Уголовно-правовая характеристика посягательства на жизнь государственного или общественного деятеля

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    34,76 Кб
  • Опубликовано:
    2015-06-15
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Уголовно-правовая характеристика посягательства на жизнь государственного или общественного деятеля













Выпускная квалификационная работа

Дисциплина: Уголовное право

По теме: Уголовно-правовая характеристика посягательства на жизнь государственного или общественного деятеля











г

ПЛАН

Введение

Глава 1. Общая характеристика преступлений против основ конституционного строя и безопасности государства

1.1 Понятие, система и классификация составов преступлений против основ конституционного строя и безопасности государства

1.2 Понятие и виды преступлений террористического характера

.3 Уголовная ответственность и меры уголовно-правового характера, установленные за преступления против основ конституционного строя и безопасности государства

Глава 2. Юридический анализ состава посягательства на жизнь государственного или общественного деятеля

.1 Объект и объективная сторона преступления

.2 Субъект и субъективная сторона преступления

.3 Квалифицирующие признаки посягательства на жизнь государственного или общественного деятеля

.4 Спорные вопросы толкования признаков состава посягательства на жизнь государственного или общественного деятеля

Заключение

Список использованной литературы

Практическое приложение № 1

преступление безопасность посягательство жизнь

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность избранной темы выпускной квалификационной работы.

Безопасность государства представляет собой состояние защищённости конституционного строя, суверенитета, обороноспособности, государственной власти в целом и других жизненно важных интересов Российской Федерации от внешних и внутренних угроз. Преступление в области общественных отношений, связанных с охраной конституционного строя Российской Федерации, защитой жизни и здоровья лиц, являющихся государственными или общественными деятелями, классифицируется как особо тяжкое преступное деяние направленного действия.

Объектом данного преступления являются одновременно жизнь человека и конституционная основа политической деятельности Российской Федерации, поэтому данное преступление относится к двухобъектным. Потерпевшими в результате совершения этого преступления могут являться две категории граждан - государственные и общественные деятели. Преступления против основ конституционного строя и безопасности государства помещены в главу 29 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля относится к преступлениям, посягающим на внутреннюю безопасность государства, подрывает основы конституционного строя, вызывает дестабилизацию политической обстановки в стране, а также сопряжено с лишением жизни человека. А для охраны этой безопасности, как следствие, включена норма статьи 277 УК РФ. Применение уголовного законодательства, устанавливающего ответственность за посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля, имеет важное политическое и предупредительное значение.

Целью выпускной квалификационной работы является изучение и исследование всех признаков состава посягательства на жизнь государственного или общественного деятеля, а также разработка предложений по совершенствованию действующего законодательства за совершение данного преступления.

Объект выпускной квалификационной работы - общественные отношения, которые возникают и развиваются в процессе посягательства на жизнь государственного или общественного деятеля, а также исполнение обязанностей государства по защите указанного права.

Предметом выпускной квалификационной работы являются нормы УК РФ, устанавливающие ответственность за совершение преступлений против государственных или общественных деятелей.

Для достижения поставленной цели выпускной квалификационной работы необходимо решение следующих задач:

Охарактеризовать преступления против основ конституционного строя и безопасности государства. Сформулировать понятие, систематизировать и классифицировать составы преступлений против основ конституционного строя и безопасности государства.

Рассмотреть понятие и виды преступлений террористического характера.

Исследовать меры уголовно-правового характера, установленные за преступления против основ конституционного строя и безопасности государства.

Рассмотреть объективные признаки состава посягательства на жизнь государственного или общественного деятеля.

Рассмотреть субъект и субъективную сторону посягательства на жизнь государственного или общественного деятеля.

Проанализировать квалифицирующие признаки преступления.

Выявить спорные вопросы в толковании признаков состава посягательства на жизнь государственного или общественного деятеля.

Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав и семи параграфов, заключения и списка использованной литературы.

Структура работы определяется целями и задачами исследования, спецификой рассматриваемой проблемы и внутренней логикой подхода к изучению. Работа состоит из 2х глав, объединяющих 4 подпункта, введения, заключения и списка использованной литературы.

Глава 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕСТУПЛЕНИЙ ПРОТИВ ОСНОВ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ И БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА

1.1 Понятие, система и классификация составов преступлений против основ конституционного строя и безопасности государства

В зависимости от периода исторического развития системы преступлений и уголовно-правового законодательства можно выявить закономерность влияния политических, экономических, демократических, международных и несбалансированных межнациональных взаимоотношений на конституционный строй и безопасность государства.

Проблема политического и законодательного дисбаланса очень сильно влияет на рост преступности, факт существования которых прямым образом влияет на основы конституционного строя и безопасности государства. В связи с этими факторами увеличивается угроза целостности политической системы государства и экономических взаимоотношений со стороны преступности. Сама классификация преступлений достаточно разнообразна и обширна. К числу данной классификации можно отнести: преступления в сферах ввоза и вывоза за рубеж ценного сырья и лицензионных материалов, новейших технологий и вооружения, перспективных научных исследований, которые составляют государственную тайну, активизация попыток сбора иностранными разведками сведений о запасах стратегического сырья и энергоресурсов, а также промышленный шпионаж.

Текущее уголовное законодательство нуждается в совершенствовании и модернизации, в области развития уголовно-правовых норм пресечения преступлений против основ конституционного и политического строя государства. Данный аспект совершенствования законодательства должен затрагивать следующие области: место данной категории составов преступлений в системе УК, широта и определенность объекта защиты уголовно-правовыми средствами, структура (наполнение) главы УК и классификация государственных преступлений, технико-юридические и смысловые компоненты конкретных составов преступлений с позиций обнаружения пробелов правового регулирования, коллизий правовых норм, наконец, адекватности отражения системой действующих составов преступлений реальной криминологической обстановки в стране.

Положения, изложенные в ст. 1-16, Конституции Российской Федерации, рассматривают конституционный строй и безопасность государства с позиции защиты интересов личности, общества и государства. Состояние стабильности, прочности и защищенности конституционного строя от тех источников опасности, являются основой целостности конституционного строя, а также политической оппозиции и должно быть под защитой государственных уполномоченных органов.

Преступления против основ конституционного строя и безопасности государства классифицируются с точки зрения В. Наумова, с предварительной оговоркой условности на следующие области:

) Преступления, посягающие на внешнюю безопасность Российской Федерации; государственная измена (ст. 275 УК) и шпионаж (ст. 276 УК);

) Преступления, посягающие на легитимность государственной власти, то есть направленные на насильственный захват или насильственное удержание власти в нарушение Конституции Российской Федерации (ст. 278 УК); вооруженный мятеж (ст. 279 УК); публичные призывы к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации (ст. 280 УК);

) Преступления, посягающие на конституционный принцип политического многообразия и многопартийности (как одного из составляющих основы конституционного строя), - посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля (ст. 277 УК);

) Преступления, посягающие на экономическую безопасность и обороноспособность Российской Федерации диверсия (ст. 281 УК), разглашение государственной тайны (ст. 283 УК), утрата документов, содержащих государственную тайну (ст. 284 УК);

) Преступления, посягающие на конституционный запрет разжигания расовой, национальной и религиозной розни (как одного из составляющих основы конституционного строя), - возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды (ст. 282 УК)11.

Данная формулировка является в определенной степени спонтанной и субъективной. Объясняется это рядом причин: не прослеживается должный уровень определенности и четкости, преступления, предусмотренные в п. 2 (ст. 278, 279, 280) рассматриваются не с позиции легитимности конституционного строя и безопасности (т. е не с позиции признания или подтверждения законности какого-либо права или полномочия), а с позиции обеспечения внутренней безопасности государства. В данном случае можно ставить вопрос о легитимности существующего конституционного строя вне ситуаций совершения преступлений указанной группы.

В рассмотрении вопроса о сохранении и обеспечении безопасности конституционного строя и его основ входит направленная и объективная классификация по наличию объективных угроз безопасности государства. Данные угрозы могут проявляться извне и затрагивать внутреннюю и экономическую безопасность государства. Классификация государственных преступлений (против основ конституционного строя и безопасности государства) представляется в следующем виде. Преступления, посягающие на внешнюю безопасность:

государственная измена (ст. 275 УК);

шпионаж (ст. 276 УК);

разглашение государственной тайны (ст. 283 УК);

утрата документов, содержащих государственную тайну (ст. 284 УК).

преступление, посягающее на экономическую безопасность, - диверсия (ст. 281 УК).

Преступления, посягающие на внутреннюю безопасность:

посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля (ст. 277 УК);

насильственный захват власти или насильственное удержание власти (ст. 278 УК);

вооруженный мятеж (ст. 279 УК);

публичные призывы к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации (ст. 280 УК);

возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды (ст. 282 УК).

Преступлениями против основ конституционного строя и безопасности государства признаются предусмотренные уголовным кодексом общественно опасные деяния, посягающие на государственную безопасность Российской федерации. Уголовная наказуемость за совершение данных преступлений, рассматривается с позиции мотива, факта совершенного преступления, условий его совершения и состава преступления.

1.2 Понятие и виды преступлений террористического характера

На данный момент, с учетом сложностей международных и политических взаимоотношений, активизировались преступления связанные с угрозой существующего строя, конституционных основ и безопасности государства, которые вошли в группу преступлений террористического характера. Данная формулировка появилась относительно недавно, и она подразумевает классификацию преступлений, которые по своему содержанию и составу, носят явно выраженный террористический характер. На текущее время, уголовный кодекс не содержит в своем составе понятия террористического характера преступлений.

Впервые упоминание о группе преступлений террористического характера появилось в ст. 205.1 УК РФ в редакции ФЗ от 24 июля 2002 г. N 103-ФЗ, которая предусматривала ответственность за вовлечение в совершение преступлений террористического характера или иное содействие их совершению.

К преступлениям террористического характера можно отнести следующую группу преступлений: ст. 206 (захват заложника), 208 (организация незаконного вооруженного формирования или участие в нем), 211 (угон судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава), 277 (посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля), 360 (нападение на лиц и учреждения, которые пользуются международной защитой) УК РФ и непосредственно само особо тяжкое преступление против конституционных и правовых основ РФ, которое относится к ст. 205 УК РФ. Данная группа преступлений подразумевает явно выраженный анти политический и антиконституционный характер.

Деяния, которые включены в данную группу преступлений рассматриваются как преступления, объектами которых является экономическая, политическая и международная целостность государственного аппарата. Редакция статьи 205.1 была изменена Федеральным законом N 153-ФЗ 27июля 2006 г. Классификация видов преступлений террористического характера было не только сохранено, но и включала определенные правки в законодательство и была расширено.

К преступлениям террористического характера стало возможным относить, предусмотренные ст. ст. 278 (насильственный захват власти) и 279 (вооруженный мятеж) УК РФ. Этим же законом в ст. 205.2, при наличии определенных фактов преступления - публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публичное оправдание терроризма, данные действия были также классифицированы как преступления террористического характера.

ФЗ от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" тоже не содержит определения понятия "преступление террористического характера", не содержится в нем и критериев отнесения того или иного преступления к числу террористических, однако в его ст. 24, в которой дано определение террористической организации, приведен перечень совершаемых ею преступлений. К ним отнесены, в частности, деяния, предусмотренные ст. ст. 205 (особо тяжкое преступление против конституционных и правовых основ РФ), 205.1 (содействие террористической деятельности), 206 (захват заложника), 208 (организация незаконного вооруженного формирования или участие в нем), 211 (угон судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава), 277 (посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля), 278 (насильственный захват власти или насильственное удержание власти), 279 (вооруженный мятеж), 280 (публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности), 282.1 (организация экстремистского сообщества), 282.2 (организация деятельности экстремистской организации), 360 (нападение на лиц и учреждения, которые пользуются международной защитой) УК РФ.

Статья 2 Конвенции о пресечении терроризма содержит положение о возможности квалифицировать как терроризм не указанное в ст. 1 преступление, если оно является серьезным насильственным посягательством на жизнь, физическую неприкосновенность или свободу личности, актом нанесения ущерба имуществу, создающим коллективную опасность для людей.

Согласно анализу вышеприведенных норм, можно характеризовать преступления террористического характера, как преступления против государства, общества и конституции. Соответственно данная классификация преступления, карается более строго, нежели чем преступления против одного человека или юридического лица.

Учитывая особую группу преступлений, которые также относятся к группе преступлений против общественной безопасности и общественного порядка, но не несут серьезного урона обществу и законодательству (преступления о ложном информировании о готовящемся террористическом акте), не относятся к категории преступлений террористического характера, но имеют прямое отношение к серьезному правонарушению и предусмотрены статьей 207 УК.

Данное преступление негативно влияет на нормальное функционирование учреждений и организаций, а соответственно наносит вред обществу, но осуществляется в основном из хулиганских мотивов без использования взрывчатых веществ и оружия. Этот тип преступления не несет за собой угрозу жизни людей и поэтому исключено из числа преступлений террористической направленности. Это преступление вызывает реакцию подразделений такую, как и при реальном террористическом акте, но стоит сказать, что это обстоятельство обязывает ограничивать в каждом конкретном случае признаки данного состава преступления от составов преступлений террористической направленности.

Стоит сказать, что заведомо ложное сообщение об акте терроризма является преступлением формальным и считается оконченным с момента поступления такого сообщения адресату. Исходя из этого, каждое из сделанных ложных сообщений об акте терроризма должно рассматриваться как оконченное преступление независимо от того, наступили вредные последствия или нет.

1.3 Уголовная ответственность и меры уголовно-правового характера, установленные за преступления против основ конституционного строя и безопасности государства

Преступление в области нанесения вреда или угрозы жизни государственным, либо общественным деятелям, классифицируется особо тяжкое преступное деяние направленного действия.

Объектом данного преступления являются одновременно жизнь человека и конституционная основа политической деятельности Российской Федерации, поэтому данное преступление относится к двухобъектным.

Потерпевшими в результате совершения этого преступления могут являться две категории граждан - государственные и общественные деятели. По факту выполняемых ими функций в государственно и общественном аппарате, данный вид преступной деятельности, наносит вред не только фактическим лицам, но и политической деятельности страны.

Согласно изменениям и дополнениям, которые были внесены 27.07.2006 г. № 153 ФЗ в уголовный Кодекс РФ из диспозиции ст. 277 УК исключено заключенное в скобки название деяния - "особо тяжкое преступление против конституционных и правовых основ РФ", в остальной части диспозиция статьи не изменилась.

Государственные деятели - это лица, занимающие высокое положение в системе государственной власти, прежде всего федерального уровня, а также субъектов Федерации, чьи служебные функции носят явно выраженный политический характер. К государственным деятелям относятся Президент РФ, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, члены Правительства РФ, судьи Конституционного Суда, Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда, Генеральный прокурор РФ, руководители органов власти субъектов Федерации и другие высокопоставленные лица, в частности, занимающие государственные должности категории "А". Законодатель не установил нижней границы понятий государственного и общественного деятеля, оставив этот вопрос предметом толкования.

Как представляется, определяющим здесь является не столько должностное или общественное положение лица, сколько политический характер его служебных функций и смысл посягательства, заключающийся в целях (мотиве) данного преступления. Также под государственными деятелями в теории и на практике до последнего времени понимались работники государственных предприятий, учреждений и организаций, не только занимающие высокие посты в государстве, но и рядовые. Например, после окончания Великой Отечественной войны на освобожденных от оккупации территориях потерпевшими от террористических актов признавались учителя, врачи, финансисты, рядовые военнослужащие и т. д. Следует признать, что сегодня такое толкование устарело и является расширительным. Государственным деятелем может быть признано лишь лицо, занимающее достаточно высокий пост в государстве. Это - представители высшего руководства РФ, члены Правительства, заместители министров либо руководители других ведомств, члены парламента и другие подобного масштаба руководящие работники.

Общественные деятели - руководители и видные функционеры политических партий, других общественных объединений, массовых движений, профессиональных, религиозных организаций, иных общественных объединений федерального или регионального значения. К общественным деятелям по функционально-политическому признаку могут быть отнесены широко известные, влиятельные в обществе представители средств массовой информации, культуры, науки, образования. С принятием Уголовного кодекса РФ 1996 г. категориальный аппарат уголовного права обогатился целым рядом понятий, ранее либо вообще не известных данной отрасли права, либо встречавшихся лишь на уровне теоретических изысканий. В числе последних с точки зрения общеюридической значимости привлекает внимание такое понятие, как «меры уголовно- правового характера».

Как в теоретических исследованиях, предшествующих принятию нового УК, так и в нем самом присутствует лишь само понятие мер уголовно-правового характера, но не даются их определение и содержание.

Этим понятием обозначали и обозначают собственно уголовную ответственность, различные формы ее реализации, включая уголовное наказание; мерами уголовно- правового характера называли все то, что было предусмотрено в уголовном законе, и только то, что по своей юридической природе являлось уголовно- правовым; все те меры, которые применялись в связи с любым фактом уголовно-правового поведения (включая правомерный либо противоправный его варианты), и только те, которые выступали в качестве возможных правовых последствий преступления.

Можно предположить, что введение в текст уголовного закона понятия мер уголовно-правового характера - это своеобразный итог эволюции учения о преступлении и наказании, это очередной этап, который последовал за разрывом жесткой связи между преступлением и наказанием с введением в свое время (с принятием Основ уголовного законодательства Союза СССР и союзных республик 1958 г.) в качестве промежуточного звена понятия уголовной ответственности.

При всех разночтениях во взглядах на проблему определения понятия уголовной ответственности, ее соотношения с уголовным наказанием в теории уголовного права сложилось единодушное мнение: уголовная ответственность за преступление представляет собой акт государственного осуждения (порицания) лица, совершившего преступление, в форме обвинительного приговора суда, связанный, как правило, с наказанием и судимостью.

Уголовное наказание при этом выступает одной из основных форм реализации уголовной ответственности. Таким образом, ключевой категорией в данном случае является уголовная ответственность. Для того чтобы определить соотношение уголовной ответственности и мер уголовно-правового характера, необходимо внести ясность в проблему о содержании понятия мер уголовно-правового характера и на этой основе назвать некоторые из них.

С формальной точки зрения к числу мер уголовно-правового характера следует отнести все меры, предусмотренные УК за преступление. Представляется, что определение юридического понятия, прежде всего, должно исходить не из социально-правовых или каких-либо иных, а из юридических параметров. Последние в свою очередь должны включать в себя не только формальную, но и содержательную определенность. Поэтому при определении понятия мер уголовно-правового характера наряду с чисто формальным критерием должен учитываться и содержательный, суть которого в данном случае прослеживается в следующих аспектах.

К числу мер уголовно-правового характера следует относить только те меры, предусмотренные уголовным законом, которые сами по себе являются уголовно-правовыми. Другими словами, это те меры, применение которых влечет за собой изменение уголовно-правового статуса личности. По этому параметру из числа мер уголовно-правового характера следует исключить принудительные меры медицинского характера, а также меры воспитательного воздействия, применяемые к несовершеннолетним. Общепринятое отграничение названных мер от уголовного наказания по основаниям и целям применения производно именно от их не уголовно-правовой природы.

Не случайно меры медицинского характера и воспитательного воздействия применяются либо «вслед» за мерами (актами) уголовно-правового характера (например, освобождением от уголовной ответственности, наказания или его отбывания), либо вообще не в связи с уголовно-правовым поведением, как, например, при совершении деяния, предусмотренного Особенной частью УК, в состоянии невменяемости.

Важной характеристикой определения понятия мер уголовно-правового характера является ответ на вопрос о том, что выступает основанием их применения. В этой связи следует иметь в виду, что изменение уголовно-правового статуса субъекта может являться следствием не только преступного, но и любого поведения, имеющего уголовно-правовое значение. Последнее как разновидность правового поведения, включает в себя и противоправное (в том числе преступное) и правомерное уголовно-правовое поведение.

Проявлением правомерного уголовно-правового поведения, например, выступает добровольный отказ от доведения преступления до конца, различные варианты деятельного раскаяния. В свою очередь, как свидетельствует содержание уголовного закона, уголовно-противоправное поведение - это не только преступное поведение. Уголовно-правовое поведение со знаком «минус» имеет место в случаях уклонения от отбывания назначенного судом наказания (например, ч. 5 ст. 46, ч. 4 ст. 50, ч. 4 ст. 53 УК), при уклонении условно осужденного от исполнения возложенных на него судом обязанностей и т.п. Поэтому можно сделать вывод о том, что меры уголовно-правового характера применяются не только в связи с преступлением, как это вытекает из содержания ч. 2 ст. 2 УК.

Основанием их применения выступает любой вариант уголовно-правового поведения. С учетом названных выше признаков к числу мер уголовно-правового характера следовало бы отнести те меры, предусмотренные уголовным законом, которые влекут изменение уголовно-правового статуса субъекта вследствие поведения, имеющего уголовно-правовое значение. Дело, однако, в том, что в уголовном законе предусмотрен ряд мер, которые, будучи уголовно-правовыми по своей юридической природе, могут применяться не в связи с уголовно-правовым поведением. Примером такого рода может служить освобождение от наказания, от отбывания наказания вследствие болезни (ст. 81 УК). По формальному и содержательному критериям эти меры входят в число уголовно-правовых.

Другой вопрос, что с учетом юридической природы основания применения их нельзя считать мерами уголовной ответственности. По существу, именно это обстоятельство позволяет говорить о состоятельности введения в категориальный аппарат науки уголовного права наряду с понятием уголовной ответственности понятия мер уголовно-правового характера.

В то время как в механизме реализации уголовной ответственности присутствует жесткая связь между уголовно-правовым поведением и его уголовно-правовыми последствиями (собственно уголовной ответственностью), в механизме применения мер уголовно-правового характера такая связь может отсутствовать.

Меры уголовно-правового характера, в отличие от мер уголовной ответственности, могут и не нести в себе активное начало, характер воздействия. Они могут применяться безотносительно к характеру поведения субъекта при наличии (или возникновении) юридических фактов (событий) без интеллектуально-волевой основы. По-видимому, как раз этим обстоятельством объясняется тот факт, что из двух понятий, встречавшихся в теоретических исследованиях к моменту принятия УК 1996 г. («меры уголовно-правового воздействия» и «меры уголовно-правового характера»), законодатель избрал последнее.

Таким образом, мерами уголовно-правового характера следует считать меры, предусмотренные уголовным законом, применяемые безотносительно к юридической природе поведения лица, совершившего преступление, с изменением его уголовно-правового статуса. По своему содержанию меры уголовно-правового характера включают в себя и меры уголовной ответственности в различных формах их реализации. Вместе с тем с учетом различий в основаниях применения каждое из этих понятий имеет право на самостоятельное существование.

Стоит сказать, что преступления против государственных и общественных деятелей классифицируются к особо тяжким преступлениям и наказывается лишением свободы на срок от двенадцати до двадцати лет с ограничением свободы на срок до двух лет, либо пожизненным лишением свободы, либо смертной казнью.

Редакция Уголовного Кодекса была значительно изменена и реконструирована 1го января 1997 г. В соответствии с измененным содержанием Уголовного Кодекса, ст. 277, устанавливающая уголовную ответственность за посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля, предусматривает наказания в виде лишения свободы на срок от двенадцати до двадцати лет, либо смертную казнь, или пожизненное лишение свободы. Более ранняя редакция Уголовного кодекса 1960 г. предусматривало убийство государственного деятеля в ст. 66. В соответствии с прежними санкциями, данное преступление предусматривало наказание в виде лишения свободы на срок от десяти до пятнадцати лет с конфискацией имущества или смертную казнь с конфискацией имущества.

Новая формулировка ст. 277, стала включать понятие покушения. В соответствии с данной формулировкой, преступление стало считаться законченным не только при наличии факта убийства государственного и общественного деятеля, но также и при факте посягательства на данную социальную группу (включительно, при нанесении вреда здоровью, различной степени тяжести). Более того, преступление считается совершенным при отсутствии вреда для здоровья государственного или общественного деятеля.

В Уголовном кодексе 1960 г. преступление подразумевающее покушение на жизнь государственного или общественного деятеля, предусмотренное статьей (66), считалось оконченным только с момента наступления смерти потерпевшего. Исходя из нашей позиции, данная корректировка факта совершенного преступления, рассматривается исключительно с положительной точки зрения.

Преступление, предусматривающее покушение на общественных или политических деятелей, рассматривается, как особо тяжкое преступление, против конституционных, политических и правовых основ законодательства, поэтому стоит разграничивать данное покушение, с покушениями на лиц несущих служебную или общественную деятельность (п. «б» ч. 2 ст. 105 УК РФ). Данная корректировка считается существенной, поскольку в соответствии с различными статьями законодательства, за преступления различного содержания и характера, а также различной степени тяжести, устанавливается различные, соответствующие типу преступления, санкции.

Согласно положениям ст. 66 УК РФ, при редакции 1960 г., срок и размер наказания за покушение на государственного или общественного деятеля, не может превышать трех четвертей максимального срока или размера наиболее строгого вида наказания, предусмотренного соответствующей статьей Особенной части Уголовного кодекса за оконченное преступление. Причем смертная казнь и пожизненное лишение свободы в этом случае не назначаются. В том случае, если покушение на государственного или общественного деятеля не понесло за собой, каких либо вредных последствий, то санкции на совершение данного покушения рассматриваются в соответствии со ст. 277 без каких либо ограничений.

Покушение на данную группу людей, рассматривается в соответствии со статусом потерпевшего и в соответствии с этим, возникает вопрос, какие государственные должности должен занимать потерпевший, чтобы его можно было признать государственным деятелем?

До принятия нового Уголовного кодекса в теории и на практике исходили из довольно широкого толкования круга лиц, относимых к государственным деятелям. Под ними понимали работников государственных предприятий, учреждений и организаций, активно проводящих в жизнь политику КПСС и Советского правительства, занимающих, как высокие посты, так и рядовые. Однако применительно к сегодняшним дням такое расширительное толкование, по мнению многих авторов, является устаревшим.

Профессор А.В. Наумов полагает, что государственным деятелем может быть признано лицо, занимающее достаточно высокий пост в государстве. К ним он относит представителей высшего руководства РФ, членов правительства, министров либо руководителей других ведомств, членов парламента и других подобного масштаба руководящих работников, занимающих государственные должности категории «А» в соответствии со ст. 1 федерального Закона РФ «Об основах государственной службы РФ» от 31 июля 1995 г. Из этого следует, что лица, занимающие государственные должности категорий «Б» и «В», а это фактически все государственные служащие (лица, занимающие государственные должности категории «А», не являются государственными служащими), не признаются государственными деятелями и, значит, не находятся под защитой ст. 277 УК РФ. Но к государственным должностям категорий «Б» и «В» относятся достаточно высоко стоящие в государственной иерархии должности. в соответствии с Указом Президента РФ от 12 апреля 1996 г. № 529 «О перечнях государственных должностей федеральной государственной службы категорий «Б» и «В» в администрации Президента РФ и аппарата Совета безопасности РФ» установлен Перечень государственных должностей федеральной государственной службы категории «Б», включающий, в частности, следующие высшие должности: руководитель администрации Президента Российской Федерации, первый помощник Президента Российской Федерации. Исходя из позиции А.В. Наумова следует признать, что не находятся под защитой ст. 277 УК РФ также и лица, занимающие муниципальные должности, в том числе и мэры городов, за исключением мэра Москвы и Санкт-Петербурга.

Согласно ст. 65 Конституции РФ эти города являются субъектами РФ. В соответствии со ст. 6 федерального Закона РФ «Об основах государственной службы РФ» государственные должности государственной службы подразделяются на пять групп: высшие, главные, ведущие, старшие, младшие. Как видим, такого понятия, как рядовые государственные служащие, закон не устанавливает.

Профессор С.В. Дьяков к государственным деятелям относит руководителей и ответственных работников высших и местных органов власти и управления, депутатов всех уровней, руководителей министерств и ведомств, глав администраций республик и областей, ответственных работников администрации Президента Российской Федерации, аппарата правительственных структур и т.п., которые последовательно и активно осуществляют свои государственные и политические функции. Позиция С.В. Дьякова, как и других авторов, также не отличается четкостью и конкретностью в определении круга государственных деятелей, поскольку возникает ряд взаимосвязанных вопросов, в частности, если лицо осуществляет общественную или государственную деятельность непостоянно и непоследовательно, то будет ли оно находиться под, защитой статьи 277 УК РФ, или же нет?

Современное Уголовное законодательство, несет в себе отражение прежнего социалистического строя, в частности еще недавно существовало подразделение государственных деятелей на своеобразную классификацию: видный государственный деятель, крупный государственный деятель, выдающийся государственный деятель, выдающийся государственный деятель современности, выдающийся государственный деятель всех времен и народов.

Данная классификация подразумевает более политологический, нежели законодательно-правовой подход. Данная проблема существует и в области классификации общественных деятелей. Под общественным деятелем, полагает А.В. Наумов, необходимо понимать руководителей или руководящих работников различных общественных организаций и политических партий.

С.В. Дьяков считает несколько иначе, он относит к общественным деятелям лиц, активно участвующих в работе общественных объединений, партий независимо от их должностного положения.

Наиболее предпочтительным является объединение в одну статью следующих норм: п. «б» ч. 2 ст. 105 - убийство лица или его близких в связи с осуществлением данным лицом служебной деятельности или выполнением служебного долга; ст. 295 - посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование; ст. 317 - посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа, и ст. 277.

В соответствии с предложенными корректировками диспозицию можно определять как посягательство на жизнь лица в связи с его служебной или общественной деятельностью с целью прекращения этой деятельности либо из мести за такую деятельность. А более точной законодательной формулировкой сделать так: посягательство на жизнь лица в связи с его служебной или общественной деятельностью.

Строгость критериев определения и трактовки определяют степень вины и меры принимаемых санкций за совершение преступления, поэтому необходимо учитывать совокупность всех факторов, под наиболее точными и четкими определениями в УК РФ.

Глава 2. ЮРИДИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СОСТАВА ПОСЯГАТЕЛЬСТВА НА ЖИЗНЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО ИЛИ ОБЩЕСТВЕННОГО ДЕЯТЕЛЯ

2.1 Объект и объективная сторона преступления

Объектом преступления подразумевающего покушение на государственных и общественных деятелей, является не конкретная личность, а его социально значимая политическая, либо общественная деятельность, а также текущая социальная, политическая и экономическая обстановка в стране.

Данное преступление можно охарактеризовать, как особо тяжкое преступление. Цель прекращения государственной или иной политической деятельности потерпевшего подчеркивает политической характер посягательства.

Государственную или общественную деятельность потерпевшего преступник стремится прекратить именно ввиду ее политического характера (содержания, направленности, общественно-политической значимости). Подобное социальное содержание имеет и мотив мести за такую же прошлую деятельность.

Преступления, посягающие на жизнь государственного, либо общественного деятеля классифицируются как преступления, посягающие на общественную безопасность и на конституционный принцип политического многообразия и многопартийности (как одного из составляющих основы конституционного строя). Данное положение предусматривается статьей (277 Уголовного Кодекса).

Государственная безопасность делится на три непосредственных объекта: внешняя безопасность, внутренняя безопасность и экономическая безопасность. Классификация государственной безопасности связана с разнородностью типов преступлений, поскольку каждое правонарушение, ориентированное на ущерб государственной безопасности, носит исключительно индивидуальный характер правонарушения, но любое преступление против государственных интересов или безопасности.

Преступления против государственных и общественных деятелей, разграничены по объективным и субъективным факторам, классифицирующим данный тип преступления. Объектная характеристика преступлений против общественных и государственных деятелей подразумевает нанесение вреда различной степени тяжести, либо умышленного убийства, либо также классифицируется как особо тяжкое преступление по факту реализации в указанных последствиях (в том случае, если правонарушитель стрелял и промахнулся, либо когда преступление не достигло указанной цели).

Не влияя на квалификацию (во всех этих случаях налицо признаки оконченного теракта), наличие или отсутствие вредных последствий учитывается в оценке степени вины субъекта и вынесении ему меры наказания.

С объективной стороны посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля может быть выражено в убийстве или покушении на убийство; покушение на убийство образует оконченный состав посягательства на жизнь.

В том случае, если преступление совершается прямым образом, с четким осознанием правонарушителем опасности и последствий своих действий, ответом на фактическое совершение преступления является признание действий виновного, фактическим и особо тяжким по степени причиненного вреда.

Обязательными признаками субъективной стороны при этом является наличие, либо цели - прекратить государственную или иную политическую деятельность потерпевшего, либо мотива - мести за такую деятельность. Впоследствии законом устанавливается наказание, в соответствии с тяжестью совершенного преступления и его последствий, согласно УК действующего законодательства.

Опасностью совершения данных преступлений является возможность политической дестабилизации обстановки в стране, в результате покушения на лиц, совершающих государственную, либо общественную деятельность. Данное правонарушение также может стать причиной негативной международной обстановки, экономического кризиса, может привести к противоречиям в политической сфере и.т.д.

К лицам, осуществляющим законодательную деятельность, относятся лица, наделенные законодательными, властными, административными, исполнительными и другими функциями, которые приводят в движение социально-политическую и экономическую жизнь в стране. Это представители высшего руководства, члены правительства, руководители различных ведомств, депутаты и др. как федерального уровня, так и субъектов Федерации. Их принято называть государственными деятелями.

К числу лиц, осуществляющих общественную деятельность, относят руководителей массовых общественных организаций (религиозных, профессиональных, обучающих), также к их числу можно отнести руководителей партийных политических движений и иных общественных организаций. В частности - это могут быть представители организаций средств массовой информации, науки, культуры и образования.

Принадлежность к классификации общественных деятелей, могут иметь все руководители общественных организаций, выполняющих культурно массовую функцию. Стоит сказать, что согласно истории российского Уголовного законодательства, в 1960г. УК предусматривал отношение к данному типу преступления, покушений на представителей государственной власти (ст.66) или иностранного представителя (ст.67). Кодекс 1996 г. вполне обоснованно исключил указание на представителя власти, поскольку посягательства на таких лиц в зависимости от осуществляемых ими функций в системе государственной власти подпадают либо под признаки ст. 277 (посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля), либо ст. 295 (посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование), либо ст. 317 (посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа).

В результате зафиксированных фактов преступлений, направленных на представителей иностранных государств, с целью провокации войны или международных осложнений (ст. 67 УК 1960г.) в современном законодательстве сохранилась эта классификация преступлений.

Сейчас данное преступление относится к ст. 360 (нападение на лиц или учреждения, которые пользуются международной защитой) - при этом терминология стала более конкретизируемой - провокация войны или осложнение международных отношений.

Потерпевшим в случае посягательства на жизнь государственных или общественных деятелей могут являться только сами деятели, покушение на членов семьи не относится к статье 277, а классифицируется по иным статьям Уголовного Кодекса, в зависимости от обстоятельств, характера действий и последствий.

Целью покушения на жизнь государственных и общественных деятелей представляет собой насильственный метод подавления политических противников и зачастую может являться составной частью более общего явления - терроризма (ст. 205 УК). Статья 277 не включает в себя формулировки терроризма, по отношению к статье 255 и является специальной нормой, подлежащей преимущественному применению и предусматривающей ответственность за более опасное, нежели терроризм, преступление.

В качестве обязательных признаков в ст. 277 УК не указаны факультативные признаки объективной стороны преступления (способ, место, обстановка и пр.), однако стоит обратить внимание, что наличие таких признаков может в совокупности определить степень вины и наказуемости за совершенное преступление.

Мотивы в обязательном порядке должны рассматриваться при назначении наказания, но на квалификацию рассматриваемого преступления они не влияют. В качестве мотивов можно рассматривать враждебное отношение к существующему строю, власти, к деятельности, осуществляемой государственным или общественным деятелем, или националистические и религиозные взгляды преступника, ввиду которых им было совершено покушение.

Преступное деяние относится к категории особо тяжких преступлений, посягающих на жизнь. В связи с этим за совершение настоящего преступления может быть предусмотрено пожизненное лишение свободы, либо смертная казнь как исключительная мера наказания (см.ст.57, ст.59 УК РФ).

.2 Субъект и субъективная сторона преступления

Субъект: Субъектами правонарушителей по ст. 277 УК могут быть физические лица и граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства, вменяемые, достигшие 16-летнего возраста. Подростки в возрасте от 14 до 16 лет несут ответственность по ст. 105 УК.

В том случае, если мотивом совершенного преступления против государственного или общественного деятеля является: кровная месть, национальная, расовая или религиозная ненависть, а также на почве ревности, корысти или сведения личных счетов, то данное преступление квалифицируется как преступление против личности (по статье 105 УК РФ или по другим статьям в зависимости от направленности умысла).

Совершение преступления из мести за правомерные действия других лиц отнесено УК РФ <#"justify">2.3 Квалифицирующие признаки посягательства на жизнь государственного или общественного деятеля

При квалификации посягательства на жизнь государственного или общественного деятеля важно установить, что умысел виновного был направлен именно на лишение жизни потерпевшего.

Обязательным признаком состава рассматриваемого преступления является связь посягательства именно с государственной или иной политической деятельностью потерпевшего. В связи с этим, например, посягательство на жизнь общественного деятеля из числа представителей средств массовой информации или науки, совершенное в связи с их профессиональной (журналистской, научной) деятельностью, не образует признаков состава преступления, предусмотренного ст. 277 УК РФ.

Характер деятельности потерпевшего является одним из основных признаков, позволяющих отграничивать анализируемое преступление от убийства, совершенного в связи с выполнением потерпевшим служебной деятельности или общественного долга (п. "б" ч. 2 ст. 105 УК РФ).

Государственная или общественная деятельность - более широкое по своему объему и содержанию понятие, нежели понятие служебной деятельности и общественного долга, и присуще только узкой группе лиц - государственным или общественным деятелям.

Преступление имеет усеченный состав и признается оконченным с момента начала действий, непосредственно направленных на лишение жизни государственного или общественного деятеля, независимо от наступившего результата.

В силу этого причиненный в процессе посягательства на жизнь государственного или общественного деятеля вред его здоровью (в ситуации, когда посягательство не привело к наступлению смерти) не требует дополнительной квалификации по статьям УК РФ, предусматривающим ответственность за преступления против здоровья, он полностью охватывается диспозицией ст. 277 УК РФ.

Отсутствие фактического вреда здоровью государственного или общественного деятеля (например, в ситуации, когда виновный, совершая выстрел, промахнулся) не исключает квалификации содеянного при наличии иных требуемых законом признаков по ст. 277 УК РФ. Вместе с тех характер и объем реально наступивших последствий может учитываться судом при назначении уголовного наказания.

Посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля может образовывать совокупность с иными преступлениями. Например, если посягательство совершается гражданином РФ по заданию иностранной разведки, содеянное может быть дополнительно квалифицировано как государственная измена; если посягательство на жизнь главы государства сопровождалось захватом власти - по совокупности с преступлением, предусмотренным ст. 278 УК РФ; если посягательство совершено путем взрыва и преследует, помимо прочего, цель оказания воздействия на принятие решения органами власти - по совокупности со ст. 205 УК РФ.

К государственным деятелям относятся руководители государственных органов федерального уровня и субъектов РФ и другие государственные служащие, которые своей деятельностью активно проводят в жизнь политику государства. К государственным деятелям также относятся депутаты, официально зарегистрированные кандидаты для избрания в органы власти, их доверенные лица, члены избирательных комиссий и т.п.

Общественные деятели - это лица, активно участвующие в работе общественных объединений, политических партий, профессиональных и иных общественных объединений.

Месть в данном случае можно рассматривать и как мотив, и как цель преступления, важно, что она осуществляется за политическую деятельность потерпевшего.

Под посягательством на жизнь государственного или общественного деятеля следует понимать либо убийство, либо покушение на убийство указанных лиц. Если умысел виновного был направлен на причинение телесных повреждений потерпевшему, то его действия нельзя рассматривать как противоправное преступление классифицируемое статьей 277 УК РФ.

В отличие от первых двух составов преступлений (государственная измена - ст. 275 УК, шпионаж - ст. 276 УК) посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля наряду с лишением свободы на срок от двенадцати до двадцати лет предусматривает наказание в виде смертной казни или пожизненного лишения свободы. Это преступление также особо тяжкое.

Посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля уголовный закон рассматривает как особо тяжкое преступление против конституционных и правовых основ РФ, т.е. деяние, посягающее на политическую систему России, а также жизнь и здоровье потерпевших. Потерпевшими при теракте могут выступать только государственные или общественные деятели, т.е. лица, проявившие себя в какой-либо области общественной или государственной деятельности (См.: Ожегов С.И. "Словарь русского языка". М., 1985. С. 140).

К государственным деятелям относятся руководители и ответственные работники высших и местных органов власти и управления, депутаты всех уровней, руководители министерств и ведомств, главы администраций республик и областей, ответственные работники администрации Президента РФ, аппарата правительственных структур и т.п., которые последовательно и активно осуществляют свои государственные и политические функции.

К общественным деятелям относятся лица, активно участвующие в работе общественных объединений, партий, независимо от их должностного положения.

Посягательства на близких родственников и членов семьи указанных лиц не образуют состава преступления, предусмотренного статьей 277 УК РФ и квалифицируются по соответствующим статьям УК как преступление против личности. Посягательство на жизнь означает совершение деяний, непосредственно направленных на убийство государственного либо общественного деятеля, независимо от того, увенчались они успехом или нет. Здесь законодатель, с учетом исключительной опасности действий террориста, момент окончания преступления как бы перенес на стадию покушения.

Фактическое наступление смерти или покушение на жизнь указанных лиц охватываются признаками данного состава преступления и не требуют дополнительной квалификации по статьям за убийство (ст. 105) или умышленное причинение вреда здоровью (ст. 111, 112). Объективно фактическими последствиями посягательства могут быть: наступление смерти, причинение вреда здоровью различной тяжести. Возможно и полное отсутствие вреда здоровью, когда покушение не реализовалось в указанных последствиях (например, террорист стрелял, но промахнулся).

Не влияя на квалификацию (во всех этих случаях налицо признаки теракта), наличие или отсутствие вредных последствий учитывается при оценке степени вины субъекта и вынесении ему меры наказания.

Если в процессе совершения состава преступления, предусмотренного статьей 277 УК РФ было использовано незаконно приобретенное либо хранящееся оружие, взрывчатые вещества и взрывные устройства, то действия виновного подлежат квалификации по совокупности со ст. 222 .Теракт совершается с прямым умыслом, т.е. субъект сознает общественно опасный характер посягательства на жизнь государственного или общественного деятеля и желает его совершить.

Обязательными признаками субъективной стороны при этом являются наличие либо цели - прекратить государственную или иную политическую деятельность потерпевшего, либо мотива - мести за такую деятельность.

Следовательно, особо тяжкое преступление против конституционных и правовых основ РФ выступает "ответной мерой" за ту активную государственную и политическую деятельность, которую осуществляет потерпевший.

.4 Спорные вопросы толкования признаков состава посягательства на жизнь государственного или общественного деятеля

Стоит заметить, что при толковании признаков посягательства на жизнь государственного или общественного деятеля возникает ряд спорных вопросов, суть которых заключается в проблемах классификации составов и мотивов совершаемых преступлений.

Проблемной областью является также проблема классификации субъектов на которых совершаются покушения. На данный момент конечно существует определенная формулировка лиц, которых можно отнести, по значимости выполняемых ими функций к государственным и общественным деятелям, но она не отличается особой точностью, поскольку на данный момент существует очень большое количество специальностей, связанных с законодательной, исполнительной, культурной, правоохранительной и общественной деятельности.

Современная трактовка и классификация преступлений, имеет субъективное отношение к группам лиц, которые находятся под защитой статьи 277 УК РФ, но по определенным субъективным причинам, данное положение сильно разграничивается. То есть с точки зрения законодательства, определенная группа лиц обладает определенным статусом и привилегиями, а по отношению к другим лицам, данная правоохранительная структура не имеет абсолютно никакого отношения.

Именно в проблематике толкования классификации заключается иерархическая дискриминация. Она является результатом отсутствия объективности и точности формулировок в УК РФ. По сути, одно и то же преступление, по отношению к разным субъектам, имеет различную трактовку, классификацию и соответствующие санкции.

В объективной форме прослеживается определенная привилегированность со стороны государства по отношению к субъектам различного социального плана выполняемых действий и такая же определенность в дискриминации тех лиц, которые не имеют отношения к государственным и общественным деятелям.

В одних и тех же случаях, по факту совершаемых преступлений, прослеживается определенная социальная значимость для государственного аппарата и в соответствии с уровнем ценностей применяются различные санкции. Одно, и тоже преступление может классифицироваться в одних случаях как особо тяжкое преступление против конституционных и правовых основ РФ, а в других как действия террористического характера, убийство или покушение. Ввиду существования данной проблемной области, законодательство нуждается в конкретизации, дополнениях и изменениях.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной дипломной работе были рассмотрены все основные аспекты характеристики посягательства на жизнь государственных и общественных деятелей. В ходе работы проведено обширное исследование с целью изучения проблематики данных вопросов.

В соответствии с поставленными задачами был изучен вопрос классификации, характеристики составов преступлений, мотивов и проблемных областей статьи 277 УК РФ (посягательство на жизнь государственных, либо общественных деятелей). Также было проведено изучение классифицирующих признаков состава совершаемого преступления, выявлены субъективные и объективные факторы и были рассмотрены типы преступлений, совершаемых против конституционного строя и безопасности государства. По итогам проведенной работы можно сделать следующие выводы:

. Посягательства на жизнь государственного или общественного деятеля нарушают, следовательно, народный суверенитет, то есть его право осуществлять свою власть, суверенитет Российской Федерации, то есть её право осуществлять государственную власть, путём физического устранения государственных или общественных деятелей, дезорганизации политической системы, подрыва безопасности государства.

. Посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля в соответствии со ст. 277 УК РФ - это убийство или покушение на убийство государственного или общественного деятеля Российской Федерации, совершенное в целях прекращения его государственной или иной политической деятельности либо из мести за такую деятельность

. Составы посягательства, предусмотренные ст.ст. 277, 295 и 317 УК РФ, не согласуются с общенормативным определением оконченного преступления и покушения на преступление и поэтому не обеспечивают необходимой дифференциации уголовной ответственности в зависимости от наступивших последствий.

. Назначение длительных сроков наказания в виде лишения свободы, а тем более пожизненного лишения свободы, при нереализованном умысле противоречит принципу справедливости.

Поэтому было бы целесообразным предусмотреть в УК РФ отдельную норму об ответственности за убийство государственного или общественного деятеля Российской Федерации следующего содержания:

«Статья 277.1 Убийство государственного или общественного деятеля Российской Федерации

Убийство государственного или общественного деятеля, совершенное в целях прекращения его государственной или иной политической деятельности либо из мести за такую деятельность, -

наказывается лишением свободы на срок от двенадцати до двадцати лет, либо пожизненным лишением свободы, либо смертной казнью».

. Исходя из принципа равенства государств в международном праве, а также с учетом необходимости недопущения действий, направленных на осложнение межгосударственных отношений Российской Федерации, следовало бы предусмотреть в УК РФ отдельную норму об ответственности за убийство представителя иностранного государства следующего содержания:

«Статья 277.2 Убийство представителя иностранного государства

Убийство представителя иностранного государства, совершенное в целях прекращения его деятельности или осложнения международных отношений, -

наказывается лишением свободы на срок от двенадцати до двадцати лет, либо пожизненным лишением свободы, либо смертной казнью».

. Основным непосредственным объектом посягательства на жизнь государственного или общественного деятеля выступают общественные отношения, обеспечивающие существование и функционирование политической системы, внутренней и внешней безопасности государства.

. Политическая система России как объект посягательства на жизнь государственного или общественного деятеля представляет собой группу общественных отношений, обеспечивающих на основе права и иных социальных норм упорядоченную деятельность системы институтов государства и общества в целом, в рамках которой осуществляется политическая власть и проходит политическая жизнь общества.

. Дополнительным непосредственным объектом преступления, предусмотренного ст. 277 УК РФ, является жизнь государственного или общественного деятеля.

Вред основному непосредственному объекту преступления причиняется опосредованно, путем соответствующего физического воздействия на жизнь государственного или общественного деятеля как носителей определенных отношений.

. Под государственной деятельностью следует понимать действия руководителей и других лиц, занимающих высшие должности в системе государственной власти федерального и регионального уровней, опирающиеся на властную силу государства, которые осуществляются в публично-правовой форме, направлены на общественную жизнедеятельность людей в целях ее упорядочения, сохранения или преобразования и проведения в жизнь государственной политики. Политическая деятельность - осуществление государственно-властных и общественных функций по определению внутренней и внешней политики государства.

. Государственные деятели - руководители и другие лица, занимающие высшие должности в системе государственной власти федерального или регионального уровней, служебные функции которых носят выраженный политический характер (Президент РФ, члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы Федерального Собрания РФ, Председатель Правительства РФ, заместители Председателя Правительства РФ и федеральные министры, работники Администрации Президента РФ, судьи Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, Генеральный прокурор РФ и его заместители, руководители государственных органов власти субъекта РФ, председатели конституционных (уставных), верховных и арбитражных судов и прокурор субъекта РФ).

. Общественные деятели - руководители и активные функционеры политических партий, профессиональных и иных общественных объединений и образований федерального или регионального уровней, в том числе члены Общественной палаты Российской Федерации, общественных советов при Президенте РФ, Правительстве РФ, кандидаты в депутаты

Государственной Думы Федерального Собрания РФ, законодательного органа субъекта РФ, а также известные и влиятельные в обществе представители культуры, науки и образования, активно участвующие в политической жизни страны.

Преступление, предусматривающее покушение на общественных или политических деятелей, рассматривается, как особо тяжкое преступление, против конституционных, политических и правовых основ законодательства, поэтому стоит разграничивать данное покушение, с покушениями на лиц несущих служебную или общественную деятельность (п. «б» ч. 2 ст. 105 УК РФ). Данная корректировка считается существенной, поскольку в соответствии с различными статьями законодательства, за преступления различного содержания и характера, а также различной степени тяжести, устанавливается различные, соответствующие типу преступления, санкции.

. Преступные последствия посягательства на жизнь государственного или общественного деятеля характеризуются причинением вреда основному и дополнительному объектам. Если вред, причиняемый основному объекту, носит нематериальный характер и выражается в подрыве основ конституционного строя, дестабилизации политической обстановки в стране и подрыве государственной безопасности, то вред, причиненный дополнительному объекту, имеет, как правило материальное выражение в виде лишения жизни государственного или общественного деятеля, причинении ему того или иного вреда здоровью.

Таким образом, посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля вызывает одновременно как материальные, так и нематериальные последствия.

. Посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля - это совокупность взаимосвязанных актов поведения преступника, направленных на прекращение государственной или иной политической

деятельности лицом, её осуществляющим. При этом способы могут быть различными, например, лишение жизни может быть осуществлено путём отравления, удушения, производства выстрела в жизненно важный орган и т.д.

. Уголовная ответственность за посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля наступает на общих основаниях, то есть с шестнадцатилетнего возраста. Установив возраст уголовной ответственности за посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля шестнадцать лет, законодатель руководствовался психическими особенностями несовершеннолетнего, то есть тем, что общественная опасность данного деяния уже отражается в сознании несовершеннолетнего.

В качестве доводов в пользу высказанной позиции следует назвать: во-первых, несовершеннолетним не свойственна преступная мотивация, связанная именно с соответствующим статусом (положением) субъекта посягательства, которая не представляет для них ни ценности, ни личностного смысла; во-вторых, личностный смысл для несовершеннолетних имеют действия, которые охватываются теми составами деяний, за которые они несут уголовную ответственность, предусмотренную ч. 2 ст. 20 УК РФ; в-третьих, для совершения данного деяния, как правило, требуется проведение целого комплекса подготовительных мероприятий, связанных и с немалыми материальными затратами.

. При совершении преступления, предусмотренного ст. 277 УК РФ, виновный сознает, что посягает на жизнь государственного или общественного деятеля, предвидит возможность или неизбежность лишения такого лица жизни и желает совершить такие действия, надеясь на наступление смерти потерпевшего. Кроме того, обязательным признаком объективной стороны является цель - либо прекращение государственной или иной политической деятельности, либо мотив - месть за такую деятельность. Наличие специальной цели и мотива исключает возможность совершения преступления с косвенным умыслом.

Поэтому форма вины в посягательстве на жизнь государственного или общественного деятеля - только прямой умысел.

. Ответственность за убийство лица в связи с осуществлением данным лицом служебной деятельности или выполнением общественного долга определена без учета значения занимаемой должности и роли потерпевшего в системе государственной власти федерального и регионального уровней, а также политических партий, профессиональных и иных общественных объединений и образований. Для посягательства на жизнь государственного или общественного деятеля, напротив, данное обстоятельство является определяющим.

. Преступление, предусмотренное п. «б» ч. 2 ст. 105 УК РФ, как правило, совершается по мотиву мести, вызванному общественной или служебной деятельностью потерпевшего. Однако подобная квалификация возможна и при неустановленном мотиве мести, когда убийство совершается с целью воспрепятствовать правомерной деятельности потерпевшего, или в связи с предстоящей его служебной или общественной деятельностью, которая для виновного каким-либо образом нежелательна.

. С точки зрения фактических признаков деяния, посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля и убийство лица или его близких в связи с осуществлением данным лицом служебной деятельности или выполнением общественного долга совершаются посредством одних и тех же. действий. Однако конструкция посягательства на жизнь государственного или общественного деятеля построена по типу формальных и усеченных составов преступления, что существенно изменяет характеристику деяния.

. Добровольный отказ при оконченном покушении, как правило, невозможен, ибо виновным уже совершены все действия, которые он считал необходимыми для приведения своего намерения в исполнение.

. Государственная или общественная деятельность - более широкое по своему объему и содержанию понятие, нежели понятие служебной деятельности и общественного долга, и присуще только узкой группе лиц - государственным или общественным деятелям.

. С объективной стороны посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля может быть выражено в убийстве или покушении на убийство; покушение на убийство образует оконченный состав посягательства на жизнь.

. Преступление имеет усеченный состав и признается оконченным с момента начала действий, непосредственно направленных на лишение жизни государственного или общественного деятеля, независимо от наступившего результата.


I. Нормативно-правовые акты

Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г. // Российская газета. 1993. № 237.

Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 г. № 63-ФЗ (в ред. от 06.12.2007) // Собрание законодательства РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.

Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 г. № 174-ФЗ (в ред. от 06.12.2007) // Собрание законодательства РФ. 2001. № 52 (ч. I). Ст. 4921.

Федеральный закон от 06.03.2006 г. № 35-ФЗ "О противодействии терроризму" (в ред. от 27.07.2006) // Собрание законодательства РФ. 2006. № 11. Ст. 1146.

Федеральный закон от 31.05.2002 г. № 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" (в ред. от 04.12.2007) // Собрание законодательства РФ. 2002. № 22. Ст. 2031.

Федеральный закон от 13.12.1996 г. № 150-ФЗ "Об оружии" (в ред. от 24.07.2007) // Собрание законодательства РФ. 1996. № 51. Ст. 5681.

Федеральный закон от 01.07.1994 г. № 10-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс РСФСР И Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР" (в ред. от 18.12.2001) // Собрание законодательства РФ. 1994. № 10. Ст. 1109.

Закон РФ от 05.03.1992 г. № 2446-1 "О безопасности" (в ред. от 02.03.2007) // Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. № 15. Ст. 769.

Закон РФ от 09.10.1992 г. № 3618-1 "О защите конституционных органов власти в Российской Федерации" (в ред. от 13.06.1996) // Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. № 44. Ст. 2470.

Указ Президента РФ от 10.01.2000 г. № 24 "О концепции национальной безопасности Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. 2000. № 2. Ст. 170.

Указ Президента РФ от 30.11.1995 г. № 1203 "Об утверждении перечня сведений, отнесенных к государственной тайне" (в ред. от 24.12.2007) // Собрание законодательства РФ. 1995. № 49. Ст. 4775.

Постановление Правительства РФ от 21.07.1998 г. № 814 "О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации" (в ред. от 19.05.2007) // Собрание законодательства РФ. 1998. № 32. Ст. 3878.

Постановление Правительства РФ от 04.09.1995 г. № 870 "Об утверждении правил отнесения сведений, составляющих государственную тайну, к различным степеням секретности" (в ред. от 15.01.2008) // Собрание законодательства РФ. 1995.№ 37. Ст. 3619.

II. Научная литература и материалы периодической печати

Беляев А.Е., Воронцов В.М. Уголовная ответственность за призывы, образующие преступления против государства М., Норма. 1991. 320 с.

Бирюков В.В. Еще раз об экстремизме // Адвокат. 2006. № 12. С. 35.

Бирюков В.В. Опасность экстремизма и возможности уголовно-правовых мер борьбы с ним // Адвокат. 2007. № 9. С. 45.

Богатиков Д.И., Бушуев И.А., Игнатов А.И., Курляндский В.И., Михайлов М.П., Смирнов Е.А. Особо опасные государственные преступления. М., Юрлитиздат. 1963. 286 с.

Верховский А., Папп А., Прибыловский В. Политический экстремизм в России. М., Норма. 1999. 412 с.

Вус М.А., Федоров А.В. Государственная тайна и ее защита в Российской Федерации. СПб., Юридический центр пресс. 2003. 324 с.

Гаврилов Б.Я., Павлинов А.В. Некоторые вопросы законодательного обеспечения борьбы с проявлениями терроризма и насильственного экстремизма // Российский следователь. 2006. № 2. С. 37.

Гаврилов Б.Я., Павлинов А.В. Современная стратегия законодательного обеспечения борьбы с проявлениями терроризма и насильственного экстремизма // Российский следователь. 2006. № 1. С. 40.

Дамаскин О.В. Национальная безопасность и миграционная политика // Миграционное право. 2007. № 3. С. 29.

Дьяков С. Государственные преступления и государственная преступность. М., БЕК. 1999. 422 с.

Дьяков С.В., Игнатьев А.А., Карпушин М.П. Ответственность за государственные преступления. М., Юридическая литература. 1988. 342 с.

Дьяков С., Самойленко П. Изменения и дополнения Закона «Об уголовной ответственности за государственные преступления» от 25 декабря 1958 г. // Социалистическая законность. 1984. № 11. С. 23.

Дьяков С.В. Унификация уголовного законодательства об ответственности за преступления против государства // Вестник межпарламентской ассамблеи. 1995. № 4. С. 37-46.

Емельянов В. Особо тяжкое преступление против конституционных и правовых основ РФ и акт терроризма: понятие, соотношение и разграничение // Законность. 2002. № 7. С. 22.

Ермакова Л.Д. Особо опасные государственные преступления. М., Юрлитиздат. 1982. 340 с.

Завидов Б.Д. Комментарий преступлений экстремистской направленности (ст. 280, 282.1 и 282.2 УК РФ) (уголовно-правовой анализ) // Законность. 2002. № 6. С. 25.

Качурин Д.В. О конкуренции уголовно-правовых норм // Российский судья. 2002. № 11. С. 41.

Кашепов В. Квалификация преступлений экстремистской направленности // Уголовное право. 2007. № 3. С. 55.

Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (постатейный) / Под ред. Чекалина А.А., Томина, В.Т., Сверчкова В.В. М., Юрайт-Издат. 2006. 798 с.

Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (постатейный) / Отв. ред. Лебедев В.М. М., Юрайт-Издат. 2005. 724 с.

Красинский В.В. Правовое регулирование выборов в контексте противодействия политическому экстремизму в Российской Федерации // Военно-юридический журнал. 2006. № 5. С. 13.

Лунеев В.В. Политическая преступность // Государство и право. 1994. № 7. С. 32-37.

Ляпунов Ю.И., Минвениерадзе П.Я. Основы систематизации норм Особенной части уголовного права // Правоведение. 1965. № 3. С. 30.

Мартыненко Б. Политический терроризм: понятие, признаки, классификация // Северо-Кавказский юридический вестник. 1999. № 7. С. 66-74.

Никулин С.И., Беляев А.Е. Комментарий с изменениями и дополнениями Уголовного кодекса Российской Федерации. - М., Вердикт. 2004. 672 с.

Новичков В.Е. Некоторые проблемы совершенствования управления практикой правоохранительных органов по применению уголовного и иного законодательства в борьбе с экстремизмом (прогнозный аспект) // Российский следователь. 2005. № 1. С. 39.

Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., Слово. 1987. 896 с.

Павлинов А.В. Обоснование к проекту федерального закона российской федерации "о внесении изменений и дополнений в статьи 208, 278, 279, 282, 282.1, 282.2 Уголовного кодекса Российской Федерации // Российский следователь. 2005. № 12. С. 33.

Постатейный комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Под ред. Громова Н.А. М., ГроссМедиа. 2007. 678 с.

Практика применения Уголовного кодекса Российской Федерации: комментарий судебной практики и доктринальное толкование / Под ред. Резника Г.М. М., Волтерс Клувер. 2005. 752 с.

Редин М.П.Еще раз о конструкции составов преступлений, предусмотренных статьями 277, 295, 317 УК РФ // Современное право. 2007. № 8. С. 23.

Рогатых Л. Приведение в негодность объектов жизнеобеспечения // Законность. 2002. № 4. С. 11.

Рязанов Э.Расследование участия в деятельности экстремистской организации // Законность. 2007. № 2. С. 19.

Слободанюк И.А. К вопросу о субъекте государственной измены // Российский военно-правовой сборник № 9: Военное право в XXI веке. Серия "Право в Вооруженных Силах - консультант". "За права военнослужащих. 2007. С. 66.

Тамаев Р. Борьба с экстремизмом: необходимо международное сотрудничество // Законность. 2007. № 6. С. 41.

Терещенко Л. Глобальная сеть: пробелы в праве // Российская юстиция. 2000. № 2. С. 49.

Чеботарев В. Прокурорский надзор за исполнением законодательства о противодействии экстремистской деятельности // Законность. 2007. № 8. С. 34.

Шумилов А.Ю. Проблемы законодательного регулирования оперативно-розыскной деятельности в России. М., Инфра. 1997. 216 с.. Учебная и учебно-методическая литература

Курс советского уголовного права. Т. 4. / Отв. ред. Беляев Н.А. М., Наука. 1970. 678 с.

Наумов А.В. Уголовное право России. Особенная часть. М., Норма 2006. 654 с.

Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию. М., Аспект пресс. 1995. 532 с.

Уголовное право Российской Федерации. Особенная часть: учебник / Под ред. Иногамовой-Хегай Л.В., Рарога А.И., Чучаева А.И. М., Контракт. 2006. 708 с.

Уголовное право Российской Федерации. Особенная часть: учебник / Под ред. Рарога А.И. М., Юристъ. 2004. 674 с.

Уголовное право России. Часть особенная: учебник для вузов / Под ред. Кругликова Л.Л. М., Волтерс Клувер. 2004. 682 с.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1

Формула обвиненияФормула квалификацииПятнадцатилетний Ильющенков выстрелил из охотничьего ружья в грудь депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ Бочаришвили, которого хотел убить с целью прекращения его депутатской деятельности. В связи с своевременно оказанной медицинской помощью Бочаришвили остался жив.Ильющенков - ч. 3 ст. 30 и п. «б» ч. 2 ст. 105 УК РФ - покушение на убийство депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ Бочаришвили в связи с осуществлением данным лицом служебной деятельности

В действиях Ильющенкова содержатся признаки преступления, предусмотренного ст. 277 УК РФ - посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля, совершенное в целях прекращения его государственной или иной политической деятельности либо из мести за такую деятельность. К государственным деятелям относятся руководители и иные должностные лица высших государственных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, а также органов прокуратуры РФ и ее субъектов, чья деятельность носит политический характер (Президент РФ, депутаты Государственной Думы и члены Совета Федерации Федерального Собрания РФ, члены Правительства РФ, руководители министерств, федеральных агентств и служб, лица, занимающие аналогичные должности субъектов Федерации, прокуроры, судьи и др.). В рассматриваемом случае Ильющенковым было произведено покушение на жизнь депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ Бочаришвили. Указанное преступление считается оконченным с момента совершения действий, непосредственно направленных на лишение жизни государственного или общественного деятеля.

Но согласно положениям ч. 1 и 2 ст. 20 УК РФ уголовная ответственность за преступление, предусмотренное ст. 277 УК РФ, наступает с 16-тилетнего возраста. Следовательно, Ильющенков не является субъектом преступления, предусмотренного ст. 277 УК РФ.

Ввиду того, что преступление, совершено Ильющенковым в 15-тилетнем возрасте в его действиях содержатся признаки преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 30 и п. «б» ч. 2 ст. 105 УК РФ - покушение на убийство лица в связи с осуществлением данным лицом служебной деятельности.

По степени общественной опасности данный состав является квалифицированным.

Родовой объект данного преступления - отношения, обеспечивающие нормальное функционирование личности человека. Видовой объект этого преступления - общественные отношения, обеспечивающие жизнь человека. Непосредственный объект этого преступления - общественные отношения, обеспечивающие жизнь депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ Бочаришвили.

Объективная сторона преступления заключается в действиях Ильющенкова, направленных на убийство депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ Бочаришвили. Причинная связь между действиями Ильющенкова и наступившим результатом выражается в том, что действия Ильющенкова явились необходимым и достаточным условием наступления смерти депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ Бочаришвили.

Состав ст. 105 УК РФ является материальным - преступление считается оконченным с момента наступления преступного результата - причинения смерти человеку. Действия Ильющенкова не привели к смерти Бочаришвили по той причине, что Бочаришвили была своевременно оказана медицинская помощь.

В соответствии с ч. 3 ст. 30 УК РФ покушением на преступление признаются умышленные действия (бездействие) лица, непосредственно направленные на совершение преступления, если при этом преступление не было доведено до конца по не зависящим от этого лица обстоятельствам. Ввиду того, что преступление не было доведено Ильющенкова до конца по независящим от него обстоятельствам, в его действиях содержатся признаки преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 30 УК РФ и п. «б» ч. 2 ст. 105 УК РФ.

Субъективная сторона преступного деяния Ильющенкова характеризуется умышленной формой вины в виде прямого умысла. Согласно п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.01.1999г. № 1 «О судебной практике по делам об убийстве (ст. 105 УК РФ) «если убийство может быть совершено как с прямым, так и с косвенным умыслом, то покушение на убийство возможно лишь с прямым умыслом, то есть когда содеянное свидетельствовало о том, что виновный осознавал общественную опасность своих действий (бездействия), предвидел возможность или неизбежность наступления смерти другого человека и желал ее наступления, но смертельный исход не наступил по не зависящим от него обстоятельствам (ввиду активного сопротивления жертвы, вмешательства других лиц, своевременного оказания потерпевшему медицинской помощи и др.)».

Пленум Верховного Суда РФ разъяснил, что под осуществлением служебной деятельности следует понимать действия лица, входящие в круг его обязанностей, вытекающих из трудового договора (контракта) с государственными, муниципальными, частными и иными зарегистрированными в установленном порядке предприятиями и организациями независимо от формы собственности, с предпринимателями, деятельность которых не противоречит действующему законодательству (п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.01.1999 № 1 «О судебной практике по делам об убийстве (ст. 105 УК РФ)). В рассматриваемом случае Ильющенковым было произведено покушение на жизнь депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ Бочаришвили. Преступление совершено Ильющенковым с целью прекращения его депутатской деятельности. Следовательно, Ильющенковым совершено покушение на убийство лица, связанное с осуществлением данным лицом служебной деятельности.

Субъект преступления - физическое вменяемое лицо, достигшее возраста уголовной ответственности - 14 лет (ст. 20 УК РФ), - Ильющенков.

Похожие работы на - Уголовно-правовая характеристика посягательства на жизнь государственного или общественного деятеля

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!