

Оценка туристско-ресурсного потенциала, как и в большинстве методик, проводится путем перевода отобранных первичных данных по показателям в баллы при помощи частных шкал.

Социологическое исследование по этнотуризму, проведенное по заказу Ростуризма показывает, что «в подобные туры хотели бы отправиться 88 % опрошенных. При этом 91 % респондентов считают, что информационных (в первую очередь этнографических путеводителей) и рекламных материалов о них явно недостаточно».

Из этого следует, что туристам мало известно о существующих на территории России этнотурах. В связи с этим, необходимо проводить рекламные кампании, информационные туры с привлечением специалистов по туризму, преподавателей и студентов соответствующих специальностей. А также принимать активное участие в российских, международных конференциях, выставках по туризму и в иных мероприятиях в целях популяризации российского этнографического туризма.

Хочется отметить, что развитие этнографического туризма имеет массу своих преимуществ:

человек получает возможность увидеть материальную культуру местных жителей, поучаствовать в традиционных праздниках, обрядах и ритуалах, приобрести предметы традиционного быта в качестве сувенира, ощутить уникальность жизни определенного народа;

способствует укреплению толерантного отношения между представителями разных этносов. Вернувшись из поездки, туристы показывают своим родственникам и знакомым приобретенные изделия, делятся впечатлениями об особенностях культуры этносов посещенного региона;

создаются новые рабочие места для населения по месту их проживания;

наблюдаются положительные сдвиги в социально-экономическом развитии региона;

повышается интерес как к своей истории, так и к истории других народов;

способствует сохранению материального и нематериального наследия коренного народа;

способствует развитию не только внутреннего, но и международного туризма.

Итак, в настоящее время во всем мире растет интерес к этнической культуре, и в нашей стране наблюдается рост этнического самосознания. Повышенное внимание уделяется вопросам сохранения этнокультурного наследия, самобытности, культурного разнообразия, а также к проблемам взаимодействия туризма и культуры.

В 2013 году Министерством культуры Российской Федерации был разработан проект Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года, согласно которому одной из предпосылок развития этнокультурного и познавательного туризма должна стать разработка комплекса мер по поддержанию и развитию традиционных ремесел и промыслов народов России, что соответствует программе «Укрепление единства российской нации и этнокультурного развития народов России» (2014-2020).

Развитие туризма, в частности этнического туризма, особенно значимо в многонациональных регионах с благоприятными климатическими условиями и богатым историко-культурным наследием, к которым, в частности, относится и Бурятия.

По результатам теоретического исследования можно сделать следующие выводы:

1. Этнический туризм основан на посещении туристами мест своего рождения, проживания родственников и близких. Вместе с тем этнический туризм определяется различными авторами совершенно по-разному. Думаем, стоит более согласиться с мнением Сундуева Ч.Ч. и Хышиктуевой Л.В., выделяющих его в одно из направлений культурно-познавательного туризма, которое подразумевает погружение туриста в среду коренного населения, знакомство с местной национальной культурой.

2. Анализируя этнический туризм, следует отметить роль культурных объектов. Разнообразны формы деятельности музеев в этнотуристическом направлении: это и создание экспозиций и выставок, и поисковые экспедиции, и археологические раскопки, и фенологические наблюдения и т.д. Традиционно используются экскурсии и лекции, театрализованные экскурсии, экскурсии-беседы, экскурсии-уроки и др.

развитие этнотуризма требует значительных финансовых вложений;

не разработана концепция этнотуристической индустрии как системы взглядов на его роль в мире, природе, обществе;

во многих регионах не развита инфраструктура этнотуристических услуг: недостаточен комплекс этнических сооружений, этнокоммуникационных сетей; отсутствуют качественные дороги между районами и регионами, обеспечивающие нормальный доступ этнотуристов к этнотуристическим достопримечательностям и т.д.;

отсутствуют специалисты, способные на профессиональном уровне обеспечивать научно-методическое и психолого-педагогическое сопровождение этого направления.

И все же этнотуризм имеет все предпосылки для развития, в частности, в Республике Бурятия.

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПРЕДПРИЯТИЯ ООО «ЛЕНТА-ТУР ПЛЮС»

.1 Характеристика предприятия

ООО «ЛЕНТА-ТУР плюс» зарегистрировано как юридическое лицо 18 июня 2013г. и расположено по адресу: г. Санкт-Петербург, улица Одоевского, 33-А, офис 15.

Реквизиты организации (данные из ЕГРЮЛ):

ИНН: 7801604367

ОКПО: 11354628

ОГРН: 1137847231235

ОКФС: 16 - Частная собственность

ОКОГУ: 4210014 - Организации, учрежденные юридическими лицами или гражданами, или юридическими лицами и гражданами совместно

ОКОПФ: 12165 - Общества с ограниченной ответственностью

ОКТМО: 40311000

ОКАТО: 40263565 - Санкт-Петербург, Районы г. Санкт-Петербург, Василеостровский, Муниципальные образования муниципальные округа Василеостровского р-на, № 11.

«ЛЕНТА-ТУР плюс» - многопрофильная туристическая фирма с более чем 11-летним опытом работы. В 2013г. компания прошла полную перерегистрацию и вышла на более эффективный путь развития, официально представляя известного туроператора «Пегас Туристик».

Первоначально компания вышла на туристический рынок как ориентирующаяся по Чехии, и по настоящее время занимает лидирующие позиции в этом направлении. Компания предлагает групповые авиа и железнодорожные экскурсионные программы в Прагу и комбинированные туры с другими городами Европы, туры на лечебные курорты Чехии - Карловы Вары, Марианские Лазне, Подебрады, Франтишковы Лазне, Яхимов, Лугачевицы, Теплице, индивидуальные программы любой сложности.

«ЛЕНТА-ТУР плюс» имеет с посредничеством «Пегас Туристик» гарантированные блоки мест на рейсах авиакомпаний: ЧСА (с вылетом из Москвы, Санкт - Петербурга, Самары, Ростова-на-Дону, Перми, Уфы, Нижнего Новгорода, Екатеринбурга, Киева, Одессы), Аэрофлот (с вылетом из Москвы), а/к Якутия (с вылетом из Краснодара), а также чартерных рейсах и гарантированные места в отелях Праги и санаториях курортов.

Также компания «ЛЕНТА-ТУР плюс» предлагает туры Венгрии, Словакии, Словении, Италии, Франции, Израилю, Австрии, Германии, Шри-Ланке, Малайзии, Эстонии, Латвии, Литве, Мальте (где помимо этого клиенты могут получить предложения по изучению иностранных языков). Одним из приоритетных направлений стала организация программ отдыха и экскурсий по странам Юго-Восточной Азии.

Компания может предложить экскурсионный и комбинированный отдых, лечебные и оздоровительные туры, диагностику, лечение, Wellness и SPA, проведение свадеб за границей, проведение свадебных церемоний за границей, изучение иностранных языков за границей и др.

Сеть «ЛЕНТА-ТУР плюс» имеет свои офисы в Москве, Санкт-Петербурге, Казани, Краснодаре, Перми, Нижнем Новгороде, Новосибирске, Ростове-на-Дону, Самаре, Уфе, а также в Киеве и (до военных действий) в Донецке (Украина).

«ЛЕНТА-ТУР плюс» неоднократно входила в ведущий список по результатам рейтингов среди туристических фирм, награждалась и российскими дипломами и премиями. Компания является членом АТОР, РСТ, московский офис компании является членом IATA.

Компания совершенствует уже существующие программы и постоянно работает над созданием новых, расширяет спектр предложений в каждой из стран и географию предлагаемых маршрутов. Туристический продукт компании всегда тщательно разработан, он базируется на гарантированных квотах мест в отелях и на авиарейсах.

«ЛЕНТА-ТУР плюс» уделяет большое внимание внедрению инновационных технологий в туриндустрии, автоматизации всех процессов и повышению скорости внутренних и внешних коммуникаций, работе с системой on-line бронирования.

Основными принципами работы всегда были и есть высокий профессионализм, надежность и индивидуальный подход к каждому клиенту.

Главными задачами представительства в г. Санкт-Петербург являются:

принимать и выдавать документы на оформление визы;

консультировать другие туристические агентства в рамках сотрудничества;

предоставлять фирменные информационные и рекламные материалы;

помогать в решении нестандартных и конфликтных ситуаций, возникших в работе со всеми подразделениями компании;

своевременно информировать клиентов о привилегиях, акциях, бонусах проводимых компанией «ЛЕНТА-ТУР плюс»;

проводить обучающие семинары и тренинги по продукту компании «ЛЕНТА-ТУР плюс»;

учитывать и анализировать пожелания и жалобы, для дальнейшего совершенствования качества работы.

Компания «ЛЕНТА-ТУР плюс» - это туристическая компания. которая использует все доступные на сегодня ресурсы и возможности, чтобы сделать выбор тура, оплату и бронирование путешествия максимально удобными и приятными.

Партнерами являются только самые крупные и надежные туроператоры и агентства, поэтому клиенты могут быть уверены в качестве предлагаемых им туров. Компания постоянно ищет для клиентов предложения с самым лучшим соотношением цена/качество.

Особенности и конкурентные преимущества турфирмы показаны на рисунке 8.

Рис. 8. Преимущества «ЛЕНТА-ТУР плюс

Кроме того, можно выделить возможность:

- покупки эксклюзивного тура;

посещения экзотических стран;

раннего бронирования туров, которое экономит деньги;

организации сложных туров.

Примерный портрет клиента, собранный на основании анкетирования (Приложения 1), показан на рисунке 9.

Рис. 9. Портрет клиента

В таблице 1 проведен анализ конкурентов «ЛЕНТА-ТУР плюс»

Таблица 1.Анализ конкурентов в г. Санкт-Петербург

№ п/пПоказатели (критерии оценки)ЛЕНТА-ТУР плюсВремена Года1001 ТурВеллМастер ОтдыхаЮни-турсФлай-тур1РасположениеООХУОХН2ЦенаХХОУХНХ3ОбслуживаниеХХУХХХУ4Выбор услугХХУОНОУ5ПерсоналУНХХУУУВизы оценок: «О» - отлично, «Х» - хорошо, «У» - вызывает опасение, «Н» - неудовлетворительно.

По результатам оценок, приведенных в таблице, видим, что ООО «ЛЕНТА-ТУР плюс» по многим показателя превосходит основных конкурентов. Недоработки по критерию «персонал» возможно ликвидировать путем тренингов, повышения квалификации, а, возможно, и повышением мотивации сотрудников.

Емкость рынка туристских услуг (Е) = объем реализации среднего туристского агентства (тыс. руб.) * количество туристских агентств (ед.)

в Санкт-Петербурге. (1)

Е=4300*345= 1483500,0 тыс. руб.

Доля рынка (Д) = объем реализации/емкость рынка (Е)*100%. (2)

Объем реализации ООО «ЛЕНТА-ТУР плюс» = 4357,9 тыс. руб.

Доля ООО «ЛЕНТА-ТУР плюс» = 4357,9/1483500 = 0,003, т.е. 0,3%

Проведем также СВОТ-анализ (см. табл. 2.).

Таблица 2.SWOT-анализ

Сильные стороны - умеренные цены - отличное обслуживание - удобное месторасположение офиса - выбор туров - уникальность туров - система скидокСлабые стороны - значительная конкуренция - недостаточная клиентская база - арендованное помещение - курс валюты - низки спрос и покупательская способность населенияВозможности - освоение большей части рынка за счет лучшего сервиса и ассортимента услуг - приобретение собственного помещения - использование заинтересованности в туризме региональных властей - развитие внутреннего туризмаУгрозы - рост конкуренции - отношения с местными властями - снижение покупательской способности населения - закрытие границ некоторых стран для русских туристов

По результатам анализа видим, что, в общем, ООО «ЛЕНТА-ТУР плюс» достаточно конкурентоспособная организация на туристическом рынке Санкт-Петербурга.

.2. Организационный и экономический анализ деятельности предприятия

Далее рассмотрим показатели наличия основных фондов (см. табл. 3) и другие показатели, оформленные автором по данным филиала в Санкт-Петербурге.

Таблица 3. Основные фонды на 01.01.2015г.

№ п/пОсновные фондыСумма, тыс. руб.1.Здания, сооружения0,002. Машины, оборудование0,003.Транспорт 500,004.Инвентарь20,005.Компьютерная техника90,006.Другое30,007.ИТОГО640,00

Амортизация автомобиля составит 15%, т.е. 500*0,15 = 75 тыс. руб.

Отчисление на компьютерную технику, инвентарь и другое составит 20%, а следовательно, амортизация составит 140*0,2=28 тыс. руб.

Общая амортизация составит 103 тыс. руб.

Далее рассмотрим оборотные средства предприятия Лента тур (см. табл. 4.).

Таблица 4.Оборотные средства на 01.01.2015г.

Итого, активы составляют сумму основных и оборотных средств = 640+1060 = 1700 тыс. руб.

Ниже (см. табл. 5.) представлены сведения об оплате труда

Таблица 5. Персонал и заработная плата на 01.01.2015г.

№ п/пКатегории работниковКол-воЗарплата с отчислениями на 1 чел. в годЗатраты за год, тыс. руб. 1. Рабочие основного производства3240,00720,002.Специалисты1480,00480,003.Служащие296,00192,004.Административный персонал1720,00720,005.ИТОГО7Х2112,00

Далее, рассчитаем стоимость одного усредненного тура (табл. 6.).

Таблица 6. Общая себестоимость и калькуляция 1 тура на 01.01.2014г.

Статья затратСумма, тыс.руб.Постоянные затраты всего2434,40в т.ч. аренда помещения420,00заработная плата, кроме рабочих основного производства1392,00реклама226,8имиджевая продукция25,00амортизация103,0электроэнергия5,60обслуживание автомобиля87,00другое135,00Переменные затраты778,00Зарплата тренеров, инструкторов720,00Канцелярские товары, абонементы15,00Моющие средства2,00Запчасти к авто11,00Другое30,00ИТОГО3212,40Калькуляция путевки (778/453)1,72Доля пост.затрат (3873,8/453)5,37Коммерческая надбавка (15%)1,06НДС (18%)1,47Итого: цена 1-й путевки с НДС9,62

Прогнозируемые объемы продаж зависят от сезона отпусков и праздничных дней. С учетом экономической и политической ситуации некая корректировка будет происходить, но примерно план продаж будет выглядеть так (см. табл. 7.).

Таблица 7.Прогноз продаж туристических путевок на 2015 год

МесяцПрогноз продаж, ед.Вариант 1 (пессимистический)Вариант 2 (оптимистический)Вариант 3 (усредненный, реалистичный)Январь152721Февраль152721Март284134Апрель416553Май416553Июнь284134Июль415347Август415347Сентябрь284134Октябрь284134Ноябрь284134Декабрь502841Итого384523453По результатам таблицы 7, для проекта примем реалистичный прогноз - продажа не менее 453 путевок в год.

Штат персонала филиала в Санкт-Петербурге:

управляющий - 1 чел.;

бухгалтер - 1 чел.;

менеджеры по продажам - 3 чел.;

уборщица - 1 чел.;

охранник - 1 чел.

В водителе нет необходимости, т.к. у управляющего есть право вождения автомобиля.

Производительность труда на 1 сотрудника = 453/7 = 64 путевки.

Удельный вес численности управленческих кадров в общей численности: Куп = Уп / Очис * 100%, (3)

где Уп - управленческий персонал, чел.;

Очис - общая численность, чел.;

Куп = 1/7 = 0,143 (14%).

Производить набор персонала фирма будет исключительно при рассмотрении резюме и по рекомендательным письмам и квалификации служащих. Также будет учитываться знание языков, владение компьютером, умения общаться.

Управляющий:

нанимает персонал;

применяет меры поощрения и налагает взыскания на работников предприятия;

следит за соблюдением надлежащего состояния рабочего процесса;

разрабатывает способы привлечения клиентов;

устраняет причины, нарушающие нормальный режим работы;

другое.

Бухгалтер:

периодически замещает управляющего;

руководит работой по планированию и экономическому стимулированию, выявлению и использованию резервов;

проводит всесторонний анализ результатов деятельности филиала;

совместно с управляющим разрабатывает мероприятия по повышению рентабельности филиала, улучшению использования производственных фондов;

осуществляет учет средств;

устанавливает результаты финансово-хозяйственной деятельности;

производит финансовые расчеты с клиентами, заказчиками и поставщиками, в т.ч. связанные с приобретением необходимого оборудования, в его задачи также получение кредитов в банке, своевременный возврат ссуд, взаимоотношение с государственным бюджетом.

Менеджер по продажам:

осуществляет прием и консультации клиентов;

поддерживает или повышает уровень продаж;

контактирует он-лайн с туроператорами;

осуществляет подбор туров клиенту;

обеспечивает обратную связь с клиентами.

Остальной персонал выполняет виды работ согласно своему прямому назначению.

Режим работы: с 10.00 до 19.00, без перерыва. Выходные - воскресенье и понедельник.

Организационная структура, составленная автором, представлена на рисунке 10.

Рис. 10. Организационная структура филиала в г. Санкт-Петербург

Размер заработной платы исходит из анализа средних зарплат в отрасли, а также с учетом средней зарплаты в городе.

Миссия фирмы - предоставление качественных туристических услуг квалифицированным персоналом.

Стратегические задачи филиала «ЛЕНТА-ТУР плюс» на 2015г. в г. Санкт-Петербург:

количество проданных путевок не менее 453 ед.;

открытие еще одного направления туризма - этнотуризма;

закрепление на рынке среди конкурентов, доля рынка не менее 1% по услугам в туризме и не менее 10% в этнотуризме.

«ЛЕНТА-ТУР плюс» в Санкт-Петербурге во многом специализируется на событийном въездном туризме. Кроме того, регулярно проводятся пешие и автомобильные экскурсии по достопримечательностям области. Именно поэтому компания имеет все предпосылки для развития этнического туризма.

2.3 Анализ методов совершенствования деятельности в сфере этнического туризма

Популярность этнического туризма не может оставить такую фирму, как «ЛЕНТА-ТУР плюс» в стороне, компанию заинтересовала малая конкуренция.

«ЛЕНТА-ТУР плюс» уже пробовала работать в направлении этнотуризма, чем убедилась в перспективности данного направления.

Например, суровые природные условия Севера сформировали совершенно особое мировоззрение, быт, уклад жизни, которые легли в основу самобытной уникальной культуры, объединившей человека и его среду в единое неразрывное целое. У народов, связанных единым происхождением, общими природными условиями, всегда есть много общего в укладе жизни. А древние традиции - это своеобразный источник знания истории и культуры любого народа.

На сегодняшний день клиентам «ЛЕНТА-ТУР плюс» (в основном, лицам женского пола) интересен тур к ненцам. Основные виды традиционных народных художественных промыслов и ремесел ненцев, популярные у клиентов «ЛЕНТА-ТУР плюс», показаны на рисунке 11.

В своем историческом развитии ненцы создали оригинальную культуру, приспособленную к суровым климатическим условиям. Современная их культура продолжает сохранять элементы традиционной, имеющей большую практическую ценность. Этническая специфика ненцев проявляется не только в оленеводстве и промысловой деятельности, но и в одежде, жилище, пище, в транспортных средствах, в праздниках, спортивных играх, искусстве и т.д.

Рис 11. Основные направления изобразительного искусства ненцев

А на Алтае, в с. Марьевка популярен следующий летний тур от «ЛЕНТА-ТУР плюс». Существует договоренность с усадьбой, где построены несколько шалашей из сена и трав. Внутри шалаша настлан деревянный пол, имеется кровать, тумбочка, проведено электричество, при необходимости включается обогреватель. Главное достоинство шалаша - свежий воздух, аромат трав и свежести. Гости высоко ценят шалаши и предпочитают им другие средства размещения.

Данное предложение уникально для региона, что вызвало интерес у СМИ и властей, для чего был сделан репортаж по краевому телевидению.

Кроме шалашей, гостям предлагается небольшой домик, оформленный в стиле «русская изба», а также ночевка на сеновале. В результате появления подобных предложений, возник интерес, и в село стали приезжать гости с разных уголков Сибири, Центральной России.

Неотъемлемой частью отдыха на усадьбе является одно и двухдневный тур по достопримечательностям и «местам силы» окрестностей села. В таком туре, кроме стандартного рассказа экскурсовода «ЛЕНТА-ТУР плюс», туристам демонстрируется культурно-развлекательная программа-шоу с участием ряженых персонажей русских сказок (Баба Яга, Леший, русалка и т.д.), играми, хороводами и т.п. В целом такой отдых рассчитан на людей всех возрастов, различных социальных статусов, что делает его перспективным для продвижения на туристском рынке, создания привлекательности местности, повышения дохода местного населения.

К предпосылкам развития этнокультурного направления в «ЛЕНТА-ТУР плюс» можно отнести следующие:

высокая степень этнического разнообразия населения, проявляющаяся не только в национальном или макрорегиональном масштабах, но и в пределах отдельных субъектов федерации;

уникальное сочетание различных этнокультурных комплексов, прежде всего, восточнославянского, тюркского и финно-угорского, сложившееся в процессе длительной межэтнической интеграции, аккультурации и ассимиляции;

необходимость активной пропаганды идей межэтнической толерантности с учетом напряженных, а в некоторых регионах - серьезно осложнившихся за последние десятилетия - межэтнических отношений;

деструктивное влияние урбанизации на традиционный культурный комплекс практически всех этнических групп страны;

необходимость более эффективного продвижения на отечественном и зарубежных туристских рынках регионов России, в особенности - с низким рейтингом туристских предпочтений туристов.

По нашему мнению, возможность своевременного получения, корректировки профессиональными организаторами исчерпывающих и точных сведений об этнокультурных ресурсах - непременное условие успешного развития этого вида туризма в «ЛЕНТА-ТУР плюс». В этой связи необходимо отметить заметное улучшение качества обеспечения заинтересованных сторон соответствующей базой данных, в первую очередь, ресурсами Интернета.

Поиском и комплектованием информационных источников по этнографической тематике занимаются многие отечественные научные институты. В частности, ключевую роль в подготовке и координации усилий в этой сфере играют государственные университеты Санкт- Петербурга.

Наряду с научными институтами, центрами, форумами, определенное участие в комплектовании и популяризации этнографических материалов участие принимают и культурные организации различных этнических групп страны. С ними «ЛЕНТА-ТУР плюс» необходимо договориться об обмене знаниями, опытом, сотрудничестве.

Особая роль в этом процессе принадлежит СМИ, освещающих вопросы этнокультурного развития. Практически повсеместно в России отмечается перманентное увеличение реестра соответствующих этнических печатных изданий. Наиболее яркий тому пример - прогресс печатного дела на татарском языке в Татарстане. Указанная тенденция характерна и для регионов компактного проживания представителей финно-угорских народов, чувашей, ранее не проявлявших столь выраженного интереса к сохранению традиционного этнокультурного наследия. «ЛЕНТА-ТУР плюс» непременно должна пользоваться «народными» СМИ для совершенствования своей деятельности в сфере этнотуризма.

На основе анализа современного состояния этнического туризма и уровня развития этноориентированного туризма в российских регионах, предлагаем следующую группировку регионов, в которых может работать «ЛЕНТА-ТУР плюс»:

регионы, активно развивающие этнотуризм, имеющие для этого необходимый этнокультурный потенциал и достаточно развитую туристскую инфраструктуру (Ямало-Ненецкий и Ханты-Мансийский автономные округа, частично Краснодарский и Ставропольский края, Бурятия);

регионы, привлекательные и перспективные для развития этнотуризма, но имеющие недостаточно развитую туристскую инфраструктуру (Хабаровский край, Республика Саха (Якутия), Республика Коми, Поволжье, Север Европейской части России, Прибайкалье, Республика Алтай, республики Северного Кавказа, Камчатский край, Сахалин, республики Хакасия и Марий Эл, Чувашская Республика).

Развитие этнокультурного направления туризма осуществляется разными темпами. Во многом его текущее состояние определяется этнокультурным потенциалом региона, насыщенностью и материально-техническим состоянием объектов туристской инфраструктуры, а также позицией и активностью населения и органов власти.

В связи с тем, что этнографический туризм - явление относительно новое, а в «ЛЕНТА-ТУР плюс» данное направление только приживается, на пути его развития возникает немало преград. Специфические проблемы развития этнографического туризма по оценкам автора показаны на рисунке 12.

Рис. 12. Проблемы этнотуризма

Итогом становится крупная проблема - разрушение и гибель памятников истории и культуры. По оценкам экспертов, более 60% объектов культурного наследия находятся в предаварийном или аварийном состоянии и требуют проведения немедленной консервации, реставрации или реконструкции.

Отсутствие инфраструктуры, подготовленных кадров, сети транспортных услуг и многое другое являются препоной в развитии этнотуризма. И именно поэтому туристические фирмы до заинтересованности «ЛЕНТА-ТУР плюс» этнотуризм реализовали в проектах, где часть средств на реализацию выделяет государство. В среднем эта часть составляет до 70 %.

«ЛЕНТА-ТУР плюс» в рамках своей этнодеятельности принесет также пользу и всему государству. В частности, можно выделить следующие потенциальные выгоды и издержки (см. таблицу 8).

Таблица 8.Потенциальные выгоды и издержки этнотуризма в «ЛЕНТА-ТУР плюс»

ВыгодыИздержкиповышение финансирования особо охраняемых природных территорий (далее - ООПТ) и местных общиндеградация окружающей среды (это связано с поведением посетителей и организаций)предоставление временных рабочих мест местному населению (гиды, сотрудники парков, владельцы домиков и т.п.)экономическая нестабильность (доход от туризма не постоянен, он может зависеть, в том числе, от стихийных бедствий и многих других факторов)реализация образовательных программ об окружающей среде для туристов (повышение осведомленности может изменить отношение людей и увеличить число сторонников идеи сохранения окружающей среды)социально-культурные изменения (они могут быть как положительными, так и отрицательными, в основном, они негативны, когда представители местного сообщества не привлекаются к планированию стадий развития этнотура)создание рабочих мест и получение прибыли, без оказания негативного влияния на природу или культуруэтнотуризм - один из лучших способов объединить охрану окружающей среды и социально-экономическое развитие. Это относится как к турам на местном, так и на международном уровнеопыт этнотуризма может использоваться в продвижении, как отдельных регионов, так и страны в целомэтнотуризм более совместим с традиционным образом жизни общин коренных народов, чем другие виды туризмаэтнотуризм, как правило, не требует больших инвестиций, которые необходимы традиционному туризму. В основном, это происходит потому, что клиенты/туристы обращают внимания больше на впечатления, чем на наличие роскоши

Растущая популярность туров на Русский Север, Алтай, в Прибайкалье, в которых удачно совмещены элементы экологического, этнографического и агротуризма, свидетельствует о больших шансах на успех подобного рода программ и в других регионах России.

Выводы:

. В настоящее время, этнический туризм бурно развивается во всем мире, в том числе и в Бурятии. Растет поток туристов, заинтересованных в посещении уникальных мест, в получении нового опыта, такой в тоже время может оказать и негативное воздействие. Плохо спланированный и не организованный «ЛЕНТА-ТУР плюс» этнотур может оказать негативное воздействие на природные и культурные ресурсы, которые так привлекают туристов.

. Во многих случаях достаточно сложно определить выгоды и издержки от этнотуризма, так как они всегда различны. Для «ЛЕНТА-ТУР плюс», в первую очередь, это рост клиентской базы, а значит - дохода, прибыли.

. По нашему мнению, этнический туризм может рассматриваться как одно из возможных стратегических направлений повышения эффективности работы «ЛЕНТА-ТУР плюс». Развитие этнического туризма должно способствовать сохранению культурного наследия и являться фактором устойчивого развития территорий проживания.

Далее приведем пример этнотура в Республике Бурятия и расчет его экономической эффективности.

ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА ЭТНИЧЕСКОГО ТУРА «ВЕЛИКОЕ ОЗЕРО» И ЕГО ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ

.1 Характеристика выбранной дестинации

Для развития этнического направления деятельности ООО «ЛЕНТА-ТУР плюс» представляется интересным разработка и продвижения этнического тура в Республику Бурятия (г. Улан-Удэ, г. Иркутстк и зона озера Байкал).

Историко-этнографические ресурсы представляют собой огромный этнографический материал, включающий легенды, которые могут стать основой для разработки этнического туризма. Список природно-культовых мест насчитывает множество объектов, привлекательных для паломнического и этнографического туризма. И все же в развитии этнического туризма следует учесть ряд факторов.

Политические факторы. В последние несколько лет законодательная база в стране крайне нестабильна, и в сфере туристического или природоохранного законодательства могут вводиться новые законотворческие инициативы, существенно изменяющие существующую структуру туризма. Принятие «Лесного кодекса», отмена лицензирования в туризме, обсуждение новых поправок в природоохранное законодательство дестабилизирует деятельность государственных ООПТ, не имеющих механизмов и структур быстрой адаптации к изменениям.

Отток капиталов из края за счет диспропорции в туристическом бизнесе по самым скромным подсчетам составляет 150 млн. долларов в год. Причина пессимистического прогноза развития внутреннего туризма заключается в отсутствии конкурентоспособных туристических продуктов, способных давать значимый приток иностранной валюты.

В Бурятии наметился интерес населения стран Азиатско-Тихоокеанского региона (далее - АТР) к рекреационным эко- и этноресурсам восточных территорий России. Но сегодня нет широкого ассортимента внутреннего туристического продукта, произведенного республиканскими туристическими фирмами. Тем больше шансов открывается для исследуемой компании из Санкт-Петербурга.

Влияние экономики. В 2014 г. снизились доходы туристических фирм, что привело к переориентации турбизнеса на «короткий» отдых туристам в пределах родного края. В результате формируется устойчивый покупательский спрос на услуги рекреации и туризма в ООПТ у населения. С одной стороны, наступивший кризис ограничивает покупательскую способность граждан, с другой - способствует покупке более экономичных видов отдыха, связанных с минимальным уровнем услуг, но максимальной приближенностью к природе. Это положительно сказывается на спросе услуг рекреационной зоны Байкала. Высокая стоимость зарубежных туров также увеличивает туристические предпочтения в пользу внутреннего туризма.

Наиболее приоритетной зоной развития туризма, несомненно, является Байкал. Исследователи туристско-рекреационного потенциала отмечают, что ведущим видом туров по целям путешествия в каждой из зон и в целом по Бурятии является этнический (экологический) туризм.

Объектами научного и познавательного природно-этнического туризма являются наиболее интересные с точки зрения наблюдения биологические виды или природные объекты неживой природы, (геоморфологические, гидрологические: горы и каньоны, пещеры, озера и реки, птицы и животные, декоративные и лекарственные растения, рыба и насекомые), а также спортивный туризм, альпинизм, лыжные, конные, водные и пешие походы и другие виды активного и пассивного отдыха, традиции, верования, предметы истории и культуры местного населения.

Технологические инновации. Взаимовыгодный контакт с научными организациями дает возможность привлечь к территории внимание российских и зарубежных экологических фондов. Уже сейчас проводятся исследования в области мониторинга экосистем и охраны биоты, а также осуществляется разработка современных основ сохранения редких и исчезающих видов местной флоры и фауны в условиях ООПТ. Новые технологии позволят разнообразить услуги и мероприятия: интерактивные шоу, геокешинг, анимационные туры, выставки, фестивали социальной рекламы.

Республика Бурятия является субъектом Российской Федерации. Образована 30 мая 1923 года. Столица Республики Бурятия: город Улан-Удэ. Высший законодательный орган: Народный Хурал.

Общая площадь составляет 351,3 тысячи квадратных километров. На ее территориинаходится большая часть (свыше 60 процентов береговой линии) озера Байкал - самого глубокого пресноводного озера на планете.

В состав республики входят: 24 района (3 - в городе Улан-Удэ), 6 городов и 29 поселков городского типа, 614 населенных пунктов).

Удобное географическое и геополитическое положение, уникальные природные объекты, богатая история и культура - все это создает Бурятии весьма привлекательный имидж для путешественников с разных концов России и из-за рубежа.

Даже по количеству солнечныхдней в году республика превосходит побережье Черного моря, за что ее и называют «солнечной Бурятией».

Природа Бурятии уникальна: большая ее часть занята горами, обрамляющими о.Байкал, самые высокие из которых на Восточных Саянах имеют высоту 3497 метров. Степи расположены в основном на юге.

В республике около девяти тысяч рек и речек, самая крупная из них - Селенга, текущая из Монголии и впадающая в Байкал. Крупными реками также являются Витим, Джида, Баргузин, Чикой. Здесь много озер, наиболее значительными из них являются Гусиное, Щучье, Еравнинское, Котокель. Эта земля исключительно богата месторождениями минеральных вод, которые по-бурятски называются «аршанами», т.е. «целебной водой». Почти в каждом районе республики бьют минеральные источники.

Животный мир Бурятии разнообразен. Здесь встречаются более 100 видов млекопитающих и 350 видов птиц. Уникальна и фауна Байкала - две третьих ее видов являются эндемиками, т.е. нигде больше не встречаются. В Бурятии два национальных парка, три заповедника и 20 заказников.

Живут в Бурятии представители 113 национальностей. Коренными народами являются буряты, эвенки и сойоты. Из других народов, компактно проживающих здесь, многочисленными являются русские, украинцы, татары, немцы, евреи. Население всей Бурятии составляет около 970 тысяч человек. Горожане составляют более 65% всех жителей республики. Для гостей и туристов будет интересна культура ее коренных народов - бурятов, эвенков, сойотов, а также русских, прежде всего, потомков старообрядцев, сосланных в Сибирь в XVIII веке.

На территории республики обнаружено свыше 200 археологических памятников, рассказывающих о религиозных верованиях древних народов и протобурятских племен. Сегодня, наряду с мировыми религиями - буддизмом и христианством, народы Бурятии исповедуют и шаманизм.

Бурятия является центром буддизма в России. В последнее время строятся новые дацаны, восстанавливаются разрушенные в годы революции. Новый всплеск интереса к буддизму произошел после чудесного возвращения нетленного тела Пандидо Хамбо-ламы Даши Доржи Итигэлова. Хамбо-лама на протяжении 75 лет после смерти сохраняется в неизменном виде, ученые не могут научно объяснить этот феномен. По большим праздникам верующим и гостям Бурятии представляется возможность прикоснуться в прямом смысле к святому Хамбо-ламе, тело которого хранится в Иволгинском дацане (в окрестностях г. Улан-Удэ).

Итак, осознание в обществе, что Бурятия - уникальная борагая территория, способствует использованию его как особого экологического ресурса для неистощимых видов природопользования, наиболее эффективным из которых является этнический (экологический) туризм.

Благоприятные природно-климатические условия и объекты рекреации: теплый климат с мягкой зимой, чистые минеральные источники, природно-растительный комплекс, включающий виды растений, занесенные в Красную Книгу, разнообразный природный ландшафт, создающий зрелищные композиции с разных точек наблюдения, - делают территорию привлекательной для оздоровительной рекреации. Близость к крупным городам Бурятии и близлежащих регионов, центральное положение почти девственных природных мест в России, уникальная природа с разнообразием ландшафтов и растительности, интересные традиции и история Края позволяют позиционировать Прибайкалье как место бюджетного отдыха для населения со средним и низким доходом, куда можно отнести и молодежь Санкт-Петербурга.

Повышение уровня этнической, религиозной и экологической культуры населения в регионе за счет проведения образовательной, ботанической, экологической и природоохранной работы с населением позволяет усилить экономический потенциал территории. Организация и проведение научных конференций, познавательные экскурсии учащихся и студентов, специальные образовательные программы по экологии, экотуризму, спортивному туризму и ландшафтному дизайну, продажа туристического снаряжения, сувенирной продукции, услуги общепита, гостиничного комплекса позволит устойчиво развивать экономику депрессивных регионов. Усиливающиеся тенденции в обществе к сохранению окружающей природной среды могут способствовать росту потока «этно-зеленых» туристов как из России, так и стран АТР.

Далее рассмотрим основные достопримечательности выбранной дестинации.

Место основания Верхнеудинска. Скалистый холм близ слияния Уды и Селенги. Именно здесь весною 1666 года было сооружено казачье зимовье, затем перестроенное в острожную деревянную крепость. О памятных событиях свидетельствует мемориальный камень и два православных креста.

Одигитриевский собор в г. Улан-Удэ (1741 г.) Первое каменное здание, появившееся не только в Верхнеудинске (старое название г. Улан-Удэ), но и во всей Бурятии.

Площадь Революции. Бывшее название - Базарная. В свое время здесь проводились торговые ярмарки. В центре ее находятся Большие Гостиные ряды (1804-1856), которые считаются одним из самых лучших архитектурных объектов подобного рода в России. Напротив - Торговые ряды (1830), украшенные величественной колоннадой. По другим сторонам площади сохранились бывшие купеческие дома.

Улица Ленина. Главная улица города, в прошлом называвшаяся Большой. Много административных, торговых, медицинских и культурных учреждений, здания которых на 90 % являются памятниками архитектуры. В праздничные и воскресные дни она становится пешеходной.

Большие гостиные ряды в г. Улан Удэ. Построены в 1865 году под руководством архитектора Лосева в центре города. В 19 веке эта крупнейшая в Восточной Сибири торговая площадь играла важную роль в осуществлении торговых операций по знаменитому Чайному пути.

Этнографический музей народов Забайкалья. Под открытым небом расположены археологический, эвенкийский, бурятские предбайкальский и забайкальский, старообрядческий, городской комплексы. Большой интерес посетителей вызывают традиционные жилища, орудия труда и предметы домашнего обихода, а также живой уголок. В музее регулярно проводятся народные праздники и выступления фольклорных ансамблей.

Музей истории Бурятии им. Хангалова. Один из старейших в Сибири, основан в 1923 г. Фонды насчитывают свыше 100 тысяч предметов по археологии, шаманизму, буддизму и православию. В коллекции музея - редкие книги и монеты, богатая коллекция буддийской танки (иконы) и скульптуры, единственный в мире Атлас тибетской медицины, произведения искусства азиатских стран, тибетские трактаты «Ганджур» и «Данджур».

Музей природы Бурятии. Представлены геологическая история Прибайкалья, образцы флоры и фауны Бурятии. Тематической линией экспозиции является взаимодействие человека и природы. Интерес вызывают диорамы Восточных Саян и глубинного разреза Байкала. Регулярно проводятся тематические выставки.

Художественный музей им. Сампилова. Полное собрание работ бурятских мастеров живописи, графики и декоративно-прикладного искусства. Большой интерес вызывает коллекция «серебряной кладовой» музея.

Геологический музей. Представлена богатая коллекция коренных пород и рудных проявления Забайкалья. Экспозиция интересна не только для специалистов по геологии, но и для широкого круга посетителей.

Музей Бурятского научного центра СО РАН. Богатая коллекция нефритов различных цветов и оттенков, прекрасные подборки декоративного мрамора, пейзажных яшм, разнообразных халцедонов. Представлены тибетские лекарственные средства и сырье. Экспозицию дополняют предметы культа буддизма, страницы и ксилографы тибетских трактатов.

Арт-салон союза художников Бурятии. Здесь на постоянной основе работает выставка-продажа произведений живописи, графики, ювелирного искусства, плетения из конского волоса. Посетители имеют возможность не только увидеть и приобрести готовые произведения, но и наблюдать процесс творчества.

Иволгинский дацан - расположен в 30 км от Улан-Удэ в с. Нижняя Иволга был построен в 1945 году и был единственным действующим дацаном в годы советской власти. Это комплекс храмовых сооружений, где проводятся все крупные буддистские богослужения. Именно здесь хранится нетленное тело Хамбо-ламы Даши Доржо Итигэлова, сохранившееся в неизменном виде на протяжении 75 лет.

Иволгинское хуннское городище - укрепленный форпост хуннского государства на северной границе - I в. до н.э. Расположен в 14 км к юго-западу от г. Улан-Удэ.

Иволгинская сопка Баин-Тогод (Богатый павлин) в 35 км от Улан-Удэ. Для местных жителей сопка служит священным местом, где устраиваются молебны с жертвоприношениями духам местности. На стенах пещеры сохранилось несколько наскальных рисунков солнца, зверей и птиц.

Семейские села: Большой Куналей, Саратовка, Мухор-Тала, Калиновка и др.

Со второй половины 18 в. за Байкалом стали селить русских старообрядцев («семейских»). Их размещали в удобных для хлебопашества местах по долинам рек Селенги, Уды, Хилка и Никоя. Своё название «семейские» получили за то, что прибывали на поселение семьями и часто жили большими разновозрастными семьями.

Гусиноозерский (Тамчинский) дацан - один из самых старинных сохранившихся дацанов России. Мирян обслуживало 900 лам, 500 из которых проживали постоянно в дацане. В 1957 г. Тамчинский дацан постановлением правительства Бурятии объявлен историко-архитектурным памятником.

«Алтан-Сэр-гэ». На территории Тамчинского дацана, перед входом в Цогчин, находится легендарный археологический памятник - оленный камень (Алтан-Сэргэ - «золотая коновязь»), которому, по определению археологов, 3-5 тысячи лет.

Новоселенгинск. Расположен на берегу р. Селенги, в 135 км к югу от Улан-Удэ. Место поселения Английской духовной миссии, декабристов. Действует музей декабристов.

Скала Англичанка. Красивый береговой утес, место отдыха английских миссионеров и декабристов.

Кяхтинский краеведческий музей им. Обручева. Основан в 1890 г. Хранилище ценных источниковедческих материалов, привезенных известными путешественниками из экспедиций.

Ацагатский дацан. Построен по инициативе Агвана Доржиева в честь богини Цаган Дара-эхэ (Белой Тары). Был посещен цесаревичем Николаем. Действовала школа тибетской медицины.

Хайласан - крепость меркитов. Скальный массив на правобережье устья р. Тугнуй. Помимо разнообразных памятников археологии (могильники, петроглифы) здесь особо выделяется укрепленное место Шара-Тэбсэг на уступе отвесной скалы. Туда ведет дорога, которая в опасных местах защищена массивными каменными бордюрами. В центре крепости устроен потайной колодец с вырубленным в скалах ходе. На вершине утеса устроены наблюдательные площадки с обзором на десятки километров. Согласно историческим сведениям, это есть меркитская крепость-святилище Тайхан, у стен которой в 1176 году Чингисхан провел первое в своей жизни боевое сражение. Здесь японские документалисты снимали кадры многосерийного фильма «Империя Чингисхана».

Абрикосовая роща. Место произрастания абрикоса сибирского, недалеко от крепости меркитов.

Дельта реки Селенги (Посольск). Дельта интересна как место обитания множества околоводных птиц, на ее территории отмечен 251 вид птиц. Это крупнейшее в Восточной Сибири место концентрации птиц. Здесь гнездится 100-120 тысяч уток. В период осенней миграции через дельту пролетает 5-7 млн. птиц, в т.ч. гусей и лебедей.

Посольский Спасо-Преображенский монастырь. Возведен на месте гибели царского посла Е. Заболоцкого. Ныне это действующий мужской монастырь.

Конечно, особое место в этническом направлении туризма в Бурятии занимает Байкал - озеро, которое называют «жемчужиной Сибири». Феноменальное природное явление на Азиатском континенте. По глубине и объему воды Байкал - бесспорный лидер среди озер мира. Средняя его глубина - 730 метров, а наибольшая, в центральной части - 1637 метров, объем воды - 23 тыс. куб. км.

В нем содержится 20% мировых запасов пресной воды и 80% общероссийских. Общая масса воды в Байкале равна массе Балтийского моря. Общая длина береговой линии - 2100 км. Площадь зеркала воды в Байкале - 31,5 тыс. кв. км. - (территория Нидерландов). Площадь байкальского водосбора - 557 тыс. кв. км. - это площадь такой страны, как Франция. В Байкал впадают 336 рек, а вытекает одна - Ангара.

Вода в Байкале прозрачная на глубину до 40 метров. Высота волн на Байкале может достигать 4-5 метров и более, толщина льда зимой - 70 - 115 см. Прозрачные, постоянно прохладные байкальские воды полны жизни до самого дна. Здесь обитают до 600 видов растений и до 1200 видов животных. И около трех четвертей всех живых организмов не встречаются больше нигде в мире, являются эндемиками.

На Байкале 6 крупных заливов. Самые большие - Баргузинский (725 кв.км) и Чивыркуйский (270 кв.км).

Вода в Байкале пресная. Весь секрет - в реках Бурятии. Русла рек, впадающих в озеро, сложены из кристаллических труднорастворимых горных пород, поэтому вода в реках пресная и чистая, без ила. Воду для питья можно брать прямо из озера.

Климат на Байкале определяется, во-первых, его положением в глубине материка, высокими горными хребтами, обрамляющими акваторию озера и термическим воздействием водной толщи. Таким образом, лето на Байкале более прохладное, чем на близлежащих территориях, а зима - более мягкая и снежная.

По количеству солнечных дней район озеро Байкал может сравниться с Кавказским побережьем. Средняя температура воздуха зимой - 21, летом +15, в заливах температура может достигать + 22. Самое теплое место на Байкале - бухта Песчаная. Теплее всего на Байкале в августе, когда температура воды на мелководьях достигает +16-17. Зимой вода озера остывает медленно и только в конце декабря поверхность покрывается метровым слоем льда.

Максимальная скорость ветра на Байкале отмечается в апреле, мае и ноябре, безветренно в феврале и июле. Сильные ветра: верховик - с северной оконечности Байкала и култук - с южной. Ветра, дующие поперек озера: баргузин - с севера, шелонник - с юга. Самый сильный ветер сарма достигает в порывах силы урагана (40-50 м/с), случаются они в конце лета и осенью.

В фауне озера Байкал представлены все типы животных, обитающих в пресных водоемах. Ни одно из озер мира не может соперничать с Байкалом по богатству и разнообразию животного и растительного мира.

В декабре 1996 года озеро Байкал включено в список Всемирного Наследия ЮНЕСКО.

Итак, Бурятия, обладая такими рекреационными возможностями и колоритом населения не может не привлечь ООО «ЛЕНТА-ТУР плюс» в направлении развития этнического туризма.

3.2 Содержание и программа тура

В качестве мероприятия по повышению эффективности деятельности ООО «ЛЕНТА-ТУР плюс» и, в частности, развитию этнического туристического направления в фирме, предлагается внедрение тура «Великое озеро», включающего в себя следующую программу (см. табл. 9 и Приложение 2).

Тур рассчитан на молодежь города Санкт-Петербург и включает в себя следующий маршрут: г. Санкт-Петербург - г. Москва - г. Улан-Удэ - г. Иволгинск - с. Ацагат - г. Улан-Удэ - пос. Энхалук - г. Иркутск - пос. Листвянка - г. Иркутск - г. Москва - г. Санкт-Петербург.

Продолжительность тура - 17 дней/18 ночей.

Таблица 9. Содержание и программа тура «Великое озеро»

День тураСодержание и программаДень 1Встреча группы на вокзале (07.00). Трансфер автобусом в Москву.День 2Прибытие в Москву (15.00). Обед. Обзорная этническая автобусная экскурсия по Москве. Красная площадь, вид Кремля со стороны Софийской набережной, Храм Христа Спасителя, Памятник Петру I, Дом на Набережной, Новодевичий монастырь (без посещения), МГУ, Воробьевы горы, Поклонная гора, Триумфальная арка, Кутузовский проспект, Новый Арбат, Бульварное кольцо, Манежная площадь, Театральная площадь, Тверская улица, Пушкинская площадь. Дополнительные расходы - 250руб., входной экскурсионный билет в Храм Христа Спасителя. Выезд поездом из Москвы в Улан-Удэ (23.00)День 3Переезд в Улан-УдэДень 4Переезд в Улан-УдэДень 5Переезд в Улан-УдэДень 6Прибытие в Улан-Удэ (20.00). Поселение в гостиницу. Ужин.День 7Завтрак. автобусная обзорная экскурсия по городу с посещением основных достопримечательностей, посещение Этнографического музея народов Забайкалья, музей под открытым небом, где собраны жилища, предметы быта, утвари народов, населяющих Бурятию. Обед в «Баатарай Урго», выезд в Иволгинский дацан - центр буддизма России. Ужин в юрточном кемпинге «Алтаргана», вечерняя прогулка по городу возвращение в гостиницу, отдых.День 8Завтрак. Сбор группы возле гостиницы. Посадка на автобус. Отъезд в Ацагат. Прибытие. Встреча - «Угтамжа» - Встреча по бурятскому обычаю с белой пищей и хадаком. Посещение Ацагатского дацана, который имеет на своем алтаре 1000 Будд счастливых времен. Посещение статуи Арьяа-Баала. Посещение музея восковых фигур села Ацагат. Вы увидите подлинные старинные вещи, ученых, живших в этом селе: Агвана Доржиева и Чойнзона Иролтуева, а также копии страниц тибетского атласа и книги - мантры написанные в 17-18 веках, хранящиеся в тканевых переплетах. Знакомство с легендами Ацагата. Обед - бурятская национальная кухня. Стрельба из лука, катание на лошадях. Бурятские народные песни, игры «шагэ» (кости), конкурсы. Ёохор-хоровод, фотографирование в национальной одежде. Отъезд, прибытие в Улан-Удэ. Ужин. Свободное время. День 9Завтрак. Выезд к юго-восточному побережью озера Байкал - пос. Энхалук.

Похожие работы на - Разработка этнического тура в Республику Бурятия

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!