влияние занятий физической культурой и спортом на ускорение профессионального обучения.
Из всего высшего сказанного уместно еще раз подчеркнуть прикладное значение спортивной подготовки это элемент сознательности в занятиях, сопряженный с повышенными физическими и психическими нагрузками, позволяет использовать спорт для совершенствования наиболее важных в современном производстве психофизиологических функций, психологической закалки будущих учителей, воспитания необходимых моральных качеств. Все это особенно ярко выражено в командных видах спорта и в командных спортивных соревнованиях, проведение которых в студенческих коллективах предпочтительней перед личными первенствами. Широкое применение различных видов спорта в процессе физического воспитания студентов оправдано также высокой заинтересованностью, положительной эмоциональной и оздоровительной окраской спортивных занятий молодежи. Однако если такая спортивная тренировка проводится с целью подготовки будущих учителей к их профессиональной деятельности, то должна. быть обеспечена ее доступность для каждого студента вне зависимости от степени его способностей к данному виду спорта.[13, 18, 19]
М.Я. Виленский, Р.С. Сафин отмечают, что в процессе физического воспитания будущих учителей формируются предпосылки для овладения педагогической деятельностью, сформированность профессионально значимых личностных качеств: организаторских (деловитость, ответственность, распорядительность, требовательность, инициативность, работоспособность, умение организовать себя); коммуникативных (общительность, справедливость, приветливость, доброжелательность, скромность, чуткость, тактичность); перцептивно-гностических (наблюдательность, понимание других людей, прежде всего детей, умение проектировать развитие личности, коллектива; творческое отношение к делу); экспрессивных (эмоциональная восприимчивость и отзывчивость, энтузиазм, оптимизм, чувство юмора, выдержка, умение убеждать и др.).
Физическое воспитание сформировать такой уровень профессиональной работоспособности учителя, который позволяет ему достаточно длительно и эффективно заниматься педагогической деятельностью при оптимальном повышении функций центральной нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной систем, обмена веществ.
В процессе физического воспитания студенты овладевают культурой педагогического труда (разумной его организацией, рациональным чередованием труда и отдыха, использованием средств физической культуры, активизирующих деятельность, способствующих ускоренному и эффективному восстановлению работоспособности и др.), с многократным упражнением в тех видах и формах педагогической деятельности, которые обеспечивают учебно-воспитательный процесс в вузе; с систематической работой по воспитанию профессионально значимых качеств личности и т. д.[12].
Развитию социальной активности будущего учителя способствует решение им педагогических задач, требующих определенного объема политических, психолого-педагогических и специальных знаний, организаторских, коммуникативных и гностических умений, личностных качеств.
Итоговый результат воспитательной работы средствами физической культуры и спорта определяется следующими критериями общественной активности студентов: интенсивность участия в занятиях по физическому воспитанию (затрачиваемое время и регулярность); характер сложности выполняемой деятельности; уровень развития нравственных качеств, свидетельствующий об отношении к общественной деятельности (долг, ответственность, дисциплинированность, инициативность, самостоятельность); уровень знаний и практических умений выполнять общественно-педагогические функции, уровень включенности в самодеятельный характер физического воспитания, в физическое самовоспитание и самообразование.
Успешное формирование социально-активной личности будущего учителя, готовности ее к успешному выполнению своих профессиональных обязанностей возможно, если:
социальный опыт, приобретенный в сфере физического воспитания, формирует у студента установку на позитивное преобразование своего образа жизни, учебно-трудовой и общественной деятельности;
все формы и средства физического воспитания имеют ярко выраженную профессионально-педагогическую направленность, раскрывают тесную связь физического воспитания с социальной ориентацией личности студента;
на основе устойчивых общественно ценных мотивов у студентов развиваются потребности к физическому воспитанию, в самосовершенствовании;
адекватная оценка студентами результатов воспитания качеств, черт, свойств и способности личности в процессе физического воспитания обеспечивается систематически обратной информацией;
физическое воспитание стимулирует самодеяельность студентов, создает условия для удовлетворения разнообразных по содержанию и направленности потребностей и интересов;
обогащение эмоциональной сферы личности обеспечивается необходимым эмоционально-волевым содержанием учебных занятий и физкультурно-спортивных мероприятий, включающих элементы игры, внешней привлекательности, романтики [12].
Таким образом, профессиональная работоспособность будущих учителей зависит от многих факторов. Естественно, что будущие специалисты, имеющие более высокую разностороннюю физическую подготовленность, может более продолжительное время или более интенсивно выполнять одно и тоже производственное задание, чем слабо подготовленные. Из всего выше сказанного, мы отводим главную роль заблаговременной физической готовности к профессиональному труду.
М.Я. Виленский и Р.С. Сафин утверждали, что в процессе физического воспитания будущие учителя должны овладеть ценностями физической культуры на таком уровне, который обеспечивает не только возможность укрепления здоровья, высокую профессиональную работоспособность, физическое совершенство, но и высокий уровень профессиональной компетентности по использованию физической культуры и спорта в воспитательной работе с учащимися. При этом учитель не должен ограничиваться минимумом обязанностей, зафиксированных в положении о физическом воспитании учащихся общеобразовательной школы. Он должен расширять их диапазон, выступая в роли организатора и пропагандиста, инструктора-тренера и судьи, обеспечивая гигиенические условия учебы и отдыха ребят, их содержательного и здорового досуга, содействуя укреплению здоровья, физическому развитию и физическому совершенствованию. Реально выполнить необходимую для этого программу профессиональной подготовки можно лишь в том случае, если у будущих учителей сформированы убежденность в значимости такой деятельности, социальная ответственность за ее результаты, воспитано стремление к овладению ее методическими основами в процессе физического воспитания.
Вот почему в структуре целостной профессиональной подготовки учителей их отношение к своему здоровью, профессиональной работоспособности, сформированные взгляды, убеждения, ценностные ориентации на физическую культуру отражают уровень воспитанности, а реальное использование средств физической культуры и спорта в педагогическом труде и в свободное время является важнейшим показателем их общекультурного и профессионального развития.
.2 Формирование интереса к физическому воспитанию у студентов педагогического вуза
Развитие интереса к физическому воспитанию может являться существенным фактором такого важного процесса как формирование профессионально-кондиционной готовности педагогов к будущей профессии.
Одним из важных показателей положительного отношения человека к какой-либо деятельности является интерес. Данное понятие рассматривается по-разному в философии, психологии, педагогике.
В психологии существуют различные подходы к определению данного понятия. Одни исследователи отождествляют интерес с потребностями (В.Н. Мясищев, Л.И. Божович и др.), другие - с проявлениями личности (Н.Г. Морозова, Л.А Гордон, Т.П. Панкратов, С.Л. Рубинштейн и др.), третьи относят интерес к сфере отношений (Е.Ф. Рыбалко, Ю.В. Шаров и др.). А.В. Петровский определяет интерес как «вид мотивов, эмоциональное проявление познавательной потребности человека. Наиболее общее определение дает Р.С. Немов, рассматривая интерес как эмоционально окрашенное, повышенное внимание человека к какому-либо объекту или явлению.
В педагогических исследованиях проблема интереса представлена работами Данилова М.А., Скаткина М.Н., Щукиной Г.И. и др. Так, Щукина Г.И. определяет интерес как сложное отношение человека к предметам и явлениям окружающей действительности, в котором выражено его стремление к всестороннему, глубокому изучению, познанию их существенных свойств [36].
В педагогической энциклопедии интерес трактуется как «активная познавательная направленность человека на тот или иной предмет или явление действительности, связанная обычно с положительным эмоционально-окрашенным отношением к познанию объекта или к овладению той или иной деятельностью»
Факторами, определяющими, по мнению студентов, их потребности, интересы и мотивы включения в физкультурно-спортивную деятельность, являются: состояние материальной спортивной базы, направленность учебного процесса и содержание занятий, уровень требований учебной программы, личность преподавателя, состояние здоровья занимающихся, частота проведения занятий, их продолжительность и эмоциональная окраска и др. [24, С.34].
Несмотря на различие определений понятий «интерес» и «профессиональный интерес», в них можно выделить ряд общих моментов, а именно: интерес представляет собой избирательную активность человека, он связан с положительным эмоциональным отношением человека к познаваемому объекту, явлению, определенному виду деятельности. Эти положения имеют большое значение для нашего исследования.
Интерес играет важную роль при осуществлении любой деятельности: выступает в качестве одного из наиболее существенных стимулов приобретения знаний, повышает познавательную активность обучаемых, вызывает стремление работать в определенной области. Интересы могут быть охарактеризованы по содержанию, широте, устойчивости, силе и действенности.
Интересы формируются и развиваются в процессе различных видов деятельности и зависят от различных факторов (обучения, воспитания, условий жизни человека).
Развитие интереса к учебной деятельности зависит от качества преподавания (эмоциональная яркость); понимания обучаемыми значения того объекта, к которому нужно вызвать интерес; осознания ими связи приобретаемых знаний с практикой, их необходимости для будущей профессиональной деятельности; включения обучаемых в активную деятельность, направленную на познание данного объекта; наличия положительных эмоциональных переживаний, связанных с достижением успеха в данной деятельности; личности самого педагога, его отношения к познаваемому объекту.
Интересы - эмоциональные проявления идеальных потребностей человека. Субъективно, для самого человека, интересы обнаруживаются в положительном или, напротив, отрицательном тоне протекания всей деятельности. Интересы часто служат признаком способностей в той сфере деятельности, по отношению к которой они проявляются.
По содержанию различают личные и общественные интересы (для себя и для других). В таких отношениях, например, находятся интересы к изучению правил соревнований у спортсмена и спортивного судьи, участвующего в разработке правил и судействе соревнований.
По цели интересы могут быть непосредственными и опосредованными. Так, к примеру, выглядит изучение психологии студентами: психология может быть просто интересна или интересна потому, что спортсмену важно знать закономерности психики.
По устойчивости различают устойчивые и изменчивые интересы. При этом вряд ли можно назвать какой-либо из этих подвидов более важным. Например, учащиеся отличаются частой сменой интересов, но это помогает им в выборе профессии [К.К. Платонов, 1984].
Интерес - одна из форм направленности личности, заключающаяся в сосредоточенности внимания, мыслей, помыслов на определенном предмете. Интерес-проявление не только познавательной, но и др. потребностей. Иначе говоря, интерес-это активная познавательная направленность человека на тот или иной предмет или явление действительности, связанная обычно с положительным эмоционально окрашенным отношением к познанию объекта или к овладению той или иной деятельностью. Интерес носит избирательный характер и влечет за собой тенденцию обращать внимание на объекты определенного рода, на их познание или на выполнение определенной деятельности.
Интерес имеет важнейшее значение в осуществлении любой деятельности человека: является одним из наиболее существенных стимулов приобретения знаний, расширения кругозора, повышает познавательную активность человека, вызывает стремление работать в определенной области, служит одним из важнейших условий подлинно творческого отношения к работе. Велика роль интереса и в учебной деятельности, в успешном овладении изучаемым предметом. При наличии интереса знания усваиваются основательно, прочно; при отсутствии интереса учебный материал усваивается с трудом, часто формально, не находит применения в жизни, легко и скоро забывается.
В основе интереса лежат потребности человека, в свою очередь определяющиеся общественно-историческими и индивидуальными условиями его жизни. Существенную роль в качестве физиологической основы познавательных интересов играет ориентировочный рефлекс. Интерес можно характеризовать со стороны их содержания, широты устойчивости, силы и действительности. Содержание интереса - это те объекты, на которые он направлен. По содержанию интересы оцениваются с точки зрения их общественной значимости: как высокие, благородные, направленные на высокоценное для общества, или как мелкие, обывательские, связанные с удовлетворением только личных потребностей. Всестороннее развитие личности предполагает большую широту и разносторонность интереса, направленность их на различные объекты, при наличии основного, «стержневого» интереса.
Вместе с тем отрицательно оцениваются и разбросанность интереса, когда человек поверхностно интересуется всем, а, по сути дела, ничем по-настоящему. Устойчивые интересы играют существенную роль в жизни и деятельности человека и являются относительно закрепленными особенностями его личности. Неустойчивые интересы носят характер кратковременного явления, быстро возникающего и быстро угасающего. Человеку с неустойчивыми интересами свойственна частая смена интереса - он легко увлекается и быстро охладевает. Настойчивость человека в познании определенной области, преодоление трудностей под влиянием интереса говорят о различной силе интереса. Близко к понятию силы интереса стоит понятие действительности интереса. Действенными, в отличие от пассивных, называются интересы, оказывающие глубокое влияние на жизнь и деятельность человека, побуждающие его систематическим и целеустремленным действиям в определенном направлении, активным и инициативным поискам источников удовлетворения интереса. Различают также прямые (непосредственные) интересы и косвенные (опосредствованные). Первые вызываются самим cодержанием знаний или деятельности, на которые они направлены; косвенные интересы вызываются не содержанием объекта, к которому проявляется интерес, а тем значением, которое этот объект имеет для познания другого объекта, непосредственно интересующего человека или для выполнения какой-либо другой, интересующей человека деятельности .
Формирование интереса начинается с осознания потребностей, призвания или общественного долга. Интерес может формироваться стихийно и неосознанно в силу эмоциональной привлекательности объекта, а уже потом приходит сознание его жизненной значимости. Ход формирования интереса может быть и обратным: от сознания жизненной значимости к увлечению.
Для образования интереса имеет существенное значение взаимоотношение, субъекта и объекта, уровень соответствия требований объекта требованиям субъекта. Однако нужно помнить о том, что между объектом и субъектом стоят другие люди, которые опосредуют отношение субъекта к объекту. Отношения субъекта не только направляются, корригируются, но и воспитываются другими людьми. Оценка качеств объекта, его жизненной значимости другими, их собственное отношение к объекту опосредуют отношения личности к нему.
Таким образом, интересы индивида, хотя и зависят от особенностей объекта и качества самого индивида, в конечном итоге формируются другими людьми, коллективом, обществом. Следовательно, интересы людей общественно-исторического происхождения. Они зависят от уровня развития общественного производства и духовной культуры, развития общественных отношений и т. п.
Интересы имеют существенное значение в жизни и деятельности человека. Полноту и счастье жизни человек испытывает тогда, когда у него есть интересы. Наряду с потребностями интересы побуждают к деятельности, активизируют личность. Работа, если она отвечает интересам, осуществляется легко и продуктивно, человек в таком случае наслаждается трудом как игрой физических и интеллектуальных сил.
Интересы людей чрезвычайно разнообразны, как разнообразна человеческая деятельность. Интересы прежде всего различают по их содержанию или направленности. В этом плане можно выделить материальные, общественно политические, профессионально-трудовые, познавательные эстетические, читательские, спортивные и др.
С момента актуализации мотивов выбора профессии формируется интеллектуальный компонент профессионального интереса. В свою очередь познание профессии, внутреннее ее принятие и нахождение своего места в будущей деятельности укрепляет мотивы, эмоции. Таким образом, механизм возникновения профессионального интереса спортивно-педагогической деятельности представляет собой проявление у субъекта ряда психических процессов в отношении к этой профессии.
Различают также непосредственный и опосредованный интерес. Непосредственный интерес - это интерес к самому процессу деятельности: процессу познания, уже - овладению знаниями, процессу труда, творчеству.
Опосредованный интерес - это интерес к результатам деятельности, например: к образовательному цензу, приобретению профессии, определенному служебному и общественному положению, ученому званию или, наконец, к материальным результатам труда. Наиболее благоприятным для активной деятельности личности является правильное соотношение непосредственного и опосредованного интереса [А.Г. Ковалев, 1966].
Деятельность человека от возникновения нужды, осознания потребности до проявления интереса и удовлетворения данной потребности при достижении поставленной цели, пронизана эмоциями, мотивами.
В роли мотивов реальных поступков человека могут выступать наряду с внешними обстоятельствами и социальными условиями, потребности, интересы, эмоции и цели, стоящие перед индивидом. Вместе с тем их огромная теоретическая и практическая работа, накопленный исследовательский материал помогли в дальнейшей разработке психологической теории, основывающейся на том, что человек в выборе поступков и постановке своих целей' относительно самостоятелен. Хотя все это совершается на уровне индивидуального сознания, в конечном итоге отношение человека к миру определяется условиями существования в этом мире.
Подобное противоречие в обучении и воспитании прослеживается в различных педагогических концепциях. Разрешение его выражается в том, что в одних педагогических системах потребности и интересы практически не учитываются, в других - процесс обучения и воспитания строится исходя из потребностей и желаний, не принимая во внимание влияние социальных факторов и условий существования учащихся на формирование их личности и интересов.
Интерес к физическому воспитанию - одно из проявлений сложных процессов мотивационной сферы. По отношению к студентам мотивацию следует различать как внутреннюю, так и внешнюю. Но интерес формируется лишь в результате внутренней мотивации. Успешная реализация мотивов и целей вызывает у студента вдохновение успехом, желание продолжать занятия по собственной инициативе, то есть внутреннюю мотивацию и интерес. Внутренняя мотивация возникает также тогда, когда студент испытывает удовлетворение от самого процесса и условий занятий, от характера взаимоотношений с педагогом, членами коллектива во время занятий.
Многочисленные данные науки и практики свидетельствуют о том, что физкультурно-спортивная деятельность еще не стала для студентов насущной потребностью, не превратилась в интерес личности. Реальное участие студентов в этой деятельности недостаточно. Для преодоления этого негативного явления необходимо ознакомиться с механизмами действия тех побудительных сил, которые через интересы и мотивы ведут к удовлетворению потребностей личности.
Критерием физического воспитания является физкультурно-спортивная активность. Она характеризуется степенью участия, вовлеченности студентов в сферу этой деятельности. Ее можно рассматривать как меру и характер участия непосредственно в занятиях физическими упражнениями и как активность в организаторской, пропагандистской, инструкторско-педагогической, судейской и других видах деятельности.
Физкультурно-спортивная деятельность нами понимается как разносторонняя деятельность человека в сфере физической культуры и спорта, направленная на реализацию общественно и личностно значимых потребностей в физическом совершенствовании. Это познавательная, организаторская, пропагандистская, инструкторско-педагогическая, судейская деятельность и собственно занятия физической культурой и спортом.
Интересы студентов к занятиям физической культуры отличаются достаточным разнообразием: стремлением укрепить здоровье, сформировать тело, развить физические и психологические качества (волю и т.д.). Важно отметить, что интересы девочек и мальчиков также отличаются. Девочки чаще желают формировать красивую фигуру, развивать гибкость, совершенствовать изящество движений, походку и т.п. Мальчики, как правило, хотят развивать силу, выносливость, быстроту и ловкость [Е.Н. Гогунов, 2000].
Интересы формируются и развиваются в процессе различных видов деятельности и зависят от различных факторов (обучения, воспитания, условий жизни человека).
Исследуя проблему интереса как побудителя к действию, невозможно оставить без внимания связь мотива и цели, как психологического условия, от которого зависит направление и успешность деятельности.
Цель - это воображаемый и значимый результат деятельности, побуждающий человека к действию.
Процесс целеполагания рассматривается как один из элементов мотивационной сферы, которая выступает основой для формирования другого компонента этой сферы - интереса. Цель, к которой стремится человек, является лишь средством удовлетворения мотива. Тот мотив, который удовлетворяется данной целью, А.Н. Леонтьев назвал смыслом цели. Но, кроме того, цель - это результат не только внутренней потребности индивида, но и объективных требований общества и деятельности, что выражается в значении цели для человека. В зависимости от взаимосвязи значения и смысла цели, различна степень осознанности объективных требований деятельности, а тем самым и осознанность цели [А.К. Маркова, 1986, Р.Г. Лемберг,1964].
Итак, на основании рассмотренных материалов можно заключить следующее: на всех этапах развития процесса самовоспитания прослеживается определенный характер взаимозависимости процесса, который формирует сотрудничество и товарищескую взаимопомощь, а так же сочетание коллективных и личных интересов; психолого-педагогическая подготовка и практическая организация воспитания, самосовершенствования и саморазвития студентов с учетом потребностей их физического развития и обеспечения готовности к избранной профессии, ведет к становлению и развитию данного процесса; формирующееся самовоспитание характеризуется высокой результативностью, способствуя более эффективному физическому совершенствованию студентов; физическая подготовленность растет быстрее, наблюдается значительное укрепление здоровья.
Познавательная активность студентов в процессе самовоспитания находит отражение в активной практической деятельности в интересах собственного совершенствования и в интересах коллектива. Основным условием ее проявления является взаимосвязь и взаимодействие интеллектуальных, волевых и эмоциональных компонентов деятельности. Физическое самовоспитание студента педагогического вуза не может осуществляться изолированно от других направлений самосовершенствования личности будущего учителя, от профессиональной готовности в целом [12].
Условия повышения интереса, формирования положительных эмоций непосредственно в процессе физического воспитания можно разделить на шесть групп:
. Использование средств и методов (разнообразить упражнения и методические приемы, своевременно оценивать их, применять на занятиях музыку, использовать наглядные средства и т. д.).
. Применение оптимальных нагрузок.
. Мероприятия организационно-методического характера (широко использовать игровую и соревновательную формы занятий, обеспечивать страховку, четко ставить задачи, создавать благоприятные условия для занятий).
. Учет и регулирование взаимоотношений в коллективе, спортивной команде.
. Условия, зависящие от личности и поведения преподавателя.
. Осуществление преподавателем подбора комплекса педагогических средств на занятиях по физическому воспитанию с опорой на предшествующий и настоящий эмоциональный, интеллектуальный, эстетический, физический и нравственный опыт студента;
Повышению интереса к занятиям физической культурой и спортом способствуют также:
. Приглашение популярных спортсменов и тренеров, имеющих большой авторитет у занимающихся, для встреч и проведения бесед.
. Оборудование стендов для информации о результатах участия в соревнованиях членов данной спортивной организации, о событиях, связанных с занятиями спортом и участием в соревнованиях сильнейших спортсменов страны и мира.
. Коллективные посещения спортивных соревнований, художественных фильмов на спортивные темы, учебных кинофильмов и их обсуждение.
. Присутствие на занятиях и соревнованиях родственников, близких товарищей и знакомых спортсменов.
. Печатание о спортсменах сообщений и статей и газетах и журналах, упоминание их имен по радио, демонстрация их выступлений в кино, передача по телевидению.
. Получение спортивных званий и разрядов
. Получение спортивных наград.
Педагогическую деятельность оценить достаточно нелегко. В нашем случае критерии успешности профессиональной готовности будут включать качество этой деятельности, которое оценивается по степени достижения целей: образование с сохранением здоровья участками образовательного процесса.
Физкультурно-спортивная деятельность стимулирует самодеятельность студентов, создает условия для удовлетворения разнообразных по содержанию и направленности потребностей и интересов.
Следует отметить, что многие исследователи, занимавшихся проблемой развития интереса к физкультурно-спортивной деятельности студентов различных факультетов, подчеркивали ведущую роль общей выносливости при подготовке к профессии. Общая выносливость является основой той специальной выносливости, которая необходима, профессионалу для поддержания оптимальной интенсивности труда в течение всего рабочего дня.
Конечным и закономерным результатом учебно-воспитательного процесса в высшей педагогической школе является профессиональная готовность ее выпускников к педагогической деятельности. Эта готовность представляет собой сложный синтез тесно взаимосвязанных компонентов, которые характеризуют в первую очередь мотивационно-ценностный (личностный) и исполнительский (процессуальный) аспекты деятельности.
Обобщая сказанное, следует заключить, что развитие интереса к физкультурно-спортивной деятельности способствует достижению и сохранению крепкого здоровья, высокой и устойчивой общей и специальной работоспособности. Физическое воспитание помогает формированию профессионально-кондиционной готовности студентов, будущих педагогов, обеспечивают необходимую и достаточную двигательную активность.
В нашем исследовании мы хотим показать взаимосвязь профессиональной готовности и интереса к физическому воспитанию. Многие ученые (В.И. Ильинич, М.Я. Виленский, Р.С. Сафин и др.) психологи и педагоги, рекомендуют при выборе видов спорта для специализации учитывать черты характера и свойства личности, но можно идти и от обратного, используя особенности отдельных видов спорта в формировании определенных психических качеств и свойств личности, недостаток которых сам студент чувствует у себя.
Мы можем предположить, что интерес к занятиям физического воспитания окажет свое влияние на профессиональное становление будущего специалиста. На наш взгляд взаимосвязь интереса к физическому воспитанию и жизнедеятельности человека имеет большое значение не только в совершенствовании общей функциональной готовности студентов, но и обеспечивает его психофизиологическую подготовленность к будущей профессиональной деятельности.
Выводы по второй главе
Физическое воспитание - очень важная деталь образования. Без него невозможно представить ни одну вузовскую программу обучения.
Физическая культура как учебная дисциплина в высшем учебном заведении по содержанию, организации и проведению занятий существенно отличается от уроков по физкультуре в средней школе.
Физическое воспитание в вузе проводится на протяжении всего периода обучения студентов и осуществляется в многообразных формах, которые взаимосвязаны, дополняют друг друга и представляют собой единый процесс физического воспитания студентов.
Профессиональная направленность физического воспитания - это использование средств физической культуры и спорта для подготовки к высокопроизводительному качественному труду с помощью определенного профилирования физического воспитания с учетом особенностей избранной профессии, способствующей обеспечению высокой работоспособности специалиста.
В физическом воспитании студентов используются разнообразные формы учебных и внеучебных занятий на протяжении всего обучения в вузе. Они проводятся в форме: практических, контрольных; индивидуальных и индивидуально-групповых дополнительных занятий или консультаций; самостоятельных занятий по заданию и под контролем преподавателя.
Внеучебные занятия организуются в форме: выполнение физических упражнений и рекреационных мероприятий в режиме учебного дня; занятия в спортивных клубах, секциях, группах по интересам; массовых, оздоровительных, физкультурных, спортивных мероприятий и т.д.
В совокупности с учебными занятиями правильно организованные самостоятельные занятия обеспечивают оптимальную непрерывность и эффективность физического воспитания для будущих учителей-предметников.
В требованиях Государственного стандарта к уровню подготовленности лиц, завершивших обучение по специальностям, в списке знаний и умений по физической культуре внесено: понимать роль физической культуры в развитии человека и подготовке специалиста; знать основы физической культуры и здорового образа жизни; владеть системой практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, развитие и совершенствование психофизических способностей и качеств, самоопределения в физической культуре и т.д.
Для достижения поставленной цели предусматривается решение воспитательных, образовательных, развивающих и оздоровительных задач, соответствующих требованиям Государственного стандарта.
физический воспитание учитель работоспособность
Заключение
В настоящее время при организации учебного процесса перед каждым ВУЗом стоит задача - вести подготовку специалистов на высоком научно-техническом уровне с применением современных методов организации учебно-воспитательного процесса.
Физическое воспитание студентов должно осуществляться с учетом условий и характера их предстоящей профессиональной деятельности, а значит, содержать в себе элементы профессионально-прикладной подготовки.
Реализация профессионально-прикладной подготовки в системе физического воспитания студентов связана с рядом трудностей, основная из которых - существенные различия в условиях и характере труда представителей разных специальностей и специализаций на производстве.
Содержание профессионально-прикладной подготовки каждого ВУЗа определяется, прежде всего, изучаемыми в нем специальностями. Учебная деятельность студентов, университета радиоэлектроники, например, относится прежде всего к сфере сложной интеллектуальной работы с определенной долей мелкого ручного труда, характеризующаяся значительным напряжением анализаторных систем (в первую очередь зрительной), большой нервно-эмоциональной нагрузкой и сопровождающаяся отчетливо выраженной однообразной рабочей позой. Интересно отметить, что характер учебной деятельности студентов университета радиоэлектроники во многом совпадает с характером деятельности некоторых военных специалистов, несущих службу в условиях эмоционального напряжения и гиподинамии.
Важное место в профессионально-прикладной подготовки занимает выполнение физических упражнений непосредственно на рабочем месте, т.е. так называемые физкультпаузы. Физкультпаузы способствуют, прежде всего, восстановлению и поддержанию на необходимом уровне умственной работоспособности. Кроме того, физкультпаузы сохраняют оптимальный мышечный тонус, улучшают условия работы кровеносной и лимфатической систем, улучшают кровоснабжение головного мозга, устраняют застойные явления. Выполняемые упражнения способствуют также снятию нервно-эмоционального напряжения.
Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов к производительному труду осуществляется в ВУЗах по следующим основным направлениям: овладение прикладными умениями и навыками, являющимися элементами отдельных видов спорта; воспитание отдельных физических и специальных качеств, необходимых для определенной профессии; приобретение прикладных знаний (речь идет о знаниях и умениях применения средств физической культуры и спорта в режиме труда и отдыха).
Физическое воспитание - очень важная деталь образования. Без него невозможно представить ни одну вузовскую программу обучения.
Под понятием «принципы» в педагогике понимают наиболее важные и существенные положения, которые отражают закономерности воспитания. Они направляют деятельность педагога занимающихся к намеченной цели с меньшими затратами сил и времени. Физическое воспитание в ВУЗе строится на основе следующих принципов: принцип всестороннего и гармоничного развития личности; принцип связи физического воспитания с практикой жизни; принцип оздоровительной направленности физического воспитания.
Профессиональная направленность физического воспитания - это использование средств физической культуры и спорта для подготовки к высокопроизводительному качественному труду с помощью определенного профилирования физического воспитания с учетом особенностей избранной профессии, способствующей обеспечению высокой работоспособности специалиста.
Роль физического воспитания учителя-пердметника проявляется только в том случае, если в процессе физкультурной деятельности будет вестись сознательная, целенаправленная работа во всех основных направлениях человеческой деятельности: ценностно-ориентационной, познавательной, коммуникативной, преобразовательной.
В процессе физического воспитание учителей-предметников, воздействуя на биологическую сферу организма, одновременно влияет и на формирование его личности, что в его процессе могут и должны решаться задачи умственного, эстетического, нравственного и других видов воспитания; вопросы развития научного мировоззрения, идейной убежденности, высокой внутренней и внешней культуры и др.
Организация физического воспитания у учителей-пердметников направлена на решение многих задач. Основные из них: содействие правильному физическому развитию; развитие основных двигательных качеств; формирование жизненно важных двигательных умений и навыков; воспитание устойчивого интереса и потребности в систематических занятиях физической культурой; приобретение необходимого минимума теоретических знаний из области гигиены и медицины, физической культуры и спорта.
Таким образом, в сфере физической культуры и физического воспитания развитие двигательных возможностей учителя-предметника неотделимо от развития его личностных качеств, более того - определяется ими. Фактически физическое воспитание - та же общая культура с преобладанием ее духовной стороны, но реализуемая специфическим образом - через сознательно окультуренную двигательную деятельность, где двигательное действие выступает средством удовлетворения многообразных потребностей учителя, его саморазвития, самоактуализации, самопознания и самосовершенствования.
Список литературы
1. Агапова Ш.А. Формы физического воспитания студентов [текст] / Ш.А. Агапова.- М: Университетское , 2005. - 560 с.
. Ананьев Б.Г. Психологические труды учителей [текст] / Б.Г. Ананьев. - М.: Педагогика, 2002. - 320 с.
. Андреев В.И. Физическая культура в контексте личностного развития студентов [текст] / В.И. Андреев. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2008. - 238 с.
. Анисимов О.С. Основы общей физической подготовки студентов [текст] / О.С. Анисимов, А.А Деркач. - М.: Изд-во "С.Е.Т", 2005.-272с.
. Багаева И. Д. Учителю о профессионализме педагогической деятельности и путях его формирования: метод. Рекомендации [текст] / И.Д. Багаева. - Гомель, 2009. - 89 с.
. Басов М.Я. Роль физического воспитания в процессе подготовки учителя [текст] / М.Я. Басов. - М: Педагогика, 2005.- 432с.
. Большой энциклопедический словарь: В 2-х т./ Гл. ред. А.М. Прохоров. - М.: Сов.энциклопедия, 1991. Т. 1. - 1991 - 863 с., ил., С. 381.
. Борисова Л.Г. Молодой учитель: труд, быт, творчество [текст] / Л.Г. Борисова. - М: Знание, 2003.- 80с.
. Бондарев В.Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию [текст] / В.Б. Бондарев. - М: Просвещение, 2005. - 144 с.
. Воробьев Г.Г. Педагогические основы профессионально-прикладной подготовки [текст] / Г.Г. Воробьев. - М: Просвещение, 2008. - 239 с.
. Валицкая А.П. Физическое воспитание [текст] / А.П. Валицкая // Педагогика. - 2008. - № 4. - С.12-18.
. Виленский, М.Я. Профессиональная направленность физического воспитания студентов педагогических специальностей [Текст]: учеб. пособие / М.Я. Виленский, Р.С. Сафин.- М.: Высш. шк., 1989. - 159 с.
. Вилеский М.Я. Основы профессиональной направленности студентов педагогических институтов. - М., 1980.
. Воронцова Г.В. Физическое воспитания студентов [текст] / Г.В. Воронцова. - М.: Академия, 2006. - 340 с.
. Гильманов С.А. Творческая индивидуальность педагога [текст] / С.А. Гильманов // Нар. образование. -2009. - № 1-2. - С. 197-204.
. Гусинский Э. Физическое воспитание в ВУЗе [текст] / Э. Гусинский, Ю. Турчанинова // Директор школы. - 2008.- №7. - С.3-8.
. Давыдов В.В. Проблемы обучения [текст] / В.В. Давыдов. - М: Педагогика, 2006. -239 с.
. Ильин В.И. ППФП студентов в ВУЗах. Научно-методологические и организационные основы. - М.,1978.
. Жолдак В.И. методы совершенствования физического воспитания в ВУЗе. - М., 1983.
. Загвязинский В.И. Педагогическое творчество учителя [текст] / В.И. Загвязинский. - М: Педагогика, 2007.- 160с.
. Каган М.С. Педагогические основы профессионально-прикладной подготовки [текст] / М.С. Каган. - М: Политиздат, 2004.-328с.
. Калошина, И.П. Структура и механизмы творческой деятельности [текст] / И.П. Калошина. - М: Изд-во Моск. ун-та, 2003.-168с.
. Ковалев А.Г. Содержание физического воспитания в ВУЗе [текст] / А.Г. Ковалев. - М: Политиздат, 2005.- 272с.
. Коротяев В.И. Учение - процесс творческий: кн. для учителя [текст] / В.И. Коротяев. - М: Просвещение, 2009. - 159 с
. Кузмина Н.В. Физическая культура в жизни учителя-предметника [текст] / Н.В. Кузьмина. - М.: Высш. школа, 2009. - 167с.
. Кулюткин Ю.Н. Содержание программы физического воспитания студентов [текст] / Ю.Н. Кулюткин. - М.: Педагогика, 2004. - 232с.
. Массовая физическая культура в Вузе [текст] / Учеб пособие / И.Г. Бердников, А.В. Маглеваный, и др.; Под ред. В.А. Маслякова,В.С. Матяжова. - М.: Высшая школа, 1991. - 240 с.]
. Словарь - справочник по педагогике / Авт. - сост. В.А. Межериков: Под общ. Ред. П.И. Пидкасистого - М.: ТЦ Сфера, 2004. - 448 с., С. 63
. Современный словарь по педагогике [Текст] / сост. Е.С. Рапацевич. - Мн.: Современное слово, 2001. - 925 с.
. Паламарчук В.Ф. Физическое воспитание студентов [текст] / В.Ф. Паламарчук. - М.: Просвещение, 2007. - 208 с.
. Педагогическая энциклопедия: в 4 т. - М.: Энциклопедия, 2008. - 4 т.
. Поташник М.М. Педагогическое творчество: проблемы развития и опыт: пособие для учителя [текст] / М.М. Поташник. - Киев: Рад. школа, 2008. - 189 с.
. Раченко И.П. Диагностика качества профессионально-педагогической деятельности учителя [текст] / И.П. Раченко. - Пятигорск, 2004. - 116 с.
. Сластенин В.А. Формирование творческой личности будущего учителя [текст] / В.А. сластенин // Сов. педагогика. - 2005. - № 3. - С. 83-93.
. Фридман Л.М. Педагогические основы профессионально-прикладной подготовки студентов [текст] / Л.М. Фридман, И.Ю. Кулагина. - М.: Просвещение, 2009. - 288 с.
. Шакуров Р.Х. Творческий рост педагога [текст] / Р.Х. Шакуров. - М.: Знание, - 2005. - 80 с.
. Штоф В.А. Современные проблемы формирования физического воспитания [текст] / В.А. Штоф. - М.: Академия, 2006. - 40 с.
. Шульц А.А. Психофизиологическая характеристика учебной деятельности студентов [текст] / А.А. Шульц. - М.: Просвещение, 2005. - 40с.
. Щукина, Г.И. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении [Текст]: учеб. пособие / Г.И. Щукина. - М.: Просвещение, 1984. - 176 с.