Заказ дипломной. Заказать реферат. Курсовые на заказ.
Бесплатные рефераты, курсовые и дипломные работы на сайте БИБЛИОФОНД.РУ
Электронная библиотека студента




Федеральное государственное казенное образовательное учреждение высшего образования «Белгородский юридический институт

Министерства внутренних дел Российской Федерации

имени И.Д. Путилина»

Кафедра гуманитарных и социально-экономических дисциплин










Реферат

на тему: «Религиоведение как наука и учебная дисциплина»




Выполнил:

Проскурина К.Ю.







Белгород - 2016


Содержание


Введение

. Понятие «религиоведения», его структура и функции

2. Связь религиоведения с другими дисциплинами

3. Особенность изучения религиоведения в ведомственных вузах системы МВД России

Заключение

Список использованной литературы



Введение


Актуальность темы. Стремление человека к познанию Вселенной, общества, самого себя, отдельных явлений и процессов в окружающем мире неиссякаемо и вечно. Огромен массив накопленной информации, велико число отраслей естественных и гуманитарных наук, а процесс познания продолжается. Невозможно охватить весь объем накопленных человечеством знаний. Но, осваивая основные принципы, положения, понятия и факты соответствующей науки, человек входит в ее мир, находит для себя ориентиры в этом мире, чтобы затем воспользоваться приобретенным в своей практической жизни, в собственных духовных исканиях. Есть знания, которые необходимы человеку для успешной деятельности в своей области. Но существуют и такие понятия, идеи, теории, факты, освоение которых важно для становления каждого человека как личности, для формирования его духовной культуры. К отраслям, содержащим такого рода знания, относится религиоведение.

Слово «религия» встречается очень часто в обыденной речи и в научных текстах, в публицистике и в художественно литературе. Может показаться, что, употребляя это слово, все имеют в виду одно и то же и знают, что это такое. На самом деле большей частью за этим словом стоят лишь представления, выражающие внешние проявления религии, с которыми она, как правило, связана. Это - совокупность взглядов на мир, которые чаще всего основываются на вере в бога, этот мир и самого человека сотворившего и давшего ему в «откровении» знание, которое должно принимать на веру, не требуя доказательств (поэтому религию называют часто просто верой).

Религиозные верования составляют мировоззренческий компонент религии. Чтобы человек имел возможность делать свой мировоззренческий выбор, перед ним нужно представить различные варианты решений. Религиоведение обращается к рассмотрению мировоззренческих вопросов в специфическом аспекте и предлагает соответствующие варианты ответов.

Развитие религиоведения в XIX веке на Западе - появление исследований Г. Гегеля и Л. Фейербаха, Д. Штрауса, Б. Бауэра, Э. Ренана, М. Мюллера, с которыми знакомилась русская демократическая интеллигенция, усиливало её интерес к проблеме взаимоотношений науки и религии. Эмоциональные оценки религии уступают место попыткам её научного анализа, выяснению её генезиса, её функций в общественной жизни, её роли и места в общечеловеческой и национальной культуре и, наконец, её места в классовой, идеологической борьбе. Этими вопросами активно занимались народники П.Н. Ткачёв и П.Л. Лавров, анархист П.А. Кропоткин. Наконец в работу по серьёзному и глубокому осмыслению феномена религии в конце XIX века включился теоретик отечественного марксизма Г.В. Плеханов. И тем не менее глубоких и масштабных научных трудов, имеющих право встать рядом с трудами западных философов, историков и лингвистов, русская религиоведческая мысль этого направления создать не смогла.

Развитие религиозно-философской мысли в России в XIX и начале XX вв. по исследованию религий мира продолжались в последующем советской наукой, достижения которой неотделимы от достижений её предшественников эпохи самодержавной России, тем более что многие выдающиеся учёные начинали свою работу в России начала XX века и заканчивали её в советский период. Это даёт основание утверждать, что советский период не был белым пятном в развитии религиоведческой мысли.

Таким образом, современное российское религиоведение начинает своё движение и развитие не с нулевой отметки. Оно имеет в своей основе не только достижения мирового, но и отечественного религиоведения. Опираясь на этот фундамент, оно имеет реальную возможность успешно развивать науку о религии дальше и глубже, внося свой вклад в развитие религиоведческой мысли всего мира.

Изучение науки о религии оказывает сильное влияние на человека, позволяет ему приобрести навыки ведения мировоззренческого диалога, овладеть искусством понимания других людей, что заставляет признать важность и актуальность изучения религиоведения как науки и учебной дисциплины.

Изучение науки религии в ведомственных вузах и в системе ОВД.

Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:

исследовать истоки учения такой науки как «религиоведение»;

рассмотреть необходимость дисциплины «религиоведение».

Объектом исследования является история возникновения и развития религии.

Предметом исследования являются труды наиболее талантливых учёных и философов.

Методологической основой исследования является диалектический метод познания, общенаучные (исторический, функциональный) и специальные методы правовых исследований (формально-юридический, историко-правовой, сравнительно-правовой, правового моделирования и др.).



. Понятие «религиоведения», его структура и функции


«Религиове?дение» или «религиеве?дение» - область научных исследований, предметом которой являются все существовавшие в прошлом и существующие ныне религии. Но гораздо проще сказать, чем религиоведение не является. Религиоведение не является богословием и это не курс подготовки священников. Здесь от Вас не будут требовать стать последователем той или иной веры. Вам вовсе не обязательно исповедовать ту или иную религию, чтобы быть религиоведом. Однако и религиозные люди могут быть прекрасными религиоведами. Вы можете быть верующим, изучать ту религиозную традицию, к которой принадлежите, - самое главное условие, чтобы Ваше изучение придерживалось строгих рамок академической науки.

Религиоведение - наука междисциплинарная, сочетающая достижения в анализе религии таких наук как история, социология, психология, философия, филология, антропология и др. Вы сможете выбрать ту область для исследований, которая Вам более по душе - от ритуалов африканских племен до проблем современного общества. Все зависит от Ваших личных предпочтений при соблюдении одного условия - основным предметом вашего интереса должна быть религия. Ведь религиоведение - это научное знание, главная цель которого заключается в передаче той суммы и глубины знаний о религии. Процесс реализации этой цели поможет решить ряд учебно-воспитательных, духовных, морально-правовых и других задач, имеющих значение для формирования мировоззрения молодёжи, её гражданской позиции.

Существуют несколько наиболее объективных принципов в изучении религиоведения. Первый и важный принцип - это рассмотрение религии в контексте развития духовной культуры. Религиоведение занимается исследованием своеобразных ее областей в их истории и современности, а значит, в своем аспекте решает ряд культурологических проблем: выявляются особенности религии как феномена культуры, свойства религиозно-культурных образований, специфика религиозной философии, морали, искусства.

Еще один принцип - анализ мировоззренческих вопросов под углом зрения проблем бытия человека, его сущности и существования, цели и смысла жизни, смерти и бессмертия, иначе говоря, в плане рассмотрения ряда вопросов философской антропологии.

Следующий принцип - изложение вопросов на языке толерантности. Осмысливается диалог религиозных и нерелигиозных мировоззрений о человеке, обществе, мире. В мировоззрениях есть компоненты, которые фиксируют отношения, свойственные лишь данному типу общества или этапу исторического развития, отражают бытие этносов, сословий, классов, профессиональных и иных групп.

И последняя принципиальная позиция - это содержание, дидактика и методика сообразованы с требованиями международных и внутригосударственных правовых документов о свободе мысли, совести, религии и убеждений.

Стоит отметить, что выделяются несколько функций религии, а именно: мировоззренческая, компенсаторная, коммуникативная, регулятивная, интегрирующее-дезинтегрирующая и культурно-транслирующая.

Мировоззренческую функцию религия образует благодаря, наличию в ней определенного типа взглядов на человека, общество и природу. Религия включает миропонимание, миросозерцание, мирочувствование, мироотношение, и прочее. Религиозное мировоззрение задает «предельные» критерии, абсолютные, с точки зрения которых понимаются человек, мир, общество, обеспечивается целепонимание и смыслополагание. Религия выполняет компенсаторную функцию, восполняет ограниченность, зависимость, бессилие людей в плане воображения, перестройки сознания, а также изменения объективных условий существования. Религия обеспечивает общение, осуществляет коммуникативную функцию. Общение складывается как в нерелигиозной, так и в религиозной деятельности и отношениях, включает процессы обмена информацией, взаимодействия, восприятия человека человеком. Религиозное сознание предписывает два плана общения: верующих друг с другом; верующих с гипостазированными существами (Богом, ангелами, душами умерших, святыми и т.д.).

Регулятивная функция состоит в том, что с помощью определенных идей, ценностей, установок стереотипов, мнений, традиций, обычаев, институтов осуществляется управление деятельностью и отношениями, сознанием и поведением индивидов, групп, общин. Особенно большое значение имеет система норм, образцов, контроля, поощрений и наказаний. Интегрирующее-дезинтегрирующая функция в одном отношении объединяет, а в другом - разъединяет индивидов, группы, институты. Интеграция способствует сохранению, дезинтеграция - ослаблению стабильности, устойчивости личности, отдельных социальных групп, учреждений и общества в целом.

Интегрирующая функция выполняется в тех пределах, в которых признается более или менее единой, общее вероисповедание. Если же в социальных группах и обществе имеются различные, противостоящие друг другу конфессии, религия выполняет дезинтегрирующую функцию.

Отметим и культурно-транслирующую функцию. Религия, являясь составной частью культуры, способствовала развитию определенных ее слоев - письменности, книгопечатания, искусства. Обеспечивалось сохранение и развитие ценностей религиозной культуры. Осуществляется передача накопленного наследия от поколения к поколению.

В религиоведении используются общефилософские и социально-философские категории, такие как «бытие», сознание, познание, отражение, символ, истина, заблуждение, фантазия, иллюзия, общество, материальное и духовное производство, культура, отчуждение» и прочее. Большое место занимают понятия и термины, заимствованные из логики, этики, эстетики: «знак, значение, смысл, совесть, ответственность, милосердие, сострадание, красота» и т.д. Имеется класс общенаучных понятий, которые требуют выявления соответствующих типов связей при анализе любого объекта: «система, структура, функция, роль, закон» и др. Поскольку учение о религии взаимодействует с конкретными науками, оно заимствует из них и частно-научные понятия: «эпоха, право, иллюзия, вера, чувство, настроение, страдание, общение, язык, жизнь, смерть» и т.д.

Как общенаучные, так и частно-научные категории наполняются соответствующим конкретным содержанием. Более узкую понятийную и терминологическую подсистему составляют специальные религиоведческие понятия и термины: «религия, теология, религиозный культ, церковь, конфессия, храм, молитва» и др. Особое место занимают понятия и термины: «Бог, ангел, ад, рай, Бодхисаттва, провидение, карма» и т.п., которые в науке имеют иное значение, чем в религии, хотя необходимо постоянно иметь в виду их религиозный смысл.


. Связь религиоведения с другими дисциплинами

религиоведение дисциплина вуз философия

Религиоведение содержит ряд разделов, основными из которых являются: философия, социология, психология, феноменология, история религии. Это означает, что содержание религиоведческого знания не сводится только к философскому аспекту, в системе этого знания имеются социологические, психологические, лингвистические и другие компоненты, дающие понимание и описание определенных сторон объекта с помощью соответствующих теорий и методов.

Философия. Она является базовым разделом религиоведения. Философия в ходе своего развития всегда делала предметом рассмотрения религию; осмысление религии было составной частью историко-философского процесса. Философия религии не представляла и не представляет собой некоего многообразия, совокупности единогласных решений и суждений. Можно говорить о плюрализме, альтернативности подходов к решению комплекса философских задач, связанных с религией. Это относится и к проблемам определения предмета, метода, статуса философии религии, построения ее содержания. Ответы на подобные вопросы зависят от исходных, базовых философских посылок, понимания природы философского и религиоведческого знания, от предпочтений того или иного мыслителя.

Некоторые авторы полагают, что философия появилась в своеобразным способом для осмысления мира, прежде всего, в античности. Другие исследователи считают, что философия религии возникает в новое время в ходе освобождения философии от теологии, когда философия перестала быть служанкой теологии. Вторая точка зрения представляется предпочтительней; применительно к более ранним периодам истории уместно говорить о развитии философских знаний о религии. Экспликация философии религии как специальной предметной области философского знания происходит в XVII-XIX вв. благодаря трудам философов Б. Спинозы, Д. Юма, П. Гольбаха, И. Канта, протестантского теолога и философа Ф. Шлейермахера, философов И. Фихте, Ф. Шеллинга, Г. Гегеля, К. Маркса, Ф. Энгельса, философа В.С. Соловьева и др.

В ХХ в. проблемы религии получают разработку в сочинениях ряда выдающихся представителей различных направлений философии. Содержание философии религии образуют философские понятия и концепции. Эти концепции многообразны, интерпретация религии в них осуществляется под углом какого-либо принципа - натурализма, материализма, экзистенциализма, прагматизма, позитивизма, аналитической философии и т.д.

В настоящее время в качестве проблемных областей философии религии можно выделить:

выявление статуса философии религии в общей системе философских, религиоведческих и иных знаний, определение специфики философского осмысления религии, решение вопроса о философских методах постижения объекта и т.п. (круг метапроблем по отношению к самой философии религии);

рассмотрение особенностей и структуры религиоведческого знания, закономерностей его развития, места религиоведения в ряду наук (круг метапроблем по отношению к религиоведению как научной дисциплине);

анализ различных (многообразных) вариантов раскрытия сущности религии, нахождение принципов подхода к ее определению, наконец, формулирование философского определения понятия религии;

выявление онтологических основ религии в бытии Космоса, планеты Земля, человечества, этноса, отдельного человека и т.д.;

изучение особенностей процессов познания в религиозном сознании (своеобразия субъекта, объекта, форм и результатов познания);

выявление содержания и специфики религиозной философии - религиозной метафизики и онтологии, антропологии, этики и т.д.

Можно сказать, что в философии религии исходным и главным является анализ религиозного сознания на основе перечисленных аспектов в единстве с языком религии; изучение религиозных верований, суждений, понятий, а также отличий этих компонентов религиозного сознания от веры, верований, понятий в других формах сознаний. Философия религии может представать как раздел философских систем, концепций, специально выделенный и разработанный, находящийся в единстве с целым, а также как относительно самостоятельная дисциплина, самостоятельное построение, не вплетенное в общефилософский контекст.

Социология религии как научная дисциплина начинает формироваться с середины XIX в. В качестве близких источников социологии религии послужили идеи английских философов Т. Гоббса и Г. Болинброка, французских философов Ш.Л. Монтескьё, Ж.Ж. Руссо и др. Основателями социологии религии являются немецкий философ М. Вебер, французский философ Э. Дюркгейм, немецкий философ и теолог Э. Трёльч.

Трудность определения предмета социологии религии во многом связана с неопределенностью социологического знания в целом; вопрос о предмете социологии остается пока еще не решенным. Одним из определений предмета социологии религии может быть следующее: она исследует религию как общественную подсистему, изучает общественные основы религии, общественные закономерности ее возникновения, развития, функционирования, ее элементы и структуру, место, функции и роль в общественной системе. Социология религии рассматривает религию, как на теоретическом, так и на эмпирическом уровнях, анализируя религиозное поведение людей в единстве с их сознанием. В состав социологической теории религии входят:

фундаментальные положения, раскрывающие общественно-сущностные характеристики религии, ее основы в истории и жизнедеятельности общества, групп, индивидов;

знания о различных феноменах религии - о религиозном сознании, культе, отношениях, объединениях, организациях и т.д.;

совокупность интерпретированных понятий и эмпирических обобщений - «религиозность», «религиозное поведение», «типы религиозности» и др.;

методика конкретно-социологических исследований в области религии.

В социологии религии используются теоретические и эмпирические методы: абстрагирование, обобщение, моделирование, сравнительно-исторический анализ, анализ архивных материалов, различных документов, опросы, наблюдение и т.п.

Психология религии в качестве научной дисциплины формируется в конце XIX- начале XX в. Существенный вклад в ее становление и развитие внесли немецкий психолог, физиолог, философ В. Вундт, американский психолог С. Холл, немецкий философ В. Дильтей, французский психолог Т. Флурнуа.

В психологии религии реализуются как общепсихологический, так и социально-психологический подходы к изучению религии. Может быть дано следующее определение предмета данной дисциплины: она исследует психологические закономерности возникновения, развития и функционирования религиозных явлений индивидуальной, групповой и общественной психологии (потребностей, чувств, настроений, традиций и т.п.), содержание, структуру, направленность этих явлений, их место и роль в религиозном комплексе и влияние на внерелигиозные сферы жизнедеятельности индивида, групп, общества. Психологическую теорию религии образуют:

учение о психологических основах религии;

совокупность положений, выявляющих специфику религиозно-психологических явлений (свойств, процессов, состояний), присущих личности и группе;

раскрытие многообразия религиозно-психического опыта;

анализ психологических аспектов религиозной деятельности и отношений - культа, религиозной проповеди, обучения, воспитания, общения верующих и т.д.;

методика психологических исследований религиозности.

Процессы, состояния, личностные свойства анализируются в связи с принадлежностью индивидов к определенным общественным системам, классам, слоям, этносам, демографическим и профессиональным группам, религиозным общностям и общинам.

Феноменология религии складывается в ХХ в. Значительный вклад в разработку проблем феноменологии религии внесли голландский теолог и историк религии П.Д. Шантепи де ла Соссе, немецкий философ и теолог Р. Отто, англо- и франкоязычный философ и историк М. Элиаде, голландский историк религии К.Ю. Блеекер и др. Большое влияние на развитие феноменологии религии оказали феноменологическая философия немецкого философа Э. Гуссерля и экзистенциализм немецкого философа М. Хайдеггера.

В отличие от других разделов религиоведения феноменология религии пока еще в меньшей мере конституировала себя в качестве относительно самостоятельной дисциплины; шли и идут дискуссии о ее предмете, о взаимоотношениях феноменологии с теологией, с историей и философией религии. Ныне считается, что главными понятиями феноменологии религии являются такие, как «священно» в отличие от «профанного» («священный предмет», «священное число», «священное пространство и время»), «нуминозное» и др. Можно высказать следующую гипотезу о предметном поле феноменологии религии: она соотносит представления, идеи, цели, мотивы практически взаимодействующих, находящихся в коммуникации индивидов с точки зрения реализующихся религиозных значений и смыслов, на этой основе достигает понимание явлений религии, дает их систематическое описание. Таким образом, специфика феноменологии религии выявляется при определении ее предметной сферы, исходным пунктом которой становится рассмотрение слова «религия». В отличие от философии религии феноменология анализирует не понятие, а именно слово, полагая, что в понятии религии содержатся определенные мировоззренческие или идеологические предпосылки.

История религии как раздел религиоведения, подобно философии религии, начала формироваться раньше, чем три других названных раздела. В XVIII в. ряд проблем истории религии освещался в сочинениях французского просветителя Ш. де Бросса, французского философа Ш.Ф. Дюпюи. В XIX в. в развитии истории религии немалый вклад внесли немецкие теологи и историки Ф.К. Баур и Д.Ф. Штраус. В это же время история религии становится областью деятельности многих исследователей.

История религии обрисовывает движущийся во времени мир явлений религии во всем его многообразии, воспроизводит прошлое различных религий в конкретности их форм, накапливает и сохраняет информацию о многочисленных существовавших и существующих религиях. Изучаются происхождение религии, ранние формы верований (на основе данных археологии, этнографии, сравнительного языкознания и др.). Исследования ведутся в русле всеобщей истории религии, истории данной религии или конфессии, страноведческой истории религий и конфессий. История религии чрезвычайно трудоемка для анализа, это связано и с отсутствием источников, различием методологических позиций и точек зрения. Неодинаковы, в частности, взгляды ученых на такие проблемы: происхождение и стадии развития религиозных верований в первобытном обществе; монотеизм, политеизм, время возникновения тех или иных религиозных систем; принципы классификации религии и т.д.

История религии ставит перед собой следующие задачи:

доказать объективное существование исследуемого объекта, т.е. той или иной религии или совокупности религиозных представлений;

выявить по источникам место, время и условия появления объекта;

в соответствии с источниками проследить эволюцию объекта;

проанализировать характер взаимодействия объекта с другими социальными и историческими явлениями, понять его функции и роль в общественно-культурной системе;

раскрыть причины исчезновения объекта;

рассмотреть влияние, оказанное объектом на ход общественно-исторического развития.

Таким образом, содержание религиоведческого знания не сводится только к философскому, в системе этого знания имеются социологические, психологические, исторические и другие компоненты, дающие понимание и описание определенных сторон объекта с помощью соответствующих теорий и методов.



3. Особенность изучения религиоведения в ведомственных вузах системы МВД


На сегодняшний день ставится вопрос о том, чтобы сделать религиоведческие дисциплины обязательными для изучения в высших учебных заведениях. Эти шаги свидетельствуют о том, что изучение религии воспринимается как важный шаг к расширению гуманитарной составляющей в системе образования. Религиоведение рассматривается как важный инструмент противостояния идеологии и практике радикализма и экстремизма.

Введение религиоведческого образования требует уточнения целого ряда моментов, касающихся содержания учебного курса, форм и методов преподавания, необходимости учета идеологических, психологических, ментальных особенностей. И здесь в полной мере необходимо определить рамки светскости и мировоззренческие основы преподавания религиоведения в средней школе.

Законодательство РФ по вопросам религии и образования в целом соответствует мировым стандартам в данной сфере, в первую очередь оно реализует целый ряд международных правовых конвенций, участником которой является наша страна. Среди основополагающих документов в этой сфере можно назвать Всеобщую декларацию прав человека, принятую ООН 10 декабря 1948 года, а также Декларацию о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений, принятую Генеральной Ассамблеей ООН 25 ноября 1981 г.

Нормы, касающиеся взаимодействия государства, органов образования и религиозных объединений, получили свое закрепление в национальном законодательстве. Конституция провозглашает РФ «демократическим, светским, правовым и демократическим государством, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы» (Статья 1). Право на свободу совести закреплено в Статье 22 Основного закона.

В Статье 3 Закона Республики Казахстан «Об образовании» от 27 июля 2007 года в числе основных принципов государственной политики в области образования названы:

светский, гуманистический и развивающий характер образования, приоритет гражданских ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности;

уважение прав и свобод человека.

Подчеркнем, что светскость образования не означает его атеистичности, но предполагает его независимость от давления религиозных структур или идеологии, и, тем более, от прямого подчинения образовательной деятельности религиозным общинам. На наш взгляд, светский характер государственной системы образования предполагает соответствие следующим критериям:

недопустимость установления какой-либо религии или идеологии (в том числе и атеистической) в качестве обязательной в государственных учебных заведениях;

невмешательство религиозных объединений в управление государственными учебными заведениями;

обеспечение прав учащихся и преподавателей на свободу совести;

недопустимость принуждения при обучении религии.

Изучение религии в школах и вузах требует взвешенного подхода. Думается, что в государственных учебных заведениях возможно только религиоведческое, но не теологическое образование, которое донесет до молодежи знания об истории мировых религий, их догматах, традициях и сегодняшней жизни религиозных общин с научных и объективных позиций.

На наш взгляд, изучение религии в государственных учебных заведениях должно включать следующие моменты:

преподавание должно основываться на современных научно-методологических подходах;

предоставление знаний о мировых и традиционных для нашей страны религиях должно помочь ученикам в понимании мира, его культуры и духовной стороне жизни человека;

знание основ традиционных религий играет важную роль в формировании, поддержке и сохранении национальной идентичности, профилактике идеологии экстремизма и нетерпимости;

важный аспект религиоведческого образования - поддержка гуманистического мировоззрения и нравственного развития учащихся.

Проблема противодействия проявлениям экстремизма и терроризма является комплексной задачей, решение которой выходит за пределы одного курса религиоведения. В соответствии с новыми стандартами среднего образования, утвержденными Департаментом дошкольного и среднего образования Министерства образования и науки в августе 2012 года, разрабатываются и новые типовые учебные планы. Обучать противодействию терроризму и экстремизму будут не только в рамках «Основ религиоведения», но и на занятиях по «Начальной военной подготовке», «Самопознанию» и интегрированному предмету «Человек. Общество. Право».

Безусловно, в условиях полиэтнического и многоконфессионального состава населения особые требования должны предъявляться не только к содержанию обучения, но и к методам преподавания, а также к квалификации и нравственным качествам преподавателей.

Развернувшаяся в последние годы полемика вокруг преподавания курса религиоведения в средних школах и вокруг предложенных учебников показала, что данный вопрос является весьма актуальным и может привлечь внимание не только религиозных общин, но и всего общества. Действительно, это как раз тот случай, когда невозможно отделить религию от общества. Поэтому Министерство образования и науки должно проявить взвешенный подход при выборе учебников и учебных пособий, а также при формировании методологических подходов к преподаванию данной дисциплины. Необходимо ориентировать школу на идеологически нейтральные подходы.

К сожалению, приходится констатировать дефицит пригодных для различных уровней образования отечественных учебников и учебных пособий, которые бы с современных позиций могли быть использованы в ходе изучения курсов по религиоведению и истории религии. На уровне среднего образования этот вопрос отчасти разрешен, поскольку выпущен учебник «Основы религиоведения» под редакцией академика Гарифоллы Есима, изданный в 2011 г. В настоящее время ставится вопрос о приведении данного учебника в соответствие с изменившимися реалиями (новый Закон «О религиозной деятельности и религиозных объединениях», изменение конфессиональной палитры, разъяснение вопросов светскости государства, необходимость большего внимания противодействию экстремистской, террористической и деструктивной деятельности и т.д.).

При этом курсы религиоведческого цикла и соответствующие учебные издания не должны содержать материалы апологетического характера, а лекция не должна превращаться в проповедь. Приобщение к обрядово-культовой стороне жизни верующих, обучение молитвам, ритуалам и т.п. - задача самих религиозных объединений и их учебных центров, но не светской школы. Недопустима в светских учебных заведениях и миссионерская деятельность.

Важная проблема сегодняшней средней школы - отсутствие профессиональных религиоведов, которые могли бы преподавать данную дисциплину. Дело в том, что университеты готовят преимущественно специалистов научного профиля, которые направляются на работу в научные центры и государственные органы. Даже если выпускник-религиовед хочет поступить на работу в обычную школу, ему для получения стандартной нагрузки придется вести занятия по другим предметам. Поэтому на сегодня подавляющее большинство преподавателей религиоведения в средних учебных заведениях - учителя истории. С учетом сложившихся реалий, некоторые вузы Казахстана уже начали готовить историков со специализацией в сфере религиоведения. Такую практику следует только поддерживать. Кроме того, во всех регионах страны ежегодно организуются курсы повышения квалификации преподавателей религиоведения, что позволяет актуализировать имеющиеся знания и получить практические навыки. В частности, в столице такие курсы организует Центр исследования проблем религий акимата г. Астаны совместно с преподавателями кафедры религиоведения Евразийского национального университета им. Л.Н. Гумилева.

Таким образом, пока только вырабатывается опыт, формируется законодательная и нормативная база, которая позволила бы отрегулировать взаимоотношения системы образования и религии. Остается актуальной задача определения критериев религиоведческого образования и повышения качества преподавания. Все эти вопросы требуют серьезной научно-теоретической, правовой и методологической проработки.



Заключение


Религиоведение - относительно молодая наука. Объектом исследования этой науки является религия - система взглядов на мир, общество и человека, система культовых действий, основным признаком которой является вера в существование сверхъестественного. Структурообразующими дисциплинами религиоведения являются философия, социология, психология, феноменология, история, каждая из которых имеет свои специфические особенности. В религиоведении выделяется ряд групп понятий и терминов: общефилософские и социально-философские, пришедшие из логики, этики и эстетики, класс общенаучных понятий, частно-научные понятия, заимствованные из конкретных наук, а также специальные религиоведческие понятия. Изучение науки о религии оказывает большое влияние на развитие человека, способствует расширению знаний о неевропейских культурах, о человеческой истории в целом, способствует реализации свободы совести, а также формированию толерантности, взаимопонимания и взаимоуважения.

Положение религии в современном обществе достаточно противоречиво, и оценить ее роль, возможности и перспективы сколько-нибудь однозначно попросту невозможно. Определенно можно сказать, что характерным и закономерным для современности процессом является развитие секуляризации общественного сознания, в результате которой религия утрачивает свое былое влияние на жизнь общества и отдельной личности. Однако секуляризация определяет лишь общую тенденцию, которая не исключает возможности усиления позиций религии под влиянием благоприятно складывающихся для нее факторов. Весь опыт ХХ в. показал несостоятельность односторонних прогнозов относительно дальнейших судеб религии: либо ее неминуемого и близкого отмирания, либо грядущего возрождения былой мощи. Сегодня очевидно, что религия играет заметную роль в жизни общества и что она претерпевает глубокие и необратимые изменения.

Велико значение изучение религиоведения для утверждения гуманистических ценностей современного мира, обеспечения гражданского согласия, гармонизации межчеловеческих отношений, в том числе представителей различных религиозных и нерелигиозных мировоззрений. Усвоение теоретических положений и фактов подсказывает направления поиска путей сохранения цивилизации и выживания человечества в ядерный век, выработки нового отношения к природе в условиях нарастающей угрозы экологического кризиса. Излагаемые в религиоведении идеи зовут участию в благотворительной деятельности и милосердию, к противостоянию бессовестности и вседозволенности, жестокости и насилию, к совместным действиям в социальном оздоровлении общества, в его нравственном возрождении.



Список используемой литературы


1.Введение в общее религиоведение: Учебник / Под ред. проф. И.Н. Яблокова. - М.: Книжный дом «Университет», 2001. - 576 с.

.Гараджа В.И. Религиоведение: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений и преп.ср.школы. - 2-е изд., дополненное. - М.: Аспект Пресс, 1995. - 351 с.

.Калінін Ю.А., Харьковщенко Є.А. Релігієзнавство: Підручник. - К.: Наукова думка, 2002. - 352 с.

.Религиоведение: Учебное пособие и Учебный словарь-минимум по религиоведению / Под ред. проф. И.Н. Яблокова. - М.: Гардарики, 2000. - 536 с.

.Гараджа В.И. Религиеведение. - М., 1995. 155 с.

.История религии: В 2т. /Под общ. ред. И.Н. Яблокова. - Т.2. - М., 2004. 322 с.

.Лобазова О.Ф. Религиоведение. - М., 2003. 215 с.

.Мень А. История религии. В поисках пути, истины и жизни. - М., 1994. 322 с.

.И.Н. Яблоков. Основы религиоведения - М., 2004. 289 с.

.Померанц Г., Миркина З. Великие религии мира. - СПб., 2001. 243 с.

.Поснов М.Э. История Христианской Церкви. - Б., 2010. 344 с.

.Религии народов современной России: Словарь /Отв. ред. М.П. Мчедлов. - М., 2002. 323 с.