Разработка направлений развития речного туризма в период сезонного спада (на примере регионов Северо–Западного федерального округа)

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Туризм
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    339,25 Кб
  • Опубликовано:
    2015-06-24
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Разработка направлений развития речного туризма в период сезонного спада (на примере регионов Северо–Западного федерального округа)

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение

высшего образования

«Санкт-Петербургский государственный экономический университет»

ФАКУЛЬТЕТ ТУРИЗМА

Кафедра рекреации и туризма





ДИПЛОМНЫЙ ПРОЕКТ

На тему: «Разработка направлений развития речного туризма в период сезонного спада

(на примере регионов Северо-Западного федерального округа)»


Зав. кафедрой РиТ: д.э.н., проф. Шарафанова Е.Е.

Руководитель проекта: к.э.н., доц. Белякова Н.В.

Консультанты:

по технологической части: д.т.н., проф. Лепеш Г.В.

по охране труда: д.э.н., проф. Малинин А.М.

Дипломник: Андрющенко Е.И.


Санкт-Петербург, 2014

Содержание

Введение

1       Теоретическая часть

1.1    Роль фактора сезонности в сфере российского туризма

.2      Характеристика современных методов исследования влияния сезонности на объем реализации туристских услуг

.3      Структура управления индустрией туризма в России

Выводы

         Аналитическая часть

.1      Общая характеристика ООО «Гама»

.2      Анализ рынка речных круизов в СЗФО

.3      Анализ деятельности ООО «Гама» в период сезонного спада спроса на туристические услуги

Выводы

         Проектная часть

.1      Дерево целей

.2      Характеристика мероприятий

.3      Оценка эффективности проекта мероприятий

Выводы

         Технологическая часть

Выводы

         Охрана труда

Выводы

Заключение

Список литературы

Введение

Туризм является одной из самых быстроразвивающихся отраслей экономики. Его доля в мировой торговле услугами составляет более 30%, а так же туризм обеспечивает работой 137 млн. человек.

Россия располагает огромным потенциалом, как для развития внутреннего туризма, так и для приема иностранных путешественников. У нее есть все необходимое - огромная территория, богатое историческое и культурное наследие, а в отдельных регионах - нетронутая, дикая природа. Реки и озера являются важными туристскими ресурсами. Они формируют благоприятный микроклимат, украшают ландшафт, предоставляют туристам отдыхать на воде, заниматься водными видами спорта. Речной туризм относится к специальным видам туризма, так как является достаточно трудоемким, капиталоемким видом туризма, сочетающим в себе несколько видов туризма, таких как рекреационный, спортивный, лечебно-оздоровительный, познавательный. Под круизом следует понимать путешествие на водных видах транспорта, включающее береговые экскурсии, осмотр достопримечательностей портовых городов, а также разнообразные развлечения на борту морских и речных лайнеров.

Одной из наиболее острых проблем в туризме является несоответствие между туристским спросом и предложением, вызванное сезонностью туризма.

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что сезонность создает значительные трудности в индустрии туризма, снижая рентабельность туристических предприятий, эффективность использования основных фондов, ухудшая обслуживание туристов, особенно в разгар туристского сезона, и вызывая текучесть кадров вследствие недогрузки предприятий туризма в межсезонный период.

Объектом исследования является ООО «Гама», которая занимается организацией речных круизов по рекам России (Нева, Свирь, Вытегра, Волга, Ока, Кама, Дон).

Предметом исследования является деятельность туристской фирмы «Гама» в период сезонного спада спроса на услуги.

Цель исследовательской работы заключается в разработке мероприятий для туристской компании, с целью повышения эффективности ее деятельности в период сезонного спада спроса на туристские услуги.

Для достижения поставленной цели в ходе выполнения дипломного проекта на примере предприятия ООО «Гама» - необходимо реализовать следующие задачи:

- проанализировать современное состояние туристского рынка;

-        рассмотреть положение турфирмы на рынке;

         определить пути повышения эффективности деятельности туристической организации;

         разработать организационно - экономическое обоснование мероприятий по повышению эффективности деятельности организации;

         составить план деятельности предприятия на следующий год с учётом внедрения разработанных мероприятий;

         оценить экономическую эффективность реализации предлагаемого комплекса мероприятий.

Информационной базой для написания исследовательского проекта послужили теоретические и методологические разработки отечественных ученых, законодательные акты, регулирующие туристскую деятельность в РФ, а так же комплексного анализа объекта исследования были рассмотрены технологической, экономической и финансовой направленности, необходимых для реализации конкретных мероприятий, выработанных с целью повышения эффективности деятельности организации в период сезонного спада спроса на услуги.

1      
Теоретическая часть

.1      Роль фактора сезонности в сфере российского туризма

Россия располагает огромным потенциалом, как для развития внутреннего туризма, так и для приема иностранных путешественников. У нее есть все необходимое - огромная территория, богатое историческое и культурное наследие, а в отдельных регионах - нетронутая, дикая природа. Реки и озера являются важными туристскими ресурсами. Они формируют благоприятный микроклимат, украшают ландшафт, предоставляют туристам отдыхать на воде, заниматься водными видами спорта.[13]

Туризм является одной из быстрорастущих отраслей в экономике. Но рыночная экономика подвержена цикличным колебаниям, которые характеризуют процесс колебательного движения уровня производства, объема инвестиций, занятости и дохода, в результате чего происходит значительное расширение или сжатие деловой активности в большинстве секторов экономики. Экономическая активность неравномерна из-за сезонных колебаний (в туризме летом она усиливается в связи с отпусками, но в осенний период экономическая активность угасает)[27]

Обычно выделяют четыре основных вида экономических циклов:

·        краткосрочные циклы Китчина (характерный период - 2-3 года);

·        среднесрочные циклы Жюгляра (характерный период - 6-13 лет);

·        ритмы Кузнецова (характерный период - 15-20 лет);

·        длинные волны Кондратьева (характерный период - 50-60 лет).[65]

В циклах деловой активности выделяются четыре относительно чётко различимые фазы: пик, спад, дно (или «низшая точка») и подъём; но в наибольшей степени эти фазы характерны для циклов Жюгляра.(Рисунок 1.1.1).[66]

Подъём наступает после достижения низшей точки цикла (дна). Характеризуется постепенным ростом занятости и производства. Многие экономисты полагают, что данной стадии присущи невысокие темпы инфляции. Происходит внедрение инноваций в экономике с коротким сроком окупаемости. Реализуется спрос, отложенный во время предыдущего спада.

Пик, или вершина цикла деловой активности, является «высшей точкой» экономического подъема. В этой фазе безработица обычно достигает самого низкого уровня либо исчезает совсем, производственные мощности работают с максимальной или близкой к ней нагрузкой, то есть в производстве задействуются практически все имеющиеся в стране материальные и трудовые ресурсы. Обычно, хотя и не всегда, во время пиков усиливается инфляция. Постепенное насыщение рынков усиливает конкуренцию, что снижает норму прибыли и увеличивает средний срок окупаемости. Возрастает потребность в долгосрочном кредитовании с постепенным снижением возможностей погашения кредитов.[14]

Рисунок 1.1.1 - Фазы цикла деловой активности

.2 Характеристика современных методов исследования влияния сезонности на объем реализации туристских услуг

В процессе анализа и планирования объема реализуемых услуг туристской фирмы необходимо учитывать закономерность отклонения показателей отдельных месяцев от среднегодовых показателей. Сезонные колебания измеряются при помощи индексов сезонности, которые рассчитываются как процентное отношение средних месячных уровней за

Расчёт трехмесячной скользящей средней оказывает "сглаживающее" воздействие на острые пики и провалы сезонных колебаний. Поэтому они в большой степени отражают закономерности сезонности. Наглядно это продемонстрирует следующий график:

Рисунок 1.2.4 - Скользящая средняя

Пятимесячная скользящая средняя более точно отразила бы сезонные тенденции, но она ещё больше бы сузила охват уровней динамического ряда: вместо двух (начального и последнего) вне поля зрения остались бы четыре уровня, то есть всего лишь треть годового динамического ряда.[32]

Для выявления сезонных колебаний спроса на российском туристском рынке, наиболее подходящими и часто используемыми методами являются метод простой средней, который применяется для выявления сезонности в случае отсутствия существенной тенденции роста или убывания на протяжении изучаемого периода, и метод переменной средней, который используется в том случае, если имеется в наличии ярко выраженная тенденции развития (восходящая или нисходящая).[46]

.3     
Структура управления индустрией туризма в России

Государственное регулирование в сфере туризма - это воздействие государства на деятельность хозяйствующих субъектов и рыночную конъюнктуру для обеспечения нормальных условий функционирования рыночного механизма, реализации государственных социально-экономических приоритетов и выработки единой концепции развития туристской сферы. Это - сложный процесс, включающий в себя процедуру разработки государственной политики регулирования развития туризма, обоснования ее цели, задач, основных направлений, выбора инструментов и методов ее проведения.

Воздействие со стороны государственных органов различных уровней является определяющим в становлении организационно-экономического механизма управления отечественной сферой туризма.[64]

В статье 10 Конституции Российской Федерации закреплен принцип осуществления государственной власти на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную, а также самостоятельность органов законодательной, исполнительной и судебной власти.

Речь идёт не о разделении абсолютно независимых властей, а разделении единой государственной власти (единство системы государственной власти является одним из конституционных принципов федерализма) на три самостоятельные ветви власти. Принцип разделения властей является основополагающим, ориентирующим, но не безусловным.

Согласно статье 11 Конституции РФ государственную власть осуществляют Президент РФ (он является главой государства, гарантом Конституции РФ, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, в системе федеральных органов поставлен на первое место и не отнесён непосредственно ни к одной из основных ветвей власти), Федеральное собрание (парламент Российской Федерации, её законодательный и представительный орган, состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы), Правительство Российской Федерации (возглавляет систему органов исполнительной власти РФ), суды РФ - Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ и другие федеральные суды (осуществляют судебную власть, в частности, правосудие) (Рисунок 1.3.5). [1]

Рисунок 1.3.5- Схема государственного управления

Исполнительная власть - власть правоприменительная, на которую возлагается функция исполнения принимаемых парламентом, т.е. законодательной властью законов.

Помимо указанного в Конституции Правительства РФ действуют и другие федеральные органы исполнительной власти - федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства, а также их территориальные органы (Рисунок 1.3.6).[77]

Помимо Президента России, некоторые государственные органы с особым статусом также нельзя отнести ни к одной из основных ветвей власти:

Полномочные представители Президента Российской Федерации в федеральных округах - представляют Президента РФ и обеспечивают реализацию его конституционных полномочий в пределах федерального округа;

Органы прокуратуры РФ - осуществляют от имени РФ надзор за соблюдением Конституции РФ и действующих законов и другие функции;

новых туристских проектов и вопросов дополнительного финансирования.[19]

Выводы

В теоретической части исследовательской работы были рассмотрены основные понятия, связанные с явлением сезонности в сфере туризма.

Понятие сезонности трактуется как устойчивое проявление внутригодовой динамики какого - либо явления, которая характеризуется повышением или понижением уровней того или иного показателя на протяжении нескольких лет.

В туристской сфере обычно выделяют четыре типа сезона:

)        сезон пик (топ) - период времени благоприятный для рекреационного туризма;

)        высокий сезон - период повышенной активности туристов и повышения цен на турпродукты;

)        низкий сезон характерен снижением спроса, этот период времени не благоприятен для туристской деятельности;

)        «мертвый» сезон - период времени, в течение которого на рассматриваемом туристском направлении отмечается максимально неблагоприятные условия для отдыха и оздоровления.

В России государственное регулирование в сфере туризма осуществляется на федеральном, региональном и местном уровнях власти. На федеральном уровне отрасль туризма регулирует Министерство спорта, туризма и молодежной политики РФ, которому подведомственно Федеральное агентство по туризму.

На региональном уровне в Санкт-Петербурге координирует деятельности в сфере туризма Комитет по инвестиционным и стратегическим проектам, находящийся в подчинении вице-губернатора и Правительства Санкт-Петербурга.

        
Аналитическая часть

2.1    Общая характеристика предприятия ООО «Гама»

Туристическая фирма "ГАМА" - туроператор по речным круизам России. Туристическая компания "Гама" работает на туристическом рынке Нижнего Новгорода с 10 августа, 1994 года.

Компания "Гама" работает в сфере внутреннего туризма, а именно: речные круизы по Волге, Оке, Каме на теплоходах, отдых и лечение в пансионатах и санаториях Нижегородской области и Чувашии, организация бизнес-туров и отдыха в пансионате «Волга», организация автобусных экскурсионных туров по России, летний отдых на Черном море на базе отдыха "Торнадо».

Главный офис компании находится в Нижнем Новгороде, также офисы расположены в Санкт - Петербурге, Ярославле и Чебоксарах.

Генеральным директором турфирмы «Гама» является Галкин Дмитрий Николаевич

Офис в г.Санкт - Петербург находится по адресу БЦ «Троицкое поле 1», пр. Обуховской обороны,д.116, Лит.Е, корп.1, офис 305.[79]

Анализ организационной структуры ООО «Гама»

Управление в турфирме «Гама» осуществляется в соответствии с линейной - функциональной структурой управления. Выбор линейной - функциональной (штабной) структуры управления обосновывается увеличением числа офисов по России. Организационная структура управления фирмой достаточно разветвленная из-за наличия обособленных подразделений компании в других городах (Рисунок 2.1.8). Первый офис со дня создания турфирмы «Гама» находился в Нижнем - Новгороде, но затем руководство решило расширить свое присутствие и организовало обособленные подразделения компании в Чебоксарах, Ярославле, а так же еще один офис был открыт в Нижнем - Новгороде, так как именно это подразделение занимается развитием деятельности компании. Три года назад обособленное подразделение ООО «Гама» было открыто и в Санкт - Петербурге.

Рисунок 2.1.8- Организационная структура управления ООО «Гама»

Анализ объёмов продаж и ассортимента ООО «Гама»

Турфирма Гама занимается реализацией услуг на внутреннем рынке туризма, таким образом, основная часть выручки поступает от продажи речных круизов. В низкий сезон фирма продает зарубежные туры от крупнейших туроператоров, от реализации которых турфирма получает комиссионное вознаграждение в размере 14%.

Таблица 2.1.9 -Реализация ассортимента услуг ООО «Гама»

Наименование услуги

Объем реализации, тыс.руб

Изменения


2010 г.

2011 г.

+/-

%

Загран. туры

1500

1620

140

108

Речные круизы

6554

7286

732

111

Итого

8054

8906

852

111


В соответствии с данными за отчетные периоды видно, что наибольший приток денежных средств идет от продажи речных круизов (около 82% от общего объема реализации услуг). Динамика реализации услуг показала, что за 2011г. продажа речных круизов увеличилась на 111%. Прибыль от продажи загрантуров увеличилась не намного, лишь на 8%.

Анализ себестоимости и затрат ООО «Гама»

Себестоимость является частью стоимости продукции и показывает, во сколько предприятию обошлось производство продукции. Себестоимость продукции складывается из переменных и постоянных затрат. К переменным расходам относятся: телефон, реклама, хоз. товары, канцтовары, расходы на содержание судов, выплаты туропеаторам, стоянка судов. К постоянным расходам относятся: аренда, коммунальные услуги, заработная плата, взносы во внебюджетные фонды, амортизация ОФ.

Таблица 2.1.10 - Структура себестоимости реализации услуг ООО «Гама»

Ед. изм.

Период

Изменения

2010 г.

2011 г.

+/-

%

1. Аренда

Тыс. руб.

216

240

24

111

2. З/пл

Тыс. руб.

852

862

10

101

3. Взносы во внебюджетные фонды 34% от ФОТ

Тыс. руб.

290

293

3

101

4. Амортизация ОФ(14%)

Тыс. руб.

18

18

0

100

5. Реклама

Тыс. руб.

18

30

14

167

6. Коммунальные услуги

Тыс. руб.

20

24

4

140

9. Прочие затраты

Тыс. руб.

18

19

1

106

10. Материальные расходы

Тыс. руб.

5420

5626

206

104

11. Прочие затраты

Тыс. руб.

10

11

1

110

Полная себестоимость

Тыс. руб.

6862

7143

261

104

Итого переменных затрат

Тыс. руб.

5466

220

104

Итого постоянных затрат

Тыс. руб.

1396

1437

41

103

Самые затратные статьи расходов приходятся на материальные расходы, так как в них входят: плата за стоянку судов, выплаты туроператорам, содержание судов. Выплаты туроператором начисляются в размере 88% от суммы проданного тура, что в 2011 году составило1426 тыс. руб. (на 8% больше в сравнении с предыдущим годом), а на содержание теплоходов, так же расходы на топливо, и за аренду стоянок судов было затрачено 4200 тыс. руб.

Анализ прибыли и рентабельности ООО «Гама»

Обобщающая оценка финансового состояния предприятия достигается на основе таких результативных показателей, как прибыль и рентабельность.

Величина прибыли, уровень рентабельности зависят от производственной, снабженческой, сбытовой и коммерческой деятельности предприятия, иначе говоря, эти показатели характеризуют все стороны хозяйствования.

.2      Анализ рынка речных круизов в СЗФО

В России внутренние речные круизы осуществляются по пяти морским бассейнам (Белое, Баренцево, Балтийское, Черное и Каспийское моря), в которых предусмотрен заход в 41 порт. Крупнейший морской порт России -Санкт-Петербург. «Большой порт Санкт-Петербург» - крупнейший морской порт на Северо-Западе России. Площадь акватории порта составляет 164.6 км2, протяжённостью причальной линии 31 км. Порт Санкт-Петербург расположен на островах дельты реки Нева <#"890331.files/image005.gif">

Рисунок 3.1.19 - Дерево целей ООО «Гама»

Данная схема показывает, что для увеличения спроса будут созданы два новых турпродукта, которые компания будет реализовывать в низкий сезон: вертолетный тур и тур на воздушной подушке. А так же компании необходимо разрекламировать новые турпродукты, путем размещения рекламы в метрополитене.

. «Внедрение вертолетного тура в ассортимент услуг»

Так же для увеличения спроса на услуги турфирмы «Гама» необходимо создать новый тур - вертолетный тур. Такой тур является эксклюзивным предложением для туристов. Он совмещает в себе не только вид с высоты птичьего полета на красоты Валаамского архипелага, но и экскурсии по Центральной усадьбе Валаамского монастыря, по Воскресенскому, Герафсиманскому и Никольскому скитам.

. «Тур на судне на воздушной подушке»

Расширение ассортимента услуг, путем создание нового турпродукта, а именно, туры на судне на воздушной подушке на о. Валаам, приуроченные к христианским праздникам (Рождество, Пасха, Крещение Господне). Такой тур будет пользоваться большим спросом, так как даже в высокий сезон появляется очень много желающих посетить Спасо - Преображенский собор, а в православные праздники, которые приходятся на зимнее время года, таких желающих будет еще больше.

. «Реклама в метрополитене»

Совершенствование рекламной деятельности, а именно размещение рекламы в метрополитене. Реклама является наиболее значимым элементом коммуникационного комплекса в туризме. Она, как инструмент маркетинга, способствует повышению объема продаж и способствует привлечению клиентов.

.2 Характеристика мероприятий

Мероприятие 1. «Внедрение вертолетного тура»

Для реализации вертолетного тура необходимо заключить договор с турфирмой «Арина». Туроператор «Арина» предоставляет разнообразные туристские услуги по приемлемым ценам. Агентские выплаты составляют 20% от суммы проданного тура.

При заключении договора между ООО «Арина» и ООО «Гама» возникнет условие, что турфирма «Гама» на период заключения договора будет продавать по 30 туров в месяц, а договор будет заключен на 4 месяца.

Стоимость тура составляет 11,4 тыс. руб. с человека.

Соответственно выручка составит 1336 тыс. руб.

Турфирме «Гама» необходимо по условиям договора вернуть 853 тыс. руб.

Таблица 3.2.14 - Затраты по мероприятию №1

№ п/п

Статья затрат

Сумма, тыс. руб.

1. Единовременные затраты




2. Текущие затраты

1.

Выплаты за реализованные туры

853

Итого затрат

853


Итого затраты по реализации вертолетного тура за год составят 853 тыс. руб.

Мероприятие 2. «Тур на судне на воздушной подушке»

Так как OOO "Гама" предоставляет довольно стандартный ассортимент услуг, то реализация тура на судне на воздушной подушке обеспечит конкурентное преимущество перед конкурентами и позволит привлечь клиентов в низкий сезон. Самая подходящая модель для речных круизов - «Пионер МК3» (Рисунок 3.2.20). Этот катер является амфибийным судном на воздушной подушке (СВП), сконструированным для перевозки 25 пассажиров + экипаж 1 чел. Комфортабельная кабина с кондиционером и удобными сиденьями обеспечивает хороший обзор для пассажиров и экипажа. Судно оснащено2-мя двигателями Styr M 16 мощностью по 160 kw каждый, которые обеспечивают комфортабельное движение на крейсерской скорости 35 узлов как на воде, так и на твердой поверхности.[98]

Таблица 3.2.15 - Затраты по мероприятию №2

№ п/п

Статья затрат

Сумма, тыс. руб.

1. Единовременные затраты

1.

Аренда судна

400

2. Текущие затраты

1.

Организация экскурсий

60

Итого затрат

460


Итого затраты по мероприятию №1 на год составили 460 тыс.руб.

Мероприятие 3. «Реклама в метрополитене»

Реклама турфирмы должна быть яркой и запоминающейся, она должна привлекать внимание потенциальных клиентов, информировать их об интересных новых предложениях от компании.

Наиболее эффективной рекламой в метро является реклама в вагонах, так как она гарантирует длительный визуальный контакт с потенциальными клиентами. Самое удачное месторасположение рекламы в вагоне - над окном.

Стоимость изготовления стикеров на липкой ленте 2400 руб. (100шт.)

Стоимость такой рекламы на 4 месяца составит 256 тыс. руб.

Затраты на осуществление мероприятия " Реклама в метрополитене" сведем в таблицу 3.2.16.

Таблица 3.2.16 - Затраты по мероприятию №3

№ п/п

Статья затрат

Сумма, тыс. руб.

1. Единовременные затраты

1.

Похожие работы на - Разработка направлений развития речного туризма в период сезонного спада (на примере регионов Северо–Западного федерального округа)

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!