Заказ дипломной. Заказать реферат. Курсовые на заказ.
Бесплатные рефераты, курсовые и дипломные работы на сайте БИБЛИОФОНД.РУ
Электронная библиотека студента

















ТЕЗИСЫ

научно-исследовательской работы на тему

«Концепция триединства догмата о Троице»


Автор: Бойко Марина Валентиновна

Одесское территориальное отделение МАН Украины

Одесская общеобразовательная школы №72 І-ІІІ ступеней Одесского городского совета Одесской области, 9 - А класс

Научный руководитель: Горбач Наталья Николаевна, учитель истории ОООШ №72



Цель данной работы - рассмотреть концепцию триединства христианского Бога, ее значимость, целесообразность, обоснованность. Задачи исследования: изучить догмат о Троице, проанализировать различные функции Троицы, раскрыть сущность каждой ипостаси Троицы в отдельности, осветить происхождение и историю тринитарной теологии, определить отношение различных религий и учений к триипостасности Бога.

Актуальность данной работы определяется тем обстоятельством, что вопрос о Троице - фундаментальный и основополагающий в христианской доктрине, его изучение не только ценно для автора как для представителя христианства, но и может помочь представителям других конфессий и учений понять принципы христианского вероучения, составить более полное представление о христианстве. В современном мире просто необходимо стремиться понять действительное положение и найти точки соприкосновения, ведь большинство расколов и вражда спровоцированы незнанием или искажением понимания чужой точки зрения.

Христианский догмат Триединого Бога, или Троицы, является одним из краеу-гольных камней главнейших христианских церквей и закреплен в Никео-Цареград-ском Символе Веры. Учение о триединстве возникло в результате глубокого осмысления совокупного библейского послания.

Три Ипостаси равночестны, имеют одну сущность, единую любовь, единый ум, единую волю, единое действие. Каждый из членов Троицы исполняет различные функции.

Основные разногласия между восточным и западным христианством лежат в детальной формулировке Символа веры. Этот вопрос сейчас не столь актуален среди верующих, как среди теологов.



ВВЕДЕНИЕ


Большинство исследований отмечают, что ту или иную форму христианства исповедуют 33 % населения Земли. Догмат о Святой Троице - фундаментальный аспект христианского миропонимания. Из этого следует, что изучение христианской доктрины в целом и догмата о Троице в отдельности чрезвычайно существенно и необходимо.

День святой Троицы - великий христианский праздник в память сошествия Святого Духа на апостолов, которое произошло в 50-й день по Воскресении Христовом. Поэтому праздник этот называется также Пятидесятницей. При сошествии Святого Духа в виде огненных языков видимым образом было явлено Третье Лицо Святой Троицы, и таким образом Бог - Троица - был полностью явлен миру.

Догмат Троицы является краеугольным камнем всех христианских церквей. Он закреплен в Символе Веры. Однако основные разногласия между восточным и западным христианством лежат в детальной формулировке Символа веры. Восточное христианство рассматривает источником Святого Духа лишь Бога-Отца, в то время как западное христианство в большинстве церквей рассматривает Святой Дух, как исходящий от Бога-Отца и от Бога-Сына, как от одного источника (Филиокве). Среди большинства католиков, православных, лютеран, англикан вопрос о догмате Троицы никогда не был таким камнем преткновения, как например, догмат о папской непогрешимости. Зато в кругах теологов этот вопрос самый принципиальный.

Актуальность данной работы определяется тем обстоятельством, что вопрос о о Троице - фундаментальный и основополагающий в христианской доктрине, его изучение не только ценно для автора как для представителя христианства, но и может помочь представителям других конфессий и учений понять принципы христианского вероучения, составить более полное представление о христианстве. Большинство расколов и вражда спровоцированы незнанием или искажением понимания чужой точки зрения. Задача автора - дать максимально полную картину, чтобы подобных искажений избежать.

Вопрос Троицы рассматривался многими исследователями. Тертуллиан наделил богословие Троицы его характерным терминологическим аппаратом; он также определил его характерную форму. Тертуллиан учил, что Лица Святой Троицы, хотя и едины по существу или по субстанции, тем не менее различаются как Лица. Сын есть persona, а не отдельная от Бога Отца substantia, равно как и Дух Святой. Субстанция, как он выражается, "в трех соприкасающихся" - одна. Таким образом, все Они от одного, все Они - одно, вследствие единства субстанции. Итак, учение Тертуллиана о Святой Троице можно формулировать в следующих словах: каждое из трех Лиц есть Бог, все три - Бог; три различаются, как Лица, но едино, как субстанция.

Ориген в своей книге «О началах» признавал Иисуса Христа единородным Сыном Бога и от него рождённым, «однако без всякого начала». Он также пишет: «Это рождение - вечное и непрерывающее наподобие того, как сияние рождается от света. Ибо Сын не есть Сын по усыновлению извне чрез Святого Духа, но Сын по природе». [22]

Триадологические упоминания часто встречаются в творениях Климента Александрийского: "один Отец у вселенной, одно и Слово у вселенной, един и Дух Святой вездесущий; едина и мать Церковь" . [15] "Климентом ясно выражается убежденность в единстве всех Лиц Св. Троицы, хотя такое единство предполагает и Их различие". Говоря о внутреннем, духовном богатстве христианина, александрийский дидаскал восклицает: "они не знают, какое сокровище носим мы в земном этом сосуде, защищаемое силою Бога Отца, кровью Бога Сына и росою Святого Духа".[16]

Августин Аврелий «О Троице» - богословский трактат, написанный в более поздний период жизни Августина. Это умозрительное сочинение о тайнах Пресвятой Троицы оказало огромное влияние на западное богословие. Хотя сам Августин исповедовал никейскую веру, а прибавка слова Filioque к Никейскому Символу веры возникла независимо от него и гораздо позднее, тем не менее на основании этой работы оказалось возможным догматическое оправдание Filioque на Западе. [2]

«Теологические трактаты» Боэция - одна из первых в западноевропейской интеллектуальной истории попыток осмыслить христианскую догматику средствами философии, логики и метафизики. [7]

По мысли русского богослова отца Павла Флоренского, для того, чтобы человеческая мысль обрела абсолютную устойчивость, нет для нее другого выхода, как принять троичную антиномию. Уклоняясь от Троицы, как единственного обоснования всякой реальности, всякой мысли, мы обрекаем себя на путь безысходный, мы приходим к апории, безумию, к разрыву нашего существа, к духовной смерти. Троичность, троицу Флоренский трактует не только как богословское понятие, но и как всеобщую структуру мира, как онтологическую сущность, «между Троицей и адом - нет никакого иного выбора» [25]. Это поистине вопрос крестный в буквальном смысле слова: троичный догмат есть крест для человеческой мысли.

В.Н. Лосский утверждал, что Учение о Троице "не только основа, но и высшая цель богословия, ибо... познать тайну Пресвятой Троицы в ее полноте - значит войти в Божественную жизнь, в саму жизнь Пресвятой Троицы." Тайна Пресвятой Троицы постигается, причем только отчасти, в опыте духовной жизни. Это постижение всегда сопряжено с аскетическим подвигом. В.Н.Лосский говорит: "Апофатическое восхождение есть восхождение на Голгофу, поэтому никакая спекулятивная философия никогда не могла подняться до тайны Пресвятой Троицы". [18]

В отечественной науке наибольший интерес к данной теме проявлен в ХХ и начале нашего века в литературе, ориентированной на православно-христианскую мировоззренческую позицию и, в основном, представляющей методологию и идеологию исследований в рамках российской «церковно-исторической» школы.

Цель данной работы - рассмотреть концепцию триединства христианского Бога, ее значимость, целесообразность, обоснованность. Для достижения этой цели следует решить ряд задач: изучить догмат о Троице, проанализировать различные функции Троицы, раскрыть сущность каждой ипостаси Троицы в отдельности, осветить происхождение и историю тринитарной теологии, определить отношение различных религий и учений к триипостасности Бога.

В ходе решения поставленных задач работы были использованы следующие методы исследования: анализ и синтез, восхождение от абстрактного к конкретному, методы сравнения и обобщения, исторический метод, анализ причинно-следственных связей.



РАЗДЕЛ 1. КОНЦЕПЦИЯ ТРИЕДИНСТВА ДОГМАТА О ТРОИЦЕ


1.1 Концепция триединства (1 × 1 × 1 = 1) Credo, quia absurdum


"Это хорошо, что ты не можешь уловить чуда моей природы. Кто захотел бы поклоняться Богу, который был бы совершенно понятен, а? В этом нет никакой мистичности"

У.П. Янг, "Хижина"

Христианский догмат Триединого Бога, или Троицы, является одним из краеугольных камней главнейших христианских церквей и закреплен в Никео-Цареградском Символе Веры.

Учение о Триедином Боге сводится к трем положениям [24]:

Бог троичен и троичность состоит в том, что в Боге Три Лица (ипостаси): Отец, Сын, Святой Дух.

Каждое Лицо Пресвятой Троицы есть Бог, но Они суть не три Бога, а суть единое Божественное существо.

Все три Лица отличаются личными, или ипостасными свойствами.

«И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему... (Библия, Бытие 1:26)

Учение о триединстве возникло в Церкви в результате глубокого осмысления совокупного библейского послания. Оно было сформулировано христианами первых веков. В нем заключена высшая, неподвластная человеческому разуму тайна, которую "не видел ... глаз, не слышало ухо" и которая "не приходила ... на сердце человеку" [Библия, Новый завет, 1-е послание Коринфянам, глава 2, стих 9]. В Библии ни разу прямо не говорится о единстве Божественной сущности Отца, Сына и Святого Духа, а подобный вывод делается лишь на основе обзора всех библейских свидетельств в их совокупности.

1.2 Различные функции Троицы


Троица единосущная и нераздельная, единица триипостасная и соприсносущная - вот единственная схема, обещающая разрешить сомнения, если только вообще можно удовлетворить вопросу скепсиса. [25]

У трех Лиц Божества различные функции. Например, Бог «выговорил» мироздание в бытие [Быт. 1:9, 10]. Но в Иоанна 1:3 сказано, что эти слова исполнил Бог Сын: «Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть». В то же время, пока Бог творил, «Дух Божий носился над водою» [Быт. 1:2], то есть поддерживал и являл Божье присутствие в творении.

Разные функции трех лиц Божества также проявляются, когда речь идет о совершении спасения. Бог Отец «так возлюбил мир, что отдал Сына Своего Единородного», Которого послал «в мир, чтобы… мир спасен был чрез Него» [Ин. 3:16, 17]. О Своей роли Иисус говорит: «Я сошел с небес не для того, чтобы творить волю Мою, но волю пославшего Меня Отца» (Ин. 6:38). А воля эта заключалась в том, чтобы Он умер за наши грехи и не пришлось умирать нам [Евр. 10:10]. Когда Иисус восстал из мертвых и вознесся на Небо, вместе с Отцом Они послали Святого Духа, Который должен завершить работу, начатую Отцом и Сыном [Ин. 14:16; 16:7].

И в творении, и в искуплении Отец, Сын и Дух выполняли каждый свою работу. Это Отец послал и направлял Сына и Духа. Сын вместе с Отцом послал Духа. Сын был послушен Отцу, а Дух повинуется и Отцу, и Сыну. И хотя Сын и Дух продолжают выполнять свои функции, оставаясь в полной мере равными Отцу в Божественности, Они делают этого, подчиняясь Богу Отцу.

Эти разные функции и роли - видимые результаты вечных взаимоотношений между Отцом, Сыном и Духом. Они не преуменьшают Божественности, атрибутов и сущности Отца, Сына и Духа. Различие здесь только в том, как они относятся друг к другу и к творению. Эти отношения весьма сильно отличаются от человеческих, ведь каждый человек является уникальным существом. Но бытие Бога настолько отличается от бытия человеческого, что Бог, оставаясь неделимым, открывается в межличностных отношениях трех отдельных Лиц.

Евангелие говорит о том, что Бог есть Дух [Ин. 4:24] и Существо личностное, хотя в особом значении этого слова. Особенность заключается в совершенно новом, принципиально отличном от всех дохристианских представлений - учении о едином Боге в трех Ипостасях (Лицах). Основная идея этого учения состоит в утверждении, что Бог - это безначальный Отец, предвечно рождающийся от Него Сын (Логос), и предвечно исходящий от Отца Дух Святой. Три Ипостаси равночестны, имеют одну сущность, единую любовь, единый ум, единую волю, единое действие.

Исследуя этот вопрос, необходимо иметь в виду, что слово «Троица» не используется в Священном Писании. Этот термин употребляется с целью описания триединого Бога - трех сосуществующих, вечных Личностей, являющихся Богом. Это ни в коем случае не означает, что существует три Бога; Троица - единый Бог в трех лицах. Даже если слово «Троица» и не присутствует в Библии, нет оснований избегать его использования, ведь целесообразнее использовать это слово, чем длинную фразу: «три сосуществующие, вечные Личности, являющиеся единым Богом». Если вас смущает этот факт, обратите внимание на следующее: слово «дед» также ни разу не встречается в Библии, хотя мы точно знаем, что в Библии упоминаются дедушки, такие как Авраам, бывший дедом Иакова. [7] Поэтому не стоит слишком сосредотачиваться на самом слове «Троица». Что действительно важно, так это библейская идея, представленная этим словом.

Обратим внимание на тексты из Библии, относящиеся к Троице:

·Есть один Бог: Второзаконие 6:4; 1 Коринфянам 8:4; Галатам 3:20; 1 Тимофею 2:5.

·Троица состоит из трех лиц: Бытие 1:1; 1:26; 3:22; 11:7; Исаия 6:8; 48:16; 61:1; Матфей 3:16-17; 28:19; 2 Коринфянам 13:14.

При ознакомлении с ветхозаветными текстами помогает знание древнееврейского языка. В Бытие 1:1 использовано существительное «Элохим» во множественном числе, а в Бытие 1:26; 3:22; 11:7 и Исаия 6:8 используется местоимение «мы». То, что эти слова относятся более чем к двум лицам, несомненно. Дело в том, что если в русском языке существуют только единственное и множественное числа, то в еврейском - единственное, парное и множественное. Парное число относится только к парным предметам, таким как глаза, уши и руки. Слова «Элохим» и «мы» употреблены во множественном числе, то есть они относятся к трем или более лицам (Отец, Сын и Святой Дух).

В книге пророка Исаии 48:16 и 61:1 Сын говорит, ссылаясь на Отца и Святого Духа. Сравните тексты Исаия 61:1 с Евангелием от Луки 4:14-19, чтобы убедиться, что это говорил Сын. В Евангелии от Матфея 3:16-17, где описывается крещение Иисуса, изображен Бог Дух Святой, нисходящий на Бога Сына, в то время как Бог Отец провозглашает Сыну свое благоволение. В Матфей 28:19 и 2 Коринфянам 13:14 также упоминаются три отдельные лица Троицы.

Каждый член Троицы является Богом: Отец - Бог: Иоанн 6:27; Римлянам 1:7; 1 Петра 1:2. Сын - Бог: Иоанн 1:1, 14; Римлянам 9:5; Колоссянам 2:9; Евреям 1:8; 1 Иоанна 5:20. Святой Дух - Бог: Иоанн 14:16-17; Деяния 2:1-4; 5:3-4; Римлянам 8:9; 1 Коринфянам 3:16.

Всевозможные современные иллюстрации Троицы не передают достаточно точно ее значение. Сравнение с яйцом (или яблоком) не передает сущности этого понятия, поскольку скорлупа, белок и желток являются составными частями яйца, а не самим яйцом. Отец, Сын и Святой Дух - не части Бога, а каждый из Них является Богом. Пример с водой немного лучше иллюстрирует это понятие, но, все-таки, не дает полного отражения Троицы. Жидкость, пар и лед - это формы воды. Отец, Сын и Святой Дух - это не формы Бога, а каждый из Них - Бог. Поэтому, хоть эти наглядные примеры и могут дать нам представление о Троице, эта картина не будет совершенно точной. Мне хотелось бы отметить, что учение о Троице не имеет аналогий ни с «мистическим платонизмом», ни с неоплатоническим Единым, ни с иерархическим Логосом эллинистического иудаизма, не говоря уже об индусских представлениях о триликом божестве.


1.3 Бог-Отец (Яхве)


Бог Отец (лат. Deus Pater) - в христианском тринитарном богословии Бог Отец - первая ипостась Святой Троицы.

Бог-Отец - это единство и самотождество бытия Божия. Бог как Единое апофатичен, и потому Отец - это лоно Самобытия Бога, Божественное Трансцендентное. Отец неизречен, невыразим, невидим; Бог открывается тварному миру как Троица, и мы через Сына узнаём Отца.

Отец - причина других ипостасей, поскольку Он не есть собственная своя сущность, то есть, поскольку Он не обладает сущностью для одного Себя. Именно это и должен выражать образ причинности: будучи не только сущностью, но и Лицом, Отец является Причиной двух других единосущных с Ним Лиц, обладающих той же, что и Он, природой. [19] Св. Иоанн Дамаскин говорит, что Отец «Сам имеет бытие и из того, что имеет, ничего не имеет от другого: напротив, Он Сам есть для всего начало и причина того образа, как оно существует от природы… Итак, всё, что имеет Сын и Дух - имеет от Отца, даже само бытие». [14]

Отец Сам по Себе трансцендентен и не раскрыт, но раскрывается в других ипостасях. Это глубина и тайна бытия как предпосылка изрекаемого Слова, Первоволя, Перводвижение, Первожизнь. Итак, Отец - это начало рождения и единства Самой Святой Троицы.

Христианство полагает и верит, что Он - Творец мира и человек <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A7%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D0%BA>а: «Отец есть предначинательная причина всего существующего». При этом в процессе творения участвовали все ипостаси Троицы: «Словом Господа сотворены небеса, и Духом уст Его - вся сила их» [Пс. 32:6 <https://ru.wikisource.org/wiki/%D0%9F%D1%81%D0%B0%D0%BB%D1%82%D0%B8%D1%80%D1%8C>].

Бог не имеет половой или расовой принадлежности и является Богом всей Земли и всех народов, мнение об избранности израильтян устарело. В послании к верующим римлянам (обратившимся из язычников) апостол Павел прославил Бога: «Прежде всего, благодарю Бога моего через Иисуса Христа за всех вас, что вера ваша возвещается во всем мире» [Римлянам 1:8]. В этой строчке апостол Иоанн осуждает иудеев, и провозглашает чаяние язычникам: «Пришел к своим, и свои Его не приняли. А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими» [Иоанна 1:11].

Согласно доктрине христианства, Бог является первоначальной и предшествующей миру сущностью, вездесущей, всемогущей и всезнающей, создателем всего материального и нематериального, в частности, всех живых существ и мира (Вселенной), источником бытия. Бог также является истиной, добром и красотой.


1.4 Иисус Христос (Логос)


Сыном Божиим называется второе лицо Святой Троицы по Своему Божеству. Сын Божий назван Иисусом, когда Он родился на земле как человек. Христом назвали Его пророки, когда ещё ожидалось пришествие Его на землю. Имя Иисус означает «спаситель» и оно наречено Архангелом Гавриилом. Иисус Христос именуется Сыном Божиим единородным потому, что Он один только есть Сын Божий, рождённый из существа Бога Отца, и поэтому единого существа с Богом Отцом; и следовательно, без всякого сравнения превосходит всех святых ангелов и святых людей, которые называются сынами Божиими по благодати.

Христианство учит о воплощении не Бога, но Второй Ипостаси Единосущной Троицы-Бога - Логоса.

Только через Христа возможно познание Бога Отца [Мф. 11:27]

Писание учит нас, что Христос существовал от начала в качестве «Слова» (Логоса) [Ин. 1:1, 14]. Греческое слово «ен» здесь переведено как «был». Три раза в первом предложении Евангелия Иоанн использует неопределенный глагол «офейми», означающий быть, что не содержит в себе идеи создания Богом Логоса, но просто вечного продолжающегося существования».

Другие ученые дают подобную трактовку, указывающую на то, что Иоанн провозглашает вечность Христа.

Иисус Сам также подтверждал свое вечное пребывание [Ин. 8:58; ср. Исх. 3:14]. «Я есмь» в этом месте происходит от греческого эго эйми, означающее «абсолютное, безвременное существование» [11, с. 181]. Иудеи поняли, что Он приравнивал Себя Богу и поэтому хотели забросать Его камнями.

Божественность Христа подтверждается во всем Писании. Во время рождения Он был провозглашен как «Бог с нами» [Ис. 7:14; Мат. 1:23]. Его называли «Всемогущий Бог», как Яхве [Ис. 9:6; 10:21; Иер. 32:18]. Также о Нем говорили, как бывшем «в вечности» [Мих. 5:2;Мат. 2:4-6; ср. Пс. 89:3; 92:2]. Несколько ветхозаветных ссылок по отношению к Яхве исполнились во Христе [Ис. 8:13, 14; 1 Пет. 2:8; 3:14, 15; Ис. 40:3; Мат. 3:3; Ин. 1:23; Ис. 44:6; Отк. 1:17, 18; 2:8; 22:13-16].

Евангелие от Иоанна начинается и заканчивается утверждением, что Иисус есть Бог [Ин. 1:1; 20:28]. Большое количество других стихов утверждают то же самое [Рим. 9:5; Фил. 2:6; Кол. 2:9; Тит. 2:13; Евр. 1:3, 8, 9; 2 Пет. 1:1].

Слово рождено Отцом, но Оно единосущно Отцу и совечно Отцу. Бог всегда имеет своё Слово как Собственное самовыражение. Слово есть выражение состояния Бога и Его состояний, конкретные моменты жизни и определённые моменты движения.

Логос соединился не с особым человеческим индивидом, но с человеческой природой. Не было сначала индивидуального человека, с которым вторая Личность Божества ассоциировала себя. Соединение произошло с сущностью Человечности во чреве Девы. [5, с 73]

Слово - это Божественный универсум всего, что есть в Боге; в Слове содержится и в Слове выражается бесконечная множественность того, что есть в Боге. Слово - это иное многое Единого Бога. Сын во всём подобен Отцу, так как содержит в Себе всё, что есть в Отце.

Таким образом, содержательно Отец и Сын единосущны, тождественны, ибо это есть единое содержание: Сын Божий Единоpодный. Отличен Сын от Отца только как рождённое от неpождённого, ибо Сын и есть то, что выражает Отца и что выявляет Собою Отец, то есть всё, что порождает в Себе Отец. Ничего нет в Отце, чего не было бы у Сына, ибо Сын и есть всё имеемое Отцом. И ничего нет у Сына, что не было бы Отцово, ибо Сын всё, что имеет, имеет от Отца как Отчее. Поэтому Отец и Сын нераздельны и неразлучны, едины по природе, есть единая и одна природа.

Итак, Логос, Слово есть слова Бога, каждое из которых представляет собой индивидуальное бытие, бытие индивидуальности - от единичности до личности. Единичности самой по себе нет, в ней нет субстанциональности. Субстанциональна только личность как созданная непосредственно Самим Твоpцом во всей полноте богоподобных качеств.

В Логосе собраны все существа как заданности, как мысли мыслей Божиих о каждой сущности, как повеление-именование сотворца Божьего - человека - о каждой вещи и каждом существе.

Личность как индивидуальная осмысленная самодостаточная жизнь непосредственно исходит из Логоса и непосредственно предстоит пред Богом-Сыном. Именно потому воплощается Личность Сына, а не Отца или Духа. Божественная Личность нисходит к личности человеческой и сообщает ей благую весть: «…Цаpствие Божие внутри вас есть» [Лк. 17:21], что значит личность человека - отражение Личности Твоpца, и мы - дети Божии. Так через Сына Твоpец находит исполнение Своему творческому замыслу.

Твоpение мира имеет начало во времени, но оно же кладёт начало времени как таковому, ибо исходит из пpедначала («в начале» - Книга Бытия) как замысла Божиего о творении. Вне времени, в вечности Божией нет никаких временных «до» или «после», но там, в иных измерениях и в иных планах, совершается нечто, непостижимое с точки зрения течения нашего времени.


1.5 Бог - Дух Святой


"??????" (Pnevma) (в пер. с греч. "дыхание, дуновение; жизнь")
Есть 88 упоминаний о Духе Святом в Ветхом Завете и 261 упоминание в Новом Завете. Личность Духа Святого имеет огромное значение во всей Библии:
без Духа Святого невозможным было бы сотворение мира - [Быт. 1:1]

без Духа Святого верующие не могут получить вечную жизнь - [Ин. 3:5]

без Духа Святого невозможно жить христианской жизнью в победе над грехом - [1Кор. 6:11]

без Духа Святого невозможно узнать намерения Бога для нашей жизни - 1Кор. 2:12

Дух Святой может быть -

отвергаем -[Библия, Новый завет, Деяния 7:51]

искушаем - [Библия, Новый завет, Деяния 5:9]

оскорбляем - [Библия, Новый завет, Ефесянам 4:30]

Ему можно угождать - [Библия, Новый завет, Деяния 15:28]

можно общаться с Ним - [Библия, Новый завет, 2-е Кор. 13:14]

Святой Дух - не смутная божественная тень, не безликая сила. Он - личность во всем равная с Богом Отцом, и Богом Сыном. Он является третьим лицом Божества или Божественной Троицы.

Ин.14:16: "Я умолю Отца..., и Он даст вам другого Утешителя"

Историческая справка: во времена ветхого завета существовала профессия «Раб - Утешитель». Этот человек служил в царской семье. Его обязанности - воспитатель, самый близкий друг ребенка, доверительное лицо. Он заботился, защищал, знал все секреты. Таким образом сильно влиял на формирование характера своего подопечного. [8, с. 23]

И так как Святой Дух исходит от Отца и Сына, Он находится в самых тесных отношениях с Ними. Он проникает в суть Бога (I Кор. 2:10,11), и даже в некоторой степени идентифицируется с Христом (И Кор. 3:17). [10]

От Духа к каждой индивидуальности исходит не слепая сила единения, а специфическая, свойственная только этому конкретному существу.

Цель силы Духа - в каждой индивидуальности взрастить универсальное вселенское содержание. Поэтому Дух есть начало собоpности как единства множественности, достигнутого через прорастание в каждой единичности всеобщего содержания. Соборность - это свободное раскрытие каждой индивидуальности ко всем и ко всякой другой, что и есть полнота бытия, когда все и вся раскроются в каждом и каждый во всех, всяческое во всём («…да будет Бог все во всём» - 1 Кор. - 15:28).

Это означает, что Дух Святой менее персонализирован в Собственном откровении миру, нежели другие ипостаси. Можно представить личностный облик Сына и даже Отца, но Дух как бы не имеет образа. Он неосязаем, невидим, о Нем «не знаешь, откуда приходит и куда уходит…» [Ин. 3:8]. Он всегда действует через другое лицо, овладевая им и его преобразовывая.

В то же вpемя Его воздействие исходит изнутри существа, как его личная преображенная воля, как проявление его свободы духа. Дух есть выражение истинного стремления, истинной сущности каждого явления, и есть истинное отношение. [4, с. 33]

Последователи харизматического учения и пятидесятники верят в Дары Духа Святого. Есть девять даров Святого Духа; все они могут быть условно разделены на три группы:

. Дары откровения

а) дар слова мудрости;

б) дар слова знания;

в) дар различения духов.

. Дары высказывания

а) дар иных языков;

б) дар истолкования языков;

в) дар пророчества.

. Дары силы

а) дар веры;

б) дар исцеления;

в) дар чудотворения.

Харизма (греч. charisma - дар) - обозначение девяти особых даров Святого Духа, излитых Им на апостолов на празднике Пятидесятницы в Иерусалимском Храме ( I Кор. 12:8-10). [6, с.73]


1.6 Филиокве


Учение об исхождении Святого Духа от Отца и Сына - второе по значимости после учения о власти папы над Церковью вероучительное положение, отделяющее католицизм от православия. В отличие от исповедуемого православными Никео-Цареградского символа веры, провозглашающего исхождение Святого Духа только "от Отца" (верую... "в Духа Святого... от Отца исходящего"), у католиков в Афанасьевском символе веры в текст восьмого члена добавлено "и Сына". По-латыни слова "и Сына" звучат как "filioque" ("филиокве"). Этот термин получил широкое распространение для обозначения учения об исхождении Святого Духа от Отца и Сына.

Католики ныне признают незначительность данной детали, православные же филиокве все еще считают кардинальным искажением представления о Троице. [18, с. 91]

Я считаю, что учение о филиокве имеет смысл, если рассматривать божественную сторону сущности Логоса, и напротив, вызывает сомнения при рассмотрении человеческой сущности Иисуса Христа. Кроме того, браться характеризовать субординацию в Троице, особенно достоверное происхождение Святого Духа - сложная задача. Среди большинства католиков, православных, лютеран, англикан вопрос о догмате Троицы никогда не был таким камнем преткновения, как например, догмат о папской непогрешимости, хотя в кругах теологов этот вопрос принципиальный. Тем не менее, филиокве не меняет общего христианского богословия.


1.7 История догмата


В то, что Бог есть един по существу, но троичен в Лицах, Церковь верила всегда. Однако святым отцам необходимо было выразить эту веру в максимально точных формулировках, чтобы исключить ложные толкования богооткровенного учения Священного Писания.

Учение о Пресвятой Троице изначально являлось камнем преткновения как для иудейского монотеизма, так и для эллинского многобожия.

Несмотря на то, что Божественность Духа Святого была утверждена лишь на Первом Константинопольском соборе в 381 году, формула «единосущности» (греч. «хомоусиос») Сына с Отцом была принята на Первом Вселенском соборе в Никее в 325 году. Это было результатом долгой борьбы ревностного защитника учения о Троице Афанасия Александрийского (ок. 295-373). На Никейском соборе он преодолел не только строгое арианское мнение, но и умеренное (в лице Евсевия Кесарийского и его сторонников), утверждающее лишь подобие Христа Богу-Отцу, а не единосущность с Ним. Некоторое время эта формула вызывала брожение, но в 381 году церковь поставила все точки над «и» на Втором Вселенском соборе, состоявшемся в Константинополе. Достигнутое ранее было закреплено установлением праздника Троицы, связанного с еврейской Пятидесятницей как событием, свидетельствующим о деятельности и личной природе Духа Святого. [9]

1.8 Еретические учения и догмат о Троице


В первые века нашей эры имели место следующие еретические учения: динамизм, модализм, арианство.

Бог, по мнению динамистов, - личность с совершенным самосознанием, тогда как Логос и Святой Дух не имеют личного существования, но являются лишь Его силами (по-гречески динамис - сила, отсюда название ереси) или свойствами, подобными уму и воле в человеке. Логос как безличная божественная сила снизошел на человека Иисуса, так же, и на ветхозаветных пророков. Следовательно, Христос для динамистов - простой человек, отличавшийся от других только степенью святости.

Если динамисты не признавали Христа Богом, то модалисты, напротив, ставили целью обосновать Его божественное достоинство. Они рассуждали следующим образом: Христос, несомненно, Бог, а чтобы не было двубожия, следует отождествить Его с Отцом.

По учению наиболее известного представителя этой ереси римского пресвитера Савеллия (по его имени модализм называют также савеллианством), Бог есть безличное единое существо, которое последовательно проявляет Себя в трех формах или лицах (обличьях): Отец создал мир и даровал Синайское законодательство, Сын воплотился и жил с человеками на земле, а Святой Дух со дня Пятидесятницы вдохновляет Церковь и управляет ею. Однако под всеми этими внешними личинами скрывается один и тот же Бог. В конце времен, по Савеллию, Божество вернется в изначальное безличное состояние, а созданный им мир прекратит свое существование.

Основоположником этой ереси, которая в начале IV в. широко распространилась на востоке Римской Империи, являлся Арий, александрийский пресвитер. По мнению Ария, если Сын имеет ту же божественную сущность, что и Отец, тогда между Отцом и Сыном невозможно установить никакой разницы, и мы впадаем в савеллианство.

Кроме того, происхождение Сына из сущности Отца, как считал Арий, должно предполагать разделение Бога, что само по себе нелепо. Единственным выходом из этой ситуации Арий считал утверждение о том, что Сын не является Богом и сотворен Отцом из ничего. [11, с.46]

троица христианский доктрина религия


РАЗДЕЛ 2. ОТНОШЕНИЕ РЕЛИГИЙ К ДОГМАТУ О ТРОИЦЕ


2.1 Политеизм


В индуизме тройственный образ, состоящий из трех богов - Брахма, Вишну и Шива - называется Тримурти. Все три бога нередко изображались вместе. Позже Брахма отошел на задний план. Индуистские триады божеств отдаленно могут ассоциироваться с христианской Святой Троицей, но, по моему мнению, не являются полноценным аналогом.

Сравнения Святой Троицы с триадами языческих богов несостоятельны по причине следующих фактов: (а) триады языческих богов представляли собой трех отдельных богов в не библейских религиях, а Святая Троица всегда представляла Собою Бога, единого в трех Лицах; (б) триады языческих богов - это первые три бога среди множества других, признаваемых за реальных богов, а вера в единую Святую Троицу всегда исключала признание каких-либо других богов. Мы верим, что нет бога или богов, кроме триединой Святой Троицы.

Следует сказать также, что во множестве языческих религиях вообще нет никаких триад богов. Триады - явления случайные и не имеют ничего общего с библейским откровением Святой Троицы. В языческих религиях есть не только триады, но, если можно так сказать, диады и семедиады, то есть боги со своими женами, а также семейства богов.


2.2 Авраамические религии


Последователи иудаизма не признают в Иисусе обещанного пророками Мессию, и отвергают учение о воплощении Божества во Христе Иисусе, считая это богохульством и попыткой человека поставить себя на один уровень с Богом.

«Я и Отец - одно», - сказал Иисус. Тут опять Иудеи схватили каменья, чтобы побить Его… «…хотим побить Тебя камнями… за богохульство и за то, что Ты, будучи человек, делаешь Себя Богом» [Иоанна 10:30-33].

Ветхозаветное пророчество о царе Тирском, которого христианские писатели считают прообразом Люцифера, может иудеями применяться к Иисусу: «…за то, что вознеслось сердце твоё и ты говоришь: „я бог, восседаю на седалище божьем, в сердце морей, и будучи человеком, а не Богом, ставишь ум твой наравне с умом Божьим… ты умрёшь… смертью необрезанных…» [Иезекииль 28:2-10]. Термин Руах ха-Кодеш (Святой дух) нередко встречается в талмудической литературе, но иудеи воспринимают Дух как качество или атрибут Бога.

Ислам отвергает христианскую концепцию Троицы в каком бы то ни было виде. Поклонение, согласно Корану, возможно только Единому Богу - Аллаху. Иисус Христос (в Коране Мессия Ииса) признается одним из пророков и посланников Аллаха. В Коране о христианском догмате троицы сказано: «О люди Писания! Не проявляйте чрезмерности в вашей религии и говорите об Аллахе только правду. Мессия Иса (Иисус), сын Марьям (Марии), является посланником Аллаха, Его Словом, которое Он послал Марьям (Марии), и духом от Него. Веруйте же в Аллаха и Его посланников и не говорите: "Троица!". Прекратите, ведь так будет лучше для вас. Воистину, Аллах является Единственным Богом. Он пречист и далек от того, чтобы у Него был сын. Ему принадлежит то, что на небесах, и то, что на земле. Довольно того, что Аллах является Попечителем и Хранителем!» [Коран 4:171]


2.3 Парахристиане (маргинальное христианство)


Свидетели Иеговы отрицают учение Библии о том, что Бог Един в трех лицах - Отце, Сыне и Святом Духе. Они утверждают, что догмат о Триедином Боге учит вере в трех богов, то есть политеизму.

Подобно другим религиозным группам, отрицающим Святую Троицу, "Свидетели Иеговы" часто цитируют Второзаконие 6:4, где говорится: "Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть". Однако древнееврейское слово, переведенное как "един", относится не к абсолютному, а к составному единству. То же слово использовано в Бытии (2:24) - там, где говорится о браке: муж и жена "одна плоть". Таким образом, приведенная выше цитата из Второзакония никоим образом не исключает триединства; наоборот, само слово, использованное в значении "един", указывает на то, что речь идет как раз не об одном Лице. Свидетельством того, что Бог есть Троица, являются также применяемые по отношению к Нему в Библии множественные местоимения. [Быт. 1:26; 11:17]

Мормоны верят в Бога, Отца Вечного, и в Сына Его, Иисуса Христа, и в Святого Духа, но при этом отрицают их триединство и считают концепцию Троицы абсурдной и безосновательной. Согласно мнению мормонов, официальной доктрины Троицы, как она была определена на великих церковных соборах в четвертом и пятом столетии, в Новом завете не содержится. Для обозначения сущности Бога Отца, Бога Сына и Святого Духа они используют термин «Божество».



ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Христианский догмат Триединого Бога, или Троицы, является одним из краеугольных камней главнейших христианских церквей и закреплен в Никео-Цареградском Символе Веры. Учение о триединстве возникло в Церкви в результате глубокого осмысления совокупного библейского послания. Оно было сформулировано христианами первых веков. В нем заключена высшая, неподвластная человеческому разуму тайна. Бог - это безначальный Отец, предвечно рождающийся от Него Сын (Логос), и предвечно исходящий от Отца Дух Святой. Три Ипостаси равночестны, имеют одну сущность, единую любовь, единый ум, единую волю, единое действие.

Еще Тертуллиан отмечал, что Лица Святой Троицы, хотя и едины по существу или по субстанции, тем не менее различаются как Лица. Сын есть персона, а не отдельная от Бога Отца субстанция, равно как и Дух Святой. Субстанция, как он выражается, "в трех соприкасающихся" - одна. Таким образом, все Они от одного, все Они - одно, вследствие единства субстанции.

Учение о Боге Троице отвергает все формы языческого политеизма и, в частности, тритеизм (три бога), триморфизм (три различных проявлений моноипостасного (единоличностного) Бога). Христианская Троица - это и не семейная триада языческих пантеонов, в которых в качестве второй «ипостаси» является рождающая богиня-мать. В Святой Троице нет ни мужского, ни женского начала. В ней рождает Отец (а не мать), второй Ипостасью является Сын (а не богиня), третья Ипостась - неизвестный язычеству Дух Святой (а не сын или дочь). При этом, все три Ипостаси равночестны в отличие от семейной языческой триады. Поэтому кроме числа три в этих триадах нет ничего общего со Святой Троицей.

Учение о Пресвятой Троице изначально являлось камнем преткновения как для иудейского монотеизма, так и для эллинского многобожия.

Поскольку Бог является тремя отдельными личностями, Отец не является Сыном или Святым Духом, Сын не является Отцом или Святым Духом, и Святой Дух не является Отцом или Сыном.

Каждый из членов Троицы исполняет различные функции. И в творении, и в искуплении Отец, Сын и Дух выполняли каждый Свою работу. Это Отец послал и направлял Сына и Духа. Сын вместе с Отцом послал Духа. Сын был послушен Отцу, а Дух повинуется и Отцу, и Сыну. И хотя Сын и Дух продолжают выполнять Свои функции, оставаясь в полной мере равными Отцу в Божественности, Они делают это, подчиняясь Богу Отцу.

Несмотря на то, что Божественность Духа Святого была утверждена лишь на Первом Константинопольском соборе в 381 году, формула «единосущности» Сына с Отцом была принята на Первом Вселенском соборе в Никее в 325 году. Это было результатом долгой борьбы ревностного защитника учения о Троице Афанасия Александрийского (ок. 295-373). На Никейском соборе он преодолел не только строгое арианское мнение, но и умеренное (в лице Евсевия Кесарийского и его сторонников), утверждающее лишь подобие Христа Богу-Отцу, а не единосущность с Ним. Некоторое время эта формула вызывала брожение, но в 381 году церковь поставила все точки над «и» на Втором Вселенском соборе, состоявшемся в Константинополе.

Однако основные разногласия между восточным и западным христианством лежат в детальной формулировке Символа веры. Восточное христианство рассматривает источником Святого Духа лишь Бога-Отца, в то время как западное христианство в большинстве церквей рассматривает Св. Дух, как исходящий от Бога-Отца и от Бога-Сына, как от одного источника (Филиокве). Этот вопрос сейчас не столь актуален среди верующих, как среди теологов.

Вопрос о Троице - фундаментальный и основополагающий в христианской доктрине, его изучение не только ценно для меня как для представителя христианства, но и может помочь представителям других конфессий и учений понять принципы христианского вероучения, составить более полное представление о христианстве. В современном мире просто необходимо стремиться понять действительное положение и найти точки соприкосновения.



СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ


1.Библия - Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета - T.B.S., London, 1991.

.Августин Аврелий. О Троице. Краснодар, 2004, 416 с.

.Александров А.Д. Научный поиск и религиозная вера, М. Политиздат, 1974., 63 с.

.Афонасин Е. В. Античный гностицизм. Фрагменты и свидетельства христианских апологетов. СПб., 2002, 367 с.

.Боецій, Аніцій Манлій Северин. Теологічні трактати [Текст] / А. М. Боецій ; пер. з латини й комент. Р. Паранько. - Л. : Видавництво Українського Католицького Ун-ту, 2007. - 148 с.

.Винсент, Марвин Р. "Разбор слов Нового Завета". (Vincent, Marvin R. Word Studies in the New Testament. Grand Rapids, Michigan: Wm. B. Eerdmans Publishing Co., 1976.)

.Гарнак А. История догматов. // Раннее христианство [Текст] : [в 2 т.]. - М.: АСТ ; Х. : Фолио, 2001. - Т.2. - 2001. - 510 с.

.Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры./ Пер. с греч.: А.Бронзов. - М.: Сретенский монастырь, 2002. (Репринт издания 1894 г.).

.Лосский В.Н. Исхождение Святого Духа в православном учении о Троице. //Журнал Московской Патриархии, 1973, №9, С.62-71.

10.Мейендорф И. Богословское учение Тертуллиана. - [Электронный ресурс] - Режим доступа: <http://antology.rchgi.spb.ru/Tertullianus/meyen.html>

.Муравьев А. Н. Первые четыре века христианства. СПб.: Общество святителя Василия Великого,1998, 462 с.

.Уильямс Р.Д. Богословие В.Н. Лосского: изложение и критика / пер. с англ. Мороз Д, Зестель Ю. К. : Дух і Літер. 2009. - 335 с.