Заказ дипломной. Заказать реферат. Курсовые на заказ.
Бесплатные рефераты, курсовые и дипломные работы на сайте БИБЛИОФОНД.РУ
Электронная библиотека студента




Министерство образования и науки Российской Федерации

Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена

Кафедра религиоведения












Курсовая работа

Новые религиозные движения




Выполнила: студентка 2 курса

Анна Дмитриевна

Научный руководитель: доцент кафедры религиоведения,

к.и.н. Дмитрий Александрович






г. Санкт- Петербург, 2015г.

Оглавление


Введение

. Методология

. Терминология

. Классификация и критерии

.1 Классификация И.Я. Кантерова

.2 Классификация Е.Г. Балагушкина

. Причины появления и распространения

Заключение

Список используемой литературы


Введение


Что было, то и будет, и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем. Бывает нечто, о чем говорят: "смотри, вот это новое"; но это было уже в веках, бывших прежде нас.

Книга Екклесиаста [9:10]

Кто бы мог подумать, что в XXI веке тема религии будет мелькать в СМИ постоянно. В мире, где наука дала ответы на многие вопросы, на которые раньше могла отвечать лишь церковь, религия не только не отходит на второй план, но и вполне уверенно перебирается к главенствующей роли.

Тем не менее, на протяжении многих столетий религиозные деятели утверждали, что религия имеет извечный характер, ссылаясь на Библию. Такие представители патристики, как Василий Великий, Августин Блаженный, Афанасий Великий поддерживали данную точку зрения относительно религии. В средневековье эта тема поднималась и у Фомы Аквинского, и у деятелей реформации - Мартина Лютера и Жана Кальвина. Даже сегодня, несмотря на многочисленные расхождения в вероучениях и в восприятии Бога, в литературе встречается теория вечности религии.

Но тот факт, что в XX веке наступил её кризис, отрицать нельзя. На фоне появления многих гражданских, государственных религий и многих новых движений затухали традиционные. Возникновение новых религиозных движений вызвало бурное оживление в религиозной жизни, которое не затихает и сегодня. Это является одной из самых существенных сфер религиоведения. В этот самый момент в сознании людей кардинальным образом меняются представление и отношение к церкви. Особенно меняется роль религии в жизни человека.

Во второй половине XX века, после окончания Второй Мировой войны в Америке и странах западной Европы начали появляться нетрадиционные религии, которые сейчас имеют широкое распространение и в России. Конечно, в нашей стране данные движения появились путём переноса с запада, но у нас они приобрели некие новые черты. Развитие НРД принято делить на два этапа. Если в первый свой этап эти религии были настроены вполне радикально и оппозиционно существовавшей власти и господствующей традиционной религии, то на втором этапе эти настроения изменились и смягчились. В это время новые религии начинают укореняться и стабилизироваться в обществе. Тогда же и происходит их массовое распространение и продвижение вглубь Европы.

В годы перестройки ожидалось, что произойдёт рост фундаментализм, но ожидания не оправдались. В итоге мы имеем некий религиозный плюрализм, который существует в США и ряде стран западной Европы. Для нашей страны этот феномен был в "новинку" и массовое изучение его происходит только сейчас. Учитывая, что до сих пор происходят различные изменения в этой сфере деятельности, приходится непрестанно следить за этим и обновлять информацию. Изучение НРД как теоритическое, так и практическое, является одним из самых актуальных направлений современного религиоведения. Данный феномен, применительно к нашей стране необходимо рассматривать вкупе с ситуацией на Западе. Для того, чтобы выявить специфику новых религиозных движений, необходимо разобраться с хронологией и рассмотреть причины их возникновения как в западном мире, так и в России.

Данный всплеск новых религий был назван религиозно-мистической волной, который особенно бурно был воспринят в бывшей ГДР, которая первая приняла на себя данную волну. Когда разрушаются многие ценностные ориентиры, создаётся вакуум, который необходимо заполнить. С такой ситуацией столкнулась молодёжь ГДР. После распада СССР, Россия и страны бывшего союза так же подверглись небывалому подъёму религиозной жизни, правда, уже не в том традиционном виде, к которому привыкли.

Известный американский философ Элвин Тоффлер очень грамотно охарактеризовал данный феномен, дав ему определение - "рынок спиритуальных товаров". Действительно, данная ситуация походила не на что иное, как рынок, но котором предоставлено огромное количество вероучений и религиозно-мистических практик, которые могут удовлетворить любы взыскания придирчивого человека, переживающего личностный и религиозный кризисы. Э. Тоффлер так же был и футурологом. Он предвидел использование данных "товаров" в качестве средств антигосударственной и террористической деятельности. Его слова, к сожалению оказались как-никогда верны. Больше всего это подтверждает всем известный случай самосожжения членов "Храма Солнца".

Объект исследования, предпринятого в данной работе - религии в целом. Предмет исследования - нетрадиционные движения.

Целью данной работы является выявить сущность и специфику явления нетрадиционной религиозности, выяснить ее отличие от традиционной религиозности. Реализация этой цели в работе требует решения следующих задач:

·рассмотреть понятие и причины возникновения нетрадиционных движений;

·предоставить несколько видов классификации нетрадиционных движений;

·выявить признаки нетрадиционных движений;


1. Методология


Феномен новых религиозных движений сейчас невозможно обойти стороной. Сам по себе термин широко используется в обиходе как специалиста, так и читателя-любителя. В послевоенный период на западе возникла волна религиозно-мистической направленности, которую невозможно было оставить без внимания. Такие особые новообразования возникли в 60-е годы и, получив широкое распространение в США, начали популяризироваться и в других странах, особенно в либеральной Европе. Уже в то время можно названия религиозных организаций данного типа мелькали в заголовках достаточно часто. Но уже к 70-м годам резко возросли число и агрессивная проповедническая активность "мессий и пророков". Тогда нетрадиционные религиозные движения стали предметом целенаправленного изучения. Заголовки стали меняться и речь уже шла, зачастую, о пропавших людях, которые были связаны с этими организациями. В это же время и начинается массовое печатание религиозной литературы.

С появлением новых аспектов религиозной жизни возникла и проблема выявления специфики новых религий. Практически с момента своего появления нетрадиционные религии стали объектом изучения на западе. Исследование проходило по двум направлениям. Первое - это определить, имеют ли НРД второй половины XX века предшественников, и к каким этапам исторического развития человечества относится возникновение нетрадиционных религий вообще (это направление прослеживается в работах М. Элиаде). Второе - это определить социальную базу (работы К. Лич, Р. Элвуд). В следующем направлении стояла задача систематического обзора вероучения, культа и организации нетрадиционных религий. Более того, важное место занимала и проблема включения НРД в общую религиозную картину XX века.

В России полноценными исследованиями в данной области начали заниматься с 80-х годов прошлого столетия. В отечественном религиоведении данная тема нашла отклик в работах многих исследователей. Проблема мистической основы нетрадиционной религиозности прослеживается в работах Л.Н. Митрохина, В.Ф. Миловидова, Ю.А. Кимилёва. Сами социальные программы и организованная структура НРД были проанализированы в работах известного социолога и философа религии Е.Г. Балагушкина. В работах П.С. Гуревича чётко прослеживаются идеи о значении нетрадиционной религиозности, богоискательства вообще в широкой панораме духовной, культурной, религиозной жизни западного общества второй половины XX века. Кроме анализа данных движений, в Россию всё больше стали проникать учения нетрадиционных движений в виде трудов теоретиков, идеологов и основателей (Л.Р. Хаббард, Бхактиведанта Свами Прабхупада, Махариши Махеш Йоги).

В своём исследовании я постаралась проанализировать данное явление с помощью сравнительного метода и системного анализа. Эти два способа - основополагающие во всех используемых методах, которые взаимно сочетаются и дополняются друг другом.


2. Терминология


В отечественном религиоведении принято называть новыми религиозными движения разного рода образования, которые не имеют общей родословной с традициями каких-либо народов, проживающих на территории России, и появились после выхода закона в 1990-м году "О свободе совести", который открыл дорогу в религиозной сфере всем желающим. Данное определение было не нововведением и заимствовано из терминологического словаря западных социально-гуманитарных дисциплин ("new religious movements"). На западе к 90-м годам уже проходило бурное обсуждение данного феномена и накопилось достаточно большое количество работ, посвящённых данной теме.

Тем не менее, это понятие не является идеально подходящим для данного феномена. В связи с этим до сих пор продолжаются дискуссии по поводу соответствия определения явления, охватившего запад в 60-х - 70-х годах. "Новые религиозные движения" не подходят, по мнению многих исследователей, по следующим критериям:

.Первым делом, ведутся споры по поводу "новизны" религиозных организаций. Многие утверждают, что корни этих движений однозначно лежат глубоко. Более того, интересен вопрос, что понимать под новизной: специфику вероучения, время появления, то и другое, или что-то еще? Если мы берём за обоснование время их появления, то до какого момента они будут продолжать оставаться в категории новых? Мормоны и свидетели Иеговы относят к НРД, но в то же время, время их возникновения - это XIX век. Скорее всего, переосмысление определения "новые" встанет перед следующим поколением учёных.

2.Второй вопрос касается степени религиозности в НРД. Многие российские исследователи (Л.Н. Митрохин, Е.Г. Балагушкин, И.Я. Кантеров, С.Б. Филатов) в своих работах указывали на коммерческий характер данных организаций. Самый известный пример - это Сайентологическая Церковь, которая помимо своего широкого диапазона влияния имеет не меньший диапазон цен предоставляемых услуг.

.Так же остаётся вопрос об адекватности определения НРД через термин "движение". Под движением должно пониматься совместное действие и общие прилагаемые усилия к достижению к каким-либо согласованным результатам, которые должны осуществляться на внеинституциональной основе. Однако, при таком единстве целей остальные характеристики разных групп не обязаны совпадать.

.С прошествием определённого времени многие движения претерпевают определённые изменения и образуют устойчивую организацию, впитав в себя черты самого движения и составлявших его групп. Анабаптизм и адвентизм могут служить прекрасным примером. Первые после мюнстерской коммуны угасли, но оставили после себя баптистов и Свидетелей Иеговы. Адвентисты после 1844 года дали почву ля появления Адвентистов 7-го Дня и тех же Свидетелей Иеговы.


3. Классификация и критерии


На настоящий момент проблема типологии новых религиозных движений актуальна как никогда. Современными религиоведами было предложено достаточное количество классификации НРД, н общепринятой структуры, которая бы удовлетворила всех и всё, до сих пор не придумано. Главная проблема состоит в разнородности и большом количестве новых течений. Это представляет огромную сложность объединить все эти группы, учитывая особенности их вероучений, обрядностей, организационных форм. Такая необходимость в общей типологии, которая бы вместила все нюансы стала очевидной уже давно. Данную задачу Балагушкин сравнивает с проблемой физиков, которая заключается в том, чтобы дать единое понимание фундаментальных законов, пока что трактуемых раздельно в теории электричества, гравитации, сильных и слабых взаимодействий микромира. Тем самым они стремятся создать Великую объединительную теорию.

До сих пор происходит появление, распространение или же исчезновение бесконечного множества различных религиозных движений, которые, в основном, являются откликом на существующие в обществе проблемы и дают ответы на запросы времени, убедительные для приверженцев этих религий. Существует множество определений данным религиям. Но проблема состоит не только в наименовании данного феномена, но и в структурировании, типологии самих организаций. Сейчас почти невозможно подвести все верования нового типа под одни общие критерии.

В термине "новые религиозные движения" определение "новые" передаёт необходимую окраску. Многие из них, как уже говорилось в предыдущей главе, стали возникать на просторах западной Европы, Соединённых Штатах Америке и на территории азиатских стран по окончании Второй мировой войны. Во всех новых течениях выявляются расхождения и отличия от вероучительных установок исторических религий в своих нововведениях. Из-за такой своей "новизны" члены данных организаций - верующие первого поколения. В отличие от них традиционные религии исповедуют многие поколения народов данной страны, региона, нации и т.д.

Новые религиозные движения возникли примерно в одно и то же время, откуда можно сделать вывод, что и по одной общей системе причин. Все НРД входят в "мировой спектр религий плюралиситческого, в религиозном отношении, общества". Следовательно, одна из задач типологии нетрадиционных религий - разобрать эту систему и вставить сгруппированные по своим признакам движения. В данном случае, необходимо брать НРД не как отдельный объект религиозной жизни, а рассматривать их в сравнении с традиционными верованиями. Сравнивая с племенными религиями, нетрадиционные имеют много схожих аспектов (преобладание "первобытных" феноменов), но ещё больше различий:

·Общество не стоит на месте. Развитие само по себе привнесло новые характеристики в духовный мир.

·Новые религиозные движения - историческое развитие национальных, традиционных религий. Поэтому многие свойственные им характеристики вошли в обряды, культы и вероучения НРД.

В сравнении с мировыми религиями, новые движения имеют одну главную общую черту - исповедовать эту веру может любой человек, вне зависимости от национальности. Но это, пожалуй, единственное сходство.

Несмотря на некоторые сходные пункты, тем не менее, в остальном нетрадиционные религии отличаются от предшествующих им вероучениям и являются самостоятельными. Следовательно, НРД - это особый тип религии.

Многие религиоведы предоставляли свои классификации. Одна из самых распространённых принадлежит Е.Г. Балагушкину, выделяя три группы:

·Собственно религиозную

·Оккультно-мистическую

·Квазирелигиозную

Эта система лежит в основе многих других классификаций в несколько видоизменённом варианте, где нетрадиционные религии делятся на 4 группы:

·Иудео-христианство

·Неоориентализм

·Оккультно-мистическую

·Квазирелигиозную


3.1 Классификация И.Я. Кантерова


И.Я Кантеров предоставил свою классификацию НРД. По содержанию вероучительных доктрин новые нетрадиционные религии он отнесен к следующим направлениям:

.Неохристианские течения. В данной категории присутствует большинство движений протестантского толка. Это подтверждается, прежде всего, свободным толкованием священного текста, либерализацией церковной иерархии и упразднением ряда таинств. Более того, сам по себе протестантизм - движение за обновление учения католической церкви. Лидеры этих групп заявляют о "новом прочтении" христианства, полученном ими в результате озарения или откровения. Некоторые учения данного направления:."Церковь Христа". Цель данной церкви можно охаректиризовать достаточно просто: евангелизация населения. Так же присутствуют идеи о необходимости крещение. Это считается непременным условием для спасения каждого последователя Церкви. Более того, в Церкви Христа присутствует практика, описанная как ученичество, т.е. послушание своему наставнику, как Богу. В связи с этим в Церкви установлена строгая иерархия. Данные традиции существуют с 1981 года и по настоящее время.

Не придерживается какой-то определенной богослужебной традиции.."Новоапостольская церковь". Последователи данного движения, как и пятидесятники, верят в крещение Святым Духом и скорое пришествие Иисуса. Глава церкви Первоапостол является, согласно вероучению, представителем Бога на Земле.

c.Церковь последнего завета. Эту организацию можно определить как "движение пассивного социального протеста интеллигенции "рыночно-демократической" России... Иллюзорные перспективы с благородными целями "во имя спасения всего человечества" стали маяком для истосковавшихся по высокой романтике и уставших выживать в одиночку". Основатель движения - Сергей Тороп (Виссарион). Основные идеи, которые проповедует Виссарион - это слияние всех религий, которые сейчас существуют. В дальнейшем они должны создать одну объединяющую веру. Сам Виссарион утверждает, что он - второе воплощение Христа на Земле и должен дать людям Последний Завет от Бога. Более того, основатель получил от Бога и Откровение, являющееся единственно подлинным, которое необходимо принять для воссоединения с Богом. Учение носит синкретичный характер, так как помимо христианства, здесь отводится внимание и язычеству, и восточным религиям.

2.Неориенталистские объединения.

Учения в данном направлении черпают идейность с востока, изменяя и адаптируя традиционные религии азиатских стран.."Ананда Марга". Девиз организации: "Самореализация и служение всему сущему". Учение предлагает обучение йоге, медитации и другим практикам саморазвития на некоммерческой основе, а также реализует ряд социальных проектов: организацию детских садов и школ в регионах с низким уровнем жизни, оказание гуманитарной и психологической помощи в районах стихийных бедствий, раздачу продуктов неимущим. Несмотря на то, что данная организация зарегистрирована в ряде стран, тем не менее, в некоторых странах она запрещена (Индия, Румыния). Её часто относят к террористическим течениям, так как не раз участники Аманды Марги устраивали акты террора на территории

b.Международное Общество Сознания Кришны. Основателем движения считается А.Ч. Бхактиведанта Шрила Прабхупада. Целью учения является возвышение сознания людей. В соответствии с "бхакти" (путь преданного служения Богу) все члены получают духовное имя, которое должно оканчиваться словом "дас" (слуга) или "даси" (служанка).Неоиндуизм. Теоретической основой данного учения послужила адвайта-веданта Шанкары и вишешта-адвайта Рамануджи. Идеологи начального неоиндуизма, оставаясь в рамках философской проблематики индуизма, призывали к модернизации религиозно-этических концепций путем возрождения чистого монистическго теизма.

3.Синкретические и универсалистские движения.

Данное направление объединяет учения, которые призывают к объединению не только церквей, но и человечества или к открытию тайн психики.."Церковь объединения" или Ассоциация Святого Духа за объединение мирового христианства. Церковь основана в 1954 году Мун Сон Мёном. Проявляются синкретичные черты, так как в значительной степени она является собирателем христианства, иеговизма, шаманизма и множества других религий, в том числе и восточных.

b."Саентологическая церковь". До сих пор нет одной точки зрения по определению данного вероучения. Существует мнение, по которому саентологию относят к псевдохристианским деструктивным сектам. Профессор кафедры А.Ю. Григоренко относит эту церковь к движению Нью эйдж. Видный российский религиовед Л.И. Григорьева пишет, что саентологии присущи "антинаучность и разрушительное действие методологии Хаббарда на организм человека и его психику"

4.Оккультно-мистические учения и школы Нью Эйдж (Нового века). Данное направление представлено большим множеством "разнорородных групп, вероучительные доктрины которых не имеют жестких формулировок и обязательных ритуалов" (Кантеров И.Я. "Новое религиозное движение в России и США: сравнительный анализ"). Описывая непосредственно учения школ Нового века, то следует сказать, что им свойственны представления о божественности человека и обезличиваемости Бога. Нью Эйдж охватывают учения йоги, оккультизма, пантеизма и других различных религий, где главное внимание уделяется личностным переживаниям человека. Название пошло от центрального учения о приходе Нового века, которое связывается с приходом Спасителя

5.Неоязычество. Последователи движений, которые относятся к данной категории, выступают за сближение с природой, то есть вернуться к дохристианским ценностям и верованиям. Согласно их убеждениям, необходима гармония во взаимодействии природы и общества. Некоторые из последователей убеждены, что причина всей людских болезней и смерти вообще - это отрыв человека от природы. Данная категория достаточно разнородна и в ней существуют группы, которые не всегда принимают друг друга. Некоторые даже противоречат или отвергают. В этом направлении так же есть и радикально настроенные последователи, которых приписывают к экстремистским.

.Сатанические группы. В основе учений движений данной группы лежит культ зла, поэтому последователями оправдывается насилие и другие желания человека, которым необходимо потакать. Истоком учений многие сатанические группы берут из работ американца Ла Вея Антона Шандора, написавшего такие работы, как "Сатанинская Библия", "Сатанинские ритуалы" и "Совершенная ведьма". Сатанисты считают, что Бог скрывает от человечества знания и подавляет его настоящую силу, поэтому служат Сатане, чтобы получить место в аду, рядом с ним. По их мнению, именно Дьявол дал настоящее, истинное знание человеку.

Кантеров не ограничивается классификацией новых религиозных движений только по содержанию вероучительных доктрин. Игорь Яковлевич разделил их и по отношению к существующим порядкам: миротерпимые, мироотвергающие и мироисцеляющие (мироисправлюящие). К миротерпимым группам относятся движения, которые согласны с существующим порядком и не конфликтуют с ним, иногда даже безразличны. Доктрины данных религиозных групп провозглашаются "надсоциальными".

К следующему типу - мироотвеграющим - относятся движения с дуалистическим представлением мира, то есть борьба двух противоположных сил: добро и зло, порядок и хаос. Они не принимают устоявшиеся порядки и осуждают существующие власти. Часто их учения строятся на спасении через принятие догматов данного движения.

Последний тип - мироисцеляющие движения. В основном, они концентрируют своё внимание на избавлении от главных проблем и слабостей человечества. К таким относятся, например, насилие, эгоизм как таковое и наркологическая зависимость в частности.


.2 Классификация Е.Г. Балагушкина


В монографии известного российского религиоведа Е.Г. Балагушкина "Нетрадиционные религии в современной России" классификации НРД отводится целая глава, где он предоставляет свою структуру НРД. Первым делом, он разделил понятия "новые" и "нетрадиционные" религии. При этом, не противопоставляет их, а рассматривает первые в качестве разновидности вторых. Поэтому он расширяет определение нетрадиционных религий и включает в него категорию новых религий наравне с новыми религиозными движениями.

1.Новые религиозные движения.

Является самой большой группой в нетрадиционных религиях и, в свою очередь, так же подразделяется на ряд типологий.

a.Обновленческие религиозные движения. К обновленческому типу относятся течения, которые "обновляют" идеи социальных проблем, более того, они предлагают пути их решения радикальными, но неотложными способами.

Самой слабой новационной модальностью обладают религии, которые принадлежат к социально-антропологическому перфекционизму. Здесь прослеживается фетишизм, связанный с преодолением кризисных явлений или с духовным развитием индивида. Решение проблем глобального масштаба акцентируются на совершенствовании сторон человеческой деятельности. Последователи групп, принадлежащих данному типу, пытаются обрести духовную и физическую несокрушимость путём аскетических и психосоматических культов. К этому относятся и движения, сконцентрированные на военно-прикладном искусстве каратэ, совмещая это с определённым религиозным мировоззрением. Социально антропологический перфекционизм характеризуется фетишистским (аскетические предписания, дыхательные и гимнастические упражнения) и оккультным (проявление оккультных сил в ритуалах, где чудодейственное значение приписывается таящимся сверхъестественным силам) подтипами.

Следующей по "силе" обновленческой модальности идёт сакрализация действительности. Желаемое спасение может прийти только благодаря тотальной сакрализации. Данные религия будут делиться на подтипа: упование на сакральный образ жизни либо на божественного спасителя. В первом подтипе будут доминировать пантеистические или панентеистические воззрения (кришнаиты агни-йога Рерихов). Во втором подтипе речь пойдёт о пришествии мессии, так как считается, что людям не хватит никаких усилий для спасения мира.

b.Оппозиционные религии. В названии ясно даётся понять настрой групп, попадающих под эту категорию относительно к миру. Им свойственна отчуждаемость, непримиримое противоборство с ним.

В отличие от обновлеческих религий, приверженцы данного типа не стремятся улучшить или изменить этот мир, они просто уходят от него. Здесь популярностью пользуются созданные волшебные миры, в которые человек полностью погружается. Особой известностью пользуется оксфордских профессор Дж. Р.Р. Толкин с его детально проделанным миром на основе кельтских мифов.

Другие приверженцы пытаются противоборствовать существующим в мире неблагоприятному воздействию окружающего мира с помощью колдовства и магии.

Некоторые последователи стараются заручиться поддержкой определённых сакральных субъектов. Но вера в них связана с совершенно другой религиозной традицией. Ярким примером могут служить культ дьявола, современные уфологи. На развитие данной мысли могли подтолкнуть учения об аватаре (воплощение божества) и Шамбалы. Данная концепция строится на надежде на неких старших братьев, которые смогут помочь.

Самые радикально-настроенные последователи - это переосмысление традиционных сакральных ценностей. Подобные учения свойственны членам сатанических культов и сект. Здесь пользуется известностью американец Антон Шандор Ла Веем.

c.Альтернативные религии. Эта типология получила известность в период 60-х, 70-х годов, когда "Движение Иисуса", секта "Дети Бога" явились феноменом религиозного протеста. Отношение к природе последователей альтернативных религий прямо противоположно апологетической позиции традиционных верований.

2.Новые религии.

Трудности в определении групп данного типа состоят в том, что достаточно сложно отделить их от новых религиозных движений и даже нетрадиционных религий. Типологическая принадлежность новых религий маскируются принадлежностью в прошлом к господствующим традициям либо принадлежность к радикальным религиозным протестам в недалёком прошлом. К примеру, существующие в настоящем Общество сознания Кришны совсем недавно были известны как радикальное "движение Харе Кришна". В начале своего зарождения движение вобрало в себя нонконформистские установки молодёжной культуры. Таким образом, изначально, "движение Харе Кришна" было альтернативной религией.

Новы религии, в свою очередь, разделяются на группы. К первой можно отнести современные теософские и антропософские организации. Эта группа пополняется за счёт присоединения умиротворённых движений религиозного протеста.

Вторая группа охватывает организации, на которых остался отпечаток маргинальных направлений. Это означает, что в период своего возникновения они являли собой оппозицию господствующей на тот момент религии (мормоны, сведенборгиане).

Для третьей группы можно выделить определение как древние верования. Применительно к России, речьь пойдёт о возрождении культа природы, который почитается у неоязычников. Одна из целей, которую преследуют члены организаций - это не просто возродить некогда утраченные религии, но объединить разобщённых этносов, проживающих в стране. религиозный мистический культ секта

Подводя итоги типологии новых религий, можно понять, что этот тип и в дальнейшем будет пополняться за счёт трёх важных источников: перехода радикальных организаций к умиротворённой политике, восстановления и возрождения архаичных верований и за счёт распространения неизвестных ещё у нас учений, которые давно пользуются популярностью в других странах.


4. Причины появления и распространения


В США уже в середине XX были развиты средств массовой информации, которые передавали нескончаемый поток информации, посвящённой теме религии. В начале это принимало вид поверхностный, без каких-либо связей с реальным миром. Однако позже стало поступать достаточное количество информации о негативных, иногда и летальных результатах деятельности различных культов. С того момента нетрадиционные религиозные движения обратили на себя взор общественности.

К этому времени за океаном уже действует свыше тысячи подобных организаций, каждая из которых завербовала приблизительно по 3-5 миллионов человек. Но это не ограничивалось американским континентом и в Англии насчитывалось около полмильона последователей. Не отстаёт и ФРГ, где насчитывается около 150 тысяч членов организации.

Одна из известных причин, высказанных разными исследователями - тезис, в котором высказывается мысль о том, что появление НРД вызвано ответной реакцией на ситуацию в западном мире в 60-е - 70-е года прошлого века. Эта реакция представляла всеобъемлющий характер, так как она охватывала многие сферы жизни: социальную, экономическую, политическую, идеологическую, культурную, духовную, и отдельно, религиозную. Многие новые религии возникали примерно в одно и то же время и можно делать вывод, что причины у них одни.

Общеизвестный факт, что в социальной базе нетрадиционных религий преобладала молодёжь. Эта социально-возрастная группа более всех подвержена влиянию, остро реагируют на любые, особенно кризисные ситуации, склонна к личностным изменениям (религиозные, психологические, политические, идеологические). В данном случае, НРД предоставляет молодёжи право выбора, охватывая огромный круг интересов. В своей диссертации, Д.Ю. Копысов рассматривал так же научно-техническую революцию и проблемы, которые из этого следуют - ухудшение экологии, гибель технократической цивилизации, возможность создания Искусственного Интеллекта, одной из причин возникновения нетрадиционных религий. Данная ситуация вычеркнула из сознания людей мысль о безграничных возможностях человеческого разума, вызвала обострение конфликта "отцы и дети". Ко всем этим причинам, Копысов добавляет так же и кризис национальных традиций и культур.

"Если мы отвергаем полное подчинение, требуемое многими культами, нам, видимо, следует поощрять формирование, если можно так сказать, "полукультов", лежащих где-то между бесструктурной свободой и жестко структурированной регламентацией". Известный американский философ Элвин Тоффлер описывает, как быстро набирают популярность разнообразные религиозные культы, которые, в отличие от повседневной жизни, могут дать многие вещи, которые зачастую так необходимы человеку (структурированность, чувство локтя, порядок в мире социальной и технологической сумятицы). В данном случае, Элвин подразумевает под "полукультами" группы по схожим интересам или религиозные собрания.

В своих работах, особенно в книге "Третья волна" Тоффлер говорит о необходимости человеку структурированного мира. Соблюдения чёткого плана, которому можно придерживаться по жизни в духовном и материальном планах. "Жизнь, в которой нет четкой структуры - это крах". Действительно, ведь даже работа, на которую люди ходят с наименьшей долей желания вызвана, по большей части, психологическим аспектом, а не необходимостью в достатке. Именно она привносит в жизнь структуру, чёткость, вокруг которых человек сможет организовать остальную жизнь.

К религии это так же имеет непосредственное отношение. Мы часто замечаем, что членами иногда совершенно безумных культов становятся вполне успешные и умные люди. Вполне логичен вопрос, что могут предложить эти новые религиозные движения, завлекая данный тип человека? Всё вполне объяснимо: нетрадиционные религии могут удовлетворить людей в их потребности в порядке. Основатели нетрадиционных религий понимали потребность в структуре и смысле не лишённых общества. Именно поэтому так распространены культы с тоталитарным режимом. В период после двух мировых войн мир был близок к краху: экономические, социальные, идеологические кризисы. Всё это значительно пошатнуло людей и вывело их из колеи. В нужное время и появляются движения, которые не просто могут обеспечить тебя порядком, но и полностью избавить от этого мира, полного хаоса. В этой причине распространения НРД не важны их вероучения и содержания текстов. Самое главное, что они "обеспечивают синтез, предлагают альтернативу фрагментированной культуре преходящих ценностей". Новообращённый обязан принять учение и, тем самым, он сам загоняет себя в определённые рамки, которые ему были навязаны. Теперь нет необходимости ему искать что-то в огромном потоке информации. Этот культ систематизирует всю его информацию и человек теперь воспринимает только то, что ему дозволяют. Люди начинают воспринимать это как некую "истину", но на самом деле, это всего лишь упорядоченность, которую можно даже назвать и смыслом. Но, как и всё в этом мире, за обретение человеком смысла необходимо заплатить соответствующую плату. В отношении к новым религиозным движением - это полное отречение от мира и от себя, то есть безропотное подчинение культу.

XX - XXI вв. время максимального засилья людей на планете. По сравнению с прошлыми веками сейчас процент образованных людей гораздо больше. Но образованных - не значит мыслящих. В некотором смысле, они беспомощны в плане своих интеллектуальных возможностей. Ведь сейчас бесчисленное количество различных идей, некоторые противоречат друг другу, другие смешиваются и создают информационный хаос, в котором любой норовит утонуть.

Буквально каждый день происходят научные открытия, образовываются новые течения, религиозные и общественные движения. Тысяча новых организаций пытается привлечь как можно больше последователей, что является дополнительным бременем для обывателя. Эти движения "пронизывают защитный экран сознания, и у каждого из этих явлений есть свои научные жрецы или сиюминутные гуру". Более того, начинаются нападки в сторону науки, возрождение религиозного фундаментализма и поиски чего-то, во что человек сможет поверить. Закрепляется процесс основания третьей волны, которая противостоит давно уже осевшей второй, которая прочно укоренилась в сознании людей за три столетия. Во второй волне чётко видна вера в систему, которую Э. Тоффлер назвал промышленной реальностью. Несмотря на это, сегодня можно видеть стремления, цель которых - ликвидация "надменно господствующих аксиом", которые прослеживаются в некоем бунте философской мысли. Всё это и есть борьба между третьей и второй волнами.

Всё это описано в книге Тоффлера "Третья волна" далёкого 1980-го года, но идеи применительны и к настоящему. Может, хаос в мире и поутих, но скитания людей в духовном мире, поиск личности и самосознания продолжается до сих пор в таком же, даже большем, чем прежде беспорядке. Этот бесконечный поток информации вынуждает людей передохнуть и остановиться на чём-то близком. Не важно, достиг ли человек своей истины, которую он искал. Важно лишь то, что он смог структурировать и упорядочить свою жизнь. Выше уже говорилось о том, что данный порядок и есть, в каком-то роде, смысл. Я считаю, что здесь и описана самая главная причина появления и распространения феномена, известного как новые религиозные движения.


Заключение


В своей работе я затрагивала только общемировые аспекты, связанные с проблемой новых религиозных движений, без подробностей, касающихся определённых движений в какой-либо стране. Самое важное место я отвела таким вещам, как причины и классификация по определённым соображениям:

)В России серьёзным изучением нетрадиционных религий начали заниматься не раньше 80-х - 90-х годов прошлого века. В начале своего исследования мне казалось, что информации касательно моей темы достаточно много. Но на деле вышла совсем другая ситуация. Нельзя отрицать вклад таких людей, как И. Кантеров, Е. Балагушкина, Л. Митрохина, но их информация не всегда исчерпывающая, и достаточно устарела. В своей работе я постаралась достаточно ёмко, кратко и понятно дать определение данному феномену

2)Причины и классификации являются самыми размытыми и непонятными пунктами в изучении новых религиозных движений. Именно поэтому я решила разобрать их и привести самые подходящие для понимания.

В заключение к данной работе хотелось бы дать попытку ответа на вопрос о дальнейшем будущем религий данного типа. Так сказать, стать футурологом. Разумеется, что дать точный ответ достаточно сложно и не представляется необходимостью. Посмотрев на историю религий в целом, невозможно сделать такой однозначный вывод. Множество разных религий и течений то уходили в забытье, то всплывали с новой силой. Некоторые религиозные организации, напоминавшие культы, прекращали своё существование после смерти основателя. Примером такого движения может служить культ, созданный Дж. Бейкером (отец Дивайн)в середине прошлого века. В то же время, существуют примеры и обратного, когда после смерти организатора, движения продолжали существовать под коллективным управлением. Конечно, они теряли свою популярность, но, тем не менее, приобретали стабильность (например, мормоны или Христианская наука). Всё же придерживаюсь мнения, что большинство известным нам сейчас НРД живут благодаря таланту основателя. Это достаточно закономерный процесс, когда пик и могущество чего-либо созданного определённым человек распадалось после его смерти. Здесь можно сравнивать возникновение этих организаций с примерами из развития многих государств (так можно вспомнить Александра Македонского, Аттила, даже Сталина при правильной трактовке). Особенно эта точка зрения будет верной по отношению к тоталитарным организациям. Нельзя утверждать, что они прекратят своё существование сразу же после смерти. Есть и современные организации, которые показывают, что их существование возможно и при последующих "правителях" (Ассоциация Святого Духа за объединение мирового христианства).

Очевидно одно: возникновение новых движений не сможет искоренить проблемы в обществе, по причинам которых они появились. Я уже рассматривала выше возможные причины, по которым они зародились. Более того, эйфория общества от таких организаций закончилась и сейчас вовсю развивают свою деятельность разного рода АКД (антикультовое движение). Данная активность прослеживается во многих странах, особенно рьяно выступают деятели традиционных религий. В нашей стране это так же проявляется и достаточно давно. Известный архиерейский собор, на котором было дано определение "О псевдохристианских сектах, неоязычестве и оккультизме" 1994 года - прекрасный пример реакции Российской Православной церкви на рассматриваемый мною феномен. На соборе подробно рассматривали новые культы и их организаторы, которым приписывались действия: "стараясь извратить ее суть, стремясь подменить истинное учение ложным в расчете на нетвердых в вере".

АКД растёт (особенно в лице А. Дворкина, активно выступавшего против сектантства в России за рубежом), а расцвет НРД проходит. И вроде, всё уже идёт к своему логичному завершению. Но, как мне кажется, к завершению не в смысле отмирания, а к завершению "создания". Многие организации, которые смогли дожить до сегодняшнего дня начинают стабилизироваться и просто отходят на периферию общественной и религиозной жизни. Хотя, и по сей день остаются всё те же проблемы, из-за которых возникли культы. И пока человек не сможет прийти к внутреннему умиротворению, данные организации будут возникать и дальше.


Список используемой литературы


.Копысов Д.Ю Сущность и специфика современных нетрадиционных религий: диссертация кандидата философских наук: 09.00.06 Москва, 1994 159 c. : 61 01-9/302-5

2.Балагушкин Е.Г. Критика современных нетрадиционных религий: истоки, сущность, влияние на молодежь Запада. М.: Изд-во Московского университета, 1984. 286 С.

.Балагушкин Е.Г. Нетрадиционные религии в современной России. Ч. 1. М., 1999

.Кантеров И.Я. "Новое религиозное движение в России и США: сравнительный анализ" // Религиоведение, № 1 (2001) С. 61 - 72

.Баркер А. Новые религиозные движения. Практическое введение. - СПб: Издательство Русского Христианского гуманитарного института, 1997. - 2000 экз

.Основы религиоведения Учеб./ Ю.Ф. Борунков, И.Н. Яблоков, М.П. Новиков, и др.; Под ред. И.Н. Яблокова.- М.: Высш. шк., 1994. С. 60.

.Воробьева М.В. Христианское разномыслие: Словарь. - СПб., Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2004. С. 74-75

.Религии народов современной России: Словарь / - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Республика,. Ред-кол.: Мчедлов М.П., (отв. ред.), Аверьянов Ю.И., Басилов В.Н. и др.. 2002.

.Григорьева Л. Ушедшие в "Город Солнца" //// Наука и религия. 1999. №2

.Авадхутика Ананда Митра Ачарья "Духовная философия Шри Шри Анандамурти: комментарии к Ананда Сутрам": пер. с англ., Издательство "Публикации Ананда Марги (Россия)", - Барнаул, 2007. - 350 с.

.Философская Энциклопедия. В 5-х т. - М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф.В. Константинова. 1960-1970.

.Иваненко С.И. Религиозные объединения Российской Федерации: справочник / Аппарат Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации, Аналитическое управление / Под общей редакцией М.М. Прусака, В.В. Борщева. - М.: Республика, 1996. - 270 с.

.Шелов-Коведяев Ф.В. Нетрадиционные религии // Словарь "Что есть что в мировой политике". - М.: Факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ.

.Религиоведение для студентов педагогических вузов / Под ред. А.Ю. Григоренко. - СПб.: Питер, 2008. - С. 503-504. - 512 с.

.Григорьева Л.И. Ветви древа иноверия // Журнал Premium, 21.11.2008.

.Митрохин Л., Религии "нового века", Москва 1985. - 164 с

.Тоффлер Элвин. Третья волна, Москва, 1999. - 261 c