Управление государственной собственностью. Основные этапы приватизации в РФ

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    15,13 Кб
  • Опубликовано:
    2014-09-23
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Управление государственной собственностью. Основные этапы приватизации в РФ

Содержание

1.Экономическая сущность приватизации государственной собственности. Основные этапы приватизации в РФ

.Преобразование государственного унитарного предприятия как способ приватизации государственной собственности

.Акционерная собственность государства. Формы управления пакетами акций, находящимися в государственной собственности

.Направления использования прибыли государственными унитарными предприятиями

Список использованной литературы

1. Экономическая сущность приватизации государственной собственности. Основные этапы приватизации в РФ

Сущность приватизации можно выразить в широком и узком понимании. В широком значении приватизация понимается как сокращение или замедление темпов расширения государственного сектора экономики, сопровождаемое увеличением доли частного сектора. В более узком смысле приватизация представляет полную или частичную передачу прав собственности на находящиеся в государственной собственности средства производства, имущественные ценности, капитал акционерным обществам или частным лицам. Приватизация главным образом должна способствовать усилению конкуренции экономики страны в целом и повышать эффективность использования объектов хозяйствования.

Таким образом, в основное содержание приватизации можно включить трансформацию производителей и предприятий, которые основываются на том или ином техническо-производственном комплексе планово-централизованной экономики, к субъектам, которые базируются на капитале. Капитал же несет в себе добавочную стоимость и увеличивает изменения важных функций, жизненных циклов, распределения финансов, структурных сдвигов бывших государственных предприятий.

Посредством приватизации государственной собственности решается множество задач:

повышение эффективности предприятий;

сокращение правительственных расходов за счет налогоплательщиков;

увеличение поступлений в бюджет;

ликвидация или возможное уменьшение внутренней и внешней задолженности;

борьба с монополиями на рынке;

расширение рынка заемных капиталов;

увеличение платежеспособности и инвестиций населения;

привлечение сотрудников к управлению капиталом компании;

сокращение профсоюзного движения;

создание обширной социальной базы мелких и средних собственников и многое другое.

Следовательно, основной сущностью концепции приватизации служит эффективность производства, которая подтверждает, что некоторые предприятия более успешно управляются частным сектором. Приватизация должна способствовать усилению конкуренции экономики страны в целом.

Решение целей и задач приватизации в России осуществлялось в два этапа.

Первый этап проходил с начала 1992 по конец 1994 г. Особенностями этого этапа стали:

сверхвысокие темпы приватизации (например, в 1994 г. было приватизировано в среднем 75% предприятий торговли и бытового обслуживания);

введение системы бесплатных приватизационных чеков на предъявителя (в народе такие чеки именовались ваучерами).

Эта система обеспечила безвозмездное выделение половины государственной собственности частным лицам. Явным недостатком данного способа приватизации стала его низкая доходность.

Второй этап приватизации начался в 1995 г. и продолжается до сих пор. Его основные задачи были определены в Программе Правительства РФ «Реформы и развитие российской экономики в 1995-1997 годах» (утверждена постановлением Правительства РФ от 28 апреля 1995 г. № 439) и Указе Президента РФ от 22 июля 1994 г. № 1535 «Об Основных положениях Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994 года». Наконец, самые существенные коррективы в приватизационный процесс были внесены положениями Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 123-ФЭ «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации» (ныне утратил силу). Этот Закон закрепил качественно новый характер приватизации. В частности, в нем сделан акцент на переход от преимущественно безвозмездной передачи государственной собственности к ее продаже по ценам, определяемым рынком; указано, что приватизация должна способствовать повышению эффективности функционирования отечественных предприятий; определено, что при отчуждении государственной собственности должны учитываться и социальные аспекты проблемы.

В целом, как показал отечественный опыт разгосударствления и приватизации собственности, процесс преобразования отношений собственности является сложным и противоречивым, активную роль в нем должно играть государство. Именно оно наряду с решением главных задач приватизации должно обеспечить баланс интересов частных лиц и всего общества.

В XX в. приватизация государственной собственности получила большое распространение, захватив почти все основные страны. Первое упоминание о приватизации относится к XIII в. в Англии.

Многие авторы по-разному определяют понятие «приватизация». Приватизация в классическом словарном понимании - это отход от доминирования государственной собственности и переход к частной собственности.

Приватизация означает переход прав собственности от государства к частным лицам на условиях полной продажи государственных фирм частным лицам или продажи части активов и делегирования прав по распоряжению государственным имуществом.

В соответствии с Федеральным законом «О приватизации государственного и муниципального имущества» под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов РФ или муниципальных образований имущества в собственность физических и юридических лиц. Из данных определений следует, что основным признаком приватизации является ее возмездный характер. Некоторые авторы различают определение «приватизация» и «разгосударствление», под последним понимают передачу от государства физическим и юридическим лицам частично либо полностью (в том числе посредством приватизации) функций непосредственного управления хозяйствующими субъектами. Приватизация носит возмездный характер, а разгосударствление может иметь разные формы.

Приватизация - это процесс разгосударствления собственности на средства производства, имущество, жилье, землю, природные ресурсы. Данное явление осуществляется посредством безвозмездной передачи или распродажи объектов государственной собственности в собственность заинтересованных лиц с образованием на этой основе частной, акционерной или корпоративной собственности.

Приватизация в России - более обширное и системообразующее явление в отличие от обычной продажи государственных фирм. Для России характерны два взаимодополняющих параллельных процесса: постепенное освобождение государства от некоторых функций регулятора отношений собственности, которые не выполняются им в рамках рыночного хозяйства (здесь речь идет о процессе уменьшения возможностей государства как юридического объекта имущественных правоотношений) и формирование новых правовых и экономических структур и механизмов, без которых сложно в полной мере реализовать систему частной собственности. Надо учитывать, что последний процесс является дополнением первого и происходит вслед за самоустранением государства. Государство, уменьшая свои права собственности, должно оставаться контролировать и регулировать переданную собственность и рыночную экономику.

При рассмотрении результатов приватизации необходимо учитывать экономическую и социальную сферу. Российская приватизация носила массовый характер не только по своему содержанию, но по ее структуре и масштабам. Она была призвана обеспечить не только проблему увеличения эффективности отдельных предприятий, но коренное изменение отношений в собственности, т. е. решить задачи изменения экономического базиса общества.

С самого начала российских реформ во главу угла была поставлена стремительная и всеобъемлющая приватизация, необходимая для создания основ демократии и рынка. По многим причинам придать ей цивилизованный характер не удалось. Страну захлестнула бесконтрольная приватизация, когда государственная собственность практически без нарушения закона стала просто передаваться частным лицам.

В результате приватизации в России сформировались негосударственный сектор экономики в короткие сроки, рыночные институты и новый корпоративный сектор экономики (рынок ценных бумаг, акционерные общества, банки, система институциональных инвесторов, страховые компании), произошло распределение юридических прав собственности на приватизированное имущество, при этом социальные конфликты были сведены к минимуму.

2. Преобразование государственного унитарного предприятия как способ приватизации государственной собственности

Под преобразованием понимается изменение организационно-правовой формы предприятия.

В случае преобразования унитарного предприятия государственной регистрации подлежит вновь возникшее юридическое лицо, к которому с этого момента переходят все имущественные (а в ряде случаев и неимущественные) права и обязанности преобразованного предприятия как субъекта гражданско-правовых отношений. Те права и обязанности, которые могут принадлежать только юридическому лицу, действующему в форме унитарного предприятия, не переходят в порядке правопреемства. С момента государственной регистрации нового юридического лица унитарное предприятие, реорганизованное путем преобразования, прекращает свое существование.

Созданное в результате преобразования унитарного предприятия новое юридическое лицо является правопреемником указанного предприятия (см. п. 5 ст. 58 ГК РФ). Права и обязанности реорганизованного унитарного предприятия переходят к созданному в результате преобразования юридическому лицу в соответствии с передаточным актом.

Во-первых, унитарное предприятие может быть преобразовано в учреждение соответствующего уровня. В соответствии со ст. 120 Гражданского кодекса учреждением признается организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично.

Поскольку в ГК РФ не установлено иное, из положения п. 1 ст. 13 Федерального закона "О некоммерческих организациях" вытекает, что некоммерческая организация не может быть создана в результате преобразования коммерческой организации.

Ответственность учреждения ограничена находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник соответствующего имущества. Субсидиарная ответственность является дополнительной к ответственности основного должника. Если основной должник отказался удовлетворить требование кредитора или кредитор не получил от него в разумный срок ответа на предъявленное требование, это требование может быть предъявлено лицу, несущему субсидиарную ответственность (п. 1 ст. 399 ГК РФ). Согласно ст. 298 ГК РФ учреждение не вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом и имуществом, приобретенным за счет средств, выделенных ему по смете. Если в соответствии с учредительными документами учреждению предоставлено право осуществлять приносящую доходы деятельность, то доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и учитываются на отдельном балансе. Правовое положение конкретных видов учреждений определяется соответствующими законами.

Аналогично унитарному предприятию учреждение может быть федерального, муниципального уровня или субъекта Федерации.

Учреждение не обладает имуществом, принадлежащим ему на праве собственности. Имущество закрепляется за учреждением на праве оперативного управления в соответствии с ГК РФ. По общему правилу право оперативного управления возникает у учреждения с момента передачи ему соответствующего имущества, но решением собственника имущества или правовыми актами могут быть предусмотрены исключения из этого правила.

Учреждение обязано использовать переданное ему в оперативное управление имущество в соответствии с целями создания, которые определяются собственником. В случае использования не по назначению имущества, закрепленного за учреждением, собственник (учредитель) вправе изъять это имущество и распорядиться им по своему усмотрению (ст. 296 ГК РФ).

Если, в соответствии с учредительными документами, учреждению предоставлено право осуществлять приносящую доходы деятельность, то доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и учитываются на отдельном балансе.

Учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения несет его собственник. Второй вид преобразования - приватизация унитарного предприятия. Приватизация государственных и муниципальных унитарных предприятий производится на основании Федерального закона от 21 декабря 2001 г. 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации. Согласно указанному Закону приватизация возможна только путем возмездного отчуждения государственного имущества. Правительство РФ определяет условия приватизации, осуществляет контроль за приватизацией, утверждает прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества на соответствующий год.

Аналогичными правами в отношении своего имущества обладают (в рамках, предусмотренных федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и правовыми актами органов местного самоуправления) исполнительные органы соответствующего уровня.

Приватизация муниципального имущества осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации о приватизации.

Состав передаваемого имущества определяется в передаточном акте.

В передаточном акте указываются все виды подлежащего приватизации имущества унитарного предприятия, включая здания, строения, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукцию, права требования, долги, в том числе обязательства унитарного предприятия по выплате повременных платежей гражданам, перед которыми предприятие несет ответственность за причинение вреда жизни и здоровью, а также права на обозначение, индивидуализирующее предприятие, его продукцию, работы и услуги (фирменное наименование, товарные знаки, знаки обслуживания) и другие исключительные права. В передаточный акт включаются сведения о земельных участках, подлежащих приватизации в составе имущественного комплекса унитарного предприятия. Передаточный акт должен содержать также расчет балансовой стоимости подлежащих приватизации активов унитарного предприятия, а в случае создания открытого акционерного общества путем преобразования унитарного предприятия - сведения о размере уставного капитала, количестве и номинальной стоимости акций.

Расчет балансовой стоимости подлежащих приватизации активов унитарного предприятия производится на основе данных промежуточного бухгалтерского баланса, подготавливаемого с учетом результатов проведения инвентаризации имущества указанного предприятия, на дату составления акта инвентаризации.

При приватизации имущественного комплекса унитарного предприятия имущество, не включенное в состав подлежащих приватизации активов указанного предприятия, изымается собственником.

Основными способами приватизации унитарного предприятия являются его акционирование и продажа. Судьба акций определяется или новым владельцем, или путем их реализации - на специализированном аукционе, продажа за пределами территории Российской Федерации, через организатора торговли на рынке ценных бумаг, по результатам доверительного управления, а также путем вклада имущества унитарного предприятия в акционерные общества. Продажа унитарного предприятия осуществляется на конкурсе, аукционе, посредством публичного предложения или без объявления цены. Однако необходимо отметить, что законодатель в абз. 2 ст. 8 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» указывает, что требования о проведении обязательной оценки не распространяются на отношения, возникающие при распоряжении государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными и муниципальными учреждениями имуществом, закрепленным за ними в хозяйственном ведении или оперативном управлении, за исключением случаев, если распоряжение имуществом в соответствии с законодательством Российской Федерации допускается с согласия собственника этого имущества, на отношения, возникающие в случае распоряжения государственным или муниципальным имуществом при реорганизации государственных и муниципальных унитарных предприятий, государственных и муниципальных учреждений, и в случаях, установленных Федеральным законом "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта" и Федеральным законом "Об особенностях управления и распоряжения имуществом и акциями организаций, осуществляющих деятельность в области использования атомной энергии, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", а также на отношения, возникающие в связи с передачей находящихся в федеральной собственности земельных участков, в том числе с расположенными на них и находящимися в федеральной собственности объектами недвижимого имущества, для формирования имущества Федерального фонда содействия развитию жилищного строительства в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2008 г. N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства".

Приватизация крупного унитарного предприятия, размер уставного капитала которого превышает минимальный размер уставного капитала открытого акционерного общества, может быть произведена только путем преобразования его в открытое акционерное общество.

Согласно ст. 14 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества" решение об условиях приватизации федерального имущества принимается в соответствии с прогнозным планом (программой) приватизации федерального имущества. Распоряжением Росимущества России определяется срок проведения инвентаризации имущества, в том числе и прав на результаты научно-технической деятельности и обязательств федерального государственного унитарного предприятия, и поручается руководителю предприятия провести ее в установленные сроки и представить в Росимущество России или территориальный орган оформленные в установленном порядке результаты инвентаризации, промежуточный баланс и план земельного участка (в случае, если решение об условиях приватизации будет приниматься Правительством Российской Федерации или Росимуществом); определяется срок принятия решения об условиях приватизации федерального государственного унитарного предприятия (в случае, если решение об условиях приватизации будет приниматься территориальным органом).

При подготовке решения об условиях приватизации федерального унитарного предприятия осуществляются следующие мероприятия: инвентаризация имущества, в том числе и прав на результаты научно-технической деятельности, и обязательств предприятия; составление промежуточного баланса; проводится аудиторская проверка промежуточного баланса; оформление плана земельного участка и при необходимости документов на иные объекты недвижимости и исключительные права, принадлежащие унитарному предприятию; при необходимости - контрольные проверки наличия и состояния имущества и обязательств; определяется состав подлежащего приватизации имущественного комплекса унитарного предприятия; определяются объекты, в том числе исключительные права, не подлежащие приватизации в составе имущественного комплекса, и порядок их дальнейшего использования; составляется перечень действующих обременении (ограничений) и определяется необходимость установления при приватизации дополнительных ограничений и публичных сервитутов; определяется балансовая стоимость подлежащих приватизации активов унитарного предприятия; определяется способ приватизации; при продаже предприятия на аукционе или на конкурсе определяется нормативная цена. Под нормативной ценой подлежащего приватизации государственного или муниципального имущества понимается минимальная цена, по которой возможно отчуждение этого имущества.

Нормативная цена подлежащего приватизации имущественного комплекса унитарного предприятия определяется на основании данных промежуточного бухгалтерского баланса, подготавливаемого в соответствии с законодательством Российской Федерации о приватизации, в порядке, установленном для расчета чистых активов унитарного предприятия, с учетом особенностей, предусмотренных Правилами определения нормативной цены подлежащего приватизации государственного или муниципального имущества (утв. Постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2006 г. N 87; при продаже на аукционе определяется форма подачи предложений о цене (открытая или закрытая); при продаже на конкурсе разрабатываются условия конкурса; при преобразовании унитарного предприятия в открытое акционерное общество определяется размер уставного капитала, количество и номинальная стоимость акций, состав совета директоров и ревизионной комиссии, разрабатывается устав общества.

Отдельные виды имущества унитарных предприятий приватизируются с определенными особенностями, закрепленными указанным Законом.

приватизация государственный собственность унитарный

3. Акционерная собственность государства. Формы управления пакетами акций, находящихся в государственной собственности

Наряду с юридическими и физическими лицами акционером российских акционерных обществ может являться и государство. Такая ситуация имеет место практически во всех странах мира.

Государство (федеральная власть, субъекты Федерации, органы местного самоуправления) становится акционером обычно в следующих ситуациях:

·при приватизации государственных и муниципальных предприятий;

·при выкупе акций акционерных обществ в процессе текущего управления рыночным хозяйством (огосударствление);

·при учреждении акционерных обществ самим государством или с его участием в случаях, установленных федеральными законами. Общим правилом является то, что законом РФ «Об акционерных обществах» не разрешено государственным органам и органам местного самоуправления выступать учредителями акционерных обществ, если иное не предусмотрено федеральными законами.

Особенности создания акционерных обществ при приватизации государственных и муниципальных предприятий, а также деятельность таких акционерных обществ, в которых более 25% закреплено в государственной или муниципальной собственности или в отношении которых закреплено специальное право государства в управлении указанными акционерными обществами («золотая акция»), регулируются федеральным законом о приватизации государственных и муниципальных предприятий.

По критерию участия в капитале и степени влияния государства на управление акционерным обществом можно выделить несколько групп акционерных обществ:

·акционерные общества, в которых государству принадлежит контрольный пакет акций;

·акционерные общества, в которых государству принадлежит «золотая акция»;

·акционерные общества, в которых государству принадлежит блокирующий пакет акций (25% плюс одна акция);

·акционерные общества, в которых государству принадлежит незначительный пакет акций (менее 25%).

Создание акционерных обществ со 100%-ным государственным капиталом призвано решить задачу полной зависимости юридического лица от структур государственного управления, недопущения влияния и утечки информации вне его при одновременной достаточной хозяйственной оперативной самостоятельности для достижения коммерческих и иных целей. Основные причины образования акционерных обществ с тем или иным процентным участием государства в его капитале:

·акционерная форма дает возможность в перспективе без каких-либо организационных преобразований выбросить на рынок пакет акций для полной или частичной приватизации таких акционерных обществ и привлечения дополнительных инвестиций с рынка, а не из государственного бюджета;

·форма акционерных обществ по определению предполагает широкую хозяйственную самостоятельность. В акционерном обществе с любым процентом участия государства в его капитале, даже со 100%-ным, формальным собственником имущества выступает само акционерное общество, а не государство. Хозяйственная самостоятельность является условием высокой коммерциализации его деятельности;

·акционирование предполагает преобразование ранее существовавших организационных структур и компетенции органов управления юридическим лицом.

Свои права акционера государство реализует через представителей государства в органах управления акционерных обществ.

Порядок назначения представителей государства, их функции, порядок принятия ими решений и их отчетность регулируются положением «О порядке назначения и деятельности представителей Российской Федерации в органах управления и ревизионных комиссиях открытых акционерных обществ, созданных в процессе приватизации, акции которых находятся в федеральной собственности, а также в отношении которых принято решение об использовании специального права на участие РФ в управлении ими («золотой акции»)». Данное положение регламентирует деятельность представителей государства в акционерных обществах федерального подчинения, в которых ему принадлежит не менее 98% акций или «золотая акция». Для остальных акционерных обществ никаких нормативных документов федерального уровня не существует, и в практике приходится опираться на данное положение, которое в случае каких-либо судебных дел оказывается юридически не состоятельным по отношению к акционерным обществам, где доля принадлежащих государству акций существенно ниже стопроцентной.

В соответствии с положением представителями государства в акционерных обществах могут быть: государственные служащие; сотрудники Федерального агентства по управлению федеральным имуществом; иные граждане РФ (за исключением избранных в представительные органы государственной власти либо местного самоуправления) на основании договоров, заключаемых в установленном порядке.

В акционерных обществах, в отношении которых принято решение об использовании специального права государства («золотой акции») согласно положению, представителями государства могут быть исключительно государственные служащие.

Разработка эффективной системы управления государственными пакетами акций является частью общей проблемы организации управления государственной собственностью, одной из самых актуальных для России в сложившихся условиях перехода к новой социально-экономической системе.

Одна из основных функций АО с государственным пакетом акций - устойчивое получение доходов государством в форме дивидендов. От большинства АО государство получает дивиденды в мизерных размерах. Такую дивидендную политику нельзя признать удовлетворительной.

В настоящее время управление государственной собственностью в хозяйственных обществах и товариществах осуществляют: Федеральное Собрание РФ, Президент РФ, Минимущество России, Российский Фонд федерального имущества (РФФИ), а также отраслевые министерства и ведомства. Функции управления каждого из отмеченных органов определены в Концепции управления государственным имуществом и приватизации в Российской Федерации. Анализ функций управления государственным имуществом показывает, что они являются лишь фрагментами подлинного менеджмента управления государственной собственностью. Процесс управления государственной собственностью в хозяйственных обществах и товариществах с государственным капиталом требует четкой координации между высшими органами власти, они же выполняют в основном функции по управлению процессом приватизации.

Для управления собственностью в ОАО с государственным капиталом государство использует институт своих представителей. Представители из числа государственных служащих назначаются по решению Президента, Правительства Российской Федерации или представительных государственных органов. В настоящее время в хозяйственных обществах и товариществах с государственным капиталом занято около 2000 государственных представителей, в том числе 99% из них - государственные служащие. Это работники отраслевых министерств и ведомств, их территориальных органов, сотрудники Минимущества РФ, Министерства по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (МАП РФ), Минфина РФ и РФФИ. Существующий порядок назначения государственных представителей из числа служащих не предусматривает эффективных механизмов оценки их профессиональных качеств, квалификации и подготовки с учетом управления конкретного объекта собственности, ответственности за результаты управления, мотивации их труда. Действующей системой не предусмотрена обязательная практика постановки четких задач перед государственными представителями, закрепленная в договорах программы мероприятий по реализации этих задач.

4. Направление использования прибыли государственными унитарными предприятиями

Унитарное предприятие- предприятие, не наделенное правом собственности на закрепленное за ним собственником имущество (имущество неделимо и не может быть распределено по вкладам). УП на праве хозяйственного ведения создаются по решению уполномоченного государственного (муниципального) органа. Оно владеет, пользуется и распоряжается имуществом. Собственник решает вопросы создания, реорганизации и ликвидации предприятия; определения предмета и целей деятельности; контроля за использованием и сохранностью имущества. Собственник имеет право на получение части прибыли. Он не отвечает по обязательствам предприятия.

УП на праве оперативного управления (федеральное казенное предприятие) владеет и пользуется имуществом в соответствии с целями своей деятельности. Оно может распоряжаться имуществом лишь с согласия собственника. Собственник (Российская Федерация) несет субсидиарную ответственность по обязательствам казенного предприятия.

Порядок распределения прибыли на казенных предприятиях регулируется Типовым уставом казенною завода (фабрики, хозяйства) и Порядком планирования и финансирования деятельности казенных заводов, утвержденными Правительством РФ.

В соответствии с этими документами прибыль от реализации продукции (работ, услуг), произведенной в соответствии с планом-заказом и в результате разрешенной ему самостоятельной хозяйственной деятельности, направляется на финансирование мероприятий, обеспечивающих выполнение плана-заказа, плана развития завода и на другие производственные цели, а также на социальное развитие по нормативам, ежегодно устанавливаемым уполномоченным органом. Порядок установления таких нормативов утверждается Министерством финансов РФ. Свободный остаток прибыли, остающийся после ее направления на указанные цели, подлежит изъятию в доход федерального бюджета.

Федеральное казенное предприятие вправе отчуждать или иным способом распоряжаться принадлежащим ему имуществом только с согласия Правительства Российской Федерации или уполномоченного им федерального органа исполнительной власти. Казенное предприятие субъекта Российской Федерации вправе отчуждать или иным способом распоряжаться принадлежащим ему имуществом только с согласия уполномоченного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Муниципальное казенное предприятие вправе отчуждать или иным способом распоряжаться принадлежащим ему имуществом только с согласия уполномоченного органа местного самоуправления.

Уставом казенного предприятия могут быть предусмотрены виды и (или) размер иных сделок, совершение которых не может осуществляться без согласия собственника имущества такого предприятия.

Казенное предприятие самостоятельно реализует произведенную им продукцию (работы, услуги), если иное не установлено федеральными законами или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

. Казенное предприятие вправе распоряжаться принадлежащим ему имуществом, в том числе с согласия собственника такого имущества, только в пределах, не лишающих его возможности осуществлять деятельность, предмет и цели которой определены уставом такого предприятия. Деятельность казенного предприятия осуществляется в соответствии со сметой доходов и расходов, утверждаемой собственником имущества казенного предприятия.

Казенное предприятие, являющееся арендатором земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, не вправе:

) сдавать такой земельный участок в субаренду;

) передавать свои права и обязанности по договору аренды другим лицам (перенаем);

) отдавать арендные права в залог;

) вносить арендные права в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных товариществ и обществ или в качестве паевого взноса в производственный кооператив.

Создание унитарных предприятий являются одним из инструментов государственной политики, оценка и повышение эффективности использования финансовых ресурсов в них имеет значение как на микро-, так и на макроуровне.

По сути дела, можно сказать что часть дохода, идет в Федеральный бюджет, а часть идет на такие расходы как: закупка сырья, материалов, оборудования, текущие расходы по обслуживанию, выплату зарплаты и так далее

Список использованной литературы

1.Бахрамов, Ю.М. Управление государственной собственностью: учебник/ Ю.М. Бахрамов, В.В. Глухов- СПБ.: Питер, 2011.-492 с.

.Берзон, Н. Управление государственной собственностью: учебник/ Н. Берзон- М.: Академия, 2010.-336 с.

.Варламова, Т.П. Управление государственной собственностью: уч. пособие/ Т.П. Варламова, М.А. Варламова- М.: Дашков и Ко, 2012.-304 с.

.Ильин, В.В Управление государственной собственностью: учебник/ В.В. Ильин, Н.А. Сердюкова, В.Н. Алексеев, В.Г. Ермилов- М.: Омега-Л, 2011.-560 с.

.Ионова, А.Ф. Управление государственной собственностью: учебник/ А.Ф. Ионова, Н.Н. Селезнева-М.: Проспект, 2010.-592 с.

.Кириченко, Т.В. Управление государственной собственностью: уч. пособие/ Т.В. Кириченко- М.: Дашков и Ко, 2010.-484 с.

.Кокин, А.С. Управление государственной собственностью: учебник/ А.С. Кокин, В.Н. Ясенев- М.: Юнити Дана, 2009.-512 с.

Источники:

Конституция РФ.

Гражданский кодекс РФ (часть 1) от 30.11.1994 №51 - ФЗ.

Бюджетный кодекс РФ от 31.07.1998 №145 - ФЗ.

Закон Российской Федерации « О недрах».

Федеральный закон №208- ФЗ от 26 декабря 1995 г. Об акционерных обществах

Федеральный закон № 178 - ФЗ от 21 декабря 2001 г. « О приватизации государственного и муниципального имущества»

Федеральный закон № 161 - ФЗ « О государственных и муниципальных предприятиях

Похожие работы на - Управление государственной собственностью. Основные этапы приватизации в РФ

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!