Свято-Троицкий Храм г. Балаково
Министерство
образования и науки РФ
Саратовский
государственный технический университет
Реферат на
тему
«Свято-Троицкий
Храм г. Балаково»
Саратов
год
Оглавление
История Свято-Троицкого храма
Биография Епископа Покровского
Описание по фильму, посвященному
Московскому Кремлю
Список используемой литературы
История Свято-Троицкого храма г. Балаково
Г. Балаково был основан в 1762 г.
старообрядцами, которым Манифестом Екатерины II было позволено вернуться из-за
рубежа, куда они во множестве бежали от преследований властей, и заселить
обширные и пустынные степи Заволжья.
С тех пор там формировались старообрядческие
общины. Но строительство каменного храма в Балаково стало возможным только в
1905 г. после Манифеста императора Николая II «О веротерпимости». До этого
каменные церкви старообрядцам строить не разрешалось. В короткий период в
Балаково происходит становление старообрядческого храма. Заботу о его
строительстве взял на себя староста Белокриницкой общины, влиятельный и богатый
купец, хлеботорговец и крупный благотворитель, Анисим Михайлович Мальцев. Он
задумал построить в Балаково церковь, не похожую ни на одну во всей России. Но,
подсчитав свои капиталы, понял, что это даже ему не под силу, - нужны были
колоссальные средства. Тогда был брошен клич по всей Волге, и необходимые
деньги были собраны.
В 1908 г. Московское архитектурное общество
организовало конкурс имени А.М. Мальцева на создание проекта балаковского
храма, в состав жюри которого вошли известные архитекторы того времени. На
выставке конкурсных проектов были представлены 34 работы из Москвы, Петербурга,
провинции и даже из-за границы. При проектировании нового храма главным
условием для всех участников конкурса было использование образцов
древнерусского зодчества до 17 в.
Но ни один из проектов полностью не устроил
Мальцева, и он обратился к председателю жюри, архитектору Федору Осиповичу
Шехтелю. Он работал над такими архитектурными памятниками, как особняк М.
Горького и Ярославский вокзал в Москве, Русские выставочные павильоны в Париже
и Глазго, десятки домов в Ростове-на-Дону, Таганроге, Нижнем Новгороде, а также
в Саратове, где прошло детство Шехтеля. Этот архитектор был в числе
непосредственных создателей нового направления в архитектуре в России под
названием «модерн». Именно в стиле модерн, в его неорусском направлении и был
построен балаковский Троицкий храм.
Шехтель предложил проект храма на 1200 мест
молящихся с колокольней, просвирней и оградой. Церковь с мощным восьмигранным
шатром напоминала древнерусские шатровые храмы дониконовской Руси. И по
внешнему, и внутреннему убранству он мог соперничать с самыми знаменитыми
соборами России.
В 1910 г. началось строительство храма. Ф.
Шехтель несколько раз приезжал в Балаково, чтобы контролировать ход
строительства. В краеведческом музее г. Балаково хранятся фотографии, сделанные
на разных этапах строительства храма, а в Государственном архиве Самарской
области - чертежи и эскизы храма, выполненные самим мастером. Необычность
архитектурного облика храма и оригинальность его конструкции широко отмечались
в прессе того времени.
Вот что писали о храме в газете «Саратовский
листок» от 11 сентября 1913 г.: «В архитектурном отношении церковь очень
красива и оригинальна, а главное, производит впечатление необыкновенной
прочности, как будто высечена из целого камня. Для любителей старины тут будет
немало интересного, и нет сомнения, когда церковь окончится постройкой, то
многие будут приезжать, чтобы осмотреть это чудо архитектуры и древнего
благочестия». Журнал «Зодчий» в 1911 г. поместил заметку о строительстве церкви
Ф. Шехтеля в селе Балаково. В.Я. Курбатов писал: «Церковь в Самарской губернии
(г. Балаково до 1928 г. относился к Самарской губернии - ред.) поражает искусно
решенной задачей шатрового перекрытия большой площади».
Строительство храма было завершено к осени 1912
г. - в октябре подняли 17 колоколов. Кстати, колокола были одной из
особенностей Мальцевской церкви. Они не обладали большой звучностью, но по
мелодичности были уникальными. Колокола лили открыто на площади, а через газеты
приглашали желающих при этом присутствовать. Во время литья верующие бросали в
расплавленный металл серебряные, золотые и даже платиновые украшения. И это
придавало колоколам особую гармонию и чистоту звучания.
Когда именно в храме был установлен иконостас,
неизвестно. Есть лишь сведения, что он был пятиярусным, обитым басмой. В нем
было 73 больших иконы и 45 маленьких. Особенность храма - мозаичные панно
выполненные по эскизам И.О. Чирикова в знаменитой петербургской мастерской В.А.
Фролова: Троица - над западными вратами (главным входом), икона Божией Матери
«Знамение» над северными и Нерукотворенный образ Спасителя над южными. В начале
20 в. мастерская Фролова была одной из ведущих мозаичных школ. Из рук мастеров
выходили величайшие шедевры, воссоздать которые современным мозаичникам уже не
под силу.
Разорение и возрождение
Храм освятили, но его спокойное существование
продлилось всего несколько лет. Начиная с 1919 г., большевики начинают изымать
из храма церковное имущество: серебряную утварь, канделябры, лампады, иконы,
сусальное золото с главок.
В 1930 г. одновременно с разрушением всех
церквей города разрушили шатры центрального объема и колокольни Троицкого
храма. В 1931 г. храм переделали под драматический театр. Были разрушены и
алтари, а на месте главного, Троицкого, построили сцену. Кокошник над главным
входом вместе с мозаичной иконой Пресвятой Троицы был срублен. Неоднократно
предпринимались попытки закрасить икону Спаса Нерукотворного, но на каждую
Пасху краска осыпалась, и лик Иисуса Христа появлялся вновь. Другая же икона,
«Знамение», после перестройки здания оказалась в недоступном для обозрения
месте и поэтому дошла до наших дней неповрежденной.
Чего только не располагалось за годы безбожия в
здании церкви - склад, народный театр, клуб дизелестроителей, городской отдел
регистрации браков. Долго стоял обезглавленный, без крестов, высоких шатров и
сияющих мозаик, оскверненный и обезображенный храм Святой Троицы. Но стоял как
твердыня, уцелевшая в огне, и как немой укор тем, кто предал веру своих отцов.
После долгих лет запустения только в 1989 г.,
храм был передан Русской Православной Церкви. С первых же дней началась его
активная реставрация, и в течение срока более 20 лет был восстановлен
первозданный вид храма. Он был признан памятником архитектуры федерального
значения, но его восстановление оказалось многотрудным делом, в котором были
задействованы Саратовская епархия, администрация Балаково, архитекторы,
инженеры и жители города.
И теперь, глядя на Свято-Троицкий храм г.
Балаково, на это поистине высокое произведение русского зодчества, понимаешь,
что этот храм построен во славу Единого Бога - в Троице прославляемого Отца и
Сына и Святого Духа.
Биография Епископа Покровского
Родился 5 июля 1976 г. в Москве. Крещен в
младенчестве
В 1993 г. окончил Московский технический лицей №
1.
В 1993-1997 гг. обучался в Московском государственном
технологическом университете «Станкин» на факультете информационных технологий
по специальности «Системы автоматизированного проектирования». Присуждена
степень бакалавра техники и технологий по направлению «Автоматизация и
управление».
В 1997 г. поступил послушником на московское
подворье Троице-Сергиевой лавры. В 1998 г. принят в число братии
Троице-Сергиевой лавры.
В 1998-2002 гг. обучался на заочном секторе
Московской духовной семинарии.
апреля 1999 г. на московском подворье
Троице-Сергиевой лавры игуменом Лонгином (Корчагиным) пострижен в монашество с
именем Пахомий в честь преподобного Пахомия Великого.
июля 2000 г. в храме Всех святых на Соколе г.
Москвы архиепископом Бронницким Тихоном рукоположен в сан иеродиакона.
В 2003 г. переведен в Саратовскую епархию. 28
августа 2003 г. в соборе Сошествия Святого Духа г. Саратова епископом
Саратовским и Вольским Лонгином рукоположен в сан иеромонаха.
С 29 августа 2003 г. служил в Архиерейском храме
в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали».
декабря 2003 г. назначен экономом, 23 января
2004 г. - настоятелем Свято-Троицкого собора г. Саратова
января 2006 г. назначен председателем
архитектурно-реставрационного отдела Саратовской епархии.
апреля 2007 г. возведен в сан игумена.
апреля 2011 г. удостоен права ношения палицы.
В 2005-2011 гг. являлся духовником Саратовского
регионального общества трезвости и здоровья. С 2007 г. - преподаватель в
Саратовской духовной семинарии. С 2007 г. - член Президиума регионального
отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры. В
2008-2010 гг. - член Общественной палаты Саратовской области.
Решением Священного Синода от 5-6 октября 2011
г. (журнал № 136) избран епископом Покровским и Николаевским.
октября 2011 г. возведен в сан архимандрита.
декабря 2011 г. в Патриарших покоях
кафедрального соборного Храма Христа Спасителя состоялось наречение
архимандрита Пахомия во епископа Покровского.
декабря 2011 г. за Божественной литургией в
Николо-Угрешском монастыре Святейший Патриарх Кирилл возглавил архиерейскую
хиротонию архимандрита Пахомия.
Описание по фильму, посвященному Московскому
Кремлю
Фильм повествует о московском кремле, его святой
сущности и об истории данного памятника истории России. Также, в фильме описаны
известные и почитаемые святыни московского кремля. За стенами кремля, а также
на его площадях находятся знаменитые соборы:
Успенский собор
Благовещенский собор
Архангельский собор
Колокольня Ивана Великого
Храм Положения ризы Божией Матери во Влахерне
Патриарший дворец и собор Двенадцати Апостолов
Верхоспасский собор
Покровский собор (Собор Василия
Блаженного)(находится на Красной площади).
В фильме особое внимание уделяется история
соборам, самому кремлю на протяжении от его создания до современной
реставрации, основным священнослужителям, а также тому, как Кремлёвские святыни
и соборы помогали переживать разные событиям гражданам Москвы, приезжим из
других городов и т.д. Кремль Москвы имеет огромное значение для истории как
города, так и всей страны. Также, в фильме называются утраченные (разоренные
или сожжённые, перестроенные ли уничтоженные) постройки монастырей, церквей и
памятников.
В фильме упоминается образ и икона святой
Богородицы. Образ Богородицы в русском искусстве занимает совершенно особое
место. С самых первых веков принятия христианства на Руси любовь и почитание
Богоматери глубоко вошли в душу народа. Одна из первых церквей в Киеве -
Десятинная, построенная еще при князе Владимире, была посвящена Богородице. В
XII веке князь Андрей Боголюбский ввел в русский церковный календарь новый
праздник - Покров Пресвятой Богородицы, ознаменовав тем самым идею
покровительства Божьей Матери русской земле. Затем в XIV веке миссию града
Богородицы возьмет на себя Москва и Успенский собор в Кремле будут именовать
Домом Богородицы. Фактически с этого времени Русь осознает себя посвященной
Деве Марии.
Этот дар символизировал глубокое преемство двух
культур - византийской и русской и теснейшую духовную связь двух миров -
греческого и славянского. Из Киева икону перенес в новую столицу - Владимир -
князь Андрей Боголюбский. С возвышением Москвы в конце XIV века святыня
перемещается в новый духовный и политический центр. Московский Успенский собор
с тех пор называют Домом Богородицы, но за самой иконой закрепляется
наименование "Владимирской".
Торжественная встреча иконы описана в летописях,
в память о ней введен праздник Сретения Владимирской иконы Божьей Матери, на
месте, где москвичи во главе с митрополитом Киприаном встречали чудотворную
икону, основан Сретенский монастырь, а улица, по которой двигалась процессия со
святыней, получила название Сретенка. В 1395 г. вся Москва молилась перед
Владимирской иконой о спасении Москвы от страшного нашествия Тамерлана и Божья
Матерь отвела 6еду. В 1480 г. Заступница поворачивает войска хана Ахмата от
границ Руси. Река Угра, где стояли войска Ахмата, получила в народе название
Пояса Богородицы, именно здесь, по преданию, явилась хану Сияющая Дева и
повелела покинуть русские пределы. В 1591 г. вновь россияне прибегают к
заступничеству Пречистой, в этот год приступает к Москве Казы-Гирей.
Тогда москвичи молились перед иконами
Владимирской и Донской. И вновь Бог даровал победу. В дни смуты и интервенции
начала XVII века войска народного ополчения борются не просто за Москву и
Кремль, но за свою национальную святыню. В ранних летописных источниках победа
над интервентами приписывается Владимирской, а не Казанской иконе Божьей
Матери.
Данный фильм является хорошим документальным
источником для изучения истории Кремля, его святынь. Смотрится легко,
интересно. По фильму видно, как много значило для русских вера в Бога и
хранение, почитание данных святынь.
Список использованной литературы
собор икона кремль храм
1.
Официальный сайт Свято-Троицкого храма г. Балаково
http://pravpokrov.ru/eparchy/map/?SECTION_ID=42&ecclesia=Y&ChurchID=73
.
Биография Епископа Покровского
http://pravpokrov.ru/eparchy/clergy/detail.php?ELEMENT_ID=453
.
История архитектурных памятников г. Балаково://www.balkray.ru/arh/hram.html