Проектирование общежитий для студентов

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Строительство
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    13,04 Кб
  • Опубликовано:
    2016-02-07
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Проектирование общежитий для студентов

Содержание

Введение

1. Актуальность выбранной темы. цели и задачи

2. Отличительные особенности общежития для студентов

3. Типы жилищ

4. Исторический экскурс

5. Современные тенденции формирования архитектурной жилой студенческой среды

6. Социологическое исследование

7. Стандарты и нормативы

8. Аналоги и прототипы

9. Описание проекта

10. Эргономика

11. Оборудование интерьера

11.1 Отопление

11.2 Вентиляция помещений

11.3 Освещение интерьера

12. Архитектурно-строительная часть

12.1 Общие данные

12.2 Объемно-планировочное решение

12.3 Технико-экономические показатели

Заключение

Список используемой литературы

Приложение

Введение

Общежитие - место временного проживания для приезжих студентов, учащихся, на время учёбы, сезонных рабочих, на время работы или ставшее постоянным для работников учреждения, производственного предприятия, по направлениям ВУЗов, учебных заведений, ещё в советское время. Соответственно, следует различать студенческие общежития и рабочие общежития. Как правило, площадь в общежитиях распределяется из норматива 5-6 м. кв. (койкоместо) на одного жильца. В одной комнате могут проживать несколько человек или другое количество, согласно этому нормативу. Уровень комфорта в общежитии обычно довольно низкий. Бывают "холостяцкие" общежития, которые подразделяются на "мужские" и "женские" и "малосемейные общежития".

Недавние постановления правительства привели к значительному расширению жилищного строительства для студентов и переоценке традиционных видов проектируемых жилых помещений. Наблюдается тенденция формирования комбинаций различных жилых помещений, что обеспечивает студентам выбор типа, стандартов и стоимости жилья. Это обеспечивает гибкость при изменении курса обучения, сроков занятий в учебном году и, в конечном счете, возникновении необходимости продать и сдать в аренду часть жилищного фонда.

Правительство больше не выделяет средств на строительство студенческого жилья; ВУЗам обычно требуются проекты, которые будут самоокупаемыми за счет квартирной и арендной платы, и будут работать как дополнительный источник увеличения фондов развития для будущих проектов. Следовательно, особое значение придается снижению финансового риска для ВУЗа, который часто обостряется из-за необходимости закончить строительство к началу нового учебного года.

Общепринято воспринимать студентов как молодых, одиноких, подвижных людей с небольшим достатком. Но есть все возрастающая необходимость иметь дело с более широким кругом людей: студентами с ограниченными физическими возможностями, взрослыми и студентами, имеющими семью и детей, включая семью с одним родителем.

1. Актуальность выбранной темы. цели и задачи

Часто встречающиеся на сегодняшний день словосочетания "качество образования", "качество жизни", "качество услуг", "комфортные условия для учебы и жизни" наталкивают на вопросы: Что же такое комфорт? Какой должна быть идеальная жилая среда для студента? Какое жилище необходимо студенту? Концептуальное футуристическое, экспериментальное? Тогда стоит поместить индивидуальные жилые капсулы в общее перетекаемое пространство студгородка. Но может студент мечтает об уютном, удобном и интимном пространстве, без экспериментальных нагромождений?

Современные зарубежные студенческие городки отличает большое разнообразие функционально-планировочных решений, как на уровне генплана, так и в рамках отдельной жилой ячейки. Зарубежные примеры демонстрируют большой ассортимент культурно-бытовых учреждений, учреждений для проведения досуга, площадок для занятий спортом. Различные кинобары, танцплощадки, клубы, бары, кегельбаны, рестораны, кафе, многочисленные спортивные площадки способствуют проведению досуга студентов.

Характерной чертой для всей современной западной архитектуры является гибкость, "открытость" композиции, дающая возможность расширения, изменения и реорганизации в дальнейшем.

Каждый студенческий комплекс имеет выразительный архитектурно-пространственный облик, решенный в рамках проектной идеи. Все чаще эта идея сводится к организации удобного, комфортного жилья для студента, созданию "домашней" обстановки. На первый план выходит создание и сохранение малого личного пространства каждого студента, отражающее его интересы и потребности и способствующее его гармоничному успешному развитию.

общежитие студент эргономика планировочный

Принципы унифицированного типового проектирования, получившие широкое распространение в России, сказались на качестве жилой студенческой среды. Виден недостаточный уровень организации жилой студенческой среды в России по сравнению с зарубежными аналогами. Для современных российских жилых студенческих комплексов характерны:

отсутствие интересных, разнообразных архитектурно-планировочных решений студенческих общежитий;

низкий уровень потребительских качеств студенческого жилища;

неудовлетворительные эстетические качества жилой среды.

Таким образом актуальность данной темы заключается в внедрении и приспособлении положительного проектного опыта зарубежных архитекторов и дизайнеров в сфере студенческого жилья. Так как проект общежития разрабатывается для студентов творческих специальностей, а именно графический, промышленный дизайн и дизайн интерьера, соответственно необходимо учитывать специфику данной отросли.

Основные цели и задачи проектной деятельности:

это создание интерьера студенческого общежития, которой бы отвечал всем нормам и правила, был бы функциональным и эргономичным;

создание комфортных условий проживания с размещение всех необходимых вещей и оборудования на достаточно небольшой площади помещения;

сочетание конструкторских решений и творческой мысли, процесс преобразования помещения, с целью придать ему неповторимый облик, подчеркивающий достоинства и умело скрывающий его недостатки, создающий в нем атмосферу комфорта и идеальное соответствие прямому назначению;

это создание для проживающих в общежитии идеальной среды обитания, обстановки которая будет позитивно влиять на сознание (психику), а следовательно и на судьбу, и на жизненные успехи проживающих.

2. Отличительные особенности общежития для студентов

Характеристиками, отличающими студенческое жилье от других видов, являются:

обеспечение соответствующих условий, при которых заниматься также хорошо, как и жить;

обеспечение возможностей для неформального, академического и социального обмена;

обеспечение уединенности и тишины там, где люди живут рядом друг с другом и пользуются общим оборудованием (большинство студентов не имеют возможности выбирать своих соседей);

какая-то часть иностранных студентов и студентов, посещающих сокращенные курсы, нуждается в помощи, чтобы быстро освоиться в обстановке;

для многих студентов это первый опыт жизни в дали от дома и необходимость обеспечивать себя самостоятельно;

большинству студентов не нравится ощущение жизни в обстановке учебного заведения, но многие ценят ощущение того, что они являются составной частью учебного заведения с его целями и интересами;

проектирование студенческого жилья предоставляет молодым людям опыт знакомства с архитектурой хорошего качества, который может сформировать их сознание на всю остальную жизнь.

В прошлом много жилья было построено без учета мнения самих студентов. Последние исследования обнаруживают их следующие неудивительные предпочтения:

стоимость платы и соответствие жилья выплачиваемым деньгам;

безопасность и охрана;

расположение по отношению к учебным корпусам;

комфорт по основным показателям: тепло, освещение, горячая вода, чистые места и оборудование общего пользования;

целесообразные размеры комнат;

оборудование для самообслуживания;

отдельные ванные;

3. Типы жилищ

Два вопроса определяют характер жилища:

.Количество студентов в жилом блоке.

2.Оборудование, предусмотренное в каждом жилом блоке.

1.Количество студентов в жилом блоке.

В традиционном общежитии насколько сотен студентов могут размещаться в одном здании, обычно в комнатах с общим коридорам. В "Оксфордской" модели здания разделены на секции с отдельной лестницей, в каждой из которой размещается от 4 до 10 студентов.

Общепринято считать, что группы и 5 или 6 студентов в социальном отношении функционируют наилучшим образом, уменьшая тем самым потенциальные проблемы управления. Более мелкие группы могут не преуспевать, если они не сами выбрали совместную жизнь; маловероятно что большое число студентов образуют социально сплоченную группу.

.Оборудование, предусмотренное в каждом жилом блоке.

Это относится особенно к оборудованию для приготовления пищи. В общежитиях предусматривается центральная столовая. Однако многие студенты предпочитают не пользоваться ею совсем или пользоваться иногда. В общежитиях, квартирах и домах для самостоятельного приготовления пищи предусматривается кухня. Устройство ванных комнат в жилищах студентов зависит от того, будут ли определенные комнаты использоваться также при проведении конференций; для этих комнат наличие ванной действительно обязательно.

В совокупности эти два фактора, в основном, определяют степень того, насколько жилище воспринимается казенным, т.е. принадлежит учебному заведению, или независимо.

4. Исторический экскурс

После принятия Болонской конвенции в 2003 году России необходимы структурные изменения в системе организации среды ВУЗов. Возникла потребность в создании единого пространства высшего образования, условий для свободного перемещения студентов, преподавателей. В связи с этим поднимаются вопросы повышения качества образовательных услуг, улучшения качества учебного процесса, условий проживания, как для своих студентов, так и для иностранных слушателей. Для решения этих проблем российским ВУЗам необходима сильная материальная база.

Стоит обратиться к истории формирования студенческого жилища в России и за рубежом в 20 веке, анализ современных тенденций в области архитектуры и строительства жилых студенческих комплексов, а также проведение анкетного исследования среди студентов Архитектурно-художественной академии, своего рода пилотажный опрос.

Долгое время в России архитекторы работали в рамках разработанных НИИ государственных норм и правил по проектированию учебных комплексов, студенческих общежитий. Основной проблемой являлась типизация архитектурно-планировочных и конструктивных решений, унификация их элементов. Типовое проектирование способствовало повышению темпов строительства, экономичности и технического уровня жилищного строительства, при этом оставляя в стороне эстетическое качество жилой среды, комфорт и удобство проживающих. В строительных нормах и правилах были разработаны единые унифицированные параметры объемно-планировочных элементов - нормали, проектирование и строительство велись по единой методике, основанной на применении единой системы модулей. Как следствие, сегодня в России архитектурно-пространственное решение студенческих общежитий не отличается большим разнообразием, какими-либо нестандартными решениями, а также комфортом проживания.

В зарубежных странах многие архитекторы и теоретики архитектуры вели поиск новых типов студенческого жилища, находили нестандартные решения в организации жилой среды. Еще в 1960-70-х годах были проведены исследования архитекторами и специалистами Канады, Великобритании, Германии, США с целью выявления общих тенденций в строительстве, определения предпосылок для разработки новых рациональных проектов. Опыт показал целесообразность разработки функциональной структуры здания на основе жилых ячеек, каждая из которых представляла собой самостоятельную в планировочном отношении группу комнат с некоторыми помещениями общего пользования. С помощью такого решения создавались наилучшие условия для проживания, удачно сочетающие независимость личного мира каждого студента и наличие контактов между всеми членами студенческой общины.

Планировочное решение комнат должно было разрабатываться на основе детального анализа многообразной деятельности студента с целью создания наиболее благоприятных условий для занятий, отдыха, сна, приема гостей. Невозможность предвидеть заранее индивидуальные особенности каждого жильца-студента предопределила основную тенденцию проектирования к отказу от стандартизации типов комнат. Это давало студенту возможность самостоятельного выбора жилища в соответствии с его индивидуальными потребностями.

Кроме того, в 60-е годы велась разработка студенческих домов из жилых ячеек массовой промышленной сборки. Архитекторы-экспериментаторы рассчитывали, что производство жилых ячеек будет поставлено на индустриальные рельсы, подобно производству автомобилей. При этом самым распространенным материалом для воплощения архитектурных фантазий в реальность являлись металл, стеклопластик, пластмасса.

Объемно-планировочное решение подобных проектов, как правило, подчинялось какой-либо общей идее. Например, наиболее удачный проект студенческого общежития массовой сборки французских исследователей выражал идею единства перетекающих внешнего и внутреннего пространств, при этом основным архитектурно-планировочным модулем являлась большая эллипсоидальная ячейка, открытая с двух сторон для обеспечения освещения и свободного вида.

Рис. 4.1 Концептуальные проекты студенческих общежитий в зарубежной практике

Подобные футуристические примеры поиска новых планировочных решений середины века остались на бумаге, и строительство студенческих общежитий не пошло по столь радикальному пути.

Таким образом, в зарубежных странах единая система унификации не получила широкого развития. В подавляющем большинстве случаев проектирование велось на основе архитектурно-планировочного задания заказчика. Поэтому особенностью многих крупных общежитий сегодня является разнообразие в пределах одного здания планировочных решений и уровня комфорта жилой ячейки.

После 70-х годов в зарубежной практике уже нет такого изобилия экспериментальных проектов студенческого жилья. Наиболее ярким и необычным объектом с точки зрения архитектурно-планировочного решения жилых корпусов является университет Докландса в Лондоне. Университетский комплекс представляет собой линейно развивающуюся структуру: главная пешеходная улица делит жилую и учебную зоны, спортивная зона расположена между ними. Комплекс отличает смелое сочетание архитектурных форм: учебные, спортивные здания и жилые корпуса решены в контрастных острых динамичных прямоугольных формах. Планы жилых корпусов решены в нестандартной для общежития форме круга и имеют оригинальную планировку. Некоторые интересные примеры студенческих общежитий, запроектированных и построенных за последние десять лет, приведены в рисунке 4.2.

Рис. 4.2 Примеры современной архитектуры жилой студенческой среды.

5. Современные тенденции формирования архитектурной жилой студенческой среды

При всем разнообразии проектных решений современных жилых студенческих комплексов четко прослеживаются некоторые общие закономерности и тенденции.

Современные зарубежные студенческие городки отличает большое разнообразие функционально-планировочных решений, как на уровне генплана, так и в рамках отдельной жилой ячейки. Зарубежные примеры демонстрируют большой ассортимент культурно-бытовых учреждений, учреждений для проведения досуга, площадок для занятий спортом. Различные кинобары, танцплощадки, клубы, бары, кегельбаны, рестораны, кафе, многочисленные спортивные площадки способствуют проведению досуга студентов.

Характерной чертой для всей современной западной архитектуры является гибкость, "открытость" композиции, дающая возможность расширения, изменения и реорганизации в дальнейшем.

Каждый студенческий комплекс имеет выразительный архитектурно-пространственный облик, решенный в рамках проектной идеи. Все чаще эта идея сводится к организации удобного, комфортного жилья для студента, созданию "домашней" обстановки. На первый план выходит создание и сохранение малого личного пространства каждого студента, отражающее его интересы и потребности и способствующее его гармоничному успешному развитию.

В развитых зарубежных странах пора студенчества, с точки зрения условий проживания, рассматривается, как полноценный жизненный период (в среднем обучение длится семь лет), соответственно и жилье должно быть "полноценным". Например, не общая жилая ячейка на несколько человек с удобствами на этаже, а полноценная маленькая квартирка. При этом широко распространены мобильные жилые квартиры, легко изменяемые и адаптируемые к различным жизненным поворотам.

Принципы унифицированного типового проектирования, получившие широкое распространение в России, сказались на качестве жилой студенческой среды. Для современных российских жилых студенческих комплексов характерны отсутствие интересных разнообразных архитектурно-планировочных решений студенческих общежитий; низкий уровень потребительских качеств студенческого жилища; неудовлетворительные эстетические качества жилой среды.

Сейчас, с высоты современного опыта, видна некоторая ошибочность футуристических проектов середины 20 века, которые были построены на принципах индустриализации и типизации строительства. Современная практика показывает, что студент не стремится жить в экспериментальном "капсюле", существующем в свободном пространстве. При этом неоспорима ценность этого этапа в истории формирования жилых студенческих образований, как важного шага в поиске оптимальной студенческой среды.

Новый век провозглашает приоритет индивидуального подхода к среде.

6. Социологическое исследование

В рамках исследования был проведен анкетный опрос среди студентов, живущих в общежитиях УралГАХА. Анкетирование на данном этапе исследования рассматривается как своего рода пилотажный опрос, который должен предшествовать более глубокому социологическому анализу. Анкетный опрос проводился с целью выявления существующей проблемной ситуации в общежитиях, а также определения идеальной жилой студенческой среды глазами студентов. Проблемы, рассмотренные в исследовании, нашли отражение в аналитических диаграммах, некоторые из которых приведены в существующем докладе.

Специфика жилой среды, где обитают студенты, состоит в сложной целостной взаимосвязи отдыха и работы, общения и учебы. Здесь море общения и множество интересных людей, которые обитают в одном "доме". Здесь взаимопомощь и взаимовыручка, долгожданные свобода и самостоятельность, творческая самореализация и личное самоопределение. Главной задачей и основной проблемой является поддержка и возможность развития этого духа свободного студенчества.

Рис. 6.1. Диаграмма №1. Жилая студенческая среда глазами студентов.

Во второй диаграмме "Выбор архитектурно-пространственного решения жилого студенческого дома" наглядно демонстрируется значительный разрыв между предпочтением концептуальной, ультрасовременной архитектуры жилого студенческого здания и архитектуры "для человека" - комфортной, уютной, удобной. Не возникает у студента желание жить и в экспериментальном футуристическом пространстве - только единицы одобряют это решение. В подавляющем большинстве студенты желают отдыхать в своем жилище - уютной домашней среде с удобной функциональной организацией. При этом большинство студентов, видимо отвечая специфике ВУЗа, выделяют возможность внесения самостоятельного творчества в пространство жилой среды.

Рис. 6.2 Диаграмма №2. Выбор архитектурно-пространственного решения жилого студенческого дома.

Шкала ценностных приоритетов студентов подтверждает мировые современные тенденции в организации студенческих общежитий. На первое место студенты ставят комфорт, уют, функциональность и удобство - неизменные основные показатели любого жилого дома, которые определяют качество жизни человека.

Рис. 6.3 Диаграмма №3.

Приоритетная шкала ценностных качеств студенческого жилища. Следующая диаграмма отражает дополнительные желаемые услуги и помещения, ассортимент которых, как показало исследование, достаточно велик. Тем не менее, опыт зарубежных стран подтверждает целесообразность существования большого разнообразия помещений различного культурно-бытового назначения, которые успешно проектируются и вводятся в эксплуатацию.

Данная приоритетная шкала выявляет потребности студентов и может быть использована при составлении функционально-планировочной схемы в проектировании студенческого жилища. Дальнейшее развитие анкетирования выявит более точное процентное соотношение необходимых дополнительных функциональных элементов, которое, в свою очередь, войдет в состав архитектурно-планировочного задания на проектирование.

Рис. 6.4 Диаграмма №4.

Дополнительные помещения, которые студенты хотели бы иметь в студенческом доме.

Результаты социологического исследования, проведенного в ходе работы, подтверждают современные мировые тенденции в проектировании и строительстве жилых студенческих домов.

7. Стандарты и нормативы

Методы, которыми стандарты интерпретируются и применяются к студенческому жилью, различны в разных частях страны. Имеет место также дублирование в законодательстве и путаница относительно категорий нормативов, которые должны применяться к жилищам различных типов.

Жилые ячейки общежитий

.23. Общежития для студентов и аспирантов следует проектировать из жилых ячеек.

Жилые ячейки общежитий для студентов и аспирантов следует проектировать, обеспечивая необходимый уровень комфорта проживания в результате реализации в жилой ячейке хозяйственно-бытовых процессов (в том числе приготовление и прием пищи, размещение личных вещей), а в жилой комнате кроме сна и отдыха - возможности осуществления индивидуальных занятий.

Поэтому при проектировании общежитий указанных типов прежде всего следует обращать внимание на минимально необходимый состав жилой ячейки, ее минимальную вместимость, дифференциацию жилой площади в зависимости от количества проживающих в жилой комнате, минимальный набор оборудования санитарно-гигиенических помещений.

.24. В составе жилой ячейки общежития проектируется жилые помещения - одна или две жилых комнаты, а также подсобные помещения - санитарно-гигиенические (совмещенный санузел или туалет и ванная комната), передняя и встроенные шкафы. Кроме того, может быть выполнена кухня или кухня-ниша.

Вместимость жилой ячейки для одиночек определяется заданием на проектирование и при этом в двух жилых комнатах может проживать не более 6 человек, то есть не белее 3 человек в каждой комнате.

Вместимость жилой ячейки для семейных не должна быть более 3 человек. То есть такую жилую ячейку следует проектировать из расчета проживания двух человек - супругов (или родственников) или трех человек - супружеской пары с ребенком (или неполной семьи - родителя с двумя детьми).

Если в составе жилой ячейки проектируется кухня (или кухня-ниша), то ее площадь должна быть не менее 5 м2.

Для жилых ячеек, в которых проживают одиночки, кухни могут проектироваться на несколько жилых ячеек, но число проживающих в этих ячейках не должно быть более 12 человек. При этом площадь кухни определяется из расчета 1,0 м2 на одного человека, но должна быть не менее 5 м2.

Примеры решения жилых ячеек приведены на рис.7.1.

.25. Площади жилых комнат общежитий в составе жилых ячеек принимаются в зависимости от числа проживающих с учетом размещения рабочего места для каждого проживающего.

Таким образом, проектируя жилую комнату на двух или трех человек из расчета 7,5 м2 площади на проживающего, ее площадь должна быть соответственно не менее 15 или 22,5 м2. Если же по заданию на проектирование в составе жилых ячеек предусматриваются комнаты, предназначенные для проживания 1 человека, то площадь такой жилой комнаты должна быть не менее 10 м2.

Примеры решения жилых комнат общежития приведены на рис.7.1 и 7.2.

.26.

Похожие работы на - Проектирование общежитий для студентов

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!