Разработка наглядного пособия по дисциплине 'Технология парикмахерских работ'

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    685,7 Кб
  • Опубликовано:
    2015-05-21
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Разработка наглядного пособия по дисциплине 'Технология парикмахерских работ'

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ЧЕЛЯБИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ФГБОУ ВПО «ЧГПУ»)

Профессионально-педагогический институт

Кафедра подготовки педагогов профессионального обучения и предметных методик



ТЕМА ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ

«Разработка наглядного пособия по дисциплине «Технология парикмахерских работ»»

Выпускная квалификационная работа

Специальность 050501.04 - Профессиональное обучение (дизайн)

Специализация 050501.65 «Парикмахерское искусство и дизайн прически»







Челябинск

РЕФЕРАТ

Выпускная квалификационная работа содержит 49 листов печатного текста,1 график, 5 таблиц, список литературы (53 используемых источника), 3 приложения на 14 листах и 2-х приложениях на цифровых носителях.

Работа направлена на разработку наглядного пособия по дисциплине «Технология парикмахерских работ». В работе дано обоснование разработки наглядного пособия, проведен анализ наглядных пособий, разработан альбом, с целью совершенствования учебного процесса.

В методической части работы изучено принципы наглядности, методика работы с наглядными пособиями, современные проблемы в изготовлении наглядного пособия

Тезаурус: образование, обучение, наглядное пособие, наглядность, мысленная наглядность, внутренняя наглядность.

Содержание

Введение

Глава 1. Анализ научно-педагогических исследований по проблемам наглядности

.1. Значение принципа наглядности в образовании

1.2.Методика работы с наглядными пособиями

.3. Современные проблемы в культуре изготовления наглядных пособий

2.Опытно-поисковая работа по проектированию наглядных пособий по дисциплине «Технология парикмахерских работ»

.1. Анализ наглядных пособий по дисциплине «Технология парикмахерских работ» и методика работы с наглядными средствами

2.2. Разработка альбома макетов по теме: «Моделирование прически»

.3. Внедрение и оценка результатов

Заключение

Библиографический список

Приложения

Введение

В начале обучения дисциплине «Технология парикмахерских работ», обучающихся необходимо ознакомить с СанПиН 2.1.2.2631-10, так как это поможет понять основы работы в области оказания парикмахерских искусств [25].

В федеральном законе № 273-ФЗ от 29.12.2012г. «Об образовании в Российской Федерации», даны следующие определения:

Образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенций определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов [36].

Обучение-целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни [36]..

В настоящее время, когда все стремительно развивается, порой бывает очень трудно сфокусировать внимание обучающихся на изучении предметов. Необходимо подходить творчески к объяснению материала, но также не забывать про современные технологии наглядности. Поэтому и была выбрана тема для дипломной работы «Разработка наглядного пособия по дисциплине: «Технология парикмахерских работ». Для того, чтобы выявить положительные и отрицательные стороны уже существующих наглядных пособий, а также разработать наглядные пособия с учетом потребности студентов, современными достижениями в этой области, но при этом не нарушать установленные стандарты процесса обучения

Проблема при подготовке парикмахеров в образовательной организации. Выпускникам данной профессией предстоит в будущем работать с клиентами. Поэтому обучающимся студентам данной профессии нужно, не только изучить технологию парикмахерского искусства, но также уметь применять их, для этого на занятиях необходимо использовать наглядные пособия.

Основной проблемой, является то, что некоторые преподаватели не имеют ясного представления о том, когда и как надо использовать наглядность, в каких случаях применение наглядных пособий необходимо и полезно, а в каких ненужно и даже вредно. Методисты советуют более широко опираться при обучении на наглядность, больше использовать на учебных занятиях наглядные пособия, применять наглядные средства обучения. Для усиления наглядности преподаватели стараются использовать технические средства обучения: магнитофоны, видеомагнитофоны, телевизоры и другие аппараты и приборы. С развитием техники наглядные средства обучения стали еще более интересны и доступнее для понимания учащимися учебного материала. В то же время преподаватели иногда слышат и предостережения: нельзя увлекаться наглядностью, надо быть осмотрительным в применении наглядных пособий. Так, в учебнике по педагогике можно прочесть следующее: «Признавая ценнейшие достоинства наглядности, преподаватель должен иметь в виду, что это острейшее оружие, которое при невнимательном и неумелом использовании может увести обучающихся от решения главной задачи, подменить цель ярким средством, может стать препятствием на пути к глубокому овладению знаниями, к познанию существенных связей и закономерностей». [14; С.36] Советский психолог А. Н. Леонтьев прямо предупреждал, что в некоторых случаях наглядность вообще бесполезна, иногда даже вредна для обучения. Использование наглядности вот уже насколько столетий является одной из основных проблем дидактики.

Для обучающихся, образовательной организации по специальности «Парикмахер» в первую очередь необходимы наглядные пособия, которые будут стимулировать мыслительный процесс. В настоящее время, в основном на занятиях используются пособия, которые дают представления о начальных этапах работы. Для улучшения процесса усвоения программы, а также для развития творческого подхода в работе, нужно применять опосредованную, мыслительную наглядность.

Объект исследования - процесс обучения по дисциплине «Технология парикмахерских работ».

Предмет исследования - наглядность как эффективное средство обучения.

Цель исследования выявить существующие проблемы наглядных пособий в образовательной организации, выявить уровень разработать наглядное пособие по дисциплине «Технология парикмахерских работ».

Гипотеза: использование наглядности по дисциплине «технология парикмахерских искусств» будет эффективным, если:

пособие будет направлено на творческие способности и активизации мыслительного процесса обучающегося студента.

Задачи исследования:

1.  На основе анализа литературы выявить принцип наглядности, методику работы с наглядными пособиями, а также проблемы связанные с изготовление наглядных пособий.

2.На основе базы исследования, определить положительные и отрицательные стороны, имеющихся наглядных пособий.

. Разработать и внедрить наглядные пособия по дисциплине «Технология парикмахерских работ»

Методы исследования:

) анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;

) тестирование;

) беседа;

) качественный и количественный анализ результатов исследования.

База исследования: Технологический колледж сервиса ЮУрГУ

1. Анализ научно-педагогических исследований по проблемам наглядности


1.1 Значение принципа наглядности в образовании

 

Проблема наглядности в обучении активно развивается в трудах выдающихся мыслителей и педагогов, как И.Г. Песталоцци, Т. Кампанелла, Дж. Локк, Р. Оуэн, Ж.-Ж. Руссо [17], И. Гербарт, А. Дистервег [16] и других, которые уточнили его сущность, выделили два уровня восприятии (внешнее и внутреннее). Обосновали психологические особенности использования наглядности при обучении детей разных возрастов.

Большой вклад в развитие исследуемой проблемы внесли российские последователи Я.А. Коменского, Ф.И. Янкович, М.В. Ломоносов, Н.И. Новиков,

В.Ф. Одоевский, В.Г. Белинский и другие. Они считали, что в воспитании и обучении детей необходимо опираться на факты и наблюдения, постепенно переходить от конкретного к общему.

Основатель научной педагогики в России К.Д. Ушинский [17] развил учение о наглядности в обучении. Он полагал, что наглядное обучение строится не на отвлеченных представлениях и словах, а на конкретных образах, непосредственно воспринятых ребенком; выступает мощным средством формирования мыслительной деятельности на основе чувственного образа, служит основой природ сообразного обучения. Эти идеи становятся определяющими в развитии отечественной педагогической мысли (Н.И. Пирогов, А.Н. Герд, Н.Ф. Бунаков, В.И. Водовозов, М.А. Корф, В.Я. Стоюнин и др.).

Известный педагог конца XIX - начала XX века П.Ф. Каптерев раскрыл истоки наглядного обучения, показал его роль в начальном воспитании и образовании детей, обосновал теорию наглядного обучения. Он выделил виды наглядности: «полная наглядность, половинная и наглядность умственная или по памяти» и дал им характеристику. П.Ф. Каптеров предлагал использовать наглядность на всех этапах педагогического процесса.

Значительное внимание принципу наглядности в обучении уделялось отечественными педагогами. В учебных пособиях многих авторов (К.П. Аржеников, А.И. Гольденберг, В.А. Евтушевский, С.И. Шохор-Троцкий) содержались иллюстрации и картинки, способствовавшие наглядному усвоению учебного материала. Наиболее полно и всесторонне вопросы наглядности раскрыл С.И. Шохор-Троцкий, выделивший «внешнюю» и «внутреннюю» наглядность. Он считал, что наглядность обеспечивает творческое воображение и деятельность мышления учащихся.

Достаточно полное обоснование получила наглядность в образовательном процессе советской педагогической мысли (П.П. Блонский, С.Т. Шацкий, П.Н. Шимбирев, И.Т. Огородников, М.А. Данилов, Т.А. Ильина, Г.И. Щукина, Л.В. Занков) [12,c.34].

В 50-60 годах XX века Н.П. Конобеевский обосновал роль и место наглядности в обучении учащихся начальных классов, Л.В. Занков показал важность сочетания слова и наглядности для обеспечения взаимопроникновения ощущения и мышления.

Наглядность понимается как определенным образом рационально осмысленная чувственная предметная область окружающего мира, отраженная оценочно-волевым моментом в индивидуальном сознании человека. Она как основа понимания научного знания является чувственно-эмоциональным феноменом, для которого характерны рациональность, устойчивость, модельная определенность. Предметы и явления, непосредственно воздействуя на органы чувств, создают определенный образ. Это «внешняя» наглядность. Предметность, являясь основной чертой чувственного образа, дает основание ввести понятие предметной наглядности [12, c.40].

В психолого-педагогической литературе выделяют «внутреннюю» наглядность, которая является отражением невидимого мира, т.е. чувственное восприятие позволяет отразить не только внешние стороны предметов (создать их образ), но и обусловить предпосылки для мысленного анализа предметов, перехода на уровень отображения сущности. Таким образом, кроме непосредственной предметной наглядности существует наглядность опосредованная, мысленная наглядность, которая является результатом деятельности памяти, представлений и воображения человека. Следовательно, правомерно говорить не о «внутренней» наглядности, а опосредованной, мысленной наглядности.

Мысленная наглядность представляет оперирование уже имеющимися представлениями для формирования новых представлений (получение представления о новом через сравнение с уже известным).

Мысленная наглядность выделяется из практического действия, в которое оно первоначально непосредственно включено, становясь относительно самостоятельным актом, подготовляемым предшествующим действием и подготовляющим последующее. Информация, полученная человеком из окружающего мира, позволяет человеку представлять не только внешнюю, но и внутреннюю сторону предмета, представлять предметы в отсутствие их самих, предвидеть их изменение во времени, устремляться мыслью в необозримые дали и микромир. Все это возможно благодаря процессу мышления. В психологии <#"889822.files/image001.jpg">

Реализация образовательных программ обеспечена педагогическими кадрами. Преподаватели, отвечающие за освоение обучающимися профессионального цикла, имеют высшее образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля), опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы и проходят стажировку в профильных организациях 1 раз в 3 года.

Далее рассмотрим SWOT - анализ, который позволит выявить сильные и слабые стороны организации, а также возможности и угрозы.

SWOT-анализ Таблица 2.

Внешние факторы   Внутренние возможности

Возможности 1) Высокая ликвидность предполагаемой услуги; 2) Увеличение темпов роста рынка.

Угрозы 1) Высокая конкуренция на предполагаемом рынке; 2) Нестабильность в финансовом секторе экономики.

Сильные 1) Наличие сплоченного и работоспособного организационного ядра в руководстве 2) Наличие подготовленного персонала 3) Гибкие условия по ценовой политике.

Поле СИВ Перебросить работоспособных специалистов, в том числе по возможности из числа сотрудничающих с ней внештатных работников, на освоение новых рынков.

Поле СИУ Начинать подбор персонала заранее, увязывая его по возможности с имеющимися работами; Предварительно маркетингового проработать наиболее высоколиквидную, при относительно наименьших затратах услугу Заранее подготовить разрешительные документы на продажу того или иного видау слуги

Слабые 1) Недостаток собственных оборотных средств; 2) Отсутствие программы по созданию спроса.

Поле СЛВ Своевременно подготовить или привлечь компетентных специалистов Увеличить объем предлагаемых услуг

Поле СЛУ Во время отслеживать возможное наступление такого этапа в развитии нового направления, когда внешние и внутренние факторы превысят объективные границы возможностей контроля со стороны руководства .


Из данного SWOT- анализа можно выделит следующие моменты:

.Сильными сторонами фирмы являются:

Наличие сплоченного и работоспособного организационного ядра в руководстве.

Гибкие условия по ценовой политике.

.Слабые стороны фирмы:

.Возможности:

Высокая ликвидность предполагаемой услуги.

Увеличение темпов роста рынка.

. Угрозы:

Высокая конкуренция на предполагаемом рынке.

Нестабильность в финансовом секторе экономики.

Метод SWOT дает возможность понять, какие возможности внешнего окружения отвечают ресурсам фирмы, какие внешние угрозы могут быть восприняты организацией.

Далее представим результаты SNW - анализа.- анализ - это усовершенствованный SWOT-анализ.(сильная сторона),(нейтральная сторона),(слабая сторона).

В отличие от анализа слабых и сильных сторон SNW - анализ так же предлагает среднерыночное состояние (N). Основная причина добавления нейтральной стороны является, то что «зачастую для победы в конкурентной борьбе может оказаться достаточным состояние, когда данная конкретная организация относительно всех своих конкурентов по всем кроме одной ключевым позициям находится в состоянии N, и только по одному в состоянии S». Для составления SNW - анализа необходимо заполнить таблицу.

Таблица 3.

SNW-анализ

Наименование стратегической позиции

Качественная оценка позиции


Сильная (S)

Нейтральная (N)

Слабая (W)

Стратегия организации


ü


Бизнес-стратегии


ü


Оргструктура


ü


Финансы, как общее финансовое положение



ü

Услуга как конкурентоспособность в целом

ü



Структура затрат



ü

Дистрибуция как система реализации продукции


ü


Информационная технология

ü



Инновации как способ к реализации на рынке продуктов


ü


Способность к лидерству в целом



ü

Уровень маркетинга


ü


Уровень менеджмента


ü


Качество торговой марки

ü



Качество персонала

ü



Репутация на рынке


ü


Репутация как работодателя

ü



Отношения с органами власти


ü


Отношения с профсоюзами

ü



Отношения со смежниками


ü


Инновации как исследования и разработки



ü

Степень вертикальной интегрированности


ü


Корпоративная культура

ü



Стратегические альянсы



ü


Итак, в целом картина внутренней среды организации не совсем благоприятная. Но у образовательного учреждения существует потенциал к развитию и совершенствованию. Соотношение сильных и слабых сторон по своей значимости образовывают стабильную картину развития.

В настоящее время в учреждении можно получить образование по следующим специальностям:

ü  Дизайн (в одежде);

ü  Закройщик;

ü  Конструирование, моделирование и технология швейных изделий;

ü  Мастер садово-паркового и ландшафтного строительства;

ü  Парикмахерское искусство;

ü  Парикмахер;

ü  Программирование в компьютерных системах;

ü  Реклама;

ü  Стилистика и искусство визажа;

ü  Техника и искусство фотографии;

ü  Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров;

ü  Туризм;

ü  Фотограф;

ü  Художник по костюму;

ü  Экономика и бухгалтерский учет.

В образовательной организации на дисциплине «Технология парикмахерских работ» существует несколько видов пособий.

Рассмотрим их.

. Фильмы с мастер-классами.

Положительной стороной данных пособий является:

А) возможность фокусировать внимание, обучающихся, на конкретных элементах, приемах;

Б) детальный разбор техники работы, при помощи повтора или замедления кадров;

В) дает базовые знания по парикмахерскому искусству.

К недостаткам можно отнести, то что в процессе изучения, обучающийся, будет повторять увиденное, т.е. у него уже есть готовый вариант работы, и ему сложнее что-то придумать самому,

. Инструкционно-технологическая карта

Данное пособие дает, обучающимся, начальное представление об этапах работы этапов. В то же время обучающиеся получают базовые знания работы, а это никак не будет влиять на мыслительную активность. Технологические карты разрабатываются для выполнения работ комплексного характера и раскрывают технологическую последовательность обработки, т.е. поэтапность выполняемых работ.Инструкционно - технологические карты разрабатываются на начальных этапах для выполнения комплексных работ, включают в себя и технологическую последовательность и инструктивные указания о технических условиях, средствах, затратах времени, режимах обработки, пояснения о правилах выполнения работ.

. Карточки - задания - представляющие собой задания развивающего характера (например, предложить метод обработки элемента прически по предложенному эскизу и составить инструкционно - технологическую карту в табличной форме). Применяются в процессе обучения для организации самостоятельной работы студентов и поверки знаний и умений.

На основе всего выше изложенного не смотря на положительные стороны имеющихся пособий, есть одна не в полной степени затронутая в учебном процессе ниша наглядности, это отсутствие мыслительной наглядности. Обучающиеся уже берут готовые наработки, и не проявляют свои творческие способности.

Анализ используемых наглядных пособий по дисциплине «Технология парикмахерских работ» показал, что наглядные пособия выполняют в основном функцию информационного характера.

На базе исследования был проведен опрос среди педагогов (прил.1), с целью выявить какие средства наглядности используются в данном колледже больше всего.

После проведения опроса с педагогами образовательной организации. Было выявлено, что чаще всего в свое работе они используют наглядное пособие - инструкционные карты, плакаты и в меньшей степени - показ видео.

Инструкционные карты разделены в зависимости от темы учебного занятия . Они представляют собой уже готовую информацию, с выделением основных моментов работ.

Для того, чтобы определить, насколько в полном объеме педагоги пользуются мыслительной наглядностью в обучении парикмахеров было проведено исследование. В нем принимали участие три группы обучающихся, находящиеся третьего года обучения. В первой группе было 10 человек, во второй 12 и в третьей 12 человек. На уроке по теме «Классификация причесок» после просмотра видео с мастер-классом по изготовлению прически в стиле классицизм, обучающимся было предложено придумать и зарисовать стилизованную прическу вышеупомянутой эпохи.

Результаты исследования.

По данным графика видно, что обучающиеся первой группы, 3 человека из 10 справились с практическим заданием, во второй 4 из 12 человек, в третьей группе 3 человека справились с поставленной задачей из 12. Всего 29,4% из всех принимавших в исследовании студентов выполнили задание на отлично.

Исходя из полученных данных, можно сделать вывод о том, что видео как наглядное пособие недостаточно фокусируют внимание обучающихся на изучаемой теме.

Для выявления причины, низкой эффективности практического занятия с применением наглядного пособия, нами было проанализировано учебное занятие.

И так рассмотрим учебное занятие, по дисциплине «Технология парикмахерских работ», тема классификация причесок. На теоритическом занятии идет небольшая часть лекции, затем занятие строится на показе видео с мастер-классом по воссозданию причесок. При помощи метода наблюдения, мною было проанализировано поведение обучающихся во время проведения практического занятия. Понаблюдав, за обучающимися, в течение нескольких учебных занятий с применением наглядного пособия, были сделаны следующие выводы:

.Не все обучающиеся, могут сразу воспринять видео материал;

.При дополнительном повторе, обучающиеся, иногда теряют интерес к теме;

.Иногда нельзя четко разглядеть детали прически.

Все эти недостатки приводят к тому, что обучающиеся во время занятия применением данного наглядного пособия, не фокусируются на теме, что соответственно сказывается на запоминании материала.

Так же мы выделили, что в данном наглядном пособии не хватает мыслительной наглядности. Обучающиеся, видят готовый результат, соответственно они не задействуют свои творческие способности.

По данным проведенных опросов получилось, что обучающиеся особенно привлекают занятия с применением наглядных средств обучения. Они им нравятся по вышеперечисленным причинам. В ходе исследования было установлено, что применяемые наглядные пособия не предусматривают развивающий характер. Хотя для того, чтобы облегчить усвоение учебного материала и повысить технологическую грамотность на уроках по спецдисциплины необходимо систематически применять наглядные пособия развивающего характера.

Исходя из полученных данных и проанализировав, существующие наглядные пособия, было принято решение разработать, новый комплекс пособий, которые будут включать в себя опосредованную, мысленную наглядность.

2.2 Разработка альбома макетов по теме «Моделирование прически»

Многие педагоги ищут разные способы «оживления» учебного занятия, привлечения обучающихся к активной работе, разнообразию форм объяснения нового материала. Разумеется, ни в коем случае нельзя отказываться от традиционного занятия, как основной формы обучения. Но придать учебному занятию нестандартные, оригинальные приемы необходимо для активизации мыслительной деятельности обучающихся. Это не замена старых занятий, а их дополнения и переработка, внесение оживления, разнообразия, которым повышают интерес, способствуя совершенствованию учебного процесса. На таких занятиях, обучающиеся увлечены, их работоспособность повышается, результативность занятия возрастает.

Альбом макетов способствует сознательному воспроизведению изучаемого материала, созданию условий для самостоятельной исследовательской работы, путем постановки учебных проблем и создания проблемных ситуаций.

Проблемная ситуация - это интеллектуальное затруднение, возникающее тогда, когда человек не может (не знает, как) - объяснить явление, факт, процесс действительности, достичь цели известным ему способом действия.

Она предназначена для формирования технологической грамотности будущих парикмахеров, разрабатывается в соответствии с учебной программой курса «Технология парикмахерских работ».

Задания, представленные в альбоме макетов, включают в себя, задания разной сложности

Но надо заметить, что в выборе нестандартных учебных занятий нужна мера. Обучающиеся привыкают к необычным способам работы, теряют интерес, успеваемость заметно понижается. Место нетрадиционных занятий в общей системе должно определяться самим учителем в зависимости от конкретной ситуации, условий содержания материала и индивидуальных особенностей самого учителя. Вместе с тем ученые-педагоги едины в том, что структура занятия не может быть аморфной, безликой, случайной. Она должна отражать: закономерности процесса обучения как явления действительности, логику процесса учения; закономерности процесса усвоения, логику усвоения новых знаний как внутреннего психологического явления; закономерности самостоятельной мыслительной деятельности учащегося как способов его индивидуального познания, отражающих логику познавательной деятельности человека, логику преподавания; виды деятельности учителя и учащихся как внешние формы проявления сущности педагогического процесса. В рамках преподавания технологии парикмахерского искусства могут быть использованы разработанные конспекты учебных занятий.

Дисциплина «Технология парикмахерских работ» включает в себя блок «Моделирование причесок». Рассмотрим его поподробнее.

Моделирование причесок - творческий процесс, отнимающий порой очень много времени и сил.

Весь творческий процесс моделирования причесок протекает под влиянием увиденного и пережитого, после внимательного изучения моды причесок.

Идея создания той или иной прически возникает в результате приобретения необходимого творческого материала. Идея постепенно воплощается в художественный образ.

При моделировании необходимо учитывать очень много факторов.

Обязательно надо обсудить с клиентом форму будущей стрижки или прически, стиль, как клиент будет укладывать эту стрижку в повседневной жизни.

Кроме этого, надо обратить внимание на внешность, первоначальную длину, качество волос.

Если прическа подобрана правильно, то с ее помощью можно скрыть многие недостатки внешности человека и формы головы.

Основным достоинством правильно подобранной прически является подчеркивание индивидуальности человека.

Данный блок включает в себя:

.Изучние возникновения искусства прически;

.Индивидуальное моделирование;

.Типы причесок;

.Классификация причесок;

.Композиция прически

. Форма, силуэт, линии в прическе

. Ритм, симметрия;

.Влияние профиля человека на выбор прически.

На основе этого блока и изучаемых в нем тем, было предложено разработать наглядное пособие, которое будет активизировать мыслительные процессы обучающихся. Наглядное пособие, альбом макетов с разными типами лиц , элементами причесок и заданием.

При проектировании наглядного пособия мы учитывали четыре аспекта разработанные О.А.Айтом:

1.       Технический - целесообразность построения, конструкционное решение при разработке учебно-наглядных пособий (размещение, удобство, применение).

2.       Психологический, каким образом учебно-наглядное пособие служит интересам психической закономерности восприятия и мышления, учащихся при передачи им учебной информации.

.         Дидактико-методический, реализация функций, которые они выполняют в современном учебном процессе.

.         Гигиенический, величина фигур, цифр и букв, наиболее подходящих контрастность, характер и соотношение применяемых цветов, и другие существенные обстоятельства гигиены органов чувств обучающихся.

В процессе разработки альбома макетов очень важно учитывать такие принципы, как научность (использование только общенаучных данных); систематичность и последовательность (расположение изучаемого материала от простого к сложному, с учетом приемствености и систематичности); наглядность (наличие наглядных образов, позволяющих давать нужную информацию для более быстрого и успешного усвоения изучаемого материала), проблемность.

Принцип сознательности и активности учитывается разработки наглядных пособий, которые позволяют не только иметь готовые знания (выполняют информационную функцию в учебном процессе), но и заставляют вспоминать, размышлять, анализировать, сравнивать.

Индивидуальный подход способствует повышению эффективности технологической подготовки, поэтому необходимо использовать возможности диффенцированной работы, учитывающий разный уровень сформированности технологических знаний, умений и навыков, индивидуальные способности обучаемых.

В результате, выделения главных и зависимых частей обеспечивает продуктивное усвоение всего материала.

После определения целей и принципов их достижения, выполняется отбор содержания - это третье условие исследуемого процесса.

Обучающимся будет предложено, в зависимости от задания, предложенного педагогом на дисциплине «Технология парикмахерских работ». Собрать из элементов, определенный тип прически, проанализировать какой длины, густоты, пористости и т.д. подойдут волосы для данной прически. Далее обучающиеся могут, проанализировав прическу построить технологический процесс выполнения данной прически. Уже на уроках производственного мастерства обучающиеся могут практически выполнить сконструированную ими прическу.

Данное наглядное пособие для исследуемого учреждения является новым, так как затрагивает опосредованную, мысленную наглядность. Это нововведение позволит:

- повысить познавательной и мыслительной деятельности учащихся;

повысить интереса к изучаемому материалу;

развить творческих способностей учащихся.

И так рассмотрим из чего же, будет состоять занятие:

Наглядное пособие, помогает сознательному воспроизведению, изученного материала.

В результате исследования функций наглядных пособий, при разработке наглядного пособия, выделили следующие дидактические функции:

. Образовательная функция - создание условий для овладения техническими знаниями, умениями в процессе изучения теории;

.Развивающая функция - позволяет осуществлять многостороннее развитие обучающихся;

. Функция информированности - наглядное пособие является источником, т.е. несет в себе информацию.

В процессе разработки наглядного пособия, необходимо учитывать, следующие принципы:

·        Научность;

·        Систематичность и последовательность;

·        Сознательность и активность, т.е. принцип который помогает вспоминать, размышлять, анализировать, сравнивать.

Наглядное пособие поможет решить следующие педагогические задачи:

1.  активизировать у обучающихся мыслительную активность;

2.       развитие технологической грамотности;

.         повысить эффективность преподавания.

.         помочь обучающимся в запоминании информации

Описание альбома:

Альбом макетов «Моделирование прически» (прил.2) состоит из 42 страницы Форматом А4

Содержит себе рекомендации по использованию альбома, вводную часть, основную часть («Типы лиц», «Классификация и назначение прически», «Типы причесок»), словарь терминов используемых в альбоме, список литературы.

Также присутствуют иллюстрации, на которых изображены типы лица, элементы причесок, аксессуары для причесок.

Помимо иллюстраций, в альбоме присутствуют заданию по изученному материалу.

На основе всего вышеизложенного можно выделить преимущества разработанного наглядного пособия:

1.       восприятие изучаемого материала, через опосредованную, мысленную наглядность;

2.       способствует совершенствованию знаний обучающихся;

.         улучшает учебный процесс;

.         помогает обучающимся в усвоении материала, развивает навыки самостоятельности;

.         возможность оптимально организовать занятия, изменять и дополнять материал.

Наглядное пособие можно использовать, как в процессе теоретического обучения, так и практического.

.3 Внедрение и оценка результатов

По итогам опытно-поисковой работы, разработали, внедрили наглядное пособие. Данное пособие было разработано с целью, активизировать у обучающихся мысленную наглядность, вовлечь в процесс обучения.

С целью определения эффективности внедрения в учебный процесс разработанного наглядного пособия, в трех группах были проведены учебные занятия с использованием существующего наглядного пособия.

Задачи исследования:

выявить эффективность применения наглядного пособия по дисциплине «Технология парикмахерских искусств»;

разработать и наглядные пособия на теоритических занятиях;

проанализировать достоинства, недостатки нестандартных наглядных пособий (эффективность, применимость).

Если в процессе обучения, по дисциплине «Технология парикмахерских искусств» на теоретических занятиях использовать наглядные пособия, направленные развивать мышление обучающихся, то это позволит:

1. повысить уровень познавательной активности обучающихся ;

. решать проблемные профессиональные ситуации;

. качественно усваивать и предъявлять предметные знания и профессиональные умения.

В качестве субъектов исследовательской работы была группа, которая состоит из 10 человек, все обучающиеся данной группы, имеют примерно одинаковый уровень успеваемости в изучении профессиональных дисциплин.

Методы исследования: теоретический, эмпирический (наблюдение, тестирование)

1.Проведение теоретического занятия по дисциплине «Технология парикмахерских работ» с использованием разработанного наглядного пособия

С обучающимися был проведен урок длительностью 90 минут «Коррекция лица с помощью прически» без использования практического задания с помощью альбома макетов . После проведения данного занятия был проведена самостоятельная работа которая показала следующие результаты

Таблица 4.

Результаты самостоятельной работы

№ п/п

Оценка

Кол-во чел.

1

5

-

2

4

4

3

3

8


Как видно из таблицы №4, большинство обучающихся студентов не справились с самостоятельной работой и показали только удовлетворительные результаты, так же стоит отметить, что на «отлично» никто из обучающихся не написал самостоятельную работу.

. Проведение учебного занятия с применением разработанного наглядного пособия.

Цель: внедрение нового наглядного пособия.

Задачи:

разработать, опробовать учебные занятия на профессиональные проблемные ситуации.

Методы исследования:

Во время прохождения практики я провела ряд занятий теоретического обучения, по дисциплине «Технология парикмахерских работ», на которых обучающиеся выполняли задания, при помощи опосредованной, мыслительной наглядности

Нами было разработано учебное наглядное пособие, для образовательной организации, наглядного пособия для занятий по дисциплине «Технология парикмахерских работ».

Было повторно проведено учебное занятие «Коррекция лица с помощью прически» (прил.3), с использование разработанного наглядного

пособия.

Задачи:

сравнить начальные и конечные результаты;

выявить насколько действенными оказалось применения новых наглядных пособий, в овладении компетенциями парикмахерского искусства.

Методы исследования: наблюдение, тестовые задания, самостоятельная работа.

Учебное занятие включало в себя следующие элементы наглядного пособия, разработанные задания и карточки по теме занятия, После занятия была проведена самостоятельная работы, результаты в таблице 5

Таблица 5.

Результаты самостоятельной работы, повторный срез

№ п/п

Оценка

Кол-во чел.

1

5

5

2

4

7

3

3

-


Из полученных результатов мы видим, что обучающиеся улучшили свои показатели. Большинство справились заданием, а некоторые получили оценку «отлично». Следовательно, наглядный материал с использованием альбома макетов и заданиями к нему, положительно повлиял на развитие у студентов мыслительного процесса, творчества. Детальный разбор элементов прически и одновременное выполнение задания, помог обучающимся студентам лучше запомнить материал.

Учебное занятие с применением наглядного пособия, которое включает в себя мысленную наглядность, помогает, обучающимся студентам не только изучить тему, получить профессиональные навыки, но также развить в себе творческие способности, умение сочетать элементы. Для составления правильного варианта, и продумывать все свои действия заранее.

Можно отметить, что цели исследования достигнуты, результаты проделанной работы являются положительными.

Таким образом, при помощи наглядного пособия, которые включают в себя мысленную наглядность, добились повышения уровня познавательной и мыслительной активности обучающихся. Соответственно поставленные цели достигнуты: разработанное наглядное пособие, которое поможет активизировать мыслительные процессы обучающихся студентов.

Заключение

Средства наглядности используются при изложении учебного материала учителем, в ходе самостоятельной деятельности обучаемых по приобретению знаний и формированию умений и навыков, при контроле за усвоением материала и при других видах деятельности и преподавателя, и обучающихся. Однако, необоснованное, произвольное и избыточное применение наглядности на занятии может дать и отрицательный эффект.

Наглядность - один из основных принципов преподавания учебных предметов. Совершенно очевидно, что создание яркого образа, представления о предмете - тот прочный фундамент, на котором базируются наши знания. Конечно, процесс познания не ограничивается зрительным образом действительности и восприятием модели, картины, условной схемы. Мышление, абстрагируясь от конкретных образов, устанавливает свойства, внутренние и внешние связи предмета или явления с другими объектами, вскрывает и те стороны предмета, которые непосредственно зрительно не воспринимаются. Однако такая, более высокая, ступень познания строится на законах и вещах реально воспринимаемого мира. В процессе обучения созерцание обычно соединено с мышлением, как правило, активизирует и конкретизирует его.

Результаты проведенного исследования подтвердили актуальность проблемы использования наглядного пособия в образовательной организации.

Познавательная активность выражается в стремлении учиться, преодолевая трудности на пути приобретения знаний, в приложении максимума собственных волевых усилий и энергии в умственной работе. Речь идёт не только о внешней активности (поднятие рук, переписывание и т.п.), а главным образом о внутренней, мыслительной активности учащихся, о творческом мышлении.

После проведенного нами исследования можно сделать вывод, что существует множество методов, которые педагог может использовать для того, чтобы повысить познавательность обучающихся, на практических учебных занятиях используя нестандартные учебные занятия, чтобы заинтересовать детей, побудить их к активной учебной деятельности, развить интеллектуальные способности, умение самостоятельно приобретать новые знания. Сочетание этих методов и использование их в различных вариациях может дать в итоге хорошие результаты.

В качестве того, каким образом можно развить познавательную активность учащихся по дисциплине «Технология парикмахерских искусств», с использование наглядного пособия, было разработано учебное занятие, проведенный в группе.

Такое сочетание методов, структура учебных занятий и нестандартный подход к проведению занятий дали хорошие результаты: обучающиеся заинтересовались в изучении нового материала, активно работали, и на последующих учебных занятиях оперировали полученными знаниями.

Исходя из всего выше сказанного, можно сделать вывод, что познавательная активность учащихся на практических учебных занятиях напрямую связана с работой учителя, а именно от того каким образом строит ход учебное занятие , и насколько нестандартно подойдет к его проведению.

Библиографический список

1.       Алексеев М.Ю. Применение новых технологий в образовании [Текст] / Алексеев М.Ю., Золотова С.И. - Троицк, 2013г., 62 с.

.         Аристова Л.П. Активность учения школьника [Текст] / Аристова Л.П. - М.: Изд-во Флинта - Наука, 2012г., 150 с.

.         Балаев А.А. Активные методы обучения [Текст] / Балаев А.А. - М.: Изд-во Просвещение, 2013г., 150с.

.         Басова Н.В. Педагогика и практическая психология[Текст] / Басова Н.В - Ростов на Дону: Изд-во Знание, 2014г., 234с.

.         Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения [Текст]/Беспалько В.П. - М.: Изд-во Просвещение, 2014. 38 с.

.         Бондаревская Е.В. Экспериментальная педагогика [Текст] /Бондаревская Е.В. Власова Т.Ф., Коновальчук В.Н. - Ростов-на-Дону: Изд-Во РГПИ, 2011г., 63 с.

.         Бордовская Н.ВСовременные образовательные технологии . [Текст]/ Бордовская Н.В. Даринская Л.А., Костромина С.Н. - М.: Изд-во Кнорус, 2011г., 269 с.

.         Горбунова А.И. Методы и приемы активизации мыслительной деятельности учащихся [Текст] / Современная педагогика. 2013. № 3, 27с.

.         Замов Л.В. Наглядность и активизация учащихся в обучении [Текст]/ Замов Л.В. - М.: Изд-во Просвещение, 2012г., 238 с.

.         Журнал «Стильные прически», [Текст] / Изд-во 3A0 "ЭДИПPЕCC-K0HЛИГA" , 2014 г., № 7, 55с.

.         Журнал «You Professional», №1, 2015г.

.         Калмыкова З.И. Зависимость уровня усвоения знаний от активности учащихся в обучении // Современная педагогика [Текст] / 2010г., № 7, 18с.

.         Кругликов В. Н. Методы активизации познавательной деятельности [Текст]/ Кругликов В.Н. Платонов Е. В., Шаранов Ю. А. - С.-Пб.: Изд-во Знание, 2011г., 190 с.

.         Коменекий Я. А. Избранные педагогические сочинения [Текст]/Кменский А.Я. - М.: Изд-во Просвещение, 2013г., 220с.

.         Кулешова О.Н., Технология и оборудование парикмахерских работ: учебник для нач.проф.образования/ Ольга Николаевна Кулешова. - 2-е изд., стер. - М., Издательский центр «Академия», 2004.

.         Мижериков В.А. Введение в педагогическую деятельность [Текст]/Мижериков В.А. Юзефавичус Т.А. - М.: Изд-во Роспедагентство, 2012г., 54 с.

.         Морева Н.А. Современная технология учебного занятия [Текст]/Морева Н. - . М.: Изд-во Просвещение, 2010г., 158 с.

.         Москаленко К.А. Образец учебных действий как средство активизации творческой деятельности учащихся // Педагогическое наследие [Текст]/МоскаленкоК.А. - Липецк: ЛГПУ, 2013г., С.42.

.         Немов. Р. С. Психология [Текст] /Немов Р.С. - М.: Изд-во Владос, 2013г. - Кн. 2: Психология образования. - 608 с.

.         Никитина Н.Н. Введение в педагогическую деятельность: Теория и практика [Текст]/ Никитина Н.Н. Кислинская Н.В. - М.: Академия, 2014г. 224 с.

.         Николаенко В.Н. Психология и педагогика [Текст]/ Николаенко В.Н. Залесов Г.Н., Андрюшина Т.В. и др. - М.; Изд-во Просвещение, 2013г., 220с.

.         Нойнер Г. Педагогика [Текст]/ Нойнер Г. Бабанский Ю.К. - М., Изд-во Академия, 2013г., 145с.

.         Онищук В.А. Урок в современной школе [Текст]/ Онищук В.А. - М., Изд-во Просвещение, 2013г., 218 с.

.         Организация познавательной деятельности учащихся [Текст]/ Под ред. В.Д Семенов. Свердловск: Изд-во Амалфея, 2010г., 140 с.

.         Панина Т.С. Современные способы активизации обучения [Текст] /Панина Т.С. Вавилова Л.Н. учебное пособие.- М.: Академия,2011г., 175с.

.         СанПиН 2.1.2.2631-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к размещению, устройству, оборудованию, содержанию и режиму работы организаций коммунально-бытового назначения, оказывающих парикмахерские и косметические услуги»

.         Словарь практического психолога. / Сост. С. Ю. Головин. - М.: АСТ, 2013. - 800 с.

.         Смолкин А.М. Активные методы обучения [Текст] / Смолкин А.А. - М.: Просвещение, 2013г., 150 с.

.         Соловейчик М. С. Методика преподавания: руководство к самостоятельной работе над курсом [Текст] /Соловейчик М.С. - М.: Изд-во Просвещение, 2013г., 230с.

.         Спирин Л.Ф. Основы педагогического анализа [Текст] /Спирин Л.Ф. - М.: Изд-во Просвещение, 2011г., 271 с.

.         Сластенина М.Н. Дидактика средней школы [Текст] /Сластенина М.Н. - М.: Изд-во Просвещение, 2011г., 256с.

.         Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний [Текст] / Талызина Н.Ф. - М.: Изд-во Педагогика, 2013г., 92 с.

.         Теоретические основы активизации творческой познавательной деятельности учащихся // Теория и практика образования: история и современность [Текст] / Липецк: Изд-во ЛГПУ, 2011. Выпуск 8. 18 с.

.         Философский словарь / Под ред. Фролова И.Т. М.: Изд-во Астра 2013г., 400с.

.         Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 21.07.2014) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 21.10.2014) (29 декабря 2012 г.)

.         Чуприкова Н. И. Умственное развитие в обучении [Текст] / Чуприкова Н.И.- М.: Изд-во Просвещение, 2013г., 200с.

.         Шамова Т.И. Активизация учения школьников [Текст] / Шамова Т.И. - М.: Изд-во Академия, 2013г., 356 с.

.         Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе [Текст] /Щукина Г.И. - М.: Изд-во Просвещение, 2011г., 160 с.

.         Якиманская И.С. Развивающее обучение [Текст]/ Якиманская И.С. - М.: Изд-во Просвещение, 2012г., 75 с.

41.     <#"889822.files/image003.jpg">

Иллюстрации страниц альбома макетов «Моделирование прически»

Примеры сконструированных причесок с помощью альбома макетов «Моделирование прически»

Похожие работы на - Разработка наглядного пособия по дисциплине 'Технология парикмахерских работ'

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!