Заказ дипломной. Заказать реферат. Курсовые на заказ.
Бесплатные рефераты, курсовые и дипломные работы на сайте БИБЛИОФОНД.РУ
Электронная библиотека студента




Содержание


Введение

1.История возникновения христианства

2.История возникновения христианства в России

.Основные ветви христианства

3.1Православие

3.2Католицизм

.3Протестантизм

4.Распространение христианства в России

Заключение

Список использованной литературы


Введение


Христианство (греч. Christos - «помазанник», Мессия) - мировая монотеистическая авраамическая религия. Она является одной из трех мировых религий наряду с буддизмом и исламом. Общий признак, объединяющий христианские вероисповедания и течения - вера в Христа как Богочеловека, Спасителя мира и человека. Последователи Его учения называются христианами. Христианство настолько повлияло на мировую историю, что от рождения ее Основателя стали отсчитывать новую мировую эру. В России получили распространения все три основные ветви христианства в разной степени.


1.История возникновения христианства


Христианство возникло в I в. н. э. в Палестине, находившейся в составе Римской империи.

Первоначально христианство распространялось в среде еврейства Палестины и средиземноморской диаспоры, и первыми христианами по национальности был евреи, по прошлому религиозному мировоззрению - иудеи. Но уже во второй половине I века христианство стало интернациональной религией. Языком интернационального общения у первоначальных христиан стал греческий язык (как и в государстве того времени). С точки зрения служителей культа, главной и единственной причиной возникновения христианства была проповедническая деятельность Иисуса Христа, который был одновременно и Богом, и человеком. Иисус Христос, говорят служители культа, в образе человека пришёл на землю и принёс людям истину. О его пришествии на землю (это состоявшееся пришествие называют первым, в отличие от второго, будущего) рассказывается в четырёх священных книгах, которые называются Евангелиями [2].

До V века распространение христианства происходило главным образом в географических пределах Римской империи, а также в сфере её культурного влияния (Армения, вост. Сирия, Эфиопия), в дальнейшем (в основном во 2-й половине 1-го тысячелетия) - среди германских и славянских народов, позднее (к XIII-XIV вв.) - также среди балтийских и финских народов.

К концу первого тысячелетия между Восточной Церковью и Западной происходят противостояния и в 1054 году произошло разделение Церкви на Восточную и Западную. За Восточной Церковью закрепилось название «Греческая», «Православная», а за Западной - «Латинская», «Католическая». Не раз после разделения Церквей были попытки заключить унию, подчинив Восточную Церковь Римскому папе. Например, Лионская уния, Брестская уния и др.

Со времени разделения отличия между Церквами усугублялись. В Западной Церкви вводились новые догматы. Во время активной проповеди индульгенций в Западной Церкви начинается раскол. В 16 веке возник Протестантизм, который противопоставлял себя Католичеству. Внутри самого протестантизма формировалось множество течений. Самые распространенные - лютеране, кальвинисты, англикане, баптисты, пятидесятники [5].

христианство православие религия


2.История возникновения христианства в России


Самые первые известия о проникновении христианства на Руси относятся еще к первым векам н.э.

Первым правителем Древнерусского государства, официально принявшим христианство византийского обряда, стала княгиня Ольга. В 957 году Ольга с большим посольством нанесла официальный визит в Константинополь, где император именует Ольгу правителем Руси. Ольга добивалась крещения и признания Византией Руси как равной христианской империи.

Второй раз христианство принималось при Владимире в 988 г. Во время своего правления князь Владимир осознал необходимость принятия единой веры, которая заключалась в ряде причин:

. Это нужно было в интересах развития государства, чтобы избежать изоляции от всего мира.

.Единобожие соответствовало сущности единого государства во главе с монархом.

.Вероучение укрепляло семью, вводило новую мораль.

.Способствовало развитию культуры - философия, богословская литература.

.Социальное расслоение требовало новой идеологии. (язычество - равноправие)

Согласно «Повести временных лет», до крещения князя Владимира имело место «испытание вер». В 986 году к князю Владимиру прибыли послы от волжских булгар, предложившие ему перейти в ислам. Когда они рассказали князю об обрядах, которые необходимо соблюдать, в том числе и о запрете на питьё вина, Владимир ответил знаменитой фразой: «Руси есть веселие пити», после чего отверг предложение булгар.

После болгар пришли немцы (иностранцы) из Рима, посланные Римским папой. Те заявляли, что у них был пост по силе: «если кто пьёт или ест, то всё во славу божию». Однако Владимир отослал их, сказав им: «Идите, откуда пришли, ибо и отцы наши не приняли этого».

Следующими были хазарские евреи, предлагавшие Владимиру принять иудаизм. В ответ на это он, зная что Хазария была разгромлена его отцом Святославом, спросил, где их земля. Евреи были вынуждены признаться, что у них нет своей земли - Бог рассеял их по другим странам. Владимир отказался от иудаизма.

Затем на Русь прибыл византиец, которого русский летописец за мудрость назвал Философом. Он рассказал русскому князю о библейской истории и христианской вере. Однако Владимир ещё не принял окончательного решения и советовался со своими ближайшими боярами. Было решено дополнительно испытать веру, побывав на богослужениях у мусульман, у немцев и у греков. Когда после посещения Константинополя посланники вернулись в Киев, они с восторгом сообщили князю: «Не ведали, где мы есть - на небе или на земле». В итоге Владимир сделал выбор в пользу христианства по греческому обряду.

Согласно «Повести временных лет», в 988 году н. э. киевский князь Владимир Святославич принял решение креститься от Константинопольской Церкви. После чего, в царствование императоров Василия II и Константина VIII Багрянородных, присланное Константинопольским Патриархом Николаем II Хрисовергом духовенство крестило киевских людей в водах Днепра.

В русских летописных источниках фигурирует несколько разных имён первого Киевского митрополита. В Русской Церкви в XVI веке утвердилась традиция считать им греческого митрополита Михаила, который в месяцеслове именуется «первым митрополитом Киевским». Митрополиту Михаилу приписывается заслуга основания Златоверхо-Михайловского монастыря в Киеве, а прибывшим с ним монахам - основание монастыря, получившего впоследствии название Киево-Межигорского.

На части территорий христианство насаждалось силой; при этом уничтожались культовые сооружения язычников, сопротивлявшиеся подвергались репрессиям. Однако следует иметь в виду, что сопротивление крещению имело в подавляющем большинстве случаев, в сущности, политический, антикиевский аспект, нежели антихристианский, хотя имели место и другие, кроме политического, аспекты: социальный, культурный, бытовой и др.; причём религиозный аспект играл вовсе не главенствующую роль.

Так, согласно сообщению Иокимовской летописи, подтверждённому археологическими данными XX века, Новгород оказал активное сопротивление введению христианства: он был крещён в 990 году епископом Иоакимом и новгородским посадником Воробьём Стояновичем при военной помощи киевского воеводы Добрыни (брат матери князя Владимира - Малуши) и тысяцкого Путяты.

На финно-угорской периферии того времени - в Ростове и Муроме сопротивление введению христианства, согласно традиционной церковной истории, продолжалось до XII века: два первых епископа, посланные в Ростов, были изгнаны, третий - св. Леонтий - много сделал для утверждения христианской веры в Ростове. Сопротивление крещению было также одним из факторов, усиливавших славянскую колонизацию Северо-Восточной Руси, в которую переселялись стойкие приверженцы язычества. Окончательно ростовчане были крещены только лишь епископом Исаией, восшедшим на кафедру в 1078 году. К 1070-м годам, видимо, относятся и события, описанные в «Житии» Авраамия Ростовского, в частности сокрушение им идола Велеса, на месте которого был воздвигнут Богоявленский монастырь.

Понадобилось несколько веков для укрепления христианства, но влияние язычества не ослабевало возникало двоеверие: молились в церкви, а продолжали праздновать языческие праздники. Так праздник Коляды слился с Рождеством, а масленица с Великим Постом [3].

3.Основные ветви христианства


Самыми распространенными в христианстве конфессиями являются католицизм, православие, протестантизм.


3.1Православие


Православие - направление в христианстве, оформившееся на востоке Римской империи в течение I тысячелетия от Рождества Христова, под предводительством и при главной роли кафедры епископа Константинополя - Нового Рима.

Православие исповедует Никео-Цареградский Символ веры и признаёт постановления семи Вселенских соборов; включает совокупность учений и духовных практик Православной Церкви, под которой понимается сообщество автокефальных поместных церквей, имеющих между собой евхаристическое общение. Православная церковь рассматривает себя как единственную, кафолическую церковь, основатель и Глава которой - Иисус Христос.

Вероучение базируется на Священном Писании и Священном Предании, которое включает, в частности, постановления Вселенских Соборов. Основной догматический документ - Никео-Цареградский Символ веры, утверждающий [1]:

·Спасение через исповедание веры «во единаго Бога».

·Единосущие Лиц Святой Троицы: Бога Отца, Бога Сына, Духа Святого.

·Исповедание Иисуса - Христом, Господом и Сыном Божиим.

·Боговоплощение.

·Веру в телесное воскресение, вознесение и предстоящее второе пришествие Иисуса Христа, всеобщее воскресение и «жизнь будущего века».

·Веру в единство, святость и кафоличность Церкви; Глава Церкви - Иисус Христос.

Основные канонические нормы и институты:

·Иерархическое священство, имеющее 3 степени: епископ, пресвитер, диакон. Клирики в православии - почти всегда лица мужского пола. Необходимое условие законности иерархии - прямое канонически законное апостольское преемство через непрерывную последовательность рукоположений. Каждый епископ (вне зависимости от титула, которым он обладает) имеет полноту канонической власти в пределах своей юрисдикции. Хотя каноны запрещают лицам священного сана «вдаватися в народныя управления», в истории были отдельные эпизоды, когда православные епископы стояли во главе государства или обладали значительными полномочиями гражданской власти.

·Институт монашества. Включает в себя так называемое чёрное духовенство, играющее ведущую роль во всех сферах жизни Церкви с IV века. Представители чёрного духовенства могут избираться на епископское служение в Церкви.

·Установленные календарные посты: Великий (предпасхальный 40-дневный), Петров, Успенский, Рождественский, вместе с праздниками составляющие литургический год.

Источник внутреннего права православной церкви, наряду со Священным писанием, - Священное предание, которое включает в себя каноны - свод правил апостолов и Вселенских соборов, авторизованные церковью литургические тексты, богословские творения Отцов церкви, жития святых, а также обычаи церкви. При этом Предание, в понимании святоотеческой литературы, «есть жизнь Святого Духа в Церкви». Священное писание расценивается «не глубже и не важнее Священного Предания» и понимается как лишь одна из его форм.

Важное место в православии занимают обряды-таинства, во время которых, по учению церкви, на верующих сходит особая благодать. Православная церковь признает семь таинств:

. Крещение - таинство, в котором верующий при троекратном погружении тела в воду с призыванием Бога-Отца и Сына и Святого Духа обретает духовное рождение.

. В таинстве миропомазания верующему подаются дары Святого Духа, возвращающие и укрепляющие в жизни духовной.

. В таинстве причащения верующий под видом хлеба и вина вкушает самое Тело и Кровь Христову для Вечной Жизни.

. Таинство покаяния или исповеди - это признание грехов своих перед священником, который отпускает их от имени Иисуса Христа.

. Таинство священства совершается через епископское рукоположение при возведении того или иного лица в сан священнослужителя. Право совершения этого таинства принадлежит только епископу.

. В таинстве брака, которое совершается в храме при венчании, благословляется супружеский союз жениха и невесты.

. В таинстве елеосвящения (соборования) при помазании тела елеем призывается на больного благодать Божия, исцеляющая немощи душевные и телесные[6].


3.2Католицизм


Католицизм - крупнейшее по численности приверженцев направление в христианстве, сформировавшееся на протяжении I тысячелетия н. э. на территории Западной Римской империи. Рассматривает себя как единственную, кафолическую церковь, основатель и глава которой - Иисус Христос. В историографии и религиоведении Раскол с восточной христианской церковью, за которой закрепилось название православной, относят к 1054 году.

Вероучение базируется на Священном Писании и Священном Предании, которое включает в себя постановления Вселенских Соборов. Базовые положения вероучения изложены в Катехизисе Католической Церкви, каноническое право систематизировано и изложено в Кодексе канонического права.

В Католической церкви существует семь таинств:

·крещение,

·брак

·миропомазание

·евхаристия

·исповедь

·елеосвящение

·священство.

Высшей, полной, непосредственной, вселенской и ординарной властью в Католической церкви обладает папа римский. Совещательными органами при папе являются коллегия кардиналов и синод епископов. Административный аппарат Церкви называется Римская курия, в состав которой входят конгрегации, суды и другие учреждения. Епископская кафедра папы вместе с курией формируют Святой Престол, располагающийся в независимом государстве Ватикан. Святой Престол является субъектом международного права.

Основной отдельной территориальной единицей является епархия, возглавляемая епископом. Некоторые важные епархии исторически носят название архиепархий. К епархиям приравнены другие разновидности территориальных единиц:

·апостольский викариат

·апостольская префектура

·апостольская администратура

·военный ординариат

·территориальная прелатура

·территориальное аббатство

Несколько епархий (и архиепархий) могут составлять митрополию или церковную провинцию. Центр митрополии обязательно совпадает с центром архиепархии, таким образом митрополит в Католической церкви обязательно является архиепископом.

Епархии состоят из приходов, которые возглавляют приходские настоятели, подчинённые епископу. Настоятелю в приходе могут помогать другие священники, называемые викарными. Иногда рядом расположенные приходы объединяются в деканаты.

Особую роль в католической церкви играют так называемые институты посвящённой Богу жизни, то есть монашеские ордена и конгрегации; а также общества апостольской жизни. Институты посвящённой жизни имеют собственные уставы (утверждаемые папой), их территориальная организация не всегда соотносится с церковным епархиальным устройством. Местные единицы монашеских орденов и конгрегаций иногда подчиняются местным епархиальным епископам, а иногда непосредственно папе. Ряд орденов и конгрегаций имеют единоличного главу (Генерал ордена, генеральный настоятель) и чёткую иерархическую структуру; другие представляют собой объединение полностью автономных общин.

По данным на 2005 год на территории России функционирует 426 приходов, четверть из них не имеет храмовых зданий. Организационно приходы объединены в четыре епархии, вместе составляющие митрополию:

·Архиепархия Матери Божией в Москве

·Преображенская епархия в Новосибирске

·Епархия Святого Иосифа в Иркутске

·Епархия Святого Климента в Саратове

В клир (служители одного храма) входят только мужчины. Различают белое духовенство (состоящее из священников, обслуживающих епархиальные храмы) и чёрное духовенство (монашество). Духовенство составляет три степени священства: диакон, священник (иерей) и епископ (архиерей).

Церковнослужители (служители Церкви, не посвящённые в сан в ходе таинства священства) имеют две степени - аколиты и чтецы - и не относятся к клиру.

Вероучение Католической Церкви имеет ряд доктринальных положений, которые отличают её от учения других христианских конфессий:

·филиокве - догмат об исхождении Святого Духа как от Отца, так и от Сына (но не как от разных источников);

·догмат о Непорочном зачатии Девы Марии и догмат о Её телесном вознесении;

·учение о чистилище;

·учение об индульгенциях;

·широкое почитание Девы Марии;

·почитание мучеников, святых и блаженных при различии между поклонением, подобающим одному лишь Богу, и почитанием святых;

·утверждение монархической власти Римского епископа над всею Церковью как преемника апостола Петра;

·централизованность церковной организации (схожая черта с некоторыми протестантскими движениями), в отличие от автономии православных поместных церквей;

·безошибочность учительства Папы Римского в вопросах веры и нравственности, провозглашаемого;

·нерасторжимость таинства брака; существует лишь возможность признания недействительности брака [6].


3.3Протестантизм


Протестантизм - одно из трех главных направлений христианства, представляющее собой совокупность независимых церквей, церковных союзов.

Первоночальными формами протестантизма были лютеранство, цвинглианство, кальвинизм, анабаптизм, меннонитство, англиканство.

В дальнейшем возникает ряд иных течений - Евангельские христиане, баптисты, адвентисты, методисты, квакеры, пятидесятники, Армия спасения и ряд других. Формирование большинства этих течений проходило под знаком «религиозного возрождения», возврата к идеалам раннего христианства и Реформации. Все они отличаются от старого или литургического протестантизма предпочтением свободной проповеди и активной миссионерской деятельностью.

Единого центра протестантских конфессий не существует, организационно протестантские поместные церкви объединены в региональные организации, которые, в свою очередь, формируют всемирные объединения церквей.

В разных протестантских направлениях понятия обряда и таинства могут иметь различное содержание. В случае, если признаются таинства, то их два - крещение и причащение. В отношении других действий признаётся только символический смысл. В любом случае участие в таинствах требует сознательного решения, поэтому может существовать обычай совершать крещение в более или менее зрелом возрасте, а до причастия проходить специальную подготовку. В некоторых конфессиях к причастию допускаются только прошедшие через водное крещение.

В протестантизме не практикуются молитвы за умерших, молитвы святым. В то же время отношение к святым бывает почтительным - как к примерам праведной жизни и хорошим учителям. Поклонение мощам также не практикуется как не соответствующее Писанию. Отношение к почитанию образов неоднозначно: от отторжения как идолопоклонства, до учения, что честь, воздаваемая образу, восходит к первообразу. Иконопочитание в том виде, какое свойственно католичеству и православию, отсутствует.

Молитвенные дома протестантов, как правило, свободны от пышного убранства, образов и статуй, что, впрочем, не самоцель, и происходит от убеждения, что в подобном декоре нет необходимости. Зданием церкви может служить любое строение, которое берётся в аренду или приобретается на равных с мирскими организациями условиях. Богослужение протестантов сосредоточено на проповеди, молитве, пении псалмов и гимнов на национальных языках, а также на причастии, которому некоторые направления (например, лютеране) придают особое значение [6].


4.Распространение христианства в России


В России сегодня не существует официальной статистики членства в религиозных организациях: закон запрещает требовать от граждан заявлений об их религиозной принадлежности. Таким образом, о религиозности россиян и об их конфессиональной самоидентификации можно судить лишь по социологическим опросам населения. Результаты таких опросов весьма противоречивы. Так, в опросе от 2007 года, Российская православная церковь утверждала, что в числе её последователей около 120 млн граждан России.

По данным всероссийского исследования «Атлас религий и национальностей», проведённого службой «Среда» в августе 2012 года, в 79 из 83 субъектов РФ, религиозность у россиян, общая численность которых 143,2 млн человек, распределилась так:

·58,8 млн или 41 % - исповедуют православие и принадлежат к русской православной церкви

·5,9 млн или 4,1 % - исповедуют христианство, но не считают себя ни православными, ни католиками, ни протестантами

·2,1 млн или 1,5 % - исповедуют православие, но не принадлежат к русской православной церкви и не являются старообрядцами

·300 000 или 0,2 % - протестанты (лютеране, баптисты, евангелисты, англиканцы)

·140 000 или 0,1 % - католики

·36 млн или 25 % - верят в Бога, но конкретную религию не исповедуют

·18 млн или 13% - не верят в Бога

Остальные 12, 5 млн или 8,5% исповедуют другие религии.

Согласно исследованию Левады-Центра на ноябрь 2012 года, процент верующих в России распределился следующим образом:

·православие - 74 %

·католицизм - 1 %

·протестанты - 1 %

·ислам - 7 %

·ни к какому вероисповеданию - 10 %

·атеист - 5 %

·затрудняюсь ответить - 2 %

остальные 2% относились к другим вероисповеданиям

Данные фонда «Общественное мнение» на июнь 2013 года следующие:

·Не считаю себя верующим человеком - 25 %

·Православие - 64 %

·Другие христианские конфессии (католики, протестанты, униаты, баптисты и др.) - 1 %

·Ислам - 6 %

·Другие религии - 1 %

·Затрудняюсь ответить, не могу назвать определенную конфессию - 4 %

Согласно опросу, больше всего православных христиан в Тамбовской, Липецкой, Нижегородской, Курской, Рязанской, Пензенской и Тульской областях, а также в Мордовии. Меньше всего православных насчитывается в республиках Тыва и Дагестан [7].

Если рассмотреть распространение христианства по национальностям то представляется такая картина [4]:

·Из коренных россиян на Севере европейской части и Северном Урале православия придерживается основная масса верующих карелов, вепсов, коми, коми-пермяков, удмуртов; в бассейне Волги - большинство верующих марийцев, мордвы и чувашей; в Сибири - большая часть верующих хакасов, шорцев и якутов; на Северном Кавказе - более половины верующих осетин. Кроме того, православие исповедуют часть алтайцев, бурятов, ненцев, хантов, манси, эвенков, эвенов, чукчей, коряков и другие верующие из числа малых народов Европейского Севера, Сибири и Дальнего Востока.

Вперемешку с приверженцами тех или иных форм православия живут последователи разных сект духовных христиан.

·Католицизм исповедуют проживающие в России поляки, литовцы, венгры, часть немцев. Большинство же верующих немцев - протестанты лютеранского толка. Лютеранство исповедуют также некоторые из проживающих в России латышей, эстонцев и финнов.

·Имеются в России и сторонники протестантизма, главным образом сектантского. В России есть и евангельские христиане-баптисты, пятидесятники, адвентисты седьмого дня, свидетели Иеговы и другие приверженцы сектантского протестантизма. Они встречаются в основном в западных регионах России.


Заключение


На основе изученного материала можно сделать вывод о том, что христианство это самая распространенная мировая религия не только в мире, но и в России. Наибольшее количество верующих в РФ насчитывает православная церковь, в то время как католики и протестанты здесь не так распространены.


Список литературы


1.Костюкович П.И. Религиоведение. - Мн: Новое знание, 2001.

2.Елисеев Г.А. История религий. - М.: Дрофа, 1997.

3И.С. Свенцицкая. Раннее христианство: страницы историй - М.: Политиздат, 1987

4Конфессиональный состав населения. Религии народов России. // География.

5Пушнова Ю.Б. История мировых религий. М.: Владосс-пресс, 2005

6Википедия // Электронный текст дан. - [Б. м.], 2012.

7Распространение религий в Российской Федерации