Федеральный закон России 'О связи'

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    11,11 Кб
  • Опубликовано:
    2016-02-13
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Федеральный закон России 'О связи'

Введение

Актуальность, научная и практическая значимость исследования проблем правового регулирования в области оказания услуг связи обусловлены важностью этих проблемных отношений на современном этапе развития услуг связи.

Связь является неотъемлемой частью экономической и социальной инфраструктуры Российской Федерации и функционирует на ее территории как производственно-хозяйственный комплекс, предназначенный для удовлетворения нужд физических, юридических лиц и органов государственной власти (управления); в услугах электрической и почтовой связи. Средства связи вместе со средствами вычислительной техники и соответствующим программным обеспечением составляют технологическую базу обеспечения процесса сбора, обработки, накопления и распространения информации.

Развитие и обеспечение устойчивой и качественной работы связи являются важнейшими условиями развития общества и деятельности государства. Развитие отрасли связи, постоянное совершенствование технической и технологической сторон отрасли влечет за собой и постоянную корректировку механизмов регулирования.

С момента формирования отрасли связи регуляционный приоритет отдавался государственным органам и структурам. Однако неуклонное стремление к техническому совершенствованию отрасли связи привело к тому, что государственное вмешательство в деятельность операторов связи в настоящее время все больше и больше сводится к минимуму. Именно это и является основной предпосылкой изменения подходов к правовому регулированию отрасли связи. Ввиду чего особенно актуальными становятся вопросы гражданско-правового регулирования связи, исследования истории развития, определение правовой природы отношений по оказанию услуг связи, изучение вопросов лицензирования деятельности по оказанию услуг связи, прав и обязанностей сторон договора, в связи с подготовкой вступления России в ВТО особенно актуальны вопросы международного гражданско-правового регулирования в сфере связи. Но на сегодняшний день в сфере регулирования деятельности услуг связи существует множество проблем.

Любая деятельность в области связи регламентируется содержанием Федерального закона №126-ФЗ от 07.07.2003 года «О связи», который устанавливает правовые основы в сфере связи на территории РФ и территориях, находящихся под юрисдикцией РФ, определяет полномочия государственной власти, а также права и обязанности лиц, пользующихся услугами связи и участвующих в указанной деятельности.

Целью проведения настоящего исследования анализ федерального закона «О связи» как основополагающего закона в указанной сфере, а также установление тенденций и перспектив дальнейшего развития и совершенствования правового регулирования деятельности в области оказания услуг в сфере связи.

Основные задачи:

отразить особенности структуры Федерального закона «О связи»;

изучить цели и задачи Федерального закона «О связи».

Проведение исследования современного российского законодательства, регулирующего отношения по оказанию услуг связи.

1. Назначение и структура федерального закона «О связи»

закон связь федеральный

20 января 1995 года Государственной Думой Российской Федерации был принят первый российский Закон «О связи». Именно этот закон в течение 9 лет обеспечивал существенный рост и динамичное развитие сектора электросвязи российских телекоммуникаций.

С целью кардинального совершенствования государственного регулирования телекоммуникационного сектора экономики, определения новых форм административного и экономического воздействия на субъекты правоотношений в сфере телекоммуникаций в течение нескольких лет готовилась новая редакция Закона. Он принят Государственной Думой 18 июня 2003 года, одобрен Советом Федерации 25 июня 2003 года и подписан Президентом Российской Федерации 7 июля 2003 г. С 1 января 2004 года Закон вступил в силу.

Необходимость принятия новой редакции Федерального закона «О связи» (от 07.07.2003), предлагаемой данным законопроектом, была обусловлена основанной на действующей редакции этого закона избыточностью государственного регулирования деятельности в области электросвязи, что повлекло за собой необоснованное повышение издержек хозяйствующих субъектов и создало благодатную почву для недобросовестной конкуренции и криминализации.

Избыточность, требующая устранения, заключается, прежде всего, в дублировании разрешительных процедур, а также в использовании административных механизмов регулирования там, где мировая практика давно подтвердила эффективность экономического регулирования. В настоящее время имеют дело с редакцией от 07.07.2003 г. №126-ФЗ с последующим изменением и дополнением.

Федеральный закон Российской Федерации «О связи» регулирует отношения между абонентами и операторами связи, телекомпаниями, радиоканалами в сфере предоставления услуг связи. Федеральный закон «О связи» определяет права и обязанности и права лиц, участвующих в деятельности предоставления услуг связи и лиц, пользующихся этими услугами.

Настоящий закон устанавливает порядок выдачи, аннулирования, приостановления, изменения и восстановления лицензии на предоставление услуг электросвязи, почтовой связи, сети Интернет. Целью Федерального закона «О связи» является создание благоприятных условий на территории Российской Федерации для оказания услуг связи абонентам, содействие внедрению новейших технологий с области связи и создание условий для защиты пользователей услуг связи.

Федеральный закон «О связи» предусматривает равные условия конкуренции для всех операторов связи независимо от формы собственности в условиях единства экономического пространства. Федеральный закон «О связи» устанавливает права и обязанности пользователей услуг связи, в том числе и льготных категорий населения.

Закон устанавливает правовые основы деятельности в области связи на территории Российской Федерации и на находящихся под юрисдикцией Российской Федерации территориях, определяет полномочия органов государственной власти в области связи, а также права и обязанности лиц, участвующих в указанной деятельности или пользующихся услугами связи.

Закон о связи имеет сложную структуру, он состоит из преамбулы, 13 глав и 74 статей. Общие положения закона установлены главой 1, статьи определяют цели документа, основные понятия, используемые в данной области, сферу применения закона и законодательство.

Преамбула определяет основную идею Федерального закона: установить правовые основы деятельности в области связи на территории Российской Федерации и на находящихся под юрисдикцией Российской Федерации территориях. К сожалению, ни в преамбуле, ни в других главах Закона не определяется сам предмет Закона. Не определив понятие «связь», законодатель предоставил широкие возможности для его толкования.

Первая статья определяет цели Закона

Главой 2 определены основы деятельности в области связи: средства связи и собственность на сети, организация деятельности, ввиду размещения определенных сооружений, защита сооружений и сетей связи, регистрация прав собственности и иных вещных прав на объекты связи, строительство и эксплуатации линий связи в пределах территориального моря РФ и на приграничной территории РФ, а также земли связи.

Все вопросы, которые касаются сети связи, разрешаются посредством статей главы 3. Так, статьями 11-17 установлены виды федеральной связи, единой сети электросвязи, сети общего пользования, выделенные и технологические сети связи, сети специального назначения и сети почтовой связи. Условия присоединение сетей электросвязи, в том числе их взаимодействие регламентируется содержанием главы 4. Статьями 18-19.1 зафиксировано право на присоединение сетей, требования к порядку присоединения и особенности к такому присоединению и взаимодействию. Кроме того, статьями 19.2-20 установлена эфирная наземная трансляция обязательных общедоступных радиоканалов и (или) телеканалов и стоимость услуг присоединения и услуги пропуска определенного трафика.

Государственное регулирование деятельности в сфере связи осуществляется в соответствии со статьями 21-28 главы 5. Здесь закон о связи определяет организацию, регулирование и распределение радиочастотного спектра, выделение полос радиочастот и контроль за излучениями высокочастотных устройств. Установлено регулирование ресурсами нумерации и тарифов на услуги связи.

Глава 6 закона фиксирует требования и условия лицензирования деятельности в области оказания услуг связи и устанавливает оценку соответствия в указанной сфере.

Услуги связи - их оказание, льготы и оплата, универсальные услуги связи и условия защиты прав пользователей услугами связи, на территории Российской Федерации осуществляются, согласно содержанию статей 44-64 глав 7-9 закона.

Статья 8 Закона подчеркивает, что регистрация прав собственности и других вещных прав на линейно-кабельные сооружения осуществляется в особом порядке, определяемом Правительством России. Такой порядок установлен постановлением Правительства от 11 февраля 2005 г. №68 «Об особенностях государственной регистрации права собственности и других вещных прав на линейно-кабельные сооружения связи». Вторая часть этой статьи указывает, что порядок регистрации права собственности и других вещных прав на космические объекты связи устанавливается федеральными законами, но не Законом «О связи». Однако в третьей части этой статьи специально подчеркивается, что передача прав собственности на космические объекты (регулируемая другими законами) не влечет за собой передачу права на использование орбитально-частотного ресурса.

Управление сетями связи в условиях чрезвычайного положения, а также ответственность за нарушение действующего законодательства РФ в области связи фиксируют статьи 65-68 главы 10-11 закона о связи, при этом, международное сотрудничество РФ в этой области регламентируется главой 12. Заключительные и переходные положения - глава 13 закона, приводит в соответствии с настоящим законом иные нормативно-правовые документы и устанавливает срок вступления закона в силу.

. Цели федерального закона «О связи»

В ст. 1 определяются цели Закона. Как известно, целью является тот результат, на достижение которого направлено то или иное действие. Таким образом, принимая тот или иной нормативный правовой акт, законодатель пытается достичь определенного результата.

Целями настоящего Федерального закона являются:

1.создание условий для оказания услуг связи на всей территории Российской Федерации;

2.содействие внедрению перспективных технологий и стандартов;

.защита интересов пользователей услугами связи и осуществляющих деятельность в области связи хозяйствующих субъектов;

.обеспечение эффективной и добросовестной конкуренции на рынке услуг связи;

.создание условий для развития российской инфраструктуры связи, обеспечения ее интеграции с международными сетями связи;

.обеспечение централизованного управления российскими радиочастотным ресурсом, в том числе орбитально-частотным, и ресурсом нумерации;

.создание условий для обеспечения потребностей в связи для нужд государственного управления, обороны страны, безопасности государства и обеспечения правопорядка

Целью настоящего Федерального закона является, во-первых, создание условий для оказания услуг связи на всей территории РФ.

Условия для оказания услуг связи на всей территории РФ заключаются в отражении в рассматриваемом нами Законе следующих моментов:

) установление собственности на сети связи и средства связи;

) регламентация правового режима земель связи;

) законодательная защита сетей связи и сооружений связи;

) определение правил присоединения сетей электросвязи;

) организация государственного регулирования деятельности в области связи;

) определение порядка и условий лицензирования деятельности в области оказания услуг связи;

) установление правовых основ оказания услуг связи;

) определение ответственности за нарушение законодательства РФ в области связи.

Следующая цель Закона - это содействие внедрению перспективных технологий и стандартов.

В Законе отражено, что регулирование использования радиочастотного спектра является исключительным правом государства и обеспечивается в соответствии с международными договорами РФ и законодательством РФ посредством проведения экономических, организационных и технических мероприятий, связанных с конверсией радиочастотного спектра и направленных на ускорение внедрения перспективных технологий и стандартов, обеспечение эффективного использования радиочастотного спектра в социальной сфере и экономике, а также для нужд государственного управления, обороны страны, безопасности государства и обеспечения правопорядка (ч. 1 ст. 22 Закона).

Кроме того, в соответствии с ч. 3 ст. 19 комментируемого Закона при вводе в действие новых средств связи, внедрении новых технологических решений в своей сети электросвязи, выводе из эксплуатации или модернизации устаревших средств связи, что существенно влияет на условия присоединения других сетей электросвязи и пропуска трафика по сети электросвязи оператора, занимающего существенное положение в сети связи общего пользования, указанный оператор связи вправе установить новые условия присоединения других сетей электросвязи к своей сети.

Рассмотрим третью цель. Она состоит в защите интересов пользователей услугами связи и осуществляющих деятельность в области связи хозяйствующих субъектов. Защита интересов пользователей услугами связи осуществляется, в первую очередь, посредством законодательного закрепления:

) льгот и преимуществ при пользовании услугами связи;

) тайны связи;

) прав пользователей услугами связи;

) особого порядка вызова экстренных оперативных служб;

) порядка подачи жалоб и предъявления претензий и их рассмотрения.

Кроме того, защите интересов пользователей услугами связи служат статьи Закона, посвященные вопросам:

) служебной электросвязи;

) оказания услуг связи для государственных или муниципальных нужд;

) установления особенностей оказания услуг связи для нужд обороны страны, безопасности государства и обеспечения правопорядка.

Защита интересов осуществляющих деятельность в области связи хозяйствующих субъектов происходит, в первую очередь, посредством законодательного закрепления оплаты услуг связи.

Следующая цель Закона заключается в обеспечении эффективной и добросовестной конкуренции на рынке услуг связи. В соответствии с положениями Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» конкуренция - это соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Ст. 14 указанного Федерального закона устанавливает запрет на недобросовестную конкуренцию и дает разъяснения о том, что следует считать недобросовестной конкуренцией.

В соответствии с ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» не допускается недобросовестная конкуренция, связанная с приобретением и использованием исключительного права на средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации продукции, работ или услуг.

Пятая цель Закона заключается в создании условий для развития российской инфраструктуры связи и обеспечения ее интеграции с международными сетями связи. Согласно ст. 11 Закона, федеральную связь образуют все организации и государственные органы, осуществляющие и обеспечивающие электросвязь и почтовую связь на территории РФ. Материально-техническую основу федеральной связи составляют единая сеть электросвязи РФ и сеть почтовой связи РФ.

В соответствии со ст. 12 Закона единая сеть электросвязи РФ состоит из расположенных на территории РФ сетей электросвязи следующих категорий:

выделенные сети связи;

технологические сети связи, присоединенные к сети связи общего пользования;

сети связи специального назначения и другие сети связи для передачи информации при помощи электромагнитных систем.

Шестая цель Закона - это обеспечение централизованного управления российскими радиочастотным ресурсом, в том числе орбитально-частотным, и ресурсом нумерации.

Согласно ст. 22 Закона, регулирование использования радиочастотного спектра является исключительным правом государства и обеспечивается в соответствии с международными договорами РФ и законодательством РФ посредством проведения экономических, организационных и технических мероприятий, связанных с конверсией радиочастотного спектра и направленных на ускорение внедрения перспективных технологий и стандартов, обеспечение эффективного использования радиочастотного спектра в социальной сфере и экономике, а также для нужд государственного управления, обороны страны, безопасности государства и обеспечения правопорядка.

В РФ регулирование использования радиочастотного спектра осуществляется межведомственным коллегиальным органом по радиочастотам при федеральном органе исполнительной власти в области связи, обладающим всей полнотой полномочий в области регулирования радиочастотного спектра. Им является Государственная комиссия по радиочастотам. Положение о Государственной комиссии по радиочастотам и ее состав утверждаются Правительством РФ.

Использование в РФ радиочастотного спектра осуществляется в соответствии со следующими принципами:

разрешительный порядок доступа пользователей к радиочастотному спектру;

сближение распределения полос радиочастот и условий их использования в РФ с международным распределением полос радиочастот;

право доступа всех пользователей к радиочастотному спектру с учетом государственных приоритетов, в том числе обеспечения радиочастотным спектром радиослужб РФ в целях обеспечения безопасности граждан, обеспечения президентской связи, правительственной связи, обороны страны и безопасности государства, правопорядка, экологической безопасности, предотвращения чрезвычайных ситуаций техногенного характера;

платность использования радиочастотного спектра;

недопустимость бессрочного выделения полос радиочастот, присвоения радиочастот или радиочастотных каналов;

конверсия радиочастотного спектра;

прозрачность и открытость процедур распределения и использования радиочастотного спектра.

Средства связи, иные радиоэлектронные средства и высокочастотные устройства, являющиеся источниками электромагнитного излучения, подлежат регистрации. Перечень радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств, подлежащих регистрации, и порядок их регистрации определяются Правительством РФ. Радиоэлектронные средства, используемые для индивидуального приема программ телевизионного вещания и радиовещания, сигналов персональных радиовызовов (радиопейджеры), электронные изделия бытового назначения и средства персональной радионавигации, не содержащие радиоизлучающих устройств, используются на территории РФ с учетом ограничений, предусмотренных законодательством РФ, и регистрации не подлежат. Использование без регистрации радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств, подлежащих регистрации, не допускается.

Последняя цель Закона - это создание условий для обеспечения потребностей в связи для нужд государственного управления, обороны страны, безопасности государства и обеспечения правопорядка.

Согласно ст. 51 Закона, оказание услуг связи для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основе договора возмездного оказания услуг связи, заключаемого в форме государственного или муниципального контракта в порядке, установленном гражданским законодательством и законодательством РФ о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, в объеме, соответствующем объему финансирования предусмотренных соответствующими бюджетами расходов на оплату услуг связи.

В целях исполнения настоящего Федерального закона задачами федеральных органов исполнительной власти в области связи, входящих в единую систему, являются:

·разработка предложений по государственной политике в области связи и обеспечение ее реализации, общее регулирование в области связи;

·межотраслевая координация на коллегиальной основе функционирования и развития электросвязи;

·организация и обеспечение государственного надзора и контроля за деятельностью в области связи;

·разработка предложений по государственной политике в области распределения и использования радиочастотного спектра и обеспечение их реализации;

·разработка проектов программ развития в области почтовой связи и обеспечение их реализации.

Цены на услуги связи, оказываемые для нужд обороны страны, безопасности государства и обеспечения правопорядка, должны определяться государственным контрактом исходя из необходимости компенсации экономически обоснованных затрат, связанных с оказанием данных услуг связи, и возмещения обоснованной нормы прибыли (рентабельности) от капитала, используемого при оказании данных услуг связи.

Изменение цен на услуги связи, оказываемые для нужд обороны страны, безопасности государства и обеспечения правопорядка, и условий оплаты оказанных услуг связи допускается в порядке, установленном государственным контрактом, не более чем один раз в год.

При исполнении государственного контракта на оказание услуг связи для нужд обороны страны, безопасности государства и обеспечения правопорядка оператор связи, заключивший указанный государственный контракт, не вправе приостанавливать и (или) прекращать оказание услуг связи без согласия в письменной форме государственного заказчика.

Заключение

Рассматриваемый нами Федеральный закон «О связи» впервые был принят в редакции от 16.02.1995 г. за номером 15-ФЗ. Необходимость принятия новой редакции Федерального закона «О связи» (от 07.07.2003) была обусловлена основанной на действующей редакции этого закона избыточностью государственного регулирования деятельности в области электросвязи

Чтобы стать оператором электросвязи, хозяйствующий субъект должен сначала получить лицензию, то есть разрешение оказывать соответствующие услуги связи в принципе. Но чтобы получить возможность выйти со своими услугами на конкретный рынок, он должен просить тот же федеральный орган, который его лицензировал, о выделении нумерации (для операторов проводной связи) или полосы частот (для операторов мобильной связи), представляя при этом примерно те же документы, что и для получения лицензии. Более того, если речь идет об услугах мобильной связи, и выделение полосы радиочастот еще не дает возможности реального выхода на рынок, поскольку оператору нужна не полоса, а конкретные радиочастоты в этой полосе. Для этого он вынужден обращаться в тот же федеральный орган в третий раз.

Данный законопроект сводит этот сложный процесс к одной процедуре получения права на использование конкретной нумерации и (или) конкретных радиочастот.

Законопроектом решается также задача существенного снижения нарастающего по мере роста спроса на услуги мобильной связи и усиления конкуренции в этой сфере дефицита радиочастот, предназначенных для использования в гражданском обороте. С этой целью вводятся требование доступности для гражданского оборота не менее половины радиочастотного спектра и запрет на смешанное использование конкретных полос радиочастот. На выполнение этих норм дается пятнадцать лет.

Законопроект впервые формулирует на уровне федерального закона нормы, регулирующие отношения между операторами телефонной связи и их абонентами. Действующие нормы утверждались органами исполнительной власти и не всегда, на наш взгляд, обеспечивают в этой сфере баланс интересов предпринимателей и потребителей их услуг.

В соответствии с реальным составом важных для граждан-абонентов проблем в проекте установлены меры защиты абонентов от «телефонного пиратства», право на рассрочку платежа за подключение к телефонной сети, условия замены абонентского номера, «уплотнения» индивидуального канала, переключения номера и замены его пользователя, введения повременной системы оплаты, право использовать любые сертифицированные абонентские устройства. Одновременно определены и права операторов телефонной связи в отношении своих недобросовестных абонентов.

Список литературы

1.Федеральный закон от 07.07.2003 №126-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «О связи» (с изм. и доп., вступ. в силу с 10.01.2016) // Собрание законодательства РФ», 14.07.2003, №28, ст. 2895

2.Федеральный закон от 26.07.2006 №135-ФЗ (ред. от 05.10.2015) «О защите конкуренции» (с изм. и доп., вступ. в силу с 10.01.2016) // Парламентская газета, №126-127, 03.08.2006

.Постановление Правительства РФ от 11.02.2005 №68 (ред. от 10.03.2009) «Об особенностях государственной регистрации права собственности и других вещных прав на линейно-кабельные сооружения связи» // Собрание законодательства Российской Федерации от 21 февраля 2005 г., №8, ст. 650

Похожие работы на - Федеральный закон России 'О связи'

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!