Заказ дипломной. Заказать реферат. Курсовые на заказ.
Бесплатные рефераты, курсовые и дипломные работы на сайте БИБЛИОФОНД.РУ
Электронная библиотека студента




Министерство образования и науки РФ

Саратовский государственный технический университет













Реферат на тему

«Свято-Троицкий Храм г. Балаково»













Саратов

год

Оглавление


История Свято-Троицкого храма

Биография Епископа Покровского

Описание по фильму, посвященному Московскому Кремлю

Список используемой литературы


История Свято-Троицкого храма г. Балаково


Г. Балаково был основан в 1762 г. старообрядцами, которым Манифестом Екатерины II было позволено вернуться из-за рубежа, куда они во множестве бежали от преследований властей, и заселить обширные и пустынные степи Заволжья.

С тех пор там формировались старообрядческие общины. Но строительство каменного храма в Балаково стало возможным только в 1905 г. после Манифеста императора Николая II «О веротерпимости». До этого каменные церкви старообрядцам строить не разрешалось. В короткий период в Балаково происходит становление старообрядческого храма. Заботу о его строительстве взял на себя староста Белокриницкой общины, влиятельный и богатый купец, хлеботорговец и крупный благотворитель, Анисим Михайлович Мальцев. Он задумал построить в Балаково церковь, не похожую ни на одну во всей России. Но, подсчитав свои капиталы, понял, что это даже ему не под силу, - нужны были колоссальные средства. Тогда был брошен клич по всей Волге, и необходимые деньги были собраны.

В 1908 г. Московское архитектурное общество организовало конкурс имени А.М. Мальцева на создание проекта балаковского храма, в состав жюри которого вошли известные архитекторы того времени. На выставке конкурсных проектов были представлены 34 работы из Москвы, Петербурга, провинции и даже из-за границы. При проектировании нового храма главным условием для всех участников конкурса было использование образцов древнерусского зодчества до 17 в.

Но ни один из проектов полностью не устроил Мальцева, и он обратился к председателю жюри, архитектору Федору Осиповичу Шехтелю. Он работал над такими архитектурными памятниками, как особняк М. Горького и Ярославский вокзал в Москве, Русские выставочные павильоны в Париже и Глазго, десятки домов в Ростове-на-Дону, Таганроге, Нижнем Новгороде, а также в Саратове, где прошло детство Шехтеля. Этот архитектор был в числе непосредственных создателей нового направления в архитектуре в России под названием «модерн». Именно в стиле модерн, в его неорусском направлении и был построен балаковский Троицкий храм.

Шехтель предложил проект храма на 1200 мест молящихся с колокольней, просвирней и оградой. Церковь с мощным восьмигранным шатром напоминала древнерусские шатровые храмы дониконовской Руси. И по внешнему, и внутреннему убранству он мог соперничать с самыми знаменитыми соборами России.

В 1910 г. началось строительство храма. Ф. Шехтель несколько раз приезжал в Балаково, чтобы контролировать ход строительства. В краеведческом музее г. Балаково хранятся фотографии, сделанные на разных этапах строительства храма, а в Государственном архиве Самарской области - чертежи и эскизы храма, выполненные самим мастером. Необычность архитектурного облика храма и оригинальность его конструкции широко отмечались в прессе того времени.

Вот что писали о храме в газете «Саратовский листок» от 11 сентября 1913 г.: «В архитектурном отношении церковь очень красива и оригинальна, а главное, производит впечатление необыкновенной прочности, как будто высечена из целого камня. Для любителей старины тут будет немало интересного, и нет сомнения, когда церковь окончится постройкой, то многие будут приезжать, чтобы осмотреть это чудо архитектуры и древнего благочестия». Журнал «Зодчий» в 1911 г. поместил заметку о строительстве церкви Ф. Шехтеля в селе Балаково. В.Я. Курбатов писал: «Церковь в Самарской губернии (г. Балаково до 1928 г. относился к Самарской губернии - ред.) поражает искусно решенной задачей шатрового перекрытия большой площади».

Строительство храма было завершено к осени 1912 г. - в октябре подняли 17 колоколов. Кстати, колокола были одной из особенностей Мальцевской церкви. Они не обладали большой звучностью, но по мелодичности были уникальными. Колокола лили открыто на площади, а через газеты приглашали желающих при этом присутствовать. Во время литья верующие бросали в расплавленный металл серебряные, золотые и даже платиновые украшения. И это придавало колоколам особую гармонию и чистоту звучания.

Камень поставлялся из жигулевских каменоломен. Им облицованы не только основные корпуса, но и оба шатра: над крестильней и колокольней.

Когда именно в храме был установлен иконостас, неизвестно. Есть лишь сведения, что он был пятиярусным, обитым басмой. В нем было 73 больших иконы и 45 маленьких. Особенность храма - мозаичные панно выполненные по эскизам И.О. Чирикова в знаменитой петербургской мастерской В.А. Фролова: Троица - над западными вратами (главным входом), икона Божией Матери «Знамение» над северными и Нерукотворенный образ Спасителя над южными. В начале 20 в. мастерская Фролова была одной из ведущих мозаичных школ. Из рук мастеров выходили величайшие шедевры, воссоздать которые современным мозаичникам уже не под силу.


Разорение и возрождение


Храм освятили, но его спокойное существование продлилось всего несколько лет. Начиная с 1919 г., большевики начинают изымать из храма церковное имущество: серебряную утварь, канделябры, лампады, иконы, сусальное золото с главок.

В 1930 г. одновременно с разрушением всех церквей города разрушили шатры центрального объема и колокольни Троицкого храма. В 1931 г. храм переделали под драматический театр. Были разрушены и алтари, а на месте главного, Троицкого, построили сцену. Кокошник над главным входом вместе с мозаичной иконой Пресвятой Троицы был срублен. Неоднократно предпринимались попытки закрасить икону Спаса Нерукотворного, но на каждую Пасху краска осыпалась, и лик Иисуса Христа появлялся вновь. Другая же икона, «Знамение», после перестройки здания оказалась в недоступном для обозрения месте и поэтому дошла до наших дней неповрежденной.

Чего только не располагалось за годы безбожия в здании церкви - склад, народный театр, клуб дизелестроителей, городской отдел регистрации браков. Долго стоял обезглавленный, без крестов, высоких шатров и сияющих мозаик, оскверненный и обезображенный храм Святой Троицы. Но стоял как твердыня, уцелевшая в огне, и как немой укор тем, кто предал веру своих отцов.

После долгих лет запустения только в 1989 г., храм был передан Русской Православной Церкви. С первых же дней началась его активная реставрация, и в течение срока более 20 лет был восстановлен первозданный вид храма. Он был признан памятником архитектуры федерального значения, но его восстановление оказалось многотрудным делом, в котором были задействованы Саратовская епархия, администрация Балаково, архитекторы, инженеры и жители города.

И теперь, глядя на Свято-Троицкий храм г. Балаково, на это поистине высокое произведение русского зодчества, понимаешь, что этот храм построен во славу Единого Бога - в Троице прославляемого Отца и Сына и Святого Духа.



Биография Епископа Покровского



Родился 5 июля 1976 г. в Москве. Крещен в младенчестве

В 1993 г. окончил Московский технический лицей № 1.

В 1993-1997 гг. обучался в Московском государственном технологическом университете «Станкин» на факультете информационных технологий по специальности «Системы автоматизированного проектирования». Присуждена степень бакалавра техники и технологий по направлению «Автоматизация и управление».

В 1997 г. поступил послушником на московское подворье Троице-Сергиевой лавры. В 1998 г. принят в число братии Троице-Сергиевой лавры.

В 1998-2002 гг. обучался на заочном секторе Московской духовной семинарии.

апреля 1999 г. на московском подворье Троице-Сергиевой лавры игуменом Лонгином (Корчагиным) пострижен в монашество с именем Пахомий в честь преподобного Пахомия Великого.

июля 2000 г. в храме Всех святых на Соколе г. Москвы архиепископом Бронницким Тихоном рукоположен в сан иеродиакона.

В 2003 г. переведен в Саратовскую епархию. 28 августа 2003 г. в соборе Сошествия Святого Духа г. Саратова епископом Саратовским и Вольским Лонгином рукоположен в сан иеромонаха.

С 29 августа 2003 г. служил в Архиерейском храме в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали».

декабря 2003 г. назначен экономом, 23 января 2004 г. - настоятелем Свято-Троицкого собора г. Саратова

марта 2004 г. удостоен права ношения наперсного креста.

января 2006 г. назначен председателем архитектурно-реставрационного отдела Саратовской епархии.

апреля 2007 г. возведен в сан игумена.

апреля 2011 г. удостоен права ношения палицы.

В 2005-2011 гг. являлся духовником Саратовского регионального общества трезвости и здоровья. С 2007 г. - преподаватель в Саратовской духовной семинарии. С 2007 г. - член Президиума регионального отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры. В 2008-2010 гг. - член Общественной палаты Саратовской области.

Решением Священного Синода от 5-6 октября 2011 г. (журнал № 136) избран епископом Покровским и Николаевским.

октября 2011 г. возведен в сан архимандрита.

декабря 2011 г. в Патриарших покоях кафедрального соборного Храма Христа Спасителя состоялось наречение архимандрита Пахомия во епископа Покровского.

декабря 2011 г. за Божественной литургией в Николо-Угрешском монастыре Святейший Патриарх Кирилл возглавил архиерейскую хиротонию архимандрита Пахомия.


Описание по фильму, посвященному Московскому Кремлю


Фильм повествует о московском кремле, его святой сущности и об истории данного памятника истории России. Также, в фильме описаны известные и почитаемые святыни московского кремля. За стенами кремля, а также на его площадях находятся знаменитые соборы:

Успенский собор

Благовещенский собор

Архангельский собор

Колокольня Ивана Великого

Храм Положения ризы Божией Матери во Влахерне

Патриарший дворец и собор Двенадцати Апостолов

Верхоспасский собор

Покровский собор (Собор Василия Блаженного)(находится на Красной площади).

В фильме особое внимание уделяется история соборам, самому кремлю на протяжении от его создания до современной реставрации, основным священнослужителям, а также тому, как Кремлёвские святыни и соборы помогали переживать разные событиям гражданам Москвы, приезжим из других городов и т.д. Кремль Москвы имеет огромное значение для истории как города, так и всей страны. Также, в фильме называются утраченные (разоренные или сожжённые, перестроенные ли уничтоженные) постройки монастырей, церквей и памятников.

В фильме упоминается образ и икона святой Богородицы. Образ Богородицы в русском искусстве занимает совершенно особое место. С самых первых веков принятия христианства на Руси любовь и почитание Богоматери глубоко вошли в душу народа. Одна из первых церквей в Киеве - Десятинная, построенная еще при князе Владимире, была посвящена Богородице. В XII веке князь Андрей Боголюбский ввел в русский церковный календарь новый праздник - Покров Пресвятой Богородицы, ознаменовав тем самым идею покровительства Божьей Матери русской земле. Затем в XIV веке миссию града Богородицы возьмет на себя Москва и Успенский собор в Кремле будут именовать Домом Богородицы. Фактически с этого времени Русь осознает себя посвященной Деве Марии.

Сколько молитв было вознесено на этой земле Пресвятой Деве, сколько икон посвящено Ей. Многие из этих икон прославились как чудотворные, многие были свидетелями и участниками русской истории. Яркий тому пример - Владимирская икона Божьей Матери, которая сопровождала Россию на всех этапах ее истории. Она была привезена на Русь в начале XII века из Константинополя в дар от патриарха Луки Хризоверга.

Этот дар символизировал глубокое преемство двух культур - византийской и русской и теснейшую духовную связь двух миров - греческого и славянского. Из Киева икону перенес в новую столицу - Владимир - князь Андрей Боголюбский. С возвышением Москвы в конце XIV века святыня перемещается в новый духовный и политический центр. Московский Успенский собор с тех пор называют Домом Богородицы, но за самой иконой закрепляется наименование "Владимирской".

Торжественная встреча иконы описана в летописях, в память о ней введен праздник Сретения Владимирской иконы Божьей Матери, на месте, где москвичи во главе с митрополитом Киприаном встречали чудотворную икону, основан Сретенский монастырь, а улица, по которой двигалась процессия со святыней, получила название Сретенка. В 1395 г. вся Москва молилась перед Владимирской иконой о спасении Москвы от страшного нашествия Тамерлана и Божья Матерь отвела 6еду. В 1480 г. Заступница поворачивает войска хана Ахмата от границ Руси. Река Угра, где стояли войска Ахмата, получила в народе название Пояса Богородицы, именно здесь, по преданию, явилась хану Сияющая Дева и повелела покинуть русские пределы. В 1591 г. вновь россияне прибегают к заступничеству Пречистой, в этот год приступает к Москве Казы-Гирей.

Тогда москвичи молились перед иконами Владимирской и Донской. И вновь Бог даровал победу. В дни смуты и интервенции начала XVII века войска народного ополчения борются не просто за Москву и Кремль, но за свою национальную святыню. В ранних летописных источниках победа над интервентами приписывается Владимирской, а не Казанской иконе Божьей Матери.

Данный фильм является хорошим документальным источником для изучения истории Кремля, его святынь. Смотрится легко, интересно. По фильму видно, как много значило для русских вера в Бога и хранение, почитание данных святынь.


Список использованной литературы

собор икона кремль храм

1. Официальный сайт Свято-Троицкого храма г. Балаково #"justify">. Биография Епископа Покровского #"justify">. История архитектурных памятников г. Балаково://www.balkray.ru/arh/hram.html