Педагогическая возрастная периодизация

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Туризм
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    7 Кб
  • Опубликовано:
    2016-04-14
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Педагогическая возрастная периодизация

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Юридический факультет

Кафедра: Физического воспитания




Реферат

по дисциплине: Физическая культура

«Педагогическая возрастная периодизация»


Выполнил: студент 2 курса

группы 122422

заочной ф. об.

юридического ф-та

Кандауров С.И.

Проверил

Анисимов М.П.

Санкт-Петербург, Пушкин 2015г.

Содержание

Критерии физического здоровья взрослых

Возрастная периодизация

Оценка собственного здоровья


Здоровье - это первая и важнейшая потребность человека, определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармоничное развитие личности. Оно является важнейшей предпосылкой к познанию окружающего мира, к самоутверждению и счастью человека. Активная долгая жизнь - это важное слагаемое человеческого фактора.

Здоровый образ жизни - это образ жизни, основанный на принципах нравственности. Он должен быть рационально организованным, активным, трудовым, закаливающим. Должен защищать от неблагоприятных воздействий окружающей среды, позволять до глубокой старости сохранять нравственное, психическое и физическое здоровье.

Охрана собственного здоровья - это непосредственная обязанность каждого, человек не вправе перекладывать ее на окружающих. Ведь нередко бывает и так, что человек неправильным образом жизни уже к 20-30 годам доводит себя до катастрофического состояния и лишь тогда вспоминает о медицине.

Какой бы совершенной ни была медицина, она не может избавить нас от всех болезней. Человек - сам творец своего здоровья, он должен за него бороться. С раннего возраста необходимо вести активный образ жизни, закаливаться, заниматься физкультурой и спортом, соблюдать правила личной гигиены, - словом, добиваться разумными путями подлинной гармонии здоровья.

Существует много определений этого понятия, смысл которых определяется профессиональной точкой зрения авторов. По определению Всемирной Организации Здравоохранения принятому в 1948 г.: «здоровье - это состояние физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».

С физиологической точки зрения определяющими являются следующие формулировки:

индивидуальное здоровье человека - естественное состояние организма на фоне отсутствия патологических сдвигов, оптимальной связи со средой, согласованности всех функций (Г. З. Демчинкова, Н. Л. Полонский);

здоровье представляет собой гармоничную совокупность структурно-функциональных данных организма, адекватных окружающей среде и обеспечивающих организму оптимальную жизнедеятельность, а также полноценную трудовую жизнедеятельность;

индивидуальное здоровье человека - это гармоническое единство всевозможных обменных процессов в организме, что создает условия для оптимальной жизнедеятельности всех систем и подсистем организма (А. Д. Адо);

здоровье - это процесс сохранения и развития биологических, физиологических, психологических функций, трудоспособности и социальной активности человека при максимальной продолжительности его активной жизни (В. П. Казначеев).

Вообще, можно говорить о трех видах здоровья: о здоровье физическом, психическом и нравственном (социальном).

·Физическое здоровье - это естественное состояние организма, обусловленное нормальным функционированием всех его органов и систем. Если хорошо работают все органы и системы, то и весь организм человека (система саморегулирующаяся) правильно функционирует и развивается.

·Психическое здоровье зависит от состояния головного мозга, оно характеризуется уровнем и качеством мышления, развитием внимания и памяти, степенью эмоциональной устойчивости, развитием волевых качеств.

·Нравственное здоровье определяется теми моральными принципами, которые являются основой социальной жизни человека, т.е. жизни в определенном человеческом обществе. Отличительными признаками нравственного здоровья человека являются, прежде всего, сознательное отношение к труду, овладение сокровищами культуры, активное неприятие нравов и привычек, противоречащих нормальному образу жизни. Физически и психически здоровый человек может быть нравственным «уродом», если он пренебрегает нормами морали. Поэтому социальное здоровье считается высшей мерой человеческого здоровья.

Здоровый и духовно развитый человек счастлив - он отлично себя чувствует, получает удовлетворение от своей работы, стремится к самосовершенствованию, достигает, тем самым, неувядающей молодости духа и внутренней красоты.

Основными критериями, характеризующими общественное здоровье, являются:

медико-демографические (рождаемость, смертность, естественный прирост, младенческая смертность, частота рождения недоношенных детей, ожидаемая средняя продолжительность жизни);

заболеваемость (общая, инфекционная, с временной утратой трудоспособности, по данным медицинских осмотров, основными неэпидемическими заболеваниями, госпитализированная);

первичная инвалидность;

показатели физического развития;


Возрастная периодизация

Периодизация - деление онтогенеза на отдельные периоды в соответствии с общим для всего онтогенеза законом - является проблемным полем психологии детства. Л.С. Выготский в работе "Проблема возраста" (1932-1934гг.) анализирует онтогенез как регулярный процесс смены стабильных и критических возрастов. Понятие "возраст" ученый определяет через представление о социальной ситуации развития - специфическое, неповторимое отношение между ребенком и окружающей его действительностью, прежде всего социальной. Социальная ситуация развития, по Л.С. Выготскому, приводит к формированию возрастных новообразований. Соотношение этих двух категорий - социальной ситуации развития и новообразования - задает диалектический характер развития в онтогенезе.

Периодизация основывается на выделении возрастных особенностей, характерных для определенного периода жизни анатомо-физиологических и психических качеств. Рост, прибавление в весе, появление молочных зубов, смена их, половое созревание и другие биологические процессы совершаются в определенные возрастные периоды с небольшими отклонениями. Поскольку биологическое и духовное развитие человека идут рука об руку, соответствующие возрасту изменения наступают и в психической сфере. Происходит, хотя и не в таком строгом порядке, как биологическое, социальное созревание, проявляется возрастная динамика духовного развития личности. Это и служит естественной основой для выделения последовательных этапов человеческого развития и составления возрастной периодизации.

Каждому возрасту соответствует свой уровень физического, психического и социального развития. Чтобы педагогам легче было соотносить возможности ребенка с его возрастом, разработана возрастная периодизация. Она основывается на выделении возрастных особенностей. Возрастные особенности - это характерные для определенного периода жизни анатомо-физиологические и психические качества. Разумно организованное воспитание должно приспосабливаться к возрастным особенностям, основываться на них.

Наиболее распространена следующая схема этапов развития человека:

Новорожденныйот рождения до 28 днейГрудной возраст28 дней - 11 мес.29 днейРаннее детство1 - 3 годаПервое детство (дошкольный)3 - 6 летВторое детство (ранний школьный)7-12 лет (мальчики); 8-11 лет (девочки)Подростковый возраст (старший школьный)13-16 лет (мальчики); 12-15 лет (девушки)Юношеский возраст16-21 год (юноши); 16-20 лет (девушки)Зрелый возраст (1 период)22-35 лет (мужчины); 21-35 лет (женщины)Зрелый возраст (2 период)36-60 лет (мужчины); 36-55 лет (женщины)Пожилой возраст61-74 года (мужчины); 56-74 года (женщины)Старческий возраст75-90 летДолгожители90 лет и старше

Первая группа периодизаций основывается на внешнем критерии, без связи физическим и психическим развитием человека. Например, из принципа «онтогенез повторяет филогенез» выводилась периодизация, ставящая каждый этап жизни в соответствии с стадиями биологической эволюции и исторического развития человечества. До сих пор сохраняется периодизация по ступеням системы воспитания и обучения, оперирующая такими понятиями, как «дошкольный возраст», «младший школьный возраст» и т. д. Так как структура образования развивалась с учетом психологии развития, такая периодизация косвенно связана с переломными моментами в детском развитии.

Вторая группа периодизаций основывается на одном внутреннем критерии. Выбор критерия, который ложится в основу классификации, субъективен и происходит по самым разным причинам. Так, в рамках психоанализа Фрейдом была разработана периодизация развития детской сексуальности (оральный, анальный, генитальный этапы). В основу периодизации П. П. Блонского лег такой объективный и простой для учета физиологический признак, как появление и смена зубов. В получившейся классификации детство делится на три периода: беззубое детство, детство молочных зубов и детство постоянных зубов; с появлением зубов мудрости начинается взрослость.

Третья группа периодизаций основывается на нескольких существенных особенностях развития и может учитывать изменение важности критериев со временем. Примером таких периодизаций являются системы, разработанные Выготским и Эльконином.

Существует много периодизаций возрастного развития. Детальность проработки периодизаций неодинакова для разных возрастов; периодизации детства и юности, как правило, привлекали больше внимания психологов, чем периодизация зрелости, поскольку развитие в зрелости не несет качественных изменений и содержательная периодизация зрелости затруднена.

возрастной развитие человек здоровье

Оценка собственного здоровья

Парень, 24 года. Здоров. Вредных привычек нет. Более 2 лет не обращался в медицинские учреждения. Не болею. Прошлые диагнозы: хронических заболеваний нет. Антропометрические характеристики: рост 182 см, вес 60 кг., ЧСС 62 уд. /мин, САД 120, ДАД 80. Вывод: достаточно много двигаюсь на работе, в основном веду здоровый образ жизни, что благотворно сказывается на общем состоянии, болевых приступов не наблюдается, необходимость обращаться за медицинской помощью отсутствует.

Похожие работы на - Педагогическая возрастная периодизация

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!