Э,
|
Подтипы
растительности
|
Основные типы
сообществ
|
Еловые леса
|
Парковые
ельники (ель Шренка) с травянистым покровом и кустарниками Еловые леса с
моховым покровом Еловые леса с луговым травяным покровом Еловые леса с
кустарниковым подлеском Лиственно-еловые леса с участием березы, рябины, ивы,
осины. Искусственные насаждения из ели Шренка
|
|
Лиственные леса
|
Осиново-березовые,
березовые Пойменные ивово-березовые леса с елью и рябиной
|
Кустарниковая
|
Заросли
петрофитных кустарников на каменистых почвах и по выходам пород
|
Сообщества и
группировки с доминированием можжевельника кизильника, таволги и др.
|
|
Заросли
мезофитных и мезоксерофитных кустарников по склонам северной экспозиции,
межгорным и речным долинам
|
Сообщества с
доминированием видов шиповника и таволги с участием ивы и рябины
|
Травянистая
степная
|
Высокогорные
криофитные степи
|
Разнотравно-осоково-дерновинно-злаковые
Ковыльные Овсецовые
|
|
Среднегорные
настоящие степи
|
Богаторазнотравно
- дерновинно-злаковые Разнотравно - типчаково-ковыльные c кустарниками
|
Травянистая
луговая
|
Высокогорные
низкотравные альпийские луга и кобрезиевники
|
Осоково-злаково-богаторазнотравные
Фломисовые Кобрезиевые
|
Ресурсное значение растительности изучаемой территории трудно
переоценить. Растительность гор часто называется легкими города. Дикие сородичи
культурных растений являются ценными источниками зародышевой плазмы,
необходимой для обновления старых и создания новых сортов культурных растений.
Это яблоня Сиверса, дикий абрикос, малина, земляника,
ежевика, боярышники, черёмуха, облепиха и др. Из злаков это ежа, лисохвост,
пырей ползучий, мятлик луговой, тимофеевка, костёр безостый. Из бобовых -
люцерна серповидная, клевер луговой, горошек тонколистный, чина луговая.
Сородичами овощных и пряно-ароматических культур является дикая морковь и тмин
обыкновенный. Есть здесь популярные лекарственные - зверобой обыкновенный,
душица, девясилы высокий и крупнолистный, кровохлебка аптечная, мать-и-мачеха,
валериана туркестанская, шиповники; дубильные - таран, щавель тяньшанский,
ревень и эфирномасличные - зизифора, тимьян, котовник венгерский, змееголовник
цельнолистный, пижма обыкновенная, аяния щитковая, различные виды полыни -
эстрагон, или тархун и полынь заилийская.
Из медоносных растений, кроме общеизвестных
древесно-кустарниковых пород (яблоня, абрикос, рябина тяньшанская, боярышники,
кизильники, караганы), необходимо отметить ценность многолетних трав - душица,
флемис горолюбивый, яснотка белая, подмаренник настоящий, буквица лиственная,
шалфей пустынный и др. Но основная функция растительности - образование среды
обитания животных и уменьшение риска опасных природных явлений (оползней,
селей, лавин) [9].
Леса. Главным украшением окрестностей Алматы являются,
конечно же, леса - лиственные и хвойные. Центральная часть Заилийского Алатау,
где расположен Иле-Алатауский государственный национальный природный парк,
выделяется среди других регионов Тянь-Шаня наличием полосы, или как ее называют
подпояса лиственных лесов.
По этому признаку для данной территории ученые выделяют
особый тип вертикальной поясности - Заилийско-Североджунгарский. Основные доминанты
лиственных лесов - дикие плодовые: яблоня Сиверса, абрикос, боярышники -
джунгарский и алматинский. В нижней части подпояса значительную роль играет
клен Семенова, у верхней - осина, образующая иногда небольшие чистые рощицы,
нередко с примесью ели. Уникальные дикоплодовые леса приурочены большей частью
к северным склонам, плоским террасам и гребням, днищам ущелий и прирусловым
участкам. На склонах южной экспозиции разрозненные рощицы, преимущественно
абрикосники, занимают обычно площадки и терраски под скалами в нижних частях
ущелий [10].
Редкие виды растений. В результате анализа собственных
данных, литературных и гербарных источников установлено, что на территории
Иле-Алатауского национального парка встречается более 100 видов растений
различных категорий редкости. В дополнительном изучении и контроле за
состоянием популяций (мониторинге) нуждается 60 видов. Это, прежде всего 33
вида, занесенных в Красную книгу Казахстана (1981), из которых достаточно
обычны и многочисленны только Crocusalatavicus, Irisalberti, Rheumwittrockii,
хотя и находятся под угрозой сокращения из-за браконьерского сбора отдыхающими.
Очень редки Gageaneo-popovii, Drabamicrocarpella, Eutremapseudocordifolium,
Adonischrysocyathus, Saussureainvolucrata, Corydalissemenovii. Данные о
распространении и численности еще 6 видов (Neurolomabeketovii,
Hepaticafalconeri, Onobrychisalatavica, Astragalusdshimensis,
Veronicaalatavica, Plagiobasiscentauroides) нуждаются в уточнении [11].
Животные. Природа изучаемой территории отличается большим
разнообразием, пестрой мозаикой различных местообитаний животных. В составе
фауны территории может встречаться до 57 видов млекопитающих, 4 вида
пресмыкающиеся, 3 вида земноводных и 4 вида рыб. Так как на данном этапе
исследований определить присутствуют ли фактически все эти виды на исследуемой
территории не возможно, то акцент был сделан на изучение обитания крупных
животных, воздействие на которых будет более значительным, и в особенности
редких и исчезающих видов и видов - объектов охоты.
Для данных видов использовалась не только литература но и
результаты предыдущих натурных наблюдений квалифицированных зоологов.
Необходимо заметить, что основная масса животных сконцентрирована в лесных
массивах. Открытые пространства используются травоядными и грызунами, а так же
хищниками, охотящимися на них. Ежедневные передвижения животные осуществляют в
основном из хвойного леса к местам кормешки и обратно. Сезонные миграции - в
основном вертикальные, с высокогорий в нискогорья зимой и обратно весной, единичными
особями или небольшими семьями по различным маршрутам: вдоль водотоков, хребтов
или склонов.
На исследуемой территории может обитать 19 видов грызунов, 12
хищных, 11 видов летучих мышей, 5 насекомоядных, 4 парнокопытных и 2
зайцеобразных вида. Так как места обитания определяют состав млекопитающих в
них, млекопитающие территории, указанные в среде млекопитающих здесь
преобладают представители лесной фауны (18 видов), характерными представителями
которой являются рысь, марал, косуля, белка, лесная соня, лесная и полевая
мыши, малая и тяньшанская бурозубки, северный кожанок. К группе видов, широко
распространенных в Палеарктике, относятся 12 видов (волк, лисица, барсук,
ласка, выдра, домовая мышь, усатая ночница, нетопырь карлик, кожановидный
нетопырь и др.). К группе мезофильных млекопитающих южных стран относятся 8
видов (шакал, кабан, малая белозубка, большой подковонос, остроухая ночница и
др.).
Шесть видов - обитатели каменистых биотопов (горный козел,
снежный барс, манул, каменная куница, серебристая полевка, красная пищуха).
Типичные обитатели горных степей - архар, степной хорь, серый сурок.
Характерные представители пустынной фауны - заяц-толай, пятнистая кошка,
ушастый еж. Акклиматизированными видами являются белка-телеутка и ондатра.
Большинство видов зверей (около 2/3) ведут активный образ жизни на протяжении
всего года. К ним относятся все виды копытных, большинство хищных, грызунов и
насекомоядных. Около 1/3 видов зверей впадают в зимнюю спячку. Зимоспящими
являются все виды летучих мышей, а также барсук, серый сурок, ушастый еж,
лесная соня, тянь-шанская мышовка. В зависимости от сезонного наличия,
доступности и состояния корма некоторые виды млекопитающих кочуют из верхних
поясов гор в нижние и обратно [21]. Птицы. Авифауна насчитывает около 200
видов, из которых 46 видов могут быть встречены в течение круглого года, 66
видов прилетает сюда на гнездование, а остальные встречаются во время сезонных
миграций или залетают в поисках пищи.
Наиболее важными видами, характеризующими фауну любой территории,
являются гнездящиеся и встречающиеся в репродуктивный период во время кормовых
кочевок виды, которых здесь насчитывается более 130. Не менее половины видов
обитающих здесь птиц - вдали от горных склонов не встречаются. Основная
характерная особенность авифауны Парка заключается в смене комплексов в
зависимости от высотных поясов. Именно по ним мы и рассмотрим фауну птиц в
репродуктивный период (май - август). Рептилии. Гологлаз алайский живет в
предгорьях, предпочитая речные долины, осыпи, скалы. Активен 6-7 месяцев в
году. Число детенышей у самки - 3-7. Питается насекомыми, моллюсками.
Уж обыкновенный живет около воды по берегам рек, озер.
Активен 8 мес. в году. В сезон откладывает 6-18 яиц. Питается рыбой,
земноводными, мелкими грызунами, птицами. Полоз узорчатый встречается в
разнообразных биотопах, предпочитая участки с мезофильной растительностью.
Активен 7 мес. в году. В кладке 8-16 яиц. Кормится грызунами, птицами,
ящерицами. Щитомордник обыкновенный населяет разнообразные биотопы, встречаясь в
горах до 3000 м над ур. м. и выше. Активен 7 мес. в году. Самка рождает 2-12
детенышей. Питается грызунами, ящерицами, насекомыми. Ядовит. Земноводные.
Зеленая жаба широко распространена по всему Казахстану. Живет во влажных
местах, ведет преимущественно наземный образ жизни. Активна ночью. Зимует в
земле. Самка откладывает 1200-6840 икринок. Питается, в основном насекомыми.
Жаба Певцова (данатинская жаба) живет в разных водоемах, в т. ч. на
больших высотах (от 200 до 3200 м над ур. м.). Размножается с марта-апреля до
сентября-октября. Плодовитость 2-6 тыс. икринок. Питается насекомыми и их
личинками. Занесена в Красную книгу Республики Казахстан. Лягушка
центрально-азиатская предпочитает поймы рек, озер, заросших растительностью. В
горы поднимается до 2000 м. Плодовитость - 600-1200 икринок. Основа питания -
насекомые, пауки. Занесена в Красную книгу Республики Казахстан (в 4 издании -
под названием сибирская лягушка). Рыбы. Голый осман встречается в
незагрязненных и незаросших горных реках и озерах. Нерест проходит в мае-июле.
Икру откладывает на камни или в норах под берегами. Плодовитость - до 124 тыс.
икринок.
Питается водными беспозвоночными, изредка - воздушными
насекомыми. Объект любительской рыбной ловли. Одноцветный губач обитает в
реках, но заходит и в стоячие водоемы. Размножается в весенне-летний период.
Плодовитость высокая - до 60 тыс. икринок. Основа питания - беспозвоночные,
изредка - растения. Непромысловый вид. Гольян предпочитает реки с заметным
течением. Нерест проходит в апреле-августе. Число икринок - от 132 до 2105.
Питается беспозвоночными. Непромысловый вид. Псевдорасбора -
акклиматизированный вид. Обитает в мелководных водоемах со слабопроточной или
стоячей водой. Нерест проходит с апреля по июль. Число икринок - до 3 тыс.
Питается беспозвоночными и растениями. Непромысловый вид. Радужная форель -
акклиматизированный вид. Обитает в реках, озерах. Нерест проходит в
феврале-апреле. При нересте поднимется вверх по течению рек [13].
2.
Положительные и негативные аспекты постройки горнолыжного курорта Кок-Жайлау
2.1
Конфликт интересов: обзор материалов общественных заседаний и слушаний
Решение о строительстве горнолыжного курорта Кок-Жайлау
вызвало неоднозначную реакцию и притянуло интересы очень широкого круга
специалистов. В начале 2013 года общественность была взбудоражена планами
властей превратить урочище Кок-Жайлау в горнолыжный курорт. За короткий срок
собралось огромное количество противников данного проекта в лице специалистов в
области экологии, географии, биологии, общественных деятелей, писателей,
журналистов, спортсменов, простого народа. Нами был проведен анализ
общественных заседаний и слушаний проводившихся за последние 2 года.
Первое крупное общественное слушание прошло 11 января 2013
года, и было организованно КГУ "Управление туризма города Алматы" и
ТОО "КаспиЭколоджи Инвайроментал сервисез". Участвовали:
представители общественных и экологических организаций, представители
государственных органов, представители СМИ, жители города Алматы. Основной
задачей общественного слушания являлось обсуждение оценки воздействия на
окружающую среду. В общей сложности выступили 36 человек. Мнения разделились.
Приводилось большое количество доводов за и против. Главными
противниками проекта являются экологи. Основной причиной является ущерб
природе. В защиту данного проекта можно сказать что курорт планируется
создавать под пристальным контролем государства, и соблюдением всех
экологических норм. В данной проблеме очень много нюансов, которые невозможно
решить, и именно поэтому примирение сторон практически невозможно. Конфликт
представителей государственных органов и бизнесменов с защитниками природы
вызвал острый интерес среди общественности. В результате слушания были выявлены
замечания, рассмотрены вопросы по оценке воздействия на окружающую среду ГЛК
Кок-Жайлау. Также была рассмотрена альтернатива отказа от строительства, и
переноса курорта в другое место.
По мнению представителей экологического сообщества
технико-экономическое обоснование (ТЭО) строительства горнолыжного курорта
"Кок-Жайлау" нарушает ратифицированную Казахстаном Орхусскую
конвенцию, считает председатель экологического общества "Зеленое
спасение" Сергей Куратов. "Разработка проекта ведется с грубыми
нарушениями главных принципов Орхусской конвенции о своевременном и эффективном
информировании общественности на самом начальном этапе процедуры принятия
решений, когда открыты все возможности для рассмотрения различных
вариантов", - отметил С. Куратов в замечаниях к предварительной оценке
воздействия на окружающую среду ТЭО ГЛК "Кок-Жайляу", представленном
на общественных слушаниях в пятницу.25 февраля 2014 года состоялись
общественные слушания по обсуждению ТЭО перевода земель особо охраняемой
природной территории - Иле-Алатауского государственного национального
природного парка в земли запаса для строительства горнолыжного курорта
"Кок-Жайлау".
Они были организованы ответчиками по настоящему иску -
Управлением туризма г. Алматы и ТОО Центр дистанционного зондирования и
географических информационных систем "Терра" (ГИС "Терра").
Истцы, как участники слушаний, считают, что при проведении слушаний, а также
при оформлении протокола ответчиками были допущены нарушения действующего
законодательства Республики Казахстан, повлекшие нарушения их прав. 31 марта
иск был подан в Медеуский районный суд. 7 апреля суд вынес определение об
оставлении дела без рассмотрения, в связи с тем, что "обжалуемые истцами
общественные слушания и протокол не порождают за собой каких-либо юридических
последствий".14 апреля на данное определение была подана частная жалоба.
27 мая судья, выслушав обе стороны, вынес решение - определение Медеуского
районного суда отменить и направить дело на повторное рассмотрение в этот же
суд.
На данный момент результатов нету. В апреле 2014 годав Алматы
прошла встреча разработчиков проекта курорта "Кок-Жайлау" с
представителями общественности. На "круглом столе" обсудили
актуальные вопросы проектирования, влияния проекта на экологию, а также
сейсмической безопасности постройки. Со стороны общественности на встрече приняли
участие общественный деятель Петр Своик, лидер организации воинов - афганцев
Мурат Абдушкуров, лидер экосоюза "Табигат" Мэлс Елеусизов и другие.
Общественники заявили, что они не против развития туризма в Казахстане и в
Алматы в частности, но сильно переживают за сохранность национального парка, в
зоне которого планируется развернуть строительство.
По словам экологов, горнолыжный курорт отлично бы вписался в
окрестности Тургеньского ущелья или близ города Текели. По словам спикеров, там
и места есть, не требующие изменения ландшафта, и большая нехватка рабочих
мест. Также противники строительства заявили, что в горах Алматы выпадает
недостаточно снега, а искусственный снег будет нежеланным для туристов, а также
удорожит курорт на 10-20 процентов. Между тем оппоненты общественников заявили,
что, по их данным и исследованиям, снег в горах Алматинской области из-за
имеющейся влажности и температуры - идеален для лыжного курорта.
А механическое оснежение будет использоваться только как
вспомогательный инструмент. Проектировщики "Кок-Жайлау" заверили, что
во время строительства будет проводиться мониторинг экологической обстановки,
состояния грунта, сточных вод и другого. С результатами проверки будет
ознакомлено население. Представители европейской компании, которая помогала в
проектировании и создании национальной особенности строящегося курорта,
заявили, что главным конкурентным преимуществом "Кок-Жайлау" является
его месторасположение - близость к городу и аэропорту. Заместитель директора
горнолыжного курорта "Кок-Жайлау" Ерлан Темиртаев рассказал, что
перед решением о строительстве было проведено большое исследование. Было
обследовано 42 тысячи гектаров.
Для этого был привлечен специальный спутник. "Мы
прислушиваемся к вашим мнениям и оценкам. Мы уже рассмотрели возможности
максимальной оптимизации развития территории. Сейчас предварительная территория
развития курорта - тысяча гектаров. Это не значит, что всю эту зону застроят,
эта та территория, за которую "Кок-Жайлау" несет ответственность. Фактически
курорт займет не более 200 гектаров, а горнолыжная деревня - около трех
гектаров", - заявил спикер. Напомним, что горнолыжный курорт
"Кок-Жайлау" планируется создавать на основе государственно-частного
партнерства: государство вложит средства в строительство подъемников,
проведение коммуникаций и создание горнолыжной инфраструктуры, а бизнес - в
отели, рестораны, магазины, центры отдыха и так далее. Проект высокогорной
деревни и генеральный план ее развития также будет предложен ГЛК
"Кок-Жайлау", но застраивать деревню, согласно этому плану, будут уже
частные компании [23].
2.2
Воздействие на окружающую среду
На исследуемой территории мониторинг качества воздуха
проводился эпизодически на отдельных проектах. Мониторинг качества
поверхностных вод ведет Казгидромет по 64 загрязняющим веществам, но на
исследуемую территориюпопадают только посты на реках Б. Алматинка (3 поста), М.
Алматинка (4 поста). Мониторинг грунтовых вод не проводится, но отслеживание
Казгидрометом качества воды в р. Есентай (на уровне пр. аль-Фараби),
начинающейся к северу от планируемого курорта Кокжайлау может косвенно отражать
качество грунтовых вод, поступающей с территории этого курорта. Мониторинг почв
проводит Казгидромет только в городе. Ближайшая фоновая точка находится на
территории КазНУ, в 11км от планируемых участков работ. Профилирование
существующих склонов на курорте Шымбулак нанесло ущерб растительности, и в
нескольких местах привело к вымыванию почвы, но обширных зон линейной эрозии
грунтов нет. Меры по восстановлению растительности и предотвращению эрозии
позволили контролировать эрозионные процессы, но восстановление коренных
сообществ растительности может занять 20 и более лет.
Грунтовые и подземные воды. Неглубоко залегающие грунтовые
воды тесно связаны с поверхностными водами. Они питают потоки, которые, в свою
очередь, возвращают часть воды в землю через водопроницаемые речные отложения
или трещины в породе. Это означает, что загрязнение поверхностных вод может
попасть в грунтовые воды, и повлиять на качество воды в родниках, находящиеся
вниз по стоку грунтовых вод. Принимая во внимание меры по защите грунтовых вод
от разливов дизеля загрязнения грунтовых вод нефтепродуктами не ожидается.
Единственной формой воздействия на грунтовые воды может быть их истощение, но
такого истощения не ожидается ни от планируемых земляных работ, ни от
фундаментов парковок, ни от водозабора.
Растительность. Воздействие на растительность рассматривается
с двух сторон:
) сокращение биоразнообразия растительности, оказывающего
цепное воздействие на животных (от беспозвоночных до хищников), и 2) утрата или
истощение растительного покрова, неизбежно ведущие к снижению водоудерживающей
способности, устойчивости грунта и снега и способствующего появлению эрозионных
процессов. Отрицательное воздействие, в основном, прогнозируется от земляных
работ, связанных с перепрофилированием склонов и с увеличением нагрузки в
летний период. Завозу песка, щебня, механизмов и оборудования будет
сопутствовать занос агрессивных и экзотических видов растений [6].
В местах применения системы оснежения, период отсутствия
травостоя, благоприятный для цветения эфемеров, может сократиться до такой
степени, что цветение не произойдет. На верхних границах применения системы
оснежения, некоторые однолетние травы могут не успевать доходить до цветения. В
этих местах высокогорная зона растительности может спуститься ниже по склону.
Животный мир. Развитие лыжных трасс и туристских троп, а
также появление людей летом на ранее труднодоступных территориях может оказать
воздействие за счет вытеснения, деградации иммунитета и жизнеспособности,
гибели животных, а также в результате изменения естественной среды обитания:
создание, потеря, улучшение, деградация или разделение.
Снижение иммунитета и жизнеспособности. Здоровье животных
может ухудшиться в связи с увеличением беспокойства (физическое присутствие,
преследование, прерывание циклов размножения и вскармливания, освещение, шум,
вибрация), отравлением или накоплением вредных веществ при потреблении
органических отходов или животных, съевших эти отходы, а так же с повышенными
концентрациями загрязняющих веществ в атмосфере. В местах проведения земляных
работ будут утрачены норы грызунов, которые вынуждены будут переместиться в
менее пригодные для обитания места и создавать сеть нор вновь. Это приведет к
сокращению времени на общение, спаривание, кормление, отдыхи уход за собой
[21].
Влияние человека может усилиться в зимний период, когда
популяции многих диких животных испытывают стресс из-за суровых климатических
условий и ограниченных возможностей добыть пищу. В суровые и снежные зимы
травоядные, а за ними и хищники могут откочевывать с гор в предгорья. Их
прохождение через территорию курорта может ограничить присутствие человека,
света, шума и ярких ограждений. В малоснежные зимы, горные козлы не спускаются,
а остаются в лесах северных склонов. Проект практически не захватывает эти
склоны.
Вытеснение животных произойдет в результате заселения
курортных участков и прилегающих к ним территорий синантропными видами: серой
крысой и домовой мышью, а из птиц - полевым и домовым воробьями, большой
синицей, сизым голубем и вороной. В перспективе, развитие соседних ущелий
станет дополнительным стрессом для животных, вытесненных с территории лыжного
курорта.
Гибель животных. Вытеснение грызунов, живущих в норах,
приведет к увеличению их смертности от голода и хищников, способных переносить
присутствие человека (лисицы, барсуки, куницы, волки), а так же от собак
посетителей курорта. При наличии доступа к пищевым отходам, указанные хищники
могут присутствовать в больших количествах на единицу площади, так как смогут
выдерживать более продолжительные периоды без добычи. Частичная гибель
почвенных беспозвоночных произойдет при снятии и складировании почвы. Шум от
техники и присутствия рабочих на профилируемом лыжном склоне может заставить
птиц, высиживающих яйца вблизи склона, покинуть гнезда. Увеличение движения
автотранспорта, скорее всего, повысит смертность ящериц и змей на подъездных
дорогах, особенно в утренние часы, когда рептилии используют открытые места для
повышения температуры тела.
Однако отдельные потери на дорогах будут ниже естественного
достаточно высокого колебания численности этих животных, регулируемой в
основном наличием корма, присутствием хищников и инфекционными заболеваниями.
Малая численность и удаленность обитания крупных животных от дорог
обуславливает низкий риск их смертности на дороге в настоящее время. Изменение
температуры яиц при спугивании наседок с гнезд может привести к гибели
зародышей в них. Спугивание может также уменьшить кладку яиц и увеличить случаи
оставления гнезд [12].
Изменение среды обитания. С переходом в городскую черту,
бесконтрольный выпас, остановленный в 1996 г., может возобновиться. Скот
вытаптывает почву, разрушает травяной покров, вытесняет диких травоядных и
разбивает на сегменты кустарники и высокий травостой в лесу. В местах с высоким
уровнем воздействия нижний ярус в лесу может быть полностью вытоптан, разрушая,
тем самым, места укрытия и отдыха животных. Малоснежные зимы важны для доступа
травоядных к корму, но склоны, покрытые снегом из системы оснежения, и так не
будут являться местом из кормления ввиду присутствия людей и других факторов
беспокойства.
Увеличение изымаемой части урожая грибов, дикорастущих
растений может заставить животных, зависящих от этих источников пищи, покинуть
обжитые места. Строительство и развитие горнолыжного курорта приведет к
фрагментации крупных или широко распространенных популяций мелких животных на
более мелкие изолированные друг от друга подгруппы. Способность особей повторно
заселять территории или дополнять исчезающие популяции может быть утеряна в
случае нарушения или разрушения связей между подгруппами. Небольшой размер
популяций и отсутствие выбора местообитания, в основном, приводят к снижению
способности переносить изменения природной среды.
Качество атмосферного воздуха и микроклимат. Воздействие
возможно в следующих направлениях: Ухудшение качества атмосферного воздуха;
Изменение ветрового режима на склонах и как его проявление - уменьшение
воздухообмена с городом; Изменение микроклимата; Вклад проекта в глобальное
потепление и в разрушение озонового слоя. Без натурных замеров и
математического моделирования определить воздействие по этим направлениям
достоверно сложно.
Основное загрязнение воздушного бассейна на этапе
строительных работ будет происходить от сжигания дизельного топлива при работе
техники, занятой очистке и выравнивании территории и экскавационных работах.
Будут выделяться оксиды азота, углерода, серы, (NOx, CO, SO2), сажа,
углеводороды, без (а) пирен и формальдегид [13].
Слабые ветра и частые штили определяют малый потенциал
рассеивания загрязнителей. Основным механизмом рассеивания, переноса и
преобразования в менее токсичные формы являются слабые ночные ветры с гор и
диффузия в верхние слои атмосферы. Возникновение температурных инверсий воздуха
на уровне курорта, которые могу воспрепятствовать диффузии, не предвидится.
Исходя из этого, и принимая во внимание планируемое умеренное увлажнение
участка работ водой, существенного образования пыли не предвидится [14].
2.3
Улучшение социально-экономического состояния
Развитие курорта окажет существенное положительное
воздействие на социально - экономические показатели. На стадии строительства
курорта воздействие варьируется от отрицательной средней до положительного
средней значимости, а на стадии эксплуатации - от отрицательной средней до
положительной высокой степени значимости. Показано, что ни один из
рассмотренных видов хозяйственной деятельности в рамках проекта не окажет
"критического" воздействия на окружающую природную среду и
социально-экономические факторы. Ожидается, что проект развития курорта
Кок-Жайлау принесет позитивное долгосрочное воздействие на экономику Казахстана
и станет примером реализации стратегии устойчивого развития общества с
жизнеспособной инфраструктурой и соответствующими услугами и средствами
обслуживания.
Учитывая высокую конкретность зарубежных горнолыжных курортов
ощутимого положительного воздействия на глобальном уровне в первые годы не
ожидается, так как в этот период основными посетителями курорта будут жители
Казахстана, восточной части России и в меньшей степени других среднеазиатских
республик. Вместе с тем, проведение спортивных мероприятий мирового уровня,
таких как Азиатские Игры или чемпионаты мира по отдельным видам спорта, могут
сделать курорт достаточно популярным местом и для международного туризма.
Создание лучших условий для тренировок позволит готовить высокопрофессиональных
спортсменов и, тем самым, повысить статус страны в лице мирового сообщества.
Таким образом, к глобальному воздействию от проекта можно применить общее
положительное ранжирование без дальнейшей категоризации значимости.
Воздействие от реализации проекта на национальном уровне
определено его целями и задачами - создать конкурентоспособную индустрию в
области горнолыжного туризма в Центрально-Азиатском регионе, а также повышения
вклада туризма в экономику страны и увеличения занятости населения. Казахстан,
обладая богатыми природными ресурсами, имеет хорошие перспективы для развития
туризма. Кроме того, по мнению специалистов Давосского экономического форума,
повышение рейтинга Казахстана в индустрии туризма в немалой степени может
повлиять и на его позицию в глобальном списке конкурентоспособных государств.
Данная отрасль является критически важным сектором, от которого зависит
национальное процветание и экономический рост государства. Наиболее стабильное
и прямое экономическое воздействие будет от доходов от эксплуатации подъемников
и налоговых отчислений с прибыли застройщиков курортных площадок.
Косвенное воздействие будет в результате развития
сопутствующей сферы услуг всех уровней от малого и среднего бизнеса до
государственных закупок. Инвестиции государства в данный проект создадут
условия частному бизнесу для вложения в курортную инфраструктуру по
предварительным подсчетам 900 миллионов долларов США. Общий эффект для
экономики на протяжении 20 лет составит 5,4 млрд долларов США, при этом
коэффициент возврата на государственные инвестиции будет равен 12. Государство
за 20 лет получит только в виде налогов более 600 миллионов долларов, размер
выплаченной заработной платы составит более 1,2 миллиарда долларов. Инвестиции
государства в размере 450 млн. долларов будут способствовать созданию более
5300 рабочих мест.
Реализация проекта будет способствовать созданию условий для
повышения уровня и качества жизни местного населения посредством повышения роли
Алматы, как крупного спортивного и туристического центра, диверсификации
экономики, создания современной индустрии туризма, отдыха и развлечений, других
услуг, включая развитие торговли, транспорта и коммунального хозяйства.
Расширение этих отраслей повлечет и развитие малого предпринимательства в сфере
услуг, что будет способствовать увеличению занятости населения и повысит доходы
на душу населения.
Прямое воздействие на доходы населения от прибыли, связанные
с работой курорта, будет оказано на ограниченное число людей, занятых в данной
сфере. В период эксплуатации 95% персонала будет из г. Алматы и близлежащих
районов. Персонал получит специфичное горнолыжному курорту обучение от
руководящего состава оператора подъемников, частных гостиниц и ресторанов.
Реклама курорта на международном рынке привлечет туристов и к другим
туристическим объектам города и региона, что поможет поддержать их
рентабельность и аккумулировать средства для обновления и улучшения качества
обслуживания.
Определенная часть налоговых отчислений от деятельности
курорта будет направляться в местный бюджет. Ускорение инфляции и увеличения
цен на услуги в результате работы курорта не ожидается так как по сравнению с
населением.
Во время строительства регулярные летние посетители ущелья
потеряют удобный дневной маршрут, быстрый доступ к которому возможен на
общественном транспорте. Зимой не возможно будет использовать подъездную дорогу
для массового катания на санках. Некоторые летние посетители останутся дома,
т.к. мест с таким же удобством подъезда нет, а прогулка через строительные
площадки не будет таким же приятным как ранее. Так как многие из этих
посетителей пенсионеры, другие формы поддержания здорового образа жизни им
менее доступны. Большая часть зимних посетителей поедут на другие склоны.
Увеличения катающихся на них может привести к увеличению травматизма. После
открытия курорта, и та и другая категория посетителей сможет вернуться с той
разницей, что в дополнение к свободному катанию на санках у дороги будет
добавлено катание на баллонах на территории верхней площадки. Ожидается так же,
что на территорию будут привлечены новые посетители, до этого не отдыхавших
активно. Для их привлечения будут использованы стандартные для лыжных курортов
организационные и финансовые механизмы вовлечения детей, начинающих и людей
преклонного возраста в катание на лыжах и в летний туризм.
Проект внесет принципы устойчивого развития в управлении и
обслуживании, что потребует привлечения профессионально подготовленного
персонала. Подготовка может осуществляться как на базе существующих
университетов города, так и на специальных курсах. Подготовленный персонал в
дальнейшем будет востребован не только на объектах данного проекта, но и
другими объектами туристической инфраструктуры города и области.
Информационный центр будет организовывать образовательных и
экологические туры, экскурсии, распространение познавательной и образовательной
информации по вопросам охраны окружающей среды, чрезвычайных природных явлений.
Если на территории международного курорта будут открыты центры народных
промыслов, он может стать одним из источников пропаганды национальной культуры,
народного творчества и прикладного искусства.
Развитие курорта будет способствовать созданию высокого
уровня инфраструктуры услуг и увеличению спроса на подготовку специалистов по
туризму, сервисному обслуживанию, и гостиничному бизнесу. Проект включает по
сроку множества отелей, ресторанов, и создания самой современной инфраструктуры
(Рисунок 1).
Рисунок 1. Схема горнолыжной инфраструктуры [22]
Инфраструктура мирового класса может сделать курорт
привлекательным для проведения не только спортивных мероприятий международного
уровня, но и культурных фестивалей и специализированных тренингов. Таким
образом, в целом функционирование курорта создаст целый ряд возможностей для
развития образовательной и культурной сфер, что позволяет оценивать это
воздействие как высокое [22].
3.
Суперсовременный горнолыжный курорт Кок-Жайлау проект по развитию туристского
кластера
3.1
Особенности строительства
Выбранный вариант развития курорта охватывает строительство
16 подъемников общей протяженностью 22.8 км, которые будут обслуживать 65 км
трасс, занимающих 183 га. На 24,2 га будет построена горнолыжная деревня. Общая
площадь застроек в горнолыжной деревне составит 4,3 га и будет рассчитана на
5736 койко-мест, с номерным фондом 1301 номеров (Рисунок 2).
Рисунок 2. Модель горнолыжной деревни на Кок-Жайлау [22]
Строительство будет состоять из 2 этапов. На первом этапе
будут построены подъемники 1-12 с сопутствующей инженерно-коммуникационной
сетью (вода, канализация электричество, связь) и связанные с ними лыжные
трассы, часть площадки 1 (6 зданий), 3 (5 зданий), 4 и здание технического
обслуживания на участке 3, а также парковки 1 и 2 на Медеу. Будет произведена
модернизация подъездной дороги с ущелья реки Большая Алматинка. В зимние месяцы
(ноябрь-апрель) будут остановлены земляные работы на лыжных трассах.
Интенсивность работ достигнет максимума почти сразу после начала, и будет
длиться 7 дней в неделю, в светлое время суток, но не более 12 часов в день.
Следующий этап строительства займет около 24 месяцев.
Создание технологических дорог. Технологические дороги
шириной 8м и с уклоном от 8,3 до 10% необходимы для прохода техники и машин.
Большинство дорог будет впоследствии использовано для перемещения лыжников
между трассами и для возможности их спуска к месту парковки или проживания в
случае остановки подъемников. Дорожки создаются бульдозером и экскаватором на
гусеничном ходу. В большинстве мест грунт с соскобленного склона укладывается в
основание дороги, образуя трассу, половина ширины которой выполнена из отвала
грунта. В редких случаях может использоваться самосвал и экскаватор с отбойным
молотком для дробления горной породы.
Расчистка и выравнивание местности. Трассы спланированы таким
образом, что бы уменьшить необходимость выравнивания и расчистки местности и
вырубки деревьев и кустарника, В редкие каменные глыбы, обход которых не
возможен без создания других форм воздействия включая риск лыжникам, будут
раздроблены ковшом экскаватора, а чрезмерно большие - бурением и заложением
пиропатронов.
На половине трасс, будет сниматься и складироваться дерн и
верхний слой почвы, спиливаться кусты, ковшом экскаватора камни будут дробиться
и утапливаться в ближайшие углубления. Работа будет производиться на всю
ширину трассы и вниз по склону ~40 м, после чего почва и дерн будут возвращены
на прежнее место, и работы перейдут на следующий 40 м участок. На остальной
площади трасс будет производиться расчистка от небольших камней и кустов в
ручную поворотом или закатыванием камней в ближайшее углубление и спиливанием
кустов ручной ножовкой.
В общем на трассах и курортных площадках планируется
переместить около 921 400 м3 земли. Вырубка деревьев будет необходима на 27,42
га, на 123 участках, показанных на карте. Площади участков вдоль склонов и
технических дорог варьируются от одного дерева, до 2.92 га (всего 14,23 га), а
вдоль подъемников - от 0,05 до 6,1 га (всего 10,35 га). На территории курортных
площадок необходима будет вырубка на 3,49 га, а вдоль подъездной дороги - на
1,59 га. Отдельные деревья реликтового леса будут спилены вдоль трех трасс
подъемника [22].
Модернизация подъездных дорог. Подъездная дорога из Большого
Алматинского ущелья к курортным площадкам Кок-Жайлау будет перепрофилирована на
двух отрезках, где уклон превышает 8-10%. В местах пересечения р. Казашка будут
оборудованы 9 мостов или дренажных труб из расчета пропуска максимально
возможного потока воды. Грунтовая часть дороги от шлагбаума Или-Алатауского
парка до площадок будет асфальтирована с оборудованием дренажных каналов и
маслосборников для предотвращения неконтролируемого стока с дороги в реку.
Так как существующая ширина дороги 4.5 м не изменится,
границы 26 домов, которые оконтуривают узкую часть дороги в пос. Кок-Шокы
затронуты не будут. Дорога с города по ущелью р. Большая Алматинка до отворота
на курорт в пос. Кок-Шокы требует только небольших улучшений в нескольких узких
местах изменения в разметке и знаках на повороте на курорт. Для уменьшения
пробок и загрязнения атмосферного воздуха по дороге к гондоле на Медеу c
международного аэропорта изменения в разметке и знаках так же будут проведены
на левом повороте с Аль-Фараби на Достык. Сама же дорога до терминала
гондольной дороги на верхнюю курортную площадку не нуждается в модернизации.
Строительство временных сооружений. На строительной
площадке будет обустроена стоянка машин, офис и комнаты отдыха, теплый гараж и
мастерская, складские помещения, столовая с емкостями для дневного запаса
дизеля (10м3) и воды и цементно-бетонная установка.
Строительство капитальных зданий и сооружений. Капитальные
здания будут возводиться на ленточном фундаменте с рытьем траншей глубиной 2м.
Грунт траншей будет использован для выравнивания территории. Бетон будет
производиться на месте, остальной материал будет завозиться. Этажность зданий
ограничена 3-3.5 требованиями по пожарной безопасности к минимальному
расстоянию между зданиями, международными требованиями по минимальному
количеству мест подземной парковки на количество номеров в гостинице и
необходимостью поддержания вида на горы открытым для проживающих. Выбранный из
подземной парковки грунт (около 200 000m) будет использоваться для выравнивания
площадки. Бетон будет производиться на курортной площадке за исключением
строительства фундаментов удаленных от подъездных дорог опор подъемников, где
цемент будет замешиваться в мобильной мешалке, доставленной вместе с дизель
генератором и опалубкой вертолетом.
Установка нижних терминалов подъемников обычно требует больше
земляных работ, чем установка верхних терминалов, в силу того, что их
необходимо заглублять в грунт. Типичный терминал занимает площадь 20х8 м, но на
3 терминалах (верх подъемников 2,9 и 11) будут находиться рестораны, которые
займут еще 240 м2 (15х16 м). Подземные резервуары воды будут созданы в местах естественных
углублений: верхний на 150 000 м3 на месте ледникового озера; средний на 40 000
м3, 450 м к западу от верхнего терминала подъемника №10, и три нижних на 140
000 м3, выше курортной площадки 2. Эти резервуары будут собирать сток с твердых
поверхностей и крыш, и использоваться как буфер пиковых потоков воды при таянии
снега. К резервуарам будут прорыты траншеи для труб к ближайшим водотокам и
снежным пушкам. В местах забора воды изменений русла водотоков и строительства
запруд не будет.
Транспортировка строительных материалов, оборудования и
отходов.
Для поставки компонентов и строительных материалов будет
использоваться железнодорожный транспорт, являющийся наиболее эффективным (из
доступных) вариантом из расчета выбросов загрязнителей на тонну груза на км. С
ж. д. станции Алматы 1 груз будет доставляться автотранспортом по кольцевой
дороге "БАКАД".
Доставка песка и гравия будет производиться автотранспортом с
ближайших карьеров. Поэтому, выбросы на тонну груза будут минимальными.
Перевоз персонала будет осуществляться автобусами. Песок и
гравий будет подвозиться из местных карьеров и баз снабжения, расположенных в
черте г. Алматы и с железнодорожных станций города по существующим дорогам.
Движение 7 м3 самосвалов и 20 т грузовых машин будет осуществляться без
выходных, в дневное время (11 часов с 7 до 19 с перерывом 1 час). Так как объем
необходимых материалов не известен, определить частоту проезда строительных
машин по подъездным дорогам на данной стадии не возможно.
Оборудование подъемников будет доставляться из западной
Европы по железной дороге и от железнодорожного вокзала до объектов по
объездным дорогам г. Алматы. Опоры подъемников и другое крупногабаритное
оборудование будут доставляться в часы наименьшей загрузки используемых дорог в
сопровождении машин автоинспекции и в соответствии с правилами транспортировки
габаритных грузов. Отходы будут вывозиться на полигон "Карасайский" в
50 км к северо-западу от рабочих площадок на муниципальные очистные в 60 км к
северу с периодичностью один 7 м3 грузовик каждые 2 дня [23]. Персонал. Во
время строительства будет задействовано от 250 до 1200 рабочих, проживающих в
г. Алматы. Около 10-15% от общего числа персонала будут из Европы. Иностранные
рабочие, будут размещаться в гостиницах города. Так как работы будут
осуществляться только в светлое время суток, весь персонал будет доставляться
на объекты утром и отвозится в город вечером. Штат офиса, постоянно находящимся
в помещении будет около от 20 до 50 человек.
Хранение и распределение дизельного топлива. На
площадках не будет хранилища дизельного топлива. Дизельная техника и аварийный
дизель - генератор рабочего участка будут заправляться на местах из
автоцистерны, доставляющей топливо с заправочных станций г. Алматы. Машины на
бензине будут сами заправляться на заправочных станциях города.
3.2
Уникальная инфраструктура, эксплуатация и перспективы развития курорта
Транспортировка. Перевоз посетителей из аэропортов на
автобусах и такси будет выполняться по восточной объездной дороге, пр.
Аль-Фараби и далее по предложенной дороге от гостиницы. Перевоз персонала будет
осуществляться автобусами. Анализ предполагаемого спроса на пассажирские
перевозки показал, что хотя в среднее годовое количество посетителей курорта не
превысит 1900 человек в день, в сезон только услугами международного аэропорта
могут воспользоваться дополнительно 3700-4700 пассажиров в день. Количество
посетителей достигнет своего пика в августе и в феврале.
Существенного воздействия от увеличения транспорта на дорогах
к курорту не ожидается. Максимально возможное увеличение транспорта выходных
дней во время лыжного сезона было рассчитано как 24,2% вдоль застроенной части
ул. Дулатии 10,7% вдоль пр. Достыкдоул. Горной. В эти дни указанные улицы могут
принять дополнительный транспорт. Так как на подъездной дороге через пос.
Кок-Шокы есть узкий участок между домами, на котором может осуществляться
только одностороннее движение, в пиковые часы здесь возможно образование
пробок. Персонал.
Предполагается, что в зимний период только на подъемниках и
склонах и сопутствующей им инфраструктуре будут задействованы 778 работников.
Летом их количество уменьшиться до 280. За исключением охраны и водителей 10
ратраков, Рабочий день будет с 9 до 18. Работников будут доставлять на курорт
утром и отвозить домой вечером. Ратраки будут работать ночью. Водопотребление.
Предполагается, что курорту потребуется 1100 м3 воды в день. Для нужд курортных
площадок забор воды будет осуществляться из р. Казашка у ее устья в период,
когда уровень воды выше минимально допустимого и накапливаться в 3 подземных
резервуарах общей емкостью 140 000 м3 и максимальным диаметром 6м при 3 м
высоте. Средний расход воды реки в месте планируемого забора около 17 000 м3 в
день.
Система оснежения будет установлена на 75% склонов. При отсутствии
осадков, для создания 45 см снега может потребоваться до 326 000м3 воды. Забор
воды в 4 (3 рядом с курортной площадкой между верхними терминалами подъемников
10 и 14) подземных резервуарах общим объемом 180 000 м3 планируется из
водотоков в период высокой воды. Вода для пожаротушения будет браться с этих же
емкостей. Водоотведение. Водоотведение с застроенной территории и с ресторана
подъемника 2 будет осуществляться по канализационным трубам на модульную
очистную установку, описанную в разделе Остальные рестораны наверху подъемников
9, 11 будут обустроены модульной установкой по очистке стоков с фильтрационной
площадкой. Ожидается, что отведение будет составлять 80% потребления или 880 м3
в день.
Водоток со склонов, крыш и пешеходных зон будет собираться в
системе открытых каналов с устройствами снижения скорости потока, используя
природную топографию для увеличения природной инфильтрации и для предотвращения
эрозии земли. Перед сбросом в реки вода будет проходить через дренажные танки,
где не растворившиеся частицы будут отфильтрованы и вода будет переработана и в
дальнейшем будет использована для полива территории и мойки оборудования.
Отопление и охлаждение. Центральное отопление будет обеспечиваться
электрическими бойлерами, установленными в каждом строении. Охлаждение
помещений будет производиться индивидуальными кондиционерами. Электроснабжение.
Потребление электричества будет не более 32,4 МВт. Из него на
подъемники и производство снега будет потребляться до 6 МВт. Каждый подъемник
будет иметь свой 0,3-0,5 МВт дизельгенератор для снятия лыжников с подъемника
при отключении электричества. Курорт будет подключен трансформатору на
подстанции Медеу. Опционное соединение к подстанции Ерменсай, в ущелье Б.
Алматинка, может быть обустроено для обеспечения надежности снабжения и, тем
самым уменьшения необходимости использования дизель генераторов. Освещение.
Освещение в ночное время предполагается для обеспечения безопасности при
перемещении по застроенной территории трассам и технологическим дорогам. После
выпадения снега, ратраки будут использовать освещение фар при утрамбовке снега
ночью на ~20 га.
На трассах, где установлено освещение, 3 раза в неделю будут
организовываться катания до 21: 00. Постоянный ночной свет будет на дорожках, у
фасадов зданий и вдоль подъездной дороги. Ограждения. Пластиковые сетки длиной
от 2 до 10 м на 1.5 м вешках будут ограждать опасные места от лыжных склонов.
Трассы будут визуально отделяться от окружающей местности красными 1.5 м
вешками, расставленными через 3-5 м. Других ограждений, способных повлиять на
дневную и сезонную миграцию животных, не планируется. Обслуживание техники.
Обслуживание техники будет происходить в двух
теплоизолированных и отопляемых электричеством мастерских из стального каркаса,
расположенных у верхнего терминала подъёмника 9 на высоте 2785 м и у площадки 2
на высоте 2080 м. Высокогорная мастерская общей площадью 100 0м2 будет иметь 10
отсеков на нижнем этаже, 6 из которых будут предназначены для обслуживания
снегоуборочных машин, а остальные для обслуживания подъемников, зданий,
электроустановок и snowmaking. На втором этаже будет располагаться офис, склад,
раздевалки, комната отдыха и туалет. Вторая мастерская у площадки 2 общей
площадью 480 м2 будет иметь 4-8 отсеков для обслуживания снегоуборочных машин и
хранения запчастей. Мастерская будет расположена за деревьями, чтобы не портить
общеэстетический вид курорта. Источники воздействия и загрязнения. Шум и
освещение. Для контролируемого сброса снега в лавиноопасных склонах будут
использоваться дистанционно управляемые газовые системы. Шум от этой системы
будет похож на приглушенный хлопок.
Кок-Жайлау потребуется 8 ратраков на 1 этапе и 2
дополнительных на 2 этапе строительства для обработки 20 га трасс в ночное
время. Ратраки будут использовать фары. Главными источниками шума будут
подъездные дороги и развлекательные площадки. Уровень шума будет
контролироваться как на жилых районах, так и на склонах. Оборудование, которое
будет работать ночью, в сумерках и на рассвете будет выбрано с минимальным
возможным уровнем шума. Между жилым районом и источником шума будет
поддерживаться максимальное расстояние, а где это невозможно - будут
установлены шумозащитные экраны и организованы шумопоглощающие поверхности.
Поддержание уровня шума в сумеречное и позволит жителям
открывать окна для естественной вентиляции в ночное время. Дневной шум от
указанных источников не вызывает озабоченность. Отходы. Будет использована
следующая иерархия управления отходами "снижение - повторное использование
- утилизация - извлечение энергии - размещение на полигонах". Отходы будут
разделяться на категории, которые утилизируются городскими предприятиями.
Растительные отходы будут компостироваться на площадке навоза у конюшни.
Закупки будут производиться таким образом, что бы по
окончанию эксплуатации оборудования и материалов не было необходимости
размещать его как опасный отход. Канализационные стоки от строительного лагеря,
а так же во время эксплуатации с ресторанов, гостиниц и конюшни не окажут
влияния на экологию и социальную среду в силу того, что планируемые очистные
сооружения будут установлены до начала строительства. Они будут очищать стоки
до качества питьевой воды и направляться в резервуары для производства снега.
Стоки с высокогорных строительных площадок и с трех ресторанов будут собираться
в септики, и регулярно вывозится на очистную установку. Неутилизируемые отходы
будут вывозиться на полигон "Карасайский" в 50 км к северо-западу от
курорта с ориентировочной периодичностью один 5 м3 грузовик каждые 2 дня. Выбросы
в атмосферу. Основными источниками будут снегоуплотнители (ратраки) и
автотранспорт вдоль подъездной дороги и на парковках на Медеу и на Кок-Жайлау.
Выбросы от аварийных дизель генераторов электроэнергии и ресторанов, а так же
испарения из емкости с дизельным топливом, будут не существенными. Вклад
возможных пожаров вдоль туристических троп трудно предположить. Растительные
отходы не будут сжигаться, а измельчаться и компостироваться.
Так как предполагается задействование 10 ратраков.
Ориентировочно ратраки будут использоваться 6 месяцев в году, время работы
ратраков будет 0-12 час/сутки (для расчета принято среднее значение - 6
час/сутки). При такой нагрузке ратрак сжигает не более 20 т дизеля в год.
Поэтому, годовые выбросы ратраков будут сопоставимы со сжиганием 200 т дизеля
[15]. Перспективы курорта. Данный проект является якорным проектом, и в
перспективе будет способствовать превращению туризма в одну из ключевых
отраслей экономики страны, что соответствует Государственной программе по
форсированному индустриально-инновационному развитию Республики Казахстан на
2010-2014 годы, а также Плану развития горнолыжных курортов мирового уровня в
Алматинской области и близ города Алматы. Основные требования при подготовке
технико-экономического обоснования являлось: Курорт, доступный для туристов в
течении всего года.
Компактное размещение всех объектов на территории курорта, с
целью рационального использования территории основываясь на принципах
функциональности. Концепция курорта должна основываться на принципах
устойчивого развития с учетом экологических аспектов.
Ориентация международного горнолыжного курорта
"Кок-Жайлау" на вхождение в группу лучших горных курортов мира
требует от проекта применения международных стандартов. Согласно маркетинговому
исследованию, потенциал курорта оценивается в 400 000 лыжнико-дней.
В последующие 10 лет эта цифра может увеличиться до более
одного миллиона лыжнико-дней. В каждой стране успешно развивающей горнолыжный
туризм имеется высокая доля местных лыжников, что является основой успеха.
Ожидается, что через 10 лет 10% населения г. Алматы и 1% населения Казахстана
будет кататься на лыжах, что в общем составит порядка 400 000 лыжников.
Реализация проекта строительства Международного горнолыжного
курорта "Кок Жайлау" дает: - создание круглогодичного международного
горнолыжного курорта на основе повышения степени использования туристского
потенциала г. Алматы с привлечением государственных и частных инвестиций в
инфраструктуру туризма и гостиничного бизнеса; - создание идеальных условий для
начинающих лыжников является дополнительной "гарантией успеха” для
быстрого развития внутреннего рынка лыжников; - увеличение притока туристов
(превращение туризма в один из ведущих секторов экономики усилит устойчивость
экономики страны и уменьшит ее зависимость от цен на минеральные ресурсы); -
обеспечение притока иностранной валюты и положительное влияние на такие
экономические показатели, как платежный баланс и совокупный экспорт; -
увеличение занятости населения и создания более 5000 рабочих мест (по оценкам
ВТО и Всемирного совета туризма и путешествий на каждое рабочее место,
создаваемое в индустрии туризма, приходится от 5 до 9 рабочих мест,
появляющихся в других отраслях.
Туризм прямо или косвенно влияет на развитие 32 отраслей экономики)
- налоговые поступления: туристская индустрия обеспечивает государству
налоговые поступления за счет налогов, поступающих с оплат за проживание в
гостиницах и услуги ресторанов, сборы в аэропорту, налоги с продаж, сборы при
посещении парков, подоходные налоги сотрудников и многих других налоговых
поступлений. Эти доходы, реинвестированные в развитие туризма, могут расти в
геометрической прогрессии на благо как государственного, так и частного
секторов.
Проект горнолыжного курорта "Кок Жайлау" получил
одобрение Главы государства. "Сегодня я рассмотрел предложения крупнейших
мировых специалистов в сфере развития горного туризма. Уже сейчас горнолыжный
комплекс Шымбулак позволяет тысячам казахстанцев вести здоровый образ жизни.
Проект нового горнолыжного курорта является важным для всей нашей страны.
Развитие туризма в Алматы и области позволит обеспечить дополнительно около 100
тысяч рабочих мест. Динамичное развитие города зависит от рационального
использования наших гор.
Во многих европейских странах люди с малых лет обучаются
зимним видам спорта. Турист, привлекаемый на горнолыжный курорт, приносит в 6
раз больше доходов, чем турист, посещающий теплые страны и моря. И если мы
будем развивать туристическую отрасль в этом направлении, то создадим тысячи
рабочих мест, привлечем большой объем инвестиций, в том числе - на
природоохранную сферу. Будут использоваться не только комплекс Шымбулак, но и
другие места области, при этом природа сохранит свой облик", - подчеркнул
Президент Казахстана. Концепция развития всесезонного горнолыжного курорта
"Кок Жайлау" была презентована Нурсултану Назарбаеву 1 января 2014
года [24].
Генеральный план предусматривает различные зоны рекреации. В
зимний период: сноутюбинг, катание на коньках;, снеговые велосипеды, ледяной
скалодром, хождение в снегоступах, конные санки, детская игровая площадка,
площадка для зимних пикников и барбекю, иглу-бар.
В летний период: многоцелевые проложенные тропы; не
проложенные тропы для горного велосипеда и пешего туризма; горные велосипеды;
прогулки и осмотр достопримечательностей; парапланы; зип-треки/зип-райдеры;
летние сани; скалодром; европейский банджи трамплин; пляжный волейбол; трассы
для гонок; мини-гольф; водный парк; ужин на вершине горы; возможности ночного
наблюдения за звездами. На Кок-Жайлау будет создана самая современная
инфраструктура в условиях горного рельефа (Рисунок 3).
Рисунок 3. Горнолыжная деревня [22]
Заключение
В данной курсовой работе были рассмотрены перспективы
постройки, развития и эксплуатации горнолыжного курорта Кок-Жайлау. Целью
работы было изучить и проанализировать влияние горнолыжного курорта на
окружающую среду, социально-экономическую среду, рассмотреть будущие
перспективы развития курорта.
На основании проделанной работы можно сделать следующие
выводы:
На данный момент территория урочища Кок-Жайлау представляет
большую ценность для жителей города Алматы. Поскольку данная местность
отличается своей красотой, уникальностью и биоразнообразием. Проект
горнолыжного курорта Кок-Жайлау будет считаться провальным, если территория
урочища Кок-Жайлау потеряет свои ценные качества.
Данный проект является довольно таки спорным, и вызывает
множество вопросов и споров со стороны представителей экологических организаций
и защитников природы. Главный нерешенный вопрос на сегодняшний день - это ущерб
природе.
Постройка горнолыжного курорта Кок-Жайлау положительно
повлияет на социально экономическое положение города Алматы и всей страны.
Только при том условии, что курорт будет общедоступным для всех жителей города,
и будет пользоваться массовым спросом.
Строительство горнолыжного курорта будет проходить в тяжелых
условиях, по причине того что курорт расположен в горной местности. Для
постройки курорта будут применены новейшие разработки, и современные
технологии. Курорт будет построен по последнему слову техники, поскольку
государство возлагает большие надежды на развитие горнолыжного курорта
Кок-Жайлау.
Теоретической основой курсовой работы послужила научная
литература. При разработке данной работы были использованы различные
информационные источники: книги, а так же были задействованы материалы из сети
Интернет.
Список
использованных источников
1.
Гельдыева Г.В., Веселова Л.К. Ландшафты Казахстана. - Алма-Ата, 1992. - 176 с
.
Ахметжанов Х.А., Гельмгольц Н.Ф. Особенности климатических условий города Алма
- Ата и их роль в загрязнении воздушного бассейна города // Тр. КазНИГМИ. -
Алма-Ата, 1970. - Вып.36. - С.127-135.
.
Климат Алматы /Под редакцией Швер Ц.А., Ахмеджанова Х.А. - Л.: Гидрометеоиздат,
1985. - 266с.
.
Почвенно-географическое районирование СССР. Москва. 1962.422 с.
.
Соколов С.И., Ассинг И.А., Курмангалиев А.Б., Серпиков С.К. Почвы Казахской
ССР. Алма-Атинская область. Выпуск 4. Алма - Ата. 1962.424 с.
.
Рачковская Е.И., Сафронова И.Н., Волкова Е.А. Ботанико-географическое
районирование // Ботаническая география Казахстана и Средней Азии (в пределах
пустын-ной области).С. - Пб., 2003. С.
.
Карта растительности Казахстана и Средней Азии (в пределах пустынной области).
Под общей редакцией Г.М. Ладыгиной, Е.И. Рачковской, И.Н. Сафроновой.С. - ПБ.,
1995.
Мырзабеков
Ж.М. Особо охраняемые природные территории Казахстана. - Алма-ты: Стек, 2000. -
172 с.
.
Кокорева И.И. Растения Джунгарского и Заилийского Алатау, нуждающихся в охране.
- Алматы, 2007. - 212 с.
.
Иващенко А.А. Сохранение генофонда диких сородичей культурных растений в
Иле-Алатауском национальном парке //
.
Проблемы эволюции и систематики культурных растений. - Санкт-Петербург, 2009б.
- С.
.
Красная книга Казахской ССР. Часть 2. Растения. Алма-Ата, 1981.262 с.
.
Красная книга Республики Казахстан.Т. I Животные.Ч. I Позвоночные. - Алматы,
2010. - 324 с.
.
Сонькин Л.Р. Вопросы прогнозирования фонового загрязнения атмосферы в городах.
// Труды ГГО., 1974, вып.314, - С.42-51.
.
Быков Б.А. Вводный очерк флоры и растительности Казахстана // Растительный
покров Казахстана. Том I. Алма-Ата, 1966. C.3 - 36.
.
Безлугя Э.Ю. К определению потенциала загрязнения воздуха. // Тр. ГГО, 1968,
вып.234, С.69-79.
.
Временная методика определения рекреационных нагрузок на природные комплексы
при организации туризма, экскурсий, массового повседневного отдыха и временные
нормы этих нагрузок (Госком. СССР по лесному хозяйству, 1987).
.
Блага Н.Н., Рудык А.Н. Нормирование рекреационных нагрузок на городские и
пригородные ландшафты: основные аспекты // Ученые записки Таврического нац.
университета им.В.И. Вернадского. Сер. "География". Т14, 2001 - № 1 -
С.22-25.
.Косолапов
А.Б. Теория и практика экологического туризма: Учеб. пособие. / А.Б. Косолапов.
- М.: Аспект Пресс, 2005. - 240с.
.
Супруненко Ю.П. Геоэкологические принципы организации горно-рекреационного
природопользования. // Доклад на заседании Комиссии рекреационной географии и
туризма.
.
Кулагин А.А. Антропогенные нагрузки и ресурсно-рекреационный потенциал
территории горнолыжного центра "Металлург-Магнитогорск" (Южный Урал).
// Автореф. дис. канд. биол. yаук. - Тольятти - Уфа, 2011. - 22 с.
21.
Предварительная оценка воздействия на окружающую среду [Электронный ресурс]. -
Режим доступа: http://www.almatytourism. kz/
<http://www.almatytourism.kz/>
.
Технико-экономическое обоснование "Местного бюджетного инвестиционного
проекта "Горнолыжный курорт Кок-Жайлау" [Электронный ресурс]. - Режим
доступа: http://www.almatytourism. kz/ <http://www.almatytourism.kz/>
24.
Нурсултан Назарбаев одобрил проект горонлыжного курорта "Кок-Жайлау"
[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.zakon. kz/