Заказ дипломной. Заказать реферат. Курсовые на заказ.
Бесплатные рефераты, курсовые и дипломные работы на сайте БИБЛИОФОНД.РУ
Электронная библиотека студента




План работы


Введение

Глава 1. Возникновение православных праздников

.1 Пасха - главный праздник христиан

.2 Двунадесятые переходящие праздники

Глава 2. Двунадесятые непереходящие праздники

.1 Господские праздники

.2 Богородичные праздники

Глава 3. Великие праздники

.1 Обрезание Господне

.2 Покров Богородицы

.3 Рождество Иоанна Предтечи

.4 Усекновение главы Иоанна Предтечи

.5 День святых апостолов Петра и Павла

Глава 4. Престольные праздники

.1 Казанская икона Божией Матери

.2 Владимирская икона Божией Матери

.3 День святого Николая Чудотворца

.4 Спасы: медовый, яблочный, ореховый

.5 Небесный покровитель Самары - святитель Алексий Московский

Заключение

Список источников и литературы




Введение


Православные праздники - определенные дни церковного календаря, отмечаемые богослужениями, носящими индивидуальный литургический характер. Это зафиксировано в названиях праздников и «покаянных времен», датах и порядке их совершения, а также в содержании текстов, исполняемых во время богослужения. Их цель и смысл - воспоминание, прославление и богословское истолкование ключевых этапов истории Спасения, которая воплощена главным образом в событиях земной жизни Иисуса Христа (Спасителя) и Девы Марии (Богородицы). Отсюда - исключительное место в календаре посвященных Им праздников.

Христианство является одной из самых распространённых мировых религий. В мире насчитывается около 1,5 миллиардов последователей христианства. Эта религия делится на три крупных направления: православие, католицизм и протестантизм. И праздники - это неотъемлемая часть культовых действий каждого направления этой религиозной системы. Традиции их празднования бережно охраняются и передаются из поколения в поколение. В этом, пожалуй, и заключается актуальность данной работы.




Глава 1. Возникновение православных праздников


История православных праздников берет свое начал со времен воскрешения Иисуса Христа, поэтому самым древним и самым главным христианским праздником считается - Пасха. Первые упоминания о праздновании этого праздника и дня воскресенья встречаются в Библии.

В 4 в. н.э. появляются упоминания о праздновании других Господских праздников, таких как Рождество Христово, Богоявление и Вознесение. В 5 в. н.э. началось почитание Страстей Христовых и Сошествия Святого Духа, возможно также Крещения.

Первым Богородичным праздником, который в 4 в. н.э. стала отмечать церковь, было Благовещение Пресвятой Богородицы. В 7-8 вв. до н.э. начали праздновать Рождество Богородицы и Введение во храм Пресвятой Богородицы.

Первое время становления религии было очень тяжелым для христиан, люди переживали гонения со стороны властей. Самыми тяжелыми временами для последователей Иисуса Христа была эпоха правления римских императоров Галерия и Диоклетиана. Именно тогда и появились великомученики, которые страдали и отдавали свою жизнь за христианскую веру.

Притесняя и убивая верующих христиан, правительство хотело вселить в последователей Иисуса страх и тем самым искоренить эту религию. Но своими репрессиями они этого не добились - результат был абсолютно противоположным. Самоотверженность первых великомучеников стала примером для других последователей христианской веры, и только поспособствовало установлению и распространению религии.

Во время правления Константина Великого в 313 г. был принят Миланский эдикт, который утвердил свободу вероисповедания. При этом императоре происходило оформление основных правил празднования. Первым зафиксированным правилом, которое к нашим дням не дошло, стал запрет на торговлю в воскресный день. Позднее в воскресный день стали запрещать театральные выступления, цирковые шоу, дела судопроизводства и другие общественные работы. Все эти запреты призывали не осквернять святость праздника и освободить этот день от дел для того, чтобы пойти в церковь, помолиться. С ходом истории и в разных религиях правила почитания праздников претерпели изменения, но суть осталась прежней.

Количество христианских праздников непрерывно увеличивалось, перечень стал пополняться еще и днями памяти людей, которые во время своей жизни сделали много для веры и во имя веры в Бога, за что были приписаны к лику святых.

С ходом истории все даты поминовения святых были собраны в минеи (богослужебные книги) и включены в годичный круг церковных богослужений.

На Русь христианская вера пришла из Византии, вместе с установленными праздниками, правилами и традициями. Но со временем на Руси стали появляться свои мученики и самоотверженные последователи веры, и Русская церковь пополнила перечень праздников днями памяти русских святых.

Православная церковь всегда старалась отметить праздники особой торжественностью. Миряне на Руси в день великих праздников освобождались от ежедневных трудов, для того чтобы посвятить эти дни Богу и делам благочестия.

Существует несколько категорий праздников: двунадесятые праздники; великие; средние и малые.

Пасха - главный христианский праздник. Само слово «Пасха» прибыло к нам из греческого языка и в переводе означает «избавление». Этот Великий праздник занимает самое главное место среди двунадесятых преходящих праздников и является днем почтения памяти Евангельских событий, которые являются основой христианской веры.

Двунадесятые православные праздники - это двенадцать основных православных праздников. Они могут быть переходящими, т.е. не имеющими фиксированной даты (Вход Господень в Иерусалим; Вознесение Господне; День Святой Троицы). Даты этих праздников зависят от дня празднования Пасхи. Большая часть двунадесятых праздников - непереходящие (Рождество Христово; Крещение Господне; Сретение Господне; Благовещение Пресвятой Богородицы; Преображение Господне; Успение Пресвятой Богородицы; Рождество Пресвятой Богородицы; Воздвижение Креста Господня и Введение в храм Пресвятой Богородицы). Все эти праздники имеют предпразднства (подготовительные дни), дополнительные дни празднования и день отданья праздника (завершающий день).

Праздники, которые посвящены событиям из жизни Иисуса Христа, называются Господскими, а те, которые посвящены событиям из жизни Пресвятой Богородицы - Богородичными.

Господские праздники важнее Богородичных. Эта разница находит свое отражение в составе Богослужения в этот день. Если Господский двунадесятый праздник приходиться на воскресный день, то совершается только праздничная служба (воскресная не служится), а если Богородичный двунадесятый праздник припадает на воскресенье, то служиться сначала воскресная служба (так как каждая воскресная служба несет собой Господское значение и прославляет Светлое воскресение Иисуса Христа), а после уже Богородичное.

Период предпразднства отличается изменениями в Богослужении - начинают появляться песнопения наступающего праздника. Количество песнопений грядущего события увеличиваются с каждым днем, и достигает своего максимума в день праздника.

Период попразднства, или дополнительный дней праздника, также ознаменован отличиями в Богослужении - продолжаются песнопения прошедшего события, но их количество значительно меньше. А в день отдания песнопений праздника больше чем в дни попразднства, но меньше чем во время основной службы.

Некоторым Господским праздникам предшествуют особые субботы и недели. Перед определёнными праздниками верующие люди проходят очищение постом.

Великие православные праздники (Покров Пресвятой Богородицы; Обрезание Господне; Рождество Иоанна Предтечи; Усекновение главы Иоанна Предтечи; День святых апостолов Петра и Павла) празднуются один день - предпразднства, послепразднства и отданья они не имеют.


.1Пасха - главный праздник христиан


Главный христианский праздник в честь Воскресения Иисуса Христа. Отмечается обычно не ранее 4 апреля и не позднее 8 мая - в первое воскресение после первого полнолуния, по прошествии весеннего равноденствия.

День празднования Пасхи установлен Первым Вселенским Собором в 325 году: первый воскресный день после первого весеннего полнолуния. Тогда же было решено перенести православный праздник на неделю позже еврейского.

Название «Пасха» перешло от названия ветхозаветного праздника, установленного в честь освобождения евреев от египетского плена. Еврейское «песах» означает «прохождение, пощада»: тогда Ангел проходил мимо домов евреев, на дверях которых видел кровь агнца, и поражал смертью первенцев египетских». По учению церкви пасхальный агнец евреев является прообразом Иисуса Христа, поэтому в Священном Писании Христос именуется агнцем Божиим или Пасхой.

Когда Иисус стал взрослым, он ушёл из дома, его сопровождали двенадцать учеников. Три года странствовал Иисус по Палестине, когда же Он пришёл в Иерусалим, жрецы храма решили расправиться с ним, они подкупили за тридцать серебряных монет одного из его учеников - Иуду, и тот предал Его. Совет иерусалимских жрецов - синедрион - приговорил Христа к смертной казни, а римский наместник Понтий Пилат утвердил приговор. Иисус был распят на кресте на холме Голгофа около Иерусалима.

Тогда один богатый человек из города Аримафеи, по имени Иосиф, который был учеником Христа, выпросил у Пилата Его тело и похоронил в своём саду в высеченной в каменной горе пещере, в которой ещё не был никто положен. Начальники, распявшие Христа, приставили стражу ко входу в пещеру. Но, Иисус, как предсказал свою смерть, так предсказал и своё воскрешение. На третий день Он воскрес: по прошествии субботы ночью произошло сильное землетрясение, потому что Ангел Господень отвалил камень закрывавший вход в пещеру, и Господь Иисус Христос воскрес и восстал из гроба! Ангел был одет в белую как снег одежду, а сам был подобен молнии. Увидев его, стражники упали как мёртвые, а очнувшись, побежали доложить жрецам. На рассвете Саломония - мать Иакова и Иоанна, Мария - мать апостолов Иакова и Иуды, и Мария-Магдалина пришли в сад с благовониями, чтобы умастить тело Христа, но войдя в пещеру, они увидели Ангела, который возвестил им о том, что Иисус Христос воскрес. Иисус явился Марии-Магдалине и повелел возвестить его ученикам идти в Галилею. Иисус Христос сказал своим одиннадцати ученикам: «Дана мне всякая власть на небе и на земле. Итак, идите, научите все народы, крестя их во Имя Отца и сына и Святого Духа, уча их соблюдать всё, что я поведал вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь». Утром в Светлое Воскресенье в саду Иосифа Иисус явился Марии-Магдалине и в течении сорока дней являлся своим ученикам и беседовал с ними о Царствии Божием. Ученики Христа стали апостолами.

Христиане празднуют Воскресение Христа - Пасху в третий день по распятию. В течение всей пасхальной седмицы царские врата, северные и южные врата алтаря не закрываются, в знак того, что Господь своим воскресением открыл врата в Царство Божие. День святой Пасхи - это день победы спасителя над злом, Жизни над грехом и смертью. А сама смерть после воскресения Христа, рассматривается как состояние временное, «сон в ожидании будущего пробуждения и жизни».

За Пасхой седмица называется Светлой. По народным верованиям, на пасхальной неделе на небесах открыты ворота в рай, и всякий умерший в этой время попадает прямо туда. Пасхальное воскресение является первым днём Светлой недели. На период от Пасхи до Троицы изменяется порядок исчисления дней в неделе: недели начинаются с воскресенья, а не с понедельника, как обычно.

Следуют за Пасхой Фомина неделя (вторая по Пасхе), начинающаяся с воскресенья - Красной горки; на вторник этой недели приходится Радоница - поминовение усопших, то есть день, когда православные христиане после заупокойной литургии и панихиды отправляются на могилы родных и близких с тем, чтобы возвестить им пасхальную радость. В среду четвёртой недели по Пасхе отмечают Преполовение Пятидесятницы, в четверг шестой недели - Вознесение, в четверг седьмой недели - Семик, в воскресение после Семика отмечают Троицу, а после неё Духов день.

По народным поверьям, от Пасхи до Вознесения Христос и апостолы странствуют по земле в образе нищих и испытывают людское милосердие. Троицкая неделя насчитывает восемь дней: начинается в воскресение и дальше идёт всю неделю до следующего воскресения.

К Пасхе всегда пекли куличи, делали пасху и красили яйца, а потом освещали их в церкви. Яйцо особенно почитали, так как по преданию, обычай красить яйца связан с именем Марии Магдалины, которая, явясь к императору Тиберию в Рим поднесла ему в дар яйцо и сказала: «Христос Воскресе!», но он сказал, что поверит ей, если яйцо станет красным, и оно в тот же миг сделалось таким. Красный цвет символизирует наше возрождение кровью Христа.

1.2 Двунадесятые переходящие праздники


Вход Господень в Иерусалим

Событие это празднуется в воскресенье, за неделю до пасхи. В нём описываются последние дни жизни Иисуса Христа на земле.

Перед главным праздником Пасхой Иисус Христос приблизился к Иерусалиму. Собравшиеся с ним торжественно входили в город. Таков и на этот раз был вход Господень в Иерусалим, в очередной раз, он хотел заявить о себе как о Мессии. Он решил вступить в город, как не раз это делал его царственный предок Давид, сидя на осле. Подойдя к Елеонской горе, он послал своих учеников, чтобы те привели ему молодого осла. Это животное высоко ценилось на Востоке. Ученики исполнили его желание, а чтобы выразить своё высокое почтение к своему учителю, сняли с себя плащи и сделали из них сиденье на осле, Иисус сел на него.

Когда шествие двинулось через Елеонскую гору, ученики воскликнули: «Осанна (т.е. помоги) сыну Давидову! Благословен идущий во имя Господа!» А народ стал устилать дорогу перед ним свежесрезанными, только что распустившимися ветвями. (Подъезжая к городу, у Иисуса было прозрение, что город скоро разрушат.) Христос въехал в Иерусалим на осле, что символизировало его кротость и миролюбие. Толпа горожан приветствовала его как мессианского царя. Однако торжественная встреча Христа вызвала негодование и страх между фарисеями. Они приписали устройство её ученикам Христа. На что Он ответил: «Если они умолкнут, возопиют камни».

По обычаю, Христос направился к храму, дети из храмового хора также приветствовали его, а когда фарисеи обратили на это его внимание, он сказал, что «из уст детей устроил Господь хвалу». Это событие трактует современная церковь как шествие Господа принёсшего себя в жертву за грехи мира и приносит род людской Ему хвалу как победителю смерти.

На Руси этот праздник совершался особенно пышно. Крёстный ход до обедни. В процессии, кроме обыкновенно носимых икон и крестов, в далёкие времена возили на санях огромное дерево, украшенное искусственными плодами и цветами (финиками и изюмом). Затем, взамен дерева, стали использовать вербу. Верующие стали приходить в храм с веточками вербы, так как особенность этого праздника составляет освещение финиковых или пальмовых ветвей, а в России - веток вербы. Отсюда и второе название - Вербное воскресение. Приходя из храма, ветками вербы стегали друг друга, а детей лишь трогали ею, считалось, что освящённая верба обладает целебной силой, а её присутствие оберегает дом от нечистой силы.

Вознесение Господне

Этот праздник совершается на сороковой день после Пасхи, когда Иисус Христос вознёсся на небо. После воскресения из мёртвых Спаситель в течение сорока дней являлся своим ученикам, рассказывая им о Царствии Божьем. На сороковой день, собрав их вместе, Христос повёл учеников из города до Вифании на горе Елеонской. Когда они поднялись туда, Иисус Христос объяснил им истинный смысл события, которое должно свершиться. Он сказал, что они будут крещены Духом Святым, и будут они его свидетелями, и должны будут проповедовать евангелие всем людям на всей земле. Поверившие будут спасены и силой имени Его смогут творить чудеса, а те, кто не поверит, будут осуждены. Потом же Христос на глазах учеников вознёсся на небо, и облако скрыло его от их взора. На небе Иисус Христос воссел одесную (по правую сторону) Бога Отца.

В IV и V веках праздник Вознесения Господня был уже всеобщим в Христианской Церкви. С течением этого времени была составлена особая служба на этот праздник, она состояла из канонов Иоанна Дамаскина.

Троица

Празднуют на пятидесятый день после Пасхи, поэтому её иногда называют Пятидесятницей. Праздник совершается в честь и прославление Святой Троицы и сошествия Святого Духа на апостолов. От Пятидесятницы идёт счёт богослужебных недель (32 недели).

Возвратившись в Иерусалим с Елеонской горы, ученики вошли в горницу и там единодушно находились в молитве с Марией, матерью Христа. Вместо Иуды Искариота избрали двенадцатым апостолом Матфея. Во время молитвы горницу наполнил шум и появился Святой Дух в образе голубя, потом он обратился в огненные языки, которые обжигали апостолов и их учеников. Все они исполнились Духом Святым и стали говорить на неведомых им ранее языках. Апостолы получили силу проповедовать учение о Пресвятой Троице на других языках.

На месте сошествия Святого Духа на апостолов был возведён первый христианский храм, который в IV веке был возобновлён святой Еленой.

В этот день по обычаю храмы и дома верующих украшались деревьями, травой и цветами, также на службе стояли с цветами в руках. Это означало обновление людей снизошедшим Святым Духом.




Глава 2. Двунадесятые непереходящие праздники


Двунадесятые непереходящие праздники имеют фиксированную дату в церковном календаре и делятся на Господские (посвящённые событиям из жизни Христа) и Богородичные (посвящённые событиям из жизни Богородицы).


.1 Господские праздники


Рождество Христово

Рождество Христово - один из главных христианских праздников, с него начинается отсчёт земной жизни Бога.

В иерархии русских праздников Рождество занимает второе место после Пасхи.

С Рождества Христова началась новая эра, и отмечать праздник начали уже в первых веках. Вначале это был строго установленный день - 6 января и назывался Богоявлением. Число это не имело никакого отношения к дате появления на свет Богомладенца, так как этот день был неизвестен. Но означенная дата носила глубокий символический смысл. Древняя Церковь соотносила "двух Адамов" - первого человека на Земле, и Христа - нового, второго Адама. Первый Адам - виновник греха и смерти всего рода человеческого. Второй Адам - создатель жизни и источник спасения людей. Праздник Богоявления претерпел изменения и стал считаться рождением Бога в облике простого человека, в обычных условиях и при нелегких бытовых обстоятельствах. Уже в древности Рождество прижилось и получило широкое распространение во всем западном и восточном мире. Обычай наряжать в эти дни елку пришел из Германии, где он существовал с давних времен. Считалось, что елка со свечами и украшениями - символ духовного света и спасительных плодов благодати Божьей.

Рождение Христа описывается только в двух евангелиях: от Матфея и от Луки.

В Евангелии от Матфея следующим образом рассказывается об обстоятельствах рождения Иисуса Христа. «По обручении матери Его Марии с Иосифом, прежде сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святого. Иосиф же, муж Ее, будучи праведен и не желая огласить Ее, хотел тайно отпустить Ее. Но когда он помыслил се - ангел Господень явился ему во сне и сказал: «Иосиф, сын Давидов! Не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в ней есть от Духа Святого». Родит же Сына и наречешь ему имя: Иисус, ибо он спасет людей своих от грехов их (Мат. 1,18-21). Мария сделалась беременной, будучи еще девицей. Это ничего не значит, - говорил Матфей. «А все сие произошло, да сбудется речен Господом через пророка, который говорит: «Се дева во чреве приимет, и родит сына, и нарекут ему имя: Еммануил, что значит: с нами Бог» (Мат. 1, 22-23). Христос рождается в Вифлееме. Это оправдывает слова еврейского пророка Михея, сказавшего, что из Вифлеема выйдет вождь, который спасет народ Израиля. Затем Матфей рассказывает: «Волхвы пришли к царю иудейскому Ироду и спросили его: где родившийся царь иудейский? Ибо мы видели звезду его на востоке и пришли поклониться ему». Ирод встревожился и весь народ Иерусалимский с ним. Тайно выведав у волхвов время появления звезды, Ирод поручил разыскать младенца. «Звезда, которую мы видели на востоке все время шла перед ними, как наконец пришла и остановилась где был младенец». Затем мудрецы увидели младенца с Марией, поклонились ему, подарили золота, ладана и смирны и ушли в страну свою. Во сне Иосиф получает приказание от ангела Господня бежать с младенцем и его матерью в Египет, так как Ирод собирается убить младенца Христа. Ирод приказывает убить всех младенцев до 2-х лет. И когда Ирод умирает, ангел опять является во сне Иосифу в Египте и приказывает ему идти в землю Израилеву. Затем Иосиф во сне получает указание идти в Землю Галилейскую и поселяется в городе Назарете».

Евангелист Лука же считает, что родители Иисуса Мария и Иосиф - всегда жили в городе Назарете и оказались в Вифлееме в связи с переписью населения. Согласно указу императора Августа о переписи, каждое семейство должно было прийти в город, откуда был родом глава семьи. Иосиф был из Вифлеема и потому он оказался там вместе со своей беременной женой, которая там и родила сына - Иисуса. Некоторые расхождения между этими двумя Евангелиями проявляются и при изложении генеалогии Иисуса. Евангелие от Матфея подгоняет родословную Иисуса под особого рода троицу - Всех родов от Авраама до Давида - 14, от Давида до переселения в Вавилон -14, от переселения в Вавилон до Христа -14. По этой генеалогической цепочке получается, что Иисус - потомок еврейских царей: Давида, Соломона и Ровоама. Иначе говоря, предсказанный пророками мессия, спаситель народа Израиля. Евангелист Лука проводит ту же версию, но у него получается, что от Давида до рождения Иисуса Христа прошло только 28 поколений.

Дата Рождества - 25 декабря принята Церковью с IV века. В 337 г. папа Римский Юлий I утвердил эту дату как день Рождества Христова. С тех пор весь христианский мир празднует Рождество 25 декабря. Русская Православная Церковь также праздновала Рождество в этот день, но после принятия григорианского календаря, утверждённого реформой папы Григория XIII, мы стали отмечать этот день 7 января .

Рождество Христово завершает 40-дневный Рождественский пост (28 ноября-7 января), накануне праздника соблюдается строгий пост. Перед Рождеством наступает Сочельник - период подготовки к главному дню праздника, а после святки - 12 святых дней, в течение которых отмечается праздник.

На Руси в этот день не работали, ходили в церковь, накрывали стол различными яствами, но ели их только после ночной службы. До праздника соблюдали сорокадневный Рождественский пост. 6 января праздновался Сочельник, в это время люди основательно готовились к празднику. Утром на Рождество люди выходили на улицы «Славить Христа». В этот прощали все обиды, мирились, делали добрые дела.

Крещение

Крещение или Богоявление празднуется 19 января (6 января по старому стилю). Этот праздник символизирует крещение Иисуса Христа Иоанном Крестителем в водах Иордана. Исторически Крещение восходит к восточнохристианскому торжеству, именовавшемуся Эпифания (греч. эпифанэйа - означает чудесное Явление, проявление божественной силы), или Теофания (греч. тэофанэйа - "Богоявление"). Крещение Господне имеет 4 дня предпразднства и 8 дней попразднства.

Когда настало время начала проповеди Христом закона Божьего, он, будучи уже в тридцатилетнем возрасте, явился из Назарета на берег Иордана. Точное место Крещения Господня достоверно неизвестно, но по христианской традиции принято считать, что оно находится примерно в 8 км от Иерихона и в 5 км от впадения Иордана в Мертвое море. За 12 столетий до Богоявления сюда привел Иисус Навин народ Израильский; здесь впервые вступил Израиль в Землю Обетованную. Здесь же за тысячелетие до Рождества Христова переправился в Заиорданье царь Давид, убегая от восставшего Авессалома.

Итак, здесь Иисуса Христа крестил Иоанн Предтеча, или Креститель, который ввёл этот обряд для очищения покаявшихся от грехов. Люди, когда ожидали прихода Мессии, спросили у Иоанна, правда ли, что это Избавитель, на что он ответил: «Я крещу вас водой, но идёт Сильнейший меня, которого я не достоин развязать ремень обуви, Он будет крестить вас Духом святым и огнём».

Когда Иисуса Христа крестили, и он вышел из воды, перед ним разверзлись небеса и спустился Святой Дух в виде голубя, и был слышен голос Бога: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Моё благоволение». (То было явление всех трёх лиц Божества, поэтому праздник и называют ещё Богоявлением.)

Христос был безгрешен, но прошёл обряд крещения, и своим примером он освятил его. Сейчас крещение имеет значение таинства.

День Крещения для церкви - день рождения христианства, так как именно после крещения Христос стал просвещать народ. Первое известие о празднике мы имеем от 360 года, когда римский император Юлиан впервые официально отметил обряд Крещения.

Накануне Крещения приготавливали прорубь на реке или озере, которая называлась иорданью, а в полночь начинался к ней Крестный ход. В воду во время молебна трижды опускали большой серебряный крест, а затем люди купались в освящённой воде. Воду святили и в церкви, её набирали в сосуды и хранили целый год, используя при болезнях, для окропления одежды и в других целях.

Сретение

Празднуется 15 февраля (2 февраля по старому стилю).

По древнеиудейскому обычаю, мать должна принести своего первенца на сороковой день после рождения в храм, чтобы посвятить Богу и принести в жертву два голубка или горлицы.

В Иерусалиме Марию встретил праведный Симеон, которому было обещано от Святого Духа, что он не умрёт, пока не увидит Спасителя. В память об этой встрече (сретении) и установлен праздник.

Праздник Сретения на Руси совпадал с языческим праздником Громница, посвящённому почитанию огня, поэтому сейчас на Сретение сохранилось почитание свечи. Ей в этот день приписывают чудодейственную силу - она защищает дом, в котором хранится, от грома и молнии.

Преображение Господне

Празднуется 19 августа (6 августа по старому стилю)

Преображение Господне посвящено воспоминаниям великого события в жизни Христа, когда он, совершив половину земного служения и достаточно доказав свою божественность дивным учением и чудесами, порешил ещё необычайным способом показать ученикам славу своего Божества.

Иисус Христос предсказывал не раз об ожидавших Его страданиях и смерти, он также учил, что и ученикам Его для спасения придётся выносить немало страданий - и от людей за веру и добродетель, и в борьбе с собственной склонностью к греху. Это могло удалить от Него учеников. Посему, за недолго до страданий Своих, Иисус Христос показал апостолам Свою божественную славу, которая ожидает Его, когда он воскреснет, и славу, которая ожидает Его учеников после смерти.

Местом Преображения предание считает гору Фавор, хотя есть данные в пользу более северной и высокой горы - Ермон. Пётр, Иоанн и Иаков взошли на гору вместе с Иисусом. Когда Христос начал молиться, лицо его просияло как солнце, одежда Его сделалась белой как снег. С ним беседовали два мужа - Моисей и Илия. К апостолам явилось облако, из которого послышался глас Божий, повелевший им слушать Его Сына. Апостолы испугались и упали ниц, но Иисус Христос сказал им: «Встаньте и не бойтесь». Спускаясь с горы, Иисус велел им никому не рассказывать об увиденном, пока сын человеческий не воскреснет из мёртвых, потому что предстоит ему пострадать и быть униженному.

Праздник Преображения Господня существовал уже в IV веке, мать императора Константина Великого Святая Елена построила храм в честь Преображения Господня на горе Фавор, но в XIII веке он был разрушен Саладином.

На западе праздник стал всеобщим лишь в 1457 году, когда его утвердил папа Калликст III.

Народное название этого праздника - «Яблочный спас». Объясняется оно тем, что до этого праздника строго запрещалось есть яблоки. Считали, что если мать умершего ребёнка будет есть яблоки, то её ребёнку на том свете не дадут райского яблочка.

Воздвижение Креста Господня

Празднуется 27 сентября (14 сентября по старому стилю) в память о двух событиях: об обретении Животворящего Креста и о возвращении его от персов.

После того, как тело Христа было снято с креста для погребения, враги Иисуса Христа зарыли крест Христов и кресты двух разбойников распятых с Ним на горе Голгофе. Затем здесь был построен идольский храм. По прошествии 300 лет , когда сделался императором Константин Великий, который первый из языческих императоров уверовал во Христа и объявил христианскую веру господствующею в своём государстве, мать его царица Елена, пожелала отыскать крест, на котором был распят Христос.

Пещера гроба Господня по распоряжению Адриана была завалена, а на ней были воздвигнуты храмы Юпитера и Венеры. Святая Елена, первая принявшая христианство, отправилась в святую землю, чтобы найти место погребения Христа и сам крест. Раскопки увенчались успехом. Нашли три креста и доску с надписью, которая по свидетельству евангелистов, была на кресте Христа. Но было сомнение, на каком из трёх крестов был распят Иисус Христос. Тогда каждый из крестов приложили к покойнику, крест Христа оживил его.

В чувстве благоговения народ повергся перед Крестом, но людей было так много, что не все его видели. Тогда иерусалимский патриарх Макарий поднялся на возвышение и поставил Крест. Повергаясь перед ним, люди говорили: «Господи, помилуй!».

Часть Животворящего Креста Елена послала Константину, а главную часть отделали серебром и положили в Иерусалимской церкви, которую построили на месте, где нашли Крест и освятили 14 сентября 335 года (по старом у стилю). Чтобы христиане, которые собирались на праздник в церкви могли видеть Крест, Макарий воздвигал его над головами верующих, отсюда и пошло название праздника.

Животворящий Крест находился в Иерусалиме до 614 года. В этот год персидский царь Хозрой овладел Иерусалимом и похитил святыню. Через четырнадцать лет греческий император Ираклий заключил мир с персидским царём Сироем, сыном Хозроя, и вернул Крест. Император сам вызвался нести его в Иерусалим, но у ворот Голгофы его остановила невидимая сила. Патриарх объяснил ему, что он одет в царские одежды, а великолепие несообразно с унижением, которму подвергся Христос. Тогда император снял с себя богатые одежды и знаки власти и в простом одеянии с босыми ногами без препятствия внёс Крест в храм Воскресения Христова, в котором святыня и была поставлена.

Каждый верующий носит при себе крест, осеняет себя крестным знаменем. Крест оберегает от различных искушений, от порчи и козней злых людей. Иисус Христос принёс себя в жертву, чтобы избавить человечество от рабства греху. Крест - воспоминание о страданиях Христа. Поэтому в день праздника положен пост.

православный господский богородичный престольный

2.2 Богородичные праздники


Благовещение Пресвятой Богородицы

Празднуется 7 апреля (25 марта по старому стилю). Благовещение - это добрая, радостная весть, которую возвестил Ангел Гавриил деве Марии. В память об этой «благой вести» праздник и получил своё название. В народе день Благовещения считается величайшим праздником, в который должен быть общий покой и радость. Согласно преданиям в маленьком городе Назарете, на севере Израиля жила одна скромная девушка по имени Мария. Она с трёх лет воспитывалась при Иерусалимском храме. Достигнув совершеннолетия, она дала обет всегда оставаться невинной. Её обручили с шестидесятилетним старцем, праведным Иосифом. Мария переселилась жить в его дом. Однажды, к ней явился Ангел Гавриил и сказал: «Радуйся, благодатная! Господь с тобой; Благословенна ты между жёнами». Мария смутилась, но Ангел сказал: «Не бойся Мария, ибо ты обрела благодать у Господа. И вот ты зачнёшь во чреве и родишь сына, и наречёшь ему имя: Иисус. Он будет велик и наречётся Сыном Всевышнего; и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его. И будет царствовать над домом Иакова вовеки и Царству Его не будет конца». Так как Мария не была замужем за Иосифом, она спросила: «Как это будет если я мужа не знаю?» Ангел ответил: «Дух святой низойдёт на тебя и сила всевышнего осенит тебя; посему и рождаемое Святое наречётся Сыном Божиим». Мария покорилась воле Божией. Иосиф, узнав, что его наречённая ожидает ребёнка, хотел отпустить её, но и ему явился Ангел и сказал, что родившееся в ней от Духа Святого, и, когда младенец родится, Иосиф должен будет дать ему имя Иисус, ибо Он спасёт людей от их грехов.

Святой Иоанн Златоуст называл Благовещение первым праздником и корнем праздников. Он принадлежит к древнейшим праздникам в честь Богородицы IV века. Празднование этого дня установилось в Константинополе. Благовещение связано с началом весны, когда начинает по-настоящему греть солнце и пробуждаться земля ото сна. Считалось, что в этот день не работают: не шьют, не прядут, не куют, не паря т, не варят. - любая работа вредна. Даже девушкам запрещалось туго заплетать волосы. Ранее на Руси некоторые поселяне под Благовещение, ночью, сжигали свои постели, чтобы истребить болезни, сами переселялись в холодное помещение, а стариков и больных оставляли в избах. Пожилые женщины пережигали соль в печи, считая, что она оказывает чудеса в избавлении от некоторых болезней.

Рождество Пресвятой Богородицы

Празднуется 21 сентября (8 сентября по старому стилю) в честь рождения Пресвятой Девы Марии.

Для рождения Иисуса Христа была Богом избрана достойнейшая из дев всего еврейского народа. Описание этого события сохранилось только в церковном предании и представляется так. Родители Пресвятой Девы были благочестивые Иоаким, происходящий из царского рода, и Анна из рода первосвященического. Они дожили до старости не имея детей, что считалось тогда немилостью Божией. Супруги тяжко скорбели, но не отчаивались и молились Богу. Они обещали, что если Бог даст им дитя, то они посвятят его Ему, то есть отдадут в храм для служения до совершеннолетия.

Наконец Господь услышал их молитвы и даровал им дочь, нот пред этим ещё раз проверил их терпение. Когда Иоаким пришёл в храм, чтобы принести дар, священник не принял его, сказав, что Иоаким недостоин, ибо бездетен, а значит, наказан за грехи. Тогда Иоаким ушёл в пустыню, где молился и соблюдал пост, пока Бог не обещал ему детей. Анну же упрекнула даже служанка в том, что у неё нет детей. В отчаянии она вышла в сад, и, увидев гнездо с птенцами, заплакала. Но тут ей явился Ангел и сказал, что Господь дарует ей дочь. Ангел явился с радостным известием и к Иоакиму.

Пресвятая Дева была первое и единственное их дитя, рождённое по обетованию Божию. Имя её было указано Ангелом, предвозвестившим её рождение.

Введение во храм Пресвятой Богородицы

Празднуется 4 декабря (21 ноября по старому стилю).

Когда Деве Марии исполнилось три года, праведные Её родители, во исполнение своего обета, одев Марию в лучшие одежды, с зажжёнными свечами привели Её в Иерусалимский храм. К храму вели высокие каменные ступени. По этим ступеням трёхлетняя Мария неожиданно для всех взошла сама, без помощи взрослых. Первосвященник, по внушению свыше, взял Её за руку и ввёл не только в храм, но и в «Святое Святых» - место в храме, вход в которое был разрешён только первосвященнику, и то всего один раз в год. Все находившиеся в храме дивились столь необыкновенному событию.

Пречистая Дева воспитывалась в Иерусалимском храме в обществе благочестивых дев, прилежно читала Священное Писание, занималась рукоделием, постоянно молилась и возрастала в любви к Богу. Пребывала Пресвятая Дева в храме до четырнадцати лет - возраста, когда по закону Ей уже нельзя было более оставаться в храме. Священники хотели выдать Её замуж, но Она объявила о своём обещании Богу - сохранить Свою чистоту и остаться Девою. Тогда священники обручили Её дальнему родственнику восьмидесятилетнему Иосифу, чтобы он заботился о Ней и охранял Её девство.

Праздник был установлен в Церкви позднее других из этого числа. Возможно, его появление связано с деятельностью императора Юстиниана I, построившего в 543 г. на развалинах Иерусалимского храма огромную церковь, посвященную Пресвятой Богородице и названную им Новой для отличия от прежней, располагавшейся около Овчей Купели, напротив храма.

В VIII в. праздник отмечался в Византии. Об этом есть упоминания в некоторых месяцесловах. Их сдержанные указания, говорят о том, что первоначально служба на Введение совершалась без особой торжественности. Статус праздника постепенно менялся, в Православной Церкви Введение окончательно вошло в число двунадесятых только после XIV в.

Успение Пресвятой Богородицы

Празднуется 28 августа (15 августа по старому стилю). Уже в IV веке являлся повсеместным.

После Вознесения Христа на небо, Пречистая Дева, оставаясь по завещанию Христа на попечении святого Иоанна, постоянно пребывала в подвиге поста и молитвы и в желании созерцать Сына, сидящего одесную Бога Отца.

Церковное предание рисует кончину Матери Божией таким образом: день кончины был открыт Ей Господом и извещён архангелом Гавриилом за три дня, чтобы Мария приготовилась к смерти. К этому дню все апостолы чудесным образом явились в Иерусалим, кроме Фомы. Ранее они были рассеяны по миру для проповеди. Теперь собравшись, апостолы были свидетелями мирной кончины Божьей Матери, когда Её душу, отрешившуюся от тела, принял Господь. Апостолы на своих плечах несли тело Пресвятой Богородицы для погребения. Один из священников, по имени Аффоний, захотел оскорбить тело. Он забежал вперёд, схватил обеими руками одр и попытался перевернуть, но невидимая рука Ангела отсекла ему обе кисти. Аффоний раскаялся, уверовал в Господа, и апостолы его исцелили.

С зажжёнными светильниками, с пением псалмов апостолы погребли Богородицу. Согласно воле Пресвятой Девы, тело её погребли недалеко от Иерусалима, в Гефсимании, между гробами Её родителей и обручника. На третий день, когда не бывший при кончине Богородицы апостол Фома пришёл ко гробу, то тела Её уже не было. Господь, воскресши на третий день после смерти, воскресил и на третий день приснодеву Марию. Вечером того же дня Богородица явилась апостолам в воздухе окружённая множеством ангелов, и сказала им: «Радуйтесь! Я всегда с вами». Всеобщее празднование этого праздника 28 августа установлено императором Маврикием в 582 году. К празднованию его верующие подготавливались двухнедельным Успенским постом. Богородица предстала одесную сыну, взяла под покровительство род человеческий и ходатайствует за Сына к благосердию Владыки.

Смерть, по учению церкви, есть не уничтожение нашего бытия, а переход на небо к вечному бессмертию.




Глава 3. Великие праздники


.1 Обрезание Господне


Отмечается 14 января (1 января по старому стилю)

Обрезание было установлено Богом в Ветхом Завете. Младенец Иисус Христос на восьмой день по рождении был принесён в храм, где подвергся древнеиудейскому обряду обрезания крайней плоти. В этот день он был наречён именем Иисус, которое означает «спаситель», это греческая передача еврейского имени Иешуа (т.е. «спасение»).

В христианстве обрезание замещено крещением - «духовным обрезанием грехов».

В народе в этот день празднуют Старый Новый год, в честь Василия Кессарийского (в Каппадокии), который занимался устройством монашества и христианской благотворительности, построил много домов для бедных, заступался за угнетённых и гонимых.


.2 Покров Пресвятой Богородицы


Отмечается 14 октября (1 октября по старому стилю).

В 910 году в Константинополе, во Влахернском храме, случилось видение: явилась во время всенощной Пресвятая Богородица с покрывалом в руках и возвестила, что это спасительный покров. Белое покрывало (омофор) она простёрла над верующими и вознесла молитву о спасении мира от невзгод и страданий. Этим покрывалом Богородица оберегает верующих и несёт им любовь и радость, подкрепляет их дух и силу, помогает в трудностях, а также исцеляет от болезней и недугов. С этих пор Богородица почитается как спасительница и покровительница людей.

На Руси этот праздник почитался как покровитель брака, потому что покров напоминал свадебное покрывало или фату.

Построено много храмов, посвящённых этому празднику, одним из самых известных и красивых является Храм Василия Блаженного.


.3 Рождество Иоанна Предтечи


Празднуется 7 июля (24 июня по старому стилю).

Рождение Иоанна было необычным. Его отец Захария был священником. Он жил со своей женой Елисаветой в Иудейских горах. Они были праведными и поступали во всём по всем заповедям и уставам Божьим. Они были уже пожилые, но детей у них не было.

Однажды, когда Захария служил перед Богом в Иерусалимском храме и кадил в нём, а множество народа молилось вне храма. Вдруг к нему явился Ангел Гавриил и возвестил, что Елисавета родит ему сына, и имя ему будет Иоанн. Он предрёк, что Иоанн будет велик перед Господом. Захария не поверил Архангелу, и тот в наказание лишил его дара речи, заговорил он только после рождения сына.

По преданию Елисавету с Иоанном преследовали воины Ирода, она бежала и спасла её скала, которая расступилась по её молитве, а потом затворилась. Ангел повелел в пять месяцев отнять Иоанна от груди и кормить диким мёдом.

Иоанн Креститель, или Предтеча - ближайший предшественник Иисуса Христа, приготовлявший народ к Его принятию. В знак протеста существующим порядкам, он удалился в пустыню, носил грубую одежду из верблюжьей шерсти, питался акридами (саранчой) и пил дикий мёд.

Иоанн обличал господствующие пороки и призывал к покаянию, так как близок был час пришествия Мессии. Внешним знаком покаяния и духовного обновления он избрал Крещение, то есть омовение в воде через погружение.

Но вскоре Иоанн столкнулся с царём Иродом, которого обличал за незаконную связь с Иродиадой. Царь заключил его за это в темницу.

Иисус Христос назвал его «человеком, свыше которого не рождались жёнами». Родился Иоанн Предтеча на шесть месяцев раньше Иисуса Христа, в день летнего солнцеворота, а Христос - в день зимнего солнцеворота. В преданиях Иоанна Крестителя называют звездой, предшествующей приходу солнца - Иисуса Христа.

На Руси с этим православным праздником совпадал древний языческий праздник летнего солнцестояния Ивана Купалы.


.4 Усекновение главы Иоанна Предтеча


Отмечается 11 сентября (29 августа по старому стилю).

В конце своей жизни Иоанн столкнулся с царём Галилеи Иродом, который отнял у своего брата жену Иродиаду. Иоанн обличал Ирода за незаконную связь с ней, за это царь заточил его в темницу, но не решался казнить. Однажды на пира в честь дня рождения Ирода его падчерица Саломея своим танцем заворожила всех гостей и Ирода. Он пообещал исполнить любое её желание, тогда Саломея, наученая матерью Иродиадой, попросила голову Иоанна Крестителя. Ирод приказал своему оруженосцу принести голову Иоанна на блюде и отдал её Саломее, а та - своей матери.

В этот день памяти погибшего за истину Иоанна Предтеча, также происходит особое поминовение православных воинов, отдавших жизнь за Отечество, установленное в 1769 году Екатериной II, когда была война с Турцией и Польшей. Этот праздник отмечен строгим постом.

В этот день начиналось бабье лето.


.5 Праздник святых Петра и Павла


Напоминанием о единстве и разнообразии в жизни Церкви стал праздник святых первоверховных апостолов Петра и Павла, который православные России отмечают 12 июля. По православному учению власть в Евангельской Общине принадлежала Собору Апостолов, среди которых Петр и Павел считаются главными - "первоверховными", в отличие от Католической Церкви, где Петр считается единоличным "главой апостолов". Память двух апостолов празднуется одновременно, и это очевидный символ единства. Но Петр и Павел столь различны, что их общий праздник становится напоминанием о разнообразии.

Петр, в Новом Завете один из двенадцати апостолов, первоначальное имя Симон. Призванный Иисусом Христом в апостолы вместе с братом Андреем и нареченный Кифой (‹камень›), Петр получает предназначение стать ‹основанием› церкви Христа, ему вручаются ключи небесного царства. Преданный Христу, Петр после тайной вечери трижды от него отрекается. После смерти Христа Петр занимается проповеднической деятельностью.

Павел (евр. Саул, Савл), родился в малоазийском г. Тарс (в Киликии) в еврейской фарисейской семье. Первоначально ревностный гонитель христиан, Павел, испытавший чудесное видение на пути в Дамаск, принимает крещение и становится истовым проповедником христианства среди язычников (‹апостол язычников›). За чрезвычайные миссионерско-богословские заслуги перед христианством в становлении его как мировой религии Павел, не входивший в число двенадцати апостолов, почитается как первопрестольный апостол. Церковь приписывает ему 14 посланий, включенных в Новый Завет.

Петр - один из первых учеников Христа, Павел первоначально был врагом христианства. Различно апостольское служение… Петр стал символом церковной иерархии, с ее упорядоченностью и дисциплиной, Павел - символом "свободного" христианства, живущего по духу, а не по букве канонов и правил. Но все же апостолы едины: "Петрово" и "Павлово" в Церкви дополняют друг друга.

Оба апостола пострадали за веру Христову в один день 67 года в Риме. Павел, как римский гражданин, "усечен мечом" (т.е. обезглавлен), Петр распят. Поскольку он считал, что недостоин быть распятым на кресте, как Спаситель, его, по собственной просьбе, распяли "стремглав" (то есть вниз головой).

В Москве есть 4 храма святых апостолов Петра и Павла.




Глава 4. Престольные (средние) праздники


В православии престольным (храмовым) праздником называют торжество, посвященное событию или личности, в честь которой освящен главный престол храма. Отсюда и такое название праздника.

Богослужение в храме на престольный праздник отличается особой торжественностью и благолепием. Часто в такие дни приглашаются священники из ближайших городов для соборного служения. Уставная традиция приписывает на престольные праздники совершать крестные ходы вокруг храма с чтением отрывка из Священного Писания и окроплением верующих святой водой. Существует практика освящения воды на храмовый праздник.


.1 Казанская икона Божией Матери


Празднуется 4 ноября (22 октября по старому стилю). После покорения Иваном Грозным Казанского ханства разнёсся слух о чуде: при раскопке сгоревшего дома нашли в земле икону Божией Матери с младенцем на коленях.

Эту икону при огромном стечении народа перенесли в храм и стали называть Казанской. В честь этой иконы, благоговейно почитаемой по всей Руси, отмечается два праздника в году: летний - 21 июля (8 июля) в честь вышеизложенных событий и 4 ноября. Последний стали отмечать несколько позднее, в 1611 году, когда Минин и Пожарский организовали народное ополчение для освобождения Москвы от иностранных захватчиков, тогда в стане ополченцев находилась чудотворная Казанская икона Божией Матери, так как эта икона являлась покровительницей русского воинства. После изгнания захватчиков, в Москве был воздвигнут белокаменный Казанский собор. Икона Казанской Божией Матери была в 1626 году перенесена Дмитрием Пожарским в этот собор её имени, где она и хранилась.

В 1636 году Казанский собор, выстроенный в честь победы над Смутным временем, горел, после пожара был реставрирован и снова освящён. В 1811 году Казанскую икону, обладающую чудодейственными силами, перенесли в Санкт-Петербург, где также был построен Казанский собор. Эта икона была и женской заступницей, покровительницей материнства и семейного благополучия. В 1936 году Казанский собор в Москве был снесён.

ноября 1990 года на Красной площади Патриарх Московский и всея Руси освятил место и камень, заложенный в основание фундамента будущего Казанского московского собора.


.2 Владимирская икона Божией Матери


Владимирская икона Божией Матери считается чудотворной и, по преданию, написана евангелистом Лукою на доске из того стола, за которым трапезовало Святое Семейство: Спаситель, Богородица и праведный Иосиф Обручник. Божия Матерь, увидев этот образ, произнесла: «Отныне ублажат Меня все роды. Благодать Рождавшегося от Меня и Моя с этой иконой да будет».

В Россию икона была завезена из Византии в начале XII века, как подарок Юрию Долгорукому от Константинопольского Патриарха Луки Хризоверха. Икону поставили в женском монастыре Вышгорода, недалеко от Киева, слух о ее чудотворениях дошел до сына Юрия Долгорукого, князя Андрея Боголюбского, который и решил перевезти икону на север.

Проезжая Владимир, лошади, везшие чудотворную икону, встали и не могли двинуться с места. Замена лошадей новыми также не помогла. Князь увидел в этом желание Божией Матери остаться во Владимире, где за два года и был сооружен храм Успения Богородицы.

В 1395 году страшный завоеватель хан Тамерлан (Темир-Аксак) достиг пределов рязанских, взял город Елец и, направляясь к Москве, приблизился к берегам Дона. Великий князь Василий Дмитриевич вышел с войском к Коломне и остановился на берегу Оки. Он молился святителям Московским и преподобному Сергию об избавлении Отечества и написал митрополиту Московскому, святителю Киприану, чтобы наступивший Успенский пост был посвящен усердным молитвам о помиловании и покаянию. Во Владимир, где находилась прославленная чудотворная икона, было послано духовенство. После литургии и молебна в праздник Успения Пресвятой Богородицы духовенство приняло икону и с крестным ходом понесло ее к Москве. Бесчисленное множество народа по обеим сторонам дороги, стоя на коленях, молило: «Матерь Божия, спаси землю Русскую!» В тот самый час, когда жители Москвы встречали икону на Кучковом поле (ныне ул. Сретенка), Тамерлан дремал в своем походном шатре. Вдруг он увидел во сне великую гору, с вершины которой к нему шли святители с золотыми жезлами, а над ними в лучезарном сиянии явилась Величавая Жена. Она повелела ему оставить пределы России. Проснувшись в трепете, Тамерлан спросил о значении видения. Ему ответили, что сияющая Жена есть Матерь Божия, великая Защитница христиан. Тогда Тамерлан отдал приказ полкам идти обратно. В память чудесного избавления Русской земли от Тамерлана на Кучковом поле, где была встречена икона, построили Сретенский монастырь, а на 26 августа (по новому стилю - 8 сентября) было установлено всероссийское празднование в честь сретения Владимирской иконы Пресвятой Богородицы.

Во второй раз Богородица спасла нашу страну от разорения в 1451 году, когда к Москве подошло войско ногайского хана с царевичем Мазовшей. Татары подожгли московские посады, но Москва так и не была захвачена. Святитель Иона во время пожара совершал крестные ходы по стенам города. Воины и ополченцы бились с неприятелем до ночи. Малочисленное войско великого князя в это время находилось слишком далеко, чтобы помочь осажденным. Летописи повествуют, что на следующее утро врагов у стен Москвы не оказалось. Они услышали необычайный шум, решили, что это идет великий князь с огромным войском и отступили. Сам же князь после ухода татар плакал перед Владимирской иконой.

Третье заступничество Богоматери за Русь было в 1480 году (празднуется 6 июля). Иван III отказался платить дань орде, и на Русь были посланы полки хана Ахмата. Встреча с русским войском произошла у реки Угры: войска стояли на разных берегах - так называемое «стояние на Угре» - и ждали повода для атаки. В передних рядах русского войска держали икону Владимирской Богоматери. Происходили стычки, даже небольшие сражения, но войска так и не двигались друг перед другом. Русское войско отошло от реки, давая возможность ордынским полкам начать переправу. Но отошли и ордынские полки. Русские воины остановились, а татарские продолжали отступать и вдруг, помчались прочь без оглядки.

Празднование в честь Владимирской иконы Пресвятой Богородицы бывает несколько раз в году: 3 июня, 6 июля, 8 сентября. Наиболее торжественное празднование совершается 8 сентября (по новому стилю), установленное в честь сретения Владимирской иконы при перенесении ее из Владимира в Москву.

Празднество же 3 июня установлено в память спасения Москвы в 1521 году от нашествия татар под предводительством хана Махмет-Гирея. Татарские полчища приближались к Москве, предавая огню и разрушению русские города и селения, истребляя их жителей. Великий князь Василий собирал войско против татар, а Московский митрополит Варлаам вместе с жителями Москвы усердно молился об избавлении от гибели. В это грозное время одна благочестивая слепая инокиня имела видение: из Спасских ворот Кремля выходили московские святители, покидая город и унося с собой Владимирскую икону Божией Матери - главную святыю Москвы - в наказание Божие за грехи ее жителей. У Спасских ворот святителей встретили преподобные Сергий Радонежский и Варлаам Хутынский, слезно умоляя их не оставлять Москвы. Все они вместе принесли Господу пламенную молитву о прощении согрешивших и избавлении Москвы от врагов. После этой молитвы святители возвратились в Кремль и внесли обратно Владимирскую святую икону. Подобное же видение было и московскому святому, блаженному Василию, которому было открыто, что заступлением Божией Матери и молитвами святых Москва будет спасена. Татарскому хану было видение Божией Матери, окруженной грозным войском, устремившимся на их полки. Татары в страхе бежали, столица Русского государства была спасена.

Чудотворная Владимирская икона Божией Матери находится в Храме святителя Николая в Толмачах


.3 День святого Николая Чудотворца


декабря Русская Православная Церковь отмечает День Святителя Николая Чудотворца.

Святитель Николай, архиепископ Мир Ликийских, чудотворец прославился как великий угодник Божий. Он родился в обеспеченной аристократической семье через 250 лет после рождения Иисуса Христа на окраине Византийской империи, в приморском городе Патары в Ликии (сегодня это территория Турции). Родители его, Феофан и Нонна, были люди благочестивые, знатные и богатые. Затем его семья переехала в портовый город Миры. Здесь Святитель провел всю свою жизнь.

С самого рождения он удивлял своих благочестивых родителей: при крещении простоял в купели 3 часа, воздавая этим честь Пресвятой Троице; по средам и пятницам отказывался от материнского молока ради постных дней. Подрастая, он все более устремлялся к Богу, подолгу проводя время в молитве.

После смерти родителей Николай получил большое наследство и стал раздавать его бедным. Но помогал он людям тайно, чтобы они не знали, кто дает им, и не благодарили его.

С детских лет Николай преуспевал в изучении Божественного писания. Днем не выходил из храма, а ночью молился, читал книги. В вопросах веры был подобен старцу. Такое служение Богу не могло остаться незамеченным. По кончине архиепископа Мирликийской церкви Иоанна встал вопрос: кто встанет на его место? И один из епископов увидел во сне, что владыкой надо избрать юношу, который первым войдет утром в храм, - имя его должно быть Николай. На рассвете первым двери храма открыл Богоблаженный Николай, впоследствии его стали называть Мирликийским Чудотворцем.

Совершая паломничество в Иерусалим, Николай Чудотворец по просьбе отчаявшихся путников молитвой успокоил разбушевавшееся море. Удержав меч палача, святой Николай спас от смерти трех мужей, невинно осужденных корыстолюбивым градоначальником.

Христиане верят, что и сегодня он совершает множество чудес в помощь молящимся ему людям.

Обращались к нему не только верующие, но и язычники, и святитель отзывался своей неизменной чудной помощью всем, искавшим ее. У спасаемых им от телесных бед он возбуждал раскаяние в грехах и желание исправить свою жизнь.

За свою земную жизнь он совершил такое множество добрых дел во славу Божию, что их не перечислить, но среди них есть одно, которое относится к числу добродетелей и к тому, что служило основанием их совершения, что двигало святителя на подвиг, - его вера, удивительная, сильная, ревностная.

Святитель Николай скончался в середине IV века в глубокой старости. По церковному преданию, мощи святого сохранились нетленными и источали чудесное миро, от которого исцелилось множество людей. В 1087 году мощи Николая Угодника были перенесены в итальянский город Бар (Бари), где находятся и поныне, в крипте базилики Св. Николая. Часть мощей святителя Николая хранится в Венеции (остров Лидо) и в археологическом музее города Анталии.

Народный календарь различает два дня, посвященных Николаю Угоднику: Никола зимний - 19 декабря, и Никола весенний (летний) - 22 мая.

Николая Чудотворца чтут и Западная Церковь, и православный мир. Но именно в России даже далекие от церкви люди знают Николая Угодника как самого почитаемого русским народом святого. Помимо посвященных ему особых праздников память святителя Никола Чудотворца Церковь отмечает каждый четверг. Часто поминается святой Николай на богослужениях и в другие дни недели.

Святой Николай проявлял милосердие даже к человеку, совершившему страшный грех, если тот глубоко и искренне повинился. Так, он простил правителя города, за мзду осудившего невинных, и не стал жаловаться на него императору. И он же мог быть неожиданно резким: на Вселенском соборе в Никее (325 год), возмутившись упорством еретика Ария, ударил его по щеке, за что собравшиеся епископы постановили лишить святого Николая святительского (епископского) сана. По преданию, он был даже заключен в темницу. Но знамение, которое епископы получили во сне, убедило их вернуть святителю свободу. Смысл его поступка для верующих отнюдь не во вседозволенности, но в активном неприятии любой неправды: резкость святителя была вызвана тем же чувством, которое некогда побудило его вырвать меч из рук палача.

Святой Николай прославляется и как чудотворец: по его молитвам происходили чудесные исцеления и даже воскрешения из мертвых, стихали бури на море, а ветер нес корабль туда, куда было нужно святителю. Церковь знает также множество случаев, когда чудесами оборачивались молитвенные обращения верующих к святому Николаю и после его кончины.

Скорый и милосердный помощник страждущих, бессребреник и благотворитель, чутко откликающийся на беду и боль людей; строгий пастырь-наставник, остро переживающий любую неправду и решительно восстающий против нее, - в этих чертах святого Николая православные видят не противоречивость характера, а свидетельство живой полноты его святости.


.4 Спасы


Медовый спас

августа отмечают праздник вынесения честных древ Животворящого Креста Господнего, или, как его называют в народе, - Маковия, или Первый Спас. Это - первый из трех августовских праздников, посвященный Спасителю, Иисусу Христу.

В церквях вспоминают семь ветхозаветных братьев-мучеников Маккавеев и их мать Соломию, которые погибли в 166 г. до Рождества Христова за христианскую веру.

Этот праздник еще называют Медовым, или Спасом на воде. Медовым же первый Спас называют потому, что к этому дню соты в ульях наполнены до отказа, и пасечникам пора приступать к сбору. Строгим блюстителям народных обычаев и постникам только в медовый Спас разрешалось есть освящённый церковью мёд. А без мёда в старые времена - лишение определённых радостей. Хмельной мёд пили на пирах, на его основе изготовлялось множество прекрасных безалкогольных напитков, медовые пряники и орехи. В старинных источниках мёд описан как «сок от ночной росы, той, что пчёлы собирают с цветов благоухания». Считали, что мёд обладает особой силой и пригоден для лечения многих болезней. В честь малого водосвятия медовый Спас называют и «Спасом на воде». В этот день освящали новые колодцы, чистили старые, совершался крестный ход на естественные водоёмы, родники для освящения воды. После крестного хода купались в воде и купали домашний скот, чтобы смыть грех и быть здоровее. Все обрядодействие сопровождается музыкой и танцами, несмотря на то, что с Маковия начинается Успенский пост, который будет длиться до 28 августа. Традиционная обрядовая еда в этот день - печеные коржи с маком и медом. Первый Спас считается детским и девичьим праздником, поэтому молодежь старается не работать.

Яблочный спас

По традиции, на Преображение Господне в конце Божественной литургии совершается освящение яблок и других плодов. Поэтому в народе этот день называют вторым, или Яблочным Спасом.

Это традиционный праздник урожая. В церквях освящают плоды земли, то есть яблоки, груши, сливы и др. Древний обычай освящать плоды восходит к VIII веку новой эры. Виноград и пшеницу приносили в храм в благодарность Богу за Его любовь, за дарование щедрого урожая. Но символическое значение этой традиции заключается в том, что природа, искаженная после грехопадения человека, нуждается в обновлении. Поэтому освящение плодов - символ будущего преображения природы, символ преображения человека, пошедшего за Христом, символ Праздника Преображения Господня

Ореховый спас

августа - третий Спас, названный в народе ореховым или холщевым. Ореховый - потому что к этому дню приурочивают окончательное созревание орехов. В земледельческом календаре третий Спас (16 (29) августа) называли хлебным, поскольку в этот день впервые пекли пироги из хлеба нового урожая.

Третий Спас совершается в честь Нерукотворного образа Христа Спасителя. Православная церковь 29 августа празднует перенесение в 944 году из Эдессы в Константинополь нерукотворного образа Спасителя - куска ткани, на котором, по евангельскому рассказу, отпечатался лик Иисуса Христа.



4.5 Небесный покровитель Самары - святитель Алексий Московский


Будущий митрополит и чудотворец Алексий (в миру - Елевферий Фёдорович Бяконт) родился в Москве, в семье боярина Федора и его жены Марии. С раннего детства он получил блестящее как богословское, так и светское образование, уже к юности владел несколькими языками и стал одним из самых выдающихся ученых умов для своего времени. Однако, несмотря на незаурядный ум и прекрасные возможности, карьера в миру его совершенно не прельщала. Подобно другому выдающемуся святому подвижнику, Сергию Радонежскому, Алексий с детских лет тянулся к монашескому кресту. Предание гласит, что однажды, нечаянно заснув на ловле птиц силками, он услышал голос, называющий его монашеским именем и предвещающий стать «ловцом человеков».

В 19 лет Алексий принял монашеский постриг, и примерно до 40 вел совершенно незаметную, но духовно насыщенную монашескую жизнь. Кстати, именно в этот период он в совершенстве выучил греческий язык, с которым познакомился еще в юности. Нельзя не отметить, что в те годы именно монастыри являлись центрами не только духовного просвещения, но и образования. Московский Богоявленский монастырь был его первым университетом. Здесь находились истоки русского просвещения. В обширной библиотеке ученые монахи писали и переводили на русский язык с греческого и латыни не только богословские сочинения, но и труды по истории, математике, архитектуре, географии, военной организации государств и народов.

У монахов-греков и переводчиков Алексий учился языкам, читал и переводил труды европейских ученых самых разных отраслей знаний. Он познакомился с военным делом, узнал о товарообороте и торговых путях в Европу, Иран, Китай. Познавая древнее Римское Право и судопроизводство западных стран, он размышлял о «Русской Правде» князя Ярослава и русском «правеже», Церковном Уставе и отделении церковного суда от княжеского.

Свои размышления он изложил на бумаге, что дало право называть его писателем. Бесценным памятником митрополиту Алексию служат его литературные труды, сохранившиеся до наших дней. Собственноручно написанное, переведенное им с греческого языка Евангелие было издано в 100 экземплярах фотокопий в 1892 году, а «Окружное послание к пастве» и «Послание к Христианам Новгородской области» издавались в 1849 и в 1861 годах. В 1779 году митрополитом Платоном была найдена писанная на пергаменте рукой Святого Алексия его Духовная.

Однако, монах был слишком заметной и неординарной для своего времени личностью, чтобы долго оставаться в монастырской тиши. По инициативе великого князя Симеона Иоанновича Гордого Алексий был фактически призван в Москву на государственную службу. Его несомненные таланты дипломата, ученого и лингвиста, а впоследствии - открывшийся дар чудотворца - сослужили огромную службу Руси и не раз спасали Московское княжество, лежавшее под татаро-монгольским игом, от полного уничтожения.

Об огромном авторитете святителя в миру свидетельствует только один эпизод из его жития. Однажды, в интересах церковно-государственных дел, Алексий отправился в Константинополь. По дороге он получил в Орде проезжую грамоту (ярлык) от Тайдулы, жены хана Узбека: сей грамотой свита, обоз и имущество святителя защищались от всех возможных посягательств, «коли к Царьграду пойдет». В столице Византии святитель Алексий провел около года. Настольная грамота Патриарха Филофея новому митрополиту датируется 30 июня 1354 года. Согласно ей, святитель Алексий, не будучи греком, возводился в сан митрополита в виде исключения, за его добродетельную жизнь и духовные достоинства.

Как гласят древнерусские летописи, в августе 1357 года по приглашению ханши Тайдулы святитель Алексий ездил в Орду и исцелил её от глазной болезни. Сохранился ярлык, данный в ноябре этого года Тайдулой святителю Алексию, традиционный по содержанию: согласно ему, Русская Церковь, молящаяся за ханов, освобождается от всех даней, поборов и насилий со стороны светских властей. По позднему преданию (не получившему однозначного подтверждения при археологических раскопках), кроме ярлыка в благодарность за исцеление Тайдулы святитель Алексий получил также земельный участок в Московском Кремле, занятый ордынским подворьем (или ханскими конюшнями).

На долгом пути в Орду летом 1357 года, спускаясь на судах вниз по Волге, митрополит неоднократно выходил на берег и не только отдыхал и осматривал окрестности, но и уточнял у кочевников место пребывания столицы Золотой Орды, нередко кочующей по Самарскому Заволжью. Одним из таких излюбленных мест остановок ханов было цветущее Уртюпе, получившее свое название от имени круглой, горы Уру-Тюпя, одиноко возвышающейся в окружении рек Сок, Волга и Курума (ныне - Царев курган). Но хана здесь не оказалось. Поэтому, после короткой остановки у родников, испив воды и получив необходимые сведения от гонца Сарайского епископа Иоанна, митрополит благословил дальнейший путь.

Существует поволжское предание, что Святой Алексий навестил православного отшельника (его имя не сохранилось) проживавшего на берегу некогда существовавшего небольшого озера, где впоследствии возникнет городская площадь, названная именем Алексия (ныне это площадь Революции). Обозрев окрестности, в беседе с пустынником Святитель предрек возникновение здесь русского города со славной судьбой - «здесь встанет город многолюден и хлебом обилен».

Тогда же Алексий побывал у русских речников, обслуживающих пристань Самары в устье реки Самары.

Пребывание Алексия на месте будущей Самары, для которой с тех, давних пор Святитель и стал небесным покровителем, отмечено построенной часовней.

Впоследствии древняя деревянная часовня, возведенная задолго до возникновения Самары, была заменена каменной, поставленной на берегу Волги в 1832 году «стараниями священника Успенской церкви Степана Макаровича Бельского» и пользовалась особым уважением жителей Самары. Она подтапливалась наводнениями и на ее стенах ежегодно отмечался наивысший уровень воды в Волге.

В 80-х годах ХIХ века городской Думой было рассмотрено предложение Петра Владимировича Алабина о постройке «в более изящной форме» новой часовни Святого Алексия. Закладка часовни по проекту архитектора А.А. Щербачева состоялась 15 июля 1988 года. 6 мая 1890 года на часовне был установлен крест, а 1 октября состоялось освящение и открытие для молитвенного посещения.

Имя Алексия было запечатлено в названиях Самарских Церквей. Так, бывшая Церковь во имя Успения Божией Матери, называлась в народе Церковью Алексия митрополита. В мужском Преображенском монастыре находилась Церковь во имя Преображения Господня с приделом митрополита Алексия. Но она сгорела в пожаре 1807 года. В 1828 году был построен каменный Успенский храм с приделом Алексия.

В наши дни в Самарском Покровском Кафедральном соборе тщательно сберегается фреска: «Святитель Алексий Московский и всея Руси чудотворец», где святой изображен в полный рост с посохом в левой руке и с поднятой для благословения правой рукой.

Существовали и иные памятники Небесному Покровителю Самары. Так, в 1871 году был открыт детский приют для 60 мальчиков, построенный на пожертвования по подписке и наименованный Алексеевским. Среди жертвователей значилась Государыня Императрица, внесшая 800 рублей, а посетившие Самару Государь Александр II c наследником цесаревичем Александром III пожаловали на приют 3000 рублей.

В приюте существовала школа, где мальчики «учатся Закону Божию, чтению, письму, русской истории, арифметике и приучаются к шитью на себя белья и одежды». Царственные особы тогда положили по кирпичу в строящийся в Самаре по проекту архитектора Э.И. Жибера Кафедральный собор. Собор в 1888 году был освящен во имя Воскресения Господня и имел приделы: правый - во имя Иосифа Песнопевца, левый - во имя митрополита Алексия. Также в Самаре существовало основанное в 1892 году православное братство во имя Святителя Алексия, которое ныне возрождено, как возрождена и его часовня на берегу Волги у Речного вокзала. Там стоит он, изваянный в камне рядом с собеседником и другом преподобным Сергием Радонежским. А из часовни слышится тихое пение: «пели тропарь Алексию, великому заступнику земли русской, державшему кормило не только церкви, но и царства, который щитом веры отражал Орду и умирял князей, руководителя юного Димитрия до славного имени Донского».




Заключение


Православные праздники представляют собой результат длительной эволюции и синтеза религиозных канонов и традиций чествования центральных «персонажей» христианской религии - Иисуса Христа, Пресвятой Богородицы, Иоанна Предтеча, Архангела Михаила и многих других святых.

Эти праздники всегда отмечались в установленную дату и по особым правилам. Каждый из них имеет свою предысторию, а сюжет записан в священных книгах - Библии, евангелиях, апокрифах.

Православные праздники - это не только торжественное событие жизни верующих, в первую очередь, это день воспоминания главных событий христианской религии, это средство укрепления своей веры в Бога. Проходя обряды очищения перед праздниками, верующие люди становятся духовно чистыми, повышается уровень их нравственности.




Список литературы


1. Алмазов С.Ф., Питерский П.Я. Праздники православной церкви. М: Госполитиздат., 1996. С. 254.

2. Бондаренко Э.О. Праздники христианской Руси. К. 1993. С. 479.

. Курочкин М.В. Введение в историю религий: Учебное пособие для студентов I курса Исторического факультета. Сам.: ООО «Изд. АсГард», 2008. С. 632.

. О святителе Алексии Московском