Маркетинговое исследование сети кофеен 'Starbucks'

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Маркетинг
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    205,29 Кб
  • Опубликовано:
    2015-09-10
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Маркетинговое исследование сети кофеен 'Starbucks'















Маркетинговое исследование сети кофеен "Starbucks"

План

Введение

. Характеристика сети кофеен "Starbucks"

. Анализ продуктов и услуг сети кофеен "Starbucks"

. Сегментирование рынка

. Профиль потребителя в сегменте рынка

. Анализ конкурентов

. Мероприятия по совершенствованию и продвижению товаров и услуг

Заключение

Список использованной литературы и источников

Приложение. Анкета потребительских предпочтений

Введение

- американская компания по продаже кофе и одноимённая сеть кофеен. Управляющая компания является Starbucks Corporation. Starbucks является самой крупной кофейной компанией в мире, с сетью кофеен более 20 тысяч в более чем 60 странах. Starbucks продает эспрессо, другие горячие и холодные напитки на его основе, горячие и холодные сэндвичи, пирожные, закуски и такие предметы, как кружки и стаканы. Штаб-квартира компании находится в Сиэтле, штат Вашингтон.

Целью данной работы является анализ опыта крупной международной компании Starbucks по освоению зарубежных рынков и завоеванию на них лидерских позиций благодаря, кажущейся на первый взгляд простой, но в то же время инновационной и высокоэффективной маркетинговой стратегии.

Перед данной работой ставиться несколько задач:

.         Определить теоретическую базу, которая будет использована в качестве основы для анализа действий Starbucks на зарубежном рынке.

.         Исторический анализ менеджмента компанией охватывающий период от ее становления до текущего времени в разрезе ее действий на рынке России.

.         Выявления стратегических особенностей и конкурентных преимуществ компании, которые позволили стать ей мировым лидером на рынке кофеен.

.         Сравнение мер маркетингового комплекса в различных странах и на его основе прийти к выводу, какую международную стратегию выбрала компания Starbucks - адаптации или стандартизации.

.         Сделать выводы об эффективности предпринятых мер на основе ее финансовых показателей.

1. Характеристика сети кофеен "Starbucks"

Первоначально компания была образована в 1971 году учителем английского языка Джерри Болдуином, учителем истории Зевом Сиглом и писателем Гордоном Боукером, которые сложились по 1350 долларов, заняли ещё 5000 и открыли магазин по продаже кофе в зёрнах в Сиэтле. При выборе названия для магазина партнеры сошлись на имени героя из романа Германа Мелвилла "Моби Дик" - первого помощника Ахава, Старбека.

В 1987 году магазины Starbucks были проданы за 4 миллиона долларов Говарду Шульцу <#"889590.files/image001.jpg">

Каналы сбыта

. Анализ продуктов и услуг сети кофеен "Starbucks"

Что касается ценового диапазона продуктов Starbucks, то он является отражением экономического бума, движимого нефтью. Классическое кофе размера толл стоит 75 рублей, или около $2,92. Самый дорогой напиток в меню было мокко размера венти - 230 рублей, или около $8,96, тогда как в Нью-Йорке он стоит $4,71. Соответственно цены выше американских примерно на 40%-50%, хотя для российских заведений это вполне обычные и приемлемые цифры (например, 220 рублей за 473 мл каппучино).

Если сравнить с конкурентам, то у имиджевых кофейнях средней стоимость чашки кофе составляет более 270 руб. ("Кофемания <#"889590.files/image002.jpg">

Рисунок 5. Сравнение цен на кофейные напитки в Москве.

При развитии своего бизнеса Starbucks старалась следовать своей миссии и продолжать вкладывать душу в каждую проданную чашку кофе, как на российском рынке, так и на всех других рынках, где существует компания.

. Сегментирование рынка

Рынок кофеен в Российской Федерации имеет широкое географическое расположение, но большинство кофеен находятся в Москве и Санкт-Петербурге.

На данный момент в России насчитывается более 3 тыс. кофеен.

При этом более половины кофеен относятся к сетевым. По данным компании inFOLIO Research Group из действующих в РФ кофеен около 510 находятся в Москве, около 390 - в Санкт-Петербурге.

На остальные города-миллионники приходится лишь чуть более 400 кофеен. При этом в городах с населением менее 150 тыс. человек специалисты компании зафиксировали лишь 77 заведений, позиционирующих себя как кофейни. Остальные кофейни приходятся на города с населением от 150 тыс. человек до 1 млн. человек. На долю таких городов приходится около 2 тыс. кофеен.

Всех представителей кофейного рынка можно разделить на две категории: на дорогие заведения, где средний чек составляет от 1000 до 2000 рублей ("Кофемания", "Александрия", "Москва-Берлин"), и заведения, рассчитанные на посетителя со средним уровнем дохода, где сумма среднего чека составляет 500 - 1000 рублей ("Starbucks","Шоколадница", "Кофе Хауз", "Кофе-Тун",). Самой широкой сетью кофеен в России является "Шоколадница", которая занимает 19,1% всего рынка кофеен. Следом за Шоколадницей следует сеть кофеен "Кофе хауз", которая занимает около 17% рынка кофеен. "Шоколадница и "Кофе Хауз" - два крупнейших игрока на рынке, доля которых в сумме составляет около 30%. "Starbucks" занимает 5,4% российского рынка, а "Кофеин" 3,1%.

Касательно потенциальных клиентов кофеен стоит отметить, что в целом кофейни теряют популярность: как посчитали в Synovate Comcon, в 2013 году их посещало 18 процентов населения (около 25 миллионов человек в год), а уже в 2014 году посещаемость упала до 13 процентов (около 18 миллионов человек в год). В 2014 году кофейни уступают заведениям, предлагающим фастфуд (19,7 процента), суши (16,4 процента) и пиццу (15 процентов). Следовательно, можно ожидать, что по итогам 2015 года, количество клиентов кофеен снизится из-за нестабильной экономической ситуации в стране.

Данные по общему объёму продаж представлены на рисунке 2. Из данной диаграммы видно, что объём продаж в 2012 году составил 6593,7 млн. руб. В 2013 году объём продаж увеличился на 6% и составил 6989,4 млн. руб. Затем, произошёл резкий спад на 15% в 2014 году, и объём продаж составил 5940,9 млн. руб. Резкий спад в 2014 году пришёлся на второе полугодие.

Данный спад вызван сокращением клиентов, повышением валютного курса и нестабильной экономической ситуацией в России.

. Профиль потребителя в сегменте рынка

Посещение кофеен является одним из лидеров среди активностей россиян "вне дома". При этом походы в кофейни входят в тройку мест, посещаемых всеми возрастными категориями (от 16-19 лет до 65+). Лишь среди подростков посещение кофеен уступает по популярности посещению кино и визитам в фаст-фуд. В кофейни приходят, чтобы выпить чашечку кофе, плотно поесть, пообщаться с друзьями или просто отдохнуть. В последнее время в подобных заведениях часто устраивают деловые бизнес встречи.

В среднем россияне посещают кофейни около 2,4 раза в месяц. Пик популярности такого времяпрепровождения - 2,92 раза в месяц - приходится на возрастную группу 20-24 года. Самая старшая возрастная группа - 65+ - ходит в кофейни 1,09 раза в месяц.

Потребительские предпочтения

Ради любимого кофе европейцы готовы идти на жертвы: 7 из 10 респондентов, а в ряде стран 9 из 10, скорее откажутся от других удовольствий, чем от походов в кофейни. Попав в сложную материальную ситуацию, 86% европейцев не готовы вычеркнуть из бюджета расходы на кофейни. Вместо этого:

●       76% сократят свои расходы на музыку;

●             65% станут реже ходить в кондитерские;

●             62% сделают свой шопинг более скромным;

●             60% будут покупать меньше газет и журналов и прохладительных напитков.

Если не брать в расчет материальные жертвы, многим европейцам было бы довольно сложно пожертвовать временем, проведенным в интернете, а также общением в соцсетях, хотя отказаться от кофе респондентам было бы еще труднее. Так, согласно исследованию, наиболее сильна привязанность к интернету у российских женщин и британских мужчин - но даже им легче отказаться от соцсетей, чем от кофе.

В основе большинства напитков Starbucks лежит эспрессо, и он пользуется популярностью не только как ингредиент латте, капучино или маккиато:

●             70% пьют классический эспрессо хотя бы иногда;

●             40% выпивают как минимум одну чашку в неделю;

●             18% выпивают как минимум одну чашку каждый день.

Что касается общего рейтинга напитков на основе эспрессо, то здесь безусловным лидером стал капучино. При ответе на вопрос о любимом напитке места распределились следующим образом:

●             65% респондентов отдают свой голос капучино;

●             53% предпочитают свежесваренный кофе;

●             49% любят классический эспрессо;

●             41% являются приверженцами латте;

●             24% выбирают маккиато.

Своей победой капучино прежде всего обязан жителям России, Голландии и Великобритании, где его почитателем является каждый третий респондент. Хотя бы раз в неделю капучино пьют 40% жителей Европы, а каждый четвертый европеец назвал его любимым кофе.

5. Анализ конкурентов


Основными конкурентами компании являются "Шоколадница", "Кофе Хауз" и Costa Coffee. McDonald's с его McCafe является дешевым заменителем, но довольно серьезным конкурентом для всех кофеин. Российские сети имеют конкурентное преимущество, так как знают предпочтения российских потребителей - блины с вареньем или медом на завтрак, мороженое с кофе летом и традиционный сорт чая с пирожными. Чтобы понравиться россиянам, Starbucks адаптировала свою линейку продуктов - в нее добавлены, например, пироги "Медовик" и "Яблочный", круассаны с сёмгой, сэндвич с сыром и грибами.

Сеть использует также больше корицы и других популярных вкусоароматических добавок (именно в России можно попробовать мятную мокку или имбирно-пряничный латте).

Даже название кофеен на вывеске стало русским - "Старбакс Кофе". Хотя традиционно в России популярностью пользуется чай или в недавнем прошлом - растворимый кофе, Starbucks рассчитывает, что его напитки придутся по вкусу россиянам с их пристрастием к западным брендам. Они утверждают, что клиентов привлечет сама возможность провести время в кофейне Starbucks, вне зависимости от того, понравится ли им вкус кофе или нет. Так что в целом меню повторяет ассортимент других кофеен сети во всех частях мира.

кофейня starbucks товар потребитель

6. Мероприятия по совершенствованию и продвижению товаров и услуг

Маркетологи и бренд-менеджеры компании знают свое дело и придумывают множество любопытных уловок, чтобы продвинуть бренд еще дальше.

Например, кольцо на стакан, чтобы не жгло руки.

Покупая кофе, можно было выбрать: бесплатное гофрокартонное кольцо или немного доплатить и взять красивое полиуретановое с логотипом Starbucks. И не выкидывать его вместе со стаканом, а носить с собой до следующей покупки кофе. Неважно, будет куплен кофе в Старбаксе или нет, на стакане будет лого этой культовой сети. И забота о людях и окружающей среде, и отличный конкурентный ход.

Термокружки, уже не первый год продающиеся в кофейнях, решение из этой же оперы. Люди пользуются "тумблерами" с надписью Starbucks не только для кофе из Старбакс, а значит это дополнительная коммуникация.

Кстати, многоразовые кружки и стаканы или же полностью перерабатываемая посуда - это то, к чему Старбакс стремится в рамках своей внушительной программы по охране окружающей среды. Говорят, к 2015 году все мы станем носителями многоразовой рекламы культовых кофеен.

В Старбаксе всегда можно купить диск с хорошей, тщательно подобранной музыкой. Эта же музыка будет играть в кофейне в момент покупки. Более того, эта же музыка в этот день будет играть в Starbucks в Сиэтле, Нью-Йорке, Милане, Токио. И если посетитель знает об этом факте, он, вероятно, привяжется к компании еще больше.Это помогает создать чувство сопричастности всему земному шару.

Заключение

 

В ходе проведения данного анализа была охарактеризована история возникновения и развития предприятия, была представлена ее миссия и долгосрочные цели с задачами. Starbucks Corp. <#"889590.files/image005.jpg">

По результатам составленной SWOT-матрицы можно сделать следующие выводы:

Среди наиболее вероятных перспектив в развитии предприятия, по критерию сильные стороны предприятия и его возможности, можно выделить рост количества клиентов, а также усиление влияния на рынке данного производства. Среди наиболее вероятных перспектив в развитии предприятия, по критерию слабые стороны предприятия и его возможности, можно выделить угрозу того, что потребитель может уйти к фирме-конкуренту, способному предоставить запрашиваемые им услуги.

Среди наиболее вероятных перспектив в развитии предприятия, по критерию слабые стороны предприятия и внешние угрозы, можно выделить вероятность того, что клиенты уйдут к другим фирмам- новичкам, предоставляющим услуги аналогичного характера, но по более низким ценам. Если не будет постоянного притока новых клиентов, то фирма просто не получит своего дальнейшего развития и как следующую перспективу дальнейшего развития можно уже рассматривать полную потерю клиентов и банкротство организации.

Среди наиболее вероятных перспектив в развитии предприятия, по критерию сильные стороны и внешние угрозы, можно рассматривать возможность предотвращения утечки клиентов к другим за счет расширения ассортимента.

Список использованной литературы и источников


1.       Котлер, Филип, Армстронг Гари. Основы маркетинга. Профессиональное издание, 12-е изд.: Пер. с англ. - М.: "И.Д. Вильямс", 2009. - 1072 с.

.         Шульц Г., Йенг Д.Д. Влейте в нее свое сердце. Как чашка за чашкой строилась Старбакс. Пер. с англ. - СПб.: Книги Стокгольмской школы экономики в Санкт-Петербурге, 2004.

.         Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. - 2-е изд., испр. М.: ИНФРА-М, 1999.

4. <http://www.starbucks.com/assets/e56b2a6b08244aaab0632dc6ac25ad0d.pdf><http://www.starbucks.com/assets/e56b2a6b08244aaab0632dc6ac25ad0d.pdf>

.         <http://expert.ru/2006/10/6/kofe/><http://expert.ru/2006/10/6/kofe/>

.         <http://coffee.infographer.ru/><http://coffee.infographer.ru/>

.         <http://www.foodmarket.spb.ru/interfax.php?rub=10..><http://www.foodmarket.spb.ru/interfax.php?rub=10..>

. <http://www.adme.ru/articles/lora-rajs-pro-strategiyu-starbucks-6529/><http://www.adme.ru/articles/lora-rajs-pro-strategiyu-starbucks-6529/>

. <http://www.adme.ru/articles/sekrety-starbucks-starbucks-375848-421555/><http://www.adme.ru/articles/sekrety-starbucks-starbucks-375848-421555/>

. <http://www.marketingweek.co.uk/brands/starbucks/><http://www.marketingweek.co.uk/brands/starbucks/>

. <http://www.effectivebrands.com/downloads/bulletin_starbucks.pdf><http://www.effectivebrands.com/downloads/bulletin_starbucks.pdf>

.         <http://news.starbucks.com/article_display.cfm?article_id=547><http://news.starbucks.com/article_display.cfm?article_id=547>

Приложение. Анкета потребительских предпочтений

Любите ли Вы кофе?

72.41% 105

27.59% 40

Да

Нет


Как часто Вы пьете кофе?

11.72% 17

25.52% 37

23.45% 34

25.52% 37

13.79% 20

утром

несколько раз в день

один или несколько раз в неделю

редко пью кофе

я не пью кофе вообще

<http://virtualexs.ru/cgi-bin/exsurveys/research.cgi?mode=query&ac=7487&r1=_o3&query=opinion>

Знакома ли Вам кофейня Starbucks?

84.83% 123

13.10% 19

2.07% 3

да, бывал(а) там

да, но ни разу там не был(а)

нет


Как часто в среднем Вы посещаете Starbucks?

16.55% 24

14.48% 21

25.52% 37

15.17% 22

28.28% 41

никогда там не был(а)

несколько раз в неделю

1-3 раза в месяц

от 11 до 6 раз в год

менее 6 раз в год


Если Вы не посещаете Starbucks, то почему?

56.55% 82

9.66% 14

2.07% 3

5.52% 8

8.97% 13

1.38% 2

15.86% 23

я посещаю

слишком дорого

я живу в другом городе

мне не нравится Starbucks, не вижу в нем ничего особенного

мне больше нравится другое(ие) кафе

Ваш ответ



Пробовали ли Вы следующие напитки в Starbucks?

Эспрессо

1.38% 2

12.41% 18

86.21% 125

Заказываю чаще всего

Иногда заказываю

Никогда не заказывал(а)


Кофе Американо

8.28% 1220.69% 3071.03% 103



Заказываю чаще всего

Иногда заказываю

Никогда не заказывал(а)


Кофе Латте

24.83% 3631.03% 4544.14% 64



Заказываю чаще всего

Иногда заказываю

Никогда не заказывал(а)


Каппучино

24.83% 3635.86% 5239.31% 57



Заказываю чаще всего

Иногда заказываю

Никогда не заказывал(а)


Кофе Мокка

11.03% 1625.52% 3763.45% 92



Заказываю чаще всего

Иногда заказываю

Никогда не заказывал(а)


Карамель Маккиато

11.03% 1628.28% 4160.69% 88



Заказываю чаще всего

Иногда заказываю

Никогда не заказывал(а)



Свежеприготовленный кофе

10.34% 1517.93% 2671.72% 104



Заказываю чаще всего

Иногда заказываю

Никогда не заказывал(а)


Фраппучино

11.72% 1732.41% 4755.86% 81



Заказываю чаще всего

Иногда заказываю

Никогда не заказывал(а)


Чай

22.07% 3231.03% 4546.90% 68



Заказываю чаще всего

Иногда заказываю

Никогда не заказывал(а)


Важна ли для Вас приветливость бариста?

87.59% 127

12.41% 18

Да

Нет


Нравится ли Вам индивидуальный подход в Starbucks? (когда Ваше имя при заказе пишется на стакане)

64.83% 94

9.66% 14

25.52% 37

Да, это прикольно

Нет, я не хочу называть свое имя постороннему человеку

Мне все равно


Вы считаете, что цены в Starbucks…

14.48% 21

57.24% 83

20.00% 29

0.00% 0

8.28% 12

очень высокие

выше, чем хотелось бы

приемлемые

мне все равно



Оцените следующие кофейни по 5 бальной шкале:

Шоколадница

17.93% 26

23.45% 34

26.21% 38

13.79% 20

15.86% 23

2.76% 4

5

4

3

2

1

не знаю, не был


Кофе Хауз

7.59% 11

19.31% 28

30.34% 44

22.07% 32

16.55% 24

4.14% 6

5

4

3

2

1

не знаю, не был


35.17% 51

35.17% 51

9.66% 14

5.52% 8

1.38% 2

13.10% 19

5

4

3

2

1

не знаю, не был

Bean

4.83% 7

15.17% 22

9.66% 14

4.14% 6

0.69% 1

65.52% 95

5

4

3

2

1

не знаю, не был

Coffee

11.72% 17

13.79% 20

13.10% 19

5.52% 8

2.76% 4

53.10% 77

5

4

3

2

1

не знаю, не был


Считаете ли Вы, что "Starbucks - больше, чем кофе?"

43.45%  63

43.45%  63

13.10%  19

Нет

Ничего о нем не знаю



Ваш пол:

33.79% 49

66.21% 96

мужской

женский


Сколько Вам полных лет?

0.69% 1

62.76% 91

24.14% 35

6.90% 10

2.07% 3

2.76% 4

0.69% 1

менее 18

18 - 21

22 - 25

26 - 30

31 - 35

36 - 45

более 45


Откуда Вы?

71.03% 103

24.14% 35

4.83% 7

из Москвы

из другого города, но учусь/работаю/живу в Москве

из другого города


Ваш источник получения денежных средств:

33.79% 49

26.21% 38

40.00% 58

0.00% 0

я сам зарабатываю деньги

я зарабатываю деньги, но родственники (супруг(а), родители) мне помогают

меня обеспечивают родители (родственники)

меня обеспечивает супруг(а)


Род Вашей деятельности:

42.76% 62

23.45% 34

33.10% 48

0.69% 1

учусь

работаю

учусь и работаю

временно безработный


Сколько в среднем в месяц Вы тратите?

20.69% 30

47.59% 69

21.38% 31

10.34% 15

0.00% 0

менее 10 тыс. руб.

10 - 30 тыс. руб.

30 - 50 тыс. руб.

50 - 100 тыс. руб.

более 100 тыс. руб.



Ваш семейный статус:

87.59% 127

4.83% 7

5.52% 8

2.07% 3

холост/не замужем

есть супруг(а), но пока нет детей

есть супруг(а) и дети

есть дети


Похожие работы на - Маркетинговое исследование сети кофеен 'Starbucks'

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!