Развитие критического мышления у студентов высшего профессионального образования по курсу 'Мультимедиа технологии в издательском деле'

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    837,65 Кб
  • Опубликовано:
    2016-01-31
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Развитие критического мышления у студентов высшего профессионального образования по курсу 'Мультимедиа технологии в издательском деле'

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «УДМУРТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИКИ, ПСИХОЛОГИИ И СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

КАФЕДРА ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО И  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ



ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

Тема: Развитие критического мышления у студентов высшего профессионального образования по курсу «Мультимедийные технологии в издательстве»


Выполнил: Блузина Евгения Александровна





Ижевск, 2015

Содержание

Введение

. Информационно-аналитическое исследование подходов к развитию критического мышления у студентов

.1 Анализ базовых терминов «критика», «мышление»

.2 Анализ педагогических систем и подходов к развитию критического мышления

.3 Психофизиологические состояние студентов

. Проектирование педагогической технологии по развитию критического мышления у студентов высшего профессионального образования на занятиях по курсу «Мультимедиа технологии в издательском деле»

.1 Анализ учебных программ по развитию критического мышления у студентов высшего профессионального образования

.2 Модернизация учебной программы «Мультимедиа технологии в издательском деле»

.3 Формы, методы и средства обучения

. Проектирование и изготовление средства обучения по развитию критического мышления у студентов высшего профессионального образования

.1 Анализ существующих средств развития критического мышления

.2 Разработка структурной схемы средства

.3 Последовательность проектирования и изготовления

.4 Описание работы со средством обучения

. Опытно-экспериментальная работа по развитию критического мышления у студентов высшего профессионального образования при изучении курса «Мультимедиа технологии в издательском деле»

.1 Методика проведения опытно-экспериментальной работы

.2 Описание опытно-экспериментальной работы

.3 Анализ полученных результатов

Заключение

Список использованной литературы

Приложения

Введение

Актуальность исследования: Актуальность данной темы обусловлена практической потребностью общества в личности, обладающей определёнными качествами мышления. Эта потребность связана с тенденцией к свободному обществу, которому соответствует свободная, творческая личность. Свобода мышления подразумевает критическую его направленность, ориентированную на творческую и конструктивную деятельность. Поэтому качественной характеристикой мышления свободной личности является критическое мышление.

Современное общество представляет собой сложное образование, самоорганизующуюся, динамичную систему, нестабильность и непредсказуемость которой отражается в мироощущении отдельного человека скорее, чем устойчивость. Очевидно, что адаптация личности в этом обществе подразумевает не воспроизведение неизменных норм и традиций, а социальное творчество, представленное актуальной культурой. Социальное творчество основано на реконструировании старых и конструировании новых ценностей, норм, что невозможно без критического мышления.

Личность, способная к социальному творчеству, может быть сформирована только личностно-ориентированной системой обучения, целью которой является развитие качеств мышления, адекватных свободному и творческому мышлению. Отсюда необходимость и актуальность научного обоснования этих качеств мышления, определения содержания педагогического процесса их развития.

Возникает противоречие: между возросшими требованиями общества и работодателей в критически мыслящих выпускниках и недостаточным уровнем развития критического мышления в системе ВПО.

Проблема исследования: каковы условия и педагогическая технология, способствующие успешному развитию критического мышления у студентов ВПО на занятиях по курсу «Мультимедиа-технологии в издательском деле»?

Цель исследования - выявить условия и педагогическую технологию, способствующие развитию критического мышления у студентов ВПО на занятиях по курсу «Мультимедиа-технологии в издательском деле».

Объект исследования - учебный процесс на занятиях по курсу «Мультимедиа-технологии в издательском деле».

Предмет исследования - процесс развития критического мышления у студентов ВПО.

Гипотезой исследования стало предположение о том, что критическое мышление как вид мышления у студентов ВПО будет развиваться более успешно, если:

)Учебная программа предусматривает выполнение индивидуальных занятий, способствующих развитию познавательного компонента.

)педагогическое взаимодействие основано на групповых формах организации учебного процесса, интерактивных и проблемных методах обучения

)средство обучения, выполненное в виде web-сайта, содержащей примеры успешности в достижении целей на основе развитого интереса к знаниям

Задачи исследования:

)провести информационно-аналитическое исследование по проблеме развития критического мышления у студентов ВПО;

)разработать учебную программу, которая предусматривает выполнение творческих индивидуальных и групповых занятий, развивающих коммуникативную компетентность критического мышления;

)разработать технологию педагогического взаимодействия, основанную на групповых формах организации процесса, интерактивных и проблемных методах обучения;

)разработать мультимедийное средство обучения, основу которой будет составлять web-сайт.

Глава 1. Информационно-аналитическое исследование подходов к решению проблемы формирования коммуникативной компетентности учащегося

.1 Анализ базовых понятий

Основу понятия развитие критическое мышление составляют такие компетенции как осуществление поиска, анализа и оценки информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития

Базовыми понятиями признаются такими, которые очерчивают всю работу, проблему и предмет.

Базовым понятием является критическое мышление. Составной термин из двух и для его определения необходимо рассмотреть входящие в него термины «критика» и «мышление».

Мышление

Мыслить - значит стараться обнаружить конкретные связи между нашими действиями и их последствиями, так чтобы они стали продолжением других. Благодаря мышлению становится возможным целенаправленное действие. Да и само наличие цели обусловлено мышлением

Критическое

Понятие «критическое» предполагает оценочный компонент, отнюдь не синонимичный понятию «критика».

Слово критическое происходит от двух греческих слов: "кritike" - искусство судить и "kriterion" - средство для суждения.

Таким образом, чтобы подходить к чему-то критично означает определение критериев для оценки и собственно оценку.

Значение слова Критика по Ефремовой: Критика

1. Анализ, <#"889408.files/image001.gif">

Рис. 1

Домашнее задание: ученики возвращаются к списку вопросов, записанных ими в начале урока в таблице ЗХУ и выбирают в качестве ДЗ вопросы, оставшиеся без ответа, проработав §19 учебника и дополнительную информацию.

Рис. 2

Данные уроки разработаны в соответствии с технологией развития критического мышления

.3 Психофизиологическое состояние учащегося

На психофизиологическое состояние учащихся воздействует целый комплекс внешних и внутренних факторов. К внешним факторам относятся климатогеографические, деятельностные, информационно-операциональные, ситуационные, т.е. объективные условия. К внутренним факторам относятся функции, состояния, свойства, качественные особенности организма и психики человека, т.е. субъективные условия. Для учебной деятельности школьников и студентов в настоящее время характерно: большая информационно-операциональная нагрузка с дефицитом времени, возросшей ответственностью, малоподвижным образом жизни, высокой эмоциональной напряженностью.

Старшеклассники и преподаватели будут думать критически тогда, когда критическое мышление будет поощряться во всех сферах их деятельности, будет иметь систему собственных понятий, которые ребята и преподаватели сами создают и могут лично объяснить.

Следует сказать, что материал и форма работы должны согласовываться с ведущим типом деятельности в данном возрасте. Студентам старших курсов больше соответствует материал из разных дисциплинарных областей. Возникающие в этом возрасте экзистенциальные проблемы и проблемы самоопределения требуют широкого контекста для их рассмотрения. Поэтому процесс переосмысления и интеграции всех знаний и личного опыта становится ареной развития рефлексивной и продуктивной критичности. Это, в первую очередь, стимулируется неполнотой и неравномерностью индивидуальных знаний, из которых надо построить целостное мировоззрение.

Для студента характерно очень заметное, даже бурное развитие самостоятельности, критичности мышления. Это совершенно новая сфера развития мыслительной деятельности подростка в отличие от младшего школьника.

Под влиянием общего школьного обучения, характерен для него рост самосознания, у человека развивается умение и потребность самостоятельно мыслить. Студент стремится иметь своё собственное мнение, свои взгляды и суждения по целому ряду вопросов, не полагается во всём на авторитет родителей, учителей или учебника, критически относится к ним, часто «находит ошибки» в суждениях учителя или в материале учебника, склонен к спорам и возражениям, причем в весьма категорической форме. «Что пишут в книжках - я не верю. «Не верно, что кислород не горит - я сам видел на строительстве, как по шлангу шёл кислород, который очень хорошо горел ».

Разумеется, из сказанного не следует делать вывод о том, что студенту свойственен «критический нигилизм», что он начисто отвергает всё, что чужая мысль не может быть для него авторитетной. Но у подростка появляется тенденция не слепо принимать её, а убеждаться в её справедливости, в точности с аргументации.

Главные новообразования этого возраста - открытие «Я», возникновение рефлексии, осознание своей индивидуальности. Студенческий возраст- это возраст врастания в культуру.

Один из важнейших элементов юношеского возраста - формирование самосознания, самооценки, появление острого интереса к самому себе. Юноша хочет разобраться в себе и в тех все более усложняющихся отношениях, которые связывают его с окружающим миром.

Образование характера занимает существенное место. «Чувство взрослости» у студента ярко сказывается в стремлении к самостоятельности, в желании добиваться, чтобы взрослые считались с его мнением. Отсюда тяга к известной независимости и самостоятельности, порой - болезненное самолюбие, обидчивость, острая реакция на попытки взрослых умалить его достоинство.

Именно теперь юноша постепенно, изо дня в день входит в мир взрослых. И в жизни человека, и в нем самом происходит много изменений: меняется как его объективное положение в семье и в учебном заведении, так и его самосознание.

Студент вынужден в короткий промежуток времени находить решения основных задач дальнейшего развития. Главная проблема заключается в том, что эти задачи, при множестве различных социальных институтов, способных оказывать ему в этом помощь, человек в период взросления должен решать самостоятельно. Тогда как «движение» личности студента в процессе решения этих задач всегда противоречиво, конфликтно, напряженно. [10]

Некоторая универсальность задач развития в студенческом возрасте позволяет выявить типичные особенности становления личности юноши, однако условия, в которых каждое новое поколение вынужденно решать эти задачи, могут существенно различаться. Это касается общественных целей и ценностей, социально-педагогических условий обучения и воспитания, культурной и национальной основы, экономической ситуации в стране и регионе.

Российские студенты сегодня оказались одновременно и на своем возрастном рубеже, и на сложившемся так называемом «перекрестке эпох», что не может не вносить определенных изменений в традиционное понимание особенностей старшего подросткового возраста.

Студенческий возраст является особо чувствительным к формированию ценностных ориентаций, поскольку способствует становлению мировоззрения и собственного отношения к окружающей действительности.

Для юношеского периода свойственны беспокойство, тревога, раздражительность, агрессивность, противоречивость чувств, меланхолия, снижение работоспособности.

Позитивные проявления выражаются в том, что у юноши появляются новые ценности, потребности, ощущение близости с другими людьми, с природой, новое понимание искусства.

Важнейшими процессами переходного возраста являются: расширение жизненного мира личности, кругов его общения, групповой принадлежности и увеличение числа людей, на которые она ориентируется. Для старшего подросткового возраста типичными являются внутренняя противоречивость, неопределенность уровня притязаний, повышенная застенчивость и одновременно агрессивность, склонность принимать крайние позиции и точки зрения. Чем резче различия между миром взрослым и миром детства, чем важнее разделяющие их границы, тем ярче проявляются напряженность и конфликтность.

Преодоление трудностей начинается при столкновении подростка с опасностями, угрозами или требованиями, которое проходит в три стадии: первичная (когнитивная и аффективная) оценка ситуации, вторичная оценка альтернативных возможностей решения проблемы и третичная оценка, то есть переоценка ситуации и выбор новых альтернатив поведения. Поэтому наличие навыков критического мышления, способствует адекватному восприятию мира и грамотный выход из проблемной ситуации.

Общение подростков является своеобразной формой воспроизведения взаимоотношений, существующих в обществе взрослых людей, ориентации в нормах этих отношений и их освоения.

Ведущей для подростковой стадии тип деятельности предполагает, что в данной деятельности взаимоотношения самих детей и взрослых должны быть весьма разнообразными и развернутыми (а, следовательно, поддающиеся регуляции и контролю) и иметь за собой вполне осязаемую значимую объективную цель.

Склонность к самоанализу, рефлексии нередко способствует легкости возникновения депрессивных состояний «вплоть до суицидального поведения». Целеустремленность и настойчивость у старшеклассников сочетаются с импульсивностью и неустойчивостью, повышенная самоуверенность и безапелляционность в суждениях сменяются легкой ранимостью и неуверенностью в себе, потребность в общении - желание уединиться, развязанность соседствует с застенчивостью, романтизм, мечтательность, возвышенность чувств нередко уживаются с сухим рационализмом и циничностью, искренняя нежность, ласковость могут быстро сменяться черствостью, отчужденностью, враждебностью и даже жестокостью.

В этот период формируется осознанное отношение к своим потребностям и способностям, влечениям и мотивам поведения, переживаниям и мыслям. Самосознание выражается также в эмоционально - смысловой оценке своих субъективных возможностей, которая, в свою очередь, выступает в качестве обоснования целесообразности целей и поступков.

Самостоятельность мышления - это очень ценное качество, которое преподаватель всячески должен поддерживать и развивать. Не следует высмеивать не удачные на первых порах попытки студента самостоятельно, с критических позиций рассматривать то или иное положение, надо тактично разъяснять юноше ошибочность его суждений, тем более что самокритичность мышления у студентов развивается позже, чем критичность.

Однако необходимо иметь в виду, что стремление к самостоятельности мышления в сочетании с незначительностью жизненного опыта, ограниченностью круга знаний юноши иногда приводит к схематизму и формализму в его мышлении, попыткам мыслить готовыми схемами, неумению учитывать изменившиеся обстоятельства, к тенденции неправомерно применять усвоенные правила и принципы к новым условиям.

Отметим также, что развитие критичности мышления у юноши может пойти по пути «формирования «аутированного критицизма» [9], своеобразной привычки не столько самостоятельно мыслить, сколько сомневаться, спорить, возражать, ставить вопросы, отстаивать заведомо ошибочные положения. Не стремление к истине, а сам процесс «скрещивания аргументаций» иной раз совершенно бесплодный, привлекает в этом случае подростка. Разумеется, это - нежелательная линия развития. В этом случае учитель должен тактично и умело показать бесплодность, ненужность подобных споров и возражений и показать другое «поле применения» для воспитания умений самостоятельно и критически мыслить.

Для развития самостоятельности и критичности мышления нужно требовать от студентов рецензирования ответов товарищей на уроках по определённому плану [8].:

а) достоинства ответа (правильность и глубина изложения, последовательность изложения, стилистическая грамотность);

б) недостатки ответа (слабое знание фактического материала, неумение изложить свои мысли по плану, бедность речи).

Составленные рекомендации содержат основные положения по развитию мышления в юношеском возрасте. Однако необходимо дальнейшее внедрение новаторских способов и методов развития этого одного из основных познавательных процессов в жизни и деятельности каждого человека.

Глава 2. Проектирование педагогической технологии по развитию критического мышления у студентов высшего профессионального образования на занятиях по курсу «Мультимедиа-технологии в издательском деле»

.1      Модернизация учебной программы «Мультимедиа-технологии в издательском деле»

Важнейшей педагогической проблемой сегодня стало внедрение в образовательный процесс средств и методик, помогающих студентам «открывать» себя, раскрывать свои индивидуальные и личностные качества. Критерием успешности подростка в жизнедеятельности становится не столько результативность в изучении предметов, сколько его отношение к возможностям собственного саморазвития, познание самого себя, общение с другими подростками и взрослыми. Критическое мышление - это точка опоры, естественный способ взаимодействия с идеями и информацией. Мы стоим перед проблемой выбора информации. Необходимы умения не только владеть ею, но и критически оценить, осмыслить, применить. Получая новую информацию, обучающиеся должны научиться рассматривать ее с различных точек зрения, делать выводы относительно ее ценности и точности.

В нашем случае модернизация учебной программы состоит из увеличения количества часов самостоятельной работы через взаимодействие учащихся с сайтом. Преподаватель при этом превращается из лектора-рассказчика в консультанта-помощника. Он, естественно, руководит деятельностью учащихся, но делает это ненавязчиво.

Учебная программа приведена в списке литературы под ссылкой [24].

2.2 Формы, методы и средства обучения

Формы обучения

Основной формой изложения теоретического материала мы предлагаем видеолекцию. Благодаря этому учащийся может в любое время вернуться к теме, которую не понял или по каким-либо причинам пропустил занятие.

Основными формами практических занятий мы предлагаем нетрадиционную форму обучения: урок-дискуссия. Эта форма обучения основана на взаимодействии обучающихся, поэтому мы будем применять их на практических и семинарских занятиях.

Методы обучения

В педагогической практике особо значимыми являются методы организации познавательной деятельности учащихся, обеспечивающие усвоение определенных знаний, формирование умений и навыков, в том числе и таких, которые позволяют обучающимся применять полученные знания, умения и навыки на практике при решении конкретных жизненных проблем. Одним из методов творческого развития личности является метод индивидуальных заданий.

Метод индивидуальных заданий всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, с другой - интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей.

Метод индивидуальных заданий всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот подход органично сочетается с групповым подходом к обучению.

Средства обучения

Средства обучения - это «материальные» условия, в которых происходит обучение. К ним относятся природное и социальное окружение, оборудование, учебники, научная помощь.

Для организации лекционных занятий нам потребуется мультимедиа курс «Adobe Flash», браузер для запуска мультимедиа курса, компьютер, который выполняет требования браузера по техническим характеристикам, проектор, экран.

Для организации семинарских занятий и консультаций требуются следующие средства: мультимедиа курс «Adobe Flash», компьютеры, компьютерная сеть, браузер.

Вывод: нами определены оптимальные формы, методы и средства обучения для нашего мультимедийного курса. А именно: видеолекции, урок-дискуссия, метод индивидуальных задач. В соответствии с этим модернизирована программа курса «Мультимедиа-технологии в издательском деле», для специальностей ВПО.

Темы лекционных и практических занятий с формами, средствами и методами, применяемыми на них

Тема 1. Возможности программы Adobe Flash. Лекция является вступительной к курсу. На этой лекции применяется метод продвинутая лекция для организации взаимодействия преподавателя и студентов. Также материал будет подаваться в форме презентации, для обеспечения объяснительно-иллюстративного метода. Основной формой взаимодействия на уроке будет фронтальная форма.

Тема 2. Интерфейс Adobe Flash. Покадровая анимация. На этой лекции применяется метод кластер для успешного освоения материала студентами. Также материал будет подаваться в форме презентации, для обеспечения объяснительно-иллюстративного метода. В дополнении будут приводиться примеры работ. Основной формой взаимодействия на уроке будет фронтальная форма.

Тема 3. Анимация движения. Анимация формы. На этой лекции материал будет подаваться в форме презентации, для обеспечения объяснительно-иллюстративного метода. Основной формой взаимодействия на уроке будет фронтальная форма.

Тема 4. Движение по траектории. Работа со слоями. На этой лекции материал будет подаваться в форме презентации, для обеспечения объяснительно-иллюстративного метода. Основной формой взаимодействия на уроке будет фронтальная форма.

психофизиологический мультимедийный обучение мышление

Глава 3. Проектирование и изготовление средства обучения по развитию критического мышления у студентов высшего профессионального образования

.1 Анализ существующих средств развития критического мышления

Как таковых средств развития критического мышления нет. Есть различные способы измерить уровень критического мышления тем, кто этим вопросом интересуется. Наиболее интересным из всех возможных ресурсов я выбрала сайт Евгения Волкова

На нем собрана разнообразная информация о критическом мышлении - что это такое, как его развивать, тесты для оценки уровня.

Также рассмотрим существующие средства обучения по программе Adobe Flash.

Рис. 3. Учебные пособия по программам Adobe и уроки по программе Flash, в частности.

Плюсы:

Задеваются уже более подробные вопросы, самими авторами затрагиваются все возможности их программы и как с ней работать. На сайте можно обратиться на форум. Одним из главных недостатков можно считать навигацию по сайту.

1.  Курсы, онлайн-уроки, учебники.

Единственное из преимуществ - разнообразие практики, но в основном только по актуальным вопросам, не отвечая стандартам книжного издания.

Опять же главным недостатком является отсутствие интерактивности в этих уроках.

Самым главным недостатком является отсутствие строго проработанной структуры теории и практики, отсутствие лаконичной формы ее представления.

Из всех рассмотренных аналогов, более подходящим можно считать сайт Adobe.com

Вывод: но из всех существующих средств нам не подходит ни одно. Из этого следует, что нужно разработать собственное средство обучения.

.2 Разработка структурной схемы средства обучения

Наше средство обучения будет исполнено в виде Web-сайта.

В нем будет содержаться 4 раздела:

.        Главная страница

.        Теоретическая часть

.        Форум

На главной странице пользователи смогут ознакомиться с темой сайта и его содержимым.

Теоретическая часть содержит основной материал для освоения данного курса.

Задания предназначены для закрепления изученного материала и отчета по Форум используется для обеспечения обратной связи с пользователями и обсуждения возникших проблем по использованию сайта или прохождению материала, выполнения заданий.

Рис. 2. Структурная схема учебного средства

.3 Последовательность проектирования и изготовления

Проектирование - процесс преобразования исходной информации в некоторое новое (иное) состояние (новый информационный продукт) путем изменения его состава и структуры, который называется проектом.

1.  Выявление темы

2.      Осознание и анализ проблемы

.        Определение свойств и параметров показателей некоторого будущего объекта, подлежащего созданию (проектированию) в форме списка требований к нему

.        Сопоставление требований к объекту проектирования с параметрами существующих объектов - аналогов и выявление их недостатков и противоречий

.        Формулирование задач проектирования, решение которых устраняет проблемы

.        Поиск возможных вариантов решения задач с использованием методов активации креативного мышления субъекта

.        Определение критериев и выбор лучшего варианта

.        Визуализация мысленного образа выбранного варианта решения в какой-либо форме

.        Создание, испытания, оценка нового объекта путем сопоставления его свойств и параметров с исходными требованиями к нему и принятия решения о возможности применения этого объекта в практике.

1. Тема: Учебное пособие по Adobe Flash

. Для начала необходимо ответить на такой вопрос: почему было выбрано именно создание электронного учебного пособия? Учебное пособие выполнено в виде сайта для обеспечения легкого доступа обучающимся к курсу.

. Учебное пособие по Adobe Flash должно отвечать следующим требованиям:

·  надежность;

·        простота в использовании;

·        доступность;

·        красивый интерфейс;

·        дешевое;

·        работа на любом компьютере;

·        полнота информации;

·        эргономичность (возможность легко пользоваться множеством функций);

·        возможность чтения материала;

·        небольшой размер (в занимаемом пространстве)

·        развитие критического мышления;

Для изготовления данного сайта был использован конструктор Wix.com.

Сначала был выбран дизайн сайта, отвечающий психологическим и эстетическим требованиям. Далее следовало создание разделов сайта. Отбор материала осуществлялся в соответствии с учебной программой по данному курсу.

3.4 Описание работы со средством обучения

Работа с данным средством обучения очень проста и легка. На лекционных занятиях преподаватель объясняет материал, одновременно выполняя изучаемые операции на компьютере и демонстрируя это на экран с помощью проектора. Студенты же самостоятельно в домашних условиях изучают основные положения теоретического материала представленного на сайте и выполняют задания последующие за теорией.

В выпадающем меню в разделе «Теоретическая часть» можно выбрать соответствующий урок и ознакомиться с материалом.

При возникновении проблем или вопросов на сайте также существует раздел «Форум», где пользователи смогут пообщаться между собой или с автором сайта и решить возникшие проблемы.

Глава 4. Опытно-экспериментальная работа по развитию критического мышления у студентов высшего профессионального образования на занятиях по курсу «Мультимедиа-технологии в издательском деле»

.1 Методика проведения опытно-экспериментальной работы

Для проведения эксперимента были отобраны контрольная и экспериментальная группа.

Контрольная группа - применительно к эксперименту - группа субъектов, не подвергающихся никакому экспериментальному воздействию, но сравниваемая с экспериментальной группой. Ответы испытуемых из контрольной группы могут сравниваться с ответами испытуемых из экспериментальной группы с целью установления любых различий.

Экспериментальная группа - группа участников эксперимента, получающих независимую переменную. В эксперименте, измеряющем воздействие музыки на способность к математическим вычислениям, группа участников, слушающих музыку во время вычислений, будет экспериментальной группой. Вторая группа, выполняющая такие же вычисления без музыки, будет контрольной группой.

Принцип деления на контрольную и экспериментальную группу состоит в том, чтобы группы были однородными - то есть средний уровень развития критического мышления должен быть одинаков в обеих группах.

Для доказательства эффективности разработанной педагогической технологии будут проанализированы результаты, полученные после первичного и конечного тестирования. В случае если результаты конечного тестирования у экспериментальной группы будут выше, чем у контрольной группы значит наша технология была эффективнее, чем традиционный способ обучения.

Гипотеза эксперимента - применение проверенных в эксперименте приемов технологии критического мышления будет способствовать развитию у учащихся критического мышления, направленного на оценку различных ситуаций.

Способ представления результатов - существуют различные способы представления результатов. Их можно представить в виде таблиц, схем, графиков, рисунков и т.п. График для представления результатов нам не подходит, так как нельзя выявить показатели у части студента.

Для наиболее наглядного представления результатов мною был выбрана столбиковая диаграмма.

Методы математической обработки - определяющим был выбран эксперимент, организованный по типу «до и после». В данном случае предполагаемые причины и следствия оцениваются и до, и после эксперимента и делается это как в экспериментальной, так и в контрольных группах.

Для проведения опытно-экспериментальной работы мною было выбрано образовательное учреждение - Удмуртский Государственный Институт. Специальность «Издательское дело и редактирование». Учебное пособие использовалось для изучения дисциплины «Мультимедиа-технологии в издательском деле» на учащихся 4 курса. Экспериментальной группой мною были определены учащиеся 4 курса в составе 9 человек, а контрольной группой стали выпускники 5 курса в составе 7 человек, также изучавшие данную дисциплину. В контрольной группе обучение проводилось в традиционной форме - лекции и практики с использованием доски и раздаточного материала. В экспериментальной группе проводились лекции в стандартной форме и практика происходила с использованием учебного пособия, в котором учебный материал подбирался в соответствии с требованиями учебной программы.

Для выявления изменения уровня критического мышления у обучающихся контрольной и экспериментальной групп было решено провести первичное тестирование перед изучением курса и вторичное тестирование после окончания изучения.

4.2 Описание опытно-экспериментальной работы

На первой лекции в экспериментальной группе было рассказано о правилах использования учебного средства в рамках курса. Также в экспериментальной и контрольной группе было проведено тестирование с помощью Претеста критического мышления, который позволяет выявить уровень критического мышления до начала изучения курса. В тесте было тридцать вопросов, в каждом из которых нужно было выбрать наиболее подходящий ответ.

После этого в экспериментальной группе была проведена небольшая лекция о том, что такое критическое мышление и какими способами можно его развивать. Для этого мною был проанализирован учебный материал на данную тему. Также на протяжении эксперимента студенты помимо основных заданий выполняли задания направленные на развитие критического мышления. Также в конце изучения данного курса выполнялась творческая индивидуальная работа учащихся. Для ее выполнения проводились семинарские занятия, на которых между учащимися происходило обсуждение работ друг друга, давались советы для более успешного выполнения заключительной работы.

Задания соответствовали основным приемам технологии развития критического мышления. Возникшие проблемы и вопросы при решении заданий или освоения теоретической части студентами обсуждались на семинарских занятиях или на форуме учебного средства.

Результатом освоения курса была созданная анимация с использованием изученных навыков.

.3 Анализ полученных результатов

Первичное тестирование показало, что учащиеся обеих групп - экспериментальной и контрольной - примерно на одном уровне развития критического мышления.

Рис.3. Диаграмма результатов первичного тестирования

После изучения курса студенты контрольных и экспериментальных групп были снова протестированы и результаты были также представлены в виде столбиковой диаграммы.

Рис. 4. Результаты вторичного тестирования

Для выявления эффективности использования разработанной нами педагогической технологии необходимо сравнить результаты первичного и конечного тестирования экспериментальной группы.

Рис. 5.

Как видно из диаграммы уровень критического мышления у экспериментальной группы вырос после изучения данного курса с использованием учебного средства.

Из чего следует, что разработанная педагогическая технология эффективнее, чем традиционный вариант обучения. Соответственно гипотеза данного исследования подтверждена в ходе эксперимента.

Заключение

При выполнении дипломного проекта мною были поставлены определенные цели и задачи. Для их достижения была разработана педагогическая технология. Также было спроектировано учебное средство для успешного развития критического мышления. Далее была проведена опытно-экспериментальная работа с использованием спроектированного учебного средства, в ходе которой была выявлена успешность применения разработанного учебного средства при развитии критического мышления.

Список литературы

2.      Технология развития критического мышления (Д. Халперн)

3.      Мышление

4.      Технология развития критического мышления. Методы работы с текстовыми источниками информации.

5.      Технология «Развитие критического мышления»

6.      Загашев И.О., Заир-Бек С.И., 2003

7.      Технология развития критического мышления: теоритические основы и применение в учебном процессе магистратуры в преподавании бухгалтерских дисциплин

8.   Болотов В.А. , Критическое мышление - ключ к преобразованиям российской школы

9.   Бутенко А.В., Ходос Е.А Критическое мышление:метод,теория,практика:Учебно-методическое пособие.-М.:МИРОС,2002.-176 с.

10. Драгунова Т.В. Подросток. - М.: Знание, 1976.

11. История философии в кратком изложении. М.:Мысль,1991.

12.    Мир философии: Книга для чтения. В 2-х ч., М.: политиздат, 1991.

13. Опыт применения технологии развития критического мышления на уроке 21 века: методические материалы для учителя / Под общ. редакцией Крыловой О.Н. СПб.: «Аграф», 2004. 100с.

14.    М.К. Горшков и Ф.Э. Шереги. Модернизация российского образования: проблемы и перспективы / Под ред. М.К. Горшкова и Ф.Э. Шереги. - М. : ЦСПиМ, 2010. - 352 с.

15. Современные педагогические технологии в контексте ФГОС третьего околения: Методическое пособие для преподавателей вузов/ Швец И.М., Левина Л.М., Марико В.В., Грудзинская Е.Ю. - Нижний Новгород, 2010)

16.    Возможности компетентностного подхода в развитии гражданственности старшеклассников / А.В. Дергай [и др.]. - Минск: Медисонт, 2008

17.    В.В. Марико. Условия для развития профессиональной компетентности педагога вуза в рамках курсов повышения квалификации. Электронное методическое пособие. - Нижний Новгород, 2011

18.    И.А. Зимняя. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.

19.    Корженевич Ю.В. Технология развития критического мышления / Ю.В. Корженевич // Развитие гуманитарных наук: материалы Междунар. науч.-практ. конф., Познань, 27- 29 февраля 2012 г. - Познань, 2012 - С. 137-139.

20. Темпл Ч., Мередит К., Стил Дж. Пособие. Как учатся дети: Свод основ. - М.: Изд-во Ин-та «Открытое общество», 1997.

21. Положения о Федеральном Государственном Стандарте.

22.    Технология критического мышления.

23.    Максимович Р.П.Основные приёмы ТРКМ, применяемые на уроках.

24. Учебная программа по дисциплине «Мультимедиа-технологии в издательском деле» направление подготовки бакалавров «Издательское дело и редактирование» профиль 035010

Приложение 1

Формы, методы и средства

Тема

Цели

Часы

Методы

Средства

Форма

Возможности Adobe Flash

Мотивационный этап курса

1

Продвинутая лекция, Объяснительно-иллюстративный метод

Презентация

Лекция (фронтальная форма)

Интерфейс Adobe Flash. Покадровая анимация

Формирование умения анализировать информацию

1

Кластер, Объяснительно-иллюстративный метод

Презентация

Лекция (фронтальная форма)

Анимация движения. Анимации формы

Развитие познавательного интереса

1

Синквейн, Объяснительно-иллюстративный метод

Презентация

Лекция (фронтальная форма)

Движение по траектории. Работа со слоями

Развитие умений действовать самостоятельно

2

Кластер, Объяснительно-иллюстративный метод

Презентация, примеры кода

Лекция (фронтальная форма)


Приложение 2

Пример разработки занятия

Тема: Практикум "Массивы: одномерные и многомерные"

Обучающаяся цель: обучить использованию различных массивов в коде программы.

Развивающая цель: Способствовать развитию критического мышления

Воспитательная цель: сформировать ответственность за свой труд.

Вопросы, затрагиваемые на занятии:

. Массивы. Виды массивов.

. Распределение заданий для команд.

. Постановка целей в команде.

. Определение средств программирования.

. Анализ проделанной работы в команде.

Этап урока

Задачи этапа

Формы взаимодействия и методы обучения

Деятельность учащихся

Орг. Этап 5 мин.

Познакомить учащихся с темой занятия

Фронтальная работа

1) Приветствие 2) Проверка отсутствующих 3) Озвучивание темы


Актуализация 7 мин.

Освежить знания учащихся

Фронтальная работа, Устный опрос

1)Проведение устного опроса: "Что такое массивы? какие виды существуют?"Чем характеризуется каждый вид?"

Отвечают на вопросы преподавателя

Мотивация 8 мин.

Познакомить учащихся с групповой формой работы

Фронтальная работа,

1) Перечисление достоинств работы в команде

помогают определить достоинства работы в команде

Практикум 40 мин.

1)Распределить учащихся по микрогруппам 2)Выдать задания микрогруппам

Самостоятельная работа в микрогруппах.

1) Распределение учащихся по микрогруппам 2) Выдача заданий микрогруппам

Выполнение заданий в микрогруппах

Отчет по практикуму 15 мин.

1)Получить отчеты по проделанным заданиям

Работа в микрогруппах, фронтальная работа, выступление с докладом

1)Прослушивание докладов

Выступление одного учащегося от микрогруппы с докладом

Диагностика 10 мин.

1)Провести оценивание проделанной работы

Работа в микрогруппах, самооценка

1)Предложение провести самооценку каждой микрогруппы

Оценивание работы в микрогруппе, выставление общей оценки микрогруппе

Заключительный этап 5 мин.

Подвести итоги по занятию

Фронтальная работа

1)Подведение итогов по занятию.



Каждый учащийся к концу занятия сможет:

. Пересказать, что такое массивы.

. Объяснить, какие виды массивов существуют.

. Определить цель команды.

. Перечислить средства программирования.

. Выбрать необходимые средства программирования.

. Провести анализ проделанной работы.

Приложение 3

Учебная программа

Неделя семестра

Раздел дисциплины, темы лекций и их содержание

Объем в часах

1 семестр

1

Интерфейс Adobe Flash. Покадровая анимация  Панель инструментов, временная линейка, панели Fill, Frame, Character. Рисование последовательных кадров с последующей их анимацией

2

2

 Анимация движения (motion tweening). Анимация формы (морфинг)  Движение по прямой, движение с вращением. Изменение прозрачности.  Изменение формы, заливки и размеров объекта. Установка меток морфинга.

2

3

Движение по траектории. Работа со слоями. Создание рекламного баннера  Направляющие слои, движение по произвольной траектории. Создание, удаление, переименование слоя. Примеры использования слоев. Примеры баннеров. Разработка сценария. Сохранение файла в формате gif.

4


Похожие работы на - Развитие критического мышления у студентов высшего профессионального образования по курсу 'Мультимедиа технологии в издательском деле'

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!