Методика анализа ассортимента товаров торговой организации

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Маркетинг
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    216,49 Кб
  • Опубликовано:
    2016-05-31
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Методика анализа ассортимента товаров торговой организации

Содержание


Введение

1. Литературный обзор

1.1 Понятие и классификация ассортимента товаров

1.2 Теоретические основы анализа товарного ассортимента торгового предприятия

2. Практическая часть

2.1 Краткая характеристика универсама «Магнит» № 19

2.2 Анализ ассортимента товаров торгового предприятия на примере ассортимента хлеба универсама «Магнит» № 19

2.3 Рекомендации по совершенствованию ассортимента торговой организации

Заключение

Список литературных источников

Введение

Розничная торговля - одна из важнейших сфер обеспечения населения. При ее посредстве осуществляется рыночное соглашение товарного предложения и покупательского спроса. Торговля является источником поступления денежных средств, благодаря чему формирует основы финансовой стабильности предприятия.

А для того, чтобы торговля была эффективной, предприятия должны уметь выявлять все недостатки торгово-технологического и организационного процесса и устранять их. Фирмы не могут вечно полагаться на существующее состояние этого процесса, он должен постоянно совершенствоваться. Одним из составляющих этого процесса является анализ ассортимента

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что ассортимент торговой организации является одним из немаловажных факторов эффективности торгового предприятия. Проблемы формирования ассортимента торговой организации связаны в основном с большим ассортиментом товаров на рынке, с растущими потребностями покупателей и возрастанием неценовой конкуренции.

Цель данной курсовой работы: изучить методики анализа ассортимента товаров торговой организации.

При этом были поставлены следующие задачи:

·        рассмотреть понятие и классификацию ассортимента товаров;

·        изучить теоретические основы анализа ассортимента товаров торгового предприятия;

·        дать краткую характеристику торгового предприятия;

·        провести анализ ассортимента товаров торгового предприятия;

·        составить рекомендации по совершенствованию ассортимента товаров торговой организации.

При написании курсовой работы большую помощь оказали теоретические источники ведущих зарубежных и отечественных авторов в области товароведения продовольственных товаров, а также в области маркетинга. В качестве учебных пособий использовались издания, внимание которых сосредоточено на изучении теоретических основ маркетинга, а также специализированная литература, по товароведению.

В качестве объекта исследования курсовой работы выбран универсам «Магнит» № 19. Предметом исследования курсовой работы является ассортимент хлеба данного предприятия.

Структура курсовой работы построена в соответствии с очередности поставленных задач. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературных источников и приложений.

В первой главе представлены теоретические аспекты изучения ассортимента товаров торговой организации. В частности уделяется внимание изучению понятия ассортимента товаров, его классификации и теоретическим основам анализа.

Во второй главе проводится анализ ассортимента универсама «Магнит» № 19. В частности приводится краткая характеристика предприятия, анализ ассортимента хлеба торгового предприятия, а также разрабатываются рекомендации по совершенствованию.

Общий объем курсовой работы без учёта приложений составляет 27 страниц.

1.     
Литературный обзор

.1 Понятие и классификация ассортимента товаров

Ассортиментная характеристика товаров является одной из важнейших, так как определяет существенные различия между товарами разных видов.

Ассортимент товаров - набор товаров, объединенных по какому-либо одному или совокупности признаков.

Ассортимент товаров подразделяется: по местонахождению - на группы, по широте и глубине охвата товаров - на подгруппы, по степени удовлетворённости потребителей - на виды, по характеру потребностей - на разновидности.

Рисунок 1 - Классификация ассортимента товаров

По местонахождению товаров ассортимент подразделяют на промышленный и торговый.

Промышленный ассортимент товаров - ассортимент товаров, вырабатываемый отдельной отраслью промышленности или отдельным промышленным предприятием. Предприятия-изготовители выпускают, в основном, узкий ассортимент товаров. Поэтому выпускаемые ими товары нуждаются в дальнейшей подсортировке с учетом требований торговли, на предприятиях, где сосредоточен широкий ассортимент товаров, сочетающий в себе продукцию, вырабатываемую различными производителями.

Торговый ассортимент - ассортимент товаров, представленный в торговой сети. В отличие от промышленного торговый ассортимент включает товары различных изготовителей. Исключением являются фирменные магазины организаций-изготовителей, стратегия которых основана на продаже товаров лишь этой фирмы (например, фирменные магазины Apple).

По широте охвата товаров различают: простой, сложный, развернутый, сопутствующий, смешанный - виды ассортимента.

Простой ассортимент товаров - ассортимент товаров, представленный такими видами, которые классифицируются не более чем по трем признакам.

К такому ассортименту относят товары, состоящие из небольшого количества видов или сортов, которые удовлетворяют ограниченное число потребностей. Простой ассортимент свойственен магазинам, реализующим товары повседневного спроса в районах проживания покупателей с невысокими материальными возможностями. Например, магазины в сельских местностях.

Сложный ассортимент - ассортимент товаров, представленный видами, что классифицируются более чем по трем признакам.

Данный ассортимент представляет собой большое количество групп, видов и разновидностей товаров (одежда, пишущие средства, и др.). Сложный ассортимент характерен для оптовых и многих розничных торговых организаций.

Развернутый ассортимент товаров - ассортимент товаров, представленный разновидностями товаров. Это набор товаров, включающий большое количество подгрупп, видов, разновидностей, наименований.

Данный ассортимент характерен для специализированных магазинов, когда в торговый ассортимент входит небольшое число групп однородных товаров, но они представлены большим количеством разновидностей, сортов, марок.

Сопутствующий ассортимент - ассортимент товаров, которые не относятся к основным для данной организации и выполняют вспомогательные функции. Например, в обувном магазине - это товары по уходу за обувью, в продовольственном магазине - некоторые хозяйственные товары. Сопутствующий товар - дополнительная возможность расширения ассортимента.

Смешанный ассортимент - ассортимент товаров разных групп, видов, наименований, отличающихся большим разнообразием функционального назначения.

Глубина охвата товаров определяет укрупненный ассортимент.

Укрупненный ассортимент товаров - ассортимент товаров, объединенных по общим признакам в определенные совокупности товаров. В свою очередь укрупненный ассортимент делится на видовой ассортимент и марочный ассортимент.

Видовой ассортимент - ассортимент, распределяющий на группы товары внутри одного вида. Он является составной частью ассортимента. Например, внутри группы тканей - хлопчатобумажные, шерстяные, смешанные и т.д.

Марочный ассортимент - набор товаров одного вида, но разных торговых марок. Такие товары наряду с удовлетворением физиологических потребностей в значительной мере нацелены на удовлетворение социальных и психических потребностей. Эти потребности удовлетворяются престижными марками, одежды, обуви, и др.

По степени удовлетворения потребностей потребителей различают рациональный и оптимальный ассортимент.

Рациональный ассортимент - набор товаров, который обеспечивает достаточную степень удовлетворенности потребителей и достижение целей организации.

Формирование рационального ассортимента торговой организации требует учета большого количества факторов, многие из которых изменчивы. К таким факторам относятся потребности потребителей, зависящие от уровня доходов населения, развития научно-технического прогресса и других особенностей внешней среды. В свою очередь, многие из этих факторов непосредственно влияют на изменения рационального ассортимента. Например, достижения научно-технического прогресса стимулируют разработку новых товаров и формируют новые потребности. Это отчетливо проявляется при формировании рационального ассортимента бытовой техники.

Критерии оценки рационального ассортимента у потребителей, продавцов и изготовителей неодинаковы. Для потребителей такими критериями являются степень удовлетворенности набором необходимых товаров, возможность приобрести нужные товары в одном месте, достаточность широты и глубины ассортимента. Для изготовителей и продавцов более важны рентабельность, возможность своевременной и бесперебойной доставки товаров, объемы продаж в определенные периоды, соответствие набора товаров имеющейся материально-технической базе производства, хранения и реализации. Степень удовлетворенности потребителей рациональным ассортиментом реализуемых товаров расценивается изготовителем и продавцом как один из результатов обеспечения конкурентоспособности своей организации.

Оптимальный ассортимент - набор товаров, удовлетворяющий реальные потребности с максимально полезным эффектом для потребителя или организации при рациональных затратах на их приобретение и потребление (реализацию). Товары оптимального ассортимента отличаются повышенной конкурентоспособностью.

Оптимальный ассортимент можно рассматривать с позиций потребителей как приобретателей товаров и организаций, их формирующих.

Критерием для отнесения товаров к оптимальному ассортименту служит коэффициент оптимальности (Коп), который рассчитывается по формуле для конкретного товара:

Коп =

где: Эп - полезный эффект от приобретения и потребления товара при использовании его потребителем по назначению, руб.;

- затраты на проектирование, разработку, производство, доведение до потребителя, руб.

Полезный эффект (Эп) представляет собой выгоду, которую может получить потребитель при правильном использовании товара.

Приведенная формула расчета учитывает в основном функциональное назначение товаров и экономический эффект от потребления, но при этом не принимается во внимание социальный эффект. Этот расчет применим в основном для непродовольственных товаров и неприемлем для пищевых продуктов, так как невозможно рассчитать в денежном выражении выгоды для здоровья, получаемые потребителем.

Для потребителя оптимальный ассортимент характеризуется значительным количеством товаров с высоким коэффициентом оптимальности. При этом данный ассортимент для разных сегментов потребителей будет содержать неодинаковый набор товаров. Так, для обеспеченных потребителей наибольшую значимость имеют высококачественные товары престижного спроса, что в значительной мере и обусловливает для них полезный эффект потребления этих товаров. Для социально необеспеченных потребителей более важны затраты на приобретение в форме цен реализации товаров. Поэтому оптимальный ассортимент магазинов типа эконом-класса будет формироваться за счет преобладания товаров с умеренными ценами и надлежащего качества. Дорогие товары престижных марок в таких магазинах отсутствуют.

Для организаций оптимальный ассортимент определяется преобладанием высокорентабельных товаров, обеспечивающих получение запланированной прибыли. В то же время в таком ассортименте должны присутствовать в необходимом количестве малорентабельные, но социально значимые товары, пользующиеся устойчивым спросом. Это позволит организации привлечь и удержать свой сегмент потребителей, а также выполнить свою миссию удовлетворения потребностей данного сегмента и за счет этого получить запланированную прибыль.

Оптимальный ассортимент торговых организаций определяется их видом и типом. Так, оптимальный ассортимент гипермаркетов и супермаркетов характеризуется большой широтой и полнотой товаров разнородных групп с приемлемыми для определенных сегментов потребителей ценами. Оптимальный ассортимент магазинов «пешеходной доступности» формируется в основном за счет товаров простого ассортимента повседневного и устойчивого спроса.

Критерием оценки оптимального ассортимента для потребителей служит полезный эффект от приобретения товаров, который условно может быть рассчитан как средняя стоимость одной покупки, совершаемой усредненным потребителем. Условность этой оценки обусловлена тем, что предполагаемый полезный эффект вызван удовлетворенностью внешним видом и ценой товара. В результате оценки этих показателей потребитель принимает решение о покупке. В небольших продовольственных магазинах средняя стоимость покупки колеблется в пределах до 500 руб., а в гипермаркетах - 1500-3000 руб. Однако затраты потребителей в первом случае будут незначительны и выражаются в основном временем, которое необходимо для того, чтобы дойти до магазина и произвести покупку. Затраты же на приобретение товаров в гипермаркетах выше и вызваны транспортными расходами, значительным временем на проезд до магазина, подбором необходимых товаров и их оплату.

Затраты торговых организаций оцениваются по издержкам обращения, обусловленным закупкой, доставкой, хранением и реализацией товаров оптимального ассортимента, а полезный эффект - по чистой прибыли.

1.2    Теоретические основы анализа товарного ассортимента торгового предприятия

Ассортимент торговой организации можно проанализировать, используя показатели и свойства ассортимента.

Свойство ассортимента - особенность ассортимента, проявляющаяся при его формировании и реализации.

Единицей измерения показателей ассортимента является наименование товара или товарный артикул, который может включать название вида и/или торговой марки. Например, яблочный сок - вид товара, «Добрый» - торговая марка.

При формировании ассортимента осуществляется регулирование комплекса его свойств и показателей, что требует понимания их сути и знания номенклатуры свойств и показателей ассортимента.

Рассмотрим показатели ассортимента более подробно.

Широта ассортимента - количество групп, видов, разновидностей и наименований товаров однородных и разнородных групп.

Данное свойство характеризуют двумя абсолютными показателями - действительной и базовой широтой, а также относительным показателем - коэффициентом широты.

Действительная широта (Шд) - фактическое количество групп, видов, разновидностей и наименований товаров, имеющихся в наличии (д).

Коэффициент широты (Кш) -отношение действительного количества, видов, разновидностей и наименований товаров однородных и разнородных групп к базовому.

 (1)

где: Кш - коэффициент широты;

Шд - широта действительная;

Шб - широта базовая.

Ещё один из показателей ассортимента является полнота.

Полнота ассортимента - способность набора товаров однородной группы удовлетворять одинаковые потребности.

Полнота характеризуется количеством видов, разновидностей и наименований товаров однородной группы и/или подгруппы. Показатели полноты могут быть действительными (Пд) и базовыми (Пб). Показатель действительной полноты характеризуется фактическим количеством видов, разновидностей и наименований товаров однородной группы, а базовый - регламентируемым или планируемым количеством товаров

Коэффициент полноты (Кп) - отношение действительного показателя полноты к базовому.

 (2)

где: Кп - коэффициент полноты;

Пд - полнота действительная;

Пб - полнота базовая;

Следующий показатель ассортимента - глубина.

Глубина - количество торговых марок товаров одного вида, и/или их модификаций и/или товарных артикулов. Единицей измерения этого показателя служит товарная марка, а при наличии модификаций - одна из них. Например, глубина торгового ассортимента плодовых соков определяется количеством торговых марок «Тонус», «Добрый» и т. д.), а также их модификаций («Тонус»: яблочно-апельсиновый, персико-апельсиновый и т. п.) и товарных артикулов, различающихся упаковкой, ее вместимостью (0,2; 1; 1,5; 2 л).

Действительная глубина (Глд) - количество торговых марок и/или модификаций, или товарных артикулов, имеющихся в наличии.

Базовая глубина (Глб) - количество торговых марок и/или модификаций, или товарных артикулов, предлагаемых на рынке либо потенциально возможных для выпуска и принятых за основу для сравнения.

Коэффициент глубины (Кгл) - отношение действительной глубины к базовой. Чем больше этот показатель, тем более полно представлен видовой ассортимент конкретного товара. Коэффициент глубины определяется по формуле:

 (3)

где: Кгл - коэффициент глубины;

Глд - глубина действительная;

Глб - глубина базовая.

Устойчивость ассортимента - способность набора товаров удовлетворять спрос на одни и те же товары. Особенностью таких товаров является наличие устойчивого спроса на них.

Коэффициент устойчивости (Ку) - отношение количества видов, разновидностей и наименований товаров, пользующихся устойчивым спросом у потребителей (У), к общему количеству видов, разновидностей и наименований товаров тех же однородных групп (Шд).

 (4)

где: Ку - коэффициент устойчивости;

У - количество видов и наименований товара, пользующихся устойчивым спросом;

Шд - широта действительная.

От частоты обновления ассортимента товаров торговой организации зависит степень удовлетворенности изменяющихся потребностей потребителей.

Новизна (обновление) ассортимента - способность набора товаров удовлетворять изменившиеся потребности за счет новых товаров.

Новизна характеризуется действительным обновлением - количеством новых товаров в общем перечне (Н) и степенью обновления (Кн), которая выражается через отношение количества новых товаров к общему количеству наименований товаров (или действительной широте).

 (5)

где: Кн - коэффициент новизны;

Н - показатель новизны;

Шд - широта действительная.

Обновление - одно из направлений ассортиментной политики организации, проводимое, как правило, в условиях насыщенного рынка. Однако обновление ассортимента может быть следствием дефицита сырья и/или производственных мощностей, необходимых для производства ранее выпускавшихся товаров.

Структура ассортимента товаров - соотношение выделенных по определенному признаку совокупностей товаров в наборе. Она характеризуется удельной долей каждого вида и/или наименования товара в общем наборе.

Структура ассортимента может выражаться как в натуральных, так и в относительных показателях. Они рассчитываются как отношение количества отдельных товаров(Ai) к суммарному количеству всех товаров, входящих в ассортимент(Si).

 (6)

где Ci - относительный показатель структуры отдельных товаров (i);

Ai - количество отдельного товара в натуральном выражении;i - суммарное количество всех товаров, имеющихся в наличии в натуральном выражении.

Ассортиментный минимум (перечень) - минимально допустимое количество видов товаров повседневного спроса, определяющих профиль розничной торговой организаций (Aм).

Ассортиментный перечень товаров- часть торгового ассортимента товаров, который должен быть постоянно в продаже.

Ам = м (7)

где Ам - показатель ассортиментного минимума;

м - минимально допустимое количество товаров, определяющих торговый профиль организации.

Рациональность ассортимента - способность набора товаров наиболее полно удовлетворять реально обоснованные потребности разных сегментов потребителей.

Коэффициент рациональности (Кр) - средневзвешенное значение показателя рациональности с учетом реальных значений показателей глубины, устойчивости и новизны товаров разных групп, помноженное на соответствующие коэффициенты весомости. С определенной степенью достоверности коэффициент рациональности свидетельствует о рациональном ассортименте. Вероятная погрешность показывает разницу между предполагаемыми, и реальными потребностями потребителей, подкрепленными покупательским спросом.

 (8)

где: Кр - коэффициент рациональности;

m - количество однородных групп товаров;

Ку - коэффициент устойчивости;

Кн - коэффициент новизны;

Кг - коэффициент глубины;

ву, вн, вг - коэффициенты весомости показателей глубины, устойчивости, новизны.

Структура ассортимента считается рациональной, если она в наибольшей степени соответствует спросу потребителей.

Гармоничность ассортимента - свойство набора товаров разных групп, характеризующее степень их близости по обеспечению рационального товародвижения, реализации и/или использования.

Коэффициент гармоничности (Кгар) рассчитывается по формуле:

 (9)

где: Кгар - коэффициент гармоничности;

nгар - количество товаров разных наименований или разных торговых марок, одинаковых с утверждённым перечнем и принятых за образец;

Шд - широта действительная.

Наибольшей гармоничностью отличается укрупненный ассортимент и его разновидности, наименьшей - смешанный.

ассортимент хлеб торговый


.1 Краткая характеристика универсама «Магнит» № 19

Анализируемое торговое предприятие универсам «Магнит» № 19, расположенное по адресу г. Воронеж, ул. Южно-Моравская, д. 4.

Это один из магазинов самообслуживания с широким ассортиментом преимущественно продовольственных товаров. Магазин находится на первом этаже жилого здания. Магазин имеет удачное расположение. Рядом достаточно много жилых домов, большинство жильцов которых преимущественно и являются покупателями продукции магазина.

Товарный профиль магазина - это продовольственные товары. Специализация супермаркета организована по товарному признаку, т.е. предусматривается ограничение деятельности магазина торговлей отдельными видами или группами товаров при одновременном расширении внутригруппового ассортимента. Исходя из товарной специализации, универсам можно отнести к группе смешанных магазинов, ведущих торговлю как продовольственными, так и непродовольственными товарами.

Товарный профиль и специализация универсама определены Уставом ОАО «Магнит».

В этом магазине используется такая форма торгового обслуживания как самообслуживание. Самообслуживание дает возможность покупателям самостоятельно выбирать необходимые продукты и не стоять в очереди или зависеть от продавца.

Торговый зал магазина достаточно просторный. Около 50-55% торговой площади супермаркета составляет площадь для покупателей. Эта площадь обеспечивает свободное движение покупателей между стеллажами, а также позволяет применять тележки для укладки товаров. В магазине стабильно поддерживается чистота и порядок. Продукты постоянно докладываются, то есть покупателю не приходится ждать, когда продукт вынесут со склада.

В качестве оснащения магазина используется современная торговая мебель и торгово-техническое оборудование. По причине того, что универсам реализует большой ассортимент скоропортящихся товаров, он оснащен высокоэффективным холодильным оборудованием с централизованным хладоснабжением - оно более экономично. Включенные в его систему холодильные прилавки, прилавки-витрины требуют для хладоснабжения меньших затрат электроэнергии, не создают шума в зале, не выделяют при эксплуатации тепла, проще в обслуживании.

Также в оснащении супермаркета имеется современное электронное контрольно-кассовое оборудование. В магазине 4 расчетно-кассовых узла, что позволяет быстро обслуживать покупателей, особенно в «час-пик». Так как отсутствует обслуживание покупателей по пластиковым картам, при входе предусмотрено наличие банкомата «Сбербанк России».

При планировке торгового зала был использован линейный вид планировки, то торговое оборудование расположено вдоль стен и в центре зала параллельно друг другу.

Среди способов выкладки товара в супермаркете можно выделить несколько видов:

·   горизонтальная;

·        вертикальная;

·        навалом (на полках, в корзинах, открытых холодильных прилавках).

Сопутствующие товары выложены у расчетных узлов. Все товары расположены на видном месте и легкодоступны для покупателей. Хорошо видны из любой точки торгового зала и оформлены специальные указатели определенных товарных групп, которые позволяют покупателям свободно и быстро ориентироваться в магазине.

Каждый из продавцов может дать всю необходимую информацию о продукте, если у покупателя появляется в этом необходимость.

В продаже имеются продукты, ориентированные в основном на широкого потребителя. То есть ассортимент магазина учитывает различные доходы различных слоев населения.

Разнообразие ассортимента продукции обеспечивается тем, что супермаркет поддерживает деловые отношения с местными, иногородними поставщиками и частными предпринимателями.

2.2 Анализ ассортимента товаров торгового предприятия на примере ассортимента хлеба универсама «Магнит» № 19


Ассортимент супермаркета можно разделить на основной и сопутствующий. Основной ассортимент представлен пятнадцатью крупными ассортиментными группами. В качестве сопутствующего ассортимента выступают промышленные, в частности хозяйственные, товары: мыло, стиральные порошки и другие средства бытовой химии, спички, то есть то, в чем может существовать потребность покупателя помимо продовольственных товаров.

Принцип формирования товарного ассортимента в магазине - функциональный, то есть он призван удовлетворять потребности людей, прежде всего, в продуктах питания.

Проанализируем ассортимент магазина по показателям ассортимента на примере ассортимента хлеба.

В универсам поступает хлеб от производителей: ОАО «хлебозавод № 2», ОАО «Хлебозавод № 7», ОАО «Тобус», ОАО «Липецкхлебмакаронпром», ООО «ЭкоХлеб» и ИП Шляховой В.В.

Таблица 1 - ассортимент хлеба, реализуемого в универсаме "Магнит"

Поставщик

Наименование товара

ОАО «Хлебозавод № 2»

Хлеб «Воронежский»


Хлеб «С отрубями»

ОАО «Хлебозавод № 7»

Хлеб «Украинский»


Хлеб «Ржаной» заварной

ОАО «Тобус»

Хлеб «Ржаной с отрубями»


Хлеб «Пшеничный»


Хлеб «К столу» нарезка


Хлеб «Ржаной заварной»


Хлеб «Дарницкий» подовый


Хлеб «Дарницкий» формовой (половинка)

ОАО «Липецкхлебмакаронпром»

Хлеб «Пеклеванный»


Хлеб «Столовый»


Хлеб «Липецкий»

ООО «ЭкоХлеб»

Хлеб «Жито»


Хлеб «Бородино прима»

ИП Шляховой В.В

Хлеб «8 злаков»


Хлеб «Пряный» нарезка


.        Рассчитаем коэффициент широты (Кш) ассортимента хлеба, реализуемого в универсаме. За базовый показатель широты возьмём сумму числа наименований хлеба, представленного в универсаме и у двух его конкурентов (магазин «Брат» и магазин «Синторг»), с учетом неповторяющихся наименований. Тогда в магазине «Брат» количество наименований хлеба - 2, а в магазине «Синторг» - 3. Результаты исследования в таблице 2.

Таблица 2 - Показатели широты ассортимента хлеба

Шб

Шд

Кш

22

17

0,77


По полученным данным можно сделать вывод, что ассортимент хлеба универсама по широте очень близок к рациональному (Кшср.=0,77) корректировке не нуждается.

.        Рассчитаем коэффициент полноты (Кп) ассортимента хлеба, реализуемого в универсаме, в зависимости от вида муки, способа выпечки, рецептуры и наименованию. Для расчетов используем формулу (2).

По виду сырья различают: ржаной, пшеничный, ржано-пшеничный, пшенично-ржаной - хлеб. По рецептуре различают хлеб: простой, улучшенный и сдобный хлеб. По способу выпечки: формовой, подовый.

Таблица 3 - Анализ показателей полноты

Признак классификации

Пб

Пд

Кп

По виду муки

4

3

0,75

По рецептуре

3

1

По способу выпечки

2

2

1

Кп средний

-

-

0,92


Из данных таблицы видно, что коэффициент полноты средний составляет 0,92, что говорит о достаточной полноте ассортимента.

.        Определение коэффициента устойчивости ассортимента.

В ходе наблюдения и проведения опроса клиентов универсама было установлено, что постоянным спросом пользуются 9 наименований хлеба.

Результаты анализа в таблице 4.

Таблица 4 - Определение коэффициента устойчивости

У

Шд

Ку

9

17

0,52


Значение коэффициента устойчивости ассортимента 0,52, что свидетельствует о недостаточном изучении спроса потребителей. Однако не следует, исключать из ассортимента наименования, хлеб, не пользующийся массовым спросом, ввиду того, что потребитель может изменить свои привычки или совершить импульсивную покупку.

.        Определение коэффициента новизны (обновления)

По результатам наблюдений было обнаружено, что за последнее время в универсаме появились 3 новых наименования хлеба. Следовательно, рассчитаем коэффициент новизны:

По данным таблицы можно сделать вывод о небольшой степени обновления ассортимента хлеба в универсаме (Кн = 0,17). Так как хлеб относят к товарам первой необходимости, то можно сказать, что ассортимент хлеба не требует частого обновления, но руководству универсама следует учитывать меняющиеся со временем потребности потребителей и меняющиеся тенденции в потреблении.

Таблица 5 - Расчёт коэффициента новизны

Н

Шд

Кн

3

17

0,17


.        Расчёт структуры ассортимента.

Проведём расчет структуры в натуральном выражении по количеству наименований хлеба, поставляемых разными производителями.

Рисунок 2 - Структура ассортимента  хлеба

Таблица 6 - Структура ассортимента

Производитель

Структура ассортимента


Кол-во наименований, ед.

Удельный вес, %

Тобус

6

35

Липецкхлебмакаронпром

3

17

Хлебозавод № 7

2

12

Хлебозавод № 2

2

12

ЭкоХлеб

2

12

ИП Шляховой В.В.

2

12

Итого

17

100


Из данных исследований можно сделать вывод, что ассортиментная политика магазина вполне рациональна. Универсам уделяет достаточное внимание управлению ассортимента хлеба и проводит своевременные меры по его совершенствованию.

2.3 Рекомендации по совершенствованию ассортимента торговой организации


Из приведённых в предыдущем параграфе исследований можно сделать вывод о рациональной ассортиментной политике универсама в области реализации хлеба. Ассортимент по своим показателям соответствует оптимальным значениям.

Но следует отметить, что для удержания своих позиций на рынке предприятию и привлечения потребителей рекомендуется провести тщательные исследования потребностей покупателей, поддерживать широкий ассортимент предлагаемой продукции, вести тщательно обдуманную ценовую политику, выбирать наиболее оптимальных поставщиков и продолжать применять все возможные методы формирования и стимулирования спроса покупателей. В связи с возрастанием моды на ведение здорового образа жизни руководству универсама следует добавить к реализующимся товарам хлеб лечебно-профилактического и диетического назначения.

Заключение

В данной курсовой работе перед нами стояла цель: изучить методики анализа ассортимента товаров торговых организаций.

В ходе достижения поставленной задачи мы дали ответы на ряд вопросов:

1.  Мы выяснили, что Ассортимент товаров - совокупность их видов, разновидностей и сортов, объединенных или сочетающихся по определенному признаку. Узнали, что ассортимент классифицируют по нескольким признакам: по местонахождению товара, по широте охвата товара, по глубине охвата товара, по степени удовлетворения потребностей потребителей, по характеру потребностей.

2.      Мы рассмотрели основные показатели ассортимента, такие как: широта, полнота, глубина, устойчивость, новизна, структура, рациональность, гармоничность - а также изучили методы его анализа.

.        Мы смогли применить рассмотренные нами методы на практике при изучении ассортимента хлеба универсама «Магнит» № 19 и дали рекомендации по совершенствованию ассортиментной политики магазина в области реализации данного товара.

В заключение нашей работы стоит сказать, что хорошо продуманная ассортиментная политика не только позволяет оптимизировать процесс совершенствования ассортимента товаров, но и служит для руководства предприятия своего рода указателем общей направленности действий, способных скорректировать текущие ситуации.

В условиях современных рыночных отношений правильная ассортиментная политика, - один из ключевых факторов успеха торговой организации на рынке.

Список литературных источников

Законодательные и нормативные акты

.     О техническом регулировании: закон Российской Федерации в ред. от 27.12.2002 г. № 184-ФЗ (с изм. и доп.)

2.      Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации: закон Российской Федерации от 28.12.2009 г. № 381-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 23.12.2010 № 369-ФЗ, от 21.11.2011 № 327-ФЗ, от 30.12.2012 № 318-ФЗ)

.        О защите прав потребителей: закон Российской Федерации от 07.02.1992 г. № 2300-1 (в ред. Федеральных законов от 09.01.1996 № 2-ФЗ, от 17.12.1999 № 212-ФЗ, от 30.12.2001 № 196-ФЗ, от 22.08.2004 № 122-ФЗ, от 02.11.2004 № 127-ФЗ, от 21.12.2004 № 171-ФЗ, от 27.07.2006 № 140-ФЗ, от 16.10.2006 № 160-ФЗ, от 25.11.2006 № 193-ФЗ, от 25.10.2007 № 234-ФЗ, от 23.07.2008 № 160-ФЗ)

.        ГОСТ 51301-1999. Торговля. Термины и определения

.        ГОСТ Р 51785-2001. Изделия хлебобулочные. Термины и определения

.        ГОСТ Р 52961-2008. Изделия хлебобулочные из ржаной и смеси ржаной и пшеничной муки. Общие технические условия

.        ГОСТ 2077-84. Хлеб ржаной, ржано-пшеничный и пшенично-ржаной. Общие технические условия

8.   ГОСТ 27842-88Хлеб из пшеничной муки. Технические условия

Книги, монографии, учебники, учебные пособия

.     Николаева М.А. Теоретические основы товароведения. Учебник для вузов. - М. : Норма, 2007 - 437 с.

.     Кондрашова Е.А., Коник Н.В., Пешкова Т.А. Товароведение продовольственных товаров: Учебное пособие. - М.: Альфа - М, ИНФРА-М, 2007. - 416 с.

.     Казанцева Н.С. Товароведение продовольственных товаров: Уч. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К0», - 2007. - 400 с.

12.    И.В. Муравина. Основы товароведения. Учебник. - М.: Академия, 2012. - 224 с.

.        Г.Г. Дубцов. Товароведение продовольственных товаров. Учебник. - М.: Академия, 2012. - 336 с.

.        С.Л. Калачев. Теоретические основы товароведения и экспертизы. Учебник - М.: Юрайт, 2011. - 464 с.

Похожие работы на - Методика анализа ассортимента товаров торговой организации

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!