Повышение объема продаж предприятия на основе анализа рынка сбыта (на примере ООО 'Туристическая компания 'ЭдемТур')

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Туризм
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    38,77 Кб
  • Опубликовано:
    2015-09-14
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Повышение объема продаж предприятия на основе анализа рынка сбыта (на примере ООО 'Туристическая компания 'ЭдемТур')















Повышение объема продаж предприятия на основе анализа рынка сбыта












Самара 2014

Содержание

Введение

. Теоретические основы анализа рынка сбыта и объемов продаж туристических услуг

.1 Сущность и структура рынка сбыта туристских услуг

.2 Каналы сбыта туристских услуг

.3 Методика анализа рынка сбыта и объема продаж

. Анализ результатов деятельности ООО «Туристическая компания «ЭдемТур»

.1 Организационно-экономическая характеристика

.2 Анализ финансово-хозяйственной деятельности

.3 Анализ рынка сбыта и объемов продаж туристических услуг

. Разработка мероприятий по повышению объемов продаж ООО «Туристическая компания «ЭдемТур»

.1 Направления повышения объемов продаж

.2 Мероприятия по открытию дополнительного офиса

.3 Экономический эффект от предложенных мероприятий

Заключение

Список использованных источников

Приложения

Введение

Туризм - сложный социально - культурный и экономический феномен современности. В настоящее время является весьма интенсивно развивающейся отраслью. Почти любой запрос туриста может быть удовлетворен. Однако, учитывая важность качественной подготовки и проведения обслуживания, нельзя не признать и большое значение грамотного продвижения и сбыта туристской продукции. Непроданный вовремя турпродукт навсегда теряется во времени и не имеет отложенной продажи. Поэтому именно в туризме актуальны вопросы квалифицированной деятельности в области сбыта туристских услуг.

Туристу сегодня достаточно трудно сориентироваться в огромном количестве туристских предложений, как по направлениям, так и по содержанию, особенно учитывая, что он выбирает обслуживание заочно, находясь вдалеке от предполагаемого места отдыха. Помощником ему в этом служит деятельность туроператоров. Эти туристские предприятия не только формируют комплексные пакеты туров, состоящие из определенного набора услуг, но и реализуют его туристам посредством сбыта, помогая при этом туристу сделать верный выбор из большого разнообразия туристских путешествий и отдыха.

При современном уровне товарно-денежных отношений существует высокая степень разделения труда. Поэтому реализация производителями услуг результатов своей деятельности зачастую уже немыслима без участия посредников. На туристском рынке ими являются рецептивные, инициативные, оптовые туроператоры и турагенты, входящие в современную систему сбыта туристского продукта.

Организация сбыта туристских услуг от их производителей к потребителям-туристам, находящимся между собой чаще всего весьма на приличном географическом отдалении, - задача деятельности крупных туроператорских фирм и целой сети турагентств, расположенных почти во всех городах мира.

Актуальность темы заключается в следующем: в современных условиях каждая организация, решает задачи сбыта услуг. Разработка мероприятий по расширению рынка сбыта услуг является неотъемлемой частью организации сбыта услуг на предприятиях, создает конкурентное преимущество одной компании над другими, позволяет сохранять и усиливать позиции организации на рынке.

Целью данной работы является разработка мероприятий по расширению рынка сбыта услуг организации на примере ООО «Туристическая компания «ЭдемТур».

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

) определить теоретические основы анализа объема продаж и сбыта туристских услуг;

) дать организационно-экономическую характеристику предприятия;

) провести анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия;

) провести анализ рынка сбыта и объемов продаж;

) разработать мероприятия по увеличению объемов продаж.

Объектом исследования является - туристическая организация

ООО «Туристическая компания «ЭдемТур».

Предметом данной работы является рынок сбыта и объемов продаж компании.

Для раскрытия теоретической части работы использовались материалы учебной литературы и периодических изданий. Информационную базу составила бухгалтерская отчетность ООО «Туристическая компания «ЭдемТур» за последние три года (2011-2013 годы).

1. Теоретические основы анализа рынка сбыта и объемов продаж туристических услуг

.1 Сущность и структура рынка сбыта туристических услуг

Услуга в туризме - это основная часть процесса и результата деятельности туристских фирм при создании туристского продукта. Туристская услуга есть не что иное как целесообразная деятельность туристской фирмы по удовлетворению потребностей клиента. Так как туристские услуги оказываются не в единственном числе, правомерно говорить о турпродукте как о комплексе туристских услуг. И только приобретя весь комплекс услуг, турист получает право на осуществление тура[5].

Услуга возникает в процессе ее потребления и не существует сама по себе. Это ее главное отличие от товара.

Прежде чем говорить о рынке сбыта туристских услуг, определим понятие сбыта.

Сбыт в широком смысле слова - это все операции с момента выхода товара за ворота предприятия до момента передачи купленного товара покупателю. В узком понимании сбыт - это только конечная операция, то есть деловое общение, контакты продавца с покупателем, все же остальные операции относятся к товародвижению [30].

Под рынком сбыта услуг принято понимать систему отношений купли-продажи между экономически свободными продавцами и покупателями. Рынок сбыта услуг не похож на другие рынки в основном по двум причинам:

услуга не существует до момента ее предоставления, а значит, невозможны сравнение и оценка услуг до их получения, поскольку сравнивать можно только ожидаемые и полученные выгоды;

услуге присуща высокая степень неопределенности, что ставит клиента в невыгодное положение, а продавцам затрудняет продвижение услуг на рынок [30].

Туристский рынок сбыта является достаточно специфичным элементом рынка сбыта услуг и ему присущи специфические особенности, не проявляющиеся в других отраслях сферы сервиса (к примеру, сезонность в предоставлении туристских услуг). Рынок будет эффективно функционировать только при соблюдении следующих условий:

свободная конкуренция, при которой все участники рынка стремятся достичь своих целей (продать товар с максимальной прибылью или купить его с минимальными затратами);

наличие основных правил в области качества и безопасности выпускаемого продукта и оказываемых услуг; свободный выбор потребителя.

Более полно туристский рынок можно определить как сферу реализации туристского продукта и экономических отношений, возникающих между его покупателями и продавцами, то есть между туристом, турагентством, туроператором[8].

Субъектами туристского рынка считаются:

- турист - потребитель туристского продукта, любое физическое лицо, использующее, приобретающее либо имеющее намерение приобрести туристские услуги для личного использования;

-.туроператор.-.субъект предпринимательской деятельности и туристского рынка, осуществляющий деятельность по планированию, разработке, продвижению и реализации туристского продукта;

турагент - предприятие или физическое лицо, функции розничной продажи туристских услуг туристам или корпоративным клиентам;

контрагент - юридическое или физическое лицо, исполнитель туристских услуг в стране или регионе временного пребывания, действующий в соответствии с законодательством страны приема и международными соглашениями [2].

Особо следует отметить, что для нормального функционирования туристского рынка и эффективного взаимодействия его субъектов требуется соответствующая инфраструктура. Под инфраструктурой рынка понимают совокупность предприятий, организаций и служб, способствующих реализации экономических, хозяйственных и других отношений между основными субъектами.

Туристский рынок представляет собой экономическую систему взаимодействия четырех основных элементов: туристского спроса, предложения туристского продукта, цены и конкуренции.

Спрос на туристский продукт - форма проявления потребности населения в туристском продукте, обеспеченная денежными средствами.

Предложение на туристском рынке - это вся масса предназначенных для продажи туров, услуг туризма и товаров туристско-сувенирного назначения [14].

Конкуренция - взаимная борьба предпринимателей за наилучшее положение на туристском рынке.

Особенности туристского рынка определяются основными особенностями туристских услуг, а именно:

туристские услуги неосязаемы, следовательно важны надежность туристского продукта, гарантия предоставления заранее оплаченных услуг обещанного уровня и качества, то есть информация и содержание туристского продукта должны соответствовать, необходима исчерпывающая информация для туристов о потребительских свойствах тура;

туристские услуги теряют свою ценность по истечении времени - здесь имеет значение оперативность информации и работа с заказом клиента, а также гибкое ценообразование, регулирующее на изменение спроса и стимулирующее продажу;

качество отдельных услуг в составе тура может меняться, поэтому нужны разделение цен по качеству услуг, заменяемость и вариативность обслуживания;

при реализации туристского продукта факт оплаты и факт его потребления различны, поэтому здесь важны надежность продукта и каналов его продвижения, ответственность фирмы, реализующей продукт[22].

Для туристского рынка характерны сезонные колебания спроса туристов, причем они различны для различных видов туризма. Развитие несезонных форм отдыха, обеспечение полноценного отдыха в несезонные периоды, умелое использование материальной базы под различны виды туризма - все это помогает снизить сезонные потери туристской фирмы и увеличить сбыт.

Туристский рынок характеризуется емкостью, то есть способность реализовать определенный объем туристского продукта при существующих ценах и предложении в течении определенного промежутка времени. Выражается в натуральных и стоимостных показателях. Изменение каждого фактора влияет на саму емкость рынка [2].

Емкость рынка зависит от степени освоения данного рынка, изменения экономической конъюнктуры, эластичности спроса, качества товара, затрат на рекламу и уровня цен. В каждый момент времени рынок имеет определенности количественную и качественную, то есть объем рынка выражается в натуральных и стоимостных показателях продаваемых и покупаемых товаров.

Существует два уровня емкости рынка, которые следует различать: потенциальный и реальный. Действительной емкостью рынка является первый уровень. Потенциальный уровень определяется общественными и личными потребностями, отражает адекватный им объем реализации товаров. Реальная емкость рынка может и не соответствовать его потенциальной емкости.

Потенциальная емкость - это максимально возможный объем продаж, когда все потенциальные потребители приобретают товар, исходя из максимально возможного уровня его потребления.

Реальная емкость - реальный (прогнозный) объем продаж анализируемого товара (услуги).

Механизм функционирования рынка сбыта туристских услуг - система действий экономических рычагов для сбалансирования спроса и переложения на туристский продукт. Механизм функционирования рынка изображен на рисунке 1.1.

Рисунок 1.1. Механизм функционирования рынка

Исходя из вышесказанного, рынок сбыта туристских услуг представляет собой сферу реализации туристского продукта и экономических отношений, которые возникают между продавцами и покупателями (туроператорами, турагентствами и туристами), следовательно, субъектами рынка являются турагенты, туроператоры и туристы. Рынок сбыта туристских услуг является специфичным элементом рынка сбыта услуг и ему присущи особенности, не проявляющиеся в других сферах сервиса (так например, сезонность предоставления туристских услуг). Особенности туристского рынка определяются основными особенностями туристских услуг [2].

.2 Каналы сбыта туристских услуг

Канал сбыта (распространения) - совокупность организаций или отдельных лиц, которые принимают на себя или передают другому субъекту право собственности на конкурентный продукт или услугу на их пути от производителя к потребителю [30].

Все многообразие способов реализации туристических услуг можно разделить на два типа каналов сбыта: прямой и косвенный.

Прямые каналы сбыта обеспечивают непосредственную связь туристической организации-изготовителя с потребителем. В связи с развитием информационных технологий организации осуществляют продажу туристических услуг через глобальные компьютерные системы бронирования, Интернет и другие системы бронирования.

Варианты прямого сбытового канала:

заказы по почте;

продажи по телефону;

продажи по каталогу;

личные продажи;

собственная розничная сеть;

глобальные компьютерные системы резервирования, Интернет.

Косвенные каналы сбыта туристических услуг осуществляются через посредника. Роль посредника осуществляет туроператор, который закупает большое количество туристических услуг у производителей, формирует на их основе туристические продукты и реализует их либо самостоятельно, либо через посредников. Выделяют одно-, двух- и трехуровневые каналы (см. рисунок 1.2) [16].

На сегодня крупные туристические фирмы при осуществлении сбытовой политики используют такие каналы сбыта своей продукции:

) открытие собственного представительства, агентств в разных районах города или в других городах страны и за рубежом;

) заключение франчайзингового соглашения с независимым турагентством;

) заключение агентского соглашения, по которому стороны берут на себя определенные обязательства-ограничение;

) заключение между туристическими фирмами агентского соглашения, не имеет каких-либо ограничений.

Рисунок 1.2. Каналы сбыта

Чаще туроператоры используют разветвленную турагентскую сеть[30].

Есть три условные агентские сети туроператора:

) туроператор - турагентство - турист;

) туроператор - турагентство-оптовик - агент - турист;

) туроператор - турагентство-оптовик - турагентство - турист.

В практике деятельности туристских организаций выделяют два направления формирования каналов сбыта: внешние каналы (зарубежные) и внутренние.

Внешние каналы сбыта - это заграничные турфирмы-посредники, взявшие на себя по договору обязательства реализовывать в своей стране турпродукт или услуги предприятия, посредником которого они являются. Турпредприятия и организации используют эту посредническую схему, так как организация филиалов за рубежом влечет за собой большие валютные затраты, при этом и государственная политика каждой страны специфична. Намного удобнее работать с зарубежными организациями, имеющими хорошие позиции на местном рынке.

Внутренние каналы сбыта - это система филиалов, отделений, представительств и посреднических организаций в своей стране [9].

Большинство каналов сбыта в туризме строится по принципу вертикальных маркетинговых систем.

Вертикальная маркетинговая система (ВМС) - предполагает такие отношения между участниками канала распределения, когда производители и посредники действуют как единая система (см. рисунок 1.3).

Рисунок 1.3. Типы вертикальных маркетинговых систем

Корпоративная вертикальная маркетинговая система основана на использовании канала прямого маркетинга и подразумевает наличие у туроператора широко разветвленной собственной сети продаж. Эта сеть включает филиалы, представительства или представителей в различных регионах, способствующих более быстрому и эффективному доведению турпродукта до конечного потребителя. Создание таких систем под силу лишь очень крупным компаниям, так как их содержание требует значительных усилий и затрат. Например: в состав TEZ TOUR входит более 20 международных компаний, работающих на отправку и прием туристов [12].

Договорная вертикальная маркетинговая система подразумевает построение каналов сбыта, основанного на договорных отношениях между независимыми друг от друга участниками. Это самый распространенный тип ВМС в отечественном турбизнесе. Он позволяет участникам наиболее эффективно использовать свои преимущества (достичь хороших коммерческих результатов) при снижении общего уровня затрат на поддержание каналов сбыта.

Агентское соглашение - наиболее распространенная форма договорной ВМС. Взаимоотношения в рамках агентского соглашения строятся на основе ряда взаимных обязательств между туроператором и турагентом. Центральными статьями соглашения являются размеры, условия и сроки выплаты комиссионных. Они могут быть от 8 до 25% [12].

Особая форма договорных отношений - франчайзинг - вид отношений между рыночными субъектами, когда одна сторона (франчайзер) передаёт другой стороне (франчайзи) за плату (роялти) право на определённый вид бизнеса, используя разработанную бизнес-модель его ведения. Франшизные системы наиболее распространены в организациях питания (например, Mc Donalds) или размещения (например, Holiday Inn), где они получили название цепей (цепочек).

Управляемые ВМС - системы, где один из участников канала занимает превалирующее положение. Координация движения продукта на его пути к потребителю осуществляется благодаря размерам и мощи одного из ее участников. Например: деятельность компаний «Thomas Cook» и «American Express» [12].

Таким образом, существует несколько способов реализации туристических услуг: прямые и косвенные каналы сбыта, внутренние и внешние каналы сбыта. Эти каналы строятся по принципу вертикальных внутренних систем.

.3 Методика анализа рынка сбыта и объемов продаж

Важнейшим направлением деятельности туристской фирмы туроператора является продвижение туристского продукта по пути его дальнейшей реализации. Эта задача возлагается на сбытовую сеть, которая доводит туристский продукт от исполнителя до его потенциального потребителя.

Поскольку конечная цель коммерческой деятельности состоит, среди прочего, в том, чтобы предвидеть поведение потенциальных покупателей (туристов), а также его возможные изменения, то для правильного учета этого поведения необходимы достаточные знания, приобретаемые благодаря изучению рынка [2].

Изучение рынка - целенаправленный сбор информации о конъюнктуре рынков сбыта.

К экономическим методам изучения рынка сбыта туристских услуг относятся маркетинговые исследования. Маркетинговые исследование и их результаты способствуют эффективной адаптации деятельности организации к состоянию рынка и требованиям конечного потребителя [3].

Классическое маркетинговое исследование включает регулярное исследование рынков сбыта туристских услуг, процесс по выработке пакета документов, содержащих сведения о потенциале туристского предприятия, его взаимосвязи с внешней средой, о характере конкуренции, конкурентах на рынке, о характеристиках их производства, состояния маркетинга, коммерции и работе с потребителями.

К основным видам маркетинговых исследований относят:

исследование рынка, объектами рыночного исследования являются тенденции и процессы развития рынка, включая анализ изменения экономических, научно-технических, демографических, экологических, законодательных и других факторов, а также структура и география рынка, его емкость, динамика продаж, барьеры рынка, состояние конкуренции, сложившаяся конъюнктура, возможности и риски;

анализ макросистемы направлен на изучение условий окружающей среды;

исследование внутренней среды предприятия ставит целью определение реального уровня конкурентоспособности предприятия в результате сопоставления соответствующих факторов внешней и внутренней среды;

анализ потенциала предприятия предназначен для проверки ресурсов фирмы и их соответствия направлениям стратегического плана;

исследование потребителей позволяет определить и исследовать весь комплекс побудительных факторов, которыми руководствуются потребители при выборе товаров (доходы, социальное положение, половозрастные признаки, образование);

исследование конкурентов - получение необходимых данных для обеспечения конкурентного преимущества на рынке, а также найти пути сотрудничества и кооперации с возможными конкурентами;

исследование возможных посредников, с помощью которых предприятие будет в состоянии «присутствовать» на выбранных рынках, проводится изучение фирменной структуры рынка.

исследование услуг - определение качества услуг запросам и требованиям покупателей; а также анализ их конкурентоспособности;

исследование цены направлено на определение такого уровня и соотношения цен, который бы позволял получать наибольшую прибыль при наименьших затратах (минимизация затрат и максимизация выгоды);

исследование системы стимулирования сбыта и рекламы - преследует цель выявить как, когда и с помощью каких средств лучше стимулировать сбыт товаров, повысить авторитет товаропроизводителя на рынке, успешно осуществлять рекламные мероприятия [11].

Результатом маркетинговых исследований является создание маркетинговый информации для принятия решения в области взаимодействия субъектов маркетинговой системы.

В методике изучения рынка сбыта туристских услуг и разработки концепции маркетинга в последнее время все большую роль играют психологические методы, методы изучения мотивации покупателей.

Существуют методы свободного изучения рынка сбыта туристских услуг и методы структурированного изучения. Методы свободного изучения рынка сбыта позволяют получить первичные данные качественного характера путем проведения глубинных и полуструктурированных интервью, опросов в группах, проекционных и ассоциативных тестов, составления и анализа протоколов определенного поведения. Цель этих методов - описание и анализ мотивов, сдерживающих факторов, отношения, процесса покупки и отказа от покупки. Все эти сведения получают благодаря специальным опросам, проводимым исключительно для конкретной организации [11].

Основу методов структурированного исследования составляют опросы с помощью анкеты. В рамках структурированных исследований различают две группы: панельные исследования и специальные опросы. Существует несколько видов панелей:

массовые панели, например потребительские (членами которых выступают конечные покупатели и панели торговых посредников (мест продажи);

панели специалистов-предписантов;

специализированные панели;

небольшие панели (барометры), предназначенные для регулярных статистических опросов [22].

Опрос - метод сбора маркетинговой информации, предусматривающей письменное или устное обращение исследователей к респондентам с вопросами, содержание которых отражает изучаемую проблему.

Методы прогнозирования объема продаж можно разделить на три основные группы:

методы экспертных оценок (основываются на субъективной оценке текущего момента и перспектив развития, их целесообразно использовать для конъюнктурных оценок, особенно в случаях, когда невозможно получить непосредственную информацию о каком-либо явлении или процессе);

методы анализа и прогнозирования временных рядов;

.казуальные (причинно-следственные) методы, в основе лежит попытка найти факторы, определяющие поведение прогнозируемого показателя [22].

Основные показатели объема продаж:

валовая продукция - стоимость всей произведенной продукции и выполненных работ независимо от степени их готовности (выражается в сопоставимых ценах);

реализованная продукция - стоимость готовой продукции, оплаченной покупателям [14].

Таким образом, изучение рынка сбыта туристских услуг необходимо для того, чтобы предвидеть поведение потенциальных покупателей туристских услуг, возможное изменение этого поведения и правильного его учета при формировании сбытовой политики.

С помощью перечисленных методов получают информацию количественного и качественного характера, которая служит для описания структуры рынка и его функционирования.

туристский сбыт рынок

2. Анализ результатов деятельности ООО «Туристическая компания «ЭдемТур»

.1 Организационно-экономическая характеристика

ООО «Туристическая компания «ЭдемТур» имеет организационно-правовую форму Общество с ограниченной ответственностью, созданное в 2010 году.

ООО «Туристическая компания «ЭдемТур» имеет 1 офис в г. Белгород, который расположен в центре города, имеет хороший подъезд и место для парковки автомобилей клиентов. Внутри помещения имеются места для отдыха посетителей, предоставляются различные брошюры, проспекты и фотографии предлагаемых туров.

Юридический адрес: Россия, г. Белгород, ул. Щорса, д.18.

Основным видом деятельности ООО «Туристическая компания «ЭдемТур» является осуществление туристической деятельности как за рубежом, так и внутри Российской Федерации.

В ООО «Туристическая компания «ЭдемТур» существует линейная организационная структура. Этот вид структуры наиболее приемлем для туристической фирмы, так как она имеет небольшой штат сотрудников.

На сегодняшний день штат сотрудников фирмы составляет 5 человек. Структура кадров подразделяется на отдел управления, в состав которого входит директор и отдел туризма, состоящий из 4 менеджеров.

Во главе ООО «Туристическая компания «ЭдемТур» стоит директор. Он организовывает работу всего коллектива, несет полную ответственность за состояние компании и ее деятельность, так же в его обязанности входит проверка составленных финансовых отчетностей и другая работа, связанная с координацией финансовой деятельности компании.

Менеджеры осуществляют работу с клиентами, стимулирование сбыта услуг. Так же в их обязанности входит бронирование туров, консультация туристов по направлениям, оформление документов, бронирование авиа билетов, предоставление отчетов директору.

В структуре туристических услуг ООО «Туристическая компания «ЭДЕМ» различают основные и дополнительные.

К основным услугам относят: услуги по организации перевозки, услуги по размещению, питание туристов.

К дополнительным услугам относятся: услуги по организации экскурсий, услуги по страхованию туристов, услуги гидов, гидов-переводчиков, услуги перевозки туриста от места его пребывания в страну (место его временного пребывания) до месте размещения и обратно (трансферт), а так же любой другой перевозки в пределах страны (места временного пребывания).

ООО «Туристическая компания «ЭдемТур» осуществляет обслуживание, как туристических групп, так и индивидуальных туристов, иностранных граждан, пребывающих в Белгород, как с деловыми, так и частными целями. Налажены контакты со всеми ведущими гостиницами стран зарубежья и РФ.

Миссия ООО «Туристическая компания «ЭдемТур» - работать, расширяя рынок и удерживая лидирующие позиции, чтобы обеспечивать все большее количество туристов высококачественным отдыхом как за рубежом так и в пределах страны, с целью повышения эффективности их деятельности.

ООО «Туристическая компания «ЭдемТур» имеет линейно- организационную структуру управления, которая является самой простой иерархической структурой управления предприятием. Она характеризуется тем, что во главе каждого структурного подразделения находится руководитель-единоначальник, наделенный всеми полномочиями и осуществляющий единоличное руководство подчиненными ему работниками и сосредоточивающий в своих руках все функции управления.

На рисунке 2.1 представлена организационная структура ООО «Туристическая компания «ЭдемТур».

Рис.2.1. Организационная структура турагентства

Важным аспектом в управлении предприятием является управленческий персонал, который представляет собой совокупность работников, трудовая деятельность которых направлена на выполнение конкретных управленческих функций предприятия.

Директор турагентства стремится создать высокопрофессиональную команду из своих сотрудников, для этого он проводит следующие мероприятия:

отправляет сотрудников на курсы повышения квалификации;

посещает вместе с сотрудниками различные туристические выставки и ярмарки;

предоставляет сотрудникам за счёт турфирмы поездки в рекламные и познавательные туры, на экскурсии в познавательных целях;

.выделяет в качестве премии бесплатные путёвки отличившемся сотрудникам.

Социальная политика ООО «Туристическая компания «ЭдемТур» направлена на обеспечение комфортной работы в турагентстве, поддержание благоприятного климата в компании, сплочение сотрудников, мотивацию к коллективному труду, повышение производительности труда каждого сотрудника. Таким образом, успешное управление предприятием зависит от грамотно построенной организационной структуры и от квалифицированного персонала.

Основные показатели экономической деятельности ООО «Туристическая компания «ЭдемТур» за 2011-2013 годы представлены в таблице 2.1.

Таблица 2.1 Основные показатели экономической деятельности ООО «Туристическая компания «ЭдемТур» за 2011-2013 годы

Показатели2011г.2012г.2013 г.Абсол. откон.(+,-)Темп роста %2012 от 20112013 от 20122012/ 20112013 / 2012Выручка, тыс. руб.1036925412966-782842524,5116,7Себестоимость, тыс. руб.635312602036-509377619,8161,6Валовая прибыль, тыс. руб.40161281930-2735-35131,972,6 Прибыль (убыток) от продаж, тыс. руб.1395325591-107026623,3181,8Прибыль до налогообложения, тыс. руб.365219100-146-1196045,7Чистая прибыль (убыток), тыс. руб.29217580-117-9559,945,7Рентабельность выручки, %13,512,820-0,77,294,8156,3Чистая рентабельность выручки, %4,42,41,14-2-1,354,547,5Среднегодовая стоимость основных средств, тыс. руб.578,510818-470,5-9018,716,7Среднегодовая стоимость оборотных средств, тыс. руб.7718,58812,58767,51094-45114,299,5Среднесписочная численность работников, чел.24420200100

Проанализировав таблицу можно сделать следующие выводы: выручка предприятия существенно снизилась, в 2011 году составляла 10369 тыс. руб., в 2012 году она снизилась на 7828 тыс. руб. и составила 2541 тыс. руб., в 2011 году 2966 тыс. руб. На это повлияло сокращение объема продаж. Себестоимость также имеет тенденцию снижения, в 2011 году она составляла 6353 тыс.руб., в 2012 году снизилась до 1260 тыс. руб., в 2013 году увеличилась на 61,6% или до 2036 тыс. руб., что связано с увеличение затрат на производство.

Прибыль уменьшилась в 2012г к 2011г на 1070 тыс.руб., а в 2013г. по отношению к 2012г - увеличилась на 81,8%, что свидетельствует об увеличении потребительского спроса. Рентабельность в 2012 г упала на 0,7%, в 2013 увеличилась до 20%, что является положительной тенденцией, это говорит об увеличении эффективности производства. Поэтому можно сделать вывод, что предприятие рентабельно, платежеспособно.

.2 Анализ финансово-хозяйственной деятельности

Основными документами для проведения анализа финансовой деятельности ООО «Туристическая компания «ЭдемТур» является бухгалтерская отчетность (приложение 1, 2).

Проведем горизонтальный и вертикальный анализы бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах.

Горизонтальный анализ заключается в сопоставлении финансовых данных предприятия за два прошедших года в относительном и абсолютном виде с тем, чтобы выявить тенденции изменения статей баланса или их групп и на основании этого исчислить базисные темпы роста [10].

Горизонтальный анализ бухгалтерского баланса ООО «Туристическая компания «ЭдемТур» представлен в приложении 3.

Проведя анализ, можно сделать вывод, что актив баланса изменился следующим образом: в 2012г по отношению к 2011г уменьшился на 121 тыс. руб. (на 1,4%), в 2013г по отношению к 2012г уменьшился на 148 тыс. руб. (на 1,7%), в 2013г по отношению к 2011г уменьшился на 269 тыс. руб. (на 3%), т.е. произошло снижение общей стоимости имущества компании.

На изменение итога актива повлияли следующие показатели:

) уменьшение итога внеоборотных активов: в 2012г по отношению к 2011г на 142 тыс. руб. (на 78,8%), в 2013г по отношению к 2012г на 37 тыс. руб. (на 97,3%), в 2013г по отношению к 2011г на 179 тыс. руб. (на 99,4%). В свою очередь на изменение итога внеоборотных активов повлияло уменьшение основных средств: в 2012г по отношению к 2011г на 144 тыс. руб. (на 80%), в 2013г по отношению к 2012г на 36 тыс. руб. (на 100%), в 2013г по отношению к 2011г на 180 тыс. руб. (на 100%), что говорит о ликвидности предприятия в целом.

) итог оборотных активов, который сначала увеличился на 21 тыс. руб. (на 0,2%) в 2012г по отношению к 2011г, а затем не значительно уменьшился в 2013г по отношению к 2012г на 111 тыс.руб. (на 1,3%), в 2013г по отношению к 2011г на 90 тыс.руб. (на 1%).

На изменение итога оборотных активов повлияло: а) в 2012г по отношению к 2011г уменьшение запасов на 323 тыс. руб., значительное увеличение дебиторской задолженности на 570 тыс.руб. (19,1%); б) в 2013г по отношению к 2012г произошло увеличение запасов на 123 тыс. руб.(2,3%), уменьшение дебиторской задолженности на 617 тыс.руб. (18,9%), увеличение прочих оборотных активов на 366 тыс.руб. ( 100%); в) уменьшение запасов в 2013г по отношению к 2011г на 323 тыс.руб. (5,6%); уменьшение дебиторской задолженности на 101 тыс.руб. (3,4%), увеличение прочих оборотных активов на 290 тыс.руб.

Увеличение денежных средств свидетельствует об улучшении финансового состояния предприятия, а уменьшение дебиторской задолженности является положительной тенденцией.

На изменение пассива баланса повлияли следующие показатели:

) итог капитал и резервы увеличился: в 2012г по отношению к 2011г на 488 тыс. руб. (162.13%), в 2013г по отношению к 2011г на 406 тыс. руб. (134,8%). На его изменения повлияли следующие показатели: а) увеличение уставного капитала на 3 тыс. руб. (30%); б) увеличение резервного капитала в 2012г по отношению к 2011г на 601 тыс. руб., в 2013г по отношению к 2012г на 13 тыс.руб. (2,17%), в 2013г по отношению к 2011г на 614 тыс.руб., что свидетельствует об эффективной работе предприятия; в) уменьшение нераспределенной прибыли в 2012г по отношению к 2011г на 116 тыс. руб. (39,8%), в 2013г по отношению к 2012г на 95 тыс.руб. (54,2%), в 2013 г по отношению к 2011г на 211 тыс. руб. (72,5%), что является не благоприятной тенденцией;

) итог долгосрочных обязательств уменьшился: в 2013г по отношению к 2011г на 763 тыс. руб. (99%). Это произошло за счет уменьшения заемных средств в 2012 г на 770 тыс. руб. (100%).

) итог краткосрочных обязательств увеличился, что влечет за собой уменьшение ее оборачиваемости: на 88 тыс.руб. в 2013г по отношению к 2011г , за счет увеличение заемных средств 269 тыс. руб. (23%) в период 2013/2011гг и уменьшения кредиторской задолженности на 208 тыс. руб.(3,14%).

Проведем горизонтальный анализ отчета о финансовых результатах ООО «Туристическая компания «ЭдемТур» представленный в таблице 2.2.

Таблица 2.2 Горизонтальный анализ отчета о финансовых результатах ООО «Туристическая компания «ЭдемТур» за 2011-2013гг

Показатели 201120122013Абсол. отклон. +/-Относит. отклон. %2012/ 20112013/ 20122013/ 20112012/ 20112013/ 20122013/ 2011Выручка1036925412966-7828425-740324,5116,728,6Себестоимость продаж6353126020365093-776431719,8161,632,1Валовая прибыль (убыток)40161281930-2735-351-308631,972,623,1Управленческие расходы26219563391665617228236,535,412,9Прочие доходы723476150-247-326-57365,831,520,7Прочие расходы17535826411171-59111233,2110,236,6Прибыль до налогообложения365219100-146-119-2656045,727,4Текущий налог на прибыль73442029245360,345,427,4Чистая прибыль (убыток)29217580-117-95-21259,945,727,4

Проведя горизонтальный анализ отчета о финансовых результатах можно сделать следующие выводы: прибыль от продаж сократилась с 1395 тыс. руб. в 2011 году до 591 тыс. руб. в 2013 году или на 57,7%, в первую очередь за счет снижения выручки предприятия с 10369 тыс. руб. в 2011 году до 2966 тыс.руб. в 2013 году, т.е. на 71,4%, также за счет уменьшения управленческих расходов на 87% в 2013 году относительно 2011 года.

Прибыль до налогообложения также сократилась, в первую очередь благодаря уменьшению прибыли от продаж на 1070 тыс. руб. (на 76,7%) в 2012 году по отношению к 2011 году, не значительное ее увеличение произошло в 2013 году на 266 тыс. руб., в итоге она уменьшилась на 804 тыс.руб. (на 57,6%) в 2013 году по отношению к 2011 году.

Чистая прибыль также уменьшилась за анализируемый период времени на 117 тыс. руб. или на 41,1% в 2012 году по отношению к 2011 году и на 95 тыс. руб. или на 55,3% в 2013 году по сравнению с 2012 годом, а в 2013 году по отношению к 2011 году чистая прибыль сократилась на 212 тыс. руб.

Подводя итог анализа финансовых результатов предприятия по данным отчета о финансовых результатах, можно констатировать снижение всех ее финансовых результатов в отчетном периоде по сравнению с данными прошлого года в большей или меньшей степени, что является, безусловно, негативным явлением, что говорит о недостаточной успешности финансово-хозяйственной деятельности данной компании в отчетном году.

Вертикальный анализ дает представление о структуре средств предприятия и их источников, выраженных не в абсолютных единицах, а в долях либо в процентах. За единицу, или 100 %, принимается валюта баланса, и каждый абсолютный показатель рассчитывается либо в долях, либо в процентах по отношению к итоговому показателю баланса [10].

Вертикальный анализ бухгалтерского баланса ООО «Туристическая компания «ЭдемТур», за период 2011-2013гг. представлен в приложении 4.

Проведя вертикальный анализ бухгалтерского баланса ООО «Туристическая компания «ЭдемТур», за период 2011-2013гг можно сделать вывод, что наибольший удельный вес в активе баланса в 98% принадлежит оборотным активам. Прослеживает тенденция увеличения доли этого вида активов, что способствует мобилизации активов и ускорению оборачиваемости средств. Наибольший удельный вес оборотных активов принадлежит запасам 63,5% в 2011 году, в 2012 году -59,4 %, в 2013 году 61,8%, что снижает платежеспособность компании без увеличения объемов продаж. Также в составе оборотных активов дебиторская задолженность имеет удельный вес 33,2% в 2011 году, в 2012 году 40,1%, в 2013 году 33%. Высокая доля дебиторской задолженности и низкий уровень денежных средств, удельный вес которых менее 1%, говорят преимущественно о продажах с отсрочкой и проблемах с оплатой. Поскольку уменьшение дебиторской задолженности происходит на фоне увеличения выручки, то это говорит о том, что часть товара оплачивает по предоплате и произошло сокращение дней отсрочки.

В структуре пассива наибольший удельный вес занимают краткосрочные обязательства 88% в 2011 году, в 2012 году 91%, в 2013 году 91,8%. Преобладание краткосрочных заимствований повышает риск утраты финансовой устойчивости предприятия. Преобладает значительный удельный вес кредиторской задолженности в части краткосрочных обязательств в 2011 году 73,7%, в 2012 году 74,4% , в 2013 году 73,6%.

Увеличение удельного веса собственного капитала в общей величине капитала способствует росту финансовой устойчивости предприятия в 2011 году 3,3%, в 2012 году 8,9%, в 2013 году 8,1%.

Таким образом, предприятие работоспособно и имеет тенденцию финансовой неустойчивости.

Далее, проведем вертикальный анализ отчета о финансовых результатах ООО «Туристическая компания «ЭдемТур», который представлен в таблице 2.3.

Проведя вертикальный анализ отчета о финансовых результатах ООО «Туристическая компания «ЭДЕМ» можно сделать следующие выводы, что в отчете наименьший удельный вес занимает текущий налог на прибыль в 2011 году 0,7%, в 2012 году происходит снижение до -1,73%, в 2013 году составил -0,67%. Также малый удельный вес в структуре имеет чистая прибыль, которая составила в 2011 году 2,81%, в 2012 году 6,88%, а в 2013 году снова снизилась до 2,69% или на 4,3%.

Таблица 2.3 Вертикальный анализ отчета о финансовых результатах ООО «Туристическая компания «ЭдемТур»

Показатели201120122013Абсол. отклон. +/-Относит. отклон. %2012/ 20112013/ 20122013/ 20112012/ 20112013/ 20122013/ 2011Себестоимость продаж61,2649,5868,6411,68-19,06-7,3880,9138,4112,1Валовая прибыль (убыток)38,7350,4131,3511,68-19,06-7,38130,262,280,2Управленческие расходы25,2737,6211,42-12,3526,213,85148,930,445,2Прибыль (убыток) от продаж14,4512,7919,92-1,667,135,4788,5155,7137,8Прочие доходы6,9718,735,0511,76-13,68-1,92268,726,972,4Прочие расходы16,922,921,61-61,29-4,71135,594,3127,8Прибыль (убыток) до налогообложения3,528,613,375,09-5,24-0,15244,639,195,7Текущий налог на прибыль0,71,730,67-2,431,06-1,37-247,238,7-95,7Чистая прибыль (убыток)2,816,882,694,07-4,19-0,12244,839,195,7

Удельный вес прибыли от продаж увеличился с 14,45% в 2011 году до 19,92% в 2013 году. Валовая прибыль также имеет тенденцию снижения удельного веса на 20% в 2013 году по сравнению с 2011 годом, т.е. с 38,7% до 31,35%.

В 2012 году произошло увеличение удельного веса большей части показателей в 1,5-2 раза.

Значительный удельный вес занимает себестоимость продаж, прослеживается тенденция ее увеличения с 2011 года с 61,26%, до 68,64% в 2013 году, что говорит о снижении прибыли предприятия и уровня рентабельности.

Итак, предприятие является рентабельным, платежеспособным, ликвидным, однако прослеживается снижение данных показателей, что говорит о нестабильной финансовой устойчивости [17].


Таблица 2.4 Группировка активов предприятия ООО «Туристическая компания «ЭдемТур» по степени ликвидности и пассивов по срокам оплаты для анализа ликвидности баланса в 2011-2013гг.

Группа2011г тыс. руб.2012г тыс. руб.2013г тыс. руб.Группа2011г тыс. руб.2012г тыс. руб.2013г тыс. руб.А1. Наиболее ликвидные активы32574П1. Наиболее срочные обязательства662565936417А2. Быстро реализуемые активы306035543249П2.Краткосрочные пассивы128614771582А3.Медленно реализуемые активы571052645389П3.Долгосрочные пассивы77027А4. Трудно реализуемые активы180381П4.Постоянные пассивы301789707Баланс898288618713Баланс898288618713

Сгруппировав активы по степени ликвидности и пассивы по срокам оплаты, получим следующие неравенства:

) в 2011 году: А1 < П1- не выполняется;

А2 > П2 - выполняется;

А3 > П3 - выполняется;

А4 < П4 - выполняется.

) в 2012 году: А1 < П1- не выполняется;

А2 > П2 - выполняется;

А3 > П3 - выполняется;

А4 < П4 - выполняется.

3) в 2013 году: А1 < П1- не выполняется;

А2 > П2 - выполняется;

А3 > П3 - выполняется;

А4 < П4 - выполняется.

Из чего можно сделать вывод, что ликвидность баланс не является абсолютной, поскольку выполняется три из четырех неравенств. На протяжении анализируемого периода наиболее ликвидные активы (А1) были меньше наиболее срочных обязательств (П1), что говорит об увеличении кредиторской задолженности.

Выполнение неравенства А2 > П2, показывает, что быстро реализуемые активы превышают краткосрочные пассивы и организация может быть платежеспособной в недалеком будущем с учетом своевременных расчетов с кредиторами, получения средств от продажи продукции в кредит.

Выполнение неравенства А3 > П3, показывает, что в будущем при своевременном поступлении денежных средств от продаж и платежей организация может быть платежеспособной на период, равный средней продолжительности одного оборота оборотных средств после даты составления баланса.

Выполнение неравенства А4 < П4 свидетельствует о соблюдении минимального условия финансовой устойчивости организации, наличия у нее собственных оборотных средств[19].

Чтобы более точно определить ликвидность баланса, проведем анализ ликвидности баланса предприятия ООО «Туристическая компания «ЭдемТур» (см. табл.2.5).

Таблица 2.5 Анализ относительных показателей, характеризующих ликвидность баланса предприятия ООО «Туристическая компания «ЭдемТур»

ПоказательГодыАбсол. отклонениеТемп роста, %2011201220132012/ 20112013/ 20122013/ 20112012/ 20112013/ 2012 2013/ 2011Общий показатель ликвидности0,430,450,460,020,010,03104,6102,2107Коэффициент текущей ликвидности1,11,091,08-0,01-0,01-0,0299,199,198,2Коэффициент критической ликвидности0,390,440,410,05-0,030,02112,893,2105,1Коэффициент абсолютной ликвидности0,0040,0060,0090,0020,0030,005150150225Коэффициент обеспеченности оборотными активами0,110,080,07-0,03-0,01-0,0472,787,563,6Коэффициент утраты платежеспособности0,530,540,530,01-0,010101,898,1100

Проведя анализ, можно сделать следующие выводы:

общий показатель ликвидности > 0,2, что говорит о ликвидности баланса;

коэффициент текущей ликвидности >1, что говорит о способности предприятия погашать свои краткосрочные обязательства, за счет оборотных активов;

коэффициент критической ликвидности < 0,7, это говорит о том, что предприятие не сможет полностью погасить текущие обязательства, в том случае если положение будет критическим;

коэффициент абсолютной ликвидности < 0,2, показывает, что предприятие не в состоянии оплатить немедленно обязательства за счет денежных средств, каждый день подлежат погашению от 4% в 2011году до 9% в 2013 году краткосрочных обязательств предприятия;

коэффициент обеспеченности оборотных активов в 2011 году составлял нормативное значение > 0,1, в последующих годах он стал меньше, но это показывает достаточность у организации собственных средств для финансирования текущей деятельности;

коэффициент утраты платежеспособности < 1, это свидетельствует о том, что при сохранении сложившейся отрицательной динамике коэффициента текущей ликвидности в течение 3-х месяцев, организация имеет реальную угрозу потере платежеспособности [17].

Для более полного представления о финансовой устойчивости предприятия проведем анализ уровня финансовой устойчивости с помощью таких показателей как: коэффициент финансирования, коэффициент автономии, коэффициент финансовой зависимости, коэффициент финансовой устойчивости, коэффициент финансового рычага, коэффициент маневренности собственного капитала, коэффициент постоянного актива, коэффициент инвестирования.

Коэффициенты финансовой устойчивости ООО «Туристическая компания «ЭдемТур» представлены и проанализированы в таблице 2.6.

Таблица 2.6 Анализ коэффициентов, характеризующих уровень финансовой устойчивости предприятия ООО «Туристическая компания «ЭдемТур» за период 2011-2013гг

ПоказательГодыАбс. отклонениеТемп роста, %2011201220132012/ 2011 2013/ 2012 2013/ 2011 2012 / 2011 2013/ 20122013/2011Коэффициент финансирования0,030,090,080,06-0,010,0530088,9266,7Коэффициент автономии0,030,090,080,06-0,010,0530088,9266,7Коэффициент финансовой зависимости0,960,910,92-0,050,01-0,0494,8101,195,8Коэффициент финансовой устойчивости0,110,090,08-0,02-0,01-0,0381,888,972,7Коэффициент финансового рычага28,810,211,3-18,61,1-17,535,4110,839,2Коэффициент маневренности собственного капитала2,90,91-20,1-1,93111134,5Коэффициент постоянного актива1,90,040,011,94-0,051,89-2,1-250,5Коэффициент инвестирования 1,720,770719686,3705,31217,63415,54158,8

Проведя анализ, можно сделать следующие выводы: коэффициент финансирования меньше 1, это говорит о том, что большая часть имущества предприятия сформирована за счет заемных средств, что также подтверждает коэффициент автономии, чем меньше значение коэффициента, тем в большей степени организация зависима от заемных источников финансирование, тем менее устойчивое у нее финансовое положение, об этом говорит и коэффициент финансовой устойчивости.

Коэффициент финансовой зависимости выше нормы (0,5-0,7),что свидетельствует о зависимости организации от кредиторов. Однако предприятие может поддерживать уровень собственного оборотного капитала и пополнять оборотные средства в случае необходимости за счет собственных источников, это показывает коэффициент маневренности собственного капитала, который > 0,5.

Коэффициент постоянного актива показывает, что у предприятия недостаточно собственных средств для покрытия внеоборотных активов (показатели отрицательные).

Проведем анализ коэффициентов рентабельности ООО «Туристическая компания «ЭдемТур», представленный в таблице 2.7.

Таблица 2.7 Анализ коэффициентов рентабельности ООО «Туристическая компания «ЭдемТур» за период 2011-2013гг.

ПоказательГодыАбсол. отклонениеОтнос.отклонение, %2011201220132012/20112013/20122012/20112013/2012Коэффициент рентабельности активов0,040,020,01-0,02-0,015050Коэффициент рентабельности собственного капитала 1,860,320,11-1,54-0,2117,234,3Коэффициент рентабельности заемного капитала0,170,030,07-0,140,0417,6233,3Коэффициент рентабельности расходов по обычным видам деятельности 0,310,210,6-0,10,3967,7285,7Коэффициент рентабельности совокупных расходов0,060,110,080,05-0,03183,3372,73Коэффициент рентабельности продаж0,130,120,19-0,010,0792,31158,33Коэффициент валовой рентабельности0,380,50,310,12-0,19131,5862,00

Все показатели рентабельности имеют нормативное значение, что говорит о рентабельности предприятия. Коэффициент рентабельности активов характеризует, сколько чистой прибыли предприятия приходится на 1 рубль активов, а именно в 2011г - 0,04, в 2012 г - 0,02, в 2013г - 0,01.

Коэффициент рентабельности собственного капитала показывает прибыльность оборотных активов, то есть, сколько прибыли приносит единица оборотных активов, а именно в 2011г - 1,86, в 2012г - 0,32, в 2013г - 0,11. Коэффициент рентабельности заемного капитала показывает, сколько прибыли будет приходиться на заемный капитал, а именно в 2011г - 0,17, в 2012г - 0,03, в 2013г - 0,07.

Коэффициент рентабельности расходов определяет, сколько рублей приходится на 1 рубль реализованной продукции предприятия, а именно в 2011г - 0,13, в 2012г - 0,21, в 2013г - 0,6. Коэффициент рентабельности продаж показывает прибыльность от продажи основной продукции предприятия, а именно в 2011г - 0,13, в 2012г - 0,12, в 2013г - 0,19. Коэффициент валовой рентабельности определяет, сколько рублей валовой продукции создается на 1 рубль проданной и реализованной продукции, а именно в 2011г - 0,38, в 2012г - 0,5, в 2013г - 0,31.

В общем можно сделать вывод, что в целом предприятие платежеспособно, рентабельно и имеет ликвидный баланс. Однако, большая часть имущества сформирована за счет заемных средств. Погашает краткосрочные обязательства за счет оборотных активов. Предприятие имеет угрозу потери платежеспособности при сохранении сложившейся динамики.

2.3 Анализ рынков сбыта туристских услуг и объемов продаж предприятия

Изучение рынка для предприятия (фирмы) начинается с определения сегмента рынка. Сегмент рынка - это особым образом выделенная часть рынка, группа потребителей, продуктов или предприятий, обладающих определенными общими признаками.

Цель сегментирования рынка - выявить наиболее важные для каждой группы потребителей потребности в товарах и сориентировать свою политику на удовлетворение спроса [30].

Для рынка туристических фирм характерен выбор следующих сегментов: географический, уровень доходов, социально - демографический. Финансовое положение (уровень дохода) человека напрямую зависит выбора фирмы, маршрута, ни говоря о том, что люди низшего класса в большинстве своем предпочитают не пользоваться услугами туристических фирм, выезжая «дикарем» или не покидая пределов городской черты [9]. Туризм в настоящее время стал привилегией в основном среднего и высшего классов. Эти классы соответственно выбирают места отдыха исходя из финансового положения и престижа (таблица 2.8).

Таблица 2.8 Выбор направлений отдыха в зависимости от класса потребителя

НаправленияКласс потребителейВысшийСреднийНиже среднегоОстровные курорты+--Австралия+--Южная Европа+++Северная Европа++-Латинская Америка+--Азия+++США+--Юг России-++В таблице указаны возможности каждого из классов, но есть и оговорки. Высший класс из интересов престижа выбирает островные, экзотические курорты, но и возможность побывать на юге России у него есть.

Потенциальные клиенты со средним доходом предпочитают выбирать недорогой отдых за границей. Для них идеально подходят групповые туры в Турцию, Египет (где отдых в полтора раза дешевле, чем в Сочи), с установленными сроками выезда, стандартной программой и добротным сервисом.

Туристы с уровнем дохода выше среднего, любят отдыхать на островах таких как Канарские, Мальдивские, страна Латинской Америки, это еще и более престижно. Они выбирают индивидуальный отдых и часто заказывают дополнительные услуги (аренда автомобиля, яхты, посещение какого - то определенного ресторана и т. д.)., для таких потребителей уровень сервиса играет первоочередное значение, вытесняя на второе место цену путевки. На какие деньги отдельные группы потребителей покупают путевки. Те, чей уровень дохода выше среднего покупают путевку на деньги, предназначенные на текущие расходы.

Люди со средним достатком, как правило, копят деньги на отдых, они заранее знают сколько и на что они хотят потратить. Именно эта часть населения позволяет прогнозировать спрос на срок до года, причем половина из них имеют отпуск, как правило, летом [12].

Затем выбирается возрастной критерий. Выделяют пять критериев: до 17 лет, с 17 до 27, от 27 до 35, от 35 до 50 и от 50 и более. Но согласно статистическим данным гораздо чаще в международные поездки отправляются люди в возрастном промежутке от 17 до 50 лет, поскольку детский туризм не развит и сложен с организационной точки зрения, а пожилые люди ищут более спокойной жизни. Они как правило редко покидают пределы России, что является чисто российским феноменом, в других странах пенсионеры - самый обширный сегмент туристического рынка.

Из выбранного возрастного диапазона разделяют три группы: с 17 до 27, от 27 - 35, от 35 -50 лет. Эти группы весьма неоднородны по предъявляемым требованиям к туристическому продукту, причем критерием является цель поездки. Самые молодые 17-27 лет чаще выезжают за границу на учебы, работу.

Возрастная группа 27 -35 лет можно охарактеризовать, как «стандартная группа», с ней удобнее всего работать, она более устойчива. Это люди, находящиеся на уже относительно стабильном жизненном этапе, с довольно постоянными и «усредненными» требованиями - имеется в виду, что эта группа является репрезентативной по отношению ко всему количеству потенциальных туристов в возрасте от 17 до 50 лет.

Третья группа - от 35 до 50 лет - характеризуется повышенным интересом к таким целям поездки, как лечение и деловые встречи. Более детально сегментировать бессмысленно из-за малочисленности потенциальных туристов [2].

На рынке туристических фирм г. Белгорода, находится свыше 100 фирм. В данной работе хотелось бы остановится на трех туристических фирмах-конкурентах ООО «Туристической компании «ЭдемТур»: ООО «Белогорье-тур», ООО «Ника Тур», Уполномоченное Агентство «Tez Tour».

Таблица 2.9. Характеристика предоставляемых услуг конкурентов

Название предприятия-конкурентаВиды конкурентной продукцииУполномоченное Агентство «Tez Tour»- специализируется на за рубежном отдыхе; - пляжный отдых; - экскурсионно-познавательный отдых; - круизы; - VIP услуги; - свадебные пакеты; - горнолыжный отдых; - детский отдых; - бронирование авиа билетов; - визовая поддержка туристов.ООО «Ника Тур»- автобусные туры по России; - экскурсионные туры по России и области; - пляжный отдых за рубежом; - оздоровительный туризм; - бронирование авиа билетов, заказ автобусов.ООО «Белогорье-тур»- горящие туры; - экзотические и VIP туры; - экскурсионные туры по Европе и России; - праздничные и событийные туры; - свадебные туры; - оздоровительные туры; - детский отдых.

Уполномоченное Агентство «Tez Tour» находится на рынке г.Белгорода около 7 лет. Имеет несколько офисов по городу. В Белгороде головной офис находится Гражданский проспект, 23, офис 1.; филиалы - Свято-Троицкий бульвар, 5, ул. Щорса, 48. Штат около 16 человек. Компания имеет тенденцию к расширению. Имеет свою постоянную клиентскую базу, систему скидок. Имеет большой объем рекламы по телевизору, в различных специализированных и неспециализированных изданиях, наружная реклама. Выпускает фирменные сувениры.

ООО «Ника Тур» на рынке г.Белгорода находится около 8 лет. Офисы фирмы находятся по адресу: ул. Губкина, 17, ул. Конева, 2. Штат около 10 человек. Работает турагентом. Занимается продажей туров, оформлением виз, бронирование гостиниц, продажа авиа билетов. Отправляет туристов практически по всем направлениям. Активно занимается турами по России и Белгородской области. Активно рекламируется в средствах массовой информации: на телевидении, на радио, в печатных изданиях, в справочниках, в специализированной литературе. Выпускает сувениры с названиями фирмы. Имеет тенденцию к расширению.

ООО «Белогорье-тур» на рынке г.Белгорода 10 лет. Компания основана в 2005 году, в целях расширения сфер деятельности риэлтерской фирмы ООО «Недвижимость БЕЛОГОРЬЯ». Офис расположен по адресу: ул. Щорса, 8, оф.2. Активно рекламируется в газетах, журналах, на телевидении, на радио, реклама на щитах. Выпускает фирменные сувениры.

Таким образом ТК «ЭдемТур» необходимо расширить свой круг предоставляемых услуг, разработать свой сайт и активней рекламироваться, чтобы занимать боле устойчивое положение на рынке и быть конкурентоспособной фирмой.

Выручка от реализации является основным доходом организации, от которого зависит образование прибыли и возможность финансирования нового витка производства, т.е. объем продаж является тем фактором, от которого зависят остальные результатные показатели деятельности организации.

Динамика объема продаж в ООО «Туристическая компания «ЭдемТур» представлена в таблице 2.10.

Таблица 2.10 Динамика объема реализации в ООО «Туристическая компания «ЭдемТур» за 2011-2013 гг., тыс. руб.

Показатели2011 г.2012г.2013 г.Абсолютное отклонение, +,-Темпы прироста, %Выручка в действующих ценах1036925412966-782842524,5116,7Выручка в сопоставимых ценах977323842785-738940124,4116,8

Индекс роста цен в 2011 I = 106,1; в 2012 году составил I = 106,6; в 2013 году I = 106,5.

Из таблицы видно, что за 2012 год объем продаж в действующих ценах по сравнению с 2011 годом уменьшился на 7828 тыс. руб., или на 75,5%, а в сопоставимых ценах - на 7389 тыс.руб., или на 75,6%. В 2013 году объем продаж в действующих ценах вырос на 425 тыс.руб., или на 16,7%, а в сопоставимых ценах - на 401 тыс.руб., или на 16,8%.

Общий объема продаж за период 2011-2013 гг. резко сократился и составил: в действующих ценах: -7828 + 425= -7043 тыс.руб.; в сопоставимых ценах: -7389 + 401 = -6988 тыс.руб.

На объем выручки оказало влияние изменение действующих цен в 2012 году: 2541 - 2384 = 157 тыс.руб.; в 2013 году: 2966 - 2785 = 181 тыс.руб.

В таблице 2.11 представлен анализ объемов продаж ассортимента услуг ООО «Туристическая компания «ЭдемТур».

Таблица 2.11 Анализ объемов продаж ассортимента услуг ООО «Туристическая компания «ЭдемТур» за 2011-2013 гг.

Наименование2011 г.2012 г.2013 г.Абсол. отклон., +;-Темпы прироста, %Заграничные туры, в т.ч.:765413171436-633711917,2109,1 - Турция2342416436-19262017,7104,8 - Египет2215284301-19311712,8105,9 - Тайланд1080126153-9542711,6121,4 - Испания464124158-3403426,7127,4- Доминикана419150140-269-1035,793,3- прочие страны1122217248-9053119,3114,2Экскурсионные туры, в т.ч.:20469641240-108226747,1128,6 - познавательные туры 1164512814-65230243,9158,9 - туры выходного дня882452426-430-2651,294,2Туры по России, в т.ч.:669260290-4093038,9111,5 - пляжный отдых412145184-2673935,2126,8 - санаторно-курортное лечение257115106-142-944,792,1Всего1036925412966-782842524,5116,7

Анализируя таблицу, можно сказать, что 2012 год был переломным в деятельности туристической компании. Продажи резко сократились, но в 2013 году продажи начали расти.

Заграничные туры приносят наибольший доход фирме в 2012 году 1317 тыс. руб., в 2013 году 1436 тыс. руб., в том числе туры в Египет 416 тыс. руб. в 2012 году, 436 тыс. руб. в 2013 году. Наибольшее увеличение произошло по направлениям туров в Тайланд на 21% и в Испанию на 27% в 2013 году. Также тенденцию к увеличению продаж имеет направление экскурсионные туры, увеличились на 28% в 2013 году по сравнению с 2011 годом. Это связано с увеличением познавательных туров на 58%. Тенденцию к увеличению объемов продаж также имеют туры по России.

3. Разработка мероприятий по повышению объемов продаж ООО «Туристической компании «ЭдемТур»

.1 Направления повышения объемов продаж

Таким образом, подводя итог всему вышесказанному, приведем все основные пути повышения эффективности.

. Оптимизировать рекламный бюджет с целью использования наиболее эффективных для предприятия средств рекламы.

В силу настоящего, где у каждого под рукой гаджеты и компьютеры, людям удобнее находить информацию через интернет. Ключевыми направлениями в рекламе станут:

реклама в интернет сообществах (Форумах), при помощи данных баннеров, клиент сразу может ознакомится с продукцией, а так же связаться с менеджером;

реклама на улицах города;

реклама в журналах туристского направления;

сувениры, листовки, брошюры [3].

. Разработка системы скидок для постоянных клиентов.

Предусматривается предоставление скидки 3 % на вторую покупку тура. Максимальная скидка - 5% при покупке более 3-х туров за год. Также будет организовано предоставление накопительной карты для получения скидок ( от 3-х до 5% ) при приобретении туров на сумму от 200 тыс. руб.

Благодаря скидочной программе, увеличится и прибыль компании и

привлечет новых клиентов, в том числе семейные пары, так как покупая туры вместе они получают скидку[3].

. Мероприятия по повышению качества обслуживания.

Как показывает практика большинство клиентов ценят качество работы

сотрудников, благодаря чему сотрудники компании отправляются на обучение. Предлагается несколько вариантов методов обучения персонала:

посещение обучающих семинаров;

посещение тренингов и лекций;

рекламные туры.

Компании следует грамотно отбирать персонал и проводить

собеседования, обучать сотрудников и вести контроль за менеджерами взаимодействующими с клиентом, подготавливать и предоставлять сотрудникам памятки и информационный материал, информировать сотрудников обо всех изменениях и новых услугах фирмы. Так же следует ввести систему поощрений лучших сотрудников (например по итогам аттестации или за ведущее место по продажам)[3].

. Увеличение объемов продаж за счет расширения внутреннего канала сбыта по средствам создания сети филиалов туристического агентства ООО «ЭдемТур». Это позволит агентству:

увеличить клиентскую базу;

увеличить объем продаж реализуемых услуг, что соответственно приведет к увеличению прибыли;

повысить конкурентоспособность;

расширить рынок сбыта услуг.

.2 Мероприятие по открытию дополнительного офиса

ООО «Туристическая компания «ЭдемТур» ориентирована на развитие своей деятельности, а, следовательно на расширение своей доли рынка и объемов продаж. Это возможно за счет увеличения числа авторизированных агентств. Что так же способствует повышению конкурентоспособности и увеличению прибыли туристической фирмы. Обычно доля инвестиций в открытие новых туристических агентств составляет от 30 до 40% годового инвестиционного бюджета компании.

В свою очередь принятие решения об открытии дополнительного офиса, требует учета многих факторов. Базой для такого решения является маркетинговый анализ ожидаемых продаж при заданных условиях - рекламной деятельности, положения офиса, квалификации менеджеров и прочее [4].

Функции экономического и финансового менеджмента на этом этапе заключаются в следующем:

определение оптимального размера нового агентства;

составления финансово-инвестиционного плана;

финансовый анализ проекта [4].

В данной главе приводится финансовый план открытия нового офиса туристического агентства, исходя из данных полученных в результате открытия и работы подобного уже действующего офиса.

Охарактеризуем основные этапы в разработке финансового планирования при открытии дополнительного офиса туристического агентства.

Основные фонды и затраты на подготовку производства представлены в таблице 3.1.

Таблица 3.1 Перечень необходимых основных фондов и затрат на подготовку производства

Наименование объектаКоличество, шт.Стоимость, руб.Итого, руб.Компьютер22180043600Монитор232006400МФУ (Принтер-сканер-ксерокс)164906490Телефон-факс121502150Мобильный телефон213002600Офисная мебель 102376423764Канцтовары850005000Косметический ремонт11000010000Пожарная сигнализация139003900Охранная сигнализация1750750Итого104 654

Исходя из расчетной таблицы можно сделать вывод, что перечень необходимых основных фондов и затрат на подготовку производства составит 103 290 тыс.руб.

Затраты на производство представлены в таблице 3.2.

Таблица 3.2 Затраты на производство

Наименование объектаСтоимость, руб.Итого, руб.ВыплатыПериодАренда3000030000ЕжемесячноВесь периодЭлектроэнергия900900ЕжемесячноВесь периодВодоснабжение400400ЕжемесячноВесь периодИнтернет500500ЕжемесячноВесь периодУслуги связи7501350ЕжемесячноВесь периодИтого33150

Из данной таблицы мы видим, что аренда составит - 30 000 руб. в месяц, водоснабжение составит 400 руб., оплата электроэнергии - 900 руб. ежемесячно, а интернет - 500 руб., услуги связи - 1350 ежемесячно.

Затраты на персонал представлены в таблице 3.3.

Таблица 3.3 Затраты на персонал

ДолжностьКол-во, чел.Заработная плата, руб.ИтогоВыплатыПериодМенеджер21200024000ЕжемесячноВесь периодУслуги бухгалтера160006000ЕжеквартальноВесь период

Заработная плата менеджеров будет составлять 12 000 руб. Но заработная плата будет зависеть еще и от объема продаж (15% до вычета налогов). Услуги бухгалтера обойдутся в 6000 рублей.

Горизонт планирования - 3 года. Уставной капитал на создание дополнительного офиса - 10 тыс. руб. Реализация данного проекта потребует потока инвестиций на общую сумму 163 804руб. С этой целью предполагается привлечь собственные средства ООО «Туристическая компания «ЭдемТур» и получить кредит от ЗАО «ВТБ 24» в размере 150 тыс.руб., остальную сумму предприятие возьмет из собственных источников. Данные средства планируется инвестировать в организацию производства, разработку туристического продукта, поиск и подготовку квалифицированных менеджеров.

Таблица 3.4 Затраты на выплату процентов и основного долга

ОрганизацияСумма кредита, руб.Кредитная ставка, %Срок погашения, мес.Ежемесячные выплаты, руб.ЗАО «ВТБ 24»150 00019365 498,4

Предприятие обязуется погасить долг в течение трех лет.

Разместить новый офис следует в центре города, например Народный бульвар, где расположены узнаваемые турфирмы проверенные временем, имеющие спрос у потенциальных клиентов.

.3 Экономический эффект от предложенного мероприятия

Предполагаемый экономический эффект от предложенного мероприятия представлен в таблице 3.5.

Таблица 3.5 Основные показатели до внедрения мероприятия и после

Показатели, тыс.руб.АБВАбсолютное отклонение, +,-Относительное отклонение. %До (1й офис)После (2й офис)После (2 офиса)Б/АВ/АБ/АВ/АВыручка296622505216-716225075,8175,8Себестоимость203611733209-863117357,6157,6Валовая прибыль930107720071471077115,8215,8Прибыль от продаж591630122139630106,5206,5Чистая прибыль8012020040120150250Рентабельность продаж202823,583,5140117,5

Предполагаемая прибыль в первый год 120 тыс.руб., за второй 140 тыс. руб., за третий 160 тыс.руб. Кредит в сумме 150 000 руб. взят под процентную ставку равной 19%, на 3 года. Ежегодные выплаты = 65976 руб.

NPV= ((120 000/1,19) + (140 000/1,19^2) + (160 000/1,19^3)) - 197 928 = 96 721,941.

PI = 294649,941 / 197 928 = 1,4886.

Можно сделать вывод, что данное мероприятие принесет дополнительную прибыль, предприятие сможет рассчитаться по долгам и получить прибыль, проект является рентабельным, т.к. PI >1.

Заключение

Услуга в туризме - это основная часть процесса и результата деятельности туристских фирм при создании туристского продукта. Туристская услуга представляет собой целесообразную деятельность туристской фирмы по удовлетворению потребностей клиента. Туристские услуги оказываются не в единственном числе, поэтому правомерно говорить о турпродукте как о комплексе туристских услуг.

Туристский рынок сбыта является достаточно специфичным элементом рынка сбыта услуг и представляет собой сферу реализации туристского продукта и экономических отношений, возникающих между его покупателями и продавцами, то есть между туристом, турагентством, туроператором [16].

В методике изучения рынка сбыта туристских услуг и разработки концепции маркетинга в последнее время все большую роль играют психологические методы, методы изучения мотивации покупателей, которые делаться на методы свободного изучения рынка сбыта туристских услуг и методы структурированного изучения. Также рынок сбыта туристских услуг изучается за счет проведения маркетинговых исследований.

Для достижения цели были решены задачи, в частности была рассмотрена деятельность туристической компании «ЭдемТур». Проанализированы основные финансово-экономические показатели деятельности, рынок сбыта и объемов продаж.

В третьей части работы разработаны мероприятия по повышению объемов продаж предприятия. Результаты расчетов показателей свидетельствуют об увеличении экономической эффективности предложенных мероприятий, повышении конкурентоспособности туристической компании.

Реализация предложенных мероприятий позволит получить дополнительную прибыль, увеличить объем сбыта. Следовательно, предлагаемые мероприятия по повышению объемов продаж туристической компании «ЭдемТур» является экономически целесообразным.

В ближайшее десятилетие туризм останется крупнейшим источником создания новых рабочих мест в ряде регионов мира. Прогнозируется дальнейшая дифференциация предложения туристского продукта, имеющая целью все более широкий охват потребителей с разнообразными возможностями и потребностями. Продолжится дальнейший процесс концентрации капиталов, создания крупных интернациональных компаний и корпораций, сохранится тенденция интеграционных процессов в индустрии туризма.

Список использованной литературы

1. Апишев А.А. Основы обеспечения конкурентоспособности предприятий [Текст]: Монография / А.А. Апишев, А.В. Гапоненко. - М.: Изд. Куб ГТУ, 2008. - 128 с.

. Арман Дэйан. Изучение рынка [Текст]: учебное пособие / Арман Дэйан. - СПб: Издательский дом Нева, 2006. - 128 с.

. Балабанов И.Т. Экономика туризма [Текст]: Учеб. пособие / И.Т. Балабанов, А.И. Балабанов. - М.: Финансы и статистика, 2006. - 176с.

. Богданова Е.И. Планирование на предприятии туризма [Текст]: учебное пособие / Е.И. Богданова. - СПб.: Изд. дом «Бизнес-пресса», 2007. - 288 с.

. Буйленко В.Ф. Туризм [Текст]: учебник / В.Ф. Буйленко. - Ростов н/Д: Феникс; Краснодар: Неоглори, 2008. - 411 с.

. Вахрушина М.А. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности [Текст]: учебное пособие / М.А. Вахрушина. - Москва: Вузовский учебник, 2009. - 461 с.

. Горбашко Е.А. Менеджмент качества и конкурентоспособности [Текст]: Учеб. пособие / Е.А. Горбашко. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2008. - 540 c. 8. Гуляев, В.А. Организация туристической деятельности [Текст]: Учеб. пособие / В.А. Гуляев. - М.: Нолидж, 2005. - 312 с.

. Дмитрук, Е. Ф. Методика выявления потенциальных конкурентных преимуществ фирмы с учетом внешней и внутренней среды [Текст] // Маркетинг и маркетинговые исследования в России, №2. -2009. - с. 15-20.

. Зимин Н.Е. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятий [Текст]: учебник / Н.Е. Зимин, В.Н. Солопова. - М.: КолосС, 2007. - 382 с.

. Иванова Е.А. Оценка конкурентоспособности предприятия [Текст]: Учеб. пособие / Е.А. Иванова. - Р-н-Д: Феникс, 2008г. - с. 346.

. Ильина Е.Н. Туроперейтинг: продвижение туристского продукта [Текст]: учебник / Е.Н. Ильина. - М.: Финансы и статистика, 2008. - 176 с.

. Канке А.А. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия [Текст]: Учебное пособие / А. А. Канке, И. П. Кошевая. - 2-e изд., испр. и доп. - М.: ИД ФОРУМ: НИЦ Инфра-М, 2007. - 288 с.

. Кусков А.С. Основы туризма [Текст]: учебник / А.С. Кусков, Ю.А. Джаланян. - 2-е изд., перераб и доп. - М.: КНОРУС, 2010. - 400 с.

. Маркарьян Э.А. Экономический анализ хозяйственной деятельности [Текст]: учебное пособие / Э.А. Маркарьян, Г.П. Герасименко, С.Э. Маркарьян. - Москва: КноРус, 2010. - 534 с.

. Матюхина Ю.А. Организация туристкой индустрии [Текст]: учебное пособие / Ю.А. Матюхина. - М.: Альфа-М, 2012. - 304 с. .

. Петрова Л.В. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности [Текст]: Учебное пособие для вузов / Л.В. Петрова, Н.А. Игнатущенко Т.П. Фролова. - Изд-во: МГОУ, 2009 . - 327 с.

. Пястолов С.М. Анализ финансово-хозяйственной деятельности [Текст]: учеб. пособ. / С.М. Пястолов. - М.: Академия, 2012. - 384 с.

. Радченко Ю.В. Анализ финансовой отчетности [Текст]: Учеб. литература / Ю.В. Радченко. - Изд. 2-е, дополн. - Ростов н/Д: Феникс, 2007.- 248 с.

. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия [Текст]: Учебник / Г.В. Савицкая. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФА - М, 2010. - 536 с.

. Сулейманова Д.А. Комплексная оценка и анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятии [Текст]: учеб. пособ. / Д.А. Сулейманова, Л.А. Ахмедов. - М.: Академия, 2010. - 247 с.

. Темный Ю.А. Экономика туризма [Текст]: учебник / Ю.А. Темный, Л.Р. Темная. - М.: Финансы и статистика; ИНФРА - М. 2010. - 488 с.

. Терентьева М.И. Анализ финансово-хозяйственной деятельности [Текст]: учебное пособие / М.И. Терентьева. - Изд. Томск. - 2003. - 139 с.

. Турманидзе Т.У. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятий [Текст]: учебник / Т.У. Турманидзе. - Москва: Экономика, 2011. - 478 с.

. Фролова Т.А. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия [Текст]: Конспект лекций / Т.А. Фролова. - Изд. Таганрог: ТРТУ, 2006. - 327 с.

. Чечевицына Л.Н. Анализ финансово-хозяйственной деятельности учебник / Л.Н. Чечевицына, К.В. Чечевицын. - Изд. 6-е, перераб. - Ростов н/Д: Феникс, 2013. - 368 с.

. Чуева Л.Н. Анализ финансово-хозяйственной деятельности [Текст]: учеб. пособ. / Л.Н. Чуева, И.Н. Чуев. - М.: Дашков и Ко, 2013. - 348 с.

. Баснукаев И.Ш. Финансовый анализ состояния предприятия: задачи и методы оценки используемых ресурсов / И.Ш. Баснукаев // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. - 2012. - № 45.

..Туристический бизнес: Туристический сайт.

. Формирование каналов сбыта туристских услуг: Все о туризме: туристическая библиотека.

Приложение 1

Горизонтальный анализ бухгалтерского баланса

Показатели201120122013Абс. отклонение +/-Относ. отклонение %2012/ 20112013/ 20122013/ 20112012/ 20112013/ 20122013/ 2011Основные средства180360-144-36-1802000Отложенные налоговые активы0212-110500Итого внеоборотные активы180381-142-37-17921,12,60,5Запасы571052645387-446123-32392,2102,394,3НДС по приобретен. ценностям002022000Дебиторская задолженность298435542883570-617-101119,181,196,6Денежные средства и эквиваленты32574-27694215,614,817,9Прочие оборотные активы760366-7636629000481,6Итого оборотные активы88028823871221-111-90100,298,799Итого актив898288618713-121-148-26998,698,397Уставный капитал101313303130100130Резервный капитал0601614601136140102,20Нераспределенная прибыль29117580-116-95-21160,145,727,5Итого капитал и резервы301789707488-82406262,189,6234,9Заемные средства77000-7700-770000Отложенные налоговые обязательства02725703500Итого долгосрочные обязательства77027-7685-7630,33500,9Заемные средства128614771582191105296114,8107,1123Кредиторская задолженность662565936417-32-176-20899,597,396,8Итого краткосрочные обязательства791180707999159-718810299,1101,1Итого пассив898288618713-121-148-26998,698,397

Приложение 2

Вертикальный анализ бухгалтерского баланса ООО «Туристическая компания «ЭДЕМ» за период 2011-2013гг

Показатели201120122013Абсол. отклон. +/-Относит. отклон. % 2012/ 20112013/ 20122013/ 20112012/ 20112013/ 20122013/ 2011Основные средства2,010,410-1,6-0,41-2,0120,400Отложенные налоговые активы00,030,020,03-0,010,02066,670Итого внеоборотные активы2,010,440,02-1,57-0,42-1,9921,94,50,95Запасы63,5859,4161,83-4,172,42-1,7593,44104,197,2НДС по приобретенным ценностям000,0300,030,03000Дебиторская задолженность33,2340,1133,096,88-7,02-0,14120,782,599,6Денежные средства и эквиваленты0,360,060,85-0,30,790,4916,71416,236,1Прочие оборотные активы0,8504,2-0,854,23,3500494,1Итого оборотные активы98,0299,581001,560,421,98101,6100,4102Итого актив100100100000000Уставный капитал0,120,150,150,0300,03125100125Резервный капитал06,797,056,790,267,050103,80Нераспределенная прибыль3,241,980,92-1,26-1,06-2,3261,146,528,4Итого капитал и резервы3,368,918,125,55-0,794,76265,291,13241,7Заемные средства8,5800-8,580-8,58000Отложенные налоговые обязательства00,030,080,030,050,080266,70Итого долгосрочные обязательства8,580,030,08-8,550,05-8,50,35266,70,93Заемные средства14,3216,6718,162,351,493,84116,4108,9126,8Кредиторская задолженность73,7674,4173,650,65-0,76-0,11100,898,999,8Итого краткосрочные обязательства88,0891,0891,8130,733,73103,4100,8104,2Итого пассив100100100000000

Похожие работы на - Повышение объема продаж предприятия на основе анализа рынка сбыта (на примере ООО 'Туристическая компания 'ЭдемТур')

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!