Семья, дом, любовь в произведениях А.П. Чехова

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Литература
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    218,23 Кб
  • Опубликовано:
    2015-07-16
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Семья, дом, любовь в произведениях А.П. Чехова

1.Введение

Приближается к закату XIX век. Век, начало которого, озаренное пламенем Отечественной войны 1812 года, дало гигантский толчок развитию национального самосознания русского народа. Век, принесший мировую славу русской литературе, живописи, музыке, науке. Гигантский взлет культуры - и в тоже время неграмотность, невежество, невыносимая нужда основной массы народа. Общественные противоречия в России к концу XIX века достигли небывалой остроты. Мы знакомимся с произведениями Чехова, написанными более 100 лет назад, но не устаревшими, не потерявшими своей актуальности и сегодня. Читая Чехова, узнаешь много нового, и это заставляет задуматься над своей жизнью.

В творчестве А.П. Чехова проявился горячий протест против пошлого мещанского благополучия и покоя, горячий призыв к поискам подлинно человеческого счастья и смысла жизни. Чехов был последним великим писателем разночинной интеллигенции, идейный тупик которой он отразил в своем творчестве. Писатель не мог указать реальный выход из тупика, но беспощадным осуждением существующей пошлости и умственного застоя он подвел черту под целой эпохой развития России. Чехову не были известны перспективы общественного развития, поэтому в своих произведениях он как бы останавливается на пороге чего-то неизвестного. И все же в том, что он подводил читателя к этому порогу и даже пытался приподнять завесу будущего, проявилась его великая роль как ближайшего предшественника новой литературы. Однако не только общественные интересы в своем творчестве отразил Чехов, но и семейные, любовные. Какой же изобразил любовь этот великий писатель? Какие, по его мнению, должны быть семейные отношения? На эти вопросы предстоит ответить мне в своей работе.Итак, цель моей работы - показать любовь, семейные отношения и их место в творчестве А.П. Чехова. Актуальность данной темы подчеркивается тем, что это один из вечных вопросов жизни.

Тема любви и семейных отношений не нова в литературе. Мы встречаем ее и в древнегреческих мифах, и древнерусской литературе (достаточно обратиться к «Песне о вещем Олеге», где упоминается о любви жены и мужа), в средневековой русской и иностранной литературе. А что уж говорить о XVII, XVIII, XIX веках, когда имена Шекспира, Байрона, Пушкина, Лермонтова звучали на устах любого. Каждое время, в любую эпоху тема любви будет актуальна, потому что любовь - это жизнь. Мы живем любовью: любовью к природе, любовью к родственникам и близким, любовью к работе, к увлечениям и, конечно, любовью к своим половинкам. Любовь - это то чувство, которое в человеке будет жить всегда. Любовь к человеку, другу, любимому, природе - вся эта любовь всегда будет жить в умах и сердцах, а значит, всегда будут появляться произведения, которые посвящены любви.

Поэтому любовная тема и тема семейных отношений, тема дома есть у каждого писателя и поэта. И Антон Павлович Чехов не исключение в этом.

2. Семья. Дом. Любовь в творчестве А.П.Чехова

«Для людей, посвятивших себя изучению жизни,

я так же нужен как для астронома звезда».

А.П.Чехов.

.1 Антон Павлович Чехов. Жизненный и творческий путь писателя

Антон Павлович Чехов родился 29 января (10 февраля) 1860 года в г.Таганроге в мещанской семье. Его отец Павел Егорович, сын крепостного крестьянина, служил в приказчиках, потом стал владельцем бакалейной лавки, но торговле уделял мало времени, разорившись, бежал от кредиторов в Москву. В этом человеке сочетались артистичность (он играл на скрипке, пел, руководил церковным хором, рисовал красками) и ревностная религиозность.

Дети Павла Егоровича - пять сыновей и одна дочь - унаследовали от отца его художественные таланты, а от матери, Евгении Яковлевны, - нежную, добрую душу. Начальной грамоте Антоша учился в школе вместе с детьми ремесленников, матросов, портовых грузчиков. В 1868 году Антоша поступил в приготовительный класс Таганрогской гимназии. В свободное от уроков время он должен был помогать отцу, «приучаться к торговле». «Чехов рос живым, остроумным мальчиком. Он много читал, увлекался театром и сам разыгрывал перед братьями и знакомыми целые сцены. Особую радость ему доставляли забавные рассказы, которые он читал прямо-таки мастерски».В 1876 году Чеховы разорились, продали лавку и переехали в Москву. Антон Павлович остался в Таганроге заканчивать гимназию. Отец не мог помогать юному Антоше, так как служил конторщиком, и Чехову пришлось самому зарабатывать на жизнь уроками. Так прошли три года. После окончания гимназии Антон Павлович приезжает в Москву и поступает на медицинский факультет Московского университета.

С первых дней переезда в Москву Антону Павловичу и двум его братьям Николаю и Михаилу пришлось зарабатывать, чтобы содержать семью. Молодой Антон Чехов начал писать маленькие рассказы в юмористические журналы. После окончания университета (1884) Чехов, работая уездным врачом, продолжает писать: основным жанром в его творчестве этого периода является короткий рассказ - сценка, этюд, набросок, - основой сюжета которого служит забавное или нелепое происшествие, любопытный или смешной случай из жизни.

Новый этап в творческой биографии Чехова - «вхождение в литературу» - связан с началом его регулярного сотрудничества в газете А. С. Суворина «Новое время» (с 1886), где произведения Чехова впервые появились под его настоящим именем, и выходом сборника «В сумерках» (1887), выделенного критикой из общего потока массовой беллетристики (признавалась несомненная талантливость писателя, его способность немногими штрихами рисовать картины природы и человеческие типы, создавать поэтическое настроение). В том же 1887 пьесой «Иванов» (поставлена на сцене театра Корша) Антон Чехов подвел итог своим ранним драматургическим поискам, начатым еще в гимназические годы, и одновременно заложил основу нового драматического искусства. Внимание критики, читательские симпатии и, главное, поддержка со стороны ведущих литераторов (Д. В. Григоровича, А. Н. Плещеева, В. Г. Короленко) были расценены Чеховым как приглашение к профессиональной литературной деятельности, что потребовало от него пересмотра собственного отношения к литературным занятиям как способу заработка или веселой забаве. В повести «Степь», опубликованной в 1888 г. журнале «Северный вестник», обозначились главные художественные открытия Чехова: отсутствие традиционного для русской литературы героя, выражающего авторскую мировоззренческую позицию; воссоздание окружающего мира, преломленного эмоциональным человеческим восприятием; передача душевного состояния персонажей через «случайные» реплики и жесты.

В 1890 Антон Чехов прерывает успешно начатую литературную работу и отправляется в длительное путешествие через Сибирь на остров Сахалин для «изучения быта каторжников и ссыльных». Творческим итогом путешествия становится книга «Остров Сахалин» (1895), написанная в жанре «путевых записок»; в ее основу легли не только личные впечатления от многочисленных встреч, но и собранные им на острове статистические данные.

В первой половине 1890-х гг. Чехов становится одним из самых читаемых писателей России - его произведения регулярно появляются в журналах «Северный вестник» и «Русская мысль» (с 1892), газетах «Новое время» (до 1893) и «Русские ведомости»; выходят отдельные издания и сборники («Рассказы», 1888; «Хмурые люди», 1890; Повести и рассказы», 1894), которые постоянно переиздаются, вызывая широкий резонанс в литературных кругах.

В многочисленных рассказах этого времени Антон Чехов обращается к исследованию души современного человека, испытывающего влияние разнообразных социальных, научных и философских идей: пессимизма («Огни», 1888), социального дарвинизма («Дуэль», 1891), радикального народничества («Рассказ неизвестного человека», 1893); решает волновавшие общество вопросы семейных отношений («Три года», «Супруга», «Ариадна», все 1895), аномальных явлений психики («Черный монах», 1894) и др. Основой сюжетов становится не столкновение человека с грубой социальной средой, но внутренний конфликт его духовного мира: герои Чехова - «хмурые», скучные, живущие «в сумерках» люди, оказываются жизненно несостоятельными в силу собственной неспособности к творческой реализации, неумения преодолевать душевное отчуждение от других людей; их несчастья не имеют фатальной предопределенности и не обусловлены исторически - они страдают по причине собственных житейских ошибок, дурных поступков, нравственной и умственной апатии. Одновременно Антон Чехов продолжает работу в драматическом жанре.

В конце 1890-х - начале 1900-х гг. Антон Чехов - признанный и популярный мастер: журналы ищут его участия, появление новых произведений расценивается критикой как событие литературной жизни, споры вокруг них перерастают в общественно-политические дискуссии - о будущем русской деревни, о роли интеллигенции в обществе и т. д. В его творчестве возникают новые темы. Верный принципам «художественной объективности», Антон Чехов создает мрачные картины оторванного от культуры крестьянского быта («Моя жизнь», 1896; «Мужики», 1897; «В овраге», 1900). Тема нравственной деградации и духовной опустошенности русской интеллигенции, ее неспособности к социальному и личному жизнеустройству поднимается в рассказе «Дом с мезонином» (1896), «маленькой трилогии» «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви» (1898). В то же время многие герои его последних произведений все сильнее испытывают «тоску по идеалу», переживают стремление к новой, лучшей жизни («По делам службы», 1898; «Архиерей», 1902; «Невеста», 1903). Чуждый моральному учительству, религиозной проповеди и социальному утопизму, Чехов не прописывает рецептов нравственного совершенствования, общественного переустройства или духовного преображения, но в томлениях и муках своих героев, в их неудовлетворенности бессмысленностью своего существования видит доказательства принципиальной возможности для человека устроить свою жизнь правдиво, достойно и радостно.

В 1901 году Антон Павлович женился на актрисе Московского Художественного театра Ольге Книппер, однако насладиться своим творческим успехом и семейным счастьем ему было не суждено. В связи с обострением туберкулеза состояние его здоровья резко ухудшилось. По совету врачей он отправился на лечение в курортный немецкий городок Баденвейлер. Здесь второго (15) июля 1904 года Антон Павлович Чехов скоропостижно скончался.

В русской литературе ХIХ века преобладала традиция романа. Чехов писал только рассказы, короткие повести, похожие на рассказы, пьесы, похожие на повести. Из огромного множества этих произведений Чехов создал грандиозное целое - не роман, а своеобразный мир. Он создал целую систему, посвященную общей теме - теме России, родине, русской земле. Один из современников Чехова заметил, что если бы Россия каким-то чудом исчезла вдруг с лица земли, то по чеховским произведениям ее можно было бы восстановить заново до мельчайших подробностей.

Антона Павловича Чехова, как и других писателей, интересовала тема человеческого счастья, любви, гармонии. В большинстве произведений писателя герои терпят крах в любви. Они не могут составить собственного счастья, не говоря уже о других.

.2 Основные противоречия в русском обществе на примере жизни в русской усадьбе («Дом с мезонином»)

В рассказе «Дом с мезонином», который можно назвать повестью, автор показал ту атмосферу, в которой жили барские усадьбы. На примере жизни помещика Белокурова, художника N и помещиц Волчаниновых автор показывает основные противоречия эпохи в русском обществе. Народ изнемогает от непосильного труда, а половина общества лишь разглагольствует о народе, живя за его счет, не желая работать.

В рассказе все начинается с того, что, случайно оказавшийся у белых каменных ворот незнакомой усадьбы, художник-пейзажист N встречается там с девушками, одна из которых «едва обратила на него внимание, а другая посмотрела на молодого человека большими удивленными глазами». На протяжении всего повествования герой находится между двумя эмоциональными полюсами: приятием Мисюсь и неприятием Лидии. Неоднократно автор подчеркивает внешнюю красоту Лидии. Ей бы заняться устройством личной жизни. Она не может составить собственного счастья, счастья своей сестры, а пытается навязать счастливую жизнь окружающим. Художник N достаточно умен, как всякий интеллигент, умеет красочно, обстоятельно выражать свои мысли, но только лишь красиво говорит. Чехову грустно от пошлости их жизни. Сколько можно говорить о народном счастье? Надо действовать, но не так, как Лидия и тем более не так, как художник N.

В «Доме с мезонином» все события разрешаются драматично: один человек распорядился тремя судьбами. Для героя Чехова дом с мезонином и жившая в нем «маленькая королева» навсегда остается только духовным приютом. Для чеховских героев именно любовь часто становиться испытанием на прочность.

.3 Любовь как испытание героев на прочность («На пути», «На подводе», «Душечка», «Дама с собачкой», «О любви»)

В рассказе Чехова «На пути» я обратила внимание на двух прекрасных людей. Он сгубил себя беспечностью, мечтательным легкомыслием. Она усыпила в себе истинные чувства и не дала им выхода, «заворачиваясь в бесформенный узел». Иногда человек сам виноват в своих страданиях потому, что не способен ценить малое. Мечты о высоких идеалах прекрасны, но большое всегда начинается с малого.

Рассказ начинается с того, что в трактире для приезжающих встречаются мужчина и женщина. В пути их застигла метель. Встреча происходит в рождественскую ночь. Между главными героями зарождается мимолетное чувство. Рождество - семейный праздник, а они вне дома. Два одиноких путника - это Лихарев и Иловайская. Чехов сумел мастерски отразить эмоциональное состояние героев, неустроенность их жизни, отсутствие тепла в душе. Например, в рассказе Лихарев говорит о себе: «Мое личное несчастье уходит на задний план, когда я вспоминаю, как часто в своих увлечениях я был нелеп, далек от правды, несправедлив, жесток, опасен! Как часто я всей душой ненавидел и презирал тех, кого следовало бы любить и - наоборот… Сегодня я верую, падаю ниц, а завтра уж я трусом бегу от сегодняшних моих богов и друзей и молча глотаю подлеца, которого пускают мне вслед». Лихарев понимает, что, находясь в поиске, прошел мимо чего-то важного, мимо того, что является смыслом жизни - это любовь, семья, дети. Иловайская не захотела нарушить свой покой , разделить чувства с Лихаревым, не захотела поменять размеренную одинокую жизнь на страсти, порывы, увлечения. Лихарев, напротив, предстал перед нами человеком ищущим, стремящимся к какой-то цели, хотя он сам не знал, что ему нужно. В рассказе автор дает описание праздничной, уютной комнаты, но, как ни странно, подчеркивает бесприютность и одиночество героя. «Мне теперь сорок два года, старость на носу, а я бесприютен, как собака, которая отстала ночью от обоза.Во всю жизнь я не знал что такое покой. Душа моя беспрерывно томилась, страдала надеждами… Я жил, но в чаду, не чувствовал самого процесса жизни. Верите ли, я не помню ни одной весны, не замечал, как любила меня жена, как рождались мои дети… Для всех, кто любил меня, я был несчастьем…» .

Я считаю, что очень созвучен с этим рассказом и рассказ «На подводе», который написан в 1897 году. Бесконечно тянется грязная и «отвратительная дорога», такая же скучная и бесконечная, как жизнь учительницы Марьи Васильевны. Она ощущает все неприятности пути, а так же думает о бессмысленности жизни, своего дела, которым она тяготится и не любит его. Она одинока и несчастна, никого не любит и саму возможность полюбить воспринимает как катастрофу. «… И никому она не нравится, и жизнь проходит скучно, без ласки, без дружеского участия, без интересных знакомых. В ее положении какой бы это был ужас, если бы она влюбилась!» От безысходности жизни Марье Васильевне становится почти невыносимо, она пытается спрятаться в иллюзию и видит сон, в котором жива ее мать. Ей снится уютная квартира, где она мечтала о собственной семье. В рассказе перед нами проходит однообразная, серая жизнь сельской учительницы, работающей без любви к делу, живущей без семьи, в полном одиночестве.

В рассказе «Душечка» писатель повествует о жизни душевно ленивой, лишенной самостоятельности мыслей и чувств, своей героини- Душечки. Он раскрывает образ человека, почти механически повторяющего чужое мнение. Героиня рассказа, находясь в первом браке, говорила: « … что самое замечательное, самое важное и нужное на свете - это театр и что получить истинное наслаждение и стать образованной и гуманной можно только в театре…» Со следующим мужем, занимающимся торговлей лесом, Оленька резко поменяла «свое мнение». Ее муж не любил никаких развлечений и в праздники сидел дома, и она тоже. «Нам с Васичкой некогда по театрам ходить. Мы люди труда, нам не до пустяков. В театрах этих что хорошего». Оленька постепенно перерождается в сытую скучающую мещанку, которая только тогда и живет, когда есть о ком заботиться, кому подарить свою любовь, за кем можно повторять бессмысленные фразы. Писатель создал правдивый образ. Как и в реальности, героиня наделена различными чертами: способностью любить, растворяться в любимом человеке, полностью разделять мнение близкого ей человека. Но она не способна ничего сделать или сказать от своего имени. Жизнь ее бессмысленна и пуста, если не о ком заботиться. Героиня остается одна. Автор сочувствует героине, и мне понятно почему. Ведь Душечка не совсем безнадежное существо. Конечно, она мещанка, но сколько в ней любви и доброты!Она не может без привязанности, без человека, которому отдала бы без остатка свою маленькую душу. И когда у нее в доме поселяется чужой ребенок, она сразу же испытывает к нему, как к родному материнское чувство, а с ним и материнский инстинкт. «…Ах, как она его любит! Из ее прежних привязанностей ни одна не была такою глубокой, никогда еще раньше ее душа не покорялась так беззаветно, бескорыстно и с такой отрадой, как теперь… За этого чужого ей мальчика, за его ямочки на щеках, за картуз она отдала бы всю свою жизнь, отдала бы с радостью, со слезами умиления…». Теперь Ольга Семеновна испытывает не только полноту жизни, но и обретает саму себя.

В рассказе «Дама в собачкой» - все по-иному. Когда расстаются Гуров и Анна Сергеевна, она возвращается в свой город С., а он - в Москву. «Пройдет какой-нибудь месяц, и Анна Сергеевна, казалось ему, покроется в памяти туманом, и только изредка будет сниться ему с трогательной улыбкой, как снились другие. Но прошло больше месяца, наступила глубокая зима, а в памяти все было ясно, точно расстался он с Анной Сергеевной только вчера. И воспоминания разогревались все сильнее». Здесь - поворот в развитии сюжета. Любовь героя не слабеет, не гибнет от столкновения с жизнью, не оказывается несостоятельной. Наоборот, она вызывает у Гурова отвращение к дремотному, обывательски благополучному существованию, желание иной, новой жизни. Привычная обстановка вызывает у героя почти брезгливое отвращение. Он ясно видит лицемерие и пошлость окружающих. «- Дмитрий Дмитрич! - Что? - А давеча вы были правы: осетрина-то с душком! Эти слова, такие обычные, почему-то вдруг возмутили Гурова, показались ему унизительными, нечистыми. Какие дикие нравы, какие лица! Что за бестолковые ночи, какие неинтересные дни! Неистовая игра в карты, обжорство, пьянство, постоянные разговоры все об одном... куцая, бескрылая жизнь... и уйти нельзя, точно сидишь в сумасшедшем доме или в арестантских ротах».

Какую бурю и гамму чувств рождает в Гурове любовь! Ее очистительная сила благотворна. Писателю не приходит и в голову осудить героев за «греховное чувство». Они оба состоят в браке, нарушают клятву. Но читателю ясна мысль автора, что жизнь без любви еще более греховна. Анна Сергеевна и Гуров любят друг друга - это их утешение, стимул жить, ведь каждый человек имеет право на счастье. «Анна Сергеевна и он любили друг друга, как очень близкие, родные люди... Им казалось, что сама судьба предназначила их друг для друга, и было непонятно, для чего он женат, а она замужем... И казалось, что еще немного - и решение будет найдено, и тогда начнется новая, прекрасная жизнь; и обоим было ясно, что до конца еще далеко и что самое сложное и трудное только еще начинается». Это почти романтический рассказ Чехова-реалиста о любви, ее великой силе и чистоте.

В рассказе «О любви» Алехин рассуждает о том, что в любви все индивидуально, что здесь не действуют какие-то общие законы и что у русских есть привычка не просто любить, а постоянно усложнять себе при этом жизнь, задаваясь массой ненужных вопросов. Алехин рассказывает историю своей любви. По окончании университета он обосновался в своем имении Софрино, на котором после смерти отца был большой долг. Алехин решает работать, пока не приведёт имение в порядок и не выплатит долги. Его культурные привычки выглядят здесь неуместно. Он перестает читать газеты, зачастую засыпает не в спальне, а на сеновале.

Алехина выбирают в почетные мировые судьи. Ему приятно ездить в город, ему нравится тамошнее общество, из новых знакомых Алехину особенно близки Лугановичи, жена, Анна Алексеевна, молодая, добрая, интеллигентная женщина.Алехин влюбляется в нее, начинает все чаще бывать у Лугановичей. Там ему всегда рады, если Алехин подолгу отсутствует, его спрашивают, не случилось ли что. Алехин становится в доме своим человеком, входит без доклада. Супруги трогательно заботятся о нем, потчуют от души, дарят подарки, периодически просят взять у них взаймы (Алехина постоянно притесняют кредиторы), но он всякий раз отказывается. Алехин страдает, не понимает, что свело Анну Алексеевну с таким немолодым и неинтересным человеком, как Луганович, предрекает ей скучную однообразную жизнь. К сожалению, сам он не может предложить ей ничего лучшего взамен, а потому годы идут, у Лугановичей появляются дети, а Алехин и Анна по-прежнему не признаются друг другу в своей любви и скрывают ее и от себя, и от других. Они вместе часто ходят в театр, в городе о них ходят сплетни, не имеющие под собой оснований.

Постепенно Анна становится все более нервной, раздражительной и язвительной, в ней укрепляется сознание, что жизнь ее не состоялась.
Наконец, Лугановичи принимают решение о переезде - мужа назначают председателем в одной из западных губерний. Первой уезжает Анна (ей доктора предписывают лечение в Крыму). Алехин провожает ее. В последний момент перед отходом поезда он заносит в купе забытую Анной корзинку. Они обнимаются, целуются, плачут, говорят о своем чувстве и понимают, как мелко и как обманчиво было все то, что мешало любить... что когда любишь, то в своих рассуждениях об этой любви нужно исходить от высшего, от более важного, чем счастье или несчастье, грех или добродетель в их ходячем смысле, или не нужно рассуждать вовсе. Алехин едет с Анной до следующей станции, выходит и пешком отправляется в Софрино. С тех пор он живет по-прежнему, крутится как белка в колесе, не занимается наукой или чем-то другим, что сделало бы его жизнь приятнее.

Читая рассказ, понимаешь, что лишь с любимым человеком можно понять всю красоту мира, ощутить полноту жизни и что необходимо беречь этот дар- любовь, если она выпадет на твою долю.

2.4 Пустая жизнь дворян - типичных обывателей. Убогость семьи, крах в любви («Ионыч», «Крыжовник»)

В одном из ярчайших рассказов Чехова «Ионыч» отразилось время и герой своего времени. Вначале Дмитрий Ионыч Старцев предстает перед нами молодым, перспективным врачом, отдающим свое время работе. Он пока еще способен на безрассудство, любовь, искренность, мечтательность. Старцев знакомится с «приятной семьей» Туркиных. Эта семья живет на главной улице, возле губернатора, в собственном доме. Чехов подробно рассказывает о талантах этой семьи. Ее глава в любительских спектаклях играет старых генералов, любит пошутить и поострить; жена «пишет повести и романы и охотно читает их вслух своим гостям», дочь «играет на рояле». Приезжий доктор вначале приятно удивлен «талантами» семьи Туркиных. Молодой доктор очарован Екатериной Ивановной Туркиной, «Котиком», как ее называют в семье. Он делает ей предложение и получает отказ, так как Котик «стремится к высшей, блестящей цели», а семейная жизнь для нее - добровольное рабство. Потерпев крах в любви, Старцев не сумел сохранить в себе любовь к Катерине Ивановне. Доктор вскоре начал смотреть на свои чувства как на блажь. Не насыщенная любовью, страстью жизнь становиться скучной и делает Старцева Ионычем. Старцев стал другим. Больные в нем вызывают только раздражение, у него пропало всякое желание помогать людям, он терпит их только потому, что они несут ему деньги.

В рассказе Чехов мастерски показал убогость семьи Туркиных. Иван Петрович повторяет слово в слово одни и те же шутки. Чего стоят слова «не имеется такого римского права», повторяемые им из года в год. Вера Иосифовна пишет то, чего не бывает в жизни, а во время игры Котика на рояле кажется, что сыплются тяжелые камни. Грустно, когда лучшие люди города оказываются пошлейшими типами.

Усадьба с крыжовником стала целью жизни героя замечательного рассказа Чехова «Крыжовник». Николай читал объявления, копил деньги, отказывая при этом себе практически во всем. Даже когда он женился на вдове из-за денег, он на всем экономил. И вот исполнилась заветная мечта Николая: он приобрел усадьбу, стал настоящим помещиком, располнел, обленился. Все теперь у него было для счастья. И крыжовник он посадил. Автор показал, как «хорошая» жизнь может изменить, испортить человека. Ведь теперь, когда у Николая Ивановича была усадьба, крыжовник, мужики, которые его «любили», ему не надо читать книги, размышлять, заниматься полезным делом. На мой взгляд, «Крыжовник»- замечательный рассказ из трилогии А.П. Чехова о футлярной жизни. Главный герой обрел долгожданный футляр, где ему хорошо и удобно. У меня нет сочувствия к герою. Его можно только осуждать за то, что он перестал осознавать цель своего существования.

2.5 Жизненные драмы в пьесах А.П.Чехова. («Чайка», «Вишневый сад»)

Мудрость Чехова, его представления о жизни и людях выражается в его пьесах. Пьеса «Чайка» - трагикомедия. В ней стихия любви властвует над всеми героями. Но, отдаваясь этой стихии, герои проявляются по-разному. Здесь странная цепь роковых привязанностей, любовных увлечений - безнадежно односторонних, как будто повисающих в воздухе.

“Чайка” была написана в Мелихове. В этой пьесе Чехов показал людей искусства. Это пьеса о любви (“Мало действия, пять пудов любви”,- шутил Чехов), о неразделенном чувстве, о взаимном непонимании людей, жестокой неустроенности личных судеб. Наконец, это пьеса и о мучительных поисках истинного смысла жизни, общей идеи, цели существования, определенного мировоззрения, без которого жизнь - “сплошная маета, ужас”. В пьесе перекрещиваются разные темы, сюжеты, судьбы, характеры. Все герои сосуществуют равноправно: нет судеб главных и побочных, то один, то другой герой выходит на первый план, чтобы затем уйти в тень. Поэтому невозможно выделить главного героя “Чайки”.

Любовь, охватившая почти всех героев, составляет главное действие “Чайки”. В пьесе каждый существует сам по себе, в одиночку, не способен к пониманию другого. Поэтому так особенно безнадежно здесь чувство любви: все любят, но все нелюбимы и все несчастны. Здесь странная цепь роковых привязанностей, любовных увлечений - безнадежно односторонних, как будто повисающих в воздухе. Любовные увлечения в «Чайке» недолговечны и обманчивы. Так распалась юная любовь Нины и Треплева, обрывается и ее роман с Тригориным. Тригорин уходит от Аркадиной к Нине Заречной, не порывая окончательно, а затем, бросив Нину, возвращается. Мы видим, что из всех этих увлечений и привязанностей нет выхода. Вся пьеса проникнута томлением духа, тревогами взаимного непонимания, неразделенного чувства, всеобщей неудовлетворенностью. Даже самый, казалось бы, благополучный человек - известный писатель Тригорин - и тот тайно страдает от недовольства воей судьбой, своей профессией, и в сущности и он несчастлив и одинок. Словом, до боли доходит здесь ощущение всеобщей неустроенности жизни. Почему же в таком случае пьеса названа “Чайка”?

“Чайка” - мотив вечного тревожного полета, стимул движения, порыва вдаль. Чеховских героев сложно понять, еще сложнее оценить, потому что они не напоминают нам те привычные образы русской классики, которые воплощали в своем характере авторскую идею. Это не потому, что он циник: чеховский герой перестал верить в счастье, в жизнь, он втайне мечтает о том, что его страдания и сомнения кто-нибудь оценит и поймет.

В комедии А.П.Чехова «Вишневый сад» один центральный образ определяет жизнь героев - вишневый сад. В пьесе показаны три поколения. Раневская, Гаев - сад в прошлом. Лопахин - нынешний сад. Петя Трофимов и Аня - сад в будущем. Первое действие пьесы открывается разговором Лопахина и Дуняши о долгожданном приезде хозяйки имения Раневской. Волнение, споры, ожидания прерываются приездом Любови Андреевны, Ани и Гаева. Помещики произносят высокопарные фразы, обращенные к детской комнате, к старинному шкафу, саду. Имение вскоре должно пойти с молотка. Нерадивость и беззаботность хозяев довели дело до полного разорения. Любовь Андреевну ужасает сама мысль о потере имения с вишневым садом. С садом связаны воспоминания целой жизни. «Ведь я родилась здесь, - говорит она, - здесь жили мои отец и мать, мой дед, я люблю этот дом. Без вишневого сада я не понимаю своей жизни, и если уж так нужно продать, то продавайте и меня вместе с садом». Для Раневской поместье - ее дом, ее родина, место, где можно укрыться от мира и попасть в счастье.

Лопахин желает помочь Раневской сохранить имущество, так как одна из причин - это любовь к ней. Он предлагает реальный план спасения, но она не может предпринять ничего реального. Скорее она и ее брат Гаев будут швырять на ветер деньги, а когда придет время поплачут над прошлым величием и поедут за границу тратить оставшиеся деньги.

В доме, который будет продан, больше нет семьи, в нем на время собрались эгоистичные дети, нет и тени той жертвенности, той жертвенной любви, которая во все времена спасала и семью, и Дом, и Родину. Лопахин впоследствии становится владельцем этого имения, так как имеет тоже привязанность к этому месту. Он гордится, что купил имение, где дед и отец его были крепостными. Он радуется, что купил имение, «прекраснее которого ничего нет на свете». Порой до глубины души жаль Раневскую, которая не смогла приспособиться к этой жизни, а также Лопахина, не сумевшего обрести своего счастья. До боли жаль вишневый сад, ушедший под топор в угоду денежному интересу. Это близко и к нашему времени, когда красота, не приносящая прибыли, считается ненужной.

Художественные открытия Антона Чехова оказали огромное влияние на литературу и театр XX века. Его драматические произведения, переведенные на множество языков, стали неотъемлемой частью мирового театрального репертуара.

Заключение

Художественные образы, созданные Чеховым, с изумительной полнотой и точностью запечатлели облик России конца XIX века. Я бы не назвала А.П. Чехова писателем, который пишет о любви, потому что это далеко не главная тема в его творчестве. Его творчество более пронизано изображением общества, крестьянской жизни, изображением футлярности. В конце концов, одна из главных тем - тема «маленького человека». Но за всеми этими темами мы можем увидеть семейную жизнь героев, их любовь. Семейные отношения и их отображение в творчестве писателя - тонкая грань, которая показывает, что для любого из нас семья должна стоять на первом месте. Что именно семья- та опора, на которую всегда можно положиться, которая всегда тебя поддержит.

Конечно, Чехов вполне ясно говорит и о том, что надо любить, выходить замуж или жениться надо тоже по любви, потому что именно любовь дарует счастье, и только счастливая семья - надежная ячейка общества. Главный грех, по мнению А.П.Чехова, это прожить жизнь не любя, прожить, так и не узнав этого чувства. Его не надо бояться, его надо беречь - ведь любовь дарована нам свыше, с небес, дарована Богом. Чехов говорит о том, что истинное счастье можно обрести с любимыми, с людьми, которые дороги тебе. Достаточно вспомнить мечты простого мужика из одноименного рассказа. Вот оно счастье - истинное и простое, которое хочется любому - и богатому, и бедному.

Творчество Чехова оказало огромное влияние на развитие всей мировой прогрессивной литературы. «Звездой первой величины» называл его Бернард Шоу. К.С. Станиславский писал: «Чехов - неисчерпаем, потому что, несмотря на обыденщину, которую он будто бы всегда изображает, он говорит всегда, в своем основном, духовном лейтмотиве, не о случайном, не о частном, а о Человеческом с большой буквы». Слава писателя, отразившего русскую жизнь конца XIX - начала XX все растет. И дорог он нам своим глубоким осознанием того, что «прекрасное может и должно быть создано только трудом».

Список литературы

1. Ашурков Е.Д. Слово о докторе Чехове. - М.: Медгиз, 1960.

. Бердников Г.П. Антон Павлович Чехов. - Ростов на Дону. - 1997.

. Бялый Г.А. Чехов и русский реализм: Очерки. - Л.: Советский писатель, 1981.

. Гурвия И.А.Проза Чехова: человек и действительность. - М.: Художественная литература, 1970.

. Елизарова М.Е. Творчество Чехова и вопросы реализма конца 19 века. - М.: Гослитиздат, 1958.

. Залыгин С.П. Мой поэт. - М.: Сов.Россия, 1971.

. Катаев В.Б. Сложности простоты. Рассказы и пьесы Чехова. - М.: изд-во МГУ, 2002.

. Кузичева А.П. Ваш Чехов / под ред. Т.В.Фоминой - М.: Согласие, 2000.

. Линков В.Я. Художественный мир прозы А.П.Чехова. - М.: изд-во МГУ, 1982.

. Малатаева З.Н. Образ семьи и семейных отношений в русской литературе. - М.: Экзамен, 2005.

12. Норинов И.Т. Чехов в школьном изучении. - М.: Инфра, 2003.

13. Ольхонская Е.Н. Тема «маленького человека» в произведениях русских классиков: уч. пособие. - М.: Экзамен, 2004.

. Педчак Е.П. Литература. Русская литература XVIII - XIX вв. - Ростов на Дону: Феникс, 2004.

. Поленцова А.Ю. Анализ творчества А.П. Чехова в школьном изучении. - М.: Школа, 2002.Русакова Н.Л. Изучая творчество А.П. Чехова… - М.: Экзамен, 2006.

. Скоревина Е.Н. Русские писатели и критика их произведений. - М.: Слово, 2006.

17. Сухих И.Н. Проблема поэтики А.П.Чехова. - Л.: изд-во ЛГУ, 1987.

18. Трофимова В.С. Творчество А.П. Чехова в подробном изучении. - М.: Высшая школа, 2002.

19. Чехов и мировая литература: в 3кн. - М.: Наука, 2005.

Приложение

Рис. 1. Портрет А.П. Чехова

«Для людей, посвятивших себя изучению жизни,

я так же нужен как для астронома звезда».

А.П.Чехов

Рис. 2. Портрет А.П. Чехова

Рис. 3. А.П.Чехов с Ольгой Книппер

Похожие работы на - Семья, дом, любовь в произведениях А.П. Чехова

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!