Роль физического воспитания в процессе подготовки учителя предметника

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    34,82 Кб
  • Опубликовано:
    2015-10-13
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Роль физического воспитания в процессе подготовки учителя предметника

Оглавление

Введение

Глава 1. Педагогические основы профессионально-прикладной подготовки студентов ВУЗа в процессе физического воспитания

.1 Характеристика профессионально-прикладной подготовки студентов ВУЗа в процессе физического воспитания

.2 Содержание профессионально-прикладной подготовки студентов ВУЗа в процессе физического воспитания

Выводы по первой главе

Глава 2. Физическое воспитание студентов педагогического вуза

2.1 Роль физического воспитания в процессе подготовки будущих учителей к профессиональной деятельности

2.2 Формирование интереса к физическому воспитанию у студентов педагогического вуза

Выводы по 2 главе

Заключение

Список литературы

Введение

Только усилиями всего педагогического коллектива можно решить проблему приобщения подрастающего поколения к здоровому образу жизни и отношения к физической культуре как к ценности, поэтому немаловажную роль в воспитании физической культуры школьников играют учителя-предметники, классные руководители, организаторы воспитательной работы.

Большинство учителей-предметников понимают, что физическое воспитание - это важное средство укрепления здоровья и восстановления физических сил. По данным О.А. Аяшева, более 24% опрошенных учителей предметников полагают, что знания физического воспитания не только целесообразно, но и "просто необходимо".

Современная тенденция развития вузовского образования предполагает ориентироваться на обеспечение его не только предметно-педагогических, но и социально-педагогических функций. Речь идет о выполнении педагогом межпредметной и внепредметной деятельности в связи с реализацией целевых и приоритетных направлений образовательной политики государства, а именно на формирование физического воспитания и всесторонне развитой личности, здорового образа жизни и сохранение здоровья.

А.В. Луначарский подчеркивал, что в школе не только учитель физической культуры должен заботиться о физической развитии и воспитании, а так же учителя-предметники. "Когда в школе будут преподавать хорошо подготовленные учителя-предметники, - говорил он, - то, давая урок рисования, они тут же будут следить и за физическим воспитание и образованием детей и так располагать свой урок, чтобы дети получили не утомление, а радость".

Однако не все учителя-предметники готовы к организации физического воспитания и физкультурной деятельности с учащимися. Учителям- предметникам не хватает знаний, умений и навыков в использовании средств физического воспитания в воспитательной работе со школьниками. Получить эти знания, умения и навыки учителя-предметники могут в процессе физического воспитания в педагогическом вузе, однако, роль физического воспитания в процессе подготовки учителя предметника традиционно занижается, ее важность остается недооцененной. Это противоречие обусловило актуальность выбранной нами темы выпускной квалификационной работы «Роль физического воспитания в процессе подготовки учителя предметника».

Объект исследования: процесс физического воспитания студентов педагогического вуза.

Предметом исследования: роль, которую физическое воспитание играет в процессе подготовки учителя предметника.

Цель исследования: раскрыть роль физического воспитания в процессе подготовки учителя предметника.

Задачи исследования:

. Рассмотреть общую характеристику профессионально-прикладной подготовки студентов ВУЗа в процессе физического воспитания.

. Раскрыть содержание, значение и роль профессионально-прикладной подготовки студентов вуза.

. Охарактеризовать принципы и содержание программы физического воспитания студентов педагогического вуза.

. Изучить место и роль физического воспитания в процессе подготовки учителя к профессиональной деятельности.

Теоретико-методологическая база исследования включает в себя: педагогические основы профессионально-прикладной подготовки студентов ВУЗа (И.Ю. Зайцева, Г.К. Красухин, В.Р. Колов и др.); научные подходы к проблеме физического воспитания студентов (Л.И. Абрамова, Г.Л. Опанасенко, И.И. Баранова, С.Ю. Ялынко и др.).

Глава 1. Педагогические основы профессионально-прикладной подготовки студентов ВУЗа в процессе физического воспитания

1.1Характеристика профессионально-прикладной подготовки студентов ВУЗа в процессе физического воспитания

В настоящее время при организации учебного процесса перед каждым ВУЗом стоит задача - вести подготовку специалистов на высоком научно-техническом уровне с применением современных методов организации учебно-воспитательного процесса.

Полноценное использование профессиональных знаний и умений возможно только при хорошем состоянии здоровья, высокой работоспособности молодых специалистов. Они могут быть приобретены ими при регулярных и специально организованных занятиях физической культурой и спортом. Качество подготовки, в том чисел и физической, приобретает не только личное, но и социально-экономическое значение.

Физическое воспитание студентов в высшей школе имеет свои специфические особенности: конкретная направленность физического воспитания как предмета учебного плана определяется не только общими социальными задачами, которые призвано решать физическое воспитание, но и требованиями, предъявляемыми специальностью, к которой готовят студента.

Физическое воспитание студентов должно осуществляться с учетом условий и характера их предстоящей профессиональной деятельности, а значит, содержать в себе элементы профессионально-прикладной подготовки, т.е. использовать средства физической культуры и спорта для формирования у студентов профессионально необходимых физических качеств, навыков, знаний, а также для повышения устойчивости организма к воздействию внешней среды [7].

Реализация профессионально-прикладной подготовки в системе физического воспитания студентов связана с рядом трудностей, основная из которых - существенные различия в условиях и характере труда представителей разных специальностей и специализаций на производстве.

Наиболее полным определением профессионально-прикладной подготовки можно считать следующее - профессионально-прикладной подготовки представляет собой одно из основных направлений физического воспитания, которое должно формировать определенные прикладные знания, воспитывать физические, психические и специальные качества, умения и двигательные навыки, способствующие достижению объективной готовности человека к успешной профессиональной деятельности [7].

Появление новых более мощных источников энергии и развитие техники непрерывно понижают роль мускульной силы человека, тогда как его психическая функция постепенно возрастает. Возникла система наука-техника-человек. Человек в эту систему входит как личностный элемент производства, от квалификации которого, физического состояния и работоспособности зависит экономическая продуктивность системы.

Технический прогресс, принесший многие блага, имеет на современном этапе свои теневые стороны, не лучшим образом сказывающиеся на состоянии здоровья человека. В связи с этим большое внимание сейчас уделяется разработке активных мер профилактики для преодоления тех отрицательных последствий, которые связаны с производством, освоением новых районов земли, морских глубин и космоса. Проблема эта комплексная, и сложность ее решения требует совместных усилий медиков, физиологов, психологов, специалистов физической культуры, социологов, экономистов и др. специалистов. При этом должны быть полностью использованы возможности разнообразных средств и форм физической культуры в процессе физического воспитания.

Содержание профессионально-прикладной подготовки каждого ВУЗа определяется, прежде всего, изучаемыми в нем специальностями. Учебная деятельность студентов, университета радиоэлектроники, например, относится прежде всего к сфере сложной интеллектуальной работы с определенной долей мелкого ручного труда, характеризующаяся значительным напряжением анализаторных систем (в первую очередь зрительной), большой нервно-эмоциональной нагрузкой и сопровождающаяся отчетливо выраженной однообразной рабочей позой. Интересно отметить, что характер учебной деятельности студентов университета радиоэлектроники во многом совпадает с характером деятельности некоторых военных специалистов, несущих службу в условиях эмоционального напряжения и гиподинамии [9].

При изучении общеинженерных дисциплин на младших курсах характер студентов примерно одинаков. На старших курсах, где наблюдается преобладание специальных дисциплин над общеинженерными, что определенным образом дифференцирует студентов по характеру учебного труда в соответствии с изучаемой специальностью.

У будущих математиков значительно возрастает доля интеллектуального труда. У программистов и проектировщиков увеличивается нагрузка на зрительный анализатор. У остальных студентов повышается доля мелкой ручной работы. Однако, различия в характере учебного труда студентов разных факультетов имеют тенденцию к сглаживанию, т.к. учебным процессом предусмотрено постоянное повышение объема программирования и непосредственной работы с компьютером для студентов всех специальностей. Поэтому правильнее говорить не столько о различиях между специальностями, сколько о преобладании той или иной доли труда (интеллектуальной, ручной, сенсорной) в разные периоды овладения одной и той же специальностью.

Эффективность учебной работы студентов в значительной мере зависит от уровня общей (в том числе и умственной) работоспособности, быстроты и гибкости мышления, особенностей внимания (объема, концентрации и устойчивости, переключения и распределения), долговременной и оперативной памяти, работоспособности зрительного анализатора [9].

Внешние условия, сопровождающие учебный процесс, изменяют уровень перечисленных выше качеств, как правило, в худшую сторону и соответственно снижают эффективность обучения. Так, например, вынужденная однообразная рабочая поза студентов способствует развитию сутуловатости, искривлению позвоночника и нарушению его подвижности. Ограниченная амплитуда рабочих движений приводит к ухудшению подвижности в наиболее крупных суставах (плечевом, локтевом, тазобедренном, коленном, голеностопном). Ограничение подвижности грудной клетки ухудшает глубину дыхания, в результате чего снижается поступление кислорода к работающим органам, в первую очередь к головному мозгу. Малоподвижная рабочая поза ухудшает нормальный ток крови и лимфы в организме, в результате чего развиваются застойные явления в брюшной полости и нижних конечностях, приводя к варикозному расширению вен.

Постоянная нагрузка зрительного анализатора особенно при условии недостаточной тренированности мышц, регулирующих аккомодацию глаза, способствует нарушению функции зрения[16].

Неоднократные нервно-эмоциональные нагрузки, сопровождающие учебную деятельность студентов, способствуют развитию общего утомления. Отрицательно влияют на качество обучения и недостаточное эргономическое обеспечение рабочих мест студентов: теснота, повышенная температура, ухудшение газового состава воздуха в учебных классах за счет сдвига в сторону повышения содержания углекислоты и т.д.

Исходя из сказанного, программа профессионально-прикладной физической подготовки учителя-предметника составляется таким образом, чтобы, с одной стороны, сгладить отрицательное воздействие неблагоприятных факторов учебной деятельности, а с другой стороны, развить профессионально важные качества студентов.

1.2 Содержание профессионально-прикладной подготовки студентов ВУЗа в процессе физического воспитания

В процессе профессионально-прикладной физической подготовки студентов ВУЗа повышается как общая, так и специфическая работоспособность, способствующая овладению изучаемой специальностью.

Высокий уровень общей работоспособности достигается, прежде всего, длительными кроссами, спортивными играми, лыжной подготовкой, плаванием. Повышение уровня физических качеств, функциональной подготовки, улучшение основных показателей физического развития (спирометрии, кровяного давления, частоты сердечных сокращений и т.д.) создают базу для поддержания высокоэффективной учебной деятельности студентов ВУЗа в течение всего учебного года [20].

Специфическая работоспособность будущих учителей-предметников достигается тренировкой тех физических и психических качеств, которые определяют успешность учебной деятельности. Физические упражнения с этой целью выполняются прежде всего на учебных занятиях. Возможно также самостоятельное проведение специально направленных физических тренировок во внеучебное время. Очень полезны в этом плане спортивные игры, единоборства, бег на короткие дистанции, тренирующие внимание, быстроту мыслительной деятельности, оперативную память и другие качества.

Важное место в профессионально-прикладной подготовки студентов (будущих учителей-предметников) занимает выполнение физических упражнений непосредственно на рабочем месте, т.е. так называемые физкультпаузы. Физкультпаузы способствуют, прежде всего, восстановлению и поддержанию на необходимом уровне умственной работоспособности. Кроме того, физкультпаузы сохраняют оптимальный мышечный тонус, улучшают условия работы кровеносной и лимфатической систем, улучшают кровоснабжение головного мозга, устраняют застойные явления. Выполняемые упражнения способствуют также снятию нервно-эмоционального напряжения.

Для работоспособности зрительного анализатора рекомендуется выполнить массаж глазных яблок через сомкнутые веки и обдавливанием краев глазных впадин.

Упражнения выполняются в виде комплексов из 6-7 упр. в течение 7-10 мин. через каждый час работы (или по мере усиления усталости), но, не выходя из аудитории. Комплексы составляются таким образом, чтобы их можно было выполнить вблизи рабочего места, а при необходимости даже не вставая со стула [8].

В системе профессионально-прикладной подготовки будущих учителей-предметников нередко используется выполнение комплексов физических упражнений непосредственно перед началом рабочего дня и сразу после его окончания. Основная задача выполнения этих комплексов - это облегчение процесса втягивания организма в рабочий ритм за счет предварительного повышения физической и умственной работоспособности человека и наоборот, снятие нервно-эмоционального возбуждения и физической усталости после окончания рабочего дня. С этой целью перед началом работы целесообразно выполнить несколько гимнастических упражнений с включением наклонов и поворотов туловища, вращения головы и упражнений для глаз, а после ее окончания длительный медленный бег, спортивные игры, плавание.

Во многих ВУЗах страны, в том числе в нашем, ведется подготовка специалистов различных специальностей для различных направлений науки и техники [8].

Высшая школа обязана не только отражать, но и в известной мере опережать достижения практики. Она должна не только обеспечить получение студентами определенной квалификации по специальности, но и научить овладеть методикой перманентного приобретения знаний. Речь идет о привитии студентам навыков самостоятельного получения знаний (т.е. студент из пассивного объекта воспитания должен превратиться в активный объект самовоспитания). Это способствует качественной подготовке специалистов. Это положение чрезвычайно важно и для обязательного предмета высшей школы Физическое воспитание.

Понятие качество подготовленного специалиста включает в себя совокупность наиболее устойчивых свойств, обуславливающих пригодность к профессиональной деятельности: знания и умения в профессиональной сфере, психофизиологическая подготовленность. Однако установлено, что успешность обучения и подготовки студентов к предстоящей профессиональной деятельности в определенной степени зависит от уровня их всесторонней подготовленности, в том числе и физической. Недостаточная физическая подготовленность будущих специалистов приводит к их недостаточной профессиональной отдаче, что в свою очередь приводит к определенным экономическим и моральным издержкам в подготовке специалистов [20].

Педагогические основы профессионально-прикладной подготовки будущих учителей-предметников. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов (будущих учителей-предметников) к производительному труду осуществляется в ВУЗах по следующим основным направлениям:

овладение прикладными умениями и навыками, являющимися элементами отдельных видов спорта;

воспитание отдельных физических и специальных качеств, необходимых для определенной профессии;

приобретение прикладных знаний (речь идет о знаниях и умениях применения средств физической культуры и спорта в режиме труда и отдыха) [20].

Процесс обучения любым двигательным действиям в физическом воспитании тесно связан с решением и других задач - образовательных, воспитательных и оздоровительных.

Современное производство выдвигает задачу эффективного обучения сложным действиям при быстро меняющихся операциях. Такой опыт - обучение путем упражнений - накоплен в спортивной науке и практике.

При формировании прикладных умений и навыков в процессе профессионально-прикладной подготовки студентов необходимо подбирать специальные упражнения по степени их благоприятствования в отношении достижения намеченной степени освоения профессионально - прикладных действий.

Особо следует подчеркнуть значение определенных теоретических знаний и практических навыков для активного и сознательного освоения студентами профессионально-прикладных умений и навыков.

Структура процесса обучения двигательному действию будущих учителей-предметников имеет три этапа:

  • Первоначальное изучение (ознакомление с упражнением).
  • Углубленное разучивание (вырабатывается умение выполнять действие).
  • Заключительный этап обучения (закрепление и дальнейшее совершенствование действия) [3].
  • Процесс обучения прикладным умениям и навыкам целесообразно приближать к естественным условиям их применения, психологически готовя будущего специалиста к выполнению работы в производственных условиях.
  • Выводы по первой главе
  • В настоящее время при организации учебного процесса перед каждым ВУЗом стоит задача - вести подготовку специалистов на высоком научно-техническом уровне с применением современных методов организации учебно-воспитательного процесса.
  • Физическое воспитание студентов должно осуществляться с учетом условий и характера их предстоящей профессиональной деятельности, а значит, содержать в себе элементы профессионально-прикладной физической подготовки,
  • Реализация профессионально-прикладной подготовки в системе физического воспитания студентов связана с рядом трудностей, основная из которых - существенные различия в условиях и характере труда представителей разных специальностей и специализаций на производстве.
  • Содержание профессионально-прикладной подготовки каждого ВУЗа определяется, прежде всего, изучаемыми в нем специальностями. Учебная деятельность студентов, университета радиоэлектроники, например, относится прежде всего к сфере сложной интеллектуальной работы с определенной долей мелкого ручного труда, характеризующаяся значительным напряжением анализаторных систем (в первую очередь зрительной), большой нервно-эмоциональной нагрузкой и сопровождающаяся отчетливо выраженной однообразной рабочей позой. Интересно отметить, что характер учебной деятельности студентов университета радиоэлектроники во многом совпадает с характером деятельности некоторых военных специалистов, несущих службу в условиях эмоционального напряжения и гиподинамии.
  • Важное место в профессионально-прикладной подготовки занимает выполнение физических упражнений непосредственно на рабочем месте, т.е. так называемые физкультпаузы. Физкультпаузы способствуют, прежде всего, восстановлению и поддержанию на необходимом уровне умственной работоспособности. Кроме того, физкультпаузы сохраняют оптимальный мышечный тонус, улучшают условия работы кровеносной и лимфатической систем, улучшают кровоснабжение головного мозга, устраняют застойные явления. Выполняемые упражнения способствуют также снятию нервно-эмоционального напряжения.
  • Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов к производительному труду осуществляется в ВУЗах по следующим основным направлениям:
  • овладение прикладными умениями и навыками, являющимися элементами отдельных видов спорта;
  • воспитание отдельных физических и специальных качеств, необходимых для определенной профессии;
  • приобретение прикладных знаний (речь идет о знаниях и умениях применения средств физической культуры и спорта в режиме труда и отдыха).

Глава 2. Физическое воспитание студентов педагогического вуза

2.1 Роль физического воспитания в процессе подготовки будущих учителей к профессиональной деятельности

Социально-экономические и политические изменения, происходящие в современном обществе требуют того, чтобы студенты педагогических вузов обладали высоким уровнем профессиональной готовности, познавательными потребностями, интересами. В настоящее время подготовка специалистов в системе высшей школы, конкурентоспособных на избыточном рынке труда, как и в целом проблема становления жизнеспособного поколения молодежи, достаточно сложна и противоречива. Нравственный облик и физические качества являются существенным, положительно влияющим на дальнейшее профессиональное совершенствование, освоение студентами профессии педагога.

Овладение профессионально-педагогическими знаниями, умениями, и навыками по физическому воспитанию не только будет способствовать повышению уровня познавательной и творческой активности будущих учителей, высокому научному уровню их профессиональной готовности, но, главное, в реальной педагогической деятельности создаст условия для социальной и профессиональной стабильности учительских кадров, расширит понимание ими высокой гражданской ответственности за результаты своей деятельности, за воспитание подрастающих поколений. Важным поэтому является подход к их подготовке как к единому процессу воспитания и обучения, в ходе которого происходит разностороннее развитие и самоутверждение личности, формирование профессиональной готовности, личностных и кондиционных качеств. Связь социальных, профессиональных и познавательных мотивов усиливает сознательное отношение к учению, ускоряет формирование личности.

Несомненно, что овладение профессионально-педагогическими знаниями, умениями и навыками по физическому воспитанию не только будет способствовать повышению уровня познавательной и творческой активности будущих учителей, высокому научному уровню их профессиональной готовности, но, главное, в реальной педагогической деятельности создаст условия для социальной и профессиональной стабильности труда учительских кадров, расширит понимание ими высокой гражданской ответственности за результаты своей деятельности, за воспитание подрастающих поколений.

Физическое воспитание как вид социальной деятельности, в процессе и посредством которой осуществляется, в частности, профессиональная подготовка будущего учителя, включает множество социальных отношений, а ее формы являются формами социальной активности (организаторская, педагогическая, пропагандистская, судейская, познавательная, самосовершенствование, зрелищная).

Деятельность - специфическая человеческая форма отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение и преобразование в интересах людей, условие существования общества. Деятельность включает в себя цель, средства, результат и сам процесс [7, С. 381].

Деятельность - это человеческая активность, направленная на освоение окружающей действительности, на ее совершенствование в интересах человека, на физическое и интеллектуальное саморазвитие человека.

Физическое воспитание студентов, является одним из эффективных механизмов слияния общественного и личного интересов, формирования общественно необходимых индивидуальных потребностей.

Включаясь в занятия физического воспитания, студент не обособляет эти процессы как в других сферах деятельности. При занятиях физической культурой одновременно происходит превращение социального опыта в свойства человека и превращение сущностных сил человека во внешний результат. Такой целостный характер физкультурно-спортивной деятельности и ее общедоступность делают ее мощным средством повышения социальной активности молодежи.

Профессиональная готовность к педагогической деятельности - это совокупность совокупность профессионально обусловленных требований к учителю в состав которой входит, с одной стороны, психологическая, психофизиологическая и физическая готовность, а с другой - научно-теоретическая и практическая подготовка. [7, С. 63]

Профессиональная деятельность педагога как предмет исследования интересует многих педагогов, но всегда делается акцент на каком-то одном аспекте проблемы. Так, в работах Н.В. Кузьминой, Е.А. Григорьевой исследуется методология, и предлагаются методы изучения компонентов педагогической деятельности. Пути формирования профессиональных качеств, становления педагогического мастерства изыскивают и предлагают В.А. Сластенин, Г.А. Степанова, А.И. Щербаков и др. В этом же контексте изучают деятельность педагога и зарубежные исследователи: Дж. Берендей, Е. Миранте (Италия), А. Соломон, Д. Райжс (США), Т. Стинет (Англия) и др. Большое значение в этих работах придается системе подготовки учителя, отработке его профессиональных действий, однако упускается аспект личностных характеристик в профессиональной готовности будущих специалистов. В США издан учебник «Межличностная коммуникация. Межличностный подход» (А. Соломон), в котором большое внимание отводится обучению умениям работать с малой группой, моделированию, ролевым играм, обучающим эпизодам.

Профессиональная готовность к педагогической деятельности, по нашему определению, на основании определений авторов М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбовича, Л.В. Кондрашовой, С.И. Архангельского, Г.Н. Александрова, В.М. Аксеновой, В.П. Беспалько, А.М. Дорошевича, В.И. Загвязинского, С.И. Зиновьева, И.И. Кобылянского, А.Т. Маленко, А.Я. Найна, С.Д. Неверковича, Р.А. Низамова, Н.Д. Никандрова, А.Д. Сазонова, И.Т. Сенченко, Ф.П. Суслова, Д.А. Тышлера - это не врожденное качество, а результат специальной подготовки, включающей совокупность профессиональных знаний, развитие основных психических функций, профессиональную направленность образования, воспитания и самовоспитания, профессиональное самоопределение, физическое состояние и уровень здоровья студентов.

Профессиональная деятельность включает следующие составляющие:

активное, положительное отношение к выбранной профессиональной деятельности, склонность заниматься ею, переходящую в страстную увлеченность;

наличие во время профессиональной деятельности благоприятных для ее выполнения личностных состояний;

определённый фонд знаний, умений и навыков, адекватный выбранной профессиональной области;

характерные психологические особенности в сенсорной и умственной сферах, отвечающие требованиям данной деятельности.

Эти условия и их составляющие в какой-то мере могут определить готовность к любой профессиональной деятельности, а дополненные специфическими для педагогической профессиональной деятельности, формируют интегративную характеристику готовности к профессиональной педагогической деятельности.

Возможности физического воспитания отмечаются многими спортсменами, тренерами и учеными. Именно на регулярных самостоятельных физкультурно-спортивных занятиях студенты многократно ставятся в условия для проявления таких волевых качеств, как настойчивость, решительность, смелость, выдержка, самообладание, самодисциплина. Причем направленным подбором упражнений, выбором видов спорта и спортивных игр можно акцентировано воздействовать на студентов.

Многие спортивные и особенно игровые моменты моделируют возможные жизненные ситуации, ситуации в учебном и производственном коллективе. Установленные нормы и правила поведения на занятиях физического воспитания (коллективизм, уважение к сопернику, трудолюбие, дисциплина) переносится в повседневную жизнь, а также в профессиональную деятельность.

Физическая культура выступает как необходимая часть образа жизни студентов, ибо она представляет собой неотъемлемую часть общечеловеческой культуры, является областью удовлетворения жизненно необходимых потребностей в двигательной деятельности, обеспечивает методы и средства реализации стратегической задачи становления гармонической личности - ее физического совершенства, играет одну из первостепенных ролей в решении проблемы развития и рационального использования свободного времени.

Физическая подготовленность выступает не только как личностная, но и как социальная ценность. Физическое совершенство отражает такую степень физического развития студента, его двигательных навыков и умений, которая позволяет ему наиболее полно реализовать свои творческие возможности. Поэтому физическое совершенство является не просто желательным качеством будущего специалиста, а необходимым элементом его личностной структуры, необходимым условием построения и развития общественных отношений.

Физкультурно-спортивная деятельность, в которую вовлекаются студенты в процессе физического воспитания, будучи конкретной, на себя направленной деятельностью индивида, является одним из эффективных механизмов слияния общественного и личного интересов, формирования общественно необходимых индивидуальных потребностей.

Физическая культура объективно является сферой массовой самодеятельности. Она служит важнейшим фактором становления активной жизненной позиции, поскольку социальная активность, развивающаяся на ее основе, переносится на другие сферы жизнедеятельности - общественно-политическую, учебную, трудовую и т. д. Кроме того, в физической культуре социальная активность выступает как целостный процесс распредмечивания и опредмечивания. Включаясь в физкультурно-спортивную деятельность, студент не обособляет эти процессы, как в других сферах деятельности. При занятиях физического воспитания одновременно происходит превращение социального опыта в свойства человека (распредмечивание) и превращение сущностных сил человека во внешний результат (опредмечивание). Такой целостный характер физкультурно-спортивной деятельности и ее общедоступность делают ее мощным средством повышения социальной активности молодежи.

В ряде исследований установлено, что у студентов, включенных в систематические занятия физического воспитания и проявляющих в них достаточно высокую активность, вырабатывается определенный стереотип режима дня, повышается уверенность поведения, наблюдается развитие престижных установок, высокий жизненный тонус. Они в большей мере коммуникабельны, выражают готовность к содружеству, радуются социальному признанию, меньше боятся критики. У них наблюдается более высокая эмоциональная устойчивость, выдержка, им в большей степени свойствен оптимизм, энергия, среди них больше настойчивых, решительных людей, умеющих повести за собой коллектив. Этой группе студентов в большей степени чувство долга, добросовестность, собранность. Они успешно взаимодействуют в работе, требующей постоянства, напряжения свободнее вступают в контакты, более находчивы, среди них чаще встречаются лидеры, им легче удается самоконтроль.

Эти данные подчеркивают основательное положительное воздействие систематических занятий физическим воспитанием на характерологические особенности личности студентов - будущих учителей [24].

Например к особенностям работы учителя начальных классов следует отнести то, что он один обучает школьников нескольким учебным дисциплинам и это дает ему возможность установить более тесные связи предмета «Физическая культура» с другими общеобразовательными предметами. Так, на уроках физической культуры он проводит подвижные игры, включающие материал по русскому языку, математике; во время туристских походов и прогулок знакомит детей с основами природоведения и др. Учителя начальных классов в большинстве являются воспитателями групп продленного дня и школ-интернатов, в работе которых значительное место отводится физкультурно-оздоровительным мероприятиям. Это, в свою очередь, создает возможность целостного подхода к организации воспитательной работы на учебных занятиях и в группах продленного дня, более полного познания психологических особенностей детей, их характера, привычек и т. д. [12].

В общей системе всестороннего и гармонического развития человека физическое воспитание ребенка дошкольного возраста занимает особое место. Именно в дошкольном возрасте закладываются основы здоровья и правильного физического развития, происходит становление двигательной деятельности ребенка. Поэтому физическое воспитание детей дошкольного возраста является важной и ответственной задачей общественного воспитания.

Профессиональная подготовка студентов, обучающихся на факультете дошкольного воспитания, предусматривает:

знание будущими педагогами задач, содержания, средств, форм и методов организации физического воспитания в детском саду, методики обучения физическим упражнениям детей дошкольного возраста;

умение применять разнообразные средства физической культуры и спорта в работе с детьми, передавать детям основы знаний физической культуре и спорту; обучать физическим упражнениям, исходя из требований «Программы физического воспитания в детском саду»; организовывать оздоровительные мероприятия;

владение навыками выполнения физических упражнений, входящих в «Программу физического воспитания в детском саду»; систематическое использование средств физической культуры и спорта в личном быту для поддержания уровня физического развития и подготовленности в соответствии с возрастными ступенями [12].

Процесс подготовки будущего учителя ориентирован одновременно на всестороннее развитие его культуры (политической, профессиональной, нравственной, научной, эстетической, физической).

Результатом профессионально-педагогической подготовки студента должна быть сформированность у него научно-педагогического мышления, основу которого составляет философская культура мышления.

Фундаментальными принципами современного стиля научно-педагогического мышления выступают принципы единства воспитания и социально-экономической политики; комплексного подхода к формированию непрерывного образования; единства предметной деятельности и общения; приоритета воспитательных целей и др.

Физкультурно-спортивная деятельность как вид социальной деятельности, в процессе и посредством которой осуществляется, в частности, профессиональная подготовка будущего учителя, включает множество социальных отношений, а ее формы являются формами социальной активности (организаторская, педагогическая, пропагандистская, судейская, познавательная, самосовершенствование, зрелищная).

Педагог любой специальности в определенной мере ответственен не только за уровень своей физической культуры, но и своих учеников. В специальных исследованиях (О.А. Атяшев) показано, что физическое воспитание обусловливает зачастую большую эффективность педагогического воздействия по сравнению с другими возможностями. Более того, чем выше уровень физической культуры учителя - предметника, тем чаще он обращается к физической культуре, как средству воспитательного воздействия.

Программой физического воспитания предусматривается проведение теоретических занятий в форме лекции по обязательной теме «Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов», цель которых - вооружить будущих специалистов необходимыми знаниями, обеспечивающими сознательное и методически правильное использование средств физической культуры и спорта для подготовки к профессиональным видам труда с учетом специфики каждого факультета. Значение теоретических занятий велико, так как в ряде случаев это единственный путь для изложения студентам необходимых профессионально-прикладных знаний, связанных с использованием средств физической культуры и спорта. На этом занятии (лекции) должны быть освещены такие вопросы:

·краткая характеристика различных видов труда с более подробным изложением психофизиологических особенностей труда специалистов, готовящихся на данном факультете;

·динамика работоспособности человека в процессе труда, с освещением особенностей изменения работоспособности специалистов данного профиля в течение рабочего дня, недели и года;

·влияние возрастных и индивидуальных особенностей человека, географо-климатических и гигиенических условий труда на динамику работоспособности специалиста;

·использование средств физической культуры и спорта для повышения и восстановления работоспособности специалистов, с учетом условий, характера и режима их труда и отдыха;

·основные положения методики подбора физических упражнений и видов спорта в целях борьбы с производственным утомлением, для профилактики профессиональных заболеваний;

·влияние занятий физической культурой и спортом на ускорение профессионального обучения.

Из всего высшего сказанного уместно еще раз подчеркнуть прикладное значение спортивной подготовки это элемент сознательности в занятиях, сопряженный с повышенными физическими и психическими нагрузками, позволяет использовать спорт для совершенствования наиболее важных в современном производстве психофизиологических функций, психологической закалки будущих учителей, воспитания необходимых моральных качеств. Все это особенно ярко выражено в командных видах спорта и в командных спортивных соревнованиях, проведение которых в студенческих коллективах предпочтительней перед личными первенствами. Широкое применение различных видов спорта в процессе физического воспитания студентов оправдано также высокой заинтересованностью, положительной эмоциональной и оздоровительной окраской спортивных занятий молодежи. Однако если такая спортивная тренировка проводится с целью подготовки будущих учителей к их профессиональной деятельности, то должна. быть обеспечена ее доступность для каждого студента вне зависимости от степени его способностей к данному виду спорта.[13, 18, 19]

М.Я. Виленский, Р.С. Сафин отмечают, что в процессе физического воспитания будущих учителей формируются предпосылки для овладения педагогической деятельностью, сформированность профессионально значимых личностных качеств: организаторских (деловитость, ответственность, распорядительность, требовательность, инициативность, работоспособность, умение организовать себя); коммуникативных (общительность, справедливость, приветливость, доброжелательность, скромность, чуткость, тактичность); перцептивно-гностических (наблюдательность, понимание других людей, прежде всего детей, умение проектировать развитие личности, коллектива; творческое отношение к делу); экспрессивных (эмоциональная восприимчивость и отзывчивость, энтузиазм, оптимизм, чувство юмора, выдержка, умение убеждать и др.).

Физическое воспитание сформировать такой уровень профессиональной работоспособности учителя, который позволяет ему достаточно длительно и эффективно заниматься педагогической деятельностью при оптимальном повышении функций центральной нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной систем, обмена веществ.

В процессе физического воспитания студенты овладевают культурой педагогического труда (разумной его организацией, рациональным чередованием труда и отдыха, использованием средств физической культуры, активизирующих деятельность, способствующих ускоренному и эффективному восстановлению работоспособности и др.), с многократным упражнением в тех видах и формах педагогической деятельности, которые обеспечивают учебно-воспитательный процесс в вузе; с систематической работой по воспитанию профессионально значимых качеств личности и т. д.[12].

Развитию социальной активности будущего учителя способствует решение им педагогических задач, требующих определенного объема политических, психолого-педагогических и специальных знаний, организаторских, коммуникативных и гностических умений, личностных качеств.

Итоговый результат воспитательной работы средствами физической культуры и спорта определяется следующими критериями общественной активности студентов: интенсивность участия в занятиях по физическому воспитанию (затрачиваемое время и регулярность); характер сложности выполняемой деятельности; уровень развития нравственных качеств, свидетельствующий об отношении к общественной деятельности (долг, ответственность, дисциплинированность, инициативность, самостоятельность); уровень знаний и практических умений выполнять общественно-педагогические функции, уровень включенности в самодеятельный характер физического воспитания, в физическое самовоспитание и самообразование.

Успешное формирование социально-активной личности будущего учителя, готовности ее к успешному выполнению своих профессиональных обязанностей возможно, если:

социальный опыт, приобретенный в сфере физического воспитания, формирует у студента установку на позитивное преобразование своего образа жизни, учебно-трудовой и общественной деятельности;

все формы и средства физического воспитания имеют ярко выраженную профессионально-педагогическую направленность, раскрывают тесную связь физического воспитания с социальной ориентацией личности студента;

на основе устойчивых общественно ценных мотивов у студентов развиваются потребности к физическому воспитанию, в самосовершенствовании;

адекватная оценка студентами результатов воспитания качеств, черт, свойств и способности личности в процессе физического воспитания обеспечивается систематически обратной информацией;

физическое воспитание стимулирует самодеяельность студентов, создает условия для удовлетворения разнообразных по содержанию и направленности потребностей и интересов;

обогащение эмоциональной сферы личности обеспечивается необходимым эмоционально-волевым содержанием учебных занятий и физкультурно-спортивных мероприятий, включающих элементы игры, внешней привлекательности, романтики [12].

Таким образом, профессиональная работоспособность будущих учителей зависит от многих факторов. Естественно, что будущие специалисты, имеющие более высокую разностороннюю физическую подготовленность, может более продолжительное время или более интенсивно выполнять одно и тоже производственное задание, чем слабо подготовленные. Из всего выше сказанного, мы отводим главную роль заблаговременной физической готовности к профессиональному труду.

М.Я. Виленский и Р.С. Сафин утверждали, что в процессе физического воспитания будущие учителя должны овладеть ценностями физической культуры на таком уровне, который обеспечивает не только возможность укрепления здоровья, высокую профессиональную работоспособность, физическое совершенство, но и высокий уровень профессиональной компетентности по использованию физической культуры и спорта в воспитательной работе с учащимися. При этом учитель не должен ограничиваться минимумом обязанностей, зафиксированных в положении о физическом воспитании учащихся общеобразовательной школы. Он должен расширять их диапазон, выступая в роли организатора и пропагандиста, инструктора-тренера и судьи, обеспечивая гигиенические условия учебы и отдыха ребят, их содержательного и здорового досуга, содействуя укреплению здоровья, физическому развитию и физическому совершенствованию. Реально выполнить необходимую для этого программу профессиональной подготовки можно лишь в том случае, если у будущих учителей сформированы убежденность в значимости такой деятельности, социальная ответственность за ее результаты, воспитано стремление к овладению ее методическими основами в процессе физического воспитания.

Вот почему в структуре целостной профессиональной подготовки учителей их отношение к своему здоровью, профессиональной работоспособности, сформированные взгляды, убеждения, ценностные ориентации на физическую культуру отражают уровень воспитанности, а реальное использование средств физической культуры и спорта в педагогическом труде и в свободное время является важнейшим показателем их общекультурного и профессионального развития.

.2 Формирование интереса к физическому воспитанию у студентов педагогического вуза

Развитие интереса к физическому воспитанию может являться существенным фактором такого важного процесса как формирование профессионально-кондиционной готовности педагогов к будущей профессии.

Одним из важных показателей положительного отношения человека к какой-либо деятельности является интерес. Данное понятие рассматривается по-разному в философии, психологии, педагогике.

В психологии существуют различные подходы к определению данного понятия. Одни исследователи отождествляют интерес с потребностями (В.Н. Мясищев, Л.И. Божович и др.), другие - с проявлениями личности (Н.Г. Морозова, Л.А Гордон, Т.П. Панкратов, С.Л. Рубинштейн и др.), третьи относят интерес к сфере отношений (Е.Ф. Рыбалко, Ю.В. Шаров и др.). А.В. Петровский определяет интерес как «вид мотивов, эмоциональное проявление познавательной потребности человека. Наиболее общее определение дает Р.С. Немов, рассматривая интерес как эмоционально окрашенное, повышенное внимание человека к какому-либо объекту или явлению.

В педагогических исследованиях проблема интереса представлена работами Данилова М.А., Скаткина М.Н., Щукиной Г.И. и др. Так, Щукина Г.И. определяет интерес как сложное отношение человека к предметам и явлениям окружающей действительности, в котором выражено его стремление к всестороннему, глубокому изучению, познанию их существенных свойств [36].

В педагогической энциклопедии интерес трактуется как «активная познавательная направленность человека на тот или иной предмет или явление действительности, связанная обычно с положительным эмоционально-окрашенным отношением к познанию объекта или к овладению той или иной деятельностью»

Факторами, определяющими, по мнению студентов, их потребности, интересы и мотивы включения в физкультурно-спортивную деятельность, являются: состояние материальной спортивной базы, направленность учебного процесса и содержание занятий, уровень требований учебной программы, личность преподавателя, состояние здоровья занимающихся, частота проведения занятий, их продолжительность и эмоциональная окраска и др. [24, С.34].

Несмотря на различие определений понятий «интерес» и «профессиональный интерес», в них можно выделить ряд общих моментов, а именно: интерес представляет собой избирательную активность человека, он связан с положительным эмоциональным отношением человека к познаваемому объекту, явлению, определенному виду деятельности. Эти положения имеют большое значение для нашего исследования.

Интерес играет важную роль при осуществлении любой деятельности: выступает в качестве одного из наиболее существенных стимулов приобретения знаний, повышает познавательную активность обучаемых, вызывает стремление работать в определенной области. Интересы могут быть охарактеризованы по содержанию, широте, устойчивости, силе и действенности.

Интересы формируются и развиваются в процессе различных видов деятельности и зависят от различных факторов (обучения, воспитания, условий жизни человека).

Развитие интереса к учебной деятельности зависит от качества преподавания (эмоциональная яркость); понимания обучаемыми значения того объекта, к которому нужно вызвать интерес; осознания ими связи приобретаемых знаний с практикой, их необходимости для будущей профессиональной деятельности; включения обучаемых в активную деятельность, направленную на познание данного объекта; наличия положительных эмоциональных переживаний, связанных с достижением успеха в данной деятельности; личности самого педагога, его отношения к познаваемому объекту.

Интересы - эмоциональные проявления идеальных потребностей человека. Субъективно, для самого человека, интересы обнаруживаются в положительном или, напротив, отрицательном тоне протекания всей деятельности. Интересы часто служат признаком способностей в той сфере деятельности, по отношению к которой они проявляются.

По содержанию различают личные и общественные интересы (для себя и для других). В таких отношениях, например, находятся интересы к изучению правил соревнований у спортсмена и спортивного судьи, участвующего в разработке правил и судействе соревнований.

По цели интересы могут быть непосредственными и опосредованными. Так, к примеру, выглядит изучение психологии студентами: психология может быть просто интересна или интересна потому, что спортсмену важно знать закономерности психики.

По устойчивости различают устойчивые и изменчивые интересы. При этом вряд ли можно назвать какой-либо из этих подвидов более важным. Например, учащиеся отличаются частой сменой интересов, но это помогает им в выборе профессии [К.К. Платонов, 1984].

Интерес - одна из форм направленности личности, заключающаяся в сосредоточенности внимания, мыслей, помыслов на определенном предмете. Интерес-проявление не только познавательной, но и др. потребностей. Иначе говоря, интерес-это активная познавательная направленность человека на тот или иной предмет или явление действительности, связанная обычно с положительным эмоционально окрашенным отношением к познанию объекта или к овладению той или иной деятельностью. Интерес носит избирательный характер и влечет за собой тенденцию обращать внимание на объекты определенного рода, на их познание или на выполнение определенной деятельности.

Интерес имеет важнейшее значение в осуществлении любой деятельности человека: является одним из наиболее существенных стимулов приобретения знаний, расширения кругозора, повышает познавательную активность человека, вызывает стремление работать в определенной области, служит одним из важнейших условий подлинно творческого отношения к работе. Велика роль интереса и в учебной деятельности, в успешном овладении изучаемым предметом. При наличии интереса знания усваиваются основательно, прочно; при отсутствии интереса учебный материал усваивается с трудом, часто формально, не находит применения в жизни, легко и скоро забывается.

В основе интереса лежат потребности человека, в свою очередь определяющиеся общественно-историческими и индивидуальными условиями его жизни. Существенную роль в качестве физиологической основы познавательных интересов играет ориентировочный рефлекс. Интерес можно характеризовать со стороны их содержания, широты устойчивости, силы и действительности. Содержание интереса - это те объекты, на которые он направлен. По содержанию интересы оцениваются с точки зрения их общественной значимости: как высокие, благородные, направленные на высокоценное для общества, или как мелкие, обывательские, связанные с удовлетворением только личных потребностей. Всестороннее развитие личности предполагает большую широту и разносторонность интереса, направленность их на различные объекты, при наличии основного, «стержневого» интереса.

Вместе с тем отрицательно оцениваются и разбросанность интереса, когда человек поверхностно интересуется всем, а, по сути дела, ничем по-настоящему. Устойчивые интересы играют существенную роль в жизни и деятельности человека и являются относительно закрепленными особенностями его личности. Неустойчивые интересы носят характер кратковременного явления, быстро возникающего и быстро угасающего. Человеку с неустойчивыми интересами свойственна частая смена интереса - он легко увлекается и быстро охладевает. Настойчивость человека в познании определенной области, преодоление трудностей под влиянием интереса говорят о различной силе интереса. Близко к понятию силы интереса стоит понятие действительности интереса. Действенными, в отличие от пассивных, называются интересы, оказывающие глубокое влияние на жизнь и деятельность человека, побуждающие его систематическим и целеустремленным действиям в определенном направлении, активным и инициативным поискам источников удовлетворения интереса. Различают также прямые (непосредственные) интересы и косвенные (опосредствованные). Первые вызываются самим cодержанием знаний или деятельности, на которые они направлены; косвенные интересы вызываются не содержанием объекта, к которому проявляется интерес, а тем значением, которое этот объект имеет для познания другого объекта, непосредственно интересующего человека или для выполнения какой-либо другой, интересующей человека деятельности .

Формирование интереса начинается с осознания потребностей, призвания или общественного долга. Интерес может формироваться стихийно и неосознанно в силу эмоциональной привлекательности объекта, а уже потом приходит сознание его жизненной значимости. Ход формирования интереса может быть и обратным: от сознания жизненной значимости к увлечению.

Для образования интереса имеет существенное значение взаимоотношение, субъекта и объекта, уровень соответствия требований объекта требованиям субъекта. Однако нужно помнить о том, что между объектом и субъектом стоят другие люди, которые опосредуют отношение субъекта к объекту. Отношения субъекта не только направляются, корригируются, но и воспитываются другими людьми. Оценка качеств объекта, его жизненной значимости другими, их собственное отношение к объекту опосредуют отношения личности к нему.

Таким образом, интересы индивида, хотя и зависят от особенностей объекта и качества самого индивида, в конечном итоге формируются другими людьми, коллективом, обществом. Следовательно, интересы людей общественно-исторического происхождения. Они зависят от уровня развития общественного производства и духовной культуры, развития общественных отношений и т. п.

Интересы имеют существенное значение в жизни и деятельности человека. Полноту и счастье жизни человек испытывает тогда, когда у него есть интересы. Наряду с потребностями интересы побуждают к деятельности, активизируют личность. Работа, если она отвечает интересам, осуществляется легко и продуктивно, человек в таком случае наслаждается трудом как игрой физических и интеллектуальных сил.

Интересы людей чрезвычайно разнообразны, как разнообразна человеческая деятельность. Интересы прежде всего различают по их содержанию или направленности. В этом плане можно выделить материальные, общественно политические, профессионально-трудовые, познавательные эстетические, читательские, спортивные и др.

С момента актуализации мотивов выбора профессии формируется интеллектуальный компонент профессионального интереса. В свою очередь познание профессии, внутреннее ее принятие и нахождение своего места в будущей деятельности укрепляет мотивы, эмоции. Таким образом, механизм возникновения профессионального интереса спортивно-педагогической деятельности представляет собой проявление у субъекта ряда психических процессов в отношении к этой профессии.

Различают также непосредственный и опосредованный интерес. Непосредственный интерес - это интерес к самому процессу деятельности: процессу познания, уже - овладению знаниями, процессу труда, творчеству.

Опосредованный интерес - это интерес к результатам деятельности, например: к образовательному цензу, приобретению профессии, определенному служебному и общественному положению, ученому званию или, наконец, к материальным результатам труда. Наиболее благоприятным для активной деятельности личности является правильное соотношение непосредственного и опосредованного интереса [А.Г. Ковалев, 1966].

Деятельность человека от возникновения нужды, осознания потребности до проявления интереса и удовлетворения данной потребности при достижении поставленной цели, пронизана эмоциями, мотивами.

В роли мотивов реальных поступков человека могут выступать наряду с внешними обстоятельствами и социальными условиями, потребности, интересы, эмоции и цели, стоящие перед индивидом. Вместе с тем их огромная теоретическая и практическая работа, накопленный исследовательский материал помогли в дальнейшей разработке психологической теории, основывающейся на том, что человек в выборе поступков и постановке своих целей' относительно самостоятелен. Хотя все это совершается на уровне индивидуального сознания, в конечном итоге отношение человека к миру определяется условиями существования в этом мире.

Подобное противоречие в обучении и воспитании прослеживается в различных педагогических концепциях. Разрешение его выражается в том, что в одних педагогических системах потребности и интересы практически не учитываются, в других - процесс обучения и воспитания строится исходя из потребностей и желаний, не принимая во внимание влияние социальных факторов и условий существования учащихся на формирование их личности и интересов.

Интерес к физическому воспитанию - одно из проявлений сложных процессов мотивационной сферы. По отношению к студентам мотивацию следует различать как внутреннюю, так и внешнюю. Но интерес формируется лишь в результате внутренней мотивации. Успешная реализация мотивов и целей вызывает у студента вдохновение успехом, желание продолжать занятия по собственной инициативе, то есть внутреннюю мотивацию и интерес. Внутренняя мотивация возникает также тогда, когда студент испытывает удовлетворение от самого процесса и условий занятий, от характера взаимоотношений с педагогом, членами коллектива во время занятий.

Многочисленные данные науки и практики свидетельствуют о том, что физкультурно-спортивная деятельность еще не стала для студентов насущной потребностью, не превратилась в интерес личности. Реальное участие студентов в этой деятельности недостаточно. Для преодоления этого негативного явления необходимо ознакомиться с механизмами действия тех побудительных сил, которые через интересы и мотивы ведут к удовлетворению потребностей личности.

Критерием физического воспитания является физкультурно-спортивная активность. Она характеризуется степенью участия, вовлеченности студентов в сферу этой деятельности. Ее можно рассматривать как меру и характер участия непосредственно в занятиях физическими упражнениями и как активность в организаторской, пропагандистской, инструкторско-педагогической, судейской и других видах деятельности.

Физкультурно-спортивная деятельность нами понимается как разносторонняя деятельность человека в сфере физической культуры и спорта, направленная на реализацию общественно и личностно значимых потребностей в физическом совершенствовании. Это познавательная, организаторская, пропагандистская, инструкторско-педагогическая, судейская деятельность и собственно занятия физической культурой и спортом.

Интересы студентов к занятиям физической культуры отличаются достаточным разнообразием: стремлением укрепить здоровье, сформировать тело, развить физические и психологические качества (волю и т.д.). Важно отметить, что интересы девочек и мальчиков также отличаются. Девочки чаще желают формировать красивую фигуру, развивать гибкость, совершенствовать изящество движений, походку и т.п. Мальчики, как правило, хотят развивать силу, выносливость, быстроту и ловкость [Е.Н. Гогунов, 2000].

Интересы формируются и развиваются в процессе различных видов деятельности и зависят от различных факторов (обучения, воспитания, условий жизни человека).

Исследуя проблему интереса как побудителя к действию, невозможно оставить без внимания связь мотива и цели, как психологического условия, от которого зависит направление и успешность деятельности.

Цель - это воображаемый и значимый результат деятельности, побуждающий человека к действию.

Процесс целеполагания рассматривается как один из элементов мотивационной сферы, которая выступает основой для формирования другого компонента этой сферы - интереса. Цель, к которой стремится человек, является лишь средством удовлетворения мотива. Тот мотив, который удовлетворяется данной целью, А.Н. Леонтьев назвал смыслом цели. Но, кроме того, цель - это результат не только внутренней потребности индивида, но и объективных требований общества и деятельности, что выражается в значении цели для человека. В зависимости от взаимосвязи значения и смысла цели, различна степень осознанности объективных требований деятельности, а тем самым и осознанность цели [А.К. Маркова, 1986, Р.Г. Лемберг,1964].

Итак, на основании рассмотренных материалов можно заключить следующее: на всех этапах развития процесса самовоспитания прослеживается определенный характер взаимозависимости процесса, который формирует сотрудничество и товарищескую взаимопомощь, а так же сочетание коллективных и личных интересов; психолого-педагогическая подготовка и практическая организация воспитания, самосовершенствования и саморазвития студентов с учетом потребностей их физического развития и обеспечения готовности к избранной профессии, ведет к становлению и развитию данного процесса; формирующееся самовоспитание характеризуется высокой результативностью, способствуя более эффективному физическому совершенствованию студентов; физическая подготовленность растет быстрее, наблюдается значительное укрепление здоровья.

Познавательная активность студентов в процессе самовоспитания находит отражение в активной практической деятельности в интересах собственного совершенствования и в интересах коллектива. Основным условием ее проявления является взаимосвязь и взаимодействие интеллектуальных, волевых и эмоциональных компонентов деятельности. Физическое самовоспитание студента педагогического вуза не может осуществляться изолированно от других направлений самосовершенствования личности будущего учителя, от профессиональной готовности в целом [12].

Условия повышения интереса, формирования положительных эмоций непосредственно в процессе физического воспитания можно разделить на шесть групп:

. Использование средств и методов (разнообразить упражнения и методические приемы, своевременно оценивать их, применять на занятиях музыку, использовать наглядные средства и т. д.).

. Применение оптимальных нагрузок.

. Мероприятия организационно-методического характера (широко использовать игровую и соревновательную формы занятий, обеспечивать страховку, четко ставить задачи, создавать благоприятные условия для занятий).

. Учет и регулирование взаимоотношений в коллективе, спортивной команде.

. Условия, зависящие от личности и поведения преподавателя.

. Осуществление преподавателем подбора комплекса педагогических средств на занятиях по физическому воспитанию с опорой на предшествующий и настоящий эмоциональный, интеллектуальный, эстетический, физический и нравственный опыт студента;

Повышению интереса к занятиям физической культурой и спортом способствуют также:

. Приглашение популярных спортсменов и тренеров, имеющих большой авторитет у занимающихся, для встреч и проведения бесед.

. Оборудование стендов для информации о результатах участия в соревнованиях членов данной спортивной организации, о событиях, связанных с занятиями спортом и участием в соревнованиях сильнейших спортсменов страны и мира.

. Коллективные посещения спортивных соревнований, художественных фильмов на спортивные темы, учебных кинофильмов и их обсуждение.

. Присутствие на занятиях и соревнованиях родственников, близких товарищей и знакомых спортсменов.

. Печатание о спортсменах сообщений и статей и газетах и журналах, упоминание их имен по радио, демонстрация их выступлений в кино, передача по телевидению.

. Получение спортивных званий и разрядов

. Получение спортивных наград.

Педагогическую деятельность оценить достаточно нелегко. В нашем случае критерии успешности профессиональной готовности будут включать качество этой деятельности, которое оценивается по степени достижения целей: образование с сохранением здоровья участками образовательного процесса.

Физкультурно-спортивная деятельность стимулирует самодеятельность студентов, создает условия для удовлетворения разнообразных по содержанию и направленности потребностей и интересов.

Следует отметить, что многие исследователи, занимавшихся проблемой развития интереса к физкультурно-спортивной деятельности студентов различных факультетов, подчеркивали ведущую роль общей выносливости при подготовке к профессии. Общая выносливость является основой той специальной выносливости, которая необходима, профессионалу для поддержания оптимальной интенсивности труда в течение всего рабочего дня.

Конечным и закономерным результатом учебно-воспитательного процесса в высшей педагогической школе является профессиональная готовность ее выпускников к педагогической деятельности. Эта готовность представляет собой сложный синтез тесно взаимосвязанных компонентов, которые характеризуют в первую очередь мотивационно-ценностный (личностный) и исполнительский (процессуальный) аспекты деятельности.

Обобщая сказанное, следует заключить, что развитие интереса к физкультурно-спортивной деятельности способствует достижению и сохранению крепкого здоровья, высокой и устойчивой общей и специальной работоспособности. Физическое воспитание помогает формированию профессионально-кондиционной готовности студентов, будущих педагогов, обеспечивают необходимую и достаточную двигательную активность.

В нашем исследовании мы хотим показать взаимосвязь профессиональной готовности и интереса к физическому воспитанию. Многие ученые (В.И. Ильинич, М.Я. Виленский, Р.С. Сафин и др.) психологи и педагоги, рекомендуют при выборе видов спорта для специализации учитывать черты характера и свойства личности, но можно идти и от обратного, используя особенности отдельных видов спорта в формировании определенных психических качеств и свойств личности, недостаток которых сам студент чувствует у себя.

Мы можем предположить, что интерес к занятиям физического воспитания окажет свое влияние на профессиональное становление будущего специалиста. На наш взгляд взаимосвязь интереса к физическому воспитанию и жизнедеятельности человека имеет большое значение не только в совершенствовании общей функциональной готовности студентов, но и обеспечивает его психофизиологическую подготовленность к будущей профессиональной деятельности.

Выводы по второй главе

Физическое воспитание - очень важная деталь образования. Без него невозможно представить ни одну вузовскую программу обучения.

Физическая культура как учебная дисциплина в высшем учебном заведении по содержанию, организации и проведению занятий существенно отличается от уроков по физкультуре в средней школе.

Физическое воспитание в вузе проводится на протяжении всего периода обучения студентов и осуществляется в многообразных формах, которые взаимосвязаны, дополняют друг друга и представляют собой единый процесс физического воспитания студентов.

Профессиональная направленность физического воспитания - это использование средств физической культуры и спорта для подготовки к высокопроизводительному качественному труду с помощью определенного профилирования физического воспитания с учетом особенностей избранной профессии, способствующей обеспечению высокой работоспособности специалиста.

В физическом воспитании студентов используются разнообразные формы учебных и внеучебных занятий на протяжении всего обучения в вузе. Они проводятся в форме: практических, контрольных; индивидуальных и индивидуально-групповых дополнительных занятий или консультаций; самостоятельных занятий по заданию и под контролем преподавателя.

Внеучебные занятия организуются в форме: выполнение физических упражнений и рекреационных мероприятий в режиме учебного дня; занятия в спортивных клубах, секциях, группах по интересам; массовых, оздоровительных, физкультурных, спортивных мероприятий и т.д.

В совокупности с учебными занятиями правильно организованные самостоятельные занятия обеспечивают оптимальную непрерывность и эффективность физического воспитания для будущих учителей-предметников.

В требованиях Государственного стандарта к уровню подготовленности лиц, завершивших обучение по специальностям, в списке знаний и умений по физической культуре внесено: понимать роль физической культуры в развитии человека и подготовке специалиста; знать основы физической культуры и здорового образа жизни; владеть системой практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, развитие и совершенствование психофизических способностей и качеств, самоопределения в физической культуре и т.д.

Для достижения поставленной цели предусматривается решение воспитательных, образовательных, развивающих и оздоровительных задач, соответствующих требованиям Государственного стандарта.

физический воспитание учитель работоспособность

Заключение

В настоящее время при организации учебного процесса перед каждым ВУЗом стоит задача - вести подготовку специалистов на высоком научно-техническом уровне с применением современных методов организации учебно-воспитательного процесса.

Физическое воспитание студентов должно осуществляться с учетом условий и характера их предстоящей профессиональной деятельности, а значит, содержать в себе элементы профессионально-прикладной подготовки.

Реализация профессионально-прикладной подготовки в системе физического воспитания студентов связана с рядом трудностей, основная из которых - существенные различия в условиях и характере труда представителей разных специальностей и специализаций на производстве.

Содержание профессионально-прикладной подготовки каждого ВУЗа определяется, прежде всего, изучаемыми в нем специальностями. Учебная деятельность студентов, университета радиоэлектроники, например, относится прежде всего к сфере сложной интеллектуальной работы с определенной долей мелкого ручного труда, характеризующаяся значительным напряжением анализаторных систем (в первую очередь зрительной), большой нервно-эмоциональной нагрузкой и сопровождающаяся отчетливо выраженной однообразной рабочей позой. Интересно отметить, что характер учебной деятельности студентов университета радиоэлектроники во многом совпадает с характером деятельности некоторых военных специалистов, несущих службу в условиях эмоционального напряжения и гиподинамии.

Важное место в профессионально-прикладной подготовки занимает выполнение физических упражнений непосредственно на рабочем месте, т.е. так называемые физкультпаузы. Физкультпаузы способствуют, прежде всего, восстановлению и поддержанию на необходимом уровне умственной работоспособности. Кроме того, физкультпаузы сохраняют оптимальный мышечный тонус, улучшают условия работы кровеносной и лимфатической систем, улучшают кровоснабжение головного мозга, устраняют застойные явления. Выполняемые упражнения способствуют также снятию нервно-эмоционального напряжения.

Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов к производительному труду осуществляется в ВУЗах по следующим основным направлениям: овладение прикладными умениями и навыками, являющимися элементами отдельных видов спорта; воспитание отдельных физических и специальных качеств, необходимых для определенной профессии; приобретение прикладных знаний (речь идет о знаниях и умениях применения средств физической культуры и спорта в режиме труда и отдыха).

Физическое воспитание - очень важная деталь образования. Без него невозможно представить ни одну вузовскую программу обучения.

Под понятием «принципы» в педагогике понимают наиболее важные и существенные положения, которые отражают закономерности воспитания. Они направляют деятельность педагога занимающихся к намеченной цели с меньшими затратами сил и времени. Физическое воспитание в ВУЗе строится на основе следующих принципов: принцип всестороннего и гармоничного развития личности; принцип связи физического воспитания с практикой жизни; принцип оздоровительной направленности физического воспитания.

Профессиональная направленность физического воспитания - это использование средств физической культуры и спорта для подготовки к высокопроизводительному качественному труду с помощью определенного профилирования физического воспитания с учетом особенностей избранной профессии, способствующей обеспечению высокой работоспособности специалиста.

Роль физического воспитания учителя-пердметника проявляется только в том случае, если в процессе физкультурной деятельности будет вестись сознательная, целенаправленная работа во всех основных направлениях человеческой деятельности: ценностно-ориентационной, познавательной, коммуникативной, преобразовательной.

В процессе физического воспитание учителей-предметников, воздействуя на биологическую сферу организма, одновременно влияет и на формирование его личности, что в его процессе могут и должны решаться задачи умственного, эстетического, нравственного и других видов воспитания; вопросы развития научного мировоззрения, идейной убежденности, высокой внутренней и внешней культуры и др.

Организация физического воспитания у учителей-пердметников направлена на решение многих задач. Основные из них: содействие правильному физическому развитию; развитие основных двигательных качеств; формирование жизненно важных двигательных умений и навыков; воспитание устойчивого интереса и потребности в систематических занятиях физической культурой; приобретение необходимого минимума теоретических знаний из области гигиены и медицины, физической культуры и спорта.

Таким образом, в сфере физической культуры и физического воспитания развитие двигательных возможностей учителя-предметника неотделимо от развития его личностных качеств, более того - определяется ими. Фактически физическое воспитание - та же общая культура с преобладанием ее духовной стороны, но реализуемая специфическим образом - через сознательно окультуренную двигательную деятельность, где двигательное действие выступает средством удовлетворения многообразных потребностей учителя, его саморазвития, самоактуализации, самопознания и самосовершенствования.

Список литературы

1. Агапова Ш.А. Формы физического воспитания студентов [текст] / Ш.А. Агапова.- М: Университетское , 2005. - 560 с.

. Ананьев Б.Г. Психологические труды учителей [текст] / Б.Г. Ананьев. - М.: Педагогика, 2002. - 320 с.

. Андреев В.И. Физическая культура в контексте личностного развития студентов [текст] / В.И. Андреев. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2008. - 238 с.

. Анисимов О.С. Основы общей физической подготовки студентов [текст] / О.С. Анисимов, А.А Деркач. - М.: Изд-во "С.Е.Т", 2005.-272с.

. Багаева И. Д. Учителю о профессионализме педагогической деятельности и путях его формирования: метод. Рекомендации [текст] / И.Д. Багаева. - Гомель, 2009. - 89 с.

. Басов М.Я. Роль физического воспитания в процессе подготовки учителя [текст] / М.Я. Басов. - М: Педагогика, 2005.- 432с.

. Большой энциклопедический словарь: В 2-х т./ Гл. ред. А.М. Прохоров. - М.: Сов.энциклопедия, 1991. Т. 1. - 1991 - 863 с., ил., С. 381.

. Борисова Л.Г. Молодой учитель: труд, быт, творчество [текст] / Л.Г. Борисова. - М: Знание, 2003.- 80с.

. Бондарев В.Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию [текст] / В.Б. Бондарев. - М: Просвещение, 2005. - 144 с.

. Воробьев Г.Г. Педагогические основы профессионально-прикладной подготовки [текст] / Г.Г. Воробьев. - М: Просвещение, 2008. - 239 с.

. Валицкая А.П. Физическое воспитание [текст] / А.П. Валицкая // Педагогика. - 2008. - № 4. - С.12-18.

. Виленский, М.Я. Профессиональная направленность физического воспитания студентов педагогических специальностей [Текст]: учеб. пособие / М.Я. Виленский, Р.С. Сафин.- М.: Высш. шк., 1989. - 159 с.

. Вилеский М.Я. Основы профессиональной направленности студентов педагогических институтов. - М., 1980.

. Воронцова Г.В. Физическое воспитания студентов [текст] / Г.В. Воронцова. - М.: Академия, 2006. - 340 с.

. Гильманов С.А. Творческая индивидуальность педагога [текст] / С.А. Гильманов // Нар. образование. -2009. - № 1-2. - С. 197-204.

. Гусинский Э. Физическое воспитание в ВУЗе [текст] / Э. Гусинский, Ю. Турчанинова // Директор школы. - 2008.- №7. - С.3-8.

. Давыдов В.В. Проблемы обучения [текст] / В.В. Давыдов. - М: Педагогика, 2006. -239 с.

. Ильин В.И. ППФП студентов в ВУЗах. Научно-методологические и организационные основы. - М.,1978.

. Жолдак В.И. методы совершенствования физического воспитания в ВУЗе. - М., 1983.

. Загвязинский В.И. Педагогическое творчество учителя [текст] / В.И. Загвязинский. - М: Педагогика, 2007.- 160с.

. Каган М.С. Педагогические основы профессионально-прикладной подготовки [текст] / М.С. Каган. - М: Политиздат, 2004.-328с.

. Калошина, И.П. Структура и механизмы творческой деятельности [текст] / И.П. Калошина. - М: Изд-во Моск. ун-та, 2003.-168с.

. Ковалев А.Г. Содержание физического воспитания в ВУЗе [текст] / А.Г. Ковалев. - М: Политиздат, 2005.- 272с.

. Коротяев В.И. Учение - процесс творческий: кн. для учителя [текст] / В.И. Коротяев. - М: Просвещение, 2009. - 159 с

. Кузмина Н.В. Физическая культура в жизни учителя-предметника [текст] / Н.В. Кузьмина. - М.: Высш. школа, 2009. - 167с.

. Кулюткин Ю.Н. Содержание программы физического воспитания студентов [текст] / Ю.Н. Кулюткин. - М.: Педагогика, 2004. - 232с.

. Массовая физическая культура в Вузе [текст] / Учеб пособие / И.Г. Бердников, А.В. Маглеваный, и др.; Под ред. В.А. Маслякова,В.С. Матяжова. - М.: Высшая школа, 1991. - 240 с.]

. Словарь - справочник по педагогике / Авт. - сост. В.А. Межериков: Под общ. Ред. П.И. Пидкасистого - М.: ТЦ Сфера, 2004. - 448 с., С. 63

. Современный словарь по педагогике [Текст] / сост. Е.С. Рапацевич. - Мн.: Современное слово, 2001. - 925 с.

. Паламарчук В.Ф. Физическое воспитание студентов [текст] / В.Ф. Паламарчук. - М.: Просвещение, 2007. - 208 с.

. Педагогическая энциклопедия: в 4 т. - М.: Энциклопедия, 2008. - 4 т.

. Поташник М.М. Педагогическое творчество: проблемы развития и опыт: пособие для учителя [текст] / М.М. Поташник. - Киев: Рад. школа, 2008. - 189 с.

. Раченко И.П. Диагностика качества профессионально-педагогической деятельности учителя [текст] / И.П. Раченко. - Пятигорск, 2004. - 116 с.

. Сластенин В.А. Формирование творческой личности будущего учителя [текст] / В.А. сластенин // Сов. педагогика. - 2005. - № 3. - С. 83-93.

. Фридман Л.М. Педагогические основы профессионально-прикладной подготовки студентов [текст] / Л.М. Фридман, И.Ю. Кулагина. - М.: Просвещение, 2009. - 288 с.

. Шакуров Р.Х. Творческий рост педагога [текст] / Р.Х. Шакуров. - М.: Знание, - 2005. - 80 с.

. Штоф В.А. Современные проблемы формирования физического воспитания [текст] / В.А. Штоф. - М.: Академия, 2006. - 40 с.

. Шульц А.А. Психофизиологическая характеристика учебной деятельности студентов [текст] / А.А. Шульц. - М.: Просвещение, 2005. - 40с.

. Щукина, Г.И. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении [Текст]: учеб. пособие / Г.И. Щукина. - М.: Просвещение, 1984. - 176 с.

Похожие работы на - Роль физического воспитания в процессе подготовки учителя предметника

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!