Развитие творческих способностей у детей

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    22,59 Кб
  • Опубликовано:
    2016-01-22
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Развитие творческих способностей у детей

Оглавление

Введение

Глава 1. Теоретические аспекты применения средств мультимедиа

1.1 Анализ разработанности проблемы в истории отечественной и зарубежной педагогической мысли

.2 Современное состояние теории развития творческих способностей младшего школьника средствами мультимедиа

Глава 2. Практические аспекты развития творческих способностей младшего школьника средствами мультимедиа

.1 Практическое использование средств мультимедиа в развитии творческих способностей младшего школьника

.2 Результаты опытно-практической работы по развитию творческих способностей младшего школьника средствами мультимедиа

Заключение

Список использованной литературы

Приложения

Введение

Вопрос развития творческих способностей младших школьников средствами мультимедиа является актуальным для нынешнего образования. Современные средства массовой информации всё чаще выступают в качестве средства обучения. Одним из ярких компонентов среды, в которой растёт современный ребёнок, являются так называемые масс-медиа.

В понятие медиа в современной литературе не всегда вкладывается одинаковое содержание, но обычно оно употребляется как аналог термина СМК - средства массовой коммуникации (печать, радио, телевидение, кинематограф, средства видео- и звукозаписи и воспроизведения, компьютерные системы мультимедиа). И как бы ни был мал ребёнок, все эти средства почти ежедневно присутствуют в его жизни, оказывают большое влияние на формирование его представлений о мире, развивают его нравственно и эстетически.

Исследования многих авторов по проблеме проникновения современных медиа в образовательный процесс свидетельствуют о том, что средства массовой информации и коммуникации позволяют повысить познавательный интерес учащихся благодаря новым возможностям подготовки и презентации учебных материалов, новым формам и методам работы.

Изучением проблемы использования мультимедиа продуктов в учебном процессе занимались и занимаются многие педагоги: М.И. Дронь, Л.Н. Тихонов, А.А. Козинский, Л.Б. Семёнова, И.В. Галузо (в Белоруссии); Т.Ф. Шак, Л.М. Баженова, Я.Б. Иоскевич, Н.Ф. Хилько, А.В. Фёдоров (в России).

Наши исследования в этой области свидетельствуют о том, что изучение современных медиа детьми способно не только сформировать у них представления о функционировании и роли СМК в нашей жизни, но прежде всего даёт уникальное средство развития самого ребёнка, как художественной и творческой личности.

Развитие творческих способностей младшего школьника средствами мультимедиа - процесс, который является неотъемлемым компонентом образовательного процесса ребёнка и его поведения в целом. В последние годы с развитием информационных технологий в педагогике всё чаще ставится вопрос о роли «мультимедиа» в учебном процессе и его влияние на формирование, и развитие творческих способностей школьников.

Проблема исследования вытекает из того, что взаимоотношение младших школьников с различными медиа очень часто остаются вне поля зрения школы. Исключение составляют лишь те моменты, когда эти средства используются в учебных целях как наглядный, иллюстративный материал. При этом ускользает тот факт, что по силе своего воздействия многие медиа составляют сильную конкуренцию самой школе, являясь источником знаний, формируя взгляды и интересы учащихся.

Таким образом, актуальность исследования поставленной нами проблемы определяется необходимостью развивать творческую личность в любой сфере деятельности: научной, производственно-технической, художественной, политической и т.д. - там, где создаются условия свободного выбора целей и средств для наивысшего достижения результатов деятельности.

Тема исследования: определить цель, задачи, методы, объект и предмет исследования.

Цель исследования: определить возможности применения средств мультимедиа в развитии творческих способностей младших школьников в учебном процессе.

В соответствии с целью были определены следующие задачи исследования:

·поиск форм и методов применения мультимедиа продуктов в развитии творческих способностей;

·проанализировать современное состояние изучения и применения технологий мультимедиа в образовательной школе;

·на основе отечественного и зарубежного опыта выявить перспективные направления использования технологии мультимедиа в учебной деятельности;

·сформировать требования к отбору содержания изучения основ технологии мультимедиа по развитию творческих способностей младших школьников;

·разработать модели изучения основ технологии мультимедиа в младшей школе и экспериментально проверить их в учебном процессе.

Для решения поставленных задач использовались следующие теоретические и эмпирические методы исследования: анализ психолого-педагогической, дидактической, методической, нормативной и специальной литературы по проблеме исследования; концептуальный анализ ранее выполненных научных исследований, анализ опыта изучения и применения технологии мультимедиа в учебно-воспитательном процессе, наблюдение продуктивности, педагогический эксперимент.

Объект исследования - процесс развития творческих способностей младшего школьника через применение средств мультимедиа на уроке.

Предмет исследования - мультимедиа как средство повышения качества знаний младших школьников и развитие их творческих способностей в учебном процессе.

Гипотеза - если в работе с детьми по раскрытию творческих способностей использовать средства мультимедиа, то их формирование произойдет быстрее и эффективнее, с интересом и увлечением. Теоретическая значимость исследования заключается в определении основных направлений использования технологии мультимедиа в развитии творческих способностей младшего школьника в учебной деятельности.

Глава 1. Теоретические аспекты применения средств мультимедиа

.1 Анализ разработанности проблемы в истории отечественной и западной педагогической мысли

Длительное время в первый период развития педагогического мышления важнейшим средством передачи информации был жест и устное слово. Однако знания, передаваемые устным языком, часто искажались и со временем терялись. С появлением письменности, возможность в сохранении и передаче педагогического опыта увеличивалась.

В качестве средств хранения информации использовались камень, папирус, глиняные и деревянные дощечки, покрытые слоем воска, пергамент, затем бумага (II в. н.э.). В начале XI в. в Древнем Риме, Китае широкое распространение получил экранный способ передачи информации, где в качестве прототипа камеры-обскуры использовались оптические линзы, позволяющие получать изображение освещённого предмета на стенке тёмного ящика через маленькое отверстие. Опыты. проводимые Леонардо да Винчи в 1500 году в области оптики явились крупным шагом в разработке проблемы создания экранных устройств. В 1640 году был сконструирован волшебный фонарь монахом-иезуитом из Германии Афанасием Кирхером.

Первые десятилетия XIX века ознаменовались разработкой англичанином Чарльзом Бэббиджем теоретических основ построения аналитической машины - прообраза универсального программируемого компьютера. Его идею воплотил в реальность американец Герман Холлерит.

В XVIII-XIX вв. в России, благодаря развитию производства диапозитивов, лекции уже читались с использованием экранной проекции.

С развитием проекционной техники начинает применяться и звуковая: фонограф, изобретённый Т.Эдисоном, граммофон, созданный Э. Берлинером, а в 1907 году - оксетофон в России. Уже в начале XX в. высшие учебные заведения России стали использовать в своей работе экранные пособия. К лекциям прилагался набор картин для проектора. Демонстрация световых картин осуществлялась посредством волшебного фонаря. В это же время получили распространение алоскопы и фильмоскопы, где в качестве носителей информации использовались стекло и специальные плёнки.

Расширение педагогических возможностей с помощью световой проекции связано с изобретением немого кинематографа братьями Люмьер в 1895 г. Первые киноленты были длиной 15-20 м., где отображалось движение каких-либо объектов: поезда, танцовщицы, всадника. Новый способ, запечатлевающий динамику явлений и процессов с помощью кино, высоко оценил известный русский педагог В. П. Вахтёров, который писал: «…когда надо ознакомить детей с целым процессом, с изменяющимися явлениями, кинематограф является единственным ничем незаменимым пособием. Когда надо изобразить пейзаж, портрет. Какой-нибудь отдельный момент, хороша и картина, хорош и стереоскоп. Но когда надо изобразить в процессе, как растёт боб, дуб, гриб, как развивается яйцо и из яйца птица, когда надо изобразить. Как образовалась земная кора от архейской системы и до наших дней; как из туманности образовалась солнечная система, как. Наконец, шло развитие животного мира от одноклеточного организма до человека, - никакая картина, никакой стереоскоп не могут дать того, что даёт кинематограф. Жизнь - это процесс, и наука имеет целью изучить всякое явление в процессе, а не в неподвижности».

В педагогическом процессе кино рассматривается как возможное средство наглядного обучения. В начале XX в. в России начинают создавать различные общества по просвещению кинематографа и его внедрению в образовательный процесс. П. Рабинович писал: «…именно школа должна была бы использовать в своей работе с детьми кинематограф, как нагляднейшее из наглядных средств, заключающее в себе не только источник легкоусвояемого знания, но и источник действительного удовлетворения и истинного наслаждения».

В Республике Беларусь просветительный кинематограф также пользовался большим успехом у учащихся. Кинофильмы демонстрировали в школах, приютах, народных домах. Воспитатели и педагоги обратили своё внимание на образовательные и воспитательные возможности кино. На фильмах «В здоровом теле - здоровый дух», «Переворот» воспиталось не одно молодое поколение страны, а кинолента «Первые ноты»способствовало раскрытию вопросов эстетического воспитания и понимания прекрасного у детей. Создаваемые в 60-ых годах школьные кинотеатры, где демонстрировались художественные, научно-популярные, хроникально-документальные и учебные фильмы, позволяли приблизить кино к детям, улучшить учебно-воспитательную работу в школах.

В эпоху научно-технической революции появилась острая потребность в исследованиях эффективности творчества, и прежде всего научного. Этот период характеризуется не просто возросшим объёмом знаний, нужных человеку для функционирования в обществе, но и тем, что знания быстро устаревают, творческие начала стали насущной необходимостью в любой человеческой деятельности.

Поэтому перед обществом появилась потребность внедрения новых средств передачи информации. Одним из таких средств является мультимедиа. Это слово прочно вошло в наш лексикон, и без него уже трудно представить современный компьютерный мир.

Мультимедиа (англ. multimedia от лат. multum - много; media, medium - средоточие, средство) - это комплекс аппаратных и программных средств, позволяющих пользователю работать в диалоговом режиме с разнообразными данными (графикой, текстом, звуком, видео), организованными в виде единой информационной среды. Это слово объединяет четыре типа разнородных данных (графику, текст, звук и видео) в единое целое. Эти четыре элемента - четыре информационные стихии. В мифологии и философии многих народов принято считать, что все явления мира возникают из сочетания четырёх стихий: Земля, Вода, Огонь, Воздух. Поэтому в мире информации четырьмя элементами являются:

Земля - текст;

Вода - изображение, анимационные фильмы;

Огонь - движущееся изображение (видеофрагмент, оцифрованные кинофильмы, телевидение);

Воздух - звук, речь, музыка.

Мультимедиа - это то, что позволяет объединить вместе все четыре элемента и придать им новое качество. Мультимедиа имеет три значения:

·как идея, новый подход к хранению информации различного типа в единой цифровой форме;

·как оборудование для обработки и хранения информации, без него мультимедиа идею реализовать невозможно;

·это программное обеспечение, позволяющее объединить четыре элемента информации в законченное мультимедиа-приложение.

Таким образом, появление мультимедиа изменило способ, в соответствии с которым люди общаются, информируют друг друга, исследуют, обучаются.

В истории развития системы образования появилось новое направление как медиаобразование, под которым понимается направление в педагогике, выступающее за изучение закономерностей массовой коммуникации (прессы, ТВ, радио, кино, видео). Принято выделять два направления медиаобразования: социокультурное (реализуется в учебных курсах) и интегрированное, являющееся частью учебного предмета.

Социокультурное медиаобразование, корни которого уходят в 20-е годы XX в. приобщает современного человека к мировой культуре через печать, телевидение, радио, кино.

Первые интегрированные курсы по медиаобразованию, по данным Е.А. Бондаренко и А.А. Журина, появились в 60-е годы XX в., когда были предприняты попытки по интеграции медиаобразования с учебными предметами.

Понятие «медиаобразование» впервые было раскрыто в материалах Юнеско в 70-е годы. «Под медиаобразованием следует понимать обучение теории и практическим умениям для овладения современными средствами массовой коммуникации, рассматриваемыми как часть специфической и автономной области знаний в педагогической теории и практике; его следует отличать от использования СМК как вспомогательных средств в преподавании других областей знаний, таких, как например, математика, физика, география»

Совершим небольшой экскурс в историю, это поможет нам лучше понять, что такое медиаобразование.

Концепция медиаобразования возникла в США и получила название «визуальная грамотность». В качестве синонима использовался термин «медиаграмотность». Авторы этой концепции выделяют следующие исторические этапы развития медиакультуры в США:

vПервый этап (60-70-е гг.XX в.) - начальный этап развития медиаобразования, оно существовало в виде отдельных направлений, основывалось и группировалось вокруг кинообразования. Именно в этот период наступает расцвет телевидения, рост числа телеканалов, увеличивается значение рекламы.

vНа втором этапе (80-е гг. XX в.) формируются основные базовые модели медиаобразования, предпринимаются попытки ввести медиаобразование в школьную программу в качестве предмета по выбору, интегрировать его в учебный план американской школы как самостоятельную дисциплину или как раздел в курсе гуманитарных наук. В университетах курсы по медиа становятся обычным явлением. Появляются медиапедагоги.

vТретий этап (90-е гг. XX в. - начало XXI в.). Растёт статус медиаобразования в американском обществе, оно включается в образовательные стандарты ряда штатов и расширяет своё влияние за счёт мультимедийных компьютерных сетей и интернета.

Американские педагоги исходили из того, что в современном мире человек находится под воздействием большого числа символов: человеческой речи, звуков и образов окружающего мира. Школа должна взять на себя задачу обучения детей невербальным способом коммуникации, и в первую очередь, их визуальным формам. Отсюда повышенный интерес к фотографии, комиксам, рекламе, а на более высокой стадии развития «визуальной грамотности» индивида к кино, телевидению, видео. Большое внимание уделялось пластическим формам коммуникации.

Во Франции медиаобразование рассматривается как компонент социокультурного образования. Такой подход предусматривает предоставление учащимся большей инициативы и даже возложение на них доли ответственности в организации учебного процесса. В 60-70-е годы получили развитие образовательные проекты двух направлений. Одно из них - обучение с использованием кино как одного из важных компонентов культуры. Второе - обучение с использованием телевидения.

Большое место занимает медиаобразование в Австралии, где для учителей разработаны специальные программы по медиаобразованию, проводятся конференции, выходят специализированные журналы. Проблемам медиаобразования посвящены специальные темы в школьных программах.

В школах ФРГ медиаобразование изучается не в качестве отдельного учебного предмета, а является составной частью дисциплин гуманитарного цикла. В каждой федеральной земле ФРГ функционирует центр, оказывающий помощь учителям в медиаобразовании. В стране действует Национальный институт научного и учебного кино, который выпускает комплекс средств медиаобразования (видеопособия, видеокассеты и дидактические материалы к ним).

В Нидерландах медиаобразование трактуется как аудиовизуальное образование. В одних школах изучается в виде отдельного курса, в других - в качестве отдельных тем в рамках традиционных учебных предметов.

В Норвегии уделяется большое внимание медиаобразованию школьников, которое реализуется в трёх формах: как самостоятельный учебный предмет, как факультативный курс, как тема в рамках изучения гуманитарного предмета. С 1987 г. Медиаобразование становится обязательным для каждой школы. Предпочтение отдаётся интеграции медиаобразования в традиционные учебные курсы.

В Дании с 1961 г. Появился отдельный курс изучения кинематографии и телевидения. Он предлагается в качестве факультатива для учащихся старших классов. В настоящее время проблемы медиаобразования рассматриваются на уроках истории, социальных наук, уроках датского языка.


.2 Современное состояние теории развития творческих способностей младшего школьника средствами мультимедиа

Бурное развитие новых информационных технологий и внедрение их в образовательный процесс наложили определенный отпечаток на развитие личности современного ребенка. Мощный поток новой информации, рекламы, применение компьютерных технологий в телевидении, распространение игровых приставок, электронных игрушек и компьютеров оказывают большое влияние на воспитание ребенка и его восприятие окружающего мира. Существенно изменяется и характер его любимой практической деятельности - игры, изменяются и его любимые герои и увлечения.

Начиная учиться в школе, он может почувствовать определенный дискомфорт. Не во всех школах сегодня еще есть оснащенные технологические классы, устаревшие учебные программы и методические приемы приводят к существенному снижению мотивации учения школьников, заставляя вдумчивых педагогов искать более современные средства и методы обучения.

Младшие школьники, в силу своих возрастных особенностей, большее предпочтение отдают тем медиа, произведения которых носят наглядно-образный характер: кино, телевидению, фотографии, видеозаписи. Поэтому предметом рассмотрения на занятиях с учащимися этого возраста являются фильмы, телевизионные передачи, видеозарисовки, реклама, видеоклипы, фотографии и т.д. На занятиях дети смотрят их в видеозаписи, обсуждают, высказывают своё мнение, выполняют творческие задания.

Одним из средств медиа, обладающих уникальными возможностями и широко распространенных в школах является компьютер. Сочетая в себе возможности телевизора, видеомагнитофона, книги, калькулятора, являясь универсальной игрушкой, способной имитировать другие игрушки и самые различные игры, современный компьютер вместе с тем является для ребенка тем равноправным партнером, способным очень тонко реагировать на его действия и запросы, которого ему так порой не хватает. Терпеливый товарищ и мудрый наставник, творец, сказочник миров и персонажей, вершина интеллектуальных достижений человечества, компьютер играет все большую роль в досуговой деятельности современных детей и в формировании их психофизических качеств и развитии личности. Использование компьютеров в учебной и внеурочной деятельности школы выглядит очень естественным с точки зрения ребенка и является одним из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации его учения, развития творческих способностей и создания благополучного эмоционального фона.

Компьютер естественно вписывается в жизнь школы и является еще одним эффективным техническим средством, при помощи которого можно значительно разнообразить процесс обучения. Каждое занятие вызывает у детей эмоциональный подъем, даже отстающие ученики охотно работают с компьютером, а неудачный ход игры вследствие пробелов в знаниях побуждает часть из них обращаться за помощью к учителю или самостоятельно добиваться знаний в игре. С другой стороны, этот метод обучения очень привлекателен и для учителей: помогает им лучше оценить способности и знания ребенка, понять его, побуждает искать новые, нетрадиционные формы и методы обучения. Это большая область для проявления творческих способностей для многих: учителей, методистов, психологов, всех, кто хочет и умеет работать, может понять сегодняшних детей, их запросы и интересы, кто их любит и отдает им себя.

Все большее число родителей, учителей и учащихся приходят к убеждению, что в результате полученных знаний о СМК и приобретенных навыков работы на них, дети будут лучше подготовлены к жизни и материальному благополучию в меняющемся мире.

Часть людей убеждены в том, что средства мультимедиа предоставляют новые возможности для творческого развития детей и их учителей, позволяют освободиться от нудного традиционного курса обучения и разработать новые идей и средства выражения, дают возможность решать более интересные и сложные проблемы.

Однако, некоторые педагоги сомневаются в эффективности использования СМК в младших классах. Они считают, что это является средством отвлечения внимания детей в классе.

Еще более серьезным возражением является то обстоятельство, что дети будут гораздо меньше общаться друг с другом, поскольку значительную часть времени они будут проводить за компьютером.

Философия, состоит в том, что у школы нет иного выбора, кроме как адаптация ее к информационному веку. Ознакомление с вычислительной техникой является только частью такой адаптации. Основная же цель адаптации в том, что детей необходимо научить обрабатывать информацию, решать задачи, общаться с людьми и понимать суть изменений, необходимых в обществе.

Педагог И.П. Волков в своей книге «Учим творчеству», рассуждает так: «В мире есть дети, одаренные в какой-либо преимущественно одной области: музыке, изобразительном искусстве и др. Но это чрезвычайно редкий дар природы, а в общей массе они имеют обыкновенные задатки, т.е. потенциальные способности. Если создать им благоприятные условия, то они могут быть развиты даже до высокого уровня. Но дело в том, что эти таланты проявляются, так сказать, не в один момент, а одни раньше, другие позже.

Значит, поиск и последующее развитие творческих способностей ребят надо вести не один год. Ученику следует дать возможность практически активно проявить себя в самых разных видах деятельности и творчества. Творчеству надо обучать!»

Таким образом, внедрение средств мультимедиа в образовательный процесс учащихся младших классов способствует художественному развитию детей, совершенствованию их эмоциональной сферы. В процессе этой работы происходит развитие различных форм мышления (образного, ассоциативного, творческого, логического), коммуникативных качеств, способности вести беседу на темы искусства со сверстниками и взрослыми, навыков устной речи, творческих способностей в области различных видов медиа. Всё это отвечает требованиям современного образования с использованием новых технологий.

Глава 2. Практические аспекты развития творческих способностей младшего школьника средствами мультимедиа

.1 Практическое использование средств мультимедиа в развитии творческих способностей младшего школьника

Практическое использование средств мультимедиа в развитии творческих способностей детей младшего школьного возраста проводилось на базе 3-х классов одной из школ города Минска. Цель эксперимента - выявить влияние средств мультимедиа на развитие творческих способностей младших школьников.

Методы проведения:

.Показ презентации (восприятие медиатекста).

.Беседа с детьми (анализ, обмен мнениями, обсуждение).

.Экспериментальные задания (вербальная или невербальная оценка, выражение своего отношения).

.Творческая деятельность (собственное творчество).

.Описание и анализ результатов.

Задания:

.Просмотреть презентацию: П.И. Чайковский «Осенняя песнь» («Октябрь») из цикла фортепианных пьес «Времена года» (см. в приложении 1).

.Обсуждение презентации, обмен мнениями (настроение в музыке; выразительность музыки; взаимосвязь искусств: живопись, поэзия и музыка; какие картины возникают в собственном воображении).

3.Читаем стихотворения про осень под музыку П.И. Чайковского «Осенняя песнь» («Осенняя поэзия» - см. приложение 2).

4.Отгадываем загадки про осень (см. приложение 3)

.Собственное творчество (нарисовать картину, которая ассоциируется с музыкой.

Для просмотра ученикам была предложена презентация на музыку П.И. Чайковского «Осенняя песнь» из цикла фортепианных пьес «Времена года». Презентация выполнена нами с помощью программы Windows Movie Maker и носит наглядно-образный характер. В ней использованы три основных информационных элемента мультимедиа: видео (картинки и фотографии), текст (поэзия) и звук (пьеса «Осенняя песнь»). Художественный и поэтический материал подобран по настроению и характеру музыки. В этот видеофильм в качестве художественного материала включены фотографии осеннего пейзажа города Минска, сделанные осенью 2009 года. Для того, чтобы создать у зрителя впечатление «живой картинки», передать движение музыки в презентации были использованы различные видеоэффекты и видео переходы.

Обладая наглядностью и эмоциональной привлекательностью, видеофильм вызывает интерес у детей, приковывает их внимание. Презентация даёт возможность продемонстрировать детям, как выглядит природа в эту пору года, какая палитра цвета преобладает в осеннем пейзаже, какое настроение присуще осени.

При этом мы актуализировали жизненный опыт переживаний учащихся, вспоминали события, которые вызвали у них восхищение, радость, огорчение, разочарование и т.д. После просмотра и обсуждения детям было предложено выразить своё отношение к увиденному, отразить и упорядочить полученные знания и впечатления с помощью рисунков.

.2 Результаты опытно-практической работы по развитию творческих способностей младшего школьника средствами мультимедиа

В результате опытно-практической работы было выявлено:

Что презентация - одно из интересных и увлекательных средств мультимедиа на уроке. В процессе её просмотра у детей активизировались многие навыки и умения, полученные ими на занятиях другими видами искусства, развилась эмоциональная отзывчивость, внимание, умение анализировать, правильно выражать свои эмоции через слово. Все дети работали очень увлеченно, дисциплина на уроке была отличная, дети были очень внимательны. После просмотра презентации дети активно обменивались полученными впечатлениями, проявляли интерес к созданию видеофильма. Особый интерес у детей вызвало движение картин и фотографий под музыку, одновременное взаимодействие трёх видов искусств: музыки, видео и поэзии. Дети были очень активными после просмотра презентации. Это проявлялось в процессе выполнения различных видов заданий, предложенных учителем на уроке: чтение стихов под музыку, разгадывание загадок, собственное творчество (рисунок). Дети непосредственно участвовали в творческом процессе, создавая и открывая что-то новое и интересное для себя.

С большим желанием дети работали над созданием своих иллюстраций. Каждый по-своему видел и представлял картину осени. Рисунки ребят были разнообразными: букет из осенних листьев, опадающая листва с деревьев, осенний закат солнца, две одинокие берёзки, тоскующие по уходящему лету, опустелые деревушки в тени разноцветных осенних деревьев. Каждый рисунок выражал те эмоции и настроения детей, которые появились у них под впечатлением просмотра видеофильма. Из этих работ можно сделать вывод, как презентация помогает развивать фантазию, творческое мышление и воображение у детей. Просмотр видеофильма дал возможность ребёнку познать и сформировать некоторые представления о природе осени, получить эмоциональное удовлетворение от увиденного. Поэтому презентацию можно считать важнейшей предпосылкой развития способности к творчеству, т.к. воспринимая информацию зрительно, у ребёнка начинает работать воображение, которое влечёт за собой эффективное усвоение учащимися нового учебного материала и является условием творческого преобразования имеющихся у детей знаний.

Таким образом, можно смело утверждать, что сегодня медиаобразование учащихся позволяет не только использовать новые технологии в учебном процессе, но и систематизировать, синтезировать знания и умения в области различных искусств, сформировать медиакультуру младших школьников, как одну из сторон художественного, эмоционально-интеллектуального и творческого развития.

Заключение

Проблема творчества вызывала огромный интерес людей во все времена. Отношение к творчеству, творцу в общественном сознании менялась в соответствии с эпохами развития человечества. Творец - созерцатель (в античном мире). Творец - художник (эпоха Возрождения), творец - мыслитель (XVII - XVIII вв.), человек учёный, конструктор (XIX - нач. XX вв.). Наконец, сегодня мы стоим на пороге осознания творца как человека в его индивидуальной неповторимости и разнообразной деятельности.

Продукт творчества может иметь как объективную (для всех), так и субъективную (для себя) значимость. Открытия, которые человек делает для себя, например, ученик в процессе познания, в той же мере творческий акт, как и научное открытие, и создание шедевра художественного творчества. Творческие способности связаны с мотивационной (интересы, склонности), умственной (мышление, воображение), эмоциональной сферами личности.

Как утверждает Л.Н. Столович: «У человека не всегда имеются объективные и субъективные возможности для создания творчески нового в том или другом виде деятельности. Но, поскольку он личность, у него не может не быть готовности к творческим свершениям где бы то ни было» [6].

Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. Человеку следует быстро адаптироваться к новым условиям, т.к. с внедрением новых информационных технологий все большая часть исполнительской деятельности перекладывается на машины, а доля умственного труда почти во всех профессиях постоянно растёт. Поэтому развитие творческих способностей человека следует признать самой существенной частью его интеллекта, т.к. благодаря им создаётся продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью. Открывая новые возможности, предлагая новые задачи, определяя новые закономерности построения художественного образа, новые информационные технологии дают возможность человеку творить, создавать что-то новое. Ведь творчеством является труд, требующий полной отдачи в деятельности. А креативность в человеке определяется, как это выяснили учёные, не по процессу и механизмам, а по результатам - продукту, заключающему в себе нечто новое, никогда ранее не бывшее. В человеке это определяется творческим подходом, ориентацией на творчество, стремление к нему. Творчеству присущ определённый уровень конструктивного развития, воплощения человека, наличие ресурсов продвижения в сферу инноваций.

Человек творческий - это в высшей степени самоорганизованная система, механизмом которой является процесс нарастания творческих качеств личности, расширения её креативной сферы за счёт разностороннего внутреннего и внешнего самоосуществления, которое являет собой результат расширенного самовыражения.

В опытно-практической работе нами был создан фильм, который применялся в качестве учебного пособия, в ходе которого были сформированы творческие способности младших школьников.

В ходе исследования мы определили, что гипотеза - если в работе с детьми по раскрытию творческих способностей использовать средства мультимедиа, то формирование способностей произойдет быстрее и эффективнее, с интересом и увлечением - подтверждается. У детей младшего школьного возраста преобладает наглядно-образное мышление, поэтому дети восприимчивы к творчеству через визуальные образы, с помощью средств мультимедиа.

Таким образом, главная цель для современного педагога состоит в том, чтобы процесс обучения младших школьников решал ряд задач, направленных на развитие творческих способностей ребёнка, на формирование культурной личности на раннем этапе, приспособленную к условиям современного информационного мира.

Цель и задачи, поставленные в ходе практического исследования, выполнены. У детей после проведенного эксперимента проявились творческие способности, которые приобрели индивидуальный характер, появилось желание освоить различные СМК, им захотелось творить и создавать новое с помощью мультимедиа. Таким образом мы доказали, что средства мультимедиа благотворно влияют на детей, позволяют им развиваться в творчестве, раскрывать свои способности.

мультимедиа школьник педагогический обучение

Список использованных источников

1.Баженова, Л.М. Медиаобразование как средство художественного развития младших школьников / Л.М. Баженова // Начальная школа. - 2012. - №5. - С. 50-54.

2.Баринова, М.Н. О развитии творческих способностей / М.Н. Баринова. - Л.,1961.

3.Волков, И.П. Учим творчеству / И.П.Волков. - М.: Педагогика, 1988.

.Галузо, И.В. Мультимедийные технологии в учебном процессе (курс лекции) / И.В. Галузо. - Витебск, 2003.

.Зазнобина, Л. Медиаобразование на фоне натуральных зарисовок / Л. Зазнобина // Лицейское и гимназическое образование. 1999. - №5. - С.58-64.

.Иванов, Ю.А. Воспитание творческой личности: дидактический аспект

/ Ю.А. Иванов. - Брестский государственный университет им. А.С. Пушкина, 2010.

.Капранова, В.А. Сравнительная педагогика. Школа и образование за рубежом / В.А. Капранова. - Мн.: ООО «Новое знание» - 2004. - С. 35-37.

.Козинский, А.А. Использование мультимедиа продуктов в учебном процессе / А.А. Козинский // Iнфарматызацыя адукацыi. - 1998. - №3. - С. 56-68.

.Кречман, Д., Пушков, А. Мультимедиа своими руками / Д. Кречман, А. Пушков.- С-П., 2009.

.Кукушин, В.С., Болдарева-Варакина, А.В. Педагогика начального образования / В.С. Кукушин, А.В. Болдарева-Варакина. - Москва - Ростов-на-Дону, 2005.

. Семёнова, Л.Б. Медиаобразование: новая тенденция обучения / Л.Б. Семёнова // Новые технологии в современном процессе обучения. - 2012. - С. 390-392.

.Сидорчик, О.М. Развитие творческого воображения младших школьников в учебном процессе / О.М. Сидорчик // Эврика. - 2009. - С. 22-25.

.Тихонов, Л.Н., Дронь, М.И. Информационные средства передачи человеческого опыта на различных этапах развития педагогической мысли / Л.Н. Тихонов, М.И. Дронь. - Минск, 1994.

.Хилько, Н.Ф. Экранная культура: медиасистемы и технологии / Н.Ф. Хилько. - Омск, 2003.

.Шак, Т.Ф. Медиатекст и современный урок музыки / Т.Ф. Шак // Инновационные образовательные технологии. - 2009. - №3. - С. 49-53.

Приложение 1

Приглушенно, в грамзаписи звучит «Осенняя песня» П.И. Чайковского. Учитель читает стихи. Одновременно с этим ученики могут наглядно воспринимать данный материал с помощью заранее подготовленной презентации.

Тихо, тихо сядем рядом -

Входит музыка в наш дом

В удивительном наряде,

И раздвинутся вдруг стены-

Вся земля видна вокруг:

Пляшут волны речки пенной,

Чутко дремлют лес и луг.

В даль бегут степные тропки

Тают в дымке голубой...

Это музыка торопит

И ведёт нас за собой.

Музыка, которая сейчас звучала, и к которой мы сегодня пришли в гости, написана великим русским композитором Петром Ильичём Чайковским.

То, о чём вы сейчас узнаете, произошло очень-очень давно. В Петербурге, где долгое время жил П.И. Чайковский, издавался журнал, который назывался «Нувеллист» - от слова «новелла», что значит - небольшой рассказ. Журнал выходил каждый месяц, и в каждом его номере читателей ждал приятный сюрприз: ноты музыкальных пьес для рояля, сочиненных Петром Ильичём. Каждая имела название одного из месяцев года. 12 месяцев в году, 12 номеров журнала и 12 музыкальных пьес: январь, февраль, март... Все они потом были объединены в альбом красочных, музыкальных зарисовок, который получил название «Времена года».

А мы сегодня с вами открыли этот альбом на осенней страничке, и услышали пьесу «Октябрь», которую композитор назвал «Осенней песней».

Осень была одним из любимых времён года композитора. И это не случайно, ведь осень такая удивительная пора.

Как вы думаете, почему осень называют прекрасным временем года?

А почему осень - это печальное время года? (Ответы детей)

Да, осень это немного грустное, но и прекрасное время года.

Его красотой всегда восхищались поэты, музыканты, художники. Чтобы нарисовать картину: у художника есть краски, у поэтов - слова, у композитора - только звуки. Но ими можно прекрасно рисовать, так же, как это делает Пётр Ильич Чайковский.

Дети слушают «Осеннюю песню» П.И. Чайковского.

А какое настроение передаёт нам композитор в своей музыке?

Какой характер у этого произведения? Что вы представляете слушая эту музыку? (Ответы детей)

Октябрь - это уже настоящая осень. Не ранняя, пышно убранная и нарядная, а другая - не видная собой, в лоскутьях опадающей листвы, грустная с тихим плачем осеннего дождя, та, которую мы зовём поздней осенью. Но и поздняя осень по-своему хороша. Как-то особенно чувствуешь в этих опустевших полях, среди этого обнажённого леса свободу. Ни что не мешает взгляду - нарядные завесы спали, и нам открыты огромные дали. Природа здесь сосредоточена сама на себе. Кажется, что она глубоко задумалась. В такие дни и к нам приходят грустные воспоминания, длинные, как осенние тени.

Суровой осени печален поздний вид,

Уныло спят безмолвные растенья,

Над крышами пустынного селенья

Заря небес болезненно горит.

Закрылись двери маленьких избушек,

Сад опустел, безжизненны поля,

Вокруг деревьев мёрзлая земля

Покрыта ворохом блестящих завитушек,

И небо хмурится, и мчится ветер к нам,

Рубаху дерева сгибая пополам.

Н. Заболоцкий

А вот, теперь, посмотрите, какую осень увидел и нарисовал замечательный художник Исаак Ильич Левитан. В своей картине «Октябрь» он передал поэзию увядания осенней природы на пороге скорой зимы.

К какому жанру относится эта картина? Какой колорит картины? (Холодный или тёплый) Почему?

В этой картине Левитан с проникновенным мастерством воплотил печальную и светлую «прощальную красу» русской осени. Небо заволокло сплошной облачной пеленой, ветер треплет верхушки берёз. Они сбрасывают свой убор на пожелтевшую траву. Птицы уже улетели на юг, и тишина опустилась на лес.

Давайте ещё раз послушаем эту задумчивую тишину осени, её печальную песню. И представим себе этот неповторимый образ увядания русской природы.

Снова звучит «Осенняя песня» («Октябрь») П.И. Чайковского.

Приложение 2

А.С. Пушкин

Унылая пора!

Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса -

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса,

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдаленные седой зимы угрозы.

Иван Бунин

ЛИСТОПАД

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Березы желтою резьбой

Блестят в лазури голубой,

Как вышки, елочки темнеют,

А между кленами синеют

То там, то здесь в листве сквозной

Просветы в небо, что оконца.

Лес пахнет дубом и сосной,

За лето высох он от солнца,

И Осень тихою вдовой

Вступает в пестрый терем свой...

Ф. Тютчев

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора -

Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера...

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,

Но далеко еще до первых зимних бурь

На отдыхающее поле...

Приложение 3

Загадки про осень

Пусты поля,

Мокнет земля,

Дождь поливает.

Когда это бывает?

(осенью)

Несу я урожаи,

Поля вновь засеваю,

Птиц к югу отправляю,

Деревья раздеваю,

Но не касаюсь сосен и елочек.

Я -...

(осень)

Дни стали короче,

Длинней стали ночи,

Кто скажет, кто знает,

Когда это бывает?

(осенью)

Опустел колхозный сад,

Паутинки вдаль летят,

И на южный край земли

Потянулись журавли.

Распахнулись двери школ.

Что за месяц к нам пришел?

(сентябрь)

Все мрачней лицо природы:

Почернели огороды,

Оголяются леса,

Молкнут птичьи голоса,

Мишка в спячку завалился.

Что за месяц к нам явился?

(октябрь)

Рыжий Егорка

Упал на озерко,

Сам не утонул

И воды не всколыхнул.

(осенний лист)

Кто всю ночь по крыше бьёт

Да постукивает,

И бормочет, и поёт, убаюкивает?

(дождь)

Он идет, а мы бежим,

Он догонит все равно!

В дом укрыться мы спешим,

Будет к нам стучать в окно.

И по крыше тук да тук!

Нет, не впустим, милый друг!

(дождь)

Без пути и без дороги

Ходит самый длинноногий,

В тучах прячется,

Во мгле,

Только ноги на земле.

(дождь)

Тучи нагоняет,

Воет, задувает.

По свету рыщет,

Поет да свищет.

(ветер)

Летит, а не птица,

Воет, а не зверь.

(ветер)

Не колючий, светло-синий

По кустам развешан...

(иней)

Не снег, не лед,

А серебром деревья уберет.

(иней)

Похожие работы на - Развитие творческих способностей у детей

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!